ОП. 10 Основы экономической теории

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе
федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 38.02.07 Банковское дело
утвержденного Приказом Минобрнауки России от № 67, от 5 февраля 2018 г.
(далее ФГОС СПО), в соответствии с требованиями работодателя.
Разработчик: Валиева Ольга Валерьяновна, преподаватель ГАПОУ СО
«Красноуфимский аграрный колледж»

2

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
 ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

4

 СТРУКТУРА
И
ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНОЙ

6

 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14

 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

15

 КОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

19

СОДЕРЖАНИЕ

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы экономической теории
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью
профессиональной
образовательной
программы,
разработанной
в
соответствии с ФГОС по специальности СПО 080110 «Банковское дело»
(базовой и углубленной подготовкой).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в
дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения
квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по
рабочей профессии «Контролер сберегательного банка»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: входит в профессиональный цикл, относится к
общепрофессиональным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
 оперировать основными категориями и понятиями экономической
теории;
 использовать источники экономической информации, различать
основные учения, школы, концепции и направления экономической
науки;
 строить графики, схемы, анализировать механизмы взаимодействия
различных факторов на основе экономических моделей;
 анализировать статистические таблицы системы национальных счетов,
определять функциональные взаимосвязи между статистическими
показателями состояния экономики;
 распознавать экономические взаимосвязи, оценивать экономические
процессы и явления, применять инструменты макроэкономического
анализа актуальных проблем современной экономики;
 разбираться в основных принципах ценообразования;
 выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных
ситуаций, предлагать способы их решения с учѐтом действия
экономических закономерностей на микро- и макроуровнях.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
 генезис экономической науки, предмет, метод, функции и инструменты
экономической теории;
 ресурсы и факторы производства, типы и фазы воспроизводства, роль
экономических потребностей в активизации производственной
4

деятельности, типы экономических систем, формы собственности;
 рыночные механизмы спроса и предложения на микроуровне, сущность и
значение ценообразования, методы ценообразования, роль конкуренции в
экономике, сущность и формы монополий, теорию поведения
потребителя, особенности функционирования рынков производственных
ресурсов;
 роль и функции государства в рыночной экономике, способы измерения
результатов экономической деятельности, макроэкономические
показатели состояния экономики, основные макроэкономические модели
общего равновесия, динамические модели экономического роста, фазы
экономических циклов;
 задачи и способы осуществления макроэкономической политики
государства, механизмы взаимодействия инструментов денежнокредитной и бюджетно-налоговой политики, направления социальной
политики и методы государственного регулирования доходов;
 закономерности и модели функционирования открытой экономики,
взаимосвязи национальных экономик.
1.4. Результаты освоения УД:
ОК 1
ОК 5
ПК
1.5
ЛР7
ЛР9

ЛР10
ЛР13

ЛР14

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к
различным контекстам;
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке
Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
Осуществлять международные расчеты по экспортно-импортным операциям;
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и
чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни,
спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака,
психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую
устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том
числе цифровой
Соблюдающий в своей профессиональной деятельности этические принципы:
честности, независимости, профессионального скептицизма, противодействия
коррупции и экстремизму, обладающий системным мышлением и умением принимать
решение в условиях риска и неопределенности
Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно-мыслящий, эффективно
взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми,
осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный,
пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий,
нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную
жизнестойкость

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
5

Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
теоретические занятия
практические занятия
Консультации по дисциплине/экзамену
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающегося
(всего)
Итоговая аттестация в форме экзамена

Объем
часов
90
60
22
28
4/6
14

6

Содержание учебной дисциплины «Основы экономической теории»
Наименование разделов и
тем

Содержание учебного материала, практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся

Объе
м
часов

1

2

1. Введение

Содержание учебного материала:
Роль дисциплины «Основы экономической теории» в процессе
обучения по специальности. Связь с другими дисциплинами. Значение
дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия
различных форм собственности.

Коды ЛР,
МПР, ПР
формирова
нию
которых
способству
ет элемент
программ
ы

3
2

4
ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13,
ЛР 14, ОК
1, ПК 2.3

ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13,
ЛР 14, ОК
1, ПК 2.3
ЛР 9, ЛР
7, ЛР 14,
ОК 2, ПК
2.3
ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13,
ЛР 14, ОК

Раздел 1. Экономическая теория как наука. Общие экономические понятия
2. Предмет, метод и функции
экономической теории. (урок)

Содержание учебного материала:
Понятие о предмете и методологии экономической науки. Понятие о
функциях экономической теории.

2

3. Предмет, структура,
методология и функции
экономической теории.
(самостоятельно 1)
4. История развития
экономической теории, школы
и направления. (урок)

Сделать конспект, используя учебник: Слагода В.Г. Экономическая
теория. 6 –е изд., - М,: ФОРУМ: ИНФРА – М 2013. (6 - 13)

2

Содержание учебного материала:
Исторические этапы развития экономической теории. Основные
положения меркантилистов, физиократов, английской классической

2

7

5. История развития
экономической теории.
(самостоятельно2)
6. Альтернативная стоимость
и базовые экономические
понятия. (урок)

школы. Отличительные особенности экономического учения К.Маркса.
Различия концептуальных положений основных экономических
направлений: неоклассического, неокейнсианского, монетаристского.
Подготовить доклады, презентации по направлениям развития
экономической теории как науки, с использованием учебника: Слагода
В.Г. Экономическая теория. 6 –е изд., - М, : ФОРУМ: ИНФРА – М 2013.
(13 - 28), интернет-ресурс.
Содержание учебного материала:
Понятие альтернативной стоимости. Издержки упущенных
возможностей. Проблема оптимального выбора. Кривая
производственных возможностей. Использование экономического
потенциала. Понятие «потребности». Первичные и вторичные
потребности. Производственные потребности, предметы потребления,
коллективные потребности. Благо, как средство удовлетворения
потребностей. Свободные и экономические блага. Факторы
производства: земля, труд, капитал, предпринимательские способности
и технический прогресс и информация. Три основных вопроса
экономической теории: производить Что? Как? Для кого?

1, ПК 2.3

2

2

ЛР 9, ЛР
7, ЛР 14,
ОК 2, ПК
2.3
ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13,
ЛР 14, ОК
1, ПК 2.3

7. Производство и экономика

Содержание учебного материала:
Общественное производство: производительные силы и
производственные отношения. Производство – процесс создания
полезного продукта. Воспроизводство как экономическая категория.
Закон возрастания потребностей. Эффективность экономики как
экономическая категория.

2

ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13,
ЛР 14, ОК
1, ПК 2.3

8. Производство и экономика
(самостоятельно 3)

Сделать конспект, используя учебник: Слагода В.Г. Экономическая
теория. 6 –е изд., - М, : ФОРУМ: ИНФРА – М 2013. (28 - 45)

2

ЛР 9, ЛР
7, ЛР 14,

8

9. Экономический
кругооборот
10. Роль государства в
экономическом кругообороте.
(самостоятельно 4)

Содержание учебного материала:
Экономический кругооборот. Производство – обмен – распределение –
потребление. Кругооборот спроса и предложения. Роль государства в
кругообороте.
Составить конспект. Чепурин М.Н. «КЭТ» с.303 - 305

Консультация по разделу 1. Экономическая теория как наука. Общие экономические понятия

2

2

2

ОК 2, ПК
2.3
ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13,
ЛР 14, ОК
1, ПК 2.3
ЛР 9, ЛР
7, ЛР 14,
ОК 2, ПК
2.3
ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13,
ЛР 14, ОК
1, ПК 2.3

Раздел 2. Микроэкономика
11. Спрос и предложение,
понятие эластичности.

12. Сущность рынка и его
основные элементы.
(самостоятельно 7)

Содержание учебного материала:
Спрос. Кривая спроса. Функция спроса. Предложение. Кривая
предложения. Функция предложения. Факторы, влияющие на спрос и
предложение. Рыночное равновесие и рыночная цена. Излишек и
дефицит. Понятие эластичности. Спрос эластичный и неэластичный.
Эластичность спроса относительно цены. Детерминанты эластичности
спроса. Эффект Гиффена. Перекрестная эластичность. Эластичность
спроса по доходу. Первый закон Энгеля. Эластичность предложения.
Практическое применение эластичности.
Сделать конспект, используя учебник: Слагода В.Г. Экономическая
теория. 6 –е изд., - М, : ФОРУМ: ИНФРА – М 2013. (94 - 103)

2

ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13,
ЛР 14, ОК
1, ПК 2.3

2

ЛР 9, ЛР
7, ЛР 14,
ОК 2, ПК

9

13. ПЗ 1. Эластичность спроса Содержание учебного материала:
и предложения.
- Механизмы взаимодействия различных факторов, влияющих на спрос
и предложение; спрос и предложение на рынках товаров и услуг.

2

14. ПЗ 2. Анализ эластичности Содержание учебного материала:
спроса и предложения
- расчет эластичности спроса по цене
- анализ эластичности предложения
- анализ воздействия неценовых факторов на спрос и предложене
товаров
15. Поведение потребителя
Содержание учебного материала:
Полезность. Правило максимизации полезности. Закон убывающей
предельной полезности. Принципы равенства предельной полезности и
предельных затрат. Бюджетное ограничение. Потребительские
предпочтения. Кривые безразличия.
16. ПЗ 3. Поведение
Содержание учебного материала:
потребителя
- знать особенности поведения потребителя
- знать и понимать основные понятия

2

17. ПЗ 4. Производство,
издержки и прибыль.

 Содержание учебного материала:
 Основные принципы ценообразования;
предприятия.

2

ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13,
ЛР 14, ОК
1, ПК 2.3

2

ЛР 7, ЛР
9, ЛР 10,
ОК 2, ПК
1.8
ЛР 7, ЛР
9, ЛР 10,
ОК 2, ПК
1.8
ЛР 9, ЛР
7, ЛР 14,
ОК 2, ПК
2.3
ЛР 7, ЛР

2
прибыль

и

2.3
ЛР 7, ЛР
9, ЛР 10,
ОК 2, ПК
1.8
ЛР 7, ЛР
9, ЛР 10,
ОК 2, ПК
1.8

издержки

18. Поведение производителя.
Издержки производства.
(самостоятельно 9)

Составить кроссворд с использованием основных понятий издержек.
Сделать конспект, используя учебник: Слагода В.Г. Экономическая
теория. 6 –е изд., - М, : ФОРУМ: ИНФРА – М 2013. (132 - 152)

2

19. ПЗ 5. Монополия и

Содержание учебного материала:

2

10

конкуренция

Модели монополии; зависимость конкуренции в той или иной ситуации
на рынке.

20. ПЗ 6. Факторы
производства и факторные
доходы

Содержание учебного материала:
- должен уметь анализировать доходы, которые приносят факторы
производства

2

21. Конкуренция и основные
виды рыночных структур.
(самостоятельно 10)

Сделать конспект, используя учебник: Слагода В.Г. Экономическая
теория. 6 –е изд., - М, : ФОРУМ: ИНФРА – М 2013. (152 - 170)

2

22. Государство в рыночной
экономике

Содержание учебного материала:
Экономические функции государства. Спрос на общественные блага и
их предложение через политические институты. Формы и границы
государственного вмешательства в экономику. Приватизация и
государственный сектор. Антимонопольная политика государства.
23. ПЗ 7. Организация
Содержание учебного материала:
хозяйственной деятельности
- определять стадии воспроизводства
- определять тип воспроизводства
- определять альтернативные издержки
Консультация по разделу 2. Микроэкономка

2

2

2

9, ЛР 10,
ОК 2, ПК
1.8
ЛР 7, ЛР
9, ЛР 10,
ОК 2, ПК
1.8
ЛР 9, ЛР
7, ЛР 14,
ОК 2, ПК
2.3
ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13,
ЛР 14, ОК
1, ПК 2.3
ЛР 7, ЛР
9, ЛР 10,
ОК 2, ПК
1.8
ЛР 7, ЛР
9, ЛР 10,
ОК 3, ПК
1.8

Раздел 3. Макроэкономика
24. ПЗ 8. Национальная
экономика и измерение
результатов экономической

Содержание учебного материала:
Валовой национальный продукт: по доходам, по расходам, по
добавочной стоимости.

2

ЛР 7, ЛР
9, ЛР 10,
ОК 2, ПК

11

деятельности
25. Бюджетно-налоговая
политика и финансовая
система.

Содержание учебного материала:
Государственный бюджет, функции, составные части (доход, расход).
Бюджетный дефицит. Финансы, функции финансов. Финансовая
система. Налоги. Формы налоговых ставок.
Содержание учебного материала:
-Виды и формы налогов; финансовая система государства.

2

27. Экономический рост

Содержание учебного материала:
Понятие экономического роста. Типы и темпы экономического роста.
Перспективы экономического роста.

2

28. ПЗ 10. Экономический
рост

Содержание учебного материала:
- особенности и закономерности изменения экономического роста

2

29. ПЗ 11. Расчет издержек
производства

Содержание учебного материала:
- выявлять проблемы экономического характера при анализе
конкретных ситуации и предлагать способы их решения с учетом
действия экономических закономерностей
Содержание учебного материала:
- выявлять проблемы экономического характера при анализе
конкретных ситуации и предлагать способы их решения с учетом
действия экономических закономерностей
Содержание учебного материала:
- определять уровень инфляции
- знать и определять фазы экономического цикла

2

26. ПЗ 9. Налоговая и
финансовая система.

30. ПЗ 12. Круговое движение
капитала
31. ПЗ 13. Расчет
макроэкономических
показателей

2

2

2

1.8
ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13,
ЛР 14, ОК
1, ПК 2.3
ЛР 7, ЛР
9, ЛР 10,
ОК 2, ПК
1.8
ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13,
ЛР 14, ОК
1, ПК 2.3
ЛР 7, ЛР
9, ЛР 10,
ОК 2, ПК
1.8
ЛР 7, ЛР
9, ЛР 10,
ОК 2, ПК
1.8
ЛР 7, ЛР
9, ЛР 10,
ОК 2, ПК
1.8
ЛР 7, ЛР
9, ЛР 10,
ОК 2, ПК

12

32. ПЗ 14. Построение кривой
производственных
возможностей.

- рассчитывать величину ВВП
Содержание учебного материала:
- строить кривую производственных возможностей;
- анализировать ресурсы экономики и их распределение.
Консультации по экзамену

1.8
2
ЛР 7, ЛР
9, ЛР 10,
ОК 2, ПК
1.8
6
ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13,
ЛР 14, ОК
1, ПК 2.3
Всего
90
Аудиторных
60
Теоретических,

22

практических

28

13

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Основы экономической теории».
Технические средства обучения:
- мультимедиапроектор.
Список используемой литературы.
1. Слагода В.Г. Экономическая теория.- 6-е изд., испр. и доп. – М.: ФОРУМ:
ИНФА,2013. – 368с.
2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. - М., 2008.
3. Экономическая теория: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой. - М.: КНОРУС,
2006.

14

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических
занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных
заданий, проектов, исследований.
Результаты
обучения
ОК 1
ОК 5

ПК 1.5

ЛР 7

ЛР 9

ЛР 10
ЛР 13

ЛР 14

Критерии оценки

Методы оценки

- выбирает способы решения задач профессиональной
деятельности применительно к различным контекстам;
- осуществляет устную и письменную коммуникацию на
государственном языке Российской Федерации с учетом
особенностей социального и культурного контекста;

Наблюдение, опрос,
практическая работа
Наблюдение,
самостоятельная
работа, практическая
работа
Наблюдение,
самостоятельная
работа, практическая
работа
Наблюдение, опрос

- осуществляет расчеты

- осознает приоритетную ценность личности человека;
- уважает собственную и чужую уникальность в
различных ситуациях, во всех формах и видах
деятельности.
- соблюдает и пропагандирует правила здорового и
безопасного образа жизни, спорта;
- сохраняет психологическую устойчивость в
ситуативно сложных или стремительно меняющихся
ситуациях
- заботится о защите окружающей среды, собственной и
чужой безопасности, в том числе цифровой
- соблюдает в своей профессиональной деятельности
этические принципы: честности, независимости,
профессионального скептицизма, противодействия
коррупции и экстремизму
- обладает системным мышлением и умением принимать
решение в условиях риска и неопределенности
- соответствует ожиданиям работодателей: проектномыслит, эффективно взаимодействует с членами
команды и сотрудничает с другими людьми
- осознанно выполняет профессиональные требования,
ответственный, пунктуальный, дисциплинированный,
трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на
достижение поставленных целей;
- демонстрирует профессиональную жизнестойкость

Наблюдение, опрос

Наблюдение, опрос
Наблюдение, опрос

Наблюдение, опрос

15

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный колледж»

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ»
Специальность 38.02.07 Банковское дело
Курс 2 группы 12 БД
Форма обучения: очная

Красноуфимск
2022

16

Контрольно-измерительные
Контрольно-измерительные
материалы рассмотрены
материалы разработаны на основе
методической цикловой комиссией
рабочей программы, и в
экономических дисциплин
соответствии с требованиями ФГОС
Председатель методической цикловой
СОО по специальности 38.02.07
комиссии
Банковское дело
________________А.В. Попова
Протокол № _____ от
«___»_____________2022_г.
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора по УР
________________
Приемщиков
«____» ____________ 2022 г.

А.Е.

Разработчик: Валиева Ольга Валерьяновна преподаватель, ГАПОУ СО
«Красноуфимский аграрный колледж»

17

СОДЕРЖАНИЕ
1.

Паспорт комплекта контрольно-измерительных материалов

2.

Формы контроля и оценки освоения учебной дисциплины по темам

3.

(разделам)
Контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации 11

4
5

18

ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ
МАТЕРИАЛОВ
1.1. Область применения контрольно-измерительных материалов
(далее – КИМ) КИМ учебной дисциплины по специальности 38.02.07
Банковское дело является частью основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС СОО и входит в группу специальностей 080110
«Банковское дело»
КИМ предназначены для оценки достижений запланированных
результатов по учебной дисциплине в процессе текущего и рубежного
контроля, промежуточной аттестации.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Содержание программы учебной дисциплины «Основы экономической
теории» направлено на достижение следующих целей:
●
освоение основных знаний об экономической жизни общества, в
котором осуществляется экономическая деятельность индивидов,
семей, отдельных предприятий и государства;
●

развитие экономического мышления, умение принимать рациональные
решения при ограниченности природных ресурсов, оценивать
возможные последствия для себя, окружения и общества в целом;

●

воспитание ответственности за экономические решения, уважение к
труду и предпринимательской деятельности;

●

овладение умением находить актуальную экономическую информацию
в источниках, включая Интернет; анализ, преобразование и
использование экономической информации, решение практических
задач в учебной деятельности и реальной жизни, в том числе в семье;

●

овладение умением разрабатывать и реализовывать проекты
экономической и междисциплинарной направленности на основе
базовых экономических знаний;

●

формирование готовности использовать приобретенные знания о

●

функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и
индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе
профессии и дальнейшего образования;

19

●

понимание особенностей современной мировой экономики, место и
роли России, умение ориентироваться в текущих экономических
событиях.

Освоение содержания учебной дисциплины «Основы экономической
теории» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
•
личностных:
− ЛР7. Осознающий приоритетную ценность личности человека;
уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во
всех формах и видах деятельности.
− ЛР13. Соблюдающий в своей профессиональной деятельности
этические принципы: честности, независимости, профессионального
скептицизма, противодействия коррупции и экстремизму, обладающий
системным мышлением и умением принимать решение в условиях риска и
неопределенности.
− Л14. Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектномыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и
сотрудничающий
с
другими
людьми,
осознанно
выполняющий
профессиональные
требования,
ответственный,
пунктуальный,
дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный
на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную
жизнестойкость.
•
общекультурные компетенции:
− ОК5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на
государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей
социального и культурного контекста;
•
Профессиональные компетенции:
− ПК 1.5. Осуществлять международные расчеты по экспортноимпортным операциям;
1.3 Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета
Результаты
Критерии оценки
Методы оценки
обучения
ЛР 7

ЛР 13

- осознает приоритетную ценность
личности человека
- уважает собственную и чужую
уникальность во всех формах и видах
деятельности
- соблюдает в своей
профессиональной деятельности

Наблюдение, устный опрос,
экзамен

Наблюдение, устный опрос,
экзамен
20

ЛР 14

ОК 5

ПК 1.5

этические принципы
- обладает системным мышлением и
умением принимать решение в
условиях риска и неопределенности.
- проявляет готовность
соответствовать ожиданиям
работодателей
- демонстрирует профессиональную
жизнестокойсть
- осуществляет устную и
письменную коммуникацию на
государственном языке Российской
Федерации с учетом особенностей
социального и культурного
контекста;
- осуществляет расчеты

Наблюдение, экзамен

Наблюдение, экзамен

Наблюдение, экзамен

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПО
ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ)

2.

Элемент
учебной
дисциплин
ы

Текущий контроль

Форма
контрол
я

3.

Осваиваемы
е результаты

Формы и методы контроля
Рубежный контроль
Промежуточная аттестация
(Контроль по
разделу)
Форма Осваиваемы
Форма контроля
Осваиваемые
контрол е результаты
результаты
я
Экзамен
ЛР7,ЛР13,ЛР1
4, ОК 5, ПК
1.5

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Экзамен

21

Форма проведения: (письменная: тест, задания на расчеты, выполнение
чертежей)
Условия выполнения
Время выполнения задания: 1 час
На выполнение экзамена по учебному предмету «Основы
экономической теории» дается 1 час. Работа состоит из трех блоков,
включающих 17 заданий.
Блок 1 включает 13 заданий. К каждому заданию приводятся варианты
ответов, один из которых верный.
Блок 2 содержит три теоретических вопроса на которые студент
должен самостоятельно сформулировать ответ.
Блок 3 содержит практическое задание.

№ вопроса
1-13

14-16

17

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАЯ ЭКЗАМЕНА
Критерии
Количество баллов за
ответ
Из предложенных
1 бал
вариантов выбрать один
правильный
Правильный ответ на
3 балла
теоретические вопросы,
по баллу за каждый
Правильно выполнено
2 балла
практическое задание

Обьем выполненной
работы
90-100%
70-89%
59-69%
Менее 59%

Количество баллов

Оценка

18 – 17
16 – 15
14 -13
Менее 12

5
4
3
2
22

ЭКЗАМЕН
Вариант № 1
Блок 1
Выберите один верный ответ.
1. Величина реальной зарплаты зависит от...
1) уровня потребительских цен;
2) отдачи капитала;
3) величины расходов семьи;
4) отдачи труда.
2. Ценой труда является...
1) заработная плата;
2) прибыль;
3) процент;
4) рента.
3. Экономическое плодородие почвы (дифференциальная рента П)
зависит от...
1) дополнительных вложений труда и капитала;
2) природно-климатических условий;
23

3) местоположения земельного участка;
4) фактора времени.
4. Ценовая дискриминация - это:
1) продажа по разным ценам одной и той же продукции различным
покупателям;
2) различия в оплате труда по национальности или по полу;
3) повышение цены на товар более высокого качества;
4) установление более высоких цен на потребительские товары.
5. Кривая производственных возможностей иллюстрирует:
1) влияние дефицита и альтернативных издержек на общество;
2) преимущества производства одного товара вместо другого;
3) изменение в цене различных продуктов;
4) альтернативные издержки производства одного и другого
товара.
6.Что из перечисленного можно отнести к факторам производства:
1) естественные ресурсы (земля, полезные ископаемые, водные
ресурсы);
2) физические и умственные способности человека, затрачиваемые при
производстве товаров и услуг;
3) оборудование, станки, машины, сырье;
4) способность людей принимать рациональные решения,
уметь рисковать;
5) способы производства товаров и услуг (технология);
6) экологический фактор;
7) все предыдущие ответы верны;
8) верны ответы 1), 2), 3), 4).
7. Какие черты характерны для административно-командной системы:
1) конкуренция производителей;
2) дефицит потребительских товаров;
3) частная собственность на землю;
4) планирование национальной экономики;
5) верны ответы 2), 4);
6) верен ответ4).
8. Натуральное хозяйство - это такая форма организации экономики,
при которой:
1) продукты труда производятся для обмена на рынке;
2) существует замкнутость производителей;
3) продукты производятся для внутрихозяйственного потребления;
4) связь между производством и потреблением прямая, ничем не
24

опосредованная;
5) присутствует специализация производителей на производстве
какого-либо продукта;
6) все ответы верны;
7) верны ответы 2,3,4;
8) верны 1,2,3.
9. В переводе с древнегреческого термин экономика означает,
1) производство;
2) законы хозяйства;
3) рынок;
4) торговля.
10. Макроэкономика изучает;
1) ценообразование отдельных товаров и услуг;
2) денежную систему;
3) модели экономической политики;
4) цикличность развития экономики.
11. Абсолютная ограниченность ресурсов обусловлена:
1. неограниченностью потребностей;
2. исчерпаемостью ресурсов;
3. невоспроизводимостью ресурсов;
4. ограничением потребностей.
12. Ситуация на рынке, возникающая в случае, когда небольшое число
продавцов могут контролировать рынок, называется.......
1) демпингом;
2) олигополией;
3) конкуренцией;
4) холдингом.
13. Признаваемое обществом и охраняемое законом право гражданина,
фирмы
или государства владеть, пользоваться и распоряжаться каким — либо
имуществом или экономическим ресурсом, называется.....
1. стагфляцией;
2. рентой;
3. специализацией;
4. собственностью.
Блок 2
Дополнить утверждение:
14. Прибыль — это.......
15. Экономика — это.......
25

16. Заработная плата —это.....
Блок 3
Выполнить практическое задание:
17. Определить выручку от продажи молока при каждом значении цены,
данные занести в таблицу. Нарисовать графики.
цена за 1 литр, руб

объем спроса, тыс руб

2,10

10

1,80

20

1,50

30

1,20

40

0,9

50

0,6

60

0,3

70

выручка, тыс руб

Коэффициент
ценовой
эластичности спроса

ЭКЗАМЕН
Вариант № 2
Блок 1
Выберите один верный ответ.
1. Стоимость рабочей силы определяется стоимостью...
1) средств существования, необходимых для воспроизводства рабочей
силы;
2) произведенной работником продукции;
3) используемых работником средств производства;
4) труда.
2. Естественное плодородие почвы зависит от...
1) природно-климатических условий;
2) дополнительных вложений труда и капитала:
3) дифференциальной ренты;
4) фактора времени.
3. Рабочая сила — это...
1) совокупность физических и умственных способностей человека,
которые он использует в производстве;
26

2) работник, обладающий профессией;
3) человек в трудоспособном возрасте;
4) экономически активное население.
4. Отличие земли от других факторов производства заключается в том,
что она:
1) количественно ограниченна;
2)воспроизводима;
3) неперемещаема;
4) все ответы верны.
5. Заработная плата бывает нескольких форм (возможно несколько
вариантов ответа):
1. справедливая;
2. равновесная;
3. повременная;
4. сдельная;
6. Какое из определений наиболее полно характеризует предмет
«Экономика»?
1) это наука о динамике материальных и духовных потребностей
человека:
2) это наука о мотивгпии поведения человека:
3) это наука о производстве и критериях распределения
производимых благ;
4) это наука о натуральном богатстве;
5)
это
наука
об
использовании
людьми
ограниченных
производственных ресурсов для производства товаров и услуг, их
распределения и обмена между членами общества в целях потребления.
7. Общий уровень цен и безработицы в национальной экономике
изучается в курсе:
1) микроэкономики;
2) макроэкономики;
3) менеджмента;
4) международных финансов.
8. К потребностям человека, обусловленным его биологической
природой, относится потребность в:
1) самоутверждении;
2) саморазвитии;
3) самосохранении;
4) самоуважении.
9. Ограниченность ресурсов означает, что:
27

1) в обществе они имеются в таком количестве, которое недостаточно
для производства необходимых товаров и услуГ;
2) с их помощью невозможно одновременное и полное удовлетворение
всех имеющихся потребностей;
3) ресурсов хватает только на производство предметов потребления;
4) все ответы верны.
10. Амортизация — перенесение в денежной форме на продукцию
стоимости:
1) основного капитала по мере износа;
2) предметов труда;
3) оборотного капитала;
4) переменного капитала.
11. С экономической точки зрения собственность- это:
1) отношения между людьми по поводу присвоения материальных благ
и услуг,
2) обладание человеком материальными благами и услугами;
3) юридически закреплѐнное право владеть и использовать
принадлежащие
12. Система организации производства и распределения товаров,
основанная на частной собственности, - это экономика.
1) командно — административная;
2) рыночная;
3) смешанная;
4) традиционная.
13. Превышение общей выручки от продажи над всеми расходами на еѐ
производство, называют....
1. процентом;
2. зарплатой;
3. рентой
4. прибылью
Блок 2
Дополнить утверждение:
14. конкуренция – это…….
15. Монополия – это……..
16. Собственность - это…….
Блок 3
Выполнить практическое задание:
28

17. Постройте кривые спроса и предложения и определите
равновесную цену.
цена единиц, Q
количество
единиц, Р

10

20

30

40

50

60

70

объем
спроса, тыс
т

32

28

24

20

16

12

8

обьем
предложени
я, тыс т

4

7

10

13

16

19

22

Ответы
№
вопроса
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

15

1 вариант

2 вариант

1
1
1
1
2
8
5
8
2
1
2
2
4
Прибыль – это получаемая разница
между доходами, которые были
выручены в результате продажи
продукции, и финансовыми расходами.
Экономика – это хозяйственная
деятельность общества, а также

4
1
1
1
3,4
5
2
3
2
1
1
2
4
Конкуренция – это соревнование за
ограниченный ресурс, вражда с целью
получения выгоды.
Монополия – это абсолютное
преобладание в экономике
29

16

совокупность отношений,
складывающихся в системе
производства, распределения, обмена и
потребления.
Заработная плата – это вознаграждение
или денежная компенсация за труд в
зависимости от квалификации работника,
сложности, количества, качества и
условий работы.

единоличного производителя или
продавца продукции
Собственность – это исторически
сложившиеся отношения между
людьми по поводу присвоения и
отчуждения ресурсов, средств
производства, произведенных в
обществе материальных и духовных
ценностей.

цена за 1 литр, руб

объем спроса, тыс руб

выручка, тыс руб

Коэффициент
ценовой
эластичности спроса

2,10

10

21

7,0

1,80

20

36

-3

1,50

30

45

-2

1,20

40

48

-1

0,9

50

45

- 0,6

0,6

60

36

- 0,3

0,30

70

21

-

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».