Культура речи

Рабочая программа общеобразовательной дисциплины «Русский язык и
культура речи» разработана на основе:
– федерального государственного стандарта среднего профессионального
образования для УГПС 38.00.00 и профиля профессионального образования
специальностей по программе подготовки специалистов среднего звена
среднего профессионального образования (ППССЗ СПО),
– с учетом Рабочей программы воспитания по специальности 23.02.07
Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов
автомобилей
Организация разработчик: ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный
колледж»
Разработчик: Трубеева Л.В., преподаватель

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ...................................................................................................... 4
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ...................................................................................................... 6
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИЦИПЛИНЫ...................... 12
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 19
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ .................................................................................................... 24

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
учебной программы
Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» является обязательной
частью общего гуманитарного и социально-экономического цикла учебной
программы СПО в соответствии с ФГОС по специальности 23.02.07
Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов
автомобилей.

1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1. Цель учебной дисциплины
Цель дисциплины «Русский язык и культура речи»: сформировать у
обучающихся знания и умения в области языка, навыки их применения в
практической профессиональной деятельности.
1.2.2. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины в
соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК
и ПК.

Код и наименование
формируемых
компетенций
ОК 01. Выбирать
способы решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным
контекстам

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие
Дисциплинарные
В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности
мастерства, трудолюбие;
- готовность к активной деятельности
технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такую деятельность;
интерес
к
различным
сферам
профессиональной деятельности,
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
самостоятельно
формулировать
и
актуализировать проблему, рассматривать ее
всесторонне;
- устанавливать существенный признак или
основания для сравнения, классификации и
обобщения;
- определять цели деятельности, задавать
параметры и критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям, оценивать
риски последствий деятельности;

- осознавать причастность к отечественным
традициям
и
исторической
преемственности поколений; включение в
культурно-языковое пространство русской
и мировой культуры; сформированность
ценностного отношения к литературе как
неотъемлемой части культуры;
- осознавать взаимосвязь между языковым,
литературным,
интеллектуальным,
духовно-нравственным
развитием
личности;
- знать содержание, понимание ключевых
проблем и осознание историко-культурного
и нравственно-ценностного взаимовлияния
произведений
русской,
зарубежной
классической и современной литературы, в
том числе литературы народов России;
- сформировать умения определять и
учитывать историко-культурный контекст
и контекст творчества писателя в процессе
анализа художественных произведений,
выявлять их связь с современностью;
- уметь сопоставлять произведения русской
и зарубежной литературы и сравнивать их с
художественными интерпретациями в

- развивать креативное мышление при решении
жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения
проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее
решения,
находить
аргументы
для
доказательства своих утверждений, задавать
параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения
задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных
предметных областей;
выдвигать
новые
идеи,
предлагать
оригинальные подходы и решения;
- способность их использования в
познавательной и социальной практике.
OK 02. Использовать В области ценности научного познания:
сформированность
мировоззрения,
современные средства соответствующего
современному
уровню
поиска, анализа и
развития науки и общественной практики,
основанного
на
диалоге
культур,
интерпретации
способствующего осознанию своего места в
информации, и
поликультурном мире;

других видах искусств (графика, живопись,
театр, кино, музыка и другие).

владеть
умениями
анализа
и
интерпретации
художественных
произведений в единстве формы и
содержания (с учетом неоднозначности
заложенных в нем смыслов и наличия в нем

- совершенствование языковой и читательской
культуры как средства взаимодействия между
людьми и познания мира;
- осознание ценности научной деятельности,
готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую деятельность индивидуально
и в группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из
источников разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и
форм представления;
- создавать тексты в различных форматах с
учетом назначения информации и целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность
информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
- использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных
задач
с
соблюдением
требований эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических
норм,
норм
информационной
безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты
информации, информационной безопасности
личности.
OK 03. Планировать и В области духовно-нравственного воспитания:
реализовывать
-- сформированность нравственного сознания,
собственное
этического поведения;
профессиональное и
- способность оценивать ситуацию и принимать
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

подтекста) с использованием теоретиколитературных терминов и понятий (в
дополнение к изученным на уровне
начального общего и основного общего
образования);
- владеть современными читательскими
практиками, культурой восприятия и
понимания
литературных
текстов,
умениями самостоятельного истолкования
прочитанного в устной и письменной
форме,
информационной
переработки
текстов в виде аннотаций, докладов,
тезисов, конспектов, рефератов, а также
написания отзывов и сочинений различных
жанров (объем сочинения - не менее 250
слов); владеть умением редактировать и
совершенствовать
собственные
письменные высказывания с учетом норм
русского литературного языка;
- уметь работать с разными
информационными источниками, в том
числе в медиапространстве, использовать
ресурсы традиционных библиотек и
электронных библиотечных систем.
- сформировать устойчивый интерес к
чтению
как
средству
познания
отечественной
и
других
культур;
приобщение
к
отечественному

личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной
сфере, использовать
знания по финансовой
грамотности в
различных жизненных
ситуациях

осознанные
решения,
ориентируясь
на
морально-нравственные нормы и ценности;
- осознание личного вклада в построение
устойчивого будущего;
- ответственное отношение к своим родителям и
(или) другим членам семьи, созданию семьи на
основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни в соответствии с традициями
народов России;
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
а) самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную
деятельность, выявлять проблемы, ставить и
формулировать собственные задачи в учебной
деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения
проблемы с учетом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и проявлению
широкой эрудиции в разных областях знаний,
постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки
ситуации, выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно

литературному наследию и через него - к
традиционным ценностям и сокровищам
мировой культуры;
- способность выявлять в произведениях
художественной литературы образы, темы,
идеи, проблемы и выражать свое
отношение
к
ним
в
развернутых
аргументированных устных и письменных
высказываниях, участвовать в дискуссии на
литературные темы;
- осознавать художественную картины
жизни, созданная автором в литературном
произведении, в единстве эмоционального
личностного
восприятия
и
интеллектуального понимания;
- сформировать умения выразительно (с
учетом индивидуальных особенностей
обучающихся) читать, в том числе
наизусть, не менее 10 произведений и (или)
фрагментов.

принимать решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий
сформированность:
внутренней
мотивации,
включающей
стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать,
исходя из своих возможностей;
- эмпатии, включающей способность понимать
эмоциональное состояние других, учитывать его
при осуществлении коммуникации, способность
к сочувствию и сопереживанию;
- социальных навыков, включающих
способность выстраивать отношения с другими
людьми, заботиться, проявлять интерес и
разрешать конфликты.
OK 04. Эффективно
- готовность к саморазвитию, самостоятельности
взаимодействовать и
и самоопределению;
работать в коллективе -овладение навыками учебно-исследовательской,
и команде
проектной и социальной деятельности;
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества
командной и индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия по
ее достижению: составлять план действий,
распределять роли с учетом мнений участников

- осознавать взаимосвязь между языковым,
литературным,
интеллектуальным,
духовно-нравственным
развитием
личности;
- сформировать умения выразительно (с
учетом индивидуальных особенностей
обучающихся) читать, в том числе
наизусть, не менее 10 произведений и (или)
фрагментов.

OK 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию
на
государственном
языке
Российской
Федерации с учетом
особенностей
социального
и
культурного
контекста

обсуждать результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое
поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть инициативным
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей
при анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на
ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции
другого человека.
В области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая
эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда и общественных
отношений;
- способность воспринимать различные виды
искусства, традиции и творчество своего и
других народов, ощущать эмоциональное
воздействие искусства;
- убежденность в значимости для личности и
общества отечественного и мирового искусства,
этнических культурных традиций и народного

- сформировать умения выразительно (с
учетом индивидуальных особенностей
обучающихся) читать, в том числе
наизусть, не менее 10 произведений и (или)
фрагментов;
владеть
умениями
анализа
и
интерпретации
художественных
произведений в единстве формы и
содержания (с учетом неоднозначности
заложенных в нем смыслов и наличия в нем
подтекста) с использованием теоретиколитературных терминов и понятий (в

творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах
искусства, стремление проявлять качества
творческой личности;
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах
жизни;
- распознавать невербальные средства общения,
понимать
значение
социальных
знаков,
распознавать
предпосылки
конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку
зрения с использованием языковых средств.
ОК 06. Проявлять
осознание
обучающимися
российской
гражданскогражданской идентичности;
патриотическую
- целенаправленное развитие внутренней
позицию,
позиции личности на основе духовнодемонстрировать
нравственных ценностей народов Российской
осознанное поведение Федерации, исторических и национальнона основе
культурных традиций, формирование системы
традиционных
значимых ценностно-смысловых установок,
общечеловеческих
антикоррупционного
мировоззрения,
ценностей, в том
правосознания,
экологической
культуры,
числе с учетом
способности ставить цели и строить жизненные
гармонизации
планы;
межнациональных и
В части гражданского воспитания:

дополнение к изученным на уровне
начального общего и основного общего
образования);
- сформировать представления о
литературном произведении как явлении
словесного искусства, о языке
художественной литературы в его
эстетической функции, об изобразительновыразительных возможностях русского
языка в художественной литературе и
уметь применять их в речевой практике.

- сформировать устойчивый интерес к
чтению
как
средству
познания
отечественной
и
других
культур;
приобщение
к
отечественному
литературному наследию и через него - к
традиционным ценностям и сокровищам
мировой культуры;
- сформировать умения определять и
учитывать историко-культурный контекст
и контекст творчества писателя в процессе
анализа художественных произведений,
выявлять их связь с современностью.

межрелигиозных
отношений,
применять стандарты
антикоррупционного
поведения

- осознание своих конституционных прав и
обязанностей, уважение закона и правопорядка;
- принятие традиционных национальных,
общечеловеческих
гуманистических
и
демократических ценностей;
готовность
противостоять
идеологии
экстремизма,
национализма,
ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам;
- готовность вести совместную деятельность в
интересах гражданского общества, участвовать в
самоуправлении
в
общеобразовательной
организации и детско-юношеских организациях;
- умение взаимодействовать с социальными
институтами в соответствии с их функциями и
назначением;
- готовность к гуманитарной и волонтерской
деятельности;
патриотического воспитания:
- сформированность российской гражданской
идентичности, патриотизма, уважения к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, свой язык и
культуру,
прошлое
и
настоящее
многонационального народа России;
- ценностное отношение к государственным
символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов

ОК 09. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках

России, достижениям России в науке, искусстве,
спорте, технологиях и труде;
- идейная убежденность, готовность к служению
и защите Отечества, ответственность за его
судьбу;
освоенные
обучающимися
межпредметные
понятия и универсальные учебные действия
(регулятивные,
познавательные,
коммуникативные);
способность
их
использования
в
познавательной
и
социальной
практике,
готовность к самостоятельному планированию и
осуществлению
учебной
деятельности,
организации
учебного
сотрудничества
с
педагогическими работниками и сверстниками, к
участию в построении индивидуальной учебной
траектории;
- овладение навыками учебноисследовательской, проектной и социальной
деятельности.
- наличие мотивации к обучению и личностному
развитию;
В области ценности научного познания:
сформированность
мировоззрения,
соответствующего
современному
уровню
развития науки и общественной практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего осознанию своего места в

- владеть современными читательскими
практиками, культурой восприятия и
понимания литературных текстов,
умениями самостоятельного истолкования
прочитанного в устной и письменной
форме, информационной переработки
текстов в виде аннотаций, докладов,
тезисов, конспектов, рефератов, а также

поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской
культуры как средства взаимодействия между
людьми и познания мира;
- осознание ценности научной деятельности,
готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую деятельность индивидуально
и в группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения
проблем;
- способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
- овладение видами деятельности по получению
нового
знания,
его
интерпретации,
преобразованию и применению в различных
учебных ситуациях, в том числе при создании
учебных и социальных проектов;
- формирование научного типа мышления,
владение научной терминологией, ключевыми
понятиями и методами;
-осуществлять целенаправленный поиск
переноса средств и способов действия в
профессиональную среду.

написания отзывов и сочинений различных
жанров (объем сочинения - не менее 250
слов); владеть умением редактировать и
совершенствовать собственные
письменные высказывания с учетом норм
русского литературного языка.

ПК 1.2 Осуществлять
техническое
обслуживание
автомобильных
двигателей согласно
технологической
документации
ПК 1.3 Проводить
ремонт различных
типов двигателей в
соответствии с
технологической
документацией
ПК 2.2 Осуществлять
техническое
обслуживание
электрооборудования
и электронных систем
автомобилей согласно
технологической
документацией

В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности
мастерства, трудолюбие;
- готовность
к
активной
деятельности
технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такую деятельность;
- интерес к
различным сферам
профессиональной деятельности,
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно
формулировать
и
актуализировать проблему, рассматривать ее
всесторонне;
-устанавливать существенный признак или
основания для сравнения, классификации и
обобщения;
- определять цели деятельности, задавать
параметры и критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в

владение
навыками
самоанализа
и
самооценки на основе наблюдений за
собственной речью;
владение умением анализировать текст с
точки зрения наличия в нем явной и
скрытой, основной и второстепенной
информации;
владение умением представлять тексты в
виде тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов, сочинений различных жанров;
сформированность представлений о
системе стилей языка художественной
литературы.

ПК 2.3 Проводить
ремонт
электрооборудования
и электронных систем
автомобилей
в
соответствии
с
технологической
документацией

рассматриваемых явлениях;
- вносить
коррективы
в
деятельность,
оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при решении
жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения
проблем; выявлять причинно-следственные
связи и актуализировать задачу, выдвигать
гипотезу ее решения, находить аргументы для
доказательства своих утверждений, задавать
параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения
задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных
предметных областей;
- выдвигать
новые
идеи,
предлагать
оригинальные подходы и решения;
способность их использования в познавательной
и социальной практике.

3.

СТРУКТУРА

И

СОДЕРЖАНИЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ
Вид учебной работы

Объем в часах

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе
Практические занятия

50

Самостоятельная работа

6

Промежуточная аттестация
(в форме дифференцированного зачета)

10

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»
№
заня
тия

Наименование разделов и
тем

Содержание учебного материала (основное и
профессионально- ориентированное), лабораторные
и практические занятия, прикладной модуль (при
наличии)
1.
2.
3.
1. 1Литературный язык как основа Понятие культуры речи, ее социальные аспекты.
. культуры речи

Объем
часов

Формируемые
компетенции

4.

5.
ОК 01 – 06, ОК
09

2

2. 2Литературный язык как
. высшая форма национального
языка
3. 3Языковая норма и её роль в
. становлении русского
литературного языка.
4. 4Литературно-языковые нормы
. и их критерии.

Основные единицы языка. Специфика устной и
письменной речи.

2

Система норм русского литературного языка.

2

Норма. Виды норм.

2

5. Норма ударения.
Орфоэпическая норма.

2

6. Морфологическая норма.

Норма ударения. Орфоэпическая норма. Особенности
русского ударения. Варианты русского литературного
произношения.
Морфологическая норма. Основные правила.

7. Морфологическая норма.

Морфологическая норма. Основные правила.

2

8. Лексическая норма.

Лексическая норма. Лексические единицы русского
языка.

2

2

9. Орфографическая норма.

10. Словообразовательная норма.
11. Синтаксическая норма.
12. Пунктуационная норма.
13. Орфоэпическая норма.
14. Морфологическая норма.
Лексическая норма.
15. Средства языковой
выразительности
16. Средства языковой
выразительности

Принципы русской орфографии. Орфографическая
норма. Основные правила. Правописание гласных
(безударные, чередующиеся, после шипящих и ц),
согласных, приставок. Правописание твёрдого и
мягкого знаков, суффиксов –н и –нн.
Словообразовательная норма. Способы
словообразования.
Синтаксическая норма. Предложение и словосочетание

2

Пунктуационная норма. Принципы русской
пунктуации. Контрольная работа по нормам русского
языка.
Орфоэпическая норма. Норма ударения. Норма
произношения.
Фонетический разбор слов.
Морфологическая норма. Лексическая норма.
Морфологический разбор слов разных частей речи.
Стилистика частей речи.
Лексические ошибки, нарушение норм.
Самостоятельная работа
Речевые средства языковой выразительности.
Метафора, метонимия, синекдоха, оксюморон,
гипербола, литота. Подготовить сообщение по теме.
Самостоятельная работа
Речевые средства языковой выразительности. Эпитеты,
сравнения, игра слов, приёмы противопоставления
синонимов, омонимия. Подготовить сообщение по
теме.

2

2
2

2

2

2

2

ОК 01 – 06, ОК
09
ПК 1.2, 1.3, 2.2,
2.3

17. Графика.
18. Речевой этикет. Различные
ситуации речевого общения.

19. Официально-деловая
письменная речь.

20. Официально-деловая
письменная речь.

21. Устное публичное
выступление
22. Текст. Виды текста. Работа с
текстом
23. Особенности речевого
поведения в социально-

Самостоятельная работа
Графика. Из истории письма. Позиционный принцип
русской графики. Подготовить сообщение по теме.
Практические занятия
Речевой этикет. Проработка различных ситуаций
речевого общения. Культура речи. Вербальное и
невербальное, межличностное, групповое и массовое,
контактное и дистантное, официальное и
неофициальное общение. Составление диалогов.
Практические занятия
Официально-деловая письменная речь. Понятие жанра.
Уместность речи. Жанры деловой устной речи:
сообщения, доклад, деловая беседа. Составление
делового диалога.
Практические занятия
Официально-деловая письменная речь. Язык и стиль
распорядительных документов. Язык и стиль
инструктивно-методических документов. Правила
оформления документов. Речевой этикет документа.
Практические занятия
Устное публичное выступление. Взаимодействие
вербальных и невербальных средств передачи
информации. Составление монолога.
Практические занятия
Текст. Виды текста. Работа с текстом.
Работа с различными видами текста.
Культура речи.

2

2

2

2

2

2

2

ориентированном общении.
24. Повторение.
25. Дифференцированный зачёт

Повторение. Подготовка к дифференцированному
зачету.

2
2

ВСЕГО ЧАСОВ

50

АУДИТОРНЫХ:
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

50
10
6

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Для реализации программы дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- комплект электронных видеоматериалов;
- задания для контрольных работ;
- профессионально ориентированные задания;
- материалы текущей и промежуточной аттестации.
Помещение кабинета должно соответствовать требованиям Санитарноэпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02):
оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной
мебелью и средствами обучения, необходимыми для выполнения требований
к уровню подготовки обучающихся.
Технические средства обучения:
- персональный компьютер с лицензионным программным
обеспечением;
- проектор с экраном.
Залы библиотеки:
Библиотека (фонд художественной литературы должен соответствовать
перечню изучаемых произведений), читальный зал с компьютерами,
оснащенными выходом в сеть Интернет.
Приводится перечень средств обучения, включая тренажеры, модели,
макеты, оборудование, технические средства, в т. ч. аудиовизуальные,
компьютерные и телекоммуникационные и т. п. (Количество не указывается).
4.2. Информационное обеспечение обучения
1. Для реализации программы библиотечный фонд учебной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные ресурсы, рекомендованные для использования в
образовательном процессе, не старше пяти лет с момента издания.
2. Рекомендуемые печатные издания по реализации
общеобразовательной дисциплины представлены в методических
рекомендациях по организации обучения.
4.2.1. Основные печатные издания
1. Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый
уровень): учебник для 10 класса общеобразовательной школы.
Издательство «Академия», 2019 г.

2. Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый
уровень): учебник для 11 класса общеобразовательной школы.
Издательство «Академия», 2019 г.
3. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский
язык и литература. Русский язык (базовый уровень). 10-11
классы: в 2 ч. – М., 2019.
4. Горбацевич О.Е. Русский язык: общеобразовательная
подготовка: учебное пособие для колледжей/О.Е.
Горбацевия, Т.В. Ратько. – Ростов н/Д: Феникс, 2017.
4.2.2. Основные электронные издания
1. Введенская Л.А. Русский язык. Культура речи. Деловое общение:
учебник / Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. — М.,
2021.
2. Глазунова О.И. Русский язык и культура речи : учебник /
Глазунова О.И. — М/, 2022.
3. Грибанская Е.Э., Береснева Л.Н. Русский язык и культура речи:
Учебно-практическое пособие. – М., 2018.
4. Гойхман О.Я. Речевая коммуникация: учебник/ О.Я. Гойхман,
Т.М. Надеина. – М., 2021. - – (Среднее профессиональное
образование).
5. Голуб И.Б. Секреты русского языка. О сложном увлекательно и
просто: учебное пособие / Голуб И.Б. — М., 2021.
6. Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи: учебник/ Н. В.
Кузнецова. – М., 2022. – (Среднее профессиональное
образование).
7. Мандель Б.Р. Русский язык и культура речи: история, теория,
практика: учебное пособие/ Б.Р. Мандель. – М., 2020. – (Среднее
профессиональное образование).
8. Марьева М.В. Русский язык в деловой документации: учебник/
М.В. Марьева. – М., 2021. – (Среднее профессиональное
образование).
9. Новикова Л.И., Соловьева Н.Ю. Русский язык: пунктуация:
учебное пособие. - М., 2012. – (Профессиональное образование).
10.Новикова Л.И., Соловьева Н.Ю., Фысина У.Н. Русский язык:
Практикум для СПО. – М., 2017.
11.Рачеева Л.А. Русский язык: учебник / Рачеева Л.А. — М/, 2022.
12.Рачеева Л.А. Русский язык. Практикум: учебное пособие /
Рачеева Л.А. — М., 2022.

13.Руднев В.Н. Русский язык и культура речи: учебное пособие /
Руднев В.Н. — М., 2021.
14.Русский язык и культура речи. Практикум: учебно-практическое
пособие / Черняк В.Д., под ред., Сергеева Е.В. под ред., Кузьмина
А.В., Дунев А.И., Жуковская Г.А., Пентина А.Ю., Столярова
И.В., Четырина А.М. — М., 2021.
15.Русский язык и культура речи: учебник/ под ред. О.Я. Гойхмана.
– М., 2021. – (Среднее профессиональное образование).
16.Русский язык и культура речи: учебник / Сергеева Е.В., под ред.,
Черняк В.Д., под ред., Дунев А.И., Пентина А.Ю., Столярова
И.В., Четырина А.М. — М., 2021.
17.Русский язык и культура речи: учеб. пособие / Е.А. Самойлова. –
М., 2019. – (Среднее профессиональное образование).
18.Русский язык и литература. Ч.1: Русский язык: учебник/ под ред.
А.В. Алексеева. - М., 2020. – (Среднее профессиональное
образование).
19.Русский язык и литература. Ч.1: Русский язык. Практикум:
учебное пособие: в 2 ч./ под ред. А.В. Алексеева. - М., 2021. –
(Среднее профессиональное образование).
20.Сухотинская А.В. Русский язык: учебное
пособие/ А.В.
Сухотинская. – М., 2021. – (Среднее профессиональное
образование)
4.2.3. Дополнительные источники
Интернет-ресурсы
1. www.ruscorpora.ru Национальный корпус русского языка —
информационно-справочная система, основанная на собрании русских
текстов в электронной форме
2. www.russkiyjazik.ru энциклопедия «Языкознание»
3. www.rus.1september.ru электронная версия газеты «Русский язык».
Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка»
4. www.uchportal.ru
Учительский
портал.
Уроки,
презентации,
контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические
разработки по русскому языку и литературе
5. www.Ucheba.com Образовательный портал «Учеба»
6. www.uroki.ru Образовательный портал «Уроки»
7. www.metodiki.ru Методики
8. www.prosv.ru Работы победителей конкурса «Учитель — учителю»
издательства «Просвещение»
9. www.slovari.ru Словари
10.www.gramota.ru Учебник грамоты

11.www.gramota.ru Справочная служба
12.www.gramma.ru Экзамены. Нормативные документы
Словари
1. Горбачевич К. С. Словарь трудностей современного
русского языка. — СПб., 2003.
2. Граудина Л. К., Ицкович В. А., Катлинская Л.П.
Грамматическая
правильность
русской
речи.
Стилистический словарь вариантов. — М., 2001.
3. Иванова О. Е., Лопатин В. В., Нечаева И. В., Чельцова Л. К.
Русский орфографический словарь: около 180 000 слов /
Российская академия наук. Институт русского языка
им. В. В. Виноградова / под ред. В. В. Лопатина. — М.,
2004.
4. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. — М.,
2008.
5. Лекант П. А., Леденева В. В. Школьный орфоэпический
словарь русского языка. — М., 2005.
6. Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского
языка. — М., 2004.
7. Ожегов С. И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и
фразеологических выражений/под общ. ред. Л. И.
Скворцова. — М., 2006.
8. Розенталь Д. Э., Краснянский В. В. Фразеологический
словарь русского языка. — М., 2011.
9. Скворцов Л. И. Большой толковый словарь правильной
русской речи. — М., 2005.
10. Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь.
— М., 2006.
11. Через дефис, слитно или раздельно?: словарьсправочник русского языка / сост. В. В. Бурцева. — М.,
2006.

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения выполнения
обучающимися заданий. Контроль и оценка раскрываются через усвоенные
знания и приобретенные обучающимися умения, направленные на
формирование общих и профессиональных компетенций.
Код и наименование
формируемых
компетенций
ОК 01. Выбирать
способы решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным
контекстам
OK 02. Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации, и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности
OK 03. Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной
сфере, использовать
знания по финансовой
грамотности в
различных жизненных
ситуациях
OK 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе
и команде
OK 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на
государственном

Раздел/Тема
1-25

1-25

1-25

1-25

Тип оценочных
мероприятий
Устный опрос
Тестирование
Практические работы
Выполнение теста
дифференцированного
зачета
Контрольные работы
Сочинения/Эссе
Фронтальный опрос
Конспекты
Фронтальный контроль
Индивидуальный
контроль
Анализ публичного
выступления

языке Российской
Федерации с учетом
особенностей
социального и
культурного
контекста
ОК 06. Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение
на основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том
числе с учетом
гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных
отношений,
применять стандарты
антикоррупционного
поведения
ОК 09. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках
ПК 1.2 Осуществлять 15 - 25
техническое
обслуживание
автомобильных
двигателей согласно
технологической
документации
ПК 1.3 Проводить
ремонт различных
типов двигателей в
соответствии с
технологической
документацией
ПК 2.2 Осуществлять
техническое

обслуживание
электрооборудования
и электронных систем
автомобилей согласно
технологической
документацией
ПК 2.3 Проводить
ремонт
электрооборудования
и электронных систем
автомобилей в
соответствии с
технологической
документацией
ОК 01. Выбирать
способы решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным
контекстам
OK 02. Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации, и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
ОГСЭ. 06 Русский язык и культура речи
Специальность 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей,
систем и агрегатов автомобилей
Курс 4 курс группы 41 ТО, 42 ТО
Уровень освоения базовый
Форма обучения: очная

Пояснительная записка
УД: Русский язык и культура речи
Итоговая аттестация: дифференцированный зачет.
Форма проведения: тестирование.
Время выполнения работы: 90 минут.
Период проведения контроля: 2 семестр.

Фонд оценочных средств для промежуточной аттестации.
Промежуточная аттестация (ПА). Дифференцированный зачет (далеедифзачет), который проводится по окончанию курса, в виде индивидуального
тестирования.
Задания предоставляются в электронном варианте. В программу заложены
вопросы и правильные варианты ответов, а также возможность выставления
отметки за выполненное задание. Вопросы выбираются программой
рандомным способом.
Структура тестирования: диагностическая работа состоит из 20 тестовых
заданий, требующих выбрать 1 или 2 правильных ответа из 4 предложенных.
За каждый правильный ответ студент получает 1 балл.
Морфология
орфография

и

1. Укажите, в каких предложениях выделенные
слова являются самостоятельными частями речи.
2. Укажите, в каких рядах все существительные
одушевленные.
3. Укажите, в каких рядах все существительные
относятся к мужскому роду.
4. Укажите, в каких рядах все существительные
имеют форму только множественного числа.
5. Укажите, в каких рядах все существительные
относятся ко второму склонению.
6. Укажите номера словосочетаний, в которых
существительные употреблены в форме родительного
падежа.
7. Укажите, какие грамматические признаки
выделенного
в
приведенном
предложении
существительного названы неправильно.
8. Укажите номера предложений, в которых
допущены ошибки в написании и употреблении
существительных.
9. Укажите номера слов, в которых вместо
пропуска пишется буква Е.
10. Укажите номера слов, в которых на месте
пропуска пишется буква И.
11. Укажите номера слов, в которых на месте
пропуска пишется буква А.
12. Укажите номера слов, в которых на месте
пропуска пишется НН.
13. Укажите номера слов, которые пишутся через

дефис.
14. Укажите номера слов, в написании которых
допущены ошибки.
15. Укажите, в каких предложениях синтаксическая
функция выделенных существительных определена
неправильно.
16. Укажите, в каких предложениях выделенные
имена прилагательные являются качественными.
17. Укажите прилагательные в форме сложной
превосходной степени.
18. Укажите, от каких прилагательных не
образуются краткие формы.
19. Укажите, от каких прилагательных не образуется
простая форма сравнительной степени.
20. Укажите, какие грамматические признаки
выделенного
в
приведенном
предложении
прилагательного названы неверно.
21. Укажите,
в
каких
предложениях
есть
прилагательные в краткой форме.
22. Укажите, в каких предложениях имена
прилагательных входят в состав сказуемого.
23. Укажите, в каких предложениях выделенные
слова являются прилагательными.
24. Укажите предложения, в которых есть ошибки в
употреблении имен прилагательных.
25. Укажите предложения, в которых нет речевых
ошибок.
26. Укажите, в каких словах пишется НН.
27. Укажите, в каких рядах во всех словах пишется
буква И.
28. Укажите, в каких словах пишется суффикс -СК-.
29. Укажите номера слов, в написании которых
допущена ошибка.
30. Укажите номера словосочетаний, в написании
которых допущена ошибка.
31. Укажите, в каких предложениях выделенные слова
являются именами числительными.
32. Укажите, в каких предложениях есть составные
порядковые числительные.
33. Укажите, в каких предложениях есть сложные
количественные числительные.
34. Укажите, в каких предложениях есть собирательные
числительные.
35. Укажите, в каких предложениях есть дробные
числительные.

36. Укажите, в каких предложениях
есть и
количественные, и порядковые числительные.
37. Укажите,
какие
грамматические
признаки
числительного названы неправильно.
38. Укажите, в каких рядах допущены ошибки в
склонении числительных.
39. Укажите, в каких предложениях допущены ошибки
в употреблении числительных.
40. Укажите предложения, в которых синтаксическая
роль числительных определена неправильно.

41. Укажите, в каких рядах оба глагола относятся к
совершенному виду.
42. Укажите,
в
каких
предложениях
сеть
переходные глаголы.
43. Укажите, в каких предложениях есть глаголы в
форме повелительного наклонения.
44. Укажите, в каких предложениях есть глаголы в
форме 3-го лица единственного числа.
45. Укажите, в каких рядах глаголы относятся ко
второму спряжению.
46. Укажите, какие грамматические признаки
глагола в приведённом предложении названы
неправильно.
47. Укажите, в каких рядах в обоих глаголах
пишется буква Ь.
48. В каком ряду все слова являются глаголами?
49. Какие глаголы являются безличными?
50. В какой строке неверно указана характеристика
выделенного глагола?
Синтаксис
пунктуация

и

1. Укажите, какое количество словосочетаний
можно выделить в данном предложении.
2. Укажите ряды, в которых все словосочетания
являются глагольными/именными/наречными.
3. Укажите
ряды,
в
которых
во
всех
словосочетаниях
присутствует
согласование/примыкание/управление.
4. Укажите простое двусоставное предложение.
5. Укажите предложения, в которых подлежащее
выражено словосочетанием.
6. Укажите предложения с простым глагольным
сказуемым/составным
глагольным
сказуемым/составным именным сказуемым.
7. Укажите предложения с синтаксической

ошибкой.
8. Укажите
односоставные
/определенноличные/неопределенно-личные/безличные/назывные
предложения.
9. Укажите номера предложений, в которых
запятые ставятся на месте пропусков.
10. В каком варианте верно указаны цифры, на
месте которых в предложении должны стоять
запятые?
11. Укажите
номера
сложносочиненных/сложноподчиненных/бессоюзных
предложений.
12. Укажите номера предложений, в которых знаки
препинания расставлены верно.
Стилистика.
Особенности
профессиональной
коммуникации.

1. Укажите варианты ответов, в которых верно
перечислены признаки официально-делового стиля
речи.
2. Укажите номера ответов, в которых верно
перечислены признаки разговорного стиля речи.
3. Укажите варианты ответов, в которых верно
перечислены признаки научного стиля речи.
4. В каком варианте верно указаны основные
блоки, присутствующие в резюме?
5. В каком варианте верно перечислены требования
к оформлению резюме?
6. Укажите вариант ответа, в котором предложено
грамотное оформление заявления.
7. Укажите вариант ответа, в котором предложено
грамотное оформление объяснительной записки.
8. Выберите вариант ответа со стандартными
фразами оформления заявления.
9. Выберите вариант ответа со стандартными
фразами оформления объяснительной записки.
10. Найдите правильные варианты оформления
документа.
11. Определите вид представленного документа.
12. Найдите ошибочный вариант оформления
заявления.

Критерии оценивания теста
Шкала перерасчёта первичного балла за выполнение тестовой работы
в отметку по 5-балльной шкале

Отметка по 5балльной
шкале
Первичный
балл

«5»

«4»

«3»

«2»

14,15

13-11

8-10

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».