1 Рабочая программа составлена в учебной соответствии дисциплины с «Экономика Федеральным организации» государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям), утвержденного 15 мая 2014 года № 539, с учетом программы воспитания по специальности «Коммерция (по отраслям)» Разработчик: ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный колледж», Снежко Светлана Валерьевна, преподаватель 2 СОДЕРЖАНИЕ 1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 3 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 01 ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ 1.1. Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 01 Экономика организации является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям) (базовая подготовка). 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в профессиональный цикл, относится к общепрофессиональным дисциплинам. 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - определять организационно-правовые формы организаций; - планировать деятельность организации; - определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации; - заполнять первичные документы по экономической деятельности организации; - рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации; - рассчитывать цену продукции; - находить и использовать необходимую экономическую информацию. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - основные принципы построения экономической системы организации; - управление основными и оборотными средствами и оценку эффективности их использования; 4 - состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования; - механизмы ценообразования, формы оплаты труда; - основные экономические показатели деятельности организации и методику их расчета; - планирование деятельности организации. 1.4. Код. Наименование результата обучения (ПК, ОК) ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать эффективность и качество; ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного роста; ОК 7 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации; ОК 12 Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий; ПК 2.3 Применять в практических ситуациях экономические методы, рассчитывать микроэкономические показатели, анализировать их, а также рынки ресурсов; ПК 2.4 Определять основные экономические показатели работы организации, цены, заработную плату. 5 Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) Код личностных результатов реализации программы воспитания Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и ЛР 2 территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к ЛР 4 формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа». Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность ЛР 6 к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ЛР 7 ситуациях, во всех формах и видах деятельности. Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных ЛР 9 веществ, азартных игр и т. д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий ЛР 11 основами эстетической культуры. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности Соблюдающий в своей профессиональной деятельности этические принципы: честности, независимости, профессионального скептицизма, противодействия коррупции и экстремизму, ЛР 13 обладающий системным мышлением и умением принимать решение в условиях риска и неопределенности Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектномыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, ЛР 14 дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектами образовательного процесса1(при наличии) Сохранение традиций и поддержание престижа своей ЛР 15 образовательной организации Соблюдать дисциплину труда ЛР 16 6 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе практические занятия лабораторные работы контрольная работа курсовая работа Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе индивидуальное проектное задание внеаудиторная самостоятельная работа Итоговая аттестация Объем часов 165 110 30 не предусмотрено 4 20 55 29 26 курсовая работа 7 2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01 «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ» Наименование разделов и тем № урока Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся Раздел 1. Основы экономики организации Тема 1.1 1. Введение. Роль УД «Экономика организации» Основные принципы 1.Введение в курс «Экономика организации» построения 2.Роль дисциплины «Экономика организации» в процессе освоения основной экономической профессиональной образовательной программы по специальности. системы организации 3.Связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики. 2. Основные принципы построения экономической системы организации 1. Понятие организации, предприятия и фирмы. Классификация предприятий 2.Задача создания и развития торгового предприятия, их функции. 3.Классификация предприятий торговли 4.Внутренняя и внешняя среда предприятия. 3. Организационно-правовые формы организаций 1.Понятие предпринимательства, основные виды предпринимательства. 2.Организационно-правовые формы хозяйствования - основные характеристики и принципы функционирования 4. Составить таблицу «Организационно-правовые формы предприятий Самостоятельная работа 1 Составить сравнительную таблицу по Организационно-правовые формы предприятий 5. Нормативно – правовое обеспечение развития коммерции в России Самостоятельная работа 2 Оформить реферат на тему: «Нормативно – правовое обеспечение развития коммерции в России» 6. Производственная структура организации Объем часов Код ЛР, формирован ию которых, способствуе т элемент программы 2 ЛР 6,7,11, 13-16 2 ЛР 6,7,11, 13–16 2 ЛР 6,7,11, 13-16 2 ЛР 6,7,11, 13-16 2 ЛР 6,7,11, 13-16 2 ЛР 6,7,11, 8 7. 8. 9. Раздел 2 Ресурсы организации Тема 2.1 10. Материальнотехнические ресурсы 11. 12. 1. Производственная структура организации и ее элементы. 2. Типы производства и их характеристика. 3.Производственный процесс: понятие, содержание, структура, принципы организации. 4.Производственный цикл, его структура, длительность, пути сокращения. 5. Методы организации производства. Товарооборот торгового предприятия 1.Понятие, состав товарооборота. 2.Роль товарооборота в формировании финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия ПЗ 1 Построение структуры торгового предприятия 1.Оформить таблицу размеров предприятия 2.Определить структуру товарооборота торгового предприятия 3.рассчитать оценку выполнения плана товарооборота торгового предприятия за год 4.Оформить производственную структуру предприятия 5.Оформить вывод по экономическим расчетам Подготовка к зачету 1 Самостоятельная работа 3 Зачет 1. Имущество и капитал предприятия Тест по разделу 1 «Основы экономики организации» 1.Понятие материально-технической базы торгового предприятия 2.Понятие капитала и имущества предприятия. 3.Классификация капитала 4.Источникиформирования имущества Имущество и капитал предприятия 1.Капитал организации. Источники формирования капитала. 2.Уставный капитал - основа создания и функционирования организации. 3.Особенности формирования уставного капитала акционерных обществ. 4.Основной и оборотный капитал Основные фонды 1.Понятие и классификация основного капитала. Оценка основных фондов. 13-16 2 ЛР 6,7,11, 13-16 2 ЛР 2,6,7,11, 13-16 2 ЛР 6,7,11, 13-16 2 ЛР 6,7,11, 13-16 2 ЛР 6,7,11, 13-16 2 ЛР 6,7,11, 13-16 9 13. 14. 15. 16. 17. 18. 2. износ и амортизация основных фондов. 3. Воспроизводство основных фондов. 4.Показатели эффективности использования основных фондов. ПЗ 2 Расчет структуры основных средств 1. Рассчитать видовую, технологическую структуру основных средств торгового предприятия 2. Определить показатели воспроизводства основных средств торгового предприятия 3.Ответить на контрольные вопросы 1.Рассчитывать показатели использования основных средств 2. Рассчитывать показатели эффективности использования основных средств 3.Ответить на контрольные вопросы Оформить презентацию Самостоятельная работа 4 1.Оформить презентацию на тему: -Основные средства предприятия. -Физический и моральный износ основных средств. Амортизационный фонд. -Источники формирования основных средств. Оформить презентацию по теме Самостоятельная работа 5 Оформить презентацию на тему: -Основные средства предприятия. -Физический и моральный износ основных средств. Амортизационный фонд. -Источники формирования основных средств. ПЗ 3 Расчет амортизационных отчислений 1.Рассчитать амортизационные отчисления разными способами Оборотные средства 1.Состав и структура оборотного капитала. Кругооборот оборотных средств. 2. Материальные ресурсы и показатели их использования. 3.Определение потребности в оборотных средствах. 4.Показатели эффективности использования оборотных средств. ПЗ 4 Расчет показателей использования оборотных средств 1. 1. Определять среднюю годовую стоимость оборотного капитала. 2 ЛР 2,6,7,11, 13-16 2 ЛР 6,7,11, 13-16 2 ЛР 6,7,11, 13-16 2 ЛР 2,6,7,11, 13–16 2 ЛР 6,7,11, 13-16 2 ЛР 2,6,7,11, 13-16 10 19. 20. Тема 2.2 Трудовые ресурсы организации 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 2. Рассчитывать показатели эффективности использования оборотного капитала. 3.Оформлять выводы. Составить схему воспроизводства основных средств Самостоятельная работа 6 Составить схему воспроизводства основных средств. Решить задачи по теме: «Оборотный капитал» Подготовиться к зачету 2 Самостоятельная работа 7 Зачет 2. Трудовые ресурсы организации Тест по теме «Ресурсы организации», тема «Материально-техническая база организации» 1.Понятие трудовых ресурсов торговой организации 2.Классификация персонала предприятия Кадры организации 1.Показатели изменения списочной численности персонала и методика их расчета 2. Рабочее время и его использование. 3. Бюджет рабочего времени Производительность труда 1.Производительность труда: понятие, значение, методы измерения. 2. Показатели уровня производительности труда. 3.Факторы и резервы роста производительности труда ПЗ 5 Расчет структуры и показателей движения трудовых ресурсов 1. Рассчитать структурную характеристику персонала коммерческого предприятия 2. Рассчитать показатели уровня текучести кадров торгового предприятия ПЗ 6 Расчет численности торгового персонала и баланса рабочего времени Определить численность торгового предприятия, баланс рабочего времени ПЗ 7 Расчет показателей производительности труда 1. Рассчитывать прямые показатели производительности труда. 2.Оформлять выводы. Решение задач по теме Трудовые ресурсы Самостоятельная работа 8 Решить задачи по теме «Трудовые ресурсы организации и производительность труда». 2 ЛР 6,7,11, 13-16 2 ЛР 2, 6,7,11, 13-16 ЛР 6,7,11, 13-16 2 2 ЛР 6,7,11, 13-16 2 ЛР 6,7,11, 13-16 2 ЛР 2,6,7,11, 13-16 2 ЛР 2, 6,7,11, 13-16 ЛР 2, 6,7,11, 13-16 2 2 ЛР 6,7,11, 13-16 11 Тема 2.3 Формы оплаты труда в современных условиях Организация заработной платы 1.Принципы оплаты труда. 2.Тарифная система. 3.Бестарифная система оплаты труда. 1.Формы и системы оплаты труда. 4.Фонд оплаты труда и его структура. 5.Основные элементы и системы премирования работников. 29. Мотивация труда Самостоятельная работа 9 Фонд оплаты труда и его структура Мотивация труда 30. ПЗ 8 Расчет заработной платы различных категорий работников 1.Рассчитывать дневные тарифные ставки по отдельным категориям работников 31. Изучить методику планирования фонда оплаты труда Самостоятельная работа 10 Изучить структуру ФОТ 32. Решить задачи по теме Оплата труда Самостоятельная работа 11 Решить задачи по теме Оплата труда 33. ПЗ 9 Планирование фонда оплаты труда в торговой организации. 1.Спланировать фонд оплаты труда по отдельным категориям работников 34. ПЗ 10 Планирование фонда оплаты труда Спланировать фонд оплаты труда по отдельным категориям работников 35. Подготовка к зачету 3 Самостоятельная работа 12 Раздел 3 Основные экономические показатели деятельности организации и методика их расчета Тема 3.1 36. Зачет 3. Издержки обращения Издержки обращения Тест по разделу 2 «Ресурсы организации», тема «Трудовые ресурсы организации», торговой «Формы оплаты труда в современных условиях» организации 1.Понятие и состав издержек обращения торговой организации. 2.Классификация издержек обращения 28. 37. Издержки обращения торговой организации 1.Смета затрат и методика ее составления. 2.Калькуляция издержек обращения 2 ЛР 6,7,11, 13-16 2 ЛР 6,7,11, 13-16 2 ЛР 2, 6,7,11, 13-16 ЛР 6,7,11, 13-16 2 2 ЛР 6,7,11, 13-16 2 ЛР 6,7,11, 13-16 ЛР 6,7,11, 13-16 ЛР 2, 6,7,11, 13-16 2 2 1 ЛР 6,7,11, 13-16 1 2 ЛР 6,7,11, 13-16 12 38. 39. 40. 41. Тема 3.2 Механизм ценообразования 42. 43. 3.Методы калькулирования. 4.Значение издержек обращения 5.Виды издержек обращения 6. Факторы и резервы снижения издержек обращения Выучить классификацию издержек обращения Самостоятельная работа 13 Выучить классификацию издержек обращения ПЗ 11 Расчет структуры издержек обращения 1. Рассчитайте структуру издержек обращения по элементам и статьям; 2.Классифицируйте издержки обращения по способу участия в торговом процессе; 3.Определите величину относительной экономии (перерасхода) издержек обращения; 4.Дайте ответы на контрольные вопросы Оформить презентацию Самостоятельная работа 14 Оформить презентацию на тему: -Ценовая политика предприятия. -Маркетинговая и товарная стратегия деятельности предприятия. ПЗ 12 Решение задач по расчету издержек обращения 1. Определите сумму заработной платы работников торгового предприятия; 2.Рассчитайте сумму социальных взносов; 3.Определите сумму амортизационных отчислений за месяц по основным средствам торгового предприятия; 4.Рассчитайте затраты на рекламу; 5.Определите сумму % по кредиту 6. Оформите смету затрат Цена: функции и виды 1.Цена и ее функции. 2.Виды цен и их классификация. Состав и структура цен. 3.Методика установления рыночных цен на товары. 4.Этапы ценообразования Этапы ценообразования Самостоятельная работа 15 Этапы ценообразования 2 2 ЛР 6,7,11, 13-16 ЛР 2, 6,7,11, 13-16 2 ЛР 6,7,11, 13-16 2 ЛР 2, 6,7,11, 13-16 2 ЛР 6,7,11, 13-16 2 ЛР 6,7,11, 13-16 13 Механизм ценообразования 1.Цена и ее функции. 2.Виды цен и их классификация. Состав и структура цен. 3.Методика установления рыночных цен на товары. 4. Этапы ценообразования 45. ПЗ 13 Расчет точки безубыточности 1.Составить смету и калькуляцию затрат; 2.Распределить затраты по участию в торговом процессе; 46. Точка безубыточности Самостоятельная работа 16 47. ПЗ 14 Оформление графика безубыточности 1.Определите долю маржи в выручке; 2.Рассчитайте пороговое количество товара; 3.Оформить график безубыточности. 48. Подготовка к зачету 4 Самостоятельная работа 17 Раздел 4 Финансовые ресурсы предприятия Тема 4.1 49. Зачет 4. Доход торговой организации Доход торговой Тест по разделу 3«Основные экономические показатели деятельности организации организации и методика их расчетов», тема «Издержки обращения», «Механизм ценообразования» 44. 50. 51. 52. 53. 1.Понятие, сущность, факторы, влияющие на валовой доход 2. Анализ и прогнозирование валового дохода Валовой доход 1.Понятие, сущность, факторы, влияющие на валовой доход 2. Анализ и прогнозирование валового дохода Решение задач по определению прибыли и рентабельности Самостоятельная работа 18 Решение задач по определению прибыли и рентабельности ПЗ 15 Расчет валового дохода торгового предприятия. Определить валовой доход торгового предприятия Подготовить сообщение 2 ЛР 6,7,11, 13-16 2 ЛР 6,7,11, 13-16 2 ЛР 2, 6,7,11, 13-16 ЛР 2, 13-16 2 ЛР 6,7,11, 13-16 2 ЛР 6,7,11, 13-16 2 ЛР 6,7,11, 13-16 ЛР 6,7,11, 13-16 2 ЛР 2, 13-16 2 ЛР 2, 6,7,11, 14 Тема 4.2 Прибыль и рентабельность организации 54. 55. 56. 57. 58. Самостоятельная работа 19 Подготовить сообщение на тему «Планирование валового дохода» Прибыль торгового предприятия 1.Прибыль предприятия, ее сущность и формирование. Факторы, влияющие на прибыль. 2.Распределение и использование прибыли. Рентабельность показатель эффективности работы предприятия 1. Понятие рентабельности 2.Виды и показатели рентабельности. 3. Методика расчета уровня рентабельности Оформить таблицу показателей рентабельности организации Самостоятельная работа 20 Оформить таблицу показателей рентабельности организации Решение задач по теме Прибыль и рентабельность 1. Рассчитывать прибыль от реализации продукции. 2.Определять уровень рентабельности. 3.Оформлять выводы. Подготовиться к зачету 4 Самостоятельная работа 21 Раздел 5. Планирование деятельности организации Тема 5.5 59. Зачет 4. Планирование: принципы, виды Планирование 1.Сущность и принципы планирования. деятельности 2.Виды планирования. предприятия 60. Методы планирования 1.Методы планирования. Стратегическое планирование. 61. Бизнес-план, его структура 1.Сущность и принципы составления бизнес плана. 62. Подготовиться к зачету 5 13-16 2 ЛР 2, 6,7,1, 13-16 2 ЛР 2, 6,7,11, 13-16 2 ЛР 2, 6,7,1, 13-16 2 ЛР 2, 6,7,11, 13-16 2 ЛР 2, 6,7,1, 13-16 2 ЛР 6,7,1, 13-16 2 ЛР 6,7,1, 13-16 ЛР 6,7,11, 13-16 ЛР 6,7,11, 13-16 2 63. Самостоятельная работа 22 Зачет по разделу 5 Планирование деятельности организации 2 64. Бизнес-планирование 2 ЛР 6,7,11, 13-16 ЛР 6, 13-16 15 1.Основные разделы бизнес-плана. Выполнение курсовой работы 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. КР 1 Методические указания по выполнению курсовой работы Методические указания по выполнению курсовой работы КР 2 Теоретическое обоснование темы Теоретическое обоснование темы Оформить план, введение работы Самостоятельная работа 23 Составить план КР 3 Обработка исходных данных для курсовой работы Объём закупок продовольственных товаров, состав основных средств коммерческого предприятия, состав оборотных средств, трудовые ресурсы торгового предприятия КР 4 Анализ закупочной цены Анализ закупочной цены Оформить теоретическое обоснование темы Самостоятельная работа 24 Оформить теоретическое обоснование темы КР 5 Анализ обеспеченности предприятии ресурсами Анализ обеспеченности предприятии ресурсами КР 6 Планирование фонда оплаты труда Оформление основной части курсовой работы Смета затрат Самостоятельная работа 25 Выполнение индивидуального проектного задания КР 7 Структура издержек обращения Оформление основной части курсовой работы КР 8 Формирование розничной цены Оформление основной части курсовой работы Составить калькуляцию товара Самостоятельная работа 26 Выполнение индивидуального проектного задания КР 9 Составление отчета о прибыли и убытках Оформление заключительной части курсовой работы 2 ЛР 2,4, 13-16 2 ЛР 2,4, 13-16 2 ЛР 2,4, 13-16 2 ЛР 2,4, 13-16 2 ЛР 2,4, 13-16 2 ЛР 2,4, 13-16 2 ЛР 2,4, 13-16 2 ЛР 2,4, 13-16 2 ЛР 2,4, 13-16 2 ЛР 2,4, 13-16 2 ЛР 2,4, 13-16 2 ЛР 2,4, 13-16 2 ЛР 2,4, 13-16 16 78. 79. 80. 81. 82. 83. КР 10 Оформление заключения курсовой работы Оформление заключительной части курсовой работы Оформить график безубыточности товара Самостоятельная работа 27 Выполнение индивидуального проектного задания Защита курсовой работы Презентация работ студентов. Анализ работ. Защита творческой работы Выполнение индивидуального проектного задания Самостоятельная работа 28 Выполнение индивидуального проектного задания Заключительное занятие по дисциплине ВСЕГО ЧАСОВ АУДИТОРНЫХ ИЗ НИХ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ КУРСОВАЯ РАБОТА 2 ЛР 2,4, 13-16 2 ЛР 2,4. 13-16 2 ЛР 2,4, 13-16 2 1 ЛР 2,4, 13-16 ЛР 2,4, 13-16 2 ЛР 2,4, 13-16 165 110 30 20 17 3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Обеспечение специальных условий для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): а) для слепых: - присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь; - выпуск альтернативных форматов методических материалов (крупный шрифт или аудиофайлы); б) для слабовидящих: - обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс; - при необходимости предоставляется увеличивающее устройство; - учебно-методические материалы оформляются увеличенным шрифтом; в) для глухих и слабослышащих, с тяжелыми нарушениями речи: - обеспечивается надлежащими звуковыми средствами воспроизведение информации; - по их желанию промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме; г) с нарушениями опорно – двигательного аппарата: - организуется безбарьерная архитектурная среда образовательного учреждения, рабочего места. 18 3.2 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Бухгалтерского учета, финансов и кредита Оборудование учебного кабинета Бухгалтерского учета, финансов и кредита: - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - комплект бланков; - комплект учебно-методической документации; - калькуляторы. Технические средства обучения компьютер и мультимедиапроектор. 3.3 ИНФОРМАЦИОННОН ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ Нормативно правовая литература: 1.Гражданский кодекс РФ 2.Трудовой кодекс РФ 3.Налоговый кодекс РФ Основные источники: 1. Грибов В. Д., Грузинов В. П., Кузьменко В.А. Экономика организации (предприятия) М.: КноРус, 2021 2.СеменовВ.М. «Экономика предприятия» Питер, 2010 3.Смагин В. Н. «Экономика предприятия» Москва, 2006 4 Саталкина Н. И., Герасимова Б. И., Тереховап Г.И. «Экономика торговли», М: ФОРУМ, 2013 5.Соломатин А. Н. «Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли» Питер, 2010 19 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований. промежуточная аттестация проводится в форме экзамена. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Результаты обучения Основные показатели оценки результата уметь: - определять организационно-правовые формы организаций; - планировать деятельность организации; - определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации; - заполнять первичные документы по экономической деятельности организации; - рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации; - рассчитывать цену продукции; - находить и использовать необходимую экономическую информацию. знать: - основные принципы построения экономической системы организации; - управление основными и оборотными средствами и оценку эффективности их использования; - состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования; - механизмы ценообразования, формы оплаты труда; - основные экономические показатели деятельности организации и методику их расчета; - планирование деятельности организации. ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать эффективность и умеет - определять организационноправовые формы организаций; - планировать деятельность организации; - определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации; - заполнять первичные документы по экономической деятельности организации; - рассчитывать по принятой методологии основные техникоэкономические показатели деятельности организации; - рассчитывать цену продукции; - находить и использовать необходимую экономическую информацию. знает: - основные принципы построения экономической системы организации; - управление Формы и методы контроля и оценки результатов обучения -Выполнение практических работ -Тестирование по разделам -Внеаудиторная работа -Выполнение курсовой работы по теме: «Расчет основных показателей деятельности торгового предприятия и прогноз прибыли» 20 качество; ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного роста; ОК 7 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации; ОК 12 Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий; ПК 2.3 Применять в практических ситуациях экономические методы, рассчитывать микроэкономические показатели, анализировать их, а также рынки ресурсов; ПК 2.4 Определять основные экономические показатели работы организации, цены, заработную плату. ЛР 2 Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. ЛР 4 Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа». ЛР 6 Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях. ЛР 7 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. основными и оборотными средствами и оценку эффективности их использования; - состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования; - механизмы ценообразования, формы оплаты труда; - основные экономические показатели деятельности организации и методику их расчета; - планирование деятельности 21 ЛР 9 Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. ЛР 11 Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры ЛР 13 Соблюдающий в своей профессиональной деятельности этические принципы: честности, независимости, профессионального скептицизма, противодействия коррупции и экстремизму, обладающий системным мышлением и умением принимать решение в условиях риска и неопределенности. ЛР 14 Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектномыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость ЛР 15 Сохранение традиций и поддержание престижа своей образовательной организации ЛР 16 Соблюдать дисциплину труда 22 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный колледж» КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 01 ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ специальность 38.02.04 «Коммерция» 2 курс, группа21-К Красноуфимск, 2021 год 23 Контрольно-измерительные материалы рассмотрены цикловой (методической) комиссией экономических дисциплин Председатель цикловой (методической) комиссии ________________И.О.Ф председателя Протокол № _____ от «___»_____________20___г. Контрольно-измерительные материалы разработаны на основе рабочей программы, и в соответствии с требованиями ФГОС СПО/ФГОС СОО по специальности 38.02.04 «коммерция (по отраслям)» УТВЕРЖДАЮ: Заместитель директора по УР ________________ А.Е. Приемщиков «____» ____________ 20___ г. Разработчик: Снежко С. В., ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный колледж» 24 ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ 1.1. Область применения контрольно-измерительных материалов (далее – КИМ) КИМ учебной дисциплины ОП. 01 Экономика организации является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.04 «коммерция (по отраслям)», УГС 38.00.00 «Экономика у управление» ___________________________________________________________________________ КИМ предназначены для оценки достижений запланированных результатов по учебной дисциплине в процессе промежуточной аттестации. 1.2. Содержание программы учебной дисциплины «Экономика организации» направлено на достижение следующих целей: Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - определять организационно-правовые формы организаций; - планировать деятельность организации; - определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации; - заполнять первичные документы по экономической деятельности организации; - рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации; - рассчитывать цену продукции; - находить и использовать необходимую экономическую информацию. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - основные принципы построения экономической системы организации; - управление основными и оборотными средствами и оценку эффективности их использования; - состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования; - механизмы ценообразования, формы оплаты труда; - основные экономические показатели деятельности организации и методику их расчета; - планирование деятельности организации. Освоение содержания учебной дисциплины «Экономика организации» обеспечивает достижение студентами следующих результатов: ЛР 2 Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. ЛР 4 Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа». 25 ЛР 6 Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях. ЛР 7 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. ЛР 9 Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. ЛР 11 Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры ЛР 13 Соблюдающий в своей профессиональной деятельности этические принципы: честности, независимости, профессионального скептицизма, противодействия коррупции и экстремизму, обладающий системным мышлением и умением принимать решение в условиях риска и неопределенности. ЛР 14 Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость ЛР 15 Сохранение традиций и поддержание престижа своей образовательной организации ЛР 16 Соблюдать дисциплину труда КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ: Тематика курсовых работ: - «Расчет основных показателей деятельности торгового предприятия и прогноз прибыли (вариант…)» - Бизнес-план … Цель выполнения курсовой работы: применение полученных знаний и умений при решении комплексных задач, связанных со сферой профессиональной деятельности будущих специалистов. Задачи: -систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений по дисциплине; -углубления теоретических знаний в соответствии с заданной темой; -формирования умений применять теоретические знания при решении вопросов; -формирования умений использовать справочную, нормативную и правовую документацию; -развития творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; -подготовки к итоговой государственной аттестации Планируемый результат выполнения курсовой работы: Методические указания по выполнению курсовой работы По объему курсовая работа должна быть не менее 15–20 страниц печатного текста. По структуре курсовая работа практического характера состоит из разделов: 26 -Введения, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формируется цель и задачи работы; -Основной части, которая состоит их двух разделов: в первом разделе содержатся теоретические основы разрабатываемой темы; вторым разделом является практическая часть, которая представлена расчетами, графиками, таблицами, схемами и т.п. -Заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения материалов работы; -Списка литературы; -Приложения. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ 27 Индивидуальная карта контроля и оценки результатов выполнения курсовой работы по учебной дисциплине «Экономика организации» ФИО студента______________________________________________________________группа________________ Тема курсовой работы «Расчет основных показателей деятельности торгового предприятия и прогноз прибыли» Руководитель_____________________________________________________________________________________ № п-п 1 2. 3. 4. Наименование показателей 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 итого 1.Владеет эмоционально-психологической устойчивостью при выполнении курсовой работы 1.Изучает нормативно-правовую документацию по теме 2. Качество оформления курсовой работы в соответствии с требованиями ГОС Актуальность: - научная (для учебного процесса) 1. Рассчитывает экономические показатели в соответствии с заданием 2. Умеет использовать справочную, нормативную литературу; 6 7. 1.Проводит комплексную оценку деятельности предприятия 2. Разрабатывает рекомендации по эффективности деятельности предприятия 3. Предлагает мероприятия по повышению эффективности деятельности организации Внеаудиторная работа «Составление индивидуального проектного задания» Защита индивидуального проектного задания: 0 5. 0 3. Работает по решению экономической проблемы; самооценка Итого Критерии оценки: 0-признак не имеет проявления 1- признак имеет единственное проявление 2- частичное выполнение 3- 5признак проявлен на половину 4-признак проявлен не в полном объеме 5-полное проявление признака 28 29