ОГСЭ.05 Психология общения

Рабочая

программа

разработана

на

основе

федерального

государственного образовательного стандарта от 07.05.2014 года №457 по
специальности СПО 35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского
хозяйства», укрупнѐнной группы специальности 35.00.00 «Сельское, лесное и
рыбное хозяйство», в соответствии с программой учебной дисциплины,
разработанной на базе ФГОУ СПО «Кирсановский аграрный техникум»,
рекомендованной

Экспертным

советом

Федерального

государственного

учреждения «Инновационный образовательный центр «Новый город», с учѐтом
рабочей программы воспитания по специальности «Электрификация и
автоматизация сельского хозяйства».
Разработчик – организация: ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный
колледж»
Разработчик:

преподаватель ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный

колледж» Огородова О.Г.

2

СОДЕРЖАНИЕ.
1. Паспорт программы учебной дисциплины……………………………………4
2. Структура и содержание учебной дисциплины………………………............6
3. Тематический план и содержание учебной дисциплины ……………............8
4. Условия реализации программы……………………………………………..13
5. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины……...........14
6. Контрольно-измерительные материалы……………………………………..15

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной
программы: Учебная дисциплина «Психология общения» является
обязательной частью основной профессиональной образовательной программы
в соответствии с ФГОС по специальности СПО: «Электрификация и
автоматизация сельского хозяйства». Относится к общему гуманитарному и
социально-экономическому циклу.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 1,
ОК2, ОК3, ОК4, ОК6, ОК7,ОК12.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются
умения и знания
Код 1
ПК, ОК

Умения

Знания

ПК 4.1. Планировать основные
показатели электрического
хозяйства сельскохозяйственных
потребителей и
автоматизированных систем
сельскохозяйственной техники.
ПК 4.2. Планировать
выполнение работ и оказание услуг
исполнителями.
ПК 4.3. Организовывать работу
трудового коллектива.
ПК 4.4. Контролировать ход и
оценивать результаты выполнения
работ и оказания услуг
исполнителями.
ПК 4.5. Изучать рынок и
конъюнктуру продукции и услуг в
области профессиональной
деятельности.
ПК 4.6. Участвовать в
выработке мер по оптимизации
процессов производства продукции
и
оказания услуг в области
профессиональной деятельности.

•
взаимосвязь общения
и деятельности;
•
цели, функции, виды
и уровни общения;
•
роли и ролевые
ожидания в общении;
•
виды социальных
взаимодействий;
•
механизмы
взаимопонимания в
общении;
•
техники и приемы
общения, правила слушания,
ведения беседы, убеждения;
•
этические принципы
общения;
•
источники, причины,
виды и способы разрешения
конфликтов

•
взаимосвязь
общения
и
деятельности;
•
цели, функции,
виды
и
уровни
общения;
•
роли и ролевые
ожидания в общении;
•
виды
социальных
взаимодействий;
•
механизмы
взаимопонимания
в
общении;
•
техники
и
приемы
общения,
правила
слушания,
ведения
беседы,
убеждения;
•
этические
принципы общения;
•
источники,
причины,
виды
и
способы
разрешения
конфликтов

4

ПК 4.7. Вести утвержденную
учетно-отчетную документацию.
ОК 1. Понимать сущность и
социальную
значимость
своей
будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать
собственную
деятельность,
определять методы и способы
выполнения
профессиональных
задач, оценивать их эффективность
и качество.
ОК 3. Решать
проблемы,
оценивать риски и принимать
решения
в нестандартных
ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск,
анализ и оценку информации,
необходимой для постановки и
решения профессиональных задач,
профессионального и личностного
развития.
ОК 5. Использовать
информационнокоммуникационные технологии для
совершенствования
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и
команде,
обеспечивать
еѐ
сплочение, эффективно общаться с
коллегами,
руководством,
потребителями.
ОК 7. Ставить
цели,
мотивировать
деятельность
подчиненных, организовывать и
контролировать их работу с
принятием на себя ответственности
за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно
определять
задачи
профессионального и личностного
развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно
планировать
повышение
квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене
технологий в профессиональной
деятельности.

5

Личностные результаты
реализации программы воспитания

Демонстрирующий
приверженность
к
родной
культуре,
исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу,
малой
родине,
принятию
традиционных
ценностей
многонационального народа России
Осознающий приоритетную ценность личности человека;
уважающий собственную и чужую уникальность в различных
ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям
различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных
групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции
культурных традиций и ценностей многонационального российского
государства
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий
основами эстетической культуры
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и
воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье,
ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со
своими детьми и их финансового содержания

Код личностных
результатов
реализации
программы
воспитания
ЛР 5

ЛР 7

ЛР 8

ЛР 11
ЛР 12

Каждый урок
предполагает
проявление самостоятельности
активности студентов, что отражено уровнями освоения материала:

и

1 - репродуктивный уровень
2 - продуктивный уровень
3 - проявление творческой составляющей.

6

3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ.
3.1. Объѐм учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
В том числе:
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося
В том числе, домашние работы: подготовка рефератов,
презентаций, сообщений.
Итоговая аттестация в форме

Объѐм
часов
48
32
0
2
16
Диф. зачѐт

7

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа

Объѐм
часов

1

2

3
12 ч

Раздел 1. Понятие и сущность
общения.
1. Тема 1.1. Понятие
общения.
2. Тема 1.2. Функции общения.

3.Тема 1.3. Коммуникативная,
перцептивная и интерактивная
стороны общения.

4. Тема 1.4. Стороны и модели
общения.

Содержание учебного материала.
1. Сущность общения.
2. Предмет и задачи психологии общения.
3. Структура общения.
Содержание учебного материала.
1. Определение понятия функция.
2. Функции общения по Панфѐрову.
3. Этапы восприятия в процессе общения и проблемы пространства.
Самостоятельная внеаудиторная работа № 1. изучение вопроса:
Коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения по плану:
1.Психологические роли в процессе интеракции.
2.Составляющие информационного блока.
3.Этапы восприятия самого себя.
Содержание учебного материала.
1. Трансактная модель общения. Теория Э.Бѐрна.
2. Построение схем общения с точки зрения трансактного анализа.
3. Построение и анализ личных ролей и жизненного сценария.
4. Суггестивная, убеждающая, ритуальная модели общения.

2

2

2

2

Коды
компетенций и
личностных
результатов,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4

ЛР5
ОК 3,4, 5,9
ПК 4.2, 4.5

5. Тема 1.5. Вербальные и
невербальные средства общения.

Содержание учебного материала.
1. Понятие вербальных и невербальных средств общения.
2. Виды невербальных средств в общении.
3. Проксемика, как расположение людей в пространстве.
4. Использование невербальных средств общения в
деятельности.

6. Тема 1.6. Невербальные Самостоятельная внеаудиторная работа № 2.
средства
общения
в Психологическая интерпретация жестов, мимики, поз и т.д.
профессиональной деятельности. (Работа с карточками)

Раздел 2. Стратегия, тактика и
виды общения.
7. Тема 2.1. Стратегия и тактика
общения.

2
профессиональной

2

8ч

Содержание учебного материала.
1. Стратегии и тактики в общении.
2. Виды стратегического общения.
3. Виды тактик общения.

2

ЛР 8,11, 12
ОК
222,3,5,7,8,9
ПК 4.2, 4.6

9

8. Тема. 2.2. Виды общения и
психологические роли.

Содержание учебного материала.
Деловая игра – игра «Эффективное общение, в которой раскрываются несколько
видов общения.

2

9. Тема 2.3. Психологические
роли в малой социальной группе.

Содержание учебного материала.
1.Понятие психологических ролей в группе.
2.Виды психологических ролей в группе.
3.Правила конструктивного взаимодействия в коллективе,
эффективного общения с коллегами и руководителями.

2
построение

10. Тема 2.4. Роли и ролевые
ожидания в общении.

Содержание учебного материала.
Анализ ситуаций с точки зрения психологических ролей.

11. Тема 2.5. Типы ролей в
профессиональной деятельности.

Самостоятельная внеаудиторная работа № 3. Решение ситуационных задач,
используя типы ролей в общении.

12. Тема 4.1. Основные понятия,
элементы, функции и структура
коммуникаций.

Содержание учебного материала.
Построение модели коммуникационного процесса.

13. Тема 4.2. Виды
коммуникаций.
14. Тема 4.3.
Коммуникационные роли и
манипуляции.
15. Тема 4.4. Манипуляция как
метод воздействия на людей.

Самостоятельная
коммуникаций.

внеаудиторная

работа

№

2

2

4.

составление

схемы

Содержание учебного материала.
Анализ и проигрывание различных видов манипуляций. Построение схемы
защиты от манипуляций.
Самостоятельная внеаудиторная работа №5. Подбор информации по теме
«Манипуляция как метод воздействия на людей».

2

ЛР 8,11, 12
ОК 7,8,9ПК
4.2, 4.6

2

2
10

16. Тема 4.3. Барьеры
коммуникаций.
17. Тема 4.4. Факторы,
влияющие на передачу
информации.

Содержание учебного материала.
Тренинг – игра «Барьеры общения.

2
Самостоятельная внеаудиторная работа № 6. Рассмотрение факторов,
отрицательно влияющих на передачу информации и общения.

Раздел 5. Техники и приѐмы
общения.
18. Тема 5.1. Основные понятия
и виды слушания.

2ч
Содержание учебного материала.
Построение схемы процесса получения информации в ходе слушания.
2

Раздел 6.
Деловое общение.

19. Тема 6.1. Деловое общение.

20. Тема 6.2. Механизмы
психологического воздействия.
Раздел 7. Конфликты в
общении.

2

4ч
Содержание учебного материала.
1. Понятие делового общения.
2. Виды делового общения.
3. Функции и структура деловой беседы.
4. Стратегические принципы делового общения.
Содержание учебного материала.
1.Понятие механизмов психологического воздействия.
2. Виды психологического воздействия.
3. Защита от психологического воздействия.

2

ЛР 8,11, 12
ОК
222,3,5,7,8,9
ПК 4.2, 4.6

2

6ч.

11

21. Тема 7.1. Основные понятия
конфликта и толерантности.

22. Тема 7.2. Конфликты. Пути
выхода из конфликта.

Содержание учебного материала.
1.Конфликт и толерантность, отличие этих понятий и их особенности.
2.Структура и участники конфликта.
3.Мотивы сторон в конфликте.

2

Самостоятельная внеаудиторная работа № 7. Выявление пути выхода из
конфликта, наиболее чаще используемого при решении спора.
2

23. Тема 7.3. Источники,
причины, виды и способы
разрешения конфликтов.
24. Итоговое занятие.

1.Причины возникновения конфликтов.
2.Виды и способы разрешения конфликтов.
3.Диагностика способов разрешения конфликтов.
4.Анализ конфликтной ситуации.
Дифференцированный зачѐт

3

1

Всего часов

48 ч

Аудиторных

32 ч

Самостоятельно

16 ч

12

Условия реализации программы.
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены
специальные помещения: кабинет 404
Кабинет «Психология общения», оснащенный оборудованием: учебные
столы, стулья, доска, рабочий стол преподавателя, стул для учителя, компьютер,
проектор (по возможности), библиотека кабинета (Конституция, Гражданский
кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Трудовой кодекс),
таблицы и схемы по темам.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Основные источники:
1.Панфилова А. П. Теория и практика общения : учеб, пособие для студ. сред.
Учебн. заведений / А. П. Панфилова. — М.: Издательский центр «Академия»,
2011. — 288 с.
2. Бодалѐв А.А. Психология общения. М.: МПСИ. 2012.-320с.
3. Зельдович Б.З. Деловое общение. М.: Альфа. 2017.-456с.
4. Рогов Е.С. Психология общения. М.: Владос.2003.
Дополнительные источники:
1.Андреева Т.М. Социальная психология. М.: 2000.-375с.
2. Берн Э. Игры в которые играют люди. Харвест. 2006с.

4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины.
Результаты обучения
(освоенные умения,
усвоенные знания)
1
Знать:
взаимосвязь общения и
деятельности;
цели, функции, виды и

Код
ПК, ОК

Формы и методы
контроля и оценки
результатов
обучения.
2

2
ПК
4.1.
Планировать
основные
показатели Оценка выполнения
электрического хозяйства практических работ.
сельскохозяйственных
Оценка выполнения

13

уровни общения;
роли
и
ролевые
ожидания в общении;
виды
социальных
взаимодействий;
механизмы
взаимопонимания
в
общении;
техники
и
приемы
общения,
правила
слушания,
ведения
беседы,
убеждения;
этические
принципы
общения;
источники,
причины,
виды
и
способы
разрешения конфликтов
Уметь:
применять техники и
приемы эффективного
общения
в
профессиональной
деятельности;
использовать
приемы
саморегуляции
поведения в процессе
межличностного
общения.

потребителей
и
автоматизированных
систем
сельскохозяйственной
техники.
ПК
4.2.
Планировать
выполнение
работ
и
оказание
услуг
исполнителями.
ПК 4.3. Организовывать
работу
трудового
коллектива.
ПК 4.4. Контролировать
ход
и
оценивать
результаты
выполнения
работ и оказания услуг
исполнителями.
ПК 4.5. Изучать рынок и
конъюнктуру продукции и
услуг
в
области
профессиональной
деятельности.
ПК 4.6. Участвовать в
выработке
мер
по
оптимизации
процессов
производства продукции и
оказания услуг в области
профессиональной
деятельности.
ПК
4.7.
Вести
утвержденную
учетноотчетную документацию.
ОК 1. Понимать сущность
и социальную значимость
своей будущей профессии,
проявлять
к
ней
устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать
собственную
деятельность, определять
методы
и
способы
выполнения
профессиональных задач,
оценивать
их

самостоятельной
внеаудиторной
работы.
Тестирование.
Контрольные работы.
Зачѐт.
Кейс – метод.

14

эффективность и качество.
ОК
3.
Решать
проблемы,
оценивать
риски
и
принимать
решения в нестандартных
ситуациях.
ОК
4.
Осуществлять
поиск, анализ и оценку
информации,
необходимой
для
постановки и решения
профессиональных задач,
профессионального
и
личностного развития.
ОК
5.
Использовать
информационнокоммуникационные
технологии
для
совершенствования
профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в
коллективе и команде,
обеспечивать
еѐ
сплочение,
эффективно
общаться с коллегами,
руководством,
потребителями.
ОК 7. Ставить цели,
мотивировать
деятельность
подчиненных,
организовывать
и
контролировать их работу
с принятием на себя
ответственности
за
результат
выполнения
заданий.
ОК
8.
Самостоятельно
определять
задачи
профессионального
и
личностного
развития,
заниматься
15

самообразованием,
осознанно
планировать
повышение
квалификации.
ОК 9. Быть готовым
к смене технологий в
профессиональной
деятельности.

Личностные результаты
реализации программы воспитания

Демонстрирующий
приверженность
к
родной
культуре,
исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу,
малой
родине,
принятию
традиционных
ценностей
многонационального народа России
Осознающий приоритетную ценность личности человека;
уважающий собственную и чужую уникальность в различных
ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям
различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных
групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции
культурных традиций и ценностей многонационального российского
государства
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий
основами эстетической культуры
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и
воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье,
ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со
своими детьми и их финансового содержания

Код личностных
результатов
реализации
программы
воспитания
ЛР 5

ЛР 7

ЛР 8

ЛР 11
ЛР 12

16

Контрольно-измерительные материалы по дисциплине
«Психология общения»
Пояснительная записка
Дисциплина: «Психология общения»
Специальность: 35.02.08

Электрификация и автоматизация
сельского хозяйства

Курс 5
Основная учебная литература Панфилова А. П. Теория и практика общения :
учеб, пособие для студ. сред. Учебн. заведений / А. П. Панфилова. — М.:
Издательский центр «Академия», 2011. — 288 с.
Время выполнения работы: 45 мин.
Период проведения контроля:
Максимальная учебная нагрузка – 48 часов
Аудиторная учебная нагрузка – 32 ч
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета.

17

Требования к результатам освоения
основной профессиональной образовательной программы.
В процессе изучения дисциплины, а также на основании результатов
итоговой аттестации оценивается уровень сформированности той или иной
компетенции.
ПК 4.1. Планировать основные показатели электрического хозяйства
сельскохозяйственных потребителей и автоматизированных систем
сельскохозяйственной техники.
ПК 4.2. Планировать выполнение работ и оказание услуг исполнителями.
ПК 4.3. Организовывать работу трудового коллектива.
ПК 4.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ и
оказания услуг
исполнителями.
ПК 4.5. Изучать рынок и конъюнктуру продукции и услуг в области
профессиональной
деятельности.
ПК 4.6. Участвовать в выработке мер по оптимизации процессов
производства продукции и
оказания услуг в области профессиональной деятельности.
ПК 4.7. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность
и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения
в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой
для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии
для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать еѐ сплочение,
эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных,
организовывать и контролировать их работу с принятием на себя
ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации.
18

ОК 9. Быть
деятельности.

готовым

к

смене

технологий

в

профессиональной

Перечень элементов содержания,
проверяемых на контрольной работе по дисциплине
«Психология общения»
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:


взаимосвязь общения и деятельности;



цели, функции, виды и уровни общения;



роли и ролевые ожидания в общении;



виды социальных взаимодействий;



механизмы взаимопонимания в общении;



техники и приемы общения,



правила слушания, ведения беседы, убеждения;



этические принципы общения;



источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:



применять техники и приемы эффективного общения в
профессиональной деятельности;



использовать приемы саморегуляции поведения в процессе
межличностного общения.
Личностные результаты
реализации программы воспитания

Демонстрирующий
приверженность
к
родной
культуре,
исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу,
малой
родине,
принятию
традиционных
ценностей
многонационального народа России
Осознающий приоритетную ценность личности человека;
уважающий собственную и чужую уникальность в различных
ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям

Код личностных
результатов
реализации
программы
воспитания
ЛР 5

ЛР 7
ЛР 8
19

различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных
групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции
культурных традиций и ценностей многонационального российского
государства
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий
основами эстетической культуры
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и
воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье,
ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со
своими детьми и их финансового содержания

ЛР 11
ЛР 12

Спецификация контрольных измерительных материалов
для проведения контрольной работы по дисциплине «Психология
общения»
1. Назначение контрольно – измерительных материалов.
Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень
освоения студентами Федерального компонента государственного стандарта.
2. Документы, определяющие содержание контрольной работы.
Содержание контрольной работы определяется на основе следующих
документов:
1)

Примерная

программа,

разработанная

на

основе

федерального

государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальностям.
2) Рабочая программа дисциплины.
В контрольной работе используются задания разных типов, форма
задания обеспечивает его адекватность проверяемым умениям.
4. Структура контрольной работы:
Контрольная работа состоит из трѐх частей включающих 27 заданий.
Эти части выделяются:

20

Часть 1 включает 25 заданий (А1-А25). К каждому заданию приводятся
варианты ответов, один из которых, верный
Часть 2 содержит 5 заданий (В1-В5), где нужно дать определение понятиям
Таблица 1. Распределение заданий контрольной работы по частям работы.
Части работы

Число заданий

Максимальный

Тип заданий

балл
Часть 1

20

20

с выбором ответа

Часть 2

5

10

Полное и чѐткое
определение
понятий

Итого:

25

30

Таблица 2. Критерии оценивания заданий контрольной работы по правовому
обеспечению профессиональной деятельности.
Объем выполненной работы

Количество баллов

Отметка

90-100 %

26 - 30

5

89- 70 %

22 - 25

4

69- 59 %

19 - 21

3

менее 18

2

Менее 59%

Методика оценивания
№ вопроса

Критерии

Количество
баллов

Часть I
А1 –А25

Из предложенных вариантов выбран один За

каждый
21

правильный ответ.

правильный
ответ 1 балл

Часть II
Б1- Б5

Дано правильное, чѐткое определение

По 2 балла

Инструкция по выполнению работы
На выполнение контрольной работы отводится 45 минут. Работа
состоит из 2 частей, включающих 25 заданий.
Часть 1 включает 20 заданий (А1-А20). К каждому заданию приводятся
варианты ответов, один из которых, верный.
Часть 2 содержит 5 заданий (В1-В5): дать определение понятиям.

Инструкция по выполнению контрольной работы.
Внимательно прочитайте каждое задание и предполагаемые варианты ответа, если
они имеются. Отвечайте только после того, как Вы поняли вопрос и проанализировали все
варианты ответа.
Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое - то задание
вызывает затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые
уверены. К пропущенным заданиям Вы можете вернуться позже.
За выполнение различных по сложности заданий даѐтся от одного до пяти баллов. Баллы,
полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь как можно
больше выполнить заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!

Бланк ответов
22

Фамилия, имя студента________________
Группа________________
Вариант _______________
А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

ответа

вариантов

Номера

Номера заданий типа А с выбором ответа из предложенных вариантов

Результаты выполнения заданий типа В с ответом в краткой форме
В1
В2
В3
В4
В5

Тестовые задания
Дисциплина: «Психология общения».
ЧАСТЬ А
Указание № 1: В заданиях с 1-20 выберите один правильный вариант ответа.
1. Социально-психологическое явление, которое вмещает в себя все богатство
многообразных духовных и материальных форм жизнедеятельности человека и
является его насущной потребностью:
а) перцепция
б) общение
в) сублимация
г) коммуникативная компетентность
23

2. Функция, представляющая диалог с самим собой, позволяющий обдумать
принимаемые решения и поступать в той или иной ситуации более обдуманно и
разумно:
а) информационно – коммуникативная
б) функция подтверждения
в) внутриличностная функция общения
3. Вид общения (повелительный, не допускающий выбора) — как правило,
авторитарная (силовая) форма воздействия на партнера по общению. Его основной
целью является подчинение одним из партнеров другого, достижение контроля над
его поведением, мыслями, а также принуждение к определенным действиям и
решениям. В данном случае партнер выступает обычно как пассивная сторона, как
механизм, которым следует управлять:
а) императивное
б) деловое
в) манипулятивное
г) повседневное
4. Внушающая, модель общения, искусство внушать, а не рассказывать, широко
используется в практике взаимодействия, например на деловых совещаниях или в
воспитательных беседах с людьми, нуждающимися в мотивационной коррекции:
а) суггестивная модель общения
б) экспрессивная
в) ритуальная
г) убеждающая
5. Коммуникация, осуществляющаяся посредством речи и ее слушания:
а) вербальная
б) невербальная
6. Вид слушания, которое предполагается способность человека эмоционально
откликаться на переживания и чувства других людей:
а) эмпатическое
б) направленное
в) критическое
7. Процесс восприятия, способствующий взаимопониманию участников общения:
а) информация
б) интеракция
в) перцепция
8. Эмоциональное сопереживание другому человеку, основанное на умении
правильно представить себе, что происходит в душе другого человека, как он
оценивает окружающий мир:
а) идентификация
б) эмпатия
в) стратификация
9. Восприятие посредством ощущений, типичное выражение: «атмосфера невыносимая»:
а) визуальное
б) кинестетическое
в) аудиальное
10. Вид диалога равноправных личностей:
24

а) субъект – субъектные отношения
б) объект - субъектные отношения
в) объект - объектные отношения
11.
Взаимодействие
в
группе,
характеризующееся
противостоянием,
противоборством сторон для достижения собственных целей и интересов:
а) кооперация
б) конкуренция
в) организационная культура
12. Построение поведения в соответствии с требованиями ситуации социального
действия (взаимодействие, совместная работа, межличностное общение):
а) социальная роль
б) позиция
в) статус
г) оценочное отношение
13. Техника, рассчитанная на некритическое восприятие слов, выраженных в них
мыслей и волевых импульсов:
а) заражение
б) внушение
в) гипноз
г) убеждение
14. Столкновение противоположных целей, интересов, взглядов, позиций или
мнений двух и более людей:
а) общение
б) беседа
в) конфликт
г) сублимация
15. Наиболее распространенный тип конфликта из-за несовместимости взглядов,
интересов, целей, направленности и потребностей участников взаимодействия,
преследующих свои конкретные цели:
а) межличностный
б) внутриличностный
в) между группой и членом группы
г) межгрупповой
16. Конфликты, возникающие в тех случаях, когда оппоненты не выходят за рамки
этических норм деловых отношений и разумных аргументов:
а) конструктивные
б) неконструктивные
в) деструктивные
г) демотивация
17. Система этических норм, ценностей, которые признаны и приняты людьми:
а) манера поведения
б) мораль
в) этика
г) речевые нормы
18. Обращенность сознания человека к самому себе; поглощенность собственными
проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что
происходит вокруг:
а) экстраверсия
б) интроверсия
в) препятствие
25

г) клише
19. Ситуация, когда обе стороны идут на жертвы ради поиска общих интересов:
а) компенсация
б) компромисс
в) избегание
г) уход от ситуации
20. Состояние, характеризующееся эмоциональной неустойчивостью, тревогой,
низким самоуважением, вегетативными расстройствами:
а) интроверсия
б) негативизм
в) невротизм
г) остракизм

В1

ЧАСТЬ В.
Указание № 2: Дайте определение понятиям.
Невербальная коммуникация -

В2

Принцип сотрудничества –

В3

Рефлексия –

В4

Самоактуализация –

В5

Сенситивность –

Матрица ответов
А

А

А

А

А

А

А

А

А

А1

А1

А1

А1

А1

А1

А1

А1

А1

А1

А2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

б

в

а

а

б

б

б

в

ответа

Номера вариантов

Номера заданий типа А с выбором ответа из предложенных вариантов

б

1 вариант
в

в

г

а

а

в

б

б

а

в

а

Результаты выполнения заданий типа В с ответом в краткой форме
В1

Невербальная коммуникация — движения и особенности голоса человека при
передаче им вербального сообщения.

26

В2

В3
В4
В5

Принцип сотрудничества — состоит в том, что беседы будут протекать удачно,
когда вклад участников разговора будет соответствовать его цели.

Рефлексия — способность сознания человека сосредоточиться на себе.
Самоактуализация — стремление человека к возможно более полному
выявлению и развитию своих личностных возможностей
Сенситивность — чувствительность; способность одного человека точно
предсказать чувства, мысли и поведение другого, обычно сопровождается
повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, всякого рода испытаний.

ЛИТЕРАТУРА.
Основные источники:
1. Бодалѐв А.А. Психология общения. М.: МПСИ. 2002.-320с.
2. Зельдович Б.З. Деловое общение. М.: Альфа. 2011.-456с.
3. Рогов Е.С. Психология общения. М.: Владос.2003.
Дополнительные источники:
1.Андреева Т.М. Социальная психология. М.: 2000.-375с.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Харвест. 2006.

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».