Программа учебной дисциплины составлена в соответствии с примерной программой, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования, и на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.07 «Банковское дело» (базовая подготовка) укрупненной группы специальностей 38.00.00 «Экономика и управление» Разработчик: Тихонов Олег Владимирович – преподаватель ГБПОУ СО «Красноуфимский аграрный колледж», высшая квалификационная категория Коробейникова Ольга Викторовна - преподаватель ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный колледж», первая квалификационная категория 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………….4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ……………….12 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ…14 5.КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»……………………… ……….. 3 1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физическая культура 1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины является частью образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.07 «Банковское дело» (базовая подготовка). 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Физическая культура относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу образовательной программы. 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - о роли Физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; - основы здорового образа жизни. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: использовать физкультурно – оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. 1.4. Результатом освоения дисциплины является овладение студентами общими компетенциями: ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности; ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие; ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами; ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей; 4 ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности; 5 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Обязательная учебная нагрузка (всего) в том числе практические занятия Итоговая аттестация в форме зачета – 1 и 2 семестр Объем часов 102 6 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА: ЛИЧНОСТНЫЕ: Российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); Готовность к служению Отечеству, его защите Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь ЛР 1 ЛР 3 ЛР 7 ЛР 12 7 2.2. Тематический план и содержание УД Физическая культура № урока Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся Раздел 1. Теория. Физические способности человека и их развитие 1. Введение. Основы Знать: здорового образа влияние оздоровительных систем жизни. физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профзаболеваний, вредных привычек и увеличение продолжительности жизни. Уметь: составить комплекс оздоровительной и адаптивной (лечебной) физкультуры, выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации Раздел 2 Общая физическая подготовка, гимнастика 2 ОФП. Кросс, Техника выполнения упражнения общеразвивающие силового характера, скоростно-силовых упражнения упражнений, выполнение упражнений на подвижность и координацию 3 ОФП. Кросс бег Техника выполнения упражнения 1000м (ГТО) силового характера, скоростно-силовых упражнений, выполнение упражнений на подвижность и координацию 4 ОФП. Кросс бег Техника выполнения упражнения юноши 1000м, силового характера, скоростно-силовых девушки 500 м упражнений, выполнение упражнений на подвижность и координацию 5 ОФП. Кросс, Техника выполнения упражнения общеразвивающие силового характера, скоростно-силовых упражнения юноши упражнений, выполнение упражнений на 3000м, девушки подвижность и координацию 2000м 6 ОФП. Кросс. Техника выполнения упражнения Развитие силы. силового характера, скоростно-силовых упражнений, выполнение упражнений на подвижность и координацию 7 ОФП. Кросс. Техника выполнения упражнения Развитие силы и силового характера, скоростно-силовых гибкости. (ГТО) упражнений, выполнение упражнений на подвижность и координацию 8 ОФП. Кросс. Техника выполнения упражнения Подтягивание, силового характера, скоростно-силовых упражнений, выполнение упражнений на Объем часов Код ЛР формиро ванию которых способст вует элемент програм мы 2 ЛР 1,3,12 ОК 2,3 2 ЛР 1,3 ОК 4,8 2 2 2 2 2 2 8 отжимание. (ГТО) 9 10 11 подвижность и координацию ОФП. Кросс. Техника выполнения упражнения Развитие силы и силового характера, скоростно-силовых прыгучести (ГТО) упражнений, выполнение упражнений на подвижность и координацию Гимнастика. Оценка Знать: правила составления КОРУ, физических упражнения на коррекцию осанки качеств.(ГТО) Выполнять: строевые упражнения, упражнения с гимнастической скамейкой, упражнения с мячом, упражнения в парах, комплекс утренней гимнастики Гимнастика. Зачет. Знать: правила составления КОРУ, Комплекс утреней упражнения на коррекцию осанки гимнастики. Выполнять: строевые упражнения, упражнения с гимнастической скамейкой, упражнения с мячом, упражнения в парах, комплекс утренней гимнастики 2 Баскетбол. Ведение мяча. Зачет – бросок набивного мяча. Баскетбол. Передача мяча, ведение мяча. Баскетбол. Ведение и передачи мяча . Зачет – челночный бег. Техника ведения и передачи меча. Двухсторонняя игра. 2 Техника ведения и передачи меча. Двухсторонняя игра. Техника ведения и передачи меча. Двухсторонняя игра. 2 Техника ведения и передачи меча. Двухсторонняя игра. 2 Техника ведения и передачи меча. Двухсторонняя игра. 2 Техника ведения и передачи меча. Двухсторонняя игра. 2 Техника ведения и передачи меча. Двухсторонняя игра. 2 Техника ведения и передачи меча. Двухсторонняя игра. 2 Раздел 4 Спортивные игры. Баскетбол. 12 13 14 15 16 17 18 Баскетбол. Передвижение, повороты, передачи, броски мяча в корзину. Баскетбол. Учебная игра. Баскетбол. Учебная игра с заданиями. Баскетбол. Учебная игра. Раздел 5 Волейбол. 19 Волейбол. Основные 20 21 стойки игрока. Передачи мяча. Волейбол. Повторение Техника ведения и передачи меча. стоек игрока, передачи Двухсторонняя игра. мяча. Техника приема и передачи меча сверху Волейбол. Нижняя двумя руками; передаче мяча. техника приема и передачи меча снизу Зачет – прыжок в двумя руками; длину с места.(ГТО) техника верхней и нижней подачи меча; 2 2 ЛР 7 ОК 4,8 2 ЛР7 ОК 4 2 2 9 22 Волейбол. Нижняя подача мяча. Зачет – приседание на одной ноге. 23 Волейбол. Учебная игра. 24 Волейбол. Учебная игра. 25 Волейбол. Учебная игра. 26 Волейбол. Учебная игра. 27 Волейбол. Учебная игра. Раздел 6 Лыжная подготовка. 28 29 30 31 двухсторонняя игра. Техника приема и передачи меча сверху двумя руками; техника приема и передачи меча снизу двумя руками; техника верхней и нижней подачи меча; двухсторонняя игра. Техника приема и передачи меча сверху двумя руками; техника приема и передачи меча снизу двумя руками; техника верхней и нижней подачи меча; двухсторонняя игра. Техника приема и передачи меча сверху двумя руками; техника приема и передачи меча снизу двумя руками; техника верхней и нижней подачи меча; двухсторонняя игра. Техника приема и передачи меча сверху двумя руками; техника приема и передачи меча снизу двумя руками; техника верхней и нижней подачи меча; двухсторонняя игра. Техника приема и передачи меча сверху двумя руками; техника приема и передачи меча снизу двумя руками; техника верхней и нижней подачи меча; двухсторонняя игра. Техника приема и передачи меча сверху двумя руками; техника приема и передачи меча снизу двумя руками; техника верхней и нижней подачи меча; двухсторонняя игра. 2 2 2 2 2 2 Техника передвижения на лыжах; техника горнолыжной подготовки; прохождение дистанций. 2 Лыжи. Попеременные Техника передвижения на лыжах; техника горнолыжной подготовки; ходы. прохождение дистанций. Техника передвижения на лыжах; Лыжи. техника горнолыжной подготовки; Одновременные прохождение дистанций. ходы. 2 Лыжи. Попеременно двухшажный ход, повороты на месте. Лыжи. Попеременно двухшажный, одновременные ходы. Техника передвижения на лыжах; техника горнолыжной подготовки; прохождение дистанций. ЛР3 ОК 3,8 2 2 10 32 Лыжи. Техника лыжных ходов. 33 Лыжи. Техника подъемов «ёлочкой», «лесенкой». 34 35 Лыжи. Техника пройденных лыжных ходов и подъемов. Лыжи. Техника спусков и подъёмов. 36 Лыжи. Техника спусков и подъемов. 37 Лыжи. Техники спусков и подъемов. 38 Зачет. – прохождение дистанции на время, Ю – 5 км, Д – 3 км (ГТО) 39 Лыжи. Прохождение дистанции 5 км. Спуски и подъемы. Раздел 7 Легкая атлетика. 40 Легкая атлетика. Специальные упражнения. 41 42 43 Легкая атлетика. Техники бега на короткие дистанции. «Низкий» старт. Зачет - 30 м Легкая атлетика. Техника бега на короткие дистанции, «низкий» старт. Легкая атлетика. Бег 60м. 44 Легкая атлетика. Бег 100м. (ГТО) 45 Легкая атлетика. Бег Ю-600м. Д-300м. Техника передвижения на лыжах; техника горнолыжной подготовки; прохождение дистанций. Техника передвижения на лыжах; техника горнолыжной подготовки; прохождение дистанций. 2 Техника передвижения на лыжах; техника горнолыжной подготовки; прохождение дистанций. 2 Техника передвижения на лыжах; техника горнолыжной подготовки; прохождение дистанций. Техника передвижения на лыжах; техника горнолыжной подготовки; прохождение дистанций. Техника передвижения на лыжах; техника горнолыжной подготовки; прохождение дистанций. Техника передвижения на лыжах; техника горнолыжной подготовки; прохождение дистанций. 2 Техника передвижения на лыжах; техника горнолыжной подготовки; прохождение дистанций. 2 техника специальных упражнений бегуна. Техника высокого и низкого старта. Техника на короткие дистанции. Техника эстафетного бега. техника специальных упражнений бегуна. Техника высокого и низкого старта. Техника на короткие дистанции. Техника эстафетного бега. 2 техника специальных упражнений бегуна. Техника высокого и низкого старта. Техника на короткие дистанции. Техника эстафетного бега. 2 техника специальных упражнений бегуна. Техника высокого и низкого старта. Техника на короткие дистанции. Техника эстафетного бега. техника специальных упражнений бегуна. Техника высокого и низкого старта. Техника на короткие дистанции. Техника эстафетного бега. техника специальных упражнений бегуна. Техника высокого и низкого старта. 2 2 2 2 2 ЛР3, 12 ОК 3,4, 8 2 2 2 11 46 Легкая атлетика. Техника передачи эстафетной палочки 47 Легкая атлетика. Эстафетный бег. 48 Легкая атлетика. Метание гранаты.(ГТО) 49 Легкая атлетика. Техника эстафетного бега 50 Легкая атлетика. Кросс 3 км юн. , 2 км дев. (ГТО) 51 Легкая атлетика. Подготовка к сдаче норм (ГТО). Зачёт. ВСЕГО ЧАСОВ Техника на короткие дистанции. Техника эстафетного бега. техника специальных упражнений бегуна. Техника высокого и низкого старта. Техника на короткие дистанции. Техника эстафетного бега. техника специальных упражнений бегуна. Техника высокого и низкого старта. Техника на короткие дистанции. Техника эстафетного бега. техника специальных упражнений бегуна. Техника высокого и низкого старта. Техника на короткие дистанции. Техника эстафетного бега. техника специальных упражнений бегуна. Техника высокого и низкого старта. Техника на короткие дистанции. Техника эстафетного бега. техника специальных упражнений бегуна. Техника высокого и низкого старта. Техника на короткие дистанции. Техника эстафетного бега. техника специальных упражнений бегуна. Техника высокого и низкого старта. Техника на короткие дистанции. Техника эстафетного бега. 2 2 2 2 2 2 102 12 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1 Обеспечение специальных условий для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): а) для слепых: • присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь; • выпуск альтернативных форматов методических материалов (крупный шрифт или аудиофайлы); б) для слабовидящих: • обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс; • при необходимости предоставляется увеличивающее устройство; • учебно-методические материалы оформляются увеличенным шрифтом; в) для глухих и слабослышащих, с тяжелыми нарушениями речи: • обеспечивается надлежащими звуковыми средствами воспроизведение информации; • по их желанию промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме; г) с нарушениями опорно – двигательного аппарата: организуется безбарьерная архитектурная среда образовательного учреждения, рабочего места. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. Лях В.И., Зданевич А.А. Физическая культура 10—11 кл. — М., 2005. 2. Решетников Н.В. Физическая культура. — М., 2002. 3. Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура: учеб.пособия для студентов СПО. — М., 2005. 4. Барчуков И.С. Физическая культура. — М., 2003. 5. Бирюкова А.А. Спортивный массаж: учебник для вузов. — М., 2006. 13 6. Бишаева А.А., Зимин В.Н. Физическое воспитание и валеология: учебное пособие для студентов вузов: в 3 ч. Физическое воспитание молодежи с профессиональной и валеологической направленностью. — Кострома, 2003. 7. Вайнер Э.Н. Валеология. — М., 2002. 8. Вайнер Э.Н., Волынская Е.В. Валеология: учебный практикум. — М., 2002. 9. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании. — М., 2006. 10. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе / под ред. М.М.Безруких, В.Д.Сонькина. — М., 2002. 11. Туревский И.М. Самостоятельная работа студентов факультетов физической культуры. — М., 2005. 12. Хрущев С.В. Физическая культура детей заболеванием органов дыхания: учеб.пособие для вузов. — М., 2006. 13. www.ГТО.ru 14. www.minstm.gov.ru (Официальный сайт Министерства спорта Российской Федерации). 15. www.edu.ru (Федеральный портал «Российское образование»). 16. www.olympic.ru (Официальный сайт Олимпийского комитета России). 17. www.goup32441.narod.ru (сайт: Учебно-методические пособия «Общевойсковая подготовка». Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации (НФП-2009). 14 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания уметь: использовать физкультурно – оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения -Посещаемость занятий -Сдача контрольных нормативов -Зачеты -Участие в соревнованиях, -Сдача норм ГТО -Посещение секций знать: - о роли Физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; - основы здорового образа жизни. 15 КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» 1. Назначение контрольно – измерительных материалов. Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения студентами образовательной программы среднего (полного) общего образования. 2. Документы, определяющие содержание на зачете. Содержание зачета определяется на основе следующих документов: 1) Примерная программа учебной дисциплины «Физическая культура», рекомендованная ФГАУ ФИРО 2) Рабочая программа дисциплины «Физическая культура» 3. Подходы к отбору содержания на зачете: Для зачета взяты следующие темы: - Основы здорового образа жизни; - Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями; - Средства физической культуры в регулировании работоспособности; - Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста; -Практическая часть (Учебно- тренировочная); -Гимнастика; -Спортивные игры; -Лыжная подготовка; -и др. Число заданий, проверяющих содержание отдельных разделов курса. В зачете используются задания разных типов, форма задания обеспечивает его адекватность проверяемым умениями. 4. Структура зачета: Теоретическая часть: 1. Составить комплекс утренней гимнастики. Оценка 5 16 12 упражнений. Оценка 4 8 упражнений. Оценка 3 5 упражнений. 2. Составить комплекс обще развивающих упражнений. Оценка 5 12 упражнений. Оценка 4 8 упражнений. Оценка 3 5 упражнений. 3. Составить комплекс производственной гимнастики. Оценка 5 12 упражнений. Оценка 4 8 упражнений. Оценка 3 5 упражнений. 4. Составить комплекс релаксационной гимнастики и силовой комплекс. Оценка 5 12 упражнений. Оценка 4 8 упражнений. Оценка 3 5 упражнений. 17 ПРИМЕРНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ОЦЕНКИ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ № п/п 1 2 3 4 Физические способности Скоростные Контроль-ное упражнение (тест) Возраст, лет Оценка 5 4,4 и выше 4,3 Юноши 4 5,1–4,8 Бег 30 м, с 16 Координационные Челночный бег 3×10 м, с 16 Скоростно-силовые Прыжки в длину с места, см 16 Выносливость 6-минутный бег, м 16 1500 и 1300– выше 1400 17 1500 16 15 и выше 15 11 и выше 12 5 Гибкость 6 Силовые Наклон вперед из положения стоя, см Подтягивание: на высокой перекладине из виса, кол-во раз (юноши), на низкой перекладине из виса лежа, количество раз (девушки) 17 17 17 17 16 17 5,0–4,7 7,3 и выше 7,2 8,0–7,7 230 и выше 240 195–210 7,9–7,5 205–220 1300– 1400 9–12 9–12 8–9 9–10 Девушки 3 5 4 3 5,2 и 4,8 и 5,9– 6,1 и ниже выше 5,3 ниже 5,2 4,8 6,1 5,9– 5,3 8,2 и 8,4 и 9,3– 9,7 и ниже выше 8,7 ниже 8,1 8,4 9,6 9,3– 8,7 180 и 210 и 170– 160 и ниже выше 190 ниже 190 210 160 170– 190 1100 1300 и 1050– 900 и и выше 1200 ниже ниже 1100 1300 900 1050– 1200 5и 20 и 12–14 7 и ниже выше ниже 5 20 12–14 7 4и 18 и 13–15 6 и ниже выше ниже 18 4 13–15 6 18 ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНОШЕЙ ОСНОВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ Тесты 1. 2. 3. 4. Бег 3000 м (мин, с) Бег на лыжах 5 км (мин, с) Плавание 50 м (мин, с) Приседание на одной ноге с опорой о стену (количество раз на каждой ноге) 5 12,30 25,50 45,00 10 Оценка в баллах 4 3 14,00 б/вр 27,20 б/вр 52,00 б/вр 8 5 5. Прыжок в длину с места (см) 230 210 190 6. Бросок набивного мяча 2кг из-за головы (м) 9,5 7,5 6,5 7. Силовой тест — подтягивание на высокой перекладине (количество раз) 13 11 8 8. Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (количество раз) 12 9 7 9. Координационный тест — челночный бег 3×10 м (с) 10. Поднимание ног в висе до касания перекладины (количество раз) 7,3 8,0 8,3 7 5 3 11. Гимнастический комплекс упражнений: – утренней гимнастики; – производственной гимнастики; – релаксационной гимнастики (из 10 баллов) до 9 до 8 до 7,5 19 ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕВУШЕК ОСНОВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ Тесты 1. Бег 2000 м (мин, с) Оценка в баллах 5 4 3 11,00 13,00 б/вр 2. Бег на лыжах 3км (мин, с) 19.00 21,00 б/вр 3. Плавание 50 м (мин, с) 1,00 1,20 б/вр 4. Прыжки в длину с места (см) 190 175 160 5. Приседание на одной ноге, опора о стену (количество раз на каждой ноге) 8 6 4 6. Силовой тест — подтягивание на низкой перекладине (количество раз) 20 10 5 7. Координационный тест — челночный бег 3×10 м (с) 8. Бросок набивного мяча 1 кг из-за головы (м) 8,4 9,3 9,7 10,5 6,5 5,0 до 9 до 8 До 7,5 9. Гимнастический комплекс упражнений: – утренней гимнастики – производственной гимнастики – релаксационной гимнастики (из 10 баллов) Оценка уровня студента по физической культуре в конце учебного года выставляется на основании среднего балла за сдачу всех тестов по физической подготовленности. Итоговая оценка студента выставляется с учетом посещаемости в процентном соотношении ( 90 процентов от общего количества часов). 20 21