ОБЖ

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности
жизнедеятельности» разработана на основе:
– примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины
«Основы

безопасности

жизнедеятельности»

для

профессиональных

образовательных организаций, утвержденной на заседании Совета по оценке
содержания и качества примерных рабочих программ общеобразовательного
и

социально-гуманитарного

циклов

среднего

профессионального

образования, протокол № 14 от «30» ноября 2022 г. (ИРПО),
–

федерального

профессионального

государственного

образования

для

УГПС

стандарта
21.00.00

среднего
и

профиля

профессионального образования специальностей по программе подготовки
специалистов среднего звена среднего профессионального образования
(ППССЗ СПО),
– с учетом Рабочей программы воспитания по специальности 21.02.19
«Землеустройство»
Организация разработчик: ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный
колледж»
Разработчик: Сычев Дмитрий Сергеевич – преподаватель – организатор
ОБЖ

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика примерной рабочей программы
общеобразовательной

дисциплины

«Основы

безопасности

жизнедеятельности».
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины

.

3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины .
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины.
5. Фонд оценочных средств по общеобразовательной дисциплине
«Основы безопасности жизнедеятельности»

3

1. Общая характеристика примерной рабочей программы
общеобразовательной дисциплины «Основы безопасности
жизнедеятельности»
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Общеобразовательная

дисциплина

«Основы

безопасности

жизнедеятельности» является обязательной частью общеобразовательного
цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности
21.02.19 «Землеустройство»
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1. Цели дисциплины
Содержание программы общеобразовательной дисциплины «Основы
безопасности жизнедеятельности» направлено на достижение следующих
целей: формирование компетенций, обеспечивающих повышение уровня
защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства
от внешних и внутренних угроз.
1.2.2.

Планируемые

результаты

освоения

общеобразовательной

дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и
ПК по специальности 21.02.19 «Землеустройство»

4

Код и наименование
формируемых компетенций

Планируемые образовательные результаты обучения

Общие
ОК 01. Выбирать способы
В части трудового воспитания:
решения задач профессиональной - готовность к труду, осознание ценности мастерства,
деятельности применительно
трудолюбие;
к различным контекстам
- готовность к активной деятельности технологической
и
социальной
направленности,
способность
инициировать,
планировать
и
самостоятельно
выполнять такую деятельность;
- интерес к различным сферам профессиональной
деятельности,
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать
проблему, рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак или основания
для сравнения, классификации и обобщения;
- определять цели деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям, оценивать риски
последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при решении
жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:

5

Дисциплинарные
- сформировать представления о
возможных источниках опасности в
различных ситуациях (в быту, транспорте,
общественных местах, в природной
среде, в социуме, в цифровой среде);
владение основными способами
предупреждения опасных и
экстремальных ситуаций;
- знать порядок действий в экстремальных
и чрезвычайных ситуациях

ОК 02. Использовать современные
средства поиска, анализа и
интерпретации информации, и
информационные технологии для
выполнения
задач
профессиональной деятельности

- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения
проблем;
выявлять
причинно-следственные
связи
и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее
решения, находить аргументы для доказательства своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи
результаты, критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных
областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные
подходы и решения;
- способность их использования в познавательной и
социальной практике
В области ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской
культуры как средства взаимодействия между людьми и
познания мира;

6

- проявить нетерпимость к проявлениям
насилия в социальном
взаимодействии;
- знать о способах безопасного поведения
в цифровой среде;
- уметь применять их на практике;
- уметь распознавать опасности в
цифровой
среде (в том числе криминального
характера, опасности вовлечения в

ОК
03.
Планировать
и
реализовывать
собственное
профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую

- осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из
источников
разных
типов,
самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и форм
представления;
- создавать тексты в различных форматах с учетом
назначения информации и целевой аудитории, выбирая
оптимальную форму представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность информации,
ее соответствие правовым и морально-этическим
нормам;
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных
технологий
в
решении
когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты
информации, информационной безопасности личности;
В области духовно-нравственного воспитания:
сформированность
нравственного
сознания,
этического поведения;

7

деструктивную
деятельность)
противодействовать им

и

- сформировать представления о ценности
безопасного поведения для личности,
общества, государства; знание правил

деятельность в профессиональной
сфере, использовать знания по
финансовой
грамотности
в
различных жизненных ситуациях

- способность оценивать ситуацию и принимать
осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности;
- осознание личного вклада в построение устойчивого
будущего;
- ответственное отношение к своим родителям и (или)
другим членам семьи, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в
соответствии с традициями народов России;
Овладение
универсальными
регулятивными
действиями:
а) самоорганизация:
- самостоятельно осуществлять познавательную
деятельность, выявлять проблемы, ставить и
формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения проблемы с
учетом
имеющихся
ресурсов,
собственных
возможностей и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и проявлению широкой
эрудиции в разных областях знаний, постоянно
повышать свой образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации,
выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно принимать
решения по их снижению;

8

безопасного поведения и способов их
применения в собственном поведении;
- владеть основами медицинских знаний:
владеть приемами оказания первой
помощи при неотложных состояниях;
знать меры профилактики инфекционных
и
неинфекционных
заболеваний,
сохранения
психического
здоровья;
сформировать представления о здоровом
образе жизни и его роли в сохранении
психического и физического здоровья,
негативного отношения к вредным
привычкам;
знать
о
необходимых
действиях при чрезвычайных ситуациях
биолого-социального характера;
- сформировать представления о роли
России в современном мире;
угрозах
военного
характера;
роли
Вооруженных Сил Российской Федерации
в
обеспечении мира; знать основы обороны
государства и воинской службы;
прав и обязанностей гражданина в области
гражданской обороны; знать
действия при сигналах гражданской
обороны

ОК
04.
Эффективно
взаимодействовать и работать в
коллективе и команде

в) эмоциональный интеллект, предполагающий
сформированность:
внутренней мотивации, включающей стремление к
достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность,
умение действовать, исходя из своих возможностей;
- эмпатии, включающей способность понимать
эмоциональное состояние других, учитывать его при
осуществлении
коммуникации,
способность
к
сочувствию и сопереживанию;
- социальных навыков, включающих способность
выстраивать отношения с другими людьми, заботиться,
проявлять интерес и разрешать конфликты
- готовность к саморазвитию, самостоятельности и
самоопределению;
-овладение
навыками
учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности;
Овладение
универсальными
коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
принимать
цели
совместной
деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять
роли с учетом мнений участников обсуждать
результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного
взаимодействия;

9

знать
основы
безопасного,
конструктивного общения,
- уметь различать опасные явления в
социальном взаимодействии, в том числе
криминального характера;
- уметь предупреждать опасные явления и
противодействовать им

ОК 06. Проявлять гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное
поведение
на
основе
традиционных общечеловеческих
ценностей, в том числе с учетом
гармонизации межнациональных
и межрелигиозных отношений,
применять
стандарты
антикоррупционного поведения

- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных ситуациях, проявлять творчество и
воображение, быть инициативным
Овладение
универсальными
регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на
ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции
другого человека
- осознание обучающимися российской гражданской
идентичности;
- целенаправленное развитие внутренней позиции
личности на основе духовно-нравственных ценностей
народов Российской Федерации, исторических и
национально-культурных традиций, формирование
системы значимых ценностно-смысловых установок,
антикоррупционного мировоззрения, правосознания,
экологической культуры, способности ставить цели и
строить жизненные планы;
В части гражданского воспитания:
- осознание своих конституционных прав и
обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих гуманистических и демократических
ценностей;

10

- сформировать представления о ценности
безопасного поведения для личности,
общества, государства; знание правил
безопасного поведения и способов их
применения в собственном поведении;
знать
основы
безопасного,
конструктивного общения, уметь
различать опасные явления в социальном
взаимодействии, в том числе
криминального
характера;
умение
предупреждать опасные явления и
противодействовать им;
сформировать
представления
об
опасности и негативном влиянии на жизнь
личности,
общества,
государства
экстремизма, терроризма; знать роль
государства в противодействии терроризму;
уметь различать приемы вовлечения в
экстремистскую
и
террористическую

- готовность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по
социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам;
- готовность вести совместную деятельность в
интересах гражданского общества, участвовать в
самоуправлении в общеобразовательной организации и
детско-юношеских организациях;
умение
взаимодействовать
с
социальными
институтами в соответствии с их функциями и
назначением;
- готовность к гуманитарной и волонтерской
деятельности;
патриотического воспитания:
сформированность
российской
гражданской
идентичности, патриотизма, уважения к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое
и настоящее многонационального народа России;
- ценностное отношение к государственным символам,
историческому и природному наследию, памятникам,
традициям народов России, достижениям России в
науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;
- идейная убежденность, готовность к служению и
защите Отечества, ответственность за его судьбу;
освоенные обучающимися межпредметные понятия и
универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные, коммуникативные);

11

деятельность и противодействовать им;
знать порядок действий при объявлении
разного
уровня
террористической
опасности; знать порядок действий при
угрозе совершения террористического акта;
совершении
террористического
акта;
проведении
контртеррористической
операции;
- сформировать представления о роли
России в современном мире; угрозах
военного характера; роли Вооруженных
Сил Российской Федерации в обеспечении
мира; знать основы обороны государства и
воинской службы; прав и обязанностей
гражданина в области гражданской
обороны; знать действия при сигналах
гражданской обороны;
- знать основы государственной политики в
области защиты населения и территорий от
чрезвычайных
ситуаций
различного
характера; знание задач и основных
принципов организации Единой системы
предупреждения и ликвидации последствий
чрезвычайных
ситуаций,
прав
и
обязанностей гражданина в этой области;
- знать основы государственной системы,
российского
законодательства,
направленных на защиту населения от
внешних и внутренних угроз; сформировать
представления
о
роли
государства,
общества и личности в обеспечении
безопасности

ОК 07. Содействовать сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбережению, применять
знания об изменении климата,
принципы
бережливого
производства,
эффективно
действовать
в
чрезвычайных
ситуациях

- способность их использования в познавательной и
социальной практике, готовность к самостоятельному
планированию и осуществлению учебной деятельности,
организации
учебного
сотрудничества
с
педагогическими работниками и сверстниками, к
участию
в
построении
индивидуальной
образовательной траектории;
- овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности
В области экологического воспитания:
сформированность
экологической
культуры,
понимание
влияния
социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды,
осознание глобального характера экологических
проблем;
- планирование и осуществление действий в
окружающей среде на основе знания целей устойчивого
развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде;
умение
прогнозировать
неблагоприятные
экологические
последствия
предпринимаемых
действий, предотвращать их;
- расширение опыта деятельности экологической
направленности;
- овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности;

сформировать
представления
о
возможных источниках опасности в
различных ситуациях (в быту, транспорте,
общественных местах, в природной среде,
в социуме, в цифровой среде); владеть
основными способами предупреждения
опасных и экстремальных ситуаций; знать
порядок действий в экстремальных и
чрезвычайных ситуациях;
- сформировать представления о важности
соблюдения правил дорожного движения
всеми участниками движения, правил
безопасности на транспорте. Знать правила
безопасного поведения на транспорте,
уметь применять их на практике, знать о
порядке
действий
в
опасных,
экстремальных и чрезвычайных ситуациях
на транспорте;
- знать о способах безопасного поведения
в природной среде; уметь применять их на
практике; знать порядок действий при

12

чрезвычайных ситуациях природного
характера; сформировать представления
об экологической безопасности, ценности
бережного
отношения
к
природе,
разумного природопользования;
- знать основы пожарной безопасности;
уметь применять их на практике для
предупреждения пожаров; знать порядок
действий при угрозе пожара и пожаре в
быту, общественных местах, на транспорте,
в природной среде; знать права и
обязанности граждан в области пожарной
безопасности
ОК 08. Использовать средства
физической
культуры
для
сохранения и укрепления здоровья
в процессе профессиональной
деятельности и поддержания
необходимого уровня физической
подготовленности

- готовность к саморазвитию, самостоятельности и
самоопределению;
- наличие мотивации к обучению и личностному
развитию;
В части физического воспитания:
- сформированность здорового и безопасного образа
жизни, ответственного отношения к своему здоровью;
- потребность в физическом совершенствовании,
занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
- активное неприятие вредных привычек и иных форм
причинения вреда физическому и психическому
здоровью;
Овладение
универсальными
регулятивными
действиями:
а) самоорганизация:

13

- владеть основами медицинских знаний:
владеть приемами оказания первой
помощи при неотложных состояниях;
знать меры профилактики инфекционных
и
неинфекционных
заболеваний,
сохранения
психического
здоровья;
сформировать представления о здоровом
образе жизни и его роли в сохранении
психического и физического здоровья,
негативного отношения к вредным
привычкам;
знать
о
необходимых
действиях при чрезвычайных ситуациях
биолого-социального характера

ПК 4.4. Разрабатывать
природоохранные мероприятия.

- самостоятельно составлять план решения проблемы с
учетом
имеющихся
ресурсов,
собственных
возможностей и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
- расширять рамки учебного предмета на основе личных
предпочтений;
- делать осознанный выбор, аргументировать его, брать
ответственность за решение;
- оценивать приобретенный опыт;
- способствовать формированию и проявлению
широкой эрудиции в разных областях знаний,
постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень
Навыки: разработки природоохранных мероприятий и контроля их выполнения.
Умения: осуществлять меры по защите земель от природных явлений, деградации, загрязнения;
осуществлять контроль выполнения природоохранных требований при отводе земель под различные
виды хозяйственной деятельности.
Знания: требования в области охраны окружающей среды.

14

2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины

Объем в
часах
68

в т.ч.
Основное содержание

58

в т. ч.:
теоретическое обучение

18

практические занятия

40

Профессионально ориентированное содержание
(содержание прикладного модуля)
в т. ч.:
практические занятия

8

8

Индивидуальный проект (да/нет)**
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

15

нет
2

2.2. Тематический план и содержание дисциплины

Наименование разделов
и тем
1
Основное содержание

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)
2

Раздел 1. Мир опасностей современной молодежи
1. В чем особенности
картины опасностей
современной молодежи

2. Как выявить
опасности развития

Содержание учебного материала

Объем
часов

Формируемые
компетенции

3

4

12

ОК 01; ОК 02,
ОК 04; ОК 07;
ОК 08
ОК 02; ОК 04;
ОК 07

2

Комбинированное занятие
Понятие: опасность — это способность явлений, процессов, объектов в
системе «человек – среда обитания» в определенных условиях
причинять вред людям, природной среде и материальным ресурсам;
опасность как система – «объект защиты - источник опасности негативное воздействие, опасность как процесс
1) накопления отклонений от нормального состояния или процесса;
2) инициирование негативной способности/чрезвычайного события;
3) актуализация негативных факторов;
4) локализация/прекращение действия негативных факторов;
предметное действие: моделирование поля опасностей на примере
современной молодежи;
правило действия: чтобы выявить и описать опасности нужно
определить условия, при которых элемент системы человек – среда
обитания становится причиной нанесения вреда человеку
алгоритм выявления и классификации опасностей (по происхождению,
по кругам опасностей)
Содержание учебного материала

16

2

2

ОК 02; ОК 04;
ОК 07

3. Как выявить и описать
опасности на дорогах

4. Как выявить и описать
опасности в ситуации

Практическое занятие
Понятие: опасности развития - это способность явлений, процессов,
объектов в системе «человек/общество – Жизнь» в определенных
условиях препятствовать/нарушать закон сохранения Жизни
Предметное действие: целе-и ценностное полагание в ситуации
конфликта в развитии между требованием сохранения Жизни и
дефицитами в развитии
Правило действия: чтобы выявить, что является опасным
фактором/препятствием на пути к прогрессу общества/самореализации
человека (мечте/цели), необходимо соотнести требование закона
сохранения Жизни как общественного и человеческого смысла/ нормы
развития с внутренними и внешними условиями его нарушения
Алгоритм целе-и ценностного полагания в ситуации конфликта в
развитии
Содержание учебного материала

2

Практическое занятие
Понятие: опасности на дорогах - это способность явлений, процессов,
объектов в системе «человек-участник дорожного движения – среда
дорожного движения» в определенных условиях причинять вред людям,
среде и материальным ресурсам;
Предметное действие: выявлять и описывать опасности для разных
участников дорожного движения (пешеход, электросамокатчик/райдер,
мотоциклист);
Правило действия: чтобы выявить и описать опасности на дорогах
нужно определить условия, при которых элемент системы «человекучастник дорожного движения – среда дорожного движения» становится
причиной нанесения вреда человеку;
Алгоритм выявления и описания опасностей на дорогах
Содержание учебного материала
Практическое занятие

2

17

2

2

ОК 02; ОК 04;
ОК 07

ОК 04; ОК 07

пожара в общественном
месте

5. Как выявить и описать
опасности в ситуации
захвата заложников в
общественном месте (ЧС)

6. Классификация ЧС

Понятие: опасность пожара в общественном месте – это способность
явлений, процессов горения, горючих материалов и объектов причинять
вред людям и материальным ресурсам;
Предметное действие: выявлять и описывать опасности в ситуации
пожара в общественном месте
Правило действия: чтобы выявить и описать опасности пожара нужно
определить условия пожара, при которых элемент системы «человек –
общественное место» становится причиной нанесения вреда человеку
Алгоритм выявления и описание опасностей в ситуации пожара в
общественном месте (на примере торгового центра, кинотеатра, клуба)
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие: опасности ситуации захвата заложников в общественном
месте
предметное действие: выявить и описать опасности в ситуации захвата
заложников в общественном месте
правило действия: чтобы выявить и описать опасности нужно
определить условия, при которых заложнику может быть нанесен вред
алгоритм выявления и описания опасностей в ситуации захвата
заложников террористами, стрельбе в общественных местах (колледже,
публичном мероприятии)
Содержание учебного материала
Комбинированное занятие
Понятие: опасности
Предметное действие: выявлять и описывать опасности в окружающей
среде для предупреждения и защиты от них, в том числе в
чрезвычайных ситуациях;
Правило действия:
Алгоритм
Раздел 2. Методы оценки риска

18

2

2

ОК 04; ОК 07;

2

2

ОК 1; ОК 02;
ОК 04; ОК 07;

2

12

ОК 02; ОК 04;
ОК 07; ОК 08

7. Как измерять
опасности

8. Как оценить риски на
дорогах

Содержание учебного материала

2

Комбинированное занятие
Понятие: риск – это количественная мера опасности, сочетание 1)
вероятности (или частоты) нанесения ущерба и 2) тяжести этого ущерба
для объекта защиты;
- приемлемый риск - уровень опасности, который на данном этапе
социально-экономического и научно-технического развития общество
считает допустимым
Предметное действие: определение вероятности осуществления риска и
масштаба последствий воздействия, вредных и опасных факторов среды
для разработки/выбора мер по профилактике и защите
Правило действия: чтобы оценить риск, нужно рассчитать вероятность
наступления негативного события и определить тяжесть его последствий
Алгоритм расчета риска по формуле
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие: риски на дорогах - количественная мера опасности для
участника дорожного движения, сочетающая риск 1) вероятности (или
частоты) негативного события/ДТП и 2) тяжести его ущерба жизни и
здоровью;
Предметное действие: определение вероятности осуществления риска
(по формуле) и масштаба последствий воздействия опасных факторов
дорожного движения в отношении различных его участников для
разработки/выбора мер по профилактике и защите
Правило действия: чтобы оценить риск негативного события/ДТП для
участника дорожного движения, нужно рассчитать вероятность
наступления негативного события и определить тяжесть его последствий
для участника дорожного движения
Алгоритм оценки риска для разных участников дорожного движения
(пешеход, электросамокатчик/райдер, мотоциклист)
Содержание учебного материала

19

ОК 02; ОК 04;
ОК 07;

2

2

ОК 04; ОК 07;

2

2

ОК 02; ОК 04;
ОК 07;

9. Как оценить риски в
ситуации пожара в
общественном месте (ЧС)

10. Как оценить риск
реализации ситуации
захвата
заложников/стрельбы в
общественном месте (ЧС)

Практическое занятие
Понятие: риски в ситуации пожара в общественном месте количественная мера опасности для посетителя, сочетающая риск 1)
вероятности (или частоты) пожара и 2) тяжести его ущерба жизни и
здоровью от опасных факторов пожара (ожоги, отравление угарным
газом, гибель)
Предметное действие: определение вероятности осуществления риска
пожара в общественном месте (по формуле) и масштаба последствий
воздействия опасных факторов пожара на посетителей для
разработки/выбора мер по профилактике и защите
Правило действия: чтобы оценить риск негативного события - пожара в
общественном месте, нужно рассчитать вероятность его наступления (по
формуле) и определить тяжесть его последствий для посетителей
Алгоритм оценки рисков опасных факторов пожара в общественном
месте (торговом центре, клубе, интернате для престарелых)
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие: риск захвата заложников в общественном месте количественная мера опасности для посетителя, сочетающая риск
1) вероятности (или частоты) захвата заложников/стрельбы и
2) тяжести его ущерба жизни и здоровью (травмы, в т.ч.
психологическая, ранения, гибель)
Предметное действие: определение вероятности осуществления риска
(по формуле) и масштаба/тяжести последствий воздействия опасных
факторов захвата заложников/стрельбы в общественном месте для
разработки/выбора мер по профилактике и защите посетителей
Правило действия: чтобы оценить риск захвата заложников/стрельбы в
общественном месте, нужно рассчитать вероятность наступления
негативного события и определить тяжесть его последствий для
посетителей
алгоритм оценки рисков в ситуации захвата заложников/стрельбы в
общественном месте

20

2

2

2

ОК 02; ОК 04;
ОК 07;

Содержание учебного материала

2

Практическое занятие
Понятие: риски для здоровья – количественная мера опасности
заболеваний (в т.ч. смертельно опасных, инфекционных, нервнопсихологических) и смерти от других факторов, сочетающая риск
1) вероятности (или частоты) негативного события и
2) тяжести его ущерба жизни и здоровью (заболевания, травмы, гибель)
Предметное действие: определение вероятности осуществления
опасных и вредных факторов риска для жизни и здоровья подростков (по
формуле) и тяжести последствий их воздействия для разработки/выбора
мер по профилактике и защите
Правило действия: чтобы оценить риск опасных и вредных факторов для
жизни и здоровья в подростковом возрасте, нужно рассчитать
вероятность наступления негативного события и определить тяжесть его
последствий
Алгоритм оценки рисков для жизни и здоровья подростков
Содержание учебного материала

2

Комбинированное занятие
Понятие: риск в…
Предметное действие: определение вероятности осуществления риска и
масштаба последствий воздействия вредных и опасных факторов среды
для разработки/выбора мер по профилактике и защите
Правило действия:
Алгоритм
Раздел 3. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

2

11. Как оценить риски
для здоровья в
подростковом возрасте

12. Как оценить риск
реализации ситуации,
актуальной для
обучающихся

13. Понятие о защите от
опасности

Содержание учебного материала

2

10

2

Комбинированное занятие

21

ОК 02; ОК 04;
ОК 07; ОК 08

ОК 02; ОК 04;
ОК 07

ОК 02; ОК 03;
ОК 04; ОК 07;
ОК 08
ОК 02; ОК 04;
ОК 07

14. Как снизить риски
для здоровья.
Профилактика
заболеваний. Здоровый
образ жизни

Понятие: Защита от опасностей – это способы и методы снижения
уровня и продолжительности действия опасностей на человека
(природу). Правило: чтобы защитить объект от опасностей,
необходимо снизить негативное влияние источников опасности
(сокращением значения риска и размеров опасных зон), его выведением
из опасной зоны; применением экобиозащитной техники и средств
индивидуальной защиты
Предметное действие: выбор мер (способы, методы, средства, модели
поведения) для защиты от опасностей окружающей среды, в том числе в
чрезвычайной ситуации
Правило действия: чтобы выбрать меры для защиты объекта от
опасностей окружающей среды, в том числе в чрезвычайной ситуации,
необходимо
подобрать
согласно
нормативным
требованиям
оптимальные/
доступность+функциональность/
средства
индивидуальной защиты, модели безопасного поведения, обозначить
пути выхода из опасной зоны, сформулировать правила
поведения/техники безопасности
Алгоритм выбора способа защиты на основе нормативных документов
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие: защита жизни и здоровья - способы и методы снижения уровня
действия вредных и опасных факторов для физического и психического
здоровья
Предметное действие: выбор мер (способов, методов, средств, образа
жизни) для защиты жизни и здоровья от опасностей окружающей среды
Правило действия: чтобы выбрать меры снижения уровня действия
вредных и опасных факторов для здоровья от опасностей окружающей,
необходимо подобрать согласно гигиеническим нормам/требованиям
оптимальные средства профилактики заболевания, модели безопасного
поведения, в т.ч. в пандемию
Алгоритм выбора способа профилактики типичных/смертельно опасных
для подростков заболеваний (инфекционных, психологических)

22

2

2

2

ОК 3; ОК 04; ОК
08

15. Как защититься от
опасностей на дорогах

16. Как безопасно вести
себя в ситуации пожара в
общественном месте

17. Как безопасно вести
себя в ситуации захвата

Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие: защита жизни и здоровья участников дорожного движения способы и методы снижения уровня действия опасных факторов
дорожного движения
Предметное действие: выбор мер (средств индивидуальной защиты,
правил, моделей поведения) для защиты жизни и здоровья участников
дорожного движения
Правило действия: чтобы выбрать меры защиты жизни и здоровья
участников дорожного движения, необходимо подобрать средства
индивидуальной защиты, правила и модели поведения на основе ПДД и
иных нормативных документов
Алгоритм выбора мер защиты жизни и здоровья участников дорожного
движения (на выбор)
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие: защита жизни и здоровья в условиях пожара - способы и
методы снижения уровня действия опасных факторов пожара за счет
выведения объекта защиты из опасной зоны, применения средств
пожаротушения и индивидуальной защиты
Предметное действие: выбор мер (средств пожаротушения,
индивидуальной защиты, правил, моделей поведения) для защиты жизни
и здоровья в условиях пожара в общественном месте
Правило действия: чтобы выбрать меры защиты жизни и здоровья в
условиях пожара, необходимо подобрать доступные средства
пожаротушения индивидуальной защиты и модель поведения адекватно
ситуации пожара
Алгоритм выбора мер защиты жизни и здоровья при пожаре (в своем
жилище, в колледже, в торговом центре, на рабочем месте) в разных
условиях (задымления, активного огня, затруднений эвакуации)
Содержание учебного материала
Практическое занятие

23

2

ОК 04; ОК 07

2

2

ОК 04; ОК 07

2

2

ОК 04; ОК 07

заложников в
общественном месте (ЧС)

18. История создания
Вооруженных Сил
России
19. Основные понятия о
воинской обязанности

20. Основные понятия о
психологической

Понятие: защита жизни и здоровья в ситуации захвата заложников в
общественном месте - способы и методы снижения уровня действия
опасных факторов теракта за счет выведения объекта защиты из опасной
зоны, применения моделей безопасного поведения, включая способы
психологической защиты
Предметное действие: выбор мер (средств индивидуальной защиты,
правил, моделей поведения) для защиты жизни и здоровья в ситуации
захвата заложников/стрельбы в общественном месте
Правило действия: чтобы выбрать меры защиты жизни и здоровья в
ситуации захвата заложников в общественном месте, необходимо
подобрать способы и методы снижения уровня действия опасных
факторов теракта/стрельбы за счет выведения объекта защиты из
опасной зоны, применения моделей безопасного поведения
Алгоритм
Раздел 4. Основы военной службы
Содержание учебного материала
Комбинированное занятие
Понятие о Вооруженных Сил России, обеспечении безопасности нашей
страны. Предназначение Вооруженных Сил РФ. Реформирование Армии
и Флота.

2

10

2

2
2

Содержание учебного материала
Комбинированное занятие
Понятие о воинском учете, обязательной подготовке к военной службе,
призыве на военную службу, прохождении военной службы по
призыву, пребывании в запасе, призыве на военные сборы и
прохождение военных сборов в период пребывания в запасе, а также
воинская обязанность в период военного времени, военного положения
и в период мобилизации.
Содержание учебного материала

24

ОК 01; ОК 02;
ОК 03; ОК 04;
ОК 06; ОК 08
ОК 06; ОК 08

ОК 03; ОК 06;
ОК 08

2

2

ОК 04; ОК 06;
ОК 08

совместимости членов
воинского коллектива
(экипажа, боевого
расчета). Тренинг
бесконфликтного
общения и
саморегуляции
21. Строевая подготовка

22. Огневая подготовка.
Порядок неполной
сборки и разборки ММГ
АК-74

Практическое занятие
Понятие о психологических основах взаимодействия военнослужащих
в коллективе, совместной жизнедеятельности военнослужащих. Понятие
конфликта и его влияние на уровень боеспособности и боеготовности
отделения, экипажа, расчета. Понятие о способах бесконфликтного
общения в условиях военной службы.

2

Содержание учебного материала

2

Практическое занятие
Понятия об одиночной строевой подготовке и слаживания
подразделений. Правила и алгоритмы предметных действий: Строевой
стойки. Выполнение команд «Становись, Равняйсь, Смирно, Вольно,
Заправиться". Повороты на месте. Перестроение из одношереножного
строя в двухшереножный строй и обратно. Движение строевым шагом.
Повороты в движении. Прохождение в составе подразделения
торжественным маршем и в составе подразделения с песней.
Приветствие в движении.
Содержание учебного материала

2

Практическое занятие
Понятие о назначении и боевых свойствах оружия, его устройстве,
мерах безопасности при обращении с оружием и патронами, о
неполной и полной разборке автомата, назначении частей, узлов и
механизмов автомата.
Правило и алгоритмы предметных действий: неполной разборки,
сборки автомата
Правила и приемы стрельбы, способов поиска целей и управления
огнем, действиях по командам руководителя стрельб
Раздел 5. Основы медицинских знаний

2

14

Содержание учебного материала

2

25

2

ОК 04; ОК 06;
ОК 08

ОК 04; ОК 06;
ОК 08

ОК 02; ОК 04;
ОК 07; ОК 08
ОК 02; ОК 04; ОК
7

23. Помощь при
состояниях, вызванных
нарушением сознания
24. Основные
инфекционные болезни,
их классификация и
профилактика.
25. Первая помощь при
неотложных состояниях:
закон и порядок
оказания. Алгоритм
помощи пострадавшим
при ДТП и ЧС

26. Алгоритм помощи
при кровотечениях и
ранениях

27. Сердечно-легочная
реанимация.

Комбинированное занятие
Понятие об эпилепсии, инсульте, обмороке, инфаркте, диабете,
токсикологическом опьянении.
Правила и алгоритмы поведения и оказания первой помощи при этих
состояниях
Содержание учебного материала

2

2

ОК 02; ОК 04;
ОК 07

Практическое занятие
Пути передачи возбудителей инфекционных болезней.

2

Содержание учебного материала

2

Практическое занятие
Понятие о неотложных состояниях в УК РФ Статья 124, Статья 125,
Правила проведения диагностики и помощи в неотложных состояниях
Алгоритм Оказание первой помощи при остановке сердца,
искусственная вентиляция легких
Понятие об ДТП и ЧС на транспорте.
Правила помощи при травмах рук, ног, головы, при переломах, вывихах,
ушибах и т.д.
Алгоритмы оказание первой помощи при травмах, ранениях, переломах.
Отработка моделей поведения при ЧС на транспорте
Содержание учебного материала

2

2

ОК 02; ОК 04;
ОК 07

ОК 04; ОК 07

Практическое занятие
Понятие о видах кровотечений, средствах обеззараживания и
дезинфекции.
Правило остановки кровотечений способом наложение жгута и закрутки.
Алгоритмы оказания первой помощи при кровотечениях
Содержание учебного материала
Практическое занятие

26

2

2

ОК 04; ОК 07;
ОК 08

Правила проведения непрямого (наружного) массажа сердца и
искусственного дыхания. Основные причины остановки сердца.
2
28. Оказание помощи
подручными средствами
в природных условиях

29. Помощь при
воздействии температур
на организм человека.
Способы самоспасения.

Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие об экстремальных ситуациях в природных условиях.
Способы и особенности фиксации конечностей.
Способы транспортировки пострадавших.
Способы согревания на открытой местности,
Вынужденное автономное существование.
Правило добычи: воды, пищи, огня. Временное жилище.
Содержание учебного материала

Комбинированное занятие
Понятие об ожогах и их видах (термические, химические, кислотные,
щелочные).
Правило алгоритм помощи при ожогах различных видов.
Способы самоспасения. Первая помощь пострадавшем на производстве.
Алгоритм поведения при ЧС.
*Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Содержание
Прикладной модуль:
30. Как выявить и
описать опасности на
рабочем месте
Практическое занятие
Экскурсия, фронтальное. Классификация опасностей: по видам
профессиональной деятельности, по причинам возникновения на
рабочем месте, по опасным событиям вследствие воздействия
опасностей. Источники опасностей и вредностей, факторы риска,
условия возникновения и развития нежелательных событий. Порядок
проведения идентификации опасностей на рабочем месте
Перечень примерных тем проектов/исследований:

27

2

ОК 04; ОК 07

2

2

ОК 04; ОК 07;
ОК 08

2

2

ОК 1; ОК 02;
ОК 04; ОК 07;
ПК 4.4.

«Анализ связи вредных факторов на конкретном рабочем месте и
заболеваний работников»
«Анализ источников опасностей на разных технологических этапах
монтажных работ»
«Анализ картины опасностей современной молодежи»
«Создание презентации/видеоролика об историях травматизма/развития
профессиональных заболеваний работников»
Прикладной модуль:
31. Оценка рисков на
рабочем месте

Прикладной модуль:
32. Определение методов
защиты от опасностей на
рабочем месте

Содержание

2

ОК 1; ОК 02;
ОК 04; ОК 07;
ПК 4.4.

Практическое занятие
Возможные последствия опасностей по степени тяжести: гибель, травма,
профессиональное заболевание. Статистические данные по несчастным
случаям на производстве. Определение вероятности наступления
опасностей.
Перечень примерных тем проектов/исследований
«Сравнительный анализ рисков в профессиональной работе в XIX, XX и
XXI веках»
«Оценить риск профессиональных заболеваний»
Содержание

2

ОК 1; ОК 02;
ОК 04; ОК 07;
ПК 4.4.

Практическое занятие
Основные причины травматизма и профессиональных заболеваний:
технические,
организационные,
санитарно-гигиенические,
психофизиологические. Методы уменьшения опасностей на рабочем
месте, выбор средств индивидуальной и коллективной защиты. Типовые
отраслевые нормы выдачи средств индивидуальной защиты
Перечень примерных тем проектов/исследований:
«Обзорная статья об индивидуальных средствах защиты на
производстве» (средства по выбору)

28

«Сравнительный анализ безопасности электростанциях в России и стране
в Европе (на выбор)»
«Создание видеоролика с обзором ассортимента индивидуальных
средств защиты на электростанциях на интернет-сайтах»
«Разработка безопасной рабочей экипировки для электромонтеров»
Содержание

2

Практическое занятие
Тематическая экскурсия в Центр медицины и катастроф. С применением
практических навыков по отработке неотложных состояний на
тренажере для реанимационных действий. Выявление причин
травмирования на производстве, в транспорте и в общественных местах.
Самостоятельный выбор методов и средств помощи пострадавшим в
ДТП, на производстве.
примерные темы проектов/исследований:
1. Проанализировать инструкции по технике безопасности на сварочном
производстве с целью выявления видов травмирования.
2. Проанализировать законы и иные нормативные правовые акты,
содержащие государственные нормативные требования по охране труда,
распространяющиеся на вид деятельности для специальности
3. Составить/ разработать перечень средств для оказания первой помощи
при травмировании в ходе строительно-монтажных работ
4. Разработать обучающую презентацию по правилам безопасного
поведения при пожарах на складе стройматериалов
5. Разработать алгоритмы оказания помощи в офисе при неотложном
состоянии (потере сознания, инсульте)
34. Промежуточная аттестация по дисциплине (дифференцированный зачёт)
Всего:

2
68

Прикладной модуль:
33. Методы оказания
первой помощи
гражданам при ЧС и
автомобильных
катастрофах

29

ОК 02; ОК 04;
ОК 06; ОК 07;
ПК 4.4.

3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
3.1. Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения: реализация программы дисциплины требует наличия
учебного кабинета основ безопасности жизнедеятельности.
Эффективность преподавания курса ОБЖ зависит от наличия соответствующего
материально-технического оснащения. Это объясняется особенностями курса, в первую
очередь его много профильностью и практической направленностью.
Оборудование учебного кабинета:
● наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, стендов, схем, плакатов, и др.);
● образцы средств индивидуальной защиты (СИЗ): противогаз ГП-7, респиратор Р-2,
защитный костюм Л-1, общевойсковой защитный костюм и оборудования: общевойсковой
прибор химической разведки; дозиметр бытовой (индикатор радиоактивности);
● макет автомата Калашникова;
● макет снаряжение магазина (рожка)
Технические средства обучения:
● учебная доска
● выход в локальную сеть.
3.2. Информационное обеспечение обучения
1. Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендованные для использования в образовательном процессе, не старше пяти лет с
момента издания.
2.

Рекомендуемые

печатные

издания

по

реализации

общеобразовательной

дисциплины представлены в методических рекомендациях по организации обучения.
Учебная литература:
Марков В.В., Латчук В.Н., Миронов С.К., Виноградский С.Н. Основы безопасности
жизнедеятельности 10 класс – М. Дрофа, 2019
Марков В.В., Латчук В.Н., Миронов С.К., Виноградский С.Н. Основы безопасности
жизнедеятельности 11 класс – М. Дрофа, 2019
30

Косолапова Н. В., Прокопенко Н. А. Основы безопасности жизнедеятельности:
учебник для сред. проф. образования. — М., 2018.
Косолапова

Н.

В.,

Прокопенко

Н.

А.,

Побежимова

Е.

Л.

Безопасность

жизнедеятельности: учебник для учреждений сред. проф. образования. — М., 2019.
Микрюков В.Ю. Основы военной службы: учебник для учащихся старших классов
сред.образовательных учреждений и студентов сред. спец. учеб. заведений, а также
преподавателей этого курса. — М., 2017.
Микрюков В.Ю. Азбука патриота. Друзья и враги России. — М., 2019.
Нормативные документы:
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
(с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках
к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. —№
4. — Ст. 445.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от
07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014
№ 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными
Федеральным
законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего
образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении
изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров
и
ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации
получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ
31

среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом
требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии
или специальности среднего профессионального образования». Гражданский кодекс РФ (Ч.
1) (утвержден Федеральным законом от 30.11.94 № 51-ФЗ (в ред. от 11.02.2013, с изм. и доп.
от 01.03.2013) // СЗ РФ. — 1994. — № 32 (Ч. 1). — Ст. 3301.Гражданский кодекс РФ (Ч. 2)
(утвержден Федеральным законом от 26.01.96 № 14-ФЗ)
(в ред. от 14.06.2012) // СЗ РФ. — 1996. — № 5 (Ч. 2). — Ст. 410.
Гражданский кодекс РФ (Ч. 3) (утвержден Федеральным законом от 26.11.01 № 146ФЗ) (в ред. от 05.06.2012) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.
Гражданский кодекс РФ (Ч. 4) (утвержден Федеральным законом от 18.12.06 № 230ФЗ) (в ред. от 08.12.2011) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (Ч. 1). — Ст. 5496.
Семейный кодекс Российской Федерации (утвержден Федеральным законом от
29.12.1995 № 223-ФЗ) (в ред. от 12.11.2012) // СЗ РФ. — 1996. — № 1. — Ст. 16.
Уголовный кодекс Российской Федерации (утвержден Федеральным законом от
13.06.1996
№ 63-ФЗ) (в ред. от 07.12.2011; с изм. и доп., вступающими в силу с 05.04.2013) // СЗ
РФ. —
1996. — № 25. — Ст. 2954.
Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной
службе»
(в ред. от 04.03.2013, с изм. от 21.03.1013) // СЗ РФ. — 1998. — № 13. — Ст. 1475.
Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. от 11.02.2013) // СЗ
РФ. —
1994. — № 35. — Ст. 3648.
Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных
производственных объектов» (в ред. от 04.03.2013) // СЗ РФ. — 1997. — № 30. — Ст. 3588.
Федеральный закон от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской
службе» (в ред. от 30.11.2011) // СЗ РФ. — 2002. — № 30. — Ст. 3030.
32

Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 05.04.2013) // СЗ
РФ. — 1996. — № 23. — Ст. 2750.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред.
от25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации» (в ред. от 25.06.2012) // СЗ РФ. — 2011. — N 48. — Ст. 6724.
Указ Президента РФ от 05.02.2010 № 146 «О Военной доктрине Российской
Федерации» //
СЗ РФ. — 2010. — № 7. — Ст. 724.
Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной
системе
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в ред. от 18.04.2012) // СЗ
РФ. —
2004. — № 2. — Ст. 121.
Приказ министра обороны РФ от 03.09.2011 № 1500 «О Правилах ношения военной
формы одежды и знаков различия военнослужащих Вооруженных Сил Российской
Федерации, ведомственных знаков отличия и иных геральдических знаков и особой
церемониальной парадной военной формы одежды военнослужащих почетного караула
Вооруженных Сил Российской актов федеральных органов исполнительной власти. — 2011.
— № 47.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.05.2012 №
477н
«Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и
перечня мероприятий по оказанию первой помощи» (в ред. от 07.11.2012) (зарегистрирован
в Минюсте РФ 16.05.2012 № 24183) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов
исполнительной власти. — 2012.
Приказ министра обороны Российской Федерации и Министерства образования и
науки Российской Федерации от 24.02.2010 № 96/134 «Об утверждении Инструкции об
организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области
обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях
33

среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального
профессионального и среднего
профессионального образования и учебных пунктах» (зарегистрировано Минюстом
России
12.04.2010, регистрационный № 16866).
Интернет-ресурсы
www. mchs. gov. ru (сайт МЧС РФ).
www. mvd. ru (сайт МВД РФ).
www. mil. ru (сайт Минобороны).
www. fsb. ru (сайт ФСБ РФ).
www. dic. academic. ru (Академик. Словари и энциклопедии).
www. booksgid. com (Воокs Gid. Электронная библиотека).
www. globalteka. ru/index. html (Глобалтека. Глобальная библиотека научных
ресурсов).
www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам).
www. iprbookshop. ru (Электронно-библиотечная система IPRbooks).
www. school. edu. ru/default. asp (Российский образовательный портал. Доступность,
качество, эффективность).
www. ru/book (Электронная библиотечная система).
www. pobediteli. ru (проект «ПОБЕДИТЕЛИ: Солдаты Великой войны»).
www. monino. ru (Музей Военно-Воздушных Сил).
www. simvolika. rsl. ru (Государственные символы России. История и реальность).
www. militera. lib. ru (Военная литература).

34

4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
Контроль и оценка раскрываются через дисциплинарные результаты, усвоенные
знания и приобретенные студентами умения, направленные на формирование общих и
профессиональных компетенций.
Общая/профессиональная
компетенция
ОК 01. Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности
применительно
к различным контекстам
ОК 02. Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации, и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности
ОК 03. Планировать и
реализовывать собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной сфере,
использовать знания по
финансовой грамотности в
различных жизненных
ситуациях
ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе и
команде
ОК 06. Проявлять
гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать
осознанное поведение на
основе традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том числе с
учетом гармонизации
межнациональных и

Раздел/Тема

Тип оценочных
мероприятий

Р 1, Темы:1.6;
Р 4, Темы:4.4;

Р 1, Темы:1.1,1.2,1.3,1.4,1.5,1.6
Р 2, Темы:2.1,2.2,2.3,2.4,2.5,2.6;
Р 3, Темы:3.1,3.2,3.4,3.5,3.6;
Р 5, Темы:5.1,5.2,5.3,5.4,5.5,5.6;

Р 3, Темы: 3.2;
Р 4, Темы: 4.2;

Р 1, Темы:1.1,1.2,1.3,1.4,1.5,1.6
Р 2, Темы:2.1,2.2,2.3,2.4,2.5,2.6;
Р 3, Темы:3.1,3.2,3.3, 3.4,3.5,3.6;
Р 4, Темы:4.1,4.2,4.3,4.4,5.5,4.6, 4.7
Р 5, Темы:5.1,5.2,5.3,5.4,5.5,5.6;
Р 1, Темы:1.1,1.3,1.4,1.5,1.6
Р 2, Темы:2.1,2.2,2.3,2.4,2.5;
Р 3, Темы:3.1,3.2,3.3, 3.4,3.5,3.6;
Р 4, Темы:4.1,4.2,4.3,4.4,5.5,4.6, 4.7
Р 5, Темы:5.1,5.2,5.3,5.4,5.5;

35

- Старт-задание;
- Задание исследование;
- Задание-эксперимент;
- Фронтальный опрос;
- Графический диктант;
- Защита алгоритма оказания
первой помощи;
- Защита презентаций;
- Тестирование;
- Тест-задание;
- Защита работ прикладного
модуля
- Выполнение заданий на
дифференцированном зачете

межрелигиозных
отношений, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
ОК 07. Содействовать
сохранению окружающей
среды, ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы бережливого
производства, эффективно
действовать в
чрезвычайных ситуациях
ОК 08. Использовать
средства физической
культуры для сохранения и
укрепления здоровья в
процессе
профессиональной
деятельности и
поддержания
необходимого уровня
физической
подготовленности
ПК 4.4. Разрабатывать
природоохранные
мероприятия.

Р 1, Темы:1.1,1.2,1.3,1.4,1.5,1.6
Р 2, Темы:2.1,2.2,2.3,2.4,2.5;
Р 3, Темы:3.1,3.2,3.3, 3.4,3.5,3.6;

Р 1, Темы:1.1;
Р 2, Темы:2.1,2.2,2.3,2.4,2.5;
Р 3, Темы:3.1,3.3, 3.4,3.5,3.6;
Р 4, Темы:4.1,4.2,4.3,4.4,5.5,4.6, 4.7
Р 5, Темы:5.3,5.4,5.5,5.6;

Р 1 П-о/c, Р 2 П-о/c, Р 3 П-о/c, Р4 По/с, Р 5П-о/с

36

5. Фонд оценочных средств по общеобразовательной дисциплине
«Основы безопасности жизнедеятельности»
1 из 25

1

Какие составляющие необходимы для возникновения пожара?
Горючее вещество

Источник зажигания

Окислитель

Всё вышеперечисленное

2 из 25

2

Укажите минимальный возраст, с которого наступает уголовная
ответственность за преступления террористической направленности?
12 лет

37

14 лет
15 лет
16 лет

38

Укажите вид Вооружённых Сил Российской Федерации?
Военно-морской флот

Ракетные войска стратегического назначения

Мотострелковые войска

Автомобильные войска

Какие группы опасных природных явлений наиболее распространены в Российской Федерации?
космические, подземные, надземные, вулканические, снежные
чрезвычайные, местные, ситуационные, ландшафтные, биологические
геологические, метеорологические, гидрологические, природные
океанические, атмосферные, динамические, визуальные, медицинские

39

Как расшифровывается аббревиатура МЧС России?
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий
Министерство Российской Федерации по делам гражданской защиты, чрезвычайным последствиям и ликвидации стихийных
бедствий
Министерство Российской Федерации по делам народной дружины, чрезвычайным стихийным бедствиям и ликвидации
последствий
Министерство Российской Федерации по делам гражданской защиты, ликвидации последствий стихийных бедствий и
чрезвычайных ситуаций

Укажите общие признаки открытого перелома?
сильная боль, кровотечение, кость сообщается с внешней средой
неприятные ощущения, нарушение функции конечности, кожа синяя, появление "стуапеньки"
боль,припухлость, кровоизлияние, изменение длины конечности
отёк, боль, пружинящее сопротивление при попытке пассивного
движения

Здоровье человека (по определению Всемирной Организации здравоохранения – ВОЗ) – это состояние полного
и

благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

активного, хорошего и душевного
физического, духовного и социального
асоциального, пассивного и приятного
здорового, правильного и спокойного

Укажите способы ориентирования на местности:
по компасу

по небесным светилам

40

,

по часам

по горящей спичке

по течению реки

по интуиции

по запаху

по ветру

41

Какой приём первой помощи должен быть выполнен в первую очередь у пострадавшего с открытым переломом бедра с
повреждением бедренной артерии?

наложение стерильной повязки
иммобилизация конечности
обезболивание (приём обезболивающих средств при отсутствии
лекарственной аллергии)
наложение кровоостанавливающего жгута

Призыву на военную службу подлежат граждане Российской Федерации мужского пола в возрасте
от 18 до 26 лет
от 18 до 30 лет
от 18 до 25 лет
от 18 до 27 лет

Какие критерии определяют локальный характер чрезвычайной ситуации?
количество пострадавших людей – не более 10 человек
размер ущерба окружающей природной среде и материальных
потерь – не более 50 тыс. рублей
количество пострадавших людей не более 5 человек
размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь – не более 100 тыс. рублей

42

Какими путями могут передаваться человеку инфекционные заболевания?
воздушно-капельным
аэрозольным
контактным
подводным
механическим
укус рыбки
фекально-оральным

Укажите явные признаки артериального кровотечения
кровь вытекает под большим давлением, пульсирующей струёй
кровь медленно и пассивно истекает из раны
кровь имеет ярко красный или алый цвет
кровь имеет тёмно-красный с синим оттенком цвет
кровь голубого цвета
кровь вытекает по каплям, медленно

Обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает:
получение начальных знаний в области военной подготовки
подготовку в военных комиссариатах
подготовку по основам военной службы в образовательных
учреждениях и в учебных пунктах
подготовку в учебных пунктах
подготовку на сборах
получения знаний и навыков из компьютерных игр

Что из перечисленного относится к средствам индивидуальной защиты органов дыхания?
фильтрующий противогаз

43

изолирующий противогаз

респиратор

костюм легкий защитный Л-1

боевая одежда пожарного

44

носовой платок

45

бумажная салфетка

солнцезащитные очки

балаклава

46

Какой может быть санитарная обработка в зависимости от условий
и времени?
частичной
временной
полной
ограниченной
поверхностной

Какие действия запрещается выполнять при наличии у пострадавшего термического ожога с повреждением целостности
кожи?
накрывать место повреждения чистой салфеткой
прикладывать поверх салфетки холод
погружать место повреждения в холодную воду
отрывать прилипшую к ране одежду
давать тёплое питьё

Наводнение - это...

Если у вас в доме или квартире возник пожар, ваши действия?

47

Укажите правильно последовательность действий сердечно-легочной реанимации:

восстановление проходимости дыхательных путей

Соотнесите виды кровотечений с их характеристиками
Характеристика кровотечений

Смешанное

1 Кровь имеет темный цвет, не пульсирует,

вытекает из раны спокойно, непрерывно
Венозное
2 Кровь сочится по всей поверхности раны

Артериальное
3 Возникает при множественных повреждениях,

Паренхиматозное
Капиллярное

как при поверхностных, так и глубоких
4 Кровь алого цвета, вытекает из раны пульсирующей струей
5 Возникает при повреждении внутренних органов,

не видно снаружи

Фамилия имя и отчество преподавателя ОБЖ

Какие факторы более опасные для человека в бытовых условиях:
опасные
вредные
критические

48

24.
Токсические вещества вызывают:

травмы
аллергию
отравления
изменения в генах

25.

все способы эффективны.
мытье рук
ношение медицинской маски
тщательное мытье фруктов и овощей

49

Критерии оценивания дифференцированного зачета
Если правильных ответов меньше 40 %, оценка – 2;
Если правильных ответов 40 % и ближе к 50 %, оценка – 3;
Если правильных ответов 50 % и ближе к 65 %, оценка – 4;
Если правильных ответов 65 % и больше, оценка – 5.

50


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».