История

.

Рабочая

программа

общеобразовательной

дисциплины

«История»

разработана на основе:
– примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины
«История»

для

профессиональных

образовательных

организаций,

утвержденной на заседании Совета по оценке содержания и качества
примерных

рабочих

программ

общеобразовательного

и

социально-

гуманитарного циклов среднего профессионального образования, протокол
№ 14 от «30» ноября 2022 г. (ИРПО),
– федерального государственного стандарта среднего профессионального
образования для УГПС 21.00.00 и профиля профессионального образования
специальностей по программе подготовки специалистов среднего звена
среднего профессионального образования (ППССЗ СПО),
– с учетом Рабочей программы воспитания по специальности 21.02.19
Землеустройство
Организация разработчик: ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный
колледж»
Разработчик: Городилов Д.А. – преподаватель

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА .................................................
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:
.......................................................................
3.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА . ..........
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
.......................................................................
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ . .........................................

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО
Общеобразовательная дисциплина «История» является обязательной
частью общеобразовательного цикла образовательной программы в
соответствии с ФГОС по специальности 21.02.19 Землеустройство.
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1. Цель общеобразовательной дисциплины
Главной целью общего исторического образования является
формирование у обучающегося целостной картины российской и мировой
истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для
понимания современного места и роли России в мире, важность вклада
каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю,
формирование личностной позиции по основным этапам развития
российского государства и общества, а также современного образа России
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной
дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании ОК и ПК

4

Код и наименование
формируемых
компетенций
ОК 01. Выбирать способы
решения
задач
профессиональной
деятельности применительно
к различным контекстам

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие
В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности
мастерства, трудолюбие;
- готовность к активной деятельности
технологической
и
социальной
направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять
такую деятельность;
интерес
к
различным
сферам
профессиональной деятельности,
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
самостоятельно
формулировать
и
актуализировать проблему, рассматривать ее
всесторонне;
- устанавливать существенный признак или
основания для сравнения, классификации и
обобщения;
- определять цели деятельности, задавать
параметры и критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при
решении жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:

Дисциплинарные
-уметь критически анализировать для решения познавательной
задачи аутентичные исторические источники разных типов
(письменные, вещественные, аудиовизуальные) по истории
России и зарубежных стран ХХ – начала XXI в., оценивать их
полноту и достоверность, соотносить с историческим
периодом; выявлять общее и различия; привлекать
контекстную информацию при работе с историческими
источниками;
-владеть комплексом хронологических умений, умение
устанавливать причинно-следственные, пространственные
связи исторических событий, явлений, процессов с
древнейших времен до настоящего времени;
-уметь анализировать, характеризовать и сравнивать
исторические события, явления, процессы с древнейших
времен до настоящего времени

5

владеть
навыками
учебноисследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу
ее решения, находить аргументы для
доказательства своих утверждений, задавать
параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения
задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных
предметных областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать
оригинальные подходы и решения;
способность
их
использования
в
познавательной и социальной практике
ОК
02.
Использовать
современные средства поиска,
анализа
и
интерпретации
информации,
и
информационные технологии
для
выполнения
задач
профессиональной
деятельности

В области ценности научного познания:
сформированность
мировоззрения,
соответствующего
современному
уровню
развития науки и общественной практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской
культуры как средства взаимодействия между
людьми и познания мира;
- осознание ценности научной деятельности,
готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую деятельность индивидуально
и в группе;

- уметь осуществлять с соблюдением правил информационной
безопасности поиск исторической информации по истории России и
зарубежных стран ХХ – начала XXI в. в справочной литературе, сети
Интернет, средствах массовой информации для решения
познавательных задач; оценивать полноту и достоверность
информации с точки зрения ее соответствия исторической
действительности;
- уметь объяснять критерии поиска исторических источников и
находить их; учитывать при работе специфику современных
источников социальной и личной информации; объяснять
значимость конкретных источников при изучении событий и
процессов истории России и истории зарубежных стран;
приобретение опыта осуществления учебно-исследовательской
деятельности

6

Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из
источников разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и
форм представления;
- создавать тексты в различных форматах с учетом
назначения информации и целевой аудитории,
выбирая оптимальную форму представления и
визуализации;
оценивать
достоверность,
легитимность
информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
- использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных
задач
с
соблюдением
требований эргономики, техники безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения,
правовых
и
этических
норм,
норм
информационной
безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты
информации, информационной безопасности
личности
ОК
04.
Эффективно - готовность к саморазвитию, самостоятельности и
взаимодействовать и работать в самоопределению;
коллективе и команде
-овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности;
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества
командной и индивидуальной работы;

- приобретать опыт осуществления проектной деятельности в форме
участия в подготовке учебных проектов по новейшей истории, в том
числе – на региональном материале (с использованием ресурсов
библиотек, музеев и т.д.);
- приобретать опыт взаимодействия с людьми другой культуры,
национальной и религиозной принадлежности на основе ценностей
современного российского общества: идеалов гуманизма,
демократии, мира и взаимопонимания между народами, людьми
разных культур; уважения к историческому наследию народов
России

7

ОК 05. Осуществлять устную и
письменную коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и культурного
контекста

- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению:
составлять
план
действий,
распределять роли с учетом мнений участников
обсуждать результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое
поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть инициативным
Овладение
универсальными
регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей
при анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на
ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции
другого человека
В области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая
эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда и общественных
отношений;
- способность воспринимать различные виды
искусства, традиции и творчество своего и других
народов, ощущать эмоциональное воздействие
искусства;
- убежденность в значимости для личности и
общества отечественного и мирового искусства,
этнических культурных традиций и народного
творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах
искусства, стремление проявлять качества
творческой личности;

- уметь составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной
форме исторических событий, явлений, процессов истории родного
края, истории России и всемирной истории ХХ – начала XXI в. и их
участников, образа жизни людей и его изменения в Новейшую
эпоху; формулировать и обосновывать собственную точку зрения
(версию, оценку) с опорой на фактический материал, в том числе
используя источники разных типов;
- отстаивать историческую правду в ходе дискуссий и других форм
межличностного взаимодействия, а также при разработке и
представлении учебных проектов и исследований по новейшей
истории,
аргументированно
критиковать
фальсификации
отечественной истории; рассказывать о подвигах народа при
защите Отечества, разоблачать фальсификации отечественной
истории

8

Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах
жизни;
- распознавать невербальные средства общения,
понимать
значение
социальных
знаков,
распознавать
предпосылки
конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку зрения
с использованием языковых средств
ОК 06. Проявлять гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать осознанное
поведение на основе
традиционных
общечеловеческих ценностей, в
том числе с учетом
гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных отношений,
применять стандарты
антикоррупционного поведения

осознание
обучающимися
российской
гражданской идентичности;
- целенаправленное развитие внутренней позиции
личности на основе духовно-нравственных
ценностей народов Российской Федерации,
исторических
и
национально-культурных
традиций, формирование системы значимых
ценностно-смысловых
установок,
антикоррупционного
мировоззрения,
правосознания,
экологической
культуры,
способности ставить цели и строить жизненные
планы;
В части гражданского воспитания:
- осознание своих конституционных прав и
обязанностей, уважение закона и правопорядка;
-принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических
и
демократических ценностей;
готовность
противостоять
идеологии
экстремизма,
национализма,
ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам;
- готовность вести совместную деятельность в
интересах гражданского общества, участвовать в

- понимать значимость России в мировых политических и
социально-экономических процессах ХХ – начала XXI в., знание
достижений страны и ее народа; умение характеризовать
историческое значение Российской революции, Гражданской войны,
нэпа, индустриализации и коллективизации в СССР, решающую
роль Советского Союза в победе над нацизмом, значение советских
научно-технологических успехов, освоения космоса; понимание
причин и следствий распада СССР, возрождения Российской
Федерации как мировой державы, воссоединения Крыма с Россией,
специальной военной операции на Украине и других важнейших
событий ХХ – начала XXI в.; особенности развития культуры
народов СССР (России);
- знать имена героев Первой мировой, Гражданской, Великой
Отечественной
войн,
исторических
личностей,
внёсших
значительный вклад в социально-экономическое, политической и
культурное развитие России в ХХ – начале XXI в.;
-уметь составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной
форме исторических событий, явлений, процессов истории родного
края, истории России и всемирной истории ХХ – начала XXI в. и их
участников, образа жизни людей и его изменения в Новейшую
эпоху; формулировать и обосновывать собственную точку зрения
(версию, оценку) с опорой на фактический материал, в том числе
используя источники разных типов;

9

самоуправлении
в
общеобразовательной
организации и детско-юношеских организациях;
- умение взаимодействовать с социальными
институтами в соответствии с их функциями и
назначением;
- готовность к гуманитарной и волонтерской
деятельности;
патриотического воспитания:
- сформированность российской гражданской
идентичности, патриотизма, уважения к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, свой язык и
культуру,
прошлое
и
настоящее
многонационального народа России;
- ценностное отношение к государственным
символам,
историческому
и
природному
наследию, памятникам, традициям народов
России, достижениям России в науке, искусстве,
спорте, технологиях и труде;
- идейная убежденность, готовность к служению и
защите Отечества, ответственность за его судьбу;
освоенные
обучающимися
межпредметные
понятия и универсальные учебные действия
(регулятивные,
познавательные,
коммуникативные);
- способность их использования в познавательной
и
социальной
практике,
готовность
к
самостоятельному
планированию
и
осуществлению
учебной
деятельности,
организации
учебного
сотрудничества
с
педагогическими работниками и сверстниками, к
участию
в
построении
индивидуальной
образовательной траектории;
- овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности

- уметь выявлять существенные черты исторических событий,
явлений, процессов; систематизировать историческую информацию
в соответствии с заданными критериями; сравнивать изученные
исторические события, явления, процессы;
- уметь устанавливать причинно-следственные, пространственные,
временные связи исторических событий, явлений, процессов;
характеризовать их итоги; соотносить события истории родного края
и истории России в ХХ – начале XXI в.; определять современников
исторических событий истории России и человечества в целом в ХХ
– начале XXI в.;
- уметь анализировать текстовые, визуальные источники
исторической информации, в том числе исторические карты/схемы,
по истории России и зарубежных стран ХХ – начала XXI в.;
сопоставлять информацию, представленную в различных
источниках; формализовать историческую информацию в виде
таблиц, схем, графиков, диаграмм;
- уметь защищать историческую правду, не допускать умаления
подвига народа при защите Отечества, готовность давать отпор
фальсификациям российской истории;
- знать ключевые события, основные даты и этапы истории России и
мира в ХХ – начале XXI в.; выдающихся деятелей отечественной и
всемирной истории; важнейшие достижения культуры, ценностные
ориентиры;
- понимать значимость роли России в мировых политических и
социально-экономических процессах с древнейших времен до
настоящего времени;
-уметь характеризовать вклад российской культуры в мировую
культуру;
- иметь сформированность представлений о предмете, научных и
социальных функциях исторического знания, методах изучения
исторических источников

10

ПК 4.2. Проводить
количественный и
качественный учет земель,
принимать участие в их
инвентаризации и мониторинге.

ПК 4.3. Осуществлять
контроль использования и
охраны земельных ресурсов.

ПК 4.4. Разрабатывать
природоохранные мероприятия.

- готовность к труду, осознание ценности
мастерства, трудолюбие;
- готовность к активной деятельности
технологической
и
социальной
направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять
такую деятельность;
интерес
к
различным
сферам
профессиональной деятельности,
- определять цели деятельности, задавать
параметры и критерии их достижения;
- самостоятельно формулировать и
актуализировать проблему, рассматривать ее
всесторонне;
- готовность к активной деятельности
технологической и социальной
направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять;

- уметь составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной
форме исторических событий, явлений, процессов истории родного
края, истории России и всемирной истории ХХ – начала XXI в. и их
участников, образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху.

- отстаивать историческую правду в ходе дискуссий и других
форм межличностного взаимодействия, а также при разработке
и представлении учебных проектов и исследований по
новейшей
истории,
аргументировано
критиковать
фальсификации отечественной истории;
-рассказывать о подвигах народа при защите Отечества,
разоблачать
фальсификации
отечественной
истории
формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию,
оценку) с опорой на фактический материал, в том числе используя
источники разных типов.

11

2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Базовый
уровень

Объем образовательной программы дисциплины

136

Основное содержание

136

в т. ч.:
теоретическое обучение

86

практические занятия

46

Промежуточная аттестация (Экзамен)

4

Срок освоения программы 1 год

12

2.2. Тематический план и содержание дисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала,
лабораторные и практические работы, прикладной модуль
(если предусмотрены)

1
2
Раздел 1. Россия в годы Первой мировой войны и Первая мировая война и послевоенный кризис
Великой Российской революции (1914–1922)
Тема 1.1.
Основное содержание
Россия и мир в
1. Новейшая история как этап развития человечества.
годы Первой
Мир в начале ХХ в. Новейшая история: понятие, хронологические рамки, периодизация.
мировой войны Развитие индустриального общества. Технический прогресс. Изменение социальной
структуры общества. Политические течения: либерализм, консерватизм, социалдемократия, анархизм. Рабочее и социалистическое движение. Профсоюзы.
Мир империй - наследие XIX в. Империализм и колонии. Национализм. Старые и новые
лидеры индустриального мира. Блоки великих держав: Тройственный союз, Антанта.
Региональные конфликты и войны в конце XIX - начале XX в.
2. Россия накануне Первой мировой войны: проблемы внутреннего развития,
внешняя политика.
Причины и начало и ход Первой мировой войны. Стремление великих держав к переделу
мира. Убийство в Сараево. Нападение Австро-Венгрии на Сербию. Вступление в войну
европейских держав. Цели и планы сторон. Люди на фронтах и в тылу. Националистическая
пропаганда. Новые методы ведения войны. Власть и общество в годы войны. Положение
населения в тылу воюющих стран. Вынужденные переселения, геноцид (трагедия
русофилов Галиции, армянского народа и др.). Рост антивоенных настроений.
Завершающий этап войны. Объявление США войны Германии. Бои на Западном фронте.
Революция в России и выход Советской России из войны. Капитуляция государств
Четверного союза.

Объе
м
часов
3
24

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции
4
ОК 01, ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 06

8

2

ОК 02
ОК 05
ОК 06

2

13

3.Российское государство и общество в годы Первой мировой войны.
Патриотический подъем на начальном этапе Первой мировой войны. Массовый героизм
воинов. Людские потери. Политизация и начало морального разложения армии.
Власть, экономика и общество в условиях войны. Милитаризация экономики.
Формирование военно-промышленных комитетов. Итоги Первой мировой войны.
Политические, экономические, социальные и культурные последствия Первой мировой
войны
Практические занятия
4. Итоги Первой мировой войны. Работа с картой
Тема 1.2.
Основное содержание
Основные этапы
5. Причины Великой российской революции и ее начальный этап.
и
хронология
Понятие Великой российской революции, продолжавшейся от свержения самодержавия
революционных до создания Советского Союза.
событий 1917 г.
Основные этапы и хронология революционных событий 1917 г. Февраль - март:
Первые
восстание в Петрограде и падение монархии. Конец Российской империи. Весна - лето 1917
революционные г.: зыбкое равновесие политических сил при росте влияния большевиков во главе с В.И.
преобразования Лениным.
большевиков
6. Первые революционные преобразования большевиков.
Первые мероприятия большевиков в политической, экономической и социальной сферах.
Борьба за армию. Декрет о мире и заключение Брестского мира. Национализация
промышленности. Декрет о земле и принципы наделения крестьян землей. Отделение
Церкви от государства.

Тема 1.3.
Гражданская
война и ее
последствия.
Культура
Советской
России в период
Гражданской
войны

Практические занятия
7. Первые революционные преобразования большевиков. Работа с источниками
Основное содержание

2

2
2
6

2
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06
2

2
2

6

ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06

14

8. Причины и этапы Гражданской войны в России.
Установление советской власти в центре и на местах осенью 1917 - весной 1918 г. Начало
формирования основных очагов сопротивления большевикам. Ситуация на Дону. Позиция
Украинской Центральной рады. Восстание чехословацкого корпуса.
Политика "военного коммунизма". Продразверстка, принудительная трудовая повинность,
административное распределение товаров и услуг. Разработка плана ГОЭЛРО. Создание
регулярной Красной Армии. Использование военспецов. Выступление левых эсеров.
Красный и белый террор, их масштабы. Убийство царской семьи. Ущемление прав
Советов в пользу чрезвычайных органов: ЧК, комбедов и ревкомов.
9. Причины победы Красной Армии в Гражданской войне.
Вопрос о земле. Национальный фактор в Гражданской войне. Декларация прав народов
России и ее значение. Эмиграция и формирование русского зарубежья. Последние
отголоски Гражданской войны в регионах в конце 1921-1922 г.
Повседневная жизнь. Городской быт: бесплатный транспорт, товары по карточкам,
субботники и трудовые мобилизации. Комитеты бедноты и рост социальной
напряженности в деревне. Проблема массовой детской беспризорности
Практические занятия
10. Революция и Гражданская война в России. Общественно-политическая и
социокультурная жизнь в РСФСР в годы Гражданской войны. Работа с историческими
источниками: агитационные плакаты, исторические революционные и военные песни,
отражающие события Гражданской войны
Профессионально-ориентированное содержание
11. «Жизнь в катастрофе»: культура повседневности и стратегии выживания в годы великих потрясений
(технологическая карта 1 примерного учебно-методического комплекса). Наш край в 1914-1922 гг.

2

2

2
2

2

Раздел 2. Межвоенный период (1918–1939). СССР в 1920–1930-е годы
30

ОК 01, ОК 02, ОК 04
ОК 05, ОК 06,
ПК 4.2, ПК 4.3, ПК
4.4.
ОК 01, ОК 02, ОК 04
ОК 05, ОК 06

15

Тема 2.1.
СССР в 20-е
годы. Новая
экономическая
политика

Основное содержание
6
12. Социально-экономический и политический кризис в РСФСР в начале 20-х гг.
Катастрофические последствия Первой мировой и Гражданской войн. Демографическая
ситуация в начале 1920-х гг. Экономическая разруха. Голод 1921-1922 гг. и его
преодоление. Реквизиция церковного имущества, сопротивление верующих и
преследование священнослужителей.
13. Предпосылки и значение образования СССР.
Принятие Конституции СССР 1924 г. Ситуация в Закавказье и Средней Азии. Создание
новых национальных образований в 1920-е гг. Политика "коренизации" и борьба по
вопросу о национальном строительстве.
Ликвидация небольшевистских партий и установление в СССР однопартийной
политической системы.

Практические занятия
14. Противоречия политики НЭПа.
Однопартийная политическая система и «срастание» партийных и советских органов
власти
Тема 2.2.
Основное содержание
Советский Союз
15. Индустриализация и коллективизация в СССР.
в конце 1920-х–
"Великий перелом". Перестройка экономики на основе командного администрирования.
1930-е гг.
Форсированная индустриализация.
Коллективизация сельского хозяйства и ее трагические последствия. Раскулачивание.
16. Утверждение культа личности Сталина.
Партийные органы как инструмент сталинской политики. Органы госбезопасности и их
роль в поддержании диктатуры. Ужесточение цензуры. "История ВКП(б). Краткий курс".
Усиление идеологического контроля над обществом. Введение паспортной системы.
Массовые политические репрессии 1937-1938 гг. Результаты репрессий на уровне регионов
и национальных республик. Репрессии против священнослужителей. ГУЛАГ. Роль
принудительного труда в осуществлении индустриализации и в освоении труднодоступных
территорий.

ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06
2

2

2
2
6
2

ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06

2

16

Тема 2.3.
Культурное
пространство
советского
общества в
1920–1930-е гг.

Тема 2.4.
Революционные
события 1918 –
начала 1920-х
гг. ВерсальскоВашингтонская
система. Мир в
1920-е – 1930-е
гг. Нарастание
агрессии в мире
в 1930-х гг.

Практические занятия
17. Итоги и цена советской модернизации. Организация дискуссии по методу
«метаплана»
Основное содержание
18. СССР в годы НЭПа
Повседневная жизнь и общественные настроения в годы нэпа. Повышение общего
уровня жизни. Нэпманы и отношение к ним в обществе.
Создание "нового человека". Культурная революция. Наука в 1930-е гг. Повседневность
1930-х гг. Материнство и детство в 1930-е гг.
Практические занятия
19. Культурная революция и «угар НЭПа». Работа с историческими источниками:
агитационные плакаты, анализ произведений художественной литературы (Зощенко М.М.,
Островский Н.А., Булгаков М.А. и др.), исторических песен об «успехах народного
хозяйства»
Основное содержание

2
2
4

2

2

ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06

2

6

20. Мир в 1918-1939 гг.: от войны к миру.
Распад империй и образование новых национальных государств в Европе.
Альтернативные стратегии выхода из мирового экономического кризиса. Становление
нацизма в Германии. НСДАП; А. Гитлер. Приход нацистов к власти. Нацистский режим в
Германии (политическая система, экономическая политика, идеология). Подготовка
Германии к войне.
21. Развитие культуры в 1914-1930-х гг.
Научные открытия первых десятилетий XX в. (физика, химия, биология, медицина и
другие). Технический прогресс в 1920-1930-х гг. Изменение облика городов.
"Потерянное поколение": тема войны в литературе и художественной культуре.
Основные направления в искусстве. Модернизм, авангардизм, сюрреализм,
абстракционизм, реализм. Ведущие деятели культуры первой трети XX в. Кинематограф
1920-1930-х гг. Тоталитаризм и культура. Массовая культура. Олимпийское движение.
Практические занятия

ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06
2

2

2
17

22. Распространение фашизма в Европе, Антикоминтерновский пакт и нарастание
международной напряженности в 30-е гг. Работа с историческими источниками
Тема 2.5.
Основное содержание
Внешняя
23. Внешняя политика СССР в 1920 - 1930-е гг.
политика СССР
Внешняя политика: от курса на мировую революцию к концепции построения
в 1920–1930-е
социализма в одной стране.
годы. СССР
СССР накануне Великой Отечественной войны.
накануне
Мюнхенский договор 1938 г. и угроза международной изоляции СССР. Заключение
Великой
договора о ненападении между СССР и Германией в 1939 г. Зимняя война с Финляндией.
Отечественной
Включение в состав СССР Латвии, Литвы и Эстонии; Бессарабии, Северной Буковины,
войны
Западной Украины и Западной Белоруссии
Практические занятия
24. Противоречия внешней политики СССР: деятельность НКИД и Коминтерна.
Результативность внешней политики СССР межвоенного периода. Работа с историческими
источниками и исторической картой
25. Промежуточная аттестация (экзамен)
Профессионально ориентированное содержание
26. Становление советской экономики. Развитие банковской системы (технологическая карта 2 примерного
учебно-методического комплекса)
Наш край в 1920-1930-е гг.
Раздел 3. Вторая мировая война: причины, состав участников, основные этапы и события, итоги.
Великая Отечественная война. 1941–1945 годы
Тема 3.1.
Основное содержание
Начало Второй
мировой войны.
Начальный
период Великой
27. Начало Второй мировой войны.
Отечественной
Причины Второй мировой войны. Нападение Германии на Польшу и начало мировой
войны (июнь
войны. Стратегические планы главных воюющих сторон. Разгром Польши. Блицкриг.
1941 – осень
"Странная война". Советско-финляндская война и ее международные последствия. Захват
1942)
Германией Дании и Норвегии. Разгром Франции и ее союзников. Битва за Британию.

2
6
2

2

ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06

2
2
2

2

26

ОК 01, ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 06
ПК 4.2, ПК 4.3, ПК
4.4.
ОК 01, ОК 02, ОК 04
ОК 05, ОК 06

8

2

ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06

Агрессия Германии и ее союзников на Балканах.

18

28. Начало Великой Отечественной войны. Первый период.
Нападение Германии на СССР. Планы Германии в отношении СССР; план "Барбаросса",
план "Ост". Соотношение сил противников на 22 июня 1941 г.

Тема 3.2.
Коренной
перелом в ходе
войны (осень
1942 – 1943 г.)

Практические занятия
29. Причины и начало Второй мировой войны.
Работа с исторической картой и историческими источниками.
30. Причины и начальный период Великой Отечественной войны.
Работа с исторической картой и историческими источниками
Основное содержание
31. Второй период Великой Отечественной войны.
Коренной перелом в войне. Сталинградская битва. Германское наступление весной летом 1942 г. Поражение советских войск в Крыму. Битва за Кавказ. Оборона Сталинграда.
Приказ № 227 «Ни шагу назад!». Прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 г. Битва на
Курской дуге. Битва за Днепр. Освобождение Левобережной Украины и форсирование
Днепра. Освобождение Киева. Итоги наступления Красной Армии летом - осенью 1943 г.
32. За линией фронта.
Развертывание массового партизанского движения. Антифашистское подполье в
крупных городах. Значение партизанской и подпольной борьбы для победы над врагом.
Сотрудничество с врагом (коллаборационизм): формы, причины, масштабы.
Практические занятия
33. Работа с исторической картой

Тема 3.3.
Человек и
культура в годы
Великой
Отечественной
войны

Основное содержание
34. Человек и война: единство фронта и тыла.
"Все для фронта, все для победы!". Трудовой подвиг народа. Роль женщин и подростков
в промышленном и сельскохозяйственном производстве. Самоотверженный труд ученых.
Помощь населения фронту. Повседневность военного времени. Фронтовая повседневность.
Боевое братство. Женщины на войне. Письма с фронта и на фронт. Повседневность в
советском тылу. Военная дисциплина на производстве. Карточная система и нормы
снабжения в городах. Культурное пространство в годы войны.
Практические занятия

2
4
2
2
6

2
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06
2

2
2
4

2

ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06

2
19

Тема 3.4.
Победа СССР в
Великой
Отечественной
войне.
Завершение
Второй мировой
войны

35. Работа с историческими источниками: анализ исторических плакатов, военных
песен, творчества Твардовского А.Т., Эринбурга И.Г., Бека А.А., Симонова К.М.
Основное содержание
36. Война и общество
Освобождение Правобережной Украины и Крыма. Наступление советских войск в
Белоруссии и Прибалтике. Боевые действия в Восточной и Центральной Европе и
освободительная миссия Красной Армии. Открытие второго фронта в Европе.
Восстановление хозяйства в освобожденных районах. Начало советского атомного
проекта. Реэвакуация и нормализация повседневной жизни. Депортации репрессированных
народов. Взаимоотношения государства и Церкви.
37. Советско-японская война 1945 г.
Разгром Квантунской армии. Ядерные бомбардировки японских городов американской
авиацией и их последствия. Капитуляция Японии. Нюрнбергский трибунал и Токийский
процесс над военными преступниками Германии и Японии. Итоги Второй мировой войны.
Создание ООН. Осуждение главных военных преступников. Нюрнбергский и Токийский
судебные процессы.
Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны. Решающий вклад СССР в
победу Антигитлеровской коалиции. Людские и материальные потери. Изменение
политической карты мира
Практические занятия
38. Завершающий период Великой Отечественной войны. Разгром милитаристской
Японии. Работа с исторической картой. Уроки войны. Дискуссия по методу дебатов

Профессионально ориентированное содержание
39. Медицина в годы Великой Отечественной войны. Подвиг медицинских работников на фронте и в тылу
(технологическая карта 3 примерного учебно-методического комплекса)
Наш край в 1941-1945 гг.

2
6

2

ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06

2

2
2

2

ОК 01, ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 06
ПК 4.2, ПК 4.3, ПК
4.4.

32

ОК 01, ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 06

Раздел 4. СССР в 1945–1991 годы. Послевоенный мир

20

Тема 4.1.
Мир и
международные
отношения в
годы холодной
войны (вторая
половина
половине ХХ
века)

Тема 4.2.

Основное содержание
10
40. Основные этапы развития международных отношений во второй половине 1940-х
- 2020-х гг.
От мира к холодной войне. Речь У. Черчилля в Фултоне. Доктрина Трумэна. План
Маршалла. Разделенная Европа. Раскол Германии и образование двух германских
государств. Совет экономической взаимопомощи. Формирование двух военнополитических блоков (НАТО и ОВД). «Холодная война».
Соединенные Штаты Америки. Послевоенный экономический подъем. Развитие
постиндустриального общества. Общество потребления. Внешняя политика США во
второй половине XX - начале XXI в. Развитие отношений с СССР, Российской Федерацией.

ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06
2

41. Страны Западной, Центральной и Восточной Европы во второй половине XX начале XXI в.
Революции второй половины 1940-х гг. и установление режимов «народной
демократии». СЭВ и ОВД. Достижения и проблемы социалистического развития в 1950-е
гг. Выступления в ГДР (1953), Польше и Венгрии (1956). Югославская модель социализма.
Пражская весна 1968 г. и ее подавление. Движение "Солидарность" в Польше. Перестройка
в СССР и страны восточного блока. Революции 1989-1990 гг. в странах Центральной и
Восточной Европы. Распад ОВД, СЭВ. Образование новых государств на постсоветском
пространстве.

2

42. Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX в.
Положение стран в середине XX в.: проблемы внутреннего развития, влияние США.
Аграрные реформы и импортозамещающая индустриализация. Националреформизм.
Революция на Кубе. Диктатуры и демократизация в странах Латинской Америки.
Революции конца 1960-х - 1970-х гг. (Перу, Чили, Никарагуа)

2

Практические занятия
43. Послевоенное изменение политических границ в Европе.
Изменение этнического состава стран Восточной Европы как следствие геноцидов и
принудительных переселений. Работа с картой.
44. Причины и этапы «холодной войны».
Работа с исторической картой. Политика «разрядки»: успехи и проблемы
Основное содержание

4
2
2
2

ОК 02
21

СССР в 1945–
1953 гг.

Тема 4.3.
СССР в середине
1950-х – первой
половине 1960-х
гг.

45. СССР в 1945 – 1953 гг.
Влияние последствий войны на советскую систему и общество. Разруха. Демобилизация
армии. Социальная адаптация фронтовиков. Репатриация. Рост беспризорности и решение
проблем послевоенного детства. Рост преступности.
Рост влияния СССР на международной арене. Начало холодной войны. Доктрина
Трумэна. План Маршалла. Формирование биполярного мира. Советизация Восточной и
Центральной Европы. Создание Совета экономической взаимопомощи. Организация
Североатлантического договора (НАТО). Создание по инициативе СССР Организации
Варшавского договора.
Основное содержание
46. Смена политического курса. «Оттепель».
Смерть Сталина и настроения в обществе. Борьба за власть в советском руководстве.
Переход политического лидерства к Н.С. Хрущеву. Первые признаки наступления оттепели
в политике, экономике, культурной сфере. XX съезд партии и разоблачение культа
личности Сталина.
Культурное пространство и повседневная жизнь. Изменение общественной атмосферы.
Шестидесятники. Литература, кинематограф, театр, живопись: новые тенденции.
Образование и наука.
47. Социально-экономическое развитие СССР.
Научно-техническая революция в СССР. Реформы в промышленности. Воспитание
"нового человека". Социальные программы. Реформа системы образования. Пенсионная
реформа. Массовое жилищное строительство. Рост доходов населения и дефицит товаров
народного потребления.
Внешняя политика. СССР и страны Запада. Международные военно-политические
кризисы, позиция СССР и стратегия ядерного сдерживания (Суэцкий кризис 1956 г.,
Берлинский кризис 1961 г., Карибский кризис 1962 г.). СССР и мировая социалистическая
система. Распад колониальных систем и борьба за влияние в странах третьего мира.
Конец оттепели. Нарастание негативных тенденций в обществе. Кризис доверия власти.
Новочеркасские события. Смещение Н.С. Хрущева
Практические занятия
48. Общественно-политическое развитие СССР в условиях «оттепели». Научнотехническая революция в СССР. Дискуссия по методу «метаплана»

ОК 05
ОК 06

2

6

2

ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06

2

2
2

22

Тема 4.4.
Советское
общество в
середине 1960-х
– начале 1980-х
гг.

Тема 4.5.
Политика
«перестройки».

Основное содержание
6

49. Советское государство и общество в середине 1960-х - начале 1980-х гг.
Приход к власти Л.И. Брежнева: его окружение и смена политического курса.
Экономические реформы 1960-х гг. Косыгинская реформа. Конституция СССР 1977 г.
Концепция "развитого социализма".
Нарастание застойных тенденций в экономике и кризис идеологии. Замедление темпов
развития. Повседневность в городе и в деревне. Популярные формы досуга населения.
Общественные настроения. Потребительские тенденции в советском обществе. Дефицит и
очереди.
Развитие физкультуры и спорта в СССР. XXII летние Олимпийские игры 1980 г. в
Москве. Литература и искусство: поиски новых путей. Авторское кино. Авангардное
искусство. Неформалы (КСП, движение КВН и другие). Диссидентский вызов. Борьба с
инакомыслием. Судебные процессы. Цензура и самиздат.
50. Между разрядкой и конфронтацией.
Новые вызовы внешнего мира. Возрастание международной напряженности. Холодная
война и мировые конфликты. Пражская весна и снижение международного авторитета
СССР. Достижение военно-стратегического паритета с США. Политика разрядки.
Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в Хельсинки. Ввод войск в
Афганистан. Подъем антикоммунистических настроений в Восточной Европе. Кризис
просоветских режимов.
Практические занятия
51. Общественно-политическая жизнь в СССР в середине 60-х – начале 80-х гг.
Внешняя политика СССР в середине 60-х – начале 80-х гг. Работа с историческими
источниками
Основное содержание

2

ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06

2

2
2

6

ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06

23

Распад
СССР
(1985–1991 гг.)

52. Политика перестройки.
Нарастание кризисных явлений в социально-экономической и идейно-политической
сферах. Резкое падение мировых цен на нефть и его негативные последствия для советской
экономики. М.С. Горбачев и его окружение: курс на реформы. Антиалкогольная кампания
1985 г. и ее противоречивые результаты. Чернобыльская трагедия. Реформы в экономике, в
политической и государственной сферах. Новое мышление М.С. Горбачева. Изменения в
советской внешней политике. Односторонние уступки Западу. Роспуск СЭВ и Организации
Варшавского договора. Объединение Германии. Начало вывода советских войск из
Центральной и Восточной Европы. Завершение холодной войны.
Последний этап перестройки: 1990-1991 гг. Отмена 6-й статьи Конституции СССР о
руководящей роли КПСС. Становление многопартийности. Кризис в КПСС и создание
Коммунистической партии РСФСР. I съезд народных депутатов РСФСР и его решения.

2

53. Распад СССР (1985-1991).
Противостояние союзной и российской власти. Введение поста Президента и избрание
М.С. Горбачева Президентом СССР. Избрание Б.Н. Ельцина Президентом РСФСР.
Углубление политического кризиса.
Усиление центробежных тенденций и угрозы распада СССР. Декларация о
государственном суверенитете РСФСР. Референдум о сохранении СССР. Реалии 1991 г.:
конфискационная денежная реформа, трехкратное повышение государственных цен,
пустые полки магазинов. Попытка государственного переворота в августе 1991 г. Победа
Ельцина. Ослабление союзной власти. Распад структур КПСС. Оформление фактического
распада СССР. Беловежские и Алма-Атинские соглашения, создание Содружества
Независимых Государств (СНГ).
Реакция мирового сообщества на распад СССР. Россия как преемник СССР на
международной арене

2

Практические занятия
54. Общественно-политическая жизнь в СССР в годы «перестройки». Внешняя
политика СССР в 1985–1991 гг. Дебаты «за» и «против»
Профессионально ориентированное содержание

2

55. Успехи и проблемы экономики в СССР после войны. Наш край в 1945-1991 гг.

2

Раздел 5.
Российская Федерация в 1992–2020 гг. Современный мир в условиях глобализации
Основное содержание

26

2

6

ОК 01, ОК 02, ОК 05,
ОК 06, ПК 4.2, ПК 4.3,
ПК 4.4.
ОК 01, ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 06
ОК 02
24

Тема 5.1.
Становление
новой России
(1992–1999 гг.)

56. Становление новой России.
Б.Н. Ельцин и его окружение. Общественная поддержка курса реформ. Правительство
реформаторов во главе с Е.Т. Гайдаром. Начало радикальных экономических
преобразований. Либерализация цен. "Шоковая терапия". Ваучерная приватизация.
Гиперинфляция, рост цен и падение жизненного уровня населения. Безработица. Черный
рынок и криминализация жизни. Рост недовольства граждан первыми результатами
экономических реформ.
57. Новые приоритеты внешней политики.
Россия - правопреемник СССР на международной арене. Значение сохранения Россией
статуса ядерной державы. Взаимоотношения с США и странами Запада. Россия на
постсоветском пространстве. СНГ и союз с Белоруссией. Военно-политическое
сотрудничество в рамках СНГ.
Российская многопартийность и строительство гражданского общества. Основные
политические партии и движения 1990-х гг., их лидеры и платформы. Кризис центральной
власти. Обострение ситуации на Северном Кавказе. Вторжение террористических
группировок в Дагестан. Добровольная отставка Б.Н. Ельцина
Практические занятия
58. Повседневная жизнь россиян в условиях реформ. Занятие с использованием
музейно-педагогических технологий

ОК 04
ОК 05
ОК 06
2

2

2
2

25

Тема 5.2.
Современный
мир. Глобальные
проблемы
человечества

Тема 5.3.
Россия в XXI
веке: вызовы
времени и задачи
модернизации

Основное содержание
59. Современный мир. Глобальные проблемы человечества.
Существование и распространение ядерного оружия. Проблема природных ресурсов и
экологии. Проблема беженцев. Эпидемии в современном мире. Процессы глобализации и
развитие национальных государств.Внешняя политика США конце XX - начале XXI в.
Развитие отношений с Российской Федерацией. Европейский союз.
Распад Югославии и война на Балканах. Агрессия НАТО против Югославии. Развитие
восточноевропейских государств в XXI в.
60. «Оранжевые» революции на постсоветском пространстве.
Политическое развитие арабских стран в конце XX - начале XXI в. "Арабская весна" и
смена политических режимов в начале 2010-х гг. Гражданская война в Сирии.
61. Развитие науки и культуры во второй половине XX - начале XXI в.
Развитие науки во второй половине XX - начале XXI в. (ядерная физика, химия, биология,
медицина). Научно-техническая революция. Использование ядерной энергии в мирных
целях. Достижения в области космонавтики (СССР, США). Развитие электротехники и
робототехники. Информационная революция. Интернет.
Течения и стили в художественной культуре второй половины XX - начала XXI в.: от
модернизма к постмодернизму. Литература. Живопись. Архитектура: новые технологии,
концепции, художественные решения. Дизайн. Кинематограф. Музыка: развитие традиций
и авангардные течения. Джаз. Рок-музыка. Массовая культура. Молодежная культура
Практические занятия
62. «Оранжевые» революции на постсоветском пространстве и в развивающихся
странах. Работа с историческими источниками.
Человек в стремительно меняющемся мире: культура и научно-технический прогресс.
Дискуссия по методу «метаплана»
Основное содержание

10

2

2
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06
2

4
2
2

8

ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06

26

63. Россия в XXI в.: вызовы времени и задачи модернизации.
Политические и экономические приоритеты. Вступление в должность Президента В.В.
Путина и связанные с этим ожидания. Начало преодоления негативных последствий 1990х гг. Основные направления внутренней и внешней политики. Федерализм и сепаратизм.
Террористическая угроза и борьба с ней. Урегулирование кризиса в Чеченской Республике.
Построение вертикали власти и гражданское общество. Военная реформа.
Экономический подъем 1999-2007 гг. и кризис 2008 г. Структура экономики, роль
нефтегазового сектора и задачи инновационного развития.
64. Россия на современном этапе развития.
Президент Д.А. Медведев, премьер-министр В.В. Путин. Основные направления
внешней и внутренней политики. Проблема стабильности и преемственности власти.
Избрание В.В. Путина Президентом Российской Федерации в 2012 г. и переизбрание на
новый срок в 2018 г. Вхождение Крыма в состав России и реализация инфраструктурных
проектов в Крыму (строительство Крымского моста, трассы "Таврида" и других).
Конституционная реформа (2020).
Новый облик российского общества после распада СССР. Реформы здравоохранения.
Пенсионные реформы. Реформирование образования, культуры, науки и его результаты.
Начало конституционной реформы. Разработка семейной политики и меры по поощрению
рождаемости. Пропаганда спорта и здорового образа жизни и их результаты. XXII
Олимпийские и XI Паралимпийские зимние игры в Сочи (2014), успехи российских
спортсменов, допинговые скандалы и их последствия для российского спорта. Чемпионат
мира по футболу и открытие нового образа России миру.
Повседневная жизнь. Социальная дифференциация. Качество, уровень жизни и размеры
доходов разных слоев населения. Постановка государством вопроса о социальной
ответственности бизнеса. Модернизация бытовой сферы. Досуг. Россиянин в глобальном
информационном пространстве: СМИ, компьютеризация, Интернет. Массовая
автомобилизация. Военно-патриотические движения. Марш "Бессмертный полк".
Празднование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне (2020).
Внешняя политика в конце XX - начале XXI в. Оказание помощи Сирии в борьбе с
международным терроризмом и в преодолении внутриполитического кризиса (с 2015 г.).
Приближение военной инфраструктуры НАТО к российским границам и ответные меры.
Государственный переворот на Украине 2014 г. и его последствия для русскоязычного
населения Украины, позиция России. Воссоединение Крыма и Севастополя с Россией и его
международные последствия. Минские соглашения по Донбассу и гуманитарная
поддержка Донецкой Народной Республики (ДНР) и Луганской Народной Республики

2

2

27

(ЛНР). Специальная военная операция (2022). Референдумы в ДНР, ЛНР, Запорожской и
Херсонской областях и их воссоединение с Россией. Введение США и их союзниками
политических и экономических санкций против России и их последствия для мировой
торговли.
Россия в борьбе с коронавирусной пандемией, оказание помощи зарубежным странам.
Религия, наука и культура России в конце XX - начале XXI в. Повышение общественной
роли СМИ и Интернета. Коммерциализация культуры. Ведущие тенденции в развитии
образования и науки. Модернизация образовательной системы. Особенности развития
современной художественной культуры: литературы, киноискусства, театра,
изобразительного искусства. Процессы глобализации и массовая культура
Практические занятия
65. Развитие политической системы России в начале XXI в.
Внешняя политика РФ в конце XX – начале XXI в. Работа с историческими источниками.
66. Мир и процессы глобализации в новых условиях.
Россия в современном мире. Работа с историческими источниками
67. Профессионально ориентированное содержание
Международное сотрудничество и противостояние в спорте. Достижения российских спортсменов
(технологическая карта 5 примерного учебно-методического комплекса). Наш край в 1992-2022 гг.
68. Промежуточная аттестация (экзамен)
Всего:

4
2
2

2
2

ОК 01, ОК 02, ОК 05,
ОК 06, ПК 4.2, ПК 4.3,
ПК 4.4.
ОК 01, ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 06

136

28

3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Кабинет № 420 «История»», оснащенный оборудованием: 17 парт, 34
стульев, учебная доска, техническими средствами обучения: ноутбук, телевизор.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Касьянов, В.В. История: учеб. пособие / В.В. Касьянов, П.С. Самыгин, С.И.
Самыгин. 2-е изд., испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 2020. 528 с. (Среднее
профессиональное образование).
Электронная библиотека: https://book.ru/cat/1060
3.3. Дополнительные источники (при необходимости)
Интернет-ресурсы
1. www. wikipedia. org (сайт Общедоступной мультиязычной универсальной
интернет- энциклопедии).
2. Антонова Т.С., Данилов А.А., Косулина Л.Г., Харитонов А.Л. История России.
ХХ век. Мультимедиа-учебник. М. Клио-софт. 2012.
3. BOOK.RU

29

4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование
общих и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания
учебного материала.
Код и наименование
формируемых компетенций

Раздел/Тема

Р 1, П-о/с1
Р 2, П-о/с
Р 3, П-о/с
Р 4, П-о/с
Р 5, П-о/с
ОК 02. Использовать
Р 1, Тема 1.1, 1.2, 1.3, П-о/с
современные средства поиска,
Р 2, Темы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5,
анализа и интерпретации
П-о/с
информации, и информационные Р 3, Темы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, Птехнологии для выполнения
о/с
задач профессиональной
Р 4, Темы 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5,
деятельности
П-о/с
Р 5, Темы 5.1, 5.2, 5.3, П-о/с
ОК 04. Эффективно
Р 1, Тема 1.2, 1.3, П-о/с
взаимодействовать и работать в
Р 2, Темы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4,
коллективе и команде
2.5, П-о/с
Р 3, Темы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, По/с
Р 4, Темы 4.1, 4.3, 4.4, 4.5, По/с
Р 5, Темы 5.1, 5.2, 5.3, П-о/с
ОК 05. Осуществлять устную и
Р1, Тема 1.1,1.2,1,3 П-о/с
письменную коммуникацию на
Р 2, Темы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5
государственном языке
П-о/с
Российской Федерации с учетом
Р 3, Темы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, Пособенностей социального и
о/с
культурного контекста
Р 4, Темы 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5
П-о/с
Р 5, Темы 5.1, 5.2, 5.3 П-о/с
ОК 06. Проявлять гражданскоР1, Тема 1.1,1.2,1.3. П-о/с
патриотическую позицию,
Р 2, Темы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5
демонстрировать осознанное
П-о/с
поведение на основе
Р 3, Темы 3.1, 3.2, 3.4 П-о/с
традиционных
Р 4, Темы 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5,
общечеловеческих ценностей, в
П-о/с
том числе с учетом гармонизации
Р 5, Темы 5.1, 5.2, 5.3, П-о/с
межнациональных и
ОК 01. Выбирать способы
решения задач
профессиональной деятельности
применительно
к различным контекстам

Тип оценочных
мероприятий
Диагностическая работа
Контрольная работа
Самооценка и
взаимооценка
Презентация
минипроектов
Устный и письменный
опрос
Результаты выполнения
учебных заданий
Разработка
маршрута
образовательного
путешествия
Практические работы
Промежуточная
аттестация (выполнение
экзаменационных
заданий)

межрелигиозных отношений,
применять стандарты
антикоррупционного поведения

1

Профессионально-ориентированное содержание

30

Р 1, Тема 1.3
количественный и качественный Р 2, Тема 2.5
учет земель, принимать участие в Р 3, Тема 3.4.
их инвентаризации и
Р 4, Тема 4.5.
мониторинге.
Р 5, Тема 5.3.
ПК 4.2. Проводить

ПК 4.3. Осуществлять контроль
использования и охраны
земельных ресурсов.

ПК 4.4. Разрабатывать
природоохранные мероприятия.

Р 1, Тема 1.3
Р 2, Тема 2.5
Р 3, Тема 3.4.
Р 4, Тема 4.5.
Р 5, Тема 5.3.
Р 1, Тема 1.3
Р 2, Тема 2.5
Р 3, Тема 3.4.
Р 4, Тема 4.5.
Р 5, Тема 5.3.

Самооценка и
взаимооценка.
Презентация минипроектов
Устный и письменный
опрос
Самооценка и
взаимооценка.
Презентация минипроектов
Устный и письменный
опрос
Самооценка и
взаимооценка.
Презентация минипроектов
Устный и письменный
опрос

31

5. КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ
Экзамен будет проходить в виде тестирования.
Каждое из заданий 1-15 считается выполненным верно, если правильно
указаны последовательность цифр или слово. Полный правильный ответ на каждое
из заданий 1, 3-4, 9, 11-12, 14 оценивается 1 баллом; неполный, неверный ответ или
его отсутствие – 0 баллов. Полный правильный ответ на задания 2, 5-9, 10, 13, 15
оценивается 2 баллами; если допущена одна ошибка (в т.ч. отсутствует одна из
цифр или имеется одна лишняя цифра) – 1 балл; если допущено две и более ошибок
(в т.ч. отсутствуют две и более цифры или имеются две и более лишних цифр) или
ответ отсутствует – 0 баллов.
Задание 16 с развёрнутым ответом оцениваются в зависимости от полноты и
правильности ответа в соответствии с критериями оценивания. Названы все три
элемента – три балла. два элемента – 2 балла, один элемент – 1 балл. Задание 17 с
развёрнутым ответом оцениваются в зависимости от полноты и правильности
ответа в соответствии с критериями оценивания. Названы два аргумента в
подтверждение и два в опровержение оценки – 4 балла, приведены два аргумента в
подтверждение и один в опровержение оценки или приведен один аргумент в
подтверждение и два в опровержение оценки – 3 балла, приведен один аргумент в
подтверждение и один в опровержение оценки – 2 балла, приведены только два
аргумента в подтверждение оценки или приведены только два аргумента в
опровержение оценки – 1 балл, приведён только один любой аргумент или
приведены только факты, иллюстрирующие события (явления, процессы),
связанные с данной точкой зрения, но не являющиеся аргументами – 0 баллов.
Полученные обучающимся баллы за выполнение всех заданий суммируются.
Суммарный балл переводится в отметку по пятибалльной шкале с учётом
рекомендуемой шкалы перевода:
Суммарный балл
% выполнения
Отметка по 5-балльной шкале
24-30
80-100
«5»
18-23
60-76
«4»
11-17
34-53
«3»
1-10
0-33
«2»

32

1.

«Россия и мир в 1914-1945 гг.»
Часть 1
Расположите в хронологической последовательности исторические
события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события,
в правильной последовательности в таблицу.
1) Переход к коллективизации
2) Советско-германский договор о ненападении
3) Создание Госплана
Ответ:

2.

А

Б

В

Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции
первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
СОБЫТИЯ
ГОДЫ
А) Курская битва
1) 1939
Б) Открытие второго фронта
2) 1940
В) Начало Второй мировой войны
3) 1941
Г) Освобождение Освенцима
4) 1943
5) 1944
6) 1945
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А Б В Г

3.

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного,
относятся к событиям, явлениям коллективизации.
1) продразверстка; 2) колхоз; 3) МТС; 4) кулаки; 5) трудодень; 6) враг народа.
Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому
историческому периоду.
Ответ:

4.

Напишите пропущенное слово (словосочетание).
Установленная в январе 1919 г. обязательная сдача крестьянами государству
произведённых сверх нормы потребления и предназначенных к новому
33

посеву хлеба и других продуктов хозяйства по установленным государством
твёрдым ценам.
Ответ: ___________________________
5.

Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и
фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к
каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из
второго столбца.
ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)
ФАКТЫ
А) Вторая пятилетка
1) Рапалльский договор
Б) Тегеранская конференция
2) Принятие плана ГОЭЛРО
В) Первая пятилетка
3) Решение вопроса об открытии
Г) Советско-финская война
второго фронта
4) Канал Москва–Волга
5) Строительство Магнитогорского
металлургического комбината
6) Прорыв линии Маннергейма
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А Б В Г

6.

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и
их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному
буквой, подберите по две соответствующие характеристики,
обозначенные цифрами
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «Буквально вся Америка живёт только вопросами германского
нападения на нас. Однако картина первой реакции значительно более
пёстрая, чем в Англии:
1. В широкой среде трудящихся и мелкобуржуазной публики,
настроенной
в
основном
изоляционистски,
но
искренне
антифашистски, явный подъём нашей популярности, которому за
истекшие с момента нападения 18 часов имеем десятки примеров в
виде дружественных обращений к посольству, включая ряд просьб о
принятии добровольцами в Красную армию. В этих широких массах в
связи с изменением характера войны после нападения на нас следует
34

ожидать быстрого падения изоляционистских настроений, что отчасти
диктуется и иллюзией, что фашистская опасность для Англии
уменьшилась, следовательно, и перспектива прямого включения США
в войну отдалилась. Это падение изоляционизма укрепляет
внутриполитические позиции Рузвельта…».
Б) «Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота!
К вам обращаюсь я, друзья мои! Вероломное военное нападение
гитлеровской Германии на нашу родину, начатое 22 июня, –
продолжается. Несмотря на героическое сопротивление Красной
армии, несмотря на то что лучшие дивизии врага и лучшие части его
авиации уже разбиты и нашли себе могилу на полях сражения, враг
продолжает лезть вперёд, бросая на фронт новые силы. Гитлеровским
войскам удалось захватить Литву, значительную часть Латвии,
западную часть Белоруссии, часть Западной Украины. Фашистская
авиация расширяет районы действия своих бомбардировщиков,
подвергая бомбардировкам Мурманск, Оршу, Могилев, Смоленск,
Киев, Одессу, Севастополь. Над нашей родиной нависла серьезная
опасность…».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) В сообщении идет речь о повышении популярности СССР в американском
обществе.
2) Автор обращения занимал пост председателя Совета народных комиссаров.
3) В отрывке описаны события Сталинградской битвы.
4) Данную речь произносил В. Молотов.
5) Выступающий использовал обращение к жителям страны, не характерное
для советских руководителей.
6) Упоминаемый исторический деятель в этот момент занимал пост
президента США.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Фрагмент А
Фрагмент Б
Ответ:

7.

Какие
из
перечисленных
Антигитлеровскую коалицию?

европейских

стран,

входили

в
35

1. Китай
2. Великобритания
3. Австрия
4. Венгрия
5. Чехословакия
6. Югославия
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
8.

Установите соответствие между произведениями культуры и их
авторами:
к
каждой
позиции
первого
столбца
подберите
соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ
АВТОР
А) Музыка к фильму «Александр
1) Г.В. Александров
Невский»
2) А.Н. Толстой
Б) «Броненосец «Потемкин»
3) С.С. Прокофьев
В) «Хождение по мукам»
4) М.А. Булгаков
Г) «Веселые ребята»
5) С.М. Эйзенштейн
6) И.О. Дунаевский
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А Б В Г

9.

Прочтите отрывок из записи заседания глав правительств и укажите
фамилию политика, несколько раз пропущенную в тексте.
Второй раз вопрос о расчленении Германии обсуждался между ним,
__________, и премьер-министром в октябре прошлого года в Москве. Речь
шла об английском плане расчленения Германии на два государства – Пруссию
с провинциями и Баварию, причем предполагалось, что Рур и Вестфалия будут
находиться под международным контролем. Но решения в Москве не было
принято, да и невозможно было его принять, так как в Москве не было
президента.
Черчилль заявляет, что в принципе он согласен с расчленением Германии, но
самый метод проведения границ отдельных частей Германии слишком сложен
для того, чтобы этот вопрос можно было решить здесь в течение пяти-шести
дней.
Потребуется
весьма
тщательное
изучение
исторических,
этнографических и экономических фактов и длительное обсуждение этого
36

вопроса в течение недель в подкомитете или в комитете, которые будут
созданы для детальной разработки предложений и представления
рекомендаций в отношении образа действий. Те переговоры, которые в
Тегеране главы трех правительств вели по этому вопросу, а затем те
неофициальные беседы, которые он, Черчилль, имел с маршалом __________ в
Москве, представляют собой подход к вопросу в самых общих чертах, без
точного плана.
Ответ: ________________.
10. Прочитайте фрагмент беседы председателя Совета народных комиссаров
И.В. Сталина с послом Великобритании в СССР С. Криппсом
Мы, заявил Криппс, не хотим заключать соглашения до тех пор, пока не
пройдём вместе имеющий место в настоящий момент период экономического
и военного сотрудничества. История последних лет делает нежелательным
стремительное, непродуманное, скороиспечённое соглашение.
Сталин выразил удивление по поводу заявления Криппса о каком-то будто бы
торопливом и стремительном соглашении. Как Англия, так и Советский Союз
находятся в войне против Германии, а эти факты обойти нельзя.
Сотрудничество же, о котором говорит Криппс, немыслимо без соглашения. В
настоящий момент Гитлер собрал почти половину всех государств Европы и
создал что-то вроде коалиции из Италии, Румынии, Венгрии, Словакии и
Финляндии. При такой коалиции на стороне Гитлера, направленной против
СССР, Англия отказывается заключить какое-либо соглашение с СССР.
Создаётся впечатление изоляции Англии от Советского Союза и Советского
Союза от Англии. Такая политика Англии по отношению к СССР приносит
явный вред делу борьбы с Гитлером.
Криппс выразил предположение, что, возможно, существует неясность в
трактовке самого слова «соглашение». Сталин разъяснил Криппсу, как он
понимает соглашение.
1. Англия и СССР обязываются оказывать друг другу вооружённую помощь в
войне с Германией.
2. Обе стороны обязываются не заключать сепаратного мира.
При подобной элементарной постановке вопроса непонятны причины
нерешительности Англии.
Используя текст и знания по истории, выберите в приведённом списке три
верных суждения.
Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
37

1) Беседа состоялась в 1941 г.
2) Премьер-министром Великобритании во время указанных событий был А.
Чемберлен
3) Переговоры проходили перед началом Второй мировой войны.
4) Наркомом иностранных дел в этот период был В. М. Молотов
5) После данных переговоров представители Великобритании и СССР разорвут
дипломатические отношения.
6) Одним из условий соглашения между СССР и Великобританией была
обязанность не заключать сепаратного мира с Германией.
Запишите в таблицу выбранные цифры.
Ответ:
Рассмотрите схему2 и выполните задания 11-13.

11. Назовите месяц, когда завершились боевые действия, обозначенные на
карте стрелками.
Ответ: ___________________________.
2

https://studfile.net/html/2706/244/html_UcMJZmEoRL.gkb1/img-FBiDFR.jpg

38

12. Укажите название реки, которая обозначена цифрой «2».
Ответ: ___________________________.
13. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме,
являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.
Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Одним из фронтов Красной армии, участвовавших в событиях,
обозначенных на карте, командовал Г.К. Жуков.
2) Во время событий, которые обозначены на карте, произошла встреча
советских войск с англо-американскими.
3) В ходе событий, обозначенных на карте, была освобождена территория
Белоруссии.
4) Под цифрой «1» на схеме указан Берлин, с взятием которого окончилась
Вторая мировая война.
5) Указанные события привели к капитуляции одной из воющих стран.
6) На карте обозначены действия Красной армии в ходе проведения ВислоОдерской операции.
Запишите в таблицу выбранные цифры.
Ответ:
Рассмотрите изображение и выполните задание 14.

14. Какие суждения о данном плакате являются верными? Выберите два
суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под
которыми они указаны.
1) Автором данной скульптуры был Е.В. Вучетич.
39

2) Данная скульптура выполнена в стиле социалистического реализма.
3) Данное произведение иллюстрирует классовое единство буржуазии и
крестьян.
4) Скульптура находится в Санкт-Петербурге.
5) Памятник стал логотипом одной из советских киностудий.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
15. Какие картины были созданы в то же самое десятилетие XX века, что и
скульптура из предыдущего задания? В ответе запишите две цифры, под
которыми они указаны

2.
1.

3.

4.

Запишите в таблицу выбранные цифры.
Ответ:

Часть 2

40

Для записи ответов на задания этой части (16–17) используйте
отдельный лист. Запишите сначала номер задания (16, 17 и т.д.),
а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и
разборчиво
16. В ходе Второй мировой войны Великобритания объявила войну Германии в
1939 г., а США – в 1941 г. Тем не менее, с момента начала Великой
Отечественной войны СССР долгое время добивался открытия Второго
фронта союзниками в Западной Европе. Назовите конференцию Большой
тройки, в ходе которой удалось добиться решения этого вопроса. Назовите
две причины отказа союзников от предложения СССР открыть Второй фронт
в Европе до этой конференции.
17. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по
которым высказываются различные, часто противоречивые, точки
зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в
исторической науке.
«Период новой экономической политики (нэп) был периодом либерализации
советского режима».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно
подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно
опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте
исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …

41


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».