Электротехника и электроника

Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с
примерной

программой,

разработанной

на

основе

Федерального

государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и
ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей» от 09 декабря 2016 года
№ 2016 и рабочей программы воспитания специальности

23.02.07

«Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов
автомобилей».
Разработчик: преподаватель
колледж» Орлов А.А.

ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПРИМЕРНОЙ

РАБОЧЕЙ

ПРОГРАММЫ

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ
И
ДИСЦИПЛИНЫ

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ

5. КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
6. КОМПЛЕКТ «ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ»

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОПД.03 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА»
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
Учебная дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный и
профессиональный циклы как общепрофессиональная дисциплина.
Связь с другими учебными дисциплинами:
- Математика.
- Физика.
Связь с профессиональными модулями:
ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта:
МДК.01.03 Технологические процессы технического обслуживания и ремонта
автомобилей.
МДК.01.04 Техническое обслуживание и ремонт автомобильных двигателей.
МДК.01.06 Техническое обслуживание и ремонт шасси автомобилей.
МДК.01.07 Ремонт кузовов автомобилей.
ПМ.02 Организация процессов по техническому обслуживанию и ремонту
автотранспортных средств:
МДК.02.01 Техническая документация.
ПМ.03 Организация процессов модернизации и модификации автотранспортных
средств.
МДК.03.02 Организация работ по модернизации автотранспортных средств.
МДК.03.03 Тюнинг автомобилей.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код
ПК, ОК
ОК 01 - ОК 07; ОК
09, ОК 10
ПК 1.1
ПК 2.1 -2.3

Умения
Пользоваться
электроизмерительными
приборами
Производить проверку
электронных и электрических
элементов автомобиля
Производить подбор элементов
электрических цепей и
электронных схем

Знания
Методы расчета и
измерения основных
параметров электрических,
магнитных и электронных
цепей
Компоненты
автомобильных
электронных устройств
Методы электрических
измерений
Устройство и принцип
действия электрических
машин

ПК1.1 Осуществлять диагностику систем, узлов и механизмов автомобильных
двигателей.
ПК2.1 Осуществлять диагностику электрооборудования и электронных систем
автомобилей.
ПК2.2 Осуществлять техническое обслуживание электрооборудования и электронных
систем автомобилей согласно технологической документации.
ПК2.3 Проводить ремонт электрооборудования и электронных систем автомобилей в
соответствии с технологической документацией.
4

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации
информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной
деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать
знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке
Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом
гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты
антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках.
1.3. Планируемые результаты личностного развития
Личностные результаты
реализации программы воспитания
(дескрипторы)
Готовность
обучающегося
соответствовать
ожиданиям
работодателей:
ответственный
сотрудник, дисциплинированный, трудолюбивый,
нацеленный на достижение поставленных задач,
эффективно взаимодействующий с членами
команды, сотрудничающий с другими людьми,
проектно мыслящий.
Активно применяющий полученные знания на
практике

Код личностных результатов
реализации
программы
воспитания
ЛР 13

ЛР 16

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы
в том числе:
теоретическое обучение
практические занятия
лабораторные работы
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация

Объем часов
140
54
26
44
14
Дифференциро
ванный зачет

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ОПД.03. Электротехника и электроника».
№
урока

1.
2.
3.

4.

5.

6.
7.

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся

Раздел 1. Электротехника.
Тема 1.1. Электрическое поле.
Электрическое поле. Понятие об электрическом поле. Основные характеристики
электрического поля. Проводники и диэлектрики в
электрическом поле.
Конденсаторы.
Устройство и назначение конденсаторов. Ёмкость
конденсатора. Соединение конденсаторов.
ПЗ – 1 Расчет цепи
Начертить схему соединения в соответствия ГОСТ.
со смешанным
Рассчитать требуемые величины. Оформить отчёт
соединением
.
конденсаторов.
Тема 1.2. Электрические цепи постоянного тока.
Элементы
Элементы электрической цепи. Электрический ток.
электрической цепи Физические основы работы источника ЭДС. Закон Ома для
участка и полной цепи. Электрическое сопротивление и
электрическая проводимость. Зависимость сопротивления от
температуры.
Работа и мощность
Работа и мощность электрического тока. Преобразование
электрического
электрической энергии в тепловую. Токовая нагрузка
тока.
проводов и защита их от перегрузок. Соединения приёмников
электроэнергии. Законы Кирхгофа.
ПЗ – 2 Обозначение
Начертить схему соединения в соответствия ГОСТ.
элементов
Рассчитать требуемые величины. Оформить отчёт
электрических схем.
ПЗ – 3 Расчет цепи
Начертить схему соединения в соответствия ГОСТ.
постоянного тока
Рассчитать требуемые величины. Оформить отчёт

Объем в
часах

2

ЛР

Коды компетенций,
формированию
которых способствует
элемент программы

ОК

ПК

ЛР13,
ЛР16

ОК 01 ОК 07;
ОК 09,
ОК 10

ПК 1.1
ПК 2.1 2.3

ЛР13,
ЛР16

ОК 01 ОК 07;
ОК 09,
ОК 10

ПК 1.1
ПК 2.1 2.3

2
2

2

2

2
2
7

методом
свертывания схемы.
8.

Магнитное поле.

9.

Электромагнитная
индукция.

10.

Индуктивность.
Взаимная индукция

11.

Синусоидальный
переменный ток.

12.

Цепи переменного
тока.

13.

Резонанс в цепи
переменного тока.

14.

ПЗ – 4 Расчет
неразветвленной
цепи
синусоидального
тока.

Тема 1.3. Электромагнетизм.
Основные параметры магнитного поля. Магнитные
2
материалы. Гистерезис. Применение ферромагнитных
материалов..
Действие магнитного поля на проводник с током. Закон
2
Ампера. Электромагниты и их применение. Закон
электромагнитной индукции. Правило Ленца. Самоиндукция.
Индуктивность. Взаимная индукция. Использование закона
2
электромагнитной индукции и явления взаимоиндукции в
электротехнических устройствах
Тема 1.4. Электрические цепи однофазного переменного тока.
Синусоидальный переменный ток. Параметры и форма
2
представления переменных ЭДС, напряжения, тока,
магнитного потока. Получение переменной ЭДС.
Электрические процессы в простейших электрических цепях с
2
активным, индуктивным и ёмкостным элементами. Закон Ома
для этих цепей. Векторные диаграммы.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Неразветвленные цепи переменного тока с активным,
индуктивным и ёмкостным элементами. Резонанс
напряжений. Активная, реактивная и полная мощности в цепи
переменного тока. Разветвлённые цепи переменного тока с
активным, индуктивным и ёмкостным элементами. Резонанс
токов. Коэффициент мощности и способы его повышения.
Начертить схему соединения в соответствия ГОСТ.
2
Рассчитать требуемые величины. Оформить отчёт

ЛР13,
ЛР16

ОК 01 ОК 07;
ОК 09,
ОК 10

ПК 1.1
ПК 2.1 2.3

ЛР13,
ЛР16

ОК 01 ОК 07;
ОК 09,
ОК 10

ПК 1.1
ПК 2.1 2.3

Тема 1.5. Электрические цепи трёхфазного переменного тока.
8

15.

Трехфазные
электрические цепи.

16.

Трехфазные цепи.
Соединение
трехфазной цепи в
треугольник.

17.

ПЗ – 5 Расчет
трехфазной цепи
при соединении
нагрузки в звезду.
ПЗ – 6 Расчет
трехфазной цепи
при соединении
нагрузки в
треугольник.

18.

19.

Электрические
измерения.

20.

Измерение
напряжения, тока,
мощности,
сопротивления.

Основные элементы трёхфазной системы. Получение
трёхфазной ЭДС. Соединение обмоток генератора и
потребителя трёхфазного тока «звездой». Основные
расчётные уравнения. Соотношения между линейными и
фазными величинами. Симметричная и несимметричная
нагрузки. Нейтральный провод.
Самостоятельная работа обучающихся
Соединение обмоток генератора и потребителя трёхфазного
тока «треугольником». Соотношения между линейными и
фазными величинами. Симметричная и несимметричная
нагрузки. Мощность трёхфазной системы. Расчёт трёхфазной
цепи при симметричной нагрузке.
Начертить схему соединения в соответствия ГОСТ.
Рассчитать требуемые величины. Оформить отчёт

2

Начертить схему соединения в соответствия ГОСТ.
Рассчитать требуемые величины. Оформить отчёт

2

ЛР13,
ЛР16

ОК 01 ОК 07;
ОК 09,
ОК 10

ПК 1.1
ПК 2.1 2.3

ОК 01 ОК 07;
ОК 09,
ОК 10

ПК 1.1
ПК 2.1 2.3

2

2

Тема 1.6. Электрические измерения и электроизмерительные приборы.
Прямые и косвенные измерения. Классификация
2
ЛР13,
электроизмерительных приборов. Класс точности
ЛР16
электроизмерительных приборов. Погрешности измерений.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Измерение напряжения и тока. Расширение пределов
измерения вольтметров и амперметров. Измерение мощности
и энергии. Схемы включения ваттметров. Индукционные
счётчики. Измерение электрического сопротивления
постоянному току.

9

21.

Электрические
измерения при
эксплуатации
автомобилей.

22.

Трансформаторы:
назначение,
устройство,
принцип действия.

23.

Трансформаторы
специального
назначения.

24.

ПЗ – 7 Расчет
параметров
трансформатора.

25.

Машины
переменного тока.

26.

ПЗ – 8 Расчет
параметров
электродвигателя

27.

Машины
постоянного тока.

Использование электрических методов для измерения
неэлектрических величин при эксплуатации и обслуживании
автомобилей.
Тема 1.7. Трансформаторы.
Назначение, классификация и применение трансформаторов.
Устройство и принцип действия однофазного
трансформатора. Электрическая схема однофазного
трансформатора. Режимы работы трансформатора.
Коэффициент полезного действия трансформатора.
Самостоятельная работа обучающихся
Трёхфазные трансформаторы. Трансформаторы специального
назначения (сварочные, измерительные,
автотрансформаторы).
Начертить схему соединения в соответствия ГОСТ.
Рассчитать требуемые величины. Оформить отчёт

2

2

ЛР13,
ЛР16

ОК 01 ОК 07;
ОК 09,
ОК 10

ПК 1.1
ПК 2.1 2.3

ЛР13,
ЛР16

ОК 01 ОК 07;
ОК 09,
ОК 10

ПК 1.1
ПК 2.1 2.3

ЛР13,
ЛР16

ОК 01 ОК 07;

ПК 1.1
ПК 2.1 -

2

2

Тема 1.8. Электрические машины переменного тока.
Назначение, классификация и область применения машин
2
переменного тока. Вращающееся магнитное поле. Устройство
и принцип действия трёхфазного асинхронного
электродвигателя.
Пуск в ход, регулирование частоты вращения и реверс
асинхронного электродвигателя. Характеристики
асинхронного двигателя. КПД асинхронного
электродвигателя. Однофазные асинхронные
электродвигатели. Синхронный электродвигатель.
Начертить схему соединения в соответствия ГОСТ.
2
Рассчитать требуемые величины. Оформить отчёт
Тема 1.9. Электрические машины постоянного тока.
Устройство и принцип действия машин постоянного тока.
2
Обратимость. ЭДС и реакция якоря.

10

28.

29.

Применение машин
постоянного тока

Электропривод.
Классификация.
Режимы работы.

30.

ПЗ – 9 Расчет и
выбор
пускозащитной
аппаратуры.

31.

Электроснабжение.

32.

Провода и кабели.

33.

ПЗ – 10 Расчет и
выбор сечения
проводов и кабелей.

Генераторы постоянного тока: классификация, схемы
включения обмотки возбуждения, характеристики. Пуск в
ход, регулирование частоты вращения, реверсирование и
торможение. КПД машин постоянного тока. Применение
машин постоянного тока в электроснабжении автомобилей.
Тема 1.10. Основы электропривода.
Классификация электроприводов. Режимы работы
электроприводов
Пускорегулирующая и защитная аппаратура. Релейноконтактные системы управления электродвигателей.
Применение релейно-контактных систем управления
электродвигателей для управления машинами и механизмами
в процессе технического обслуживания автомобилей.
Начертить схему соединения в соответствии ГОСТ.
Рассчитать требуемые величины. Оформить отчёт

2

2

ОК 09,
ОК 10

2.3

ЛР13,
ЛР16

ОК 01 ОК 07;
ОК 09,
ОК 10

ПК 1.1
ПК 2.1 2.3

ЛР13,
ЛР16

ОК 01 ОК 07;
ОК 09,
ОК 10

ПК 1.1
ПК 2.1 2.3

2

Тема 1.11. Передача и распределение электрической энергии.
Схемы электроснабжения промышленных предприятий.
2
Трансформаторные подстанции. Распределительные пункты.
Электрические сети промышленных предприятий. Учёт и
контроль потребления электроэнергии. Компенсация
реактивной мощности. Заземление.
Провода и кабели. Контроль электроизоляции.
2
Электробезопасность при производстве работ по
техническому обслуживанию и ремонту автомобилей.
2
Начертить схему соединения в соответствия ГОСТ.
Рассчитать требуемые величины. Оформить отчёт
Раздел 2. Электроника.
Тема 2.1. Физические основы электроники

11

34.
Полупроводники.

35.
36.

Электропроводность полупроводников. Свойства p-n
перехода. Виды пробоя.

2

Тема 2.2. Полупроводниковые приборы
Полупроводниковые Условные обозначения, устройства, принцип действия,
диоды.
вольтамперные характеристики, параметры, маркировка и
применение выпрямительных диодов и стабилитронов.
Транзисторы.
Условные обозначения, устройство, принцип действия, схемы
Тиристоры.
включения, характеристики, параметры, маркировка
Фотоэлектронные
биполярных и полевых транзисторов. Тиристоры.
приборы.
Фотоэлектронные приборы.

2

ЛР13,
ЛР16

ОК 01 ОК 07;
ОК 09,
ОК 10

ПК 1.1
ПК 2.1 2.3

ЛР13,
ЛР16

ОК 01 ОК 07;
ОК 09,
ОК 10

ПК 1.1
ПК 2.1 2.3

ЛР13,
ЛР16

ОК 01 ОК 07;
ОК 09,
ОК 10

ПК 1.1
ПК 2.1 2.3

ЛР13,
ЛР16

ОК 01 ОК 07;
ОК 09,
ОК 10

ПК 1.1
ПК 2.1 2.3

ЛР13,
ЛР16

ОК 01 ОК 07;
ОК 09,
ОК 10

ПК 1.1
ПК 2.1 2.3

2

Тема 2.3. Интегральные схемы микроэлектроники.
37.

Интегральные
микросхемы.

38.

Выпрямители.

39.

ПЗ – 11 Расчет
выпрямителя.
Сглаживающие
фильтры.
Стабилизаторы.

40.

41.

Электронный
усилитель.

2
Самостоятельная работа обучающихся
Интегральные схемы микроэлектроники. Гибридные,
тонкоплёночные полупроводниковые интегральные
микросхемы. Соединение элементов и оформление
микросхем. Классификация, маркировка и применение
микросхем.
Тема 2.4. Электронные выпрямители и стабилизаторы.
Назначение, классификация, обобщённая структурная схема
2
выпрямителей. Однофазные и трехфазные выпрямители.
Начертить схему соединения в соответствия ГОСТ.
2
Рассчитать требуемые величины. Оформить отчёт
Назначение и виды сглаживающих фильтров. Стабилизаторы
2
напряжения и тока, их назначение, принципиальные схемы,
принцип действия, коэффициент стабилизации.
Тема 2.5. Электронные усилители.
Назначение и классификация электронных усилителей.
2
Принцип действия полупроводникового каскада с
биполярным транзистором по схеме ОЭ. Построение
графиков напряжения и токов цепи нагрузки.

12

42.

Виды усилителей

43.

ПЗ – 12 Расчет
усилителя.

44.

Генераторы.

45.

ПЗ – 13 Расчет
генератора.

46.

Электронные
устройства
автоматики и
вычислительной
техники.

47.

Микропроцессоры

48.

ЛР-1. Исследование
последовательного
соединения
резисторов.
ЛР-2. Исследование
параллельного
соединения
резисторов.

49.

2
Самостоятельная работа обучающихся
Многокаскадные транзисторные усилители. Усилители
постоянного тока, импульсные и избирательные усилители.
2
Начертить схему соединения в соответствия ГОСТ.
Рассчитать требуемые величины. Оформить отчёт
Тема 2.6. Электронные генераторы и измерительные приборы
Условия возникновения незатухающих колебаний в
2
ЛР13,
электрической цепи. Электронные генераторы типа RC и LC.
ЛР16
Мультивибраторы. Триггеры. Электронные измерительные
приборы. Электронный вольтметр
2
Начертить схему соединения в соответствия ГОСТ.
Рассчитать требуемые величины. Оформить отчёт
Тема 2.7. Электронные устройства автоматики и вычислительной техники.
2
ЛР13,
Электронные устройства автоматики и вычислительной
ЛР16
техники. Принцип действия, особенности и функциональные
возможности электронных реле, логических элементов,
регистров, дешифраторов, сумматоров.
Тема 2.8. Микропроцессоры и микро-ЭВМ
Самостоятельная работа обучающихся
Понятие о микропроцессорах и микро-ЭВМ. Применение
микропроцессоров
и
микро-ЭВМ
для
комплексной
автоматизации управления производством, в информационноизмерительных системах, в технологическом оборудовании.
Лабораторные работы.
Собрать схему. Записать данные в таблицу. Произвести
расчеты. Выполнить отчет
Собрать схему. Записать данные в таблицу. Произвести
расчеты. Выполнить отчет

ОК 01 ОК 07;
ОК 09,
ОК 10

ПК 1.1
ПК 2.1 2.3

ОК 01 ОК 07;
ОК 09,
ОК 10

ПК 1.1
ПК 2.1 2.3

2

ЛР13,
ЛР16

ОК 01 ОК 07;
ОК 09,
ОК 10

ПК 1.1
ПК 2.1 2.3

2

ЛР13,
ЛР16

ПК 1.1
ПК 2.1 2.3

2

ЛР13,
ЛР16

ОК 01 ОК 07;
ОК 09,
ОК 10
ОК 01 ОК 07;
ОК 09,
ОК 10

ПК 1.1
ПК 2.1 2.3
13

50.

51.

ЛР-3. Исследование
последовательного
соединения
активного и
емкостного
сопротивления.
ЛР-4. Исследование
последовательного
соединения RLC.

52.

ЛР-5. Исследование
параллельного
соединения RLC.

53.

ЛР-6. Исследование
последовательного
соединения
активного и
индуктивного
сопротивлений.
ЛР-7. Исследование
работы однофазного
индукционного
счетчика.
ЛР-8. Реверсивный
пуск асинхронного
двигателя.

54.

55.

56.

ЛР-9. Измерение
потери напряжения
в линии.

2

ЛР13,
ЛР16

ОК 01 ОК 07;
ОК 09,
ОК 10

ПК 1.1
ПК 2.1 2.3

2

ЛР13,
ЛР16

ПК 1.1
ПК 2.1 2.3

2

ЛР13,
ЛР16

2

ЛР13,
ЛР16

ОК 01 ОК 07;
ОК 09,
ОК 10
ОК 01 ОК 07;
ОК 09,
ОК 10
ОК 01 ОК 07;
ОК 09,
ОК 10

2

ЛР13,
ЛР16

ПК 1.1
ПК 2.1 2.3

2

ЛР13,
ЛР16

2

ЛР13,
ЛР16

ОК 01 ОК 07;
ОК 09,
ОК 10
ОК 01 ОК 07;
ОК 09,
ОК 10
ОК 01 ОК 07;
ОК 09,
ОК 10

Собрать схему. Записать данные в таблицу. Произвести
расчеты. Выполнить отчет

Собрать схему. Записать данные в таблицу. Произвести
расчеты. Выполнить отчет
Собрать схему. Записать данные в таблицу. Произвести
расчеты. Выполнить отчет

Собрать схему. Записать данные в таблицу. Произвести
расчеты. Выполнить отчет

Собрать схему. Записать данные в таблицу. Произвести
расчеты. Выполнить отчет
Собрать схему. Записать данные в таблицу. Произвести
расчеты. Выполнить отчет
Собрать схему. Записать данные в таблицу. Произвести
расчеты. Выполнить отчет

ПК 1.1
ПК 2.1 2.3
ПК 1.1
ПК 2.1 2.3

ПК 1.1
ПК 2.1 2.3
ПК 1.1
ПК 2.1 2.3

14

57.

ЛР- 10. Соединение
3-х фазной цепи в
звезду.

58.

ЛР-11.
Исследование
работы 3-х фазного
счетчика.
ЛР-12. Снятие
вольтамперной
характеристики
диода.
ЛР-13. Снятие
вольтамперной
характеристики
биполярного
транзистора.
ЛР-14. Снятие
вольтамперной
характеристики
полевого
транзистора.
ЛР- 15. Снятие
вольтамперной
характеристики
тиристора.
ЛР- 16. Снятие
вольтамперной
характеристики
фотоэлементов.
ЛР-17.
Исследование
работы
выпрямителя.

59.

60.

61.

62.

63.

64.

Собрать схему. Записать данные в таблицу. Произвести
расчеты. Выполнить отчет
Собрать схему. Записать данные в таблицу. Произвести
расчеты. Выполнить отчет
Собрать схему. Записать данные в таблицу. Произвести
расчеты. Начертить ВАХ в тетрадь. Выполнить отчет

2

ЛР13,
ЛР16

2

ЛР13,
ЛР16

2

ЛР13,
ЛР16

2

ЛР13,
ЛР16

2

ОК 01 ОК 07;
ОК 09,
ОК 10
ОК 01 ОК 07;
ОК 09,
ОК 10
ОК 01 ОК 07;
ОК 09,
ОК 10
ОК 01 ОК 07;
ОК 09,
ОК 10

ПК 1.1
ПК 2.1 2.3

ЛР13,
ЛР16

ОК 01 ОК 07;
ОК 09,
ОК 10

ПК 1.1
ПК 2.1 2.3

2

ЛР13,
ЛР16

ПК 1.1
ПК 2.1 2.3

2

ЛР13,
ЛР16

2

ЛР13,
ЛР16

ОК 01 ОК 07;
ОК 09,
ОК 10
ОК 01 ОК 07;
ОК 09,
ОК 10
ОК 01 ОК 07;
ОК 09,
ОК 10

Собрать схему. Записать данные в таблицу. Произвести
расчеты. Начертить ВАХ в тетрадь. Выполнить отчет

Собрать схему. Записать данные в таблицу. Произвести
расчеты. Начертить ВАХ в тетрадь. Выполнить отчет

Собрать схему. Записать данные в таблицу. Произвести
расчеты. Начертить ВАХ в тетрадь. Выполнить отчет
Собрать схему. Записать данные в таблицу. Произвести
расчеты. Начертить ВАХ в тетрадь. Выполнить отчет
Собрать схему. Записать данные в таблицу. Произвести
расчеты. Выполнить отчет

ПК 1.1
ПК 2.1 2.3
ПК 1.1
ПК 2.1 2.3
ПК 1.1
ПК 2.1 2.3

ПК 1.1
ПК 2.1 2.3
ПК 1.1
ПК 2.1 2.3
15

65.

ЛР- 18.
Исследование
работы усилителя.

66.

ЛР-19.
Комбинированные
измерительные
приборы.
ЛР- 20.
Исследование
работы
электронного
генератора
ЛР-21.
Исследование
работы
электромагнитного
реле.
ЛР- 22. Проверка
исправности
радиоэлементов.

67.

68.

69.

70.

Итоговый контроль
по дисциплине

Собрать схему. Записать данные в таблицу. Произвести
расчеты. Выполнить отчет
Собрать схему. Записать данные в таблицу. Произвести
расчеты. Выполнить отчет

2

ЛР13,
ЛР16

2

ЛР13,
ЛР16

2

ЛР13,
ЛР16

2

2

Собрать схему. Записать данные в таблицу. Произвести
расчеты. Выполнить отчет

Собрать схему. Записать данные в таблицу. Произвести
расчеты. Выполнить отчет

Собрать схему. Записать данные в таблицу. Произвести
расчеты. Выполнить отчет
Дифференцированный зачет

2

ВСЕГО ЧАСОВ
ИЗ НИХ ПРАКТИЧЕСКИХ
ЛАБОРАТОРНЫХ

140
26
44

ОК 01 ОК 07;
ОК 09,
ОК 10
ОК 01 ОК 07;
ОК 09,
ОК 10
ОК 01 ОК 07;
ОК 09,
ОК 10

ПК 1.1
ПК 2.1 2.3

ЛР13,
ЛР16

ОК 01 ОК 07;
ОК 09,
ОК 10

ПК 1.1
ПК 2.1 2.3

ЛР13,
ЛР16

ОК 01 ОК 07;
ОК 09,
ОК 10

ПК 1.1
ПК 2.1 2.3

ПК 1.1
ПК 2.1 2.3
ПК 1.1
ПК 2.1 2.3

16

3.

УСЛОВИЯ

РЕАЛИЗАЦИИ

РАБОЧЕЙ

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Обеспечение специальных условий для обучающихся инвалидов и обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ):
а) для слепых:
•
присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь;
•
выпуск альтернативных форматов методических материалов (крупный шрифт или
аудиофайлы);
б) для слабовидящих:
•
обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
•
при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
•
учебно-методические материалы оформляются увеличенным шрифтом;
в) для глухих и слабослышащих, с тяжелыми нарушениями речи:
•
обеспечивается надлежащими звуковыми средствами воспроизведение информации;
•
по их желанию промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
г) с нарушениями опорно – двигательного аппарата:
организуется безбарьерная архитектурная среда образовательного учреждения, рабочего
места.
3.2 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Лаборатория «Электротехники и электроники», оснащенная необходимым для реализации
программы учебной дисциплины оборудованием
3.3 Информационное обеспечение обучения
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемых для использования в образовательном процессе
3.3.1. Печатные издания
1. Немцов М.В. Электротехника и электроника: учебник для студ. учреждений сред.
проф. образования/ М.В. Немцов, М.Л. Немцова, – М.: Издательский центр
Академия, 2017. – 480 с.
2.

Иванов И. И. Электротехника и основы электроники : учебник для СПО / И. И.
Иванов, Г. И. Соловьев, В. Я. Фролов.— Санкт_Петербург : Лань, 2021.—736 с.

3.3.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1. Аполлонский, С. М., Электротехника : учебник / С. М. Аполлонский. — Москва :
КноРус, 2023. — 292 с. — ISBN 978-5-406-11277-9. — URL: https://book.ru/book/948617
(дата обращения: 24.09.2023). — Текст : электронный.
2.

Мартынова, И. О., Электротехника. : учебник / И. О. Мартынова. — Москва : КноРус,
2023. — 304 с. — ISBN 978-5-406-11358-5. — URL: https://book.ru/book/948719 (дата
обращения: 24.09.2023). — Текст : электронный.
17

3.3.3. Дополнительные источники
1. Данилов И.А. Общая электротехника с основами электроники: Учебное пособие
для студентов неэлектротехнических специальностей средних. спец. учеб.
заведений/И.А. Данилов, П.М. Иванов.- М.: Высш. шк., 2005.
2.

Березкина Т. Ф. Задачник по общей электротехнике с основами электроники:
учебное пособие / Т. Ф. Березкина, Н. Г. Гусев, В. В. Масленников. - Москва:
Высшаяшкола, 2001. – 391 с.

3.

ФедорченкоА.Л. Электротехника с основами электроники: учебник/ А.Л.
Федорченко, Ю.Г. Синдеев. - М.: Дашков и К, 2009. – 200 с.

4.

Задачник по электротехнике: учебное пособие/ П.Н. Новиков, В.Я. Кауфман, О.В.
Толчеев и др. – М.: Высшая школа, 1998. – 336с.

5.

Обозначения буквенно-цифровые в электрических схемах- ГОСТ 2.710-81.

6. Правила выполнения электрических схем – ГОСТ 2.702-75

18

7. 4.КОНТРОЛЬ

И

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Методы расчета и
измерения основных
параметров
электрических,
магнитных и
электронных цепей
Компоненты
автомобильных
электронных устройств

Критерии оценки
Демонстрировать знание
порядка расчета и измерения
основных параметров
электрических, магнитных и
электронных цепей.

Методы электрических
измерений

Демонстрировать знание
современных методы
измерений в соответствии с
заданием

Устройство и принцип
действия электрических
машин

Демонстрировать
знание
устройства
и
принципа
действия электрических машин

Демонстрировать знание мест
расположения,
основных
параметров и состава основных
автомобильных
электронных
устройств

Умения
Пользоваться
Подбирать
электроизмерительными электроизмерительные
приборами
приборы в соответствии с
заданием и проводить
измерения
Производить проверку
электронных и
электрических
элементов автомобиля

Производить подбор
элементов
электрических цепей и
электронных схем

Производить проверку
исправности электронных и
электрических элементов
автомобиля, в соотвествии с
заданием с применением
безопасных приемов
проведения измерений.
Осуществлять подбор
элементов электрических цепей
и электронных схем для замены
вышедших из строя элементов
с учетом основных параметров
заменяемых элементов.

Методы оценки
Экспертная оценка результатов
деятельности обучающихся при
выполнении и защите
практических и лабораторных
работ, тестирования, контрольных
и других видов текущего контроля
Экспертная оценка результатов
деятельности обучающихся при
выполнении и защите
практических и лабораторных
работ, тестирования, контрольных
и других видов текущего контроля
Экспертная оценка результатов
деятельности обучающихся при
выполнении и защите
практических и лабораторных
работ, тестирования, контрольных
и других видов текущего контроля
Экспертная оценка результатов
деятельности обучающихся при
выполнении и защите
практических и лабораторных
работ, тестирования, контрольных
и других видов текущего контроля
Экспертная оценка результатов
деятельности обучающихся при
выполнении и защите
практических и лабораторных
работ, тестирования, контрольных
и других видов текущего контроля
Экспертная оценка результатов
деятельности обучающихся при
выполнении и защите
практических и лабораторных
работ, тестирования, контрольных
и других видов текущего контроля
Экспертная оценка результатов
деятельности обучающихся при
выполнении и защите
практических и лабораторных
работ, тестирования, контрольных
и других видов текущего контроля

19

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.03. ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА
Специальность 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт
двигателей, систем и агрегатов автомобилей»
Курс 2, группа 21 ТО

20

5. ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ
МАТЕРИАЛОВ
5.1 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Формы и методы
контроля и оценки
результатов
обучения
Выполнение
Умения:
Пользоваться электроизмерительными практических занятий
приборами
и лабораторных
Производить проверку электронных и работ;
электрических элементов автомобиля Экспертная оценка
Производить подбор элементов
ПЗ №1 – ПЗ №13
электрических цепей и электронных
схем
Письменный опрос,
Знания:
тестовые задания по
Методы расчета и измерения
темам
основных параметров электрических,
магнитных и электронных цепей
Внеаудиторная работа
Компоненты автомобильных
электронных устройств
Дифференцированный
Методы электрических измерений
зачет
Устройство и принцип действия
электрических машин
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
знания)

Наименование оценочного
средства
Рабочая тетрадь для
выполнения практических
работ;
Письменный опрос,
тестовые задания по
темам:
1. Цепь переменного тока
2. Трехфазная цепь
3. Трансформаторы
4. Измерительные
приборы
5. Полупроводники
6. Полупроводниковые
диоды
7. Транзисторы
8. Источники питания
9. Усилители
10. Электронные
генератоы
Задания аудиторной
самостоятельной работы;
Билеты для зачета

Оценка освоения УД предусматривает использование пятибалльной
системы оценки.

21

5.1.2 ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Таблица 2 - Запланированные формы промежуточной аттестации
№
семестра
3

Формы промежуточной аттестации
Дифференцированный зачет

Форма проведения
Письменный зачет по билетам

5.1.3 ОПИСАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ЗАЧЕТА
Процедура

зачета

устанавливает

уровень

сформированности

следующих умений и усвоения следующих знаний ПК и ОК по материалу,
изучаемому в семестре.
Количество заданий для студента: три – два теоретических вопроса и
практическое задание.
Время выполнения каждого задания и максимальное время на
экзамен:
Задание № 1- 20 мин.
Задание № 2- 25 мин.
Практическое задание – 45 мин.
Максимальное количество времени на зачет 90 мин.
Условия выполнения заданий
Помещение: учебная аудитория.
Требования охраны труда: инструктаж по технике безопасности.
Оборудование: калькулятор для выполнения расчетов.
5.1.4 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ НА ЗАЧЕТЕ
Таблица 4 – Критерии оценки на зачете
Оценка
Отлично

Хорошо

Показатели оценки
Обучающийся умеет увязывать теорию с практикой (решает
задачи и формулирует выводы, умеет пояснить полученные
результаты), владеет понятийным аппаратом, полно и глубоко
овладел материалом по заданной теме, обосновывает свои
суждения и даёт правильные ответы на вопросы преподавателя
Обучающийся умеет увязывать теорию с практикой (решает
задачи и формулирует выводы, умеет пояснить полученные
результаты), владеет понятийным аппаратом, полно и глубоко
овладел материалом по заданной теме, но содержание ответов
имеют некоторые неточности и требуют уточнения и комментария
со стороны преподавателя
22

Удовлетворительно

Обучающийся знает и понимает материал по заданной теме, но
изложение неполное, непоследовательное, допускаются
неточности в определении понятий, студент не может обосновать
свои ответы на уточняющие вопросы преподавателя
Неудовлетворительно Обучающийся допускает ошибки в определении понятий,
искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает
материал. Делает ошибки в ответах на уточняющие вопросы
преподавателя

5.2. КОМПЛЕКТ «ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ»
5.2.1 Вопросы и задания для дифференцированного зачета
1.
Электрическое поле. Характеристики электрического поля.
2.
Электрическая емкость. Виды конденсаторов.
3.
Соединение конденсаторов последовательное и параллельное.
4.
Характеристики
материалов
по
проводимости.
Проводники,
диэлектрики, полупроводники.
5.
Электрический ток, сопротивление, проводимость
6.
Последовательное соединение сопротивлений
7.
Параллельное соединение сопротивлений.
8.
Тепловое действие тока. Зависимость сопротивления от температуры
9.
Закон Ома.
10. Законы Кирхгофа.
11. Магнитное поле, изображение, характеристики поля, напряженность,
индукция, магнитная проницаемость.
12. Провод с током в магнитном поле. Правило левой руки.
13. Намагничивание
ферромагнетиков.
Петля
Гистерезиса.
Магнитотвердые, магнитомягкие материалы. Постоянный магнит.
14. Вихревые токи. Влияние на сердечник. Борьба с вихревыми токами.
15. Магнитный поток. Магнитные цепи. Материал, устройство,
назначение.
16. Индуктивность. ЭДС самоиндукции, взаимоиндукции
17.
Переменный ток. Характеристики: амплитудные и действующие
значения, период, частота начальная фаза, сдвиг фаз.
18. Активная, реактивная и полная мощности в цепи RLС.
19. Резонанс напряжений. Условия возникновения.
20. Коэффициент мощности. Методы его повышения.
21. Трехфазный ток. Соединение нагрузки в звезду. Параметры цепи.
22. Трехфазный ток. Соединение нагрузки в треугольник. Параметры цепи
23. Устройство и принцип действия силового трансформатора.
24. Электрические измерения. Прямые и косвенные измерения.
Классификация электроизмерительных приборов.
25. Электрические измерения. Класс точности электроизмерительных
приборов
23

26. Электрические измерения. Измерение напряжения, тока, мощности,
сопротивления.
27. Электрические измерения при эксплуатации автомобилей
28. Трансформаторы: назначение, устройство, принцип действия
29. Измерительные трансформаторы тока и напряжения. Назначение и
схемы включения.
30. Машины постоянного тока. Устройство и принцип действия.
Применение машин постоянного тока в электроснабжении автомобилей
31. Асинхронный двигатель. Устройство и принцип действия.
32. Электропривод. Пускорегулирующая и защитная аппаратура.
33. Электроснабжение. Основные элементы электрических сетей
34. Провода и кабели
35. Полупроводники. Собственная и примесная проводимость.
36. Электронно-дырочный переход.
37. Полупроводниковый диод.
38. Биполярный транзистор. Устройство. Схемы включения.
39. Тиристор. Принцип действия.
40. Фотоэлектронные приборы. Устройство, назначение
41. Интегральные микросхемы
42. Однополупериодный выпрямитель. Схема. График тока.
43. 2-х полупериодный выпрямитель с нулевой точкой. Схема. Графики
тока и напряжения.
44. 2-х полупериодный мостовой выпрямитель. Схема. Графики тока и
напряжения.
45. Трехфазный выпрямитель. Схема. График тока.
46. 3-х фазный мостовой выпрямитель. Схема. График тока
47. Сглаживающие фильтры. Схема включения.
48. Стабилизаторы напряжения. Схема включения.
49. Стабилизаторы тока. Назначение. Принцип действия.
50. Усилитель низкой частоты на биполярном транзисторе.
51. Обратная связь в усилителях.
52. Виды усилителей, их особенности.
53. Электронные генераторы.
54. Мультивибратор. Принцип действия.
55. Измерительные преобразователи. Назначение, устройство, принцип
действия.
56. Реле, герконы. Назначение, устройство, принцип действия.
57. Аппараты управления электроприводами
58. Схема управления нереверсивного электропривода.
59. Схема управления реверсивного электропривода.
60. Электроснабжение. Устройство воздушных линий.
61. Потеря напряжения в линии.

24

4.2.2 Примерные практические задания.
1.
В цепи, состоящей из смешанно соединенных трех конденсаторов. С1
= 40 мкФ, С2 = 50 мкФ, С3 = 10 мкФ, измерено напряжение на третьем
конденсаторе U3 = 10В. Чему равно напряжение на каждом конденсаторе и
всей цепи?
2.
В цепи, состоящей из смешанно соединенных трех резисторов. R1 =
40 Ом, R2 = 50 Ом, R3 = 10 Ом, измерено напряжение на третьем резисторе
U3 = 10В. Чему равно напряжение на каждом резисторе и всей цепи?
3.
Рассчитать общее сопротивление семи параллельно соединенных
резисторов, если сопротивление каждого 0, 14 Ом.
4.
Последовательно включены активное сопротивление R = 30 Ом и
конденсатор С = 40 мкФ. Напряжение цепи 220 В. Определить силу тока в
цепи, мощности Р, S, Q
5.
Определить показание ваттметра, если стрелка остановилась на 20
делениях. Предел по току 1 А, предел по напряжению 300 В.
6.
Рассчитать мощность активной нагрузки 3-х фазной цепи, если
напряжение 380/ 220 В, сила тока 20 А, к.п.д. η = 0,95; соs φ = 0,87
7.
Определить коэффициент мощности для последовательной цепи R =
10 Ом, ХL = 15 Ом и рассчитать активную, реактивную и полную мощность,
если напряжение приложенное к цепи U= 100 В
8.
В автомобильном генераторе вышел из строя полупроводниковый диод
в выпрямителе. Выберите из предложенных со справочными данными
диодов, диод для замены неисправного диода выпрямителя. Если напряжение
на диоде в непроводящий период Uд = 50 В, через диод протекает ток Iд = 40
А.
• Д104-20 Iдоп = 20 А, Uобр max = 200 В
• Д104-25 Iдоп = 25 А, Uобр max = 300 В
• Д104-50 Iдоп = 50 А, Uобр max = 200В
9.
Рассчитать частоту колебаний электронного генератора, по известным
параметрам частотно-задающих элементов.

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».