Положение о классном руководителе учебной группы.pdf

Министерство образования и молодёжной политики
Свердловской области
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Свердловской области
«Красноуфимский аграрный колледж»

УТВЕРЖДАЮ:
р & ^ Щ А П О У СО «КАК»
Т.Н.Кузнецова
«25» августа 2021 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
О КЛАССНОМ РУКОВОДИТЕЛЕ
УЧЕБНОЙ ГРУППЫ

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение регламентирует и определяет нормативно-правовую и
организационно-методическую основу деятельности классных руководителей учебных
групп в государственном автономно профессиональном образовательном учреждении
Свердловской области «Красноуфимский аграрный колледж» (далее - Колледж или
образовательная организация).
1.2. Руководитель учебной группы назначается приказом директора по представлению
заместителя директора по воспитательной работе на весь период обучения
обучающихся.
1.3. В своей деятельности руководитель учебной группы руководствуется следующими
нормативными документами:
• Конвенцией ООН «О правах ребенка»;
• Конституцией РФ;
• Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
• Федеральным законом от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
• Письмо Министерства просвещения РФ от 12 мая 2020 г. N ВБ-1011/08 "О
методических рекомендациях"
• административным, трудовым законодательством РФ;
• Уставом колледжа;
• Правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной
безопасности;
• локальными правовыми актами колледжа, приказами и распоряжениями директора
колледжа.
1.4. Классный руководитель непосредственно подчиняется заместителю директора по
воспитательной работе и отвечает за организацию и координацию образовательного
процесса в закрепленной за ним учебной группе.
1.5. Основными требованиями к личности классного руководителя и его деятельности
являются социальная и профессиональная компетентность, личностная готовность к
воспитательной
работе, высокая нравственная культура, гражданственность,
ответственность и коммуникабельность.
1.6. Основными принципами деятельности классного руководителя являются личностно­
ориентированный (индивидуальный) подход к каждому обучающемуся, взаимодействие
со студенческим активом, включенность в дела и проблемы группы, развитие
студенческого соуправления, доброжелательность в отношениях с обучающимися.
1.7. Деятельность руководителя учебной группы осуществляется в единой системе учебновоспитательного пространства колледжа
и является одним из его важнейших
элементов.
2. Содержание, цели и задачи деятельности классного руководителя
2.1. Организация классного руководства в учебных группах колледжа предусматривает
создание условий эффективной воспитательной деятельности при реализации целей и
задач воспитания и социализации обучающихся, установленных нормативными
правовыми актами федерального и регионального уровней, а также дополнительных
задач с учетом социально-экономической, социокультурной, демографической,
криминогенной
ситуации
в
конкретных
муниципальных
образованиях
и
образовательных организациях среднего профессионального образования.
2.2. Воспитание обучающихся, осваивающих образовательные программы среднего
профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения,
осуществляется на основе включаемых в образовательные программы рабочей
программы воспитания и календарного плана воспитательной работы. Рабочая
программа воспитания и календарный план воспитательной работы разрабатываются и
утверждаются образовательной организацией с учетом включенных в примерные

образовательные программы среднего профессионального образования примерных
рабочих программ воспитания и примерных календарных планов воспитательной
работы. Классные руководители, принимают участие в разработке рабочей программы
воспитания и календарного плана воспитательной работы образовательной
организации, а после ее утверждения формируют- на ее основе календарный план
воспитательной работы группы (месячный, годовой и пр.).
2.3. Содержанием воспитательной работы классного руководителя, является воспитательная
работа, осуществляемая образовательной организацией в рамках утвержденных
программы воспитания и календарного плана воспитательной работы. Ключевое место
в воспитательной работе педагогического работника, осуществляющего классное
руководство в группах организаций СПО, занимает мотивирование обучающихся к
обучению и освоению содержания образовательной программы в полном объеме, а
также к их участию в мероприятиях рабочей программы воспитания и календарного
плана воспитательной работы образовательной организации.
2.4. Цель воспитательной работы - создание условий для саморазвития и самореализации
личности обучающегося, его успешной социализации в обществе, содействие
социально-психологической
адаптации,
личностному
и
профессиональному
становлению и развитию обучающихся посредством планирования и организации
воспитательной работы в учебной группе.
2.5. Основной задачей воспитательной работы классного руководителя является
формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания,
духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности,
способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке
труда.
2.6. Классные руководители в группах во взаимодействии со всеми педагогическими
работниками организации, решают следующие задачи:
• создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности
студента путем гуманизации межличностных отношений, формирование навыков
общения обучающихся, основанных на принципах взаимного уважения и
взаимопомощи, ответственности, коллективизма и социальной солидарности, особенно
обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации и утративших контакт с
родителями (их представителями);
• формирование необходимых качеств у обучающихся для достижения высокого уровня
духовно-нравственного развития, основанного на принятии общечеловеческих и
российских традиционных духовных ценностей и практической готовности им
следовать;
• формирование внутренней позиции личности обучающегося, однозначно осуждающей
негативные явления окружающей социальной действительности;
• взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся, повышение
их педагогической компетентности, в том числе в вопросах информационной
безопасности детей;
• формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства ответственности
за свою страну, причастности к историко-культурной общности российского народа и
•

•
•

судьбе России;
формирование способности обучающихся реализовать свой потенциал в условиях
современного общества, развитие творческого потенциала обучающихся; их
организационно-коммуникативных навыков;
профилактики правонарушений, предупреждение угрозы экстремизма и терроризма,
употребления психотропных средств;
оказание помощи и поддержки тем студентам, которые нуждаются в укреплении
собственной жизненной и социальной позиции, в приобретении навыков
организаторской, управленческой и других видов деятельности;

•

ориентация обучающихся на формирование их социальной и профессиональной
мобильности, на развитие способностей к самоопределению, саморазвитию и
самореализации, а также принятие адекватных мер, направленных на компенсацию
недостаточной роли семьи в воспитании;
3. Организационные основы деятельности, функции классного руководителя
3.1. Организационными основами деятельности классного руководителя являются:
• формирование личности, интеллектуальное и физическое развитие каждого
обучающегося, его становление как гражданина, профессионала и семьянина.
• формирование у обучающихся учебной группы общечеловеческих норм поведения,
гуманистической морали, культуры взаимоотношений, потребности в духовных
ценностях;
• воспитание национального самосознания, содействие усвоению обучающимися
общечеловеческих и национальных культурных
ценностей, формированию
патриотизма и политической культуры, активной гражданской позиции;
• развитие традиций колледжа, усвоение норм и правил внутреннего распорядка, прав
и обязанностей обучающихся, профессиональная ориентация;
• содействие самопознанию и самовоспитанию,
творческому саморазвитию
обучающегося на основе всестороннего изучения его личности;
• поддержание постоянной связи с воспитателями общежития, преподавателями с
целью координации воспитательных воздействий;
• создание в учебной группе доброжелательных,
дружеских отношений и
благоприятного психологического климата;
• забота о создании условий для успешной учебной деятельности обучающихся,
внесение предложений по организации учебного процесса.
3.2. Классный руководитель осуществляет следующие функции:
3.2.1. Анализирует состояние, качество и результаты учебно-воспитательного процесса;
3.2.2. Выявляет интересы, потребности, трудности, конфликтные ситуации, проблемы у
обучающихся и своевременно оказывает им психологическую помощь и
поддержку;
3.2.3. Определяет задачи, формы и методы социально-педагогической работы, способы
решения личностных и социальных проблем, реализации прав и свобод личности
обучающихся, лично сопровождает процесс профессионального становления
обучающихся;
3.2.4. Осуществляет организационно-координирующие функции:
• взаимодействие с преподавателями, мастерами производственного обучения по
вопросам освоения обучающимися образовательных программ, осуществление
совместного контроля за посещаемостью и успеваемостью обучающихся группы;
• обеспечение связи колледжа с семьёй;
• установление контактов с родителями (законными представителями) обучающихся,
привлечение родителей (законных представителей) к участию в учебновоспитательном процессе через работу родительского комитета, лектории,
родительские собрания, другие мероприятия;
• оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся
(лично, через педагога-психолога, социального педагога, воспитателя общежития),
• проведение консультаций, бесед с родителями (законными представителями)
обучающихся
• организация в учебной группе образовательного процесса, оптимального для
развития положительного потенциала личности обучающихся;
• организация, стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в
том числе в системе дополнительного образования;
• организация обучающихся группы для участия во внеучебных мероприятиях,
коллективных творческих делах;
• взаимодействие с воспитателем общежития по вопросам проживания обучающихся
в общежитии;

• взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом учебной группы в целом;
3.2.5. Ведение документации
В перечень документации классного руководителя включается:
журнал учебной группы;
материалы личного дела обучающихся группы;
учет посещаемости обучающихся группы;
учет успеваемости обучающихся группы за семестр (ведомость оценок, при
наличии - электронный журнал);
план воспитательной работы группы (годовой, месячный);
документация классных часов;
индивидуальные планы работы и сопровождения (социальные паспорта)
обучающихся разных категорий (сироты, ОВЗ, малообеспеченные и иные
категории);
иные документы, разработанные в образовательной организации.
3.2.6. Осуществляет коммуникативные функции:
• регулирование межличностных отношений между обучающимися;
• содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе
учебной группы;
• установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающихся;
• оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
3.2.7. Осуществляет аналитико-прогностические функции:
• изучение (совместно с педагогом-психологом) индивидуальных особенностей
обучающихся и динамики их развития;
• определение состояния и перспектив развития коллектива группы;
• анализ семейного воспитания каждого обучающегося;
• анализ и оценка воспитанности личности и коллектива группы;
• анализ и рефлексия своей работы с группой.
3.2.8. Осуществляет контрольные функции:
• контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
• контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.
4. Права и обязанности классного руководителя
4.1. Классный руководитель имеет право:
• Создавать свою систему воспитания, выбирать формы, методы, пути и средства
воспитательной деятельности в группе с учетом возрастных особенностей,
интересов, склонностей и ценностных ориентаций обучающихся, возможностей
колледжа.
• Вести педагогические наблюдения за обучающимися, в том числе и во время
учебных занятий. Изучать социум и окружение обучающихся. Использовать
полученные сведения в воспитательных целях.
• Вносить предложения по поощрению обучающихся, а также предложения по
привлечению к дисциплинарной ответственности обучающихся за нарушение
установленных правил внутреннего распорядка колледжа.
• Присутствовать на заседаниях административно-профилактической комиссии, в
случае невозможности присутствия родителей (законных представителей)
присутствовать
вместе
со
студентом
при
его
взаимодействии
с
правоохранительными органами, органами профилактики и др.
• Получать организационную, методическую, техническую помощь со стороны
руководства колледжа, структурных подразделений и библиотеки по проблемам
воспитания. Повышать психолого-педагогическую компетентность, участвуя в
семинарах и конференциях.
• Получать материальное и моральное поощрение и вознаграждение за свою работу,
размеры и порядок которых определяются в соответствии с критериями
эффективности деятельности.

•

Участвовать на всех уровнях в обсуждении вопросов и принятии решений,
касающихся жизни и деятельности обучающихся учебной группы.
• Иметь доступ к персональным данным обучающихся, содержащихся в
документации учебного части, медицинского работника колледжа.
• Отказаться от классного руководства в случае неразрешимого конфликта или
усложнения личных обстоятельств.
• Участвовать в конкурсах педагогических работников учреждений образования,
имеющих высокие достижения в воспитательной работе.
4.2. Классный руководитель обязан:
• Всесторонне изучать индивидуально-личностные особенности и морально­
психологические качества каждого обучающегося, коллектива учебной группы в
целом, принимать участие в диагностировании уровня воспитанности обучающихся.
• Формировать в учебной группе систему идеологической и информационно­
воспитательной работы.
• Оказывать помощь обучающимся (в особенности первого курса) в адаптации к
условиям обучения в колледже и проживания в общежитии.
• Способствовать созданию условий для успешной учебной и научной
исследовательской работы обучающихся, укрепления учебной дисциплины,
развития умений и навыков самостоятельной учебной работы.
• Вносить предложения по организации учебного процесса, анализировать текущую и
итоговую успеваемость обучающихся и информировать их родителей (законных
представителей).
• Проводить работу по правовому просвещению обучающихся, профилактике
противоправного поведения, недопущению их вовлечения в организации
деструктивного характера. Проводить индивидуальную профилактическую работу с
обучающимися, склонными к антиобщественным действиям.
• Разъяснять обучающимся нормы и правила внутреннего распорядка, их права и
обязанности.
• Принимать участие в формировании органов студенческого самоуправления,
оказывать постоянную помощь в работе органам студенческого самоуправления.
• Способствовать формированию личности, интеллектуальному и физическому
развитию каждого обучающегося, его становлению как гражданина, профессионала
и семьянина. Проявлять заботу о моральной и социальной защите обучающихся,
формировать у них навыки здорового образа жизни.
• Содействовать внеурочной занятости обучающихся, их творческой, культурномассовой и физкультурно-оздоровительной деятельности, привлекать к участию в
работе кружков, творческих объединений, волонтерских отрядов.
• Разрабатывать планы воспитательной работы в учебной группе с отражением
вопросов формирования профессиональных навыков, эстетического воспитания
обучающихся, физкультурно-оздоровительной работы, работы с активом, трудового
воспитания.
• Вести установленную в колледже документацию учебной группы, составлять план и
отчет работы и др.
• Постоянно совершенствовать свой профессиональный и методический уровень.
Формы работы классного руководителя
5.1. В соответствии со своими функциями руководитель учебной группы выбирает
формы работы с обучающимися:
•
индивидуальные
(беседа,
консультация,
обмен
мнениями,
оказание
индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
•
групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);
• коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, соревнования и др.).
5.2. При выборе форм работы с обучающимися руководитель учебной группы должен
руководствоваться следующим:

•
определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами,
стоящими перед колледжем;
•
учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности,
интересы и потребности обучающихся, внешние условия;
•
обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально значимой
творческой деятельности обучающихся в группе.
6. Критерии оценки осуществления функций классного руководителя
6.1. Эффективность осуществления функций классного руководителя определяется на
основании следующих критериев:
• посещаемость и успеваемость обучающихся группы;
• дисциплина обучающихся, отсутствие дисциплинарных взысканий, отсутствие
правонарушений;
• развитие студенческого самоуправления, волонтёрского движения;
• организация и проведение в группе различных внеучебных мероприятий;
• внеурочная занятость студентов учебной группы в кружках и секциях;
• участие в общих мероприятиях колледжа, городских, районных, областных и
Всероссийских мероприятиях;
• взаимодействие с родителями (законными представителями);
• своевременное и качественное оформление и ведение документации
7. Организация работы и взаимодействие классного руководителя с органами
управления колледжем
7.1. Общее руководство работой и контроль работы классных руководителей в
колледже осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.
7.2. Работа классного руководителя осуществляется на плановой основе.
Планирование включает в себя разработку планов воспитательной работы на учебный
год и ежемесячных планов работы классного руководителя. Содержание работы
руководителя учебной группы отражается в журнале классного руководителя и отчетах
по воспитательной работе в группе.
7.3. Классный руководитель в своей работе взаимодействует с:
•
субъектами образовательного процесса: обучающимися, родителями (законными
представителями), преподавателями и сотрудниками колледжа;
•
всеми структурными подразделениями колледжа, органами студенческого
самоуправления;
•
учреждениями образования, культуры, здравоохранения, субъектами системы
профилактики, силовых структур города, района, РФ.
Ответственность классного руководителя
Классный руководитель несет ответственность:
1) за нарушение Устава, иных документов образовательной организации;
2) за применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим
и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.
3) за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей,
предусмотренных
настоящей
должностной
инструкцией,
в
пределах,
определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4) за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в
пределах,
определенных
административным,
уголовным
и
гражданским
законодательством Российской Федерации.
5)
за
причинение
материального
ущерба
в
пределах,
определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».