Материаловедение

1

Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с
примерной

программой,

разработанной

на

основе

Федерального

государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и
ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей» от 09 декабря 2016 года
№ 2016.
Разработчик:

Оношкин

Сергей

Викторович,

преподаватель

высшей

квалификационной категории.

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА
И
ДИСЦИПЛИНЫ

СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОЙ

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5. КОМПЛЕКТ
МАТЕРИАЛОВ

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ

6. КОМПЛЕКТ «ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ»

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП 04
МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код

Умения

Знания

ПК, ОК
ПК 1.1-ПК 1.3
ПК 3.2-ПК 3.3
ПК 4.1-ПК 4.3
ПК 6.2-ПК 6.3

- выбирать материалы на
основе анализа их свойств
для конкретного применения
при производстве, ремонте и
модернизации автомобилей;
выбирать
способы
соединения материалов и
деталей;
- назначать способы и
режимы упрочения деталей
и
способы
их
восстановления, при ремонте
автомобиля, исходя из их
эксплуатационного
назначения;
- обрабатывать детали из
основных материалов;
проводить
расчеты
режимов резания.

строение
и
свойства
машиностроительных материалов;
методы
оценки
свойств
машиностроительных материалов;
- области применения материалов;
-классификацию и маркировку
основных
материалов,
применяемых для изготовления
деталей автомобиля и ремонта;
- методы защиты от коррозии
автомобиля и его деталей;
- способы обработки материалов;
- инструменты и станки для
обработки металлов резанием,
методику
расчета
режимов
резания;
- инструменты для слесарных
работ.

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы

100

в том числе:
теоретическое обучение

77

Лабораторные и практические занятия

20

Самостоятельная работа 1

10

Контрольная работа

3

Промежуточная аттестация 2

Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной
организацией, с соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в
количестве часов, необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся,
предусмотренных тематическим планом и содержанием учебной дисциплины.
2
Предусматривается из времени выделенного в учебном плане на практические занятия
1

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Номер
урока
1

Наименование темы урока

2

Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся
3

Раздел 1. Металловедение
Тема 1.1. Строение и свойства машиностроительных материалов
Введение. Строение металлов
Классификация металлов. Атомно–кристаллическое строение

1.
2.
3.
4.

Плавление и кристаллизация.
Свойства металлов.
Понятие о сплаве, компоненте
ЛР №1 Определение твердости
металлов

Тема 1.2. Сплавы железа с углеродом
Виды чугунов,

металлов. Анизотропность и ее значение в технике.
Аллотропические превращения в металлах.

Плавление и кристаллизация металлов и сплавов. Механические,
физические, химические, технологические свойства металлов
Понятие о сплаве, компоненте. Типы сплавов: механические смеси,
твердые растворы, химические соединения. Зависимость свойств
сплавов от их состава и строения. Диаграммы I II III IV типа.
ЛР №1 Методы оценки свойств машиностроительных материалов:
определение твердости металлов: по Бринеллю, по Роквеллу, по
Виккерсу.

Структурные составляющие железоуглеродистых сплавов.
Виды чугунов, их классификация, маркировка и область применения.
Углеродистые стали и их
Углеродистые стали и их свойства. Классификация, маркировка и
6.
свойства
область применения углеродистых сталей.
Легированные стали
Легированные стали. Классификация, маркировка и область
7.
применения легированных сталей
ПЗ №2 Исследование
ПЗ №2 Исследование структуры железоуглеродистых сплавов,
8.
структуры железоуглеродистых находящихся в равновесном состоянии. Расшифровка различных
сплавов,
марок сталей и чугунов. Выбор марок сталей на основе анализа из
свойств для изготовления деталей машин.
Тема 1.3 Обработка деталей из основных материалов
Основы термической обработки Способы обработки материалов. Основы термической обработки
9.
металлов
металлов.
Виды термической обработки
Классификация
видов
термической
обработки
металлов.
10. металлов
Превращения при нагревании и охлаждении стали.

5.

Объем
часов

Уровень
освоени
я

4

5

8
2

2

2

2

2

2

2

2

8
2

2

2

2

2

2

2

2

8
2

2

2

2

Осваиваемые
элементы
компетенци
й
6
ПК1.1
ПК1.2

ПК1.1
ПК1.2

ПК1.2
ПК1.3

6

Химико-термическая обработка Самостоятельно.
Химико-термическая
обработка
металлов:
металлов
цементация, азотирование, цианирование и хромирование.
ЛР №3 Термическая обработка
ЛР №3 Термическая обработка углеродистой стали. Закалка и отпуск
12. углеродистой стали
стали. Химико-термическая обработка легированной стали.
Тема 1.4 Цветные металлы и сплавы
Сплавы на основе алюминия
Сплавы цветных металлов: сплавы на основе алюминия. Маркировка,
13.
свойства и применение.

2

2

2

2

8
2

2

Твердые металлокерамические сплавы типа ВК, ТК, ТТК.
Методы их получения, свойства, маркировка по ГОСТу,
применение. Конструкционные порошковые материалы.

2

2

ЛР №4 Изучение микроструктур цветных металлов и сплавов на их
основе. Расшифровка различных марок сплавов цветных металлов.

2

2

Самостоятельно. Сущность процесса коррозии. Виды
коррозии: химическая и электрохимическая коррозия. Способы
защиты от коррозии.
Сплавы цветных металлов: сплавы на медной основе и титана.
Маркировка, свойства и применение.
Контрольная работа по теме Металловедение

2

2

2

3

6
2

2

2

2

2

2

10
2

2

2

2

2

2

11.

14.
15.

Порошковые материалы.
ЛР №4 Изучение
микроструктур цветных
металлов

16.

Коррозия металлов.

17.

Сплавы на медной основе и
титана. Контрольная работа

Раздел 2. Неметаллические материалы
Тема 2.1. Пластмассы, антифрикционные, композитные материалы.
Виды пластмасс:
Виды пластмасс: термореактивные и термопластичные пластмассы.
18. термореактивные и
Способы переработки пластмасс и их области применения в
термопластичные.
автомобилестроении и ремонтном производстве
Характеристика
и
область
применения
антифрикционных
19. Антифрикционные и
материалов. Композитные материалы. Применение, область
композитные материалы
применения
ЛР №5 Определение видов
ЛР №5 Определение видов пластмасс и их ремонтопригодности.
20. пластмасс
Определение строения и свойств композитных материалов
Тема 2.2. Автомобильные эксплуатационные материалы

21.

Автомобильные бензины

22.

Дизельное топливо

23.

Автомобильные масла

Автомобильные бензины и дизельные топлива.
Характеристика и классификация автомобильных топлив.
Дизельное топливо. Характеристика и классификация
автомобильных топлив.
Автомобильные масла. Классификация и применение
автомобильных масел.

ПК1.3

ПК1.2
ПК;.1-ПК4.3

ПК 1.1
ПК 1.2

7

24.
25.

Автомобильные
специальные жидкости.
Охрана окружающей среды
при использовании ГСМ

Автомобильные специальные жидкости.
Классификация и применение специальных жидкостей.
Самостоятельно. Охрана окружающей среды при
использовании ГСМ

ЛР №6 Определение качества
ЛР №6 Определение качества бензина, дизельного топлива.
топлива.
Определение качества пластичной смазки.
Тема 2.3 Обивочные, прокладочные, уплотнительные и электроизоляционные материалы
Назначение и область применения обивочных материалов.
27. Обивочные, прокладочные и Классификация обивочных материалов.
уплотнительные материалы
Назначение и область применения прокладочных и уплотнительных
материалов. Классификация прокладочных и уплотнительных
материалов
Назначение и область применения электроизоляционных материалов.
Электроизоляционные
28.
Классификация электроизоляционных материалов
материалы
Тема 2.4. Резиновые материалы
Каучук строение, свойства, область применения. Свойства резины,
29. Резина. Изделия из резины.
основные компоненты резины. Физико-механические свойства
резины. Изменение свойств резины в процессе старения, от
температуры, от контакта с жидкостями. Организация экономного
использования автомобильных шин. Увеличение срока службы шин
за счет своевременного и качественного ремонта
ПЗ №7 Устройство
ПЗ №7 Устройство автомобильных шин.
30. автомобильных шин.
Тема 2.5. Лакокрасочные материалы
Назначение лакокрасочных материалов. Компоненты лакокрасочных
31. Лакокрасочные материалы
материалов. Маркировка, способы приготовления красок и нанесение
их на поверхности.
ПЗ №8 Подбор лакокрасочных ПЗ №8 Подбор лакокрасочных материалов в зависимости. Способы
32. материалов
нанесение лакокрасочных материалов на металлические поверхности

26.

Требования к ЛКМ.
Контрольная работа по теме Неметаллические материалы
Контрольная работа.
Требования к лакокрасочным материалам.
Раздел 3. Обработка деталей на металлорежущих станках
33.

Тема 3.1Способы обработки материалов

34.

Основы слесарного дела

Виды и способы обработки материалов.
Инструменты для выполнения слесарных работ. Рабочее место
слесаря: слесарные операции

2

2

2

2

2

2

2
2

2

2

2

4
2

2

2

2

6
2

2

2

2

2

3

18
2

2

ПК1.3
ПК3.2
ПК6.2-ПК6.3

ПК3.2
ПК6.2-ПК6.3

ПК4.1-ПК4.3

ПК1.2
ПК3.3

8

35.

Обработка металлов
давлением.

36.

Резание металла

37.
38.
39.
40.
41.
42.

Сварочное производство

43.

Газовая сварка и резка

44.

Электродуговая сварка

45.

Сварочные электроды.
Сварка-полуавтомат
Техника безопасности при
организации сварочных
работ
ПЗ №10 Технология сварки и
подготовки изделий

47.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Общие сведения о сварке. Сущность сварки Достоинства и
недостатки. Типы сварочных соединений и швов. Требования к
качеству шва. Контроль сварочных соединений
Газовая сварка и резка. Оборудование для газовой сварки и
резки. Технология газовой сварки и резки.
Электродуговая сварка. Оборудование для электродуговой
сварки, движения при сварке, технология сварки. Подготовка
изделий к сварке.
Сварочные электроды: виды, назначение, маркировка.
Оборудование для полуавтоматической сварки
Техника безопасности при организации сварочных работ

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

ПЗ №10 Технология сварки, подбор оборудования и подготовки

2

2

Оборудование и инструменты для механической обработки
металлов. Понятие о процессе резания. Движение при резании

металлов.
Режимы резания
Элементы резания: глубина резания, подача и скорость
резания. Выбор режимов резания. Физические основы процесса
резания металлов.
Фрезерование и шлифование. Особенности процесса фрезерования. Схемы фрезерования.
Классификация фрез. Схемы шлифования. Притирочные и
доводочные работы.
Техническое нормирование
Техническое нормирование, основные понятия, фотография,
рабочего времени, учет времени.
Расчет нормы времени
Самостоятельно. Расчет нормы времени на изготовление
детали.
ПЗ №9 Расчет режимов резания при механической обработке
ПЗ №9 Расчет режимов
металлов на различных станках.
резания

Тема 3.2 Сварочное производство

46.

Способы прокатки металлов. Сортамент прокатного
производства. Волочение, его сущность. Прессование, виды и
назначение. Ковка. Штамповка. Приспособления и
оборудование.

изделий

ПК1.3
ПК3.2
ПК6.2-ПК6.3

9

48.
49.
50.

.

3

Пайка металла. Технология
Сущность процесса пайки металлов. Физические и химические
пайки.
основы процессов пайки и лужения
Точечная сварка.
Точечная сварка. Контрольная работа по теме Обработка
Контрольная работа.
деталей на металлорежущих станках
Итоговое занятие по
Дифференцированный зачет, заключительное занятие,
дисциплине.
выставление оценок.
Промежуточная аттестация 3
Всего:
из них аудиторные
ЛПЗ

2

2

2

3

2

1

100
80
20

Предусматривается из времени выделенного в учебном плане на контрольные работы

10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Основы материаловедения»,

оснащенный оборудованием и техническими средствами обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор;
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;
- объемные модели металлической кристаллической решетки;
- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);
- образцы неметаллических материалов;
- образцы смазочных материалов.
Лаборатория «Материаловедения», оснащенная необходимым для реализации программы
учебной дисциплины оборудованием, приведенным в п 6.1.2.1 примерной программы по данной
специальности.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь
печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,

рекомендуемых для использования в образовательном процессе
3.2.1. Электронные библиотечные издания

1. Чумаченко, Ю.Т. Материаловедение : учебник / Чумаченко Ю.Т., Чумаченко Г.В.,
Матегорин Н.В. — Москва : КноРус, 2021. — 392 с. — (для авторемонтных
специальностей). — ISBN 978-5-406-01122-5. — URL: https://book.ru/book/938318
(дата обращения: 12.11.2020). — Текст : электронный.4
2. Чумаченко, Ю.Т. Материаловедение и слесарное дело : учебник / Чумаченко
Ю.Т., Чумаченко Г.В. — Москва : КноРус, 2020. — 293 с. — ISBN 978-5-40601508-7. — URL: https://book.ru/book/935923 (дата обращения: 12.11.2020). — Текст
: электронный.
3. Овчинников, В.В. Оборудование, техника и технология сварки и резки металлов :
учебник / Овчинников В.В. — Москва : КноРус, 2020. — 303 с. — (СПО). — ISBN
978-5-406-07421-3. — URL: https://book.ru/book/932597 (дата обращения:
12.11.2020). — Текст : электронный.
11

3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1.http://www.twirpx.com
2. http://gomelauto.com
3. http://metalhandling.ru
3.2.3. Дополнительные источники

1. Чумаченко, Ю.Т. Слесарное дело и технические измерения : учебник /
Чумаченко Ю.Т., Чумаченко Г.В., Матегорин Н.В. — Москва : КноРус, 2020. — 259 с. —
(для авторемонтных специальностей). — ISBN 978-5-406-01692-3. — URL:
https://book.ru/book/936825 (дата обращения: 12.11.2020). — Текст : электронный.
2. Овчинников, В.В. Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) : учебник /
Овчинников В.В. — Москва : КноРус, 2021. — 248 с. — ISBN 978-5-406-02497-3. — URL:
https://book.ru/book/936244 (дата обращения: 12.11.2020). — Текст : электронный.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
строение и свойства
машиностроительных
материалов

Критерии оценки
Перечислены все свойства

машиностроительных материалов и
указано правильное их строение

Методы оценки

контрольная работа,
тестовый контроль

методы оценки свойств
машиностроительных
материалов

Метод оценки свойств
машиностроительных материалов
выбран в соответствии с
поставленной задачей

устный опрос, тестовый
контроль, контрольная
работа, самостоятельная
работа

области применения
материалов

Область применения материалов
соответствует техническим
условиям материалов

устный опрос, тестовый
контроль, контрольная
работа, самостоятельная
работа

классификацию и
маркировку основных
материалов

Классификация и маркировка
соответствуют ГОСТу на
использование материалов

устный опрос, тестовый
контроль, контрольная
работа, самостоятельная
работа

методы защиты от коррозии

Перечислены все основные
методы защиты от коррозии и
дана их краткая характеристика

устный опрос, тестовый
контроль, контрольная
работа, самостоятельная
работа

способы обработки
материалов

Соответствие способа обработки
назначению материала

практические и
лабораторные работы,
устный опрос, тестовый
контроль

Перечень умений,
12

выбирать материалы на
основе анализа их свойств
для конкретного применения

Выбор материала проведен в
соответствии со свойствами
материалов и поставленными
задачами

практические работы,
самостоятельная работа,
тестовый контроль

выбирать способы соединения
материалов

Выбор способов соединений
проведен в соответствии с
заданием.

лабораторные и
практические работы,
самостоятельная работа

обрабатывать детали из
основных материалов

Выбор метода обработки детали
соответствует типу и свойствам
материала

лабораторные работы,
самостоятельная работа

5. КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
5.1 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения
(освоенные умения,
усвоенные знания)
умения:
- выбирать материалы на
основе анализа их свойств для
конкретного применения при
производстве, ремонте и
модернизации автомобилей;
- выбирать способы соединения
материалов и деталей;
- назначать способы и режимы
упрочения деталей и способы
их восстановления, при
ремонте автомобиля, исходя из
их эксплуатационного
назначения;
- обрабатывать детали из
основных материалов;
- проводить расчёты режимов
резания
знать:
строение
и
свойства
машиностроительных
материалов;
- методы оценки свойств

Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
Выполнение практических
занятий и лабораторных работ;
Экспертная оценка на ПЗ и ЛР
Экспертная оценка
самостоятельной работы
Письменный опрос по темам
Тестовые задания
Контрольные работы
Дифференцированный зачёт

Наименование
оценочного средства
Рабочая тетрадь по
выполнению практических
занятий;
Письменный опрос и
тестовые задания по
частям:
Тема 1.1. Строение и
свойства
машиностроительных
материалов
Тема 1.2. Сплавы железа с
углеродом
Тема 1.3 Обработка
деталей из основных
материалов
Тема 1.4 Цветные
металлы и сплавы
Тема 2.1. Пластмассы,
антифрикционные,
композитные материалы.
Тема 2.2. Автомобильные
эксплуатационные
материалы
13

машиностроительных
материалов;
области
применения
материалов;
-классификацию и маркировку
основных
материалов,
применяемых для изготовления
деталей автомобиля и ремонта;
- методы защиты от коррозии
автомобиля и его деталей;
способы
обработки
материалов;
- инструменты и станки для
обработки металлов резанием,
методику расчета режимов
резания;
- инструменты для слесарных
работ.

Тема 2.3 Обивочные,
прокладочные,
уплотнительные и
электроизоляционные
материалы
Тема 2.4. Резиновые
материалы
Тема 2.5. Лакокрасочные
материалы
Тема 3.1Способы
обработки материалов
Тема 3.2 Сварочное
производство
Рабочая тетрадь
самостоятельной работы;
Билеты
дифференцированного
зачёта

Оценка освоения УД предусматривает использование пятибалльной
системы оценки.
5.2 ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Запланированные формы промежуточной аттестации
№
семестра
4

5.3

Формы промежуточной аттестации
Дифференцированный зачет

ОПИСАНИЕ

ПРОЦЕДУРЫ

Форма проведения
Тестирование и решение
практических заданий

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО

ЗАЧЕТА
Процедура дифференцированного зачёта устанавливает уровень
сформированности следующих умений и усвоения следующих знаний по
материалу, изучаемому в семестре.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

14

- выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного
применения при производстве, ремонте и модернизации автомобилей;
- выбирать способы соединения материалов и деталей;
- назначать способы и режимы упрочения деталей и способы их
восстановления, при ремонте автомобиля, исходя из их эксплуатационного
назначения;
- обрабатывать детали из основных материалов;
- проводить расчёты режимов резания
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- строение и свойства машиностроительных материалов;
- методы оценки свойств машиностроительных материалов;
- области применения материалов;
-классификацию и маркировку основных материалов, применяемых для
изготовления деталей автомобиля и ремонта;
- методы защиты от коррозии автомобиля и его деталей;
- способы обработки материалов;
- инструменты и станки для обработки металлов резанием, методику расчета
режимов резания;
- инструменты для слесарных работ.
Количество заданий для студента: пятьдесят – сорок четыре теоретических
вопроса в форме тестирования и шесть практических заданий.
Дифференцированный зачет проводится в два этапа:
- в первом этапе обучающийся решает тестовые задания. Время выполнения
45 минут
- во втором этапе обучающийся решает практические задания. Время
выполнения 45 минут
Общее время выполнения – 90 минут
Условия выполнения заданий
Помещение: учебная аудитория.
15

Требования охраны труда: инструктаж по технике безопасности.
5.4 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ЗАЧЁТА
Критерии оценки на дифференцированном зачете
процент
0 – 65%
65 – 79 %
80 – 90 %
91 – 100 %
ОК 1
ПК 1.2
ПК 1.1

ОК 2.1
ПК 1.3
ПК 1.2

10 баллов 10 баллов

балл
0 –38
39–47
48–54
55- 60

ОК 4, 5, 6,
3.2
ПК 1.3
ПК 2.3
1 этап
10 баллов

ОК 3.1
ПК 2.3

оценка
2
3
4
5
ОК 3.3, 9
ПК 1.3
ПК 1.1

ОК 2.2, 7, 8
ПК 2.2
ПК 1.3
2 этап

10 баллов

Стоимость 1 вопроса 1 балл

0 б – ответ не верный
1б – ответ верный.

10 баллов

10 баллов

Стоимость 1
вопроса

Стоимость 1
вопроса

2,5 баллов

5 баллов

0 балл – задание
не выполнено;
1,25 балла –
задание
выполнено
частично; 2,5
балла – задание
выполнено
полностью

0 балл – задание не
выполнено
2,5 балла – задание
выполнено
частично
5 баллов – задание
выполнено
полностью

6. КОМПЛЕКТ «ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ»
6.1 Типовые примерные вопросы теоретической части теста.
1.
2.

Износостойкость – эксплуатационное свойство металлов
и сплавов оказывать сопротивление изнашиванию в
процессе трения
Чугун – это железоуглеродистый сплав, содержащий…..

3.

Обозначение НВ, HRC,HRA это обозначение…

4.

Выберите характеристики меди.

1. Да
2. Нет
1.от 0,8 до 2,14 % углерода
2.от 2,14 до 6,67 % углерода
3.более 5 % углерода
1. Упругости
2. Твердости
3. Прочности
1. 8,9 г/см3, 1083 С
2. 2,7 г/см3, 660 С
3. 8,7 г/см3, 1539 С

16

5.

Для черновой обработки чугуна используют резцы из
сплава

6.

Для чего проводят отжиг стали?

7.

Маркировка прокатной продукции:
Швеллер №18 говорит о том, что «№18» это

8.

Для окончательного получения размера и шероховатости
поверхности при обточке детали служит ………
обработка

9.

Усталость материалов — это…

10.

Расставьте правильную последовательность проведения
термической обработки в правильном порядке….

11.

Установите соответствие

12.

Наука, изучающая строение и свойства материалов и
устанавливающая связь между их составом, строением и
свойствами и поведение материалов в зависимости от
воздействия окружающей среды называется…….

1. ВК 2
2. Т15К6
3. ВК 8
4. ТТ10К2
1.для снятия внутренних напряжений
стали
2. для улучшения микроструктуры
стали
3. для повышения твердости стали
1. усилие на разрыв 180 МПа
2. 18 мм высота полки швеллера
3. 180 мм высота швеллера
4. 18 метров длина швеллера
1. черновая
2. чистовая
3. получерновая
4. получистовая
1.свойство, противоположное
выносливости материалов
2.явление разрушения при
многократном действии нагрузки
3.способность металлов и сплавов без
разрушения изменять свою форму при
обработке давлением.
1. выдержка
2. нагревание
3. охлаждение
1. усилие на пределе прочности
2.усилие на пределе текучести
3.усилие на пределе упругости
впишите ответ

6.2 Типовые практические задания
Практическое задание №1
1.Опишите ,в предложенной форме, последовательность обработки круглой
заготовки с диаметра «Б» до диаметра «А», если известно, что: А - 61 мм, Б
– 75мм
А

Б

17

Наименование
прохода

Обтачивание вала.
Диаметр, мм
до

Величина
врезания, мм

после

Обороты
шпинделя,
об\мин

Шерохов.
Поверхнос
ти, Ra

Практическое задание №2
1.Расшифруйте марку металла: Ст 3
2.Расшифруйте марку металла: 50ХГФА
3.Расшифруйте марку металла: Л 63
4.Расшифруйте марку металла: 38ХНМ2Ю
5.Расшифруйте марку материала: ВЧ 63-12

Практическое задание 3.
1. Зарисуйте торцевое соединение, опишите его подготовку к сварке.
Выберите диаметр электрода и силу сварочного тока. Толщина металла 9 мм
2. Зарисуйте соединение внахлест, опишите его подготовку к сварке.
Выберите диаметр электрода и силу сварочного тока. Толщина металла 6 мм
3. Зарисуйте торцевое соединение, опишите его подготовку к сварке.
Выберите диаметр электрода и силу сварочного тока. Толщина металла 11
мм
4. Зарисуйте стыковое соединение, опишите его подготовку к сварке.
Выберите диаметр электрода и силу сварочного тока. Толщина металла 7 мм

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».