У.01 Информатика

Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с
примерной
программой
общеобразовательной
учебной
дисциплины
«Информатика» для профессиональных образовательных организаций,
реализующих основную профессиональную образовательную программу СПО
на базе основного общего образования с получением среднего общего
образования, рекомендованной Федеральным государственным автономным
учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»)
с учетом Федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 35.02.08 «Электрификация и
автоматизация сельского хозяйства», утвержденного 12 мая 2014 года №486, с
учетом рабочей программы воспитания по специальности 35.02.08
«Электрификация и автоматизация сельского хозяйства»
Разработчик: Михайлова И.В., преподаватель первой квалификационной
категории, ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный колледж»

СОДЕРЖАНИЕ
1.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 4
ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения программы
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
Перечень формируемых компетенций и личностных результатов
1.4. воспитательной работы обучающихся
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Информатика»
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.

4
4
4
5

8
10
11
13

3.1. Требования
к
минимальному
материально-техническому 13
обеспечению
3.2. Информационное обеспечение обучения
13
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
15
4.
ДИСЦИПЛИНЫ

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА»
1.1. Область применения программы
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика»
предназначена
для
изучения
информатики
и
информационнокоммуникационных технологий в профессиональных образовательных
организациях, составлена с учетом Примерной основной образовательной
программой среднего общего образования, рекомендована Федеральным
государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития
образования» (ФГАУ «ФИРО») по специальностям СПО 35.02.08
«Электрификация и автоматизация сельского хозяйства.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих
компетенций ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 07, ОК 08,
ОК 9, ОК 10, ОК 11.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная дисциплина «Информатика» входит в состав обязательной
предметной области «Математика и информатика» ФГОС среднего общего
образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих
образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения
ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина
«Информатика» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана
ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего
общего образования (ППКРС, ППССЗ).
В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины
«Информатика» — в составе общеобразовательных учебных дисциплин по
выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего
общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО
соответствующего профиля профессионального образования.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
Содержание программы «Информатика» направлено на достижение
следующих целей:
•
формирование у обучающихся представлений о роли информатики
и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современном
обществе, понимание основ правовых аспектов использования компьютерных
программ и работы в Интернете;
•
формирование у обучающихся умений осуществлять поиск и
использование информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
4

•
формирование у обучающихся умений применять, анализировать,
преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов,
используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;
•
развитие
у
обучающихся
познавательных
интересов,
интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования
методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных
предметов;
•
приобретение
обучающимися
опыта
использования
информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и
познавательной, в том числе проектной, деятельности;
•
приобретение обучающимися знаний этических аспектов
информационной деятельности и информационных коммуникаций в
глобальных сетях; осознание ответственности людей, вовлеченных в создание и
использование информационных систем, распространение и использование
информации;
•
владение информационной культурой, способностью анализировать
и
оценивать
информацию
с
использованием
информационнокоммуникационных технологий, средств образовательных и социальных
коммуникаций.
1.4. Планируемые результаты освоения учебного предмета:
В процессе освоения дисциплины у студентов должны формироваться
общие компетенции (ОК) личностные результаты воспитательной работы
обучающихся (ЛР):
Личностные
Гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические
и демократические ценности
Готовность к служению Отечеству, его защите
Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире
Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности
Эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений
Принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения,
употребления алкоголя, наркотиков

ЛР 2

ЛР 3
ЛР 4

ЛР 9
ЛР 10
ЛР 11

5

Метапредметные
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3)
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской
и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой
информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в
различных
источниках
информации,
критически
оценивать
и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных
институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения,
определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных
ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач
и средств их достижения.

МПР 1

МПР 2
МПР 3

МПР 4

МПР 5

МПР 6
МПР 7
МПР 8
МПР 9

Предметные
1. сформированность представлений о роли информации и связанных с
ней процессов в окружающем мире;
2. владение навыками алгоритмического мышления и понимание
необходимости формального описания алгоритмов;
3. владение умением понимать программы, написанные на выбранном
для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;
знанием основных конструкций программирования; умением анализировать
алгоритмы с использованием таблиц;
4. владение стандартными приемами написания на алгоритмическом
языке программы для решения стандартной задачи с использованием
основных конструкций программирования и отладки таких программ;
использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной
специализации;

ПР1
ПР2
ПР3

ПР4

6

5. сформированность представлений о компьютерно-математических
моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого
объекта (процесса); о способах хранения и простейшей обработке данных;
понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними;
6. владение компьютерными средствами представления и анализа
данных;
7. сформированность базовых навыков и умений по соблюдению
требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе
со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов
использования компьютерных программ и работы в Интернете.

ПР5

ПР6

ПР7

7

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе
практические занятия
контрольная работа
курсовая работа
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе
индивидуальное проектное задание
внеаудиторная самостоятельная работа
Итоговая аттестация

Объем часов
150
100
46
50

дифференцированный зачет

8

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Информатика»
Коды компетенций и
личностных
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические работы, Объем
результатов,
самостоятельная работа обучающихся
часов
формированию
которых способствует
элемент программы
Итого – 12 часов, в том числе
Раздел 1 – Информационная деятельность человека
4 часа СР
Роль информационной деятельности в современном
Роль информации в современном обществе
обществе, его экономической, социальной, культурной,
1.
2
образовательной сферах. Значение информатики при
освоении специальностей СПО
2.
Этапы развития информационного общества Этапы развития информационного общества
2
№
ур
ок
а

3.

Этапы развития технических средств и
информационных ресурсов

4.

Правовые нормы и правонарушения.

5.

Информационные ресурсы общества
Лицензионное и свободно распространяемое
ПО

6.

Доклад
Правовые нормы, относящиеся к информации,
правонарушения в информационной сфере, меры их
предупреждения.
Доклад
Организация обновления ПО с использованием сети Интернет

Раздел 2 – Информация и информационные процессы
7.
8.
9.
10.
11.

Понятие информации.
Измерение и кодирование информации
Дискретное представление информации
Принципы обработки информации
Перевод чисел в разные системы счисления

Информационные объекты различных видов Определение
информации. Виды, свойства
Измерение и кодирование информации. Представление
информации в двоичной системе счисления
Дискретное представление текстовой, графической, звуковой
информации и видеоинформации. Представление информации
в различных системах счисления

2

ОК1-8, ЛР2-4, ЛР9-11, МПР
1-9, ПР 1-7

2
2
2
Итого – 58 часов, в том числе,
20 часов СР, 12 часов ПЗ
2
2

ОК1-8, ЛР2-4, ЛР9-11, МПР
1-9, ПР 1-7

2

Элементная база компьютера

2

Конспект

2
9

12.

Алгоритмы и способы их описания

14.
15.
16.
17.
18.
19.

Арифметические и логические основы
работы компьютера.
Вредоносные программы
Формы алгоритмов
Антивирусные программы
Сервисы построения алгоритмов
Архивирование данных
Программы архивирования

20.

Носители информации

21.
22.

30.
31.

Оптимизация носителей информации
Основные антивирусные программы
Информационные системы и их
автоматизация
Контрольная работа
Методы защиты информации
ПЗ 1 – Среда программирования
ПЗ 2 – Построение алгоритма и его
реализация в Pascal
Создание архива
ПЗ 3 – Построение алгоритмов с условием и
циклом
ПЗ 4 – Антивирусные программы
Носители информации

32.

ПЗ 5 – Работа с программой - архиватором

33.

Работа с носителями информации
ПЗ 6 – Запись информации на внешние
носители различных видов
Демонстрация использования
информационных систем и автоматизации
информационных процессов

13.

23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.

34.
35.

Этапы решения задач с использованием компьютера:
формализация, программирование и тестирование. Переход
от неформального описания к формальному

2

Реферат

2

Определение. Виды. Меры борьбы с ними.
Конспект
Антивирусные программы Защита информации
Доклад
Архив информации.
Виды. История появления. Настройка.
Хранение информационных объектов различных видов на
разных цифровых носителях. Определение объемов
различных носителей информации.
Дефрагментация. Форматирование. Оптимизация
Доклад
Представление об автоматических и автоматизированных
системах управления.
Информация и информационные процессы
Доклад
Обзор среды для реализации алгоритма
Построение алгоритма разных видов. Знакомство с языком
программирования Pascal
Скриншоты

2
2
2
2
2
2

Построение алгоритма на Pascal

2

Работа с установкой, функциями антивирусных программ
Доклад
Архивация файлов, работа с двумя программамиархиваторами
Скриншоты

2
2

Работа с внешними носителями

2

Презентация

2

2
2
2
2
2
2
2

ОК1-11, ЛР2-4, ЛР9-11,
МПР 1-9, ПР 1-7,

2
2

2
2

10

Раздел 3 – Средства информационных и коммуникационных технологий
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.

Устройство компьютера. Центральный
процессор
Оперативная память, звуковая карта
Системная плата. Жесткий диск
Видеоадаптеры. Устройства визуализации
Дополнительные устройства компьютера
Программное обеспечение
Веб-камеры, акустика, микрофон
Виды МФУ
Контрольные работы
Прикладное ПО
ПЗ 7 – Текстовые редакторы.
Возможности текстовых редакторов
ПЗ 8 – Шрифты.
Буфер обмена. Горячие клавиши.
ПЗ 9 – Табличный процессор
Программы расчета
ПЗ 10 – Компьютерная графика
Трехмерная графика

Определение. Виды. Классификация
Определение. Виды. Классификация
Определение. Виды. Классификация
Определение. Виды. Классификация
Манипуляторы. Оптические диски и приводы Реферат
Определение. Виды. Классификация.
Доклад
Доклад
Средства ИКТ
Презентация
Текстовые редакторы. Интерфейс MS Word
Доклад
Определение. Виды шрифтов. Назначение
Доклад
Табличный процессор. Интерфейс MS Excel
Доклад
Графические редакторы
Конспект

Раздел 4 – Технология создания и преобразования информационных объектов
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.

ПЗ 11 – Работа с текстом.
ПЗ 12 – Вставка графических объектов
Вставка символов
ПЗ 13 – Колонтитулы.
ПЗ 14 – Работа с таблицами.
ПЗ 15 – Вставка формул.
ПЗ 16 – Вставка диаграмм SmartArt

61.

ПЗ 17 – Стили. Ссылки

62.
63.
64.
65.

ПЗ 18 – Создание презентации.
Программы демонстрации
ПЗ 19 – Создание слайдов. Макеты.
ПЗ 20 – Вставка мультимедийных объектов

Форматирование и редактирование текста.
Вставка графических объектов
Скриншоты
Колонтитулы
Работа с таблицами
Вставка формул
Вставка диаграмм SmartArt
Работа со стилями. Создание оглавления. Перекрестные
ссылки
Определение. Виды.
Доклад
Создание слайдов. Макеты. Дизайн. Правила оформления
Вставка мультимедийных объектов в презентацию

Итого – 36 часов, в том числе,
16 часов СР, 8 часов ПЗ
2
2
2
2
2
2
2
2
ОК1-11, ЛР2-4, ЛР9-11,
МПР 1-9, ПР 1-7
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Итого – 28 часов, в том числе,
6 часов СР, 22 часа ПЗ
2
2
2
2
2
2
ОК1-11, ЛР2-4, ЛР9-11,
2
МПР 1-9, ПР 1-7
2
2
2
2
2
11

66.
67.

ПЗ 21 – Гиперссылки
Онлайн сервисы

Ссылки на документы, объекты, текст в документе.
Реферат

Раздел 5 – Телекоммуникационные технологии
68.
69.
70.

Интернет – технологии
Браузер. Примеры работы с интернетмагазином, интернет-СМИ, интернет
турагентством, интернет-библиотекой
Методы создания и сопровождения сайта

71.

Возможности сетевого программного
обеспечения

72.

Облачные хранилища

73.

ПЗ 22 – Поисковые системы

74.
75.

ПЗ 23 – Создание ящика электронной почты
и настройка его параметров
Зачетно – обобщающее занятие
ВСЕГО ЧАСОВ
АУДИТОРНЫХ
ИЗ НИХ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Интернет-технологии, способы и скоростные
характеристики подключения, провайдер

2
2
Итого – 16 часов, в том числе,
4 часа СР, 4 часа ПЗ
2

Доклад

2

Средства создания и сопровождения сайта
Возможности сетевого программного обеспечения для
организации коллективной деятельности в глобальных и
локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат,
видеоконференция, Интернет-телефония
Доклад
Поиск информации на государственных образовательных
порталах

2

Формирование адресной книги

2

Дифференцированный зачет

2
150
100
46
50

2

ОК1-11, ЛР2-4, ЛР9-11,
МПР 1-9, ПР 1-7

2
2

12

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
Требования
обеспечению

к

минимальному

материально-техническому

Реализация программы дисциплины требует наличия учебной
лаборатории «Информатика».
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя.
Технические и программные средства обучения:
- персональные компьютеры, объединенные в локальную сеть,
интернет;
- операционная система, пакет Microsoft Office, антивирусная
программа;
- мультимедийный комплект, принтер;
- наглядные пособия (настольные памятки, плакаты): «Организация
рабочего места и техника безопасности», «История информатики»; «Носители
информации», «Поколения ЭВМ», печатные и экранно-звуковые средства
обучения;
- расходные материалы: бумага, картриджи для принтера;
- учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;
- модели: «Устройство персонального компьютера», «Носители
информации»;
- комплект технической документации, в том числе паспорта на средства
обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности
Технические средства обучения:
компьютеры (рабочие станции с CD ROM (DVD ROM);
•
рабочее место педагога с модемом, одноранговая локальная сеть
кабинета, Интернет);
•
периферийное оборудование и оргтехника (принтер на рабочем
месте педагога, телевизор, стереосистема);
•
компьютеры на рабочих местах с системным программным
обеспечением (для операционной системы Windows), системами
программирования и прикладным программным обеспечением по каждой
теме программы учебной дисциплины «Информатика».
•

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень
рекомендуемых
дополнительной литературы.

учебных

изданий,

Интернет-ресурсов,

Основные источники:
Для студентов:
1.
Ляхович В.Ф. Основы информатики: учебник / Ляхович В.Ф.,
Молодцов В.А., Рыжикова Н.Б. — Москва: КноРус, 2020. — 347 с. — (СПО).
— ISBN 978-5-406-07596-8. — URL: https://book.ru/book/932956 (дата
обращения: 30.09.2020). — Текст: электронный.
2.
Прохорский Г.В. Информатика: учебное пособие / Прохорский
Г.В. — Москва: КноРус, 2020. — 240 с. — (СПО). — ISBN 978-5-406-076125. — URL: https://book.ru/book/936152 (дата обращения: 30.09.2020). — Текст:
электронный.
3.
Угринович Н.Д. Информатика: учебник / Угринович Н.Д. —
Москва: КноРус, 2020. — 377 с. — (СПО). — ISBN 978-5-406-07314-8. —
URL: https://book.ru/book/932057 (дата обращения: 30.09.2020). — Текст:
электронный.
4.
Угринович Н.Д. Информатика. Практикум: учебное пособие /
Угринович Н.Д. — Москва: КноРус, 2020. — 264 с. — (СПО). — ISBN 978-5406-07320-9. — URL: https://book.ru/book/932058 (дата обращения:
30.09.2020). — Текст: электронный.
5.
Угринович Н.Д. Информатика 10 класс. Базовый уровень:
учебник / Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
6.
Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. Информатика: Учебник. – М.:
2017
7.
Цветкова М.С., Гаврилова С.А., Хлобыстова И.Ю. Информатика:
Практикум для профессий и специальностей технического и социальноэкономического профилей / под ред. М.С. Цветковой. – М.: 2017
8.
Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. Информатика: Практикум для
профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного
профилей. – М.: 2017
9.
Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. и др. Информатика:
электронный учебно-методический комплекс. – М., 2017
Для преподавателей:
1.
Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.
2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от
07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от
25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от
05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм.,
внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от
03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.)
2.
Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 «О
внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального
14

государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего
образования». Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря
2015 г. N 1578 "О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
мая 2012 г. N413".
3.
Примерная основная образовательная программа среднего
общего образования, одобренная решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня
2016 г. № 2/16-з).
4.
Грацианова Т. Ю. Программирование в примерах и задачах:
учебное пособие — М.: 2016.
5.
Мельников
В.П.,
Клейменов
С.А.,
Петраков
А.В.
Информационная безопасность: Учебное пособие / под ред. С.А. Клейменова.
– М.: 2020
6.
Новожилов Е.О., Новожилов О.П. Компьютерные сети: учебник.
– М.: 2020
7.
Парфилова Н. И., Пылькин А. Н., Трусов Б. Г.
Программирование: Основы алгоритмизации и программирования: учебник /
под ред. Б. Г. Трусова. – М.: 2019
Дополнительные источники:
1.
Аппаратное обеспечение ЭВМ, Сидоров В.Д., Струмпэ Н.В., 2020
2.
Введение в правовую информатику, Казиев В.М., 2016
3.
Информационная безопасность и защита информации,
Мельников В.П., 2020
4.
Компьютерные сети, Нисходящий подход, Джеймс Куроуз, Кит
Росс, 2016
5.
Современные операционные системы, Таненбаум Э., Бос X., 2018

15

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических
занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения
обучающимися индивидуальных заданий, проектов.
Результаты
обучения

МПР 1-9, ПР 1-7

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
знания)
Уметь:
–
использовать
информационные
ресурсы для поиска и хранения
информации;
–
обрабатывать
текстовую
и
графическую информацию;
–
использовать деловую графику и
мультимедиа-информацию;
–
создавать презентации;
–
применять антивирусные средства
защиты информации;
–
применять методы и средства
защиты информации.
Знать:
- основные методы и средства
обработки,
хранения,
передачи
и
накопления информации;
-назначение,
состав,
основные
характеристики компьютера;
назначение
и
принципы
использования системного и прикладного
программного обеспечения;
- принципы защиты информации от
несанкционированного доступа;
- правовые аспекты использования
информационных
технологий
и
программного обеспечения;
- назначение, принципы организации и
эксплуатации информационных систем;
-основные
угрозы
и
методы
обеспечения
информационной
безопасности.

16

Формы и методы
контроля и оценки
результатов обучения
− Выполнение
практических занятий
− Внеаудиторные
самостоятельные
работы.
− Контрольные работы
по
разделам
дисциплины
− Тестирование
− Дифференцированный
зачет

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный колледж»

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
Информатика

17

Контрольно-измерительные материалы учебной дисциплины составлены
в соответствии с примерной программой общеобразовательной учебной
дисциплины

«Информатика»

для

профессиональных

образовательных

организаций, реализующих основную профессиональную образовательную
программу СПО на базе основного общего образования с получением
среднего

общего

государственным
развития

образования,

автономным

образования»

(ФГАУ

рекомендованной

учреждением
«ФИРО»)

Федеральным

«Федеральный
с

учетом

институт

Федерального

государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 35.02.08 «Электрификация и автоматизация
сельского хозяйства»

18

Содержание:
Перечень элементов содержания. .................................................................... 20
Перечень требований к уровню подготовки студентов. ................................ 21
Назначение контрольно – измерительных материалов ................................. 22
Структура работы .............................................................................................. 22
Методика оценивания по курсу Информатика. .............................................. 23
Бланк ответов ..................................................................................................... 24
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РАЗДЕЛАМ .............................................. 25
Вариант 1. ........................................................................................................... 25
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РАЗДЕЛАМ .............................................. 33
Вариант 2. ........................................................................................................... 33

19

Пояснительная записка:
Предмет: Информатика
Максимальная учебная нагрузка – 150 ч
Аудиторная учебная нагрузка – 100 ч
Итоговая аттестация: дифференцированный зачет
Форма проведения: компьютерное тестирование
Время выполнения работы: 90 минут
Период проведения контроля: 2 полугодие
Перечень элементов содержания.
В первом столбце указан код раздела, которому соответствуют
крупные блоки содержания. Во втором столбце приводится код элемента
содержания, для которого создаются проверочные задания.
№ п/п
1
2
3
4
5

Элементы содержания

Информационная деятельность человека
Информация и информационные процессы
Средства информационно-коммуникационных технологий
Технология создания и преобразования информационных объектов
Телекоммуникационные технологии

20

Перечень требований к уровню подготовки студентов.
В первых двух столбцах таблицы даны коды требований, в третьем –
требования к уровню подготовки выпускников, достижение которого
проверяется на зачете.
Код
требования

1

1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6

2

2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
2.10

3.
3.1
3.2
3.3

Требования к уровню подготовки студентов.
ЗНАТЬ / ПОНИМАТЬ: (из программы)
Различные подходы к определению понятия «информация»
Методы измерения количества информации: вероятностный и
алфавитный.
Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные
объекты и процедуры
Назначение и функции операционных систем
Использование алгоритма как способа автоматизации деятельности
Назначение наиболее распространенных средств автоматизации
информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых
процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных,
компьютерных сетей)
УМЕТЬ:
Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные
источники
Распознавать информационные процессы в различных системах
Использовать готовые информационные модели, оценивать их
соответствие реальному объекту и целям моделирования
Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические
рекомендации при использовании средств ИКТ
Осуществлять выбор способа представления информации в
соответствии с поставленной задачей
Иллюстрировать учебные работы с использованием средств
информационных технологий
Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе
гипертекстовые
Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах
данных
Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях
Представлять числовую информацию различными способами (таблица,
массив, график, диаграмма)
ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЁННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В
ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
ДЛЯ:
Эффективной
организации
индивидуального
информационного
пространства
Автоматизации коммуникационной деятельности
Эффективного применения информационных образовательных ресурсов
в учебной деятельности

21

Назначение контрольно – измерительных материалов.
Контрольно-измерительные материалы позволяют установить уровень
освоения студентами Федерального компонента государственного стандарта.
Документы, определяющие содержание.
Содержание зачета определяется на основе следующих документов:
1) примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины
«информатика»,
рекомендованный
Федеральным
государственным
автономным учреждением «Федеральный институт развития образования»
(ФГАУ «ФИРО»)
2) Рабочая программа дисциплины «Информатика»
Подходы к отбору содержания:
См. в таблице перечень элементов содержания, проверяемых на диф.
зачете по информатике.
Число заданий, проверяющих содержание отдельных разделов курса
информатики.
В работе используются задания разных типов, форма задания
обеспечивает его адекватность проверяемым умениям.
Структура работы:
Работа состоит из трёх частей включающих 34 задания.
Эти части выделяются:
Часть 1 включает 25 заданий (А1-А25). К каждому заданию приводятся
варианты ответов, один из которых, верный
Часть 2 содержит 7 заданий (В1-В7): 4 – на соответствие, 2 – задания,
требующие записать ответ в виде числа, 1- задания с выбором нескольких
правильных ответов из предложенного списка.
Часть 3 содержит два задания со свободным ответом (С1, С2).
Таблица 1. Распределение заданий по частям работы.
Части
работы
Часть 1

Число
заданий
25

Максимальный
балл
25

Часть 2

7

8

Часть 3
Итого:

2
34

5
38

Тип заданий
с выбором ответа
с кратким ответом или сопоставление
объектов и явлений.
Определение или дополнение

Таблица 2. Критерии оценивания заданий по информатике.
Объем выполненной работы
Количество заданий
100-90 %
38-34
89- 70 %
33-26
69- 59 %
25- 19
Менее 59%
менее 19
22

Отметка
5
4
3
2

Методика оценивания по курсу Информатика.
№
вопроса

Критерии
Часть I

А1 –А25
Б1- Б4
Б5 – Б 6
Б7
С1

С2
Итого

Из предложенных вариантов выбран один правильный
ответ.
Часть II
Правильно установлено соответствие.
Правильно определен алгоритм.
Правильно выбраны алгоритмы и установлены в
необходимом порядке.
Правильно выбраны алгоритмы, но нарушен порядок.
По представленным данным правильно составлена
программа на языке Паскаль.
По представленным данным правильно составлена
программа на языке Паскаль, но составлена в не
правильном порядке.
Правильно найдены (расшифрованы) 3 и более слов.

Количество баллов
За каждый
правильный ответ 1
балл
По 1 баллу
По 1 балл
2 балла
1 балл
3 балла
2-1 балл
2 балла
38 баллов

Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по «Информатике» отводится 90 минут. Работа
состоит из 3 частей, включающих 34 задания.
Часть 1 включает 25 заданий (А1-А-25). К каждому заданию
приводятся варианты ответов, один из которых, верный.
Часть 2 содержит 7 заданий (В1-В7): 4 – на соответствие, 2 – на
дополнение фразы, 1- определение по описанию.
Часть 3 содержит два задания со свободным ответом (С1, С2).
Внимательно прочитайте каждое задание и предполагаемые варианты
ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как Вы поняли
вопрос и проанализировали все варианты ответа.
Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то
задание вызывает затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те,
в ответах на которые уверены. К пропущенным заданиям Вы можете
вернуться позже.
За выполнение различных по сложности заданий даётся от одного до
трёх баллов. Баллы, полученные Вами за выполненные задания,
суммируются. Постарайтесь как можно больше выполнить заданий и набрать
наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!

23

Бланк ответов
Фамилия, имя студента______________________________________________
Группа________________
Вариант _______________
Номера заданий типа А с выбором ответа из предложенных вариантов

А25

А24

А23

А22

А21

А20

А19

А18

А17

А16

А15

А14

А13

А12

А11

А10

А9

А8

А7

А6

А5

А4

А3

А2

А1

Номера вариантов ответа

Результаты выполнения заданий типа В с ответом в краткой форме
В1
В5
В2
В6
В3
В7
В4
Результаты выполнения заданий типа С
Не забудьте указать номер задания, на которое Вы отвечаете, например С1.
Условия задания переписывать не нужно.
Матрица ответов
Номера заданий типа А с выбором ответа из предложенных вариантов

В1
В2
В3
В4

А24

А25

1 вариант
4 3 1 4

А23

1

А22

А11

2

А21

А10

2

А20

А9

2

А19

А8

2

А18

А7

4

А17

А6

1

А16

А5

2

А15

А4

3

А14

А3

1

А13

А2

4

А12

А1

Номера вариантов ответа

4

2

3

2

1

3

1

1

2

3

Результаты выполнения заданий типа В с ответом в краткой форме

а-3, б-2, В5 Настольные, распределительные, клиент-серверные, двухзвеньевые
в-1
1-а,г,д
В6 Понятность, массовость, результативность(конечность),
2-б,в
дискретность, дитерминированность
1-б, 2-а
В7 Разветвляющийся алгоритм
1 – б; 2 – а; 3 – 3.

24

Результаты выполнения заданий типа С

С1.
Program risnok;
Uses graph;
Var
driver,
mode:
integer;
begin
Driver:=detect;
initGraph
(driver,mode,’c:\tp\bgi’);

Setbkcolor;
Circle (250,255,10);
Circle (275,190,35);
Line (275,190,275,310);
Circle (235,230,10);
Circle (250,255,10);
Circle (260,290,10);
Circle (310,230,10);

Circle (295,255,10);
Circle (289,290,10);
Readln;
closeGraph;
End.

С2_ процессор, микросхема, системная плата, системный блок.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РАЗДЕЛАМ
«Информация и информационные процессы; Средства ИКТ; Технологии
создания
и
преобразования
информационных
объектов;
Телекоммуникационные технологии»
Часть I
Вариант 1.
А1. Система счисления это:
1. Множество натуральных чисел и знаков арифметических операций;
2. Произвольная последовательность цифр 0, 1,2,3,4,5,6,7,8,9;
3. Бесконечная последовательность цифр 0,1;
4. Знаковая система, в которой числа записываются по определенным
правилам с помощью символов некоторого алфавита
А2. В электронной таблице основной элемент рабочего листа – это:
1. Ячейка;
2. Строка;
3. Столбец;
4. Формула

25

А3. Алгоритмом называется:
1. Подробный перечень правил выполнения определенных действий;
2. Последовательность команд для компьютера;
3. Понятное
и
точное
предписание
исполнителю
совершить
последовательность
действий,
направленных
на
достижение
поставленных целей;
4. Описание последовательности действий в виде геометрических фигур,
соединенных линиями и стрелками
А4. Что такое компьютерная сеть:
1. Множество компьютеров, соединенных линиями связи и работающих
под управлением специального ПО;
2. Совокупность технических устройств, обеспечивающих передачу
сигналов от передатчика к приемнику;
3. Совокупность технических устройств и линий связи, обеспечивающую
передачу информации между абонентами
А5. Что такое Power Point?
1. Прикладная программа Microsoft Office, предназначенная для создания
презентаций;
2. Прикладная программа для обработки кодовых таблиц;
3. Устройство компьютера, управляющее его ресурсами в процессе
обработки данных в табличной форме;
4. Системная программа, управляющая ресурсами компьютера
А6. Power Point нужен для создания ….
1. Таблиц с целью повышения эффективности вычисления формульных
выражений;
2. Текстовых документов, содержащих графические объекты;
3. Internet-страниц с целью обеспечения широкого доступа к имеющейся
информации;
4. Презентаций с целью повышения эффективности восприятия и
запоминания информации
А7. Какие виды сетей вы знаете?
1. Внутренние и внешние;
2. Локальные и глобальные;
3. Встроенные и подключаемые;
4. Коммутируемые и постоянные
А8. Как отправить письмо сразу нескольким корреспондентам?
1. Повторить данное сообщение столько раз, сколько получателей;
2. В поле копия указать адрес получателей;
3. Указать адреса получателей копии сообщения в поле тема
26

А9. Можно ли приложить к вашему сообщению или письму файл,
содержащий, например рисунок?
1. Нет;
2. Да;
3. Не знаю
А10. Какие из перечисленных типов не относятся к категории вирусов?
1. Загрузочные вирусы;
2. tupe – вирусы;
3. Сетевые вирусы;
4. Файловые вирусы
А11. Укажите расширение файла, содержащего обычную презентацию
Microsoft PowerPoint:
1.
2.
3.
4.

.рpt ;
.jpg;
.pps;
.gif

А12. Дан фрагмент электронной таблицы, содержащий числа и формулы
значение в ячейке Е3 после копирования в нее формулы из ячейки Е1 и
выполнения вычислений равно:

1.
2.
3.
4.

145;
180;
170;
135

С
1 110
2 45
3 120

D E
25 C1+D1
55
60

А13. Что можно поместить в буфер обмена?
1. Только текст и картинку;
2. Только текст и графику;
3. Любой объект из документа;
4. Только текст
А14. Назначение антивирусных программ под названием «Детекторы»:
1.
«излечивание» зараженных файлов;
2.
Уничтожение зараженных файлов;
3.
Контроль возможных путей распространения компьютерных
вирусов
27

А15. Алгоритмическая структура, предполагающая выполнение либо одного,
либо другого действия в зависимости от истинности или ложности
некоторого условия, называется:
1. Линейной;
2. Ветвлением;
3. Циклической;
4. Разветвляющийся;
5. Альтернативной
А16. Язык программирования – это:
1. Способ общения пользователя с компьютерной системой;
2. Совокупность символов, предназначенных для передачи данных;
3. Естественный язык, предназначенный для общения людей и
компьютеров;
4. Формализованные языки, предназначенные для описания алгоритмов
на языке исполнителя-компьютера;
5. Алгоритм, записанный в машинных кодах
А17. Служебное слово CONST в программе на языке Паскаль фиксирует:
1.
Начало раздела программы, содержащего описание переменных;
2.
Начало раздела программы, содержащего перечень констант;
3.
Начало раздела программы, содержащего список меток;
4.
Начало раздела программы, содержащего описание сложных
типов данных;
5.
Начало раздела программы, содержащего перечень используемых
операторов
А18. Какая формула записана без ошибок?
1. =SIN (A3:В3);
2. МАКС (D3:Е3);
3. = КОРЕНЬ (В3);
4. = (D13:Е13)
А19. Выберите алфавит десятичной системы счисления:
1. 10;
2. 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9;
3. 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10;
4. A,B,C,D,E,F,G,H,I,J;
А20. К устройствам вывода компьютера относятся…
1. Принтер;
2. Мышь;
3. Плоттер;
4. Процессор

28

А21. Названием выделенного объекта является…
1. Ряды данных;
2. Легенда;
3. Область диаграммы;
4. Заголовок диаграммы
А22. Текст, набранный в тестовом редакторе, храниться на внешнем
запоминающем устройстве:
1. В виде файла;
2. Таблицы кодировки;
3. Каталога;
4. Директории
А23. Меню текстового редактора - это:
1. часть его интерфейса, обеспечивающая переход к выполнению
различных операций над текстом;
2. подпрограмма, обеспечивающая управление ресурсами ПК при
создании документа;
3. своеобразное "окно", через которое тест просматривается на экране;
4. информация о текущем состоянии текстового редактора
А24. Файл * .mdb используется для хранения…
1. БД FoxPro;
2. БД MS Access;
3. Книги Exsel;
4. БД Lotus Notes;
А25. База данных - это
1. Набор данных, собранных на одной дискете;
2. Таблица, позволяющая хранить и обрабатывать данные и формулы;
3. Интегрированная совокупность данных, предназначенная для
хранения и функционального использования;
4. Данные, пересылаемые по телекоммуникационным сетям
Часть II
В1. Сопоставить вид кабеля и скорость передачи:
1. Оптоволокно
1. До 10 Мбит/сек
2. Витая пара
2. До 10 Гбит/сек
3. Коаксиальный
3. До 100 Мбит/сек
29

В2. Сопоставить плюсы и минусы профессии системного администратора:
1. Плюсы
2. Минусы
1.
2.
3.
4.
5.

Востребованность профессии
Ненормированный рабочий день
Самостоятельность в принятии решений
Заработная плата
Общение с пользователями, неосведомленными в работе ПК

В3. Установить соответствие цифра – буква:
Постоянная
А) предназначена для хранения данных, которые
память
используются в данный момент
Оперативная
Б) предназначена для долговременного хранения данных
память
В4. Установите соответствие:
1. FloodFill(x,y,color);
2.
SetBrushColor(color);
3.TextOut (x, y, text);

А. Устанавливает цвет кисти, задаваемый
параметром color.
Б. Заливает область одного цвета цветом color,
начиная с точки (x,y).
В. Выводит Text на экран. Начало текста в точке с
координатами (x, y).

В5. Дополните схему классификацию информационной системы
• По архитектуре

В6. Заполнить схему «Свойства алгоритма»
В7. Узнайте вид алгоритма по описанию
На рисунке представлен фрагмент алгоритма вашего поведения на
улице при встрече с приятелем, которому надо сказать, что вам срочно
понадобилась находящая у него ваша книга. Определите вид алгоритма.
30

Часть III
С1. Используя таблицу с данными cocавьте программу на языке Паскаль.
Uses graph;
begin
Program risnok;
Var driver, mode: integer;
Circle (275,250,60);
Line (275,190,275,310);
Circle (260,290,10);
Circle (295,255,10);
Readln;
End.

Driver:=detect;
initGraph (driver,mode,’c:\tp\bgi’);
Setbkcolor;
Circle (275,190,35);
Circle (235,230,10);
Circle (250,255,10);
Circle (310,230,10);
Circle (289,290,10);
closeGraph;

C2. Найдите в «волшебном» квадрате слова, соответствующие элементам
компьютера.
в д г э ф д а ы й
у с п ф е мф у п
м и к р о с х е м
с с о я п л а т а
е т р а я ы т к м
ц е м н ы й е е п
о р ц фм б ц о а
р ф й м о л ц а м
п ь н м т о к н м

Бланк ответов
Фамилия, имя
студента_________________________________________________
Группа________________
Вариант _______________
Номера заданий типа А с выбором ответа из предложенных вариантов

31

А25

А24

А23

А22

А21

А20

А19

А18

А17

А16

А15

А14

А13

А12

А11

А10

А9

А8

А7

А6

А5

А4

А3

А2

А1

Номера вариантов ответа

Результаты выполнения заданий типа В с ответом в краткой форме
В1
В2
В3
В4

В5
В6
В7

Результаты выполнения заданий типа С
Не забудьте указать номер задания, на которое Вы отвечаете, например С1.
Условия задания переписывать не нужно.
Матрица ответов
Номера заданий типа А с выбором ответа из предложенных вариантов

В1
В2
В3
В4

А23

А24

А25

А15

А14

А13

А12

А22

1

А11

А10

А9

4

А21

3

А20

2

А8

А7

А6

1

А19

4

А18

4

А5

А4

А3

4

А17

2

2 вариант
3 4 1 2 3

А16

3

А2

А1

Номера вариантов ответа

1

4

5

3

1

1

2

2

3

1

Результаты выполнения заданий типа В с ответом в краткой форме
1 – б; 2- а; 3 – д; 4 – в.

В5

1 – в; 2 – б; 3 – г; 4 – а.
1 – г; 2 – в; 3 – а; 4 – б.
А – 3; б – 2; в – 1.

В6
В7

Начало и конец программы; ввод и вывод данных;
выполнение действий
Опасные; очень опасные; неопасные
Циклический алгоритм

Результаты выполнения заданий типа С
С1. Program risnok;
Uses graph;
Var driver, mode: integer;
begin
Driver:=detect;
initGraph (driver,mode,’c:\tp\bgi’);
Setbkcolor;
FillEllipse (300, 320, 70, 70);
FillEllipse (300, 120, 30, 30);
FillEllipse (300, 200, 50, 50);
Line (250,200,150,150);
Line (350,200,400,300);
Readln;
closeGraph;
End.
С2. Я учусь в КАК на первом курсе
32

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РАЗДЕЛАМ
«Информация и информационные процессы; Средства ИКТ; Технологии
создания
и
преобразования
информационных
объектов;
Телекоммуникационные технологии»
Часть I
Вариант 2.
А1. В позиционной системе счисления:
1. Значение каждого знака в числе зависит от значения числа;
2. Значение каждого знака в числе зависит от значений соседних
знаков;
3. Значение каждого знака в числе зависит от значения знака в старшем
разряде;
4. Значение каждого знака в числе не зависит от позиции, которую
занимает знак в записи числа
А2. Выберите верное обозначение столбца в электронной таблице:
1. DF;
2. F12;
3. AБ;
4. 113
А3. Свойствами алгоритмов являются:
1. Актуальность, полезность, достоверность, понятность, массовость;
2. Новизна, однозначность, четкость, понятность, результативность;
3. Четкость, однозначность, массовость, дискретность;
4. Дискретность, результативность, детерминируемость, массовость,
понятность
А4. Глобальная сеть - это ...
1. Система, связанных между собой компьютеров;
2. Система, связанных между собой локальных сетей;
3. Система, связанных между собой локальных телекоммуникационных
сетей;
4. Система, связанных между собой локальных сетей и компьютеров
отдельных пользователей
А5. Power Point нужен для создания ….
1. Таблиц с целью повышения эффективности вычисления формульных
выражений;
2. Текстовых документов, содержащих графические объекты;
33

3. Internet-страниц с целью обеспечения широкого доступа к имеющейся
информации;
4. Презентаций с целью повышения эффективности восприятия и
запоминания информации
А6. Запуск программы Power Point осуществляется с помощью команд:
1. Пуск – Главное меню – Программы – Microsoft Power Point;
2. Пуск – Главное меню – Найти – Microsoft Power Point;
3. Панели задач – Настройка – Панель управления - Microsoft Power Point
А7. Какие два класса систем счисления вы знаете?
1. Троичная, пятеричная;
2. Десятичная, двоичная;
3. Десятичная, шестнадцатеричная
А8. Файл - это:
1) единица измерения информации;
2)программа в оперативной памяти;
3)программа или часть памяти, имеющая имя;
4) текст, напечатанный на принтере
А9. Укажите расширение файла primer .аvi.
1) primer.avi;
2) .primer;
3) аvi;
4) .аvi
А10.
1.
2.
3.
4.

Как вирус может появиться на компьютере?
При работе компьютера в сети;
При решении математической задачи;
При работе с макросами;
Самопроизвольно

А11. При открытии документа с диска пользователь должен указать:
1. Размеры файла;
2. Тип файла;
3. Имя файла;
4. Дату создания файла
А12. Дан фрагмент электронной таблицы в режиме отображения формул.
Какую из перечисленных ниже формул нельзя ввести в ячейку А4?

1. =СУММ(А1:А3);

1
2
3
4

А
46
17
23
?

В
=А2+А1
=А2+А4
=А?+А3

34

2. =СУММ(А1:В3);
3. =СУММ(А1:А3) /3;
4. =СУММ (А1:А2; В3)
А13. Текст, набранный в тестовом редакторе, храниться на внешнем
запоминающем устройстве:
1. В виде файла;
2. Таблицы кодировки;
3. Каталога;
4. Директории
А14. Найдите правильные слова: компьютерные вирусы ...
1. Возникают в связи со сбоями в аппаратных средствах компьютера;
2. Пишутся людьми специально для нанесения ущерба пользователям
персональных компьютеров;
3. Зарождаются при работе неверно написанных программных продуктов;
4. Являются следствием ошибок в операционной системе компьютера
А15. Свойство алгоритма «Дискретность» означает:
1. Алгоритм должен обеспечивать решение не одной конкретной задачи,
а некоторого класса задач данного типа;
2. При точном исполнении всех команд алгоритма процесс должен
приводить к определенному результату;
3. Алгоритм последовательности конечного числа шагов;
4. Алгоритм должен быть ориентирован на конкретного исполнителя и
содержать команды, входящие в систему его команд;
5. Исполнитель алгоритма не должен принимать решения, не
предусмотренные составителем алгоритма
А16. Каждое выражение (каждый оператор) в программе отделяется друг от
друга …
1. Точкой с запятой;
2. Точкой;
3. Запятой;
4. Тире
А17. Процедура автоматического форматирования текста предусматривает:
1. Запись текста в буфер;
2. Удаление текста;
3. Отмену предыдущей операции, совершенной над текстом;
4. Автоматическое расположение текста в соответствии с определенными
правилами

А18. Фрагмент алгоритма изображен в виде блок-схемы. В результате
выполнения алгоритма будет напечатано значение переменной S:
35

1.
2.
3.
4.

16
4
8
7

А19. Реляционная база данных - это хранилище данных:
1. В структуре файловой системы;
2. В структуре связанных страниц;
3. В структуре связанных таблиц
А20. К устройствам вывода информации относят:
1. Принтер;
2. Мышь;
3. Джойстик
А21. Система управления базой данных обеспечивает …
1. Создание и редактирование базы данных;
2. Создание и редактирование текстов;
3. Публикацию данных
А22. Файл * .mdb используется для хранения…
1. БД FoxPro;
2. БД MS Access;
3. Книги Exsel;
4. БД Lotus Notes
А23. Данные в таблицу можно вводить …
1. Режиме конструктора таблиц;
2. Режиме таблицы;
3. Режиме Мастера таблиц;
4. Запросе
А24. Названием выделенного объекта является…
1.
2.
3.
4.

Ряды данных;
Легенда;
Область диаграммы;
Заголовок диаграммы

А25. Гипертекст - это
1. Структурированный текст, в котором могут осуществляться переходы
по выделенным меткам;
2. Обычный, но очень большой по объему текст;
3. Текст, буквы которого набраны шрифтом очень большого размера;
4. Распределенная совокупность баз данных, содержащих тексты
Часть II
36

В1. Установите соответствие: какие
соответствуют словам на русском языке:
1.
2.
3.
4.
5.

Var
Program
Uses
Begin
End

слова

английской

команды

А.Программа;
Б. Описание;
В. Начало;
Г. Конец;
Д.Использовать;

В2. Установите соответствие между основными терминами и их значением:
1) СЕРФИНГ
2) Web-браузер
3) World Wide Web
4) Mailbox

а) Электронный почтовый ящик
б) "навигатор" всемирной паутины
в) путешествие с одной страницы Интернета на другую
г) всемирная паутина

В3. Установите соответствие:
1.
2.
3.
4.

1623 г.
1642 г.
1673 г.
1804 г.

А. «Ступенчатый вычислитель»
Б. Перфокарта
В. «Паскалина»
Г. «Часы для счета»

В4. Сопоставить вид кабеля и скорость передачи:
1. Оптоволокно
1. До 10 Мбит/сек
2. Витая пара
2. До 10 Гбит/сек
3. Коаксиальный
3. До 100 Мбит/сек
В5. Дополните элементы блок – схемы

В6. Дополните схему виды вирусов по степени воздействия
В7. На рисунке представлена блок – схема. Определите вид
алгоритма.

37

Часть III
C1. Используя таблицу с данными составить программу на языке Паскаль.
Program risnok;
FillEllipse (300,320,70,70)
Uses graph;
FillEllipse (300,120,30,30);
End.
Setbkcolor;
initGraph (driver,mode,’c:\tp\bgi’);
Driver:=detect;

FillEllipse (300,200,50,50)
Readln;
closeGraph;
Line (250,200,150,150);
Line (350,200,400,300);
Var driver, mode: integer;
begin

C2. Раскодировать текст, если известно, что буква Г имеет код 195, буква Ч –
215. В закодированном алфавите нет буквы ё.
223, 211, 215, 211, 209, 220, 193, 202, 192, 202, 205, 192, 207, 197, 197, 206,
204, 202, 211, 208, 209, 197.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП

Сертификат
Владелец
Действителен

603332450510203670830559428146817986133868575819
Кузнецова Татьяна Николаевна
С 25.02.2021 по 25.02.2022

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».