УП 02 Экономика

1

Рабочая программа учебного предмета «Экономика» разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ
от 17 мая 2012 г. N 413), федерального государственного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 38.02.04 Коммерция (по
отраслям), утв. приказом 15 мая 2014 г. № 539"Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 38.02.04 Коммерция (по
отраслям), с учетом рабочей программы воспитания по специальности
«коммерция»
Разработчик: преподаватель Валиева Ольга Валерьяновна

2

СОДЕРЖАНИЕ
стр.

ПАСПОРТ
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
ПРЕДМЕТУ

4
6
14
15
16

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Экономика
1.1. Область применения программы
Программа учебного предмета является частью обязательной предметной области
«Общественные науки» ФГОС среднего общего образования по специальности 38.02.04
Коммерция (по отраслям) (базовая подготовка) укрупненной группы специальностей
Экономика и управление.
Учебный предмет «Экономика» является общеобразовательной, устанавливающей
базовые знания освоения специальных дисциплин таких, как бухгалтерский учет, основы
экономической теории, финансы и кредит и денежное обращение, и налогообложение
предприятий.
1.2. Место предмета в структуре основной профессиональной образовательной
программы: входит в учебные предметы по выбору.
1.3. Цели предмета – требования к результатам освоения предмета:
Программа учебного предмета «Экономика» ориентирована на достижение
следующих целей:
• освоение основных знаний об экономической жизни общества, в котором
осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных
предприятий и государства;
• развитие экономического мышления, умение принимать рациональные решения
при ограниченности природных ресурсов, оценивать возможные последствия для
себя, окружения и общества в целом;
• воспитание ответственности за экономические решения, уважение к труду и
предпринимательской деятельности;
• овладение умением находить актуальную экономическую информацию в
источниках, включая Интернет; анализ, преобразование и использование
экономической информации, решение практических задач в учебной деятельности и
реальной жизни, в том числе в семье;
• овладение умением разрабатывать и реализовывать проекты экономической и
междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний;
• формирование
готовности
использовать
приобретенные
знания
о
функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и
индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и
дальнейшего образования;
• понимание особенностей современной мировой экономики, место и роли России,
умение ориентироваться в текущих экономических событиях.
Видом итоговой аттестации является дифференцированный зачет.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:
4

Личностные:
Метапредметные
Гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного
достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и
общечеловеческие гуманистические и демократические ценности
Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а
также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире
Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей
Эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений
Ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни
1)
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность
к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей
разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;

ЛР 2

ЛР 4

ЛР 8
ЛР 10
ЛР 15
МПР 3

МПР 4

Предметные:
Сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества;
как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность
индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;
Понимание сущности экономических институтов, их роли в социальноэкономическом развитии общества; понимание значения этических норм и
нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и
общества;
сформированность
уважительного
отношения
к
чужой
собственности;
Владение навыками поиска актуальной экономической информации в
различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы
и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать
экономическую информацию для решения практических задач в учебной
деятельности и реальной жизни;

ПР1
ПР2

ПР4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Объем учебного предмета и виды учебной работы
5

Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
теоретические занятия
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
внеаудиторная самостоятельная работа
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

Объем часов
117
78
58
20
39
39

6

Содержание учебного предмета «Экономика»
Наименование разделов и тем

1
1. Введение
2. Потребности и
ограниченность ресурсов.
3. Развитие экономики как
науки.
4. Факторы производства и
факторные доходы.
5. Факторы производства и
факторные доходы.
6. ПЗ № 1. Факторы
производства и расчет
факторных доходов.
7. Выбор и альтернативная
стоимость.
8. ПЗ № 2. Построение кривой
производственных
возможностей.

Содержание учебного материала, практические
занятия, самостоятельная работа обучающихся

Обеспеченность
занятия/ задания для
самостоятельной
работы

Объем
часов

2
3
- содержание дисциплины и ее задачи;
- связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики.
Раздел 1.: ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА
Понятие экономики. Экономические потребности общества. Свободные и
экономические блага общества. Важнейшие экономические ресурсы: труд, земля,
капитал, предпринимательство. Ограниченность экономических ресурсов —
главная проблема экономики. Границы производственных возможностей.
Самостоятельная работа
Написать эссе. Интернет – ресурс.
Факторы производства. Заработная плата. Формы оплаты труда. Прибыль.
Структура прибыли. Планирование прибыли. Рентабельность. Рента. Земельная
рента.
Самостоятельная работа
Составить кроссворд, используя базовые определения по теме. Слагода В.Г.
Экономика: уч. пос. 2014 г. с. 10 – 21
- анализировать доходы, которые приносят факторы производства;
- рассчитывать прибыль и рентабельность продукции.

4
2

Ограниченность экономических ресурсов — главная проблема
экономики. Границы производственных возможностей. Экономический выбор.
Метод научной абстракции. Стоимость. Потребительная и меновая стоимость.
Альтернативная стоимость. Альтернативные затраты.
- строить кривую производственных возможностей;
- анализировать ресурсы экономики и их распределение.

2

2
2

Коды ЛР, МПР,
ПР
формированию
которых
способствует
элемент
программы
5
ЛР 8, МПР3, ПР1
ЛР2, ЛР8, МПР3,
ПР2
ЛР4, МПР3, ПР4
ЛР2, ЛР8, МПР3,
ПР2

2

ЛР10, МПР3, ПР4

2

ЛР10, ЛР8, ПР1

2

ЛР4, ЛР8, МПР3,
ПР2

2

ЛР10, ЛР8, МПР4,
ПР1
7

9. Типы экономических систем.

10. Классификация форм
присвоения объектов
собственности.
11. Конкуренция и монополия.
12. ПЗ № 3. Конкуренция и
монополия.
13. Конкуренция и монополия.
14. Экономическое значение
специализации и обмена.
15. Семейный бюджет.
16. Структура
потребительской корзины.

- характерные черты административно-командной экономики;
- условия функционирования командной экономики;
- характерные черты смешанной экономики;
- модели смешанной экономики;
- об участии государства в хозяйственной деятельности.
Самостоятельная работа
Составить конспект.
Слагода В.Г. Экономика: уч. пос. 2014 г. с. 27 - 32
Конкуренция. Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции.
Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольная
политика государства.
- определять типы и виды конкуренции;
- определять формы проявления конкуренции.
Самостоятельная работа
Составить кроссворд, с использованием изученных терминов по теме.
Слагода В.Г. Экономика: уч. пос. 2014 г. с. 113 - 120
Понятие экономической свободы. Специализация и ее значение для формирования
рынка. Понятие обмена. Организованный и хаотичный обмен. Принудительный и
добровольный обмен. Товарный обмен. Ступени или формы обмена.
II. Раздел: СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ
Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Основные статьи расходов. Личный
располагаемый доход. Реальная и номинальная заработная плата, реальные и
номинальные доходы. Сбережения населения. Страхование.
Самостоятельная работа
Составить конспект.
Рассчитать расходную часть семейного бюджета своей семьи.
Слагода В.Г. Экономика: уч. пос. 2014 г. с. 207 – 216
III. Раздел: ТОВАР И ЕГО СТОИМОСТЬ
Понятие стоимости товара. Соотношение полезности и стоимости товаров.

17. Товарное производство.
Формы стоимости.
18. Сущность и функции рынка. Самостоятельная работа
Составить конспект. Слагода В.Г. Экономика: уч. пос. 2014 г. с. 52 – 58
IV. Раздел: РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА
19. Рыночный механизм.
Круговорот производства и обмена продукции в экономической системе. Закон
Рыночное равновесие.
спроса. Факторы, влияющие на спрос. Агрегированная функция спроса. Закон

2

ЛР4, МПР3, ПР2

2

ЛР2, МПР3, ПР4

2

ЛР8, ЛР2, МПР3,
ПР2

2

ЛР10, ЛР8, МПР4,
ПР1
ЛР2, ЛР10, МПР3,
ПР4

2

2

ЛР8, ЛР2, ЛР4,
МПР3, ПР2

2

ЛР15, ЛР8, ЛР2,
МПР3, ПР2

2

ЛР15, ЛР2, МПР3,
ПР4

2

ЛР8, ЛР4, МПР3,
ПР2
ЛР2,МПР3, ПР4

2

2

ЛР8, ЛР2, ЛР4,
МПР3, ПР2
8

20. Эластичность спроса и
предложения.
21. ПЗ № 4. Анализ и
построение кривых спроса и
предложения.
22. ПЗ № 5. Анализ
эластичности спроса и
предложения.
23. Построение кривых спроса
и предложения и расчет
эластичности.
24. Экономика предприятия:
цели, организационные формы.
25. Общая характеристика
организационно – правовых
форм предприятия.
26. Организация производства.

27. Производительность
труда.

предложения. Концепция равновесия рынка. Устойчивость равновесия.
Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная
эластичность спроса. Эластичность предложения. Рыночные структуры.
Самостоятельная работа
Составить конспект.
Слагода В.Г. Экономика: уч. пос. 2014 г. с. 69 – 74
- строить кривые спроса и предложения;
- анализировать воздействие неценовых факторов на спрос и предложение
товаров.
- рассчитывать эластичность спроса по цене;
- анализировать эластичность предложения;
- анализировать воздействие неценовых факторов на спрос и предложение
товаров.
Самостоятельная работа
По индивидуальным карточкам решить задачи.
Предприятие (фирма). Основные признаки предприятия. Предпринимательская
деятельность. Виды предпринимательской деятельности. Цели
предпринимательской деятельности. Структура целей организации, ее миссия.
Классификация предприятий. Организационно-правовые формы предприятий.
Самостоятельная работа
Составить Сравнительную таблицу организационно – правовых форм. ГК РФ ст.
66,69,82,87,96,107,110,113.
Общая производственная структура предприятия. Инфраструктура предприятия.
Типы производственной структуры хозяйствующих субъектов. Производственный
и технологический процесс. Производственный цикл. Основные формы
организации производства. Основной капитал. Классификация элементов
основного капитала.
Оборотный капитал. Роль оборотного капитала в процессе производства.
Оборотные средства. Производственная функция. Материально-технические и
социально- экономические факторы. Нормирование труда. Характеристика
производительности труда. Методы измерения производительности труда.
Показатели уровня производительности труда.
Самостоятельная работа
Составить конспект. Ответить на вопросы после параграфа
Слагода В.Г. Экономика: уч. пос. 2014 г. с. 93 – 108.

2

ЛР10, ЛР2, МПР3,
ПР4

2

ЛР10, ЛР2, МПР4,
ПР1

2

ЛР10, ЛР2, МПР4,
ПР1

2

ЛР2, МПР3, ПР1

2

ЛР8, ЛР4, МПР3,
ПР2

2

ЛР2, ЛР10, МПР3,
ПР4

2

ЛР8, ЛР4, МПР3,
ПР2

2

ЛР2, ЛР4, МПР3,
ПР4
9

28. ПЗ № 6. Кругооборот
капитала в производстве.
29. Производственные затраты.
Бюджет затрат.
30. Поведение потребителя.
31. ПЗ № 7. Поведение
производителя и издержки
производства.
32. Издержки и прибыль.
33. Рынок труда. Безработица.
34. Политика государства в
области занятости.
35. Распределение доходов,
социальная помощь и бедность
36. Распределение доходов,
социальная помощь и бедность
37. Деньги и их роль в
экономике
38. Возникновение денег и их
развитие.

- анализировать основные формы организации производства;
- анализировать элементы основного и оборотного капитала.
Издержки предприятия и себестоимость его продукции. Классификация издержек
предприятия. Сметы затрат на производство. Факторы, влияющие на
себестоимость.
Предельные издержки производства. Ценообразование. Доход предприятия.
Полезность. Правило максимизации полезности. Закон убывающей предельной
полезности. Принцыпы равенства предельной полезности и предельных затрат.
Бюджетное ограничение. Потребительские предпочтения. Кривые безразличия.
- определять виды издержек производства;
- рассчитывать себестоимость продукции и издержки производства.

2
2

ЛР8, ЛР10, МПР4,
ПР1
ЛР8, ЛР4, МПР3,
ПР2

2

ЛР8, ЛР4, ЛР2,
МПР3, ПР2

2

ЛР8, ЛР10, МПР4,
ПР1

Самостоятельная работа
По индивидуальным карточкам решить задачи.
V Раздел. ТРУД И ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА
Проблемы спроса на экономические ресурсы. Фактор труд и его цена. Рынок труда
и его субъекты. Цена труда. Понятие заработной платы. Номинальная и реальная
заработная плата. Организация оплаты труда. Форма оплаты труда.
Самостоятельная работа
Составить конспект. Ответить на вопросы после параграфа
Слагода В.Г. Экономика: уч. пос. 2014 г. с. 120 – 127.
Виды и принципы распределения в рыночной экономике. Неравенство доходов.
Способы измерения неравенства. Соотношение между равенством доходов и
эффективностью. Проблема бедности. Границы и формы участия государства в
перераспределении доходов. Средства и механизмы социальной защиты.
Составить конспект и ответить на вопросы после параграфа.
Слагода В.Г. Экономика: уч. пос. 2014 г. с. 135-140
VI. Раздел. ДЕНЬГИ И БАНКИ

2

ЛР2, ЛР8, МПР3,
ПР1

2

ЛР8, ЛР2, ЛР4,
МПР3, ПР2

2

ЛР2, МПР3, ПР4

2

ЛР2, ЛР4, ЛР8,
МПР3, ПР2

1

ЛР2, ЛР4, МПР3,
ПР4

Деньги: сущность и функции. Деньги как средство обращения. Деньги как мера
стоимости. Деньги как средство накопления. Деньги как средство платежа.
Проблема ликвидности. Закон денежного обращения. Уравнение обмена.
Денежный запас. Роль денег в экономике.
Самостоятельная работа
Подготовить доклады по теме. Интернет – ресурс.

2

ЛР8, ЛР2, ЛР4,
МПР3, ПР2

2

ЛР2, ЛР10, МПР3,
ПР4
10

39. Банковская система.

40. Ценные бумаги. Фондовый
рынок.

41. Ценные бумаги и фондовая
биржа.
42. ПЗ № 8. Особенности
экономического обращения
денег.
43. Инфляция и ее социальные
последствия.

Понятие банковской системы. Двухуровневая банковская система РФ. Правовое
положение Центрального банка РФ. Основные функции и задачи ЦБ РФ.
Инструменты и методы проведения кредитно-денежной политики. Понятие и
функции коммерческих банков. Лицензии на осуществление операций. Виды
банковских операций. Специализированные кредитно-финансовые учреждения.
Ценные бумаги и их виды. Акции. Номинальная стоимость курса акций.
Облигации. Рынок ценных бумаг. Первичный и вторичный рынок.
Организованный и
неорганизованный рынок. Фондовая биржа и ее функции. Аккумуляция капитала.
Межотраслевые переливы капитала. Переход управления к эффективному
собственнику. Биржевые спекуляции. Биржи в России.
Самостоятельная работа
Составить сравнительную характеристику ценных бумаг, используя учебник.
Слагода В.Г. Экономика: уч. пос. 2014 г. с. 93 – 108
Закон денежного обращения. Уравнение обмена. Денежный запас. Роль денег в
экономике. Виды банковских операций.

- понятие инфляции;
- типы инфляции;
- причины возникновения инфляции.
- формы инфляции;
- социально-экономические последствия инфляции;
- государственную систему антиинфляционных мер.
44. Инфляция и ее социальные
Самостоятельная работа
последствия.
Подготовить доклады по теме. Интернет – ресурс.
VII. Раздел. ГОСУДАРСТВО И ЭКОНОМИКА
45. Роль государства в развитии Государство как рыночный субъект. Экономические функции государства.
экономики.
Принципы и цели государственного регулирования. Правовое регулирование
экономики. Финансовое регулирование. Социальное регулирование.
Общественные блага и спрос на них.
46. Государство в рыночной
Самостоятельная работа
экономике.
Подготовить доклады по теме. Интернет- ресурс
47. Налоги и налогообложение. Система налогообложения. Принципы и методы построения налоговой системы.
Понятие налогов. Виды налогов. Элементы налога и способы его взимания.
Система
и функции налоговых органов.

2

ЛР2, ЛР8, ЛР4,
МПР3, ПР1

2

ЛР2, ЛР4, МПР3,
ПР1

2

ЛР10,ЛР2, МПР3,
ПР4

2

ЛР10, ЛР8, МПР4,
ПР1

2

ЛР2, ЛР4, ЛР8,
МПР3, ПР1

2

ЛР8, ЛР2, ЛР10,
МПР3, ПР4

2

ЛР8, ЛР2, ЛР4,
МПР3, ПР2

2

ЛР10, ЛР2, МПР3,
ПР4
ЛР8, ЛР2, МПР3,
ПР2

2

11

48. Государственный бюджет.

49. Бюджетно-налоговая
политика и финансовая
система. Бюджетный
дефицит
50. Показатели экономического
роста. Экономические циклы.

51. ПЗ № 9. Расчет
макроэкономических
показателей.
52. ПЗ № 10. Экономический
рост.
53. Макроэкономика и ее
основные показатели.
54. Основы денежно кредитной политики
государства

55. Международная торговля.

56. Валюта и обменные курсы
валют.

Понятие государственного бюджета. Основные статьи доходов государственного
бюджета. Структура бюджетных расходов. Дефицит и профицит государственного
бюджета. Роль государства в кругообороте доходов и расходов. Государственный
долг и его структура.
Самостоятельная работа
Составить конспект. Ответить на вопросы после параграфа.
Слагода В. Г. Экономика: уч. ос. 2014 г. с. 183-191

2

ЛР8, ЛР2, МПР3,
ПР2

2

ЛР2, ЛР4, МПР3,
ПР4

Понятие валового внутреннего продукта (ВВП). Цели национального
производства и состав ВВП. Методы расчета ВВП. Метод потока расходов. Метод
потока доходов.
Метод добавленной стоимости. Неравенство доходов и его измерение.
Номинальный и реальный ВВП. Экономический цикл. Основные факторы
экономического роста.
- рассчитывать ВВП; - определять потоки расходов и доходов;
- определять уровень инфляции; - определять номинальный и реальный ВВП.

2

ЛР8, ЛР2, ЛР4,
МПР3, ПР2

2

ЛР8, ЛР10, МПР4,
ПР1

Понятие экономического роста. Виды экономического роста. Факторы, влияющие
на экономический рост в стране.
Самостоятельная работа
Составить конспект. Ответить на вопросы после параграфа. Решить задачу из
учебника с. 158. Слагода В.Г. Экономика: уч. пос. 2014 г. с. 149 – 158
Понятие кредитно-денежной политики. Цели и задачи кредитно-денежной
политики. Инструменты кредитно-денежной политики. Операции на открытом
рынке. Политика изменения учетной ставки. Нормы обязательных резервов.
Политика «дорогих» и «дешевых» денег. Эффективность и границы денежнокредитного регулирования.
VII Раздел. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА
Международная торговля и мировой рынок. Международное разделение труда.
Элементы теории сравнительных преимуществ. Международная торговая
политика.
Протекционизм в международной торговой политике. Причины ограничений в
международной торговле. Фритредерство. Таможенная пошлина. Государственная
политика в области международной торговли.
Понятие валюты. Валютный курс и его харатеристики. Спот-курс. Форвардный
курс. Конвертируемость валюты. Динамика валютного курса. Факторы,

2

ЛР8, ЛР10, МПР4,
ПР1
ЛР2, ЛР4, МПР3,
ПР4

2

2

ЛР8, ЛР4, МПР3,
ПР2

2

ЛР8, ЛР2, МПР3, ПР2

2

ЛР8, ЛР2, ЛР4, МПР3,
ПР2
12

57. Особенности современной
экономики России

58. Заключительно –
обобщающее занятие
59. Итоговый зачет по
дисциплине

определяющие валютные курсы: объем денежной массы, объем валового
внутреннего продукта,
паритет покупательной способности, колебания циклического характера, различия
в процентных ставках и переливы капитала, ожидания относительно будущей
динамики валютного курса.
Самостоятельная работа
Подготовить доклады по теме. Интернет – ресурс.
- глобальные экономические проблемы;
- экономические реформы в России;
- инвестиционный климат в современной России;
- Россия и мировая экономика.
Подвести итоги изучения дисциплины

2

ЛР10, ЛР2, МПР3,
ПР4

2

ЛР8, ЛР2, МПР3, ПР1

Написать контрольный зачет по дисциплине

2

ЛР8, ЛР2, МПР3, ПР1

Всего часов
Аудиторных
Теоретических
Практических

117
78
58
20

13

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Обеспечение специальных условий для обучающихся инвалидов и обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ):
а) для слепых:
• присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь;
• выпуск альтернативных форматов методических материалов (крупный шрифт или
аудиофайлы);
б) для слабовидящих:
• обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
• при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
• учебно-методические материалы оформляются увеличенным шрифтом;
в) для глухих и слабослышащих, с тяжелыми нарушениями речи:
• обеспечивается надлежащими звуковыми средствами воспроизведение информации;
• по их желанию промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
г) с нарушениями опорно – двигательного аппарата:
организуется безбарьерная архитектурная среда образовательного учреждения,
рабочего места.
3.2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине.
Технические средства обучения:
- мультимедиапроектор.

3.3. Информационное обеспечение обучения.
1. Слагода В.Г. Экономика: уч. пос. – 4-е изд., переработ. и дополнено – М. : ФОРУМ;
ИНФРА – М, 2017 г.
2 . Гражданский кодекс Российской Федерации.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты
обучения
ЛР2

ЛР4
ЛР8
ЛР10
ЛР15
МПР3

МПР4
ПР1
ПР2

ПР4

Критерии оценки
- проявляет позицию активного и ответственного
члена общества
- осознает свои права и обязанности
- принимает общечеловеческие гуманистические
ценности
- осознает свое место в мире
- проявляет сформированность мировоззрения
- показывает нравственное сознание и поведение

Методы оценки
Наблюдение,
устный
опрос, самостоятельная
работа
Наблюдение,
опрос
Наблюдение

устный

- проявляет эстетический и творческий подход в Самостоятельная
учебной деятельности
работа,
практическая
работа
- показывает ответственное отношение к Наблюдение,
опрос,
созданию семьи
самостоятельная работа
- понимает и принимает ценности семейной жизни
- проявляет способность и готовность к Наблюдение,
самостоятельному поиску решений практических самостоятельная
задач
работа,
опрос,
владеет
навыками
познавательной практическая работа
деятельности
- имеет способность к самостоятельной Самостоятельная
информационно-познавательной деятельности
работа
- проявляет сформированность системы знаний об
экономической
жизни
на
уроке
и
в
самостоятельной деятельности
- понимает сущность экономики, ее роль в
социально экономическом развитии общества
- проявляет понимание соблюдения этических норм
и нравственных ценностей в экономической
деятельности людей и общества
- владеет навыками поиска актуальной информации
в различных источниках
- умеет различать факты, анализировать,
преобразовывать и использовать информацию в
учебной деятельности

Самостоятельна работа,
наблюдение,
практическая работа
Наблюдение, опрос

Самостоятельная
работа

15

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУ СО «Красноуфимский аграрный колледж»

Контрольно – измерительные материалы
по учебному предмету: «Экономика»

16

5.1 ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
5.1.1 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Предметом оценки освоения учебного предмета являются достижение студентами
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Контроль и оценка этих дидактических единиц осуществляются с использованием
следующих форм и методов:
Таблица 1 – Формы и методы контроля и оценки дидактических единиц
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
знания)
• личностных:
- развитие личностных, в том числе
духовных и физических, качеств,
обеспечивающих
защищенность
обучаемого
для
определения
жизненно
важных
интересов
личности в условиях кризисного
развития экономики, сокращения
природных ресурсов;
- формирование системы знаний об
экономической жизни общества,
определение своих места и роли в
экономическом пространстве;
воспитание
ответственного
отношения
к
сохранению
окружающей
природной
среды,
личному
здоровью
как
к
индивидуальной и общественной
ценности;
• метапредметных:
- овладение умениями формулировать
представления об экономической
науке
как
системе
теоретических
и
прикладных
наук,
изучение
особенности
применения
экономического анализа для других
социальных наук, понимание
сущности основных направлений
современной экономической мысли;
- овладение обучающимися навыками
самостоятельно определять свою
жизненную позицию по реализации
поставленных
целей,
используя
правовые
знания, подбирать соответствующие
правовые документы и на их основе
проводить экономический анализ в

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения

Наименование оценочного
средства

устный опрос,
практические занятия,
самостоятельная работа,
выполнение индивидуальных заданий
тестирование
оценка деятельности на практических
занятиях

Инструкционные карты
практических занятий;
задания для зачетов по
разделам:
1.Экономика и
экономическая наука
2.Семейный бюджет.
3.Рыночная экономика
4.Государство и экономика
5.Международная
экономика
; задания для
дифференцированного
зачета.

устный опрос,
практические занятия,
самостоятельная работа,
выполнение индивидуальных заданий
тестирование
оценка деятельности на практических
занятиях

Инструкционные карты
практических занятий;
задания для зачетов по
разделам:
1.Экономика и
экономическая наука
2.Семейный бюджет.
3.Рыночная экономика
4.Государство и экономика
5.Международная
экономика; задания для
дифференцированного
зачета.

конкретной жизненной ситуации с
целью
разрешения имеющихся проблем;
- формирование умения воспринимать
и
перерабатывать
информацию,
полученную в процессе изучения
общественных наук, вырабатывать в
себе
качества гражданина Российской
Федерации,
воспитанного
на
ценностях,
закрепленных
в
Конституции
Российской Федерации;
генерирование
знаний
о
многообразии взглядов различных
ученых
по
вопросам
как
экономического развития Российской
Федерации,
так
и
мирового
сообщества;
- умение применять исторический,
социологический,
юридический
подходы для всестороннего анализа
общественных явлений;
предметных:
- сформированность системы знаний
об экономической сфере в жизни
общества как пространстве, в котором
осуществляется
экономическая
деятельность
индивидов,
семей,
отдельных
предприятий
и
государства;
понимание
сущности
экономических институтов, их роли в
социально- экономическом развитии
общества;
понимание
значения
этических норм и нравственных
ценностей
в
экономической
деятельности отдельных людей и
общества,
сформированность
уважительного отношения к чужой
собственности;
- сформированность экономического
мышления:
умения
принимать
рациональные решения в условиях
относительной
ограниченности
доступных ресурсов, оценивать и
принимать ответственность за их
возможные последствия для себя,
своего окружения и общества в
целом;
владение
навыками
поиска
актуальной
экономической
информации в различных источниках,

практические занятия,
самостоятельная работа,
выполнение индивидуальных заданий
тестирование
оценка деятельности на практических
занятиях

Инструкционные карты
практических занятий;
задания для зачетов по
разделам:
1.Экономика и
экономическая наука
2.Семейный бюджет.
3.Рыночная экономика
4.Государство и экономика
5.Международная
экономика; задания для
дифференцированного
зачета.

18

включая Интернет; умение различать
факты, аргументы и оценочные
суждения;
анализировать,
преобразовывать и использовать
экономическую информацию для
решения практических задач в
учебной деятельности и реальной
жизни;
сформированность
навыков
проектной деятельности: умение
разрабатывать
и
реализовывать
проекты
экономической
и
междисциплинарной направленности
на основе базовых экономических
знаний и ценностных ориентиров;
- умение применять полученные
знания и сформированные навыки для
эффективного исполнения основных
социально- экономических ролей
(потребителя,
производителя,
покупателя, продавца, заемщика,
акционера,
наемного
работника,
работодателя, налогоплательщика);
способность
к
личностному
самоопределению и самореализации в
экономической деятельности, в том
числе
в
области
предпринимательства;
знание
особенностей современного рынка
труда, владение этикой трудовых
отношений;
- понимание места и роли России в
современной мировой экономике;
умение
ориентироваться
в
текущих
экономических
событиях,
происходящих в России и мире.
Оценка освоения УД предусматривает использование пятибалльной системы оценки.
5.1.2 ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИИ
Таблица 2 - Запланированные формы промежуточной аттестации
№
Формы промежуточной аттестации
Форма проведения
семестра
II
Дифференцированный зачет
Письменный зачет по тестовым
заданиям
Структура экзаменационных тестов:
Дифференцированный зачет по тестовым заданиям состоит из трех частей:
Часть 1

включает 12 заданий с выбором правильного ответа из четырех предложенных
19

вариантов (все 12 заданий базового уровня сложности).
Часть

состоит из 2 заданий: первое с частичным ответом, в этом задании

2

необходимо соотнести понятия; второе дополнить утверждение.
Часть 3

включает практическое задание с расчетом экономических показателей.
Таблица 1. Распределение экзаменационных заданий по частям работы.

Части работы

Число заданий

Максимальный балл

Тип заданий

Часть А
Часть В

12
2

12
4

Часть С

1

2

с выбором ответа
соотнести понятия;
дополнить
утверждение
Решить задачу

Итого:

15

18

Таблица 2. Критерии оценивания экзаменационных заданий по экономике.
Объем выполненной работы

Количество заданий

Оценка

90-100 %

18 - 16

5

89- 70 %

15 - 12

4

69- 50 %

11 - 9

3

менее 9

2

Менее 50%

Инструкция по выполнению работы

На выполнение дифференцированного зачета по дисциплине «Экономика» дается 1
академический час (45 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 18 заданий.
Ч а с т ь А включает 12 заданий с выбором ответа. К каждому заданию дается
несколько ответов, только один из которых правильный.
Ч а с т ь В состоит из 2 заданий: первое с частичным ответом, в этом задании
необходимо соотнести понятия; второе дополнить утверждение.
.
Ч а с т ь С включает практическое задание с расчетом экономических показателей.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии
времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к
следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то вы
можете вернуться к пропущенным заданиям.
За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается от одного
до трех баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее
количество баллов.
20

Критерии оценивания
Задания

Баллы

Часть А. Выберите наиболее
подходящий вариант ответа
из предложенных.
Часть В. Соотнесите
понятия; дополнить

Общее количество
баллов

Оценивается в 1 балл.
12
Оценивается в 2 балла.
4

утверждение

Часть С. Решить задачу
18 баллов – 16 баллов (100 –
90%)
15 балла – 12 баллов (89 70%)
11 баллов – 9 баллов (69 –
50%)
Менее 9 баллов (50%)

Оценивается в 2 балла.
2
Оценка 5 (отлично)
Оценка 4 (хорошо)
Оценка 3 (удовлетворительно)
Оценка 2 (неудовлетворительно)

Бланк ответов
Оценка
Часть А
А1
А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

Количество баллов

А 10

А 11

А 12

Часть В
В 1.
1
2
3
4
5
6
В 2.
1._____________________________________________________________________________
________________________________________________________2._____________________
_______________________________________________________________________________
_________________________________
Часть С
Решить задачу
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
___________________________________________
21

5.2. КОМПЛЕКТ «ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ»
5.2.1 Вопросы по дисциплине: «Экономика».
1. Понятие «Экономика», предмет и разделы изучения экономики (микроэкономика и
макроэкономика).
2. Потребности и их виды.
3. Понятие воспроизводства и его виды.
4. Блага и услуги общества и их виды.
5. Технологический выбор в экономике (кривая производственных возможностей),
проблема ограниченности ресурсов.
6. Факторы производства и факторные доходы:
- труд и заработная плата, виды и формы заработной платы;
- земля и дифференциальная рента, виды ренты;
- прибыль, виды прибыли;
- капитал, виды капитала (финансовый, производственный).
7. Экономические вопросы (что, как, и для кого производить), решаемые в каждой
экономической системе.
8. Экономические системы, их виды и характерные черты.
9. Виды несовершенной конкуренции (монополистическая конкуренция, олигополия,
монополия).
10. Антимонопольные меры государства.
11. Понятие рынка, субъекты и элементы рынка, функции рынка.
12. Закон спроса (объяснять на основании графика спроса).
13. Закон предложения (объяснять на основании графика предложения).
14. Равновесие спроса и предложения на рынке товаров, установление рыночной
(равновесной) цены (объяснять на основании графиков спроса и предложения).
15. Основные доходы и расходы семьи.
16. Структура доходов семьи (совокупный, номинальный, реальный).

17. Понятие ВНП и ВВП. Виды ВНП.
18. Цикличность развития экономики. Фазы цикла.
19. Международная свободная торговля и протекционизм.
20. Международная валютная система.
21. Возникновение и развитие денег. Функции, выполняемые деньгами.
22. Банковская система РФ. Функции выполняемые Центральным Банком России.
23. Понятие инфляции. Причины, виды инфляции.
24. Налоги. Виды и классификация налогов.
25. Понятие экономического роста. Типы экономического роста и источники его
формирования.
26. Антиинфляционные меры государства.
27. Государственный бюджет и его структура. Дефицит и профицит госбюджета.
28. Понятие предприятия (фирмы). Формы предприятий.
29. Понятие «ценных бумаг» и виды ценных бумаг.
30. Рынок «ценных бумаг» и его виды (первичный, вторичный (биржевой,
внебиржевой)).
31. Валюта и валютные курсы.
32. Издержки производства, их виды.
33. Понятие конкуренции, типы и формы конкуренции.

34. Рынок труда и заработная плата.
35. Понятие безработицы, причины безработицы и её виды.

22

5.2.2 Типовые практические задания
1. Выполнить расчет бухгалтерской и экономической прибыли.
Выручка от продажи
Прямые издержки
Переменные издержки
Неявные издержки за используемые фирмой
капитальные ресурсы и за риск предпринимателя
Бухгалтерская прибыль
Экономическая прибыль

2 000 руб.
1 200 руб.
250 руб.
350 руб.
?
?

2. Обоснуйте ответ, выгодно ли вам оставаться на рынке? Рынок оценивает продукцию, выпускаемую вами, 70
руб. за одно изделие. При оптимальном объеме выпуска 12 изделий средние издержки за изделие равны 80
руб.
3. Определить сколько торговых операций было совершено в стране и сколько денег находится в обращении.
В сказочной стране «Лимонии» в обращении находится 15 рублевых монет, которые за год обслужили 5сделок
купли продажи каждая. 2 пятирублевые монеты обслужили 3 покупки и 1 десятирублевая монета обслужила 2
покупки.
4. Определить равновесную цену и равновесный объем продаж.
Функция спроса населения на колбасу вареную: Qd = 4 – Р, функция предложения данного продукта Qs = -5 + Р,
где Qd – объем спроса данного продукта в млн. кг. в год, Qs – объем предложения данного продукта в млн. кг. в
год.
5. Рассчитать общие издержки производства и построить кривые общих издержек.
Объем производства, т.
Постоянные издержки,
Переменные издержки,
Общие издержки, руб.
руб.
руб.
10
150
250
20
150
470
30
150
660
40
150
830
50
150
1020
60
150
1250
6. Определить выручку от продажи молока при каждом значении цены, данные занести в таблицу.
Цена за 1 л., руб.
2,10
1,80
1,50
1,20
0,9
0,6

Объем спроса, тыс. л.
10
20
30
40
50
60

Выручка, тыс. л.

7.Постройте кривые спроса и предложения и определите равновесную цену.
Количество,
единиц, Р
Объем спроса,
тыс.т.
Объем
предложения,
тыс.т.

Цена, единиц, Q
10
20

30

40

50

60

70

32

28

24

20

16

12

8

4

7

10

13

16

19

22

23

Контрольно – измерительные материалы
по дисциплине: «Экономика»
на основе ФГОС основной профессиональной образовательной программы
38.02.04 Коммерция (по отраслям)

24

5.1 ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
5.1.1 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Предметом оценки освоения учебной дисциплины (УД) являются достижение студентами
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Контроль и оценка этих дидактических единиц осуществляются с использованием
следующих форм и методов:
Таблица 1 – Формы и методы контроля и оценки дидактических единиц
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
знания)
• личностных:
- развитие личностных, в том числе
духовных и физических, качеств,
обеспечивающих
защищенность
обучаемого
для
определения
жизненно
важных
интересов
личности в условиях кризисного
развития экономики, сокращения
природных ресурсов;
- формирование системы знаний об
экономической жизни общества,
определение своих места и роли в
экономическом пространстве;
воспитание
ответственного
отношения
к
сохранению
окружающей
природной
среды,
личному
здоровью
как
к
индивидуальной и общественной
ценности;
• метапредметных:
- овладение умениями формулировать
представления об экономической
науке
как
системе
теоретических
и
прикладных
наук,
изучение
особенности
применения
экономического анализа для других
социальных наук, понимание
сущности основных направлений
современной экономической мысли;
- овладение обучающимися навыками
самостоятельно определять свою
жизненную позицию по реализации
поставленных
целей,
используя
правовые
знания, подбирать соответствующие
правовые документы и на их основе
проводить экономический анализ в

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения

Наименование оценочного
средства

устный опрос,
практические занятия,
самостоятельная работа,
выполнение индивидуальных заданий
тестирование
оценка деятельности на практических
занятиях

Инструкционные карты
практических занятий;
задания для зачетов по
разделам:
1.Экономика и
экономическая наука
2.Семейный бюджет.
3.Рыночная экономика
4.Государство и экономика
5.Международная
экономика
; задания для
дифференцированного
зачета.

устный опрос,
практические занятия,
самостоятельная работа,
выполнение индивидуальных заданий
тестирование
оценка деятельности на практических
занятиях

Инструкционные карты
практических занятий;
задания для зачетов по
разделам:
1.Экономика и
экономическая наука
2.Семейный бюджет.
3.Рыночная экономика
4.Государство и экономика
5.Международная
экономика; задания для
дифференцированного
зачета.

конкретной жизненной ситуации с
целью
разрешения имеющихся проблем;
- формирование умения воспринимать
и
перерабатывать
информацию,
полученную в процессе изучения
общественных наук, вырабатывать в
себе
качества гражданина Российской
Федерации,
воспитанного
на
ценностях,
закрепленных
в
Конституции
Российской Федерации;
генерирование
знаний
о
многообразии взглядов различных
ученых
по
вопросам
как
экономического развития Российской
Федерации,
так
и
мирового
сообщества;
- умение применять исторический,
социологический,
юридический
подходы для всестороннего анализа
общественных явлений;
предметных:
- сформированность системы знаний
об экономической сфере в жизни
общества как пространстве, в котором
осуществляется
экономическая
деятельность
индивидов,
семей,
отдельных
предприятий
и
государства;
понимание
сущности
экономических институтов, их роли в
социально- экономическом развитии
общества;
понимание
значения
этических норм и нравственных
ценностей
в
экономической
деятельности отдельных людей и
общества,
сформированность
уважительного отношения к чужой
собственности;
- сформированность экономического
мышления:
умения
принимать
рациональные решения в условиях
относительной
ограниченности
доступных ресурсов, оценивать и
принимать ответственность за их
возможные последствия для себя,
своего окружения и общества в
целом;
владение
навыками
поиска
актуальной
экономической
информации в различных источниках,

практические занятия,
самостоятельная работа,
выполнение индивидуальных заданий
тестирование
оценка деятельности на практических
занятиях

Инструкционные карты
практических занятий;
задания для зачетов по
разделам:
1.Экономика и
экономическая наука
2.Семейный бюджет.
3.Рыночная экономика
4.Государство и экономика
5.Международная
экономика; задания для
дифференцированного
зачета.

26

включая Интернет; умение различать
факты, аргументы и оценочные
суждения;
анализировать,
преобразовывать и использовать
экономическую информацию для
решения практических задач в
учебной деятельности и реальной
жизни;
сформированность
навыков
проектной деятельности: умение
разрабатывать
и
реализовывать
проекты
экономической
и
междисциплинарной направленности
на основе базовых экономических
знаний и ценностных ориентиров;
- умение применять полученные
знания и сформированные навыки для
эффективного исполнения основных
социально- экономических ролей
(потребителя,
производителя,
покупателя, продавца, заемщика,
акционера,
наемного
работника,
работодателя, налогоплательщика);
способность
к
личностному
самоопределению и самореализации в
экономической деятельности, в том
числе
в
области
предпринимательства;
знание
особенностей современного рынка
труда, владение этикой трудовых
отношений;
- понимание места и роли России в
современной мировой экономике;
умение
ориентироваться
в
текущих
экономических
событиях,
происходящих в России и мире.
Оценка освоения УД предусматривает использование пятибалльной системы оценки.
5.1.2 ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИИ
Таблица 2 - Запланированные формы промежуточной аттестации
№
Формы промежуточной аттестации
Форма проведения
семестра
II
Дифференцированный зачет
Письменный зачет по тестовым
заданиям
Структура экзаменационных тестов:
Дифференцированный зачет по тестовым заданиям состоит из трех частей:
Часть 1

включает 12 заданий с выбором правильного ответа из четырех предложенных
27

вариантов (все 12 заданий базового уровня сложности).
Часть

состоит из 2 заданий: первое с частичным ответом, в этом задании

2

необходимо соотнести понятия; второе дополнить утверждение.
Часть 3

включает практическое задание с расчетом экономических показателей.
Таблица 1. Распределение экзаменационных заданий по частям работы.

Части работы

Число заданий

Максимальный балл

Тип заданий

Часть А
Часть В

12
2

12
4

Часть С

1

2

с выбором ответа
соотнести понятия;
дополнить
утверждение
Решить задачу

Итого:

15

18

Таблица 2. Критерии оценивания экзаменационных заданий по экономике.
Объем выполненной работы

Количество заданий

Оценка

90-100 %

18 - 16

5

89- 70 %

15 - 12

4

69- 50 %

11 - 9

3

менее 9

2

Менее 50%

Инструкция по выполнению работы

На выполнение дифференцированного зачета по дисциплине «Экономика» дается 1
академический час (45 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 18 заданий.
Ч а с т ь А включает 12 заданий с выбором ответа. К каждому заданию дается
несколько ответов, только один из которых правильный.
Ч а с т ь В состоит из 2 заданий: первое с частичным ответом, в этом задании
необходимо соотнести понятия; второе дополнить утверждение.
.
Ч а с т ь С включает практическое задание с расчетом экономических показателей.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии
времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к
следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то вы
можете вернуться к пропущенным заданиям.
За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается от одного
до трех баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее
количество баллов.
28

Критерии оценивания
Задания

Баллы

Часть А. Выберите наиболее
подходящий вариант ответа
из предложенных.
Часть В. Соотнесите
понятия; дополнить

Общее количество
баллов

Оценивается в 1 балл.
12
Оценивается в 2 балла.
4

утверждение

Часть С. Решить задачу
18 баллов – 16 баллов (100 –
90%)
15 балла – 12 баллов (89 70%)
11 баллов – 9 баллов (69 –
50%)
Менее 9 баллов (50%)

Оценивается в 2 балла.
2
Оценка 5 (отлично)
Оценка 4 (хорошо)
Оценка 3 (удовлетворительно)
Оценка 2 (неудовлетворительно)

Бланк ответов
Оценка
Часть А
А1
А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

Количество баллов

А 10

А 11

А 12

Часть В
В 1.
1
2
3
4
5
6
В 2.
1._____________________________________________________________________________
________________________________________________________2._____________________
_______________________________________________________________________________
_________________________________
Часть С
Решить задачу
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
___________________________________________
29

5.2. КОМПЛЕКТ «ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ»
5.2.1 Вопросы по дисциплине: «Экономика».
7. Понятие «Экономика», предмет и разделы изучения экономики (микроэкономика и
макроэкономика).
8. Потребности и их виды.
9. Понятие воспроизводства и его виды.
10. Блага и услуги общества и их виды.
11. Технологический выбор в экономике (кривая производственных возможностей),
проблема ограниченности ресурсов.
12. Факторы производства и факторные доходы:
- труд и заработная плата, виды и формы заработной платы;
- земля и дифференциальная рента, виды ренты;
- прибыль, виды прибыли;
- капитал, виды капитала (финансовый, производственный).
7. Экономические вопросы (что, как, и для кого производить), решаемые в каждой
экономической системе.
8. Экономические системы, их виды и характерные черты.
9. Виды несовершенной конкуренции (монополистическая конкуренция, олигополия,
монополия).
10. Антимонопольные меры государства.
11. Понятие рынка, субъекты и элементы рынка, функции рынка.
12. Закон спроса (объяснять на основании графика спроса).
13. Закон предложения (объяснять на основании графика предложения).
14. Равновесие спроса и предложения на рынке товаров, установление рыночной
(равновесной) цены (объяснять на основании графиков спроса и предложения).
15. Основные доходы и расходы семьи.
16. Структура доходов семьи (совокупный, номинальный, реальный).

17. Понятие ВНП и ВВП. Виды ВНП.
18. Цикличность развития экономики. Фазы цикла.
19. Международная свободная торговля и протекционизм.
20. Международная валютная система.
21. Возникновение и развитие денег. Функции, выполняемые деньгами.
22. Банковская система РФ. Функции выполняемые Центральным Банком России.
23. Понятие инфляции. Причины, виды инфляции.
24. Налоги. Виды и классификация налогов.
25. Понятие экономического роста. Типы экономического роста и источники его
формирования.
26. Антиинфляционные меры государства.
27. Государственный бюджет и его структура. Дефицит и профицит госбюджета.
28. Понятие предприятия (фирмы). Формы предприятий.
29. Понятие «ценных бумаг» и виды ценных бумаг.
30. Рынок «ценных бумаг» и его виды (первичный, вторичный (биржевой,
внебиржевой)).
31. Валюта и валютные курсы.
32. Издержки производства, их виды.
33. Понятие конкуренции, типы и формы конкуренции.

34. Рынок труда и заработная плата.
35. Понятие безработицы, причины безработицы и её виды.

30

5.2.2 Типовые практические задания
1. Выполнить расчет бухгалтерской и экономической прибыли.
Выручка от продажи
Прямые издержки
Переменные издержки
Неявные издержки за используемые фирмой
капитальные ресурсы и за риск предпринимателя
Бухгалтерская прибыль
Экономическая прибыль

2 000 руб.
1 200 руб.
250 руб.
350 руб.
?
?

2. Обоснуйте ответ, выгодно ли вам оставаться на рынке? Рынок оценивает продукцию, выпускаемую вами, 70
руб. за одно изделие. При оптимальном объеме выпуска 12 изделий средние издержки за изделие равны 80
руб.
3. Определить сколько торговых операций было совершено в стране и сколько денег находится в обращении.
В сказочной стране «Лимонии» в обращении находится 15 рублевых монет, которые за год обслужили 5сделок
купли продажи каждая. 2 пятирублевые монеты обслужили 3 покупки и 1 десятирублевая монета обслужила 2
покупки.
4. Определить равновесную цену и равновесный объем продаж.
Функция спроса населения на колбасу вареную: Qd = 4 – Р, функция предложения данного продукта Qs = -5 + Р,
где Qd – объем спроса данного продукта в млн. кг. в год, Qs – объем предложения данного продукта в млн. кг. в
год.
5. Рассчитать общие издержки производства и построить кривые общих издержек.
Объем производства, т.
Постоянные издержки,
Переменные издержки,
Общие издержки, руб.
руб.
руб.
10
150
250
20
150
470
30
150
660
40
150
830
50
150
1020
60
150
1250
6. Определить выручку от продажи молока при каждом значении цены, данные занести в таблицу.
Цена за 1 л., руб.
2,10
1,80
1,50
1,20
0,9
0,6

Объем спроса, тыс. л.
10
20
30
40
50
60

Выручка, тыс. л.

7.Постройте кривые спроса и предложения и определите равновесную цену.
Количество,
единиц, Р
Объем спроса,
тыс.т.
Объем
предложения,
тыс.т.

Цена, единиц, Q
10
20

30

40

50

60

70

32

28

24

20

16

12

8

4

7

10

13

16

19

22

31

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».