Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с примерной программой учебной дисциплины «Физическая культура», рекомендованной ФГАУ ФИРО от 23.07.2015 г. по специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей» (базовая подготовка) укрупненной группы специальностей 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04.2014 №349, с учетом рабочей программы воспитания по специальности «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей» Разработчик: Тихонов Олег Владимирович – преподаватель ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный колледж», высшая квалификационная категория Коробейникова Ольга Викторовна - преподаватель ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный колледж», первая квалификационная категория СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………….…4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………7 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ…………………….16 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ………19 5.КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»……………… …………………….21 1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учебной дисциплины Физическая культура 1.1. Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины предназначена для организации занятий по физической культуре в учреждениях СПО, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования по специальности СПО 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей» (базовая подготовка). 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина «Физическая культура» относится к общеобразовательным дисциплинам 1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение студентами следующих результатов: • личностных: − готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; − сформированность устойчивой мотивации к здоровому образу жизни и обучению, целенаправленному личностному совершенствованию двигательной активности с валеологической и профессиональной направленностью, неприятию вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; − потребность к самостоятельному использованию физической культуры как составляющей доминанты здоровья; − приобретение личного опыта творческого использования профессиональнооздоровительных средств и методов двигательной активности; − формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, системы значимых социальных и межличностных отношений, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных действий в процессе целенаправленной двигательной активности, способности их использования в социальной, в том числе профессиональной, практике; − готовность самостоятельно использовать в трудовых и жизненных ситуациях навыки профессиональной адаптивной физической культуры; − способность к построению индивидуальной образовательной траектории самостоятельного использования в трудовых и жизненных ситуациях навыков профессиональной адаптивной физической культуры; − способность использования системы значимых социальных и межличностных отношений, гражданские ценностно-смысловых позиции, в установок, спортивной, отражающих оздоровительной и личностные и физкультурной деятельности; − формирование навыков сотрудничества со сверстниками, умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; − принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно- оздоровительной деятельностью; − умение оказывать первую помощь при занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; − патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной; − готовность к служению Отечеству, его защите; • метапредметных: − способность использовать межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные) в познавательной, спортивной, физкультурной, оздоровительной и социальной практике; − готовность учебного сотрудничества с преподавателями и сверстниками с использованием специальных средств и методов двигательной активности; − освоение знаний, полученных в процессе теоретических, учебно-методических и практических занятий, в области анатомии, физиологии, психологии (возрастной и спортивной), экологии, ОБЖ; − готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая информации, критически умение ориентироваться оценивать и в различных интерпретировать источниках информацию по физической культуре, получаемую из различных источников; − формирование навыков участия в различных видах соревновательной деятельности, моделирующих профессиональную подготовку; − умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, норм информационной безопасности; • предметных: − умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга; − владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью; − владение основными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств; − владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности; − владение техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности, готовность к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Результатом освоения дисциплины является овладение студентами общими компетенциями: ОК 2: Организовать свою собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3: Применять решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 6: Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Обязательная учебная нагрузка (всего) Итоговая аттестация в форме зачета - 1 и 2 семестр Объем часов 117 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТЫ: Личностные: Российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); Готовность к служению Отечеству, его защите Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь ЛР 1 ЛР 3 ЛР 7 ЛР 12 Метапредметные 1) Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; Предметные 1) умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной ПР1 деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга, в том числе в подготовке к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО); Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) при осуществлении текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по учебному предмету "Физическая культура", направленные письмом Минобрнауки России от 2 декабря 2015 г. N 08-1447 2) владение современными технологиями укрепления и сохранения ПР2 здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью; 3) владение основными способами самоконтроля индивидуальных ПР3 показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств; МПР 1 МПР 2 МПР 7 4) владение физическими упражнениями разной функциональной ПР 4 направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности; 5) владение техническими приемами и двигательными действиями ПР 5 базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности; 6) для слепых и слабовидящих обучающихся: ПР 6 сформированность приемов осязательного и слухового самоконтроля в процессе формирования трудовых действий; сформированность представлений о современных бытовых тифлотехнических средствах, приборах и их применении в повседневной жизни; 7) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата: овладение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью с учетом двигательных, речедвигательных и сенсорных нарушений; овладение доступными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств; овладение доступными физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности; овладение доступными техническими приёмами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности. ПР 7 2.2. Тематический план и содержание УД Физическая культура № урока Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся Раздел 1. Введение. Физические способности человека и их развитие 1. Введение. Знать: Основы влияние оздоровительных систем физического здорового воспитания на укрепление здоровья, профилактику образа жизни. профзаболеваний, вредных привычек и увеличение продолжительности жизни. Уметь: составить комплекс оздоровительной и адаптивной (лечебной) физкультуры, выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации 2. Комплекс ГТО История и содержание комплекса ГТО, возрастные особенности комплекса ГТО Раздел 2 Общая физическая подготовка 3. ОФП. Кросс, Техника выполнения упражнения силового характера, общеразвиваю скоростно-силовых упражнений, выполнение щие упражнений на подвижность и координацию упражнения 4. ОФП. Кросс Техника выполнения упражнения силового характера, бег 1000м скоростно-силовых упражнений, выполнение (ГТО) упражнений на подвижность и координацию 5. ОФП. Кросс Техника выполнения упражнения силового характера, бег юноши скоростно-силовых упражнений, выполнение 1000м, упражнений на подвижность и координацию девушки 500 м 6. ОФП. Кросс, Техника выполнения упражнения силового характера, общеразвиваю скоростно-силовых упражнений, выполнение щие упражнений на подвижность и координацию упражнения юноши 3000м, девушки 2000м 7. ОФП. Кросс. Техника выполнения упражнения силового характера, Развитие силы. скоростно-силовых упражнений, выполнение упражнений на подвижность и координацию 8. ОФП. Кросс. Техника выполнения упражнения силового характера, Развитие силы скоростно-силовых упражнений, выполнение и гибкости. упражнений на подвижность и координацию Объем часов Коды ЛР, МПР, ПР (ПК) формиро ванию которых способст вует элемент програм мы 2 ЛР 1, 3, 12 МПР 1,7 ПР 1,2 ОК 2 2 2 2 2 2 2 2 ЛР 1, 3 МПР 1 ПР 1,3 ОК 3 (ГТО) 9. ОФП. Кросс. Техника выполнения упражнения силового характера, Подтягивание, скоростно-силовых упражнений, выполнение упражнений на подвижность и координацию отжимание. (ГТО) 2 10. ОФП. Кросс. Техника выполнения упражнения силового характера, Развитие силы скоростно-силовых упражнений, выполнение и прыгучести упражнений на подвижность и координацию (ГТО) 2 Раздел 3 Гимнастика. 11. Гимнастика. КОРУ, строевых упр. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. Знать: правила составления КОРУ, упражнения на коррекцию осанки Выполнять: строевые упражнения, упражнения с гимнастической скамейкой, упражнения с мячом, упражнения в парах, комплекс утренней гимнастики Гимнастика. Знать: правила составления КОРУ, упражнения на КОРУ, коррекцию осанки строевых упр. Выполнять: строевые упражнения, упражнения с гимнастической скамейкой, упражнения с мячом, упражнения в парах, комплекс утренней гимнастики Гимнастика. Знать: правила составления КОРУ, упражнения на Строевые коррекцию осанки упражнения. Выполнять: строевые упражнения, упражнения с Упражнениям в гимнастической скамейкой, упражнения с мячом, парах. упражнения в парах, комплекс утренней гимнастики Гимнастика. Знать: правила составления КОРУ, упражнения на Строевые упр. коррекцию осанки Упражнения в Выполнять: строевые упражнения, упражнения с парах. гимнастической скамейкой, упражнения с мячом, упражнения в парах, комплекс утренней гимнастики Гимнастика. Знать: правила составления КОРУ, упражнения на Упражнения с коррекцию осанки гимнастической Выполнять: строевые упражнения, упражнения с скамейкой. гимнастической скамейкой, упражнения с мячом, упражнения в парах, комплекс утренней гимнастики Гимнастика. Знать: правила составления КОРУ, упражнения на Упражнения с коррекцию осанки гимнастическо Выполнять: строевые упражнения, упражнения с й скамейкой. гимнастической скамейкой, упражнения с мячом, упражнения в парах, комплекс утренней гимнастики Гимнастика. Знать: правила составления КОРУ, упражнения на Оценка коррекцию осанки физических Выполнять: строевые упражнения, упражнения с качеств.(ГТО) гимнастической скамейкой, упражнения с мячом, упражнения в парах, комплекс утренней гимнастики Гимнастика. Знать: правила составления КОРУ, упражнения на Зачет. коррекцию осанки Комплекс Выполнять: строевые упражнения, упражнения с утреней гимнастической скамейкой, упражнения с мячом, 2 2 2 2 2 2 2 2 ЛП 7, 12 МПР 7 ПР 1,2, 4, 5 ОК 6 гимнастики. упражнения в парах, комплекс утренней гимнастики Раздел 4 Спортивные игры. Баскетбол. 19. Баскетбол. Техника ведения и передачи меча. Двухсторонняя игра. Ведение мяча. Зачет – бросок набивного мяча. 20. Баскетбол. Техника ведения и передачи меча. Двухсторонняя игра. Передача мяча, ведение мяча. 21. Баскетбол. Техника ведения и передачи меча. Двухсторонняя игра. Ведение и передачи мяча . Зачет – челночный бег. 22. Техника ведения и передачи меча. Двухсторонняя игра. Баскетбол. 23. 24. 25. Передвижение, повороты, передачи, броски мяча в корзину. Баскетбол. Учебная игра. Баскетбол. Учебная игра с заданиями. Баскетбол. Учебная игра. Раздел 5 Волейбол. 26. Волейбол. 27. 28. 29. Основные стойки игрока. Передачи мяча. Волейбол. Повторение стоек игрока, передачи мяча. Волейбол. Нижняя передаче мяча. Зачет – прыжок в длину с места.(ГТО) Волейбол. Нижняя подача мяча. Зачет – 2 2 ЛР7, МПР 1,2 ПРР 4,5 ОК 6 2 2 Техника ведения и передачи меча. Двухсторонняя игра. 2 Техника ведения и передачи меча. Двухсторонняя игра. 2 Техника ведения и передачи меча. Двухсторонняя игра. 2 Техника приема и передачи меча сверху двумя руками; техника приема и передачи меча снизу двумя руками; техника верхней и нижней подачи меча; двухсторонняя игра. 2 Техника приема и передачи меча сверху двумя руками; техника приема и передачи меча снизу двумя руками; техника верхней и нижней подачи меча; двухсторонняя игра. 2 Техника приема и передачи меча сверху двумя руками; техника приема и передачи меча снизу двумя руками; техника верхней и нижней подачи меча; двухсторонняя игра. 2 Техника приема и передачи меча сверху двумя руками; техника приема и передачи меча снизу двумя руками; техника верхней и нижней подачи меча; двухсторонняя игра. 2 ЛР7, МПР 1,2 ПР 4,5 ОК6 30. приседание на одной ноге. Техника приема и передачи меча сверху двумя руками; техника приема и передачи меча снизу двумя руками; техника верхней и нижней подачи меча; двухсторонняя игра. 31. Волейбол. Техника приема и передачи меча сверху двумя руками; техника приема и передачи меча снизу двумя руками; Учебная игра. техника верхней и нижней подачи меча; двухсторонняя игра. 32. Волейбол. Техника приема и передачи меча сверху двумя руками; техника приема и передачи меча снизу двумя руками; Учебная игра. техника верхней и нижней подачи меча; двухсторонняя игра. Раздел 6 Лыжная подготовка. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. Волейбол. Учебная игра. 2 2 2 Техника передвижения на лыжах; техника горнолыжной подготовки; прохождение дистанций. 2 Техника передвижения на лыжах; техника горнолыжной подготовки; прохождение дистанций. 2 Техника передвижения на лыжах; Лыжи. Одновременные техника горнолыжной подготовки; прохождение дистанций. ходы. Техника передвижения на лыжах; Лыжи. техника горнолыжной подготовки; Попеременно прохождение дистанций. двухшажный, 2 Техника передвижения на лыжах; техника горнолыжной подготовки; прохождение дистанций. Техника передвижения на лыжах; техника горнолыжной подготовки; прохождение дистанций. 2 Техника передвижения на лыжах; техника горнолыжной подготовки; прохождение дистанций. 2 Техника передвижения на лыжах; техника горнолыжной подготовки; прохождение дистанций. 2 Техника передвижения на лыжах; техника горнолыжной подготовки; 2 Лыжи. Попеременно двухшажный ход, повороты на месте. Лыжи. Попеременных ходов. одновременные ходы. Лыжи. Техника лыжных ходов. Лыжи. Техника подъемов «ёлочкой», «лесенкой». Лыжи. Техника пройденных лыжных ходов и подъемов. Лыжи. Техника спусков и подъёмов. Лыжи. Техника спусков и 2 2 ЛП3, МПР 7 ПР 3,5 ОК 2 42. 43. 44. подъемов. Лыжи. Техники спусков и подъемов. Зачет. – прохождение дистанции на время, Ю – 5 км, Д – 3 км (ГТО) прохождение дистанций. Техника передвижения на лыжах; техника горнолыжной подготовки; прохождение дистанций. Техника передвижения на лыжах; техника горнолыжной подготовки; прохождение дистанций. Техника передвижения на лыжах; Лыжи. техника горнолыжной подготовки; Прохождение дистанции 5 км. прохождение дистанций. Спуски и подъемы. Раздел 7 Легкая атлетика 45. техника специальных упражнений бегуна. Легкая Техника высокого и низкого старта. атлетика. Техника на короткие дистанции. Специальные Техника эстафетного бега. упражнения. 46. 47. 48. Легкая атлетика. Техники бега на короткие дистанции. «Низкий» старт. Зачет - 30 м Легкая атлетика. Техника бега на короткие дистанции, «низкий» старт. Легкая атлетика. Бег 60м. 49. Легкая атлетика. Бег 100м. (ГТО) 50. Легкая атлетика. Бег Ю-600м. Д300м. 51. Легкая атлетика. 2 2 2 2 техника специальных упражнений бегуна. Техника высокого и низкого старта. Техника на короткие дистанции. Техника эстафетного бега. 2 техника специальных упражнений бегуна. Техника высокого и низкого старта. Техника на короткие дистанции. Техника эстафетного бега. 2 техника специальных упражнений бегуна. Техника высокого и низкого старта. Техника на короткие дистанции. Техника эстафетного бега. техника специальных упражнений бегуна. Техника высокого и низкого старта. Техника на короткие дистанции. Техника эстафетного бега. техника специальных упражнений бегуна. Техника высокого и низкого старта. Техника на короткие дистанции. Техника эстафетного бега. 2 техника специальных упражнений бегуна. Техника высокого и низкого старта. 2 2 2 ЛР3,12 МПР 7 ПР 1,3,5 ОК 2 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. Техника передачи эстафетной палочки Легкая атлетика. Эстафетный бег. Легкая атлетика. Метание гранаты.(ГТО) Легкая атлетика. Техника эстафетного бега Легкая атлетика. Кросс 3 км юн. , 2 км дев. (ГТО) Легкая атлетика. Подготовка к сдаче норм (ГТО). Легкая атлетика. Кросс по пересечённой местности 5 км Легкая атлетика. Прыжки в длину.(ГТО) Легкая атлетика. Зачет. ВСЕГО ЧАСОВ Техника на короткие дистанции. Техника эстафетного бега. техника специальных упражнений бегуна. Техника высокого и низкого старта. Техника на короткие дистанции. Техника эстафетного бега. 2 техника специальных упражнений бегуна. Техника высокого и низкого старта. Техника на короткие дистанции. Техника эстафетного бега. 2 техника специальных упражнений бегуна. Техника высокого и низкого старта. Техника на короткие дистанции. Техника эстафетного бега. 2 техника специальных упражнений бегуна. Техника высокого и низкого старта. Техника на короткие дистанции. Техника эстафетного бега. 2 техника специальных упражнений бегуна. Техника высокого и низкого старта. Техника на короткие дистанции. Техника эстафетного бега. 2 техника специальных упражнений бегуна. Техника высокого и низкого старта. Техника на короткие дистанции. Техника эстафетного бега. 2 техника специальных упражнений бегуна. Техника высокого и низкого старта. Техника на короткие дистанции. Техника эстафетного бега. 2 техника специальных упражнений бегуна. Техника высокого и низкого старта. Техника на короткие дистанции. Техника эстафетного бега. 1 117 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета спортивного зала, открытого стадиона широкого профиля с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы. Технические средства обучения музыкальный центр, видеопроектор, видеоплеер, персональный компьютер, экран, фотоаппарат, видеокамера и необходимые к ним (аудио- видеозаписи, учебно- методическая литература и тп.), инвентарь (секундомеры, волейбольные и баскетбольные мячи, скакалки, гимнастические маты, лыжный инвентарь). 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. Лях В.И., Зданевич А.А. Физическая культура 10—11 кл. — М., 2005. 2. Решетников Н.В. Физическая культура. — М., 2002. 3. Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура: учеб.пособия для студентов СПО. — М., 2005. 4. Барчуков И.С. Физическая культура. — М., 2003. 5. Бирюкова А.А. Спортивный массаж: учебник для вузов. — М., 2006. 6. Бишаева А.А., Зимин В.Н. Физическое воспитание и валеология: учебное пособие для студентов вузов: в 3 ч. Физическое воспитание молодежи с профессиональной и валеологической направленностью. — Кострома, 2003. 7. Вайнер Э.Н. Валеология. — М., 2002. 8. Вайнер Э.Н., Волынская Е.В. Валеология: учебный практикум. — М., 2002. 9. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании. — М., 2006. 10. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе / под ред. М.М.Безруких, В.Д.Сонькина. — М., 2002. 11. Туревский И.М. Самостоятельная работа студентов факультетов физической культуры. — М., 2005. 12. Хрущев С.В. Физическая культура детей заболеванием органов дыхания: учеб.пособие для вузов. — М., 2006. 13. www.ГТО.ru 14. www.minstm.gov.ru (Официальный сайт Министерства спорта Российской Федерации). 15. www.edu.ru (Федеральный портал «Российское образование»). 16. www.olympic.ru (Официальный сайт Олимпийского комитета России). 17. www.goup32441.narod.ru (сайт: Учебно-методические пособия «Общевойсковая подготовка». Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации (НФП-2009). 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания • личностные: − готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; − сформированность устойчивой мотивации к здоровому образу жизни и обучению, целенаправленному личностному совершенствованию двигательной активности с валеологической и профессиональной направленностью, неприятию вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; − потребность к самостоятельному использованию физической культуры как составляющей доминанты здоровья; − приобретение личного опыта творческого использования профессионально-оздоровительных средств и методов двигательной активности; − формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, системы значимых социальных и межличностных отношений, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных действий в процессе целенаправленной двигательной активности, способности их использования в социальной, в том числе профессиональной, практике; − готовность самостоятельно использовать в трудовых и жизненных ситуациях навыки профессиональной адаптивной физической культуры; − способность к построению индивидуальной образовательной траектории самостоятельного использования в трудовых и жизненных ситуациях навыков профессиональной адаптивной физической культуры; − способность использования системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции, в спортивной, оздоровительной и физкультурной деятельности; − формирование навыков сотрудничества со сверстниками, умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; − принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; − умение оказывать первую помощь при занятиях спортивнооздоровительной деятельностью; − патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной; − готовность к служению Отечеству, его защите; • метапредметные: − способность использовать межпредметные понятия и Формы и методы контроля и оценки результатов обучения -Посещаемость занятий -Сдача контрольных нормативов -Зачеты -Участие в соревнованиях, -Сдача норм ГТО -Посещение секций универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные) в познавательной, спортивной, физкультурной, оздоровительной и социальной практике; − готовность учебного сотрудничества с преподавателями и сверстниками с использованием специальных средств и методов двигательной активности; − освоение знаний, полученных в процессе теоретических, учебно-методических и практических занятий, в области анатомии, физиологии, психологии (возрастной и спортивной), экологии, ОБЖ; − готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию по физической культуре, получаемую из различных источников; − формирование навыков участия в различных видах соревновательной деятельности, моделирующих профессиональную подготовку; − умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, норм информационной безопасности; • предметные: − умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга; − владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью; − владение основными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств; − владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности; − владение техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности, готовность к выполнению нормативов Всероссийского физкультурноспортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). ОК1 Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составлять план действия; определять необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовывать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности ОК 2 Умения: определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска Знания: номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации. ОК 3 Умения: определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования Знания: содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования ОК 4 Умения: организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности Знания: психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности ОК 5 Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе Знания: особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений ОК 6 Умения: описывать значимость своей специальности; применять стандарты антикоррупционного поведения. Знания: сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по специальности; стандарты антикоррупционного поведения и последствия его нарушения. ОК 7 Умения: соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности Знания: правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения. ОК 8 Умения: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности; пользоваться средствами профилактики перенапряжения, характерными для данной специальности. Знания: роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни; условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для специальности; средства профилактики перенапряжения. ОК 9 Умения: применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение Знания: современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности. ОК 10 Умения: понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснять свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы. Знания: правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности. ОК 11 Умения: выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план; рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования; определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности; презентовать бизнес-идею; определять источники финансирования. Знания: основы предпринимательской деятельности; основы финансовой грамотности; правила разработки бизнес-планов; порядок выстраивания презентации; кредитные банковские продукты. КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» 1. Назначение контрольно – измерительных материалов. Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения студентами образовательной программы среднего (полного) общего образования. 2. Документы, определяющие содержание на зачете. Содержание зачета определяется на основе следующих документов: 1) Примерная программа «Физическая культура» для профессий начального образования и специальностей среднего профессионального образования от 23.07.2015 2) Рабочая программа дисциплины «Физическая культура» 3. Подходы к отбору содержания на зачете: Для зачета взяты следующие темы: - Основы здорового образа жизни; - Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями; - Средства физической культуры в регулировании работоспособности; - Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста; -Практическая часть (Учебно- тренировочная); -Гимнастика; -Спортивные игры; -Лыжная подготовка; -и др. Число заданий, проверяющих содержание отдельных разделов курса. В зачете используются задания разных типов, форма задания обеспечивает его адекватность проверяемым умениями. 4. Структура зачета: Теоретическая часть: 1. Составить комплекс утренней гимнастики. Оценка 5 12 упражнений. Оценка 4 8 упражнений. Оценка 3 5 упражнений. 2. Составить комплекс обще развивающих упражнений. Оценка 5 12 упражнений. Оценка 4 8 упражнений. Оценка 3 5 упражнений. 3. Составить комплекс производственной гимнастики. Оценка 5 12 упражнений. Оценка 4 8 упражнений. Оценка 3 5 упражнений. 4. Составить комплекс релаксационной гимнастики и силовой комплекс. Оценка 5 12 упражнений. Оценка 4 8 упражнений. Оценка 3 5 упражнений. ПРИМЕРНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ОЦЕНКИ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ № п/п 1 2 3 4 Физические способности Скоростные Контроль-ное упражнение (тест) Возраст, лет Оценка 5 4,4 и выше 4,3 Юноши 4 5,1–4,8 Бег 30 м, с 16 Координационные Челночный бег 3×10 м, с 16 Скоростно-силовые Прыжки в длину с места, см 16 Выносливость 6-минутный бег, м 16 1500 и 1300– выше 1400 17 1500 16 15 и выше 15 11 и выше 12 5 Гибкость 6 Силовые Наклон вперед из положения стоя, см Подтягивание: на высокой перекладине из виса, кол-во раз (юноши), на низкой перекладине из виса лежа, количество раз (девушки) 17 17 17 17 16 17 5,0–4,7 7,3 и выше 7,2 8,0–7,7 230 и выше 240 195–210 7,9–7,5 205–220 1300– 1400 9–12 9–12 8–9 9–10 Девушки 3 5 4 3 5,2 и 4,8 и 5,9– 6,1 и ниже выше 5,3 ниже 5,2 4,8 6,1 5,9– 5,3 8,2 и 8,4 и 9,3– 9,7 и ниже выше 8,7 ниже 8,1 8,4 9,6 9,3– 8,7 180 и 210 и 170– 160 и ниже выше 190 ниже 190 210 160 170– 190 1100 1300 и 1050– 900 и и выше 1200 ниже ниже 1100 1300 900 1050– 1200 5и 20 и 12–14 7 и ниже выше ниже 5 20 12–14 7 4и 18 и 13–15 6 и ниже выше ниже 18 4 13–15 6 ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНОШЕЙ ОСНОВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ Тесты 1. 2. 3. 4. Бег 3000 м (мин, с) Бег на лыжах 5 км (мин, с) Плавание 50 м (мин, с) Приседание на одной ноге с опорой о стену (количество раз на каждой ноге) 5 12,30 25,50 45,00 10 Оценка в баллах 4 3 14,00 б/вр 27,20 б/вр 52,00 б/вр 8 5 5. Прыжок в длину с места (см) 230 210 190 6. Бросок набивного мяча 2кг из-за головы (м) 7. Силовой тест — подтягивание на высокой перекладине (количество раз) 9,5 7,5 6,5 13 11 8 8. Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (количество раз) 12 9 7 9. Координационный тест — челночный бег 3×10 м (с) 10. Поднимание ног в висе до касания перекладины (количество раз) 7,3 8,0 8,3 7 5 3 11. Гимнастический комплекс упражнений: – утренней гимнастики; – производственной гимнастики; – релаксационной гимнастики (из 10 баллов) до 9 до 8 до 7,5 26 ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕВУШЕК ОСНОВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ Тесты Оценка в баллах 4 3 13,00 б/вр 1. Бег 2000 м (мин, с) 5 11,00 2. Бег на лыжах 3км (мин, с) 19.00 21,00 б/вр 3. Плавание 50 м (мин, с) 1,00 1,20 б/вр 4. Прыжки в длину с места (см) 190 175 160 5. Приседание на одной ноге, опора о стену (количество раз на каждой ноге) 8 6 4 6. Силовой тест — подтягивание на низкой перекладине (количество раз) 20 10 5 7. Координационный тест — челночный бег 3×10 м (с) 8. Бросок набивного мяча 1 кг из-за головы (м) 8,4 9,3 9,7 10,5 6,5 5,0 до 9 до 8 до 7,5 9. Гимнастический комплекс упражнений: – утренней гимнастики – производственной гимнастики – релаксационной гимнастики (из 10 баллов) Оценка уровня студента по физической культуре в конце учебного года выставляется на основании среднего балла за сдачу всех тестов по физической подготовленности. Итоговая оценка студента выставляется с учетом посещаемости в процентном соотношении ( 90 процентов от общего количества часов). 27 28