ЕН. 03 Экологические основы природопользования

2

Министерство образования молодѐжной политики
Свердловской области.
ГАПОУ СО «КРАСНОУФИМСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Рассмотрено цикловой
Комиссией экономических
дисциплин
Протокол
№ ___ от «___» _______20__г.
Председатель
Попова А.В. _______

Утверждаю:
Зам. директора по УР
«___» _______20__г.
Приѐмщиков А.Е._______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины
Экологические основы природопользования
Специальность: 21.02.05. «Земельно-имущественные отношения»
Курс 2

Группа 21-ЗИО

2022 г.

2

3

Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с примерной программой, разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 21.02.05 Земельно-имущественные отношения (базовая подготовка).
утверждѐнного 07.05.2014 № 349, с учѐтом программы воспитания по специальности «Земельно-имущественные отношения».

Разработчик: Порядина Любовь Ивановна, преподаватель высшей квалификационной категории.
Чебыкина Г.А. преподаватель ГАПОУ СО «Красноуфимский
аграрный колледж»

3

4
СОДЕРЖАНИЕ

стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

ОСВОЕНИЯ

4

5

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Экологические основы природопользования
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 21.02.05. Земельно – имущественные отношения (базовая подготовка).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в математический и общий естественно-научный
цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
 использовать представления о взаимосвязи организмов и среды обитания в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
 состояние природных ресурсов России и мониторинг окружающей среды;
 экологические принципы рационального природопользования.
1.4.Специалист по земельно-имущественным отношениям базовой подготовки должен обладать общими компетенциями, включающими в себя
способность:
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей проОК 1
фессии, проявлять к ней устойчивый интерес .
Анализировать социально-экономические и политические проблемы и
ОК 2
процессы, использовать методы гуманитарно-социологических наук в
различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Организовывать свою собственную деятельность, определять методы
ОК 3
и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестанОК 4
дартных ситуациях.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
ОК 5
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, активно
ОК 6
5

6

ОК 7
ОК 8
ОК 9
ОК 10
ОК 11

общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
Уважительно и бережно относиться к историческому наследию и
культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и
культурные традиции.
Соблюдать правила техники безопасности, нести ответственность за
организацию мероприятий по обеспечению безопасности труда.
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний *(для юношей)

Специалист по земельно – имущественным отношениям базовой подготовки должен обладать профессиональными компетенциями:
.
ПК 1.1. Составлять земельный баланс района
ПК 1.2. Подготавливать документацию, необходимую для принятия управленческих решений по эксплуатации и развитию территорий.
ПК 1.3. Готовить предложения по определению экономической эффективности использования имеющегося недвижимого имущества.
ПК 1.4. Участвовать в проектировании и анализе социально-экономического
развития территории.
ПК 1.5. Осуществлять мониторинг земель территории.
ПК 2.1. Осуществлять комплекс кадастровых процедур.
ПК 2.2. Определять кадастровую стоимость земель.
ПК 2.3. Выполнять кадастровую съемку.
ПК 2.4. Осуществлять кадастровый и технический учет недвижимости.
ПК 2.5. Формировать кадастровое дело.
ПК 3.1. Выполнять работы по картографо - геодезическому обеспечению
территорий, создавать графические материалы.
ПК 3.2. Использовать государственные геодезические сети и иные сети для
производства картографо – геодезических работ.
ПК 3.3. Использовать в практической деятельности геоинформационные системы.
ПК 3.4. Определять координаты границ земельных участков и вычислять их
площади.
ПК 3.5. Выполнять поверку и юстировку геодезических приборов и инструментов.
ПК 4.1. Осуществлять сбор и обработку необходимой и достаточной информации об объекте оценки и аналогичных объектах.
ПК 4.2. Производить расчеты по оценке объекта оценки на основе применимых подходов и методов оценки.
6

7

ПК 4.3.
ПК 4.4.
ПК 4.5.
ПК 4.6.

Обобщать результаты, полученные подходами, и давать обоснованное заключение об итоговой величине стоимости объекта оценки.
Рассчитывать сметную стоимость зданий и сооружений в соответствии с действующими нормативами применяемыми методиками.
Классифицировать здания и сооружения в соответствии с принятой
типологией.
Оформлять оценочную документацию в соответствии с требованиями нормативных актов, регулирующих правоотношения в этой области

Личностные результаты
реализации программы воспитания
(дескрипторы)

Осознающий себя гражданином и защитником великой страны
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий
приверженность принципам честности, порядочности, открытости,
экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан
России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным
поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа»
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального
народа России
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность
к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во
всех формах и видах деятельности.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям
различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных
групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции
культурных традиций и ценностей многонационального российского государства

Код личностных
результатов
реализации
программы
воспитания
ЛР 1

ЛР 2

ЛР 3

ЛР 4

ЛР 5
ЛР 6
ЛР 7

ЛР 8

7

8
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ,
ЛР 9
азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в
ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой
ЛР 10
безопасности, в том числе цифровой
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий
ЛР 11
основами эстетической культуры
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и
воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье,
ЛР 12
ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со
своими детьми и их финансового содержания
Личностные результаты
реализации программы воспитания,
определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности1
Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цеЛР 13
ли и сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности
Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деяЛР 14
тельности
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные субъектом
Российской Федерации2 (при наличии)
…
ЛР …
ЛР …
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями3
(при наличии)
…
ЛР …
ЛР …
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные субъектами
образовательного процесса (при наличии)
Сохранение традиций и поддержание престижа своей образовательЛР 15
ной организации
Соблюдать дисциплину труда
ЛР 16

8

9

9

10

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
внеаудиторной самостоятельной работы
Итоговая аттестация в форме
дифференцированного

Объем
часов
48
32
нет
16
16
зачета

10

11

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»
Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся

Объем часов

1

2

3

Раздел 1. Введение в экологию
Тема 1.1. Введение в эколо- Содержание учебного материала
гию
1.
Экология, общие понятия. Проблемы экологии. Цель и задачи экологии.
2.
Раздел 2. Экология окружающей среды
Тема 2.1. Понятие и содержание экологии окружающей среды

Самостоятельная работа
Законы, принципы и правила экологии.

Содержание учебного материала
3.
Факторы внешней среды: качество и объем солнечной радиации, температура и
влажность воздуха, движение воздушных и водных масс.
Факторы внутренней среды: численность и структура популяций, наличие и
концентрация биогенных элементов, объем и качество пищи. Абиотические и
биотические факторы среды.
Содержание учебного материала
5.
Самостоятельная работа
Три типа экосистемы: микроэкосистема, мезоэкосистема, макроэкоситема. Компоненты экосистем: климатоп, субстрат, живое вещество, биоинформация.
4.

Тема 2.2. Экосистема

6.

Самостоятельная работа
Три группы природных экосистем по Ю. Одуму: наземные, пресноводные и
морские. Организмы: продуценты, консументы и редуценты. Компоненты экосистем: климатоп, субстрат, живое вещество, биоинформация.

7.

Биосфера – среда обитания. Экологическая ниша. Ноосфера

Результаты
освоения
4

ОК- 1,5
ЛР- 1, 10

2
2
ОК- 1,5
ЛР- 1, 10

2

2

2

2

2

ОК- 1,5

11

12
ЛР- 1, 10

Раздел 3. Экология использования природных
ресурсов
Тема 3.1. Экология природных ресурсов.

Содержание учебного материала
8.
Экология природных ресурсов.
Классификация природных ресурсов. Лес
9

Тема 3.2. Экологические
последствия использования
природных ресурсов.

Раздел 4. Деградация
окружающей среды
Тема 4.1. Природные и техногенные явления и факторы, формирующие деградационные процессы

Самостоятельная работа
Энергетические ресурсы. Газо-атмосферные ресурсы. Водные ресурсы.
Почвенно-геологические ресурсы.

2

2

Содержание учебного материала
10.

Экологические последствия в атмосфере.

2

11.

Самостоятельная работа
Экологические последствия в гидросфере.
Экологические последствия в литосфер

2

Содержание учебного материала
12.
Природные и техногенные явления и факторы, формирующие деградационные
процессы
13.

Деградация климата земли (парниковый эффект).
Геофизические процессы возникновения парникового эффекта. Причины и следствия парникового эффекта , пути снижения парникового эффекта.
Деградация защитных свойств атмосферы земли (уменьшение озонового слоя).
Озоновый слой земли его защитные свойства.
Озоноразрушающие процессы, причины и следствия.

ОК- 1,5
ЛР- 1, 10

2

2

12

13

14

Раздел 5. Правовые основы природопользования и
охраны окружающей среды
Тема 5.1. Экологическое
право как регулятор экологических общественных отношений.

Почвы в биосфере
Деградация почв, причины и следствия.

15.

Отходы: понятие, классификация, источники.

2
2

16.

Утилизация отходов

2

Содержание учебного материала
17.
Самостоятельная работа
Экологически общественные отношения. Объекты экологических общественных
отношений. Источники экологического права: законы, подзаконные акты, конституция, кодексы.
18.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды».

Раздел 6. Экологический
мониторинг
Тема 6.1. Экологический
мониторинг – комплексная
система регулярных наблюдений.

Содержание учебного материала
19. Экологический мониторинг.
Глобальный экологический мониторинг.
Региональный экологический мониторинг.

Тема 6.2. Единая государственная система экологического мониторинга
(ЕГСЭМ).

Содержание учебного материала
20. Самостоятельная работа
Координатные возможности ЕГСЭМ. Составные части ЕГСЭМ. Структура
ЕГСЭМ.

ОК- 1,5
ЛР- 1, 10

2
ОК- 1,5
ЛР- 1, 10

2

2

2

ОК- 1,5
ЛР- 1, 10

13

14
Раздел 7. Международные
аспекты экологии природопользования
Тема 7.1. Международное
сотрудничество в экологии
природопользования
Тема 7.2. Международное
сотрудничество в области
охраны природы и природопользования.

Содержание учебного материала
21. Самостоятельная работа
Экополитология – наука о развитии межгосударственных отношений в области
совместного (регионального и глобального) природопользования.
Содержание учебного материала
22. Международные неправительственные организации.
23.

2

2

Международные правительственные организации (программы).

2

24. Итоговое занятие

2
Всего:
аудиторных

48
32

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

14

15

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Обеспечение специальных условий для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ):








а) для слепых:
присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь;
выпуск альтернативных форматов методических материалов (крупный шрифт или
аудиофайлы);
б) для слабовидящих:
обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
учебно-методические материалы оформляются увеличенным шрифтом;
в) для глухих и слабослышащих, с тяжелыми нарушениями речи:
обеспечивается надлежащими звуковыми средствами воспроизведение информации;
по их желанию промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
г) с нарушениями опорно – двигательного аппарата:
организуется безбарьерная архитектурная среда образовательного учреждения, рабочего места.

3.2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебных фильмов по проблемам экологии и охране окружающей среды.
Технические средства обучения:
- мульти-медиапроектор.
3.3. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:

1. М.В. Гальперин. Экологические основы природопользования. – М.: Форум, 2009.
2. В.Ф. Протасов. Экологические основы природопользования. – М.: Альфа-М, Инфра-М, 2010.
3. В.М. Константинов, Ю.Б. Челидзе. Экологические основы природо-пользования. М.: Академия, 2010.
4. Л.Н. Блинов, И.Л. Перфилова, Л.В. Юмашева. Экологические основы природопользования. - М.: Дрофа, 2010.
5. Закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2010 № 7-ФЗ.
Дополнительные источники:
1. Буров В.Н., Малинников В.А. Экология. Изд-во МИИГАиК, Москва, 2008.
2. Буров В.Н. Экология природопользования. Москва, МИИГАиК, 2006.

15

16

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и
лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
1
Уметь:
 использовать представление о взаимодействии организмов и среды обитания в профессиональной деятельности
Знать:
 состояние природных ресурсов России и мониторинг окружающей среды
 экологические принципы рационального природопользования

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
2
Устный, письменный контроль,
Внеаудиторная самостоятельная работа,
написание рефератов, докладов.
Тестирование.
Дифференцированный зачет

Основные показатели
оценки результата
ЛР 1
ЛР 2
ЛР 5
ЛР 7
ЛР 9
ЛР 10

Осознаѐт себя гражданином великой страны
Занимает активную гражданскую позицию
Уважает своѐ Отечество, любит свою Родину
Уважительно относиться к людям иной национальности
Уважительно относиться к результатам своего
труда и чужого труда.
Знает и понимает о важности защиты окружающей среды

Формы и методы
контроля и оценки
Наблюдение, опрос, беседа,
Наблюдение, опрос, беседа,
Наблюдение, беседа
Наблюдение, беседа
Наблюдение, беседа
Наблюдение, беседа, опрос,
дифзачѐт

16

17

Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
ГБПОУ СО «Красноуфимский аграрный колледж»

Контрольно – оценочные средства
по учебной дисциплине

Экологические основы природопользования

Специальность: Земельно - имущественные отношения
Курс 2 группа 21 ЗИО

17

18

Инструкция для выполнения работы
На выполнение работы отводится 45 минут.
Работа состоит из частей А, Б, С, включающих 20 заданий.
Часть А включает 10 заданий (1-10). К каждому заданию приводятся варианты ответов, один из которых правильный. За каждое правильное выполненное задание выставляется 1 балл. Максимальное число баллов этой части –
10
Часть Б содержит 5 заданий (11-15) более сложного уровня – задания открытой формы на дополнение. За верно выполненное задание выставляется 2
балла. Максимальное число баллов этой часть – 10
Часть С содержит задания со свободным ответом (16-20). За верное выполнение заданий выставляется по 4 балла. Максимальное количество баллов
за эту часть заданий –
20
Максимальное количество баллов за все задания теста –
ми40
нимальная оценка за тестовые задания – 24 балла.
Критерии оценивания тестового контроля знаний обучающегося
Количество правильных
Количество баллов
Оценка
ответов
90-100%
36-40
отлично
70-89%
28-35
хорошо
60-69%
24-27
удовлетворительно
0-59%
23-0
неудовлетворительно
Минимум для дифференцированного зачета 60 % правильных ответов –
24 балла.

Тестовые задания
Дисциплина: «Экологические основы природопользования»
ЧАСТЬ А
Указание № 1 В заданиях с 1-10 выберите один правильный ответ.
1. Источники техногенного воздействия на окружающую среду:
18

19

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

А – полеты самолетов
Б – предприятия, транспорт
В – вулканы, цунами
Критическое состояние окружающей среды, угрожающее существованию человека:
А – экологический кризис
Б – экологическая безопасность
В – экологический риск
Комплексное научно-обоснованное использование природных богатств, при котором достигается максимально возможное сохранение
природных ресурсов при минимальном нарушении экосистем и способности к самовосстановлению – это
А – природопользование
Б – нерациональное природопользование
В – рациональное природопользование
Металл, бумагу, ткани, пластмассу можно подвергать вторичной переработке, так как это …………
А – позволяет расширить объемы добычи полезных ископаемых
Б – позволяет экономить первичное сырье, уменьшить количество твердых отходов
В – увеличивает количество твердых бытовых и промышленных отходов
Незаконная порубка и повреждение деревьев, кустарников относятся к
____________________ ответственности.
А – социальной
Б – административной
В – уголовной
Понятие экологического мониторинга включает в себя:
А – комплекс мероприятий по улучшению окружающей среды
Б – систему наблюдений за состоянием и изменениями окружающей среды
В – способы очистки воздуха от взвешенных частиц
Состояние защищенности человека, общества, природы и государства
от реальных и потенциальных угроз, создаваемых антропогенным или
естественным воздействием на окружающею среду называют…
А – социальной опасностью
Б – демографической опасностью
В – экологической безопасностью
Год создания международной Красной книги редких и исчезающих
видов животных и растений
А – 1963
Б – 1990
В – 2000
19

20

9. Исчерпаемые природные ресурсы:
А – солнечная радиация, морские приливы
Б – богатство недр, почва, растительный мир
В – воздух, энергия ветра, воды мирового океана
10.Особо охраняемое законом пространство, пребывание в пределах которого очень строго ограничено или запрещено, называется…..
А – Заказники
Б – Национальные парк
В – Государственный заповедник.
ЧАСТЬ Б
Указание № 2. Задания 11-15 открытого типа, на дополнение
11.Основные механизмы социально-экологического контроля:
1 - ____________________________________
2 - ____________________________________
3 - ____________________________________
4 - ____________________________________
12.При незначительном вмешательстве человека в экосистемы биосфера
сохраняет свое ______________________
13.За нарушения законодательства в области охраны окружающей среды
согласно ФЗ «Об охране окружающей среды» (Ст.75) устанавливаются
ответственности:
1 - ____________________________________
2 - ____________________________________
3 - ____________________________________
4 - ____________________________________
14.Наука, изучающая условия существования живых организмов во взаимосвязи с окружающей средой – это
1 - ____________________________________
15.Роль Международного союза охраны природы (МСОП)
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
ЧАСТЬ С
16.Установите порядок процедуры мониторинга
1. Обследование объекта наблюдения
2. Выделение объекта наблюдения
20

21

3.
4.
5.
6.
7.

Планирование измерений
Идентификация с информационной моделью
Прогнозирование изменений состояния объекта наблюдений
Составление информационной модели объекта наблюдений
Представление информации в удобной для пользователя форме.

17. Соотнести понятия классификации отходов
1. агрегатное состояние
А – бытовые, промышленные
2. химический состав
Б – твердые, жидкие, газообразные
3. происхождение
В – органические, неорганические
18. Источники загрязнения атмосферы:
1. __________________________________________________
2. __________________________________________________
3. __________________________________________________
4. __________________________________________________
5. __________________________________________________
19. Предложите пути рационального использования поверхностных вод:
1. __________________________________________________
2. __________________________________________________
3. __________________________________________________
4. __________________________________________________
5. __________________________________________________
20. Предложите пути рационального использования почвы:
1. __________________________________________________
2. __________________________________________________
3. __________________________________________________
4. __________________________________________________
5. __________________________________________________
6. __________________________________________________

21

22

Бланк для выполнения тестового задания.
Дисциплина «Экологические основы природопользования»
№ воколичество
ответ
проса
баллов
ЧАСТЬ А
1.
1
2.
1
3.
1
4.
1
5.
1
6.
1
7.
1
8.
1
9.
1
10.
1
ЧАСТЬ Б
11.
1.
2
2.
3.
4.
12.
2
13.
1.
2.
2
3.
4.
14.
2
15.
2
ЧАСТЬ С
16.
4
17.
1 - __________; 2 - ___________; 3 -__________
4
18.

19.

1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.

4

4

22

23

20.

3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
5.
6.

4

Критерии оценивания
36-40 баллов – оценка «5»
28-35 баллов – оценка «4»
24-27 баллов – оценка «3»
23-0 баллов – оценка «2»
Общий балл ______________________
Оценка ___________________________
Дата _____________________________
Подпись преподавателя _____________

23

24

Инструкция проверки
Ключ к тесту
Дисциплина: «Экологические основы природопользования»
количе№ воответ
ство балпроса
лов
ЧАСТЬ А
1.
Б
1
2.
А
1
3.
В
1
4.
Б
1
5.
В
1
6.
Б
1
7.
В
1
8.
А
1
9.
Б
1
10.
В
1
ЧАСТЬ Б
11.
1. правовые
2
2. административные
3. моральные
4. этические
12.
Равновесие
2
13.
1. имущественная
2
2. дисциплинарная
3. административная
4. уголовная
14.
экология
2
15.
МСПО – лидер Международного природоохранного
2
движения, создана Красная книга, природоохранные законодательства, объединяет 150 стран
ЧАСТЬ С
16.
2,1,6,3,4,5,7
4
17.
1–Б
4
2–В
24

25

18.

3–А
Источники загрязнения атмосферы
1. извержение вулканов
2. лесные пожары
3. транспорт
4. промышленные предприятия
5. твердые бытовые отходы
Модельный ответ:
Критерии
Правильно записано 5 источников загрязнения атмосферы
Правильно записано 3 источника загрязнения атмосферы
Правильно записано 2 источника загрязнения атмосферы
Правильно записано 1 источник загрязнения атмосферы

19.

Баллы
4
3
1
0

Пути рационального использования поверхностных вод:
1. Жесткая очистка сточных вод
2.Переход на малоотходные технологии
3. Аккуратное освоение нефтяных месторождений
4. Запрет на захоронение токсических веществ в океане
5.Сохранять мораторий на испытание ядерного оружия
Модельный ответ:
Критерии
Правильно записано 5 путей рационального
использования вод
Правильно записано 4 пути рационального
использования вод
Правильно записано 3 пути рационального
использования вод
Правильно записано 2 пути рационального
использования вод

20.

4

Баллы
4
3
2
0

Пути рационального использования почвы:
1. Защита земель от эрозий
2. Внедрение почвозащитных севооборотов
3. Безотвальная обработка почвы
4. Внесение органических и минеральных удобрений
5. Разумное использование пестицидов
6. Биологическое земледелие
Модельный ответ:
Критерии
Правильно записано 6 путей рационального
использования почв
Правильно записано 4 пути рационального

4

4

Баллы
4
3
25

26
использования почв
Правильно записано 3 пути рационального
использования почв
Правильно записано менее 2 путей рационального использования почв

2
0

Критерии оценивания тестового контроля знаний обучающегося
Количество правильных
ответов
90-100 %
70-89 %
60-69 %
0-59 %

Количество баллов

Оценка

36-40
35-28
24-27
23-0

«отлично»
«хорошо»
«удовлетворительно»
«неудовлетворительно»

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».