Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413), с учётом федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.07 «Банковское дело” Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 февраля 2018 г. № 67 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и профиля профессионального образования специальностей по программе подготовки специалистов среднего звена среднего профессионального образования (ППССЗ СПО) Разработчик: Тихонов Олег Владимирович – преподаватель ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный колледж», высшая квалификационная категория Коробейникова Ольга Викторовна - преподаватель ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный колледж», первая квалификационная категория 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 7 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 14 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТ 16 5.КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» 19 3 1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Физическая культура 1.1. Область применения программы Рабочая программа учебного предмета предназначена для организации занятий по физической культуре в учреждениях СПО, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования по специальности 38.02.07 «Банковское дело» (базовая подготовка). 1.2. Место учебного предмета в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебный предмет «Физическая культура» относится к общеобразовательным 1.3. Цели и задачи учебного предмета – требования к результатам освоения учебного предмета: • личностных: − готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; − сформированность устойчивой мотивации к здоровому образу жизни и обучению, целенаправленному личностному совершенствованию двигательной активности с валеологической и профессиональной направленностью, неприятию вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; − потребность к самостоятельному использованию физической культуры как составляющей доминанты здоровья; − приобретение личного опыта творческого использования профессиональнооздоровительных средств и методов двигательной активности; − формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, системы значимых социальных и межличностных отношений, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных действий в процессе целенаправленной двигательной активности, способности их использования в социальной, в том числе профессиональной, практике; − готовность самостоятельно использовать в трудовых и жизненных ситуациях 4 навыки профессиональной адаптивной физической культуры; − способность к построению индивидуальной образовательной траектории самостоятельного использования в трудовых и жизненных ситуациях навыков профессиональной адаптивной физической культуры; − способность использования системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции, в спортивной, оздоровительной и физкультурной деятельности; − формирование навыков сотрудничества со сверстниками, умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе физкультурнооздоровительной и спортивной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; − принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью; − умение оказывать первую помощь при занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; − патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной; − готовность к служению Отечеству, его защите; • метапредметных: − способность использовать межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные) в познавательной, спортивной, физкультурной, оздоровительной и социальной практике; − готовность учебного сотрудничества с преподавателями и сверстниками с использованием специальных средств и методов двигательной активности; − освоение знаний, полученных в процессе теоретических, учебно- методических и практических занятий, в области анатомии, физиологии, психологии (возрастной и спортивной), экологии, ОБЖ; 5 − готовность и способность к самостоятельной информационно- познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию по физической культуре, получаемую из различных источников; − формирование навыков участия в различных видах соревновательной деятельности, моделирующих профессиональную подготовку; − умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, норм информационной безопасности; • предметных: − умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга; − владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью; − владение основными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств; − владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности; − владение техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности, готовность к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Результатом освоения учебного предмета является овладение студентами общими компетенциями: 6 ОК 2 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности ОК 3 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие ОК 4 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами ОК 8 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности. 7 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 2.1 Объем учебного предмета и виды учебной работы Вид учебной работы Обязательная учебная нагрузка (всего) Итоговая аттестация в форме зачета - 1 и 2 семестр Объем часов 117 8 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА: Личностные: Российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); Готовность к служению Отечеству, его защите Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь ЛР 1 ЛР 3 ЛР 7 ЛР 12 Метапредметные 1) Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; МПР 1 МПР 2 МПР 7 Предметные 1) умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга, в том числе в подготовке к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО); 2) владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью; 3) владение основными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств; 4) владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности; 5) владение техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности; 6) для слепых и слабовидящих обучающихся: сформированность приемов осязательного и слухового самоконтроля в процессе формирования трудовых действий; ПР1 ПР2 ПР3 ПР 4 ПР 5 ПР 6 9 сформированность представлений о современных бытовых тифлотехнических средствах, приборах и их применении в повседневной жизни; 7) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата: ПР 7 овладение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью с учетом двигательных, речедвигательных и сенсорных нарушений; овладение доступными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств; овладение доступными физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности; овладение доступными техническими приёмами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности. 10 2.2. Тематический план и содержание УП Физическая культура № урока Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся Раздел 1. Введение. Физические способности человека и их развитие 1. Введение. Знать: Основы влияние оздоровительных систем физического здорового воспитания на укрепление здоровья, профилактику образа жизни. профзаболеваний, вредных привычек и увеличение продолжительности жизни. Уметь: составить комплекс оздоровительной и адаптивной (лечебной) физкультуры, выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации 2. Комплекс ГТО История и содержание комплекса ГТО, возрастные особенности комплекса ГТО Раздел 2 Общая физическая подготовка 3. ОФП. Кросс, Техника выполнения упражнения силового характера, общеразвиваю скоростно-силовых упражнений, выполнение щие упражнений на подвижность и координацию упражнения 4. ОФП. Кросс Техника выполнения упражнения силового характера, бег 1000м скоростно-силовых упражнений, выполнение (ГТО) упражнений на подвижность и координацию 5. ОФП. Кросс Техника выполнения упражнения силового характера, бег юноши скоростно-силовых упражнений, выполнение 1000м, упражнений на подвижность и координацию девушки 500 м 6. ОФП. Кросс, Техника выполнения упражнения силового характера, общеразвиваю скоростно-силовых упражнений, выполнение щие упражнений на подвижность и координацию упражнения юноши 3000м, девушки 2000м 7. ОФП. Кросс. Техника выполнения упражнения силового характера, Развитие силы. скоростно-силовых упражнений, выполнение упражнений на подвижность и координацию 8. ОФП. Кросс. Техника выполнения упражнения силового характера, Развитие силы скоростно-силовых упражнений, выполнение и гибкости. упражнений на подвижность и координацию (ГТО) 9. ОФП. Кросс. Техника выполнения упражнения силового характера, Объем часов Коды ЛР, МПР, ПР (формиро ванию которых способст вует элемент програм мы 2 ЛР 1, 3, 12 МПР 1,7 ПР 1,2 ОК2,3 2 2 2 ЛР 1, 3 МПР 1 ПР 1,3 ОК4,8 2 2 2 2 2 11 Подтягивание, отжимание. (ГТО) 10. скоростно-силовых упражнений, выполнение упражнений на подвижность и координацию ОФП. Кросс. Техника выполнения упражнения силового характера, Развитие силы скоростно-силовых упражнений, выполнение и прыгучести упражнений на подвижность и координацию (ГТО) Раздел 3 Гимнастика. 11. Гимнастика. КОРУ, строевых упр. Знать: правила составления КОРУ, упражнения на коррекцию осанки Выполнять: строевые упражнения, упражнения с гимнастической скамейкой, упражнения с мячом, упражнения в парах, комплекс утренней гимнастики 12. Гимнастика. Знать: правила составления КОРУ, упражнения на КОРУ, коррекцию осанки строевых упр. Выполнять: строевые упражнения, упражнения с гимнастической скамейкой, упражнения с мячом, упражнения в парах, комплекс утренней гимнастики 13. Гимнастика. Знать: правила составления КОРУ, упражнения на Строевые коррекцию осанки Выполнять: строевые упражнения, упражнения с упражнения. Упражнениям в гимнастической скамейкой, упражнения с мячом, парах. упражнения в парах, комплекс утренней гимнастики 14. Гимнастика. Знать: правила составления КОРУ, упражнения на Строевые упр. коррекцию осанки Упражнения в Выполнять: строевые упражнения, упражнения с парах. гимнастической скамейкой, упражнения с мячом, упражнения в парах, комплекс утренней гимнастики 15. Гимнастика. Знать: правила составления КОРУ, упражнения на Упражнения с коррекцию осанки гимнастической Выполнять: строевые упражнения, упражнения с скамейкой. гимнастической скамейкой, упражнения с мячом, упражнения в парах, комплекс утренней гимнастики 16. Гимнастика. Знать: правила составления КОРУ, упражнения на Упражнения с коррекцию осанки гимнастическо Выполнять: строевые упражнения, упражнения с й скамейкой. гимнастической скамейкой, упражнения с мячом, упражнения в парах, комплекс утренней гимнастики 17. Гимнастика. Знать: правила составления КОРУ, упражнения на Оценка коррекцию осанки физических Выполнять: строевые упражнения, упражнения с качеств.(ГТО) гимнастической скамейкой, упражнения с мячом, упражнения в парах, комплекс утренней гимнастики 18. Гимнастика. Знать: правила составления КОРУ, упражнения на Зачет. коррекцию осанки Комплекс Выполнять: строевые упражнения, упражнения с утреней гимнастической скамейкой, упражнения с мячом, гимнастики. упражнения в парах, комплекс утренней гимнастики Раздел 4 Спортивные игры. Баскетбол. 19. Баскетбол. Техника ведения и передачи меча. Двухсторонняя игра. Ведение мяча. 2 2 2 ЛП 7, 12 МПР 7 ПР 1,2, 4, 5 ОК 4, 8 2 2 2 2 2 2 2 ЛР7, МПР 1,2 12 20. 21. 22. 23. 24. 25. Зачет – бросок набивного мяча. Баскетбол. Техника ведения и передачи меча. Двухсторонняя игра. Передача мяча, ведение мяча. Баскетбол. Техника ведения и передачи меча. Двухсторонняя игра. Ведение и передачи мяча . Зачет – челночный бег. Техника ведения и передачи меча. Двухсторонняя игра. Баскетбол. Передвижение, повороты, передачи, броски мяча в корзину. Баскетбол. Учебная игра. Баскетбол. Учебная игра с заданиями. Баскетбол. Учебная игра. Раздел 5 Волейбол. 26. Волейбол. 27. 28. 29. 30. Основные стойки игрока. Передачи мяча. Волейбол. Повторение стоек игрока, передачи мяча. Волейбол. Нижняя передаче мяча. Зачет – прыжок в длину с места.(ГТО) Волейбол. Нижняя подача мяча. Зачет – приседание на одной ноге. Волейбол. Учебная игра. 2 ПРР 4,5 ОК 4 2 2 Техника ведения и передачи меча. Двухсторонняя игра. 2 Техника ведения и передачи меча. Двухсторонняя игра. 2 Техника ведения и передачи меча. Двухсторонняя игра. 2 Техника приема и передачи меча сверху двумя руками; техника приема и передачи меча снизу двумя руками; техника верхней и нижней подачи меча; двухсторонняя игра. 2 Техника приема и передачи меча сверху двумя руками; техника приема и передачи меча снизу двумя руками; техника верхней и нижней подачи меча; двухсторонняя игра. 2 Техника приема и передачи меча сверху двумя руками; техника приема и передачи меча снизу двумя руками; техника верхней и нижней подачи меча; двухсторонняя игра. 2 Техника приема и передачи меча сверху двумя руками; техника приема и передачи меча снизу двумя руками; техника верхней и нижней подачи меча; двухсторонняя игра. 2 Техника приема и передачи меча сверху двумя руками; техника приема и передачи меча снизу двумя руками; техника верхней и нижней подачи меча; двухсторонняя игра. 2 ЛР7, МПР 1,2 ПР 4,5 ОК4 13 31. Техника приема и передачи меча сверху двумя руками; техника приема и передачи меча снизу двумя руками; техника верхней и нижней подачи меча; двухсторонняя игра. 32. Волейбол. Техника приема и передачи меча сверху двумя руками; техника приема и передачи меча снизу двумя руками; Учебная игра. техника верхней и нижней подачи меча; двухсторонняя игра. Раздел 6 Лыжная подготовка. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. Волейбол. Учебная игра. 2 2 Техника передвижения на лыжах; техника горнолыжной подготовки; прохождение дистанций. 2 Техника передвижения на лыжах; техника горнолыжной подготовки; прохождение дистанций. 2 Техника передвижения на лыжах; Лыжи. Одновременные техника горнолыжной подготовки; прохождение дистанций. ходы. Техника передвижения на лыжах; Лыжи. техника горнолыжной подготовки; Попеременно прохождение дистанций. двухшажный, 2 Техника передвижения на лыжах; техника горнолыжной подготовки; прохождение дистанций. Техника передвижения на лыжах; техника горнолыжной подготовки; прохождение дистанций. 2 Техника передвижения на лыжах; техника горнолыжной подготовки; прохождение дистанций. 2 Техника передвижения на лыжах; техника горнолыжной подготовки; прохождение дистанций. 2 Техника передвижения на лыжах; техника горнолыжной подготовки; прохождение дистанций. 2 Техника передвижения на лыжах; техника горнолыжной подготовки; прохождение дистанций. 2 Техника передвижения на лыжах; техника горнолыжной подготовки; прохождение дистанций. 2 Лыжи. Попеременно двухшажный ход, повороты на месте. Лыжи. Попеременных ходов. одновременные ходы. Лыжи. Техника лыжных ходов. Лыжи. Техника подъемов «ёлочкой», «лесенкой». Лыжи. Техника пройденных лыжных ходов и подъемов. Лыжи. Техника спусков и подъёмов. Лыжи. Техника спусков и подъемов. Лыжи. Техники спусков и подъемов. Зачет. – прохождение дистанции на ЛП3, МПР 7 ПР 3,5 ОК 3, 8 2 2 14 44. время, Ю – 5 км, Д – 3 км (ГТО) Техника передвижения на лыжах; Лыжи. техника горнолыжной подготовки; Прохождение дистанции 5 км. прохождение дистанций. Спуски и подъемы. Раздел 7 Легкая атлетика 45. техника специальных упражнений бегуна. Легкая Техника высокого и низкого старта. атлетика. Техника на короткие дистанции. Специальные Техника эстафетного бега. упражнения. 46. 47. 48. Легкая атлетика. Техники бега на короткие дистанции. «Низкий» старт. Зачет - 30 м Легкая атлетика. Техника бега на короткие дистанции, «низкий» старт. Легкая атлетика. Бег 60м. 49. Легкая атлетика. Бег 100м. (ГТО) 50. Легкая атлетика. Бег Ю-600м. Д300м. 51. 52. 53. Легкая атлетика. Техника передачи эстафетной палочки Легкая атлетика. Эстафетный бег. Легкая 2 2 техника специальных упражнений бегуна. Техника высокого и низкого старта. Техника на короткие дистанции. Техника эстафетного бега. 2 техника специальных упражнений бегуна. Техника высокого и низкого старта. Техника на короткие дистанции. Техника эстафетного бега. 2 техника специальных упражнений бегуна. Техника высокого и низкого старта. Техника на короткие дистанции. Техника эстафетного бега. техника специальных упражнений бегуна. Техника высокого и низкого старта. Техника на короткие дистанции. Техника эстафетного бега. техника специальных упражнений бегуна. Техника высокого и низкого старта. Техника на короткие дистанции. Техника эстафетного бега. 2 техника специальных упражнений бегуна. Техника высокого и низкого старта. Техника на короткие дистанции. Техника эстафетного бега. 2 техника специальных упражнений бегуна. Техника высокого и низкого старта. Техника на короткие дистанции. Техника эстафетного бега. 2 техника специальных упражнений бегуна. 2 ЛР3,12 МПР 7 ПР 1,3,5 ОК 3,4,8 2 2 15 54. 55. 56. 57. 58. 59. атлетика. Метание гранаты.(ГТО) Легкая атлетика. Техника эстафетного бега Легкая атлетика. Кросс 3 км юн. , 2 км дев. (ГТО) Легкая атлетика. Подготовка к сдаче норм (ГТО). Легкая атлетика. Кросс по пересечённой местности 5 км Легкая атлетика. Прыжки в длину.(ГТО) Легкая атлетика. Зачет. ВСЕГО ЧАСОВ Техника высокого и низкого старта. Техника на короткие дистанции. Техника эстафетного бега. техника специальных упражнений бегуна. Техника высокого и низкого старта. Техника на короткие дистанции. Техника эстафетного бега. 2 техника специальных упражнений бегуна. Техника высокого и низкого старта. Техника на короткие дистанции. Техника эстафетного бега. 2 техника специальных упражнений бегуна. Техника высокого и низкого старта. Техника на короткие дистанции. Техника эстафетного бега. 2 техника специальных упражнений бегуна. Техника высокого и низкого старта. Техника на короткие дистанции. Техника эстафетного бега. 2 техника специальных упражнений бегуна. Техника высокого и низкого старта. Техника на короткие дистанции. Техника эстафетного бега. 2 техника специальных упражнений бегуна. Техника высокого и низкого старта. Техника на короткие дистанции. Техника эстафетного бега. 1 117 16 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 3.1 Обеспечение специальных условий для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): а) для слепых: • присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь; • выпуск альтернативных форматов методических материалов (крупный шрифт или аудиофайлы); б) для слабовидящих: • обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс; • при необходимости предоставляется увеличивающее устройство; • учебно-методические материалы оформляются увеличенным шрифтом; в) для глухих и слабослышащих, с тяжелыми нарушениями речи: • обеспечивается надлежащими звуковыми средствами воспроизведение информации; • по их желанию промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме; г) с нарушениями опорно – двигательного аппарата: организуется безбарьерная архитектурная среда образовательного учреждения, рабочего места. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. Лях В.И., Зданевич А.А. Физическая культура 10—11 кл. — М., 2005. 2. Решетников Н.В. Физическая культура. — М., 2002. 3. Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура: учеб.пособия для студентов СПО. — М., 2005. 4. Барчуков И.С. Физическая культура. — М., 2003. 5. Бирюкова А.А. Спортивный массаж: учебник для вузов. — М., 2006. 17 6. Бишаева А.А., Зимин В.Н. Физическое воспитание и валеология: учебное пособие для студентов вузов: в 3 ч. Физическое воспитание молодежи с профессиональной и валеологической направленностью. — Кострома, 2003. 7. Вайнер Э.Н. Валеология. — М., 2002. 8. Вайнер Э.Н., Волынская Е.В. Валеология: учебный практикум. — М., 2002. 9. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании. — М., 2006. 10. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе / под ред. М.М.Безруких, В.Д.Сонькина. — М., 2002. 11. Туревский И.М. Самостоятельная работа студентов факультетов физической культуры. — М., 2005. 12. Хрущев С.В. Физическая культура детей заболеванием органов дыхания: учеб.пособие для вузов. — М., 2006. 13. www.ГТО.ru 14. www.minstm.gov.ru (Официальный сайт Министерства спорта Российской Федерации). 15. www.edu.ru (Федеральный портал «Российское образование»). 16. www.olympic.ru (Официальный сайт Олимпийского комитета России). 17. www.goup32441.narod.ru (сайт: Учебно-методические пособия «Общевойсковая подготовка». Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации (НФП-2009). 18 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания • личностные: − готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; − сформированность устойчивой мотивации к здоровому образу жизни и обучению, целенаправленному личностному совершенствованию двигательной активности с валеологической и профессиональной направленностью, неприятию вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; − потребность к самостоятельному использованию физической культуры как составляющей доминанты здоровья; − приобретение личного опыта творческого использования профессионально-оздоровительных средств и методов двигательной активности; − формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, системы значимых социальных и межличностных отношений, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных действий в процессе целенаправленной двигательной активности, способности их использования в социальной, в том числе профессиональной, практике; − готовность самостоятельно использовать в трудовых и жизненных ситуациях навыки профессиональной адаптивной физической культуры; − способность к построению индивидуальной образовательной траектории самостоятельного использования в трудовых и жизненных ситуациях навыков профессиональной адаптивной физической культуры; − способность использования системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции, в спортивной, оздоровительной и физкультурной деятельности; − формирование навыков сотрудничества со сверстниками, умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; − принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; − умение оказывать первую помощь при занятиях спортивнооздоровительной деятельностью; − патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной; − готовность к служению Отечеству, его защите; • метапредметные: − способность использовать межпредметные понятия и Формы и методы контроля и оценки результатов обучения -Посещаемость занятий -Сдача контрольных нормативов -Зачеты -Участие в соревнованиях, -Сдача норм ГТО -Посещение секций 19 универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные) в познавательной, спортивной, физкультурной, оздоровительной и социальной практике; − готовность учебного сотрудничества с преподавателями и сверстниками с использованием специальных средств и методов двигательной активности; − освоение знаний, полученных в процессе теоретических, учебно-методических и практических занятий, в области анатомии, физиологии, психологии (возрастной и спортивной), экологии, ОБЖ; − готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию по физической культуре, получаемую из различных источников; − формирование навыков участия в различных видах соревновательной деятельности, моделирующих профессиональную подготовку; − умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, норм информационной безопасности; • предметные: − умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга; − владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью; − владение основными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств; − владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности; − владение техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности, готовность к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). 20 КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» 1. Назначение контрольно – измерительных материалов. Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения студентами образовательной программы среднего (полного) общего образования. 2. Документы, определяющие содержание на зачете. Содержание зачета определяется на основе следующих документов: 1) Примерная программа учебного предмета «Физическая культура», рекомендованная ФГАУ ФИРО 2) Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» 3. Подходы к отбору содержания на зачете: Для зачета взяты следующие темы: - Основы здорового образа жизни; - Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями; - Средства физической культуры в регулировании работоспособности; - Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста; -Практическая часть (Учебно- тренировочная); -Гимнастика; -Спортивные игры; -Лыжная подготовка; -и др. Число заданий, проверяющих содержание отдельных разделов курса. В зачете используются задания разных типов, форма задания обеспечивает его адекватность проверяемым умениями. 4. Структура зачета: Теоретическая часть: 1. Составить комплекс утренней гимнастики. Оценка 5 21 12 упражнений. Оценка 4 8 упражнений. Оценка 3 5 упражнений. 2. Составить комплекс обще развивающих упражнений. Оценка 5 12 упражнений. Оценка 4 8 упражнений. Оценка 3 5 упражнений. 3. Составить комплекс производственной гимнастики. Оценка 5 12 упражнений. Оценка 4 8 упражнений. Оценка 3 5 упражнений. 4. Составить комплекс релаксационной гимнастики и силовой комплекс. Оценка 5 12 упражнений. Оценка 4 8 упражнений. Оценка 3 5 упражнений. 22 ПРИМЕРНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ОЦЕНКИ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ № п/п 1 2 3 4 Физические способности Скоростные Контроль-ное упражнение (тест) Возраст, лет Оценка 5 4,4 и выше 4,3 Юноши 4 5,1–4,8 Бег 30 м, с 16 Координационные Челночный бег 3×10 м, с 16 Скоростно-силовые Прыжки в длину с места, см 16 Выносливость 6-минутный бег, м 16 1500 и 1300– выше 1400 17 1500 16 15 и выше 15 11 и выше 12 5 Гибкость 6 Силовые Наклон вперед из положения стоя, см Подтягивание: на высокой перекладине из виса, кол-во раз (юноши), на низкой перекладине из виса лежа, количество раз (девушки) 17 17 17 17 16 17 5,0–4,7 7,3 и выше 7,2 8,0–7,7 230 и выше 240 195–210 7,9–7,5 205–220 1300– 1400 9–12 9–12 8–9 9–10 Девушки 3 5 4 3 5,2 и 4,8 и 5,9– 6,1 и ниже выше 5,3 ниже 5,2 4,8 6,1 5,9– 5,3 8,2 и 8,4 и 9,3– 9,7 и ниже выше 8,7 ниже 8,1 8,4 9,6 9,3– 8,7 180 и 210 и 170– 160 и ниже выше 190 ниже 190 210 160 170– 190 1100 1300 и 1050– 900 и и выше 1200 ниже ниже 1100 1300 900 1050– 1200 5и 20 и 12–14 7 и ниже выше ниже 5 20 12–14 7 4и 18 и 13–15 6 и ниже выше ниже 18 4 13–15 6 23 ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНОШЕЙ ОСНОВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ Тесты 1. 2. 3. 4. Бег 3000 м (мин, с) Бег на лыжах 5 км (мин, с) Плавание 50 м (мин, с) Приседание на одной ноге с опорой о стену (количество раз на каждой ноге) 5 12,30 25,50 45,00 10 Оценка в баллах 4 3 14,00 б/вр 27,20 б/вр 52,00 б/вр 8 5 5. Прыжок в длину с места (см) 230 210 190 6. Бросок набивного мяча 2кг из-за головы (м) 9,5 7,5 6,5 7. Силовой тест — подтягивание на высокой перекладине (количество раз) 13 11 8 8. Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (количество раз) 12 9 7 9. Координационный тест — челночный бег 3×10 м (с) 10. Поднимание ног в висе до касания перекладины (количество раз) 7,3 8,0 8,3 7 5 3 11. Гимнастический комплекс упражнений: – утренней гимнастики; – производственной гимнастики; – релаксационной гимнастики (из 10 баллов) до 9 до 8 до 7,5 24 ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕВУШЕК ОСНОВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ Тесты 1. Бег 2000 м (мин, с) Оценка в баллах 5 4 3 11,00 13,00 б/вр 2. Бег на лыжах 3км (мин, с) 19.00 21,00 б/вр 3. Плавание 50 м (мин, с) 1,00 1,20 б/вр 4. Прыжки в длину с места (см) 190 175 160 5. Приседание на одной ноге, опора о стену (количество раз на каждой ноге) 8 6 4 6. Силовой тест — подтягивание на низкой перекладине (количество раз) 20 10 5 7. Координационный тест — челночный бег 3×10 м (с) 8. Бросок набивного мяча 1 кг из-за головы (м) 8,4 9,3 9,7 10,5 6,5 5,0 до 9 до 8 До 7,5 9. Гимнастический комплекс упражнений: – утренней гимнастики – производственной гимнастики – релаксационной гимнастики (из 10 баллов) Оценка уровня студента по физической культуре в конце учебного года выставляется на основании среднего балла за сдачу всех тестов по физической подготовленности. Итоговая оценка студента выставляется с учетом посещаемости в процентном соотношении (90 процентов от общего количества часов). 25