География

Рабочая программа учебной дисциплины «География» разработана на основе:
– примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «География» для
профессиональных образовательных организаций, утвержденной на заседании Совета по
оценке содержания и качества примерных рабочих программ общеобразовательного и
социально-гуманитарного циклов среднего профессионального образования, протокол
№ 14 от «30» ноября 2022 г. (ИРПО),
– федерального государственного стандарта среднего профессионального образования
для УГПС 21.00.00 и профиля профессионального образования специальностей по
программе подготовки специалистов среднего звена среднего профессионального
образования (ППССЗ СПО),
–

с

учетом

Рабочей

программы

воспитания

по

специальности

21.02.19

Землеустройство
Организация разработчик: ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный колледж»

Разработчик: Дивель О.А. – преподаватель

2

СОДЕРЖАНИЕ
1.
Общая
характеристика
примерной
рабочей
программы
общеобразовательной дисциплины «География» ................................................ 4
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины ..................... 20
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины ........ 30
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
................................................................................................................................. 30

3

1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной
дисциплины «География»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной
программы СПО
Общеобразовательная дисциплина «География» является обязательной
частью

общеобразовательного

цикла

образовательной

программы

в

соответствии с ФГОС СПО по 21.02.19 Землеустройство
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины
1.2.1 Цели дисциплины
Содержание
программы
общеобразовательной
дисциплины
«География» направлено на достижение следующих целей: освоение системы
географических знаний о целостном, многообразном и динамично
изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех
территориальных уровнях; овладение умениями сочетать глобальный,
региональный и локальный подходы для описания и анализа природных,
социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений; развитие
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и
проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;
воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к
окружающей природной среде; использование в практической деятельности и
повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и
умений, а также географической информации; нахождение и применение
географической информации, включая географические карты, статистические
материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для
правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов
международной жизни; понимание географической специфики крупных
регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного
туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций
и простого общения.

4

1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной
дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и
ПК (ОК указываются из нового макета ФГОС СПО 2022 года по
профессии/специальности)

5

Наименование и код
компетенции
ОК
01.
Выбирать
способы решения задач
профессиональной
деятельности
применительно
к
различным контекстам

Планируемые результаты
Общие1
В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности
мастерства, трудолюбие;
- готовность к активной деятельности
технологической
и
социальной
направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять
такую деятельность;
интерес
к
различным
сферам
профессиональной деятельности,
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
самостоятельно
формулировать
и
актуализировать проблему, рассматривать ее
всесторонне;
- устанавливать существенный признак или
основания для сравнения, классификации и
обобщения;
- определять цели деятельности, задавать
параметры и критерии их достижения;

Дисциплинарные2
- понимать роль и место современной географической науки в
системе научных дисциплин, ее участии в решении важнейших
проблем человечества: приводить примеры проявления
глобальных проблем, в решении которых принимает участие
современная географическая наука, на региональном уровне, в
разных странах, в том числе в России; определять роль
географических наук в достижении целей устойчивого развития;
- освоить и применить знания о размещении основных
географических объектов и территориальной организации
природы и общества (понятия и концепции устойчивого
развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема
народонаселения); выбирать и использовать источники
географической информации для определения положения и
взаиморасположения объектов в пространстве; описывать
положение и взаиморасположение географических объектов в
пространстве;
сформировать
системы
комплексных
социально
ориентированных географических знаний о закономерностях
развития природы, размещения населения и хозяйства:
различать географические процессы и явления и распознавать
их проявления в повседневной жизни; использовать знания об

Указываются личностные и метапредметные результаты из ФГОС СОО (в последней редакции от 12.08.2022) в отглагольной форме, формируемые
общеобразовательной дисциплиной
1

Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО (в последней редакции от 12.08.2022) для базового
уровня обучения
2

- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при решении
жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской
и
проектной
деятельности,
навыками
разрешения проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее
решения,
находить
аргументы
для
доказательства своих утверждений, задавать
параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения
задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных
предметных областей;
выдвигать
новые
идеи,
предлагать
оригинальные подходы и решения;
способность
их
использования
в
познавательной и социальной практике

основных географических закономерностях для определения и
сравнения свойств изученных географических объектов,
явлений
и
процессов;
проводить
классификацию
географических объектов, процессов и явлений; устанавливать
взаимосвязи
между
социально-экономическими
и
геоэкологическими процессами
и
явлениями;
между
природными условиями и размещением населения, между
природными условиями и природно-ресурсным капиталом и
отраслевой структурой хозяйства стран; формулировать и/или
обосновывать выводы на основе использования географических
знаний;
- владеть географической терминологией и системой базовых
географических понятий, умение применять социальноэкономические понятия для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
- сформировать знания об основных проблемах взаимодействия
природы и общества, о природных и социально-экономических
аспектах экологических проблем: описывать географические
аспекты проблем взаимодействия природы и общества;
приводить примеры взаимосвязи глобальных проблем;
приводить примеры возможных путей решения глобальных
проблем;

7

ОК 02. Использовать
современные
средства
поиска,
анализа
и
интерпретации
информации,
и
информационные
технологии
для
выполнения
задач
профессиональной
деятельности

В области ценности научного познания:
сформированность
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню
развития науки и общественной практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской
культуры как средства взаимодействия между
людьми и познания мира;
- осознание ценности научной деятельности,
готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую
деятельность
индивидуально и в группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из
источников разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов
и форм представления;
- создавать тексты в различных форматах с
учетом назначения информации и целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;

- освоить и применить знания о размещении основных
географических объектов и территориальной организации
природы и общества (понятия и концепции устойчивого
развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема
народонаселения); выбирать и использовать источники
географической информации для определения положения и
взаиморасположения объектов в пространстве; описывать
положение и взаиморасположение географических объектов в
пространстве;
- сформировать умения проводить наблюдения за отдельными
географическими объектами, процессами и явлениями, их
изменениями в результате воздействия природных и
антропогенных факторов: определять цели и задачи проведения
наблюдений; выбирать форму фиксации результатов
наблюдения; формулировать обобщения и выводы по
результатам наблюдения;
- сформировать умения находить и использовать различные
источники географической информации для получения новых
знаний о природных и социально-экономических процессах и
явлениях, выявления закономерностей и тенденций их развития,
прогнозирования: выбирать и использовать источники
географической
информации
(картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения,
геоинформационные системы), адекватные решаемым задачам;
сопоставлять и анализировать географические карты различной
тематики и другие источники географической информации для
выявления
закономерностей
социально-экономических,
природных и экологических процессов и явлений; определять и
8

ОК 03. Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное
и
личностное
развитие,
предпринимательскую
деятельность
в
профессиональной
сфере,
использовать
знания по финансовой
грамотности в различных
жизненных ситуациях

- оценивать достоверность, легитимность
информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
- использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной
безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты
информации, информационной безопасности
личности;
В области духовно-нравственного воспитания:
- сформированность нравственного сознания,
этического поведения;
- способность оценивать ситуацию и принимать
осознанные
решения,
ориентируясь
на
морально-нравственные нормы и ценности;
- осознание личного вклада в построение
устойчивого будущего;
- ответственное отношение к своим родителям
и (или) другим членам семьи, созданию семьи
на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни в соответствии с традициями
народов России;

сравнивать по географическим картам разного содержания и
другим источникам географической информации качественные
и
количественные
показатели,
характеризующие
географические объекты, процессы и явления; определять и
находить в комплексе источников недостоверную и
противоречивую географическую информацию для решения
учебных
и
(или)
практико-ориентированных
задач;
самостоятельно находить, отбирать и применять различные
методы познания для решения практико-ориентированных
задач;

- владеть умениями географического анализа и интерпретации
информации из различных источников: находить, отбирать,
систематизировать информацию, необходимую для изучения
географических объектов и явлений, отдельных территорий
мира и России, их обеспеченности природными и
человеческими
ресурсами, хозяйственного потенциала,
экологических проблем; представлять в различных формах
(графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты) географическую
информацию; формулировать выводы и заключения на основе
анализа и интерпретации информации из различных источников
географической информации; критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
использовать
различные
источники
9

Овладение универсальными регулятивными географической информации для решения учебных и (или)
действиями:
практико-ориентированных задач;
а) самоорганизация:
самостоятельно
осуществлять
познавательную
деятельность,
выявлять
проблемы,
ставить
и
формулировать
собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения
проблемы с учетом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и проявлению
широкой эрудиции в разных областях знаний,
постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки
ситуации, выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно
принимать решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий
сформированность:
внутренней
мотивации,
включающей
стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм,
инициативность,
умение
действовать, исходя из своих возможностей;
10

- эмпатии, включающей способность понимать
эмоциональное состояние других, учитывать
его при осуществлении коммуникации,
способность к сочувствию и сопереживанию;
социальных
навыков,
включающих
способность выстраивать отношения с другими
людьми, заботиться, проявлять интерес и
разрешать конфликты;
ОК 04.
готовность
к
саморазвитию,
Эффективно
самостоятельности и самоопределению;
взаимодействовать
и -овладение
навыками
учебноработать в коллективе и исследовательской, проектной и социальной
команде
деятельности;
Овладение
универсальными
коммуникативными действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества
командной и индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия по
ее достижению: составлять план действий,
распределять роли с учетом мнений участников
обсуждать результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в
условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного взаимодействия;

- владеть географической терминологией и системой базовых
географических понятий, умение применять социальноэкономические понятия для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;

11

ОК 05.
Осуществлять устную и
письменную
коммуникацию
на
государственном языке
Российской Федерации с
учетом
особенностей
социального
и
культурного контекста

- осуществлять позитивное стратегическое
поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть инициативным
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей
при анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей
на ошибки;
- развивать способность понимать мир с
позиции другого человека;
В области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая
эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда и общественных
отношений;
- способность воспринимать различные виды
искусства, традиции и творчество своего и
других народов, ощущать эмоциональное
воздействие искусства;
- убежденность в значимости для личности и
общества
отечественного
и
мирового
искусства, этнических культурных традиций и
народного творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах
искусства, стремление проявлять качества
творческой личности;

- освоить и применить знания о размещении основных
географических объектов и территориальной организации
природы и общества (понятия и концепции устойчивого
развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема
народонаселения); выбирать и использовать источники
географической информации для определения положения и
взаиморасположения объектов в пространстве; описывать
положение и взаиморасположение географических объектов в
пространстве;
сформировать
систему
комплексных
социально
ориентированных географических знаний о закономерностях
развития природы, размещения населения и хозяйства:
различать географические процессы и явления и распознавать
их проявления в повседневной жизни; использовать знания об
основных географических закономерностях для определения и
сравнения свойств изученных географических объектов,
12

ОК 06.
Проявлять гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение на
основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том числе с
учетом
гармонизации
межнациональных
и
межрелигиозных
отношений, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения

Овладение
универсальными
коммуникативными действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах
жизни;
- распознавать невербальные средства общения,
понимать значение социальных знаков,
распознавать
предпосылки
конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку
зрения с использованием языковых средств;
- осознание обучающимися российской
гражданской идентичности;
- целенаправленное развитие внутренней
позиции личности на основе духовнонравственных ценностей народов Российской
Федерации, исторических и национальнокультурных традиций, формирование системы
значимых ценностно-смысловых установок,
антикоррупционного
мировоззрения,
правосознания,
экологической
культуры,
способности ставить цели и строить жизненные
планы;
В части гражданского воспитания:
- осознание своих конституционных прав и
обязанностей, уважение закона и правопорядка;

явлений
и
процессов;
проводить
классификацию
географических объектов, процессов и явлений; устанавливать
взаимосвязи
между
социально-экономическими
и
геоэкологическими процессами
и
явлениями;
между
природными условиями и размещением населения, между
природными условиями и природно-ресурсным капиталом и
отраслевой структурой хозяйства стран; формулировать и/или
обосновывать выводы на основе использования географических
знаний;

- понимать роль и место современной географической науки в
системе научных дисциплин, ее участии в решении важнейших
проблем человечества: приводить примеры проявления
глобальных проблем, в решении которых принимает участие
современная географическая наука, на региональном уровне, в
разных странах, в том числе в России; определять роль
географических наук в достижении целей устойчивого развития;
- владеть умениями географического анализа и интерпретации
информации из различных источников: находить, отбирать,
систематизировать информацию, необходимую для изучения
географических объектов и явлений, отдельных территорий
мира и России, их обеспеченности природными и
человеческими
ресурсами, хозяйственного потенциала,
экологических проблем; представлять в различных формах
(графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты) географическую
информацию; формулировать выводы и заключения на основе
анализа и интерпретации информации из различных источников
13

- принятие традиционных национальных,
общечеловеческих
гуманистических
и
демократических ценностей;
готовность
противостоять
идеологии
экстремизма,
национализма,
ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам;
- готовность вести совместную деятельность в
интересах гражданского общества, участвовать
в самоуправлении в общеобразовательной
организации
и
детско-юношеских
организациях;
- умение взаимодействовать с социальными
институтами в соответствии с их функциями и
назначением;
- готовность к гуманитарной и волонтерской
деятельности;
патриотического воспитания:
- сформированность российской гражданской
идентичности, патриотизма, уважения к своему
народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
свой язык и культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
- ценностное отношение к государственным
символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов

географической информации; критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
использовать
различные
источники
географической информации для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
- сформировать умения применять географические знания для
объяснения разнообразных явлений и процессов: объяснять
изученные социально-экономические и геоэкологические
процессы и явления; объяснять географические особенности
стран с разным уровнем социально-экономического развития,
включая особенности проявления в них глобальных проблем
человечества; использовать географические знания о мировом
хозяйстве и населении мира, об особенностях взаимодействия
природы и общества для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;

14

ОК 07. Содействовать
сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении
климата,
принципы бережливого
производства,

России, достижениям России в науке,
искусстве, спорте, технологиях и труде;
- идейная убежденность, готовность к
служению и защите Отечества, ответственность
за его судьбу;
освоенные обучающимися межпредметные
понятия и универсальные учебные действия
(регулятивные,
познавательные,
коммуникативные);
способность
их
использования
в
познавательной и социальной практике,
готовность к самостоятельному планированию
и осуществлению учебной деятельности,
организации учебного сотрудничества с
педагогическими работниками и сверстниками,
к участию в построении индивидуальной
образовательной траектории;
овладение
навыками
учебноисследовательской, проектной и социальной
деятельности
В области экологического воспитания:
- сформированность экологической культуры,
понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и
социальной среды, осознание глобального
характера экологических проблем;

сформировать
систему
комплексных
социально
ориентированных географических знаний о закономерностях
развития природы, размещения населения и хозяйства:
различать географические процессы и явления и распознавать
их проявления в повседневной жизни; использовать знания об
основных географических закономерностях для определения и
сравнения свойств изученных географических объектов,
явлений
и
процессов;
проводить
классификацию
15

эффективно действовать - планирование и осуществление действий в
в
чрезвычайных окружающей среде на основе знания целей
ситуациях
устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих
вред окружающей среде;
- умение прогнозировать неблагоприятные
экологические последствия предпринимаемых
действий, предотвращать их;
расширение
опыта
деятельности
экологической направленности;
овладение
навыками
учебноисследовательской, проектной и социальной
деятельности;

географических объектов, процессов и явлений; устанавливать
взаимосвязи
между
социально-экономическими
и
геоэкологическими процессами
и
явлениями;
между
природными условиями и размещением населения, между
природными условиями и природно-ресурсным капиталом и
отраслевой структурой хозяйства стран; формулировать и/или
обосновывать выводы на основе использования географических
знаний;
- владеть умениями географического анализа и интерпретации
информации из различных источников: находить, отбирать,
систематизировать информацию, необходимую для изучения
географических объектов и явлений, отдельных территорий
мира и России, их обеспеченности природными и
человеческими
ресурсами, хозяйственного потенциала,
экологических проблем; представлять в различных формах
(графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты) географическую
информацию; формулировать выводы и заключения на основе
анализа и интерпретации информации из различных источников
географической информации; критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
использовать
различные
источники
географической информации для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
- сформировать умения применять географические знания для
объяснения разнообразных явлений и процессов: объяснять
изученные социально-экономические и геоэкологические
процессы и явления; объяснять географические особенности
стран с разным уровнем социально-экономического развития,
16

ОК 09.
Пользоваться
профессиональной
документацией
государственном
иностранном языках

- наличие мотивации к обучению и
личностному развитию;
В области ценности научного познания:
на сформированность
мировоззрения,
и соответствующего
современному уровню
развития науки и общественной практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской
культуры как средства взаимодействия между
людьми и познания мира;
- осознание ценности научной деятельности,
готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую
деятельность
индивидуально и в группе;

включая особенности проявления в них глобальных проблем
человечества; использовать географические знания о мировом
хозяйстве и населении мира, об особенностях взаимодействия
природы и общества для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
- сформировать умения применять географические знания для
оценки разнообразных явлений и процессов: оценивать
географические факторы, определяющие сущность и динамику
важнейших социально-экономических и геоэкологических
процессов; оценивать изученные социально-экономические и
геоэкологические процессы и явления;
- освоить и применить знания о размещении основных
географических объектов и территориальной организации
природы и общества (понятия и концепции устойчивого
развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема
народонаселения); выбирать и использовать источники
географической информации для определения положения и
взаиморасположения объектов в пространстве; описывать
положение и взаиморасположение географических объектов в
пространстве;
- владеть географической терминологией и системой базовых
географических понятий, умение применять социальноэкономические понятия для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
- владеть умениями географического анализа и интерпретации
информации из различных источников: находить, отбирать,
систематизировать информацию, необходимую для изучения
географических объектов и явлений, отдельных территорий
17

Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской
и
проектной
деятельности,
навыками
разрешения проблем;
- способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
- овладение видами деятельности по получению
нового
знания,
его
интерпретации,
преобразованию и применению в различных
учебных ситуациях, в том числе при создании
учебных и социальных проектов;
- формирование научного типа мышления,
владение научной терминологией, ключевыми
понятиями и методами;
-осуществлять
целенаправленный
поиск
переноса средств и способов действия в
профессиональную среду

мира и России, их обеспеченности природными и
человеческими
ресурсами, хозяйственного потенциала,
экологических проблем; представлять в различных формах
(графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты) географическую
информацию; формулировать выводы и заключения на основе
анализа и интерпретации информации из различных источников
географической информации; критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
использовать
различные
источники
географической информации для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
- сформировать умения применять географические знания для
объяснения разнообразных явлений и процессов: объяснять
изученные социально-экономические и геоэкологические
процессы и явления; объяснять географические особенности
стран с разным уровнем социально-экономического развития,
включая особенности проявления в них глобальных проблем
человечества; использовать географические знания о мировом
хозяйстве и населении мира, об особенностях взаимодействия
природы и общества для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;

ПК 4.3. Осуществлять способы определения площадей;
контроль использования и виды недостатков землевладений и землепользований, их влияние на использование земель и способы устранения;
охраны
земельных
ресурсов.

18

ПК 4.4. Разрабатывать Знания:
природоохранные
требования в области охраны окружающей среды.
мероприятия.

19

2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы дисциплины

108

Основное содержание

66

в т. ч.:
теоретическое обучение

38

практические занятия

28

контрольные работы
*Профессионально-ориентированное
прикладного модуля)

содержание

(содержание

24

в т. ч.:
теоретическое обучение

4

практические занятия

20

Промежуточная аттестация (экзамен)

6+6

*Профессионально-ориентированное содержание может быть распределено по разделам (темам)
или сконцентрировано в разделе Прикладной модуль

20

2.2. Тематический план и содержание дисциплины «География»
Наименование
разделов и тем
1

Введение

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
2
Основное содержание
Содержание учебного материала
1. Введение. Источники географической информации. География как наука.

Объём
часов

Формируемые
компетенции

3

4

6
2

Ее роль и значение в системе наук.

2. Источники географической информации и методы работы с ними.
Традиционные и новые методы географических исследований.
3. Географические карты различной тематики и их практическое
использование.
«Сырые» источники информации и методы работы с ними (видеоблоги, тематические
группы в соцсетях, художественная литература, путеводители, карты – их
критический анализ)

Раздел 1. Общая характеристика мира
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Современная
Теоретическое обучение
политическая карта
4. Политическая карта мира.
мира

Исторические этапы ее формирования и современные особенности. Субъекты политической
карты мира. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные
образования.

Группировка стран по площади территории и численности населения. Формы
правления, типы государственного устройства и формы государственного режима

2

2

ОК 01.
ОК 02.
ПК 4.3
ПК 4.3

6

2
ОК 02.
ОК 04.
ОК 09.
2

5. Типология стран по уровню социально-экономического развития.
21

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)

Объём
часов

Формируемые
компетенции

Условия и особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся
стран и их типы.

6. Понятие о политической географии.

2

Влияние международных отношений на политическую карту мира. Региональные и
локальные конфликты. Основные политические и военные союзы в современном мире

Тема 1.2. География Содержание учебного материала
мировых природных Теоретическое обучение
ресурсов
7. Мировые природные ресурсы. Ресурсообеспеченность. Классификация видов
природных ресурсов. (минеральные, земельные, водные, биологические,
агроклиматические и т.д.). Размещение различных видов природных ресурсов на
территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания
природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал.
8. Рациональное использование ресурсов и охрана окружающей среды

4

Тема 1.3. География
населения мира

10

Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
9. Современная демографическая ситуация.
Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и страны
мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика. Качество
жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни

2

2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 05.
ОК 06.
ОК 07.
ПК 4.4

2
ОК 01.
ОК 02.

22

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости,
младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого развития
Современная структура населения. Половозрастная структура населения. Расовый,
этнолингвистический и религиозный состав населения мира. Социальная структура
общества
Практические работы
10. ПЗ №1. Анализ особенностей населения в различных странах и регионах мира.
Особенности демографической ситуации, расселения, сравнительная оценка качества
жизни населения
11. ПЗ *№2 Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов
мира.
Экономически активное и самодеятельное население. Качество рабочей силы в
различных странах мира. Особенности размещения населения в регионах и странах
мира. Миграции населения, их основные причины и направления. Урбанизация.
Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира «Ложная»
урбанизация, субурбанизация, урбанизация. Города-миллионеры, «сверхгорода» и
мегалополисы
12. ПЗ №3. Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй
стран мира»
13. ПЗ *№4 Выявление и обозначение регионов с неблагоприятной экологической
ситуацией
14. Культурные районы мира.
15. Экзамен

Объём
часов

Формируемые
компетенции

2

2

2
2
2
2

23

Тема 1.4. Мировое
хозяйство

Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
16. Современные особенности развития мирового хозяйства. Мировая экономика,
исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда.
Международная специализация и кооперирование.
17. Научно- технический прогресс и его современные особенности. Современные
особенности развития мирового хозяйства. Социально-экономические модели стран.
Интернационализация производства и глобализация мировой экономики.
Региональная интеграция. Основные показатели, характеризующие место и роль
стран в мировой экономике
Первичный сектор.
18. Добывающие отрасли. Общая характеристика, состав отраслей, география
размещения центров, значение в экономике отдельных стран. Добывающие отрасли.
Газовая, нефтяная, угольная промышленность мира. Электроэнергетика мира.
Географические особенности развития мировой электроэнергетики. Сельское
хозяйство. Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и
экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее
основные направления. Агропромышленный комплекс. География мирового
растениеводства и животноводства. Лесное хозяйство и лесозаготовка
Вторичный сектор.
19. Топливно-энергетический комплекс мира. Электроэнергетика мира. Газовая,
нефтяная, угольная промышленность мира. Альтернативные источники энергии.
20. Чёрная и цветная металлургия. Современное развитие чёрной металлургии мира.
Металлургические базы мира. Географические особенности развития цветной
металлургии мира. Факторы размещения предприятий цветной металлургии
21. Машиностроение. Отраслевая структура машиностроения. Развитие отраслей
машиностроения в мире. Главные центры машиностроения. Третичный сектор.
22. Транспортный комплекс и его современная структура. Грузо- и пассажирооборот
транспорта. Географические особенности развития различных видов мирового
транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты

46
2

2

2
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 04.
ПК 4.3
4.4
2
2

2
2

24

23. Химическая промышленность. Лесная (лесоперерабатывающая) и лёгкая
промышленность. Географические особенности развития химической, лесной и
лёгкой промышленности. Сельское хозяйство
24. Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и
экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее
основные направления. Агропромышленный комплекс. География мирового
растениеводства и животноводства
Практические занятия

2

25. ПЗ № 5. Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения
производительных сил.
26. ПЗ * № 6 Определение хозяйственной специализации стран и регионов мира.
27. ПЗ *№ 7. Определение и обозначение стран-экспортеров основных видов
промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья, районов
международного туризма и отдыха.
28. ПЗ *№ 8: Размещение отрасли сельского хозяйства на карте мира
29. ПЗ *№ 9. Выявление и обозначение регионов с неблагоприятной экологической
ситуацией
Основное содержание
Раздел 2. Региональная характеристика мира

2

Тема 2.1.
Зарубежная Европа

Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
30. Место и роль Зарубежной Европы в мире.
Особенности географического положения региона. История формирования его
политической
карты.
Характеристика
природно-ресурсного
потенциала.
Особенности населения. Хозяйство стран Зарубежной Европы. Сельское хозяйство.
Транспорт. Туризм. Особенности отраслевого состава промышленности.
Особенности развития сельского хозяйства Зарубежной Европы. Уровень развития
транспорта и туризма в Европе.
31.Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их
формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-

2

6

2
2

2
2

78
6
2
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.

2
25

Тема 2.2.
Зарубежная Азия

Тема 2.3. Африка

Тема 2.4. Америка

ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная
структура
Практическое занятие
32. ПЗ № 10. Составление сравнительной экономико-географической
характеристики двух стран Европы.
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
33.Место и роль Зарубежной Азии в мире.
Особенности географического положения региона. История формирования его
политической карты. «Горячие точки» современной зарубежной Азии. Характерные
черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства регионов зарубежной
Азии.
34. Япония, Китай, Индия и страны Персидского залива как ведущие страны
Зарубежной Азии.
Условия их формирования и развития. Особенности политической системы.
Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их
территориальная структура
Практическое занятие.
35. ПЗ *№ 11. Сравнительная характеристика особенностей природы, населения и
хозяйства стран Юго-Западной и Юго-Восточной Азии
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
36. Место и роль Африки в мире.
Особенности географического положения региона. История формирования его
политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала и
особенности населения Африки
37. Хозяйство стран Африки.
Особенности хозяйства стран Африки. Особенности развития субрегионов Африки.
Экономическая отсталость материка и пути ее преодоления.
Содержание учебного материала

2
6
2

2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.

2
4
2

2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.

12
26

Теоретическое обучение
38. Место и роль Северной Америки в мире.
Особенности географического положения региона. История формирования его
политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала,
населения и хозяйства. *Развитие и размещение предприятий ТЭК в Северной
Америке
США. Природные ресурсы, население и хозяйство США. Условия их формирования
и развития. Особенности политической системы. Население США. Ведущие отрасли
хозяйства и экономические районы США
39. Канада. Природные ресурсы и хозяйство Канады. Условия их формирования и
развития. Особенности политической системы. Население Канады. Ведущие отрасли
хозяйства и экономические районы Канады.
Практическое занятие
40. ПЗ № 12. Характеристика экономических районов США.
Теоретическое обучение
41. Место и роль Латинской Америки в мире.
Особенности географического положения региона. История формирования его
политической карты. Население Латинской Америки. Хозяйство стран Латинской
Америки. Отрасли международной специализации. Территориальная структура
хозяйства. Интеграционные группировки
Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их
формирования и развития. Особенности политической системы. Природноресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная
структура.
42. Хозяйство стран Латинской Америки.
Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства.
Интеграционные группировки.
Практическое занятие
43.
ПЗ
№13.
Составление
сравнительной
экономико-географической
характеристики двух стран Северной и Латинской Америки

2

2

2
2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.

2

2

27

Тема 2.5. Австралия
и Океания

Тема 2.6. Россия в
современном мире

Тема 3.1.
Классификация
глобальных
проблем.
Глобальные

Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
44. Место и роль Австралии и Океании в мире.
Особенности географического положения региона. История формирования его
политической карты. Особенности природно-ресурсного потенциала, населения и
хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой
Зеландии.
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
45. Россия на политической карте мира.
Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения
России на рубеже XX — XXI веков. Место России в мировом хозяйстве, ее участие в
международной торговле товарами и других формах внешнеэкономических связей.
Особенности территориальной структуры хозяйства. География отраслей
международной специализации РФ.
46. Оценка современного геополитического и геоэкономического положения России.
Определение роли России и ее отдельных регионов в международном
географическом разделении труда
47. Определение отраслевой и территориальной структуры внешней торговли
товарами России.
Практическое занятие
48. ПЗ *№14. Оценка современного геополитического и геоэкономического
положения России. Определение роли России и ее отдельных регионов в
международном географическом разделении труда.
Раздел 3. Глобальные проблемы человечества
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
49.Глобальные проблемы человечества.
Глобальные процессы. Континентальные, региональные, зональные, локальные
проявления глобальных процессов. Понятие о глобальных проблемах современности

2
2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.

8
2

2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.

2

2

8
2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 04.
ОК 05.
ОК 06.
28

прогнозы, гипотезы
и проекты

Всего

—
естественно-научных
и
общественных.
Сырьевая,
энергетическая,
демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо
приоритетные, возможные пути их решения.
50. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в
решении глобальных проблем человечества
51. Место и роль России в появлении, обострении и возможном решении (смягчении)
отдельных глобальных проблем.
Необходимость переоценки человечеством некоторых ранее устоявшихся
экономических, политических, идеологических и культурных ориентиров.
52. Консультация
53, 54 Экзамен

ОК 07.
ПК 4.4.
2
2

2
4
108
часов

По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных, практических и
иных занятий. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3.

29

3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
3.1. Для реализации программы дисциплины предусмотрен: наличие
учебного кабинета «География»
Оборудование учебного кабинета:
 посадочные места по количеству обучающихся;
 рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением
мультимедиа, проектор.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
1. Электронные образовательные и информационные ресурсы ЭБС BOOK.RU

4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на
формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и темам
содержания учебного материала.
Общая/професс
иональная
компетенция
ОК 01.

ОК 02.

ОК 03.

ОК 04.
ОК 05.
ОК 06.

Раздел/Тема

Р 1, Темы 1.2, 1.3, 1.4
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Темы 1.1.,1.2, 1.3, 1.4
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Тема 1.3; 1.4.
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Темы 1.1., 1.4.
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Темы 2.1, 2.2
Р 3, Темы 3.1
Р 1, Темы 1.2.
Р 3, Тема 3.1

Тип оценочных мероприятий

тестирование
Кейс задания
географический диктант
устный опрос
фронтальный письменный опрос
эссе, доклады, рефераты
оценка
составленных
презентаций по темам раздела
оценка работы с картами атласа
мира, заполнение контурных карт
контрольная работа
оценка
самостоятельно
выполненных заданий
дифференцированный
зачет
проводится в форме тестирования
30

ОК 07.
ОК 09.
ПК 4.3, 4.4

Р 1, Темы 1.2.
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Тема 1.1.
Профессионально-ориентированное
содержание

31

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
О.05 ГЕОГРАФИЯ

Специальность 21.02.19 Землеустройство
Курс 1 курс группы 11З
Форма обучения: очная

32

Пояснительная записка:
УД: География
Итоговая аттестация: экзамен
Форма проведения: тестирование
Время выполнения работы: 90 минут
Период проведения контроля: 1 семестр
Промежуточная аттестация осуществляется в виде экзамена.
Темы: Политическая карта мира, Население мира, География мировых
природных ресурсов.
Вопросы теста
1. Для какой части света характерна максимальная численность
населения. Выберите один правильный ответ:
а) Европа б) Азия в) Америка г) Африка
2. Какая часть света имеет наибольшую ресурсообеспеченность пресной
водой. Выберите один правильный ответ.
а) Австралия б) Африка в) Америка г) Европа
3. Какое перечисленное государство является однонациональным?
Выберите один правильный ответ.
А) Япония б) Аргентина в) Украина г) Россия
4. Назовите 10 крупнейших городов –агломераций мира с населением
более 10 млн.человек
5. Назовите три основных центра мирового хозяйства – это….
6. В «большую семерку» не входит страна
а) Китай б) Япония в) Великобритания г) Канада
7. Установите соответствие между странами-лидерами и продукцией:
А. Китай
1. Электроэнергия
Б. Саудовская Аравия
2. Судостроение
В. США
3. Нефть
Г. Япония
4. Сталь
8. Выберите одно верное утверждение об изменениях в природной среде
под влиянием хозяйственной деятельности человека является верным?
а) Строительство водохранилищ приводит к понижению уровня
грунтовых вод.
б) Перевод ТЭС с газа на мазут уменьшает количество вредных
выбросов в атмосферу.
в) Сведение лесов в долинах рек уменьшает смыв почв.
г) В городах 60-70% атмосферного загрязнения дает автомобильный
транспорт.
33

9. В чем разница между развитыми странами и развивающимися?
Назовите один главный пример.
10. Назовите основные причины «демографических кризисов» в мире.
Назовите три причины.
Какие меры предпринять для уменьшения их
проявления на планете?
2 вариант
1. Какой минеральный ресурс добывают в Мексиканском, Гвинейском и
Персидском заливах. Выберите один правильный ответ:
а) каменная соль б) уголь в) нефть г) олово
2. Какая часть света имеет наименьшую ресурсообеспеченность пресной
водой. Выберите один правильный ответ:
а) Австралия б) Америка в) Азия г) Европа
3. Какое перечисленное государство является однонациональным?
Выберите один правильный ответ:
А) Мексика б) Индия в) Индонезия г) Южная Корея
4. Дайте определение терминам «НТР», «Мировое хозяйство».
5.Назовите страны «Большой 7» и их столицы ….
6. Дайте определение понятия «Демография».
7. Для какого моря наиболее характерно нефтяное загрязнение?
Выберите один правильный ответ:
а) Восточно -Сибирского
б) Северного в) Лаптевых г) Берингово
8. Какие три особенности характерны для развития современного
мирового хозяйства?
а) Использование достижений «зеленой революции» во всех странах
мира.
б) Повышение наукоемкости производства в экономически развитых
странах.
в) Уменьшение доли грузоперевозок, осуществляемых морским
транспортом.
г) Сокращение объемов производства сплавов легких металлов.
9. В чем разница между развитыми странами и развивающимися?
Назовите одну главную причину.
10. Назовите три основные особенности размещения населения в мире.
Критерии оценивания
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
10 баллов – 5 отлично
9- 8 баллов – 4 хорошо
7-6 баллов – 3 удовлетворительно
Менее 6 баллов – 2 неудовлетворительно
Пояснительная записка:
34

УД: География
Итоговая аттестация: экзамен
Форма проведения: контрольная работа
Время выполнения работы: 90 минут
Период проведения контроля: 2 семестр
Промежуточная аттестация осуществляется в виде экзамена.
Экзамен – преследует цель оценить работу студента за семестр, полученные
теоретические знания, их прочность, развитие творческого мышления,
приобретение навыков самостоятельной работы, умение синтезировать
полученные знания и применять их к решению практических задач.
6.1 Примеры заданий для проведения промежуточной аттестации
Работа состоит из пяти частей. На её выполнение отводится 90 минут.
Задания рекомендуется выполнять по порядку. Если задание не удается
выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь
к пропущенным заданиям. В скобках указано максимальное количество баллов
за ответ на данный вопрос.
Часть I
А1. (1) Обозначьте на контурной карте мира границы и подпишите столицы
трех конституционных монархий Европы.
А2. (1) Обозначьте на контурной карте мира границы и подпишите столицы
трех федераций Азии.
А3. (1) Обозначьте на контурной карте мира и подпишите следующие
месторождения полезных ископаемых:
1) железной руды Хаммерсли
2) каменного угля Рурское
3) нефти Мексиканского залива
4) калийных солей Соликамское
5) бокситов Иксинское
А4. (1) Обозначьте на контурной карте России границы и подпишите столицы
трех автономных округов азиатской части страны.
А5. (1) Обозначьте на контурной карте России и подпишите следующие
месторождения полезных ископаемых:
1) железной руды КМА
2) каменного угля Печорское
35

3) нефти Туймазы
4) калийных солей Березовское
5) золота Аллах-Юнь
Часть II
В1. (1) Выберите пять субъектов федерации России, омываемых морями:
1) Московская область
2) Архангельская область
3) Волгоградская область
4) Республика Тува
5) Хабаровский край
6) Краснодарский край
7) Чукотский автономный округ
8) Магаданская область
В2. (1) Выберите три субъекта Российской Федерации с наиболее высоким
естественным приростом:
1) республика Карелия
2) Курская область
3) Республика Дагестан
4) Мурманская область
5) Республика Тыва
6) Республика Калмыкия
В3. (1) Выберите три ГЭС России:
1) Саяно-Шушенская
2) Кольская
3) Братская
4) Билибинская
5) Сургутская
6) Волжская
В4. (1) Выберите два центра нефтепереработки:
1)Ухта
2) Мурманск
3) Омск
4) Суздаль
5) Ярославль
6) Уфа
В5. (1) Выберите четыре вида природных ресурсов, встречающихся на
территории Центральной России:
1) каменный уголь
2) бурый уголь
36

3) фосфориты
4) железная руда
5) нефть
6) медные руды
7) горючие сланцы
Часть III
С1. (1) Выберите три федеративных государства:
1) Россия
2) Франция
3) США
4) Китай
5) Индия
С2. (1) Выберите две страны трудовой эмиграции:
1) Индия
2) США
3) Алжир
4) Турция
5) Германия
6) Афганистан
С3. (1) Примером исчерпаемых возобновимых природных ресурсов является
1) Полиметаллические руды
2) Ядерная энергия
3) Морская вода
4) Лесные ресурсы
С4. (1) Наиболее эффективным путем преодоления дефицита воды является
1) Рациональное использование водных ресурсов
2) Опреснение вод Мирового океана
3) Транспортировка айсбергов
4) Сокращение потребления воды населением
С5. (1) Выберите пять стран Латинской Америки:
1) Китай
2) Чили
3) Алжир
4) Колумбия
5) Оман
6) Аргентина
7) Мексика
8) Парагвай
9) Португалия
37

Часть IV
Д1. (1) Выделите три страны- члена ЕС:
1) Франция
2) Норвегия
3) Люксембург
4) США
5) Нидерланды
6) Швейцария
Д2. (1) Выделите четыре страны с наибольшими объемами добычи нефти:
1) Россия
2) Кувейт
3) Аргентина
4) Индонезия
5) Германия
6) США
7) Македония
Д3. (1) Выберите два энергоемких производства:
1) выплавка алюминия
2) производство целлюлозы
3) производство минеральных удобрений
4) производство сахара
Д4. (1) Выберите два вида исчерпаемых природных ресурсов:
1) энергия ветра
2) лесные ресурсы
3) агроклиматические ресурсы
4) ресурсы нефти
Д5.(1) Особо охраняемыми территориями, полностью изъятыми их
хозяйственного использования, где ведутся систематические научные
наблюдения, являются
1) Национальные парки
2) Заповедники
3) Заказники
4) Памятники природы
Часть V
Из трех предложенных вопросов выберите один и дайте на него развернутый
ответ, обосновывая свои выводы фактами и доказательствами. Объем
ответа не должен превышать одного листа формата А4. (5 баллов)

38

1. Для каких государств и регионов мира опустынивание является
экологическим бедствием. В чем заключается суть этого явления и почему
опустынивание считается глобальной проблемой всего человечества.
2. Как под влиянием НТР меняется территориальная структура хозяйства
различных стран мира, приведите примеры.
3. Почему формирование политической карты мира - это постоянный процесс;
приведите примеры современных преобразований.
Критерии работы с частью I. (работа с контурной картой)
1.Не обозначены названия географических объектов 0
2. Названия географических объектов обозначены, но нечитаемые, или
выходят за границы географических объектов, или обозначены не все
географические объекты – 1 балл
3. Названия географических объектов обозначены, но выходят за границы
географических объектов - 2 балла
4. Названия читаемые, обозначены вдоль параллелей или меридианов,
названия гор и рек – вдоль хребтов и рек, пустынь, городов, стран – по
параллелям- 3 балла
5. Названия читаемые, обозначены вдоль параллелей или меридианов,
названия гор и рек – вдоль хребтов и рек, пустынь, городов, стран – по
параллелям, нет орфографических ошибок – 4 балла.
Критерии оценки на зачете части V:
5 баллов за выполнение работы ставится, если студент при ответе на все
вопросы:
- проявил глубокие, творческие способности в понимании изложении учебнопрограммного материала; показывает высокий уровень компетентности;
- усвоил взаимосвязь основных понятий и дисциплин, их значение для
приобретаемой профессии; анализирует основные понятия с точки зрения
различных авторов, демонстрируя знание учебной, периодической и
монографической литературы, законодательства в рамках тематики
дисциплины и практики его применения;
- показывает все сторонние и систематические знания теоретического
материала; видит междисциплинарные связи;
- профессионально, грамотно, последовательно, хорошим языком четко
излагает материал, аргументировано формулирует выводы;
- полно, грамотно и последовательно изложил ответы на все дополнительные
вопросы и задания.
4 балла ставится, если студент:
39

- показывает достаточный уровень компетентности, знания лекционного
материала, учебной и методической литературы, законодательства и практики
его применения;
- показывает полное, но недостаточно глубокое знание учебно-программного
материала, допустил какие-либо неточности в ответах, свободно оперирует
понятиями, методами оценки принятия решений;
- имеет представление о междисциплинарных связях, увязывает знания,
полученные при изучении различных дисциплин, умеет анализировать
практические ситуации, но допускает некоторые погрешности;
- уверенно и профессионально, грамотным языком, ясно, четко и понятно
излагает состояние и суть вопроса; привлекается информативный и
иллюстрированный материал, но при ответе допускает некоторые
погрешности;
- вопросы, задаваемые экзаменатором, не вызывают существенных
затруднений.
Допускается 1-2 незначительные ошибки.
3 балла ставится, если студент:
- показывает поверхностные знания учебно-программного материала, при
ответе отсутствует должная связь между анализом, аргументацией и
выводами; однако в целом в полнее ориентируется в профилирующих для
данной специальности дисциплинах;
- владеет практическими навыками, но чувствует себя не уверенно при
анализе междисциплинарных связей;
- на поставленные вопросы отвечает не уверенно;
- в ответе допущен ряд логических ошибок, аргументы привлекаются не
достаточно веские;
- ответ композиционно не выстроен, демонстрируется средний уровень
владения литературным языком при формулировании тезисов и аргументов;
- на поставленные комиссией вопросы затрудняется с ответами, показывает
недостаточно глубокие знания.
Допускается не более 3-4 ошибок.
2 балла ставится, если студент:
- не усвоил значительную часть учебно-программного материала или
показывает крайне слабые знания учебного материала, низкий уровень
компетентности;
-демонстрирует крайне неуверенное изложение вопроса;
- имеет слабый уровень профессиональных знаний, затрудняется при анализе
практических ситуаций; не может привести примеры из реальной практики;
40

- не уверенно и логически не последовательно излагает материал; в ответе
присутствуют серьезные нарушения композиционные, речевые и
нормативные;
- не правильно отвечает на поставленные экзаменатором вопросы или
затрудняется с ответом; отказывается от ответа.
Критерии оценивания работы:
Количество баллов
отметка
29 – 26 балла
–5
25- 21 баллов
–4
20- 15 баллов
–3
Менее 15 баллов
–2

41


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».