Право

Рабочая программа общеобразовательной дисциплины «Право» разработана на
основе:
– примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Право» для
профессиональных образовательных организаций, утвержденной на заседании Совета по
оценке содержания и качества примерных рабочих программ общеобразовательного и
социально-гуманитарного циклов среднего профессионального образования, протокол
№ 14 от «30» ноября 2022 г. (ИРПО),
– федерального государственного стандарта среднего профессионального образования
для УГПС 21.00.00 и профиля профессионального образования специальностей по
программе подготовки специалистов среднего звена среднего профессионального
образования (ППССЗ СПО),
–

с

учетом

Рабочей

программы

воспитания

по

специальности

21.02.19

Землеустройство

Разработчик: ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный колледж»
Приемщиков А.Е., преподаватель

2

Содержание
1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной
дисциплины
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
4.Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины
5. Контрольно-оценочные средства общеобразовательной дисциплины

3

1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной
дисциплины
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы
Общеобразовательная
дисциплина
«Право»
является
частью
общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с
ФГОС по специальности 21. 02. 19 Землеустройство.
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины
1.2.1. Цели дисциплины
Целью изучения права является создание условий для осознания
обучающимися своего правового статуса, включающего конституционные
права, свободы и обязанности; воспитания уважения к закону и
правопорядку, правам других людей; готовности руководствоваться нормами
права в своей повседневной и профессиональной деятельности.
Задачами изучения права с учѐтом преемственности с основной школой
являются:
 воспитание
общероссийской
идентичности,
гражданской
ответственности, основанной на идеях патриотизма, гордости за
достижения страны в различных областях жизни; приверженности
демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской
Федерации;
 развитие правосознания и правовой культуры обучающихся;
антикоррупционных стандартов поведения; формирование представлений
о социальной ценности права и его роли во всех сферах общественной
жизни;
 формирование представлений о правовой сфере как целостной системе,
социальной ценности права, его связи с другими сторонами
общественной жизни; системы знаний о различных отраслях права в
Российской Федерации;
 развитие умений получать правовую информацию из различных, в том
числе неадаптированных источников, преобразовывать еѐ и использовать
для решения различных задач, а также для анализа и оценки жизненных
ситуаций на предмет правомерности или противоправности поведения
участников общественных отношений; овладение правовыми аспектами
4



познавательной,
коммуникативной,
практической
деятельности,
необходимыми для осознанного участия в жизни гражданского общества
и государства;
обогащение опыта обучающихся по применению полученных знаний и
умений в различных областях общественной жизни с учѐтом
профессиональной
направленности
организации
среднего
профессионального образования.

1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной
дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
В рамках программы дисциплины обучающимися осваиваются
дисциплинарные результаты базового уровня в соответствии с требованиями
ФГОС среднего общего образования.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК
и ПК.

5

Код и наименование
формируемых компетенций
ОК 01. Выбирать способы решения
задач
профессиональной
деятельности применительно к
различным контекстам

ОК 02. Использовать современные
средства
поиска,
анализа
и
интерпретации информации, и
информационные технологии для
выполнения
задач
профессиональной деятельности

Результаты освоения дисциплины
Общие

Дисциплинарные

- владение навыками познавательной,
учебно-исследовательской и проектной
деятельности,
навыками
разрешения
проблем; способность и готовность к
самостоятельному
поиску
методов
решения практических задач, применению
различных методов познания
готовность
и
способность
к
самостоятельной
информационнопознавательной деятельности, владение
навыками
получения
необходимой
информации из словарей разных типов,
умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически
оценивать
и
интерпретировать
информацию, получаемую из различных
источников

- сформировать основы правового мышления и
антикоррупционных стандартов поведения;
- применять правовые знания для оценивания поведения
людей и собственного поведения в типичных
(модельных) ситуациях, связанных с правоприменением
с позиции соответствия законодательству Российской
Федерации
- самостоятельно осуществлять поиск правовой
информации, использовать результаты в конкретных
жизненных ситуациях

6

ОК 03. Планировать
и
реализовывать
собственное
профессиональное и личностное
развитие,
предпринимательскую
деятельность в профессиональной
сфере, использовать знания по
финансовой
грамотности
в
различных жизненных ситуациях

ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и работать в
коллективе и команде

готовность
и
способность
к
образованию,
в
том
числе
самообразованию, на протяжении всей
жизни;
сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию
успешной
профессиональной
и
общественной деятельности
- умение самостоятельно определять цели
деятельности
и
составлять
планы
деятельности;
самостоятельно
осуществлять,
контролировать
и
корректировать
деятельность;
использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и
реализации
планов
деятельности;
выбирать
успешные
стратегии
в
различных ситуациях

- определять актуальность нормативно-правовой
документации в профессиональной деятельности;
- применять современную научную профессиональную
терминологию;
определять
и
выстраивать
траектории
профессионального развития и самообразования;
- выявлять достоинства и недостатки коммерческой
идеи;
- презентовать идеи открытия собственного дела в
профессиональной деятельности; оформлять бизнесплан;
- рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам
кредитования;
- определять инвестиционную привлекательность
коммерческих идей в рамках профессиональной
деятельности;
- презентовать бизнес-идею;
- определять источники финансирования
Понимание юридической деятельности; ознакомление
со спецификой основных юридических профессии
- навыки сотрудничества со сверстниками, Сформированность знаний об основах гражданского,
детьми младшего возраста, взрослыми в семейного, трудового, налогового, административного,
образовательной, общественно полезной, уголовного права
учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности
- умение продуктивно общаться и
взаимодействовать в процессе совместной

7

ОК 05. Осуществлять устную и
письменную коммуникацию на
государственном языке Российской
Федерации с учетом особенностей
социального
и
культурного
контекста

деятельности, учитывать позиции других
участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты
- толерантное сознание и поведение в
поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими
людьми,
достигать
в
нем
взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать
для
их
достижения,
способность противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации
по
социальным,
религиозным, расовым, национальным
признакам
и
другим
негативным
социальным явлениям
- владение языковыми средствами умение ясно, логично и точно излагать
свою
точку
зрения,
использовать
адекватные языковые средства

применять правовые знания для оценивания поведения
людей и собственного поведения в типичных
(модельных) ситуациях, связанных с правоприменением
с позиции соответствия законодательству Российской
Федерации

8

ОК 06. Проявлять гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное
поведение
на
основе
традиционных общечеловеческих
ценностей, в том числе с учетом
гармонизации межнациональных и
межрелигиозных
отношений,
применять
стандарты
антикоррупционного поведения

- проявлять гражданскую позицию как
активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои
конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного
достоинства, осознанно принимающего
традиционные
национальные
и
общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности

ОК 07. Содействовать сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбережению,
применять
знания об изменении климата,
принципы
бережливого
производства,
эффективно
действовать
в
чрезвычайных
ситуациях

сформированность
экологического
мышления,
понимания
влияния
социально-экономических процессов на
состояние природной и социальной
среды; приобретение опыта экологонаправленной деятельности

- характеризовать российские традиционные ценности,
закреплѐнные
в
системе
законодательства;
определяющие мировоззренческие и поведенческие
установки личности, в том числе ценности человеческой
жизни, прав и свобод человека, семьи, созидательного
труда, патриотизма и служения Отечеству, гуманизма,
справедливости,
коллективизма,
исторического
единства народов России, преемственности истории
нашей Родины; общественной стабильности и
целостности государства; национальную систему права
в Российской Федерации
- сформированность представлений о Конституции
Российской
Федерации
как
основном
законе
государства, функциях органов публичной власти,
владение знаниями об основах правового статуса
личности в Российской Федерации
- применять правовые знания для оценивания поведения
людей и собственного поведения в типичных
(модельных) ситуациях, связанных с правоприменением
с позиции соответствия законодательству Российской
Федерации

9

ОК 09. Пользоваться
профессиональной документацией
на государственном и иностранном
языках

ПК 2.1. Проводить техническую
инвентаризацию объектов
недвижимости.
ПК 3.1. Консультировать по
вопросам регистрации прав на
объекты недвижимости и
предоставления сведений,
содержащихся в Едином
государственном реестре
недвижимости (далее - ЕГРН).
ПК 4.1. Проводить проверки и
обследования для обеспечения
соблюдения требований
законодательства Российской
Федерации.

готовность
и
способность
к
самостоятельной
информационнопознавательной деятельности, владение
навыками
получения
необходимой
информации из словарей разных типов,
умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически
оценивать
и
интерпретировать
информацию, получаемую из различных
источников
- способность к интеграции знаний из
различных источников

- самостоятельно осуществлять поиск правовой
информации, использовать результаты в конкретных
жизненных ситуациях

- способность использовать полученные
знания для заключения договоров в сфере
профессиональной деятельности

- применять знания при регистрации договоров с
объектами недвижимости

- сформированность экологического
мышления и правового сознания

- применять правовые нормы
природоохранных мероприятий

- сформировать знания об основах гражданского права и
связанных сними имущественных отношениях

при

соблюдении

10

2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Объем образовательной программы учебной дисциплины
Общий объем

Объем в
часах
36

в т.ч.
Основное содержание

34

в т.ч.
теоретическое обучение

22

практические занятия

12

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
Профессионально-ориентированное содержание выделено курсивом

2

11

2.2. Тематический план и содержание общеобразовательной дисциплины «Право» (базовый уровень)
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)

1
2
Раздел 1. Теория права и государства
1. Понятие и виды норм.
Тема 1.
Право в системе Социальные нормы, их роль и задачи в урегулировании общественных отношений и
поддержании порядка в обществе. Моральные, политические, экономические, религиозные,
социального
традиционные, корпоративные, правовые нормы. Особенности правовых норм. Взаимосвязь
регулирования.
Источники
и права и морали, права и политики, права и экономики, права и культуры
2. Понятие нормы права, ее признаки и виды.
формы права
Норма права как наиболее важная разновидность действующих в обществе социальных
норм. Понятие нормы права. Соотношение права и нормы права как части и целого.
Признаки нормы права. Виды правовых норм.
3. Структура нормы права.
Понятие структуры нормы права. Юридическая и логическая структура нормы права. Виды
гипотез, диспозиций и санкций. Соотношение нормы права и статьи нормативного правового
акта
4. Понятие и виды источников и форм права.
Разграничение понятий «источники» и «формы» права. Источники, порождающие
международное право. Источники российского права. Формы права: правовой обычай,
принципы права, правовой договор, юридический прецедент, правовая доктрина,
нормативный правовой акт.
5. Виды нормативных правовых актов.
Конституция Российской Федерации, федеральные законы, законы субъектов федерации.

Объем
часов
3
12

Формируемы
е
компетенции
4

ОК 02
ОК 09
2

12

Подзаконные нормативные правовые акты: указы Президента Российской Федерации,
постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные
правовые акты, подзаконные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации,
нормативные правовые акты органов местного самоуправления, локальные нормативные
правовые акты. Действие нормативных правовых актов.
1. Цели, задачи и функции государства.
Тема 2.
Государство, его Цели и задачи государства. Понятие и признаки функций государства. Классификация
задачи и функции функций государства. Формы и методы осуществления функций государства. Основные
внутренние и внешние функции Российского государства.
2. Форма государства.
Понятие и элементы формы государства. Форма правления: монархия и республика. Форма
государственного устройства: унитарное государство и федеративное государство. Отличие
федеративного государства от конфедерации и международных объединений государств.
Политические (государственно-правовые) режимы. Соотношение понятий «политический
режим» и «государственно-правовой режим».
3. Механизм государства.
Механизм государства: структура и принципы. Государственный аппарат. Государственные
органы: понятие, признаки и виды. Государственная служба и государственный служащий.
Правовое, демократическое и социальное государство. Проблемы его построения в
Российской Федерации
1. Понятие и признаки правоотношения.
Тема 3.
Правоотношение Взаимосвязь общественных отношений, правовой нормы и правоотношений. Понятие
правоотношения. Признаки правоотношений. Классификация правоотношений.
2. Структура правоотношения.
Понятие и виды субъектов правоотношений. Правоспособность, дееспособность и
деликтоспособность. Правосубъектность. Объекты правоотношений. Субъективные права и
юридические обязанности. Взаимные обязанности как необходимое условие взаимодействия

2

ОК 01
ОК 02
ОК 03

2

ОК 01
ОК 02
ОК 05
ПК 2.1

13

Тема 4.
Правонарушение

Тема 5.
Юридическая
ответственность

государства и личности.
3. Юридический факт.
Юридические факты как основание возникновения, изменения и прекращения правовых
отношений. Понятие юридического факта. Классификация юридических фактов.
Юридический (фактический) состав. Правовой статус личности: понятие, структура и
виды
1. Понятие и признаки правонарушения.
Понятие
правонарушения.
Деяние.
Общественно
опасный
характер
деяния.
Противоправность. Виновность. Наказуемость.
2. Состав правонарушения.
Субъект правонарушения. Возраст привлечения к юридической ответственности.
Вменяемость. Специальный субъект. Субъективная сторона правонарушения. Формы вины.
Мотив и цель правонарушения. Объекты правонарушения. Объективная сторона.
3. Виды правонарушений.
Преступления и проступки. Отличие преступления от иных видов правонарушений.
Категории преступлений, виды проступков
1. Понятие, признаки и принципы юридической ответственности.
Понятие юридической ответственности. Позитивная и негативная юридическая
ответственность. Юридическая ответственность и другие виды государственного
принуждения.
Признаки
юридической
ответственности.
Цели
юридической
ответственности. Функции юридической ответственности. Принципы юридической
ответственности.
2. Виды юридической ответственности.
Уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная, материальная
ответственность.
3. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность.
Казус. Непреодолимая сила. Необходимая оборона. Крайняя необходимость. Обоснованный

2

ОК 01
ОК 02
ОК 05
ПК 4.1

2

ОК 01
ОК 02
ОК 05
ПК 4.1

14

риск.
Основания освобождения от юридической ответственности.
Тема 6. Контрольно обобщающее занятие по разделу 1.

Раздел 2. Основы конституционного права
1. Понятие и особенности основ конституционного строя.
Тема 7.
ПЗ 1. Основы Понятие конституционного строя. Гуманистические основы конституционного строя
конституционно (признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; суверенитет народа).
2. Основы государственного устройства.
го строя
Основные характеристики Российского государства. Суверенное государство. Правовое
государство. Демократическое государство. Республиканская форма правления. Федеративное
государство.
3. Основы отношений государства и общества.
Основы организации государственной власти (суверенитет Российской Федерации и ее
территориальная целостность; разделение государственной власти; органы государственной
власти; местное самоуправление). Экономические основы конституционного строя (принципы
рыночной экономики – единство экономического пространства; свободное перемещение
товаров, услуг и финансовых средств; поддержка конкуренции; свобода экономической
деятельности; многообразие форм собственности; статус земли и других природных ресурсов).
Политические основы конституционного строя (идеологическое и политическое
многообразие; общественные объединения)
1. Личные права и свободы.
Тема 8.
ПЗ 2. Система Понятие прав и свобод. Право на жизнь. Право на достоинство. Право на свободу и личную
неприкосновенность. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную
конституционн
ых
прав
и тайну, защиту своей чести и доброго имени. Право определять и указывать свою

2

ОК 01
ОК 02
ОК 05
ПК 4.1

10

2

ОК 02
ОК 05
ОК 06

2

ОК 01
ОК 02
ОК 06

15

национальную принадлежность. Право на пользование родным языком, на свободный выбор
и языка общения, воспитания, обучения и творчества. Свобода передвижения. Свобода совести,
в свобода вероисповедания. Свобода мысли и слова.
2. Политические, социально-экономические и культурные права и свободы.
Политические права и свободы. Экономические права и свободы. Социальные права.
Культурные права и свободы. Особенности классификации прав и свобод человека.
3. Конституционные обязанности человека и гражданина.
Понятие конституционных обязанностей. Конституционные обязанности человека.
Конституционные обязанности гражданина
1 Конституционный статус России. Особенности федеративного устройства России.
Тема 9.
Виды субъектов Российской Федерации. Государственный язык. Территория Российской
ПЗ 3.
Федерации как пространственный предел действия государственного суверенитета Российской
Федеративное
Федерации.
устройство
2 Принципы федеративного устройства.
России
Государственная целостность Российской Федерации. Единство системы государственной
власти. Разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной
власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской
Федерации. Равноправие и самоопределения народов в Российской Федерации. Равноправие
субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами
государственной власти.
3 Конституционный статус субъектов Российской Федерации.
Республика. Край. Область. Город федерального значения. Автономная область. Автономный
округ. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации
4 Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации.
Понятие местного самоуправления. Принципы местного самоуправления. Муниципальные
образования. Органы местного самоуправление
обязанностей
человека
гражданина
Российской
Федерации

2

ОК 02
ОК 06

16

1 Президент и Правительство Российской Федерации.
Президент Российской Федерации в системе органов государства. Полномочия Президента
Российской Федерации. Требования к кандидатуре на должность, порядок вступления в
должность и гарантии статуса Президента Российской Федерации. Правительство Российской
Федерации и органы исполнительной власти.
2 Федеральное Собрание Российской Федерации – парламент Российской Федерации.
Федеральное Собрание Российской Федерации. Совет Федерации и Государственная Дума.
Статус сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы.
Правотворчество и законодательный процесс в Российской Федерации
3 Структура судебной власти.
Конституционный суд его полномочия. Верховный суд РФ его полномочия и Высший
арбитражный суд. Правоохранительные органы РФ.
Тема 11 Контрольно-обобщающее занятие по разделу 2
Тема 10.
ПЗ 4.
Конституционно
-правовой
статус высших
органов власти
в Российской
Федерации

Раздел 3. Отрасли права
1 Понятие гражданского права, его источники.
Тема 12.
Гражданско-правовые отношения: понятие и виды.
Гражданское
2 Субъекты гражданского права.
право
Правоспособность и дееспособность. Дееспособность несовершеннолетних.
3 Правомочия собственника, формы собственности.
Владение, пользование, распоряжение Обязательственное право. Сделки.
4 Гражданско-правовой договор.
Порядок заключения договора: оферта и акцепт.
1 Понятие юридического лица.
Тема 13. ПЗ 5.
Определение юридического лица, его основные признаки
Юридические
2 Правосубьектность.
лица понятие и
Правосубьектность юридического лица, правоспособность общая и
виды

2

ОК 02
ОК 06

2
10

2

2

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ПК 3.1

ОК 01
ОК 02
ОК 04

специальная,

17

лицензирование, учредительные документы
3 Организационно-правовые формы юр лица
Товарищества, общества, акционерные общества, кооперативы, унитарные предприятия
Тема 14.
Трудовое право

Тема 15. ПЗ 6.
Составление
проекта
трудового
договора
Тема 16.
Семейное право

1 Понятие трудового права, его источники. Участники трудовых правоотношений: работник и
работодатель. Социальное партнерство в сфере труда.
2 Порядок приема на работу. Трудовой договор. Заработная плата. Дисциплинарная
ответственность. Охрана труда. Правовое регулирование труда несовершеннолетних в
Российской Федерации
1.Работа с текстом нормативного акта, по составлению проекта трудового договора.
2.Ответы на вопросы по содержанию трудового договора.
3. Завершающий этап.

1 Понятие семейного права, его источники. Семья и брак.
2 Права и обязанности членов семьи (супругов, родителей и детей).
3 Усыновление. Опека и попечительство. Приѐмная семья

1 Понятие административного права, его источники.
2 Субъекты административного права.
3 Противодействие коррупции в системе государственной службы.
4 Административное правонарушение и административная ответственность, виды наказаний
в административном праве. Административная ответственность несовершеннолетних.
5 Понятие уголовного права, его источники. Принципы уголовного права. Понятие
преступления. Состав преступления. Виды преступлений. Уголовная ответственность.
Понятие уголовного наказания и его виды. Обстоятельства, исключающие уголовную
ответственность. Уголовная ответственность несовершеннолетних
Тема 18. Промежуточная аттестация (дифференцированный зачѐт)
Всего:

2

ОК 01
ОК 03
ОК 04

2

ОК 01
ОК 02
ОК 04

2

ОК 01
ОК 02
ОК 04

2

ОК 01
ОК 02
ОК 04

Тема 17.
Административн
ое право.
Уголовное право

2
36

18

3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
3.1 Материально-техническое обеспечение реализации программы
дисциплины
Кабинет общеобразовательной дисциплины Право, имеет возможность
обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в
период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение
кабинета
удовлетворят
требованиям
Санитарноэпидемиологических привил и нормативов и оснащено типовым
оборудование, в том числе специализированной учебной мебелью и
средствами обучения.
В кабинете есть мультимедийное оборудование, посредством которого
участники образовательного процесса могут просматривать визуальную
информацию по основам права, создавать презентации, видеоматериалы,
иные документы.
В
состав
учебно-методического
и
материально-технического
обеспечения программы учебной дисциплины «Право» входят:
 наглядные пособия;
 информационно-коммуникационные средства;
 экранно-звуковые пособия;
 комплект технической документации, в том числе паспорта на
средства обучения, инструкции по их использованию и технике
безопасности;
 библиотечный фонд кабинета.
3.2 Информационное обеспечение реализации программы дисциплины
Основная литература.
Теория государства и права/М. Б. Смоленский, - изд. 2е – Феникс, 2007.
Государство и право. С. С. Алексеев – М. 1996г.
Дополнительная литература.
Кодексы РФ по различным отраслям права.
В процессе освоения программы учебной дисциплины обучающиеся
имеет возможность доступа к электронным учебным материалам по
дисциплине, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным
книгам, практикумам, тестам и др.).

19

4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные
на формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и
темам содержания учебного материала.
Типы оценочных мероприятий представлены в таблице.
Общая/проф
Раздел/Тема
Тип оценочных мероприятий
ессиональна
я
компетенция
Раздел 1. Теория права и государства
1. Право в системе
ОК 02
социального
Составление или заполнение таблиц/схем
ОК 09
регулирования.
Работа с документами
Источники и формы
права
2.
Государство,
его Решение правовых задач и мини-кейсов
ОК 01
задачи и функции
Составление или заполнение таблиц/схем
ОК 02
Задания на установление соответствия
ОК 03
ОК 01
ОК 02
3. Правоотношение
ОК 05
ПК 2.1
ОК 01
ОК 02
4. Правонарушение
ОК 05
ПК 4.1
ОК 01
ОК 02
5. Юридическая
ОК 05
ответственность
ПК 4.1
ОК
6. Контрольно
01,02,03,05,09 обещающее занятие по
ПК 2.1, 4.1
разделу 1
Раздел 2. Основы конституционного права
ОК 02
ОК 05
ОК 06

7. Основы
конституционного строя

Составление или заполнение таблиц/схем
Решение правовых задач и мини-кейсов
Устный опрос
Решение правовых задач и мини-кейсов
Составление или заполнение таблиц/схем
Устный опрос
Составление или заполнение таблиц/схем
Составление или заполнение таблиц/схем
Устный опрос
Письменный опрос по вариантам

Практическое занятие по работе с
конституцией РФ.
Составление или заполнение таблиц/схем
Устный опрос

20

ОК 01
ОК 02
ОК 06
ОК 01
ОК 02
ОК 06
ОК 02
ОК 06

8. Система
конституционных прав и
обязанностей человека и
гражданина в
Российской Федерации

Практическое занятие по работе с
конституцией РФ.
Составление или заполнение таблиц/схем
Решение правовых задач и мини-кейсов

9. Федеративное
устройство России.

Практическое занятие по работе с
конституцией РФ.
Составление или заполнение таблиц/схем
Решение правовых задач и мини-кейсов

10. Конституционноправовой статус высших
органов власти в
Российской Федерации
ОК
11. Контрольно
01,02,05,06
обещающее занятие по
разделу 2
Раздел 3. Отрасли права
ОК 01
ОК 02
12.Гражданское право
ОК 04
ПК 3.1
ОК 01
ОК 02
13. Юридические лица
ОК 04
ОК 01
ОК 03
14. Трудовое право
ОК 04
ОК 01
15. Составление проекта
ОК 03
трудового договора
ОК 04
ОК 01
ОК 02
16. Семейное право
ОК 04
ОК 01
17. Административное
ОК 02
право. Уголовное право
ОК 04
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
18. КонтрольноОК 05, ОК 06,
обобщающее занятие по
ОК 07, ОК 09
дисциплине
ПК 3.1, 2.1,
4.1

Практическое занятие по работе с
Конституцией РФ.
Составление или заполнение таблиц/схем
Решение правовых задач и мини-кейсов
Письменный опрос по вариантам

Решение правовых задач и мини-кейсов
Составление или заполнение таблиц/схем
Работа с документами
Составление или заполнение таблиц/схем
Устный опрос
Решение правовых задач и мини-кейсов
Задания на установление соответствия
Составление или заполнение таблиц/схем
Практическое занятие составление проекта
трудового договора на основе ТК РФ.
Решение правовых задач и мини-кейсов
Работа с документами
Составление или заполнение таблиц/схем
Решение правовых задач и мини-кейсов
Составление или заполнение таблиц/схем
Работа с документами

Выполнение заданий промежуточной
аттестации

21

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

ДУД.15 Право

Специальность 21.02.19

Землеустройство

Курс 1 курс группы 11З
Форма обучения: очная

22

Пояснительная записка:
ОД: Право
Итоговая аттестация: дифференцированный зачет
Форма проведения: контрольная работа
Время выполнения работы: 90 минут
Период проведения контроля: 2 семестр
Промежуточная
аттестация
дифференцированного зачета.

осуществляется

в

виде

1. Назначение проверочной работы
Промежуточная аттестация (зачет) проводится по окончании изучения
общеобразовательной дисциплины «Право» на базовом уровне (естественнонаучный и технологический профили).
Преподаватель профессиональной образовательной организации может
провести проверочную работу по дисциплине «Право» (зачет), которая
предназначена для промежуточной аттестации, итоговой оценки учебной
подготовки студентов, завершивших освоение общеобразовательной дисциплины
«Право».
Задачи проведения проверочной работы (зачета):
– определить уровень усвоения содержания образования по
общеобразовательной дисциплине «Право»;
– предоставить обучающимся возможность самореализации в учебной
деятельности;
–
определить
пути
совершенствования
преподавания
общеобразовательной
дисциплины
«Право»
на
уровне
среднего
профессионального образования.
2. Характеристика фонда оценочных средств
Проверочная работа состоит из 23 заданий. В работе содержатся задания
базового и повышенного уровней сложности. На выполнение работы
отводится 90 мин. (1,5 часа). Для выполнения заданий дополнительного
оборудования не требуется. При выполнении работы не разрешается
пользоваться учебниками, рабочими тетрадями и другими справочными
материалами. Выполнение задания в зависимости от типа и трудности
оценивается разным количеством баллов. Максимальный балл за выполнение
всей контрольной работы – 50 баллов.
23

3. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Каждое из заданий 1-10, 16-18 считается выполненным верно, если
правильно указаны цифры, верный ответ – 1 балл.
Полный правильный ответ на каждое из заданий 11-13 оценивается 2
баллами; неполный, неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.
Полный правильный ответ на задание 14-15 оценивается 2 баллами;
выполнение задания с одной ошибкой – 1 баллом; за выполнение задания с
двумя-тремя ошибками или полное отсутствие ответа выставляется 0 баллов.
Полный правильный ответ на задание 19 оценивается 10 баллами;
выполнение задания с одной ошибкой – 6 баллами; за выполнение задания с
двумя ошибками – 3 баллами, за выполнение задания с тремя ошибками и
более или полное отсутствие ответа выставляется 0 баллов.
Полный правильный ответ на задание 20 оценивается 3 баллами;
выполнение задания с одной ошибкой – 1 баллом; за выполнение задания с
двумя-тремя ошибками или полное отсутствие ответа выставляется 0 баллов.
Полный правильный ответ на задание 21 оценивается 4 баллами;
выполнение задания с одной ошибкой – 2 баллами; за выполнение задания с
двумя-тремя ошибками или полное отсутствие ответа выставляется 0 баллов.
Полученные обучающимся баллы за выполнение всех заданий
суммируются. Суммарный балл переводится в отметку по пятибалльной
шкале с учѐтом рекомендуемой шкалы перевода:
Суммарный балл
40-50
30-39
16-29
1-15

% выполнения
80-100
60-79
31-59
0-30

Отметка по 5-балльной шкале
«5»
«4»
«3»
«2»

24

Вариант итоговой проверочной работы
по общеобразовательной дисциплине «Право» (базовый уровень)
1. Первое заседание Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации открывает
1) Президент Российской Федерации
2) Председатель Правительства Российской Федерации
3) Председатель Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации
4) Старейший по возрасту депутат
Ответ:
2. Брачный договор – это соглашение лиц, вступающих в брак, или
соглашение супругов, которое устанавливает
1) права и обязанности супругов в случае расторжения брака
2) имущественные и личные неимущественные права и обязанности
родителей и детей
3) личные неимущественные права и обязанности супругов в браке и
(или) в случае его расторжения
4) имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в
случае его расторжения
Ответ:
3. Событием с точки зрения гражданского права является
1) поступление в университет
2) рождение ребенка
3) вступление в брак
4) подача наследником заявления о принятии наследства
Ответ:
4. Право на защиту своей чести и доброго имени относится к
группе прав
1) личных (гражданских)
2) политических
3) социальных
4) культурных
Ответ:

25

5. Конкретные жизненные обстоятельства, с которыми закон
связывает возникновение, изменение и прекращение правовых
отношений - это
1) казус
2) юридический факт
3) правовой случай
4) юридический деликт
Ответ:
6. Определите верность суждения, где верно – 1, неверно – 2. Ответ
впишите в виде цифры.
Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной
власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.
Ответ:
7. Определите верность суждения, где верно – 1, неверно – 2. Ответ
впишите в виде цифры.
Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о
компетенции между федеральными органами государственной власти.
Ответ:
8. Определите верность суждения, где верно – 1, неверно – 2. Ответ
впишите в виде цифры.
Работодатели не могут самостоятельно устанавливать дополнительные
отпуска для работников.
Ответ:
9. Определите верность суждения, где верно – 1, неверно – 2. Ответ
впишите в виде цифры.
Изменение имени и (или) фамилии ребенка, достигшего возраста
десяти лет, может быть произведено только с его согласия.
Ответ:
10. Определите верность суждения, где верно – 1, неверно – 2.
Ответ впишите в виде цифры.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к
административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
26

Ответ:
11. Найдите и укажите, какие из приведенных форм права,
являются лишними и не признаются в РФ в качестве таковых, и
запишите цифры, под которыми они указаны:
1) правовой обычай 2) принцип права 3) судебный прецедент 4)
нормативный правовой акт 5) правовой договор 6) правовая доктрина.
Ответ:
12. Найдите и укажите, из каких нижеперечисленных
характеристик складывается деликтоспособность физического лица, и
запишите цифры, под которыми они указаны:
Из
каких
нижеперечисленных
характеристик
складывается
деликтоспособность физического лица:
1) возраст;
2) трудовой стаж;
3) вменяемость;
4) образование;
5) гражданство.
Ответ:
13. Найдите и укажите характеристики, не относящиеся к
объективной стороне правонарушения, и запишите цифры, под
которыми они указаны:
1) деяние в форме действия или бездействия; 2) общественно опасные
последствия деяния; 3) мотив; 4) причинная связь между деянием и
последствиями; 5) субъект правонарушения; 6) способ обстановка
совершения правонарушения.
Ответ:
14. Найдите в приведенном ниже списке избирательные цензы,
принятые в демократических странах и запишите цифры, под которыми
они указаны.
1)
пол
2)
возраст
3)
гражданство
4)
род занятий
5)
дееспособность
27

6)
привлечение к уголовной ответственности (по приговору суда)
Ответ:
15. Найдите в приведенном ниже списке виды правотворчества и
запишите цифры, под которыми они указаны.
1)
правоприменительное
2)
подзаконное
3)
муниципальное
4)
договорное
5)
референдум
6)
политическое
Ответ:
16. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех
остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите цифру, под
которой оно указано:
1) Правительство РФ; 2) органы исполнительной власти; 3)
Правительство города Москвы; 4) Министерство образования и науки РФ; 5)
Департамент здравоохранения города Санкт-Петербург.
Ответ:
17. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех
остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите цифру, под
которой оно указано:
1) право на благоприятную окружающую среду, 2) право на жилище, 3)
право на охрану здоровья, 4) социальное право, 5) право на социальное
обеспечение, 6) право на образование.
Ответ:
18. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех
остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите цифру, под
которой оно указано:
1) составление списка избирателей; 2) предвыборная агитация; 3)
голосование; 4) избирательный процесс; 5) определение результатов; 6)
назначение выборов.
Ответ:
28

19. Выберите и запишите в соответствующие колонки номера, под
которыми указаны элементы судебной системы Российской Федерации.
Судебная система
Российской
Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации
Федеральные арбитражные суды
Верховный Суд Российской Федерации
мировые судьи
Федеральные суды общей юрисдикции
Федеральные суды
Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации
Суды субъектов Российской Федерации

1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)

20. Установите соответствие между примерами действий и формой
реализации права. К каждой позиции, данной в первом столбце,
подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А
Б
В

Пример действия
Вынесение приговора судом
Получение высшего
образования
Вынесение постановления о
привлечении к

1

2

Форма реализации права
Правоприменение

Соблюдение
29

Г
Д

Ответ:
А

административной
ответственности
Оплата проезда в метро
Переход дороги по
пешеходному переходу

Б

3

В

Использование

Г

Д

21. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд
слов. Выберите из предлагаемого списка слова/словосочетания, которые
необходимо вставить на место пропусков.
Конституционное право – _______________(А) права, закрепляющая и
регулирующая основы конституционного строя Российской Федерации,
правовой
статус
человека
и
_________________(Б),
_____________________(В)
устройство,
систему
органов
___________________(Г) власти и органов местного самоуправления.
Доминирующим методом правового регулирования является ______________
(Д) метод, основанный на властных предписаниях. Основной источник
конституционного права – __________________(Е).
Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя
каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем
вам потребуется для заполнения пропусков.

1) федеративное
2) отрасль
3) ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»
4) публичной
5) Конституция РФ
6) личность
7) гражданин
8) государственной
9) императивный
30

В таблице указаны буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите под
каждой буквой номер выбранного вами слова.
А

Б

В

Г

Д

Е

22. Решите правовую задачу.
Александр Ц. решил установить в доме теплый туалет, для чего нанял
рабочих из соседней деревни. В результате неквалифицированных действий
Александра Ц. и рабочих по установке очистного сооружения и подъема
грунтовых вод, вода в колодце соседей была испорчена.
1. Какое право человека и гражданина в результате действий рабочих
было нарушено?
2.

К какой группе прав человека относится данное право?

3.

Какой нормативный правовой акт закрепляет эти права?

4. Можно ли привлечь Александра Ц. к ответственности, если да, то
каким нормативным правовым актом устанавливается ответственность?
23. Решите правовую задачу.
У гражданки Алексеевой долгое время болит нога. Еѐ подруга
посоветовала сходить к бабушке Ефросинье, к которой часто приезжали
люди из разных городов как к целительнице. Когда Алексеева пришла к
целительнице, та посоветовала ей каждый день прикладывать заговоренные
листья подорожника к ноге, пообещав, что через три дня еѐ нога пройдет. За
этот совет Ефросинья взяла с Алексеевой 1500 рублей. Через три дня боль в
ноге так и не прошла.
1. Какой вид правоотношений представлен в данном случае?
2. Каким нормативным правовым актом регулируется данный вид
правоотношений?
3. Подлежит ли ответственности целительница Ефросинья? Ответ
аргументируйте.
4. Изменится ли решение задачи, если бы совет целительницы помог?
Ответы на задания итоговой проверочной работы
по общеобразовательной дисциплине «Право» (базовый уровень)
31

№ задания
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

Ответ
4
4
2
1
2
1
1
2
1
1
36
13
35
2356
2345
2
4
4
См. ответы ниже
13122
271895
См. ответы ниже
См. ответы ниже

Задание 19

32

Судебная
система
Российской
Федерации
Федеральные суды

Суды субъектов РФ

6.

8.

Верховный Суд
РФ

Конституцион
ный Суд РФ

3.

1.

конституционны
е (уставные)
суды субъектов
Российской
Федерации

мировые
судьи
4.

7.

Федеральные
суды общей
юрисдикции

Федеральные
арбитражные
суды

5.

2.

Задание 22
Вопрос
Правильный ответ
1
Право на благоприятную окружающую среду
2
Социальные права
Возможно: конституционные экологические права.
3
Конституция Российской Федерации
4
Дан ответ: «Да».
Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях.
Положительный ответ без указания нормативного
правового акта – 0 баллов
Максимальный балл

Баллы
1
1
1
2

5

Задание 23
Вопрос

Правильный ответ

Баллы

1

Административные правоотношения

1

2

Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях

1

33

3

4

Да, подлежит.
Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях предусматривает ответственность за
занятие народной медициной без получения разрешения,
установленного законом.
Положительный ответ без аргументации - 0 баллов
Нет, не изменится

2

Максимальный балл

5

1

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».