ОП. 12 Основы финансовой грамотности

Рабочая программа учебной дисциплины разработана
в соответствии с
методическими рекомендациями разработанными «Банком России» для среднего
профессионального образования (далее СПО) .
Разработчик:
Шарова
Ольга
Владимировна,
преподаватель
квалификационной категории ГАПОУ СО Красноуфимский аграрный колледж

высшей

2

СОДЕРЖАНИЕ

1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

7

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5.

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

11
12

15

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
(наименование дисциплины)

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы финансовой грамотности» является обязательной
частью Профессионального цикла (указывается наименование цикла) основной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 21.02.05
Земельно – имущественные отношения (базовая подготовка).
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 2-5, 7.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Код 1
ПК, ОК, ЛР

Умения

Знания

Указываются
только коды
ОК 2

Указываются только умения, относящиеся
к данной дисциплине
Уметь: распознавать задачу и/или проблему
в профессиональном и/или социальном
контексте; анализировать задачу и/или
проблему и выделять её составные части;
определять этапы решения задачи; выявлять
и
эффективно
искать
информацию,
необходимую для решения задачи и/или
проблемы;
составить план действия; определить
необходимые ресурсы.

ОК 3

Уметь: самостоятельно планировать пути
достижения личных финансовых целей, в
том числе альтернативные, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы
решения финансовых задач
Уметь:
определять понятия, создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии,
классифицировать,
самостоятельно
выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы
на примере материалов данного курса

Указываются только знания,
относящиеся к данной дисциплине
Знать:
актуальный
профессиональный и социальный
контекст специальности, в котором
приходится работать и жить
алгоритмы выполнения работ в
профессиональной
и
смежных
областях;
методы
работы
в
профессиональной
и
смежных
сферах; структуру плана для
решения задач; порядок оценки
результатов
решения
задач
профессиональной деятельности
Знать: экономические явления и
процессы общественной жизни;
- структуру семейного бюджета и
экономику семьи;
- депозит и кредит;
- накопления и инфляция, роль
депозита в личном финансовом
плане, понятия о кредите, его виды,
основные характеристики кредита,
роль кредита
в личном финансовом плане;
- расчетно–кассовые операции.
Хранение, обмен и перевод денег,
различные виды платежных средств,
формы дистанционного банковского
обслуживания.
пенсионное
обеспечение:
государственная
пенсионная
система, формирование личных
пенсионных накоплений;

ОК 4

1

Приводятся только коды компетенций общих и профессиональных для освоения которых необходимо
освоение данной дисциплины; также приводятся коды личностных результатов реализации программы
воспитания и с учетом особенностей профессии/специальности в соответствии с Приложением 3
ПООП.

4

- виды ценных бумаг;
- сферы применения различных
форм денег;
- основные элементы банковской
системы;
- виды платежных средств;
- страхование и его виды;
- налоги (понятие, виды налогов,
налоговые
вычеты,
налоговая
декларация);
- правовые нормы для защиты прав
потребителей финансовых услуг;
- признаки мошенничества на
финансовом рынке в отношении
физических лиц.
Знать: особенности социального и
культурного контекста; правила
оформления
документов
и
построения устных сообщений;
основные принципы организации
документооборота,
виды
банковских
документов
и
требования к их оформлению,
порядок
их
хранения;
характеристика документов
Знать:
основы
финансовой
грамотности; порядок выстраивания
презентации.

ОК 5

Уметь: грамотно излагать свои мысли и
оформлять документы по профессиональной
тематике на государственном языке,
проявлять
толерантность
в
рабочем
коллективе; составлять и читать документы

ОК 7

Уметь: презентовать идеи открытия
собственного дела в профессиональной
деятельности.

ЛР 7

Осознавать приоритетную ценность человека, уважать собственную и чужую
уникальность в различных ситуациях, связанных с финансовой деятельностью
Соблюдать и пропагандировать здоровый образ жизни, спорт. Предупреждать
зависимости от алкоголя, табака, психотропных веществ, азартных игр и т.д.
Сохранять психологическую устойчивость в сложных и меняющихся ситуациях
Заботиться о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том
числе цифровой
Принимать семейные ценности, быть готовым к созданию семьи и воспитанию
детей, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания
Демонстрировать готовность и способность вести диалог с другими людьми,
достигать взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения в профессиональной деятельности
Проявлять сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности.

ЛР 9
ЛР 10
ЛР 12
ЛР 13
ЛР 14

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

54

в т.ч. в форме практической подготовки
в т. ч.:
теоретическое обучение

26

лабораторные работы (если предусмотрено)

-

практические занятия (если предусмотрено)

10

курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей)

-

контрольная работа (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа 2

18
Дифференцированный
Итоговая аттестация
зачет
Во всех ячейках со звездочкой (*) (в случае её наличия) следует указать объем часов, а в случае
отсутствия убрать из списка за исключением самостоятельной работы.

Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией
в соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в количестве часов,
необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных
тематическим планом и содержанием учебной дисциплины.
2

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и
тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Объем
в часах

2

3

1

Введение
1.Основные финансовые
понятия.
Человеческий капитал.

Содержание учебного материала

2. Домашняя бухгалтерия.
Личный финансовый
план.

Содержание учебного материала:
Личный бюджет. Структура, способы составления и планирования личного
бюджета
Личный финансовый план: финансовые цели, стратегия и способы их
достижения

3. ПЗ №1. Деловой
практикум- личный
финансовый план
4. Как сберечь деньги с
помощью депозитов?
5. ПЗ №2 Кейс «Рискуем

Содержание и назначение предмета. Центральный банк Российской Федерации
(Банк России) — независимый регулятор финансовой системы Человеческий капитал,
деньги, финансы, финансовые цели, финансовое планирование, горизонт
планирования, активы, пассивы, доходы (номинальные, реальные), расходы, личный
бюджет, семейный бюджет, дефицит, профицит, баланс.
Человеческий капитал. Способы принятия решений в условиях ограниченности
ресурсов. Банк России и защитник прав потребителей финансовых услуг.

Составляем личный финансовый план и личный бюджет
Содержание учебного материала:
Банк и банковские депозиты. Влияние инфляции на стоимость активов
Как собирать и анализировать информацию о банке и банковских продуктах
Как читать и заключать договор с банком. Управление рисками по депозиту

своими деньгами»

3

Коды
компетенций и
личностных
результатов3,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
ОК 2, 3
ЛР 7, 12

2

2

2
2

ОК 2,3,5
ЛР 7,13

2

В соответствии с Приложением 3 ПООП.

7

6. Кредит: зачем он нужен
и где его получить?

Содержание учебного материала:
Кредиты, виды банковских кредитов для физических лиц. Принципы кредитования
(платность, срочность, возвратность)
Из чего складывается плата за кредит. Как собирать и анализировать информацию о
кредитных продуктах
Содержание учебного материала:
Как уменьшить стоимость кредита. Как читать и анализировать кредитный договор.
Кредитная история. Коллекторские агентства, их права и обязанности

2

8.ПЗ №3 Кейс «Покупка
машины»

Кредит как часть личного финансового плана. типичные ошибки при использовании
кредита.

2

9.Целевые кредиты.

Самостоятельная работа №1
Сбор информации на официальных сайтах банков о Целевых кредитах. Анализ и
сравнительная характеристика.
Содержание учебного материала:
Хранение, обмен и перевод денег — банковские операции для физических лиц Виды
платежных средств. Чеки, дебетовые, кредитные карты, электронные деньги —
правила безопасности при пользовании банкоматом.
Формы дистанционного банковского обслуживания — правила безопасного поведения
при пользовании интернет-банкингом.
Самостоятельная работа №2
Выполнение платежей с использованием платежных сервисов МБК, МИР, Виза,
Яндекс-деньги и других. Анализ тарифов за платежи.
Содержание учебного материала:
Страховые услуги, страховые риски, участники договора страхования. Учимся
понимать договор страхования.
Виды страхования в России.
Страховые компании и их услуги для физических лиц,
Как использовать страхование в повседневной жизни.
Кейс «Рискуем жизнью»

2

Самостоятельная работа №3
Страховые компании в г. Красноуфимске. Сбор и анализ распространенных видов

2

7.Какой кредит выбрать и
какие условия
кредитования
предпочесть?

10.Расчетно-кассовые
операции. Как платить?

11.Платежные сервисы
12.Здоровье и жизнь —
высшие блага: поговорим
о личном страховании

13.ПЗ№ 4. Кейс «Рискуем
жизнью»
14.Страхование

ОК 2,3,4,5,7
ЛР 7,9,10,12,13,14

2

2

ОК 2,3,4,5,7
ЛР 7,10,12,13,14

2

2

ОК 2,3,4,5
ЛР 7,10,12,13

2

8

15. Зачем нужны
Инвестиции?

16.ПЗ №5 Кейс «Куда
вложить деньги»
17. Инвестиции
18. Думай о пенсии
смолоду, или как
формируется пенсия?

19.Как сформировать
индивидуальный
пенсионный капитал
20. Что такое налоги и
почему их нужно платить?
21. Что такое налоги и
почему их нужно платить?
22. Риски в мире денег: как
защититься от разорения?
23.Риски в мире денег: как

страхования в своих семьях.
Содержание учебного материала:
Что такое инвестиции, способы инвестирования, доступные физическим лицам. Сроки
и доходность инвестиций.
Виды финансовых продуктов для различных финансовых целей. Как выбрать
финансовый продукт в зависимости от доходности, ликвидности и риска. Как
управлять инвестиционными рисками?
Фондовый рынок и его инструменты. Как делать инвестиции. Как анализировать
информацию об инвестировании денежных средств, предоставляемую различными
информационными источниками и структурами финансового рынка (финансовые
публикации, проспекты, интернет-ресурсы и пр.) Как сформировать инвестиционный
портфель.
Место инвестиций в личном финансовом плане.
Кейс «Куда вложить деньги»

2

ОК 2,3,4,5
ЛР 7,10,12,13

2

Самостоятельная работа №4
Московская фондовая биржа и что такое Голубые фишки. Доклад.
Содержание учебного материала:
Что такое пенсия. Как работает государственная пенсионная система в РФ. Что такое
накопительная и страховая пенсия. Что такое пенсионные фонды
и как они работают
Как сформировать индивидуальный пенсионный капитал? Место
пенсионных накоплений в личном бюджете и личном финансовом плане.
Самостоятельная работа №5
Как сформировать индивидуальный пенсионный капитал? Сообщение

2

Содержание учебного материала:
Для чего платят налоги. Как работает налоговая система в РФ. Пропорциональная,
прогрессивная и регрессивная налоговые системы. Виды налогов для физических лиц.
Как использовать налоговые льготы и налоговые вычеты.
Самостоятельная работа №6
Анализ бюджета государства в части налоговых доходов за последние 3 года.
Динамика изменений
Самостоятельная работа №7
основные признаки и виды финансовых пирамид, правила личной финансовой
безопасности, виды финансового мошенничества. Мошенничества с банковскими
картами.
Самостоятельная работа №8

2

2

ОК 2,3,4,5
ЛР 7,10,12,13,14

2
ОК 2,3,4,5
ЛР 13,14

2

2

2
9

защититься от разорения?
24.Риски в мире денег: как
защититься от разорения?
25.Защита от
мошеннических действий
на финансовом рынке
26.Защита от
мошеннических действий
на финансовом рынке
27. Дифференцированный
зачет

Махинации с кредитами.
Мошенничества с инвестиционными инструментами. Финансовые пирамиды.
Самостоятельная работа №9
Махинации с кредитами.
Мошенничества с инвестиционными инструментами. Финансовые пирамиды.
Содержание учебного материала:
Махинации с кредитами.
Мошенничества с инвестиционными инструментами. Финансовые пирамиды.
Кейс «Заманчивое предложение»
Кейс «Заманчивое предложение»

2

2

ОК 2,3,4,5
ЛР 13,14

2

2
Всего
теоритических
практических
самостоятельной

54
26
10
18

10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Финансовых дисциплин», оснащенный оборудованием: посадочные места
по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; комплект учебно-наглядных
пособий «Финансовая грамотность, техническими средствами обучения: персональные
компьютеры, демонстрационное оборудование.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При
формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее
одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в
качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями.

3.2.2. Основные электронные издания
1. «Основы финансовой грамотности», М. «Просвещение», 2016
2. Брехова Ю.В., Завьялов Д.Ю., Алмосов А.П.Финансовая грамотность.— М.: ВИТАПРЕСС, 2018 (материалы для учащихся, Учебная программа, Методические указания)
3. «Сборник задач». Банк России. 2018г.

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
1
Уметь:
- анализировать состояние финансовых
рынков, используя различные
источники информации;
- применять теоретические знания по
финансовой грамотности для практической
деятельности и повседневной жизни;
- сопоставлять свои потребности и
возможности, оптимально распределять свои
материальные и трудовые ресурсы, составлять
семейный бюджет и личный финансовый план;
- грамотно применять полученные знания для
оценки собственных
экономических действий в качестве
потребителя, налогоплательщика,
страхователя, члена семьи и гражданина;
- анализировать и извлекать информацию,
касающуюся личных финансов, из источников
различного типа и источников, созданных в
различных
знаковых системах (текст, таблица, график,
диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
- оценивать влияние инфляции на доходность
финансовых активов;
- использовать приобретенные знания для
выполнения практических заданий,
основанных на ситуациях, связанных с
покупкой и продажей валюты;
- определять влияние факторов,
воздействующих на валютный курс;
- применять полученные теоретические и
практические знания для определения
экономически рационального поведения;
- применять полученные знания о хранении,
обмене и переводе денег;
использовать банковские карты, электронные
деньги; пользоваться
банкоматом, мобильным банкингом, онлайнбанкингом.
- применять полученные знания о страховании

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
2
Оценка
выполнения
внеаудиторной
самостоятельной работы.
Устный опрос,
практические занятия,
самостоятельная работа,
выполнение индивидуальных заданий
тестирование
оценка деятельности на практических
занятиях
Дифференцированный зачет.

12

в повседневной жизни. Выбор страховой
компании, сравнивать и выбирать наиболее
выгодные условия личного страхования,
страхования имущества и
ответственности;
- применять знания о депозите, управления
рисками при депозите; о кредите, сравнение
кредитных предложений, учет кредита в
личном финансовом плане, уменьшении
стоимости кредита;
- определять назначение видов налогов,
характеризовать права и обязанности
налогоплательщиков, рассчитывать НДФЛ,
применять налоговые вычеты, заполнять
налоговую декларацию;
- оценивать и принимать ответственность за
рациональные решения
и их возможные последствия для себя, своего
окружения и общества
в целом.
Знать:
- экономические явления и процессы
общественной жизни;
- структуру семейного бюджета и экономику
семьи;
- депозит и кредит;
- накопления и инфляция, роль депозита в
личном финансовом плане, понятия о кредите,
его виды, основные характеристики кредита,
роль кредита
в личном финансовом плане;
- расчетно–кассовые операции. Хранение,
обмен и перевод денег, различные виды
платежных средств, формы дистанционного
банковского обслуживания.
- пенсионное обеспечение: государственная
пенсионная система, формирование личных
пенсионных накоплений;
- виды ценных бумаг;
- сферы применения различных форм денег;
- основные элементы банковской системы;
- виды платежных средств;
- страхование и его виды;
- налоги (понятие, виды налогов, налоговые
вычеты, налоговая декларация);
- правовые нормы для защиты прав
потребителей финансовых услуг;
- признаки мошенничества на финансовом
рынке в отношении физических лиц.

13

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГАПОУ СО «КРАСНОУФИМСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 12. Основы финансовой грамотности
Специальность 21.02.05 «Земельно – имущественные отношения»
Курс 3 , группа 31 ЗИО

2021

14

5.1 ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ
МАТЕРИАЛОВ
5.1.1 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Предметом оценки освоения учебной дисциплины (УД) являются умения и знания.
Контроль и оценка этих дидактических единиц осуществляются с использованием
следующих форм и методов:
Таблица 1
Формы и методы контроля и оценки дидактических единиц

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
1
Уметь:
- анализировать состояние финансовых рынков, используя
различные
источники информации;
- применять теоретические знания по финансовой грамотности для
практической деятельности и повседневной жизни;
- сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально
распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять
семейный бюджет и личный финансовый план;
- грамотно применять полученные знания для оценки собственных
экономических
действий
в
качестве
потребителя,
налогоплательщика,
страхователя, члена семьи и гражданина;
- анализировать и извлекать информацию, касающуюся личных
финансов, из источников различного типа и источников, созданных
в различных
знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма,
аудиовизуальный ряд и др.);
- оценивать влияние инфляции на доходность финансовых активов;
- использовать приобретенные знания для выполнения
практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с
покупкой и продажей валюты;
- определять влияние факторов, воздействующих на валютный
курс;
- применять полученные теоретические и практические знания для
определения экономически рационального поведения;

Формы и методы
контроля и оценки
результатов обучения
2
Оценка
выполнения
внеаудиторной
самостоятельной
работы.
Устный опрос,
практические занятия,
самостоятельная работа,
выполнение
индивидуальных
заданий;
тестирование;
оценка деятельности на
практических занятиях.
Дифференцированный
зачет.

15

- применять полученные знания о хранении, обмене и переводе
денег;
использовать банковские карты, электронные деньги; пользоваться
банкоматом, мобильным банкингом, онлайн-банкингом.
- применять полученные знания о страховании в повседневной
жизни. Выбор страховой компании, сравнивать и выбирать
наиболее
выгодные условия личного страхования, страхования имущества и
ответственности;
- применять знания о депозите, управления рисками при депозите; о
кредите, сравнение кредитных предложений, учет кредита в личном
финансовом плане, уменьшении стоимости кредита;
- определять назначение видов налогов, характеризовать права и
обязанности налогоплательщиков, рассчитывать НДФЛ, применять
налоговые вычеты, заполнять налоговую декларацию;
- оценивать и принимать ответственность за рациональные решения
и их возможные последствия для себя, своего окружения и
общества
в целом.
Знать:
- экономические явления и процессы общественной жизни;
- структуру семейного бюджета и экономику семьи;
- депозит и кредит;
- накопления и инфляция, роль депозита в личном финансовом
плане, понятия о кредите, его виды, основные характеристики
кредита, роль кредита
в личном финансовом плане;
- расчетно–кассовые операции. Хранение, обмен и перевод денег,
различные виды платежных средств, формы дистанционного
банковского обслуживания.
- пенсионное обеспечение: государственная пенсионная система,
формирование личных пенсионных накоплений;
- виды ценных бумаг;
- сферы применения различных форм денег;
- основные элементы банковской системы;
- виды платежных средств;
- страхование и его виды;
- налоги (понятие, виды налогов, налоговые вычеты, налоговая
декларация);
- правовые нормы для защиты прав потребителей финансовых
услуг;
- признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении
физических лиц.
Оценка освоения УД предусматривает использование пятибалльной системы
оценки.
5.1.2 ФОРМА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Таблица 2
Запланированные форма итоговой аттестации
16

№
семестра
5

Формы промежуточной аттестации

Форма проведения

Дифференцированный зачет

Письменный зачет по тестовым
заданиям

Структура тестов:
Дифференцированный зачет по тестовым заданиям состоит из трех частей:
Ч а с т ь 1 включает 12 заданий

с выбором правильного ответа из четырех предложенных

вариантов (все 12 заданий базового уровня сложности).
Ч а с т ь 2 состоит из 2 заданий: первое с частичным ответом, в этом задании необходимо

соотнести понятия; второе дополнить утверждение.
Ч а с т ь 3 включает практическое задание.

Таблица 1.
Распределение экзаменационных заданий по частям работы.
Части работы

Число заданий

Максимальный балл

Тип заданий

Часть А
Часть В

12
2

12
4

Часть С

1

2

с выбором ответа
соотнести понятия;
дополнить
утверждение
Решить задачу

Итого:

15

18
Таблица 2.

Критерии оценивания экзаменационных заданий по учебной дисциплине.
Объем выполненной работы

Количество заданий

Оценка

90-100 %

18 - 17

5

89- 75 %

16 - 14

4

74- 60 %

13 - 11

3

менее 11

2

Менее 60%

17

Инструкция по выполнению работы
На выполнение дифференцированного зачета по дисциплине «Экономика» дается 1
академический час (45 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 18 заданий.
Ч а с т ь А включает 12 заданий с выбором ответа. К каждому заданию дается несколько
ответов, только один из которых правильный.
Ч а с т ь В состоит из 2 заданий: первое с частичным ответом, в этом задании необходимо
соотнести понятия; второе дополнить утверждение.
Ч а с т ь С включает практическое задание с расчетом экономических показателей.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии
времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к
следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то вы можете
вернуться к пропущенным заданиям.
За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается от одного до
трех баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество
баллов.
Критерии оценивания
Задания

Баллы

Часть А. Выберите наиболее
подходящий вариант ответа
из предложенных.
Часть В. Соотнесите
понятия; дополнить

Общее количество
баллов

Оценивается в 1 балл.
12
Оценивается в 2 балла.
4

утверждение
Часть С. Решить задачу

Оценивается в 2 балла.
Оценка 5 (отлично)

18 баллов – 17 баллов
(100 – 90%)
16 балла – 14 баллов
(89 - 75%)
13 баллов – 11 баллов
(74 – 60%)
Менее 11 баллов
(60%)

2

Оценка 4 (хорошо)
Оценка 3 (удовлетворительно)
Оценка 2 (неудовлетворительно)

Бланк ответов
Оценка
Часть А
А1
А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

Количество баллов

А 10

А 11

А 12

Часть В
В 1.
1
18

2
3
4
5
6
Часть С
Решить задачу
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________
5.2. КОМПЛЕКТ «ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ»
5.2.1 Вопросы по дисциплине: «Основы финансовой грамотности».
1. Понятие страхования и его основные принципы страхования.
2. Риски и методы их оценки. Классификация рисков.
3. Дайте определение терминам: «актив страховщика», «договор перестрахования»,
«ликвидность».
4. Дайте определение терминам: «объекты страхования», «рентабельность страховых
операций», «страховой фонд».
5. Виды страхового тарифа.
6. Понятие и классификация личного страхования.
7. Основные виды страхования жизни.
8. Принципы имущественного страхования.
9. Сущность и виды страхования ответственности.
10. Сущность и структура страхового рынка.
11. Личные финансы, сбережения, заёмщик, кредитор (заимодавец), кредитнофинансовые посредники.
12. Банковская система РФ. Центральный банк, его функции.
13. Коммерческий банк, банковские операции, вклад, кредит, банковская карта,
драгоценные металлы, расчётные операции.
14. Виды депозитов по срокам размещения средств, способы размещения средств во
вклады. Механизм защиты интересов вкладчиков.
15. Начисление процентов по вкладу, формула сложных процентов, формула простых
процентов, капитализация, валюта вклада.
16. Банковские карты, виды банковских карт, механизм выпуска и обращения
банковских карт, способы защиты от мошенников в процессе использования
банковских карт.
17. Бизнес, предпринимательство, стартап. Бизнес планирование, разделы входящие в
бизнес план.
18. Организационно-правовые формы предприятий.
19. Налоговая система РФ, прямые и косвенные налоги.
20. Налогоплательщик, его права и обязанности, документы налогоплательщика.
21. Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами в России, основания для
взимания налогов с граждан России.
22. Основы функционирования пенсионной системы в России, видов пенсий и условий
их получения, способов формирования будущей пенсии, факторов, определяющих
размер будущей пенсии гражданина.
23. Рынок ценных бумаг, финансовый рынок, механизмы функционирования рынка
19

ценных бумаг и финансового рынка.
24. Виды ценных бумаг и их отличий друг от друга, риски инвестирования в ценные
бумаги, способов оценки доходности ценных бумаг.
25. Признаки финансовой пирамиды, механизмы её функционирования и возможные
последствия вовлечения в неё.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».