ФГОС 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей

Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. N 1568 "Об утверждении федерального…

Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. N 1568 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и
агрегатов автомобилей" (с изменениями и дополнениями)
С изменениями и дополнениями от:
17 декабря 2020 г., 1 сентября 2022 г.

В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки
Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3
июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33,
ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776; 2015, N 26, ст. 3898; N 43,
ст. 5976; 2016, N 2, ст. 325; N 8, ст. 1121; N 28, ст. 4741), пунктом 17 Правил разработки,
утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них
изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа
2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377; 2014, N 38,
ст. 5069; 2016, N 16, ст. 2230), а также в целях реализации пункта 3 комплекса мер, направленных
на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 - 2020 годы,
утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. N 349-р
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 11, ст. 1629), приказываю:
Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт
двигателей, систем и агрегатов автомобилей.
Министр

О.Ю. Васильева

Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 декабря 2016 г.
Регистрационный N 44946
Приложение
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального
образования по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей,
систем и агрегатов автомобилей
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. N 1568)
С изменениями и дополнениями от:
17 декабря 2020 г., 1 сентября 2022 г.
ГАРАНТ:

См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах
I. Общие положения
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования (далее - ФГОС СПО) представляет собой совокупность
обязательных требований к среднему профессиональному образованию (далее - СПО) по
специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов
автомобилей (далее - специальность).
1.2. Получение СПО по специальности допускается только в профессиональной
образовательной организации или образовательной организации высшего образования (далее

19.01.20233

Система ГАРАНТ

1/14

Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. N 1568 "Об утверждении федерального…

вместе - образовательная организация).
1.3. Содержание СПО по специальности определяется программой подготовки специалистов
среднего звена (далее - образовательная программа), разрабатываемой и утверждаемой
образовательной организацией самостоятельно в соответствии с настоящим ФГОС СПО.
1.4. Область профессиональной деятельности, в которой выпускники, освоившие
образовательную программу, могут осуществлять профессиональную деятельность: 17 Транспорт,
33 Сервис, оказание услуг населению (торговля, техническое обслуживание, ремонт,
предоставление персональных услуг, услуги гостеприимства, общественное питание и прочее) 1.
1.5. Обучение по образовательной программе в образовательной организации
осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах обучения.
1.6. При реализации образовательной программы образовательная организация вправе
применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
При обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное
обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность
приема-передачи информации в доступных для них формах.
Информация об изменениях:

Пункт 1.7 изменен с 2 февраля 2021 г. - Приказ Минпросвещения России от 17 декабря 2020 г. N
747
См. предыдущую редакцию
1.7. Реализация образовательной программы осуществляется образовательной организацией
как самостоятельно, так и посредством сетевой формы. Образовательная деятельность при
освоении образовательных программ или отдельных ее компонентов организуется в форме
практической подготовки.
1.8. Реализация образовательной программы осуществляется на государственном языке
Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом образовательной
организации.
Реализация образовательной программы образовательной организацией, расположенной на
территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке
республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской
Федерации. Реализация образовательной программы на государственном языке республики
Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской
Федерации 2.
1.9. Срок получения образования по образовательной программе в очной форме обучения
вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет:
на базе основного общего образования - 3 года 10 месяцев;
на базе среднего общего образования - 2 года 10 месяцев.
Срок получения образования по образовательной программе в очно-заочной и заочной
формах обучения, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, увеличивается
по сравнению со сроком получения образования в очной форме обучения:
не более чем на 1,5 года при получении образования на базе основного общего образования;
не более чем на 1 год при получении образования на базе среднего общего образования.
При обучении по индивидуальному учебному плану срок получения образования по
образовательной программе вне зависимости от формы обучения составляет не более срока
получения образования, установленного для соответствующей формы обучения. При обучении по
индивидуальному учебному плану обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья срок получения образования может быть увеличен не более чем на 1 год
по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения.
Конкретный срок получения образования и объем образовательной программы,
реализуемый за один учебный год, в очно-заочной и заочной формах обучения, по

19.01.20233

Система ГАРАНТ

2/14

Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. N 1568 "Об утверждении федерального…

индивидуальному учебному плану определяются образовательной организацией самостоятельно в
пределах сроков, установленных настоящим пунктом.
1.10. Образовательная программа, реализуемая на базе основного общего образования,
разрабатывается образовательной организацией на основе требований федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования и ФГОС СПО с учетом
получаемой специальности.
1.11. Образовательная организация разрабатывает образовательную программу в
соответствии с квалификацией специалиста среднего звена, указанной в Перечне специальностей
среднего профессионального образования, утвержденном приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 1199 (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 26 декабря 2013 г., регистрационный N 30861), с изменениями,
внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 мая
2014 г. N 518 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 мая 2014 г.,
регистрационный N 32461), от 18 ноября 2015 г. N 1350 (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 3 декабря 2015 г., регистрационный N 39955) и от 25 ноября 2016 г. N 1477
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2016 г.,
регистрационный N 44662):
специалист.
Информация об изменениях:

Приложение дополнено пунктом 1.12 с 2 февраля 2021 г. - Приказ Минпросвещения России от 17
декабря 2020 г. N 747
1.12. Воспитание обучающихся при освоении ими образовательной программы
осуществляется на основе включаемых в образовательные программы рабочей программы
воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых с
учетом включенных в примерную основную образовательную программу (далее - ПООП)
примерной рабочей программы воспитания и примерного календарного плана воспитательной
работы.
Информация об изменениях:

Стандарт дополнен пунктом 1.13 с 22 октября 2022 г. - Приказ Минпросвещения России от 1
сентября 2022 г. N 796
1.13. Срок получения образования по образовательной программе, реализуемой в условиях
эксперимента по разработке, апробации и внедрению новой образовательной технологии
конструирования образовательных программ среднего профессионального образования в рамках
федерального проекта "Профессионалитет", а также объем такой образовательной программы
могут быть уменьшены с учетом соответствующей ПООП, но не более чем на 40 процентов от
срока получения образования и объема образовательной программы, установленных ФГОС СПО 3,
за исключением срока получения образования и объема образовательной программы, отведенных
на получение среднего общего образования в пределах образовательной программы.
II. Требования к структуре образовательной программы
Информация об изменениях:

Пункт 2.1 изменен с 2 февраля 2021 г. - Приказ Минпросвещения России от 17 декабря 2020 г. N
747
См. предыдущую редакцию
2.1. Структура образовательной программы включает обязательную часть и часть,
формируемую участниками образовательных отношений (вариативную часть).
Обязательная часть образовательной программы направлена на формирование общих и

19.01.20233

Система ГАРАНТ

3/14

Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. N 1568 "Об утверждении федерального…

профессиональных компетенций, предусмотренных главой III настоящего ФГОС СПО, и должна
составлять не более 70 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение.
Вариативная часть образовательной программы (не менее 30 процентов) дает возможность
расширения основного(ых) вида(ов) деятельности, к которым должен быть готов выпускник,
освоивший образовательную программу, согласно получаемой квалификации, указанной в пункте
1.11 настоящего ФГОС СПО (далее - основные виды деятельности), углубления подготовки
обучающегося, а также получения дополнительных компетенций, необходимых для обеспечения
конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда.
Конкретное соотношение объемов обязательной части и вариативной части образовательной
программы образовательная организация определяет самостоятельно в соответствии с
требованиями настоящего пункта, а также с учетом ПООП.
2.2. Образовательная программа имеет следующую структуру:
общий гуманитарный и социально-экономический цикл;
математический и общий естественнонаучный цикл;
общепрофессиональный цикл;
профессиональный цикл;
государственная итоговая аттестация, которая завершается присвоением квалификации
специалиста среднего звена, указанной в пункте 1.11 настоящего ФГОС СПО.
Таблица 1
Структура и объем образовательной программы
Структура образовательной программы

Объем образовательной
программы в академических часах
Общий гуманитарный и социально-экономический цикл
не менее 468
Математический и общий естественнонаучный цикл
не менее 144
Общепрофессиональный цикл
не менее 612
Профессиональный цикл
не менее 1728
Государственная итоговая аттестация
216
Общий объем образовательной программы:
на базе среднего общего образования
4464
на базе основного общего образования, включая
5940
получение среднего общего образования в соответствии с
требованиями федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования
2.3. Перечень, содержание, объем и порядок реализации дисциплин и модулей
образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно с учетом
ПООП по соответствующей специальности.
Для определения объема образовательной программы образовательной организацией может
быть применена система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 32-36
академическим часам.
2.4. В общем гуманитарном и социально-экономическом, математическом и общем
естественнонаучном, общепрофессиональном и профессиональном циклах (далее - учебные циклы)
образовательной программы выделяется объем работы обучающихся во взаимодействии с
преподавателем по видам учебных занятий (урок, практическое занятие, лабораторное занятие,
консультация, лекция, семинар), практики (в профессиональном цикле) и самостоятельной работы
обучающихся.

19.01.20233

Система ГАРАНТ

4/14

Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. N 1568 "Об утверждении федерального…

На проведение учебных занятий и практик при освоении учебных циклов образовательной
программы в очной форме обучения должно быть выделено не менее 70 процентов от объема
учебных циклов образовательной программы, предусмотренного Таблицей 1 настоящего ФГОС
СПО, в очно-заочной форме обучения - не менее 25 процентов, в заочной форме обучения - не
менее 10 процентов.
В учебные циклы включается промежуточная аттестация обучающихся, которая
осуществляется в рамках освоения указанных циклов в соответствии с разработанными
образовательной организацией фондами оценочных средств, позволяющими оценить достижения
запланированных по отдельным дисциплинам, модулям и практикам результатов обучения.
2.5. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла
образовательной программы должна предусматривать изучение следующих обязательных
дисциплин: "Основы философии", "История", "Психология общения", "Иностранный язык в
профессиональной деятельности", "Физическая культура".
Общий объем дисциплины "Физическая культура" не может быть менее 160 академических
часов. Для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
образовательная организация устанавливает особый порядок освоения дисциплины "Физическая
культура" с учетом состояния их здоровья.
2.6. При формировании образовательной программы образовательная организация должна
предусматривать включение адаптационных дисциплин, обеспечивающих коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья.
2.7. Освоение общепрофессионального цикла образовательной программы в очной форме
обучения должно предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" в
объеме 68 академических часов, из них на освоение основ военной службы (для юношей) - 70
процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
Образовательной программой для подгрупп девушек может быть предусмотрено
использование 70 процентов от общего объема времени дисциплины "Безопасность
жизнедеятельности", предусмотренного на изучение основ военной службы, на освоение основ
медицинских знаний.
2.8. Профессиональный цикл образовательной программы включает профессиональные
модули, которые формируются в соответствии с основными видами деятельности,
предусмотренными настоящим ФГОС СПО.
В профессиональный цикл образовательной программы входят следующие виды практик:
учебная практика и производственная практика.
Учебная и производственная практики проводятся при освоении обучающимися
профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и реализовываются как в
несколько периодов, так и рассредоточено#, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках
профессиональных модулей.
Часть профессионального цикла образовательной программы, выделяемого на проведение
практик, определяется образовательной организацией в объеме не менее 25 процентов от
профессионального цикла образовательной программы.
Информация об изменениях:

Пункт 2.9 изменен с 22 октября 2022 г. - Приказ Минпросвещения России от 1 сентября 2022 г.
N 796
См. предыдущую редакцию
2.9. Государственная итоговая аттестация проводится в форме демонстрационного экзамена
и защиты дипломного проекта (работы).
III. Требования к результатам освоения образовательной программы

19.01.20233

Система ГАРАНТ

5/14

Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. N 1568 "Об утверждении федерального…

3.1. В результате освоения образовательной программы у выпускника должны быть
сформированы общие и профессиональные компетенции.
Информация об изменениях:

Пункт 3.2 изменен с 22 октября 2022 г. - Приказ Минпросвещения России от 1 сентября 2022 г.
N 796
См. предыдущую редакцию
3.2. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими
общими компетенциями (далее - ОК):
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к
различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и
информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по
финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке
Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом
гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты
антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять
знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в
чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья
в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической
подготовленности;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном
языках.
3.3. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен быть готов к выполнению
основных видов деятельности согласно получаемой квалификации специалиста среднего звена,
указанной в пункте 1.11 настоящего ФГОС СПО:
техническое обслуживание и ремонт автомобильных двигателей;
техническое обслуживание и ремонт электрооборудования и электронных систем
автомобилей;
техническое обслуживание и ремонт шасси автомобилей;
проведение кузовного ремонта;
организация процесса по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля;
организация процесса модернизации и модификации автотранспортных средств.
Также к основным видам деятельности относится освоение одной или нескольких
профессий рабочих, должностей служащих, указанных в приложении N 1 к настоящему ФГОС
СПО.
3.4.
Выпускник,
освоивший
образовательную
программу,
должен
обладать
профессиональными компетенциями (далее - ПК), соответствующими основным видам
деятельности:
3.4.1. Техническое обслуживание и ремонт автомобильных двигателей:
ПК 1.1. Осуществлять диагностику систем, узлов и механизмов автомобильных двигателей.

19.01.20233

Система ГАРАНТ

6/14

Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. N 1568 "Об утверждении федерального…

ПК 1.2. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных двигателей согласно
технологической документации.
ПК 1.3. Проводить ремонт различных типов двигателей в соответствии с технологической
документацией.
3.4.2. Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования и электронных систем
автомобилей:
ПК 2.1. Осуществлять диагностику электрооборудования и электронных систем
автомобилей.
ПК 2.2. Осуществлять техническое обслуживание электрооборудования и электронных
систем автомобилей согласно технологической документации.
ПК 2.3. Проводить ремонт электрооборудования и электронных систем автомобилей в
соответствии с технологической документацией.
3.4.3. Техническое обслуживание и ремонт шасси автомобилей:
ПК 3.1. Осуществлять диагностику трансмиссии, ходовой части и органов управления
автомобилей.
ПК 3.2. Осуществлять техническое обслуживание трансмиссии, ходовой части и органов
управления автомобилей согласно технологической документации.
ПК 3.3. Проводить ремонт трансмиссии, ходовой части и органов управления автомобилей в
соответствии с технологической документацией.
3.4.4. Проведение кузовного ремонта:
ПК 4.1. Выявлять дефекты автомобильных кузовов.
ПК 4.2. Проводить ремонт повреждений автомобильных кузовов.
ПК 4.3. Проводить окраску автомобильных кузовов.
3.4.5. Организация процесса по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля:
ПК 5.1. Планировать деятельность подразделения по техническому обслуживанию и
ремонту систем, узлов и двигателей автомобиля.
ПК 5.2. Организовывать материально-техническое обеспечение процесса по техническому
обслуживанию и ремонту автотранспортных средств.
ПК 5.3. Осуществлять организацию и контроль деятельности персонала подразделения по
техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств.
ПК 5.4. Разрабатывать предложения по совершенствованию деятельности подразделения,
техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств.
3.4.6. Организация процесса модернизации и модификации автотранспортных средств:
ПК 6.1. Определять необходимость модернизации автотранспортного средства.
ПК 6.2. Планировать взаимозаменяемость узлов и агрегатов автотранспортного средства и
повышение их эксплуатационных свойств.
ПК 6.3. Владеть методикой тюнинга автомобиля.
ПК 6.4. Определять остаточный ресурс производственного оборудования.
3.5. Минимальные требования к результатам освоения основных видов деятельности
образовательной программы представлены в приложении N 2 к настоящему ФГОС СПО.
3.6. Образовательная организация самостоятельно планирует результаты обучения по
отдельным дисциплинам, модулям и практикам, которые должны быть соотнесены с требуемыми
результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников). Совокупность
запланированных результатов обучения должна обеспечивать выпускнику освоение всех ОК и ПК,
установленных настоящим ФГОС СПО.
IV. Требования к условиям реализации образовательной программы
4.1. Требования к условиям реализации образовательной программы включают в себя

19.01.20233

Система ГАРАНТ

7/14

Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. N 1568 "Об утверждении федерального…

общесистемные требования, требования к материально-техническому, учебно-методическому
обеспечению, кадровым и финансовым условиям реализации образовательной программы.
4.2. Общесистемные требования к условиям реализации образовательной программы.
4.2.1. Образовательная организация должна располагать на праве собственности или ином
законном основании материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов
учебной деятельности обучающихся, предусмотренных учебным планом, с учетом ПООП.
4.2.2. В случае реализации образовательной программы с использованием сетевой формы,
требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью
ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого
образовательными организациями, участвующими в реализации образовательной программы с
использованием сетевой формы.
4.2.3. В случае реализации образовательной программы на созданных образовательной
организацией в установленном порядке в иных организациях кафедрах или иных структурных
подразделениях требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться
совокупностью ресурсов указанных организаций.
4.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению
реализации образовательной программы.
4.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для
проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том числе
групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а
также помещения для самостоятельной работы, мастерские и лаборатории, оснащенные
оборудованием, техническими средствами обучения и материалами, учитывающими требования
международных стандартов.
4.3.2. Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены
компьютерной техникой с возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду
образовательной организации (при наличии).
В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий,
допускается применение специально оборудованных помещений, их виртуальных аналогов,
позволяющих обучающимся осваивать ОК и ПК.
4.3.3. Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом
лицензионного программного обеспечения.
4.3.4. Библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован
печатными изданиями и (или) электронными изданиями по каждой дисциплине, модулю из расчета
одно печатное издание и (или) электронное издание по каждой дисциплине, модулю на одного
обучающегося. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями и (или)
электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы, вышедшими за
последние 5 лет.
В качестве основной литературы образовательная организация использует учебники,
учебные пособия, предусмотренные ПООП.
В случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается замена
печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа не менее 25%
обучающихся к электронно-библиотечной системе (электронной библиотеке).
4.3.5. Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья должны
быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами,
адаптированными к ограничениям их здоровья.
4.3.6. Образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической
документацией по всем учебным предметам, дисциплинам и модулям.
4.3.7. Рекомендации по иному материально-техническому и учебно-методическому
обеспечению реализации образовательной программы определяются ПООП.

19.01.20233

Система ГАРАНТ

8/14

Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. N 1568 "Об утверждении федерального…

4.4. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы.
4.4.1.
Реализация
образовательной
программы
педагогическими
работниками
образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной
программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и
работников организаций, направление деятельности которых соответствует области
профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.4 настоящего ФГОС СПО (имеющих стаж
работы в данной профессиональной области не менее 3 лет).
4.4.2. Квалификация педагогических работников образовательной организации должна
отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или)
профессиональных стандартах (при наличии).
Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы,
должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения
квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности
которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.4
настоящего ФГОС СПО, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных
компетенций.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок),
обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей, имеющих опыт
деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых соответствует
области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.4 настоящего ФГОС СПО, в общем
числе педагогических работников, реализующих образовательную программу, должна быть не
менее 25 процентов.
Информация об изменениях:

Пункт 4.5 изменен с 22 октября 2022 г. - Приказ Минпросвещения России от 1 сентября 2022 г.
N 796
См. предыдущую редакцию
4.5. Требование к финансовым условиям реализации образовательной программы.
4.5.1. Финансовое обеспечение реализации образовательной программы должно
осуществляться в объеме не ниже определенного в соответствии с бюджетным законодательством
Российской Федерации 4 и Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании
в Российской Федерации" 5.
4.6. Требования к применяемым механизмам оценки качества образовательной программы.
4.6.1. Качество образовательной программы определяется в рамках системы внутренней
оценки, а также системы внешней оценки на добровольной основе.
4.6.2. В целях совершенствования образовательной программы образовательная организация
при проведении регулярной внутренней оценки качества образовательной программы привлекает
работодателей и их объединения, иных юридических и (или) физических лиц, включая
педагогических работников образовательной организации.
4.6.3. Внешняя оценка качества образовательной программы может осуществляться при
проведении работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями, в
том числе зарубежными организациями, либо профессионально-общественными организациями,
входящими в международные структуры, профессионально-общественной аккредитации с целью
признания качества и уровня подготовки выпускников, освоивших образовательную программу,
отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к
специалистам соответствующего профиля.
_____________________________
Информация об изменениях:

Сноски изменены с 22 октября 2022 г. - Приказ Минпросвещения России от 1 сентября 2022 г. N

19.01.20233

Система ГАРАНТ

9/14

Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. N 1568 "Об утверждении федерального…

796
См. предыдущую редакцию
1

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. N 667н "О
реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)" (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 19 ноября 2014 г., регистрационный N 34779).
2
См. статью 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23,
ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23,
ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; N 14, ст. 2008, N 18, ст. 2625;
N 27, ст. 3951, ст. 3989; N 29, ст. 4339, ст. 4364; N 51, ст. 7241; 2016, N 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 72, ст. 78; N 10, ст. 1320;
N 23, ст. 3289, ст. 3290; N 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4245, ст. 4246, ст. 4292).
3
Пункт 11 Положения о проведении эксперимента по разработке, апробации и внедрению новой
образовательной технологии конструирования образовательных программ среднего профессионального образования в
рамках федерального проекта "Профессионалитет", утвержденного постановлением Правительства Российской
Федерации от 16 марта 2022 г. N 387 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 12, ст. 1871).
4
Бюджетный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31,
ст. 3823; 2022, N 29, ст. 5305).
5
Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2022, N 29, ст. 5262.

Приложение N 1
к Федеральному государственному
образовательному стандарту среднего
профессионального образования по специальности
23.02.07 Техническое обслуживание
и ремонт двигателей, систем и агрегатов
автомобилей
Перечень
профессий рабочих, должностей служащих, рекомендуемых к освоению в рамках
образовательной программы среднего профессионального образования по специальности
23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей
Код по Перечню профессий рабочих, должностей
служащих,
по
которым
осуществляется
профессиональное
обучение,
утвержденному
приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 2 июля 2013 г. N 513
(зарегистрирован
Министерством
юстиции
Российской Федерации 8 августа 2013 г.,
регистрационный
N 29322),
с
изменениями,
внесенными приказами Министерства образования и
науки Российской Федерации от 16 декабря 2013 г.
N 1348 (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 29 января 2014 г.,
регистрационный N 31163), от 28 марта 2014 г. N 244
(зарегистрирован
Министерством
юстиции
Российской Федерации 15 апреля 2014 г.,
регистрационный N 31953) и от 27 июня 2014 г. N 695
(зарегистрирован
Министерством
юстиции
Российской
Федерации
22
июля
2014
г.,
регистрационный N 33205)

19.01.20233

Система ГАРАНТ

Наименование профессий
рабочих, должностей
служащих

10/14

Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. N 1568 "Об утверждении федерального…

1

2
Водитель автомобиля
Слесарь по ремонту автомобилей

18511

Приложение N 2
к Федеральному государственному
образовательному стандарту среднего
профессионального образования по специальности
23.02.07 Техническое обслуживание
и ремонт двигателей, систем и агрегатов
автомобилей
Минимальные требования
к результатам освоения основных видов деятельности образовательной программы среднего
профессионального образования по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и
ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей
Основной вид
деятельности
Техническое
обслуживание и ремонт
автомобильных
двигателей

Техническое
обслуживание и ремонт
электрооборудования и

19.01.20233

Требования к знаниям, умениям, практическому опыту
знать:
устройство и основы теории подвижного состава автомобильного
транспорта;
классификацию, основные характеристики и технические параметры
автомобильного двигателя;
методы и технологии технического обслуживания и ремонта
автомобильных двигателей;
показатели качества и критерии выбора автомобильных
эксплуатационных материалов;
основные положения действующей нормативной документации
технического обслуживания и ремонта автомобильных двигателей.
уметь:
осуществлять технический контроль автотранспорта;
выбирать методы и технологии технического обслуживания и
ремонта автомобильного двигателя;
разрабатывать
и
осуществлять
технологический
процесс
технического обслуживания и ремонта двигателя;
выполнять работы по техническому обслуживанию и ремонту
автомобильных двигателей;
осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации для
решения профессиональных задач.
иметь практический опыт в:
проведении технического контроля и диагностики автомобильных
двигателей;
разборке и сборке автомобильных двигателей;
осуществлении
технического
обслуживания
и
ремонта
автомобильных двигателей.
знать:
классификацию, основные характеристики и технические параметры
элементов электрооборудования и электронных систем автомобиля;

Система ГАРАНТ

11/14

Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. N 1568 "Об утверждении федерального…

электронных систем
автомобилей

Техническое
обслуживание и ремонт
шасси автомобилей

Проведение кузовного
ремонта

19.01.20233

методы и технологии технического обслуживания и ремонта
элементов электрооборудования и электронных систем автомобиля;
базовые схемы включения элементов электрооборудования;
свойства, показатели качества и критерии выбора автомобильных
эксплуатационных материалов.
уметь:
выбирать методы и технологии технического обслуживания и
ремонта электрооборудования и электронных систем автомобилей;
разрабатывать
и
осуществлять
технологический
процесс
технического обслуживания и ремонта электрооборудования и
электронных систем автомобилей;
выполнять работы по техническому обслуживанию и ремонту
электрооборудования и электронных систем автотранспортных
средств;
осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации для
решения профессиональных задач.
иметь практический опыт в:
проведении
технического
контроля
и
диагностики
электрооборудования и электронных систем автомобилей;
осуществлении технического обслуживания и ремонта автомобилей и
автомобильных двигателей.
знать:
классификацию, основные характеристики и технические параметры
шасси автомобилей;
методы и технологии технического обслуживания и ремонта шасси
автомобилей.
уметь:
осуществлять технический контроль шасси автомобилей;
выбирать методы и технологии технического обслуживания и
ремонта шасси автомобилей;
разрабатывать, осуществлять технологический процесс и выполнять
работы по техническому обслуживанию и ремонту элементов
трансмиссии, ходовой части и органов управления автотранспортных
средств.
иметь практический опыт в:
проведении технического контроля и диагностики агрегатов и узлов
автомобилей;
осуществлении технического обслуживания и ремонта элементов
трансмиссии, ходовой части и органов управления автотранспортных
средств.
знать:
классификацию, основные характеристики и технические параметры
автомобильных кузовов;
правила оформления технической и отчетной документации;
методы оценки и контроля качества ремонта автомобильных кузовов.
уметь:
выбирать методы и технологии кузовного ремонта;
разрабатывать и осуществлять технологический процесс кузовного
ремонта;
выполнять работы по кузовному ремонту. иметь практический опыт
Система ГАРАНТ

12/14

Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. N 1568 "Об утверждении федерального…

Организация процессов
по техническому
обслуживанию и
ремонту автомобиля

Организация
процесса
модернизации и
модификации
автотранспортных
средств

19.01.20233

в:
проведении ремонта и окраски кузовов.
знать:
основы организации деятельности предприятия и управление им;
законодательные
и
нормативные
акты,
регулирующие
производственно-хозяйственную деятельность;
положения действующей системы менеджмента качества;
методы нормирования и формы оплаты труда;
основы управленческого учета и бережливого производства;
основные технико-экономические показатели производственной
деятельности;
порядок разработки и оформления технической документации;
правила охраны труда, противопожарной и экологической
безопасности, виды, периодичность и правила оформления
инструктажа.
уметь:
планировать и осуществлять руководство работой производственного
участка;
обеспечивать рациональную расстановку рабочих;
контролировать соблюдение технологических процессов и проверять
качество выполненных работ;
анализировать результаты производственной деятельности участка;
обеспечивать правильность и своевременность оформления
первичных документов;
рассчитывать по принятой методологии основные техникоэкономические показатели производственной деятельности.
иметь практический опыт в:
планировании и организации работ производственного поста,
участка;
проверке качества выполняемых работ;
оценке
экономической
эффективности
производственной
деятельности;
обеспечении безопасности труда на производственном участке.
знать:
конструктивные особенности автомобилей;
особенности технического обслуживания и ремонта специальных
автомобилей;
типовые схемные решения по модернизации транспортных средств;
особенности
технического
обслуживания
и
ремонта
модернизированных транспортных средств;
перспективные конструкции основных агрегатов и узлов
транспортного средства;
требования безопасного использования оборудования;
особенности эксплуатации однотипного оборудования;
правила ввода в эксплуатацию технического оборудования. уметь:
проводить контроль технического состояния транспортного средства;
составлять технологическую документацию на модернизацию и
тюнинг транспортных средств;
определять взаимозаменяемость узлов и агрегатов транспортных
средств;
Система ГАРАНТ

13/14

Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. N 1568 "Об утверждении федерального…

производить сравнительную оценку технологического оборудования;
организовывать обучение рабочих для работы на новом
оборудовании.
иметь практический опыт в:
сборе нормативных данных в области конструкции транспортных
средств;
проведении модернизации и тюнинга транспортных средств;
расчете экономических показателей модернизации и тюнинга
транспортных средств;
проведении испытаний производственного оборудования;
общении с представителями торговых организаций.

19.01.20233

Система ГАРАНТ

14/14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».