ПП 03.02

Рабочая программа производственной практики по профессиональному
модулю ПМ 03 ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ОДНОЙ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМ
ПРОФЕССИЯМ РАБОЧИХ, ДОЛЖНОСТЯМ СЛУЖАЩИХ. МДК 03.02
СПЕЦИАЛИСТ
ПО
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМУ
КРЕДИТОВАНИЮ
разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта среднего профессионального образования по специальности
38.02.07 «Банковское дело»,укрупненной группы специальностей 38.00.00
«Экономика и управление».
Разработчик: Михайлова Инга Валерьевна – преподаватель первой
квалификационной категории ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный
колледж»

2

СОДЕРЖАНИЕ
1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ………………

4

2 РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИКИ…………………………………………………………

6

3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ………………………….

8

4 УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ…………….

11

5 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

14

6 ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТА ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ……………

21

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………….

26

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
1.1 Место производственной практики в структуре основной профессиональной
образовательной программы
Программа
производственной
практики
является
частью
основной
профессиональной образовательной программы по специальности СПО 38.02.07
«Банковское дело» в части освоения основных видов профессиональной деятельности по
ПМ 03 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих,
служащих»МДК
03.02.
«Специалист
по
потребительскому
кредитованию».Производственная практика является обязательной и представляет собой
вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие
практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ,
связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Производственная практика является разделом программы подготовки
специалистов среднего звена (далее – ППССЗ), реализуется в рамках профессионального
модуля по специальности 38.02.07 Банковское дело
1.2 Цель и задачи учебной практики
Производственная практика проводится в целях: формирования у студентов общих
и профессиональных компетенций, приобретения практического опыта, приобщения к
социальной среде предприятия (организации) и приобретения социально-личностных
компетенций, необходимых для работы в профессиональной сфере деятельности.
Задачи производственной практики:
1. закрепление теоретических знаний, полученных в процессе теоретической
подготовки в предшествующий период обучения;
2. расширение и углубление профессиональных знаний, овладение необходимыми
профессиональными компетенциями и практическим опытом по специальности
профессиональной подготовки;
3. развитие умений организовывать собственную деятельность, формирование
методов и способов выполнения профессиональных задач;
4. воспитание исполнительской дисциплины, чувства ответственности и умения
самостоятельно решать проблемы, возникающие в процессе профессиональной
деятельности.
С целью овладения видами профессиональной деятельности студент в ходе
учебной практики должен уметь:
 Оказание информационно-консультационных услуг клиенту по вопросам
предоставления потребительского кредит и выбора кредитной программы;
 Анализировать кредитоспособность клиента и подготовка решения о
целесообразности выдачи потребительского кредита;
 Заключение договора потребительского кредита;
 Взаимодействие с заемщиком по вопросам обслуживания потребительского
кредита;

4

 Проведение мероприятий по предупреждению и урегулированию
просроченной задолженности заемщика по договору потребительского
кредита;
 Мониторинг качества потребительских кредитов и корректировка резерва на
возможные потери;
знать:
 требования, предъявляемые банком к потенциальному заемщику;
 состав и содержание основных источников информации о клиенте;
 методы оценки платежеспособности физического лица, систему кредитного
скорринга;
 способы и порядок предоставления и погашения потребительских кредитов;
 требования, предъявляемые банком к потенциальному заемщику;
 содержание кредитного договора, порядок его заключения, изменения
условий и расторжения кредитного договора;
 состав кредитного дела и порядок его ведения;
 способы и порядок начисления и погашения процентов по кредитам;
 порядок осуществления контроля своевременности и полноты поступления
платежей по кредиту и учета просроченных платежей;
 меры, принимаемые банком при нарушении условий кредитного договора;
 порядок оценки кредитного риска и определения суммы создаваемого
резерва по выданному кредиту;
 отражение в учете формирования и регулирования резервов на возможные
потери по кредитам;
 порядок и отражение в учете списания нереальных для взыскания кредитов;
 типичные нарушения при осуществлении кредитных операций.
 регулирование размера обязательных резервов;
иметь практический опыт проведения кредитных банковских операций.
1.3.Результаты производственной практики
Результатом производственной практики является освоение общих (ОК)
компетенций:
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно
общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и
5

контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат
выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации.
ОК 9 Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10 Развивать культуру межличностного общения, взаимодействовать между
людьми, устанавливать психологические контракты с учетом межкультурных и
этнических различий.
ОК 11 Нести ответственность за организацию мероприятий и средств,
предотвращающих воздействие вредных факторов в процессе труда, за технику
безопасности.
Профессиональных (ПК) компетенций:
Код
Наименование результатов практики
ПК3.11 Оказание информационно-консультационных услуг клиенту по вопросам
предоставления потребительского кредит и выбора кредитной программы.
ПК3.12 Оценивать платежеспособность и кредитоспособность потенциального
заемщика и подготавливать решение о целесообразности выдачи
потребительского кредита.
ПК3.13 Осуществлять прием, обработку документов для выдачи потребительского
кредита. Заключать договор потребительского кредита.
ПК3.14 Взаимодействовать с заемщиком по вопросам обслуживания
потребительского кредита.
Личностные результаты
реализации программы воспитания
(дескрипторы)

Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий
приверженность принципам честности, порядочности, открытости,
экономически активный и участвующий в студенческом и
территориальном самоуправлении, в том числе на условиях
добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий
в деятельности общественных организаций.
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам
гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод
граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям
представителей субкультур, отличающий их от групп с
деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий
неприятие и предупреждающий социально опасное поведение
окружающих.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда,
осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к
формированию в сетевой среде личностно и профессионального
конструктивного «цифрового следа».
Демонстрирующий
приверженность
к
родной
культуре,
исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу,

Код личностных
результатов
реализации
программы
воспитания
ЛР 1

ЛР 2

ЛР 3

ЛР 4
ЛР 5
6

малой
родине,
принятию
традиционных
ценностей
многонационального народа России.
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность
ЛР 6
к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях.
Осознающий приоритетную ценность личности человека;
уважающий собственную и чужую уникальность в различных
ЛР 7
ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям
различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных
групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции
ЛР 8
культурных традиций и ценностей многонационального российского
государства.
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и
безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо
преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных
ЛР 9
веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую
устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся
ситуациях.
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой
ЛР 10
безопасности, в том числе цифровой.
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий
ЛР 11
основами эстетической культуры.
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и
воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье,
ЛР 12
ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со
своими детьми и их финансового содержания.
Личностные результаты
реализации программы воспитания,
определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности
Соблюдающий в своей профессиональной деятельности этические
принципы:
честности,
независимости,
профессионального
скептицизма, противодействия коррупции и экстремизму,
ЛР 13
обладающий системным мышлением и умением принимать решение
в условиях риска и неопределенности
Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектномыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и
сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий
профессиональные требования, ответственный, пунктуальный,
ЛР 14
дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий,
нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий
профессиональную жизнестойкость
Сохранение
традиций
и
поддержание
престижа
своей
ЛР 15
образовательной организации
Соблюдать дисциплину труда
ЛР 16
1.4. Количество часов на учебную практику
Производственной практика предусмотрена в 6 семестре продолжительностью 2
недели (36 часов).

7

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
2.1. Общие положения
Структура и содержание практики определено в соответствии с рабочей
программой профессионального модуля и с учетом специфики деятельности предприятий
(организаций), в которых студенты проходят производственную практику.
Производственная практика проводится непрерывно после изучения учебных
дисциплин (МДК) профессионального цикла ППССЗ, в организациях (предприятиях),
направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся на
основе договоров, заключаемых между колледжем и этими организациями.
К производственной практике допускаются обучающиеся, выполнившие
соответствующие разделы рабочих программ учебных дисциплин (МДК), и имеющие
положительные оценки.
В период прохождения производственной практики обучающиеся могут
перемещаться по отделам (службам) и рабочим местам, а также зачисляться на вакантные
должности, если работа соответствует требованиям программы производственной
практики.
В процессе производственной практики, помимо выполнения требований
программы практики, студенты выполняют индивидуальное задание, выдаваемое
руководителем практики колледжа.
В отчете данная часть отражается в виде описания личных функциональных
обязанностей, реализуемых студентом на месте практики, и практических результатов,
достигнутых в ходе прохождения практики.
При разработке индивидуальных заданий соблюдались следующие требования:
1. учет уровня теоретической подготовки студента по учебным дисциплинам (МДК)
профессионального цикла образовательной программы;
2. доступность и практическая возможность сбора исходной информации;
3. потребности организации, выступающей в качестве базы практики.

8

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ.
2.2. Тематический план производственной практики по профессиональному модулю
ПМ 03 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
МДК 03.02 СПЕЦИАЛИСТ ПО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМУ КРЕДИТОВАНИЮ
Коды
ПК и ОК

1
ПК 3.11-3.16
ОК 1-11
ПК 3.7-3.9
ОК 1-11

Наименование
разделов профессионального модуля

2
Раздел 1. Организация кредитования в
коммерческом банке.
Раздел 2. Сопровождение банком операций по
кредитованию

Всего
часов
(макс,
учебная
нагрузка и
практики)

3
18

Всего:

Объем времени, отведенный на освоение
междисциплинарного курса
Обязательная аудиторная учебная Самостоятельная работа
нагрузка обучающегося
обучающегося
в т.ч.
В т.ч.
Всего,
В т.ч.
Всего,
лабораторн курсовая
часов
курсовая
часов
ые работы и работа,
работа,
практическ
часов
часов
ие занятия,
часов
4

5

6

7

8

Практика
Учебная,
часов

Производ
ственная
(по
профилю
специальн
ости),
часов

9

10
18

18

18

36

36

9

2.3. Содержание производственной практики

ПМ 03 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям
рабочих, служащих»МДК 03.02. «Специалист по
потребительскому кредитованию»

Виды
деятельнос
ти

Виды работ

1. Структура и организация
работы коммерческого
банка.

2.

Процесс кредитования
физических лиц

Содержание освоенного учебного материала, необходимого
для выполнения видов работ

Документы,
подтверждающие
выполнение
необходимого
объема работ

Раздел 1. Организация кредитования в коммерческом банке.
Основные вопросы для анализа и наблюдения:
Копия организационной
Изучить: организационную структуру коммерческого банка,
структуры коммерческого
режим его работы, правила внутреннего трудового распорядка,
банка (штат сотрудников,
внутренние инструкций и регламенты, регулирующие
занимаемые должности).
кредитную деятельность коммерческого банка.
Должностные инструкции
Ознакомиться с должностными обязанностями сотрудников по
специалистов по
кредитованию физических лиц
кредитованию и т.д.
Оптимально спланировать свою работу.
Основные вопросы для анализа и наблюдения:
Изучить:
1. Кредитную политику банка (место практики)
2. Общие условия предоставления физическим лицам
потребительских кредитов
3. Порядок анализа данных, содержащихся в кредитном
отчете, при предоставлении потребительских и ипотечных
кредитов
4. Порядок предоставления и сопровождения
Копии всех
потребительских кредитов с обеспечением и без
перечисленных
обеспечения в банке
документов
5. Порядок расчета максимально возможной суммы кредита и
максимально возможного размера поручительства
физического лица при предоставлении потребительских
кредитов
6. Порядок работы с клиентом при принятии решения о
выдачи кредита на основании кредитной заявки
7. Методика оценки залогового имущества
Предоставить следующие практические материалы: Копии всех

Количество
часов
(недель)

Уровень
освоения

6

ПК 3.113.16
ОК 1-5,
9,10,11
ЛР 1-16
6

10

3. Взаимодействовать с
заемщиком по вопросам
обслуживания
потребительского кредита

4. Мероприятия по
предупреждению
урегулированию
просроченной
задолженности

перечисленных документов
Основные вопросы для анализа и наблюдения:
Изучить:Порядок консультирования клиентов по
Кредитный договор с
потребительским кредитам (ипотека, автокредит,
обеспечением,
образовательный, потребительский)
заполненный от «заочной»
Предоставить следующие практические материалы:
кредитной организации
Скрипты техники продаж. материалы, применяемые при
Заявка на получение
продажах.
кредита, заключение
Изучить оформление банковской документации при выдаче:
кредитного комитета о
a) потребительского кредита с обеспечением и без
предоставлении
обеспечения;
кредита, распоряжения на
b) образовательного кредита; автокредита;
выдачу кредита,
c) ипотечного кредита на приобретение жилья; условия
кредитный
использования материнского капитала.
договор, кредитное досье,
Предоставить следующие практические материалы:
a) кредитное досье с оформленными шаблонами документов по
конкретному виду кредита для условного клиента;
Раздел 2. Сопровождение банком операций по кредитованию
Изучить порядок расчета платежеспособности клиента,
максимальной суммы кредита, достаточности предоставленного
обеспечения физического лица и залога.
Изучить:
a) процедуру оформления залога, обеспечения по кредиту;
b) мониторинга ссудной задолженности и выполнения условий
график
кредитного договора; выдачи и погашения кредита,
погашения кредита,
отнесения задолженности на просрочку, расчет процентов по
акт
кредиту, составление графика погашения кредита;
проверки сохранности
c) порядок формирования резерва на возможные потери по
обеспечения, оценка
ссудам.
качественного
Предоставить следующие практические материалы:
обеспечения и т.д.
А) по выбранному кредиту привести расчеты
платежеспособности заемщика, максимальной суммы кредита и
ежемесячных платежей.
Изучить:
Работу банка по проведению предупреждения и урегулирования

ПК 3.113.16
ОК 1-5,
9,10,11
ЛР 1-16

6

ПК 3.113.16
ОК 1-5,
9,10,11
ЛР 1-16

6

11

просроченной задолженности
Предоставить следующие практические материалы:
Любые материалы соответствующего задания
Изучить:
Профессиональное
5. Мониторинг качества
Проведение мониторинга качества потребительских кредитов и
суждение по кредиту.
потребительских кредитов
осуществить корректировку резерва на возможные потери с
Заключение о выдачи
учетом профессионального суждения.
кредита и т.д.
Основные вопросы для анализа и наблюдения:Рассмотреть
и изучить:
a) Оформление и отражение в учете выдачи кредита
6. Составление
Схемы бухгалтерских
физическому лицу (краткосрочных, долгосрочных,
бухгалтерских записей по
проводок по балансовым и
кредитные карты, овердрафт), при отнесении задолженности
балансовым и
внебалансовым счетам
на просрочку, при учете процентов по кредиту, при
внебалансовым счетам.
проводок
формировании резерва на возможные потери по ссудам;
Предоставить: схемы бухгалтерских проводок по балансовым и
внебалансовым счетам проводок
Итого
Производственная практика по ПМ.02 «Осуществление кредитных операций»
Промежуточная аттестация по производственной практике – зачет
Форма контроля и оценки – отчет по практике

6

ПК 3.113.16
ОК 1-5,
9,10,11
ЛР 1-16

6

36

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных заданий)

12

3. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ
ПРАКТИК
Реализация программы производственной практики требует наличия баз
производственной практики - организаций, направление деятельности которых
соответствует профилю подготовки обучающихся, а также, располагающих материальнотехнической базой необходимой для проведения производственной практики.
3.1. Требования к документации, необходимой для проведения практики
a) положение о практике студентов, осваивающих основные профессиональные
образовательные программы среднего профессионального образования;
b) рабочая программа производственной практики;
c) график проведения практики;
d) график консультаций;
e) график защиты отчѐтов по практике.
3.2. Требования к студентам в период прохождения практики

1.
2.
3.
4.
5.
6.

В период прохождения практики студент обязан:
выполнять правила внутреннего распорядка банка и правил прохождения практики;
строго соблюдать правила охраны труда, техники безопасности и
производственной санитарии;
выполнять требования настоящей программы, проявляя инициативу и творческое
отношение к делу;
вести дневник прохождения практики, ежедневно вносить записи о выполненной
работе;
своевременно и точно выполнять все указания руководителей практики;
составить отчет о прохождении практики.
3.3. Требования к руководителям практики

Руководство практикой осуществляется:
1. Руководителем из числа опытных преподавателей специальных дисциплин
колледжа;
2. Руководителем структурного подразделения банка, назначаемым руководителем
банка по месту прохождения практики из числа квалифицированных специалистов.
Руководитель практики от колледжа:
1. Осуществляет текущий контроль за ходом практики и освоением студентами
материала программы практики;
2. При необходимости
сотрудничает с руководителем структурного
подразделения кредитной организации;
3. Принимает, проверяет отчеты по практике и оценивает результаты работы
практиканта.
Руководитель практики от кредитной организации (банка):

1. Обеспечивает качественное и своевременное проведение инструктажа по
охране труда и технике безопасности;
2. Организует самостоятельную работу студентов на участке, определенном
программой практики;
3. Создает необходимые условия для получения и закрепления умений и навыков
студентами в период прохождения практики;
4. Осуществляет ежедневную проверку, учет работы и подобранных документов,
оценивает качество выполненной работы студентов-практикантов, проверяет и
подтверждает правильность записей в дневниках своей подписью;
5. Осуществляет общее наблюдение за практикантами при ведении деловых
отношений с клиентами и сотрудниками банка;
6. Консультирует практикантов на рабочем месте;
7. По окончании практики дает отзыв-характеристику об уровне подготовки и
деловых качествах каждого студента-практиканта в аттестационном листе и
ставит оценку.
3.4. Требования к материально-техническому обеспечению практики
Оборудование производственной практики: технические средства обучения, такие
как компьютер с лицензионным программным обеспечением, прикладные
специализированные программы, оборудованные посадочные места для каждого студента,
проходящего производственную практику.
3.5. Требования к соблюдению техники безопасности и пожарной
безопасности
Студенты в период прохождения практики обязаны:
–
соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового
распорядка;
строго соблюдать требования охраны труда и пожарной безопасности.
3.6. Перечень рекомендуемых учебных
литературы, Интернет-ресурсов

1.
2.
3.

4.
5.

изданий,

дополнительной

Основные источники:
Законодательные и нормативные акты
Федеральный закон от 10.07.2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)»
Федеральный закон от 2 декабря 1992 г. № 395-I «О банках и банковской
деятельности»
Положение ЦБ РФ от 16 июля 2012 г. № 385-П «О правилах ведения
бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории
Российской Федерации»
Положение ЦБ РФ от 29 июня 2012 г. №384-П «О платежной системе Банка
России»
Положение Банка России от 19 июня 2012 года N 383-П "О правилах
осуществления перевода денежных средств"
14

Положение ЦБ РФ от 24 декабря 2004 г. №266-П «Об эмиссии банковских карт и
об операциях, осуществляемых с использованием платежных карт»
7.
Приказ Минфина РФ от 14.12.1999 г. №91н «Об утверждении Инструкции о
порядке ведения учета доходов федерального бюджета и распределения в порядке
регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы
Российской Федерации»
Учебные и справочные издания
8.
Банковское дело: Учебник/Под ред. О.И. Лаврушина. – 11 изд., стер. – М. :
КНОРУС, 2017. – 800 с.
9.
Банковское дело: современная система кредитования: учебное пособие / О. И.
Лаврушин, О. Н. Афанасьева. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2018. – 360 с.
10.
Организация кредитования в коммерческом банке: учебное пособие / Н.В. Горелая. –М. : ИД
«ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2019. – 208 с.
11.
Осуществление кредитных операций : учебник для студ. учреждений СПО / М.Р.
Каджаева, Л.В. Алманова. – М. : Издательский центр «Академия», 2019. – 272 с.
Дополнительные источники (ДИ):
12.
Банковские операции: учебник для студ. учреждений СПО / М.Р. Каджаева, С.В.
Дубровская. – М. : Издательский центр «Академия», 2020. – 464 с.
13.
Банковские операции: учеб. пособие для СПО / под ред. Ю.И. Коробова. – М. :
Магистр : Инфра-М, 2017. – 448с.
14.
Банковские риски: учебник / коллектив авторов; под ред. О.И. Лаврушина, Н.И
Валенцовой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2019. – 292 с.
15.
Бухгалтерский учет в коммерческих банках (в проводках) : учебное пособие для
бакалавриата и магистратуры / Г.Н. Белоглазова, Н.А.Бусуек, Н.А.Ковалева: под ред.
Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство
Юрайт, 2019. 338 с.
16.
Организация деятельности коммерческого банка: Учебник / под ред. Е.А. Звоновой.
– М.: ИНФРА-М, 2018. – 632 с.
Интернет-ресурсы:
17.
Банковское дело – лекции, учебники, полезные статьи: www.univelive.ru
18.
Ежемесячный журнал для специалистов банковского дела: www.bankdelo.ru
19.
Интересные заметки и наблюдения по многим вопросам, связанным с финансами,
банками и маркетингом: www.klen2.ru
20.
О банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах: www.banki-delo.ru
21.
Сайт Центрального банка Российской Федерации: www.cbr.ru
22.
Сайт о банковской деятельности: www.bankir.ru
Электронные справочные системы
23.
Гарант, Консультант +.
6.

4. ОТЧЕТНОСТЬ СТУДЕНТОВ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ
По окончании практики для получения производственных профессиональных
умений и навыков студент должен представить:
1. отчет по практике;
15

2. аттестационный лист студента;
3. дневник практики (дата, содержание работы, оценка за день и подпись
сотрудника банка). При этом содержание работы в дневнике должно соответствовать
выполнению полученного задания, независимо от того какие конкретные действия Вы
совершали, т.к. одновременно Вы изучаете и находите необходимую информацию для
решения поставленных практикой задач;
4. Аттестационный лист с оценкой и краткой характеристикой.
5. Отзыв-характеристика с места практики (в свободной форме написания на
фирменном бланке банка).
6. договор или справку о прохождении практики в учреждении банка (по
возможности).
5. ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТА ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ
В отчете должна быть отражена конкретная работа студента в банке, в котором
была пройдена практика, описание отдельных банковских операций согласно программе
практики.
Приложение к отчету состоит из:
- бланковых документов, оформленных от руки (не менее 5 по каждому модулю);
- таблиц и схем;
- графиков и/или диаграмм;
- копий банковских документов (образцы), не разглашающих банковской тайны;
- расчетов и описаний по индивидуальным заданиям.
Отчет по практике составляется на листах формата А 4 и должен содержать:
1. Титульный лист, который должен содержать место практики и период
прохождения;
2. Аттестационный лист и дневник;
3. Введение, в котором можно прописать характеристику и организационные
аспекты деятельности данного банка с приложением схемы организационной структуры
управления банком и др. теоретические аспекты;
4. Практическая часть (решение индивидуальных заданий и оформленные
бланковые документы, предложенные в КТП);
5. Заключение (выводы студента);
6. Список использованной литературы (например: перечислить по рассмотренной
теме Положения ЦБ РФ, Инструкции банка, официальный сайт банка и др.);
7. Характеристика руководителя практики от банка с рекомендуемой оценкой
(отзыв характеристика).
8. Договор с кредитной организацией или справка о прохождении практики в
данном банке.
Отчет по ПМ должен содержать 30 - 45 машинописных листов, 12 кегль, шрифт
– Times New Roman, межстрочный интервал -1,5.

16

6. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
ПРАКТИКИ
Формой отчѐтности студента по производственной практике является письменный
отчѐт о выполнении работ, свидетельствующий о закреплении знаний, умений,
приобретении практического опыта, формировании общих и профессиональных
компетенций, освоении профессионального модуля.
Студент в соответствии с графиком защиты практики защищает отчѐт по практике.
Письменный отчѐт о выполнении работ включает в себя следующие разделы
согласно методическим рекомендациям по прохождению производственной практики для
студентов:

Титульный лист;

Содержание;

Практическая часть;

Приложения.
Практическая часть отчѐта по практике включает главы и параграфы в
соответствии с логической структурой изложения выполненных заданий по разделам
курса.
Работа над отчѐтом по производственной практике должна позволить
руководителю оценить уровень развития общих, а также профессиональных компетенций,
в рамках освоения профессионального модуля и установленных ФГОС СПО по
конкретной специальности, или рабочей программой профессионального модуля.
Приложения могут состоять из дополнительных справочных материалов, имеющих
вспомогательное значение, например, копий документов, выдержек из отчѐтных
материалов, статистических данных, схем, таблиц, диаграмм, программ, положений и т.п.
Результаты
(освоенные
профессиональные
компетенции)

Основные показатели результатов подготовки
Формы и методы
контроля

17

ПК 3.11
Оказание
информационноконсультационных услуг
клиенту по вопросам
предоставления
потребительского
кредит и выбора
кредитной программы.

ПК 3.12 Оценивать
платежеспособность и
кредитоспособность
потенциального
заемщика и
подготавливать решение
о целесообразности
выдачи
потребительского
кредита.

ПК 3.13
Осуществлять прием,
обработку документов
для выдачи
потребительского
кредита. Заключать
договор
потребительского
кредита.

-Выявление потребностей клиента в кредитном продукте
- Оказание помощи клиенту в выборе кредитного
продукта
- Информирование клиента о банке, его услугах,
программах потребительского кредитования и сроках
рассмотрения кредитной заявки
- Информирование клиента о полной стоимости
потребительского кредита, о перечне платежей,
входящих в ее расчет в соответствии с
законодательством
- Консультирование клиента по вопросам предоставления
кредита и обеспечения возвратности кредита
- Информирование клиента о финансовых рисках и
последствиях нарушения условий договора
потребительского кредита
- Сбор документов и информации о потенциальном
заемщике из различных источников для проведения
анализа его кредитоспособности
- Документальное оформление согласия клиента на
обработку персональных данных
- Анализ документов, необходимых для идентификации
заемщика, включая проверку их подлинности и
действительности, фиксирование сведений в
соответствии с требованиями идентификации
- Анализ кредитоспособности клиента - физического
лица с учетом влияния реалистичных сценариев
изменения процентных ставок и курсов иностранных
валют на размер будущих платежей заемщика и в
соответствии с утвержденными в банке процедурами
оценки кредитоспособности заемщика
- Определение категории качества запрошенного
потребительского кредита и размера резерва на
возможные потери по нему
- Определение порядка погашения потребительского
кредита, составление предварительного графика
платежей с учетом финансовых возможностей
потенциального заемщика
- Подготовка заключения о целесообразности выдачи
потребительского кредита
- Сообщение клиенту о принятом решении по его
кредитной заявке
- Подготовка и направление в бюро кредитных историй
необходимой информации о принятом по кредитной
заявке решении
- Проверка комплектности, сроков действия,
соответствия форм, полноты и правильности заполнения
документов, необходимых для подписания договора
потребительского кредита
- Разъяснение заемщику структуры договора
потребительского кредита, его общих и индивидуальных
условий
- Консультирование заемщика о способах и порядке
погашения кредита
- Составление (оформление) договора потребительского
кредита и договоров, обеспечивающих выполнение по
нему обязательств заемщика (договор залога, договор
поручительства)
- Подготовка и передача в бухгалтерию распоряжения на
предоставление денежных средств
- Оформление кредитного досье
- Согласованию с заемщиком графика платежей,
являющегося приложением к кредитному договору

устный опрос;
экспертная оценка
выполнения
практических занятий;
тестирование.

устный опрос;
экспертная оценка
выполнения
практических занятий;
тестирование.
Написание реферата

устный опрос;
экспертная оценка
выполнения
практических занятий;
тестирование.

18

ПК 3.14
Взаимодействовать с
заемщиком по вопросам
обслуживания
потребительского
кредита.

ПК 3.15
Проводить мероприятия
по предупреждению и
урегулированию
просроченной
задолженности
заемщика по договору
потребительского
кредита. Осуществлять
анализ информации о
заемщике, имеющем
просроченную
задолженность.

ПК 3.16
Проводить мониторинг
качества
потребительских
кредитов и осуществлять
корректировку резерва
на возможные потери с
учетом
профессионального
суждения.

- Внесение в базу данных, ведущуюся в банке по
заемщикам, первичной информации по заключаемым
кредитным договорам
- Консультирование клиентов по вопросам,
возникающим в ходе обслуживания долга по
потребительскому кредиту
- Ведение электронной базы данных по портфелю
потребительских кредитов в специализированных
аппаратно-программных комплексах банка
- Уведомление клиентов о сроках погашения кредита
- Подготовка и предоставление заемщикам выписок об
остатках задолженности по потребительскому кредиту
- Составление нового графика погашения
потребительского кредита при досрочном погашении
части задолженности по потребительскому кредиту
- Мониторинг использования заемщиками лимитов
кредитования по кредитным картам, осуществление
корректировки сумм установленных лимитов
- Рассмотрение заявлений заемщиков в нестандартных
ситуациях
- Прогнозирование появления проблемных кредитов на
ранней стадии для оперативного реагирования на
ситуацию
- Анализ причин возникновения просроченной
задолженности по потребительским кредитам для
разработки совместно с заемщиками мер по ее
уменьшению и погашению
- Информирование заемщика о наличии просроченной
задолженности, начислении повышенных процентов,
штрафах, пени
- Разъяснение заемщику очередности погашения
просроченной задолженности
- Проведение реструктуризации просроченной
задолженности по потребительскому кредиту и
разъяснение заемщику условий ее проведения
- Подготовка информации о наличии проблемной
задолженности по договорам потребительского кредита и
доведение ее до руководства
- Формирование плана мероприятий по работе с
заемщиками, допустившими просроченную
задолженность по потребительскому кредиту
- Передача кредитных досье по договорам
потребительского кредита в подразделение банка,
занимающиеся принудительным взысканием
проблемной задолженности
- Анализ информации о заемщиках, по которым имеется
просроченная/проблемная задолженность
- Оценка кредитного риска по портфелю
потребительских кредитов в целом и в разрезе отдельных
типовых программ
- Проведение комплексного анализа качества
потребительских кредитов с позиции кредитного риска,
доходности и ликвидности
- Формирование портфелей однородных ссуд и
регулярное уточнение их состава
- Корректировка резерва на возможные потери по
потребительским кредитам
- Формирование и корректировка резервов по
начисленным и неуплаченным процентам по
предоставленным потребительским кредитам
- Проведение контроля сохранности и качества
обеспечения по потребительским кредитам

устный опрос;
экспертная оценка
выполнения
практических занятий;
тестирование.
Оформление и защита
проектной работы

устный опрос;
экспертная оценка
выполнения
практических занятий;
тестирование.
Написание реферата

устный опрос;
экспертная оценка
выполнения
практических занятий;
тестирование.

19

ОК 1. Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности,
применительно к
различным контекстам

ОК 2. Осуществлять
поиск, анализ и
интерпретацию
информации,
необходимой для
выполнения задач
профессиональной
деятельности
ОК 3. Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие.

Умения распознавать задачу и/или проблему в
профессиональном и/или социальном контексте;
анализировать задачу и/или проблему и выделять еѐ
составные части; определять этапы решения задачи;
выявлять и эффективно искать информацию,
необходимую для решения задачи и/или проблемы;
составить план действия; определить необходимые
ресурсы;
владеть актуальными методами работы в
профессиональной и смежных сферах; реализовать
составленный план; оценивать результат и последствия
своих действий (самостоятельно или с помощью
наставника)
Демонстрация умения определять задачи для поиска
информации; определять необходимые источники
информации; планировать процесс поиска;
структурировать получаемую информацию; выделять
наиболее значимое в перечне информации; оценивать
практическую значимость результатов поиска;
оформлять результаты поиска

Мониторинг
учебной деятельности

Демонстрация умения определять актуальность
нормативно-правовой документации в
профессиональной деятельности; применять
современную научную профессиональную
терминологию; определять и выстраивать траектории
профессионального развития и самообразования

Экспертное
наблюдение и оценка
деятельности студента
в процессе освоения
образовательной
программы на
практических занятиях,
при выполнении
индивидуальных
домашних заданий,
Экспертное
наблюдение и оценка
активности студента
при проведении
учебно-воспитательных
мероприятий
различной тематики.
Экспертное
наблюдение и оценка
деятельности студента
в процессе освоения
образовательной
программы на
практических занятиях
Экспертная оценка на
практическом занятии
Экспертное
наблюдение и оценка
использования
студентом
коммуникативных
методов и приѐмов при
подготовке и
проведении учебновоспитательных
мероприятий
различной тематики
Экспертное
наблюдение и оценка
деятельности студента
в процессе освоения

ОК 4. Работать в
коллективе и команде,
эффективно
взаимодействовать с
коллегами,
руководством,
клиентами.
ОК 5. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на
государственном языке с
учетом особенностей
социального и
культурного контекста.

Демонстрация умения: организовывать работу
коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами в ходе профессиональной
деятельности

ОК 9. Использовать
информационные
технологии в
профессиональной

Умение применять средства информационных
технологий для решения профессиональных задач;
использовать современное программное обеспечение

Демонстрация навыков использования информационно коммуникационных технологий в профессиональной
деятельности;
грамотно излагать свои мысли и оформлять документы
по профессиональной тематике на государственном
языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе;
Коммуникабельность при взаимодействии с
обучающимися, преподавателями и руководителями
практики в ходе обучения

Экспертная оценка на
практических занятиях,
мониторинг учебной
деятельности

20

деятельности

ОК 10. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранных языках.

ОК 11. Использовать
знания по финансовой
грамотности,
планировать
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной
сфере.

Умения понимать общий смысл четко произнесенных
высказываний на известные темы (профессиональные и
бытовые), понимать тексты на базовые
профессиональные темы; участвовать в диалогах на
знакомые общие и профессиональные темы; строить
простые высказывания о себе и о своей
профессиональной деятельности; кратко обосновывать и
объяснить свои действия (текущие и планируемые);
писать простые связные сообщения на знакомые или
интересующие профессиональные темы
Умения выявлять достоинства и недостатки
коммерческой идеи; презентовать идеи открытия
собственного дела в профессиональной деятельности;
оформлять бизнес-план; рассчитывать размеры выплат
по процентным ставкам кредитования; определять
инвестиционную привлекательность коммерческих идей
в рамках профессиональной деятельности; презентовать
бизнес-идею; определять источники финансирования

образовательной
программы на
практических занятиях
и самостоятельной
работы
Экспертное
наблюдение и оценка
деятельности студента
в процессе освоения
образовательной
программы на
практических занятиях
и самостоятельной
работы
Экспертное
наблюдение и оценка
деятельности студента
в процессе освоения
образовательной
программы на
практических занятиях
и самостоятельной
работы

6.1. Критерии оценки по прохождению производственной практики
По результатам практики студент должен составить отчет. Отчет должен состоять
из письменного отчета о выполнении работ и приложений к нему, свидетельствующих о
закреплении знаний, умений, приобретения практического опыта, в формировании общих
и профессиональных компетенций, в освоении профессионального модуля.
Результатом практики является оценка, которая выставляется в приложение к
диплому о среднем профессиональном образовании. Оценка по практике приравнивается
к оценкам по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов
успеваемости студентов.
Студенты, не выполнившие без уважительной причины требования программы
практики или получившие отрицательную оценку, отчисляются из учебного заведения,
как имеющие академическую задолженность. В случае уважительной причины студенты
направляются на практику вторично в свободное от учебы время.
Для оценки качества работы обучающихся при освоении программы практики
используется балльно-рейтинговая система. Рейтинговая оценка знаний обучаемых
определяется по 100-балльной шкале и включает текущий контроль посещаемости и
успеваемости и промежуточный результат выполнения заданий. Итоговый контроль
производится путем сдачи и проверки отчета по производственной практике.
Посещаемость обучающимися практики оценивается по следующим критериям:
90-100% - 40 баллов
80-90% - 30 баллов
70-80% - 20 баллов
60-70% - 10 баллов
Менее 50% - 0 баллов.
Баллы рейтинговой оценки в рамках текущего контроля складываются из 6
контрольных точек и заданий по практике, максимальное количество баллов по 2 и 6
точке и заданию равно 10-ти баллам, максимальное количество баллов с 2 по 5 точки и
21

заданию равно 20-ти баллам, того 100 баллов
Между рейтинговой оценкой и оценкой по пятибалльной шкале устанавливается
следующее соответствие:
100 баллов – «отлично» Изложение материалов полное, последовательное, грамотное.
Отчет написан аккуратно, без исправлений. Индивидуальное задание и задание по
практике (задачи) выполнены. Приложены банковские документы. Приложения логично
связаны с текстовой частью отчета. Отчет сдан в установленный срок. Программа
практики выполнена. Отзыв положительный;
от 70 до 80 баллов – «хорошо» Изложение материалов полное, последовательное в
соответствии с требованиями программы. Допускаются несущественные и
стилистические ошибки. Оформление аккуратное. Приложения в основном связаны с
текстовой частью. Отчет сдан в установленный срок. Программа практики выполнена.
Отзыв положительный;
от 60 до 70 баллов – «удовлетворительно» Изложение материалов неполное.
Оформление не аккуратное. Текстовая часть отчета не везде связана с приложениями.
Отчет сдан в установленный срок. Программа практики выполнена не в полном объеме.
Отзыв положительный;
менее 60 баллов – «неудовлетворительно» Изложение материалов неполное,
бессистемное. Существуют ошибки, оформление не аккуратное. Приложения
отсутствуют. Отчет сдан в установленный срок Отзыв отрицательный.
Программа
практики не выполнена. Уровень освоения профессиональных компетенций: освоены, не
освоены.
.

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».