ОП.05 Правовое обеспечение профессиональной деятельности

Рабочая программа составлена

на основе федерального государственного

образовательного стандарта по специальности
имущественные

отношения»,

базовая

подготовка

21.02.05 «Земельно –
укрупнѐнной

группы

специальностей 21.00.00 «Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело
и геодезия», в соответствии с примерной программой учебной дисциплины,
разработанной на базе ФГОУ СПО «Кирсановский аграрный техникум»,
рекомендованной

Экспертным

советом

Федерального

государственного

учреждения «Инновационный образовательный центр «Новый город», с учѐтом
рабочей программы воспитания по специальности «Земельно – имущественные
отношения».
Разработчик – организация: ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный
колледж»
Разработчик:

преподаватель ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный

колледж» Огородова О.Г.

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт программы учебной дисциплины……………………………………...4
2. Структура и содержание учебной дисциплины………………………………..11
3. Условия реализации программы………………………………………………..17
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины……………..18
5. Контрольно – измерительные материалы……………………………..……….20

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Правовые основы профессиональной деятельности»
является обязательной частью основной профессиональной образовательной
программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО: «Земельноимущественные
отношения».
Относится
к
общепрофессиональным
дисциплинам, входит в профессиональный цикл.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются
умения и знания
Формируемые компетенции
Требования к результатам освоения
дисциплины (знать, уметь)
ПК 1.1. Составлять земельный баланс законодательные акты и другие
района.
нормативные
документы,
регулирующие правоотношения в
процессе
профессиональной
деятельности
ПК1.2. Подготавливать документацию,
необходимую
для
принятия
управленческих
решений
по
эксплуатации и развитию территорий.

использование
необходимых
нормативных правовых документов;
- анализ и оценка результатов и
последствий
деятельности
(бездействия) с правовой точки
зрения.
-законодательные акты и другие
нормативные
документы,
регулирующие правоотношения в
процессе
профессиональной
деятельности

ПК 1.3. Готовить предложения по
определению
экономической
эффективности
использования
имеющегося недвижимого имущества.

-законодательные акты и другие
нормативные
документы,
регулирующие правоотношения в
процессе
профессиональной
деятельности

- понятие правового регулирования в
сфере профессиональной деятельности
ПК 1.4. Участвовать в проектировании - права и свободы человека и
и анализе социально-экономического гражданина,
механизмы
их
развития территории.
реализации;
- понятие правового регулирования в
сфере
профессиональной
деятельности;
- законодательные акты и другие
нормативные
документы,
регулирующие правоотношения в
процессе
профессиональной
деятельности;
- организационно-правовые формы
юридических лиц;
- правовое положение субъектов
предпринимательской деятельности
ПК 1.5. Осуществлять мониторинг законодательные акты и другие
земель территории.
нормативные
документы,
регулирующие правоотношения
ПК
2.1.
Выполнять
комплекс Заключение
гражданско-правовых
кадастровых процедур.
договоров
ПК 2.2. Определять
стоимость земель.

кадастровую законодательные акты и другие
нормативные
документы,
регулирующие правоотношения
ПК 2.3. Выполнять кадастровую законодательные акты и другие
съемку.
нормативные
документы,
регулирующие правоотношения
ПК 2.4. Осуществлять кадастровый и законодательные акты и другие
технический
учет
объектов нормативные
документы,
недвижимости.
регулирующие правоотношения
ПК 3.1. Выполнять работы по законодательные акты и другие
картографо-геодезическому
нормативные
документы,
обеспечению территорий, создавать регулирующие правоотношения
графические материалы.
ПК 3.2. Использовать государственные законодательные акты и другие
геодезические сети и иные сети для нормативные
документы,
производства
картографо- регулирующие правоотношения
5

геодезических работ.

ПК 3.3. Использовать в практической законодательные акты и другие
деятельности
геоинформационные нормативные
документы,
системы.
регулирующие правоотношения
ПК 3.4. Определять координаты законодательные акты и другие
границ
земельных
участков
и нормативные
документы,
вычислять их площади.
регулирующие правоотношения
ПК 3.5. Выполнять поверку и законодательные акты и другие
юстировку геодезических приборов и нормативные
документы,
инструментов.
регулирующие правоотношения
ПК 4.1. Осуществлять сбор и законодательные акты и другие
обработку необходимой и достаточной нормативные
документы,
информации об объекте оценки и регулирующие правоотношения
аналогичных объектах.
ПК 4.2. Производить расчеты, по законодательные акты и другие
оценке объекта оценки на основе нормативные
документы,
применимых подходов и методов регулирующие правоотношения
оценки.
ПК
4.3.
Обобщать
результаты, законодательные акты и другие
полученные подходами, и давать нормативные
документы,
обоснованное заключение об итоговой регулирующие правоотношения
величине стоимости объекта оценки.
ПК 4.4. Рассчитывать сметную законодательные акты и другие
стоимость зданий и сооружений в нормативные
документы,
соответствии
с
действующими регулирующие правоотношения
нормативами
и
применяемыми
методиками.
ПК 4.5. Классифицировать здания и законодательные акты и другие
сооружения в соответствии с принятой нормативные
документы,
типологией.
регулирующие правоотношения
ПК 4.6. Оформлять оценочную - законодательные акты и другие
документацию в соответствии с нормативные
документы,
требованиями нормативных актов, регулирующие правоотношения в
6

регулирующих правоотношения в этой процессе
профессиональной
области.
деятельности;
- организационно-правовые формы
юридических лиц;
- правовое положение субъектов
предпринимательской деятельности
ОК 1. Понимать сущность и основные положения Конституции
социальную
значимость
своей Российской Федерации
будущей профессии, проявлять к ней права и свободы человека и
устойчивый интерес.
гражданина,
механизмов
их
реализации
нормы защиты нарушенных прав и
судебный порядок разрешения споров.
ОК 2. Анализировать социальноэкономические
и
политические
проблемы и процессы, использовать
методы гуманитарно-социологических
наук
в
различных
видах
профессиональной
и
социальной
деятельности.

- основные положения Конституции
Российской Федерации;
-права и свободы человека и
гражданина,
механизмы
их
реализации;
-основы правового регулирования
коммерческих отношений в сфере
профессиональной деятельности;
-законодательные акты и других
нормативных
документы,
регулирующие правоотношения в
процессе
профессиональной
деятельности;

ОК
3.
Организовывать
свою
собственную деятельность, определять
методы и способы выполнения
профессиональных задач, оценивать
их эффективность и качество.

законодательных актов и других
нормативных
документов,
регулирующих правоотношения в
процессе
профессиональной
деятельности;

ОК 4. Решать проблемы, оценивать права и свободы человека и
риски и принимать решения в гражданина, механизмы их реализации
нестандартных ситуациях.
ОК 5. Осуществлять поиск, анализ и законодательные акты и другие
оценку информации, необходимой для нормативные
документы,
постановки
и
решения регулирующие правоотношения в
7

профессиональных
профессионального
развития.

и

задач, процессе
личностного деятельности

ОК 6. Работать в коллективе и
команде, обеспечивать ее сплочение,
эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК 7. Самостоятельно определять
задачи
профессионального
и
личностного развития, заниматься
самообразованием,
осознанно
планировать
повышение
квалификации.
ОК 8. Быть готовым к смене
технологий
в
профессиональной
деятельности.

профессиональной

законодательные акты и другие
нормативных
документы,
регулирующие правоотношения в
процессе
профессиональной
деятельности
права и свободы человека и
гражданина, механизмы их реализации

права и свободы человека и
гражданина, механизмы их реализации

ОК 9. Уважительно и бережно права и свободы человека и
относиться к историческому наследию гражданина, механизмы их реализации
и культурным традициям, толерантно
воспринимать
социальные
и
культурные традиции.
ОК 10. Соблюдать правила техники
безопасности, нести ответственность
за организацию мероприятий по
обеспечению безопасности труда.

понятие
дисциплинарной
и
материальной
ответственности
работника;
виды
административных
правонарушений и административной
ответственности

8

Личностные результаты

Осознающий себя гражданином и защитником великой
страны.
Проявляющий
активную
гражданскую
позицию,
демонстрирующий приверженность принципам честности,
порядочности, открытости, экономически активный и
участвующий в студенческом и территориальном
самоуправлении,
в
том
числе
на
условиях
добровольчества, продуктивно взаимодействующий и
участвующий в деятельности общественных организаций.
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам
гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и
свобод граждан России. Лояльный к установкам и
проявлениям представителей субкультур, отличающий их
от групп с деструктивным и девиантным поведением.
Демонстрирующий неприятие и предупреждающий
социально опасное поведение окружающих.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям
труда, осознающий ценность собственного труда.
Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно
и профессионального конструктивного «цифрового следа».
Осознающий приоритетную ценность личности человека;
уважающий собственную и чужую уникальность в
различных ситуациях, во всех формах и видах
деятельности.
Проявляющий
и
демонстрирующий
уважение
к
представителям различных этнокультурных, социальных,
конфессиональных и иных групп. Сопричастный к
сохранению, преумножению и трансляции культурных
традиций и ценностей многонационального российского
государства.
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию
семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие
насилия в семье, ухода от родительской ответственности,
отказа от отношений со своими детьми и их финансового
содержания.

Код
личностных
результатов
реализации
программы
воспитания
ЛР 1

ЛР 2

ЛР 3

ЛР 4

ЛР 7

ЛР 8

ЛР 12

9

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объѐм учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
В том числе:
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося
В том числе, домашние работы: подготовка рефератов,
презентаций, сообщений.
Итоговая аттестация

Объѐм часов
72
48
14
2
24
24
Диф. зачѐт

10

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа

Объѐм часов

1

2

3

Раздел 1. Правовое регулирование
экономических отношений.
Тема 1.1. Правовое регулирование
предпринимательской деятельности.

Тема 1.2. Субъекты
предпринимательской деятельности,
статус индивидуального
предпринимателя.

Тема 1.3. Субъекты
предпринимательской деятельности, не
являющиеся собственниками
имущества.

Содержание учебного материала.
1.Предпринимательская деятельность, еѐ признаки, виды и функции.
2.Предпринимательские
отношения
как
предмет
правового
регулирования.
3.Частно–правовое
и
публично–правовое
регулирование
предпринимательской деятельности.
Содержание учебного материала.
1.Субъекты предпринимательской деятельности их признаки и виды.
2.Признаки права собственности и формы собственности.
3.Индивидуальный
предприниматель
и
предпринимательская
правоспособность.
4.Порядок
государственной
регистрации
индивидуальных
предпринимателей.
5.Утрата статуса ИП.
Самостоятельная работа №1 1. Изучение вопроса субъекты
предпринимательской деятельности, не являющиеся собственниками
имущества. 2. Придумать виртуальную предпринимательскую
деятельность в форме ИП.

30 ч
2

2

2

Коды
компетенций и
личностных
результатов,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4

ОК 3, 4,7,12
ПК1.1
ЛР2,3,8

Тема 1.4. Юридические лица как
субъекты предпринимательской
деятельности.

Содержание учебного материала.
1.Понятие и признаки юридического лица.
2.Создание юридического лица. Учредительные документы.
3.Реорганизация и ликвидация юридических лиц.

Тема 1.5. Юридические лица как Самостоятельная работа №2. Подготовка к семинарскому занятию по
субъекты
предпринимательской теме Юридические лица как субъекты предпринимательской
деятельности.
деятельности.

Тема 1.6. Несостоятельность субъектов
предпринимательской деятельности.

Тема 1.7. Правовое положение
субъектов предпринимательской
деятельности.

Тема 1.8. Правовой режим имущества
хозяйствующих субъектов.

Тема 1.9. Способы приобретения права
собственности.

Содержание учебного материала.
1. Понятие несостоятельности и признаки банкротства.
2. Процедура рассмотрения вопросов о банкротстве в арбитражном
суде.
3. Акты, как решение суда.
Практическая работа №1.
Содержание учебного материала.
1.Опираясь на гл.3 ГК РФ, определить параметры гражданской
дееспособности, подготовить документы для государственной
регистрации индивидуального предпринимателя.
2.Решение задач по теме «Организационно - правовые формы
юридических лиц».
3.Составление схемы «Виды юридических лиц», отразив все известные
классификации.
Содержание учебного материала.
1.Понятие имущества и его виды.
2.Формирование имущественной базы.
3.Правовой режим недвижимого имущества.
4.Право собственности и иные вещные права на имущество.
Самостоятельная работа № 3. Изучение вопросов: способы
приобретения права собственности, прекращение права собственности,
общая собственность (общая долевая, общая совместная). Подготовка
сообщений по темам: договор купли-продажи, договор аренды, договор
подряда, виды гражданско-правовых договоров.

2

2

2

2

2

2

12

Тема 1.10. Гражданско-правовые
договоры.

Тема 1.11. Гражданско-правовые
договоры.
Тема 1.12. Гражданско – правовые
договоры.
Тема 1.13. Экономические споры.

Тема 1.14. Экономические споры.
Тема 1.15. Правовое регулирование
договорных отношений.

Содержание учебного материала.
1.Понятие гражданско – правового договора. Содержание и форма
договора.
2.Виды договоров.
3.Отдельные виды гражданско-правовых договоров.
Содержание учебного материала.
1.Общий порядок заключения договоров.
2.Изменение и расторжение договоров.
3.Способы обеспечения исполнения договора.
Самостоятельная работа №4. Составление кроссворда по теме

2

2
Содержание учебного материала.
1.Способы и порядок защиты гражданских прав, юридический спор.
2. Понятие и виды экономических споров.
3. Досудебный порядок урегулирования споров.
4. Рассмотрение споров в арбитражном суде.
5. Иск. Возбуждение и рассмотрение дел.
6. Рассмотрение дел Третейскими судьями.
Самостоятельная работа №5. Составление иска по предложенным
видам спора.
Практическая работа № 2.
Содержание учебного материала.
Решение задач по теме.

2

2
2
34 ч

РАЗДЕЛ 2.
Регулирование трудовых правоотношений.

Тема 2.1. Трудовые правоотношения.

2

Содержание учебного материала.
1.Понятие трудового права.
2.Трудовые правоотношения.
3.Трудовая праводееспособность.

ЛР2,3,8
ОК 2, 3, 7,12
ПК1.1, 1.2

2

13

Тема 2.2. Правовое регулирование
занятости и устройства.
Тема 2.3. Правовое регулирование
занятости и устройства.
Тема 2.4. Трудовой договор.

Тема 2.5. Порядок оформления на
работу.

Содержание учебного материала.
1.Закон РФ «О занятости населения в РФ».
2.Понятие и виды занятости.
3.Правовой статус безработного.
Самостоятельная работа № 6. Решение ситуационных задач

2
Содержание учебного материала.
1.Понятие трудового договора и его виды.
2.Заключение трудового договора.
3.Испытательный срок при приѐме на работу.
4.Изменение и расторжение трудового договора.
Самостоятельнаяработа № 7. Подготовка документов для оформления
на работу. Составление сопроводительного письма.
Практическая работа № 3.
Содержание учебного материала.

Тема 2.6. Трудовой договор.

Тема 2.7. Рабочее время и время
отдыха.

Тема 2.8. Трудовой договор, рабочее
время и время отдыха.
Тема 2.9. Заработная плата как
правовая категория.
Тема 2.10. Заработная плата как
правовая категория.

2

2

2
2

1.Решение задач по теме.

2.Составление резюме, сопроводительных писем и анкет кандидатов на
вакансию.
Содержание учебного материала.
1.Понятие рабочего времени и его виды.
2.Режим рабочего времени.
3.Понятие и виды времени отдыха.
4.Порядок предоставления отпусков.
Практическая работа № 4.
Содержание учебного материала.
Решение ситуационных задач.
Самостоятельная работа № 8. Подготовка к уроку – семинару «МРОТ»
и «Системы оплаты труда»
Содержание учебного материала.
1.Понятие заработная плата.
2.МРОТ.
3.Системы оплаты труда.
4.Порядок выдачи заработной платы и ответственность работодателя за

2

2

2
2

14

его нарушение.
Содержание учебного материала.
1.Понятие дисциплины труда.
2.Понятие дисциплинарной ответственности.
3.Порядок привлечения работника к дисциплинарной ответственности.
4.Порядок обжалования и снятие дисциплинарного взыскания.
Содержание учебного материала.
Тема 2.12. Материальная
1.Материальная ответственность: понятие и виды.
ответственность работника.
2.Условия наступления материальной ответственности.
3.Порядок возмещения причинѐнного ущерба.
Самостоятельная работа № 9. изучение вопроса: основания
Тема 2.13. Материальная
привлечения
сторон
трудового
договора
к
материальной
ответственность сторон.
ответственности
Практическая работа № 5.
Тема 2.14. Дисциплина труда.
Содержание учебного материала.
Материальная ответственность.
Решение тестов и ситуационных задач по теме.
Содержание учебного материала.
Тема 2.15. Трудовые споры.
1.Понятие трудовых споров и их виды.
2.Рассмотрение споров в КТС, в суде.
3.Органы, рассматривающие коллективные трудовые споры.
Тема 2.16. Забастовка. Правила Самостоятельная работа № 10. изучение вопроса: Забастовка. Правила
проведения забастовки.
проведения забастовки.
Тема 2.11. Дисциплина труда.

Тема 2.17. Трудовые споры и порядок
их разрешения.
Раздел 3. Административные
правонарушения и административная
ответственность.
Тема 3.1.Административные
правонарушения и административная
ответственность.

ПЗ № 6. Содержание учебного материала
Решение ситуационных задач по теме.

2

2

2

2

2

ОК 3, 4,7,12
ПК1.1
ЛР 1-4, 7,8,12

2
2

6ч

ОК 3, 4,7,12
ПК1.1
ЛР 1-4, 7,8,12

Самостоятельная работа №11. Изучение темы, по предложенным
вопросам.
2
15

Тема 3.2 Административные
правонарушения и административная
ответственность.
Тема 3.3.Административные
правонарушения и административная
ответственность. (самостоятельно)

ПЗ № 7. Содержание учебного материала.
Решение ситуационных задач по теме.

Итоговый контроль

Дифференцированный зачѐт.

2

Самостоятельная работа № 12. Решение задач по теме.

Всего часов

2

3

2

3

Аудиторных

72 ч
48 ч

Из них практическая работа
Самостоятельно

14 ч
24 ч

Каждый урок предполагает проявление самостоятельности и активности студентов, что отражено уровнями освоения
материала:
1 - репродуктивный уровень
2 - продуктивный уровень
3 - проявление творческой составляющей.

16

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены
специальные помещения: кабинет 404
Кабинет «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»,
оснащенный оборудованием: учебные столы, стулья, доска, рабочий стол
преподавателя, стул для учителя, компьютер, проектор (по возможности),
библиотека кабинета (Конституция, Гражданский кодекс, Кодекс об
административных правонарушениях, Трудовой кодекс), таблицы и схемы по
темам.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Основные источники:
1.Румынина В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности
– М.: Академия, 2010.
2.Тузов Д.О., Аракчеев В.С. Правовое обеспечение профессиональной
деятельности – М.: ФОРУМ: ИНФРА, 2012.
3.Тыщенко А.И. Правовое обеспечение профессиональной деятельности –
Ростов н/Д: Феникс, 2007.
Правовые акты:
Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Кодекс об административных
правонарушениях, Трудовой кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Гражданский
кодекс РФ.
Дополнительные источники:
1.Смоленский М.Б. Трудовое право. Ростов –на Дону: Феникс, 2009г.
2.Гомола А.И. Гражданское право. – М.: Академия, 2010г.
3.Голубева Т.М. Основы предпринимательской деятельности: учебное
пособие/Т.М.Голубева – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2013. – 272с.

17

4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
1

Формы и методы контроля
и оценки результатов
обучения.
2

уметь:
1. использовать
необходимые Оценка выполнения
нормативные правовые документы;
практических работ.
Оценка выполнения
самостоятельной
внеаудиторной работы.
Рубежная аттестация.
2. защищать свои права в соответствии с
гражданским,
гражданскопроцессуальным
и
трудовым
законодательством;

Оценка выполнения
практических работ.
Оценка выполнения
самостоятельной
внеаудиторной работы.

Оценка выполнения
3. анализировать и оценивать результаты и практических работ.
последствия деятельности (бездействия) Оценка выполнения
с правовой точки зрения.
самостоятельной
внеаудиторной работы.
знать:
1. основные положения Конституции
Российской Федерации;
2. права и свободы человека и гражданина,
механизмы их реализации;
3. понятие правового регулирования в
сфере профессиональной деятельности;
4. законодательные
акты
и
другие
нормативные
документы,
регулирующие
правоотношения
в
процессе
профессиональной
деятельности;
5. организационно-правовые
формы
юридических лиц;
6. правовое
положение
субъектов
предпринимательской деятельности;

Рубежная аттестация.
Оценка выполнения
практических работ.
Оценка выполнения
самостоятельной
внеаудиторной работы.
Тестирование.
Контрольные работы.
Дифференцированный зачѐт.

18

7. права и обязанности работников в сфере
профессиональной деятельности;
8. порядок
заключения
трудового
договора и основания его прекращения;
9. правила оплаты труда;
10. роль государственного регулирования в
обеспечении занятости населения;
11. право социальной защиты граждан;
12. понятие
дисциплинарной
и
материальной
ответственности
работника;
13. виды
административных
правонарушений и административной
ответственности;
14. нормы защиты нарушенных прав и
судебный порядок разрешения споров.

Личностные результаты

Код личностных
результатов
реализации
программы
воспитания

Осознающий себя гражданином и защитником
ЛР 1
великой страны.
Проявляющий активную гражданскую позицию,
демонстрирующий приверженность принципам
честности,
порядочности,
открытости,
экономически активный и участвующий в
ЛР 2
студенческом и территориальном самоуправлении,
в том числе на условиях добровольчества,
продуктивно взаимодействующий и участвующий
в деятельности общественных организаций.
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий
идеалам гражданского общества, обеспечения
безопасности, прав и свобод граждан России.
ЛР 3
Лояльный
к
установкам
и
проявлениям
представителей субкультур, отличающий их от
групп с деструктивным и девиантным поведением.
19

Демонстрирующий
неприятие
и
предупреждающий социально опасное поведение
окружающих.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к
людям труда, осознающий ценность собственного
труда. Стремящийся к формированию в сетевой
среде
личностно
и
профессионального
конструктивного «цифрового следа».
Осознающий приоритетную ценность личности
человека; уважающий собственную и чужую
уникальность в различных ситуациях, во всех
формах и видах деятельности.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к
представителям
различных
этнокультурных,
социальных, конфессиональных и иных групп.
Сопричастный к сохранению, преумножению и
трансляции культурных традиций и ценностей
многонационального российского государства.
Принимающий семейные ценности, готовый к
созданию
семьи
и
воспитанию
детей;
демонстрирующий неприятие насилия в семье,
ухода от родительской ответственности, отказа от
отношений со своими детьми и их финансового
содержания.

ЛР 4

ЛР 7

ЛР 8

ЛР 12

20

5.Контрольно-измерительные материалы по дисциплине
«Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
Пояснительная записка:
Дисциплина: «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
Курс 2.
Специальность: 21.02.05 Земельно - имущественные отношения
Основная учебная литература 1.Тузов Д.О., Аракчеев В.С. Правовое
обеспечение профессиональной деятельности – М.: ФОРУМ: ИНФРА, 2012.
2.Голубева Т.М. Основы предпринимательской деятельности: учебное
пособие/Т.М.Голубева – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2013. – 272с.
Время выполнения работы: 45 мин.
Период проведения контроля: (4 семестр)
Максимальная учебная нагрузка – 72 часов
Аудиторная учебная нагрузка – 48 часа
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета.

21

Требования к результатам освоения
основной профессиональной образовательной программы.
В процессе изучения дисциплины, а также на основании результатов
итоговой аттестации оценивается уровень сформированности той или иной
компетенции, освоения умений и усвоения знаний.
Формируемые компетенции
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и
нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой
для выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с
коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации.
ОК 12. Соблюдать действующее законодательство и обязательные
требования нормативных документов, а также требования стандартов,
технических условий.
ПК 1.1. Участвовать в установлении контактов с деловыми партнѐрами,
заключать договора и контролировать их выполнение, предъявлять претензии и
санкции.
ПК 1.3. Принимать товары по количеству и качеству.

22

Перечень элементов содержания,
проверяемых на контрольной работе по дисциплине
«Правовое обеспечение профессиональной деятельности».
В первом столбце указан код раздела, которому соответствуют крупные блоки
содержания. Во втором столбце приводится код элемента содержания, для которого
создаются проверочные задания.
Код
элементов

Элементы содержания, проверяемые на контрольной работе

1.

Правовое регулирование экономических отношений.
1.1

Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности.

1.2

Правовое регулирование договорных отношений.

1.3

Экономические споры.
Регулирование трудовых правоотношений.

2.
2.1

Правовое регулирование занятости и трудоустройства.

2.2

Трудовой договор.

2.3

Рабочее время и время отдыха.

2.4

Заработная плата.

2.5

Трудовая дисциплина и материальная ответственность.

2.6

Трудовые споры

2.7

Социальное обеспечение граждан.

Перечень требований к уровню подготовки студентов, достижение, которого
проверяется по правовому обеспечению профессиональной деятельности.
В первом столбце таблицы даны коды требований, во втором – требования к
уровню

подготовки

выпускников,

достижение

которого проверяется на

контрольной работе.
Код

требования Требования к уровню подготовки студентов, достижение

(Разделы)

которого проверяется на контрольной работе.

Знать:
понятие
правового
регулирования
в
сфере
Раздел I.
профессиональной деятельности;
Правовое
законодательные акты и другие нормативные документы,
регулирующие
правоотношения
в
процессе
регулирование
профессиональной деятельности;
предпринимательских
организационно – правовые формы юридических лиц;
правовое положение субъектов предпринимательской
отношений.
деятельности;

Раздел II
Регулирование
трудовых
правоотношений.

Знать:
права
и
обязанности
работников
в
сфере
профессиональной деятельности;
порядок заключения трудового договора и основания его
прекращения;
правила оплаты труда;
понятия дисциплинарной и материальной ответственности
работника;
виды административных правонарушений;
нормы защиты нарушений прав и судебный порядок
разрешения споров;
роль государственного регулирования в обеспечении
занятости населения;
право социальной защиты граждан.

24

Разделы I, II.

Уметь:
осуществлять
профессиональную
деятельность
в
соответствии с действующим законодательством;
использовать
необходимые
нормативно-правовые
документы;
защищать свои права в соответствии с гражданским,
гражданско-процессуальным
и
трудовым
законодательством;
анализировать и оценивать результаты и последствия
деятельности с правовой точки зрения;
определять
организационно
–
правовую
форму
организации.

Личностные результаты

Осознающий себя гражданином и защитником великой
страны.
Проявляющий
активную
гражданскую
позицию,
демонстрирующий приверженность принципам честности,
порядочности, открытости, экономически активный и
участвующий в студенческом и территориальном
самоуправлении,
в
том
числе
на
условиях
добровольчества, продуктивно взаимодействующий и
участвующий в деятельности общественных организаций.
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам
гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и
свобод граждан России. Лояльный к установкам и
проявлениям представителей субкультур, отличающий их
от групп с деструктивным и девиантным поведением.
Демонстрирующий неприятие и предупреждающий
социально опасное поведение окружающих.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям
труда, осознающий ценность собственного труда.
Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно
и профессионального конструктивного «цифрового следа».
Осознающий приоритетную ценность личности человека;
уважающий собственную и чужую уникальность в
различных ситуациях, во всех формах и видах
деятельности.

Код
личностных
результатов
реализации
программы
воспитания
ЛР 1

ЛР 2

ЛР 3

ЛР 4

ЛР 7
25

Проявляющий
и
демонстрирующий
уважение
к
представителям различных этнокультурных, социальных,
конфессиональных и иных групп. Сопричастный к
ЛР 8
сохранению, преумножению и трансляции культурных
традиций и ценностей многонационального российского
государства.
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию
семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие
насилия в семье, ухода от родительской ответственности, ЛР 12
отказа от отношений со своими детьми и их финансового
содержания.
Спецификация контрольных измерительных материалов
для проведения контрольной работы по «ПРАВОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
1. Назначение контрольно – измерительных материалов.
Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения
студентами Федерального компонента государственного стандарта.
2. Документы, определяющие содержание контрольной работы.
Содержание контрольной работы определяется на основе следующих документов:
1) Примерная программа, разработанная на основе федерального государственного
образовательного

стандарта

среднего

профессионального

образования

по

специальностям: 21.02.05 «Земельно – имущественные отношения».
2) Рабочая программа дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной
деятельности»
3. Подходы к отбору содержания контрольной работы:
в контрольной работе по первому разделу взяты следующие темы:
Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности.
Правовое регулирование договорных отношений.
Экономические споры.
по второму разделу взяты следующие темы:
Правовое регулирование занятости и трудоустройства.
26

Трудовой договор.
Рабочее время и время отдыха.
Заработная плата.
Трудовая дисциплина и материальная ответственность.
Трудовые споры
Социальное обеспечение граждан.

В контрольной работе используются задания разных типов, форма задания
обеспечивает его адекватность проверяемым умениям.
4. Структура контрольной работы:
Контрольная работа состоит из трѐх частей включающих 27 заданий. Эти
части выделяются:
Часть 1 включает 25 заданий (А1-А25). К каждому заданию приводятся варианты
ответов, один из которых, верный
Часть 2 содержит 5 заданий (В1-В5), где нужно дать определение понятиям
Часть 3 решение практических задач (С1,С2).
Таблица 1. Распределение заданий контрольной работы по частям работы.
Части работы

Число заданий Максимальный

Тип заданий

балл
Часть 1

20

20

с выбором ответа

Часть 2

5

10

Полное и чѐткое определение
понятий

Часть 3

2

10

Итого:

27

40

Решение практических задач

27

Таблица 2. Критерии оценивания заданий контрольной работы по правовому
обеспечению профессиональной деятельности.
Объем выполненной работы

Отметка

Количество баллов

90-100 %

36 - 40

5

89- 70 %

28 - 35

4

69- 59 %

24 - 27

3

менее 23

2

Менее 59%

Методика оценивания
по разделу «Правовое регулирование предпринимательских отношений»
№ вопроса

Критерии

Количество
баллов

Часть I
А1 –А25

Из

предложенных

вариантов

выбран

правильный ответ.

один За

каждый

правильный
ответ 1 балл
Часть II

Б1- Б5

Дано правильное, чѐткое определение

По 2 баллу

С1 – С2

Правильно решены задачи с объяснением.

По 5 баллов

Итого

40 баллов

28

Инструкция по выполнению работы
На выполнение контрольной работы отводится 90 минут. Работа состоит из 3
частей, включающих 27 заданий.
Часть 1 включает 20 заданий (А1-А20). К каждому заданию приводятся варианты
ответов, один из которых, верный.
Часть 2 содержит 5 заданий (В1-В5): дать определение понятиям.
Часть 3 содержит решение практических задач (С1,С2).
Внимательно прочитайте каждое задание и предполагаемые варианты ответа,
если они имеются. Отвечайте только после того, как Вы поняли вопрос и
проанализировали все варианты ответа.
Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое - то
задание вызывает затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в
ответах на которые уверены. К пропущенным заданиям Вы можете вернуться позже.
За выполнение различных по сложности заданий даѐтся от одного до пяти
баллов. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь как можно больше выполнить заданий и набрать наибольшее
количество баллов.
Желаем успеха!

Бланк ответов
Фамилия, имя студента________________
Группа________________
Вариант _______________
А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

ответа

вариантов

Номера

Номера заданий типа А с выбором ответа из предложенных вариантов

Результаты выполнения заданий типа В с ответом в краткой форме
В1
В2
В3
В4
В5

Результаты выполнения заданий типа С
Не забудьте указать номер задания, на которое Вы отвечаете, например С1 (условия
задания переписывать не нужно).
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________

Тестовые задания
Дисциплина: «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
Вариант I.
ЧАСТЬ А
Указание № 1: В заданиях с 1-20 выберите один правильный вариант ответа.
1. Разрешение на осуществление некоторых видов деятельности, в том числе
предпринимательской,
выдаваемое
специально
уполномоченным
органом
государственного управления:
а) стандартизация
б) единство измерений
в) лицензия
г) антимонопольное регулирование.
2. Обеспеченная объективным правом возможность физически обладать вещью, иметь еѐ в
составе своего имущества:
а) правомочия пользования
б) правомочие владения
в) правомочие распоряжения
3. Конклюдентные действия - это:
а) вид гражданско – правового договора
б) вид экономического спора
в) признак права собственности
4. Заключение гражданско-правового договора при, котором необходима передача вещи:
а) консенсуальный
б) предварительный
в) реальный
г) публичный
5. Способ обеспечения исполнения обязательств, в силу которого кредитор по обеспеченному
залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения должником
этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества
преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество:
а) залог
б) неустойка
в) удержание
г) поручительство
6. Разногласия между субъектами по поводу их субъективных прав и обязанностей, т. е. о
наличии или содержании последних, а также о порядке осуществления прав или
исполнения обязанностей называются …
а) экономический спор;
б) юридический спор;
в) правовое отношение
7. Спор между субъектами экономических отношений, по поводу их прав и обязанностей,
вытекающих из их отношений - …
а) экономический спор;
б) юридический спор;
в) правовое отношение
8. Компетенция (или полномочия) того или иного арбитражного суда на рассмотрение и
разрешение определенных арбитражных дел
а) подсудность;
б) подведомственность;
в) юрисдикция
9. Лицо, требующее у суда защиты своего права или охраняемого законом интереса
а) ответчик

б) истец
в) третье лицо, заявляющее самостоятельное требование относительно предмета спора
10. Привлечение работника к сверхурочной работе без его согласия допускается в
следующих случаях:
а) при производстве работ, необходимых для предотвращения катастрофы, производственной
аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного
бедствия;
б) при производстве временных работ по ремонту и восстановлению механизмов или
сооружений в тех случаях, когда их неисправность может стать причиной прекращения работы
для значительного числа работников;
в) для продолжения работы при неявке сменяющего работника, если работа не допускает
перерыва. В этих случаях работодатель обязан немедленно принять меры по замене сменщика
другим работником.
11. Работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день (смену) или неполную
рабочую неделю по просьбе:
а) работника, совмещающего труд с обучением в образовательном учреждении среднего,
высшего профессионального образования;
б) работника, являющегося совместителем;
в) работника, являющегося пенсионером по возрасту;
г) работника, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с
медицинским заключением.
12. Нормальная продолжительность рабочего времени:
а) составляет 40 часов в неделю;
б) определяется соглашением сторон, и поэтому может быть менее 40 часов в неделю;
в) не может превышать 40 часов в неделю;
г) определяется локальным нормативным актом.
13.Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее:
а) 40 часов;
б) 42 часов;
в) 48 часов;
г) 52 часов.
14.График отпусков утверждается работодателем с учетом мнения выборного органа
первичной профсоюзной организации:
а) не позднее, чем за десять дней до наступления календарного года;
б) не позднее наступления следующего календарного года;
в) не позднее, чем за две недели до наступления календарного года;
г) не позднее, чем 18 декабря.
15. В трудовую книжку заносятся сведения:
а) о приеме на работу и выполняемой трудовой функции;
б) о семейном положении;
в) о наличии иждивенцев;
г) о предоставляемых ежегодных оплачиваемых отпусках.
16.Трудовой договор может быть заключен:
а) с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет,
б) с учащимся, достигшим возраста двенадцати лет, для выполнения в свободное от учебы время
легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения;
в) в случае получения общего образования с лицом, достигшим возраста четырнадцати лет
для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью;
г) с ребенком в возрасте семи лет (например, для исполнения роли «Ученика волшебника» в
спектакле «Сказочный город» в детском театре).
17. Трудовой договор вступает в силу:
а) со дня издания приказа о приеме на работу;
32

б) со дня, определенного сторонами трудового договора;
в) со дня его подписания сторонами трудового договора;
г) со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению
работодателя или его представителя независимо от дня подписания трудового договора
сторонами.
18. Работник предупреждается о времени начала ежегодного оплачиваемого отпуска не
позднее чем:
а) за семь рабочих дней до его начала;
б) за 10 календарных дней до его начала;
в) за одну неделю до его начала;
г) За две недели до его начала
19. Работнику предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью:
а) 25 минут;
б) 40 минут;
в)1 час;
г) полтора часа;
д) не менее 30 минут и не более 2-х часов.
20. Индивидуальные трудовые споры рассматриваются в:
а) КТС
б) трудовом арбитраже
в) примирительной комиссии
г) службе по урегулированию конфликтов

В1

ЧАСТЬ В.
Указание № 2: Дайте определение понятиям.
Гражданско – правовой договор -

В2

Срочные трудовые договоры –

В3

Юридическое лицо –

В4

Повременная система оплаты труда –

В5

Рабочее время –

ЧАСТЬ С.
Указание № 3: Решите задачи, с объяснением ответа
С 1. В отдел кадров БТИ с просьбой о трудоустройстве обратились: специалист по земельно
– имущественным отношениям Маркова, юрист Петров и водитель Пронин. Все они представили
в отдел кадров свои трудовые книжки и паспорта.
Какие еще документы вправе потребовать от них администрация?
С 2. Кадастровому инженеру Громову два месяца не выплачивали заработную плату. Громов
приостановил работу до выплаты задержанной суммы, известив об этом директора института. На
следующий день после того, как Громов подал заявление о приостановлении выполнения своих
трудовых обязанностей, директор издал приказ об увольнении Громова по п. 6 ст. 81 ТК (прогул).
Громов пытался объяснить, что имел право не выходить на работу до выплаты ему
причитающейся заработной платы, однако его просто-напросто ознакомили с приказом об
увольнении.
Правомерны
ли
действия
директора
института?
В какой орган может обратиться Громов с требованием о защите своих трудовых прав?

33

Вариант II.
ЧАСТЬ А
Указание № 1: В заданиях с 1-20 выберите один правильный вариант ответа.
1. Спор между субъектами экономических отношений, по поводу их прав и обязанностей,
вытекающих из их отношений - …
а) экономический спор;
б) юридический спор;
в) правовое отношение
2. Разрешение на осуществление некоторых видов деятельности, в том числе
предпринимательской,
выдаваемое
специально
уполномоченным
органом
государственного управления:
а) стандартизация
б) единство измерений
в) лицензия
г) антимонопольное регулирование.
3. Обеспеченная объективным правом возможность физически обладать вещью, иметь еѐ в
составе своего имущества:
а) правомочия пользования
б) правомочие владения
в) правомочие распоряжения
4. Соглашение сторон о заключении основного договора в будущем
а) предварительный договор
б) публичный договор
в) безвозмездный договор
5. Заключение гражданско-правового договора при, котором необходима передача вещи:
а) консенсуальный
б) предварительный
в) реальный
г) публичный
6. Способ обеспечения исполнения обязательств, в силу которого кредитор по обеспеченному
залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения должником
этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества
преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество:
а) залог
б) неустойка
в) удержание
г) поручительство
7. Разногласия между субъектами по поводу их субъективных прав и обязанностей, т. е. о
наличии или содержании последних, а также о порядке осуществления прав или
исполнения обязанностей называются …
а) экономический спор;
б) юридический спор;
в) правовое отношение
8. Компетенция (или полномочия) того или иного арбитражного суда на рассмотрение и
разрешение определенных арбитражных дел
а) подсудность;
б) подведомственность;
в) юрисдикция
9. Предложение, адресованное одному или нескольким лицам, определенно выражает
намерение лица (ст. 435, 436 ГК РФ)
а) акцепт
б) оферта
в) юрисдикция

10. Привлечение работника к сверхурочной работе без его согласия допускается в
следующих случаях:
а) при производстве работ, необходимых для предотвращения катастрофы, производственной
аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного
бедствия;
б) при производстве временных работ по ремонту и восстановлению механизмов или
сооружений в тех случаях, когда их неисправность может стать причиной прекращения работы
для значительного числа работников;
в) для продолжения работы при неявке сменяющего работника, если работа не допускает
перерыва. В этих случаях работодатель обязан немедленно принять меры по замене сменщика
другим работником.
11. Работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день (смену) или неполную
рабочую неделю по просьбе:
а) работника, совмещающего труд с обучением в образовательном учреждении среднего,
высшего профессионального образования;
б) работника моложе двадцати лет;
в) одного из родителей, имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет;
г) работника, являющегося совместителем;
д) работника, являющегося пенсионером по возрасту;
12. Нормальная продолжительность рабочего времени:
а) составляет 40 часов в неделю;
б) определяется соглашением сторон, и поэтому может быть менее 40 часов в неделю;
в) не может превышать 40 часов в неделю;
г) определяется локальным нормативным актом.
13.Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее:
а) 40 часов;
б) 42 часов;
в) 48 часов;
г) 52 часов.
14.График отпусков утверждается работодателем с учетом мнения выборного органа
первичной профсоюзной организации:
а) не позднее, чем за десять дней до наступления календарного года;
б) не позднее наступления следующего календарного года;
в) не позднее, чем за две недели до наступления календарного года;
г) не позднее, чем 18 декабря.
15. В трудовую книжку заносятся сведения:
а) о приеме на работу и выполняемой трудовой функции;
б) о семейном положении;
в) о наличии иждивенцев;
г) о временных переводах на другую работу продолжительностью до одного года;
д) о предоставляемых ежегодных оплачиваемых отпусках.
16.Трудовой договор может быть заключен:
а) с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет,
б) с учащимся, достигшим возраста двенадцати лет
в) в случае получения общего образования с лицом, достигшим возраста десяти лет для
выполнения легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью;
17. Трудовой договор вступает в силу:
а) со дня издания приказа о приеме на работу;
б) со дня, определенного сторонами трудового договора;
в) со дня его подписания сторонами трудового договора;

35

г) со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению
работодателя или его представителя независимо от дня подписания трудового договора
сторонами.
18. Работник предупреждается о времени начала ежегодного оплачиваемого отпуска не
позднее чем:
а) за семь рабочих дней до его начала;
б) за 10 календарных дней до его начала;
в) за одну неделю до его начала;
г) За две недели до его начала
19. Работнику предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью:
а) 25 минут;
б) 40 минут;
в)1 час;
г) полтора часа;
д) не менее 30 минут и не более 2-х часов.
20. Индивидуальные трудовые споры рассматриваются в:
а) КТС
б) трудовом арбитраже
в) примирительной комиссии
г) службе по урегулированию конфликтов

В1

ЧАСТЬ В.
Указание № 2: Дайте определение понятиям.
коммерческие организации –

В2

дисциплина труда –

В3

финансовое оздоровление –

В4

индивидуальный предприниматель –

В5

трудовой договор –

ЧАСТЬ С.
Указание № 3: Решите задачи, с объяснением ответа
С1.Иванова подала заявление в КТС. Через 14 дней обратилась за решением. Ей отказали,
объяснив тем, что заявления от неѐ не поступало. На каком этапе был нарушен порядок
рассмотрения спора?
С2. В организации в соответствии с графиком вечерняя смена заканчивается в 23 часа 30 минут, а
ночная продолжается с 23 часов 30 минут до 7 часов 30 минут.
Могут ли быть назначены на работу в ночную смену нижеперечисленные работники
организации:
Сидорова, беременная;
Иванова, имеющая двух детей в возрасте 4 и 12 лет, воспитывающая одна без супруга.
Петров, обучающийся без отрыва от работы в высшем профессиональном образовательном
учреждении (на вечернем отделении);
Арбатова, обучающаяся без отрыва от работы на заочном отделении университета.

36

Список литературы и интернет – ресурсов.
Основные источники:
1.Румынина В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности – М.:
Академия, 2010.
2.Тузов Д.О., Аракчеев В.С. Правовое обеспечение профессиональной деятельности
– М.: ФОРУМ: ИНФРА, 2012.
3.Тыщенко А.И. Правовое обеспечение профессиональной деятельности – Ростов
н/Д: Феникс, 2007.
Дополнительные источники:
1.Смоленский М.Б. Трудовое право. Ростов –на Дону: Феникс, 2009г.
2.Гомола А.И. Гражданское право. – М.: Академия, 2010г.

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».