Правила дорожного движения

Рабочая

программа

учебной

дисциплины

разработана

на

основе

Федерального государственного образовательного стандарта по специальности
среднего профессионального образования 23.02.07 «Техническое обслуживание
и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей» (базовая подготовка).

Разработчик: Калуга Леонид
квалификационной категории

Михайлович,

преподаватель

первой

СОДЕРЖАНИЕ
стр.

1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

4

2. Структура и содержание учебной дисциплины

6

3. Условия реализации рабочей программы
учебной дисциплины

23

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной
дисциплины

26

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Правила безопасности дорожного движения
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности
СПО 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт
двигателей, систем и агрегатов автомобилей» (базовая подготовка).
Рабочая программа учебной дисциплины используется в образовании
в области технического обслуживания и ремонта автомобилей при наличии
среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы
Учебная дисциплина входит в профессиональный цикл как
общепрофессиональная дисциплина.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам
освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- пользоваться дорожными знаками и разметкой;
- ориентироваться по сигналам регулировщика;
- определять очередность проезда различных транспортных средств;
- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим в дорожнотранспортных происшествиях;
- управлять своим эмоциональным состоянием при движении транспортного
средства;
- уверенно действовать в нештатных ситуациях;
- обеспечивать безопасное размещение и перевозку грузов;
- предвидеть возникновение опасностей при движении транспортных средств;
- организовывать работу водителя с соблюдением правил безопасности
дорожного движения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- причины дорожно-транспортных происшествий;
- зависимость дистанции от различных факторов;
- дополнительные требования к движению различных транспортных средств и
движению в колонне;
- особенности перевозки людей и грузов;
- порядок действий при оказании первой медицинской помощи;
- влияние алкоголя и наркотиков на трудоспособность водителя и безопасность

движения;
- основы законодательства в сфере дорожного движения.
Освоение учебной дисциплины направлено на развитие общих и
профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС по
специальности:23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного
транспорта (базовый уровень).
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести
за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных),
результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и
ремонту автотранспорта
ПК 1.2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации,
техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств.
ПК 2.3. Организовывать безопасное ведение работ при техническом
обслуживании и ремонте автотранспорта .
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 136 часа,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 136 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 0 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы:
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

Объём
часов
136
136

в том числе:
практические занятия

40

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

14

в том числе:
Реферат; работа со справочной литературой и Федеральными
законами; подготовка презентаций и сообщений к выступлению
на занятиях; моделирование сложных дорожно-транспортных
ситуаций; решение тематических задач повышенной сложности;
использование Интернета для получения дополнительной
информации по подготовке домашнего задания;
систематическая проработка конспектов занятий, учебной и
специальной литературы по вопросам к параграфам и главам
учебных пособий;
подготовка к практическим работам; оформление отчётов
практических работ и подготовка к их защите
Итоговая аттестация в форме: дифференцированный зачет

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Правила дорожного движения»

1.
2.
3.

4.

5.
6.

7.

Наименование
разделов и тем
1
Введение.
Раздел 1.
Правила дорожного
движения.
Тема 1.1.
Обзор законодательных актов.
Общие положения.
Основные понятия и термины
Тема 1.2.
Обязанности водителей,
пешеходов и пассажиров.

Содержание учебного материала, практические работы,
самостоятельная работа обучающегося
2
Предмет, цели и задачи дисциплины. Основные понятия и термины.
Структура дисциплины.

Объём
часов
3
2

Уровень
освоения
4
1

Содержание учебного материала:
Значение Правил в обеспечении порядка и безопасности дорожного
движения. Основные понятия и термины, содержащиеся в Правилах
дорожного движения РФ.

2

2

2

2

2

3

2

2

2

3

Содержание учебного материала:
Обязанности участников дорожного движения. Документы, которые
водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и
передавать для проверки сотрудникам милиции. Порядок предоставления
транспортных средств должностным лицам.
Обязанности пешеходов и пассажиров по обеспечению безопасности
дорожного движения.
Решение комплексных задач. Разбор типичных дорожно-транспортных
ситуаций с использованием различных технических средств обучения, в том
Практическое занятие №1
Основные понятия и термины
числе макетов и стендов.
Тема 1.3.
Содержание учебного материала:
Предупреждающие знаки.
Предупреждающие знаки. Действия водителей в соответствии с
Знаки приоритета. Запрещающие требованиями предупреждающих знаков.. Запрещающие знаки. Действия
знаки. Предписывающие знаки водителей в соответствии с требованиями запрещающих знаков.
Предписывающие знаки. Назначение. Действия водителей в соответствии с
требованиями предписывающих знаков.
Решение комплексных задач. Разбор типичных дорожно-транспортных
Практическое занятие №2
Дорожные знаки.
ситуаций с использованием различных технических средств обучения, в том
числе макетов и стендов. Формирование умений руководствоваться

8.

Тема 1.5.2.
Знаки особых предписаний.
Информационные знаки. Знаки
сервиса.

9.

Практическое занятие №3
Дорожные знаки.

10.

11.

12.

13.

14.

Тема 1.6.
Дорожная разметка
горизонтальная
и её характеристики.
Практическое занятие №4
Дорожные знаки.
Тема 1.7.
Предупредительные сигналы.
Начало движения,
маневрирование.

Тема 1.8.
Скорость движения.

Практическое занятия №5

дорожными знаками.
Содержание учебного материала:
Знаки особых предписаний. Информационные знаки. Назначение, общие
признаки. Действия водителей в соответствии с требованиями знаков,
которые вводят определённые режимы движения. Знаки сервиса. Знаки
дополнительной информации (таблички).

2

2

Решение комплексных задач. Разбор типичных дорожно-транспортных
ситуаций с использованием различных технических средств обучения, в том
числе макетов и стендов. Формирование умений руководствоваться
дорожными знаками.
Содержание учебного материала:
Значение разметки в общей организации дорожного движения,
классификация разметки. Горизонтальная разметка, назначение.

2

3

2

2

Решение комплексных задач. Разбор типичных дорожно-транспортных
ситуаций с использованием различных технических средств обучения, в том
числе макетов и стендов.
Формирование умений руководствоваться дорожными знаками и разметкой.
Содержание учебного материала:
Предупредительные сигналы. Виды и назначение сигналов. Правила подачи
сигналов световыми указателями поворотов и рукой. Обязанности
водителей перед началом движения, перестроением и маневрированием.
Порядок выполнения поворота на перекрёстке. Порядок движения задним
ходом.
Случаи, когда разрешается движение по трамвайным путям. Повороты на
дорогу с реверсивным движением.

2

3

2

2

Содержание учебного материала:
Ограничения скорости в населённых пунктах. Ограничение скорости вне
населённых пунктов, на автомагистралях для различных категорий
транспортных средств. Запрещения при выборе скоростного режима. Выбор
дистанции и интервалов. Особые требования для водителей тихоходных и
большегрузных транспортных средств.

2

2

2

3

Расположение ТС на проезжей
части.

15.

16.

17.

18.

Решение комплексных задач, разбор типичных дорожно-транспортных
ситуаций
с использованием технических средств обучения, макетов, стендов и т.д.
Формирование умений правильно оценить ситуацию и прогнозировать ее
развитие.
Тема 1.10.
Содержание учебного материала:
Остановка
Остановка и стоянка. Порядок остановки и стоянки. Способы постановки
и стоянка.
транспортных средств на стоянку. Места, где остановка и стоянка
запрещены. Опасные последствия несоблюдения правил остановки и
стоянки.
Решение комплексных задач, разбор типичных дорожно-транспортных
Практические занятия №6
Способы постановки
ситуаций с использованием технических средств обучения, макетов, стендов
транспортных средств на
и т.д. Выработка навыков подачи предупредительных сигналов в местах
стоянку.
остановки и стоянки.
Решение комплексных задач, разбор типичных дорожно-транспортных
Практические занятия №7
Порядок остановки при
ситуаций с использованием технических средств обучения, макетов,
запрещающих сигналах
стендов. Формирование умений правильно руководствоваться сигналами
светофора .
регулирования (светофора и регулировщика), правильно оценивать
ситуацию и прогнозировать её развитие.
Решение комплексных задач. Разбор типичных дорожно-транспортных
Практическое занятие №8
Регулируемые и нерегулируемые ситуаций с использованием различных технических средств обучения, в
перекрестки
том числе макетов, стендов.

19.

Тема 1.14.
Проезд пешеходных переходов,
остановок маршрутных
транспортных средств и
железнодорожных переездов.

20.

Практическое занятие №9

Содержание учебного материала:
Обязанности водителя, приближающегося к нерегулируемому
пешеходному переходу, остановке маршрутных ТС или транспортному
средству, имеющему опознавательный знак "Перевозка детей".
Железнодорожные переезды. Разновидности железнодорожных переездов.
Устройство и особенности работы современной железнодорожной
сигнализации на переездах.. Опасные последствия нарушения правил
проезда пешеходных переходов, остановок маршрутных транспортных
средств и железнодорожных переездов.
Решение комплексных задач. Разбор

2

2

2

3

2

3

2

3

2

2

2

3

Проезд железнодорожных
переездов.

типичных дорожно-транспортных ситуаций на железнодорожном переезде
с использованием различных технических средств обучения, в том числе
макетов, стендов

21.

Тема 1.16.
Особые условия
движения. Автомагистраль.
Жилая зона. Буксировка
механических транспортных
средств. Учебная езда.

2

2

22.

Практическое занятие №10

Содержание учебного материала:
Приоритет маршрутных транспортных средств. Пересечение трамвайных
путей вне перекрестка. Порядок движения на дороге с выделенной полосой
для маршрутных транспортных средств. Включение ближнего света фар в
светлое время суток. Действия водителя при ослеплении. Случаи,
разрешающие применение звуковых сигналов. Буксировка механических
транспортных средств. Учебная езда. Требования к движению
велосипедистов, мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных
(запреты и возрастной ценз с которого разрешается управление).
Решение комплексных задач. Разбор
типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием различных
технических средств обучения, в том числе макетов, стендов.

2

3

23.

Тема 1.20.1.
Техническое состояние и
оборудование транспортных
средств.

Содержание учебного материала:
Неисправности, при которых запрещено дальнейшее движение. Опасные
последствия эксплуатации транспортного средства с неисправностями,
угрожающими безопасности дорожного движения.

2

2

24.

Раздел 2.
Нормативные правовые акты,
регулирующие отношения в
сфере дорожного движения
Тема 2.1.
Административное
право. Административные
наказания: предупреждение,
административный штраф.
Тема 2.3.
Уголовное право.

Содержание учебного материала:
Административное правонарушение (АПН) и административная
ответственность.

2

2

Содержание учебного материала:
Понятие об уголовной ответственности. Понятия: вред, вина,
противоправное действие. Ответственность за вред, причиненный в ДТП.
Возмещение материального ущерба. Понятие материальной
ответственности за причиненный ущерб.

2

2

25.

26.

27.

Тема 2.4.
Гражданское право. Налог с
владельца транспортного
средства. Ответственность за
вред, причиненный в ДТП.

28.

Тема 2.7.
Правовые основы охраны
окружающей среды.
Тема 2.8.
Страхование гражданской
ответственности владельцев
транспортных средств.
Практическое занятие №11
Федеральный Закон «Об
обязательном страховании
гражданской ответственности»
Федеральный Закон РФ «Об
охране окружающей природной
среды»
Тема 2.10.2.
Организация работы водителя
Порядок допуска водителей к
управлению автотранспортом

29.

30.

31.

32.

33.
34.

Тема 2.10.3.
Трудовое законодательство в
области труда водителей
Тема 2.10.4.
Режим труда и отдыха водителей
Раздел 3.
Психологические основы
безопасного управления
транспортным средством

Содержание учебного материала:
Понятие гражданской ответственности. Основания для гражданской
ответственности. Право собственности и владения транспортным средством.
Ответственность за вред, причиненный в ДТП. Возмещение
материального ущерба. Понятие материальной ответственности за
причиненный ущерб.
Содержание учебного материала:
Понятие и значение охраны природы. Ответственность
за нарушение законодательства об охране природы.
Содержание учебного материала:
. Порядок страхования. Порядок заключения договора о страховании.
Страховой случай. Основание и порядок выплаты страховой суммы.

2

2

2

2

2

2

Заполнение бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии
(ДТП). Составление первичных документов при ДТП с участием двух ТС,
если нет пострадавших (при ущербе до 25000 рублей).

2

3

Содержание учебного материала:
Характер и мера ответственности за нарушение правил и норм поведения
при выполнении задания на перевозку. Порядок допуска водителей к
управлению, соответствие категории водительского удостоверения
категории транспортного средства.
Содержание учебного материала:
Трудовой договор, трудовой распорядок, Порядок расторжения трудового
договора. Основания для расторжения трудового договора.

2

2

2

2

Содержание учебного материала:
Режим труда и отдыха водителей. Трудовые споры между администрацией
и работником. Работа водителя в условиях международных перевозок.

2

2

35.

Тема 3.1.
Понятие надежности водителя
Мастерство водителя

36.

Тема 3.2.
Психофизиологические основы
деятельности водителя.

37.

Тема 3.3.
Основы саморегуляции
психических состояний
в процессе управления
транспортным средством.

38.

Тема 3.5.
Основы бесконфликтного
взаимодействия участников
дорожного движения.

39.

Раздел 4.
Основы управления
транспортным средством и
безопасность движения

Содержание учебного материала:
Задачи управления автомобилем, получение водителем информации,
переключение внимания, обработка информации, быстрота реакций,
психомоторика. Составляющие элементы профессионального мастерства.
Положительные и негативные навыки. Ошибки восприятия, оценка
опасности дорожного движения.
Содержание учебного материала:
Понятие о психических процессах (внимание, память, мышление,
психомоторика, ощущение и восприятие) и их роль в управлении
автотранспортным средством. Внимание, его свойства. Основные
признаки потери внимания. Различные причины отвлечения внимания.
Влияние эмоций и воли на управление транспортным средством.
Качества, которыми должен обладать идеальный водитель. Ценности и
цели водителя, обеспечивающие безопасное управление транспортным
средством. Мотивация безопасного вождения. Мотивация власти и ее роль в
аварийности.
Содержание учебного материала:
Психические состояния, влияющие на управление транспортным
средством: утомление, монотония, эмоциональное напряжение.
Работоспособность. Стресс в деятельности водителя. Профилактика
утомления. Влияние болезни и физических недостатков, алкоголя,
наркотиков и лекарственных препаратов на безопасность дорожного
движения. Приемы и способы повышения работоспособности.
Содержание учебного материала:
Этика водителя как важнейший элемент его активной безопасности.
Понятие конфликта. Возможности снижения агрессии в конфликте.

2

2

2

2

2

2

2

2

40.

Тема 4.1.
Дороги, их виды и влияние на
безопасность движения

41.

Тема 4.3.
ДТП и их виды.

Содержание учебного материала:
Влияние дорожных условий на безопасность движения. Виды и
классификация автомобильных дорог. Обустройство дорог. Оценка
необходимости поездки в сложившихся дорожных условиях движения.
Выбор маршрута движения и оценка времени для поездки. Причины и
условия возникновения дорожно-транспортных происшествий.
Распределение аварийности по сезонам, дням недели, времени суток,
категориям дорог, видам транспортных средств и другим факторам.
Содержание учебного материала:
Дорожно-транспортные ситуации, дорожно-транспортные происшествия,
виды и типы ДТП, причины ДТП. Государственная система обеспечения
безопасности движения, Водитель на месте ДТП.
Анализ ДТП, причин, составление экрана аварийности, выявление мест
скопления ДТП, составление рекомендаций по совершенствованию
безопасности движения.

2

2

2

2

2

3

42.

Практическое занятие №12
Причины ДТП.

43.

Тема 4.5.
Оценка уровня опасности
воспринимаемой информации,
организация наблюдения в
процессе управления
транспортным средством.

Содержание учебного материала:
Три основных зоны осмотра дороги впереди. Особенности наблюдения за
обстановкой в населенных пунктах и при движении по загородным
дорогам. Навыки осмотра дороги сзади при движении передним и задним
ходом, при торможении, перед поворотом, перестроением и обгоном.
Контролирование обстановки сбоку через боковые зеркала заднего вида и
поворотом головы. Преимущества боковых зеркал заднего вида
панорамного типа. Ситуационный анализ дорожной обстановки.

2

2

44.

Тема 4.6.
Оценка тормозного
и остановочного пути.
.

Содержание учебного материала:
Время реакции водителя. Время срабатывания тормозного привода.
Безопасная дистанция в секундах и метрах. Безопасный боковой интервал.
Формирование безопасного пространства вокруг транспортного средства
в различных условиях движения (по интенсивности, скорости потока,
состояния дороги и метеорологических условий) и при остановке.

2

2

Содержание учебного материала:
Посадка водителя за рулем. Использование регулировок положения
сиденья
и органов управления для принятия оптимальной рабочей позы. Действия
водителя по применению: световых и звуковых сигналов; включению
систем очистки, обдува и обогрева стекол; очистки фар; включению
аварийной сигнализации, регулированию систем обеспечения
комфортности. Действия при аварийных показаниях приборов. Техника
руления. Пуск двигателя. Прогрев двигателя. Начало движения и разгон с
последовательным переключением передач. Специфика управления
транспортным средством с АКПП.
Содержание учебного материала:
Управление ТС в ограниченном пространстве, на перекрестках и
пешеходных переходах, в транспортном потоке и в условиях ограниченной
видимости, на крутых поворотах, подъемах и спусках, при буксировке.

2

2

2

2

Тема 4.12.
Действия водителя
в нештатных ситуациях.

Содержание учебного материала:
Действия водителя при угрозе столкновения спереди и сзади. Действия
водителя при отказе рабочего тормоза, разрыве шины в движении, при
отказе усилителя руля, отрыве продольной или
поперечной рулевых тяг привода рулевого управления.

2

2

Тема 4.14.
Экономичный алгоритм
регулирования скорости
движения
Тема 4.16.
Свойства автомобиля,
обеспечивающие безопасность
движения.

Содержание учебного материала:
Продолжительность разгона. Наибольшая экономия топлива при разгоне.
Снижение скорости движения.

2

2

Содержание учебного материала:
Свойства активной безопасности: тягово-скоростные, тормозные свойства,
устойчивость, управляемость, проходимость, информативность. Пассивная
безопасность. Габариты автомобиля, Параметры массы автомобиля. Тяговоскоростные свойства автомобиля, тормозные свойства, тормозной путь

2

2

45.

Тема 4.8.
Техника управления
транспортным средством в
штатных ситуациях

46.

Тема 4.10.
Действия водителя
при управлении транспортным
средством.

47.

48.

49.

Содержание учебного материала:
Внешние силы, действующие на автомобиль во время движения. Сила
сопротивления качению, сила сопротивления подъему. Сила сопротивления
воздуха, сила, разгоняющая автомобиль, сила тяги, сила сцепления шины с
дорогой. Силы, действующие на автомобиль при торможении и остановке.
Поперечная устойчивость автомобиля. Силы, действующие на автомобиль
при движении в повороте.

2

Тема 5.1.
Порядок оказания помощи
пострадавшим в ДПТ.
Средства первой помощи.
Правила личной безопасности
при оказании первой помощи.

Содержание учебного материала:
Понятие "первая помощь". Неотложные состояния, требующие проведения
мероприятий первой помощи, правила и порядок их проведения. Порядок
действий водителя на месте ДТП с пострадавшими. Организационноправовые аспекты оказания первой помощи пострадавшим в ДТП.
Основные правила, приёмы и этапы оказания первой психологической
помощи пострадавшим в ДТП. Особенности оказания помощи детям.

2

2

53.

Практическое занятие №13
Средства первой медицинской
помощи.

Применение средств первой медицинской помощи. Устройства для
проведения искусственной вентиляции лёгких способом "рот-устройстворот" (лицевая маска с клапаном). Средства временной остановки наружного
кровотечения (кровоостанавливающий жгут, перевязочные средства
стерильные, нестерильные). Средства для иммобилизации. Виды носилок
(табельные, импровизированные, жесткие, мягкие).

2

2

54.

Практическая работа №14
Осмотр пострадавшего при
дорожном происшествии.

Порядок осмотра пострадавшего.. Работа с интернет-ресурсами «ПДД
онлайн»

2

2

50.

Тема 4.17.
Силы, действующие на
автомобиль

51.

Раздел 5.
Первая помощь.

52.

2

55.

Тема 5.4.
Правила и способы извлечения
пострадавшего
из автомобиля. Основные
транспортные положения.
Транспортировка
пострадавших.

Содержание учебного материала:
«Спасательный захват" для быстрого извлечения пострадавшего из
автомобиля и транспортировки. Извлечение пострадавшего из-под
автомобиля приёмом "натаскивания" на носилки. Отработка приема снятия
мотоциклетного шлема. Особенности транспортировки при различных
видах травм.

2

2

56.

Тема 5.6.
Сердечно-легочная реанимация
(СЛР). Особенности СЛР при
электротравме и утоплении.
.

Содержание учебного материала:
Причины внезапной смерти: внутренние, внешние. Достоверные признаки
клинической и биологической смерти. Способы определения сознания,
дыхания, кровообращения. Понятие о сердечно-легочной реанимации.
Приёмы восстановления и поддержания проходимости верхних
дыхательных путей.

2

3

Первая помощь при нарушении проходимости дыхательных путей. Техника
проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.
Критерии эффективности СЛР.

2

2

Содержание учебного материала:
Понятия "кровотечение", "острая кровопотеря". Компенсаторные
возможности организма при кровопотере. Виды кровотечений: наружное,
внутреннее, артериальное, венозное, капиллярное, смешанное. Признаки
кровопотери. Способы временной остановки наружного кровотечения.
Порядок оказания первой помощи при сильном наружном кровотечении.
Понятие о травматическом шоке, причины, признаки, порядок оказания
первой помощи.

2

2

57.

58.

Практическая работа № 15
Первая медицинская помощь
при седечно- легочной
реанимации.
Тема 5.8.
Первая помощь при острой
кровопотере и
травматическом шоке.

59.

60.

Практическое занятие №16
Остановка кровотечения.

Тема5.10.
Первая помощь
при ранениях.

61.

Практическое занятие №17
Правила и порядок оказания
первой помощи при ранениях.

62.

Тема 5.12.
Первая помощь при травме
опорно-двигательной системы,
головы и живота

63.

Практическая работа №18
Первая помощь при травме
головы и живота

Отработка приёмов временной остановки наружного кровотечения.
Отработка техники пальцевого прижатия артерий (сонной,
подключичной, подмышечной, плечевой, бедренной); максимальное
сгибание конечности в суставе; наложение давящей повязки на рану;
наложение табельного и импровизированного кровоостанавливающего
жгута (жгута-закрутки, ремня).
Содержание учебного материала:
Понятие о травмах, виды травм. Ранения, виды ран. Понятие о
политравме. Опасные осложнения ранений: ранние (острая кровопотеря,
шок, повреждения жизненно важных органов), поздние (инфекционные).
Правила и порядок оказания первой помощи при ранениях. Виды повязок.
Табельные и подручные перевязочные средства.
Правила наложения повязок на различные анатомические области тела
человека. Правила, особенности, отработка приёмов наложения повязок.

2

3

2

2

2

2

Содержание учебного материала:
Понятие "травма опорно-двигательной системы": ушибы, вывихи,
повреждения связок, переломы (открытые, закрытые). Биомеханика
автодорожной травмы. Основные признаки повреждения опорнодвигательной системы при травме. Достоверные признаки открытых
переломов. Опасные
осложнения переломов: кровотечение, травматический шок. Принципы
оказания первой помощи. Приемы фиксации костей таза.

2

2

2

2

Особенности ранений волосистой части головы. Порядок оказания первой
помощи. Особенности оказания первой помощи при травмах глаза и носа.
Основные проявления черепно-мозговой травмы. Травма груди, первая
помощь. Основные проявления травмы груди. Травма живота, первая
помощь. Основные проявления травмы живота. Наложение повязки при
открытой травме груди. Отработка приёмов оказания первой помощи при
закрытой и открытой травмах живота, при наличии инородного тела в ране
и выпадении органов брюшной полости.

64.
65.

Тема 5.13.
Первая помощь при термических
ожогах.
Тема 5.14.
Первая
помощь при химических ожогах

66.

Практическое занятие №19
Решение тематических задач.

67.

Тема 5.15.
Порядок оказания первой
помощи при неотложных
состояниях.

68.

Практическое занятие №20

Содержание учебного материала:
Ожоговая травма, первая помощь. Виды ожогов. Основные проявления.
Понятие о поверхностных и глубоких ожогах.
Содержание учебного материала:
Отравление угарным газом и продуктами горения, основные проявления.
Порядок оказания первой помощи.
Решение экзаменнационных задач. Работа с интернет-ресурсами «ПДД
онлайн»

2

2

2

3

2

2

Содержание учебного материала:
Влияние состояния здоровья и усталости водителя на безопасное
управление транспортным средством. Признаки утомления водителя,
появляющиеся в процессе вождения: соматические, психоэмоциональные.
Острые нарушения сознания. Кратковременная потеря сознания (обморок) и
нарушение сознания при тяжёлых заболеваниях. Причины, основные
проявления, первая помощь. Отравления, пути попадания ядов в
организм. Признаки острого отравления. Порядок оказания первой
помощи при попадании отравляющих веществ в организм через
дыхательные пути, пищеварительный тракт, через кожу.
Зачет по тематическим задачам.

2

2

Обязательная аудиторная нагрузка
В том числе:
Практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося

2
136
40
14

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:
3.1. Обеспечение специальных условий для обучающихся инвалидов и
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ):
а) для слепых:
•
присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую
помощь;
•
выпуск альтернативных форматов методических материалов (крупный
шрифт или аудиофайлы);
б) для слабовидящих:
•
обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300
люкс;
•
при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
•
учебно-методические материалы оформляются увеличенным шрифтом;
в) для глухих и слабослышащих, с тяжелыми нарушениями речи:
•
обеспечивается надлежащими звуковыми средствами воспроизведение
информации;
•
по их желанию промежуточная аттестация может проводиться в
письменной форме;
г) с нарушениями опорно – двигательного аппарата:
организуется
безбарьерная
архитектурная
среда
образовательного
учреждения, рабочего места.
3.2. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличие
кабинета «Правила безопасности дорожного движения».

учебного

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинетов:
I. Технических средств обучения:
- компьютер с программным обеспечением;
- телевизор
- комплект учебно-методической документации;
-тренажёр сердечно-легочной и мозговой реанимации.
«Максим »
- доска магнитная:
а) схема упражнений автодрома,
б) движение по городу,
в) перекрестки,
г) перекресток с кольцевым движением;

-автомобиль РЕНО, ПРИОРА.
II. Учебные пособия:
А. Интерактивные Мультимедийные Системы Обучения (ИМСО)
/СD-диск – Мультимедийное пособие/:
- Электронное пособие «Мастерство вождения»;
- Электронное пособие «ПДД. Учебное пособие для автошкол,
вождение»;
- Электронное пособие «Автоэкзамен ПДД ГИБДД»;
- Электронное пособие «Движение в сложных условиях».
Б. Стенды:
- Эксплуатационные свойства автомобиля;
- Анализ статистики ДТП.
В. Пособия для практических занятий:
1) Иммобилизатор шейный регулируемый, взрослый (регулируемый).
2) Маска для проведения вспомогательной искусственной вентиляции
легких.
3) Перевязочные средства:
- бинты,
- бактерицидные салфетки,
- лейкопластырь.
4) Жгут резиновый.
5) Аптечка первой помощи (автомобильная).
6) Наглядные пособия:
-Комплект плакатов «Оказание первой медицинской помощи»
7) Расходные материалы:
- запасные дыхательные пути для манекена-тренажера,
- запасные лицевые маски для манекена-тренажера,
- плёнки с клапаном для проведения искусственной вентиляции лёгких.
- табельные средства для оказания первой медицинской помощи.
Г. Плакаты:
- Комплект плакатов «Знаки дорожного движения»;
- Комплект плакатов «Безопасность автомобиля»;
- Комплект плакатов «Оказание первой медицинской помощи».
3.2. Информационное обеспечение обучения:
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы.

I. Основные источники:
1) Правила дорожного движения РФ. Официальный текст с комментариями и
иллюстрациями, М, изд. «Третий Рим», 2017
2) О.В. Майборода Учебник «Основы управления автомобилем и
безопасность движения», М, изд. «За рулём», издательский центр
«ACADEMA», 2012 г.
3) А.В. Смагин «Правовые основы деятельности водителя: водителя
автотранспортных средств категорий «А», «В», «С», «D», «Е» М.:
«ACADEMA», 2016 г.
II. Дополнительные источники:
1) В.Н., Блувштейн Г.А., Карнаухов Г.М Николенко «Первая доврачебная
медицинская помощь: водителя автотранспортных средств категорий «А»,
«В», «С», «D», «Е»
М.: «Академия», "За рулем” 2013 г.
2) Ю.И Шухман. «Основы управления автомобилем и безопасность
движения: водителя автотранспортных средств категорий В М.: «Академия»,
"За рулем” 2016 г.
III. Методические пособия:
1) Г.Б. Громоковский С.Г. Бачманов Я.С. Репин и др., Экзаменационные
тематические задачи с комментариями для подготовки к теоретическим
экзаменам на право управления транспортными средствами категорий «А» и
«В», «С» и «Д», М, изд. «Третий Рим», 2017 г.
2) Г.Б. Громоковский С.Г. Бачманов Я.С. Репин и др., Экзаменационные
билеты для приёма теоретических экзаменов на право управления
транспортными средствами категорий «А» и «В» с комментариями, М, изд.
«Рецепт-холдинг», 2016 г.
3) Г.Б. Громоковский С.Г. Бачманов Я.С. Репин и др., Экзаменационные
билеты для приёма теоретических экзаменов на право управления
транспортными средствами категорий «С» и «Д» с комментариями, М, изд.
«Рецепт-холдинг», 2016 г.
IV.Справочная литература:
1) И.Ф. Богоявленский «Оказание первой медицинской, первой
реанимационной помощи на месте происшествия и в очагах чрезвычайных
ситуаций», изд. СПб: «ОАО Медиус», 2016 г.
2) А.Е. Финкель «Юридический справочник водителя», М, изд. «Эксмо»,
2014г.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
Умения:

2

- Пользоваться дорожными
знаками и разметкой
- Ориентироваться по сигналам
регулировщика
- Определять очередность проезда
различных транспортных средств
- Оказывать первую медицинскую
помощь пострадавшим в дорожнотранспортных происшествиях
- Управлять своим эмоциональным
состоянием при движении транспортного
средства
- Уверенно действовать в нештатных
ситуациях.
- Обеспечивать безопасное размещение
и перевозку грузов
- Предвидеть возникновение опасностей
при движении транспортных средств
- Организовывать работу водителя
с соблюдением правил безопасности
дорожного движения
Знания:
- Причины дорожно-транспортных
происшествий
- Зависимости дистанции
от различных факторов
- Дополнительных требований
к движению различных транспортных
средств и движению
в колонне
- Особенностей перевозки людей
и грузов
- Влияния алкоголя и наркотиков
на трудоспособность водителя
и безопасность движения
-Оказание первой медицинской помощи
- Основ законодательства
в сфере дорожного движения

Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
3
Экспертная оценка результатов
деятельности студентов при
выполнении практических работ,
выполнении домашних работ,
тестирования, контрольных работ и
др. видов текущего контроля.

Экспертная оценка результатов
деятельности студентов при
выполнении практических работ,
выполнении домашних работ,
тестирования, контрольных работ и
др. видов текущего контроля.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».