Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Красноуфимский аграрный колледж» УТВЕРЖДАЮ: р & ^ Щ А П О У СО «КАК» Т.Н.Кузнецова «25» августа 2021 г. ПОЛОЖЕНИЕ О КЛАССНОМ РУКОВОДИТЕЛЕ УЧЕБНОЙ ГРУППЫ 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение регламентирует и определяет нормативно-правовую и организационно-методическую основу деятельности классных руководителей учебных групп в государственном автономно профессиональном образовательном учреждении Свердловской области «Красноуфимский аграрный колледж» (далее - Колледж или образовательная организация). 1.2. Руководитель учебной группы назначается приказом директора по представлению заместителя директора по воспитательной работе на весь период обучения обучающихся. 1.3. В своей деятельности руководитель учебной группы руководствуется следующими нормативными документами: • Конвенцией ООН «О правах ребенка»; • Конституцией РФ; • Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • Федеральным законом от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"; • Письмо Министерства просвещения РФ от 12 мая 2020 г. N ВБ-1011/08 "О методических рекомендациях" • административным, трудовым законодательством РФ; • Уставом колледжа; • Правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности; • локальными правовыми актами колледжа, приказами и распоряжениями директора колледжа. 1.4. Классный руководитель непосредственно подчиняется заместителю директора по воспитательной работе и отвечает за организацию и координацию образовательного процесса в закрепленной за ним учебной группе. 1.5. Основными требованиями к личности классного руководителя и его деятельности являются социальная и профессиональная компетентность, личностная готовность к воспитательной работе, высокая нравственная культура, гражданственность, ответственность и коммуникабельность. 1.6. Основными принципами деятельности классного руководителя являются личностно ориентированный (индивидуальный) подход к каждому обучающемуся, взаимодействие со студенческим активом, включенность в дела и проблемы группы, развитие студенческого соуправления, доброжелательность в отношениях с обучающимися. 1.7. Деятельность руководителя учебной группы осуществляется в единой системе учебновоспитательного пространства колледжа и является одним из его важнейших элементов. 2. Содержание, цели и задачи деятельности классного руководителя 2.1. Организация классного руководства в учебных группах колледжа предусматривает создание условий эффективной воспитательной деятельности при реализации целей и задач воспитания и социализации обучающихся, установленных нормативными правовыми актами федерального и регионального уровней, а также дополнительных задач с учетом социально-экономической, социокультурной, демографической, криминогенной ситуации в конкретных муниципальных образованиях и образовательных организациях среднего профессионального образования. 2.2. Воспитание обучающихся, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения, осуществляется на основе включаемых в образовательные программы рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы. Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы разрабатываются и утверждаются образовательной организацией с учетом включенных в примерные образовательные программы среднего профессионального образования примерных рабочих программ воспитания и примерных календарных планов воспитательной работы. Классные руководители, принимают участие в разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы образовательной организации, а после ее утверждения формируют- на ее основе календарный план воспитательной работы группы (месячный, годовой и пр.). 2.3. Содержанием воспитательной работы классного руководителя, является воспитательная работа, осуществляемая образовательной организацией в рамках утвержденных программы воспитания и календарного плана воспитательной работы. Ключевое место в воспитательной работе педагогического работника, осуществляющего классное руководство в группах организаций СПО, занимает мотивирование обучающихся к обучению и освоению содержания образовательной программы в полном объеме, а также к их участию в мероприятиях рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы образовательной организации. 2.4. Цель воспитательной работы - создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе, содействие социально-психологической адаптации, личностному и профессиональному становлению и развитию обучающихся посредством планирования и организации воспитательной работы в учебной группе. 2.5. Основной задачей воспитательной работы классного руководителя является формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. 2.6. Классные руководители в группах во взаимодействии со всеми педагогическими работниками организации, решают следующие задачи: • создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности студента путем гуманизации межличностных отношений, формирование навыков общения обучающихся, основанных на принципах взаимного уважения и взаимопомощи, ответственности, коллективизма и социальной солидарности, особенно обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации и утративших контакт с родителями (их представителями); • формирование необходимых качеств у обучающихся для достижения высокого уровня духовно-нравственного развития, основанного на принятии общечеловеческих и российских традиционных духовных ценностей и практической готовности им следовать; • формирование внутренней позиции личности обучающегося, однозначно осуждающей негативные явления окружающей социальной действительности; • взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся, повышение их педагогической компетентности, в том числе в вопросах информационной безопасности детей; • формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной общности российского народа и • • • судьбе России; формирование способности обучающихся реализовать свой потенциал в условиях современного общества, развитие творческого потенциала обучающихся; их организационно-коммуникативных навыков; профилактики правонарушений, предупреждение угрозы экстремизма и терроризма, употребления психотропных средств; оказание помощи и поддержки тем студентам, которые нуждаются в укреплении собственной жизненной и социальной позиции, в приобретении навыков организаторской, управленческой и других видов деятельности; • ориентация обучающихся на формирование их социальной и профессиональной мобильности, на развитие способностей к самоопределению, саморазвитию и самореализации, а также принятие адекватных мер, направленных на компенсацию недостаточной роли семьи в воспитании; 3. Организационные основы деятельности, функции классного руководителя 3.1. Организационными основами деятельности классного руководителя являются: • формирование личности, интеллектуальное и физическое развитие каждого обучающегося, его становление как гражданина, профессионала и семьянина. • формирование у обучающихся учебной группы общечеловеческих норм поведения, гуманистической морали, культуры взаимоотношений, потребности в духовных ценностях; • воспитание национального самосознания, содействие усвоению обучающимися общечеловеческих и национальных культурных ценностей, формированию патриотизма и политической культуры, активной гражданской позиции; • развитие традиций колледжа, усвоение норм и правил внутреннего распорядка, прав и обязанностей обучающихся, профессиональная ориентация; • содействие самопознанию и самовоспитанию, творческому саморазвитию обучающегося на основе всестороннего изучения его личности; • поддержание постоянной связи с воспитателями общежития, преподавателями с целью координации воспитательных воздействий; • создание в учебной группе доброжелательных, дружеских отношений и благоприятного психологического климата; • забота о создании условий для успешной учебной деятельности обучающихся, внесение предложений по организации учебного процесса. 3.2. Классный руководитель осуществляет следующие функции: 3.2.1. Анализирует состояние, качество и результаты учебно-воспитательного процесса; 3.2.2. Выявляет интересы, потребности, трудности, конфликтные ситуации, проблемы у обучающихся и своевременно оказывает им психологическую помощь и поддержку; 3.2.3. Определяет задачи, формы и методы социально-педагогической работы, способы решения личностных и социальных проблем, реализации прав и свобод личности обучающихся, лично сопровождает процесс профессионального становления обучающихся; 3.2.4. Осуществляет организационно-координирующие функции: • взаимодействие с преподавателями, мастерами производственного обучения по вопросам освоения обучающимися образовательных программ, осуществление совместного контроля за посещаемостью и успеваемостью обучающихся группы; • обеспечение связи колледжа с семьёй; • установление контактов с родителями (законными представителями) обучающихся, привлечение родителей (законных представителей) к участию в учебновоспитательном процессе через работу родительского комитета, лектории, родительские собрания, другие мероприятия; • оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся (лично, через педагога-психолога, социального педагога, воспитателя общежития), • проведение консультаций, бесед с родителями (законными представителями) обучающихся • организация в учебной группе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся; • организация, стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования; • организация обучающихся группы для участия во внеучебных мероприятиях, коллективных творческих делах; • взаимодействие с воспитателем общежития по вопросам проживания обучающихся в общежитии; • взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом учебной группы в целом; 3.2.5. Ведение документации В перечень документации классного руководителя включается: журнал учебной группы; материалы личного дела обучающихся группы; учет посещаемости обучающихся группы; учет успеваемости обучающихся группы за семестр (ведомость оценок, при наличии - электронный журнал); план воспитательной работы группы (годовой, месячный); документация классных часов; индивидуальные планы работы и сопровождения (социальные паспорта) обучающихся разных категорий (сироты, ОВЗ, малообеспеченные и иные категории); иные документы, разработанные в образовательной организации. 3.2.6. Осуществляет коммуникативные функции: • регулирование межличностных отношений между обучающимися; • содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе учебной группы; • установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающихся; • оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств. 3.2.7. Осуществляет аналитико-прогностические функции: • изучение (совместно с педагогом-психологом) индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития; • определение состояния и перспектив развития коллектива группы; • анализ семейного воспитания каждого обучающегося; • анализ и оценка воспитанности личности и коллектива группы; • анализ и рефлексия своей работы с группой. 3.2.8. Осуществляет контрольные функции: • контроль за успеваемостью каждого обучающегося; • контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися. 4. Права и обязанности классного руководителя 4.1. Классный руководитель имеет право: • Создавать свою систему воспитания, выбирать формы, методы, пути и средства воспитательной деятельности в группе с учетом возрастных особенностей, интересов, склонностей и ценностных ориентаций обучающихся, возможностей колледжа. • Вести педагогические наблюдения за обучающимися, в том числе и во время учебных занятий. Изучать социум и окружение обучающихся. Использовать полученные сведения в воспитательных целях. • Вносить предложения по поощрению обучающихся, а также предложения по привлечению к дисциплинарной ответственности обучающихся за нарушение установленных правил внутреннего распорядка колледжа. • Присутствовать на заседаниях административно-профилактической комиссии, в случае невозможности присутствия родителей (законных представителей) присутствовать вместе со студентом при его взаимодействии с правоохранительными органами, органами профилактики и др. • Получать организационную, методическую, техническую помощь со стороны руководства колледжа, структурных подразделений и библиотеки по проблемам воспитания. Повышать психолого-педагогическую компетентность, участвуя в семинарах и конференциях. • Получать материальное и моральное поощрение и вознаграждение за свою работу, размеры и порядок которых определяются в соответствии с критериями эффективности деятельности. • Участвовать на всех уровнях в обсуждении вопросов и принятии решений, касающихся жизни и деятельности обучающихся учебной группы. • Иметь доступ к персональным данным обучающихся, содержащихся в документации учебного части, медицинского работника колледжа. • Отказаться от классного руководства в случае неразрешимого конфликта или усложнения личных обстоятельств. • Участвовать в конкурсах педагогических работников учреждений образования, имеющих высокие достижения в воспитательной работе. 4.2. Классный руководитель обязан: • Всесторонне изучать индивидуально-личностные особенности и морально психологические качества каждого обучающегося, коллектива учебной группы в целом, принимать участие в диагностировании уровня воспитанности обучающихся. • Формировать в учебной группе систему идеологической и информационно воспитательной работы. • Оказывать помощь обучающимся (в особенности первого курса) в адаптации к условиям обучения в колледже и проживания в общежитии. • Способствовать созданию условий для успешной учебной и научной исследовательской работы обучающихся, укрепления учебной дисциплины, развития умений и навыков самостоятельной учебной работы. • Вносить предложения по организации учебного процесса, анализировать текущую и итоговую успеваемость обучающихся и информировать их родителей (законных представителей). • Проводить работу по правовому просвещению обучающихся, профилактике противоправного поведения, недопущению их вовлечения в организации деструктивного характера. Проводить индивидуальную профилактическую работу с обучающимися, склонными к антиобщественным действиям. • Разъяснять обучающимся нормы и правила внутреннего распорядка, их права и обязанности. • Принимать участие в формировании органов студенческого самоуправления, оказывать постоянную помощь в работе органам студенческого самоуправления. • Способствовать формированию личности, интеллектуальному и физическому развитию каждого обучающегося, его становлению как гражданина, профессионала и семьянина. Проявлять заботу о моральной и социальной защите обучающихся, формировать у них навыки здорового образа жизни. • Содействовать внеурочной занятости обучающихся, их творческой, культурномассовой и физкультурно-оздоровительной деятельности, привлекать к участию в работе кружков, творческих объединений, волонтерских отрядов. • Разрабатывать планы воспитательной работы в учебной группе с отражением вопросов формирования профессиональных навыков, эстетического воспитания обучающихся, физкультурно-оздоровительной работы, работы с активом, трудового воспитания. • Вести установленную в колледже документацию учебной группы, составлять план и отчет работы и др. • Постоянно совершенствовать свой профессиональный и методический уровень. Формы работы классного руководителя 5.1. В соответствии со своими функциями руководитель учебной группы выбирает формы работы с обучающимися: • индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.); • групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.); • коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, соревнования и др.). 5.2. При выборе форм работы с обучающимися руководитель учебной группы должен руководствоваться следующим: • определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед колледжем; • учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия; • обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально значимой творческой деятельности обучающихся в группе. 6. Критерии оценки осуществления функций классного руководителя 6.1. Эффективность осуществления функций классного руководителя определяется на основании следующих критериев: • посещаемость и успеваемость обучающихся группы; • дисциплина обучающихся, отсутствие дисциплинарных взысканий, отсутствие правонарушений; • развитие студенческого самоуправления, волонтёрского движения; • организация и проведение в группе различных внеучебных мероприятий; • внеурочная занятость студентов учебной группы в кружках и секциях; • участие в общих мероприятиях колледжа, городских, районных, областных и Всероссийских мероприятиях; • взаимодействие с родителями (законными представителями); • своевременное и качественное оформление и ведение документации 7. Организация работы и взаимодействие классного руководителя с органами управления колледжем 7.1. Общее руководство работой и контроль работы классных руководителей в колледже осуществляет заместитель директора по воспитательной работе. 7.2. Работа классного руководителя осуществляется на плановой основе. Планирование включает в себя разработку планов воспитательной работы на учебный год и ежемесячных планов работы классного руководителя. Содержание работы руководителя учебной группы отражается в журнале классного руководителя и отчетах по воспитательной работе в группе. 7.3. Классный руководитель в своей работе взаимодействует с: • субъектами образовательного процесса: обучающимися, родителями (законными представителями), преподавателями и сотрудниками колледжа; • всеми структурными подразделениями колледжа, органами студенческого самоуправления; • учреждениями образования, культуры, здравоохранения, субъектами системы профилактики, силовых структур города, района, РФ. Ответственность классного руководителя Классный руководитель несет ответственность: 1) за нарушение Устава, иных документов образовательной организации; 2) за применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося. 3) за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации. 4) за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации. 5) за причинение материального ущерба в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.