Физика

Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» разработана на основе:
– примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Физика» для
профессиональных образовательных организаций, утвержденной на заседании Совета по
оценке содержания и качества примерных рабочих программ общеобразовательного и
социально-гуманитарного циклов среднего профессионального образования, протокол
№ 14 от «30» ноября 2022 г. (ИРПО),
– федерального государственного стандарта среднего профессионального образования
для УГПС 23.00.00 и профиля профессионального образования специальностей по
программе подготовки специалистов среднего звена среднего профессионального
образования (ППССЗ СПО),
–

с

учетом

Рабочей

программы

воспитания

по

специальности

35.02.08

Электротехнические системы в агропромышленном комплексе (АПК)
Организация разработчик: ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный колледж»
Разработчик: Корепанова Н.В. – преподаватель

2

1. Общая

характеристика

примерной

рабочей

программы

общеобразовательной дисциплины
Общеобразовательная

дисциплина

«Физика»

является

обязательной

частью

общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по
специальности 35.02.08 Электротехнические системы в агропромышленном комплексе
(АПК)
В соответствии с ФГОС СОО физика является обязательной дисциплиной на уровне
среднего общего образования. На изучение дисциплины «Физика» на базовом уровне
отводится три зачетные единицы.
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1. Цели дисциплины:
Содержание программы общеобразовательной дисциплины Физика направлено на
достижение следующих целей:



формирование у обучающихся уверенности в ценности образования, значимости

физических

знаний

для

современного

квалифицированного

специалиста

при

осуществлении его профессиональной деятельности;



формирование естественно-научной грамотности;



овладение специфической системой физических понятий, терминологией и

символикой;



освоение основных физических теорий, законов, закономерностей;



овладение основными методами научного познания природы, используемыми в

физике

(наблюдение,

описание,

измерение,

выдвижение

гипотез,

проведение

эксперимента);



овладение умениями обрабатывать данные эксперимента, объяснять полученные

результаты, устанавливать зависимости между физическими величинами в наблюдаемом
явлении, делать выводы;



формирование умения решать физические задачи разных уровней сложности;



развитие

познавательных

интересов,

интеллектуальных

и

творческих

способностей в процессе приобретения знаний с использованием различных источников
информации и современных информационных технологий; умений формулировать и
обосновывать собственную позицию по отношению к физической информации,
получаемой из разных источников;



воспитание чувства гордости за российскую физическую науку.

Освоение курса ОД «Физика» предполагает решение следующих задач:
3



приобретение знаний о фундаментальных физических законах, лежащих в

основе современной физической картины мира, принципов действия технических
устройств и производственных процессов, о наиболее важных открытиях в области
физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии;



понимание

физической

сущности

явлений,

проявляющихся

в

рамках

производственной деятельности;



освоение

практических

и

способов

использования

профессиональных

физических

задач,

знаний

объяснения

для

явлений

решения
природы,

производственных и технологических процессов, принципов действия технических
приборов и устройств, обеспечения безопасности производства и охраны природы;



формирование

умений

решать

учебно-практические

задачи

физического

содержания с учѐтом профессиональной направленности;



приобретение опыта познания и самопознания; умений ставить задачи и решать

проблемы с учѐтом профессиональной направленности;



формирование умений искать, анализировать и обрабатывать физическую

информацию с учѐтом профессиональной направленности;



подготовка обучающихся к успешному освоению дисциплин и модулей

профессионального цикла: формирование у них умений и опыта деятельности,
характерных для профессий / должностей служащих или специальностей, получаемых в
профессиональных образовательных организациях;



подготовка к формированию общих компетенций будущего специалиста:

самообразования, коммуникации, проявления гражданско-патриотической позиции,
сотрудничества,

принятия

решений

в стандартной

и нестандартной

ситуациях,

проектирования, проведения физических измерений, эффективного и безопасного
использования различных технических устройств, соблюдения правил охраны труда при
работе с физическими приборами и оборудованием.
Особенность формирования совокупности задач изучения физики для системы
среднего профессионального образования заключается в необходимости реализации
профессиональной направленности решаемых

задач, учѐта особенностей сферы

деятельности будущих специалистов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:



смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество,

взаимодействие,

электромагнитное

поле,

волна,

фотон,

атом,

атомное

ядро,

ионизирующие излучения;
4



смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа,

механическая

энергия,

внутренняя

энергия,

абсолютная

температура,

средняя

кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический
заряд;



смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения,

сохранения

энергии,

импульса

и

электрического

заряда,

термодинамики,

электромагнитной индукции, фотоэффекта;



вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на

развитие физики;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:



проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты,



выдвигать гипотезы и строить модели,



применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных

физических явлений и свойств веществ;



практически использовать физические знания;



оценивать достоверность естественно-научной информации;



использовать приобретенные знания и умения для решения практических задач

повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального
природопользования и охраны окружающей среды.



описывать и объяснять физические явления и свойства тел: свойства газов,жидкостей

и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн;
волновые свойства света; излучение и поглощение светаатомом; фотоэффект;



отличать гипотезы от научных теорий;



делать выводы на основе экспериментальных данных;



приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются

основой для выдвижения гипотез и

теорий, позволяют проверить

истинность

теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные
явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;



приводить примеры практического использования физических знаний: законов

механики,

термодинамики

и

электродинамики

в

энергетике;

различных

видов

электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики
в создании ядерной энергетики,лазеров;



воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать
5

информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных
статьях.



применять полученные знания для решения физических задач;



определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле*;



измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом

их погрешностей.

6

1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в
соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК.

7

Код и наименование
формируемых компетенций
ОК
01.
Выбирать
способы
решения
задач
профессиональной
деятельности применительно
к различным контекстам

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие 1
В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности мастерства,
трудолюбие;
- готовность к активной деятельности технологической и
социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
- интерес к различным сферам профессиональной
деятельности,
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать
проблему, рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак или основания для
сравнения, классификации и обобщения;
- определять цели деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения;
выявлять
закономерности
и
противоречия
в
рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям, оценивать риски последствий
деятельности;
- развивать креативное мышление при решении жизненных
проблем

Дисциплинарные 2
- сформировать представления о роли и месте
физики и астрономии в современной научной картине
мира, о системообразующей роли физики в развитии
естественных наук, техники и современных технологий, о
вкладе российских и зарубежных ученых-физиков в
развитие науки; понимание физической сущности
наблюдаемых явлений микромира, макромира и
мегамира; понимание роли астрономии в практической
деятельности
человека
и
дальнейшем
научнотехническом развитии, роли физики в формировании
кругозора и функциональной грамотности человека для
решения практических задач;
- сформировать умения решать расчетные задачи с
явно заданной физической моделью, используя
физические законы и принципы; на основе анализа
условия задачи выбирать физическую модель, выделять
физические величины и формулы, необходимые для ее
решения, проводить расчеты и оценивать реальность
полученного значения физической величины; решать
качественные
задачи,
выстраивая
логически
непротиворечивую цепочку рассуждений с опорой на
изученные законы, закономерности и физические
явления;
владеть
основополагающими
физическими

1 Указываются формируемые личностные и метапредметные результаты из ФГОС СОО (в последней редакции от 12.08.2022) в отглагольной форме
2 Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО (в последней редакции от 12.08.2022 для базового и
углубленного уровня обучения
8

б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем;
выявлять
причинно-следственные
связи
и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения,
находить аргументы для доказательства своих утверждений,
задавать параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи
результаты, критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных
областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы
и решения;
- способность их использования в познавательной и
социальной практике

понятиями
и
величинами,
характеризующими
физические процессы (связанными с механическим
движением, взаимодействием тел, механическими
колебаниями
и
волнами;
атомно-молекулярным
строением
вещества,
тепловыми
процессами;
электрическим и магнитным полями, электрическим
током, электромагнитными колебаниями и волнами;
оптическими явлениями; квантовыми явлениями,
строением атома и атомного ядра, радиоактивностью);
владение
основополагающими
астрономическими
понятиями, позволяющими характеризовать процессы,
происходящие на звездах, в звездных системах, в
межгалактической среде; движение небесных тел,
эволюцию звезд и Вселенной;
сформировать
умения
применять
основополагающие астрономические понятия, теории и
законы для анализа и объяснения физических процессов,
происходящих на звездах, в звездных системах, в
межгалактической среде, движения небесных тел,
эволюции звезд и Вселенной;
- владеть закономерностями, законами и теориями
(закон всемирного тяготения, I, II и III законы Ньютона,
закон сохранения механической энергии, закон
сохранения импульса, принцип суперпозиции сил,
принцип равноправности инерциальных систем отсчета;
молекулярно-кинетическую теорию строения вещества,
газовые законы, первый закон термодинамики; закон
сохранения электрического заряда, закон Кулона, закон
Ома для участка цепи, закон Ома для полной
9

электрической цепи, закон Джоуля - Ленца, закон
электромагнитной индукции, закон сохранения энергии,
закон прямолинейного распространения света, закон
отражения света, закон преломления света; закон
сохранения энергии, закон сохранения импульса, закон
сохранения электрического заряда, закон сохранения
массового числа, постулаты Бора, закон радиоактивного
распада);
уверенное
использование
законов
и
закономерностей при анализе физических явлений и
процессов
ОК 02. Использовать
современные средства поиска,
анализа и интерпретации
информации,
и
информационные технологии
для
выполнения
задач
профессиональной
деятельности

В области ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики, основанного на диалоге культур, способствующего
осознанию своего места в поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры
как средства взаимодействия между людьми и познания мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять проектную и исследовательскую деятельность
индивидуально и в группе;

- уметь учитывать границы применения изученных
физических моделей: материальная точка, инерциальная
система отсчета, идеальный газ; модели строения газов,
жидкостей и твердых тел, точечный электрический заряд,
ядерная модель атома, нуклонная модель атомного ядра
при решении физических задач

Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из источников
разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию и интерпретацию информации различных
видов и форм представления;
- создавать тексты в различных форматах с учетом
назначения информации и целевой аудитории, выбирая
10

оптимальную форму представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность информации, ее
соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты
информации, информационной безопасности личности
ОК 03. Планировать и
реализовывать собственное
профессиональное
и
личностное
развитие,
предпринимательскую
деятельность
в
профессиональной
сфере,
использовать
знания
по
финансовой грамотности в
различных
жизненных
ситуациях

- владеть основными методами научного познания,
используемыми в физике: проводить прямые и косвенные
измерения физических величин, выбирая оптимальный
способ измерения и используя известные методы оценки
погрешностей измерений, проводить исследование
зависимостей физических величин с использованием
прямых измерений, объяснять полученные результаты,
используя физические теории, законы и понятия, и
делать выводы; соблюдать правила безопасного труда
при проведении исследований в рамках учебного
эксперимента и учебно-исследовательской деятельности
с использованием цифровых измерительных устройств и
оборудования;
сформированность
Овладение
универсальными
регулятивными лабораторного
представлений
о
методах
получения
научных
действиями:
астрономических знаний
а) самоорганизация:
самостоятельно
осуществлять
познавательную
деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать
собственные задачи в образовательной деятельности и
В области духовно-нравственного воспитания:
- сформированность нравственного сознания, этического
поведения;
- способность оценивать ситуацию и принимать
осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные
нормы и ценности;
- осознание личного вклада в построение устойчивого
будущего;
- ответственное отношение к своим родителям и (или)
другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни в соответствии с
традициями народов России;

11

жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения проблемы с
учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и
предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и проявлению широкой
эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой
образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации,
выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно принимать
решения по их снижению;
в) эмоциональный
интеллект,
предполагающий
сформированность:
внутренней мотивации, включающей стремление к
достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение
действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии,
включающей
способность
понимать
эмоциональное состояние других, учитывать его при
осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и
сопереживанию;
- социальных навыков, включающих способность
выстраивать отношения с другими людьми, заботиться,
проявлять интерес и разрешать конфликты
ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и работать
в коллективе и команде

- готовность и способность к образованию и саморазвитию,
- овладеть умениями работать в группе с
самостоятельности и самоопределению;
выполнением различных социальных ролей, планировать
-овладение
навыками
учебно-исследовательской, работу группы, рационально распределять деятельность в
проектной и социальной деятельности;
нестандартных ситуациях, адекватно оценивать вклад
12

из
участников
Овладение
универсальными
коммуникативными каждого
рассматриваемой проблемы
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
принимать
цели
совместной
деятельности,
организовывать и координировать действия по ее достижению:
составлять план действий, распределять роли с учетом мнений
участников обсуждать результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных ситуациях, проявлять творчество и воображение,
быть инициативным

группы

в

решение

Овладение
универсальными
регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции
другого человека
ОК 05. Осуществлять
устную
и
письменную
коммуникацию
на
государственном
языке
Российской Федерации с
учетом
особенностей
социального и культурного

В области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику
научного творчества, присущего физической науке;
- способность воспринимать различные виды искусства,
традиции и творчество своего и других народов, ощущать
эмоциональное воздействие искусства;
- убежденность в значимости для личности и общества

- уметь распознавать физические явления (процессы)
и объяснять их на основе изученных законов:
равномерное
и
равноускоренное
прямолинейное
движение, свободное падение тел, движение по
окружности, инерция, взаимодействие тел, колебательное
движение, резонанс, волновое движение; диффузия,
броуновское движение, строение жидкостей и твердых
13

контекста

отечественного и мирового искусства, этнических культурных
традиций и народного творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах искусства,
стремление проявлять качества творческой личности;

тел, изменение объема тел при нагревании (охлаждении),
тепловое
равновесие,
испарение,
конденсация,
плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха,
связь средней кинетической энергии теплового движения
Овладение
универсальными
коммуникативными молекул с абсолютной температурой, повышение
давления газа при его нагревании в закрытом сосуде,
действиями:
связь между параметрами состояния газа в изопроцессах;
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
электризация тел, взаимодействие зарядов, нагревание
- распознавать невербальные средства общения, понимать проводника с током, взаимодействие магнитов,
значение социальных знаков, распознавать предпосылки электромагнитная индукция, действие магнитного поля
конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
на проводник с током и движущийся заряд,
- развернуто и логично излагать свою точку зрения с
электромагнитные колебания и волны, прямолинейное
использованием языковых средств
распространение света,
отражение,
преломление,
интерференция, дифракция и поляризация света,
дисперсия света; фотоэлектрический эффект, световое
давление, возникновение линейчатого спектра атома
водорода, естественная и искусственная радиоактивность

ОК
06.
Проявлять
гражданско-патриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение на
основе
традиционных
общечеловеческих ценностей,
в том числе с учетом
гармонизации
межнациональных
и
межрелигиозных отношений,
применять
стандарты
антикоррупционного

- осознание обучающимися российской гражданской
идентичности;
- целенаправленное развитие внутренней позиции личности
на
основе
духовно-нравственных
ценностей
народов
Российской Федерации, исторических и национальнокультурных традиций, формирование системы значимых
ценностно-смысловых
установок,
антикоррупционного
мировоззрения, правосознания, экологической культуры,
способности ставить цели и строить жизненные планы;
В части гражданского воспитания:
- осознание своих конституционных прав и обязанностей,
уважение закона и правопорядка;

- сформировать умения применять полученные
знания для объяснения условий протекания физических
явлений в природе и для принятия практических
решений в повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с бытовыми приборами и
техническими устройствами, сохранения здоровья и
соблюдения норм экологического поведения в
окружающей
среде;
понимание
необходимости
применения достижений физики и технологий для
рационального природопользования

14

поведения

принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих гуманистических и демократических
ценностей;
- готовность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам;
- готовность вести совместную деятельность в интересах
гражданского общества, участвовать в самоуправлении в
общеобразовательной организации и детско-юношеских
организациях;
- умение взаимодействовать с социальными институтами в
соответствии с их функциями и назначением;
- готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
патриотического воспитания:
сформированность
российской
гражданской
идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
- ценностное отношение к государственным символам,
историческому и природному наследию, памятникам,
традициям народов России, достижениям России в науке,
искусстве, спорте, технологиях и труде;
- идейная убежденность, готовность к служению и защите
Отечества, ответственность за его судьбу;
освоенные обучающимися межпредметные понятия и
универсальные
учебные
действия
(регулятивные,
познавательные, коммуникативные);
- способность их использования в познавательной и
15

социальной практике, готовность к самостоятельному
планированию и осуществлению учебной деятельности,
организации учебного сотрудничества с педагогическими
работниками и сверстниками, к участию в построении
индивидуальной образовательной траектории;
- овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности
ОК 07. Содействовать
сохранению
окружающей
среды, ресурсосбережению,
применять
знания
об
изменении
климата,
принципы
бережливого
производства,
эффективно
действовать в чрезвычайных
ситуациях

В области экологического воспитания:
- сформированность экологической культуры, понимание
влияния социально-экономических процессов на состояние
природной и социальной среды, осознание глобального
характера экологических проблем;
- планирование и осуществление действий в окружающей
среде на основе знания целей устойчивого развития
человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде;
- умение прогнозировать неблагоприятные экологические
последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
- расширение опыта деятельности экологической
направленности на основе знаний по физике

- сформировать умения применять полученные
знания для объяснения условий протекания физических
явлений в природе и для принятия практических
решений в повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с бытовыми приборами и
техническими устройствами, сохранения здоровья и
соблюдения норм экологического поведения в
окружающей
среде;
понимание
необходимости
применения достижений физики и технологий для
рационального природопользования;

ПК
1.1.
Способен
осуществлять монтаж,
наладку и эксплуатацию
электрооборудования

Сформировать умения производить монтаж и наладку приборов освещения.
Знать назначение, устройство, принцип работы машин постоянного тока, трансформаторов, машин
специального назначения;

ПК 2.2. Планировать
основные показатели в

Знать методы прогнозирования энергопотребления, исследования и анализа результатов энергосбытовой
деятельности;

области
обеспечения
работоспособности

Знать основные технологические процессы производства, распределения, передачи и сбыта энергии,
мощности генерирующих и передающих установок энергетических организаций;
16

электрического хозяйства
сельскохозяйственных
потребителей,
автоматизированных и
роботизированных
систем

17

2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1 Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в
часах

Объем образовательной программы дисциплины

144

1. Основное содержание

82

в т. ч.:
теоретическое обучение

64

лабораторные занятия

10

контрольные работы

8

2. Профессионально-ориентированное содержание

54

в т. ч.:
теоретическое обучение

36

лабораторные занятия

18

Индивидуальный проект
Промежуточная аттестация (экзамен)
Период освоения дисциплины

есть
8
1 год

18

2.2. Тематический план и содержание дисциплины «Физика»
Формируемые
общие и
Наименование
Объем
№
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы
профессиональ
разделов и тем
часов
ные
компетенции
ОК 03
Введение.
Содержание учебного материала:
ОК 05
Физика
и 1.
Физика
1
— фундаментальная наука о природе. Естественно-научный метод познания, его
методы
возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в процессе познания
научного
природы. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в
2
познания
процессе познания природы. Физическая величина. Физические законы. Границы
применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Понятие о
физической картине мира. Погрешности измерений физических величин. Значение
физики при освоении профессий и специальностей СПО3.
Раздел 1. Механика
ОК 01
20
ОК 02
Содержание учебного материала:
Тема 1.1
ОК 04
Основы
2.
Механическое
2
движение и его виды. Материальная точка. Относительность
ОК 05
кинематики
механического движения. Система отсчета. Принцип относительности Галилея.
ОК 06
Способы описания движения. Траектория. Путь. Перемещение. Равномерное
ОК 07
4
прямолинейное движение. Скорость. Мгновенная и средняя скорости.
ПК
1.2
3.
Прямолинейное
3
движение с постоянным ускорением. Ускорение. Движение с
постоянным ускорением свободного падения. Равномерное движение точки по
окружности, угловая скорость. Центростремительное ускорение. Кинематика абсолютно
твердого тела.
Содержание учебного материала:
Тема 1.2
Основы
4.
Основная
4
задача динамики. Сила. Масса. Законы механики Ньютона.
динамики
4
5.
Силы
5
в природе. Сила тяжести и сила всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения.
Первая космическая скорость. Движение планет и малых тел Солнечной системы. Вес.
Невесомость. Силы упругости. Силы трения.
6.
2
ЛР 1 Определение плотности твердого тела
7.
2
ЛР 2 Измерение коэффициента трения скольжения
8.
2
ЛР 3 Определение коэффициента жесткости пружины
Содержание учебного материала:
4
Тема 1.3
3

Профессионально ориентированные элементы содержания выделены курсивом
19

Импульс
6
тела. Импульс силы. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Механическая работа и мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон
сохранения механической энергии.
10. Законы
7
сохранения. Работа силы тяжести и силы упругости. Консервативные силы.
Применение законов сохранения. Использование законов механики для объяснения
движения небесных тел и для развития космических исследований, границы применимости
классической механики.
11. Решение
8
задач с профессиональной направленностью
Раздел 2. Молекулярная физика и термодинамика
Содержание учебного материала:
Тема 2.1
Основы
12. Основные
9
положения МКТ. Размеры и масса молекул и атомов. Броуновское движение.
молекулярно
Силы и энергия межмолекулярного взаимодействия. Строение газообразных, жидких и
- кинетической
твердых тел. Идеальный газ. Давление газа.
теории
13. Основное уравнение МКТ газов. Температура и ее измерение. Термодинамическая шкала
температуры. Абсолютный нуль температуры. Температура звезд. Скорости движения
молекул и их измерение. Уравнение состояния идеального газа.
14. Изопроцессы и их графики. Газовые законы. Молярная газовая постоянная
Содержание учебного материала:
Тема 2.2
Основы
15. Внутренняя
1
энергия системы. Внутренняя энергия идеального газа. Работа и теплота как
термодинамики
формы передачи энергии.
16. Уравнение
1
теплового баланса. Теплоемкость. Удельная теплоемкость. Количество
теплоты. I и II начало термодинамики. Адиабатный процесс. Принцип действия тепловой
машины.
17. Тепловые
1
двигатели. КПД теплового двигателя. Холодильные машины. Охрана
природы
18. ЛР 4 Определение удельной теплоемкости твердого тела
Содержание учебного материала:
Тема 2.3
Агрегатные
19. Насыщенный
1
пар и его свойства. Испарение и конденсация. Абсолютная и
состояния
относительная влажность воздуха. Приборы для определения влажности воздуха. Точка
вещества
и
росы. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Критическое состояние
фазовые
вещества.
переходы
20. Жидкое
1
состояние вещества. Поверхностный слой жидкости. Энергия поверхностного
слоя. Ближний порядок. Поверхностное натяжение. Смачивание. Явления на границе
жидкости с твердым телом. Капиллярные явления.
21. Твердое состояние вещества. Характеристика твердого состояния вещества.
Кристаллические и аморфные тела. Упругие свойства твердых тел. Закон Гука.
Законы
сохранения
механике

9.

в

2
26

6

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ПК 1.2

6

2

6

20

Механические свойства твердых тел. Пластическая (остаточная) деформация. Тепловое
расширение твердых тел и жидкостей. Коэффициент линейного расширения.
Коэффициент объѐмного расширения. Учет расширения в технике. Плавление. Удельная
теплота плавления. Кристаллизация. Практическое применение в повседневной жизни
физических знаний о свойствах газов, жидкостей и твердых тел
22. Решение
1
задач с профессиональной направленностью
23. ЛР
2 5 Определение влажности воздуха
24. ЛР
2 6 Определение коэффициента поверхностного натяжения жидкости
Раздел 3. Электродинамика
Содержание учебного материала:
Тема 3.1
Электрическое 25. Электрические
2
заряды. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения заряда.
поле
Закон Кулона. Электрическая постоянная. Электрическое поле. Напряженность
электрического поля. Принцип суперпозиции полей.
26. Вещества
2
в электрическом поле. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в
электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Работа сил электростатического поля.
Потенциал. Разность потенциалов. Связь между напряженностью и разностью
потенциалов электрического поля.
27. Конденсатор.
А
Электроемкость. Единицы электроемкости. Конденсаторы. Соединение
конденсаторов в батарею. Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического
поля. Применение конденсаторов
28. Решение
2
задач с профессиональной направленностью
29. Экзамен
2
Содержание учебного материала:
Тема 3.2
Законы
30. Электрический ток. Условия, необходимые для возникновения и поддержания
постоянного
электрического тока. Сила тока и плотность тока. Закон Ома для участка цепи.
тока
31. Зависимость электрического
2
сопротивления от материала, длины и площади
поперечного сечения проводника. Зависимость электрического сопротивления проводников
от температуры. Температурный коэффициент сопротивления. Сверхпроводимость.
32. Работа и мощность
3
постоянного тока. Тепловое действие тока. Закон Джоуля—Ленца.
Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи.
33. Электрические 3цепи. Параллельное и последовательное соединение проводников. Законы
Кирхгофа для узла. Соединение источников электрической энергии в батарею.
34.
35.
36.

3
Решение
задач с профессиональной направленностью
3 7 Определение удельного сопротивления проводника.
ЛР
3 8 Определение температурного коэффициента сопротивления меди
ЛР

2
2
2
42

8

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ПК 2.1

2

8

2
2
2
21

3 9 Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
ЛР
3 10 Исследование зависимости мощности лампы накаливания от напряжения на
ЛР
еѐ зажимах.
39. Контрольная
3
работа №2 «Электрическое поле. Законы постоянного тока»
Содержание учебного материала:
Тема 3.3
Электрический 40. Электрический
3
ток в средах (металлах, в электролитах, газах, в вакууме). Электролиз.
ток в различных
Закон электролиза Фарадея. Электрохимический эквивалент. Виды газовых разрядов.
средах
Термоэлектронная эмиссия. Плазма. Электрический ток в полупроводниках. Собственная и
примесная проводимости. Р-n переход. Применение полупроводников. Полупроводниковые
приборы
Содержание учебного материала:
Тема 3.4
Магнитное поле 41. Вектор
3
индукции магнитного поля. Напряженность магнитного поля. Действие
магнитного поля на прямолинейный проводник с током. Взаимодействие токов. Сила
Ампера. Применение силы Ампера.
42. Магнитный
4
поток. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле.
Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Применение силы Лоренца.
Определение удельного заряда. Магнитные свойства вещества. Магнитная
проницаемость. Солнечная активность и еѐ влияние на Землю. Магнитные бури
43. Решение
4
задач с профессиональной направленностью
Содержание учебного материала:
Тема 3.5
Электромагнитн 44. Явление
4
электромагнитной индукции. Правило Ленца. Закон электромагнитной
ая индукция
индукции. Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в движущихся проводниках.
45. Явление
4
самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока. Взаимосвязь
электрических и магнитных полей. Электромагнитное поле
46. Решение
4
задач с профессиональной направленностью
Раздел 4. Колебания и волны
Содержание учебного материала:
Тема 4.1
Механические
47. Колебательное
4
движение. Гармонические колебания. Свободные механические
колебания
и
колебания. Превращение энергии при колебательном движении. Свободные затухающие
волны
механические колебания. Математический маятник. Пружинный маятник. Вынужденные
механические колебания. Резонанс.
48. Поперечные
4
и продольные волны. Характеристики волны. Звуковые волны. Ультразвук и
его применение
37.
38.

49.

ЛР 11 Определение g с помощью математического маятника

2
2
2

2

4

2

4

2
16

4

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ПК 1.2

2
22

Содержание учебного материала:
Тема 4.2
Электромагнитн 50. Свободные
4
электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном
ые колебания и
контуре. Формула Томсона. Затухающие электромагнитные колебания. Генератор
волны
незатухающих электромагнитных колебаний. Вынужденные электрические колебания.
51. Переменный
4
ток. Генератор переменного тока. Емкостное и индуктивное
сопротивления переменного тока. Активное сопротивление. Закон Ома для электрической
цепи переменного тока. Работа и мощность переменного тока. Резонанс в электрической
цепи. Трансформаторы. Токи высокой частоты. Получение, передача и распределение
электроэнергии.
52. Электромагнитные
5
волны. Электромагнитное поле как особый вид материи. Свойства
электромагнитных волн. Вибратор Герца. Открытый колебательный контур.
Изобретение радио А.С. Поповым. Понятие о радиосвязи. Принцип радиосвязи.
Применение электромагнитных волн
53. Решение
5
задач с профессиональной направленностью
54. Контрольная
5
работа № 3 «Колебания и волны»
Раздел 5. Оптика
Содержание учебного материала:
Тема 5.1
Природа света
55. Свет.
5
Точечный источник света. Скорость распространения света. Законы отражения и
преломления света. Солнечные и лунные затмения. Принцип Гюйгенса. Полное
отражение.
56. Линзы.
5
Построение изображения в линзах. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы.
Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Телескопы. Сила света.
Освещѐнность. Законы освещенности
57. Решение
5
задач с профессиональной направленностью
Тема 5.2
Волновые
свойства света

58. ЛР
5 12 Определение показателя преломления стекла
Содержание учебного материала:
59. Интерференция
5
света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких пленках.
Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике. Дифракция света.
Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная решетка. Поляризация
поперечных волн. Поляризация света. Двойное лучепреломление. Поляроиды.
60. Дисперсия
5
света. Виды излучений. Виды спектров. Спектры испускания. Спектры
поглощения. Спектральный анализ. Спектральные классы звезд. Ультрафиолетовое
излучение. Инфракрасное излучение. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства. Шкала
электромагнитных излучений
61. ЛР 13 Определение длины световой волны с помощью дифракционной решетки

6

2
2
18

4

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ПК 1.2

2
2

4

2
23

Тема 5.3
Содержание учебного материала:
Специальная
62. СТО.
6
Движение со скоростью света. Постулаты теории относительности и следствия из
теория
них. Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Энергия покоя. Связь массы и
относительности
энергии свободной частицы. Элементы релятивистской динамики
Раздел 6. Квантовая физика
Содержание учебного материала:
Тема 6.1
Квантовая
63. Квантовая
4
гипотеза Планка. Тепловое излучение. Корпускулярно-волновой дуализм.
оптика
Фотоны. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Соотношение
неопределенностей Гейзенберга. Давление света. Химическое действие света. Опыты
П.Н. Лебедева и Н.И. Вавилова.
64. Фотоэффект.
5
Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Внешний фотоэлектрический
эффект. Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов. Применение фотоэффекта
Содержание учебного материала:
Тема 6.2
Физика атома и 65. Модели
6
строения атомного ядра. Развитие взглядов на строение вещества.
атомного ядра
Закономерности в атомных спектрах водорода. Ядерная модель атома. Опыты
Э. Резерфорда. Модель атома водорода по Н. Бору. Квантовые постулаты Бора. Лазеры.
Радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Радиоактивные превращения. Способы
наблюдения и регистрации заряженных частиц. Эффект Вавилова – Черенкова. Строение
атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер. Ядерные
реакции.
66. Ядерная
6
энергетика. Энергетический выход ядерных реакций. Искусственная
радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция. Управляемая цепная
реакция. Ядерный реактор. Термоядерный синтез. Энергия звезд. Получение
радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных
излучений. Элементарные частицы
Раздел 7. Строение Вселенной
Содержание учебного материала:
Тема 7.1
Строение
67. Солнечная
6
система. Планеты, их видимое движение. Малые тела солнечной системы.
Солнечной
Система Земля—Луна. Солнце. Солнечная активность. Источник энергии Солнца и звѐзд
системы
68. ЛР 14 Изучение карты звездного неба
Содержание учебного материала:
Тема 7.2
Эволюция
69. Звѐзды,
6
их основные характеристики. Современные представления о происхождении и
Вселенной
эволюции Солнца и звѐзд. Этапы жизни звѐзд. Млечный Путь — наша Галактика. Типы
галактик. Радиогалактики и квазары. Вселенная. Расширение Вселенной. Закон Хаббла.
Теория Большого взрыва. Масштабная структура Вселенной. Метагалактика

2
8

4

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 07

4

6
2
2

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07

2
24

70.
71.
72.

7
Консультация
7
Консультация
7
Экзамен
Промежуточная аттестация: экзамен
Всего:

2
2
2
8
144

25

3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
3.1 Оборудование учебного кабинета:
1. Весы технические с разновесами;
2. Амперметр лабораторный;
3. Вольтметр лабораторный;
4. Колориметр с набором калориметрических тел;
5. Термометр лабораторный;
6. Барометр-анероид;
7. Гигрометр (психрометр);
8. Манометр жидкостной демонстрационный;
9. Метр демонстрационный;
10. Микроскоп демонстрационный;
11. Насос вакуумный Комовского;
12. Столик подъемный;
13. Штатив демонстрационный физический;
14. Электроплитка;
15. Сосуды сообщающиеся;
16. Шар Паскаля;
17. Набор капилляров;
18. Цилиндры свинцовые со стругом;
19. Шар с кольцом;
20. Камертоны на резонансных ящиках;
21. Комплект проводов;
22. Магнит дугообразный;
23. Магнит полосовой демонстрационный;
24. Машина электрофорная;
25. Трансформатор учебный;
26. Палочка стеклянная;
27. Палочка эбонитовая;
28. Прибор Ленца;
29. Стрелки магнитные на штативах;
30. Султан электростатический;
31. Штативы изолирующие;
26

32. Набор демонстрационный по геометрической оптике;
33. Спектроскоп двухтрубный;
34. Набор спектральных трубок с источником питания;
При наличии необходимого оборудования занятия по физике в некоторых случаях
могут проводиться в имеющихся в образовательной организации мастерских или
лабораториях.

3.1.

Информационное обеспечение обучения

1. Электронные образовательные и информационные ресурсы ЭБС BOOK.RU
2. Рекомендуемые печатные издания по реализации общеобразовательной дисциплины:
– Гладкова Р.А., Косоруков А.Л. Задачи и вопросы по физике; Учеб. пособ.: Для ссузов/
Под ред. Р.А. Гладковой. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2010. – 432 с.
– Физика: учебник/ А.А. Пинский, Г.Ю. Граковский; под общ. ред. Ю.И. Дика,
Н.С. Пурышевой. – 2-е изд., испр. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009 – 506 с.

27

4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка раскрываются через усвоенные знания и приобретенные
обучающимися умения, направленные на формирование общих и профессиональных
компетенций. Компетенции должны быть соотнесены с предметными результатами.
Код и наименование

Раздел/Тема

Тип оценочных

формируемых компетенций

мероприятий

ОК 01. Выбирать способы решения

Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3

задач профессиональной

Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.

деятельности применительнок

Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3., 3.4.,

различным контекстам

3.5.
Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.
устный опрос;

Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3.

-

Раздел 6. Темы 6.1., 6.2.

- фронтальныйопрос;

Раздел 7. Темы 7.1., 7.2.

- оценка

ОК 02. Использовать современные

Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3

работ;

средства поиска, анализа и

Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.

- наблюдение за ходом

интерпретации информации, и

Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,

выполнения лабораторных

информационные технологии для

3.4., 3.5.

работ;

выполнения задач

Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.

- оценка

профессиональной деятельности

Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3.

лабораторных работ;

Раздел 6. Темы 6.1., 6.2.
Раздел 7. Темы 7.1., 7.2.

- оценка

контрольных

выполнения

практических

работ

(решения

ОК 03. Планировать и

Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3

качественных, расчетных,

реализовывать собственное

Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.

профессионально

профессиональное и личностное

Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,

ориентированных задач);

развитие, предпринимательскую

3.4., 3.5.

деятельность в

Раздел 7. Темы 7.1., 7.2.

- оценка

профессиональной сфере,

тестовых

заданий;

- наблюдение за ходом

использовать знания по

выполнения

финансовой грамотности в

индивидуальных проектов

различных жизненных ситуациях
ОК 04. Эффективно

Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3

взаимодействовать и работатьв

Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.

коллективе и команде

Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,

и

оценка

выполненных

проектов;

- экзамен

3.4., 3.5.
Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.
Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3.
Раздел 6. Темы 6.1., 6.2.
28

Раздел 7. Темы 7.1., 7.2.
ОК 05. Осуществлять устную и

Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3

письменную коммуникацию на

Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.

государственном языке Российской

Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,

Федерации с учетом особенностей

3.4., 3.5.

социального и культурного

Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.

контекста

Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3.
Раздел 6. Темы 6.1., 6.2.
Раздел 7. Темы 7.1., 7.2.

ОК 06. Проявлять гражданско-

Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3

патриотическую позицию,

Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.

демонстрировать осознанное

Раздел 3., Темы 3.1., 3.2., 3.3.,

поведение на основе традиционных

3.4., 3.5.

общечеловеческих ценностей, в том

Раздел 4., Темы 4.1., 4.2.

числе с учетом гармонизации

Раздел 7. Темы 7.1., 7.2.

межнациональных и
межрелигиозных отношений,
применять стандарты
антикоррупционного поведения
ОК 07. Содействовать

Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3

сохранению окружающей среды,

Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.

ресурсосбережению,применять

Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,

знания об изменении климата,

3.4., 3.5.

принципы бережливого

Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.

производства, эффективно

Раздел 6. Темы 6.1., 6.2.

действовать в чрезвычайных

Раздел 7. Темы 7.1., 7.2.

ситуациях
ПК 1.2. Осуществлять

Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3

техническое обслуживание

Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.

автомобильных двигателей

Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.

согласно технологической

Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3.

документации
ПК 2.1. Осуществлять

Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,

диагностику

3.4., 3.5.

электрооборудования и
электронных систем автомобилей.

29

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
О.11 ФИЗИКА

Специальность 35.02.08 Электротехнические системы в агропромышленном
комплексе (АПК)
Курс 1 группы 11Э, 12Э
Форма обучения очная

30

Контрольно-измерительные материалы учебной дисциплины «Физика»
разработаны на основе:
– примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины
«Физика» для профессиональных образовательных организаций, утвержденной
на заседании Совета по оценке содержания и качества примерных рабочих
программ общеобразовательного и социально- гуманитарного циклов среднего
профессионального образования, протокол № 14 от «30» ноября 2022 г. (ИРПО),
– федерального государственного стандарта среднего профессионального
образования для УГПС 35.00.00 и профиля профессионального образования
специальностей по программе подготовки специалистов среднего звена среднего
профессионального образования (ППССЗ СПО),
–

с

учетом

Рабочей

программы

воспитания

по

специальности

35.02.08 Электротехнические системы в агропромышленном комплексе (АПК)

Разработчик: Корепанова Н.В. – преподаватель

31

УД: Физика
Итоговая аттестация: экзамен
Форма проведения: защита индивидуального проекта
Время выполнения работы: 20 минут
Период проведения контроля: 1 семестр
Экзамен проходит в виде защиты индивидуального проекта

32

УД: Физика
Итоговая аттестация: экзамен
Форма проведения: решение ВПР
Время выполнения работы: 90 минут
Период проведения контроля: 2 семестр
Зачет проходит в виде выполнения варианта Всероссийской проверочная
работа по учебному предмету «ФИЗИКА» для обучающихся по программам
среднего

профессионального

образования,

завершивших

освоение

общеобразовательных предметов, проходящих обучение по очной форме на базе
основного общего образования в соответствии с годом обучения (демовариант).
Система оценивания выполнения всей работы
Максимальный балл за выполнение работы - 26.
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

0–8

9–15

16–20

21–26

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».