СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ............................................................................................................. 4 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА: ................................................................................................................................... 5 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ......................... 8 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА .... 16 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ .................................................................................................... 17 Рабочая программа учебного предмета «География» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413), с учётом федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям) Приказ Минобрнауки России от 15.05.2014 N 539 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.06.2014 N 32855) и профиля профессионального образования специальностей по программе подготовки специалистов среднего звена среднего профессионального образования (ППССЗ СПО) Организация разработчик: ГАПОУ СО «Красноуфимский колледж» Разработчик : О.А. Дивель, преподаватель географии аграрный 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» (наименование предмета) 1.1. Место учебного предмета в образовательной программы: структуре основной Рабочая программа учебного предмета «География» является частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям). Рабочая программа учебного предмета разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, реализуемого в пределах ОПОП СПО. 1.2. Место учебного предмета в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебный предмет «География» является предметом по выбору общеобразовательного цикла основной образовательной программы 38.02.04 Коммерция (по отраслям). Входит в социально-экономический профиль общеобразовательного цикла. 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА: Российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); Гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности Готовность к служению Отечеству, его защите Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности Эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений Принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем Сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности Ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни ЛР 1 ЛР 2 ЛР 3 ЛР 4 ЛР 5 ЛР 6 ЛР 7 ЛР 8 ЛР 9 ЛР 10 ЛР 11 ЛР 12 ЛР 13 ЛР 14 ЛР 15 Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; умение определять назначение и функции различных социальных институтов; умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. МПР 1 МПР 2 МПР 3 МПР 4 МПР 5 МПР 6 МПР 7 МПР 8 МПР 9 Предметные владение представлениями о современной географической науке, ее участии в ПР1 решении важнейших проблем человечества; владение географическим мышлением для определения географических аспектов ПР 2 природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем; сформированность системы комплексных социально ориентированных ПР 3 географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве; владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими ПР 4 объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; владение умениями использовать карты разного содержания для выявления ПР5 закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях; владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной ПР 6 информации; владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки ПР 7 разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий; сформированность представлений и знаний об основных проблемах ПР 8 взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем. сформированность знаний о составе современного комплекса географических ПР 9 наук, его специфике и месте в системе научных дисциплин, роли в решении современных научных и практических задач; владение умениями применения географического мышления для вычленения и ПР 10 оценивания географических факторов, определяющих сущность и динамику важнейших природных, социально-экономических и экологических процессов; сформированность комплекса знаний о целостности географического пространства как иерархии взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем; владение умениями проводить учебные исследования, в том числе с использованием простейшего моделирования и проектирования природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов; владение навыками картографической интерпретации природных, социальноэкономических и экологических характеристик различных территорий; владение умениями работать с геоинформационными системами; ПР 11 ПР 12 ПР 13 ПР 14 владение первичными умениями проводить географическую экспертизу ПР 15 разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов; сформированность системы знаний об основных процессах, закономерностях и ПР 16 проблемах взаимодействия географической среды и общества, о географических подходах к устойчивому развитию территорий. 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 3.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах Максимальная учебная нагрузка (всего) 108 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 72 в т. ч.: практические занятия 8 самостоятельная работа 36 Промежуточная аттестация (в форме дифференцированного зачёта 3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Наименование дидактических единиц Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем в часах 1 2 3 Раздел 1 Общая социально-экономическая география мира Тема 1. 1.Введение.География как наука. Источники Роль и значение в системе наук. Цели и задачи географии при освоении специальности 2 географической Коммерция. информации 2.Источники географической информации Традиционные и новые методы географических исследований. Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. 2 Статистические материалы. Геоинформационные системы. Тема 2. Политическая карта мира Тема 3. География мировых природных ресурсов 3.Современная политическая карта мира. Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные особенности. 2 Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования. 4. Классификация государств. Группировка стран по площади территории и численности населения. Формы правления, типы 2 государственного устройства и формы государственного режима 5. Типология государств по социально-экономическому развитию. Условия и особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран и 2 их типы. 6.Припродные ресурсы и их классификация Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов. 2 7. Практическое занятие №1. Оценка ресурсообеспеченности стран мира. Используя карты атласа, статистические данные интернет источников оценить размещение 2 различных видов природных ресурсов на территории мировой суши. Территориальные сочетания природных ресурсов. Природноресурсный потенциал Коды ЛР, МПР, ПР (ПК )формированию которых способствует элемент программы 4 ЛР 4,9,13 МПР 4,8 ПР 1,3,5,9 ЛР 5 МПР 1,4,8,9 ПР3,4,7,14 ЛР 14 МПР 3 ПР 4,5,7,11,13 Самостоятельная работа обучающихся 8. Многообразие стран мира. Нанести на контурную карту страны мира, крупнейшие по площади территории и численности населения. 9. Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на современном этапе Составить доклад. Отразить наиболее типичные экологические проблемы, возникающие при использовании различных видов природных ресурсов. Поиск возможных путей их решения. Тема № 4 География населения мира 10. Ресурсы мирового океана. Составить конспект об использовании ресурсов Мирового океана . 11. Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика. Половая и возрастная структура населения. Качество жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости, младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого развития. 12. Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятельное население. Социальная структура общества. Качество рабочей силы в различных странах мира. Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения. 13. Размещение населения по территории земного шара. Средняя плотность населения в регионах и странах мира. Миграции населения и их основные направления. Урбанизация. «Ложная» урбанизация, субурбанизация, рурбанизация. 14. Практическое занятие №2 «Характеристика населения мира» С помощью карт атласа, статистических данных: - провести анализ особенностей расселения населения в различных странах и регионах мира. - оценку демографической ситуации и особенностей демографической политики в различных странах и регионах мира. - дать сравнительную оценку качества жизни населения в различных странах и регионах мира. 6 ЛР 13,14 МПР 3,4 ПР 4,5,7,11,13 2 2 2 2 2 2 2 ЛР 6, 10 МПР 3,8 ПР 3, 5, 6, 8, - дать оценку качества трудовых ресурсов в различных странах и регионах мира. Самостоятельная работа обучающихся Тема № Современные особенности развития мирового хозяйства. Тема № География отраслей мирового хозяйств 2 15. Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира. 2 На контурных картах обозначить города-миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы 5 16. Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование. Научно-технический прогресс и его современные особенности. Современные особенности развития мирового хозяйства. Интернационализация производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Основные показатели, характеризующие место и 2 роль стран в мировой экономике. Отраслевая структура мирового хозяйства. Исторические этапы развития мирового промышленного производства. Территориальная структура мирового хозяйства, исторические этапы ее развития. Ведущие регионы и страны мира по уровню экономического развития. «Мировые» города. 6 17. Горнодобывающая промышленность. 2 Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых 18. Топливно-энергетический комплекс мира. 2 Основные источники топливных ресурсов. Типы электростанций. География ТЭК 19. Чёрная и цветная металлургия мира. Основные районы добычи и производства чёрных металлов в мире. Основные потребители и 2 производители. 20. Машиностроение мира. 2 Мировые центры машиностроения, их отраслевая специализация. 21 Практическое занятие № 3 Определение основных направлений международной торговли товарами и факторов, формирующих международную хозяйственную специализацию стран и регионов мира. Самостоятельная работа обучающихся 6 22. География мирового растениеводства и животноводства. Выполнить задания на контурной карте: «Главные районы возделывания сельскохозяйственных культур». 23. Дифференциация стран мира по уровню развития услуг. (Медицинских, 2 образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Современные 2 особенности международной торговли товарами. На контурной карте обозначить «Страны, ЛР 6,9 МПР 3,4, 8 ПР 3, 5, 6, 8, ЛР 14 МПР 2, 4, 9 ПР 2, 3,5,8,11,13 ЛР 14 МПР 2, 3, 4, 9 ПР 2, 3,5,8,11,13 занимающие 1-3 места в мире предоставлению услуг 24. Транспортный комплекс и его современная структура. Записать в тетрадь географические особенности развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты. Связь и ее современные виды 2 Раздел 2. Регионы и страны мира Тема № 7 25. Место и роль Зарубежной Европы в мире. География Особенности географического положения региона. История формирования его политической 2 населения и карты. хозяйства 26. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. 2 Зарубежной Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства Европы 27. Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный 2 потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. Самостоятельная работа обучающихся 2 28. Характеристика одной из стран Зарубежной Европы. (по выбору студента) Тема №8 География населения и хозяйства Зарубежной Азии Тема № География населения хозяйства Северной 2 29. Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической 2 карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. 30. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки 2 Отрасли международной специализации.. Самостоятельная работа обучающихся 4 31.Новые индустриальные страны Зарубежной Азии. Составить конспект, мультимедийную презентацию по заданной теме. 32. Субрегионы Зарубежной Азии. На контурной обозначить субрегионы З. Азии. Береговую линию. Страны с монархической формой правления. 8. 33. Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической и карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. 34.Отрасли международной специализации США. Основные экономические районы. 2 ЛР 6,9 МПР 3,4 ПР 3,5, 7, 10,13 ЛР 6,9 МПР 4,9 ПР 3,5, 7, 10,13 ЛР 14 МПР 3, 4, 9 ПР 3,5, 7, 10,13 ЛР 6,9 МПР 4,9 ПР 3,5, 7, 10,13 2 2 2 ЛР 6, 9 МПР 3,4,9 ПР 3,5, 7, 10,13 Америки 35. США. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие 2 отрасли хозяйства и экономические районы Самостоятельная работа обучающихся 4 36. США и Канада – единый интеграционный комплекс Северной Америки. На контурной карте обозначить отрасли специализации США и Канады. 37. История формирования США как ведущего государства в мире. Составить конспект, используя интернет-ресурсы, учебник. Тема № География населения хозяйства Латинской Америки Тема № География населения хозяйства Австралии Океании 2 2 9 38. Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической и карты. Характерные черты природноресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли 2 международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. 39.Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный 2 потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура Самостоятельная работа обучающихся 4 40. Формирование этнического и религиозного состава стран Латинской Америки. 2 Составить конспект, мультимедийную презентацию. 41. Специализация стран Латинской Америки. На контурной карте обозначить субрегионы. Промышленную, сельскохозяйственную 2 специализацию стран Латинской Америки. 10 42. Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической 2 и карты. Особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии. и Самостоятельная работа обучающихся 2 43. История формирования региона Австралия и Океания. Составить конспект, мультимедийную презентацию по теме. ЛР 6,9 МПР 4,9 ПР 3,5, 7, 10,13 2 ЛР 6,9 МПР 3,4,9 ПР 3,5, 7, 10,13 ЛР 9 МПР 4,9 ПР 3,5, 7, 10,13 ЛР 14 МПР 3,4,9 ПР 3,5, 7, 10,13 ЛР 14 МПР 4,9 ПР 3,5, 7, 10,13 Тема № География населения хозяйства Африки 11 44. Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической и карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли 2 международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. Самостоятельная работа обучающихся 2 45. ЭГХ стран Африки. Составить ЭГХ одной из стран Африки (по выбору студента) 2 Тема №12 Россия 46. Россия на политической карте мира. 2 в современном Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России на мире рубеже XX—XXI веков. Характеристика современного этапа социально-экономического (повторительноразвития. обобщающая 47. Демографическая ситуация России. 2 Характеристика населения. Половой, возрастной, национальный, религиозный состав населения. 48. Отраслевая и территориальная структура хозяйства РФ. Размещение основных ресурсных баз РФ. Характеристика отраслей хозяйства. ЛР 6, 14 МПР 3, 4,9 ПР 3,5, 7, 10,13 ЛР 2, 5, 6 МПР 1,3,5,9 ПР 2,3, 12,14 2 49. Практическое занятие №4. «Составление карт (картосхем) внешнеторговых связей 2 России».Работа на контурных картах. Самостоятельная работа обучающихся 2 50. Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Составить конспект о участии России в международной торговле товарами и других 2 формах внешнеэкономических связей. Особенности территориальной структуры хозяйства. Обозначить на контурной карте Географию отраслей международной специализации. Тема №13 51. Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Географические Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо аспекты приоритетные, пути их решения. современных 2 ЛР 6 МПР 4,9 ПР 3,5, 7, 10,13 ЛР 6,14 МПР 3 ПР 4,7,10,13,16 глобальных проблем человечества 52. Самостоятельная работа обучающихся 2 Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Заполнить таблицу «Глобальные проблемы человечества» (Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения). 2 53.Дифференцированный зачёт 2 54.Учётно-обощающее занятие 2 Всего: ЛР 14 МПР 4,9 ПР 3,5, 7, 10,13 108 ЛР 5 МПР 3, 7,8 ПР 1-16 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 4.1. Для реализации программы учебного предмета должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет «№ 320 «Основы геодезии»», наименование кабинета из указанных в п.6.1 ПООП оснащенный оборудованием: 15 парт, 30 стульев, учебная доска (перечисляется основное оборудование кабинета), техническими средствами обучения: ноутбук, мультимедийный проектор, (перечисляются технические средства необходимые для реализации программы). 4.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями. 4.2.1. Основные печатные издания 1. Максаковский В.П. География 10-11 классы: учебник для общеобразовательных организаций. Рекомендовано Министерством Просвещения Российской Федерации. Москва «Просвещение», 2020 год 4.2.2. Основные электронные издания 1. … В примерной программе приводится перечень печатных и/или электронных образовательных изданий, рекомендуемых ФУМО СПО для использования в образовательном процессе. Электронные ресурсы (не учебные издания) указываются в дополнительных источниках. 4.2.3. Дополнительные источники (при необходимости) Справочники и энцеклопедии 1. Российский энциклопедический словарь. — М., 2011 2. Универсальная школьная энциклопедия: в 2 т. / под ред. Е.Хлебалина, Д. Володихина М., 2003. 3. Энциклопедия для детей. Культуры мира: мультимедийное приложение (компактдиск). — М., 2004. 4. Энциклопедия для детей. — Т 13. Страны. Народы. Цивилизации / гл. ред. М.Д.Аксенова. — М., 2001 5.. Энциклопедия стран мира / гл. ред. Н.А. Симония. — М., 2004. Интернет-ресурсы 1. www. wikipedia. org (сайт Общедоступной мультиязычной универсальной интернетэнциклопедии). 2. www.faostat3.fao.org (сайт Международной сельскохозяйственной и продовольственной организации при ООН (ФАО). 3. www.minerals.usgs.gov/minerals/pubs/county (сайт Геологической службы США). 4. www.school-collection.edu.ru («Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов»). www.simvolika.rsl.ru (сайт «Гербы городов Российской Федерации»). 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Результаты обучения1 Критерии оценки Методы оценки ЛР 4 Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире системная демонстрация взглядов, жизненных позиций, убеждений, идеалов, ценностных ориентаций в повседневной жизни; - применение в повседневной жизни умения вести диалог, обосновывать свою точку зрения по различным проблемам современной науки Беседа , наблюдение ЛР 5. Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности проявление самостоятельности и ответственности в учебной и внеучебной деятельности; - креативный подход в различных видах деятельности Наблюдение, выполнение домашних заданий, участие в конкурсах, олимпиадах ЛР 6. Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям - умение находить общие цели и сотрудничать с людьми для их достижения; Наблюдение, работа в группах ЛР 9. Готовность и способность к образованию, в том числе применение самообразования - способность выстраивать толерантное поведение в поликультурном пространстве различных (чтение форм книг, Наблюдение , творческие задания, контрольные самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности информационных порталов в сети интернет, посещение семинаров, тренингов, участие в конференциях и пр.); - проявление познавательной активности на уроках, направленность на достижение хороших и высоких образовательных результатов работы. ЛР 13.Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем - деятельность по расширению своей осведомленности в аспекте выбранной профессиональной сфере; - изучение литературы по выбранному направлению в профессиональной деятельности, сайтов, научно-популярных фильмов, научных телеканалов. Наблюдение ЛР 14. Сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности проявление активной позиции в инициации и (или) реализации экологических проектов на разных уровнях участия Наблюдение , выполнение творческих заданий, участие в конкурсах, олимпиадах МПР 1 умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; определяет действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей, составляет алгоритм действий в соответствии с учебной и познавательной задачей; оценка самостоятельности и рациональности выбранных способов выполнения задания в условиях учебного занятия, проведения контрольнопроверочных, самостоятельных работ МПР 2 умение продуктивно • общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников • деятельности, эффективно разрешать конфликты; принимает позицию собеседника, понимая позицию другого, различает в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; определяет свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; строит позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; корректно и аргументированно отстаивает свою точку зрения, в дискуссии умеет выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом Наблюдение • • Оценка совместных проектов эквивалентных замен); МПР 3. Владение навыками • познавательной, учебноисследовательской и проектной деятельности, навыками • разрешения проблем; способность и готовность •к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов • познания; анализирует существующие и планирует будущие образовательные результаты; идентифицирует собственные проблемы и определяет главную проблему; выдвигает версии решения проблемы, формулирует гипотезы, предвосхищает конечный результат; ставит цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей. оценка самостоятельности и рациональности выбранных способов выполнения задания в условиях учебного занятия, проведения контрольнопроверочных, самостоятельных работ МПР 4. Готовность •и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками • получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; формулирует учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; обосновывает целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов. формулирует учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; обосновывает целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов. оценка самостоятельности и рациональности выбранных способов выполнения задания в условиях учебного занятия, проведения контрольнопроверочных, самостоятельных работ Определяет задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирает речевые средства; отбирает и использует речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); представляет в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности. самостоятельно определяет причины своего успеха или неуспеха и находит способы выхода из ситуации неуспеха; ретроспективно определяет, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности; демонстрирует приемы регуляции психофизиологических/эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации Устный и письменный опрос, защита доклада • МПР 8. Владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; МПР 9. владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Наблюдение ПР1.Владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества (повышения психофизиологической реактивности) приводит примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества Устный и письменный опрос Творческие задания ПР 2. Владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социальноэкономических и экологических процессов и проблем; находит и распознаёт ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнаёт в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей Устный и письменный опрос Творческие задания Тест, контрольная работа ПР 3. Сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве; использует знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики мира для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства регионов мира на основе анализа факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий мира. создание простейших географических карт различного содержания; Устный и письменный опрос Творческие задания Тест, контрольная работа Практическая работа ПР4.Владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; использует знания об особенностях компонентов природы мира и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных регионов мира для решения практикоориентированных задач в контексте реальной жизни. Комплексные характеристики регионов и стран мира создание простейших географических карт различного содержания; Устный и письменный опрос Творческие задания Тест, контрольная работа Практическая работа ПР 5. Владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социальноэкономических и экологических процессах и явлениях; выбирает источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам. Составление комплексных характеристик регионов и стран мира. ПР 6 . Владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации; выдвигает и обосновывает на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения мира, его половозрастной оценивает ситуацию на рынке труда и ее динамику; объясняет различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов мира выдвигает и обосновывает на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении Комплексные характеристики регионов и стран мира создание простейших географических карт различного содержания; Устный и письменный опрос Творческие задания Тест, контрольная работа Практическая работа Практическая работа ПР 7 . Владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий; отраслевой и территориальной структуры хозяйства стран и регионов мира ; обосновывает возможные пути решения проблем развития хозяйства стран мира, регионов; представляет в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практикоориентированных задач; Комплексные характеристики регионов и стран мира создание простейших географических карт различного содержания; Устный и письменный опрос Творческие задания ПР8. Сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем объясняет и сравнивает особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов мира; сравнивает особенности природы, населения и хозяйства регионов мира; Составление сравнительных характеристик по отдельным критериям ПР9. Сформированность знаний о составе современного комплекса географических наук, его специфике и месте в системе научных дисциплин, роли в решении современных научных и практических задач; Приводит примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности. ПР10. Владение умениями применения географического мышления для вычленения и оценивания географических факторов, определяющих сущность и динамику важнейших природных, социальноэкономических и экологических процессов; Использует различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практикоориентированных задач: выявляет географические зависимости и закономерности на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщает и интерпретирует географическую информацию объясняет географические явления и процессы (их свойств, условий протекания и географических различий); рассчитывает количественные показатели, характеризующие географические объекты, явления и процессы; составление простейшие географические прогнозы; принимает решения, основанные с сопоставлением, сравнением и/или оценке географической информации; создание простейших географических карт Комплексные характеристики регионов и стран мира создание простейших географических карт различного содержания; Устный и письменный опрос Творческие задания Комплексные характеристики регионов и стран мира Практическая работа создание простейших географических карт различного содержания; Устный и письменный опрос Творческие задания Контрольная работа различает изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивает географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводит их простейшую классификацию; использует знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий; даёт оценку и приводит примеры изменения значения границ во времени, оценивает границы с точки зрения их доступности; делает прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов; Комплексные характеристики регионов и стран мира Комплексные характеристики регионов и стран мира ПР 14. Владение умениями работать с геоинформационными системами. ориентируется в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находит и извлекает необходимую информацию; определяет и сравнивает качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявляет недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках; Применяет в своей учебной и практической деятельности электронные карты, интернет-ресурсы ПР 15. Владение первичными умениями проводить географическую экспертизу разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов. Использует знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и социально- экономическими явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач ПР 16. Сформированность системы знаний об основных оценивает характер взаимодействия деятельности человека и ПР 11. Сформированность комплекса знаний о целостности географического пространства как иерархии взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем; ПР 12. Владение умениями проводить учебные исследования, в том числе с использованием простейшего моделирования и проектирования природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов; ПР 13. Владение навыками картографической интерпретации природных, социальноэкономических и экологических характеристик различных территорий; создание простейших географических карт различного содержания; Устный и письменный опрос Творческие задания Творческие задания Практическая работа создание простейших географических карт различного содержания; Устный и письменный опрос Творческие задания Контрольная работа создание простейших географических карт Комплексные характеристики регионов и стран мира Комплексные характеристики регионов и стран мира создание простейших географических карт Комплексные характеристики регионов и стран мира Комплексные характеристики регионов и стран мира Комплексные характеристики регионов и процессах, закономерностях и проблемах взаимодействия географической среды и общества, о географических подходах к устойчивому развитию территорий. компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития; составляет описание природных комплексов; выдвигает гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке сопоставляет существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата; оценивает положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран. стран мира создание простейших географических карт различного содержания; Устный и письменный опрос Творческие задания Контрольная работа Установление междисциплинарных связей между учебным предметом Предметное содержание УП 1. Источники географической информации и УД, ПМ Образовательные результаты Наименование УД, ПМ Варианты междисциплинарных заданий МПР 3 владение навыками познавательной, учебноисследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; ПК 3.3. Использовать в практической деятельности геоинформационные системы Картографо-геодезическое сопровождение ЗИО 1Ознакомление с географическими картами различной тематики. 2. Нанесение основных географических объектов на контурную карту. 3. Составление карт (картосхем), отражающих различные географические явления и процессы. 4. Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов. 5. Использование статистических материалов и геоинформационных систем.