ОП. 10 Экономический анализ

2

Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с
Федеральным

государственным

профессионального

образования

образовательным
по

специальности

стандартом
21.02.05

среднего
Земельно-

имущественные отношения (базовая подготовка), утвержденного 12 мая 2014
года № 486, с учетом программы воспитания по специальности «Земельноимущественные отношения»
Разработчик Шаритдинова Л.А. преподаватель высшей квалификационной
категории

3

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

4

1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП 09 Экономический анализ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности 21.02.05 «Земельно – имущественные отношения» (базовая
подготовка).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
входит
в
профессиональный
цикл,
относится
к
общепрофессиональным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения учебной
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- осуществлять анализ технико-организационного уровня производства;
- анализировать эффективность использования материальных, трудовых и
финансовых ресурсов;
- анализировать производство и реализацию продукции;
- анализировать использование основных средств;
- оценивать финансовое состояние и деловую активность предприятия.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- научные основы экономического анализа;
- роль экономического анализа в условиях рыночной экономики;
- предмет и задачи экономического анализа;
- методы, приемы и виды экономического анализа;
- систему комплексного экономического анализа.
1.4 Результаты освоения учебной дисциплины
Код

Наименование результата обучения

ОК 4
ПК 1.2

Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях
Подготавливать документацию, необходимую для принятия управленческих решений по
эксплуатации и развитию территорий
Готовить предложения по определению экономической эффективности использования
имеющегося недвижимого имущества
Участвовать в проектировании анализе социально – экономического развития территории
Осуществлять сбор и обработку необходимой и достоверной информации об объекте оценки
и аналогичных объектах
Проводить расчеты по оценке объекта на основе применяемых подходов и методов оценки

ПК 1.3
ПК 1.4
ПК 4.1
ПК 4.2
ПК 4.3
ПК 4.4
ЛР 2

ЛР 4

Обобщать результаты, полученные подходами, и давать обоснованное заключение об итоговой
величине стоимости объекта оценки
Рассчитывать сметную стоимость зданий и сооруженийв соотетствии с действующими нормативными и
применяемыми методиками
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность
принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в
студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества,
продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность
собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и

5
профессионального конструктивного «цифрового следа»
ЛР 6

ЛР 15

Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной
поддержке и волонтерских движениях
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую
уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта;
предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных
веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно
сложных или стремительно меняющихся ситуациях
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе
цифровой
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической
культуры
Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в
нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения в
профессиональной деятельности
Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности
Сохранение традиций и поддержание престижа своей образовательной организации

ЛР 16

Соблюдать дисциплину труда

ЛР 7
ЛР 9

ЛР 10
ЛР 11
ЛР 13
ЛР 14

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
31 ЗИО
Максимальная учебная нагрузка (всего)
72
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
48
в том числе:
практические занятия
18
контрольная работа
2
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
24
в том числе: индивидуальное проектное задание
24
Дифференцированный
Итоговая аттестация
зачет

6

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экономический анализ»
№
урока

1

2

3

Наименование разделов и
тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа обучающихся

Раздел 1. Основы теории экономического анализа
Содержание, предмет,
Содержание учебного материала
принципы экономического
Экономический анализ как самостоятельная наука, изучающая макро- и
анализа.
микроуровень экономических явлений. Предмет, роль экономического
анализа. Задачи экономического анализа. Принципы экономического
анализа
Система экономической
Содержание учебного материала
информации и показатели, в Система экономической информации, применяемая в экономическом
экономическом анализе
анализе: нормативные, плановые, статистические, бухгалтерские,
оперативные сведения и т.п..
Требования, предъявляемые к экономической информации.
Система показателей, используемых в экономическом анализе (показатели
исходных условий деятельности предприятия, показатели использования
средств производства, показатели использования предметов труда,
показатели использования трудовых ресурсов, показатели производства и
сбыта продукции, показатели себестоимости продукции, показатели
прибыльности и рентабельности, показатели финансового состояния
предприятия) и их классификация (по содержанию, по отношению к
национальной экономике, по степени синтеза, по видам измерения, по
способам формирования)
Типология видов
Содержание учебного материала
экономического анализа и
Характеристика основных видов экономического анализа: по объектам
их характеристика
анализа, по субъектам анализа, по пользователям информации, по
содержанию и полноте изучаемых вопросов, по методам изучения объекта,
по временному признаку.
Особенности экспресс-анализа, комплексного (детализированного) и

Объем
часов

Коды
ЛР,
формированию
которых
способствует
элемент
программы

2

ЛР 2, ЛР 4, ЛР 6, ЛР
7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР
11, ЛР 13-ЛР 16

2

ЛР 2, ЛР 4, ЛР 6, ЛР
7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР
11, ЛР 13-ЛР 16

2

ЛР 2, ЛР 4, ЛР 6, ЛР
7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР
11, ЛР 13-ЛР 16

7

4

5

6

7

8

9

современного сопоставительного анализа.
Содержание управленческого и финансового анализа.
Раздел 2. Текущий экономический анализ деятельности организации
Анализ имущественного
Содержание учебного материала
потенциала и источников
Содержание бухгалтерского баланса в оценке финансового и
финансирования
имущественного положения организации. Методы анализа бухгалтерского
баланса. Анализ состава, структуры, динамики основного и оборотного
капитала. Анализ и оценка состава, структура источников финансирования.
ПЗ №1 Анализ
Содержание учебного материала
бухгалтерского баланса
Анализ бухгалтерского баланса организации (на примере решения
организации
сквозной задачи): анализ состава, структуры, динамики основного и
оборотного капитала; анализ и оценка состава, структура источников
финансирования.
Анализ актива
Содержание учебного материала
бухгалтерского баланса
Самостоятельная работа 1
организации
Анализ бухгалтерского баланса организации; анализ имущественного
потенциала и источников финансирования организации на основе
выполнения индивидуальных проектов
Анализ пассива
Содержание учебного материала
бухгалтерского баланса
Самостоятельная работа 2
организации
Анализ бухгалтерского баланса организации; анализ имущественного
потенциала и источников финансирования организации на основе
выполнения индивидуальных проектов
Анализ финансового
Содержание учебного материала
состояния организации
Сущность, содержание, система показателей финансового состояния
организации. Понятие, виды платежеспособности, методы оценки
платежеспособности на основе анализа бухгалтерского баланса. Анализ
платежеспособности на основе абсолютных показателей ликвидности.
Анализ платежеспособности на основе коэффициентов ликвидности.
Анализ финансовой
Содержание учебного материала
устойчивости организации
Характеристика, методы финансовой устойчивости организации и факторы
ее определяющие. Коэффициентный метод оценки финансовой
устойчивости. Анализ обеспеченности запасов источниками
финансирования.

2

ЛР 2, ЛР 4, ЛР 6, ЛР
7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР
11, ЛР 13-ЛР 16

2

ЛР 2, ЛР 4, ЛР 6, ЛР
7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР
11, ЛР 13-ЛР 16

2

ЛР 2, ЛР 4, ЛР 6, ЛР
7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР
11, ЛР 13-ЛР 16

2

ЛР 2, ЛР 4, ЛР 6, ЛР
7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР
11, ЛР 13-ЛР 16

2

ЛР 2, ЛР 4, ЛР 6, ЛР
7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР
11, ЛР 13-ЛР 16

2

ЛР 2, ЛР 4, ЛР 6, ЛР
7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР
11, ЛР 13-ЛР 16

8
10

ПЗ № 2 Анализ
платежеспособности
предприятия

11

ПЗ №3 Анализ финансовой
устойчивости предприятия

12

Анализ финансового
состояния организации

13

Анализ доходов, расходов и
финансовых результатов
организации

14

ПЗ №4 Анализ финансовых
результатов организации

15

Анализ доходов, расходов и
организации

16

Анализ финансовых
результатов организации

17

Анализ деловой активности
организации

18

ПЗ № 5 Анализ деловой
активности организации

Содержание учебного материала
По данным финансовой отчетности провести анализ ликвидности баланса
и платежеспособности предприятия (на примере конкретного
предприятия).
Содержание учебного материала
По данным финансовой отчетности определить тип финансового состояния
и рассчитать коэффициенты финансовой устойчивости (на примере
конкретного предприятия)
Содержание учебного материала
Самостоятельная работа 3
Решение задач
Содержание учебного материала
Состав, структура доходов и расходов, оценка динамики и факторов их
формирования. Задачи анализа финансовых результатов деятельности.
Показатели прибыли. Методологические основы анализа показателей
прибыли.
Содержание учебного материала
Определить влияние факторов на прибыль, сделать вывод, наметить пути
увеличения прибыли торговой организации. (на примере решения сквозной
задачи).
Содержание учебного материала
Самостоятельная работа 4
Решение задач
Содержание учебного материала
Самостоятельная работа 5
Решение задач
Содержание учебного материала
Характеристика деловой активности. Система показателей
оборачиваемости, их расчет. Характеристика коэффициентов деловой
активности, их оценка. Система показателей рентабельности, их оценка.
Анализ рентабельности собственного капитала.
Содержание учебного материала
По данным финансовой отчетности провести анализ деловой активности
организации (на примере конкретного предприятия).

2

ЛР 2, ЛР 4, ЛР 6, ЛР
7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР
11, ЛР 13-ЛР 16

2

ЛР 2, ЛР 4, ЛР 6, ЛР
7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР
11, ЛР 13-ЛР 16

2

ЛР 2, ЛР 4, ЛР 6, ЛР
7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР
11, ЛР 13-ЛР 16
ЛР 2, ЛР 4, ЛР 6, ЛР
7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР
11, ЛР 13-ЛР 16

2

2

ЛР 2, ЛР 4, ЛР 6, ЛР
7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР
11, ЛР 13-ЛР 16

2

ЛР 2, ЛР 4, ЛР 6, ЛР
7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР
11, ЛР 13-ЛР 16

2

ЛР 2, ЛР 4, ЛР 6, ЛР
7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР
11, ЛР 13-ЛР 16

2

ЛР 2, ЛР 4, ЛР 6, ЛР
7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР
11, ЛР 13-ЛР 16

2

ЛР 2, ЛР 4, ЛР 6, ЛР
7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР
11, ЛР 13-ЛР 16

9
19

20

21

22

23

24

25

26

27

Анализ деловой активности
организации

Содержание учебного материала
Самостоятельная работа 6
Решение задач
Анализ деловой активности Содержание учебного материала
организации
Самостоятельная работа 7
Решение задач
Раздел 3. Управленческий анализ
Анализ производства и
Содержание учебного материала
реализации продукции
Задачи и информационное обеспечение анализа производства и реализации
продукции. Система показателей объема производства и реализации
продукции. Анализ объема производства и реализации продукции в целом
и по ассортименту. Анализ ассортимента и структуры продукции. Анализ
качества произведенной продукции. Анализ ритмичности работы
предприятия.
ПЗ № 6 Анализ
Содержание учебного материала
производства и реализации
продукции
Анализ выполнения плана
Содержание учебного материала
производства и реализации
Самостоятельная работа 8
продукции
Решение задач
Анализ факторов
Содержание учебного материала
производства
Самостоятельная работа 9
Решение задач
Анализ состояния и
Содержание учебного материала
использования основных
Задачи, объекты анализа основных средств, источники информации.
фондов
Анализ динамики, структуры основных производственных фондов. Анализ
состояния основных фондов. Анализ обеспеченности предприятия
основными фондами. Анализ интенсивности и эффективности
использования основных средств. Анализ использования производственной
мощности предприятия.
ПЗ № 7 Анализ состояния и Содержание учебного материала
использования основных
средств
Анализ показателей
Содержание учебного материала

2
2

ЛР 2, ЛР 4, ЛР 6, ЛР
7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР
11, ЛР 13-ЛР 16
ЛР 2, ЛР 4, ЛР 6, ЛР
7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР
11, ЛР 13-ЛР 16

2

ЛР 2, ЛР 4, ЛР 6, ЛР
7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР
11, ЛР 13-ЛР 16

2

ЛР 2, ЛР 4, ЛР 6, ЛР
7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР
11, ЛР 13-ЛР 16

2

ЛР 2, ЛР 4, ЛР 6, ЛР
7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР
11, ЛР 13-ЛР 16

2

ЛР 2, ЛР 4, ЛР 6, ЛР
7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР
11, ЛР 13-ЛР 16
ЛР 2, ЛР 4, ЛР 6, ЛР
7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР
11, ЛР 13-ЛР 16

2

2

ЛР 2, ЛР 4, ЛР 6, ЛР
7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР
11, ЛР 13-ЛР 16

2

ЛР 2, ЛР 4, ЛР 6, ЛР
7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР

10

28

29

30

31

32

33

34

35

36

эффективности
использования основных
средств
Анализ использования
трудовых ресурсов

ПЗ №8 Анализ
использования трудовых
ресурсов
Анализ производительности
труда
Анализ техникоорганизационного уровня
производства
Анализ техникоорганизационного уровня
производства
ПЗ № 9 Анализ техникоорганизационного уровня
производства.
Контрольная работа
Анализ техникоорганизационного уровня
производства
Дифференцированный зачет
Максимальная нагрузка
Аудиторная нагрузка
Практические занятия

11, ЛР 13-ЛР 16

Самостоятельная работа 10
Решение задач
Содержание учебного материала
Задачи, объекты анализа трудовых ресурсов, источники информации.
Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами. Анализ
движения рабочей силы. Анализ использования трудовых ресурсов. Анализ
производительности труда
Содержание учебного материала

2

ЛР 2, ЛР 4, ЛР 6, ЛР
7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР
11, ЛР 13-ЛР 16

2

Содержание учебного материала
Самостоятельная работа 11
Решение задач
Содержание учебного материала
Характеристика технологического уровня развития производства.

2

ЛР 2, ЛР 4, ЛР 6, ЛР
7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР
11, ЛР 13-ЛР 16
ЛР 2, ЛР 4, ЛР 6, ЛР
7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР
11, ЛР 13-ЛР 16
ЛР 2, ЛР 4, ЛР 6, ЛР
7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР
11, ЛР 13-ЛР 16

2

Содержание учебного материала
Анализ уровня организации производства
Содержание учебного материала

Содержание учебного материала
Самостоятельная работа 12
Решение задач

ЛР 2, ЛР 4, ЛР 6, ЛР
7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР
11, ЛР 13-ЛР 16

2

ЛР 2, ЛР 4, ЛР 6, ЛР
7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР
11, ЛР 13-ЛР 16

2

ЛР 2, ЛР 4, ЛР 6, ЛР
7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР
11, ЛР 13-ЛР 16
ЛР 2, ЛР 4, ЛР 6, ЛР
7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР
11, ЛР 13-ЛР 16
ЛР 2, ЛР 4, ЛР 6, ЛР
7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР
11, ЛР 13-ЛР 16

2
2
72
48
18

11

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета 309
«Экономика отрасли и менеджмента»
Оборудование учебного кабинета – калькуляторы
Технические средства обучения3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1. Гражданский Кодекс РФ. — Ч. 1 от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ.
2. Гражданский Кодекс РФ. — Ч. 2 от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ.
3. О порядке оценки стоимости чистых активов акционерных обществ: утв.
Приказом Министерства финансов РФ № Юн и Федеральной комиссии по
рынку ценных бумаг № 03-6/пз от 29 января 2003 г.
4. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность
организации» ПБУ 4/99: утв. Приказом Министерства финансов Российской
Федерации от 6 июля 1999 г. № 43н, с изм. по Приказу Министерства
финансов РФ от 18.09.2006 г. № 115н.
5. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99:
утв. Приказом Министерства финансов РФ от 6 мая 1999 г. № 32н, с изм. по
Приказу Министерства финансов РФ от 27.11.2006 г. № 156н.
6. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99,
утв. Приказом Министерства финансов РФ от 6 мая 1999 г. № 33н, с изм. по
Приказам Министерства финансов РФ от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г.,
18 сентября 2006 г., 27 ноября 2006 г., № 156н.
7. Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил проведения
арбитражными управляющими финансового анализа» от 25.06.2003 г. № 367.
8. Приказ Министерства финансов РФ от 22.07.2003 N 67н «О формах
бухгалтерской отчетности организаций»;
9. Приказ Министерства финансов РФ от 06 июля 1999 г. № 43н «Об
утверждении Положения по бухгалтерскому учету ''Бухгалтерская отчетность
организации''» (ПБУ 4/99).
10. Приказ ФСФО РФ от 23.01.2001 г. № 16 «Об утверждении Методических
указаний по проведению анализа финансового состояния организаций».
11. Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г.
№ 129-ФЗ.
12. Федеральный закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)
предприятий» от 26 ноября 2002 г. № 127-ФЗ.

12

13. Э.А. Маркарьян, Г.П.Герасименко, С.Э. Маркарьян. Экономический
анализ хозяйственной деятельности. М.:КноРус,2010.
14. Г.И. Просветов. Экономический анализ. Задачи и решения. – М.: АльфаПресс,2008.
15. А.А. Сперанский, Е.А. Пахомчик. Экономический анализ. Краткий
курс.М. Окей-книга, 2009.
16. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности
предприятий: учеб. / под ред. проф. В.Я. Позднякова. - М.: Инфра-М, 2008.
17. В.Р Банк., С.В. Банк, А. В.Тараскина. Финансовый анализ.: М.: Проспект,
2006.
18. М.А.Вахрушина, Л.А.Мельникова, Н.С. Пласкова, Международные
стандарты финансовой отчетности. — М.: Омега-Л, 2006.
19. Л.В. Донцова Анализ финансовой отчетности: учебник / Л.В. Донцова,
Н.А. Никифорова. — М.: Изд-во «Дело и сервис», 2007.
20. Н.С. Пласкова. Стратегический и текущий экономический анализ. — М.:
Эксмо, 2007.
Дополнительные источники:
1. М.И. Баканов, М.В.Мельник, А.Д. Шеремет. Теория экономического
анализа. - М.: Финансы и статистика, 2005.
2. Г.В. Федорова Информационные технологии бухгалтерского учета,
анализа и аудита. — М.: Омега-Л, 2004.
3. Н.П.Любушин, В.Б. Лещева, Е.А. Сучков.Теория экономического анализа:
/ под ред. проф. Н.П. Любушина. — М.: Экономистъ, 2004.
4. В.Ф. Палий Международные стандарты учета и финансовой отчетности:
учебник. — М.: Инфра-М, 2005.
5. С.Б.Барнгольц, М.В.Мельник. Методология экономического анализа
деятельности хозяйствующего субъекта. — М.: Финансы и статистика, 2003.
6. В.В. Бочаров. Комплексный финансовый анализ. — М.: Питер, 2005.
7. Л.Т Гиляровская. Экономический анализ. — М.: ЮНИТИ-Дана, 2004.
9. Л.В Донцова., Н.А. Никифорова Анализ финансовой отчетности:
практикум. - М.: Дело и сервис, 2004.
10. О.В Ефимова., М.В. Мельник Анализ финансовой отчетности. - М.:
Бухгалтерский учет, 2004.
12. В.В Ковалев., О.Н Волкова. Анализ хозяйственной деятельности
предприятия. - М.: ТК «Велби»; Проспект, 2004.
13. А.Д. Шеремет Методика финансового анализа деятельности
коммерческих организаций. - М.: Инфра-М, 2005.
14. А.Д. Шеремет Теория экономического анализа. - М.: Инфра-М. 2005.
15. www.econom-analiz.ru
16. www.ecsocman.edu.ru
17. www.skrin.ru

13

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения

Уметь:
осуществлять
анализ
техникоорганизационного уровня производства
анализировать
эффективность
использования материальных, трудовых
и финансовых ресурсов
анализировать
производство
и
реализацию продукции
анализировать использование основных
фондов
оценивать финансовое состояние и
деловую активность организации
Знать:
научные основы экономического анализа
роль
экономического
анализа
в
рыночной экономике
предмет и задачи экономического
анализа
методы, приемы и виды экономического
анализа
системы комплексного экономического
анализа
ОК 4 Решать проблемы, оценивать риски
и принимать решения в нестандартных
ситуациях
ПК 1.2 Подготавливать документацию,
необходимую
для
принятия
управленческих
решений
по
эксплуатации и развитию территорий
ПК 1.3 Готовить предложения по
определению
экономической
эффективности
использования
имеющегося недвижимого имущества
ПК 1.4 Участвовать в проектировании
анализе социально – экономического
развития территории
ПК 4.1 Осуществлять сбор и обработку
необходимой и достоверной информации

практические занятия,
самостоятельная работа,
выполнение
индивидуальных
заданий,
тестирование,
оценка
деятельности
на
практических занятиях,
зачет

14

об объекте оценки и аналогичных
объектах
ПК 4.2 Проводить расчеты по оценке
объекта
на
основе
применяемых
подходов и методов оценки
ПК
4.3
Обобщать
результаты,
полученные подходами, и давать
обоснованное заключение об итоговой
величине стоимости объекта оценки
ПК 4.4 Рассчитывать сметную стоимость
зданий и сооруженийв соотетствии с
действующими
нормативными
и
применяемыми методиками
ЛР
2
Проявляющий
активную
гражданскую
позицию,
демонстрирующий
приверженность
принципам честности, порядочности,
открытости, экономически активный и
участвующий
в
студенческом
и
территориальном самоуправлении, в том
числе на условиях добровольчества,
продуктивно взаимодействующий и
участвующий
в
деятельности
общественных организаций
ЛР 4 Проявляющий и демонстрирующий
уважение к людям труда, осознающий
ценность
собственного
труда.
Стремящийся к формированию в сетевой
среде личностно и профессионального
конструктивного «цифрового следа»
ЛР 6 Проявляющий уважение к людям
старшего поколения и готовность к
участию в социальной поддержке и
волонтерских движениях
ЛР 7 Осознающий приоритетную
ценность личности человека; уважающий
собственную и чужую уникальность в
различных ситуациях, во всех формах и
видах деятельности.
ЛР
9
Соблюдающий
и
пропагандирующий правила здорового и
безопасного образа жизни, спорта;
предупреждающий
либо
преодолевающий
зависимости
от

15

алкоголя,
табака,
психоактивных
веществ,
азартных
игр
и
т.д.
Сохраняющий
психологическую
устойчивость в ситуативно сложных или
стремительно меняющихся ситуациях
ЛР
10
Заботящийся
о
защите
окружающей среды, собственной и
чужой безопасности, в том числе
цифровой
ЛР 11 Проявляющий уважение к
эстетическим ценностям, обладающий
основами эстетической культуры
ЛР 13 Демонстрирующий готовность и
способность вести диалог с другими
людьми,
достигать
в
нем
взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения в
профессиональной деятельности
ЛР 14 Проявляющий сознательное
отношение к непрерывному образованию
как
условию
успешной
профессиональной
и
общественной
деятельности
ЛР 15 Сохранение традиций и
поддержание
престижа
своей
образовательной организации
ЛР 16 Соблюдать дисциплину труда

16

КОНТРОЛЬНО – ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 09 Экономический анализ
специальность 21.02.05 Земельно – имущественные отношения
курс, группа 3, 31ЗИО

17

СОДЕРЖАНИЕ
4.1 Паспорт комплекта контрольно - оценочных средств

31

4.1.1 Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

31

4.1.2 Формы промежуточной аттестации

32

4.1.3 Описание процедуры зачета

33

4.1.4 Критерии оценки на зачета

33

4.2 Комплект «Промежуточная аттестация»
4.2.1 Билеты для зачета

34
34

18

4.1 ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ
СРЕДСТВ
4.1.1 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Комплект контрольно-оценочных средств, предназначен для оценки
результатов освоения учебной дисциплины ОП 09 «Экономический анализ»
Предметом оценки освоения учебной дисциплины (УД) являются
умения и знания.
Контроль и оценка этих дидактических единиц осуществляются с
использованием следующих форм и методов:
Таблица 1 – Формы и методы контроля и оценки дидактических единиц
Результаты освоения
(объекты оценивания)

Основные показатели оценки
результата и их критерии

Тип задания;
№ задания

У.1 осуществлять анализ
технико организационного
уровня производства

Правильность проведения
анализа технико –
организационного уровня
производства

Практическое
занятие №9

У.2 анализировать
эффективность
использования
материальных, трудовых
и финансовых ресурсов
У.3 анализировать
производство и
реализацию продукции

Правильность расчета
показателей эффективности
использования материальных,
трудовых и финансовых ресурсов

Практическое
занятие № 8

Правильность проведения
анализа производства и
реализации продукции

Практическое
занятие № 6

У.4 анализировать
Правильность расчета
использование основных показателей использования
средств
основных средств

Практическое
занятие № 7

У.5 оценивать
финансовое состояние и
деловую активность
предприятия

Правильность расчета
показателей финансового
состояния предприятия и
деловую активность предприятия

Практическое
занятие № 1,
2, 3, 4, 5

З.1 научные основы
экономического анализа

Полнота знаний основ
экономического анализа

Теоретическое
занятие № 1

Форма
аттестации (в
соответствии
с учебным
планом)
Текущий
контроль,
контрольная
работа
Дифзачет
Текущий
контроль,
контрольная
работа
Дифзачет
Текущий
контроль,
контрольная
работа
Дифзачет
Текущий
контроль,
контрольная
работа
Дифзачет
Текущий
контроль,
контрольная
работа
Дифзачет
Текущий
контроль,

19

З.2 роль экономического
анализа в условиях
рыночной экономики

Полнота знаний экономического
анализа в условиях рыночной
экономики

Теоретическое
занятие № 1

З.3 предмет и задачи
экономического анализа

Полнота знаний предмета и задач Теоретическое
экономического анализ
занятие № 1

З.4 методы, приемы и
виды экономического
анализа

Полнота знаний методов, приема
м видов экономического анализ

Теоретическое
занятие № 1, 3

З.5 система
комплексного
экономического анализа

Полнота знаний системы
комплексного экономического
анализ

Теоретическое
занятие № 2,
4, 6, 7, 12, 14,
16, 18, 20, 21

контрольная
работа
Дифзачет
Текущий
контроль,
контрольная
работа
Дифзачет
Текущий
контроль,
контрольная
работа
Дифзачет
Текущий
контроль,
контрольная
работа
Дифзачет
Текущий
контроль,
контрольная
работа
Дифзачет

Оценка освоения УД предусматривает использование пятибалльной
системы оценки.
4.1.2 ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Таблица 2 - Запланированные формы промежуточной аттестации
№
семестра
6

Формы промежуточной аттестации

Форма проведения

Дифференцированный зачет

Письменный зачет по билетам

4.1.3 ОПИСАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ЗАЧЕТА
Процедура зачета устанавливает уровень сформированности
следующих умений и усвоения следующих знаний по материалу, изучаемому
в семестре.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-

осуществлять

анализ

технико-организационного

уровня

производства;
-

анализировать

эффективность

использования

трудовых и финансовых ресурсов;
- анализировать производство и реализацию продукции;

материальных,

20

- анализировать использование основных средств;
- оценивать финансовое состояние и деловую активность предприятия.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- научные основы экономического анализа;
- роль экономического анализа в условиях рыночной экономики;
- предмет и задачи экономического анализа;
- методы, приемы и виды экономического анализа;
- систему комплексного экономического анализа.
Количество заданий для студента: два – теоретических вопроса и
практическое задание.
Время выполнения каждого задания и максимальное время на зачете:
Задание № 1- 10 мин./час.
Задание № 2- 10 мин.
Практической задание – 20 мин. /час
Всего на экзамен 40 мин./час.
Условия выполнения заданий
Помещение: учебная аудитория.
Требования охраны труда: инструктаж по технике безопасности.
Оборудование: калькулятор для выполнения расчетов.
Перечень справочной и нормативной литературы для использования на
зачете: бухгалтерский баланс организаций
4.1.4 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ НА ЗАЧЕТЕ
Таблица 4 – Критерии оценки на зачете
Оценка
Отлично

Хорошо

Показатели оценки
Обучающийся умеет увязывать теорию с практикой (решает
задачи и формулирует выводы, умеет пояснить полученные
результаты), владеет понятийным аппаратом, полно и глубоко
овладел материалом по заданной теме, обосновывает свои
суждения и даёт правильные ответы на вопросы преподавателя
Обучающийся умеет увязывать теорию с практикой (решает
задачи и формулирует выводы, умеет пояснить полученные
результаты), владеет понятийным аппаратом, полно и глубоко
овладел материалом по заданной теме, но содержание ответов

21

имеют некоторые неточности и требуют уточнения и комментария
со стороны преподавателя
Удовлетворительно
Обучающийся знает и понимает материал по заданной теме, но
изложение неполное, непоследовательное, допускаются
неточности в определении понятий, студент не может обосновать
свои ответы на уточняющие вопросы преподавателя
Неудовлетворительно Обущающийся допускает ошибки в определении понятий,
искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает
материал. Делает ошибки в ответах на уточняющие вопросы
преподавателя

4.2. КОМПЛЕКТ «ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ»
4.2.1 Билеты для зачета
№1
1.
2.
3.

Методы экономического анализа – понятие, особенности
Предмет, объект и задачи АФХД
По бухгалтерскому балансу определить тип финансового состояния
предприятия. Сделать вывод

№ 2.
1.
2.
3.

Виды экономического анализа
Цель, принципы и пользователи экономического анализа
По бухгалтерскому балансу рассчитать ликвидность баланса Сделать
вывод

№3
1. Понятие и сущность экономического анализа
2. Методика определения ликвидности баланса
3. По бухгалтерскому балансу рассчитать структуру актива баланса
Сделать вывод
№ 4.
1. Показатели, используемые в экономическом анализе
2. Методика определения типа финансового состояния предприятия
3. По бухгалтерскому балансу рассчитать структуру пассива баланса
Сделать вывод


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».