ОП. 07 Основы экономической теории

Рабочая программа учебного предмета «Основы экономической
теории» разработана на основе
Федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования (утв. приказом
Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413),
федерального государственного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 21.02.05
Земельно-имущественные
отношения утв. приказом Минобрнауки России от 12.05.2014 N 486 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования по специальности 21.02.05
Земельно-имущественные отношения" (Зарегистрировано в Минюсте России
27.06.2014 N 32885) с учетом рабочей программы воспитания по
специальности «Земельно-имущественные отношения»
Разработчик: Валиева Ольга Валерьяновна, преподаватель ГАПОУ СО
«Красноуфимский аграрный колледж»

2

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
 ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

4

 СТРУКТУРА
И
ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНОЙ

6

 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14

 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

15

 КОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

19

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы экономической теории
3

1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности СПО 21.02.05 Земельно – имущественные отношения
(базовая подготовка), входящей в укрупненную группу специальностей
21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и
геодезия.
Программа учебной дисциплины используется в дополнительном
профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и
переподготовки) и профессиональной подготовке работников в области
геодезии и картографии при наличии среднего (полного) общего
образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: входит в профессиональный цикл, относится к
общепрофессиональным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
− оперировать основными категориями и понятиями экономической
теории;
− использовать источники экономической информации, различать
основные учения, школы, концепции и направления экономической
науки;
− строить графики, схемы, анализировать механизмы взаимодействия
различных факторов на основе экономических моделей;
− анализировать статистические таблицы системы национальных счетов,
определять функциональные взаимосвязи между статистическими
показателями состояния экономики;
− распознавать экономические взаимосвязи, оценивать экономические
процессы и явления, применять инструменты макроэкономического
анализа актуальных проблем современной экономики;
− разбираться в основных принципах ценообразования;
− выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных
ситуаций, предлагать способы их решения с учётом действия
экономических закономерностей на микро- и макроуровнях.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
− генезис экономической науки, предмет, метод, функции и инструменты
экономической теории;
− ресурсы и факторы производства, типы и фазы воспроизводства, роль
4

экономических потребностей в активизации производственной
деятельности, типы экономических систем, формы собственности;
− рыночные механизмы спроса и предложения на микроуровне, сущность и
значение ценообразования, методы ценообразования, роль конкуренции в
экономике, сущность и формы монополий, теорию поведения
потребителя, особенности функционирования рынков производственных
ресурсов;
− роль и функции государства в рыночной экономике, способы измерения
результатов экономической деятельности, макроэкономические
показатели состояния экономики, основные макроэкономические модели
общего равновесия, динамические модели экономического роста, фазы
экономических циклов;
− задачи и способы осуществления макроэкономической политики
государства, механизмы взаимодействия инструментов денежнокредитной и бюджетно-налоговой политики, направления социальной
политики и методы государственного регулирования доходов;
− закономерности и модели функционирования открытой экономики,
взаимосвязи национальных экономик.
1.4. Результаты освоения УД:
ОК 1
ОК 3
ПК 4.1
ПК4.2
ЛР7
ЛР9

ЛР10
ЛР13
ЛР14

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать свою собственную деятельность, определять методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
Осуществлять
сбор и обработку необходимой и достаточной
информации об объекте оценки и аналогичным объектам.
Производить расчеты по оценке объекта оценки на основе
применимых подходов и методов оценки.
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий
собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех
формах и видах деятельности.
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного
образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий
зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр
и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно
сложных или стремительно меняющихся ситуациях
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой
безопасности, в том числе цифровой
Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими
людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности
Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию
как условию успешной профессиональной и общественной деятельности

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
теоретические занятия
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающегося
(всего)
Итоговая аттестация в форме экзамена

Объем
часов
90
60
48
10
2
30

6

Содержание учебной дисциплины «Основы экономической теории»
Наименование разделов и
тем

Содержание учебного материала, практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся

Объе
м
часов

1

2

1. Введение

Содержание учебного материала:
Роль дисциплины «Основы экономической теории» в процессе
обучения по специальности. Связь с другими дисциплинами. Значение
дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия
различных форм собственности.

Коды ЛР,
МПР, ПР
формирова
нию
которых
способству
ет элемент
программ
ы

3
2

4
ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13,
ЛР 14, ОК
1, ПК 4.1

ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13,
ЛР 14, ОК
1, ПК 4.1
ЛР 9, ЛР
7, ЛР 14,
ОК 3, ПК
4.1
ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13,
ЛР 14, ОК

Раздел 1. Экономическая теория как наука. Общие экономические понятия
2. Предмет, метод и функции
экономической теории. (урок)

Содержание учебного материала:
Понятие о предмете и методологии экономической науки. Понятие о
функциях экономической теории.

2

3. Предмет, структура,
методология и функции
экономической теории.
(самостоятельно 1)
4. История развития
экономической теории, школы
и направления. (урок)

Сделать конспект, используя учебник: Слагода В.Г. Экономическая
теория. 6 –е изд., - М,: ФОРУМ: ИНФРА – М 2013. (6 - 13)

2

Содержание учебного материала:
Исторические этапы развития экономической теории. Основные
положения меркантилистов, физиократов, английской классической

2

7

5. История развития
экономической теории.
(самостоятельно2)
6. Альтернативная стоимость
и базовые экономические
понятия. (урок)

школы. Отличительные особенности экономического учения К.Маркса.
Различия концептуальных положений основных экономических
направлений: неоклассического, неокейнсианского, монетаристского.
Подготовить доклады, презентации по направлениям развития
экономической теории как науки, с использованием учебника: Слагода
В.Г. Экономическая теория. 6 –е изд., - М, : ФОРУМ: ИНФРА – М 2013.
(13 - 28), интернет-ресурс.
Содержание учебного материала:
Понятие альтернативной стоимости. Издержки упущенных
возможностей. Проблема оптимального выбора. Кривая
производственных возможностей. Использование экономического
потенциала. Понятие «потребности». Первичные и вторичные
потребности. Производственные потребности, предметы потребления,
коллективные потребности. Благо, как средство удовлетворения
потребностей. Свободные и экономические блага. Факторы
производства: земля, труд, капитал, предпринимательские способности
и технический прогресс и информация. Три основных вопроса
экономической теории: производить Что? Как? Для кого?

1, ПК 4.1

2

2

ЛР 9, ЛР
7, ЛР 14,
ОК 3, ПК
4.1
ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13,
ЛР 14, ОК
1, ПК 4.1

7. Производство и экономика

Содержание учебного материала:
Общественное производство: производительные силы и
производственные отношения. Производство – процесс создания
полезного продукта. Воспроизводство как экономическая категория.
Закон возрастания потребностей. Эффективность экономики как
экономическая категория.

2

ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13,
ЛР 14, ОК
1, ПК 4.1

8. Производство и экономика
(самостоятельно 3)

Сделать конспект, используя учебник: Слагода В.Г. Экономическая
теория. 6 –е изд., - М, : ФОРУМ: ИНФРА – М 2013. (28 - 45)

2

ЛР 9, ЛР
7, ЛР 14,

8

9. Экономический
кругооборот

Содержание учебного материала:
Экономический кругооборот. Производство – обмен – распределение –
потребление. Кругооборот спроса и предложения. Роль государства в
кругообороте.
Составить конспект. Чепурин М.Н. «КЭТ» с.303 - 305

2

Содержание учебного материала:

2

12. Собственность как основа Сделать конспект, используя учебник: Слагода В.Г. Экономическая
производственных отношений. теория. 6 –е изд., - М, : ФОРУМ: ИНФРА – М 2013. (80 - 94)
(самостоятельно 5)

2

13. Экономические системы.
Характеристика рынков

2

10. Роль государства в
экономическом кругообороте.
(самостоятельно 4)
11.Товарное производство.
Формы стоимости

Содержание учебного материала:
Экономическая среда: естественная и социальная. Основные ступени
развития экономических систем: доиндустриальная, индустриальная,
постиндустриальная. Техническая революция как критерий
периодизации хозяйственного процесса. Аграрная революция.
Промышленный переворот. Научно-техническая революция. Понятие
экономической системы. Основные типы экономических систем:
традиционная, рыночная экономика эпохи свободной конкуренции,
командная система, смешанная экономическая система. Переходный
период и рыночные реформы в России. Экономическая свобода как

2

ОК 3, ПК
4.1
ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13,
ЛР 14, ОК
1, ПК 4.1
ЛР 9, ЛР
7, ЛР 14,
ОК 3, ПК
4.1
ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13,
ЛР 14, ОК
1, ПК 4.1
ЛР 9, ЛР
7, ЛР 14,
ОК 3, ПК
4.1
ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13,
ЛР 14, ОК
1, ПК 4.1

9

14. Товарное производство.
Формы стоимости.
(самостоятельно 6)

возможность индивидуума в реализации своих интересов. Понятие
собственности и отношений собственности. Основные формы
собственности: частная, коллективная, общественная.
Частная собственность – основа рыночной экономики. Понятие о рынке
как специфической форме взаимосвязи между обособленными
производителями в рамках разделения труда. Рынки по охвату:
локальные, национальные, международные. По объектам куплипродажи: рынки потребительских товаров и услуг, рынки ресурсов и
финансовый рынок.
Сделать конспект, используя учебник: Слагода В.Г. Экономическая
теория. 6 –е изд., - М, : ФОРУМ: ИНФРА – М 2013. (45 - 55)

2

ЛР 9, ЛР
7, ЛР 14,
ОК 3, ПК
4.1

2

ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13,
ЛР 14, ОК
1, ПК 4.1

2

ЛР 9, ЛР
7, ЛР 14,
ОК 3, ПК
4.1

Раздел 2. Микроэкономика
15. Спрос и предложение,
понятие эластичности.

16. Сущность рынка и его
основные элементы.
(самостоятельно 7)

Содержание учебного материала:
Спрос. Кривая спроса. Функция спроса. Предложение. Кривая
предложения. Функция предложения. Факторы, влияющие на спрос и
предложение. Рыночное равновесие и рыночная цена. Излишек и
дефицит. Понятие эластичности. Спрос эластичный и неэластичный.
Эластичность спроса относительно цены. Детерминанты эластичности
спроса. Эффект Гиффена. Перекрестная эластичность. Эластичность
спроса по доходу. Первый закон Энгеля. Эластичность предложения.
Практическое применение эластичности.
Сделать конспект, используя учебник: Слагода В.Г. Экономическая
теория. 6 –е изд., - М, : ФОРУМ: ИНФРА – М 2013. (94 - 103)

10

17. ПЗ 1. Эластичность спроса Содержание учебного материала:
и предложения.
- Механизмы взаимодействия различных факторов, влияющих на спрос
и предложение; спрос и предложение на рынках товаров и услуг.

2

18. Поведение потребителя

2

19. Теория поведение
потребителя.
(самостоятельно 8)
20. ПЗ 2. Производство,
издержки и прибыль.

Содержание учебного материала:
Полезность. Правило максимизации полезности. Закон убывающей
предельной полезности. Принципы равенства предельной полезности и
предельных затрат. Бюджетное ограничение. Потребительские
предпочтения. Кривые безразличия.
Сделать конспект, используя учебник: Слагода В.Г. Экономическая
теория. 6 –е изд., - М, : ФОРУМ: ИНФРА – М 2013. (123 - 132)
− Содержание учебного материала:
− Основные принципы ценообразования;
предприятия.

2

2
прибыль

и

издержки

21. Поведение производителя.
Издержки производства.
(самостоятельно 9)

Составить кроссворд с использованием основных понятий издержек.
Сделать конспект, используя учебник: Слагода В.Г. Экономическая
теория. 6 –е изд., - М, : ФОРУМ: ИНФРА – М 2013. (132 - 152)

2

22. ПЗ 3. Монополия и
конкуренция

Содержание учебного материала:
Модели монополии; зависимость конкуренции в той или иной ситуации
на рынке.

2

23. Конкуренция и основные
виды рыночных структур.
(самостоятельно 10)

Сделать конспект, используя учебник: Слагода В.Г. Экономическая
теория. 6 –е изд., - М, : ФОРУМ: ИНФРА – М 2013. (152 - 170)

2

ЛР 7, ЛР
9, ЛР 10,
ОК 3, ПК
4.2
ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13,
ЛР 14, ОК
1, ПК 4.1
ЛР 9, ЛР
7, ЛР 14,
ОК 3, ПК
4.1
ЛР 7, ЛР
9, ЛР 10,
ОК 3, ПК
4.2
ЛР 9, ЛР
7, ЛР 14,
ОК 3, ПК
4.1
ЛР 7, ЛР
9, ЛР 10,
ОК 3, ПК
4.2
ЛР 9, ЛР
7, ЛР 14,
ОК 3, ПК

11

24. Спрос и предложение
Содержание учебного материала:
экономических ресурсов. Труд Специфика спроса на факторы производства. Производный спрос,
как фактор производства.
производственная функция. Предельный продукт, предельная выручка.
Цены, спрос и предложение ресурсов. Эластичность спроса на ресурсы.
Своеобразие рынка труда. Спрос и предложение труда. Заработная
плата. Потребительская корзина. Минимальный размер оплаты труда.
25. Земельная рента
Содержание учебного материала:
Особенности рынка земли. Земельная рента. Формы земельной ренты:
дифференциальная рента, абсолютная рента, монопольная рента. Цена
земли.
26. Капитал
Содержание учебного материала:
Капитал, сущность и виды. Ссудный процент. Определение ставки
ссудного процента. Номинальная и реальная процентная ставка.
Дисконтирование и инвестирование.
27. Вещественные факторы
Сделать конспект, используя учебник: Слагода В.Г. Экономическая
производства.
теория. 6 –е изд., - М, : ФОРУМ: ИНФРА – М 2013. (183 - 199)
(самостоятельно 11)

2

28. Проблемы распределения
доходов, социальной помощи
и бедности.

2

29. Государство в рыночной
экономике

Содержание учебного материала:
Виды и принципы распределения в рыночной экономике. Неравенство
доходов. Кривая Лоренца. Границы и формы участия государства в
перераспределении доходов. Средства и механизм социальной защиты.
Уровень жизни. Показатели, характеризующие уровень жизни. Индекс
человеческого развития (ИЧР). Потребительская корзина.
Минимальный размер оплаты труда.
Содержание учебного материала:
Экономические функции государства. Спрос на общественные блага и

2

2

2

2

4.1
ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13,
ЛР 14, ОК
1, ПК 4.1
ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13,
ЛР 14, ОК
1, ПК 4.1
ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13,
ЛР 14, ОК
1, ПК 4.1
ЛР 9, ЛР
7, ЛР 14,
ОК 3, ПК
4.1
ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13,
ЛР 14, ОК
1, ПК 4.1

ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13,

12

их предложение через политические институты. Формы и границы
государственного вмешательства в экономику. Приватизация и
государственный сектор. Антимонопольная политика государства.
30. Контрольная работа по разделу 2 «Микроэкономика»

ЛР 14, ОК
1, ПК 4.1
ЛР 7, ЛР
9, ЛР 10,
ОК 3, ПК
4.2

2

Раздел 3. Макроэкономика
31. Макроэкономическая
нестабильность

Содержание учебного материала:
Цикличность развития как экономическая закономерность.
Экономические циклы. Стадии цикла и их характеристики. Безработица:
определение, формы. Измерение безработицы. Естественный уровень
безработицы. Экономические и социальные издержки безработицы.
Регулирование рынка труда. Инфляция: сущность и причины. Виды
инфляции: инфляция спроса и инфляция издержек. Общественные
издержки инфляции.

2

ЛР 7,
ЛР 9,
ЛР 13,
ЛР 14,
ОК 1,
ПК 4.1

32. ПЗ 4. Национальная
экономика и измерение
результатов экономической
деятельности

Содержание учебного материала:
Валовой национальный продукт: по доходам, по расходам, по
добавочной стоимости.

2

33. Система национальных
счетов и ее основные
показатели.
(самостоятельно 12)

Сделать конспект, используя учебник: Слагода В.Г. Экономическая
теория. 6 –е изд., - М, : ФОРУМ: ИНФРА – М 2013. (199 - 215)

2

34. Совокупный спрос и

Содержание учебного материала:

2

ЛР 7,
ЛР 9,
ЛР 10,
ОК 3,
ПК 4.2
ЛР 9,
ЛР 7,
ЛР 14,
ОК 3,
ПК 4.1
ЛР 7,

13

совокупное предложение

Понятие совокупного спроса. Кривая совокупного спроса и факторы,
его определяющие. Понятие совокупного предложения. Кейнсианский,
промежуточный и классический отрезки кривой совокупного
предложения. Модель AD – AS.

35. Совокупный спрос и
совокупное предложение.
(самостоятельно 13)

Сделать конспект, используя учебник: Слагода В.Г. Экономическая
теория. 6 –е изд., - М, : ФОРУМ: ИНФРА – М 2013. (215 - 222)

2

36. Потребление, сбережения,
инвестиции

Содержание учебного материала:
Понятия потоков и запасов. Предельная склонность к потреблению.
Сбережения и предельная склонность к сбережению. Инвестиции и
факторы, воздействующие на их величину.

2

37. Макроэкономическое
равновесие.
(самостоятельно 14)

Сделать конспект, используя учебник: Слагода В.Г. Экономическая
теория. 6 –е изд., - М, : ФОРУМ: ИНФРА – М 2013. (222 - 238)

2

38. Бюджетно-налоговая
политика и финансовая
система.

Содержание учебного материала:
Государственный бюджет, функции, составные части (доход, расход).
Бюджетный дефицит. Финансы, функции финансов. Финансовая
система. Налоги. Формы налоговых ставок.

2

39. ПЗ 5. Налоговая и

Содержание учебного материала:

2

ЛР 9,
ЛР 13,
ЛР 14,
ОК 1,
ПК 4.1
ЛР 9,
ЛР 7,
ЛР 14,
ОК 3,
ПК 4.1
ЛР 7,
ЛР 9,
ЛР 13,
ЛР 14,
ОК 1,
ПК 4.1
ЛР 9,
ЛР 7,
ЛР 14,
ОК 3,
ПК 4.1
ЛР 7,
ЛР 9,
ЛР 13,
ЛР 14,
ОК 1,
ПК 4.1
ЛР 7,

14

финансовая система.

-Виды и формы налогов; финансовая система государства.

40. Спрос и предложение
денег.

Содержание учебного материала:
Деньги как результат развития производительных сил и
производственных отношений. Функции денег. Денежные агрегаты.
Спрос на деньги. Формула Фишера. Банки, их функции.

2

41. Кредитно-денежная
политика

Содержание учебного материала:
Цели кредитно-денежной политики, её инструменты. Операции на
открытом рынке. Политика учётной ставки. Изменение нормы
обязательных резервов. Политика «дорогих» и «дешёвых» денег.

2

42 Экономический рост

Содержание учебного материала:
Понятие экономического роста. Типы и темпы экономического роста.
Перспективы экономического роста.

2

43. Основные направления
экономической реформы в
России. (самостоятельно 15)

Сделать конспект, используя учебник: Слагода В.Г. Экономическая
теория. 6 –е изд., - М, : ФОРУМ: ИНФРА – М 2013. (323 - 336)

2

44. Международная торговля

Содержание учебного материала:

2

ЛР 9,
ЛР 10,
ОК 3,
ПК 4.2
ЛР 7,
ЛР 9,
ЛР 13,
ЛР 14,
ОК 1,
ПК 4.1
ЛР 7,
ЛР 9,
ЛР 13,
ЛР 14,
ОК 1,
ПК 4.1
ЛР 7,
ЛР 9,
ЛР 13,
ЛР 14,
ОК 1,
ПК 4.1
ЛР 9,
ЛР 7,
ЛР 14,
ОК 3,
ПК 4.1
ЛР 7,

15

Причины возникновения международной торговли. Экспорт и импорт
товаров. Внешняя политика: свободная торговля и протекционизм.
Тарифные и нетарифные барьеры. Экономическая интеграция
45. Валютный курс. Система
валютных курсов

Содержание учебного материала:
Валюта. Формирование мировой валютной системы: золотой стандарт,
Бреттон-Вудская система, система плавающих курсов. Современные
системы валютных курсов: фиксированные, свободно плавающие.
Управляемые плавающие валютные курсы. Валютная политика.

2

Всего

ЛР 9,
ЛР 13,
ЛР 14,
ОК 1,
ПК 4.1
ЛР 7,
ЛР 9,
ЛР 13,
ЛР 14,
ОК 1,
ПК 4.1
90

Аудиторных

60

Теоретических, в том числе контрольная работа

50

практических

10

16

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Основы экономической теории».
Технические средства обучения:
- мультимедиапроектор.
Список используемой литературы.
1. Слагода В.Г. Экономическая теория.- 6-е изд., испр. и доп. – М.: ФОРУМ:
ИНФА,2013. – 368с.
2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. - М., 2008.
3. Экономическая теория: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой. - М.: КНОРУС,
2006.

17

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических
занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных
заданий, проектов, исследований.
Результаты
обучения
ОК 1
ОК 3

ПК 4.1
ПК 4.2
ЛР 7

ЛР 9

ЛР 10
ЛР 13

ЛР 14

Критерии оценки

Методы оценки

- понимает сущность и социальную значимость своей
будущей профессии, проявлять к ней устойчивый
интерес.
- организовывает свою собственную деятельность,
определяет методы и способы выполнения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.
- осуществляет сбор и обработку необходимой и
достаточной информации об объекте оценки и
аналогичным объектам.
- производит расчеты по оценке объекта оценки на
основе применимых подходов и методов оценки.
- осознает приоритетную ценность личности человека;
- уважает собственную и чужую уникальность в
различных ситуациях, во всех формах и видах
деятельности.
- соблюдает и пропагандирует правила здорового и
безопасного образа жизни, спорта;
- сохраняет психологическую устойчивость в
ситуативно сложных или стремительно меняющихся
ситуациях
- заботится о защите окружающей среды, собственной и
чужой безопасности, в том числе цифровой
- демонстрирует готовность и способность вести диалог
с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения
в профессиональной деятельности
- проявляет сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной
и общественной деятельности

Наблюдение, опрос
Наблюдение,
самостоятельная
работа, практическая
работа
Наблюдение,
самостоятельная
работа
Наблюдение,
практическая работа
Наблюдение, опрос

Наблюдение, опрос

Наблюдение, опрос
Наблюдение, опрос

Наблюдение, опрос

18

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный колледж»

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ»
Специальность 21.02.05 Земельно-имущественные отношения
Курс 2 группы 21, 22 ЗИО
Форма обучения: очная

Красноуфимск
2022

19

Контрольно-измерительные
материалы рассмотрены
методической цикловой комиссией
экономических дисциплин

Контрольно-измерительные
материалы разработаны на основе
рабочей программы, и в
соответствии с требованиями ФГОС
СОО по специальности
Председатель методической цикловой
21.02.05Земельно-имущественные
комиссии
отношения
________________А.В. Попова
Протокол № _____ от
«___»_____________2022_г.

УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора по УР
________________
Приемщиков

А.Е.

«____» ____________ 2022 г.

Разработчик: Валиева Ольга Валерьяновна преподаватель, ГАПОУ СО
«Красноуфимский аграрный колледж»

20

СОДЕРЖАНИЕ
1.

Паспорт комплекта контрольно-измерительных материалов

2.

Формы контроля и оценки освоения учебной дисциплины по темам

3.

(разделам)
Контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации 11

4
5

21

ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ
МАТЕРИАЛОВ
1.1. Область применения контрольно-измерительных материалов
(далее – КИМ) КИМ учебной дисциплины по специальности 21.02.05
земельно-имущественные
отношения
является
частью
основной
образовательной программы в соответствии с ФГОС СОО и входит в группу
специальностей 21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое
дело и геодезия.
КИМ предназначены для оценки достижений запланированных
результатов по учебной дисциплине в процессе текущего и рубежного
контроля, промежуточной аттестации.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Содержание программы учебной дисциплины «Основы экономической
теории» направлено на достижение следующих целей:
●
освоение основных знаний об экономической жизни общества, в
котором осуществляется экономическая деятельность индивидов,
семей, отдельных предприятий и государства;
●

развитие экономического мышления, умение принимать рациональные
решения при ограниченности природных ресурсов, оценивать
возможные последствия для себя, окружения и общества в целом;

●

воспитание ответственности за экономические решения, уважение к
труду и предпринимательской деятельности;

●

овладение умением находить актуальную экономическую информацию
в источниках, включая Интернет; анализ, преобразование и
использование экономической информации, решение практических
задач в учебной деятельности и реальной жизни, в том числе в семье;

●

овладение умением разрабатывать и реализовывать проекты
экономической и междисциплинарной направленности на основе
базовых экономических знаний;

●

формирование готовности использовать приобретенные знания о

●

функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и
индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе
профессии и дальнейшего образования;
22

●

понимание особенностей современной мировой экономики, место и
роли России, умение ориентироваться в текущих экономических
событиях.

Освоение содержания учебной дисциплины «Основы экономической
теории» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
•
личностных:
− ЛР7. Осознающий приоритетную ценность личности человека;
уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во
всех формах и видах деятельности.
− ЛР13. Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с
другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности
− Л14. Проявляющий сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности
•
общекультурные компетенции:
− ОК3. Организовывать свою собственную деятельность, определять
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
•
Профессиональные компетенции:
− ПК 4.2. Производить расчеты по оценке объекта оценки на основе
применимых подходов и методов оценки.
1.3 Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета
Результаты
Критерии оценки
Методы оценки
обучения
ЛР 7

- осознает приоритетную ценность
личности человека

Наблюдение, устный опрос,
экзамен

- уважает собственную и чужую
уникальность во всех формах и видах
деятельности

ЛР 13

- демонстрирует готовность и
способность вести диалог с другими
людьми, достигать взаимопонимания

Наблюдение, устный опрос,
экзамен

ЛР 14

- проявляет сознательное отношение
к непрерывному образованию как

Наблюдение, экзамен

23

условию успешной деятельности

ОК 3

- организовывает свою собственную
деятельность, определяет методы и
способы выполнения задач

Наблюдение, экзамен

ПК 4.2

- производит расчеты на основе
приемлемых подходов и методов

Наблюдение, экзамен

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПО
ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ)

2.

Элемент
учебной
дисциплин
ы

Формы и методы контроля
Текущий контроль

Форма
контрол
я

Осваиваемы
е результаты

Рубежный контроль
(Контроль по
разделу)
Форма
контрол
я

Осваиваемы
е результаты

Промежуточная аттестация

Форма контроля

Осваиваемые
результаты

Экзамен
ЛР7,ЛР13,ЛР1
4, ОК 3, ПК
4.2

3.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

Экзамен
Форма проведения: (письменная: тест, задания на расчеты, выполнение
чертежей)
Условия выполнения
Время выполнения задания: 1 час

24

На выполнение экзамена по учебному предмету «Основы
экономической теории» дается 1 час. Работа состоит из трех блоков,
включающих 17 заданий.
Блок 1 включает 13 заданий. К каждому заданию приводятся варианты
ответов, один из которых верный.
Блок 2 содержит три теоретических вопроса на которые студент
должен самостоятельно сформулировать ответ.
Блок 3 содержит практическое задание.

№ вопроса

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАЯ ЭКЗАМЕНА
Количество баллов за
Критерии
ответ

1-13

Из предложенных
вариантов выбрать один
правильный

1 бал

14-16

Правильный ответ на
теоретические вопросы,
по баллу за каждый

3 балла

17

Правильно выполнено
практическое задание

2 балла

Обьем выполненной
работы
90-100%
70-89%
59-69%
Менее 59%

Количество баллов

Оценка

18 – 17
16 – 15
14 -13
Менее 12

5
4
3
2

25

ЭКЗАМЕН
Вариант № 1
Блок 1
Выберите один верный ответ.
1. Величина реальной зарплаты зависит от...
1) уровня потребительских цен;
2) отдачи капитала;
3) величины расходов семьи;
4) отдачи труда.
2. Ценой труда является...
1) заработная плата;
2) прибыль;
3) процент;
4) рента.
3. Экономическое плодородие почвы (дифференциальная рента П)
зависит от...
1) дополнительных вложений труда и капитала;
2) природно-климатических условий;
3) местоположения земельного участка;
4) фактора времени.
4. Ценовая дискриминация - это:
1) продажа по разным ценам одной и той же продукции различным
покупателям;
2) различия в оплате труда по национальности или по полу;
3) повышение цены на товар более высокого качества;
4) установление более высоких цен на потребительские товары.
5. Кривая производственных возможностей иллюстрирует:
1) влияние дефицита и альтернативных издержек на общество;
2) преимущества производства одного товара вместо другого;
3) изменение в цене различных продуктов;
4) альтернативные издержки производства одного и другого
товара.
6.Что из перечисленного можно отнести к факторам производства:
1) естественные ресурсы (земля, полезные ископаемые, водные
ресурсы);
2) физические и умственные способности человека, затрачиваемые при
26

производстве товаров и услуг;
3) оборудование, станки, машины, сырье;
4) способность людей принимать рациональные решения,
уметь рисковать;
5) способы производства товаров и услуг (технология);
6) экологический фактор;
7) все предыдущие ответы верны;
8) верны ответы 1), 2), 3), 4).
7. Какие черты характерны для административно-командной системы:
1) конкуренция производителей;
2) дефицит потребительских товаров;
3) частная собственность на землю;
4) планирование национальной экономики;
5) верны ответы 2), 4);
6) верен ответ4).
8. Натуральное хозяйство - это такая форма организации экономики,
при которой:
1) продукты труда производятся для обмена на рынке;
2) существует замкнутость производителей;
3) продукты производятся для внутрихозяйственного потребления;
4) связь между производством и потреблением прямая, ничем не
опосредованная;
5) присутствует специализация производителей на производстве
какого-либо продукта;
6) все ответы верны;
7) верны ответы 2,3,4;
8) верны 1,2,3.
9. В переводе с древнегреческого термин экономика означает,
1) производство;
2) законы хозяйства;
3) рынок;
4) торговля.
10. Макроэкономика изучает;
1) ценообразование отдельных товаров и услуг;
2) денежную систему;
3) модели экономической политики;
4) цикличность развития экономики.
11. Абсолютная ограниченность ресурсов обусловлена:
1. неограниченностью потребностей;
27

2. исчерпаемостью ресурсов;
3. невоспроизводимостью ресурсов;
4. ограничением потребностей.
12. Ситуация на рынке, возникающая в случае, когда небольшое число
продавцов могут контролировать рынок, называется.......
1) демпингом;
2) олигополией;
3) конкуренцией;
4) холдингом.
13. Признаваемое обществом и охраняемое законом право гражданина,
фирмы
или государства владеть, пользоваться и распоряжаться каким — либо
имуществом или экономическим ресурсом, называется.....
1. стагфляцией;
2. рентой;
3. специализацией;
4. собственностью.
Блок 2
Дополнить утверждение:
14. Прибыль — это.......
15. Экономика — это.......
16. Заработная плата —это.....
Блок 3
Выполнить практическое задание:
17. Определить выручку от продажи молока при каждом значении цены,
данные занести в таблицу. Нарисовать графики.
цена за 1 литр, руб

объем спроса, тыс руб

2,10

10

1,80

20

1,50

30

1,20

40

0,9

50

0,6

60

выручка, тыс руб

Коэффициент
ценовой
эластичности спроса

28

0,3

70

ЭКЗАМЕН
Вариант № 2
Блок 1
Выберите один верный ответ.
1. Стоимость рабочей силы определяется стоимостью...
1) средств существования, необходимых для воспроизводства рабочей
силы;
2) произведенной работником продукции;
3) используемых работником средств производства;
4) труда.
2. Естественное плодородие почвы зависит от...
1) природно-климатических условий;
2) дополнительных вложений труда и капитала:
3) дифференциальной ренты;
4) фактора времени.
3. Рабочая сила — это...
1) совокупность физических и умственных способностей человека,
которые он использует в производстве;
2) работник, обладающий профессией;
3) человек в трудоспособном возрасте;
4) экономически активное население.
4. Отличие земли от других факторов производства заключается в том,
что она:
1) количественно ограниченна;
2)воспроизводима;
3) неперемещаема;
4) все ответы верны.
5. Заработная плата бывает нескольких форм (возможно несколько
вариантов ответа):
1. справедливая;
2. равновесная;
3. повременная;
4. сдельная;
29

6. Какое из определений наиболее полно характеризует предмет
«Экономика»?
1) это наука о динамике материальных и духовных потребностей
человека:
2) это наука о мотивгпии поведения человека:
3) это наука о производстве и критериях распределения
производимых благ;
4) это наука о натуральном богатстве;
5)
это
наука
об
использовании
людьми
ограниченных
производственных ресурсов для производства товаров и услуг, их
распределения и обмена между членами общества в целях потребления.
7. Общий уровень цен и безработицы в национальной экономике
изучается в курсе:
1) микроэкономики;
2) макроэкономики;
3) менеджмента;
4) международных финансов.
8. К потребностям человека, обусловленным его биологической
природой, относится потребность в:
1) самоутверждении;
2) саморазвитии;
3) самосохранении;
4) самоуважении.
9. Ограниченность ресурсов означает, что:
1) в обществе они имеются в таком количестве, которое недостаточно
для производства необходимых товаров и услуГ;
2) с их помощью невозможно одновременное и полное удовлетворение
всех имеющихся потребностей;
3) ресурсов хватает только на производство предметов потребления;
4) все ответы верны.
10. Амортизация — перенесение в денежной форме на продукцию
стоимости:
1) основного капитала по мере износа;
2) предметов труда;
3) оборотного капитала;
4) переменного капитала.
11. С экономической точки зрения собственность- это:
1) отношения между людьми по поводу присвоения материальных благ
и услуг,
2) обладание человеком материальными благами и услугами;
30

3) юридически
принадлежащие

закреплённое

право

владеть

и

использовать

12. Система организации производства и распределения товаров,
основанная на частной собственности, - это экономика.
1) командно — административная;
2) рыночная;
3) смешанная;
4) традиционная.
13. Превышение общей выручки от продажи над всеми расходами на её
производство, называют....
1. процентом;
2. зарплатой;
3. рентой
4. прибылью
Блок 2
Дополнить утверждение:
14. конкуренция – это…….
15. Монополия – это……..
16. Собственность - это…….
Блок 3
Выполнить практическое задание:
17. Постройте кривые спроса и предложения и определите
равновесную цену.
цена единиц, Q
количество
единиц, Р

10

20

30

40

50

60

70

объем
спроса, тыс
т

32

28

24

20

16

12

8

обьем
предложени
я, тыс т

4

7

10

13

16

19

22

31

Ответы
№
вопроса

1 вариант

2 вариант

1

1

4

2

1

1

3

1

1

4

1

1

5

2

3,4

6

8

5

7

5

2

8

8

3

9

2

2

10

1

1

11

2

1

12

2

2

13

4

4

14

Прибыль – это получаемая разница
между доходами, которые были
выручены в результате продажи
продукции, и финансовыми расходами.

Конкуренция – это соревнование за
ограниченный ресурс, вражда с целью
получения выгоды.

15

Экономика – это хозяйственная
деятельность общества, а также
совокупность отношений,
складывающихся в системе
производства, распределения, обмена и
потребления.

Монополия – это абсолютное
преобладание в экономике
единоличного производителя или
продавца продукции

16

Заработная плата – это вознаграждение
или денежная компенсация за труд в
зависимости от квалификации работника,

Собственность – это исторически
сложившиеся отношения между
людьми по поводу присвоения и
32

сложности, количества, качества и
условий работы.

отчуждения ресурсов, средств
производства, произведенных в
обществе материальных и духовных
ценностей.

цена за 1 литр, руб

объем спроса, тыс руб

выручка, тыс руб

Коэффициент
ценовой
эластичности спроса

2,10

10

21

7,0

1,80

20

36

-3

1,50

30

45

-2

1,20

40

48

-1

0,9

50

45

- 0,6

0,6

60

36

- 0,3

0,30

70

21

-

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».