СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ» 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ: 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ........................... 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ......... 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ............................................................................................................................ 2 Рабочая программа общеобразовательной дисциплины «Биология» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413), с учѐтом федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности по специальности 38.02.08 Торговое дело, утвержденного Приказом Минпросвещения России от 19 июля 2023 г. №548 и профиля профессионального образования специальностей по программе подготовки специалистов среднего звена среднего профессионального образования (ППССЗ СПО) Организация, разработчик: ГАПОУ СО колледж» Разработчик: Г.А.Чебыкина, преподаватель. «Красноуфимский аграрный 3 СОДЕРЖАНИЕ 1. Общая характеристика примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Биология» .......................................................... 5 2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины.............................. 14 3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплин ................... 22 4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины . 22 4 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ» 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Общеобразовательная дисциплина «Биология» изучается на базовом уровне в общеобразовательном цикле учебного плана основной профессиональной образовательной программы по специальности 38.02.08 Торговое дело Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, реализуемого в пределах ОПОП СПО. Трудоемкость дисциплины «Биология» на базовом уровне составляет 72 часа, из которых 12 часов включает профессионально-ориентированное содержание, усиливающее профессиональную составляющую. Профессионально-ориентированное содержание реализуется в прикладном модуле (раздел 5 “Биология в жизни”) для специальности 38.02.08 Торговое дело на материале кейсов, связанных с анализом информации о развитии и применении биотехнологий по отраслям будущей профессиональной деятельности обучающихся. 1.2. Место образовательной программы в структуре основной профессиональнойобразовательной программы: Общеобразовательная дисциплина «Биология» является дисциплиной общеобразовательного цикла основной образовательной программы 38.02.08 Торговое дело. Входит в социально-экономический профиль общеобразовательного цикла. 5 1.3. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины: Цель: формирование у студентов представления о структурнофункциональной организации живых систем разного ранга как основы принятия решений в отношении объектов живой природы и в производственных ситуациях. Задачи: 1) сформировать понимание строения, многообразия и особенностей живых систем разного уровня организации, закономерностей протекания биологических процессов и явлений в окружающей среде, целостной научной картины мира, взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук; 2) развить умения определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами для выявления естественных и антропогенных изменений, интерпретировать результаты наблюдений, 3) сформировать навыки проведения простейших биологических экспериментальных исследований с соблюдением правил безопасного обращения с объектами и оборудованием; 4) развить умения использовать информацию биологического характера из различных источников; 5) сформировать умения прогнозировать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний. 6) сформировать понимание значимости достижений биологической науки и технологий в практической деятельности человека, развитии современных медицинских технологий и агробиотехнологий. 6 1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО Код и наименование формируемых компетенций ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональн ой деятельности применительно к различным контекстам 1 Планируемые результаты освоения дисциплины Общие1 Дисциплинарные2 В части трудового воспитания: - готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; - интерес к различным сферам профессиональной деятельности, Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) базовые логические действия: самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее сформированность знаний о месте и роли биологии в системе научного знания; функциональной грамотности человека для решения жизненных проблем; сформированность умения раскрывать содержание основополагающих биологических терминов и понятий: жизнь, клетка, ткань, орган, организм, вид, популяция, экосистема, биоценоз, биосфера; метаболизм (обмен веществ и превращение энергии), гомеостаз (саморегуляция), биосинтез белка, структурная организация живых систем, дискретность, саморегуляция, самовоспроизведение (репродукция), наследственность, изменчивость, Указываются личностные и метапредметные результаты из ФГОС СОО (в последней редакции от 12.08.2022), формируемые общеобразовательной дисциплиной 2 Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с ФГОС СОО (в последней редакции от 12.08.2022) 7 всесторонне; - устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; - определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; - вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; - развивать креативное мышление при решении жизненных проблем б) базовые исследовательские действия: - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; - анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в энергозависимость, рост и развитие, уровневая организация; сформированность умения раскрывать содержание основополагающих биологических теорий и гипотез: клеточной, хромосомной, мутационной, эволюционной, происхождения жизни и человека; сформированность умения раскрывать основополагающие биологические законы и закономерности (Г. Менделя, Т. Моргана, Н.И. Вавилова, Э. Геккеля, Ф. Мюллера, К. Бэра), границы их применимости к живым системам; приобретение опыта применения основных методов научного познания, используемых в биологии: наблюдения и описания живых систем, процессов и явлений; организации и проведения биологического эксперимента, выдвижения гипотез, выявления зависимости между исследуемыми величинами, объяснения полученных результатов и формулирования выводов с использованием научных понятий, теорий и законов; сформированность умения выделять существенные признаки вирусов, клеток прокариот и эукариот; одноклеточных и 8 новых условиях; - уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; - уметь интегрировать знания из разных предметных областей; выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; - способность их использования в познавательной и социальной практике ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации В области ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, многоклеточных организмов, видов, биогеоценозов и экосистем; особенности процессов обмена веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтеза, пластического и энергетического обмена, хемосинтеза, митоза, мейоза, оплодотворения, развития и размножения, индивидуального развития организма (онтогенеза), борьбы за существование, естественного отбора, видообразования, приспособленности организмов к среде обитания, влияния компонентов экосистем, антропогенных изменений в экосистемах своей местности, круговорота веществ и превращение энергии в биосфере; сформированность умения решать биологические задачи, составлять генотипические схемы скрещивания для разных типов наследования признаков у организмов, составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети) сформированность умений критически оценивать информацию биологического содержания, включающую псевдонаучные знания из различных источников (средства массовой информации, научно-популярные материалы); 9 информации и информационны е технологии для выполнения задач профессиональн ой деятельности способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: в) работа с информацией: - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; - создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; - использовать средства информационных и интерпретировать этические аспекты современных исследований в биологии, медицине, биотехнологии; рассматривать глобальные экологические проблемы современности, формировать по отношению к ним собственную позицию; сформированность умений создавать собственные письменные и устные сообщения на основе биологической информации из нескольких источников, грамотно использовать понятийный аппарат биологии 10 ОК 04. Эффективно взаимодействова ть и работать в коллективе и команде коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности - готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; -овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: б) совместная деятельность: - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; - принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного приобретение опыта применения основных методов научного познания, используемых в биологии: наблюдения и описания живых систем, процессов и явлений; организации и проведения биологического эксперимента, выдвижения гипотез, выявления зависимости между исследуемыми величинами, объяснения полученных результатов и формулирования выводов с использованием научных понятий, теорий и законов 11 взаимодействия; - осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным Овладение универсальными регулятивными действиями: г) принятие себя и других людей: - принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; - признавать свое право и право других людей на ошибки; - развивать способность понимать мир с позиции другого человека ОК 07. В области экологического воспитания: Содействовать - сформированность экологической культуры, сохранению понимание влияния социально-экономических окружающей процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера ресурсосбережен среды, экологических проблем; ию, применять - планирование и осуществление действий в знания об изменении окружающей среде на основе знания целей климата, устойчивого развития человечества; принципы активное неприятие действий, приносящих вред бережливого окружающей среде; производства, - умение прогнозировать неблагоприятные эффективно сформированность умения применять полученные знания для объяснения биологических процессов и явлений, для принятия практических решений в повседневной жизни с целью обеспечения безопасности своего здоровья и здоровья окружающих людей, соблюдения здорового образа жизни, норм грамотного поведения в окружающей природной среде; понимание необходимости использования достижений современной биологии и биотехнологий для рационального природопользования 12 действовать в чрезвычайных ситуациях экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; - расширение опыта деятельности экологической направленности; - овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности ПК 2.5. Разрабатывать бизнес-план и финансовую модель деятельности предпринимательск ой единицы, в том числе с применением программных продуктов Умения: принимать в расчет экологический и социальный аспекты во время планирования и внедрения бизнес-модели; 13 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем образовательной программы дисциплины Объем в часах 72 в т.ч. Основное содержание 72 в т. ч.: теоретическое обучение в т.ч. профессионально-ориентированное содержание практические занятия в т.ч. профессионально-ориентированное содержание лабораторные занятия в т.ч. профессионально-ориентированное содержание Итоговый контроль по разделам Промежуточная аттестация (зачет) 44 6 18 12 8 2 14 2.2. Тематический план и содержание дисциплины Наименован ие разделов и тем 1 Тема 1.1. Биология как наука. Общая характерист ика жизни Тема 1.2. Структурнофункциональ ная организация клеток. Тема 1.3. Структурнофункциональ ные факторы наследственн ости Содержание учебного материала (основное и профессиональноОбъе Формируемы ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль м е (при наличии) часов компетенции 2 3 4 Раздел 1. Клетка – структурно-функциональная единица живого 18 ОК 2 1. Биология как наука. Общая характеристика жизни. Современные отрасли биологических знаний. Связь биологии с другими науками: биохимия, биофизика, бионика, геногеография и др. Роль и место биологии в 2 формировании современной научной картины мира. Уровни организации живой материи. Общая характеристика жизни, свойства живых систем. Химический состав клеток 2. Клеточная теория (Т. Шванн, М. Шлейден, Р. Вирхов). Основные положения современной клеточной теории. Типы клеточной организации: прокариотический и эукариотический. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Строение прокариотической и эукариотической клеток. 3. ПЗ №1. Изучение вирусных и бактериальных заболеваний. Вирусные и бактериальные заболевания. Общие принципы использования лекарственных веществ. Особенности применения антибиотиков. 4.Структурно-функциональные факторы наследственности. Хромосомная теория Т. Моргана. Строение хромосом. Хромосомный набор клеток, гомологичные и негомологичные хромосомы, гаплоидный и диплоидный набор. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК нахождение в клетке, их строение и функции. Матричные процессы в клетке: репликация, биосинтез белка, репарация. 5. ПЗ № 2. Генетический код и его свойства. 2 ОК - 1 ОК - 2 ОК - 4 2 ОК - 1 ОК - 2 2 2 15 Тема 1.4. Обмен веществ и превращение энергии в клетке Тема 1.5. Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз 6. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Понятие метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция – две стороны метаболизма. Типы обмена веществ: автотрофный и гетеротрофный, аэробный и анаэробный. Пластический обмен. Фотосинтез. Хемосинтез. 7.ПЗ № 3. Изучение процесса фотосинтеза и его значение. 8. Жизненный цикл клетки. Митоз. Клеточный цикл, его периоды. Митоз, его стадии и происходящие процессы. Биологическое значение митоза. Жизненный цикл клетки. Мейоз. Мейоз и его стадии. Поведение хромосом в мейозе. Кроссинговер. Биологический смысл мейоза 9. Отчѐтно-обобщающее занятие по разделу №1. Решение тренировочных тестов ВПР. Раздел 2. Строение и функции организма Тема 2.1. 10. Строение организма Многоклеточные организмы. Взаимосвязь органов и системы органов в Строение многоклеточном организме. Гомеостаз организма и его поддержание в процессе организма жизнедеятельности. Тема 2.2. 11.Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение. Виды бесполого размножения. Половое Формы размножения размножение. Гаметогенез у животных. Сперматогенез и оогенез. Строение половых клеток. Оплодотворение организмов Тема 2.3. 12. Онтогенез растений, животных и человека. Индивидуальное развитие организмов. Эмбриогенез и его стадии. Онтогенез Постэмбриональный период. Стадии постэмбрионального развития у животных и растений, животных и человека. Прямое и непрямое развитие. Биологическое старение и смерть. Онтогенез растений. человека ОК - 2 2 2 2 ОК - 2 ОК - 4 2 14 2 ОК - 2 ОК - 4 ОК - 2 2 2 ОК - 2 ОК - 4 16 Тема 2.4. Закономерно сти наследовани я Тема 2.5. Сцепленное наследовани е признаков Тема 2.6. Закономерно сти изменчивост и 13. Закономерности наследования Основные понятия генетики. Закономерности образования гамет. Законы Г. Менделя (моногибридное и полигибридное скрещивание). Взаимодействие генов. 14. Сцепленное наследование признаков. Законы Т. Моргана. Сцепленное наследование Наследование признаков, сцепленных с полом. генов, нарушение сцепления. 15. Закономерности изменчивости Изменчивость признаков. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости (Н.И. Вавилов). Мутационная теория изменчивости. Виды мутаций и причины их возникновения. Кариотип человека. Наследственные заболевания человека. Генные и хромосомные болезни человека. Болезни с наследственной предрасположенностью. Значение медицинской генетики в предотвращении и лечении генетических заболеваний человека. 16. Отчѐтно-обобщающее занятие по разделу № 2. Решение тренировочных тестов ВПР. Раздел 3. Теория эволюции Тема 3.1. 17. История эволюционного учения. Микроэволюция Первые эволюционные концепции (Ж.Б. Ламарк, Ж.Л. Бюффон). Эволюционная История эволюционно теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции и ее основные положения. Микроэволюция. Популяция как элементарная единица эволюции. Генетические го учения. Микроэволю основы эволюции. Элементарные факторы эволюции. Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Видообразование как результат микроэволюции. ция ОК - 2 ОК - 4 2 2 ОК - 1 ОК - 2 ОК - 1 ОК - 2 ОК - 4 2 2 8 2 ОК - 2 ОК - 4 17 Тема 3.2. Макроэволю ция. Возникновен ие и развитие жизни на Земле Тема 3.3. Происхожден ие человека – антропогенез Тема 4.1. Экологическ ие факторы и среды жизни 18. Макроэволюция. Формы и основные направления макроэволюции (А.Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Сохранение биоразнообразия на Земле. Гипотезы и теории возникновения жизни на Земле. Появление первых клеток и их эволюция. Прокариоты и эукариоты. Происхождение многоклеточных организмов. Возникновение основных царств эукариот. 19. Происхождение человека – антропогенез. Антропология – наука о человеке. Систематическое положение человека. Сходство и отличия человека с животными. Основные стадии антропогенеза. Эволюция современного человека. Человеческие расы и их единство. Время и пути расселения человека по планете. Приспособленность человека к разным условиям среды. 20. Отчѐтно-обобщающее занятие по разделу № 3. Решение тренировочных тестов ВПР. Раздел 4. Экология 21. Экологические факторы и среды жизни. Среды обитания организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная. Физико-химические особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к жизни в разных средах. Понятие экологического фактора. Классификация экологических факторов. Правило минимума Ю. Либиха. Закон толерантности В. Шелфорда 2 ОК - 2 ОК - 4 2 ОК - 2 ОК - 4 2 16 2 ОК - 1 ОК - 2 ОК - 7 18 Тема 4.2. Популяция, сообщества, экосистемы 22. Популяция, сообщества, экосистемы. Экологическая характеристика вида и популяции. Экологическая ниша вида. Экологические характеристики популяции. Сообщества и экосистемы. Биоценоз и его структура. Связи между организмами в биоценозе. Структурные компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Трофические уровни Тема 4.3. 23. Биосфера - глобальная экологическая система. Биосфера – живая оболочка Земли. Развитие представлений о биосфере в трудах Биосфера В.И. Вернадского. Области биосферы и ее компоненты. Живое вещество биосферы и глобальная экологическа его функции. Закономерности существования биосферы. Особенности биосферы как глобальной экосистемы. Динамическое равновесие в биосфере. Круговороты веществ я система и биогеохимические циклы. Глобальные экологические проблемы современности Тема 4.4. 24. Влияние антропогенных факторов на биосферу. Антропогенные воздействия на биосферу. Загрязнения как вид антропогенного Влияние антропогенн воздействия. Антропогенные воздействия на атмосферу. Воздействия на ых факторов гидросферу. Воздействия на литосферу. Антропогенные воздействия на биотические на биосферу сообщества. Отходы, связанные со специальностью коммерция. 25. ПЗ № 4. «Отходы производства» На основе федерального классификационного каталога отходов определение класса опасности отходов; агрегатное состояние и физической отходов, образующихся на рабочем месте / на этапах производства, связанные с специальностью. Тема 4.5. 26. Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека. Здоровье и его составляющие. Факторы, положительно и отрицательно влияющие Влияние на организм человека. Проблема техногенных воздействий на здоровье человека социальноэкологическ (электромагнитные поля, бытовая химия, избыточные шумы, радиация и т.п.). их факторов Адаптация организма человека к факторам окружающей среды. Принципы формирования здоровьесберегающего поведения. Физическая активность и здоровье. на здоровье Биохимические аспекты рационального питания 2 ОК - 1 ОК - 2 ОК - 7 2 ОК - 1 ОК - 2 ОК - 7 2 2 2 ОК - 1 ОК - 2 ОК - 4 ОК - 7 ПК 2.5 ОК - 2 ОК - 4 ОК - 7 ПК 2.5 19 человека 27. ПЗ № 5. «Умственная работоспособность» Овладение методами определения показателей умственной работоспособности, объяснение полученных результатов и формулирование выводов (письменно) с использованием научных понятий, теорий и законов 2 28. Отчѐтно-обобщающее занятие по разделу № 4. 2 Решение тренировочных тестов ВПР. Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) Раздел 5. Биология в жизни 14 Тема 5.1. 29. Биотехнологии в жизни каждого. Биотехнолог Биотехнология как наука и производство. Основные направления современной биотехнологии. Методы биотехнологии. Объекты биотехнологии. Этика ии в жизни 2 биотехнологических и генетических экспериментов. Правила поиска и анализа каждого биоэкологической информации из различных источников (научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие) 30. ПЗ № 6. Кейсы на анализ «Биотехнологии в жизни каждого». 2 Кейсы на анализ информации о научных достижениях в области генетических технологий, клеточной инженерии, пищевых биотехнологий. Защита кейса: представление результатов решения кейсов (выступление с презентацией) 31. ПЗ № 7. Защита кейсов. Представление результатов решения кейсов 2 (выступление с презентацией) 32. Биотехнологии в промышленности. Тема 5.2.1. Биотехнолог Развитие промышленной биотехнологий и ее применение в жизни человека, поиск и 2 ии в анализ информации из различных источников (научная и учебно-научная литература, промышленн средства массовой информации, сеть Интернет и другие) ости Кейсы на анализ информации о развитии промышленной биотехнологий (по группам) 33. ПЗ № 8 Защита кейса. 2 Представление результатов решения кейсов (выступление с презентацией) ОК - 1 ОК - 2 ОК - 4 ПК 2.5 ОК - 1 ОК - 2 ОК - 4 ПК 2.5 20 Тема 5.2.2. Социальноэтические аспекты биотехнолог ий 34. Социально-этические аспекты биотехнологий. Этические аспекты развития биотехнологий и применение их в жизни человека, поиск и анализ информации из различных источников (научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие) Кейсы на анализ информации об этических аспектах развития биотехнологий (по группам) 35. ПЗ № 9 Защита кейса: Представление результатов решения кейсов (выступление с презентацией) 2 2 Промежуточ ная аттестация по дисциплине Всего: ОК - 1 ОК - 2 ОК - 4 ПК 2.5 ОК - 1 ОК - 2 ОК - 4 ПК 2.5 36. Итоговое занятие. Зачет. 2 72 21 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИН 3.1. Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет, оснащенный оборудованием: мебель, доска, мел, техническими средствами обучения: ноутбук, телевизор. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации. Электронная библиотека. (https://www.book.ru/search3/search). 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала. Общая Раздел/Тема Тип оценочных компетенция мероприятий ОК 02 ОК 01 ОК 02 ОК 04 Раздел 1. Клетка – структурнофункциональная единица живого Биология как наука. Общая характеристика жизни Структурнофункциональная организация клеток Итоговый тест по разделу № 1 Заполнение таблицы с описанием методов микроскопирования с их достоинствами и недостатками. Заполнение таблицы «Вклад ученых в развитие биологии» Заполнение сравнительной таблицы сходства и различий живого и не живого Оцениваемая дискуссия по вопросам лекции Разработка ментальной карты по 22 ОК 01 ОК 02 ОК 02 ОК 02 ОК 04 ОК 02 ОК 04 ОК 02 ОК 02 ОК 04 классификации клеток и их строению на про- и эукариотических и по царствам в мини группах Практическое занятие. Представление устных сообщений с презентацией, подготовленных по перечню источников, рекомендованных преподавателем СтруктурноФронтальный опрос функциональные факторы Разработка глоссария наследственности Обмен веществ и превращение энергии в клетке Фронтальный опрос Заполнение сравнительной таблицы характеристик типов обмена веществ Жизненный цикл клетки. Обсуждение по вопросам лекции Митоз. Мейоз Разработка ленты времени жизненного цикла Итоговый тест по разделу № 2 Раздел 2. Строение и “Строение и функции функции организма организма” Строение организма Оцениваемая дискуссия Разработка ментальной карты тканей, органов и систем органов организмов (растения, животные, человек) с краткой характеристикой их функций Формы размножения Фронтальный опрос организмов Заполнение таблицы с краткой характеристикой и примерами форм размножения организмов Онтогенез растений, Разработка ленты времени с характеристикой этапов животных и человека онтогенеза отдельной группой животных и человека по микрогруппам Составление жизненных циклов растений по отделам (моховидные, хвощевидные, 23 ОК 02 ОК 04 Закономерности наследования папоротниковидные, голосеменные, покрытосеменные) Разработка глоссария Фронтальный опрос ОК 01 ОК 02 Сцепленное наследование признаков Фронтальный опрос Разработка глоссария ОК 01 ОК 02 ОК 04 Закономерности изменчивости Фронтальный опрос Итоговый тест по разделу № 3 “Теоретические аспекты эволюции жизни на Земле” История эволюционного Фронтальный опрос учения. Микроэволюция Разработка глоссария терминов Разработка ленты времени развития эволюционного учения Макроэволюция. Оцениваемая дискуссия: Возникновение и развитие использование аргументов, биологической терминологии и жизни на Земле символики для доказательства родства организмов разных систематических групп Разработка ленты времени возникновения и развития жизни на Земле Происхождение человека – Фронтальный опрос антропогенез Разработка ленты времени происхождения человека Итоговый тест по разделу № 4 Раздел 4. Экология Раздел 3. Теория эволюции ОК 02 ОК 04 ОК 02 ОК 04 ОК 02 ОК 04 ОК 01 ОК 02 ОК 07 ОК 01 ОК 02 ОК 07 Экологические факторы и Фронтальный опрос среды жизни Популяция, сообщества, экосистемы Составление схем круговорота веществ, используя материалы лекции ОК 01 ОК 02 ОК 07 Биосфера - глобальная экологическая система Оцениваемая дискуссия 24 ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 Влияние антропогенных факторов на биосферу ОК 02 ОК 04 ОК 07 Влияние социальноОцениваемая дискуссия экологических факторов на Выполнение практической работы на выбор: здоровье человека "Умственная работоспособность", Защита кейса: представление Раздел 5. Биология в результатов решения кейсов жизни (выступление с презентацией) Биотехнологии в жизни Выполнение кейса на анализ информации о научных каждого достижениях в области генетических технологий, клеточной инженерии, пищевых биотехнологий (по группам), представление результатов решения кейсов Выполнение кейса на анализ Промышленная биотехнология информации о развитии промышленной биотехнологий (по группам), представление результатов решения кейсов ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 01 ОК 02 ОК 04 Социально-этические аспекты биотехнологий Практическая работа “Отходы производства” Выполнение кейса на анализ информации об этических аспектах развития биотехнологий (по группам), представление результатов решения кейсов 25