Рабочая программа учебной дисциплины О.03. Иностранный язык составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей (базовая подготовка), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.04.2014 № 383, с учетом рабочей программы воспитания по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» Разработчик: И. П. Блохина, преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный колледж» 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Ошибка! Закладка не определена. 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Ошибка! Закладка не определена. 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 9 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 24 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО 27 ПРЕДМЕТА 3 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Иностранный язык (немецкий) 1.1. Область применения программы Рабочая программа учебного предмета является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей (базовая подготовка). Рабочая программа учебного предмета разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, реализуемого в пределах ОПОП СПО. 1.2. Место предмета в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебный предмет «Иностранный язык» является обязательной частью общеобразовательного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей (базовая подготовка) входит в технологический профиль общеобразовательного цикла. 1.3. Цели и задачи УП: Содержание программы учебного предмета «Немецкий язык» направлено на достижение следующих целей: o формирование представлений о немецком языке как о языке международного общения и средстве приобщения к ценностям мировой культуры и национальных культур; o формирование коммуникативной компетенции, позволяющей свободно общаться на немецком языке в различных формах и на различные темы, в том числе в сфере профессиональной деятельности, с учетом приобретенного словарного запаса, а также условий, мотивов и целей общения; o формирование и развитие всех компонентов коммуникативной компетенции: лингвистической, социолингвистической, дискурсивной, социокультурной, социальной, стратегической и предметной; o воспитание личности, способной и желающей участвовать в общении на межкультурном уровне; воспитание уважительного отношения к другим культурам и социальным субкультурам. Изучение иностранного языка в общеобразовательном цикле направлено на формирование различных видов компетенций: - лингвистической — расширение знаний о системе русского и немецкого языков, совершенствование умения использовать грамматические структуры и языковые средства в 4 соответствии с нормами данного языка, свободное использование приобретенного словарного запаса; - социолингвистической — совершенствование умений в основных видах речевой деятельности (аудировании, говорении, чтении, письме), а также в выборе лингвистической формы и способа языкового выражения, адекватных ситуации общения, целям, намерениям и ролям партнеров по общению; - дискурсивной — развитие способности использовать определенную стратегию и тактику общения для устного и письменного конструирования и интерпретации связных текстов на немецком языке по изученной проблематике, в том числе демонстрирующие творческие способности обучающихся; - социокультурной — овладение национально-культурной спецификой страны изучаемого языка и развитие умения строить речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике; умение выделять общее и различное в культуре родной страны и немецкооворящих стран; - социальной — развитие умения вступать в коммуникацию и поддерживать ее; - стратегической — совершенствование умения компенсировать недостаточность знания языка и опыта общения в иноязычной среде; - предметной — развитие умения использовать знания и навыки, формируемые в рамках предмета «Немецкий язык», для решения различных проблем. 5 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА: Требования к результатам освоения содержания предмета: Освоение содержания учебного предмета «Немецкий язык» обеспечивает достижение студентами следующих результатов: личностных: Российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); Гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности Готовность к служению Отечеству, его защите Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности Эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений Принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь ЛР 1 ЛР 2 ЛР 3 ЛР 4 ЛР 5 ЛР 6 ЛР 7 ЛР 8 ЛР 9 ЛР 10 ЛР 11 ЛР 12 6 Предметных (ФГОС СОО): сформированность необходимой коммуникативной для успешной иноязычной социализации и компетенции, ПР1 самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире; владение знаниями о социокультурной специфике немецковорящих стран и ПР2 умение строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике; умение выделять общее и различное в культуре родной страны и немецкоговорящих стран; достижение порогового уровня владения английским языком, позволяющего ПР3 выпускникам общаться в устной и письменной формах, как с носителями немецкого языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство общения; сформированность умения использовать немецкий язык как средство для ПР4 получения информации из немецкозычных источников в образовательных и самообразовательных целях. Метапредметных: 1) умение составлять самостоятельно планы контролировать и определять деятельности; корректировать цели деятельности самостоятельно деятельность; и МПР 1 осуществлять, использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других МПР 2 участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской МПР 3 и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) готовность и способность к самостоятельной информационно- МПР 4 познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в 7 различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5) умение использовать средства информационных и коммуникационных МПР 5 технологий (далее ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6) умение определять назначение и функции различных социальных МПР 6 институтов; 7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие МПР 7 стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; 8)владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно МПР 8 излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания МПР 9 совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. 2.1. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: по специальностям СПО технического профиля профессионального образования аудиторная (обязательная) учебная нагрузка обучающихся — 117 часов. 8 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: Промежуточная аттестация 117 дифференцированный зачет 9 3.2. Тематический план и содержание учебного предмета: ИНОСТРАННЫЙ (немецкий) ЯЗЫК № п/п Наименование разделов и тем. Знания, умения, навыки Объем часов 1 ВВОДНЫЙ КУРС Знакомство. 2 2 Приветствие, прощание, представление 2 себя и других Содержание учебного материала, лабораторные практические работы, самостоятельная работа и Коды ЛР, МПР, ПР формированию которых способствует элемент программы Правила чтения и особенности произношения немецких ЛР 1, 2, 6 звуков ПР1-4 Особенности ударения в словах и в предложениях Диалог - знакомство МПР2,3,4,7,8,9 ЛР 1,2, 6, 7 ПР1-4 МПР2,3,4,7,8,9 3 На уроке немецкого языка 2 4 Семья 2 5 Семейные отношения 2 6 В гости к другу 2 Спряжение глагол-связки, личные местоимения Спряжение слабых глаголов Работа с текстом «на уроке немецкого языка» ЛР 1,2,7 ПР1-4 МПР2,3,4,7,8,9 Вопросительные предложение. Артикли Лексико- ПР1-4 грамматические упражнения. Вопросительные предложения. МПР2,3,4,7,8,9 Фонетическая отработка дифтонгов. Работа с текстом «Моя семья» Отрицание. Сильные глаголы и их спряжение. ПР1-4 Работа с текстом «Моя семья» МПР2,3,4,7,8,9 Лексико – грамматический материал темы ПР1-4 Лексико-грамматические упражнения. МПР2,3,4,7,8,9 10 7 Принимаем гостей 2 8 Немецкоязычные страны 2 9 Откуда ты прибыл? 2 Фонетическая отработка словесного ударения. Диалог-расспрос Лексико – грамматический материал темы ПР1-4 Винительный падеж. Спряжение вспомогательных глаголов МПР2,3,4,7,8,9 Диалог-расспрос Порядок слов в простом предложении и вопросительном ЛР 9 предложении. Обзор немецкоговорящих стран ПР1-4 Управление глаголов, винительный падеж местоимений Рассказ – описание места проживания МПР2,3,4,7,8,9 ЛР 1,2,7 ПР1-4 МПР2,3,4,7,8,9 10 Общение с собеседником 2 Лексико-грамматические упражнения. ЛР 1,2,7 Особенности произношения некоторых звуков. Лексический ПР1-4 минимум и использование его в рассказах и при переводе текстов. МПР2,3,4,7,8,9 Диалог - расспрос 11 Называем даты и числа 2 Образование числительных Значение чисел и дат в нашей жизни 12 Семья и брак в Германии 2 13 Родственные отношения 2 14 Учеба в колледже 2 ЛР7,12 ПР1-4 МПР2,3,4,7,8,9 ЛР7,12 Лексический минимум по теме Спряжение возвратных глаголов ПР1-4 Неопределенно-личные местоимения Рассказ - описание МПР2,3,4,7,8,9 Лексический минимум и использование его в рассказе о своей ЛР7,12 семье ПР1-4 МПР2,3,4,7,8,9 Лексический минимум и использование его в рассказе о своей ЛР2,4 11 учебе 15 16 17 18 19 20 21 22 Изучение иностранного самостоятельно Рабочий день, распорядок дня. Домашнее хозяйство Любимое блюдо Интересы моих друзей Квартира. Дом. Мебель и интерьер Одежда и имидж языка 2 2 2 2 2 2 2 2 Лексический минимум и использование его в рассказе Склонение имен существительных Лексический минимум и использование его в рассказе Определение рода имен существительных Лексический минимум и использование его в рассказе Местоименные наречия Лексический минимум и использование его в рассказе Придаточные дополнительные предложения Лексический минимум и использование его в беседе Склонение имен прилагательных во множественном числе Лексический минимум и использование его в беседе Степени сравнения имен прилагательных Лексический минимум и использование его в беседе Имя прилагательное (Обобщение) Лексический минимумом по теме. Модальные глаголы в простом прошедшем времени ПР1-4 МПР2,3,4,7,8,9 ЛР 9, 13 ПР1-4 МПР2,3,4,7,8,9 ЛР2,4 ПР1-4 МПР2,3,4,7,8,9 ЛР2,4 ПР1-4 МПР2,3,4,7,8,9 ЛР 2, 11 ПР1-4 МПР2,3,4,7,8,9 ЛР7,12,15 ПР1-4 МПР2,3,4,7,8,9 ЛР2,4 ПР1-4 МПР2,3,4,7,8,9 ЛР2,4 ПР1-4 МПР2,3,4,7,8,9 ЛР 2, 11 ПР1-4 12 23 24 25 26 27 28 Праздники и подарки Обследование у врача Здоровый образ жизни Социальная обеспеченность Без здоровья все - ничто Город и достопримечательности 2 2 2 2 2 2 29 Виды городского транспорта 2 30 Экскурсии и выставки 2 Лексический минимум и использование его в беседе Сложное предпрошедшее время Лексический минимумом по теме. Простое прошедшее время Лексический минимумом по теме. Сильное склонение имен прилагательных Лексический минимумом по теме. Условные придаточные предложения Лексический минимумом по теме. Условные придаточные предложения Лексический минимумом по теме. Придаточные предложения цели МПР2,3,4,7,8,9 ЛР 2, 10 ПР1-4 МПР2,3,4,7,8,9 ЛР 11, 12 ПР1-4 МПР2,3,4,7,8,9 ЛР 11, 12 ПР1-4 МПР2,3,4,7,8,9 ЛР 11, 12 ПР1-4 МПР2,3,4,7,8,9 ЛР 11, 12 ПР1-4 МПР2,3,4,7,8,9 ЛР1,4,8,11 ПР1-4 МПР2,3,4,7,8,9 Лексический минимумом по теме. ЛР4,8,11 Таможенные формальности, обмен денег. Виды городского ПР1-4 транспорта. МПР2,3,4,7,8,9 Лексический минимумом по теме. ЛР 10 Инфинитивные группы ПР1-4 МПР2,3,4,7,8,9 13 31 32 В ресторане Нормы этикета 2 2 33 За покупками 2 34 Путешествие 2 35 Поездка за границу 2 36 Столица нашей Родины - Москва 2 37 38 39 Достопримечательности России Санкт Петербург Золотое кольцо 2 2 2 Лексический минимумом по теме. Беседа в ресторане Степени сравнения имен прилагательных Лексический минимумом по теме. Заказ столика ЛР 11, 10 ПР1-4 МПР2,3,4,7,8,9 ЛР 11, 10 ПР1-4 МПР2,3,4,7,8,9 ЛР 11, 10 Лексический минимумом по теме. Обзор достопримечательностей и архитектурных сооружений ПР1-4 Красной площади – главной площади нашей Страны, обзор центральных улиц МПР2,3,4,7,8,9 Лексический минимумом по теме. ЛР1, 7,10,11 Обзор достопримечательностей и архитектурных сооружений ПР1-4 города Санкт Петербурга МПР2,3,4,7,8,9 Лексический минимумом по теме. ЛР1, 7,10,11 Обзор достопримечательностей и архитектурных сооружений ПР1-4 стран мира МПР2,3,4,7,8,9 Лексический минимумом по теме. ЛР1, 7,10,11 Национальные символы ПР1-4 Лексический минимумом по теме. Образование настоящего и будущего времени Лексический минимумом по теме. Образование множественное число существительных; Сложносочинённое предложение Лексический минимумом по теме МПР2,3,4,7,8,9 ЛР1, 7,10,11 ПР1-4 МПР2,3,4,7,8,9 ЛР1, 7,10,11 ПР1-4 МПР2,3,4,7,8,9 ЛР1, 7,10,11 14 ПР1-4 40 Федеративная республика Германии 2 Презентация проекта «Федеративная республика Германии» МПР2,3,4,7,8,9 ЛР1, 7,10,11 ПР1-4 41 42 43 44 45 46 47 Политическое устройство История объединения Германии Культура и искусство в Германии Музеи и выставки Искусство Экономика Германии Внешняя экономика страны 2 2 2 2 2 2 2 МПР2,3,4,7,8,9 Перевод текста по изученной тематике. Государственное и ЛР1, 7,10,11 политическое устройство ПР1-4 Лексический минимумом по теме. Употребление лексики при устном высказывании Лексический минимумом по теме. Употребление лексики при устном высказывании Лексический минимумом по теме Употребление лексики при устном высказывании Лексический минимумом по теме Работа с текстом, выполнение послетекстовых упражнений Лексический минимумом по теме Работа с текстом, выполнение послетекстовых упражнений Лексический минимумом по теме Работа с текстом, выполнение послетекстовых упражнений МПР2,3,4,7,8,9 ЛР1, 7,10,11 ПР1-4 МПР2,3,4,7,8,9 ЛР1, 7,10,11 ПР1-4 МПР2,3,4,7,8,9 ЛР1, 7,10,11 ПР1-4 МПР2,3,4,7,8,9 ЛР1, 7,10,11 ПР1-4 МПР2,3,4,7,8,9 ЛР1, 7,10,11 ПР1-4 МПР2,3,4,7,8,9 ЛР1, ,11 15 ПР1-4 48 Промышленность, фирмы и предприятия 49 Берлин – столица Германии 50 Города Германии достопримечательности 51 52 53 54 55 Города Германии достопримечательности Австрия Швейцария Лихтенштейн Люксембург 2 2 и и их 2 их 2 2 2 2 2 Лексический минимумом по теме Работа с текстом, выполнение послетекстовых упражнений МПР2,3,4,7,8,9 ЛР1, 7,10,11 ПР1-4 МПР2,3,4,7,8,9 ЛР1, 7,10,11 Лексический минимумом по теме Исторические сведения образования столицы, современный ПР1-4 город МПР2,3,4,7,8,9 Лексический минимумом по теме ЛР1, 7,10,11 Достопримечательности, их обзор ПР1-4 Лексический минимумом по теме Обзор городов и достопримечательностей Лексический минимумом по теме Обзор городов и достопримечательностей Лексический минимумом по теме Работа с текстом, выполнение послетекстовых упражнений Лексический минимумом по теме Работа с текстом, выполнение послетекстовых упражнений Лексический минимумом по теме Работа с текстом, выполнение послетекстовых упражнений МПР2,3,4,7,8,9 ЛР1, 7,10,11 ПР1-4 МПР2,3,4,7,8,9 ЛР1, 7,10,11 ПР1-4 МПР2,3,4,7,8,9 ЛР1, 7,10,11 ПР1-4 МПР2,3,4,7,8,9 ЛР1, 7,10,11 ПР1-4 МПР2,3,4,7,8,9 ЛР1, 7,10,11 ПР1-4 16 56 57 58 59 Выдающиеся личности Германии 2 Обобщающее повторение за год обучения 2 Зачетное занятие Итоговое занятие 2 1 Лексический минимумом по теме Работа с текстом, выполнение послетекстовых упражнений МПР2,3,4,7,8,9 ЛР1, 7,10,11 ПР1-4 Повторение лексико-грамматического материала МПР2,4,7,8,9 ЛР2,4,8 ПР1-4 Дифференцированный зачет МПР2,3,4,7,8,9 ЛР2,4,5 ПР1-4 Подведение итогов МПР2,4,7,9 ЛР 5,4,8 ПР1-4 МПР2,3,4,7,8,9 АУДИТОРНЫХ 117 17 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА 4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Освоение программы учебного предмета «Немецкий язык» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета. Оборудование учебного кабинета: • посадочные места по количеству обучающихся; • рабочее место преподавателя; • шкафы для хранения пособий; • комплект учебно-методической документации; • карта страны изучаемого языка; • пластиковая доска; • комплект учебных таблиц и схем; • комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности; • библиотечный фонд. Технические средства обучения; • компьютер с программным обеспечением; • мультимедийные средства обучения; • магнитофон и комплект аудиокассет. Коллекция цифровых образовательных ресурсов: • электронные презентации, видеоматериалы. 4.2. Информационное обеспечение обучения Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. Аксенова Г.Я. «Пособие для сельскохозяйственных техникумов». М. «Высшая школа» - 79 стр. 2. Бориско Н.Ф. «Самоучитель немецкого языка».т. 1.»Логос». Киев. 2000г. – 472 стр. 3. Бориско Н.Ф. «Самоучитель немецкого языка».т.2 «Логос» Киев. 2002г. – 590 стр. 4. Бориско Н. Ф. «Бизнес-курс немецкого языка» Киев. 1998. 590 стр. 5. Камянова Т. «Учебник немецкого языка». ЗАО «Славянский дом книги». М. 2003. – 590 стр. 18 6. Корниенко В.В. «Пособие по немецкому языку для энергетических специальностей техникумов». М. «Высшая школа. 79 стр. 7. Миллер Е.Н. «Сельское хозяйство.Landwirtschaft». Ульяновск. 2000г. 590 стр. 8. Михайлов Л.М. Вебер Г. Вебер Ф. «Деловой немецкий язык. Бизнес. Маркетинг. Менеджмент. М. «Астраль» АСТ. 2004г. 302 стр. 9. Хайрова Л.В. Сапельникова Л.В. Бондарева В.Я. «Немецкий язык для технических колледжей».Ростов-на Дону. «Феникс». 2006 – 328 стр. 10. Немецко-русский сельскохозяйственный словарь.-М. «Русский язык».-1987. 110000 терминов. 11. Словари. Русско-немецкие и немецко-русские словари. Интернет-ресурсы: http://pedsovet.org/ http://www.studygerman.ru/ http://www.deutschland.de/ http://www.gramma.de/ http://goethe.de/ http://foior.edu.ru/ http:///deu.1september.ru Для преподавателей: 12. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 16 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.) 13. Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования». 14. Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”». 19 15. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования». 16. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. — М., 2014. 17. Горлова Н.А. Методика обучения иностранному языку: в 2 ч. — М., 2013. 18. Зубов А.В., Зубова И.И. Информационные технологии в лингвистике. — М., 2012. Ларина Т.В. Основы межкультурной коммуникации. – М., 2015 Щукин А.Н., Фролова Г.М. Методика преподавания иностранных языков. — М., 2015. 20 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА Контроль и оценка результатов освоения предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов и т.д. В задачи контроля входят: объективная характеристика речевого общения и самоконтроль. Студент не может получить положительную оценку, если уровень его знаний и обученности будет ниже 50% нормативов, указанных в программе. За период обучения в группах проводятся дифференцированные зачёты. Методы оценки результатов обучения - традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка. Результаты обучения личностные, метапредметные и предметные результаты • личностные: ЛР 1 Российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); ЛР 2 - Гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности ЛР 4 - Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире ЛР 5 Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности ЛР 6 - Толерантное сознание и поведение в Критерии оценки Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Устное сообщение по в области говорения - вести диалог, используя теме (пересказ, устный оценочные суждения, в ответ, презентация ситуациях официального и проекта, диалог- неофициального общения (в расспрос, диалог-обмен рамках тематики старшего мнениями, и т.д.) этапа обучения), беседовать о себе, своих планах; Творческие проекты, участвовать в обсуждении презентации, устные и проблем в связи с письменные сообщения прочитанным/ по теме прослушанным иноязычным текстом, соблюдая правила Тестовый речевого этикета; - рассказывать окружении, передача о контроль, содержания своем услышанного рассуждать в рамках изученной тематики Чтение текста, устный и письменный и проблематики; перевод, тестовый контроль - представлять социокультурный портрет Оценка продуктов своей страны и страны/стран письменной речи 21 поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям ЛР 7 - Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности ЛР 8 - Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей ЛР 9 - Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности ЛР 10 - Эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений ЛР 11 - Принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков ЛР 12 - Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь ЛР 13 - Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем ЛР 14 - Сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной изучаемого языка; Словарный диктант, блиц-опрос лексики в области аудирования - относительно полно точно и понимать Грамматические тесты, высказывания собеседника в контрольные распространенных стандартных и проверочные работы ситуациях повседневного общения, Терминологические, понимать основное тематические диктанты, содержание и извлекать тесты необходимую информацию из аудио- и видеотекстов Самооценка различных жанров: обсуждение функциональных получения (объявления, прогноз оценочные и процесса результата: листы с погоды), публицистических критериями по разным (интервью, репортаж), видам речевой соответствующих тематике деятельности данной ступени обучения; и стратегиям самостоятельной в области чтения работы по овладению - читать аутентичные тексты языком. различных жанров: публицистические, художественные, научно- популярные, функциональные, используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое/просмотровое), в зависимости от коммуникативной задачи; 22 деятельности ЛР 15 - Ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни • метапредметные МПР 1-умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; МПР 2-умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; МПР 3- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; МПР 4 - готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; в области письменной речи - писать личное письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе в форме, принятой в стране/странах изучаемого выписки языка, из делать иноязычного текста; значения новых лексических единиц, связанных тематикой данного обучения с этапа и соответствующими ситуациями общения, в том числе оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета МПР 5 - умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; МПР 6 - умение определять назначение и функции различных социальных институтов; МПР 7 - умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских 23 и нравственных ценностей; МПР 8 - владение языковыми средствами умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; МПР 9 владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. • предметные: П1-сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире; П2– владение знаниями о социокультурной специфике англоговорящих стран и умение строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике; умение выделять общее и различное в культуре родной страны и англоговорящих стран; П3– достижение порогового уровня владения английским языком, позволяющего выпускникам общаться в устной и письменной формах как с носителями английского языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство общения; П4– сформированность умения использовать немецкий язык как средство для получения информации из англоязычных источников в образовательных и самообразовательных целях. 24 Контрольно-измерительные материалы по предмету «Иностранный язык» Пояснительная записка: Дисциплина: немецкий язык Основная учебная литература: Н.Ф.Бориско «Самоучитель немецкого языка.Deutsch ohne Problem»: в 2 т. – Киев: Логос; М.: Рольф, 2000. – 480с. Время выполнения работы: 90 минут Период проведения контроля: 2 семестр Аудиторная учебная нагрузка –117 часов Итоговая аттестация дифференцированный зачет в форме теста и устного монологического высказывания. Перечень требований к уровню подготовки студентов, достижение, которого проверяется на контрольной работе по немецкому языку. Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение студентами следующих результатов: • личностных - сформированность ценностного отношения к языку как культурному феномену и средству отображения развития общества, его истории и духовной культуры; - сформированность широкого представления о достижениях национальных культур, о роли немецкого языка и культуры в развитии мировой культуры; - развитие интереса и способности к наблюдению за иным способом мировидения; - осознание своего места в поликультурном мире; готовность и способность вести диалог на немецком языке с представителями других культур, достигать взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать в различных областях для их достижения; умение проявлять толерантность к другому образу мыслей, к иной позиции партнера по общению; - готовность и способность к непрерывному образованию, включая самообразование, как в профессиональной области с использованием немецкого языка, так и в сфере немецкого языка; • метапредметных: - умение самостоятельно выбирать успешные коммуникативные стратегии в различных ситуациях общения; - владение навыками проектной деятельности, моделирующей реальные ситуации межкультурной коммуникации; - умение организовывать коммуникативную деятельность, продуктивно общаться и взаимодействовать с ее участниками, учитывать их позиции, эффективно разрешать конфликты; - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, используя адекватные языковые средства; • предметных: - сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире; - владение знаниями о социокультурной специфике немецкоговорящих стран и умение строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике; умение выделять общее и различное в культуре родной страны и немецкоговорящих стран; - достижение порогового уровня владения немецким языком, позволяющего выпускникам общаться в устной и письменной формах как с носителями немецкого языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство общения; 25 - сформированность умения использовать немецкий язык как средство для получения информации из немецкоязычных источников в образовательных и самообразовательных целях. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения контрольной работы по иностранному языку. 1. Назначение контрольно – измерительных материалов. Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения студентами стандарта образовательной программы среднего (полного) общего образования. 2. Документы, определяющие содержание контрольной работы. Содержание контрольной работы определяется на основе следующих документов: 1) Примерная программа дисциплины «Немецкий язык» для специальностей среднего профессионального образования. М., 2015 год 2) Рабочая программа дисциплины «Немецкий язык» 3. Подходы к отбору содержания контрольной работы: в контрольной работе взяты следующие темы: (смотри таблицу № 1) Число заданий, проверяющих содержание дисциплины «Немецкий язык» для 1 курса 30. В контрольной работе используются задания разных типов, форма задания обеспечивает его адекватность проверяемым знаниям и умениям. 4. Структура контрольной работы: Контрольная работа в виде лексико – грамматического теста состоит из четырёх блоков, включающих 30 заданий и устного блока. Эти блоки выделяются: Блок 1 включает 20 заданий (1-20). К каждому заданию приводятся варианты ответов, один из которых верный. Блок 2 содержит текст с 6 заданиями для определения понимания прочитанного при помощи определения соответствия данных после текста предложений содержанию прочитанного. Блок 3 содержит 10 заданий с целью определения русских эквивалентов немецким пословицам и поговоркам. Блок 4 содержит темы для устного высказывания по изученным темам. Таблица 1. Распределение заданий контрольной работы по частям работы. Блоки Число заданий Максимальный Тип заданий балл Блок 1 Блок 2 20 6 10 6 Блок 3 10 5 Блок 4 1 6 (по выбору студента) 37 27 Итого: с выбором ответа на определение соответствия заданных предложений содержанию прочитанного Найти русские эквиваленты немецким пословицам. задание на решение коммуникативной задачи 26 Таблица 2. Критерии оценивания заданий контрольной работы по немеөкому языку. Отметка Объем выполненной работы Количество баллов 90-100 % 5 24-27 70-89 % 19-23 59-69 % 14- 18 Менее 59% менее 13 4 3 2 Методика оценивания лексико – грамматического теста № вопроса Критерии Количество баллов Блок 1 1 - 20 Блок 2 1- 6 Из предложенных вариантов выбран один За каждый правильный ответ. правильный ответ 0,5 баллов за каждый правильный ответ по 1 баллу Правильно установлено соответствие. Блок 3 1 - 10 Правильно найден эквивалент за каждый правильный ответ по 0,5 балла Итого 21балл Критерии оценивания выполнения блока 4 (максимум 6 баллов) баллы 3 лексическое решение грамматическое коммуникативной за- оформление речи дачи (содержание) Задание полностью выполнено: цель общения успешно достигнута, тема раскрыта в заданном объёме, и произносительная сторона речи 27 2 1 социокультурные знания использованы в соответствии с ситуацией общения Задание выполнено: цель общения достигнута, однако тема раскрыта не в полном объёме, в основном социокультурные знания использованы в соответствии с ситуацией общения Задание выполнено частично: цель общения достигнута не полностью, тема раскрыта в ограниченном объёме, социокультурные знания мало использованы в соответствии с ситуацией общения Демонстрирует большой словарный запас, адекватный поставленной задаче. Использует разнообразные грамматические структуры в соответствии с поставленной задачей; практически не делает лексикограмматических ошибок (1—4 негрубые ошибки, не затрудняющие понимание) Демонстрирует достаточный словарный запас, в основном соответствующий поставленной задаче, однако наблюдается некоторое затруднение при подборе слов и отдельные неточности в их употреблении. Использует грамматические структуры, в целом соответствующие поставленной задаче; допускает ошибки (не более 6 лексикограмматических ошибок), не затрудняющие понимание высказывания Речь понятна: соблюдает правильный интонационный рисунок; практически все звуки в потоке речи произносит правильно: не допускает фонематических ошибок (меняющих значение высказывания) 28 0 Задание не выполнено: цель общения не достигнута. Тема не раскрыта, социокультурные знания не использованы в соответствии с ситуацией общения (словарный запас Речь почти не недостаточен для вы- воспринимается на полнения слух из-за непрапоставленной задачи. вильного Допускает произношения многочисленные многих звуков и лексикофонематических грамматические ошибок ошибки, в том числе затрудняющие понимание высказывания. Неправильное использование грамматических структур делает невозможным выполнение поставленной задачи Примечание: преподаватель оценивает выполнение блока 5 по следующим критериям: решение коммуникативной задачи (содержание) — 0—3 балла; лексическое и грамматическое оформление речи — 0—2 балла; произносительная сторона речи — 0—1 балл. При получении учащимся 0 баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи (содержание)» всё задание оценивается в 0 баллов. Инструкция по выполнению работы На выполнение контрольной работы по немецкому языку отводится 90 минут. Работа состоит из 4 частей, включающих 37 заданий. Блок 1 включает 20 заданий (1-20). К каждому заданию приводятся варианты ответов, один из которых верный. Блок 2 содержит 6 задания (1-4): 1 – на определение соответствия. Блок 3 содержит 10 заданий на нахождение эквивалента Блок 4 содержит 6 тем для устного высказывания (студент выбирает 1 тему по своему усмотрению) Внимательно прочитайте каждое задание лексико – грамматического теста и предполагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как Вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа. Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое - то задание вызывает затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые уверены. К пропущенным заданиям Вы можете вернуться позже. За выполнение различных по сложности заданий даётся от 0,5 до 1 балла. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь как можно больше выполнить заданий и набрать наибольшее количество баллов. При выполнении задания блока 4 вам предлагается выбрать 1 тему из 6 предложенных и составить рассказ на выбранную тему. Желаем успеха! 29 Итоговый лексико-грамматический тест по немецкому языку (I курс) Блок 1.Определите правильный вариант: 1.Du … Mechaniker. a) sein b) bist c) sind 2. Es … interessant. a) ist b) sein c) seid 3. Mein Freund … einen Bruder. a) habt b) haben c) hat 4.Ich … eine hochqualifizierte Kauffrau. a) wird b) werde c) werden 5. Meine Eltern … nach Berlin. a) fuhr b) fahren c) gefahren 6. Wie gut … er Deutsch? a) sprichst b) gesprochen c) spricht 7) Wir … diese Bücher in Deutsch lesen. a) müssen b) muss c) musste 8. … du Tennis spielen? a) können b) kannst c) konnte 9. Diese Jungen … Automechaniker. a) werdet b) geworden c) werden 10. Was … er? a) lesen b) gelesen c) liest 11. Meine Schwester … in Moskau. a) wohnt b) wohnen c) wohnst 12. Das ist die Idee … . a) meinem Freund b) meines Freundes c) meinen Freund 13. Meine Uhr liegt auf … Tisch. a) dem b) den c) der 14. Die Fotos hängen an … Wand. a) die b) der c) den 15. Dieser Student sucht … modernen Computer. a) ein b) eine c) einen 16. Interessiert er … für Technik? a) sich b) mich c) uns 17. Wir … Fremdsprachen. a) lernst b) lernen c) lernt 18. Mein Vater fährt zur Arbeit mit … Bus. a) dem b) der c) den 19. Mein Freund … zur Zeit an der Uni. a) studieren b) studiert c) studierst 20. … mir dein Buch! a) Gib b) Gebe c) Geben Блок 2. Прочитайте следующий текст. Ich will gar nicht sagen, dass unsere Tante Paula unordentlich ist, nein, nein! Den ganzen Tag rennt sie in ihrer kleinen Wohnung hin und her und bringt sie in Ordnung. Аber sie vergisst immer, wohin sie alles legt. Wir besuchen Tante Paula oft, und dann freut sie sich halbtot. Wir nehmen Platz und Tante Paula rennt in die Küche. Nach zwei Minuten kommt sie wieder ins Zimmer und sagt aufgeregt: „Den Wasserkessel (чайник) habe ich im Kühlschrank gefunden, aber wo ist der Kaffee? Er stand auf dem Schrank, was sehr unordentlich aussah, und ich habe ihn auf einen anderen Platz gestellt, aber wohin?“ Sie öffnet den Schrank, sie sieht hinter das Radio, auf das 30 Bücherregal – nichts! Kein Kaffee! „Sieh doch unter dem Bett noch“,- sagt mein Mann, „oder in der Waschmaschine“. Tante Paula wird böse. „Richtig so! Beleidige deine alte Tante, die ihr ganzes Leben für dich gesorgt hat.“ Wir beruhigen sie und ich finde den Kaffee ganz zufällig in der Blumenvase, wir setzen uns an den Tisch und trinken ihn. Определите, какие из приведенных ниже утверждений соответствуют содержанию текста. Если содержание предложения соответствует содержанию текста, ставьте рядом с номером предложения в бланке ответов «ja», если нет –ставьте «nein». 1) Tante Paula wird von den Verwandten oft besucht. 2) Tante Paula sorgt immer für Ordnung in ihrer Wohnung. 3) Den Tee hat man in der Blumenvase gefunden. 4) Tante Paula wird böse, wenn man sie besucht. 5)Tante Paula kann nicht immer daran erinnern, wohin sie die Sachen gestellt oder gelegt hat. 6) Tante Paula ist eine sehr ordentliche Frau. Блок 3. 1. Guter Rat kommt über Nacht. 2. Aller Anfang ist schwer. 3. Bei Nacht sind alle Katzen grau. 4. Keine Flamme ohne Rauch. 5. Einmal ist keinmal. 6. Stille Wasser sind tief. 7. Mit Fragen kommt man durch die Welt. 8. Liebe ist blind. 9. Ende gut – alles gut. 10. Einem geschenkten Gaul guckt man nicht ins Maul. 1.Лиха беда начало. 2. Ночью все кошки серы. 3. Конец делу венец. 4. В тихом омуте черти водятся. 5. Нет дыма без огня. 6. Дареному коню в зубы не смотрят. 7. Утро вечера мудренее. 8. Один раз не считается. 9. Язык до Киева доведет. 10. Любовь слепа. Блок 4. Составьте устное сообщение на одну из предложенных тем. 1. Ich möchte mich vorstellen. 2. Meine Familie. 3. Wir lernen Deutsch. 4. Die deutschsprachigen Länder. 5. Mein Studium im College. 6. Mein Arbeitstag. 7. Meine Freizeit. Mein Hobby. 31 Бланк ответов Фамилия, имя студента________________ Группа________________ Вариант _______________ Номера заданий Блока 1 с выбором ответа из предложенных вариантов № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 предло жения № варианта ответа Всего баллов Результаты выполнения заданий Блока 2 предложения 1) Tante Paula wird von den Verwandten oft besucht. 2) Tante Paula sorgt immer für Ordnung in ihrer Wohnung. 3) Den Tee hat man in der Blumenvase gefunden. 4) Tante Paula wird böse, wenn man sie besucht. . 5)Tante Paula kann nicht immer daran erinnern, wohin sie die Sachen gestellt oder gelegt hat. 6) Tante Paula ist eine sehr ordentliche Frau. Всего баллов Результаты выполнения заданий блока 3. № 1 2 3 4 немецких пословиц № русских пословиц Всего баллов 5 6 7 8 № предложения 9 10 32 Матрица ответов Вариант 1 Номера заданий Блока 1 с выбором ответа из предложенных вариантов № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 предло жения № b a c b b a a b c c a b a b c a b a b a варианта ответа Всего баллов Результаты выполнения заданий блока 2 Результаты выполнения заданий Блока 2 предложения № предложения 1) Tante Paula wird von den Verwandten oft besucht. ja 2) Tante Paula sorgt immer für Ordnung in ihrer Wohnung. ja 3) Den Tee hat man in der Blumenvase gefunden. ja 4) Tante Paula wird böse, wenn man sie besucht. nein . 5)Tante Paula kann nicht immer daran erinnern, wohin sie die ja Sachen gestellt oder gelegt hat. 6) Tante Paula ist eine sehr ordentliche Frau. nein Всего баллов Результаты выполнения заданий Блока 3 Результаты выполнения заданий блока 3. № 1 2 3 4 немецких пословиц № 7 1 2 5 русских пословиц Всего баллов 5 6 7 8 9 10 8 4 9 10 3 6 33