Рабочая программа производственной практики профессионального модуля ПМ.01 «Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью» составлена в соответствии с примерной программой, разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.04 Коммерция утверждённого 15.05.2014 № 539, с учётом программы воспитания по специальности Коммерции по отраслям. Разработчики: Порядина Л.И., преподаватель ГБПОУ СО «Красноуфимский аграрный колледж» Чебыкина Г.А. , преподаватель ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный колледж СОДЕРЖАНИЕ 1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ стр. 4 О 7 26 29 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью 1.1. Область применения программы Рабочая программа производственной практики профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (38.02.04) Коммерция (по отраслям) (базовая подготовка). 1.2. Место ПМ в структуре основной профессиональной образовательной программы: Рабочая программа производственной практики ПМ01«Организация и управление торговосбытовой деятельностью» направлена на освоение основного вида профессиональной деятельности (ВПД): 1.3. Цели и задачи производственной практики – требования к результатам освоения производственной практики: С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения производственной практики должен: иметь практический опыт: - приемки товаров по количеству и качеству; - составления договоров; - установления коммерческих связей; - соблюдения правил торговли; - выполнения технологических операций по подготовке товаров к продаже, их выкладке и реализации; - эксплуатации оборудования в соответствии с назначением и соблюдения правил охраны труда. уметь: - устанавливать коммерческие связи, заключать договоры и контролировать их выполнение; - управлять товарными запасами и потоками; - обеспечивать товародвижение и принимать товары по количеству и качеству; - оказывать услуги розничной торговли с соблюдением Правил торговли, действующего законодательства, санитарно-эпидемиологических требований к организациям розничной торговли; - устанавливать вид и тип организаций розничной и оптовой торговли; - эксплуатировать торгово-технологическое оборудование; - применять правила охраны труда, экстренные способы оказания помощи пострадавшим, использовать противопожарную технику. знать: - составные элементы коммерческой деятельности: цели, задачи, принципы, объекты, субъекты, виды коммерческой деятельности; - государственное регулирование коммерческой деятельности; - инфраструктуру, средства, методы, инновации в коммерции; - организацию торговли в организациях оптовой и розничной торговли, их классификацию; - услуги оптовой и розничной торговли: основные и дополнительные; - правила торговли; - классификацию торгово-технологического оборудования, правила его эксплуатации; - организационные и правовые нормы охраны труда; - причины возникновения, способы предупреждения производственного травматизма и профзаболеваемости, принимаемые меры при их возникновении; - технику безопасности условий труда, пожарную безопасность. 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ. Результатом освоения программы производственной практики профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями: Код Наименование результата обучения Профессиональные компетенции ПК 1. Участвовать в установлении контактов с деловыми партнерами, заключать договора и контролировать их выполнение, предъявлять претензии и санкции. ПК 2. На своем участке работы управлять товарными запасами и потоками, организовывать работу на складе, размещать товарные запасы на хранение. ПК 3. Принимать товары по количеству и качеству. ПК 4. Идентифицировать вид, класс и тип организаций розничной и оптовой торговли. ПК 5. Оказывать основные и дополнительные услуги оптовой и розничной торговли. ПК 6. Участвовать в работе по подготовке организации к добровольной сертификации услуг. ПК 7. Применять в коммерческой деятельности методы, средства и приемы менеджмента, делового и управленческого общения. ПК 8. Использовать основные методы и приемы статистики для решения практических задач коммерческой деятельности, определять статистические величины, показатели вариации и индексы. ПК 9. Применять логистические системы, а также приемы и методы закупочной и коммерческой логистики, обеспечивающие рациональное перемещение материальных потоков. ПК 10. Эксплуатировать торгово-технологическое оборудование. Общие компетенции ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 8. Вести здоровый образ жизни, применять спортивно-оздоровительные методы и средства для коррекции физического развития и телосложения. ОК 9. Пользоваться иностранным языком как средством делового общения. ОК 10. Логически верно, аргументировано и ясно излагать устную и письменную речь. ОК 11. Обеспечивать безопасность жизнедеятельности, предотвращать техногенные катастрофы в профессиональной деятельности, организовывать, проводить и контролировать мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций. ОК 12.Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий. ОК 13. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). Личностные результаты ЛР 1 ЛР 2 ЛР 3 ЛР 4 ЛР 5 ЛР 6 ЛР 7 ЛР 8 ЛР 9 ЛР 10 ЛР 11 ЛР 12 Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантнымповедением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа». Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства. Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой. Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры. Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания. ЛР 13 ЛР 14 ЛР 15 ЛР 16 Соблюдающий в своей профессиональной деятельности этические принципы: честности, независимости, профессионального скептицизма, противодействия коррупции и экстремизму, обладающий системным мышлением и умением принимать решение в условиях риска и неопределенности Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость Сохранение традиций и поддержание престижа своей образовательной организации Соблюдать дисциплину труда Структура и содержание производственной практики Производственная практика ПМ 01 Организация и управления торгово –сбытовой деятельностью 1 2 Характеристика коммерческой деятельности торгового предприятия Характеристика коммерческой деятельности торгового предприятия 3 Подготовка пакета документов для заключения коммерческих договоров КО (ПК1) 4 Составление пакета документов сопровождающих претензионную работу КО (ПК1, ПК7, ПК8) Составление пакета документов сопровождающих претензионную работу КО (ПК1, ПК7, ПК8) Характеристика процесса товарными запасами (ПК4 ) 5 6 1.Пояснительная записка:- название торгового предприятия (юридическое и торговое имя), адрес, история коммерческой организации (КО), тип организации, время деятельности на рынке, перечень основных документов характеризующих организации охраны труда и техники безопасности на предприятии, характеристика технологического оборудования, характеристика работ подготовке организации к добровольной сертификации услуг. 2. Структура управления. 1.Перечень законных актов по государственному регулированию деятельности КО (учредительные документы) 2.Инструкция по эксплуатации торгово-технологического оборудования 3.ФОТО:-здание торгового предприятия, рабочее место,- торговотехнологическое оборудование,- противопожарный щит и др 4.Перспективы развития 1.Алгоритм (порядок )заключения договора 2.Оферта 3.Договор поставки, документы сопровождающие договор (спецификация и др.), предмет, сроки действия договора. 4. Содержание деятельности по исполнению договора 5. Алгоритм расторжения договоров 1. Алгоритм приемки товаров по количеству и качеству 2. Акт приемки товаров (ТОРГ-1) 3.Акт по установлению расхождения по количеству и качеству (ТОРГ-2) 1. Алгоритм предъявления претензии, претензия. 2. Перечень санкций 3.. ФОТО процедуры приемки товаров 1.Ассортиментный перечень товаров 2.Характеристика количественной оценки товаров ( широта, глубина, насыщенность, стабильность) Объём часов 6 6 6 6 6 6 Результат ы освоения ОК- 1, 2, 3,4, 5,6,7,10, 12 ПК- 1.1, 1.2, 1.3, 1.4,1.5,1.6 , 1.7, 1.8,1.9. ЛР11,13,14,1 6 7 Характеристика системы управления складскими операциями КО (ПК2 ) 8 Описание порядка работы с поставщиками 9 Характеристика требований к транспортному обеспечению КО (ПК ) 10 Характеристика системы сбыта (ПК5) 11 Характеристика системы сбыта (ПК5) 12 Приведите решение производственной ситуации, связанной с управлением КО 3.Сравнительная характеристика запасов (Позиция, вид запасов, поквартальные объемы, метод формирования) 4 ЗАКАЗ –отборочный лист (ТОРГ-8) 1.Характеристика системы хранения товаров в КО 2.Планировка склада, с указанием зон склада 3.Адресная система хранения. Товарное соседство 4.Характеристика складских операций. Режим хранения товаров 5.Алгоритм размещения товаров на хранение 6.Документы по оформлению складских операций. 7.Подготовка товаров к продаже 8.ФОТО склада, оборудования 1.Алгоритм закупки товаров (характеристика этапов закупочной работы) 2 Алгоритм определения потребности в товарах 3 План закупки товаров 4 Алгоритм выбора поставщиков (оценка поставщиков) 5.Характеристика поставщиков 6.Документальное оформление закупок (заявка на товар и т.д.) 1 Виды транспорта их характеристика 2 Вид транспортной тары 3.Режим перевозок 4.Маршрут перевозок 5.Транспортный тариф 6.Собственная принадлежность транспорта 7.Документальное оформление транспортных операций: товарная накладная (ТОРГ12), маршрутный лист, товарно-транспортная накладная и др. 8.ФОТО транспортных средств 1.Перечень основных и дополнительных услуг КО, рекомендации по расширению услуг 2.Правила торговли 3.Планировка магазина ( с указанием движения потока покупателей) 1.План–карта витрины 2.Подготовка товара к продаже, выкладка товара, реализация товаров 3. ФОТО характеризующее : соблюдение правил торговли, выполнение технологических операций Решение управленческой ситуации (по выбору студента) - управление конфликтной ситуацией 6 6 6 6 6 6 (ПК7 ) -организация режима труда сотрудников -организация режима отдыха сотрудников -проведение инструктажа сотрудников - по обмену и возврату товаров Итого 72 ГБПОУ СО «Красноуфимский аграрный колледж» Комплект контрольно- оценочных средств по Профессиональному модулю 01 Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью для итогового контроля Основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) Специальность 38.02.04 Коммерция (по отраслям) Пояснительная записка Результатом освоения производственной практики профессионального модуля является готовность обучающегося к выполнению вида профессиональной деятельности Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью и составляющих его профессиональных компетенций, а также общих компетенций, формирующихся в процессе освоения ОПОП в целом. Формой аттестации производственной практики является отчёт по производственной практики. Итогом производственной практики будет являться оценка за производственную практику. Типовые задания направлены на оценку результата и процесса практической деятельности выпускника. Задания рассчитаны на проверку как профессиональных, так и общих компетенций. Оценка и соответствующие критерии результата деятельности основываются на его эталонном качестве. Процесс практической деятельности оценивается посредством установления соответствия усвоенных алгоритмов деятельности заданному стандартному эталону деятельности. Критерии оценки основываются на поэтапном контроле процесса выполнения задания, что проявляется в разделении производственной ситуации. Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю ПМ 01Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью (наименование модуля) для итогового контроля основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности 38.02.04. Коммерция (по отраслям) указать код, специальность Спецификация Вид профессиональной деятельности – Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью. Сертифицируемые профессиональные компетенции: ПК1.1 Участвовать в установлении контактов с деловыми партнерами, заключать договора и контролировать их выполнение, предъявлять претензии и санкции; ПК1.2 На своем участке работы управлять товарными запасами и потоками, организовывать работу на складе, размещать товарные запасы на хранение; ПК1.3 Принимать товары по количеству и качеству; ПК1.4 Идентифицировать вид класс и тип организаций розничной и оптовой торговли; ПК1.5 Оказывать основные и дополнительные услуги оптовой и розничной торговли; ПК1.6 Участвовать в работе по подготовке организации к добровольной сертификации услуг; ПК1.7 Принимать в коммерческой деятельности методы, средства и приемы менеджмента, делового и управленческого общения; ПК1.8 Использовать основные методы и приемы статистики для решения задач коммерческой деятельности, определять статистические величины, показатели вариации и индексы; ПК1.9. Применять логистические системы, а также приемы и методы закупочной и коммерческой логистики, обеспечивающие рациональное перемещение материальных потоков; ПК1.10. Эксплуатировать торгово-технологическое оборудование. Требования к деятельности обучающегося по профессиональным компетенциям Наименование профессиональной компетенции ПК 1.1.Участвовать в установлении контактов с деловыми партнерами, заключать договора и контролировать их выполнение, предъявлять претензии и санкции» ПК 1.2. На своем участке работы управлять товарными запасами и потоками, организовывать работу на складе, размещать товарные запасы на хранение; Результат освоения профессионального модуля - составление договора купли-продажи в соответствии с требованиями нормативных документов; - оформление претензий - определение потребности товарных запасов для обеспечения устойчивости товарного ассортимента, - управление товарными запасами на складах, - хранение товаров на складах ПК 1.3. Принимать товары по - оформление акта приемки товаров по количеству и качеству; количеству; - составление претензии об уплате неустойки за недопоставку в соответствии с требованиями нормативных документов: инструкции П-6, П- 7, сертификатов соответствия, сертификатов качества ПК 1.4. Идентифицировать вид, - представление коммерческого класс и тип организаций предприятия; розничной и оптовой торговли; - идентификация вида, типа организации торговли в соответствии с установленной классификацией ПК 1.5. Оказывать основные и - умение разрабатывать основные и дополнительные услуги оптовой и дополнительные услуги оптовой и розничной торговли; розничной торговли с соблюдением Правил торговли, ФЗ « О защите прав потребителя», санитарноэпидемиологических требований ПК 1.6. Участвовать в работе по - знание порядка подготовки подготовке организации к организаций к добровольной добровольной сертификации сертификации услуг; ПК 1.7. Применять в - применение навыков делового и коммерческой деятельности управленческого общения в процессе методы, средства и приемы установления деловых контактов в менеджмента, делового и коммерческой деятельности, управленческого общения; - предъявление претензий в вежливой ПК 1.8. Использовать основные методы и приемы статистики для решения задач коммерческой деятельности, определять статистические величины, показатели вариации и индексы; ПК 1.9. Применять логистические системы, а также приемы и методы закупочной и коммерческой логистики, обеспечивающие рациональное перемещение материальных потоков; ПК 1.10 Эксплуатировать торгово-технологическое оборудование форме - расчет товарных запасов - определение вида транспорта для использования поставки продукции в торговые сети; -обоснование выбора транспортного средства, описание его преимущества в соответствии с технологическими требованиями - эксплуатация торговотехнологического оборудования в соответствии с правилами эксплуатации и охраны труда Личностные результаты ЛР 11 ЛР 13 ЛР 14 Личностные результаты Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры. Соблюдающий в своей профессиональной деятельности этические принципы: честности, независимости, профессионального скептицизма, противодействия коррупции и экстремизму, обладающий системным мышлением и умением принимать решение в условиях риска и неопределенности Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, Соблюдает Устав ГАПОУ СО «Красноуфимский колледж» (по внешнему виду и поведению). Соблюдает этические принципы при устных ответах, при написании курсовых работ и бизнесплана, во время прохождения практик. Наблюдение - грамотно выполняет задания - вовремя сдаёт выполненные задания Курсовые работы, бизнеспланы Дифзачёты, экзамены Наблюдение ЛР 15 ЛР 16 дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость Сохранение традиций и поддержание престижа своей образовательной организации Соблюдать дисциплину труда - соблюдает Устав ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный колледж» -не нарушает дисциплину - не пропускает занятия наблюдение наблюдение