О. 07 Основы безопасности жизнедеятельности

Рабочая

программа

учебного

предмета

«Основы

безопасности

жизнедеятельности» разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования (утв. приказом
Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413), с учетом
Федерального

государственного

образовательного

стандарта

среднего

профессионального образования по специальности 38.02.07 «Банковское дело»
базовая подготовка укрупненной группы специальностей 38.00.00 «Экономика и
управление» утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 15 мая 2014
г. N 539 "Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.07
«Банковское дело»

базовая подготовка укрупненной группы специальностей

38.00.00 «Экономика и управление» и профиля профессионального образования
специальностей по программе подготовки специалистов среднего звена среднего
профессионального образования (ППССЗ СПО) и с учетом программы воспитания
специальности.

Организация разработчик: ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный колледж»
Разработчик: Сычев Дмитрий Сергеевич, преподаватель

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕТЕЛЬНОСТИ»
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
1.1. Место учебного предмета в структуре основной образовательной программы:
Рабочая

программа

жизнедеятельности»
образовательной

учебного

является

программы

предмета

частью

среднего

«Основы

основной

профессиональной

профессионального

специальности 38.02.07 «Банковское дело»

безопасности

образования

по

базовая подготовка укрупненной

группы специальностей 38.00.00 «Экономика и управление».
Рабочая программа учебного предмета разработана на основе федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования,
реализуемого в пределах ОПОП СПО.
1.2. Место учебного предмета в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» является
обязательной

частью

общеобразовательного

цикла

общеобразовательных

дисциплин образовательной программы 38.02.07 «Банковское дело»
подготовка укрупненной группы специальностей 38.00.00

базовая

«Экономика и

управление». Входит в социально-экономический профиль общеобразовательного
цикл.

4

2.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

2.1. Цели и задачи учебного предмета – требования к результатам освоения:
Содержание

программы

«Основы

безопасности

жизнедеятельности»

направлено на достижение следующих целей:
• повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности,
общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные
интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно
обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности,
общества и государства);
• снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность
личности, общества и государства;
•

формирование

антитеррористического

поведения,

отрицательного

отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
• обеспечение профилактики асоциального поведения обучающихся.
Освоение содержания учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности» обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные:

Осознающий себя гражданином и защитником великой страны
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность
принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и
участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на
условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в
деятельности общественных организаций
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества,
обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и
проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и
девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий
социально опасное поведение окружающих
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность
собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и
профессионального конструктивного «цифрового следа»
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на
основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных
ценностей многонационального народа России
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в
социальной поддержке и волонтерских движениях
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и
чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.

ЛР 1
ЛР 2

ЛР 3

ЛР 4
ЛР 5
ЛР 6
ЛР 7
5

Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных
этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к
сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей
многонационального российского государства
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни,
спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака,
психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую
устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том
числе цифровой
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами
эстетической культуры
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей;
демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской
ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового
содержания
Метапредметные:

Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать
все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов
деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты.
Умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности.
Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей.
Владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их
достижения.

Предметные:

Сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том
числе о культуре экологической безопасности как о жизненно важной социальнонравственной позиции личности, а также как о средстве, повышающем защищенность
личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное
влияние человеческого фактора.
Знание основ государственной системы, российского законодательства, направленных на
защиту населения от внешних и внутренних угроз.
Сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма,
других действий противоправного характера, а также асоциального поведения.
Сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения
духовного, физического и социального благополучия личности.
Знание распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера.
Знание факторов, пагубно влияющих на здоровье человека, исключение из своей жизни
вредных привычек (курения, пьянства и т. д.).
Знание основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил
поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.

ЛР 8

ЛР 9
ЛР 10
ЛР 11
ЛР 12

МПР 1

МПР 2
МПР 5

МПР 7
МПР 9

ПР 1

ПР 2
ПР 3
ПР 4
ПР 5
ПР 6
ПР 7

6

Умение предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для
них признакам, а также использовать различные информационные источники.
Умение применять полученные знания в области безопасности на практике,
проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных
опасных и чрезвычайных ситуациях.
Знание основ обороны государства и воинской службы: законодательство об обороне
государства и воинской обязанности граждан; права и обязанности гражданина до призыва, во
время призыва и прохождения военной службы, уставные отношения, быт военнослужащих,
порядок несения службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и тактическая подготовка.
Знание основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей
прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и
пребывания в запасе.
Владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при
неотложных состояниях (при травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая
знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике.

ПР 8
ПР 9
ПР 10

ПР 11
ПР 12

7

3.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

3.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
внеаудиторная самостоятельная работа
Итоговая аттестация

Объем часов
70
70
Дифференцированный зачёт

8

3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Наименование
разделов и тем
1
Введение.
Тема 1.

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Объем в
часах

2

3
2

Основы безопасности жизнедеятельности.
Актуальность изучения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»,
цели и задачи дисциплины. Основные теоретические положения дисциплины,
определения терминов «среда обитания», «биосфера», «опасность», «риск»,
«безопасность».
Культура безопасности жизнедеятельности — современная концепция безопасного
типа поведения личности.
Раздел 1. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья.
Тема 2.
Здоровье и здоровый образ жизни.
Общие понятия о здоровье. Здоровый образ жизни как необходимое условие
сохранения и укрепления здоровья человека и общества.
Тема 3.
Факторы, способствующие укреплению здоровья.
Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Режим дня, труда и
отдыха.
Тема 4.
Двигательная активность и закаливание организма. Занятия физической
культурой.
Влияние двигательной активности на здоровье человека.
Закаливание и его влияние на здоровье.
Тема 5.
Рациональное питание и его значение для здоровья.
Правильное и здоровое питание.
Тема 6.
Правила личной гигиены и здоровье человека.
Гигиена человека.
Тема 7.
Основные источники загрязнения окружающей среды.

2

Коды ЛР, МПР, ПР
формированию которых
способствует элемент
программы
4

ЛР 1
МПР 5
ПР 1

20
2
2

2

ЛР 5, 8, 11, 12
МПР 1, 5, 7, 9
ПР 1, 4, 6

2
2
2
9

Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека.
Тема 8.
Вредные привычки и их профилактика.
Употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков
Тема 9.
Алкоголь и его влияние на здоровье человека.
Социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и
физической работоспособности.
Тема 10.
Курение и его влияние на состояние здоровья.
Влияние курения на нервную систему, сердечно-сосудистую систему.
Тема 11.
Наркотики, наркомания и токсикомания.
Общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам.
Раздел 2. Государственная система обеспечения безопасности населения
Тема 12.
Тема 13.
Тема 14.
Тема 15.
Тема 16.

Тема 17.

Тема 18.

Классификация чрезвычайных ситуаций.
Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера.
Характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера.
Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера.
Характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Выживание в условиях автономного существования.
Ориентирование. Как организовать ночлег. Как добыть огонь. Добывание пищи и
воды. Профилактика и лечение заболеваний. Как подать сигнал бедствия.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Структура и задачи, история ее создания, предназначение.
Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны.
Основные понятия и определения, задачи гражданской обороны. Структура и
органы управления гражданской обороной.
Современные средства поражения
и их поражающие факторы.
Мероприятия по защите населения. Оповещение и информирование населения об
опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.
Средства индивидуальной защиты.
Изучение и использование средств индивидуальной защиты от поражающих
факторов в ЧС мирного и военного времени.

2
2
2

ЛР 5, 8, 11, 12
МПР 1, 5, 7, 9
ПР 1, 4, 6

2
18
2
2
2
2

2

ЛР 5, 7-9, 12
МПР 1, 2, 5, 7, 9
ПР 1-3, 5, 7-9

2

2
10

Тема 19.
Тема 20.
Раздел 3.
Тема 21.
Тема 22.
Тема 23.
Тема 24.
Тема 25.
Тема 26.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах
чрезвычайных ситуаций.
Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ.
Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан.
МЧС России, МВД России, Служба скорой медицинской помощи, России, ФСБ.
Основы медицинских знаний.
Понятие первой помощи.
Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь. Признаки жизни.
Общие правила оказания первой помощи.
Понятие травм и их виды.
Признаки травм. ПМП
Понятие и виды кровотечений.
Основные понятия: Кровотечения, виды кровотечений. Способы остановки.
Первая помощь при ожогах.
Понятие, основные виды и степени ожогов. Первая помощь при термических
ожогах. Первая помощь при химических ожогах.
Переломы и их последствия.
Виды переломов и ПМП.
Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика.
Пути передачи возбудителей инфекционных болезней.

Сердечно-легочная реанимация.
Правила проведения непрямого (наружного) массажа сердца и искусственного
дыхания. Основные причины остановки сердца.
Тема 28.
Беременность и гигиена беременности.
Признаки и сроки беременности. Особенности питания и образа жизни беременной
женщины.
Тема 29.
Основы ухода за младенцем.
Физиологические особенности развития новорожденных детей. Основные
мероприятия по уходу за младенцами.
Раздел 4. Основы обороны государства и воинская обязанность
Тема 30.
Вооруженные силы РФ. Сухопутные войска. Военно-Воздушные силы.
Военно-Морской флот.
Основные предпосылки проведения военной реформы. Виды ВС РФ, рода ВС РФ,
рода войск. История создания, предназначение, структура.
Тема 27.

2
2
18
2

2
2
2
2
2

ЛР 5, 7-9, 12
МПР 1, 5, 7, 9
ПР 12

2
2
2
12
2

11

Тема31.
Тема 32.

Тема 33.

Тема 34.
Тема 35.
ВСЕГО ЧАСОВ
АУДИТОРНЫХ

Космические войска. РВСН. Пограничные войска. Железнодорожные войска.
История создания, предназначение, структура.
Призыв на военную службу.
Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение
военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской
части.
Военная служба по контракту.
Основные условия прохождения. Требования, предъявляемые к гражданам,
поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по
контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим
военную службу по контракту.
Боевые традиции Вооруженных Сил России.
Написать про боевые традиции Вооруженных Сил России
Итоговое занятие. Дифференцированный зачёт.

2
2

2

ЛР 1, 3, 5, 7-9
МПР 1, 2, 5, 7, 9
ПР 1-4, 10-12

2
2
70
70

12

4.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

4.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
«Безопасности жизнедеятельности и охраны труда».
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине «ОБЖ»
Информационные плакаты по ОБЖ.
4.2 Информационное обеспечение обучения
Учебная литература:
Марков В.В., Латчук В.Н., Миронов С.К., Виноградский С.Н. Основы
безопасности жизнедеятельности 10 класс – М. Дрофа, 2019
Марков В.В., Латчук В.Н., Миронов С.К., Виноградский С.Н. Основы
безопасности жизнедеятельности 11 класс – М. Дрофа, 2019
Косолапова Н. В., Прокопенко Н. А. Основы безопасности жизнедеятельности:
учебник для сред. проф. образования. — М., 2018.
Косолапова Н. В., Прокопенко Н. А., Побежимова Е. Л. Безопасность
жизнедеятельности: учебник для учреждений сред. проф. образования. — М.,
2019.
Микрюков В.Ю. Основы военной службы: учебник для учащихся старших классов
сред.образовательных учреждений и студентов сред. спец. учеб. заведений, а
также преподавателей этого курса. — М., 2017.
Микрюков В.Ю. Азбука патриота. Друзья и враги России. — М., 2019.
Нормативные документы:
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными
законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от
30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. —№ 4. — Ст. 445.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от
07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от
23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от
03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014
№ 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными
Федеральным
законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ
07.06.2012 № 24480).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении
изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
13

Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих
кадров и
ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по
организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования».
Гражданский кодекс РФ (Ч. 1) (утвержден Федеральным законом от 30.11.94 №
51-ФЗ (в ред. от 11.02.2013, с изм. и доп. от 01.03.2013) // СЗ РФ. — 1994. — № 32
(Ч. 1). — Ст. 3301.Гражданский кодекс РФ (Ч. 2) (утвержден Федеральным
законом от 26.01.96 № 14-ФЗ)
(в ред. от 14.06.2012) // СЗ РФ. — 1996. — № 5 (Ч. 2). — Ст. 410.
Гражданский кодекс РФ (Ч. 3) (утвержден Федеральным законом от 26.11.01 №
146-ФЗ) (в ред. от 05.06.2012) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.
Гражданский кодекс РФ (Ч. 4) (утвержден Федеральным законом от 18.12.06 №
230-ФЗ) (в ред. от 08.12.2011) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (Ч. 1). — Ст. 5496.
Семейный кодекс Российской Федерации (утвержден Федеральным законом от
29.12.1995 № 223-ФЗ) (в ред. от 12.11.2012) // СЗ РФ. — 1996. — № 1. — Ст. 16.
Уголовный кодекс Российской Федерации (утвержден Федеральным законом от
13.06.1996
№ 63-ФЗ) (в ред. от 07.12.2011; с изм. и доп., вступающими в силу с 05.04.2013) //
СЗ РФ. —
1996. — № 25. — Ст. 2954.
Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной
службе»
(в ред. от 04.03.2013, с изм. от 21.03.1013) // СЗ РФ. — 1998. — № 13. — Ст. 1475.
Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. от
11.02.2013) // СЗ РФ. —
1994. — № 35. — Ст. 3648.
Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности
опасных производственных объектов» (в ред. от 04.03.2013) // СЗ РФ. — 1997. —
№ 30. — Ст. 3588.
Федеральный закон от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской
службе» (в ред. от 30.11.2011) // СЗ РФ. — 2002. — № 30. — Ст. 3030.
Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 05.04.2013) //
СЗ РФ. — 1996. — № 23. — Ст. 2750.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред.
от25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации» (в ред. от 25.06.2012) // СЗ РФ. — 2011. — N
48. — Ст. 6724.
Указ Президента РФ от 05.02.2010 № 146 «О Военной доктрине Российской
Федерации» //
СЗ РФ. — 2010. — № 7. — Ст. 724.
14

Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой
государственной системе
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в ред. от 18.04.2012) //
СЗ РФ. —
2004. — № 2. — Ст. 121.
Приказ министра обороны РФ от 03.09.2011 № 1500 «О Правилах ношения
военной формы одежды и знаков различия военнослужащих Вооруженных Сил
Российской Федерации, ведомственных знаков отличия и иных геральдических
знаков и особой церемониальной парадной военной формы одежды
военнослужащих почетного караула Вооруженных Сил Российской актов
федеральных органов исполнительной власти. — 2011. — № 47.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.05.2012
№ 477н
«Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и
перечня мероприятий по оказанию первой помощи» (в ред. от 07.11.2012)
(зарегистрирован в Минюсте РФ 16.05.2012 № 24183) // Бюллетень нормативных
актов федеральных органов исполнительной власти. — 2012.
Приказ министра обороны Российской Федерации и Министерства образования и
науки Российской Федерации от 24.02.2010 № 96/134 «Об утверждении
Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным
знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в
образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования,
образовательных учреждениях начального профессионального и среднего
профессионального образования и учебных пунктах» (зарегистрировано
Минюстом России
12.04.2010, регистрационный № 16866).
Интернет-ресурсы
www. mchs. gov. ru (сайт МЧС РФ).
www. mvd. ru (сайт МВД РФ).
www. mil. ru (сайт Минобороны).
www. fsb. ru (сайт ФСБ РФ).
www. dic. academic. ru (Академик. Словари и энциклопедии).
www. booksgid. com (Воокs Gid. Электронная библиотека).
www. globalteka. ru/index. html (Глобалтека. Глобальная библиотека научных
ресурсов).
www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам).
www. iprbookshop. ru (Электронно-библиотечная система IPRbooks).
www. school. edu. ru/default. asp (Российский образовательный портал.
Доступность, качество, эффективность).
www. ru/book (Электронная библиотечная система).
www. pobediteli. ru (проект «ПОБЕДИТЕЛИ: Солдаты Великой войны»).
www. monino. ru (Музей Военно-Воздушных Сил).
www. simvolika. rsl. ru (Государственные символы России. История и реальность).
www. militera. lib. ru (Военная литература).
15

5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Коды ЛР, МПР, ПР

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Карточки - задания
Внеаудиторная работа

- Выписать в тетрадь способы переноски пострадавшего при
различных травмах.
- Составить схему «Правила личной гигиены»
- Записать в тетрадь правила оказания ПМП при поражениях
электрическим током. Приготовиться обсудить на уроке
- Записать в тетрадь правила оказания ПМП при отравлениях.
Приготовиться обсудить на уроке.
- Записать в тетрадь правила оказания ПМП при алкогольном и
наркотическом опьянении (можно составить опорную схему).
Приготовиться обсудить на уроке
Тестирование по разделам
«ЧС природного характера»
«ЧС техногенного характера»
«Современные средства поражения»
«Гражданская оборона»
«Оказание ПМП при травмах и ранениях»
Контрольные работы:

ЛР 1, 3, 5, 7-9, 11, 12
МПР 1, 2, 5, 7, 9
ПР 1-12

«Аварии с выбросом АХОВ»
«Аварии с выбросом РОВ»
Работа в малых группах по составлению правил безопасного
поведения при ЧС различного характера
Практические уроки
«Правила наложения повязок
«Способы остановки кровотечений»
Внеаудиторная работа

Привести примеры в классификации ЧС. (см конспект)
Дать характеристику одной их групп ЧС природного характера
(по выбору).
Дать характеристику одной их групп ЧС техногенного
характера (по выбору).
В тетради составить порядок действий при угрозе
террористического акта, порядок и правила безопасного
поведения при захвате в качестве заложника.
Законспектировать в тетради. Уголовная ответственность
за подготовку и совершение террористического акта
(совершение взрыва, поджога или иных действий,
создающих опасность гибели людей). Уголовная
ответственность за захват заложников; заведомо ложное
сообщение об акте терроризма; организация незаконного
вооруженного формирования или участие в нем.
Выписать в тетрадь меры безопасности населения,
оказавшегося в зоне военных действий.
Проекты студентов «Мы выбираем жизнь!»
Написание рефератов
«ЗОЖ и его составляющие»

16

«Режим труда и отдыха»
«Вред алкоголя » и др.
Тестирование по разделам
Контрольные работы:
«ЗОЖ и его составляющие»,
«Основы медицинских знаний»
«Правила оказания первой медицинской помощи» и др.
«Призыв граждан на военную службу»
«история создания Вооружённых сил РФ»
Практические уроки
«Правила наложения повязок
«Способы остановки кровотечений»
«Способы транспортировки пострадавших»
Решение ситуационных задач

17

Контрольно-измерительные материалы по предмету
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Пояснительная записка:
Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности.
Курс 1
Специальность: Банковское дело
Время выполнения работы: 45 минут.
Период проведения контроля: 2 полугодие
Таблица 1. Критерии оценивания заданий контрольной работы по ОБЖ.
Объем выполненной работы

Количество заданий

Отметка

90-100 %

30- 25

5

89- 70 %

24 - 19

4

69- 50 %

18- 11

3

Менее 50%

Менее11

2

Инструкция по выполнению работы
На выполнение контрольной работы по Основам безопасности
жизнедеятельности отводится 45 минут.
Внимательно прочитайте каждое задание и предполагаемые варианты ответа, если
они имеются. Отвечайте только после того, как Вы поняли вопрос и
проанализировали все варианты ответа.
Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое - то задание
вызывает затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на
которые уверены.
К пропущенным заданиям Вы можете вернуться позже.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь
как можно больше выполнить заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!

18

Вариант 1
Инструкция: из предложенных вариантов ответа выберите один правильный и
запишите его букву.
Задание № 1
Из перечисленных ниже причин выберите те, которые являются причинами
вынужденного автономного существования в природных условиях:
Варианты ответа:
а) несвоевременная регистрация туристической группы перед выходом на
маршрут, отсутствие средств связи;
б) потеря ориентировки на местности во время похода, авария транспортных
средств, крупный лесной пожар;
в) потеря части продуктов питания, потеря компаса.
Задание № 2
Готовясь к походу, вам необходимо правильно подобрать одежду. Каким
нижеперечисленным требованиям она должна соответствовать:
Варианты ответа:
а) одежда должна быть свободной, чистой и сухой, носиться в несколько слоев;
б) одежда должна быть из синтетических материалов;
в) одежда должна быть из однотонного или камуфлированного материала, чистой
и сухой.
Задание № 3
К преступлениям небольшой тяжести относятся:
Варианты ответа:
а) неумышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание,
предусмотренное Уголовным кодексом, не превышает одного года лишения
свободы;
б) умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание,
предусмотренное Уголовным кодексом, не превышает трех лет лишения свободы;
в) умышленные и неумышленные деяния, за совершение которых максимальное
наказание, предусмотренное Уголовным кодексом, не превышает двух лет
лишения свободы.
Задание № 4
Неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по
лесной территории, — это:
Варианты ответа:
а) лесной пожар;
б) стихийный пожар;
в) природный пожар.
Задание № 5
Причиной взрывов на промышленных предприятиях может быть:
Варианты ответа:
а) отсутствие специальных устройств удаления дыма, легко сбрасываемых
конструкций на взрывоопасных производствах, наличие инертных газов в зоне
взрыва;
19

б) понижение давления в технологическом оборудовании, отсутствие
специальных приборов, указывающих превышение концентрации химически
опасных веществ;
в) несвоевременное проведение ремонтных работ, повышение температуры и
давления внутри производственного оборудования.
Задание № 6
РСЧС создана с целью:
Варианты ответа:
а) прогнозирования ЧС на территории Российской Федерации и организации
проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
б) объединения усилий органов власти, организаций и предприятий, их сил и
средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
в) первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего в чрезвычайных
ситуациях на территории Российской Федерации.
Задание № 7
Комиссия по чрезвычайным ситуациям органа местного самоуправления является
координирующим органом РСЧС на:
Варианты ответа:
а) региональном уровне;
б) федеральном уровне;
в) объектовом уровне;
г) местном уровне;
д) территориальном уровне.
Задание № 8
Ядерное оружие — это:
Варианты ответа:
а) высокоточное наступательное оружие, основанное на использовании
ионизирующего излучения при взрыве ядерного заряда в воздухе, на земле (на
воде) или под землей (под водой);
б) оружие массового поражения взрывного действия, основанное на
использовании светового излучения за счет возникающего при взрыве большого
потока лучистой энергии, включающей ультрафиолетовые, видимые и
инфракрасные лучи;
в) оружие массового поражения взрывного действия, основанное на
использовании внутриядерной энергии.
Задание № 9
Какими путями отравляющие вещества (ОВ) проникают в организм человека:
Варианты ответа:
а) в результате их попадания на одежду, обувь и головные уборы;
б) в результате вдыхания зараженного воздуха, попадания ОВ в глаза, на кожу
или при употреблении зараженной пищи и воды;
в) в результате их попадания на средства защиты кожи и органов дыхания.

20

Задание № 10
В развитии инфекционного заболевания прослеживаются несколько
последовательно сменяющихся периодов. Что это за периоды? Выберите
правильный ответ:
Варианты ответа:
а) начальный период, период инфицирования, опасный период, пассивный
период, заключительный период;
б) прединкубационный период, острое развитие болезни, пассивный период,
выздоровление;
в) скрытый (инкубационный) период, начало заболевания, активное проявление
болезни, выздоровление.
Задание № 11
Причинами сердечной недостаточности могут быть:
Варианты ответа:
а) ревматические поражения сердечной мышцы, пороки сердца, инфаркт
миокарда, физическое перенапряжение, нарушение обмена веществ и
авитаминозы;
б) внутреннее и наружное кровотечение, повреждение опорно-двигательного
аппарата, переутомление, тепловой и солнечный удары;
в) тяжелые повреждения, сопровождающиеся кровопотерей, размозжение мягких
тканей, раздробление костей, обширные термические ожоги.
Задание № 12
Самым надежным способом остановки кровотечения в случае повреждения
крупных артериальных сосудов рук и ног является:
Варианты ответа:
а) наложение давящей повязки;
б) пальцевое прижатие;
в) наложение жгута;
г) максимальное сгибание конечности.
Задание № 13
При оказании первой помощи в случае перелома запрещается:
Варианты ответа:
а) проводить иммобилизацию поврежденных конечностей;
6) вставлять на место обломки костей и вправлять на место вышедшую кость;
в) останавливать кровотечение.
Задание № 14
Каковы правильные действия по нанесению прекордиального удара в области
грудины:
Варианты ответа:
а) прекордиальный удар, короткий и достаточно резкий, наносится в точку, на
грудине выше мечевидного отростка на 2—3 см, локоть руки, наносящей удар,
должен быть направлен вдоль тела пострадавшего, сразу после удара выяснить —
возобновилась ли работа сердца;
б) прекордиальный удар наносится ладонью в точку, расположенную на грудине
выше мечевидного отростка на 2—3 см и на 2 см влево от центра грудины, локоть
21

руки, наносящей удар, должен быть направлен поперек тела пострадавшего, удар
должен быть скользящим;
в) прекордиальный удар наносится ребром сжатой в кулак ладони в точку,
расположенную на грудине выше мечевидного отростка на 2—3 см и на 2 см
влево от центра грудины, после первого удара сделать второй удар.
Задание № 15
Режим жизнедеятельности человека — это:
Варианты ответа:
а) система деятельности человека в быту и на производстве;
б) установленный порядок работы, отдыха, питания и сна;
в) индивидуальная форма существования человека в условиях среды обитания.
Задание № 16
Основными средствами развития силы мышц являются упражнения:
Варианты ответа:
а) с внешним сопротивлением;
б) с выполнением наклонов и махов;
в) требующие высокой скорости.
Задание № 17
Для обеспечения совместимости с другими людьми требуются три основных
качества характера:
Варианты ответа:
а) способность критически относиться к себе, терпимость, доверие;
б) доброжелательность, понимание, красноречие;
в) волевые качества, темперамент, настойчивость.
Задание № 18
Брак может быть расторгнут:
Варианты ответа:
а) по заявлению одного из супругов или их ближайших родственников;
б) по заявлению обоих супругов или по просьбе одного из них;
в) по заявлению или просьбе совершеннолетних детей супругов.
Задание № 19
Образование раковых опухолей у курильщиков вызывают:
Варианты ответа:
а) цианистый водород, содержащийся в табаке;
б) никотин;
в) эфирные масла, содержащиеся в табаке;
г) радиоактивные вещества, содержащиеся в табаке.
Задание № 20
Вооруженные Силы — это:
Варианты ответа:
а) вооруженная система государства, обеспечивающая защиту его интересов,
находящаяся в постоянной боеготовности для отпора возможной агрессии со
стороны других государств;
б) составная часть государства, защищающая его рубежи от нападения
противника, владеющая современной военной техникой и вооружением;
22

в) вооруженная организация государства, предназначенная для защиты интересов
страны и являющаяся важнейшим орудием политической власти.
Задание № 21
Военно-Морской Флот — это:
Варианты ответа:
а) вид вооруженных сил, который предназначен для нанесения ударов по
промышленно-экономическим районам (центрам), важным военным объектам
противника и разгрома его военно-морских сил;
б) род войск, обеспечивающий выполнение боевых задач по разгрому военноморских сил противника;
в) вид войск, обеспечивающий решение стратегических и локальных боевых задач
с применением специальной военной техники и вооружения.
Задание № 22
Под обороной государства понимается:
Варианты ответа:
а) вооруженная система государства, обеспечивающая защиту его интересов от
агрессии со стороны других государств;
б) система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных
мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской
Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории;
в) система военных реформ, направленных на совершенствование Вооруженных
Сил государства для подготовки их к вооруженной защите от агрессии.
Задание № 23
Боевые традиции — это:
Варианты ответа:
а) определенные правила и требования к несению службы и выполнению боевых
задач;
б) исторически сложившиеся в армии и на флоте и передающиеся из поколения в
поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих, связанные с
образцовым выполнением боевых задач и несением воинской службы;
в) специальные нормы, предъявляемые к психологическим и нравственным
качествам военнослужащего в период прохождения воинской службы.
Задание № 24
Из приведенных волевых качеств определите те, которые наиболее необходимы
для выполнения воинского долга:
Варианты ответа:
а) решительность, выдержка, настойчивость в преодолении препятствий и
трудностей, которые возникают в процессе военной службы и мешают ей;
б) агрессивность, настороженность, терпимость к себе и сослуживцам;
в) терпимость по отношению к старшим по званию, лояльность по отношению к
сослуживцам, непримиримость к неуставным взаимоотношениям.
Задание № 25
Под воинской обязанностью понимается:
Варианты ответа:
а) прохождение военной службы в мирное и военное время, самостоятельная
подготовка к службе в Вооруженных Силах;
23

б) установленный законом почетный долг граждан с оружием в руках защищать
свое Отечество, нести службу в рядах Вооруженных Сил, проходить
вневойсковую подготовку и выполнять другие связанные с обороной страны
обязанности;
в) долг граждан нести службу в Вооруженных Силах только в период военного
положения и в военное время.
Задание № 26
Заключение по результатам освидетельствования категории «Б» означает:
Варианты ответа:
а) годен к военной службе с незначительными ограничениями;
б) временно не годен к военной службе;
в) ограниченно годен к военной службе.
Задание № 27
Общие правила и обязанности военнослужащих, взаимоотношения между ними,
обязанности основных должностных лиц полка и его подразделений, а также
правила внутреннего распорядка определяет:
Варианты ответа:
а) Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации;
б) Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации;
в) Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации.
Задание № 28
Какую ответственность несут военнослужащие за проступки, связанные с
нарушением воинской дисциплины, норм морали и воинской чести:
Варианты ответа:
а) административную;
б) уголовную;
в) дисциплинарную.
Задание № 29
В качестве знака, обозначающего желание воюющей стороны эвакуировать
раненых и потерпевших кораблекрушение, а также гражданских лиц из зоны
боевых действий используется знак:
Варианты ответа:
а) белый квадрат с красной полосой;
б) синий равносторонний треугольник на оранжевом фоне;
в) белый флаг;
г) красный крест или красный полумесяц на белом фоне.
Задание № 30
Русская эскадра под командованием Ф. Ф. Ушакова нанесла поражение
превосходящей по численности турецкой эскадре у мыса Тендра:
Варианты ответа:
а) в 1853 г.;
б) в 1709 г.;
в) в 1790 Г.

24

Вариант 2
Инструкция: из предложенных вариантов ответа выберите один правильный
и запишите его букву.
Задание № 1
Какая задача при подготовке и проведении туристского похода является главной:
Варианты ответа:
а) обеспечение безопасности;
б) выполнение целей и задач похода;
в) полное прохождение маршрута.
Задание № 2
Каким из нижеперечисленных правил вы воспользуетесь, возвращаясь вечером
домой:
Варианты ответа:
а) идти по освещенному тротуару и как можно ближе к краю дороги;
б) идти кратчайшим путем, пролегающим через дворы, свалки и плохо
освещенные места;
в) воспользуетесь попутным транспортом.
Задание № 3
К преступлениям средней тяжести относятся:
Варианты ответа:
а) умышленные действия, за совершения которых максимальное наказание,
предусмотренное Уголовным кодексом, не превышает четырех лет лишения
свободы;
б) неосторожные действия, за совершение которых максимальное наказание,
предусмотренное Уголовным кодексом, не превышает трех лет лишения свободы;
в) умышленные и неосторожные действия, за совершение которых максимальное
наказание, предусмотренное Уголовным кодексом, не превышает пяти лет
лишения свободы.
Задание № 4
Процесс горения протекает при наличии:
Варианты ответа:
а) возможности для теплообмена;
б) горючего вещества, окислителя и источника воспламенения;
в) горючего вещества и восстановителя.
Задание № 5
Выходить из зоны химического заражения следует:
Варианты ответа:
а) навстречу потоку ветра;
б) по направлению ветра;
в) перпендикулярно направлению ветра.
Задание № 6
При движении по зараженной радиоактивными веществами местности
необходимо:
Варианты ответа:
а) находиться в средствах индивидуальной защиты, избегать движения по
высокой траве и кустарнику, без надобности не садиться и не прикасаться к
25

местным предметам, не принимать пищу, не пить, не курить, не поднимать пыль и
не ставить вещи на землю;
б) периодически снимать средства индивидуальной защиты органов дыхания и
кожи и отряхивать их от пыли, двигаться по высокой траве и кустарнику,
принимать пищу и пить только при ясной безветренной погоде;
в) находиться в средствах индивидуальной защиты, периодически снимать и
отряхивать их от пыли, двигаться по высокой траве и кустарнику, не принимать
пищу, не пить, не курить, не поднимать пыль и не ставить вещи на землю.
Задание № 7
Назовите закон, определяющий права и обязанности граждан России в области
защиты от ЧС:
Варианты ответа:
а) Федеральный закон «О гражданской обороне»;
б) Федеральный закон «Об обороне»;
в) Закон Российской Федерации «О безопасности»;
г) Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера».
Задание № 8
Поражающими факторами ядерного взрыва являются:
Варианты ответа:
а) ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное
заражение и электро - магнитный импульс;
б) избыточное давление в эпицентре ядерного взрыва, облако, зараженное
отравляющими веществами и движущееся по направлению ветра, изменение
состава атмосферного воздуха;
в) резкое понижение температуры окружающей среды, понижение концентрации
кислорода в воздухе, самовозгорание веществ и материалов в зоне взрыва, резкое
увеличение силы тока в электроприборах и электрооборудовании.
Задание № 9
Основными источниками радиоактивного заражения являются:
Варианты ответа:
а) ядерные реакции, протекающие в боеприпасе в момент взрыва, и
радиоактивный распад осколков (продуктов) деления в облаке взрыва;
б) продукты деления ядерного заряда и радиоактивные протоны, образующиеся в
результате воздействия нейтронов как на материалы, из которых изготовлен
ядерный боеприпас, так и на некоторые элементы, входящие в состав грунта в
районе взрыва;
в) светящаяся область, образуемая раскаленными продуктами взрыва и нагретым
воздухом.
Задание № 10
Бактериологическое оружие — это:
Варианты ответа:
а) специальные боеприпасы и боевые приборы, снаряжаемые биологическими
средствами, предназначенными для массового поражения живой силы,
сельскохозяйственных животных и посевов сельскохозяйственных культур;
26

б) специальное оружие, применяемое для массового поражения
сельскохозяйственных животных и источников воды;
в) оружие массового поражения людей на определенной территории.
Задание № 11
Из приведенных определений здоровья выберите то, которое принято Всемирной
организацией здравоохранения (ВОЗ):
Варианты ответа:
а) здоровье человека— это отсутствие болезней и физических недостатков;
б) здоровье человека — это отсутствие у него болезней, а также оптимальное
сочетание здорового образа жизни с умственным и физическим трудом;
в) здоровье человека — это состояние полного физического, духовного и
социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических
недостатков.
Задание № 12
В приведенной ниже цепочке способов передачи инфекции допущена ошибка.
Найдите ее. В настоящее время известны следующие способы передачи
инфекции:
Варианты ответа:
а) фекально-оральный;
в) механический;
г) жидкостный;
д) переносчиками зоонозных инфекций;
е) контактный или контактно-бытовой.
Задание № 13
Какова последовательность оказания первой медицинской помощи при ушибах:
Варианты ответа:
а) на место ушиба наложить холод и тугую повязку, обеспечить покой
пострадавшему и доставить его в медицинское учреждение;
б) на место ушиба приложить теплую грелку, обеспечить покой пострадавшему и
доставить его в медицинское учреждение;
в) на место ушиба нанести йодную сетку, обеспечить покой пострадавшему и
доставить его в медицинское учреждение.
Задание № 14
Все продукты питания могут быть поделены на группы:
Варианты ответа:
а) животного и растительного происхождения;
б) минеральные и искусственные;
в) мясные и молочные.
Задание № 15
Гиподинамия — это:
Варианты ответа:
а) физическое перенапряжение организма;
б) избыток движения;
в) недостаток движения.
Задание № 16
В России официальным признается гражданский брак, который:
27

Варианты ответа:
а) официально не зарегистрирован, но личные и имущественные отношения
между мужчиной и женщиной продолжались не менее 3 лет;
б) зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния;
в) зарегистрирован в территориальных органах внутренних дел по месту
жительства мужа или жены.
Задание № 17
Права и обязанности родителей и их детей определены:
Варианты ответа:
а) Конституцией Российской Федерации;
б) Гражданским кодексом Российской Федерации;
в) Кодексом о браке и семье.
Задание № 18
Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) — это болезнь, имеющая
вирусную природу. Вирус СПИДа — это вирус иммунодефицита человека (ВИЧ).
Какое отрицательное воздействие ВИЧ оказывает на организм человека:
Варианты ответа:
а) поражает те клетки нашего организма, которые предназначены для борьбы с
вирусной инфекцией, способной поражать клетки головного мозга, вызывая
серьезные неврологические расстройства;
б) поражает центральную нервную систему, опорно-двигательный аппарат и
кровеносную систему человека;
в) вызывает раковые заболевания различных органов, поражает внутренние
органы: легкие, печень, селезенку, поджелудочную железу, лимфатическую
систему.
Задание № 19
К видам Вооруженных Сил Российской Федерации относятся:
Варианты ответа:
а) Сухопутные войска, Военно-Воздушные Силы, Военно-Морской Флот;
б) Сухопутные войска, воздушно-десантные войска, танковые войска,
мотострелковые войска;
в) Ракетные войска стратегического назначения, артиллерийские войска, войска
противовоздушной обороны, мотострелковые войска.
Задание № 20
Воздушно-десантные войска — это:
Варианты ответа:
а) вид вооруженных сил, предназначенный для боевых действий в тылу
противника;
б) род войска, предназначенный для боевых действий в тылу противника;
в) вид войск, обеспечивающий выполнение боевых задач на территории, занятой
противником, с применением специальной военной техники.
Задание № 21
Законом Российской Федерации «О безопасности» установлено, что безопасность
— это:
Варианты ответа:
28

а) условия, при которых постоянно сохраняется целостность и
неприкосновенность территории государства;
б) такое состояние вооруженных сил, при котором исключаются любые агрессии
со стороны других государств;
в) состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и
государства от внутренних и внешних угроз.
Задание № 22
Воинский коллектив — это:
Варианты ответа:
а) воинское подразделение одного рода войск, обеспечивающее выполнение
поставленного перед ним боевого задания;
б) группа военнослужащих, объединенных совместным воинским трудом и
общими интересами в военном деле;
в) подразделение военнослужащих, имеющих общие цели и задачи в мирное или
военное время.
Задание № 23
Воинские ритуалы — это:
Варианты ответа:
а) торжественные мероприятия, совершаемые в повседневных условиях, во время
праздничных торжеств и других случаях;
б) торжественные мероприятия, совершаемые в воинских подразделениях в
праздничные дни;
в) установленные воинскими уставами церемонии, совершаемые
военнослужащими при несении гарнизонной и караульной служб.
Задание № 24
Военная служба исполняется гражданами:
Варианты ответа:
а) только в Вооруженных Силах Российской Федерации;
б) в Вооруженных Силах Российской Федерации, пограничных войсках
Федеральной пограничной службы Российской Федерация и войсках гражданской
обороны;
в) в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, органах и
формированиях.
Задание № 25
Заключение по результатам освидетельствования категории «Г» означает:
Варианты ответа:
а) не годен к военной службе;
б) временно не годен к военной службе;
в) годен к военной службе с незначительными ограничениями.
Задание № 26
Уставы Вооруженных Сил Российской Федерации подразделяются на:
Варианты ответа:
а) уставы родов войск и строевые;
б) тактические, стрелковые и общевоинские;
в) боевые и общевоинские.
29

Задание № 27
Какой устав определяет предназначение, порядок организации и несения
гарнизонной и караульной служб, права и обязанности должностных лиц
гарнизона и военнослужащих, несущих эти службы, а также регламентирует
проведение гарнизонных мероприятий с участием войск:
Варианты ответа:
а) Устав гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил Российской
Федерации;
б) Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации;
в) Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Задание № 28
На военнослужащего, совершившего дисциплинарное правонарушение, могут
налагаться только те дисциплинарные взыскания, которые определены:
Варианты ответа:
а) в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации;
б) в Уголовном кодексе Российской Федерации;
в) в Гражданском кодексе Российской Федерации.
Задание № 29
Одним бело-голубым щитом обозначается:
Варианты ответа:
а) особая защита культурных ценностей;
б) сооружение гражданской обороны;
в) нейтральная зона;
г) общая защита культурных ценностей.
Задание № 30
Куликовская битва между русским войском во главе с Дмитрием Донским и
войском Золотой Орды произошла:
Варианты ответа:
а) в 1240 г.;
б) в 1380 г.;
в) в 1480 г.

30

Критерии оценки знаний и умений студентов на зачете
Эталон правильных ответов
на задания по оценке качества подготовки выпускников дисциплины
«Основы безопасности жизнедеятельности»
1 вариант
2 вариант
№ вопроса

№ вопроса

0123456789
0123456789
00 б а в а в б г в б
00 а а в б в а г а б
10 в а в б а б а а б г
10 а в в а а в б в а а
20 в а б б а б а а в в
20 а в б а в б в а а г
30 в
30 б
Бланк, для заполнения ответов, комплект тестовых заданий для каждого
обучающегося.
45 минут
№ вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Группа _______
0
Фамилия _______
10
Предмет ______
20
Вариант _______
30
Дата _______

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».