Обществознание

Рабочая

программа

общеобразовательной

дисциплины

«Обществознание»

разработана на основе:
–

примерной

рабочей

программы

общеобразовательной

дисциплины

«Обществознание» для профессиональных образовательных организаций, утвержденной
на заседании Совета по оценке содержания и качества примерных рабочих программ
общеобразовательного и социально- гуманитарного циклов среднего профессионального
образования, протокол № 14 от «30» ноября 2022 г. (ИРПО),
– федерального государственного стандарта среднего профессионального образования
для УГПС 21.00.00 и профиля профессионального образования специальностей по
программе подготовки специалистов среднего звена среднего профессионального
образования (ППССЗ СПО),
– с учетом Рабочей программы воспитания по специальности 21.02.19 Землеустройство
Организация разработчик: ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный колледж»
Разработчик: Блохина И.П.. – преподаватель

2

СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО ....................................... 4
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины .......................................................... 4
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы .............................................................................. 19
2.2. Тематический план и содержание дисциплины ......................................................................... 20
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины «Обществознание» ...........30
3.1. Оснащение учебного кабинета ............................................ Ошибка! Закладка не определена.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы . Ошибка! Закладка не определена.
4.

Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины ...................32

Фонд оценочных средств для промежуточной аттестации ......... Ошибка! Закладка не определена.

3

1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной
дисциплины «Обществознание»
1.1 Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО
Общеобразовательная дисциплина «Обществознание» является частью предметной
области «Общественные науки», изучается в общеобразовательном цикле учебного плана
ООП СПО с учетом профессиональной направленности в соответствии с ФГОС СПО.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
1.2.1. Цель общеобразовательной дисциплины
Основной целью изучения обществознания в организациях среднего
профессионального образования является освоение обучающимися знаний о российском
обществе и особенностях его развития в современных условиях, различных аспектах
взаимодействия людей друг с другом и с основными социальными институтами,
содействие формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей в
повседневной и профессиональной деятельности.
Ключевыми задачами изучения обществознания с учѐтом преемственности с
основной школой являются:
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности,
основанной на идеях патриотизма, гордости за достижения страны в различных областях
жизни; приверженности демократическим ценностям, закрепленным в Конституции
Российской Федерации;
- освоение системы знаний об обществе и человеке, формирование целостной
картины общества;
- овладение умениями получать, анализировать, интерпретировать и
систематизировать социальную информацию из различных источников, преобразовывать
ее и использовать для самостоятельного решения учебно-познавательных,
исследовательских и жизненных задач;
- совершенствование опыта применения полученных знаний и умений при анализе
и оценке жизненных ситуаций, социальных фактов, поведения людей и собственных
поступков в различных областях общественной жизни с учѐтом профессиональной
направленности организации среднего профессионального образования;
- становление духовно-нравственных позиций и приоритетов личности в период
ранней юности, выработка интереса к освоению социальных и гуманитарных дисциплин,
развитие мотивации к предстоящему самоопределению.

4

1.3. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС
СОО. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций.
Код и наименование
формируемых
компетенций
ОК 01.
Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности
применительно
к различным
контекстам

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие

Дисциплинарные

В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности мастерства,
трудолюбие; У
- готовность к активной деятельности технологической и
социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такую
деятельность;
- интерес к различным сферам профессиональной
деятельности,
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать
проблему, рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак или основания
для сравнения, классификации и обобщения;
- определять цели деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям, оценивать риски
последствий деятельности;

сформировать знания об (о):
- обществе как целостной развивающейся системе в
единстве и взаимодействии основных сфер и институтов;
основах социальной динамики; глобальных проблемах и
вызовах современности; перспективах развития
современного общества, в том числе тенденций развития
Российской Федерации;
- человеке как субъекте общественных отношений и
сознательной деятельности; особенностях социализации
личности в современных условиях, сознании, познании и
самосознании человека; особенностях
профессиональной деятельности в области науки,
культуры, экономической и финансовой сферах;
- экономике как науке и хозяйстве, роли государства в
экономике, в том числе государственной политики
поддержки конкуренции и импортозамещения,
особенностях рыночных отношений в современной
экономике;
- системе права и законодательства Российской
Федерации;
- владеть базовым понятийным аппаратом социальных
наук, уметь различать существенные и несущественные
признаки понятий, определять различные смыслы
5

- развивать креативное мышление при решении
жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения
проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения,
находить аргументы для доказательства своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи
результаты, критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях;
-- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных
областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные
подходы и решения;
и способность их использования в познавательной и
социальной практике
ОК 02. Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации, и
информационные
технологии для
выполнения задач

многозначных понятий, классифицировать
используемые в социальных науках понятия и термины;
использовать понятийный аппарат при анализе и оценке
социальных явлений, для ориентации в социальных
науках и при изложении собственных суждений и
построении устных и письменных высказываний;
- владеть умениями формулировать на основе
приобретенных социально-гуманитарных знаний
собственные суждения и аргументы по определенным
проблемам с точки зрения социальных ценностей и
использовать ключевые понятия, теоретические
положения социальных наук для объяснения явлений
социальной действительности; конкретизировать
теоретические положения фактами социальной
действительности, модельными ситуациями, примерами
из личного социального опыта и фактами социальной
действительности, в том числе по соблюдению правил
здорового образа жизни; умение создавать типологии
социальных процессов и явлений на основе
предложенных критериев;
сформировать знания об (о):
- особенностях процесса цифровизации и влиянии
массовых коммуникаций на все сферы жизни общества;
- владеть умениями применять полученные знания при
анализе социальной информации, полученной из
источников разного типа, включая официальные
публикации на интернет-ресурсах государственных
органов, нормативные правовые акты, государственные
6

профессиональной
деятельности

ОК 03. Планировать и
реализовывать
собственное

В области духовно-нравственного воспитания:
-- сформированность нравственного сознания,
этического поведения;

документы стратегического характера, публикации в
средствах массовой информации; осуществлять поиск
социальной информации, представленной в различных
знаковых системах, извлекать информацию из
неадаптированных источников, вести целенаправленный
поиск необходимых сведений, для восполнения
недостающих звеньев, делать обоснованные выводы,
различать отдельные компоненты в информационном
сообщении, выделять факты, выводы, оценочные
суждения, мнения;
- сформированность навыков оценивания социальной
информации, в том числе поступающей по каналам
сетевых коммуникаций, владение умением определять
степень достоверности информации; владение умением
соотносить различные оценки социальных явлений,
содержащиеся в источниках информации, давать на
основе полученных знаний правовую оценку действиям
людей в модельных ситуациях;
- уметь определять связи социальных объектов и
явлений с помощью различных знаковых систем;
сформированность представлений о методах изучения
социальных явлений и процессов, включая
универсальные методы науки, а также специальные
методы социального познания, в том числе
социологические опросы, биографический метод,
социальное прогнозирование
сформировать знания об (о):
- особенностях социализации личности в современных
условиях, сознании, познании и самосознании человека;
7

профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательску
ю деятельность в
профессиональной
сфере, использовать
знания по финансовой
грамотности в
различных
жизненных ситуациях

- способность оценивать ситуацию и принимать
осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности;
- осознание личного вклада в построение устойчивого
будущего;
- ответственное отношение к своим родителям и (или)
другим членам семьи, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в
соответствии с традициями народов России;
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
- самостоятельно осуществлять познавательную
деятельность, выявлять проблемы, ставить и
формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения проблемы с
учетом имеющихся ресурсов, собственных
возможностей и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и проявлению широкой
эрудиции в разных областях знаний, постоянно
повышать свой образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации,
выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно принимать
решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий
сформированность:

особенностях профессиональной деятельности в области
науки, культуры, экономической и финансовой сферах;
- отношениях, направлениях социальной политики в
Российской Федерации, в том числе поддержки семьи,
государственной политики в сфере межнациональных
отношений; структуре и функциях политической
системы общества, направлениях государственной
политики Российской Федерации;
- владеть умениями проводить с опорой на полученные
знания учебно-исследовательскую и проектную
деятельность, представлять ее результаты в виде
завершенных проектов, презентаций, творческих работ
социальной и междисциплинарной направленности;
готовить устные выступления и письменные работы
(развернутые ответы, сочинения) по социальной
проблематике, составлять сложный и тезисный план
развернутых ответов, анализировать неадаптированные
тексты на социальную тематику;
- готовность применять знания о финансах и бюджетном
регулировании при пользовании финансовыми услугами
и инструментами; использовать финансовую
информацию для достижения личных финансовых
целей, обеспечивать финансовую безопасность с учетом
рисков и способов их снижения; сформированность
гражданской ответственности в части уплаты налогов
для развития общества и государства

8

внутренней мотивации, включающей стремление к
достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность,
умение действовать, исходя из своих возможностей;
- эмпатии, включающей способность понимать
эмоциональное состояние других, учитывать его при
осуществлении коммуникации, способность к
сочувствию и сопереживанию;
- социальных навыков, включающих способность
выстраивать отношения с другими людьми, заботиться,
проявлять интерес и разрешать конфликты
ОК 04. Эффективно
- готовность к саморазвитию, самостоятельности и
взаимодействовать и
самоопределению;
работать в коллективе -овладение навыками учебно-исследовательской,
и команде
проектной и социальной деятельности;
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять
роли с учетом мнений участников обсуждать результаты
совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных ситуациях, проявлять творчество и

- использовать обществоведческие знания для
взаимодействия с представителями других
национальностей и культур в целях успешного
выполнения типичных социальных ролей, реализации
прав и осознанного выполнения обязанностей
гражданина Российской Федерации, в том числе
правомерного налогового поведения; ориентации в
актуальных общественных событиях, определения
личной гражданской позиции; осознание значимости
здорового образа жизни; роли непрерывного
образования; использовать средства информационнокоммуникационных технологий в решении различных
задач

9

воображение, быть инициативным
Овладение универсальными регулятивными действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на
ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции
другого человека
ОК 05. Осуществлять В области эстетического воспитания:
устную и письменную - эстетическое отношение к миру, включая эстетику
коммуникацию на
быта, научного и технического творчества, спорта, труда
государственном
и общественных отношений;
языке Российской
- способность воспринимать различные виды искусства,
Федерации с учетом
традиции и творчество своего и других народов,
особенностей
ощущать эмоциональное воздействие искусства;
социального и
- убежденность в значимости для личности и общества
культурного
отечественного и мирового искусства, этнических
контекста
культурных традиций и народного творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах
искусства, стремление проявлять качества творческой
личности;
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
- распознавать невербальные средства общения,
понимать значение социальных знаков, распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать

- владеть умениями проводить с опорой на полученные
знания учебно-исследовательскую и проектную
деятельность, представлять ее результаты в виде
завершенных проектов, презентаций, творческих работ
социальной и междисциплинарной направленности;
готовить устные выступления и письменные работы
(развернутые ответы, сочинения) по социальной
проблематике, составлять сложный и тезисный план
развернутых ответов, анализировать неадаптированные
тексты на социальную тематику;
- владеть умениями формулировать на основе
приобретенных социально-гуманитарных знаний
собственные суждения и аргументы по определенным
проблемам с точки зрения социальных ценностей и
использовать ключевые понятия, теоретические
положения социальных наук для объяснения явлений
социальной действительности; конкретизировать
теоретические положения фактами социальной
действительности, модельными ситуациями, примерами
из личного социального опыта и фактами социальной
10

конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку зрения с
использованием языковых средств

действительности, в том числе по соблюдению правил
здорового образа жизни; умение создавать типологии
социальных процессов и явлений на основе
предложенных критериев
ОК 06. Проявлять
- осознание обучающимися российской гражданской
1) сформировать знания об (о):
гражданскоидентичности;
обществе как целостной развивающейся системе в
патриотическую
- целенаправленное развитие внутренней позиции
единстве и взаимодействии основных сфер и институтов;
позицию,
личности на основе духовно-нравственных ценностей
основах социальной динамики;
демонстрировать
народов Российской Федерации, исторических и
особенностях процесса цифровизации и влиянии
осознанное поведение национально-культурных традиций, формирование
массовых коммуникаций на все сферы жизни общества;
на основе
системы значимых ценностно-смысловых установок,
глобальных проблемах и вызовах современности;
традиционных
антикоррупционного мировоззрения, правосознания,
перспективах развития современного общества, в том
общечеловеческих
экологической культуры, способности ставить цели и
числе тенденций развития Российской Федерации;
ценностей, в том
строить жизненные планы;
человеке как субъекте общественных отношений и
числе с учетом
В части гражданского воспитания:
сознательной деятельности;
гармонизации
- осознание своих конституционных прав и
особенностях социализации личности в современных
межнациональных и
обязанностей, уважение закона и правопорядка;
условиях, сознании, познании и самосознании человека;
межрелигиозных
- принятие традиционных национальных,
особенностях профессиональной деятельности в области
отношений,
общечеловеческих гуманистических и демократических науки, культуры, экономической и финансовой сферах;
применять стандарты ценностей;
значении духовной культуры общества и разнообразии
антикоррупционного - готовность противостоять идеологии экстремизма,
ее видов и форм; экономике как науке и хозяйстве, роли
поведения
национализма, ксенофобии, дискриминации по
государства в экономике, в том числе государственной
социальным, религиозным, расовым, национальным
политики поддержки конкуренции и импортозамещения,
признакам;
особенностях рыночных отношений в современной
- готовность вести совместную деятельность в интересах экономике;
гражданского общества, участвовать в самоуправлении в роли государственного бюджета в реализации
общеобразовательной организации и детско-юношеских полномочий органов государственной власти, этапах
организациях;
бюджетного процесса, механизмах принятия бюджетных
- умение взаимодействовать с социальными
решений;
11

институтами в соответствии с их функциями и
назначением;
- готовность к гуманитарной и волонтерской
деятельности;
патриотического воспитания:
- сформированность российской гражданской
идентичности, патриотизма, уважения к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое
и настоящее многонационального народа России;
- ценностное отношение к государственным символам,
историческому и природному наследию, памятникам,
традициям народов России, достижениям России в
науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;
- идейная убежденность, готовность к служению и
защите Отечества, ответственность за его судьбу;
освоенные обучающимися межпредметные понятия и
универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные, коммуникативные);
- способность их использования в познавательной и
социальной практике, готовность к самостоятельному
планированию и осуществлению учебной деятельности,
организации учебного сотрудничества с
педагогическими работниками и сверстниками, к
участию в построении индивидуальной образовательной
траектории;
- овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности

социальных отношениях, направлениях социальной
политики в Российской Федерации, в том числе
поддержки семьи, государственной политики в сфере
межнациональных отношений; структуре и функциях
политической системы общества, направлениях
государственной политики Российской Федерации;
конституционном статусе и полномочиях органов
государственной власти;
системе прав человека и гражданина в Российской
Федерации, правах ребенка и механизмах защиты прав в
Российской Федерации;
правовом регулирования гражданских, семейных,
трудовых, налоговых, образовательных,
административных, уголовных общественных
отношений;
системе права и законодательства Российской
Федерации;
2) уметь характеризовать российские духовнонравственные ценности, в том числе ценности
человеческой жизни, патриотизма и служения
Отечеству, семьи, созидательного труда, норм морали и
нравственности, прав и свобод человека, гуманизма,
милосердия, справедливости, коллективизма,
исторического единства народов России,
преемственности истории нашей Родины, осознания
ценности культуры России и традиций народов России,
общественной стабильности и целостности государства;
3) владеть базовым понятийным аппаратом социальных
наук, уметь различать существенные и несущественные
12

признаки понятий, определять различные смыслы
многозначных понятий, классифицировать
используемые в социальных науках понятия и термины;
использовать понятийный аппарат при анализе и оценке
социальных явлений, для ориентации в социальных
науках и при изложении собственных суждений и
построении устных и письменных высказываний;
4) владеть умениями устанавливать, выявлять, объяснять
причинно-следственные, функциональные,
иерархические и другие связи социальных объектов и
процессов, включая умения характеризовать
взаимовлияние природы и общества, приводить примеры
взаимосвязи всех сфер жизни общества; выявлять
причины и последствия преобразований в различных
сферах жизни российского общества; характеризовать
функции социальных институтов; обосновывать
иерархию нормативных правовых актов в системе
российского законодательства;
5) связи социальных объектов и явлений с помощью
различных знаковых систем; сформированность
представлений о методах изучения социальных явлений
и процессов, включая универсальные методы науки, а
также специальные методы социального познания, в том
числе социологические опросы, биографический метод,
социальное прогнозирование;
6) владеть умениями применять полученные знания при
анализе социальной информации, полученной из
источников разного типа, включая официальные
публикации на интернет-ресурсах государственных
13

органов, нормативные правовые акты, государственные
документы стратегического характера, публикации в
средствах массовой информации; осуществлять поиск
социальной информации, представленной в различных
знаковых системах, извлекать информацию из
неадаптированных источников, вести целенаправленный
поиск необходимых сведений, для восполнения
недостающих звеньев, делать обоснованные выводы,
различать отдельные компоненты в информационном
сообщении, выделять факты, выводы, оценочные
суждения, мнения;
7) владеть умениями проводить с опорой на полученные
знания учебно-исследовательскую и проектную
деятельность, представлять ее результаты в виде
завершенных проектов, презентаций, творческих работ
социальной и междисциплинарной направленности;
готовить устные выступления и письменные работы
(развернутые ответы, сочинения) по социальной
проблематике, составлять сложный и тезисный план
развернутых ответов, анализировать неадаптированные
тексты на социальную тематику;
8) использовать обществоведческие знания для
взаимодействия с представителями других
национальностей и культур в целях успешного
выполнения типичных социальных ролей, реализации
прав и осознанного выполнения обязанностей
гражданина Российской Федерации, в том числе
правомерного налогового поведения; ориентации в
актуальных общественных событиях, определения
14

личной гражданской позиции; осознание значимости
здорового образа жизни; роли непрерывного
образования; использовать средства информационнокоммуникационных технологий в решении различных
задач;
9) владеть умениями формулировать на основе
приобретенных социально-гуманитарных знаний
собственные суждения и аргументы по определенным
проблемам с точки зрения социальных ценностей и
использовать ключевые понятия, теоретические
положения социальных наук для объяснения явлений
социальной действительности; конкретизировать
теоретические положения фактами социальной
действительности, модельными ситуациями, примерами
из личного социального опыта и фактами социальной
действительности, в том числе по соблюдению правил
здорового образа жизни; умение создавать типологии
социальных процессов и явлений на основе
предложенных критериев;
10) готовность применять знания о финансах и
бюджетном регулировании при пользовании
финансовыми услугами и инструментами; использовать
финансовую информацию для достижения личных
финансовых целей, обеспечивать финансовую
безопасность с учетом рисков и способов их снижения;
сформированность гражданской ответственности в части
уплаты налогов для развития общества и государства;
11) сформировать навыки оценивания социальной
информации, в том числе поступающей по каналам
15

ОК 07. Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы
бережливого
производства,
эффективно
действовать в

В области экологического воспитания:
- сформированность экологической культуры,
понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды,
осознание глобального характера экологических
проблем;
- планирование и осуществление действий в
окружающей среде на основе знания целей устойчивого
развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде;

сетевых коммуникаций, владение умением определять
степень достоверности информации; владение умением
соотносить различные оценки социальных явлений,
содержащиеся в источниках информации, давать на
основе полученных знаний правовую оценку действиям
людей в модельных ситуациях;
12) владеть умением самостоятельно оценивать и
принимать решения, выявлять с помощью полученных
знаний наиболее эффективные способы противодействия
коррупции; определять стратегии разрешения
социальных и межличностных конфликтов; оценивать
поведение людей и собственное поведение с точки
зрения социальных норм, ценностей, экономической
рациональности и финансовой грамотности; осознавать
неприемлемость антиобщественного поведения,
осознавать опасность алкоголизма и наркомании,
необходимость мер юридической ответственности, в том
числе для несовершеннолетних граждан
- конкретизировать теоретические положения фактами
социальной действительности, модельными ситуациями,
примерами из личного социального опыта и фактами
социальной действительности, в том числе по
соблюдению правил здорового образа жизни; умение
создавать типологии социальных процессов и явлений на
основе предложенных критериев;
- владеть умениями устанавливать, выявлять, объяснять
причинно-следственные, функциональные,
иерархические и другие связи социальных объектов и
процессов, включая умения характеризовать
16

чрезвычайных
ситуациях

ОК 09. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках

- умение прогнозировать неблагоприятные
экологические последствия предпринимаемых действий,
предотвращать их;
- расширение опыта деятельности экологической
направленности;
- овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности
- наличие мотивации к обучению и личностному
развитию;
В области ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры
как средства взаимодействия между людьми и познания
мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять проектную и исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения
проблем;
- способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению

взаимовлияние природы и общества, приводить примеры
взаимосвязи всех сфер жизни общества; выявлять
причины и последствия преобразований в различных
сферах жизни российского обществ

- владеть умениями применять полученные знания при
анализе социальной информации, полученной из
источников разного типа, включая официальные
публикации на интернет-ресурсах государственных
органов, нормативные правовые акты, государственные
документы стратегического характера, публикации в
средствах массовой информации;

17

различных методов познания;
- овладение видами деятельности по получению нового
знания, его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных ситуациях, в том
числе при создании учебных и социальных проектов;
- формирование научного типа мышления, владение
научной терминологией, ключевыми понятиями и
методами;
-осуществлять целенаправленный поиск переноса
средств и способов действия в профессиональную среду

18

2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем
образовательной
дисциплины

программы

учебной

Общий объем

Объем в часах

72

в т.ч.
Основное содержание

52

в т.ч.
теоретическое обучение

30

практические занятия

22

Профессионально
ориентированное
(содержание прикладного модуля)

содержание

18

в т.ч.
теоретическое обучение

6

практические занятия

12

Индивидуальный проект (да/нет)**

нет

Дифференцированный зачет
Срок реализации программы

2
1 год

19

2.2. Тематический план и содержание дисциплины
Наименование
Содержание учебного материала (основное и профессиональноразделов и тем
ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
Раздел 1. Человек в обществе
Тема 1.1.
Основное содержание учебного материала
Общество и
1. Общество как система.
общественные
Общественные отношения. Связи между подсистемами и элементами общества.
отношения.
Общественные потребности и социальные институты. Признаки и функции
Развитие общества1 социальных институтов. Типы обществ. Постиндустриальное (информационное)

Тема 1.2.
Биосоциальная
природа человека и
его деятельность

общество и его особенности. Роль массовой коммуникации в современном обществе
2. Многообразие путей и форм общественного развития.
Эволюция, социальная революция. Реформа. Российское общество и человек перед
лицом угроз и вызовов XXI в.
Общественный прогресс, его критерии. Противоречивый характер прогресса.
Глобализация и ее противоречивые последствия
Профессионально ориентированное содержание
Перспективы развития в информационном обществе, направления цифровизации в
профессиональной деятельности.
Основное содержание учебного материала
3. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
Влияние социокультурных факторов на формирование личности. Личность в
современном обществе. Коммуникативные качества личности. Мировоззрение, его
роль в жизнедеятельности человека.
Деятельность и ее структура. Мотивация деятельности. Потребности и интересы.
Многообразие видов деятельности. Свобода и необходимость в деятельности
человека

Объем
часов

Формируемые
компетенции
И ЛР

10
4

2
ОК 01
ОК 05

2

4
ОК 02
ОК 04
ОК 05
2

20

4. Человек. Индивид. Личность.
Социализация личности и ее этапы. Агенты (институты) социализации.
Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание и социальное поведение.
Профессионально ориентированное содержание
Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.
Учет особенностей характера в профессиональной деятельности. Межличностное
общение и взаимодействие в профессиональном сообществе, его особенности.
Тема 1.3.
Основное содержание учебного материала
Познавательная
5. Познание мира.
Чувственное и рациональное познание. Мышление, его формы и методы. Знание как
деятельность
результат познавательной деятельности, его виды. Понятие истины, ее критерии.
человека. Научное
Абсолютная, относительная истина. Естественные, технические, точные и социальнопознание
гуманитарные науки. Особенности, уровни и методы научного познания.
Особенности научного познания в социально-гуманитарных науках. Российское
общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в.
Профессионально ориентированное содержание
Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные науки в
профессиональной деятельности.
Раздел 2. Духовная культура
Тема 2.1.
Основное содержание учебного материала
Духовная культура
6. Духовная деятельность человека.
личности и
Духовные ценности российского общества. Материальная и духовная культура.
общества
Формы культуры. Народная, массовая и элитарная культура. Молодежная
субкультура. Контркультура. Функции культуры. Культурное многообразие
современного общества. Диалог культур. Вклад российской культуры в
формирование ценностей современного общества. Мораль как общечеловеческая
ценность и социальный регулятор. Категории морали. Гражданственность.
Патриотизм.
Профессионально ориентированное содержание Культура общения, труда, учебы,
поведения в обществе. Этикет в профессиональной деятельности

2

2

2

ОК 02
ОК 04
ОК 05

8
2
ОК 03
ОК 05
ОК 06
2

21

Тема 2.2.
Наука и образование
в современном мире

Тема 2.3.
Религия

Тема 2.4.
Искусство

Основное содержание учебного материала
7. Наука.
Функции науки. Возрастание роли науки в современном обществе. Направления
научно-технологического развития и научные достижения Российской Федерации.
Образование в современном обществе. Российская система образования. Основные
направления развития образования в Российской Федерации.
Непрерывность образования в информационном обществе. Значение
самообразования. Цифровые образовательные ресурсы
Профессионально ориентированное содержание. Профессиональное образование в
сфере. Роль и значение непрерывности образования
Основное содержание учебного материала
8. Религия, еѐ роль в жизни общества и человека.
Мировые и национальные религии. Значение поддержания межконфессионального
мира в Российской Федерации. Свобода совести.
Основное содержание учебного материала

9. Особенности искусства как формы духовной культуры.
Искусство, его основные функции. Достижения современного российского искусства.
Образ специальности в искусстве.
Раздел 3. Экономическая жизнь общества
Тема 3.1.
Основное содержание учебного материала
Экономика- основа
10. Роль экономики в жизни общества.
жизнедеятельности Макроэкономические показатели и качество жизни. Предмет и методы
общества
экономической науки. Ограниченность ресурсов. Кривая производственных
возможностей. Типы экономических систем. Экономический рост и пути его
достижения.
Факторы
долгосрочного
экономического
роста.
Понятие
экономического цикла. Фазы экономического цикла. Причины экономических циклов
Профессионально ориентированное содержание. Особенности разделения труда и
специализации.
Тема 3.2.
Основное содержание учебного материала

2

ОК 02
ОК 03
2

2
2
2

ОК 05
ОК 06
ОК 01
ОК 05

2
16
2

2

4

ОК 02
ОК 07

ОК 01
22

Рыночные
отношения в
экономике.

Тема 3.3.
Рынок труда и
безработица.
Рациональное
поведение
потребителя

Тема 3.4.

11. Рынок.
Функционирование рынков. Рынки труда, капитала, земли, информации.
Государственное
регулирование
рынков.
Конкуренция
и
монополия.
Государственная политика по развитию конкуренции. Антимонопольное
регулирование в Российской Федерации. Финансовый рынок. Финансовые
институты. Банки. Банковская система. Центральный банк Российской Федерации:
задачи и функции. Монетарная политика Банка России. Инфляция: причины, виды,
последствия
12. ПЗ №1. Законы рынка
Рыночный спрос. Закон спроса. Эластичность спроса. Рыночное предложение. Закон
предложения. Эластичность предложения. Цифровые финансовые услуги.
Финансовые технологии и финансовая безопасность.
Основное содержание учебного материала
13. ПЗ № 2. Доходы и расходы.
Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица. Причины и виды
безработицы. Государственная политика Российской Федерации в области занятости.
Особенности труда молодежи. Деятельность профсоюзов.
14. ПЗ №3. Рациональное экономическое поведение.
Профессионально ориентированное содержание Экономическая свобода и
социальная ответственность. Экономическая деятельность и проблемы устойчивого
развития общества.
Спрос на труд и его факторы в профессиональной сфере. Стратегия поведения при
поиске работы. Возможности профессиональной переподготовки.
Основное содержание учебного материала

ОК 03
ОК 09
2

2

4

2

ОК 01
ОК 02
ОК 03

2

2

ОК 01

23

Предприятие в
экономике

Тема 3.5.
Экономика и
государство

Тема 3.6.
Основные тенденции
развития экономики
России и
международная
экономика

15. ПЗ №4. Производство
Предприятие в экономике. Цели предприятия. Факторы производства.
Альтернативная стоимость, способы и источники финансирования предприятий.
Издержки, их виды. Выручка, прибыль. Поддержка малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации. Государственная политика
импортозамещения в Российской Федерации
Профессионально ориентированное содержание
Предпринимательская деятельность в профессиональной сфере. Основы
менеджмента и маркетинга.
Основное содержание учебного материала
16. Экономика и государство.
Экономические функции государства. Общественные блага. Внешние эффекты.
Государственный бюджет. Дефицит и профицит государственного бюджета.
Принцип сбалансированности государственного бюджета. Государственный долг.
Налоговая система Российской Федерации. Функции налогов. Система налогов и
сборов в Российской Федерации. Налоговые льготы и вычеты. Фискальная политика
государства. Цифровизация экономики в Российской Федерации
Основное содержание учебного материала

17. Мировая экономика.
Международная экономика. Международное разделение труда. Экспорт и импорт
товаров и услуг. Выгоды и убытки от участия в международной торговле.
Государственное регулирование внешней торговли
Профессионально ориентированное содержание
Направления импортозамещения в условиях современной экономической ситуации в
профессиональной сфере. Собственное производство как средство устойчивого
развития государства. Региональная экономика и еѐ особенности. Основные
направления развития региональной экономики.
Раздел 4. Социальная сфера
Тема 4.1.
Основное содержание учебного материала

ОК 03

2

2
ОК 01
ОК 09
2

2

ОК 06
ОК 09
2

8
2

ОК 01
24

Социальная
структура
общества.
Положение
личности в
обществе

Тема 4.2.
Семья в современном
мире

Тема 4.3.
Этнические
общности и нации

Тема 4.4.
Социальные нормы и
социальный
контроль.
Социальный
конфликт и способы
его разрешения

18. Социальная стратификация.
Социальные общности, группы, их типы. Социальная стратификация, ее критерии.
Социальное неравенство. Социальная структура российского общества.
Государственная поддержка социально незащищенных слоев общества в Российской
Федерации.
Положение индивида в обществе. Социальные статусы и роли. Социальная
мобильность, ее формы и каналы в современном российском обществе
Профессионально ориентированное содержание Престиж профессиональной
деятельности. Социальные роли человека в трудовом коллективе. Возможности
профессионального роста
Основное содержание учебного материала
19. Семья и брак.
Функции и типы семьи. Семья как важнейший социальный институт. Тенденции
развития семьи в современном мире. Меры социальной поддержки семьи в
Российской Федерации. Помощь государства многодетным семьям
Основное содержание учебного материала
20. Этнические общности.
Миграционные процессы в современном мире. Нации и межнациональные
отношения. Этносоциальные конфликты, способы их предотвращения и пути
разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской
Федерации
Основное содержание учебного материала
21. Социальные нормы и отклоняющееся поведение.
Формы социальных девиаций. Конформизм. Социальный контроль и самоконтроль.
Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы
разрешения социальных конфликтов. Особенности профессиональной деятельности
социолога, социального психолога.
Профессионально ориентированное содержание Конфликты в трудовых
коллективах и пути их преодоления. Стратегии поведения в конфликтной ситуации

ОК 05

2

2

ОК 05
ОК 06

2
2

2

ОК 05
ОК 06

2

2

ОК 04
ОК 05

25

Раздел 5. Политическая сфера
Тема 5.1.
Основное содержание учебного материала
Политика и власть.
22. Государство и политическая система общества.
Политическая
Политическая власть. Политическая система общества, ее структура и функции.
система
Политическая система Российской Федерации на современном этапе
Государство как основной институт политической системы. Государственный
суверенитет.
23. Механизм государства.
Функции
государства.
Форма
государства:
форма
правления,
форма
государственного (территориального) устройства, политический режим Типология
форм государства. Органы государства. Субъекты государственной власти в
Российской Федерации. Государственная служба и статус государственного
служащего. Опасность коррупции, антикоррупционная политика государства,
механизмы противодействия коррупции. Обеспечение национальной безопасности в
Российской Федерации. Государственная политика Российской Федерации по
противодействию экстремизму
Основное содержание учебного материала

Тема 5.2.
Политическая
24. Форма правления.
культура общества и
Форма государства. Форма правления. Форма государственного устройства и форма
личности.
политического режима. Избирательное право.
Политический
процесс и его
25. Гражданское общество и правовое государство.
участники
Уровни общественных отношений. Гражданское общество. Признаки правового
государство.
Профессионально ориентированное содержание
Роль профсоюзов в формировании основ гражданского общества. Профсоюзная
деятельность в области защиты прав работника
Политическое поведение. Политическое участие. Причины абсентеизма.
Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные идейно-политические

8
4

2

ОК 05
ОК 06

2

4

2
ОК 03
ОК 04

2

26

течения современности.
Политический процесс и участие в нем субъектов политики. Формы участия граждан
в политике.
Политические партии как субъекты политики, их функции, виды. Типы партийных
систем.
Избирательная
система.
Типы
избирательных
систем:
мажоритарная,
пропорциональная, смешанная. Избирательная кампания. Избирательная система в
Российской Федерации
Политическая элита и политическое лидерство. Типология лидерства
Раздел 6. Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации

20

Тема 6.1.
Право в системе
социальных норм

4

Тема 6.2.
Основы
конституционного
права Российской
Федерации

Основное содержание учебного материала
26. Правовое регулирование общественных отношений в Российской
Федерации.
Право в системе социальных норм. Источники права. Нормативные правовые акты,
их виды. Законы и законодательный процесс в Российской Федерации. Система
российского права. Правоотношения, их субъекты. Особенности правового статуса
несовершеннолетних.
27. Правосознание.
Правосознание и правоотношение. Субъекты права. Объекты права. Правонарушение
и юридическая ответственность. Функции правоохранительных органов Российской
Федерации.
Профессионально ориентированное содержание. Соблюдение правовых норм в
профессиональной деятельности.
Основное содержание учебного материала
28. ПЗ № 5 Права и свободы Человека и гражданина.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Гражданство Российской
Федерации. Личные (гражданские), политические, социально-экономические и
культурные права и свободы человека и гражданина Российской Федерации.
Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Международная

2
ОК 01
ОК 05
ОК 09

2

2

2

ОК 02
ОК 06
ОК 07

27

Тема 6.3.
Правовое
регулирование
гражданских,
административных,
образовательных
правоотношений

Тема 6.4.
Правовое
регулирование
трудовых, уголовных
правоотношений.

Тема 6.5.

защита прав человека в условиях мирного и военного времени
Профессионально ориентированное содержание
Профессиональные обязанности гражданина Российской Федерации в организации
мероприятий ГО и защиты от ЧС в условиях мирного и военного времени
Основное содержание учебного материала
29. ПЗ № 6 Государственное право.
Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права. Организационноправовые
формы
юридических
лиц.
Гражданская
дееспособность
несовершеннолетних. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое
регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей
30. Административное право.
Административное право и его субъекты. Административное правонарушение и
административная ответственность
31. Гражданское право.
Гражданское правоотношение. Предмет гражданского права. Субъекты гражданских
правоотношений. Гражданская дееспособность. Эмансипация несовершеннолетних.
Юридическое лицо. Обязательство. Договор.
Основное содержание учебного материала
32. ПЗ № 7 Трудовое право
Источники трудового права. Трудовой договор. Рабочее время. Трудовые споры.
Профессионально ориентированное содержание
Коллективный договор. Трудовые споры и порядок их разрешения. Особенность
регулирования трудовых отношений в профессиональной сфере.
33. Уголовное право.
Уголовное право. Основные принципы уголовного права. Понятие преступления и
виды преступлений. Уголовная ответственность, ее цели, виды наказаний в
уголовном праве. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних
Основное содержание учебного материала

6

2

2

ОК 02
ОК 05
ОК 06

2
4

2

ОК 02
ОК 06
ОК 09

2
4

ОК 02

28

Основы
процессуального
права

34. Конституционное судопроизводство
Административный процесс. Судебное производство по делам об административных
правонарушениях. Уголовный процесс, его принципы и стадии. Субъекты уголовного
процесса.
35. Гражданские споры, порядок их рассмотрения.
Основные принципы гражданского процесса. Участники гражданского процесса.
Арбитражное судопроизводство
36. Дифференцированный зачет

Всего

2

ОК 05
ОК 09

2
2
72

29

3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
«Обществознание»
3.1. Оснащение учебного кабинета
Освоение
программы
общеобразовательной
дисциплины
«Обществознание»
предполагает
наличие
в
профессиональной
образовательной организации, реализующей образовательную программу
среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе
основного общего образования, специализированного учебного кабинета, в
котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во
время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарноэпидемиологических правил и нормативам и быть оснащено типовым
оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и
средствами обучения.
В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством
которого участники образовательного процесса могут просматривать
визуальную информацию по обществознанию, создавать презентации,
видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического
обеспечения программы учебной дисциплины «Обществознание» входят:
 наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов);
 информационно-коммуникационные средства;
 экранно-звуковые пособия;
 комплект технической документации, в том числе паспорта на средства
обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
 библиотечный фонд кабинета;
 рекомендованные мультимедийные пособия.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
В библиотечный фонд кабинета входят учебники, учебно-методические
комплекты (УМК) (в т.ч. и мультимедийные), обеспечивающие освоение
учебной
дисциплины
«Обществознание»,
рекомендованные
для
использования в профессиональных образовательных организациях,
реализующих образовательную программу среднего общего образования в
пределах ОПОП СПО на базе основного общего образования, не старше пяти
лет с момента издания.
30

Рекомендованные
печатные
издания
по
реализации
общеобразовательной
дисциплины
представлены
в
методических
рекомендациях по организации обучения.
Библиотечный фонд кабинета может быть дополнен энциклопедиями,
справочниками, научной, научно-популярной и другой литературой по
вопросам обществоведческого образования.
В
процессе
освоения
программы
учебной
дисциплины
«Обществознание» обучающиеся должны иметь возможность доступа к
электронным учебным материалам и образовательным ресурсам, имеющимся
в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, документам,
хрестоматиям, практикумам, тестам и другим подобным ресурсам).
1. ЭБС BOOK.RU

31

1. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих
компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.
Содержание общеобразовательной дисциплины «Обществознание» направлено на
формирование общих компетенций ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 9 и
сопряжены с достижением образовательных результатов, регламентированных ФГОС
СОО.
Оценивание образовательных результатов обучающихся в процессе освоения ими
содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» на уровне
среднего профессионального образования является существенным звеном учебного
процесса. Целесообразно проводить оценивание образовательных результатов в ходе
изучения каждого раздела образовательной программы. Для организации и проведения
оценочных процедур преподаватель может воспользоваться как готовыми средствами
оценивания, представленными в психолого-педагогической и методической литературе,
или самостоятельно разработать инструментарий оценки.
Важным средством оценки образовательных результатов выступают учебные
задания, проверяющие способность к решению учебно-познавательных и учебнопрактических задач, предполагающие вариативные пути решения, комплексные задания,
ориентированные на проверку целого комплекса умений, компетентностноориентированные задания, позволяющие оценивать сформированность группы различных
умений и базирующиеся на контексте социальных ситуаций.
Процедура оценивания образовательных результатов обучающихся может вестись
каждым преподавателем в ходе стартовой, текущей, промежуточной диагностики.
Результаты стартовой диагностики могут служить основанием для корректировки
учебных программ и индивидуализации учебной деятельности обучающегося, группы в
целом.
В текущей диагностике процедура оценивания может быть организована
посредством:
- оценивания результатов устного опроса;
-оценивания выполнения познавательных заданий (задания к документам,
содержащими социальную информацию; задания к схемам, таблицам, диаграммам,
инфографике; вопросы проблемного характера; задания-задачи; проектные задания и др.);
- оценивание результатов тестирования.
При организации и проведении процедуры оценивания образовательных
результатов обучающихся целесообразно предусмотреть возможность самооценки и
взаимооценки знаний/умений обучающихся. Предметом оценивания являются не только
итоговые образовательные результаты, но и динамика изменений этих результатов в
процессе всего изучения и освоения содержания учебной дисциплины.
Необходимо учитывать, что изучение обществознания предусматривает как
развитие устной, так и развитие письменной речи; поэтому целесообразно выдерживать
32

соответствующие пропорции в способах предъявления заданий и форматах ожидаемых
ответов.
Требования, параметры и критерии оценочной процедуры должны быть известны
обучающимся заранее, до непосредственного проведения процедуры оценивания, включая
самооценку и взаимооценку. По возможности, параметры и критерии оценки должны
разрабатываться и обсуждаться преподавателем совместно с самими обучающимися.
Каждому параметру оценки должны соответствовать критерии оценки: за что
выставляется та или иная оценка; в случае балльной оценки - то или иное количество
баллов.
На основе типов оценочных мероприятий, предложенных в таблице, преподаватель
выбирает формы и методы с учетом профессионализации обучения по программе
дисциплины.
Общая/профессиональная
компетенции

Раздел/Тема

Тип оценочных мероприятия

Раздел 1. Человек в обществе
ОК 01
ОК 05

Тема 1.1.
Общество и
общественные
отношения. Развитие
общества

Познавательные задания
 Вопросы проблемного
характера
 Задания к схемам, таблицам,
диаграммам, инфографике
 Проектные задания
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

ОК 02
ОК 04
ОК 05

Тема 1.2.
Биосоциальная природа
человека и его
деятельность

Устный опрос
Познавательные задания
 Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
 Проектные задания
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

ОК 02
ОК 04
ОК 05

Тема 1.3.
Познавательная
деятельность человека.
Научное познание

Устный опрос
Познавательные задания
 Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
 Познавательные задания
Самооценка и взаимооценка
33

знаний /умений обучающихся
Раздел 2. Духовная культура
ОК 03
ОК 05
ОК 06

Тема 2.1.
Духовная культура
личности и общества

Познавательные задания
 Вопросы проблемного
характера
 Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

ОК 02
ОК 03

Тема 2.2.
Наука и образование в
современном мире

Устный опрос
Познавательные задания
 Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
 Проектные задания
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

ОК 05
ОК 06

Тема 2.3.
Религия

Устный опрос
Познавательные задания
 Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

ОК 01
ОК 05

Тема 2.4.
Искусство

Устный опрос
Познавательные задания
 Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

Раздел 3. Экономическая жизнь общества
ОК 02
ОК 07

Тема 3.1.
Экономика - основа
жизнедеятельности
общества

Устный опрос
Познавательные задания
 Задания к схемам, таблицам,
диаграммам, инфографике
34

Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
ОК 01
ОК 03
ОК 09

Тема 3.2.
Рыночные отношения в
экономике. Финансовые
институты

Устный опрос
Познавательные задания
 Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

ОК 01
ОК 02
ОК 03

Тема 3.3.
Рынок труда и
безработица.
Рациональное поведение
потребителя

Устный опрос
Познавательные задания
 Задания- задачи
 Задания к схемам, таблицам,
диаграммам, инфографике
 Проектные задания
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

ОК 01
ОК 03

Тема 3.4.
Предприятие в
экономике

Устный опрос
Познавательные задания
 Задания - задачи
 Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
 Проектные задания
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

ОК 01
ОК 09

Тема 3.5.
Устный опрос
Экономика и государство Познавательные задания
 Задания к схемам, таблицам,
диаграммам, инфографике
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

ОК 06
ОК 09

Тема 3.6.
Основные тенденции
развития экономики
России и международная
экономика

Познавательные задания
 Вопросы проблемного
характера
 Работа с документами,
содержащими социальную
информацию
Самооценка и взаимооценка
35

знаний /умений обучающихся
Раздел 4. Социальная сфера
ОК 01
ОК 05

Тема 4.1.
Социальная структура
общества. Положение
личности в обществе

Устный опрос
Познавательные задания
 Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

ОК 05
ОК 06

Тема 4.2.
Семья в современном
мире

Устный опрос
Познавательные задания
 Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

ОК 05
ОК 06

Тема 4.3.
Этнические общности и
нации

Устный опрос
Познавательные задания
 Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

ОК 04
ОК 05

Тема 4.4.
Социальные нормы и
социальный контроль.
Социальный конфликт и
способы его разрешения

Устный опрос
Познавательные задания
 Задания- задачи
 Проектные задания
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

Раздел 5. Политическая сфера
ОК 05
ОК 06

Тема 5.1.
Политика и власть.
Политическая система

Устный опрос
Познавательные задания
 Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Тестирование
36

Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
ОК 03
ОК 04

Тема 5.2.
Политическая культура
общества и личности.
Политический процесс и
его участники

Устный опрос
Познавательные задания
 Задания- задачи
 Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

Раздел 6. Правовое регулирование общественных отношений в Российской
Федерации
ОК 01
ОК 05
ОК 09

Тема 6.1.
Право в системе
социальных норм

Устный опрос
Познавательные задания
 Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

ОК 02
ОК 06
ОК 07

Тема 6.2.
Основы
конституционного права
Российской Федерации

Устный опрос
Познавательные задания
 Задания - задачи
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

Тема 6.3.
Правовое регулирование
гражданских, семейных,
трудовых,
образовательных
правоотношений

Устный опрос
Познавательные задания
 Задания- задачи
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

Тема 6.4.
Правовое регулирование
налоговых,
административных,
уголовных
правоотношений.
Экологическое
законодательство

Устный опрос
Познавательные задания
 Задания- задачи
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

ОК 02
ОК 05
ОК 06

ОК 02
ОК 06
ОК 09

37

ОК 02
ОК 05
ОК 09

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК
04,
ОК 05, ОК 06, ОК 07, ОК
09

Тема 6.5.
Устный опрос
Отрасли процессуального Познавательные задания
права
 Задания- задачи
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
Выполнение заданий
промежуточной аттестации

38

Промежуточная аттестация
Назначение проверочной работы
Промежуточная аттестация (зачет) проводится по окончании изучения
общеобразовательной дисциплины «Обществознание». Преподаватель профессиональной
образовательной организации проводит проверочную работу (зачет), которая
предназначена для промежуточной аттестации, итоговой оценки учебной подготовки
студентов, завершивших освоение общеобразовательной дисциплины «Обществознание».
Задачей проведения проверочной работы (зачета) является определение уровня
усвоения
содержания
образования
по
общеобразовательной
дисциплине
«Обществознание».
Характеристика работы
Проверочная работа состоит из двух частей. Первая часть включает 13 заданий,
проверяющих усвоение обучающимися знаний по курсу. Вторая часть включает 4
задания, проверяющих умение обучающегося применять полученные знания в
профессиональной деятельности. В работе содержатся задания базового и повышенного
уровней сложности. На выполнение работы отводится 90 минут (2 академических часа).
Для выполнения заданий дополнительного оборудования не требуется. При выполнении
работы не разрешается пользоваться учебниками, рабочими тетрадями и другими
справочными материалами. Выполнение задания в зависимости от типа и трудности
оценивается разным количеством баллов. Максимальный балл за выполнение всей работы
– 31 балл.

Итоговая проверочная работа по обществознанию
Часть 1.
1. Какая глобальная проблема отражена на этой карте? Выберите один верный ответ.

1)
2)
3)
4)

Недостаток водных ресурсов, отсутствие доступа к чистой воде.
Проблемы, связанные с пищей.
Проблема ВИЧ-инфекции и СПИДа.
Демографический кризис
39

2. Прочитайте текст. Каждое предложение текста пронумеровано. Укажите номера
предложений, в которых допущены ошибки.
«Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу,
общество и самого себя, является индивидом (1). Человек обладает социально
сформированными и индивидуально выраженными качествами: интеллектуальными,
эмоционально-волевыми, нравственными и др. (2) Их формирование связано с тем, что
индивид в совместной с другими людьми активности познаѐт и изменяет мир и самого
себя (3). Процесс этого познания в ходе усвоения и воспроизводства социального опыта
одновременно является процессом дезадаптации (4).
Личность определяют, как особую форму существования и развития социальных
связей, отношений человека к миру и с миром, к себе и с самим собой (5). Она
характеризуется стремлением развиваться, расширять сферу своей деятельности и
открыта всем влияниям общественной жизни, всякому опыту (6)».
3. Определите, в каких случаях мы наблюдаем экстенсивный, а в каких –
интенсивный экономический рост.
1) Корпорация N в Тольятти осуществляет строительство второго завода для производства
автомобильных деталей.
2) Операторы-термисты предприятия «Звезда» проходят дополнительное обучение,
повышая свою квалификацию.
3) Уральская корпорация B. разрабатывает второе месторождение минералов, добывая
больше полезных ископаемых.
4. Определите, какой вид безработицы иллюстрирует данный пример.
В Российской империи XIX века существовала такая профессия, как фонарщик.
Обязанность фонарщика заключалась в том, чтобы обойти десятки фонарей, заливая в них
конопляное
масло
и
поправляя
фитили.
Таким образом, представители этой профессии следили за уличным освещением и
исправностью фонарей. Профессия фонарщика потеряла свою актуальность, когда
появилась более современная система уличного освещения. Фонарщики остались без
работы.
1) Фрикционная
2) Сезонная
3) Циклическая
4) Структурная
5. Какая ценная бумага изображена на картинке, если мы знаем, что:

40

_____________ — это ценная бумага, которая удостоверяет, что еѐ владелец дал
определѐнную сумму денег в долг государству, муниципалитету или фирме, выпустившим
___________, и теперь имеет право на получение через определѐнное время назад своих
денег и премии, величина которой устанавливается при продаже _____________.
О какой ценной бумаге идѐт речь в тексте? Выберите один верный ответ.
1) Акция
2) Облигация
3) Вексель
4) Долговая расписка
6. Какая избирательная система проиллюстрирована рисунком?
Выберите один верный ответ.

1) Мажоритарная
2) Пропорциональная
3) Смешанная
4) Демократическая
7. Прочитайте текст интервью кандидата в президенты.
Корреспондент: Почему вы выступаете за бесплатную раздачу нуждающимся еды с
истекающим сроком годности?
Кандидат в президенты: Во-первых, это справедливо, мы должны заботиться о
нуждающихся любыми доступными способами, которые у нас есть, даже если это в ущерб
41

интересам компаний.
Корреспондент: То есть вы готовы на всѐ ради пользы большинству?
Кандидат в президенты: Не большинству, а всему обществу, более того я за создание
государства всеобщего благосостояния.
Корреспондент: Нужно ли устанавливать высокие налоги с бизнеса?
Кандидат в президенты: Я считаю, что мы можем соблюсти баланс между интересами
общества и бизнеса.
Какие политические взгляды выражает кандидат? Выберите один верный ответ.
1) Либеральные
2) Коммунистические
3) Социалистические
4) Консервативные
8. Конституция провозглашает Z демократическим федеративным государством с
республиканской формой правления. Какие из приведѐнных признаков характеризуют
форму государственного (территориального) устройства Z? Запишите цифры, под
которыми они указаны.
1) Регулярные выборы главы государства и парламента на альтернативной основе.
2) Двухпалатная структура парламента, обеспечивающая представительство регионов.
3) Включение в состав государства нескольких государственных образований, каждое из
которых обладает определѐнной собственной компетенцией.
4) Действие конституций субъектов при верховенстве общей конституции.
5) Наличие реальных политических и социальных прав и свобод граждан.
6) Политический плюрализм.
9. Прочитайте приведѐнный ниже текст, в котором пропущен ряд слов
(словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые
необходимо вставить на место пропусков.
«Социальная роль — это совокупность ожиданий, прав и обязательств, направленных на
человека как обладателя определѐнного __________(А). Исполнению социальной роли
обучаются в процессе __________(Б), ориентируясь на те ожидания, которые выставляет
социум. Роль можно понимать как «ответ» на совокупность ожиданий, устремлѐнных на
человека в __________(В). Этот «ответ» детерминирован его позицией, __________(Г),
должностью, полом и другими факторами. Роль ставит своему исполнителю
поведенческие пределы. Если поведение, свойственное данной роли, не выходит за эти
пределы, то оно удовлетворяет и индивида, и его окружение, т. е. отвечает требуемым
__________(Д). У разных ролей разные пределы дозволенности, и в каждой роли есть
специфические ситуации этой дозволенности. Диапазон этой __________(Е) может быть
больший или меньший, строгость соблюдения «ролевых» правил слабее или сильнее».
Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово
(словосочетание) может быть использовано только один раз.

42

1) социальные нормы

2) стратификация

3) социализация

4) профессия

5) социальные лифты

6) социальный статус

7) ролевая свобода

8) общество

9) мобильность

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в
таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
Ответ:
А
Б
В
Г
Д
Е

10. Ниже перечислены источники (формы) права. Определите, какой из источников
права действует на территории РФ. Выберите один верный ответ.
1) правовой обычай
2) судебный прецедент
3) религиозный текст
4) нормативный правовой акт
11. В Конституции РФ указаны обязанности гражданина РФ. Выберите из
приведѐнного списка все верные ответы.
1) защищать Отечество
2) платить налоги
3) быть избранным в органы власти
4) бережно относиться к памятникам истории и культуры
5) принимать участие в митингах

12. Перед вами круги Эйлера, которые обозначены буквами А, Б, В, Г.

Соотнесите букву с определенным термином из приведенного ниже списка и
заполните таблицу:
1) Отрасль права
2) Институт права
3) Подотрасль права
43

4) Норма права
А

Б

В

Г

13. Оцените верность каждого суждения.
Ответ запишите в виде цифры:
1 - да, суждение верно;
2 - нет, суждение неверно.
1) Одной из форм рационального познания является суждение.
2) Одним из критериев научного познания является соответствие законам логики.
3) Иудаизм относится к мировым религиям.
4) Одним из факторов производства в современном мире является информация.
5) Одним из неценовых факторов предложения изменение количества покупателей.
6) Примером нисходящей социальной мобильности является переход из христианства в
даосизм.
7) Наличие общей территории является одним из условий формирования этноса.
8) Одной из отличительных особенностей демократического режима является соблюдение
права на свободу слова.
9) Одним из источников власти в Российской Федерации является ее многонациональный
народ.
10) Сторонами в гражданском судопроизводстве являются адвокат и обвинитель.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

1.
2.

3.

4.

Часть 2.
Перечислите три любых требования, которые предъявляет информационное общество
к выбранной специальности/профессии.
Каковы социальные ожидания общества от реализации профессиональной социальной
роли по выбранной специальности/профессии? Приведите не менее трех
составляющих социальной роли.
Назовите три социально-экономических права гражданина Российской Федерации и
проиллюстрируйте
их
реализацию
на
примере
представителя
профессии/специальности.
Гражданин Российской Федерации после получения среднего профессионального
образования устраивается на работу по профессии/специальности. Какие документы
он должен предъявить для устройства на работу? Приведите три примера его будущих
обязанностей в качестве работника.

Система оценивания проверочной работы по обществознанию
Критерии оценивания заданий (часть 1).
Полный правильный ответ на каждое из заданий 1-7, 10 оценивается 1 баллом;
неполный, неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов. Полный правильный ответ на
задания 8, 9, 11, 12 оценивается 2 баллами; если допущена одна ошибка – 1 балл; если
44

допущено две и более ошибок или ответ отсутствует – 0 баллов. Полный правильный
ответ на задание 13 оценивается в 3 балла; если допущена одна ошибка – 2 балла; если
допущено две ошибки – 1 балл; если допущено три и более ошибок – 0 баллов
Номер задания

Ответ

1

4

2

14

3

экстенсивный – 13, интенсивный – 2

4

4

5

2

6

3

7

1

8

234

9

638417

10

4

11

124

12

1324

13

1121121112

45

Критерии оценивания заданий (часть 2)
Задание 1.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Предложено три требования к профессии в информационном обществе, например,
способность самостоятельно добывать знания; овладение ИКТ технологиями,
непрерывное обучение для формирования новых профессиональных навыков. Могут быть
предложены другие требования.
Приведены три требования – 3 балла.
Приведено два требования – 2 балла.
Приведено одно требование – 1 балл.
Приведенные требования не верны ИЛИ ответ отсутствует – 0 баллов.
Задание 2.
Правильный ответ должен содержать три ролевых ожидания, соответствующих
профессии/специальности, например, от медсестры общество ожидает консультирования
по медицинским вопросам, оказание необходимой медицинской помощи, проявление
выдержки и такта по отношению к пациенту и т.п.
Приведены три ожидания – 3 балла.
Приведено два ожидания – 2 балла.
Приведено одно ожидание – 1 балл.
Приведенные ожидания не верны ИЛИ ответ отсутствует – 0 баллов.
Задание 3. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Приведены три социально-экономических права, и каждое право проиллюстрировано
примером с точки зрения специальности/профессии, например
1) право свободно распоряжаться своими способностями к труду (Ирина Ивановна
устроилась на работу учителем начальных классов в школу №1).
2) право на отдых (Учитель Ирина Ивановна 1 июля вышла в очередной отпуск).
3) право на свободное использование своих способностей и имущества для
предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности
(Учитель Ирина Ивановна оформила самозанятость и оказывает услуги репетитора).
Приведены три права и каждое право проиллюстрировано примером – 3 балла.
Приведены два-три права, два проиллюстрированы примерами – 2 балла.
Приведено одно-три права, одно проиллюстрировано примером – 1 балл.
Другие ответы ИЛИ ответ отсутствует – 0 баллов.
Задание 4.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Перечислены документы, необходимые для устройства на работу с учетом специфики
специальности/профессии, например, документ, удостоверяющий личность; документ об
образовании; трудовая книжка, СНИЛС, документы воинского учета и т.п.
46

Приведены три обязанности работника, каждая из которых проиллюстрирована примером
на основе специальности/профессии, например:
1) добросовестно исполнять трудовые обязанности (учитель Ирина Ивановна ведет
уроки и проводит внеклассные мероприятия);
2) соблюдать правила внутреннего распорядка (учитель Ирина Ивановна не опаздывает
на работу);
3) бережно относиться к имуществу работодателя (учитель Ирина Ивановна аккуратно
работает на ноутбуке, который ей выдали в школе).
Перечислены три (или более) документа, приведены три обязанности работника, каждая
из которых проиллюстрирована примером – 4 балла.
Перечислено не менее двух документов, приведены две-три обязанности работника,
каждая из которых проиллюстрирована примером ИЛИ приведены три обязанности
работника, каждая из которых проиллюстрирована примером, документы не перечислены
– 3 балла.
Перечислено не менее двух документов, приведена одна обязанность работника,
проиллюстрированная примером ИЛИ приведены две обязанности работника, каждая из
которых проиллюстрирована примером, документы не перечислены – 2 балла.
Перечислены два-три документа, обязанности не приведены ИЛИ приведена одна
обязанность работника, проиллюстрированная примером, документы не перечислены
ИЛИ приведены две-три обязанности без иллюстрации примерами ИЛИ приведены дватри примера без указания обязанностей – 1 балл.
Назван один документ и/или приведена одна обязанность без иллюстрации примером
ИЛИ приведен один пример без указания обязанности ИЛИ Ответ неверен ИЛИ Ответ
отсутствует – 0 баллов.
Полученные обучающимся баллы за выполнение всех заданий суммируются.
Суммарный балл переводится в отметку по пятибалльной шкале с учѐтом рекомендуемой
шкалы перевода:
Суммарный балл
Отметка по 5-балльной шкале
32-26
«5»
25-19
«4»
18-10
«3»
9-0
«2»

47


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».