О.01 Русский язык

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА ............................................................................................................. 4
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:
................................................................................................................................... 6
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ....................... 10
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА..... 23
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ .................................................................................................... 27

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
среднего профессионального образования по специальности 35.02.08
Электрификация и автоматизация сельского, утвержденного 7 мая 2014 года
№457, с учетом рабочей программы воспитания по специальности
«Электрификация и автоматизация сельского хозяйства».

Организация-разработчик: ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный
колледж».
Разработчик: Л.В. Трубеева, преподаватель русского языка и литературы

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
1.1.
Место учебного предмета в структуре основной образовательной
программы:
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» является частью
основной профессиональной образовательной программы среднего
профессионального образования по специальности 35.02.08 Электрификация
и автоматизация сельского хозяйства.
Рабочая программа учебного предмета разработана на основе
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, реализуемого в пределах ОПОП СПО. Программа
предназначена для изучения русского языка в профессиональных
образовательных организациях, реализующих образовательную программу
среднего общего образования в пределах
освоения основной
профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе
основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих,
служащих, специалистов среднего звена.
1.2. Место учебного предмета в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебный предмет «Русский язык» является обязательной частью
общеобразовательного цикла основной образовательной программы 35.02.08
Электрификация и автоматизация сельского хозяйства. Входит в социальноэкономический профиль общеобразовательного цикла.
1.3. Русский язык как средство познания действительности обеспечивает
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся,
развивает их абстрактное мышление, память и воображение, формирует
навыки
самостоятельной
учебной
деятельности,
самообразования
самореализации личности.
Содержание учебного предмета «Русский язык» в профессиональных
образовательных организациях, реализующих образовательную программу
среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе
основного общего образования, обусловлено общей нацеленностью
образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и
предметных
результатов
обучения,
что
возможно
на
основе
компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и
развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и
культуроведческой компетенций.
В реальном образовательном процессе формирование указанных
компетенций происходит при изучении каждой темы, поскольку все виды
компетенций взаимосвязаны.

Коммуникативная компетенция формируется в процессе работы по
овладению обучающимися всеми видами речевой деятельности (слушанием,
чтением, говорением, письмом) и основами культуры устной и письменной
речи в процессе работы над особенностями употребления единиц языка в
речи в соответствии с их коммуникативной целесообразностью. Это умения
осознанно отбирать языковые средства для осуществления общения в
соответствии с речевой ситуацией; адекватно понимать устную и
письменную речь и воспроизводить её содержание в необходимом объёме,
создавать
собственные
связные
высказывания
разной
жанровостилистической и типологической принадлежности.
Формирование языковой и лингвистической (языковедческой)
компетенций проходит в процессе систематизации знаний о языке как
знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и
функционировании; овладения основными нормами русского литературного
языка;
совершенствования
умения
пользоваться
различными
лингвистическими
словарями;
обогащения
словарного
запаса
и
грамматического строя речи обучающихся.
Формирование культуроведческой компетенции нацелено на осознание
языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязь языка и
истории народа, национально-культурной специфики русского языка,
владение нормами русского речевого этикета, культуры межнационального
общения.
Изучение русского языка в профессиональных образовательных
организациях, реализующих образовательную программу среднего общего
образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего
образования, имеет свои особенности в зависимости от профиля
профессионального образования.
При изучении русского языка на базовом уровне решаются задачи,
связанные с формированием общей культуры, развития, воспитания и
социализации личности.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:
2.1 Личностные результаты
Российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости
за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение государственных
символов (герб, флаг, гимн).
Гражданскую позицию как активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные
права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности.
Готовность к служению Отечеству, его защите.
Сформированность
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного
сознания,
осознание
своего
места
в
поликультурном мире.
Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского общества; готовность и способность к
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.
Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире,
готовность и способность вести диалог с другими людьми,
достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения, способность противостоять
идеологии
экстремизма,
национализма,
ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным
явлениям.
Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской,
проектной
и
других
видах
деятельности.
Нравственное сознание и поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей.
Готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное
отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности.
Эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта,
научного и технического творчества, спорта, общественных
отношений.
Принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного
образа
жизни,
потребности
в
физическом

ЛР 1

ЛР 2

ЛР 3
ЛР 4

ЛР 5

ЛР 6

ЛР 7

ЛР 8
ЛР 9

ЛР 10
ЛР 11

самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения,
употребления алкоголя, наркотиков.
Бережное, ответственное и компетентное отношение к
физическому и психологическому здоровью, как собственному,
так и других людей, умение оказывать первую помощь.
Осознанный выбор будущей профессии и возможностей
реализации собственных жизненных планов; отношение к
профессиональной деятельности как возможности участия в
решении
личных,
общественных,
государственных,
общенациональных проблем.
Сформированность экологического мышления, понимания
влияния социально-экономических процессов на состояние
природной и социальной среды; приобретение опыта экологонаправленной деятельности.
Ответственное отношение к созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни.

ЛР 12
ЛР 13

ЛР 14

ЛР 15

2.2. Метапредметные результаты
Умение самостоятельно определять цели деятельности и
составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять,
контролировать и корректировать деятельность; использовать
все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и
реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии
в различных ситуациях.
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной
деятельности,
учитывать
позиции других
участников деятельности, эффективно разрешать конфликты.
Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской
и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов
познания.
Готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения
необходимой информации из словарей разных типов, умение
ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию,
получаемую из различных источников.
Умение
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных технологий (далее ИКТ) в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности.
Умение определять назначение и функции различных
социальных институтов.

МПР 1

МПР 2
МПР 3

МПР 4

МПР 5

МПР 6

Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, МПР 7
определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и
нравственных ценностей.
Владение языковыми средствами - умение ясно, логично и МПР 8
точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные
языковые средства.
Владение навыками познавательной рефлексии как осознания МПР 9
совершаемых действий и мыслительных процессов, их
результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
2.3. Предметные результаты
Предметные результаты освоения основной образовательной
программы должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного
профессионального обучения или профессиональной деятельности. 9.1.
Русский язык и литература.
Изучение предметной области "Русский язык и литература" - языка как
знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования
российской гражданской, этнической и социальной идентичности,
позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека,
в том числе при помощи альтернативных средств коммуникации, должно
обеспечить:
- сформированность представлений о роли языка в жизни человека,
общества, государства, способности свободно общаться в различных формах
и на разные темы;
- включение в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой
культуры, воспитание ценностного отношения к русскому языку как
носителю культуры, как государственному языку Российской Федерации,
языку межнационального общения народов России;
- сформированность осознания тесной связи между языковым,
литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием
личности и ее социальным ростом;
- сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания
других культур, уважительного отношения к ним; приобщение к
российскому литературному наследию и через него - к сокровищам
отечественной и мировой культуры;
- сформированность чувства причастности к российским свершениям,
традициям и осознание исторической преемственности поколений;
свободное использование словарного запаса, развитие культуры владения
русским литературным языком во всей полноте его функциональных
возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи,
правилами русского речевого этикета;
- сформированность знаний о русском языке как системе и как
развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его
функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, аналитических
умений в отношении языковых единиц и текстов разных функциональносмысловых типов и жанров.

Предметные результаты изучения предметной области "Русский язык и
литература" включают результаты изучения учебных предметов: "Русский
язык", "Литература" (базовый уровень) - требования к предметным
результатам освоения базового курса русского языка и литературы должны
отражать:
1) сформированность понятий о нормах русского литературного языка и
применение знаний о них в речевой практике;
2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
собственной речью;
3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем
явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
5) знание содержания произведений русской и мировой классической
литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на
формирование национальной и мировой;
6) сформированность представлений об изобразительно-выразительных
возможностях русского языка;
7) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный
контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа
художественного произведения;
8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и
проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых
аргументированных устных и письменных высказываниях;
9) овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их
жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни,
созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального
личностного восприятия и интеллектуального понимания;
10) сформированность представлений о системе стилей языка
художественной литературы.

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в т. ч.:
практические занятия

10

самостоятельная работа

39

Промежуточная аттестация (в форме экзамена)

14

3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем

1
Раздел 1. Язык и
речь.
Функциональные
стили речи.

Наименование дидактических единиц
Содержание учебного материала и формы
организации деятельности обучающихся

2
3
1. Слово о русском языке.
Общие сведения о языке и речи. Язык как средство
общения и форма существования национальной 2
культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся
явление. Язык как система. Основные уровни языка.
1. Русский язык в современном мире.
Русский язык в современном мире. Язык и культура.
Отражение в русском языке материальной и духовной
культуры русского и других народов. Понятие о русском
литературном языке и языковой норме. Значение
русского языка при освоении специальностей СПО.
Язык
и
речь.
Функции
языка.
Признаки, 2
характеризующие язык и речь. Особенности устной и
письменной речи. Русский язык, его составляющие
(территориальные
диалекты,
жаргоны,
арго,
литературный язык как высшая форма национального
русского языка). Выдающиеся писатели и общественные
деятели о русском языке, его богатстве, силе и
выразительности. Входной контроль.

Объем
в часах

Коды ЛР, МПР,
ПР (ПК),
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
ЛР 1, 2, 3, 4, 5, 6,
7, 10
МПР 2, 5, 6, 9
ПК

3. Понятие о норме литературного языка.
Понятие о нормированности литературного языка.
Наличие норм – важнейший признак литературного
языка. Языковая норма – явление историческое. Виды 2
норм:
орфоэпическая,
орфографическая,
словообразовательная, лексическая, морфологическая,
синтаксическая,
интонационная,
пунктуационная,
стилистическая.
4. Язык и речь.
Понятия о языке и речи. Виды речевой деятельности.
Речевая ситуация и её компоненты. Основные
требования
к
речи:
правильность,
точность,
выразительность, уместность употребления языковых
средств. Функциональные стили речи. Художественный
стиль,
его
основные
признаки:
образность,
использование изобразительно-выразительных средств и 2
др. Разговорный стиль, его основные признаки, сфера
использования.
Публицистический
стиль,
его
назначение, основные жанры. Научный стиль, основные
жанры научного стиля. Официально-деловой стиль, его
признаки, назначение, жанры. Особенности стилей речи,
области их использования. Лингвостилистический
анализ текста.
5. Типы речи.
Понятие о типе речи. Функционально-смысловые типы
2
речи: повествование, описание, рассуждение. Признаки,
особенности структуры, назначение и применение.
Соединение в тексте различных типов речи.

Раздел 2.
Лексика и
фразеология.

6. Слово в лексической системе языка.
Лексическое и грамматическое значение слова.
Многозначность слова. Прямое и переносное значение
слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их
употребление.
7. Лексика с точки зрения её происхождения.
Исконно русская лексика, заимствованная лексика,
старославянизмы.
Международные
словообразовательные элементы.
8. Лексика с точки зрения её употребления.
Нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной
речи
(жаргонизмы,
арготизмы,
диалектизмы).
Профессионализмы. Терминологическая лексика.
9. Активный и пассивный словарный запас.
Активная и пассивная лексика. Архаизмы и историзмы.
Особенности русского речевого этикета. Лексика,
обозначающая предметы традиционного русского быта.
Фольклорная лексика. Русские пословицы и поговорки.
10. Неологизмы.
Новые слова в современном русском языке. Неологизмы
в молодежной среде.
11. Лексические нормы.
Лексические нормы. Лексические ошибки и их
исправление.
12. Фразеологизмы.
Отличие фразеологизма от слова. Употребление
фразеологизмов в речи. Афоризмы. Фразеологические
обороты в профессиональной речи. Лексические и

2

2

2

2

2
2

2

ЛР 1-15
МПР 2, 3, 4, 5, 6,
8, 9
ПК

фразеологические словари. Ошибки в употреблении
фразеологических единиц и их исправление. Лексикофразеологический разбор.
Раздел 3.
13. Ударение в русском языке.
Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и
Фонетика,
закрытый слоги. Соотношение буквы и звука.
орфоэпия,
Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое.
графика,
Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное
орфография
богатство русской речи. Фонетический разбор слова.
14. Орфоэпические нормы.
Орфоэпические нормы: произносительные нормы и
нормы ударения. Произношение гласных и согласных
звуков,
произношение
заимствованных
слов.
Использование орфоэпического словаря.
Раздел 4.
15. Способы словообразования.
Понятие морфемы как значимой части слова.
Морфемика и
словообразование. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия
морфем. Морфемный разбор слова. Словообразование
знаменательных частей речи. Словообразовательный
разбор слов.
16.Особенности словообразования профессиональной
лексики и терминов.
Особенности
словообразования
профессиональной
лексики и терминов. Словообразовательный анализ.
Понятие об этимологии.
Раздел 5.
17. Практическое занятие №1
Морфология и
Имя
существительное:
правописание
и
орфография.
морфологический разбор.

2

ЛР 1, 2, 4, 5, 10
МПР 2, 3, 4, 5, 6,
9

2

2

ЛР 1, 2, 4, 7, 9,
13
МПР 2, 3, 4, 5, 6,
8, 9
ПК

2

2

ЛР 1, 2, 9, 10
МПР 1, 2, 3, 4, 5,
6, 8, 9

Лексико-грамматические
разряды
имён
существительных. Род, число, падеж существительных.
Склонение имён существительных. Правописание
окончаний имен существительных. Правописание
сложных имён существительных. Употребление форм
имен существительных в речи. Морфологический
разбор имени существительного.
18. Практическое занятие №2
Имя
прилагательное:
правописание
и
морфологический разбор.
Лексико-грамматические разряды имён прилагательных.
Правописание
суффиксов
и
окончаний
имён
прилагательных.
Правописание
сложных
прилагательных.
Употребление
форм
имен
прилагательных в речи. Морфологический разбор имени
прилагательного.
19. Самостоятельная работа обучающихся
Степени сравнения имён прилагательных.
Подготовить сообщение по теме.
20. Практическое задание №3
Имя числительное. Правописание числительных.
Имя числительное как часть речи. Виды числительных
по
составу.
Склонение
имен
числительных.
Употребление числительных в речи. Сочетание
числительных оба, обе, двое, трое и других с
существительными разного рода. Морфологический
разбор имени числительного.
21. Самостоятельная работа обучающихся

2

2

2

2

Лексико-грамматические разряды имен числительных.
Подготовить презентацию по теме.
22. Местоимение.
Значение
местоимения.
Лексико-грамматические
разряды местоимений. Правописание местоимений.
Морфологический разбор местоимения. Употребление
местоимений в речи. Местоимение как средство связи
предложений в тексте.
23. Глагол и его формы.
Грамматические признаки глагола. Употребление форм
глагола в речи. Причастие как особая форма глагола.
Образование
действительных
и
страдательных
причастий. Деепричастие как особая форма глагола.
Образование
деепричастий
совершенного
и
несовершенного вида.
24. Практическое задание №4
Правописание глагола, причастия, деепричастия.
Правописание суффиксов и личных окончаний глагола.
Правописание не с глаголами. Роль глагола в
предложении. Морфологический разбор глагола.
Правописание суффиксов и окончаний причастий.
Правописание не с причастиями. Правописание -н- и нн- в причастиях и отглагольных прилагательных.
Морфологический разбор причастия. Правописание не с
деепричастиями.
Морфологический
разбор
деепричастия.
25. Самостоятельная работа обучающихся
Причастный и деепричастный обороты.

2

2

2

2

Составить таблицу по теме.
26. Практическое задание №5
Наречие. Правописание наречий.
Наречие как часть речи.
Правописание наречий.
Отличие наречий от слов-омонимов. Употребление
наречий в речи. Использование местоименных наречий
для связи предложений в речи. Морфологический
разбор наречия.
27. Самостоятельная работа обучающихся
Грамматические
признаки
наречия.
Степени
сравнения наречий.
Подготовить сообщение по теме.
28. Самостоятельная работа обучающихся
Слова категории состояния.
Написать сообщение по теме.
29. Служебные части речи. Предлог.
Понятие о служебный частях речи. Предлог как часть
речи. Отличие производных предлогов (в течение, в
продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов.
Употребление предлогов в составе словосочетаний.
Употребление
существительных
с
предлогами
благодаря, вопреки, согласно и др.
30. Самостоятельная работа обучающихся
Союз как часть речи.
Подготовить сообщение по теме.
31. Самостоятельная работа обучающихся
Частица как часть речи.
Подготовить доклад по теме.

2

2
2

2

2
2

Раздел 6.
Синтаксис и
пунктуация.

32. Самостоятельная работа обучающихся
Междометия и звукоподражательные слова.
Подготовить сообщение по теме.
33. Самостоятельная работа обучающихся
Повторение. Подготовка к контрольной работе.
Проработать опорные конспекты по разделу.
34. Контрольная работа по разделу «Морфология и
орфография»
Выполнение контрольных заданий. Мониторинг знаний
обучающихся.
35. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание.
Основные единицы синтаксиса: словосочетание,
предложение, сложное синтаксическое целое. Строение
словосочетания. Виды связи слов в словосочетании.
Нормы
построения
словосочетаний.
Значение
словосочетания в построении предложения.
36. Самостоятельная работа обучающихся
Синтаксический разбор словосочетаний.
Выполнить разбор словосочетаний.
37. Простое предложение.
Простое предложение. Виды предложений по цели
высказывания. Интонационное богатство русской речи.
Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов.
Грамматическая
основа
простого
двусоставного
предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
Согласование сказуемого с подлежащим.
38. Самостоятельная работа обучающихся
Второстепенные члены предложения.

2
2
2

2

2

2

2

ЛР 1-15
МПР 1, 2, 3, 4, 5,
6, 8, 9
ПК

Составить таблицу по теме.
39. Односоставные и неполные предложения.
Односоставные
и
неполные
предложения.
Односоставные предложения с главным членом в форме
подлежащего. Односоставные предложения с главным
членом в форме сказуемого.
40. Осложненное простое предложение.
Предложения с однородными членами и знаки
препинания в них. Однородные и неоднородные члены.
Употребление однородных членов предложения в
разных стилях речи. Предложения с обособленными и
уточняющими членами. Обособление приложений.
Обособление дополнений. Обособление обстоятельств.
Роль сравнительного оборота как изобразительного
средства языка. Знаки препинания при словах,
грамматически не связанных с членами предложения.
Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов
от знаменательных слов-омонимов.
Употребление
вводных слов в речи. Стилистическое различие между
ними. Использование вводных слов как средства связи
предложений в тексте.
41. Самостоятельная работа обучающихся
Обращение. Знаки препинания при обращении.
Выполнить упражнения.
42. Самостоятельная работа обучающихся
Синтаксический
и
пунктуационный
анализы
простого предложения.
Выполнить анализ предложений.

2

2

2

2

43. Самостоятельная работа обучающихся
Повторение. Подготовка к контрольной работе.
Проработать опорные конспекты по разделу.
44. Контрольная работа по разделу «Синтаксис
простого предложения».
Выполнение контрольных заданий. Мониторинг знаний
обучающихся.
45. Сложносочиненное предложение.
Сложное
предложение.
Сложносочиненное
предложение.
Употребление
сложносочиненных
предложений в речи.
46. Самостоятельная работа обучающихся
Знаки
препинания
в
сложносочиненном
предложении.
Выполнить упражнения по теме.
47. Сложноподчиненное предложение.
Сложноподчинённое
предложение.
Использование
сложноподчинённых предложений в разных типах и
стилях речи.
48. Самостоятельная работа обучающихся
Знаки
препинания
в
сложноподчинённом
предложении.
Выполнить упражнения по теме.
49. Бессоюзное сложное предложение.
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в
бессоюзном предложении. Использование бессоюзных
сложных предложений в речи.
50. Способы передачи чужой речи.

2

2

2

2

2

2

2
2

Раздел 7. Текст

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при
прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки
препинания при цитатах. Оформление диалога. Знаки
препинания при диалоге.
51. Самостоятельная работа обучающихся
Оформление диалога и прямой речи.
Выполнить упражнения. Составить диалог.
52. Самостоятельная работа обучающихся
Синтаксический
и
пунктуационный
анализы
сложных предложений.
Выполнить анализ предложений.
53. Контрольная работа по разделу «Синтаксис и
пунктуация»
Выполнение контрольных заданий. Мониторинг знаний
обучающихся.
54. Текст.
Понятие о тексте. Текст как произведение речи.
Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое
целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды
связи предложений в тексте. Абзац как средство
смыслового членения текста.
55. Самостоятельная работа обучающихся
Информационная переработка текста.
Составить таблицу по теме.
56. Тропы.
Тропы: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения.
Художественно-изобразительные средства. Составление
текста.

2

2

2

2

2

2

ЛР 1-15
МПР 2, 3, 4, 5, 6,
8, 9
ПК

57. Стилистические фигуры.
Стилистические фигуры: анафора, антитеза, градация,
параллелизм, повторение, инверсия. Составление текста.
Комплексный анализ текста.
58. Самостоятельная работа обучающихся
Повторение. Подготовка к контрольной работе.
Проработать опорные конспекты по разделу.
59. Контрольная работа по разделу «Текст».
Выполнение контрольных заданий. Мониторинг знаний
обучающихся.
Промежуточная аттестация (экзамен)
Всего:

2

1
2
14
117

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4.1. Для реализации программы учебного предмета должны быть
предусмотрен кабинет «Культура речи», в котором имеется возможность
обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в
период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета оснащено специализированной учебной мебелью.
4.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации имеет печатные и электронные образовательные и
информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в
образовательном процессе.
4.2.1. Основные печатные издания
1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: пособие для
подготовки к ЕГЭ: учеб.пособие сред.проф.образования. –
М., 2014.
2. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для
учреждений сред.проф.образования. – М., 2014.
3. Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый
уровень): учебник для 10 класса общеобразовательной школы.
Издательство «Академия», 2019 г.
4. Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый
уро.вень): учебник для 11 класса общеобразовательной школы.
Издательство «Академия», 2019 г.
5. Греков В.Ф. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для
общеобразоват. учреждений/ В.Ф. Греков, С.Е. Крючков,
Л.А. Чешко. – М., 2011.
6. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский
язык и литература. Русский язык (базовый уровень). 10-11
классы: в 2 ч. – М., 2019.
4.2.2. Основные электронные издания
1. Введенская Л.А. Русский язык. Культура речи. Деловое общение:
учебник / Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. — М.,
2021.
2. Глазунова О.И. Русский язык и культура речи : учебник /
Глазунова О.И. — М/, 2022.

3. Грибанская Е.Э., Береснева Л.Н. Русский язык и культура речи:
Учебно-практическое пособие. – М., 2018.
4. Гойхман О.Я. Речевая коммуникация: учебник/ О.Я. Гойхман,
Т.М. Надеина. – М., 2021. - – (Среднее профессиональное
образование).
5. Голуб И.Б. Секреты русского языка. О сложном увлекательно и
просто: учебное пособие / Голуб И.Б. — М., 2021.
6. Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи: учебник/ Н. В.
Кузнецова. – М., 2022. – (Среднее профессиональное
образование).
7. Мандель Б.Р. Русский язык и культура речи: история, теория,
практика: учебное пособие/ Б.Р. Мандель. – М., 2020. – (Среднее
профессиональное образование).
8. Марьева М.В. Русский язык в деловой документации: учебник/
М.В. Марьева. – М., 2021. – (Среднее профессиональное
образование).
9. Новикова Л.И., Соловьева Н.Ю. Русский язык: пунктуация:
учебное пособие. - М., 2012. – (Профессиональное образование).
10. Новикова Л.И., Соловьева Н.Ю., Фысина У.Н. Русский язык:
Практикум для СПО. – М., 2017.
11. Рачеева Л.А. Русский язык: учебник / Рачеева Л.А. — М/, 2022.
12. Рачеева Л.А. Русский язык. Практикум: учебное пособие /
Рачеева Л.А. — М., 2022.
13. Руднев В.Н. Русский язык и культура речи: учебное пособие /
Руднев В.Н. — М., 2021.
14. Русский язык и культура речи. Практикум: учебно-практическое
пособие / Черняк В.Д., под ред., Сергеева Е.В. под ред., Кузьмина
А.В., Дунев А.И., Жуковская Г.А., Пентина А.Ю., Столярова
И.В., Четырина А.М. — М., 2021.
15. Русский язык и культура речи: учебник/ под ред. О.Я. Гойхмана.
– М., 2021. – (Среднее профессиональное образование).
16. Русский язык и культура речи: учебник / Сергеева Е.В., под ред.,
Черняк В.Д., под ред., Дунев А.И., Пентина А.Ю., Столярова
И.В., Четырина А.М. — М., 2021.
17. Русский язык и культура речи: учеб. пособие / Е.А. Самойлова. –
М., 2019. – (Среднее профессиональное образование).
18. Русский язык и литература. Ч.1: Русский язык: учебник/ под ред.
А.В. Алексеева. - М., 2020. – (Среднее профессиональное
образование).

19. Русский язык и литература. Ч.1: Русский язык. Практикум:
учебное пособие: в 2 ч./ под ред. А.В. Алексеева. - М., 2021. –
(Среднее профессиональное образование).
20. Сухотинская А.В. Русский язык: учебное
пособие/ А.В.
Сухотинская. – М., 2021. – (Среднее профессиональное
образование)
4.2.3. Дополнительные источники
Интернет-ресурсы
1. www.ruscorpora.ru Национальный корпус русского языка —
информационно-справочная система, основанная на собрании русских
текстов в электронной форме
2. www.russkiyjazik.ru энциклопедия «Языкознание»
3. www.rus.1september.ru электронная версия газеты «Русский язык».
Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка»
4. www.uchportal.ru
Учительский
портал.
Уроки,
презентации,
контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические
разработки по русскому языку и литературе
5. www.Ucheba.com Образовательный портал «Учеба»
6. www.uroki.ru Образовательный портал «Уроки»
7. www.metodiki.ru Методики
8. www.prosv.ru Работы победителей конкурса «Учитель — учителю»
издательства «Просвещение»
9. www.slovari.ru Словари
10. www.gramota.ru Учебник грамоты
11. www.gramota.ru Справочная служба
12. www.gramma.ru Экзамены. Нормативные документы
1.
2.

3.

4.

Словари
Горбачевич К. С. Словарь трудностей современного
русского языка. — СПб., 2003.
Граудина Л. К., Ицкович В. А., Катлинская Л.П.
Грамматическая
правильность
русской
речи.
Стилистический словарь вариантов. — М., 2001.
Иванова О. Е., Лопатин В. В., Нечаева И. В., Чельцова Л. К.
Русский орфографический словарь: около 180 000 слов /
Российская академия наук. Институт русского языка
им. В. В. Виноградова / под ред. В. В. Лопатина. — М.,
2004.
Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. — М.,
2008.

5. Лекант П. А., Леденева В. В. Школьный орфоэпический
словарь русского языка. — М., 2005.
6. Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского
языка. — М., 2004.
7. Ожегов С. И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и
фразеологических выражений/под общ. ред. Л. И.
Скворцова. — М., 2006.
8. Розенталь Д. Э., Краснянский В. В. Фразеологический
словарь русского языка. — М., 2011.
9. Скворцов Л. И. Большой толковый словарь правильной
русской речи. — М., 2005.
10. Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь.
— М., 2006.
11. Через дефис, слитно или раздельно?: словарьсправочник русского языка / сост. В. В. Бурцева. — М.,
2006.

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических
занятий и выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.
Результаты обучения 1
ЛР 1 – 15

МПР 1
МПР 2
МПР 3

МПР 4

Критерии оценки

Методы оценки

- способность
принимать
ответственность,
способность уважать
других, умение
сотрудничать и
разрешать конфликты;

- наблюдение
- собеседование
- оценка открытых и
закрытых ответов
обучающихся
- оценка результатов
рефлексии
- портфолио
обучающегося
- выставки и
презентации крупных
целостных работ

- готовность и
способность к
саморазвитию,
- сформированность
мотивации к обучению
и познанию,
- ценностносмысловые установки,
- социальные
компетенции,
- сформированность
основ гражданской
идентичности.
- способность решать
учебнопознавательные и
учебно-практические
задачи;
- уровень
сформированности
регулятивных,
коммуникативных,
познавательных

- наблюдение
- оценка результатов
рефлексии
- наблюдение
- оценка процесса
выполнения
- оценка результатов
рефлексии
- оценка процесса
выполнения

МПР 5

универсальных
учебных действий;

МПР 6

МПР 7

МПР 8

МПР 9
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ПК 2.5

- способность решать
учебнопознавательные и
учебно-практические
задачи

- оценка результатов
рефлексии
- наблюдение
- оценка результатов
рефлексии
- наблюдение
- оценка открытых и
закрытых ответов
обучающихся
- оценка результатов
рефлексии
- оценка открытых и
закрытых ответов
обучающихся
- наблюдение
- собеседование
- оценка открытых и
закрытых ответов
обучающихся
- тестирование
- контрольный опрос
- анализ
контрольного задания
- анализ
исследовательской
работы
- оценка результатов
рефлексии
- портфолио
обучающегося
- выставки и
презентации крупных
целостных работ
- оценка процесса
выполнения
- наблюдение
- оценка результатов
рефлексии
- наблюдение
- собеседование
- оценка открытых и
закрытых ответов
обучающихся
- тестирование

ПК 4.3

- контрольный опрос
- анализ
контрольного задания
- анализ
исследовательской
работы
- оценка результатов
рефлексии
- портфолио
обучающегося
- выставки и
презентации крупных
целостных работ
- оценка процесса
выполнения

ПК 4.6

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
знания)

Основные показатели оценки
результата

владеть навыками работы с
учебной книгой, словарями и
другими информационными
источниками, включая СМИ и
ресурсы Интернета;

Извлечение из разных источников и
преобразование информации;

владеть навыками различных
видов чтения (изучающим,
ознакомительным,
просмотровым) и
информационной переработки
прочитанного материала;

Извлечение из разных источников и
преобразование информации;

владеть различными видами
аудирования (с полным
пониманием, с пониманием
основного содержания, с
выборочным извлечением
информации) и информационной
переработки текстов различных
функциональных разновидностей
языка;

Извлечение из разных источников и
преобразование информации;

составлять связное высказывание
(сочинение-рассуждение) в устной
или письменной форме.

определять тему, основную мысль
текстов;
выразительно читать текст.

определять тему, основную мысль
текстов;
проводить языковой разбор
текстов;
выразительно читать текст;
определять функциональный тип

речи.
адекватно понимать,
интерпретировать и
комментировать тексты
различных функциональносмысловых типов речи
(повествование, описание,
рассуждение) и функциональных
разновидностей языка;

Извлечение из разных источников и
преобразование информации;
составлять связное высказывание
(сочинение-рассуждение) в устной
или письменной форме;
определять тему, основную мысль
текстов;
определять функциональный тип
речи;
выполнять лингвостилистический
анализ текста.

участвовать в диалогическом и
полилогическом общении,
создавать устные
монологические высказывания
разной коммуникативной
направленности в зависимости от
целей, сферы и ситуации
общения с соблюдением норм
современного русского
литературного языка и речевого
этикета;

Извлечение из разных источников и
преобразование информации;

создавать и редактировать
письменные тексты разных
стилей и жанров с соблюдением
норм современного русского
литературного языка и речевого
этикета;

Извлечение из разных источников и
преобразование информации;

выразительно читать текст;
оценивать чужие и собственные
речевые высказывания;
исправлять речевые недостатки;
редактировать текст;
выступать перед аудиторией
сверстников с небольшими
информационными сообщениями,
докладами.

составлять связное высказывание
(сочинение-рассуждение) в устной
или письменной форме;
определять функциональный тип
речи;
исправлять речевые недостатки;
редактировать текст.

анализировать текст с точки
зрения его темы, цели, основной
мысли, основной и
дополнительной информации,
принадлежности к

Извлечение из разных источников и
преобразование информации;
анализировать пословицы и
поговорки;
определять тему, основную мысль

функционально-смысловому
типу речи и функциональной
разновидности языка;

текстов;
проводить языковой разбор
текстов;
определять функциональный тип
речи;
выполнять лингвостилистический
анализ текста.

использовать знание алфавита
при поиске информации;

Извлечение из разных источников и
преобразование информации.

различать значимые и
незначимые единицы языка;

Извлечение из разных источников и
преобразование информации.

проводить фонетический и
орфоэпический анализ слова;

Фонетический разбор слова.

классифицировать и
группировать звуки речи по
заданным признакам, слова по
заданным параметрам их
звукового состава;

Искать информацию в
орфоэпических словарях.

членить слова на слоги и
правильно их переносить;

Извлекать информацию из таблиц,
схем учебника.

определять место ударного слога,
наблюдать за перемещением
ударения при изменении формы
слова, употреблять в речи слова и
их формы в соответствии с
акцентологическими нормами;

Проводить операции синтеза и
анализа;

опознавать морфемы и членить
слова на морфемы на основе
смыслового, грамматического и
словообразовательного анализа;
характеризовать морфемный
состав слова, уточнять
лексическое значение слова с
опорой на его морфемный состав;

Проводить морфемный,
словообразовательный анализ;

проводить морфемный и
словообразовательный анализ
слов;

Проводить морфемный,
словообразовательный анализ;

извлекать информацию из таблиц,
схем учебника.

извлекать информацию из таблиц,
схем учебника;
характеризовать
словообразовательные цепочки;
использовать этимологическую
справку.

характеризовать

словообразовательные цепочки.
проводить лексический анализ
слова;

Работа со словарями;

опознавать лексические средства
выразительности и основные
виды тропов (метафора, эпитет,
сравнение, гипербола,
олицетворение);

Работа со словарями;

опознавать самостоятельные
части речи и их формы, а также
служебные части речи и
междометия;

Морфологический,
орфографический анализ слов;

опознавать основные виды тропов.
опознавать основные виды тропов.

определять круг орфографических
правил;
проводить операции синтеза и
анализа;
подбирать примеры по теме из
текстов художественных
произведений;
составлять монологическое
высказывание на лингвистическую
тему в устной или письменной
форме;
анализировать текст.

проводить морфологический
анализ слова;

Морфологический,
орфографический анализ слов.

применять знания и умения по
морфемике и словообразованию
при проведении
морфологического анализа слов;

Морфологический,
орфографический анализ слов;
определять круг орфографических
правил;
проводить операции синтеза и
анализа;
подбирать примеры по теме из
текстов художественных
произведений;
составлять монологическое
высказывание на лингвистическую
тему в устной или письменной
форме;

анализировать текст.
опознавать основные единицы
синтаксиса (словосочетание,
предложение, текст);

Извлекать информацию из
учебника;

анализировать различные виды
словосочетаний и предложений с
точки зрения их структурносмысловой организации и
функциональных особенностей;

Строить рассуждения с целью
анализа проделанной работы;

находить грамматическую основу
предложения;

Составлять синтаксические
конструкции;

составлять монологическое
высказывание на лингвистическую
тему в устной или письменной
форме.

составлять монологическое
высказывание на лингвистическую
тему в устной или письменной
форме.

составлять монологическое
высказывание на лингвистическую
тему в устной или письменной
форме.
распознавать главные и
второстепенные члены
предложения;

Производить синонимическую
замену синтаксических
конструкций.

опознавать предложения простые
и сложные, предложения
осложненной структуры;

Подбирать примеры по теме из
текстов художественных
произведений.

проводить синтаксический
анализ словосочетания и
предложения;

Проводить синтаксический,
пунктуационный разбор;

соблюдать основные языковые
нормы в устной и письменной
речи;

Комментировать ответы
товарищей;

опираться на фонетический,
морфемный,
словообразовательный и

Конструировать предложения по
схемам.

составлять монологическое
высказывание на лингвистическую
тему в устной или письменной
форме.

морфологический анализ в
практике правописания;
опираться на грамматикоинтонационный анализ при
объяснении расстановки знаков
препинания в предложении;

Пунктуационно оформлять
предложения с разными
смысловыми отрезками;

использовать орфографические
словари.

Извлечение из разных источников и
преобразование информации.

составлять схемы предложений.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».