О.02 Литература

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ................. 4
2.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА: ................................ 6

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА............................................................ 11
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ......................................... 25
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА .....................27

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
среднего профессионального образования по специальности 35.02.08
Электрификация и автоматизация сельского хозяйства, утвержденного 7 мая
2014 года №457, с учетом рабочей программы воспитания по специальности
«Электрификация и автоматизация сельского хозяйства».
Организация-разработчик: ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный
колледж».
Разработчик: Л.В. Трубеева, преподаватель русского языка и литературы

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
1.1.

Место учебного предмета в
образовательной программы:

структуре

основной

Рабочая программа учебного предмета «Литература» является частью
основной профессиональной образовательной программы среднего
профессионального образования по специальности 35.02.08 Электрификация
и автоматизация сельского хозяйства.
Рабочая программа учебного предмета разработана на основе
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, реализуемого в пределах ОПОП СПО. Программа
предназначена
для
изучения
литературы
в
профессиональных
образовательных организациях, реализующих образовательную программу
среднего общего образования в пределах
освоения основной
профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе
основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих,
служащих, специалистов среднего звена.
1.2. Место учебного предмета в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебный предмет «Литература» является обязательной частью
общеобразовательного цикла основной образовательной программы 35.02.08
Электрификация и автоматизация сельского хозяйства. Входит в социальноэкономический профиль общеобразовательного цикла.
В учебном плане учебный предмет «Литература» входит в состав
общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из
обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для
профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля
профессионального образования.
1.3. Литературе принадлежит ведущее место в эмоциональном,
интеллектуальном и эстетическом развитии человека, формировании его
миропонимания и национального сознания. Литература формирует
духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения.
Основой содержания учебного предмета «Литература» являются
чтение и текстуальное изучение художественных произведений,
составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое
произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим
ценностям.
Ценностное восприятие и понимание художественного
произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать
художественный текст возможны только при соответствующей
эмоционально-эстетической реакции читателя. Её качество непосредственно
зависит от читательской компетенции, включающей способность

наслаждаться
произведениями
словесного
искусства,
развитый
художественный вкус, необходимый объём историко- и теоретиколитературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям
обучающихся.
Изучение литературы в профессиональных образовательных
организациях, реализующих образовательную программу среднего общего
образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего
образования, имеет свои особенности в зависимости от профиля
профессионального образования.
Содержание учебной дисциплины структурировано по периодам
развития литературы в России с обзором соответствующего периода
развития
зарубежной
литературы,
предполагает
ознакомление
обучающегося с творчеством писателей, чьи произведения были созданы в
этот период, включает произведения для чтения, изучения, обсуждения и
повторения.
Перечень произведений для чтения и изучения содержит произведения,
которые обязательны для изучения на конкретном этапе литературной
эпохи.
Изучение литературных произведений для чтения и обсуждения может
быть обзорным.
Содержание учебного предмета дополнено краткой теорией
литературы – изучением теоретико-литературных сведений, которые
особенно актуальны при освоении литературного материала, а также
демонстрациями и творческими заданиями, связанными с анализом
литературных произведений, творчеством писателей, поэтов, литературных
критиков и т.д.
Изучение литературы завершается подведением итогов в форме
экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе
освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением
среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).

2.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА:

2.1 Личностные результаты
Российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости
за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение государственных
символов (герб, флаг, гимн).
Гражданскую позицию как активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные
права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности.
Готовность к служению Отечеству, его защите.
Сформированность
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного
сознания,
осознание
своего
места
в
поликультурном мире.
Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского общества; готовность и способность к
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.
Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире,
готовность и способность вести диалог с другими людьми,
достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения, способность противостоять
идеологии
экстремизма,
национализма,
ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным
явлениям.
Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской,
проектной
и
других
видах
деятельности.
Нравственное сознание и поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей.
Готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное
отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности.
Эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта,
научного и технического творчества, спорта, общественных
отношений.
Принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного
образа
жизни,
потребности
в
физическом

ЛР 1

ЛР 2

ЛР 3
ЛР 4

ЛР 5

ЛР 6

ЛР 7

ЛР 8
ЛР 9

ЛР 10
ЛР 11

самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения,
употребления алкоголя, наркотиков.
Бережное, ответственное и компетентное отношение к
физическому и психологическому здоровью, как собственному,
так и других людей, умение оказывать первую помощь.
Осознанный выбор будущей профессии и возможностей
реализации собственных жизненных планов; отношение к
профессиональной деятельности как возможности участия в
решении
личных,
общественных,
государственных,
общенациональных проблем.
Сформированность экологического мышления, понимания
влияния социально-экономических процессов на состояние
природной и социальной среды; приобретение опыта экологонаправленной деятельности.
Ответственное отношение к созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни.

ЛР 12
ЛР 13

ЛР 14

ЛР 15

2.2. Метапредметные результаты
Умение самостоятельно определять цели деятельности и
составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять,
контролировать и корректировать деятельность; использовать
все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и
реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии
в различных ситуациях.
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной
деятельности,
учитывать
позиции других
участников деятельности, эффективно разрешать конфликты.
Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской
и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов
познания.
Готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения
необходимой информации из словарей разных типов, умение
ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию,
получаемую из различных источников.
Умение
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных технологий (далее ИКТ) в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности.
Умение определять назначение и функции различных

МПР 1

МПР 2
МПР 3

МПР 4

МПР 5

МПР 6

социальных институтов.
Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, МПР 7
определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и
нравственных ценностей.
Владение языковыми средствами - умение ясно, логично и МПР 8
точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные
языковые средства.
Владение навыками познавательной рефлексии как осознания МПР 9
совершаемых действий и мыслительных процессов, их
результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.

2.3. Предметные результаты
Предметные результаты освоения основной образовательной
программы должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного
профессионального обучения или профессиональной деятельности. 9.1.
Русский язык и литература.
Изучение предметной области "Русский язык и литература" - языка как
знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования
российской гражданской, этнической и социальной идентичности,
позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека,
в том числе при помощи альтернативных средств коммуникации, должно
обеспечить:
- сформированность представлений о роли языка в жизни человека,
общества, государства, способности свободно общаться в различных формах
и на разные темы;
- включение в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой
культуры, воспитание ценностного отношения к русскому языку как
носителю культуры, как государственному языку Российской Федерации,
языку межнационального общения народов России;
- сформированность осознания тесной связи между языковым,
литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием
личности и ее социальным ростом;
- сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания
других культур, уважительного отношения к ним; приобщение к
российскому литературному наследию и через него - к сокровищам
отечественной и мировой культуры;
- сформированность чувства причастности к российским свершениям,
традициям и осознание исторической преемственности поколений;
свободное использование словарного запаса, развитие культуры владения
русским литературным языком во всей полноте его функциональных
возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи,
правилами русского речевого этикета;
- сформированность знаний о русском языке как системе и как
развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его

функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, аналитических
умений в отношении языковых единиц и текстов разных функциональносмысловых типов и жанров.
Предметные результаты изучения предметной области "Русский язык и
литература" включают результаты изучения учебных предметов: "Русский
язык", "Литература" (базовый уровень) - требования к предметным
результатам освоения базового курса русского языка и литературы должны
отражать:
1) сформированность понятий о нормах русского литературного языка и
применение знаний о них в речевой практике;
2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
собственной речью;
3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем
явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
5) знание содержания произведений русской и мировой классической
литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на
формирование национальной и мировой;
6) сформированность представлений об изобразительно-выразительных
возможностях русского языка;
7) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный
контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа
художественного произведения;
8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и
проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых
аргументированных устных и письменных высказываниях;
9) овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их
жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни,
созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального
личностного восприятия и интеллектуального понимания;
10) сформированность представлений о системе стилей языка
художественной литературы.

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Максимальная учебная нагрузка (всего)

122

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

81

в т. ч.:
практические занятия

-

самостоятельная работа

41

Промежуточная аттестация (в форме экзамена)

14

3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем

1
Раздел 1.
Введение.

Раздел 2.
Литература XIX
века.

Наименование дидактических единиц
Содержание учебного материала и формы
организации деятельности обучающихся

2
1.Историко-литературный процесс и периодизация
русской литературы.
Специфика
литературы
как
вида
искусства.
Взаимодействие
русской
и
западноевропейской
литературы. Самобытность русской литературы (с
обобщением ранее изученного материала). Значение
литературы при освоении профессий СПО и
специальностей СПО.
2.Развитие русской литературы и культуры в первой
половине ХIХ века.
Историко-литературный процесс рубежа XVIII – XIX
веков. Романтизм. Особенности русского романтизма.
Литературные общества и кружки. Зарождение русской
литературной критики. Становление реализма в русской
литературе. Русское искусство.
3.Самостоятельная работа обучающихся.
Жизнь и творчество русских поэтов (писателей)-

Объем
в часах

3

Коды ЛР, МПР,
ПР (ПК),
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
ЛР 1, 10, 13
МПР 3, 4, 5

2

2

2

ЛР 1-15
МПР 1-9
ПК

романтиков.
Подготовить доклад по теме.
4.Творчество А.С. Пушкина.
Личность писателя. Жизненный и творческий путь.
Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина. Роль
А.С. Пушкина в становлении русского литературного
языка. Творчество А.С. Пушкина в критике и
литературоведении. Жизнь произведений А.С. Пушкина
в других видах искусства.
5.Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник».
Становление реализма в творчестве А.С. Пушкина.
Тема «маленького человека» в русской литературе.
Лирический
герой.
Психологическая
глубина
изображения героя. Внутренний и внешний конфликт
героя.
6.Самостоятельная работа обучающихся.
Петербург А.С. Пушкина.
Сделать презентацию по теме.
7. Русская литература второй половины XIX века.
Культурно-историческое развитие России середины XIX
века. Конфликт либерального дворянства и разночинной
демократии. Отмена крепостного права. Крымская
война. Народничество. Малый театр. Третьяковская
галерея. Литературная критика и журнальная полемика
1860-х годов о «лишних людях» и «новом человеке» в
журналах «Современник», «Отечественные записки»,
«Русское слово». Газета «Колокол», общественнополитическая и литературная деятельность А.И.

2

2

2

2

Герцена, В.Г. Белинского. Развитие реалистических
традиций в прозе. Новые типы героев в русской
литературе.
8. Самостоятельная работа обучающихся.
Духовные искания русской культуры второй
половины XIX века.
Подготовить сообщение по теме.
9. Жизнь и творчество А.Н. Островского.
Жизненный и творческий путь А.Н. Островского (с
обобщением ранее изученного). Социально-культурная
новизна драматургии А.Н. Островского. Темы «горячего
сердца» и «темного царства» в творчестве
А.Н. Островского.
10. Драма А.Н. Островского «Гроза».
Творческая история драмы. Жанровое своеобразие.
Художественные особенности драмы. Калинов и его
обитатели
(система
персонажей).
Самобытность
замысла, оригинальность основного характера, сила
трагической развязки в судьбе героев драмы. Символика
грозы.
11. Образ Катерины в драме «Гроза».
Образ Катерины – воплощение лучших качеств женской
натуры. Конфликт романтической личности с укладом
жизни, лишенной народных нравственных основ.
Мотивы искушений, своеволия и свободы в драме.
Катерина в оценке критиков. Позиция автора и его
идеал.
12. Самостоятельная работа обучающихся.

2

2

2

2

2

Крылатые выражения в произведениях
А.Н. Островского.
Подготовить доклад по теме.
13. Самостоятельная работа обучающихся.
Развитие традиций русского театра.
Подготовить сообщение по теме.
14. Биография И.А. Гончарова.
Жизненный путь и творческая биография
И.А. Гончарова. Роль В.Г. Белинского в жизни
И.А. Гончарова.
15. Роман И.А. Гончарова «Обломов».
Творческая история романа. Своеобразие сюжета и
жанра произведения. Проблема русского национального
характера в романе. Сон Ильи Ильича как
художественно-философский центр романа. Оценка
романа «Обломов» в критике.
16. Образ Обломова.
Противоречивость характера Обломова. Обломов как
представитель своего времени и вневременной образ.
Типичность образа Обломова. Эволюция образа
Обломова.
17. Штольц и Обломов.
Прошлое и будущее России. Проблемы любви в романе.
Любовь как лад человеческих отношений (Ольга
Ильинская – Агафья Пшеницына).
18. Самостоятельная работа обучающихся.
«Лишние люди» в русской литературе XIX века.
Составить таблицу по теме.

2

2

2

2

2

2

19. Самостоятельная работа обучающихся.
В чем трагедия Обломова?
Подготовить сообщение по теме.
20. Жизнь и творчество И.С. Тургенева.
Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева (с
обобщением
ранее
изученного).
Психологизм
творчества И.С. Тургенева. Тема любви в творчестве
И.С.
Тургенева.
Тургенев-романист.
Типизация
общественных явлений в романах И.С. Тургенева.
Своеобразие художественной манеры Тургеневароманиста.
21. Роман «Отцы и дети».
Смысл названия романа. Отображение в романе
общественно-политической обстановки 1860-х годов.
Проблематика романа. Особенности композиции
романа.
22. Базаров в системе образов романа «Отцы и дети».
Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм (Ситников и
Кукшина). Взгляды Базарова на природу, искусство,
общество. Базаров и Кирсановы. Нравственная
проблематика романа и её общечеловеческое значение.
Базаров и родители. Конфликт двух поколений.
Значение заключительных сцен романа в раскрытии его
идейно-эстетического содержания. Авторская позиция в
романе.
23. Тема любви в романе.
Базаров и Одинцова. Любовная интрига в романе и её
роль в раскрытии идейно-эстетического содержания

2

2

2

2

2

романа.
24. Самостоятельная работа обучающихся.
Полемика вокруг романа «Отцы и дети».
Подготовить доклад по теме.
25. Самостоятельная работа обучающихся.
Герой времени в творчестве М.Ю. Лермонтова и
И.С. Тургенева.
Составить таблицу по теме.
26. Н.С. Лесков: биография и творческий путь.
Сведения из биографии (с обобщением ранее
изученного).
Художественный
мир
писателя.
Творчество Н.С. Лескова.
27. Повесть «Очарованный странник».
Особенности композиции и жанра. Образ Ивана
Флягина. Тема трагической судьбы талантливого
русского
человека.
Смысл
названия
повести.
Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова.
Традиции
житийной
литературы
в
повести
«Очарованный странник».
28. Самостоятельная работа обучающихся.
Национальный характер в произведениях Н.С.
Лескова.
Подготовить сообщение по теме.
29. Ф.М. Достоевский.
Сведения из жизни писателя (с обобщением ранее
изученного).
30. Роман «Преступление и наказание».
Своеобразие жанра. Особенности сюжета. Отображение

2

2

2

2

2

2
2

русской действительности в романе. Социальная и
нравственно-философская
проблематика
романа.
Библейские мотивы в произведении.
31. Самостоятельная работа обучающихся.
Петербург Ф.М. Достоевского.
Подготовить доклад по теме.
32. Образ Родиона Раскольникова.
Социальные
и
философские
основы
бунта
Раскольникова. Смысл теории Раскольникова. Проблема
«сильной личности» и «толпы», «твари дрожащей» и
«Имеющих право» и её опровержение в романе. Тайны
внутреннего мира человека: готовность к греху,
попранию высоких истин и нравственных ценностей.
Споры вокруг романа и его главного героя.
33. Самостоятельная работа обучающихся.
Личность Раскольникова.
Подготовить вопросы для проведения дискуссии по
теме.
34.
Драматичность
характера
и
судьбы
Раскольникова.
Сны Раскольникова в раскрытии его характера и общей
композиции романа. Эволюция идеи «двойничества».
Страдание и очищение в романе.
35. Система образов романа «Преступление и
наказание».
Символические образы в романе. Символическое
значение образа «вечной Сонечки». «Правда»
Раскольникова и «правда» Сони. Своеобразие

2

2

2

2

2

воплощения авторской позиции в романе.
36. Самостоятельная работа обучающихся.
Тема «маленького человека» в русской литературе.
Подготовить сообщение по теме.
37. Л.Н. Толстой.
Жизненный путь и творческая биография (с обобщением
ранее изученного). Духовные искания писателя.
38. Роман-эпопея «Война и мир».
Жанровое
своеобразие
романа.
Особенности
композиционной структуры романа. Художественные
принципы
Толстого
в
изображении
русской
действительности: следование правде, психологизм,
«диалектика души». Соединение в романе идеи личного
и всеобщего. Символическое значение понятий «война»
и «мир».
39. Духовные искания героев романа.
Духовные искания Андрея Болконского, Пьера
Безухова, Наташи Ростовой. Светское общество в
изображении Толстого, осуждение его бездуховности и
лжепатриотизма. Авторский идеал семьи в романе.
40. Война в романе.
Правдивое изображение войны и русских солдат –
художественное открытие Л.Н. Толстого. Бородинская
битва – величайшее проявление русского патриотизма,
кульминационный момент романа. «Дубина народной
войны», партизанская война в романе. Образы Тихона
Щербатого и Платона Каратаева, их отношение к войне.
Народный полководец Кутузов. Проблема русского

2
2

2

2

2

национального характера. Осуждение жестокости войны
в романе. Патриотизм в понимании писателя.
41. Самостоятельная работа обучающихся.
Кутузов и Наполеон в авторской оценке.
Составить таблицу по теме.
42. Самостоятельная работа обучающихся.
Мои любимые страницы романа «Война и мир».
Написать сочинение по теме.
43. А.П. Чехов.
Сведения из биографии (с обобщением ранее
изученного). Своеобразие и всепроникающая сила
чеховского творчества. Художественное совершенство
рассказов
А.П.
Чехова.
Новаторство
Чехова.
Периодизация творчества Чехова. Работа писателя в
журналах. Чехов-репортер.
44. Драматургия А.П. Чехова. Пьеса «Вишневый сад».
Драматургия Чехова. Комедия «Вишневый сад».
История создания, жанр, система персонажей.
Разрушение дворянский гнезд в пьесе. Сочетание
комического и драматического в пьесе «Вишневый
сад». Лиризм и юмор в пьесе «Вишневый сад». Смысл
названия пьесы. Особенности символов.
45. Самостоятельная работа обучающихся.
Роль А.П. Чехова в мировой драматургии театра.
Подготовить доклад по теме.
46. Поэзия второй половины XIX века.
Обзор русской поэзии второй половины XIX века.
Идейная борьба направлений «чистого искусства» и

2
2

2

2

2

Раздел 3.
Литература ХХ
века.

гражданской литературы. Стилевое, жанровое и
тематическое своеобразие русской лирики второй
половины XIX века.
47. Н. А Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить
хорошо».
Жизненный и творчески путь Н.А. Некрасова (с
обобщением ранее изученного). Гражданская позиция
поэта. Своеобразие тем, мотивов и образов поэзии Н.А.
Некрасова. Жанровое своеобразие лирики Н.А.
Некрасова. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». 2
Замысел
поэмы,
жанр,
композиция,
сюжет.
Нравственная проблематика. Авторская позиция.
Многообразие крестьянских типов. Проблема счастья.
Сатирические портреты в поэме. Языковое и
стилистическое
своеобразие
произведений
Н.А.
Некрасова.
48. Самостоятельная работа обучающихся.
2
Мой любимый поэт второй половины XIX века.
Подготовить доклад по теме.
49. Особенности развития литературы и других
видов искусства в начале ХХ века.
Серебряный век как культурно-историческая эпоха.
Идеологический и эстетический плюрализм эпохи.
Расцвет русской религиозно-философской мысли. 2
Кризис гуманизма и религиозные искания в русской
философии. Основные тенденции развития прозы.
Реализм и модернизм в литературном процессе рубежа
веков Стилевая дифференциация реализма. Обращения к

ЛР 1-15
МПР 1-9
ПК

малым эпическим формам. Модернизм как реакция на
кризис реализма. Журналы сатирического направления.
50. М. Горький.
Сведения из биографии писателя (с обобщением ранее
изученного). М. Горький как ранний образец
социалистического реализма. Правда жизни в рассказах
М. Горького. Типы персонажей в романтических
рассказах писателя. Тематика и проблематика
романтического творчества Горького. Авторская
позиция и способ её воплощения.
51. Пьеса М. Горького «На дне».
Изображение правды жизни в пьесе и её философский
смысл. Герои пьесы. Спор о назначении человека.
Авторская позиция и способы её выражения.
Новаторство Горького-драматурга. Горький и МХАТ.
Горький-романист. Критики о Горьком.
52. Особенности развития литературы 1920-х годов.
Противоречивость развития культуры в 1920-е годы.
Литературный процесс 1920-х годов. Литературные
группировки и журналы. Политика партии в области
литературы в 1920-е годы. Тема России в творчестве
поэтов разных поколений и мировоззрений (А. Блок, А.
Белый, М. Волошин, А. Ахматова, М. Цветаева и др.).
Разнообразие
идейно-художественный
позиций
советских писателей в освещении темы революции и
Гражданской войны.
53. В.В. Маяковский. Лирика.
Сведения из биографии (с обобщением ранее

2

2

2

2

изученного). Поэтическая новизна ранней лирики:
необычное содержание, гиперболичность и пластика
образов, яркость метафор и противоречия. Тема
несоответствия
мечты
и
действительности,
несовершенства мира в лирике поэта. Проблемы
духовной жизни. Характер и личность автора в стихах о
любви. Сатира Маяковского.
54. Самостоятельная работа обучающихся.
Анализ стихотворения В.В. Маяковского.
Сделать анализ стихотворения.
55. С.А. Есенин. Лирика.
Сведения из биографии (с обобщением раннее
изученного). Поэтизация русской природы, русской
деревни. Развитие темы родины как выражение любви к
России. Художественное своеобразие творчества
Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность,
зрительность
впечатлений,
цветопись,
принцип
пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов.
56. Самостоятельная работа обучающихся.
Традиции пейзажной лирики в творчестве Ф.И.
Тютчева и А.А. Фета.
Сделать презентацию по теме.
57. М.А. Булгаков.
Краткий обзор жизни и творчества (с обобщением
раннее изученного). Роман «Белая гвардия». Судьба
людей в годы Гражданской войны. Изображение войны
и офицеров белой гвардии как обычных людей.
Отношение автора к героям романа. Честь – лейтмотив

2

2

2

2

произведения. Тема Дома как основы миропорядка.
Женские образы на страницах романа. Сценическая
жизнь пьесы «Жизнь Турбиных».
58. Роман «Мастер и Маргарита».
Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система
образов. Ершалаимские главы. Москва 1930-х годов.
Тайны психологии человека: страх сильных мира перед
правдой
жизни.
Воланд
и
его
окружение.
Фантастическое
и
реалистическое
в
романе.
Своеобразие писательской манеры.
59. Сила любви в романе.
Любовь и судьба Мастера. Всепобеждающая сила
любви.
60. Самостоятельная работа обучающихся.
Образ Маргариты в романе.
Составить характеристику героини.
61. Самостоятельная работа обучающихся.
Сочинение по роману «Мастер и Маргарита».
Написать сочинение по теме.
62. Повторение. Подготовка в экзамену.
Промежуточная аттестация (экзамен)
Всего:

2

2
2
1
1
14
122

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4.1 Для реализации программы учебного предмета должны быть
предусмотрен кабинет «Культура речи», в котором имеется возможность
обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в
период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета оснащено специализированной учебной мебелью.
4.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации имеет печатные и электронные образовательные и
информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в
образовательном процессе.
4.2.1. Основные печатные издания
Основные источники
1. Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. – М., 2005.
2. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2 ). 10 кл. – М., 2012
3. Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл./ Под
ред. Ю.И. Лысого. – М., 2013.
4. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2013.
5. Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература.
Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2013.

Художественные тексты
Литература ХIХ века
А.С. Пушкин. К другу стихотворцу. Воспоминания в Царском селе.
Лицинию. Товарищам. Вольность. К Чаадаеву. Деревня. Погасло дневное
светило… Кинжал. Узник. Свободы сеятель пустынный… К морю. Я помню
чудное мгновенье… Вакхическая песня. 19 октября. Пророк. Стансы (В
надежде славы и добра…). Арион. Анчар. В Сибирь. Поэт. Поэту. 19
октября 1827 г. На холмах Грузии… Дар напрасный, дар случайный…
Дорожные жалобы. И.И. Пущину. Я вас любил… Брожу ли я вдоль улиц
шумных… Эхо. Мадонна. Бесы. Безумных лет угасшее веселье… Моя
родословная. Клеветникам России. Бородинская годовщина. Вновь я
посетил… Из Пиндемонти. Когда за городом задумчив я брожу… Памятник.
Руслан и Людмила. Кавказский пленник. Цыганы. Полтава. Медный
всадник. Борис Годунов. Маленькие трагедии. Арап Петра Великого.
Повести Белкина. История села Горюхина. Дубровский. Капитанская дочка.

Пиковая дама.
И.А. Гончаров. Обыкновенная история. Обломов.
Н.А. Некрасов. Вчерашний день, часу в шестом… Я не люблю иронии
твоей… Мы с тобой бестолковые люди… Давно отвергнутый тобой… Поэт
и гражданин. Размышления у парадного подъезда. Пророк. Русские
женщины. Кому на Руси жить хорошо.
И.С. Тургенев. Отцы и дети. Стихотворения в прозе (5–6 по выбору).
А.Н. Островский. Гроза. Бесприданница.
Н.С. Лесков. Очарованный странник.
Ф.И. Тютчев. С поляны коршун поднялся… Весенняя гроза. Не то, что
мните вы, природа... Есть в осени первоначальной… Цицерон. Фонтан. Не
верь, не верь поэту, дева… Русской женщине. Эти бедные селенья… О, как
убийственно мы любим… Последняя любовь. Весь день она лежала в
забытьи… Накануне годовщины 4 августа 1864 г. Умом Россию не понять…
Нам не дано предугадать… Я встретил вас…
А.А. Фет. На заре ты ее не буди… Поделись живыми снами… Шепот,
робкое дыханье… Сияла ночь… Как беден наш язык… Я тебе ничего не
скажу… Еще люблю, еще томлюсь…
Ф.М. Достоевский. Бедные люди. Белые ночи. Преступление и
наказание.
Л.Н. Толстой. Война и мир.
А.П. Чехов. Смерть чиновника. Хамелеон. Унтер Пришибеев. Толстый
и тонкий. Злоумышленник. Тоска. Горе. Враги. Степь. Скучная история.
Дуэль. Попрыгунья. Душечка. Дом с мезонином. Палата № 6. Случай из
практики. Мужики. В овраге. Чайка. Три сестры. Дядя Ваня. Вишневый сад.
Литература ХХ века
М. Горький. Старуха Изергиль. Челкаш. Фома Гордеев. На дне.
В. Маяковский. Ночь. Из улицы в улицу. А вы могли бы? Несколько
слов обо мне самом. Нате. Вам. Послушайте. Кофта фата. Адище города.
Скрипка и немножко нервно. Левый марш. Приказ по армии искусства.
Хорошее отношение к лошадям. Прозаседавшиеся. Лиличка! Любовь.
Письмо товарищу Кострову... Письмо Татьяне Яковлевой. Уже второй
должно быть ты легла... Про это. Хорошо! Во весь голос. Клоп.
С. Есенин. Поет зима – аукает… Выткался на озере алый свет зари...
Шел Господь пытать людей в любови... Гой ты, Русь, моя родная... Письмо
матери. Отговорила роща золотая... О Русь, взмахни крылами... Корова.
Песнь о собаке. Устал я жить в родном краю... Я обманывать себя не стану...
Я последний поэт деревни... Нивы сжаты, рощи голы... Да, теперь решено,
без возврата... Мне осталась одна забава... Не жалею, не зову, не плачу... Я
спросил сегодня у менялы... Шаганэ, ты моя, Шаганэ… Пускай ты выпита
другим… Ты меня не любишь, не жалеешь... Собаке Качалова. Я иду
долиной, На затылке кепи... Клен ты мой опавший, клен заледенелый... Мы
теперь уходим понемногу… До свиданья, друг мой, до свиданья… Русь
Советская. Русь уходящая. Письмо к женщине. Анна Снегина.

М. Булгаков. Белая гвардия. Собачье сердце. Мастер и Маргарита.
4.2.2. Основные электронные издания
1. Русская литература и культура XIX века : учебное пособие / Акимова
Н.Н., под ред., и др. — Москва : КноРус, 2020.
2. Сарычева, А.М. Русская литература. Курс лекций : учебное пособие
/ Сарычева А.М. — Москва : Проспект, 2019.
4.2.3. Дополнительные источники
Электронный ресурс «ГРАМОТА.РУ»: www.gramota.ru
Электронный ресурс «Литература»: www.gramma.ru
Электронный ресурс «Литературоведческие словари»: www.slovari.ru

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических
занятий, тестирования, а также в результате выполнения обучающимися
самостоятельных работ, анализа художественных произведений.
Результаты обучения раскрываются через усвоенные знания и
приобретенные умения, направленные на приобретение общих компетенций.
Результаты обучения (предметные)
на уровне учебных действий
−
сформированность
умений
учитывать исторический, историкокультурный контекст и контекст
творчества писателя в процессе
анализа текста;
−
способность
выявлять
в
художественных текстах образы,
темы и проблемы и выражать свое
отношение к теме, проблеме текста в
развернутых
аргументированных
устных
и
письменных
высказываниях;
−
владение навыками анализа

Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
выполнение самостоятельных работ,
чтение и анализ художественного
произведения.

выполнение самостоятельных работ,
анализа
художественных
произведений

текста с учетом их стилистической и
жанровородовой
специфики;
осознание художественной картины
жизни, созданной в литературном
произведении,
в
единстве
эмоционального
личностного
восприятия и интеллектуального
понимания;
−
сформированность
представлений о системе стилей
языка художественной литературы;
−
сформированность
устойчивого интереса к чтению как
средству познания других культур,
уважительного отношения к ним;
−
сформированность
навыков
различных
видов
анализа
литературных произведений;
−
владение
навыками
самоанализа и самооценки на основе
наблюдений за собственной речью;
−
владение
умением
анализировать текст с точки зрения
наличия в нем явной и скрытой,
основной
и
второстепенной
информации;
−
владение
умением
представлять тексты в виде тезисов,
конспектов, аннотаций, рефератов,
сочинений различных жанров;
−
знание
содержания
произведений русской, родной и
мировой классической литературы,
их
историко-культурного
и
нравственно-ценностного влияния на
формирование
национальной
и
мировой культуры;
−
сформированность
умений
учитывать исторический, историко-

выполнение самостоятельных работ,
написание сочинений, выполнение
тестовых заданий.

выполнение самостоятельных работ,
анализа
художественных
произведений

выполнение самостоятельных работ,
анализа
художественных
произведений

выполнение самостоятельных работ,
анализа
художественных
произведений

выполнение самостоятельных работ,
анализа
художественных
произведений

выполнение самостоятельных работ,

культурный контекст и контекст
творчества писателя в процессе
анализа
художественного
произведения;
−
способность
выявлять
в
художественных текстах образы,
темы и проблемы и выражать свое
отношение к ним в развернутых
аргументированных
устных
и
письменных высказываниях;
−
владение навыками анализа
художественных произведений с
учетом
их
жанрово-родовой
специфики;
осознание
художественной картины жизни,
созданной
в
литературном
произведении,
в
единстве
эмоционального
личностного
восприятия и интеллектуального
понимания.

написание сочинений.

выполнение самостоятельных работ,
анализа
художественных
произведений, написание сочинений
различных жанров

выполнение самостоятельных работ,
выполнение тестовых заданий.

выполнение самостоятельных работ,
анализа
художественных
произведений

выполнение самостоятельных работ,
анализа
художественных
произведений,
написание
жанров

сочинений

различных

выполнение самостоятельных работ,
анализа
художественных

произведений, написание сочинений
различных жанров

Результаты обучения 1
ЛР 1-15

Критерии оценки
- сформированность
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню
развития науки и
общественной
практики,
основанного на
диалоге культур, а
также различных
форм общественного
сознания, осознание
своего места в
поликультурном мире;
- сформированность
основ саморазвития и
самовоспитания в
соответствии с
общечеловеческими
ценностями и
идеалами
гражданского
общества;
- готовность и
способность к
самостоятельной,

Методы оценки
устный опрос,
тестовые задания,
письменный опрос в
форме сочинения,
индивидуальные
задания

творческой и
ответственной
деятельности;
- толерантное
сознание и поведение
в поликультурном
мире, готовность и
способность вести
диалог с другими
людьми, достигать в
нем
взаимопонимания,
находить общие цели
и сотрудничать для их
достижения;
- готовность и
способность к
образованию, в том
числе
самообразованию, на
протяжении всей
жизни;
- сознательное
отношение к
непрерывному образованию как условию
успешной
профессиональной и
общественной
деятельности;
- эстетическое
отношение к миру;
- совершенствование
духовнонравственных качеств
личности, воспитание
чувства любви к
многонациональному
Отечеству,

МПР 1-9

уважительного
отношения к русской
литературе, культурам
других народов;
- использование для
решения
познавательных и
коммуникативных
задач различных
источников
информации
(словарей,
энциклопедий,
интернет-ресурсов и
др.)
- умение понимать
проблему, выдвигать
гипотезу,
структурировать
материал, подбирать
аргументы
для
подтверждения
собственной позиции,
выделять
причинноследственные связи в
устных и письменных
высказываниях, формулировать выводы;
умение
самостоятельно
организовывать
собственную
деятельность,
оценивать
ее,
определять
сферу
своих интересов;
- умение работать с
разными источниками
информации, находить

устный
опрос,
письменный опрос в
форме
сочинения,
индивидуальные
задания,
тестовые
задания,
доклады,
устные и письменные
сообщения

ПК

ее,
анализировать,
использовать
в
самостоятельной
деятельности;
- владение навыками
познавательной,
учебноисследовательской и
проектной
деятельности,
навыками разрешения
проблем;
способность
и
готовность
к
самостоятельному
поиску
методов
решения практических
задач,
применению
различных
методов
познания
- способность решать
учебнопознавательные и
учебно-практические
задачи

устный опрос,
письменный опрос в
форме сочинения,
индивидуальные
задания, тестовые
задания, доклады,
устные и письменные
сообщения


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».