ПМ. 03 Картографо-геодезическое сопровождение земельно-имущественных отношений

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ
ОБЛАСТИ
ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный колледж»

РАССМОТРЕНО цикловой
методической комиссией
экономических дисциплин
протокол №___ «___»___2022 г.
А.В. Попова

УТВЕРЖДАЮ:
зам. директора по УР
«___»________2022 г

СОГЛАСОВАНО:
с работодателем
«___»________2022 г

А.Е Приемщиков._____
подпись

ФИО председателя

А,А.Власов
ФИО работодателя
___________________________
подпись

____________
подпись

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
КАРТОГРАФО-ГЕОДЕЗИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
МДК 03.01 Геодезия с основами картографии и картографического черчения
Специальность 21.02.05 Земельно - имущественные отношения
Курс 2 группа 21,22 ЗИО
Форма обучения - очная

2022

Рабочая программа профессионального модуля составлена в соответствии с примерной
программой, разработанной на основе Федерального государственного образовательного
стандарта среднего профессионального образования по специальности 21.02.05 Земельно имущественные

отношения(базовая

и

углубленная

подготовка)

укрупненной

группы

специальностей 21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия.
Разработчик: Дивель Ольга Анатольевна, преподаватель ГАПОУ СО «Красноуфимский
аграрный колледж»

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ......................................5
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ...................................7
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ................................9
4. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ....................................................................................23
5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ .........................................................24
6..УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПМ ......................................................................26
7.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПМ ...................................................27

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Картографо-геодезическое сопровождение земельно-имущественных отношений
1.1. Область применения примерной программы
Программа профессионального модуля является частью основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 21.02.05 Земельно имущественные
отношения (базовая подготовка), в части освоения основного вида
профессиональной деятельности (ВПД): Картографо-геодезическое сопровождение земельноимущественных отношений и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 3.1. Выполнять работы по картографо-геодезическому обеспечению территорий,
создавать графические материалы.
ПК 3.2. Использовать государственные геодезические сети и иные сети для производства
картографо-геодезических работ.
ПК 3.3. Использовать в практической деятельности геоинформационные системы.
ПК 3.4. Определять координаты границ земельных участков и вычислять их площади.
ПК 3.5. Выполнять поверку и юстировку геодезических приборов и инструментов.
Программа профессионального модуля может быть использованав дополнительном
профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и
профессиональной подготовке работников в области геодезии и картографии при наличии
среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения
профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и
соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения
профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- выполнения картографо-геодезических работ;
уметь:
- читать топографические и тематические карты и планы в соответствии с условными
знаками и условными обозначениями;
- производить линейные и угловые измерения, а также измерения превышения
местности;
- изображать ситуацию и рельеф местности на топографических и тематических картах и
планах;
- использовать государственные геодезические сети, сети сгущения, съемочные сети, а
так же сети специального назначения для производства картографо-геодезических работ;
- составлять картографические материалы (топографические и тематические карты и
планы);
- производить переход от государственных геодезических сетей к местным и наоборот;
знать:
- принципы построения геодезических сетей;
- основные понятия об ориентировании направлений;
-разграфку и номенклатуру топографических карт и планов;
- условные знаки, принятые для данного масштаба топографических (тематических)
карт и планов;
- принципы устройства современных геодезических приборов;
- основные понятия о системах координат и высот;
- основные способы выноса проекта в натуру.

1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
Вид учебной деятельности
Объём часов
Максимальная учебная нагрузка
318
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося
212
самостоятельной работы обучающегося
106
Курсовая работа
20
учебная практика
72
производственная практика
72
Всего
462

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение
обучающимися видом профессиональной деятельности Земельно-имущественные отношения,
в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 3.3
ПК 3.4
ПК 3.5
ОК 1
ОК 2

ОК 3

Наименование результата обучения
Выполнять работы по картографо-геодезическому обеспечению территорий, создавать
графические материалы.
Использовать государственные геодезические сети и иные сети для производства
картографо-геодезических работ.
Использовать в практической деятельности геоинформационные системы.
Определять координаты границ земельных участков и вычислять их площади.
Выполнять проверку и юстировку геодезических приборов и инструментов.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес
Анализировать социально-экономические и политические проблемы и процессы,
использовать методы гуманитарно-социологических наук в различных видах
профессиональной и социальной деятельности
Организовывать свою собственную деятельность, определять методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 4

Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

ОК 5

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и
решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 6

Работать в коллективе и в команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
Быть готовым к смене технологий и профессиональной деятельности.

ОК 7
ОК 8
ОК 9
ОК 10
ЛР 4

Уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным
традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные традиции
Соблюдать правила техники безопасности, нести ответственность за организацию
мероприятий по обеспечению безопасности труда
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность
собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и
профессионального конструктивного «цифрового следа»

ЛР 10

Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том
числе цифровой

ЛР 13

ЛР 15

Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в
нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения в
профессиональной деятельности
Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности
Сохранение традиций и поддержание престижа своей образовательной организации

ЛР 16

Соблюдать дисциплину труда

ЛР 14

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля:
Объем времени, отведенный на освоение
междисциплинарного курса (курсов)
Коды
профессиона
льных
компетенций

1
ПК 3.1-3.5

Наименование разделов
Профессионального
модуля

2
Раздел 1 Изучение и
освоение
основных
картографических
процессов
Раздел 2.Изучение и
освоение основных
геодезических процессов
Учебная практика
Производственная
практика
Всего:

Всего
Часов
(макс.учебн
ая нагрузка
и практика)

Обязательная аудиторная учебная
нагрузка обучающегося

3
90

4
62

5
34

в т.ч.
курсов
ая
работа
(проект
),
часов
6
-

228

150

48

20

Всего,
часов

в т.ч.
практическ
ие
занятия,
часов

Практика

Самостоятельн
ая работа
обучающегося Учебная
,
в т.ч.
Всего, курсов часов
часов
ая
работа
(проект
),
часов
7
8
9
28
-

10

78

72
72
462

Практика
(по
профилю
специальн
ости),
часов

72
72
212

82

20

106

10

72

72

2.2.Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
№ урока

Наименование разделов
профессионального модуля (ПМ),
междисциплинарных курсов (МДК) и
тем

Содержание учебного материала, практические
занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем
часов

МДК МДК 03.01 Геодезия с основами картографии и картографического черчения
Раздел 1. Изучение и освоение основных картографических процессов

90

Тема 1.1. Общие вопросы картографии

20

1.

1

Картография и ее задачи

2.

2

Карта

3.

3

Элементы карты

4.

4

5.

5

Математическая основа карт
Классификация картографических
проекций.
Классификация картографических
проекций

6

6

7

7

Условные знаки топографических карт и
планов. Условные знаки специальных карт
Надписи на географических картах

Определение картографии
и ее структура. Связь
картографии с другими науками, геоинформатикой и
искусством.
Определение,
элементы
и
свойства
карты.
Классификация
карт.
Другие
картографические
произведения основа, картографическое изображение,
Математическая
легенда, вспомогательное оснащение, дополнительные
данные.
Элементы и свойства карт. Масштабы географических
карт

2

Классификация географических проекций:
- по характеру искажений проекций
- по вспомогательной геометрической поверхности

2

Общие сведения. Классификация условных знаков.
Таблицы условных знаков.
Виды
надписей.
Нормализация
географических
названий. Правила размещения и вычерчивания
надписей на картах и планах
Расположение пояснительных и цифровых надписей на
картах и планах

2

2
2

2

2

Коды ЛР, МПР, ПР
(ПК)
формированию
которых
способствует
элемент
программы

ПК 3.1
ОК1
ОК3
ОК7
ОК 10
ЛР 4
ЛР16

8

8

Картографические шрифты

Классификация
шрифтов,
применяемых
при
оформлении
графических
материалов
в
землеустроительном
производстве.
Методика
вычерчивания картографических шрифтов

2

9

9

Аналитическое выражение
картографических проекций.

Выбор картографических проекций
Проектирование главного масштаба карты

2

10

10

Общая характеристика плановокартографического материала

Виды
планово-картографических
материалов.Детальность, полнота и точность плановокартографического материала. Старение плановокартографического материала. Корректировка планов

2

Тема 1.2. Технология создания карт и планов, специальных карт
11
1
Этапы создания карт.
Редакционно
подготовительные
работы.
Составительские и оформительские работы. Издание
карт.
12
2
Картографическая генерализация.
Сущность
генерализации,
факторы
и
виды
генерализации. Генерализация элементов содержания
карт.
13
3
Картографические способы изображения
Способы
отображения объектов, явлений на карте

12
2
2
2

14

4

Условные знаки. Графические переменные

Способы отображения объектов, явлений на карте

2

15

5

Картодиаграммы. Динамические знаки

Способы отображения объектов, явлений на карте

2

16

6

Типы географических карт

Классификация географический
территорий, по масштабу и др.

карт:

по

охвату

Практические работы
17.

1

18.

2

19

3

2
30

ПЗ №1 Определение картографических
проекций.
ПЗ №2 Определение картографических
проекций.

Определение картографических проекций по
определителям
Определение картографических проекций по
определителям

2

ПЗ №3 Вычерчивание картографических
шрифтов. Стандартный шрифт.

Подбор чертёжных принадлежностей и инструментов.
Вычерчивание шрифтов

2

2

ПК 3.1
ОК 2
ОК 3
ОК 5
ЛР 16

20

4

ПЗ №4Стандартный шрифт. Письмо слов.

2

21

5

ПЗ №5 Рубленый шрифт

2

22

6

ПЗ №6 Курсивные шрифты. БСАМ курсив

2

23

7

ПЗ № 7Вычерчивание условных знаков
топографических карт и планов.

24

8

25

9

ПЗ №8 Условные знаки населенных
пунктов
ПЗ №9 Условные знаки сельхозугодий и
растительности

26

10

27

11

28

12

ПЗ №10 Вычерчивание условных знаков
сельских дорог, границ, гидрографии и
земель, не используемых в сельском
хозяйстве.
ПЗ №11Окрашивание контуров способом
лессировки.
ПЗ 3 12 Окраска контуров основных
сельскохозяйственных угодий и
севооборотных массивов способом
механического смешивания красок

Правила
вычерчивания
условных
топографических планов и карт.
Вычерчивание условных знаков.

знаков

для

2
2
2

Соответствие цвета и качественной или количественной
характеристики объектов. Выполнение работ.

32

13

1

Исторический процесс в картографии

2
2

ПЗ №13 Окраска контуров основных
сельскохозяйственных угодий и
севооборотных массивов способом
механического смешивания красок.
30
14
ПЗ № 14Вычерчивание и оформление
проекта внутрихозяйственного
землеустройства (первая часть)
31
15
ПЗ № 15 Вычерчивание и оформление
проекта внутрихозяйственного
землеустройства (вторая часть)
Самостоятельная работа студентов при изучении раздела ПМ1
29

2

Составить
конспект.
Картография с. 26-29

2

2

2

22
Учебник

Берлянт

А.М.,

2

ПК 3.3.
ОК1

33

2

Связи картографии с искусством

Составить конспект. Учебник Берлянт А.М.,
Картография с. 33-35
Проработать конспект, выучить определения по теме,
выполнить рисунки к тексту

2

34

3

Классификация проекций по характеру
искажений

35

4

Проработать конспект, выучить определения по теме,
выполнить рисунки к тексту
Составить конспект. Учебник Берлянт А.М.,
Картография с53-55, составить схематические рисунки.

2

5

Классификация проекций по виду
нормальной картографической сетки
Условные проекции

36

37

6

Координатные сетки

Составить конспект. Сделать схематические рисунки

2

38

7

8

Составить конспект. Учебник Берлянт А.М.,
Картография с. 76-79. Вычертить на форматах А-4
условные знаки.
Составить конспект. Учебник Берлянт А.М.,
Картография с. 116-122

2

39

Картографические способы изображения.
Графические переменные. Значки.
Линейные знаки.
Надписи на географических картах.
Картографическая топонимика

40

9

Составить конспект. Учебник Берлянт А.М.,
Картография с. 128-144

2

41

10

Картографические способы изображения.
Локальные диаграммы. Точечный способ.
Ареалы
Изображение рельефа

2

42

11

Картографические способы изображения

Выписать в тетрадь краткое описание способов
изображения рельефа с. 97-114
Язык карты. Условные знаки, значки, качественная,
количественная характеристика

Практические работы
43

1

44

2

ПЗ №16 Сравнительный анализ условных
знаков топографических карт и планов
разных масштабов.
ПЗ №17 Упражнение в генерализации
элементов содержания топографических
карт и планов

2

ОК9
ЛР4
ЛР 14

2

2

4
Описание условных знаков, их использование в картах
различного масштаба

2

Анализ карт географического атласа

2

Самостоятельная работа студентов при изучении раздела ПМ1

10

ПК 3.1
ОК1
ОК3

45

1

Картографическая генерализация

Составить конспект. Учебник Берлянт А.М.,
Картография с. 128-144

2

46

2

Типы географических карт

2

47

3

Источники для создания карт и атласов

48

4

Этапы создания карт и атласов

49

5

Методы использования карт

Составить конспект, мультимедийную презентацию,
доклад
Составить конспект, мультимедийную презентацию,
доклад
Составить конспект, мультимедийную презентацию,
доклад
Составить проект

Раздел 2 ПМ.03.Изучение и освоение основных геодезических процессов.
Тема 2.1. Введение в геодезию
50
1
Общие сведения о геодезии
Предмет геодезия, связь с картографией и земельными
отношениями
51
2
Понятие о размерах и фигуре Земли.
Геоид. Эллипсоид вращения, параметры эллипсоида
Красовского.
52

3

Системы координат и высот.

53

4

Географическая система координат.
Балтийская система высот.

54

5

Проекция Гаусса-Крюгера. Зональная
система плоских прямоугольных
координат.

55

6

56
57

58

2
2
2
228
16
2
2
2

Определение географических координат.

Астрономическая, геодезическая, полярная система
координат. Система высот
Широта, долгота точек. Географическая система
координат, полярная система координат, плоская
прямоугольная система, зональная система координат.
Балтийская система высот
Равноугольная поперечно-цилиндрическая проекция
Гаусса
Искажения в проекции Гаусса
Нумерация шестиградусных зон в проекции Гаусса.
Медика определения географических координат

7

Определение прямоугольных координат

Методика определения прямоугольных координат

2

8

Номенклатура топографических карт.

Номенклатура . принцип деления карты М1:1000000 на
листы крупномасштабных карт

2

Практические работ
1

ПЗ №18 Определение номенклатуры карты Принцип деления карты
заданного масштаба.(Занятие 1)
крупномасштабных карт

ПК 3.1
ОК3
ОК7
ОК8

ПК 3.4
ОК1
ОК 7
ОК8
ЛР14

2

2

2

12
М1:1000000

на

листы

2

ПК 3.4
ОК2

59

2

60

3

61

4

62

5

63

6

ПЗ №19 Определение номенклатуры карты
заданного масштаба.(Занятие 1)
ПЗ №20 Определение географических Методика
определения
координат точек по карте.
прямоугольных координат

2
географических

и

ПЗ №21 Определение прямоугольных
координат точек по карте.
ПЗ №22 Решение прямой и обратной Решение задач на плоскости
геодезической задачи.

2

ПЗ №23 Решение прямой и обратной
геодезической задач.

2

Самостоятельная работа студентов при изучении раздела ПМ2
64

1

65

2

66

3

67

4

68
69

5
6

2

Краткие сведения из истории геодезии

2

12

Составить конспект. Учебник Г.Г. ПокладГеодезия , с. 910
Системы координат, применяемые в Проработать конспект урока. Выучить понятия и
геодезии.
определения по теме. Определить координаты заданных
точек по карте
Определение номенклатуры заданного Составить и подготовить к сдаче отчёт по ПЗ
масштаба
Решение
прямой
и
обратной Определить координаты заданных точек. Решение задач
геодезической задачи

2

Определение
географических
точек

2
2

прямоугольных
и Определить координаты заданных точек. Решение задач
координат заданных

Тема 2.2 Ориентирование линий.
70

1

Основные ориентирные углы

71

2

Обратные ориентирные углы. Румбы.

72

3

Связь между основными начальными
направлениями.

ОК3
ОК8
ЛР16

2

ПК 3.4
ОК5
ОК7

2
2

8
Основные понятия и определения по теме. Виды
масштабов: численный, именованный, линейный,
поперечный азимут, дирекционный угол,магнитный
Истинный
азимут.
Ориентирные углы: дирекционные, азимуты, румбы и их
связь

2
2
2

ПК 3.1
ОК2
ОК3
ОК8
ЛР16

73

Сближение меридианов. Склонение
магнитной стрелки

4

Практические работы
74
1
ПЗ №24 Решение задач на
ориентирование линий
75
2
ПЗ №25 Измерение ориентированных
углов на топографической карте
76
3
ПЗ №26 Измерение ориентированных
углов на топографической карте

Магнитное поле Земли. Склонение магнитной стрелки и
сближение меридианов
Определение географического азимута, дирекционного
угла.

Измерение дирекционного угла и
географического и магнитного азимута

вычисление

8
2

3
4

Прямая и обратная геодезическая задача

2

1

78

2

79
80

Тема 2.2 Масштабы карт
1

Стандартные масштабы
топографических карт

Практические работы
82
1
ПЗ №27 Определение расстояний по
топографическим картам с помощью
графических масштабов.
2

ПЗ №28 Определение расстояний по
топографическим картам с помощью
графических масштабов.

ПК 3.1
ОК3
ОК10
ЛР13

2

Ориентирование линий по истинному и Решение задач по карте
магнитному меридианам.
Ориентирование линий относительно
оси Ох зональной системы плоских
прямоугольных координат и магнитного
азимута
Румбы и табличные углы

77

83

6
2
2

Самостоятельная работа студентов при изучении раздела ПМ2

81

2

2

ПК 3.1
ОК 3
ОК 4
ЛР13

2

2
Основные понятия и определения по теме. Виды
масштабов: численный. Именованный, линейный,
поперечный.
Порядок выполнения работ при расчётах расстояний,
используя различные виды масштабов

2

6
2

2

ПК 3.1
ОК2
ПК 3.1
ОК5
ЛР16

84

3

ПЗ №29 Определение расстояний по
топографическим картам
аналитическим способом.

2

Самостоятельная работа студентов при изучении раздела ПМ2

2

Проработать конспект урока, подготовить отчёт по ПЗ,
№ 1,2,3
Тема 2.3 Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах
85

1

Масштабы и их точность

86

1

Рельеф местности – как объект съёмки.
Основные топографические формы
рельефа..

87

2

Метод горизонталей. Заложение. Скат.

Основные линии и точки рельефа.
Крутизна ската
Практические работы
89
1
ПЗ №30 Определение отметок точек.
88

90

3

2

ПЗ
№31
Решение
задач
топографической карте.
ПЗ №32 Построение профиля.

Рельеф. Основные формы рельефа: гора, холм,
котловина, седловина, хребет, лощина .Изображение на
картах и планах. Горизонтали, штрихи и отмывка в
геодезии
Заложение, скатСпособ горизонталей. Сущность способа
горизонталей
Линии водораздела, водосбора, хребет, лощина

Определение отметок точек по карте.
Определение крутизны ската. Проведение линии по
по кратчайшему направлению с заданным уклоном

Определение отметок точек по карте.
Построение профиля
Самостоятельная работа студентов при изучении раздела ПМ2
91

3

ПК 3.1
ЛР16

6
2

ПК 3.1
ОК1
ОК 8
ЛР14

2
2
6
2
2

ПК 3.1
ОК5
ЛР16

2
6

92

1

Сущность изображения рельефа земной
поверхности горизонталями

Составить
конспект.
Картография с. 41-42

А.М.,

2

93

2

Основные формы рельефа

2

94

3

Определение точек не лежащих на
горизонтали

Зарисовать в тетради и выучить наизусть основные
формы рельефа
Решение задач

Тема 2.4. Определение площадей

Учебник

2

Берлянт

2
4

ПК 3.1
ОК3
ОК5
ЛР13

95

1

Определение площадей.

Способы определения площадей ,их точность и область
применения

2

Механический и аналитический
способы определения площадей
Практические работы

2

ПЗ № 33 Определение площадей.
Способы определения площадей, их точность и область
Способы ,их точность .
применения
98
2
ПЗ № 34 Механический и
аналитический способы определения
площадей
Самостоятельная работа
студентов при изучении раздела ПМ2

2

Определение площадей земельных
участков
100
2
Порядок определения площадей
земельных угодий.
Тема 2. 5. Угловые и линейные измерения.
101
1
Элементы теории погрешностей.

2

96

97

99

2

4

1

1

102

2

Принцип измерения углов.

103

3

Узлы геодезических приборов.

104

4

105

5

Теодолиты. Классификация,
маркировка.
Теодолиты . Устройство

106

6

Измерения углов.

107

7

Измерения углов.

108

8

Линейные измерения.

ПК 3.1
ОК1
ОК 8
ЛР14

Проработать конспект урока, подготовить отчёт по ПЗ,
№ 1,2
Вычертить земельный участок М 1: 10 000. Определить
площади с/х угодий
Виды измерений. Погрешности, их классификация.
Критерии оценки точности измерений.
Определения. Оси, плоскости, геометрические условия
угломерных приборов.
Зрительная труба, основные части и их взаимодействие.
Увеличение, угол поля зрения зрительных труб. Уровни,
круглые
и
цилиндрические,
их
устройство,
оси.Чувствительность уровней.
Устройство, классификация

2

ПК 3.1
ОК5
ЛР16

4

2
20
2
2
2

2

Поверки, юстировки.

2

Измерения горизонтальных углов способом приемов и
способом круговых приемов. Измерение вертикальных
углов.
Погрешности, возникающие при измерении углов

2

Мера длины. Закрепление линий на местности. Способы
измерений длин линий.

2

2

ПК 3.1
ОК3
ОК5
ЛР13
ПК 3.5
ОК1
ОК6
ОК 10
ЛР14

109

9

Линейные измерения .

110

10

Линейные измерения

Мерные
приборы
(мерные
рулетки,
нитяные
дальномеры, лазерные дальномеры). Компарирование
мерных приборов.
Обработка материалов измерений. Оценка точности
измерений.

Практические работы

111

1

112

2

113

3

114

4

2

2
10

ПЗ
№35
Изучение
устройства Принцип устройства и работы прибора
теодолита,
выполнение
поверок
теодолита
ПЗ №36 Измерения горизонтальных и
Ведение журналов измерений, вычисления.
вертикальных углов
ПЗ № 37 Камеральная обработка
Оформление ведомости измерения углов
материалов измерений углов

2

ПЗ № 38 Камеральная обработка
материалов измерений углов
ПЗ №39 Камеральная обработка
материалов измерений длин линий.

2

2

ПК 3.5
ОК3
ОК 5
ЛР14

2

Вычисление поправок за компарирование и за наклон
2
линии. Вычисление относительной погрешности
измерений.
Самостоятельная работа студентов при изучении раздела ПМ2
14
115

5

116

1

Автоматизированные методы съёмок.

117

2

Электронная тахеометрическая съёмка

118

3

Определение положения точек земной
поверхности с помощью геодезических
спутниковых систем

119

4

120

5

Производство топографических съёмок
с применением систем спутникового
позиционирования
Понятие об автоматизированных
способах построения плана по
цифровой модели местности

Составить конспект, используя интернет-ресурсы

2
2

Составить
системы»

конспект

«Геодезические

спутниковые

Составить конспект, используя интернет-ресурсы

2

2

2

ПК3.3
ПК3.5
ОК3
ОК5
ОК7
ЛР 14

121

6

Погрешности измерений

Подготовка отчётов по ПЗ к сдаче

122
7
Камеральная обработка данных
Тема 2.7. Нивелирование
Назначение и методы нивелирования.
Тригонометрическое нивелирование.
Нивелирование простое и сложное.
125
3
Нивелиры.
126
4
Нивелирные рейки.
Практические работы
123
124

127
128

1
2

1
2

ПЗ № 40 Изучение устройства нивелира
ПЗ № 41 Поверки нивелирных реек

2
2
8

Способы геометрического нивелирования.
Принцип и порядок работы при нивелировании

2
2

Классификация и устройство нивелиров.
Устройство, поверки и исследования реек.

2
2
4

Устройство прибора. Порядок работы
Порядок работы

2
2

Самостоятельная работа студентов при изучении раздела ПМ2
129
1
Поверки и юстировки нивелиров.
Проработать конспект
Нивелирная сеть I, II, III и IV кл. Нивелирные знаки.
130
2
Высотная сеть Российской Федерации.
Принцип обработки полевых измерений
131
3
Обработка журналов нивелирования
Порядок работы. Оформление отчёта по ПЗ
132
4
Вычерчивание профиля
Тема 2.8. Геодезические сети

8
2
2
2

1

Принципы построения геодезических Государственная геодезическая сеть. Геодезические сети
сетей.
сгущения. Съемочные геодезические сети.

2

134

2

Съемочные геодезические сети.

2

135

3

2

136
137

4
9

138

10

Определение
расстояния.
Геодезическая основа межевания земель Опорная межевая сеть
Привязка пунктов к постоянным Технические параметры, порядок выполнения
предметам местности и отыскание
утерянных центров.
Геодезические
сети и сети сгущения.
Методы триангуляции и полигонометрии

139

11

Техника безопасности и охрана труда Инструкция по ТБ при топографо-геодезических работах
при геодезических работах.

2

Курсовая работа

ПК3.5
ОК5
ОК8
ПК 3.5
ОК3
ЛР13

2
22

133

Проложение теодолитных ходов, виды теодолитных
ходов.
неприступного Состав полевых работ.

ПК 3.5
ОК2
ОК6
ОК10
ЛР13

ПК3.2
ОК6
ОК10
ЛР16

2
2
2

20

ПК3.1

Методические указания по выполнению Получение задания на выполнение курсовой работы.
курсовой работы
Сбор информации по выбранной теме

140

1

141

2

142

3

143

4

144

5

145

6

146
147

7
8

148

9

149

10

150

11

151

12

152

13

Теоретическое
обоснование
темы
курсовой работы
Теоретическое
обоснование
темы
курсовой работы
Составление
плана
и
анализ
подобранной информации по заданной
теме
Составление
введения
курсового
проектирования
Составление введения.
Оформление теоритической
части
курсовой работы
Оформление теоритической
части
курсовой работы
Оформление теоритической
части
курсовой работы
Оформление
графической
части
курсовой работы
Оформление
графической
части
курсовой работы
Оформление приложений

153

14

Подготовка к защите курсовой работы

154

15

Защита курсовой работы

Осуществить сбор и обработку достаточной
достоверной информации, определить цель, задачи

2
2
и

2
2

Анализ подобранной информации, систематизация

2

Составление введения, определение целей , задач, путей
решения

2

Написание
основной
части
курсовой
.систематизация информации по главам.

работы,

ПК 3.2
ПК 3.3
ОК 1
ОК3
ОК5
ОК7
ОК8
ЛР13
ЛР14

2
2
2
2

Оформление чертежей, схем и других графических
материалов

2
2

Оформление приложений (фотографии, скриншоты с
интернет сервисов и др.)
Составление плана выступления защиты курсовой
работы

Самостоятельная работа студентов при изучении раздела ПМ2
155
1
Автономные
способы
создания Спутниковые геодезические системы. Принцип работыи
планово-высотного обоснования.
обработки материалов измерений.
156
2
Геодезическая подготовка данных для Сделать расчёты по кадастровой выписке
перенесения проекта в натуру
157
3
Строительная координатная сетка
Составить конспект с пояснительными рисунками

2
2
2
8
2
2
2

ПК 3.1
ПК 3.2
ОК3
ОК5
ЛР13

158

4

159

2

Элементы геодезических разбивочных
работ
Учётно-обобщающее занятие

2

ИТОГО ЧАСОВ ПО МДК
АУДИТОРНЫХ
ИЗ НИХ ПРАКТИЧЕСКИЕ
ЗАНЯТИЯ

90
56
34

ВСЕГО ЧАСОВ ПО ПМ
АУДИТОРНЫХ
ИЗ НИХ ПРАКТИЧЕСКИЕ
ЗАНЯТИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА

318
134
82
20

2

4. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
№ п/п

Наименование вида работ

Содержание

Объём Коды ЛР, МПР, ПР
часов (ПК )формированию
которых
способствует
элемент программы

1

2

3

4
5
6
7
8

9

10

Изучение правил техники безопасности Работа с инструкцией по технике безопасности. Геодезические
труда при выполнении работ по работы при работах на автомобильных дорогах, в городе, за
картографо-геодезическому
пределами города и т.д.
обеспечению территорий
Работа с геодезическими инструментами Получение инструментов , Выполнение поверок
Контрольныеизмерения и упражнения
установка геодезических приборов в рабочее положениецентрирование инструмента, нивелирование инструмента,
установка трубы для визирования

6

Проложение замкнутого теодолитного Отыскание знаков ОМС на местности
хода
Рекогносцировка местности
Установка колышек в поворотных точках теодолитного хода
Проложение замкнутого теодолитного Произведение линейных и угловых измерений, измерений
хода.
превышения местности. Заполнение ведомостей
Нивелирование по точкам теодолитного Произведение линейных и угловых измерений, измерений
хода
превышения местности. Заполнение журнала нивелирования
Вычислительная обработка теодолитного Заполнение ведомостей .Вычисление координат точек
хода
теодолитного хода
Вычислительная обработка теодолитного Вычисление координат точек теодолитного хода
хода
Оформление плана
Построение прямоугольной координатной сетки
Нанесение точек на план по координатам
Нанесение ситуации на план
Вынос точек в натуру
По кадастровой выписке выполнить расчёты горизонтальных
углов и расстояний
Произвести вынос точек в натуру
Определение неприступного расстояния Выбрать объект, Произвести расчёты

6

ПК 3.1
ПК3.2
ПК3.3

6

ПК3.4
ОК 1, 3,4,5,6,8,10
ЛР 4,10, 14,16

6
6
6
6

6

6

11

Заключительные работы

12

Защита отчёта по практике

Расчёт данных , Оформление отчёта

6
6
Итого

Темы производственной
практики (ПК)

1
Введение
1. Картографо-геодезическое
обеспечение территорий, создание
графических материалов.
2.Картографо-геодезическое
обеспечение территорий, создание
графических материалов.
3.Картографо-геодезическое
обеспечение территорий, создание
графических материалов.
4.Геоинформационные системы.

5.Геоинформационные системы.

5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Содержание

72

Объем
часов

2
Знакомство с организацией. Техника безопасности на рабочем месте. Должностные
обязанности
Построение земельного участка с заданным масштабом
Проведение графического интерполирования на участке карты

3
6

Определение абсолютных высот точек
Построение профиля местности
Построение линии заданного уклона
Измерение расстояний на местности
Определение горизонтальных углов заданных объектов
Построение плана участка теодолитной съемки
Составление межевого плана в профессиональных программах
Создание рабочего файла.
Вычерчивание штриховых элементов гидрографии и рельефа по фрагменту
спутниковой карты
Конструирование картографических шрифтов. Топографический волосной шрифт
(Т-132)
Построение условных знаков для топографических планов различных масштабов
Оформление фрагмента электронного оригинала топографической карты
масштаба 1 : 10 000

6

6

6

6

6

Коды ЛР,
МПР, ПР (ПК)
формированию
которых
способствует
элемент
программы

ПК.3.1 – 3.5
ОК 1
ОК 3
ОК 5
ОК 6
ОК9
ОК 10
ЛР4
ЛР 10
ЛР 13
ЛР 14
ЛР16

6 Государственные геодезические
сети и иные сети для производства
картографо-геодезических работ.
7 Государственные геодезические
сети и иные сети для производства
картографо-геодезических работ.
8. Государственные геодезические
сети и иные сети для производства
картографо-геодезических работ.
9. Определение координат границ
земельных участков и вычисление
их площади.

Выполнение геодезических работ с использованием государственных
геодезических сетей
Выполнение замеров лазерной рулеткой
Выполнение замеров тахеометром
Выполнение замеров нивелиром
Вычисление погрешностей замеров выполненных лазерной рулеткой
Вычисление погрешностей замеров выполненных тахеометром

6

Вычисление погрешностей замеров выполненных нивелиром
Выполнение работы по занесению данных и их обработке

6

Определение геодезических координат земельного участка
Вычисление площади земельного участка аналитическим способом
Определение погрешности измерения площади земельного участка

6

6

10. Тахеометрическая съёмка
территории

Определение прямоугольных координат земельного участка при помощи
электронного тахеометра

11. Поверка и юстировка
геодезических приборов и
инструментов.
12. Составление межевых планов и
других картографических
материалов

Выполнение поверки и юстировки геодезических приборов

6

Составление межевого плана в профессиональных программах

6
Итого

72

6.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПМ
3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы ПМ требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий.
Технические средства обучения:
- компьютер;
- мультимедийный проектор и/или интерактивная доска;
- чертежные приспособления;
- картографические атласы;
- топографические и тематические карты и планы
3.2.Иинформационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. А.М. Берлянт. Картография. Учебник. - М: Университет. Книжный дом, 2010.
2. М.И. Киселев, Д.Ш. Михелев Геодезия - М: Академия, 2010.
Дополнительные источники:
1. Е.В.Золотова, Р.Н.Скогорева. Геодезия с основами кадастра.-М.:Академический
проспект, Трикста,2011.
2. Практикум по геодезии./ под ред. Г.Г.Поклада.-М.: Академический проспект,
Трикста,2011.
3. Практическое пособие по картографии. Л.С. Гараевская, Н.В. Малюсова - М: Недра,
1990.
4. Инструкция по топографической съемке в масштабах 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500- М:
Недра, 1982.
5. Условные знаки для топографических карт масштаба 1:10000, М: Недра, 1983.
6. Условные знаки для топографических планов масштабов 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500М: Недра, 1989.
3.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю
специальности) в рамках профессионального модуля «Картографо-геодезическое обеспечение
земельно-имущественных отношений» является учебная практика.
5.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров,
обеспечивающих обучению по междисциплинарному курсу: наличие высшего
профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Геодезия с основами
картографии и картографического черчения».
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство
практикой:
дипломированныеспециалисты - преподаватели междисциплинарного курсаили специалисты,
имеющие опыт деятельности в предприятиях (организациях) соответствующей
профессиональной сферы.

8.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПМ
Результаты
(освоенные профессиональные
компетенции)
ПК 3.1. Выполнять
работы
по
картографо-геодезическому
обеспечению
территорий,
создавать
графические
материалы.

Основные показатели оценки
результата
- подбор
топографических и
тематических карт и планов
соответствующего масштаба и
требуемой точности для решения
задач
по
обеспечению
территорий;
-составление крупномасштабных
топографических планов;
- составление тематических карт
и
планов
с
помощью
геоинформационных систем;
- выполнение линейных и
угловых измерений, а также
определение
высот
точек
местности в требуемых объемах
и точности с соблюдением
требований
нормативных
документов
и
грамотной
обработкой
материалом
измерений;
-составление топографических и
тематических карт и планов

Формы и методы
контроля и оценки
текущий контроль в
форме:
-представление отчётов
практических занятий;
- проверочные работы
-контрольные работы
по темам МДК и ПМ в
целом
- сдача определений по
темам
- решение
геодезических задач

- внеаудиторная
самостоятельная работа
студентов (составление
конспектов,
мультимедийных
ПК 3.2. Использовать
государственные грамотный
выбор
пунктов презентаций, докладов,
геодезические сети и иные сети государственной геодезической решение задач и др.)
для производства картографо- сети,
геодезических
сетей
геодезических работ.
развития и сетей специального
назначения в качестве исходных
пунктов
при
производстве - отчёт по учебной
картографо-геодезических работ, практике
в том числе для создания
съемочного обоснования
- отчёт по
ПК 3.3. Использовать в практической
-выбор и использование пакетов производственной
деятельности
прикладных программ для
практике
Геоинформационные системы.
обработки геодезических данных
ПК 3.4. Определять координаты границ
-выбор
технологий
земельных участков и вычислять
геодезических
измерений,
их площади.
обеспечивающих необходимую Квалификационный
точность определения координат экзамен по
границ земельных участков;
профессиональному
- выполнение
перехода от модулю
государственных геодезических
сетей к местным и наоборот;
-вычисление координат границ
земельных
участков
по
результатам
геодезических
измерений;
вычисление
площадей
земельных
участков
по

ПК 3.5

OK 1.

ОК 2.

ОК 3.

ОК 4.

ОК 5.

прямоугольным координатам их
границ
увязка
угловых
измерений;
-определение азимутов и румбов;
-расчет и увязка приращений
координат;
-определение координат;
-точность
и
грамотность
составления
ведомости
координат;
обеспечение
максимально
Выполнять поверку и юстировку
возможной
точности
геодезических приборов и
геодезических
измерений
для
инструментов.
данного прибора при данной
методике измерений;
- знание основных поверок
геодезических инструментов и
приборов и умение их выполнять
Понимать
сущность
и демонстрация
интереса
к Интерпретация
социальную значимость своей будущей профессии
результатов
будущей профессии, проявлять к
наблюдений
за
ней устойчивый интерес.
деятельностью
в
Анализировать
социально- -использование
методов обучающегося
процессе
освоения
экономические и политические гуманитарно-социологических
проблемы
и
процессы, наук в области картографо- образовательной
использовать
методы геодезического сопровождения программы
гуманитарно-социологических
земельно-имущественных
наук
в
различных
видах отношений;
профессиональной и социальной -анализ
социальнодеятельности.
экономических и политических
проблем в России и за рубежом;
Организовывать
свою -выбор и применение методов и
собственную
деятельность, способов решения
определять методы и способы профессиональных задач в
выполнения профессиональных области картографозадач,
оценивать
их геодезического сопровождения
эффективность и качество.
земельно-имущественных
отношений;
-оценка эффективности и
качества выполнения;
Решать проблемы, оценивать -решение проблем в стандартных
риски и принимать решения в и нестандартных ситуациях,
нестандартных ситуациях.
оценка рисков в области
картографо-геодезического
сопровождения земельноимущественных отношений;
Осуществлять поиск, анализ и -эффективный поиск, анализ и
оценку
информации, оценка необходимой
необходимой для постановки и информации;
решения
профессиональных -использование различных
задач,
профессионального
и источников для поиска, анализа и
личностного развития.
оценки, включая электронные;

ОК 6.

ОК 7.

ОК 8.

Работать в коллективе и команде,
обеспечивать
ее
сплочение,
эффективно
общаться
с
коллегами,
руководством,
потребителями.
Самостоятельно
определять
задачи профессионального и
личностного развития, заниматься
самообразованием,
осознанно
планировать
повышение
квалификации.
Быть готовым к смене технологий
в
профессиональной
деятельности.

ОК 9.

Уважительно
и
бережно
относиться
к
историческому
наследию
и
культурным
традициям,
толерантно
воспринимать
социальные
и
культурные традиции.

ОК 10.

Соблюдать
правила
техники
безопасности,
нести
ответственность за организацию
мероприятий по обеспечению
безопасности труда.
Проявляющий
и
демонстрирующий уважение к
людям
труда,
осознающий
ценность собственного труда.
Стремящийся к формированию в
сетевой среде личностно и
профессионального
конструктивного
«цифрового
следа»

ЛР 4

-взаимодействие с
обучающимися,
преподавателями, лаборантами в
ходе обучения;
-организация самостоятельных
занятий
при
изучении
профессионального модуля;

-анализ инноваций в области
картографо-геодезического
сопровождения
земельноимущественных отношений;
-проявление бережного
отношения к историческим
наследиям и культурным
традициям;
-проявление уважительного
отношения к социальным и
культурным традициям;
-соблюдение техники
безопасности;

демонстрация интереса к будущей
профессии;
уважение к людям − оценка
собственного
продвижения,
личностного развития;
− положительная динамика в
организации собственной учебной
деятельности
по результатам самооценки,
самоанализа и коррекции ее
результатов;
− проявление
высокопрофессиональной
трудовой активности;
− участие в конкурсах
профессионального мастерства,
олимпиадах по специальности,
викторинах, в предметных
неделях;
− конструктивное
взаимодействие
учебном коллективе/бригаде;
− проявление культуры
потребления информации, умений
и навыков пользования
компьютерной техникой, навыков

Анкетирование
Встречи с
работодателями

отбора и критического анализа
информации, умения
ориентироваться в
информационном пространстве;
− участие в конкурсах
профессионального мастерства и в
командных проектах;

ЛР 10

Заботящийся
о
защите
окружающей среды, собственной
и чужой безопасности, в том
числе цифровой

−сформированность гражданской
позиции; участие в волонтерском
движении;
−проявление экологической
культуры, бережного отношения к
родной земле, природным
богатствам России и мира;
−демонстрация умений и навыков
разумного природопользования,
нетерпимого отношения к
действиям, приносящим вред
экологии;
−проявление культуры
потребления информации, умений
и навыков пользования
компьютерной техникой, навыков
отбора и критического анализа
информации, умения
ориентироваться в
информационном пространстве;

Проектная деятельность
Проведение акций
Беседы

ЛР 13

Демонстрирующий готовность и
способность вести диалог с
другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания,
находить
общие цели и сотрудничать для
их
достижения
в
профессиональной деятельности
Проявляющий
сознательное
отношение
к
непрерывному
образованию
как
условию
успешной профессиональной и
общественной деятельности
Сохранение традиций и
поддержание престижа своей
образовательной организации

- проявление готовности
работать в команде/бригаде
- участие в обсуждении учебных
и профессиональных задач

Наблюдение
Отзыв работодателя

- демонстрация желания
получения высшего образования,
прохождения курсов повышения
квалификации

Наблюдение
Беседа

- участие в мероприятиях
колледжа, волонтёрском
движении
- участие в конкурсах,
олимпиадах
- демонстрирует ответственное
отношение к обучению,
выполнению учебных и
производственных задач

Проведение
мероприятий

ЛР 14

ЛР 15

ЛР 16

Соблюдать дисциплину труда

Наблюдение
беседа

Темы курсовых работ по ПМ 03 Картографо-геодезическое сопровождение ЗИО
Дистанционные способы получения пространственных данных.
Россия на географических картах разных эпох.
Создание тематических карт с использованием компьютерных технологий.
Составление социально-экономической карты России, отражающий качество жизни
населения
5. Опорные геодезические сети г. Красноуфимска
6. Программные комплексы для автоматизированный обработки топографо геодезических работ
7. Технология создания карт компьютерными способами при помощи сервиса Google
Maps
8. Геодезические работы и введение кадастра для жилой застройки
9. Методы съёмки земель
10. Современные геодезические приборы
11. Создание (составление карт г. Красноуфимск и Красноуфимского района )
12. История развития геодезии в г. Красноуфимске .
1.
2.
3.
4.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».