Русский язык

Рабочая программа общеобразовательной дисциплины «Русский язык»
разработана на основе:
– примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины
«Русский язык» для профессиональных образовательных организаций,
утвержденной на заседании Совета по оценке содержания и качества
примерных

рабочих

программ

общеобразовательного

и

социально-

гуманитарного циклов среднего профессионального образования, протокол
№ 14 от «30» ноября 2022 г. (ИРПО),
– федерального государственного стандарта среднего профессионального
образования для УГПС 21.00.00 и профиля профессионального образования
специальностей по программе подготовки специалистов среднего звена
среднего профессионального образования (ППССЗ СПО),
– с учетом Рабочей программы воспитания по специальности 21.02.19
Землеустройство
Организация разработчик: ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный
колледж»
Разработчик: Трубеева Л.В., преподаватель

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ................................................ 4
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ .................................................. 5
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИЦИПЛИНЫ ......................................... Ошибка! Закладка не определена.11
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ………………………………………………………………...19
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ................................................ 23

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы
Общеобразовательная
дисциплина
«Русский
язык»
является
обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной
программы СПО в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.07
Банковское дело.

1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1. Цель общеобразовательной дисциплины
Цель дисциплины «Русский язык»: сформировать у обучающихся
знания и умения в области языка, навыки их применения в практической
профессиональной деятельности.
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной
дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК
и ПК.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Код и
наименование
формируемых
компетенций
ОК 04.
Эффективно
взаимодействовать
и работать в
коллективе и
команде

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие

Дисциплинарные (предметные)

готовность
к
саморазвитию,
самостоятельности и самоопределению;
-овладение
навыками
учебноисследовательской, проектной и социальной
деятельности;
Овладение
универсальными
коммуникативными действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества
командной и индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия по
ее достижению: составлять план действий,
распределять роли с учетом мнений участников
обсуждать результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в
условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое
поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество
и
воображение,
быть
инициативным
Овладение
универсальными

- уметь создавать устные монологические и
диалогические высказывания различных типов и
жанров; употреблять языковые средства в
соответствии с речевой ситуацией (объем устных
монологических высказываний – не менее 100
слов, объем диалогического высказывания – не
менее 7-8 реплик); уметь выступать публично,
представлять
результаты
учебноисследовательской и проектной деятельности;
использовать образовательные информационнокоммуникационные инструменты и ресурсы для
решения учебных задач;
- сформировать представления об аспектах
культуры речи: нормативном, коммуникативном
и этическом; сформировать системы знаний о
номах современного русского литературного
языка и их основных видах (орфоэпические,
лексические, грамматические, стилистические;
уметь применять знание норм современного
русского литературного языка в речевой
практике, корректировать устные и письменные
высказывания; обобщать знания об основных
правилах орфографии и пунктуации, уметь

регулятивными действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других
людей при анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей
на ошибки;
- развивать способность понимать мир с
позиции другого человека;
ОК 05.
Осуществлять
устную и
письменную
коммуникацию на
государственном
языке Российской
Федерации с
учетом
особенностей
социального и
культурного
контекста

В области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая
эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда и общественных
отношений;
- способность воспринимать различные виды
искусства, традиции и творчество своего и
других народов, ощущать эмоциональное
воздействие искусства;
- убежденность в значимости для личности и
общества
отечественного
и
мирового
искусства, этнических культурных традиций и
народного творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах
искусства, стремление проявлять качества
творческой личности;
Овладение
универсальными
коммуникативными действиями:
а) общение:

применять правила орфографии и пунктуации в
практике письма; уметь работать со словарями и
справочниками, в том числе академическими
словарями и справочниками в электронном
формате;
- уметь использовать правила русского речевого
этикета в
социально-культурной, учебнонаучной, официально-деловой сферах общения, в
повседневном общении, интернет-коммуникации.
- сформировать представления о функциях
русского
языка
в
современном
мире
(государственный язык Российской Федерации,
язык межнационального общения, один из
мировых языков); о русском языке как духовнонравственной
и
культурной
ценности
многонационального
народа
России;
о
взаимосвязи языка и культуры, языка и истории,
языка и личности; об отражении в русском языке
традиционных российских духовно-нравственных
ценностей; сформировать ценностное отношение
к русскому языку;
- сформировать знаний о признаках текста, его
структуре, видах информации в тексте; уметь
понимать, анализировать и комментировать
основную и дополнительную, явную и скрытую
(подтекстовую)
информацию
текстов,
воспринимаемых зрительно и (или) на слух;
выявлять логико-смысловые отношения между

ОК 09.
Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном
языках

- осуществлять коммуникации во всех сферах
жизни;
распознавать
невербальные
средства
общения, понимать значение социальных
знаков,
распознавать
предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку
зрения с использованием языковых средств;

предложениями в тексте; создавать тексты
разных функционально-смысловых типов; тексты
научного,
публицистического,
официальноделового стилей разных жанров (объем
сочинения не менее 150 слов);

- наличие мотивации к обучению и
личностному развитию;
В области ценности научного познания:
сформированность
мировоззрения,
соответствующего
современному
уровню
развития науки и общественной практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской
культуры как средства взаимодействия между
людьми и познания мира;
- осознание ценности научной деятельности,
готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую
деятельность
индивидуально и в группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
б) базовые исследовательские действия:

- уметь использовать разные виды чтения и
аудирования, приемы информационно-смысловой
переработки прочитанных и прослушанных
текстов,
включая
гипертекст,
графику,
инфографику и другое (объем текста для чтения –
450-500 слов; объем прослушанного или
прочитанного текста для пересказа от 250 до 300
слов); уметь создавать вторичные тексты (тезисы,
аннотация, отзыв, рецензия и другое);
- обобщить знания о языке как системе, его
основных единицах и уровнях: обогащение
словарного
запаса,
расширение
объема
используемых в речи грамматических языковых
средств; уметь анализировать единицы разных
уровней,
тексты
разных
функциональносмысловых
типов,
функциональных
разновидностей
языка
(разговорная
речь,
функциональные стили, язык художественной
литературы),
различной
жанровой

- владеть навыками учебно-исследовательской
и
проектной
деятельности,
навыками
разрешения проблем;
- способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
- овладение видами деятельности по
получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных
учебных ситуациях, в том числе при создании
учебных и социальных проектов;
- формирование научного типа мышления,
владение научной терминологией, ключевыми
понятиями и методами;
-осуществлять
целенаправленный
поиск
переноса средств и способов действия в
профессиональную среду

ПК 2.4 Вносить
данные в реестры
информационных
систем различного
назначения

принадлежности;
сформированность
представлений
о
формах
существования
национального русского языка; знаний о
признаках литературного языка и его роли в
обществе;
обобщить
знания
о
функциональных
разновидностях языка: разговорной речи,
функциональных
стилях
(научный,
публицистический, официально-деловой), языке
художественной литературы; совершенствование
умений
распознавать,
анализировать
и
комментировать
тексты
различных
функциональных
разновидностей
языка
(разговорная речь, функциональные стили, язык
художественной литературы);
обобщить знания об изобразительновыразительных средствах русского языка;
совершенствование
умений
определять
изобразительно-выразительные средства языка в
тексте.
В части трудового воспитания:
сформированность понятий о нормах русского
- готовность к труду, осознание ценности литературного языка и применение знаний о них
мастерства, трудолюбие;
в речевой практике;
- готовность к активной деятельности сформированность умений создавать устные и
технологической
и
социальной письменные монологические и диалогические

ПК 3.1
Консультировать
по вопросам
регистрации прав
на объекты
недвижимости и
предоставления
сведений,
содержащихся в
Едином
государственном
реестре
недвижимости
ПК 3.2
Осуществлять
документационное
сопровождение в
сфере
кадастрового учета
и (или)
государственной
регистрации прав
на объекты
недвижимости

направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять
такую деятельность;
- интерес к
различным сферам
профессиональной деятельности,
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно
формулировать
и
актуализировать проблему, рассматривать ее
всесторонне;
-устанавливать существенный признак или
основания для сравнения, классификации и
обобщения;
- определять цели деятельности, задавать
параметры и критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при
решении жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:

высказывания различных типов и жанров в
учебно-научной(на
материале
изучаемых
учебных дисциплин), социально-культурной и
деловой деятельностью;
владение навыками самоанализа и самооценки на
основе наблюдений за собственной речью;
владение навыками анализа текста с учетом их
стилистической и жанрово-родовой специфики.

ПК 3.4
Осуществлять
сбор,
систематизацию и
накопление
информации,
необходимой для
определения
кадастровой
стоимости
объектов
недвижимости

владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения
проблем; выявлять причинно-следственные
связи и актуализировать задачу, выдвигать
гипотезу ее решения, находить аргументы для
доказательства своих утверждений, задавать
параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения
задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную
и практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных
предметных областей;
- выдвигать
новые
идеи,
предлагать
оригинальные подходы и решения;
способность
их
использования
в
познавательной и социальной практике.

3.

СТРУКТУРА

И

СОДЕРЖАНИЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ
Вид учебной работы

Объем в часах

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

70

Промежуточная аттестация (в форме
дифференцированного зачета)

2

Тематический план и содержание дисциплины
№
заня
тия

Наименование разделов и
тем

Содержание учебного материала (основное и
Объем Формируемые
профессионально- ориентированное), лабораторные часов
компетенции
и практические занятия, прикладной модуль (при
наличии)
1.
2.
3.
4.
5.
Раздел 1. Язык и речь. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.
1.
Основные функции языка в
Основные функции языка в современном обществе.
2
ОК 5.
современном обществе.
Происхождение языка (различные гипотезы). Язык как
естественная и небиологическая система знаков. Язык
и мышление. Языковая и речевая компетенция.
Социальная природа языка. Этапы культурного
развития языка. Основные принципы русской
орфографии: морфологический, фонетический,
исторический. Реформы русской орфографии.
2.
Формы реализации языка в
Основные функции языка и формы их реализации в
2
современном обществе
современном обществе.
3.
Происхождение русского
Происхождение русского языка. Индоевропейская
2
языка.
языковая семья. Этапы формирования русской лексики.
Заимствования из различных языков как показатель
межкультурных связей. Признаки заимствованного
слова. Этапы освоения заимствованных слов.
Правописание и произношение заимствованных слов.
Заимствованные слова в профессиональной лексике.
Словарь специальности.
4.
Заимствованные слова.
Признаки заимствованного слова. Этапы освоения
2
заимствованных слов. Выполнение упражнений.

Язык как система знаков. Структура языкового знака.
Слово и его значение. Лексическое и грамматическое
значение слова. Звук и буква. Уровни языковой
системы и единицы этих уровней. Принципы
выделения частей речи в русском языке.
6.
Русская орфография.
Принципы русской орфографии. Выполнение
упражнений.
Раздел 2. Фонетика, морфология и орфография
7.
Фонетика и орфоэпия.
Фонетика и орфоэпия. Соотношение звука и фонемы,
звука и буквы. Чередования звуков: позиционные и
исторические. Основные виды языковых норм:
орфоэпические (произносительные и
акцентологические). Основные правила произношения
гласных, согласных звуков. Характеристика русского
ударения (разноместное, подвижное). Орфоэпия и
орфоэпические нормы.
8.
Безударные гласные в корне
Орфография. Безударные гласные в корне слова:
слова.
проверяемые, непроверяемые, чередующиеся.
Выполнение упражнений.
9.
Морфемика и
Морфемная структура слова. Морфема как единица
словообразование.
языка. Классификация морфем: корневые и служебные.
Словообразование. Морфологические способы
словообразования. Неморфологические способы
словообразования. Словообразование и
формообразование.
10. Правописание гласных и
Правописание звонких и глухих согласных,
согласных.
непроизносимых согласных. Правописание гласных
после шипящих. Правописание Ъ и Ь. Правописание
5.

Язык как система знаков.

2

2

2

2

2

2

ОК 4, ОК 5.

11.

Имя существительное как
часть речи.

12.

Имя прилагательное как
часть речи.

13.

Имя числительное как часть
речи.

14.

Правописание числительных.

15.

Местоимение как часть речи.

приставок на –З(-С), ПРЕ-/ПРИ-, гласных после
приставок. Выполнение упражнений.
Лексико-грамматические разряды существительных:
конкретные, абстрактные, вещественные,
собирательные, единичные. Грамматические
категории имени существительного: род, число,
падеж. Склонение имен существительных.
Правописание суффиксов и окончаний имен
существительных. Правописание сложных имен
существительных. Выполнение упражнений.
Лексико-грамматические разряды прилагательных.
Разряды прилагательных: качественные,
относительные, притяжательные. Степени сравнения
имен прилагательных. Полная и краткая форма имен
прилагательных. Семантико- стилистические
различия между краткими и полными формами.
Грамматические категории имени прилагательного:
род, число, падеж. Правописание суффиксов и
окончаний имен прилагательных. Правописание
сложных имен прилагательных.
Лексико-грамматические разряды имен числительных:
количественные, порядковые, собирательные. Типы
склонения имен числительных. Лексическая
сочетаемость собирательных числительных.
Правописание числительных. Возможности
использования цифр. Числительные и единицы
измерения в профессиональной деятельности.
Разряды местоимений по семантике: личные,

2

2

2

2

2

16.

Глагол как часть речи.

17.

Причастие и деепричастие как
особые формы глагола.

18.

Правописание причастий и
деепричастий.

19.

Наречие как часть речи.
Служебные части речи.

возвратное, притяжательные, вопросительные,
относительные, неопределенные, отрицательные,
указательные, определительные. Дефисное написание
местоимений. Правописание местоимений.
Правописание местоимений с частицами НЕ и НИ.
Система грамматических категорий глагола (вид,
переходность, залог, наклонение, время, лицо, число,
род). Основа настоящего (будущего) времени глагола и
основа инфинитива (прошедшего времени); их
формообразующие функции. Правописание окончаний и
суффиксов глаголов.
Действительные и страдательные причастия и способы
их образования. Краткие и полные формы причастий.
Образование деепричастий совершенного и
несовершенного вида.
Правописание суффиксов и окончаний глаголов и
причастий. Правописание Н и НН в прилагательных и
причастиях. Правописание суффиксов деепричастий.
Семантика наречия, его морфологические признаки и
синтаксические функции. Разряды наречий по
семантике и способам образования, местоименные
наречия. Степени сравнения качественных наречий.
Разряды предлогов по семантике, структуре и
способам образования. Разряды союзов по семантике,
структуре и способам образования. Сочинительные и
подчинительные союзы. Написание наречий и
соотносимых с ними других частей речи
(знаменательных и служебных). Слова категории

2

2

2

2

20.

Правописание служебных
частей речи.

состояния.
Правописание производных предлогов и союзов.
Правописание частиц. Правописание частицы НЕ с
разными частями речи. Трудные случаи правописание
частиц НЕ и НИ

Раздел 3. Синтаксис и пунктуация.
21. Основные единицы синтаксиса Словосочетание. Сочинительная и подчинительная
связь. Виды связи слов в словосочетании:
согласование, управление, примыкание. Простое
предложение. Односоставное и двусоставное
предложения. Грамматическая основа простого
двусоставного предложения. Согласование сказуемого
с подлежащим. Односоставные предложения.
Неполные предложения. Распространенные и
нераспространенные предложения.
22. Простое предложение
Знаки препинания в простом предложении.
23. Второстепенные члены
Второстепенные члены предложения (определение,
предложения
приложение, обстоятельство, дополнение).
Осложненные предложения. Предложения с
однородными членами и знаки препинания в них.
Однородные и неоднородные определения.
Предложения с обособленными членами. Общие
условия обособления (позиция, степень
распространенности и др.). Условия обособления
определений, приложений, обстоятельств.
Поясняющие и уточняющие члены как особый вид
обособленных членов.
24. Осложненное простое
Знаки препинания при однородных членах с

2

2

2
2

2

ОК 4, ОК 5, ОК
9.

предложение

обобщающими словами. Знаки препинания при
оборотах с союзом КАК. Разряды вводных слов и
предложений. Знаки препинания при вводных словах и
предложениях, вставных
конструкциях. Знаки препинания при обращении.
25. Сложное предложение
Основные типы сложного предложения по средствам
связи и грамматическому значению (предложения
союзные и бессоюзные; сочиненные и подчиненные).
Сложноподчиненное предложение. Типы придаточных
предложений. Сложноподчиненные предложения с
несколькими придаточными. Бессоюзные сложные
предложения. Способы передачи чужой речи.
Предложения с прямой и косвенной речью как способ
передачи чужой речи.
26. Знаки препинания в сложных
Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.
предложениях
Знаки препинания в сложноподчиненных
предложениях. Знаки препинания в бессоюзных
сложных предложениях. Знаки препинания в
предложения с прямой речью. Знаки препинания при
диалогах. Правила оформления цитат.
Прикладной модуль. Раздел 4. Особенности профессиональной коммуникации.
27. Язык как средство
Основные аспекты культуры речи (нормативный,
профессиональной,
коммуникативный, этический). Языковые и речевые
социальной и межкультурной нормы. Речевые формулы. Речевой этикет.
коммуникации.
28. Профессиональная лексика.
Терминология и профессиональная лексика. Язык
специальности.
Отраслевые
терминологические
словари.

2

2

2

ОК 4, ОК 5, ОК
9, ПК 2.4, ПК
3.1, ПК 3.2, ПК
3.4

29.

Коммуникативный аспект
культуры речи.

30.

Лексика, ограниченная по
сфере использования

31.

Научный стиль.

32.

Деловой стиль.

33.
34.

Оформление документов.
Виды документов в
профессии.
Повторение
Промежуточная аттестация

35.
36.

Функциональные стили русского литературного языка
как типовые коммуникативные ситуации. Язык
художественной литературы и литературный язык.
Индивидуальные стили в рамках языка
художественной литературы. Разговорная речь и устная
речь.
Возможности лексики в различных функциональных
стилях. Проблемы использования синонимов, омонимов,
паронимов. Лексика, ограниченная по сфере
использования (историзмы, архаизмы, неологизмы,
диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы).
Научный стиль и его подстили. Профессиональная
речь и терминология. Виды терминов (общенаучные,
частнонаучные и технологические).
Виды документов. Виды и формы деловой
коммуникации. Предмет деловой переписки. Виды
деловых писем. Рекламные тексты в профессиональной
деятельности.
Написание резюме.
Работа с документами.

2

Подготовка к дифференцированному зачету.
Дифференцированный зачет
ВСЕГО ЧАСОВ

2
2
72

Курсивом выделены темы, предполагающие выполнение практико-ориентированных заданий, упражнений.

2

2

2

2
2

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Для реализации программы дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- комплект электронных видеоматериалов;
- задания для контрольных работ;
- профессионально ориентированные задания;
- материалы текущей и промежуточной аттестации.
Помещение кабинета должно соответствовать требованиям Санитарноэпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02):
оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной
мебелью и средствами обучения, необходимыми для выполнения требований
к уровню подготовки обучающихся.
Технические средства обучения:
- персональный компьютер с лицензионным программным
обеспечением;
- проектор с экраном.
Залы библиотеки:
Библиотека (фонд художественной литературы должен соответствовать
перечню изучаемых произведений), читальный зал с компьютерами,
оснащенными выходом в сеть Интернет.
Приводится перечень средств обучения, включая тренажеры, модели,
макеты, оборудование, технические средства, в т. ч. аудиовизуальные,
компьютерные и телекоммуникационные и т. п. (Количество не указывается).
4.2. Информационное обеспечение обучения
1. Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные ресурсы, рекомендованные для использования в
образовательном процессе, не старше пяти лет с момента издания.
2. Рекомендуемые печатные издания по реализации
общеобразовательной дисциплины представлены в методических
рекомендациях по организации обучения.
4.2.1. Основные печатные издания
1. Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый
уровень): учебник для 10 класса общеобразовательной школы.
Издательство «Академия», 2019 г.

2. Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый
уровень): учебник для 11 класса общеобразовательной школы.
Издательство «Академия», 2019 г.
3. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский
язык и литература. Русский язык (базовый уровень). 10-11
классы: в 2 ч. – М., 2019.
4. Горбацевич О.Е. Русский язык: общеобразовательная
подготовка: учебное пособие для колледжей/О.Е.
Горбацевия, Т.В. Ратько. – Ростов н/Д: Феникс, 2017.
4.2.2. Основные электронные издания
1. Введенская Л.А. Русский язык. Культура речи. Деловое общение:
учебник / Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. — М.,
2021.
2. Глазунова О.И. Русский язык и культура речи : учебник /
Глазунова О.И. — М/, 2022.
3. Грибанская Е.Э., Береснева Л.Н. Русский язык и культура речи:
Учебно-практическое пособие. – М., 2018.
4. Гойхман О.Я. Речевая коммуникация: учебник/ О.Я. Гойхман,
Т.М. Надеина. – М., 2021. - – (Среднее профессиональное
образование).
5. Голуб И.Б. Секреты русского языка. О сложном увлекательно и
просто: учебное пособие / Голуб И.Б. — М., 2021.
6. Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи: учебник/ Н. В.
Кузнецова. – М., 2022. – (Среднее профессиональное
образование).
7. Мандель Б.Р. Русский язык и культура речи: история, теория,
практика: учебное пособие/ Б.Р. Мандель. – М., 2020. – (Среднее
профессиональное образование).
8. Марьева М.В. Русский язык в деловой документации: учебник/
М.В. Марьева. – М., 2021. – (Среднее профессиональное
образование).
9. Новикова Л.И., Соловьева Н.Ю. Русский язык: пунктуация:
учебное пособие. - М., 2012. – (Профессиональное образование).
10.Новикова Л.И., Соловьева Н.Ю., Фысина У.Н. Русский язык:
Практикум для СПО. – М., 2017.
11.Рачеева Л.А. Русский язык: учебник / Рачеева Л.А. — М/, 2022.
12.Рачеева Л.А. Русский язык. Практикум: учебное пособие /
Рачеева Л.А. — М., 2022.

13.Руднев В.Н. Русский язык и культура речи: учебное пособие /
Руднев В.Н. — М., 2021.
14.Русский язык и культура речи. Практикум: учебно-практическое
пособие / Черняк В.Д., под ред., Сергеева Е.В. под ред., Кузьмина
А.В., Дунев А.И., Жуковская Г.А., Пентина А.Ю., Столярова
И.В., Четырина А.М. — М., 2021.
15.Русский язык и культура речи: учебник/ под ред. О.Я. Гойхмана.
– М., 2021. – (Среднее профессиональное образование).
16.Русский язык и культура речи: учебник / Сергеева Е.В., под ред.,
Черняк В.Д., под ред., Дунев А.И., Пентина А.Ю., Столярова
И.В., Четырина А.М. — М., 2021.
17.Русский язык и культура речи: учеб. пособие / Е.А. Самойлова. –
М., 2019. – (Среднее профессиональное образование).
18.Русский язык и литература. Ч.1: Русский язык: учебник/ под ред.
А.В. Алексеева. - М., 2020. – (Среднее профессиональное
образование).
19.Русский язык и литература. Ч.1: Русский язык. Практикум:
учебное пособие: в 2 ч./ под ред. А.В. Алексеева. - М., 2021. –
(Среднее профессиональное образование).
20.Сухотинская А.В. Русский язык: учебное
пособие/ А.В.
Сухотинская. – М., 2021. – (Среднее профессиональное
образование)
4.2.3. Дополнительные источники
Интернет-ресурсы
1. www.ruscorpora.ru Национальный корпус русского языка —
информационно-справочная система, основанная на собрании русских
текстов в электронной форме
2. www.russkiyjazik.ru энциклопедия «Языкознание»
3. www.rus.1september.ru электронная версия газеты «Русский язык».
Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка»
4. www.uchportal.ru
Учительский
портал.
Уроки,
презентации,
контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические
разработки по русскому языку и литературе
5. www.Ucheba.com Образовательный портал «Учеба»
6. www.uroki.ru Образовательный портал «Уроки»
7. www.metodiki.ru Методики
8. www.prosv.ru Работы победителей конкурса «Учитель — учителю»
издательства «Просвещение»
9. www.slovari.ru Словари
10.www.gramota.ru Учебник грамоты

11.www.gramota.ru Справочная служба
12.www.gramma.ru Экзамены. Нормативные документы
Словари
1. Горбачевич К. С. Словарь трудностей современного
русского языка. — СПб., 2003.
2. Граудина Л. К., Ицкович В. А., Катлинская Л.П.
Грамматическая
правильность
русской
речи.
Стилистический словарь вариантов. — М., 2001.
3. Иванова О. Е., Лопатин В. В., Нечаева И. В., Чельцова Л. К.
Русский орфографический словарь: около 180 000 слов /
Российская академия наук. Институт русского языка
им. В. В. Виноградова / под ред. В. В. Лопатина. — М.,
2004.
4. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. — М.,
2008.
5. Лекант П. А., Леденева В. В. Школьный орфоэпический
словарь русского языка. — М., 2005.
6. Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского
языка. — М., 2004.
7. Ожегов С. И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и
фразеологических выражений/под общ. ред. Л. И.
Скворцова. — М., 2006.
8. Розенталь Д. Э., Краснянский В. В. Фразеологический
словарь русского языка. — М., 2011.
9. Скворцов Л. И. Большой толковый словарь правильной
русской речи. — М., 2005.
10. Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь.
— М., 2006.
11. Через дефис, слитно или раздельно?: словарьсправочник русского языка / сост. В. В. Бурцева. — М.,
2006.

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения
выполнения обучающимися заданий. Контроль и оценка раскрываются через
усвоенные знания и приобретенные обучающимися умения, направленные на
формирование общих и профессиональных компетенций.
Код и
наименование
формируемых
компетенций
ОК 04. Эффективно
взаимодействовать
и работать в
коллективе и
команде

Раздел/Тема

Раздел 2. Темы: 2.7., 2.8., 2.9.,
2.10., 2.11., 2.12., 2.13., 2.14., 2.15.,
2.16., 2.17.,2.18.,2.19., 2.20., 2.21.
Раздел 3. Темы: 3.22, 3.23, 3.24,
3.25., 3.26, 3.27.
Раздел 4. Темы: 4.28., 4.29, 4.30.,
4.31., 4.32., 4.33., 4.34., 4.35.
ОК 05.
Раздел 1. Темы: 1.1, 1.2, 1.3,1.4,
Осуществлять
1.5,1.6.
устную и
Раздел 2. Темы: 2.7., 2.8., 2.9.,
письменную
2.10., 2.11., 2.12., 2.13., 2.14., 2.15.,
коммуникацию на 2.16., 2.17.,2.18.,2.19., 2.20., 2.21.
государственном
Раздел 3. Темы: 3.22, 3.23, 3.24,
языке Российской 3.25., 3.26, 3.27.
Федерации с учетом Раздел 4. Темы: 4.28., 4.29, 4.30.,
особенностей
4.31., 4.32., 4.33., 4.34., 4.35.
социального и
культурного
контекста
ОК 09.
Раздел 3. Темы: 3.22, 3.23, 3.24,
Пользоваться
3.25., 3.26, 3.27.
профессиональной Раздел 4. Темы: 4.28., 4.29, 4.30.,
документацией на 4.31., 4.32., 4.33., 4.34., 4.35.
государственном и
иностранном
языках
Раздел 4. Темы: 4.28., 4.29, 4.30.,
ПК 2.4 Вносить
4.31., 4.32., 4.33., 4.34., 4.35.
данные в реестры
информационных
систем различного
назначения
ПК 3.1
Консультировать по
вопросам
регистрации прав
на объекты
недвижимости и
предоставления

Тип оценочных
мероприятий
Устный опрос
Тестирование
Практические работы
Выполнение теста
дифференцированного
зачета
Контрольные работы
Сочинения/Эссе
Фронтальный опрос
Конспекты
Фронтальный контроль
Индивидуальный
контроль
Анализ публичного
выступления

сведений,
содержащихся в
Едином
государственном
реестре
недвижимости
ПК 3.2
Осуществлять
документационное
сопровождение в
сфере кадастрового
учета и (или)
государственной
регистрации прав
на объекты
недвижимости
ПК 3.4
Осуществлять сбор,
систематизацию и
накопление
информации,
необходимой для
определения
кадастровой
стоимости объектов
недвижимости

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
О. 01 Русский язык
Специальность 21.02.19 Землеустройство
Курс 1 курс группы 11 З
Уровень освоения базовый
Форма обучения: очная

Пояснительная записка
ОД: Русский язык.
Итоговая аттестация: дифференцированный зачет.
Форма проведения: тестирование.
Время выполнения работы: 90 минут.
Период проведения контроля: 2 семестр.

Фонд оценочных средств для промежуточной аттестации.
Промежуточная аттестация (ПА). Дифференцированный зачет (далеедифзачет), который проводится по окончанию курса, в виде индивидуального
тестирования.
Задания предоставляются в электронном варианте. В программу заложены
вопросы и правильные варианты ответов, а также возможность выставления
отметки за выполненное задание. Вопросы выбираются программой
рандомным способом.
Структура тестирования: диагностическая работа состоит из 20 тестовых
заданий, требующих выбрать 1 ответ из 3 предложенных. За каждый
правильный ответ студент получает 1 балл.
Морфология
орфография

и

1. Укажите, в каком предложении выделенные
слова являются самостоятельными частями речи.
2. Укажите, в каком ряду все существительные
одушевленные.
3. Укажите, в каком ряду все существительные
относятся к мужскому роду.
4. Укажите, в каком ряду все существительные
имеют форму только множественного числа.
5. Укажите, в каком ряду все существительные
относятся ко второму склонению.
6. Укажите номер словосочетания, в которых
существительные употреблены в форме родительного
падежа.
7. Укажите, какие грамматические признаки
выделенного
в
приведенном
предложении
существительного названы неправильно.
8. Укажите номер предложения, в котором
допущены ошибки в написании и употреблении
существительных.
9. Укажите номер слова, в котором вместо
пропуска пишется буква Е.
10. Укажите номер слова, в котором на месте
пропуска пишется буква И.
11. Укажите номера слов, в которых на месте
пропуска пишется буква А.
12. Укажите номер слова, в котором на месте
пропуска пишется НН.
13. Укажите номер слова, которое пишутся через

дефис.
14. Укажите номер слова, в написании которого
допущены ошибки.
15. Укажите, в каком предложении синтаксическая
функция выделенных существительных определена
неправильно.
16. Укажите, в каком предложении выделенные
имена прилагательные являются качественными.
17. Укажите прилагательные в форме сложной
превосходной степени.
18. Укажите, от каких прилагательных не
образуются краткие формы.
19. Укажите, от каких прилагательных не образуется
простая форма сравнительной степени.
20. Укажите, какие грамматические признаки
выделенного
в
приведенном
предложении
прилагательного названы неверно.
21. Укажите,
в
каком
предложении
есть
прилагательные в краткой форме.
22. Укажите, в каком предложении имена
прилагательных входят в состав сказуемого.
23. Укажите, в каком предложении выделенные
слова являются прилагательными.
24. Укажите предложение, в котором есть ошибки в
употреблении имен прилагательных.
25. Укажите предложение, в котором нет речевых
ошибок.
26. Укажите, в каких словах пишется НН.
27. Укажите, в каком ряду во всех словах пишется
буква И.
28. Укажите, в каких словах пишется суффикс -СК-.
29. Укажите номер слова, в написании которого
допущена ошибка.
30. Укажите номер словосочетания, в написании
которого допущена ошибка.
31. Укажите, в каком предложении выделенные слова
являются именами числительными.
32. Укажите, в каком предложении есть составные
порядковые числительные.
33. Укажите, в каком предложении есть сложные
количественные числительные.
34. Укажите, в каком предложении есть собирательные
числительные.
35. Укажите, в каком предложении есть дробные
числительные.

36. Укажите,
в
каком
предложении
есть
и
количественные, и порядковые числительные.
37. Укажите,
какие
грамматические
признаки
числительного названы неправильно.
38. Укажите, в каком ряду допущены ошибки в
склонении числительных.
39. Укажите, в каком предложении допущены ошибки в
употреблении числительных.
40. Укажите предложение, в котором синтаксическая
роль числительных определена неправильно.

41. Укажите, в каком ряду оба глагола относятся к
совершенному виду.
42. Укажите, в каком предложении сеть переходные
глаголы.
43. Укажите, в каком предложении есть глаголы в
форме повелительного наклонения.
44. Укажите, в каком предложении есть глаголы в
форме 3-го лица единственного числа.
45. Укажите, в каком ряду глаголы относятся ко
второму спряжению.
46. Укажите, какие грамматические признаки
глагола в приведённом предложении названы
неправильно.
47. Укажите, в каком ряду в обоих глаголах пишется
буква Ь.
48. В каком ряду все слова являются глаголами?
49. Какие глаголы являются безличными?
50. В какой строке неверно указана характеристика
выделенного глагола?
Синтаксис
пунктуация

и

1. Укажите, какое количество словосочетаний
можно выделить в данном предложении.
2. Укажите ряд, в котором все словосочетания
являются глагольными/именными/наречными.
3. Укажите ряд, в котором во всех словосочетаниях
присутствует согласование/примыкание/управление.
4. Укажите простое двусоставное предложение.
5. Укажите предложение, в котором подлежащее
выражено словосочетанием.
6. Укажите предложение с простым глагольным
сказуемым/составным
глагольным
сказуемым/составным именным сказуемым.
7. Укажите предложение с синтаксической
ошибкой.

8. Укажите
односоставные
/определенноличные/неопределенно-личные/безличные/назывные
предложения.
9. Укажите номер предложения, в котором запятые
ставятся на месте пропусков.
10. В каком варианте верно указаны цифры, на
месте которых в предложении должны стоять
запятые?
11. Укажите
номер
сложносочиненных/сложноподчиненных/бессоюзных
предложения.
12. Укажите номер предложения, в котором знаки
препинания расставлены верно.
Особенности
профессиональной
коммуникации

1. Укажите вариант ответа, в котором верно
перечислены признаки официально-делового стиля
речи.
2. Укажите номер ответа, в котором верно
перечислены признаки разговорного стиля речи.
3. Укажите вариант ответа, в котором верно
перечислены признаки научного стиля речи.
4. В каком варианте верно указаны основные
блоки, присутствующие в резюме?
5. В каком варианте верно перечислены требования
к оформлению резюме?
6. Укажите вариант ответа, в котором предложено
грамотное оформление заявления.
7. Укажите вариант ответа, в котором предложено
грамотное оформление объяснительной записки.
8. Выберите вариант ответа со стандартными
фразами оформления заявления.
9. Выберите вариант ответа со стандартными
фразами оформления объяснительной записки.
10. Найдите правильный вариант оформления
документа.
11. Определите вид представленного документа.
12. Найдите ошибочный вариант оформления
заявления.
13. Найдите правильный вариант оформления
заявления.
14. Укажите вариант ответа, в котором все
представленные
фразеологизмы
являются
профессиональными.
15. Укажите вариант ответа, в котором все слова
являются профессионализмами.

Критерии оценивания теста
Шкала перерасчёта первичного балла за выполнение тестовой работы
в отметку по 5-балльной шкале
Отметка по 5балльной
шкале
Первичный
балл

«5»

«4»

«3»

«2»

14,15

13-11

8-10

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».