ОП.01 Экономика организации

1

Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с
примерной

программой,

разработанной

на

основе

Федерального

государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 38.02.07 Банковское дело, (базовая и
углубленная подготовка) укрупненной группы специальностей Экономика и
управление, утвержденного 5 февраля 2018 года № 67, с учетом программы
воспитания по специальности «Банковское дело»

Разработчик: Снежко Светлана Валерьевна, преподаватель ГАПОУ СО
«Красноуфимский аграрный колледж»

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РАБОЧЕЙ

ПРОГРАММЫ

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОПЦ.01 ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ»

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОПЦ.01 Экономика организации является обязательной частью
общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с
ФГОС 38.02.07 «Банковское дело» по специальности специалист банковского дела.
Учебная дисциплина ОПЦ.01 Экономика организации обеспечивает формирование
профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по
специальности 38.02.07 «Банковское дело». Особое значение дисциплина имеет при
формировании и развитии
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой
для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с
коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного
контекста.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках.
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
ПК 2.1. Оценивать кредитоспособность клиента
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Код 1
ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 01

распознавать задачу и/или
проблему
в
профессиональном и/или
социальном
контексте;
анализировать задачу и/или
проблему и выделять её
составные
части;
определять этапы решения
задачи;
выявлять
и
эффективно
искать
информацию,
необходимую для решения
задачи и/или проблемы;
составить план действия;

актуальный профессиональный и
социальный контекст, в котором
приходится
работать
и
жить;
основные источники информации и
ресурсы для решения задач и проблем
в
профессиональном
и/или
социальном контексте;
алгоритмы выполнения работ в
профессиональной
и
смежных
областях;
методы
работы
в
профессиональной и смежных сферах;
структуру плана для решения задач;
порядок оценки результатов решения
задач
профессиональной

Приводятся только коды компетенций общих и профессиональных для освоения, которых необходимо
освоение данной дисциплины.
1

4

ОК 02

ОК 03

ОК 04

ОК 05

определить необходимые
ресурсы;
владеть
актуальными
методами
работы
в
профессиональной
и
смежных
сферах;
реализовать составленный
план; оценивать результат
и
последствия
своих
действий (самостоятельно
или
с
помощью
наставника)
определять задачи для
поиска
информации;
определять необходимые
источники
информации;
планировать
процесс
поиска;
структурировать
получаемую информацию;
выделять
наиболее
значимое
в
перечне
информации;
оценивать
практическую значимость
результатов
поиска;
оформлять
результаты
поиска
определять
актуальность
нормативно-правовой
документации
в
профессиональной
деятельности; применять
современную
научную
профессиональную
терминологию; определять
и выстраивать траектории
профессионального
развития
и
самообразования;
ориентироваться в плане
счетов, группировать счета
баланса по активу и
пассиву;
присваивать
номера лицевым счетам.
организовывать
работу
коллектива и команды;
взаимодействовать
с
коллегами, руководством,
клиентами
в
ходе
профессиональной
деятельности
грамотно излагать свои
мысли
и
оформлять
документы
по
профессиональной
тематике
на
государственном
языке,
проявлять толерантность в

деятельности;
методологические
основы
организации
и
ведения
бухгалтерского учета в кредитных
организациях; краткая характеристика
основных
элементов
учетной
политики кредитной организации.

номенклатура
информационных
источников,
применяемых
в
профессиональной
деятельности;
приемы
структурирования
информации; формат оформления
результатов поиска информации;
задачи и требования к ведению
бухгалтерского учета в кредитных
организациях.

содержание актуальной нормативноправовой документации; современная
научная
и
профессиональная
терминология; возможные траектории
профессионального
развития
и
самообразования;
нормативноправовое
регулирование
бухгалтерского учета в банках;
принципы построения, структуру и
содержание разделов плана счетов
бухгалтерского
учета
кредитных
организаций, порядок нумерации
лицевых счетов.

психологические
основы
деятельности
коллектива,
психологические
особенности
личности;
основы
проектной
деятельности;
функции
подразделений бухгалтерской службы
в кредитных организациях.
особенности
социального
и
культурного
контекста;
правила
оформления документов и построения
устных
сообщений;
основные
принципы
организации
документооборота, виды банковских
документов и требования к их

5

ОК 09

ОК 10

ОК 11

ПК 2.1

ЛР 13 Соблюдающий
в своей
профессиональной
деятельности
этические принципы:
честности,
независимости,
профессионального
скептицизма,
противодействия
коррупции и
экстремизму,
обладающий
системным

рабочем
коллективе;
составлять
документы
аналитического учета и
анализировать содержание
документов синтетического
учета
применять
средства
информационных
технологий для решения
профессиональных задач;
использовать современное
программное обеспечение
понимать общий смысл
четко
произнесенных
высказываний на известные
темы (профессиональные и
бытовые), понимать тексты
на
базовые
профессиональные темы;
участвовать в диалогах на
знакомые
общие
и
профессиональные темы;
строить
простые
высказывания о себе и о
своей
профессиональной
деятельности;
кратко
обосновывать и объяснить
свои действия (текущие и
планируемые);
писать
простые
связные
сообщения на знакомые
или
интересующие
профессиональные темы
презентовать
идеи
открытия
собственного
дела в профессиональной
деятельности.
Оценивать
кредитоспособность
клиента

оформлению, порядок их хранения;
характеристика
документов
синтетического и аналитического
учета.

в
своей
профессиональной
деятельности этические
принципы: честности,
независимости,
профессионального
скептицизма,
противодействия
коррупции
и
экстремизму,
обладающий системным
мышлением и

Нормативно – правовые документы,
регулирующие и регламентирующие
банковскую деятельность, уметь

Соблюдать

современные средства и устройства
информатизации;
порядок
их
применения
и
программное
обеспечение в профессиональной
деятельности
правила построения простых и
сложных
предложений
на
профессиональные темы; основные
общеупотребительные
глаголы
(бытовая
и
профессиональная
лексика);
лексический
минимум,
относящийся к описанию предметов,
средств
и
процессов
профессиональной
деятельности;
особенности произношения; правила
чтения текстов профессиональной
направленности

основы финансовой грамотности;
порядок выстраивания презентации.
Анализировать
финансовое
положение заемщика – юридического
лица

принимать решение в условиях
риска и неопределенности

6

мышлением и
умением принимать
решение в условиях
риска и
неопределенности
ЛР 14 Готовый
соответствовать
ожиданиям
работодателей:
проектно-мыслящий,
эффективно
взаимодействующий с
членами команды и
сотрудничающий с
другими людьми,
осознанно
выполняющий
профессиональные
требования,
ответственный,
пунктуальный,
дисциплинированный,
трудолюбивый,
критически
мыслящий,
нацеленный на
достижение
поставленных целей;
демонстрирующий
профессиональную
жизнестойкость
ЛР 15
Сохранение
традиций и
поддержание
престижа своей
образовательной
организации
ЛР 16 Соблюдать
дисциплину труда

Достигать поставленные Этику
цели, соответствовать деятельности

ожиданиям
работодателей:
проектно-мыслить,
эффективно
взаимодействовать
членами
команды
сотрудничать
клиентами банка,

профессиональной

с
и
с

Принимать участие в мероприятиях и конкурсах разного уровня

Соблюдать правила внутреннего распорядка организации

7

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной дисциплины
в том числе:
теоретическое обучение
практические занятия
Самостоятельная работа
Курсовая работа
Консультации
Консультации для выполнения курсовой работы
Промежуточная аттестация

Объем часов
57
7
18
12
20
4
6
экзамен

8

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

№
пп

Наименование разделов и тем

1

1.

2.

3.

4.

5.

Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся

2
Раздел 1. Организация в условиях рынка
Организация - основное звено 1. Предпринимательская деятельность: сущность, виды.
экономики
2.Организация: понятие и классификация.
3.Организационно - правовые формы организаций. Объединения
организаций.
Раздел 2. Материально-техническая база организации
Зачет 1. Основной капитал и его Самостоятельная работа 1 / Консультация 1
роль впроизводстве
1. Понятие, состав и структура основных средств.
2. Показатели эффективности использования основных средств.
3. Нематериальные активы.
4. Понятие износа и амортизация основных средств.
5.Способы начисления амортизации
ПЗ 1 Расчет среднегодовой Рассчитать среднегодовую стоимость основных средств и
стоимости основных средств и
сумму амортизационных отчислений
амортизационных отчислений
ПЗ 2 Расчет показателей
Рассчитать показателей обеспеченности и эффективности
обеспеченности
и
использования основных средств
эффективности использования
основных средств
Оборотный капитал
Самостоятельная работа 2 / Консультация 2
1. Оборотные средства: понятие, состав, структура, источники
формирования.
2. Показатели эффективности использования оборотных средств.
3. Пути ускорения оборачиваемости.

Объем в
часах
3

Коды компетенций,
ЛР, формированию
которых
способствует
элемент программы
4

2

ОК 01-05,09-11,
ЛР 13-16

2

ОК 01-05,09-11,
ПК 2.1
ЛР 13-16

2

ОК 01-05,09-11,
ПК 2.1
ЛР 13-16

2

ОК 01-05,09-11,
ПК 2.
ЛР 13-161

2

ОК 01-05,09-11,
ПК 2.1
ЛР 13-16
9

6.

7.

8.

ПЗ 3 Расчет норматива
оборотных средств

Рассчитать норматив оборотных средств

ПЗ 4 Расчет показателей
эффективности использования
оборотных средств
Капитальные вложения и их
эффективность

Рассчитать показатели эффективности использования оборотных
средств

2

Самостоятельная работа 3
Капитальные вложения и их эффективность

2

2

Раздел 3. Кадры организации и производительность труда. Организация оплаты труда
9. Зачет
2.
Кадры
1. Персонал организации: понятие, классификация.
2. Нормирование труда.
организации
и
производительность труда
3.Производительность труда.
4.Мотивация труда.
10.

Организация
труда

оплаты

1. Сущность и принципы оплаты труда.
2. Бестарифная система оплаты труда.

3.Тарифная система и её элементы.

11.

12.

ПЗ 5 Расчет
производительности труда

1. Рассчитать показатели производительности труда

ПЗ 6 Расчет заработной платы

2.Рассчитать заработную плату

2

ОК 01-05,09-11,
ПК 2.1
ЛР 13-16

2

ОК 01-05,09-11,
ПК 2.1
ЛР 13-16

2

2
13.

14.

КР 1 Методика выполнения
курсовой работы
КР 2 Правовой
организации

статус

Методика выполнения курсовой работы по теме: «Оценка
кредитоспособности клиента коммерческого банк». Составить
план курсовой работы. Оформление Введения курсовой
работы.
Дать характеристику организационно-правовой формы предприятия,
используя Гражданский кодекс РФ. Местонахождение, адрес.

ОК 01-05,09-11,
ПК 2.1
ЛР 13-16
ОК 01-05,09-11,
ПК 2.1
ЛР 13-16
ОК 01-05,09-11,
ПК 2.1
ЛР 13-16

2
2

ОК 01-05,09-11,
ПК 2.1
ЛР 13-16
ОК 01-05,09-11,
ПК 2.1
ЛР 13-16
ОК 01-05,09-11,
ПК 2.1
ЛР 13-16
ОК 01-05,09-11,
ПК 2.1
ЛР 13-16
10

15.

КР
3
показатели
организации

Экономические
деятельности

ОК 01-05,09-11,
ПК 2.1
ЛР 13-16
Раздел 4. Издержки, цена, прибыль и рентабельность - основные показатели деятельности экономического субъекта
Зачет
3.
Издержки
Понятие себестоимости продукции, её виды. Смета
1
ОК 01-05,09-11,
ПК 2.1
производства
затрат на производство продукции. Группировка
ЛР 13-16
затрат по статьям калькуляции
ПЗ 7 Расчет сметы затрат на
Оформить смету затрат на производство и рассчитать
ОК 01-05,09-11,
ПК 2.1
производство
себестоимость единицы продукции
2
ЛР 13-16
Цена и ценообразование
ОК 01-05,09-11,
Самостоятельная работа 4/ Консультация по
2
ПК 2.1
курсовой работе 1
ЛР 13-16
1.Понятие, функции, виды цен
2.Порядок формирования цен
Прибыль и рентабельность
ОК 01-05,09-11,
Самостоятельная работа 5/ Консультация по
2
ПК 2.1
курсовой работе 2
ЛР 13-16
1.Понятие прибыли, ее виды
2.Рентабельность, её виды
ПЗ 8 Расчет прибыли
Рассчитать прибыль экономического субъекта
ОК 01-05,09-11,
2
экономического субъекта
ПК 2.1 ЛР 13-16
ПЗ 9 Расчет рентабельности
Рассчитать уровень рентабельности
ОК 01-05,09-11,
ПК 2.1
2
ЛР 13-16
2

16.

17.

18.

19.

20.
21.

11

22.

23.

24.
25.

26.

27.

28.

29.

КР 4 Оформление
теоретического обоснования
темы

КР 5 Анализ финансового
состояния предприятия
КР 6 Анализ показателей
ликвидности

1.Экономическая сущность малого и среднего бизнеса
Свердловской области
2. Современные тенденции развития рынка кредитования малого и
среднего предпринимательства
3. Проблемы кредитования малого и среднего бизнеса
Свердловской области
Рассчитать показатели
финансового состояния
предприятия
Рассчитать показатели ликвидности

2

2

2

КР 7 Анализ показателей
рентабельности

Рассчитать показатели рентабельности

КР 8 Оформление
заключения

Ответить на поставленные задачи в разделе «Введение»

Рекомендации для
повышения
эффективности
финансовой устойчивости
предприятия
КР 9 Оформление презентации
курсовой работы

Самостоятельная работа 6/ Консультация по курсовой работе 3
Оформить рекомендации для повышения эффективности
финансовой устойчивости конкретного предприятия

2

2
2

Оформить презентацию курсовой работы
2

КР10 Защита курсовой работы
2
ВСЕГО ЧАСОВ
из них самостоятельное
изучение
практические занятия
курсовая работа

ОК 01-05,09-11,
ПК 2.1
ЛР 13-16

ОК 01-05,09-11,
ПК 2.1
ЛР 13-16
ОК 01-05,09-11,
ПК 2.1
ЛР 13-16
ОК 01-05,09-11,
ПК 2.1
ЛР 13-16
ОК 01-05,09-11,
ПК 2.1
ЛР 13-16
ОК 01-05,09-11,
ПК 2.1
ЛР 13-16
ОК 01–05,09–11,
ПК 2.1,
ЛР 13–161
ОК 01–05,09–11,
ПК 2.1
ЛР 13-16

57
12
18
20
12

КОНСУЛЬТАЦИИ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
1. Основной капитал и его роль в производстве

2.

Оборотный капитал

1.Понятие, состав и структура основных средств.
2.Показатели эффективности использования основных
средств.
3. Нематериальные активы.
4. Понятие износа и амортизация основных средств.
5.Способы начисления амортизации
Оборотные средства: понятие, состав, структура,
источники формирования.
Показатели эффективности использования оборотных
средств.
Пути ускорения оборачиваемости.

2

Вид занятия
консультация 1

2

консультация 2

КОНСУЛЬТАЦИИ ПО КУРСОВОЙ РАБОТЕ
1.

Цена и ценообразование

Консультация по курсовой работе 1
1.Понятие, функции, виды цен
2.Порядок формирования цен

2

консультация 1

2.

Прибыль и рентабельность

Консультация по курсовой работе 2
1.Понятие прибыли, ее виды
2.Рентабельность, её виды

2

консультация 2

3.

Рекомендации для повышения эффективности
финансовой устойчивости предприятия

Консультация по курсовой работе 3
Оформить рекомендации для повышения эффективности
финансовой устойчивости конкретного предприятия

2

консультация 3

.

13

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины
следующие специальные помещения:
Кабинет экономики
налогообложения

должны быть предусмотрены

организации, бухгалтерского учета,

бухгалтерского учета

и

3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Печатные издания2:
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (действующая редакция);
2. Гражданский кодекс Российской Федерации в 4 частях (действующая редакция);
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от
30.12.2001 № 195-ФЗ (действующая редакция);
4. Налоговый кодекс Российской Федерации в 2 частях (действующая редакция);
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (действующая
редакция);
6. Грибов В.Д. Экономика организации (предприятия) / В. Д. Грибов, В.П. Грузинов,
В.А. Кузьменко. — М.: Издательство КноРус, 2014.

3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1. Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/
2. Министерство образования и науки РФ ФГАУ «ФИРО» http://www.firo.ru/
3. Портал «Всеобуч»- справочно-информационный образовательный сайт, единое
окно доступа к образовательным ресурсам –http://www.edu-all.ru/
4. Экономико–правовая библиотека [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://www.vuzlib.net.

3.2.3. Дополнительные источники

1. Информационно правовой портал http://konsultant.ru/
2. Информационно правовой портал http://www.garant.ru/
3. Официальный
сайт
Министерства
Финансов
Российской
Федерации
https://www.minfin.ru/
4. Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации
https://www.nalog.ru/
5. Официальный сайт Пенсионного фонда России http://www.pfrf.ru/
6. Официальный сайт Фонда социального страхования http://fss.ru/
7. Официальный
сайт
Фонда
обязательного
медицинского
страхования
http://www.ffoms.ru/
8. Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации http://www.cbr.ru/
9. Официальный сайт Президента России - http://www.kremlin.ru

14

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Умения:
- определять организационноправовые формы организаций;
- находить и использовать
необходимую экономическую
информацию;
- определять состав материальных,
трудовых и финансовых ресурсов
организации;
- заполнять первичные документы по
экономической деятельности
организации;
- рассчитывать по принятой методике
основные технико-экономические
показатели деятельности
организации.

оценка «отлично»
выставляется
обучающемуся, если он
глубоко и прочно усвоил
программный материал
курса, исчерпывающе,
последовательно, четко
и логически стройно его
излагает, умеет тесно
увязывать теорию с
практикой, свободно
справляется с задачами и
вопросами, не
затрудняется с ответами
при видоизменении
заданий, правильно
обосновывает принятые
решения, владеет
разносторонними
навыками и приемами
выполнения
практических задач;
оценка «хорошо»
выставляется
обучающемуся, если он
твердо знает материал
курса, грамотно и по
существу излагает его,
не допуская
существенных
неточностей в ответе на
вопрос, правильно
применяет
теоретические
положения при решении
практических вопросов и
задач, владеет
необходимыми
навыками и приемами их
выполнения;
оценка
«удовлетворительно»
выставляется
обучающемуся, если он
имеет знания только
основного материала, но
не усвоил его деталей,

Экспертная
оценка
деятельности
обучающихся
при выполнении
и защите
курсовой работы
по теме «Оценка
эффективности
использования
основных
фондов (средств)
организации»,
результатов
практических
занятий,
выполнении
домашних работ,
опроса,
результатов
внеаудиторной
самостоятельной
работы
обучающихся,
контрольных
работ.

ОК 01. Выбирать способы решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно
к
различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и
интерпретацию
информации,
необходимой для выполнения задач
профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать
собственное профессиональное и
личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и
команде,
эффективно
взаимодействовать
с
коллегами,
руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и
письменную
коммуникацию
на
государственном языке Российской
Федерации с учетом особенностей
социального
и
культурного
контекста.
ОК
09.
Использовать
информационные
технологии
в
профессиональной деятельности.
ОК
10.
Пользоваться
профессиональной документацией на
государственном и иностранном
языках.
ОК 11. Использовать знания по

15

финансовой
грамотности,
планировать предпринимательскую
деятельность в профессиональной
сфере.
ПК 2.1.Оценивать
кредитоспособность клиента
ЛР 13 Соблюдающий в своей
профессиональной деятельности
этические принципы: честности,
независимости, профессионального
скептицизма, противодействия
коррупции и экстремизму,
обладающий системным мышлением
и умением принимать решение в
условиях риска и неопределенности
ЛР 14 Готовый соответствовать
ожиданиям работодателей: проектномыслящий, эффективно
взаимодействующий с членами
команды и сотрудничающий с
другими людьми, осознанно
выполняющий профессиональные
требования, ответственный,
пунктуальный, дисциплинированный,
трудолюбивый, критически
мыслящий, нацеленный на
достижение поставленных целей;
демонстрирующий
профессиональную жизнестойкость
ЛР 15 Сохранение традиций и
поддержание престижа своей
образовательной организации
ЛР 16 Соблюдать дисциплину труда

допускает неточности,
недостаточно
правильные
формулировки,
нарушения логической
последовательности в
изложении
программного
материала, испытывает
затруднения при
выполнении
практических задач;
оценка
«неудовлетворительно»
выставляется
обучающемуся, который
не знает значительной
части программного
материала, допускает
существенные ошибки,
неуверенно, с большими
затруднениями решает
практические задачи или
не справляется с ними
самостоятельно.

16

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ
Специальность 38.02.07 «Банковское дело»
2 курс, группа21 БД

17

СОДЕРЖАНИЕ
4.1 Паспорт комплекта контрольно - оценочных средств
4.1.1 Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
4.1.2 Формы промежуточной аттестации
4.1.3 Описание процедуры экзамена
4.1.4 Критерии оценки на экзамене
4.2 Комплект «Промежуточная аттестация»
4.2.1 Экзаменационные вопросы
4.2.2 Типовые практические задания

18

4.1 ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ
СРЕДСТВ
4.1.1 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Предметом оценки освоения учебной дисциплины (УД) являются
умения и знания.
Контроль и оценка этих дидактических единиц осуществляются с
использованием следующих форм и методов:
Таблица 1 – Формы и методы контроля и оценки дидактических единиц
№
п/п

Контролируемые разделы
(темы) дисциплины

Код контролируемой
компетенции (или ее
части)
ОК 1-5
ОК 9-11
ПК 2.1

1

Раздел 1 « Организация, в
условиях рынка».

2

Раздел 2: «Материальнотехническая база
организации»

ОК 1-5
ОК 9-11
ПК 2.1

3

Раздел 3: « Кадры
организации и
производительность труда.
Организация оплаты труда»

ОК 1-5
ОК 9-11
ПК 2.1

4

Раздел 4: «Раздел 4.
Издержки, цена, прибыль и
рентабельность - основные
показатели деятельности
экономического субъекта

ОК 1-5
ОК 9-11
ПК 2.1

6

Итоговая аттестация по
дисциплине

ОК 1-5
ОК 9-11
ПК 2.1

Наименование оценочного
средства
Рабочая тетрадь
Тест
Задания для самостоятельной
внеаудиторной работы
Курсовая работа
Экзамен
Рабочая тетрадь
Тест
Проект
Задания для самостоятельной
внеаудиторной работы
Курсовая работа
Экзамен
Рабочая тетрадь
Тест
Задания для самостоятельной
внеаудиторной работы
Курсовая работа
Рабочая тетрадь
Тест
Проект
Задания для самостоятельной
внеаудиторной работы
Курсовая работа
Экзамен
Экзамен

19

Оценка освоения УД предусматривает использование пятибалльной
системы оценки.
4.1.2 ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИИ
Таблица 2 - Запланированные формы промежуточной аттестации
№
семестра
4

Формы промежуточной аттестации
Экзамен

Форма проведения
Устный экзамен по билетам

4.1.3 ОПИСАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ЭКЗАМЕНА
Процедура экзамена устанавливает уровень сформированности следующих
ОК и ПК
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации,
необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с
коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на
государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей
социального и культурного контекста.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном
и иностранном языках.
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
ПК 2.1.Оценивать кредитоспособность клиента
Умений
Умения:
- определять организационно-правовые формы организаций;
- находить и использовать необходимую экономическую информацию;
- определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов
организации;
- заполнять первичные документы по экономической деятельности
организации;
рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические
показатели деятельности организации.
20

Количество

заданий

для

студента:

два

теоретических

вопроса

и

практическое задание.
Время выполнения каждого задания и максимальное время на экзамен:
Задание № 1- 10 мин.
Задание № 2- 10 мин.
Практической задание – 10 мин.
Всего на экзамен 30 мин.
Условия выполнения заданий
Помещение: учебная аудитория.
Требования охраны труда: инструктаж по технике безопасности.
Оборудование: калькулятор для выполнения расчетов.
Перечень справочной и нормативной литературы для использования на
экзамене:
1.

Формы

отчетности

о

финансово-экономическом

состоянии

товаропроизводителей агропромышленного комплекса
4.1.4 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ НА ЭКЗАМЕНЕ
Таблица 4 – Критерии оценки на экзамене
№ Критерии оценки
п/п
1. Владеет эмоционально- психологической устойчивостью при
выполнении экзаменационных заданий и объяснении
представленных ответов
2. Предоставляет в срок ответ по экзаменационным вопросам
(выполнение экзаменационных заданий в течение 30 минут);
3. Отражает межпредметную связь по дисциплинам экономического
цикла, т.е. глубину содержания ответов на экзаменационные
вопросы, их обоснованность и убедительность.
4. Использует информацию, необходимую для эффективного
выполнения практического задания в билете
5. Использует методы: сравнения, экономико – математический,
монографический, экспериментальный в различных видах
профессиональной деятельности (правильно рассчитывает
экономические показатели деятельности организации и
представляет анализ этих показателей)
6. Объясняет теоретические ответы и результаты решения
практического задания
Всего баллов

оценка

само
оценка

21

Критерии баллов
21-24 балла «5»
17-20 балла «4»
14-16 балла «3»
менее 14 балла «2»
Критерии оценки: 0 признак не проявлен
1 признаки имеет единственное проявление
2 признак имеет частичное проявление
3 признак проявлен не в полном объеме
4 признак проявлен в полном объеме

4.2. КОМПЛЕКТ «ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ»
4.2.1 Экзаменационные вопросы
1.Роль дисциплины «Экономика организации» в процессе освоения основной
профессиональной образовательной программы по специальности.
Связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики.
2.Роль и значение отрасли в системе рыночной экономики.
3. Признаки отрасли и показатели развития, современное состояние.
4.Сущность организации, как основного звена экономики отраслей. Понятие и основные
признаки организации, юридического лица, основные принципы построения
экономической системы организации.
5.Классификация организаций. Механизм функционирования организации.
6. Внутренняя и внешняя среда предприятия
7.Понятие предпринимательства, основные виды предпринимательства.
8.Организационно-правовые формы хозяйствования - основные характеристики и
принципы функционирования
9. Производственная структура организации и ее элементы.
10. Производственный процесс: понятие, содержание, структура, принципы организации.

11.Производственный цикл, его структура, длительность, пути сокращения.
12. Методы организации производства.
11.Размещение как форма общественного разделения труда.
12.Понятие специализации. Виды, формы специализации.
13.Структура товарной продукции, методика ее определения.
14.Понятие уровня специализации, его виды.
15. Значение и использование земли.
16. Особенности земли как главного средства производства.

22

17. Состав, структура и состояние земельных ресурсов.

18.Понятие государственного земельного кадастра.
19.Порядок ведения государственного земельного кадастра.
20.Мониторинг земель: понятие и задачи.
21.Понятие и методика оценки земли.
22.Дифференциальная земельная рента: понятие, виды.
23.Показатели эффективности использования земли.
24.Понятие капитала и имущества предприятия.
25.Структура капитала: основной и оборотный
26. Понятие материально-вещественных и нематериальных элементов имущества.

Движимое и недвижимое имущество.
27. Понятие и классификация основного капитала.
28. Оценка основных фондов.
29. Износ и амортизация основных фондов: понятие. Виды износа.

30.Воспроизводство основных фондов.
31. Показатели эффективности использования основных фондов.
32. Состав и структура оборотного капитала. Кругооборот оборотных средств.

33.Материальные ресурсы и показатели их использования.
34.Показатели эффективности использования оборотных средств.
35.Проблемы обновления материально-технической базы организаций.
36.Источники и структура капитальных вложений.
37.Сущность инвестиций и их значение для развития организаций
38.Понятие аренды и лизинга
39.Нематериальные активы: понятие и классификация
40.Состав и структура трудовых ресурсов организации.
41. Производительность труда: понятие, значение, методы измерения.
42. Показатели уровня производительности труда. Факторы роста производительности

труда
43. Сущность и принципы нормирования труда.

44.Виды норм труда, их определение.
45.Способы и методы нормирования.
46.Принципы оплаты труда.
47.Тарифная и бестарифная системы оплаты труда.
48.Формы и системы оплаты труда.
23

49. Фонд оплаты труда и его структура.
50. Основные элементы и системы премирования работников.

51.Понятие и состав издержек производства и реализации продукции.
52.Классификация производственных затрат.
53. Цена и ее функции.
54. Виды цен и их классификация. Состав и структура цен.
55. Прибыль предприятия, ее сущность и формирование. Факторы, влияющие на прибыль.

56.Распределение и использование прибыли.
57.Виды и показатели рентабельности. Методика расчета уровня рентабельности.
58.Понятие финансов организации, их значение и функции.
59. Финансовые ресурсы организации, их источники. Управление финансовыми ресурсами

организации
60. Сущность и принципы планирования.

61.Виды планирования.
62.Сущность и показатели эффективности деятельности организации.

4.2.2 Типовые практические задания
1. Цена приобретения единицы оборудования 7 млн. руб.; транспортно-монтажные затраты

1,2 млн. руб.; норма амортизации 12,5%, период эксплуатации 15 лет. Определите
первоначальную и остаточную стоимость основных производственных фондов.
2. В 2015 г. организация произвела продукции на сумму 980 млн. руб., среднегодовая

стоимость ее основных производственных фондов составила 400 млн. руб. В 2016 г.
выпущено продукции на сумму 890 млн. руб., среднегодовая стоимость основных
производственных фондов организации — 500 млн. руб. Необходимо определить, как
изменилась фондоѐмкость (в %).
3. В 2015 г. организация изготовила изделий на сумму 980 млн. руб., среднегодовая

стоимость ее основных производственных фондов составила 400 млн. руб. В 2016 г.
выпущено продукции на сумму 890 млн. руб., среднегодовая стоимость основных
производственных фондов организации — 500 млн. руб. Необходимо определить, как
изменилась фондоотдача (в%).
4. На начало года стоимость основных средств фирмы составляла 8500 млн. руб. В течение

года списано в связи с износом основных средств на сумму 700 млн. руб. и введено в
действие новых основных средств на сумму 500 млн. руб. Годовой объем товарной
продукции составил 22 700 млн. руб. при среднегодовой численности 2310 человек.
Определите фондовооруженность предприятия. Сделать вывод.
24

5. Оборудование было приобретено по полной первоначальной стоимости 120 тыс. руб.

Срок полезного использования – 1,5 года. Рассчитать величину амортизационных
отчислений для налогового учета линейным методом.
6. Определите дополнительный объем продукции в планируемом году при тех же

оборотных средствах, если число оборотов увеличивается на один. Исходные данные:
выпуск продукции в базисном году - 30 тыс. руб.; средний размер оборотных средств в
базисном году - 10 тыс. руб.
7. В отчетном году сумма нормируемых оборотных средств на предприятии составила

100000 руб. Длительность одного оборота оборотных средств – 35 дней. В будущем году
объем реализуемой продукции увеличился на 5%. На сколько дней сократиться время
одного оборота при той же величине нормируемых оборотных средств.

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».