Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с примерной программой, разработанной основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей», утвержденного Приказом Минобрнауки России от 9 декабря 2016 г. № 1568 (зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2016 г, регистрационный №44946). Разработчики: Тихонов Олег Владимирович – преподаватель ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный колледж», высшая категории. Коробейникова Ольга Викторовна - преподаватель ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный колледж», первая квалификационная категория СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……….4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………....7 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ……………….14 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ…16 5.КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»…………………………..……..19 1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физическая культура 1.1. Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины предназначена для организации занятий по физической культуре в учреждениях СПО, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования по специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей». 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина «Физическая культура» относится к общеобразовательным дисциплинам 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: личностных: − готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; − сформированность устойчивой мотивации к здоровому образу жизни и обучению, целенаправленному личностному совершенствованию двигательной активности с валеологической и профессиональной направленностью, неприятию вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; − потребность к самостоятельному использованию физической культуры как составляющей доминанты здоровья; − приобретение личного опыта творческого использования профессиональнооздоровительных средств и методов двигательной активности; − формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, системы значимых социальных и межличностных отношений, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных действий в процессе целенаправленной двигательной активности, способности их использования в социальной, в том числе профессиональной, практике; − готовность самостоятельно использовать в трудовых и жизненных ситуациях навыки профессиональной адаптивной физической культуры; − способность к построению индивидуальной образовательной траектории самостоятельного использования в трудовых и жизненных ситуациях навыков профессиональной адаптивной физической культуры; − способность использования системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции, в спортивной, оздоровительной и физкультурной деятельности; − формирование навыков сотрудничества со сверстниками, умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; − принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; − умение оказывать первую помощь при занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; − патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной; − готовность к служению Отечеству, его защите; метапредметных: − способность использовать межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные) в познавательной, спортивной, физкультурной, оздоровительной и социальной практике; − готовность учебного сотрудничества с преподавателями и сверстниками с использованием специальных средств и методов двигательной активности; − освоение знаний, полученных в процессе теоретических, учебно-методических и практических занятий, в области анатомии, физиологии, психологии (возрастной и спортивной), экологии, ОБЖ; − готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию по физической культуре, получаемую из различных источников; − формирование навыков участия в различных видах соревновательной деятельности, моделирующих профессиональную подготовку; − умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, норм информационной безопасности; предметных: − умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга; − владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью; − владение основными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств; − владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности; − владение техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности, готовность к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Обязательная учебная нагрузка (всего) 58 в том числе практические занятия Итоговая аттестация в форме зачета - 1 и 2 семестр 58 2.2. Тематический план и содержание УД Физическая культура № урока Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения 2 2 Раздел 1. Теория. Физические способности человека и их развитие 1. Введение. Физическая культура в обеспечении здоровья. Техника безопасности, ГТО. Знать: влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профзаболеваний, вредных привычек и увеличение продолжительности жизни. Уметь: составить комплект оздоровительной и адаптивной (лечебной) физкультуры, выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации Раздел 2 Общая физическая подготовка. Гимнастика. 2. Гимнастика, ОФП. Кросс, общеразвивающие упражнения Техника выполнения упражнения силового характера, скоростно-силовых упражнений, выполнение упражнений на подвижность и координацию 2 2 3. ОФП. Кросс бег юноши 1000м, девушки 500 м Техника выполнения упражнения силового характера, скоростно-силовых упражнений, выполнение упражнений на подвижность и координацию 2 2 4. Гимнастика , ОФП. Кросс, общеразвивающие упражнения юноши 3000м, девушки 2000м Техника выполнения упражнения силового характера, скоростно-силовых упражнений, выполнение упражнений на подвижность и координацию 2 2 5. Гимнастика. Оценка физических качеств. ГТО Техника выполнения упражнения силового характера, скоростно-силовых упражнений, выполнение упражнений на подвижность и координацию. Отжимания, подтягивания, наклон, поднимание туловища. 2 2 2 2 Раздел 3 Спортивные игры. Баскетбол. 6. Баскетбол. Ведение мяча. Зачет – бросок Техника ведения и передачи меча. Двухсторонняя игра. набивного мяча. 7. Баскетбол. Передача мяча, ведение мяча. Техника ведения и передачи меча. Двухсторонняя игра. 2 2 8. Баскетбол. Ведение и передачи мяча . Зачет – челночный бег. Техника ведения и передачи меча. Двухсторонняя игра. 2 2 9. Баскетбол. Передвижение, повороты, передачи, броски мяча в корзину. Техника ведения и передачи меча. Двухсторонняя игра. 2 2 10. Баскетбол. Учебная игра. Техника ведения и передачи меча. Двухсторонняя игра. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Раздел 4 Спортивные игры. Волейбол. 11. Волейбол. Основные Техника приема и передачи меча сверху стойки игрока. Передачи двумя руками; мяча. техника приема и передачи меча снизу двумя руками; техника верхней и нижней подачи меча; двухсторонняя игра. 12. Волейбол. Повторение стоек игрока, передачи мяча. Техника приема и передачи меча сверху двумя руками; техника приема и передачи меча снизу двумя руками; техника верхней и нижней подачи меча; двухсторонняя игра. 13. Волейбол. Нижняя передаче мяча. Техника приема и передачи меча сверху двумя руками; Зачет – прыжок в длину с места.(ГТО) техника приема и передачи меча снизу двумя руками; техника верхней и нижней подачи меча; двухсторонняя игра. 14. Волейбол. Нижняя подача мяча. Техника приема и передачи меча сверху двумя руками; Зачет – приседание на одной ноге. техника приема и передачи меча снизу двумя руками; техника верхней и нижней подачи меча; двухсторонняя игра. 15. Волейбол. Учебная игра. Техника приема и передачи меча сверху двумя руками; 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 техника приема и передачи меча снизу двумя руками; техника верхней и нижней подачи меча; двухсторонняя игра. Раздел 5 Лыжная подготовка. 16. Лыжи. Попеременно двухшажный ход, повороты на месте. Техника передвижения на лыжах; техника горнолыжной подготовки; прохождение дистанций. 17. Лыжи. Попеременных ходов. Техника передвижения на лыжах; техника горнолыжной подготовки; прохождение дистанций. 18. Лыжи. Одновременные ходы. Техника передвижения на лыжах; техника горнолыжной подготовки; прохождение дистанций. 19. Лыжи. Попеременно двухшажный, одновременные ходы. Техника передвижения на лыжах; техника горнолыжной подготовки; прохождение дистанций. 20. Лыжи. Техника лыжных ходов. Техника передвижения на лыжах; техника горнолыжной подготовки; прохождение дистанций. 21. Лыжи. Техника подъемов «ёлочкой», «лесенкой». Техника передвижения на лыжах; техника горнолыжной подготовки; прохождение дистанций. 22. Лыжи. Техника пройденных лыжных ходов и подъемов. Техника передвижения на лыжах; 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Преодоление водной дистанции. 2 2 Преодоление водной дистанции. 2 2 техника горнолыжной подготовки; прохождение дистанций. 23. Лыжи. Прохождение дистанции 5 км. Спуски и подъемы. Техника передвижения на лыжах; техника горнолыжной подготовки; прохождение дистанций. Раздел 6 Легкая атлетика 24. Легкая атлетика. Бег 100м. (ГТО) техника специальных упражнений бегуна. Техника высокого и низкого старта. Техника на короткие дистанции. Техника эстафетного бега. 25. Легкая атлетика. Бег Ю600м. Д-300м. техника специальных упражнений бегуна. Техника высокого и низкого старта. Техника на короткие дистанции. Техника эстафетного бега. 26. Легкая атлетика. Кросс 3 км юн. , 2 км дев. (ГТО) техника специальных упражнений бегуна. Техника высокого и низкого старта. Техника на короткие дистанции. Техника эстафетного бега. 27. Легкая атлетика. Прыжки в длину.(ГТО) техника специальных упражнений бегуна. Техника высокого и низкого старта. Техника на короткие дистанции. Техника эстафетного бега. Раздел 8. Плавание 28. Плавание. ГТО. 25 м 29. Плавание. ГТО. Зачёт ВСЕГО ЧАСОВ 58 ИЗ НИХ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 58 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Материально-техническое обеспечение Реализация учебной дисциплины требует наличия универсального спортивного зала, тренажёрного зала, открытого стадиона широкого профиля оборудованных раздевалок с душевыми кабинами. Спортивное оборудование: баскетбольные, футбольные, волейбольные мячи; щиты, ворота, корзины, сетки, стойки, антенны; сетки для игры в бадминтон, ракетки для игры в бадминтон, оборудование для силовых упражнений (например: гантели, утяжелители, резина, штанги с комплектом различных отягощений, бодибары); оборудование для занятий аэробикой (например, степ-платформы, скакалки, гимнастические коврики, фитболы). гимнастическая перекладина, шведская стенка, секундомеры, мячи для тенниса, дорожка резиновая разметочная для прыжков и метания; оборудование, необходимое для реализации части по профессионально-прикладной физической подготовке. Для занятий лыжным спортом: лыжные базы с лыжехранилищами, мастерскими для мелкого ремонта лыжного инвентаря и теплыми раздевалками; учебно-тренировочные лыжни и трассы спусков на склонах, отвечающие требованиям безопасности; лыжный инвентарь (лыжи, ботинки, лыжные палки, лыжные мази и.т.п.). Технические средства обучения: - музыкальный центр, выносные колонки, микрофон, компьютер, мультимедийный проектор, экран для обеспечения возможности демонстрации комплексов упражнений; - электронные носители с записями комплексов упражнений для демонстрации на экране. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе 3.2.1. Печатные издания 1.Спортивные игры. Совершенствование спортивного мастерства: Учебник. Под редакцию Ю.Д. Железняка, М.Ю. Портнова. – М: Академия, 2012 2. Гришина Ю.И. Общая физическая подготовка. Знать и уметь: Учебник. Пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2012 3. Вайнер Э.Н. Лечебная физическая культура: Учебник. – М.: Флинта: Наука,2009 4. Физическая культура: Учебник. – М.: Академия, 2012 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания Формы и методы контроля и оценки результатов обучения личностные: − готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; − сформированность устойчивой мотивации к здоровому образу жизни и обучению, целенаправленному личностному совершенствованию двигательной активности с валеологической и профессиональной направленностью, неприятию вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; − потребность к самостоятельному использованию физической культуры как составляющей доминанты здоровья; − приобретение личного опыта творческого использования профессионально-оздоровительных средств и методов двигательной активности; − формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, системы значимых социальных и межличностных отношений, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных действий в процессе целенаправленной двигательной активности, способности их использования в социальной, в том числе профессиональной, практике; − готовность самостоятельно использовать в трудовых и жизненных ситуациях навыки профессиональной адаптивной физической культуры; − способность к построению индивидуальной образовательной траектории самостоятельного использования в трудовых и жизненных ситуациях навыков профессиональной адаптивной физической культуры; − способность использования системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции, в спортивной, оздоровительной и физкультурной деятельности; − формирование навыков сотрудничества со сверстниками, умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, -Посещаемость занятий -Сдача контрольных нормативов -Зачеты -Участие в соревнованиях, -Сдача норм ГТО -Посещение секций учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; − принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; − умение оказывать первую помощь при занятиях спортивнооздоровительной деятельностью; − патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной; − готовность к служению Отечеству, его защите; метапредметные: − способность использовать межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные) в познавательной, спортивной, физкультурной, оздоровительной и социальной практике; − готовность учебного сотрудничества с преподавателями и сверстниками с использованием специальных средств и методов двигательной активности; − освоение знаний, полученных в процессе теоретических, учебно-методических и практических занятий, в области анатомии, физиологии, психологии (возрастной и спортивной), экологии, ОБЖ; − готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию по физической культуре, получаемую из различных источников; − формирование навыков участия в различных видах соревновательной деятельности, моделирующих профессиональную подготовку; − умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, норм информационной безопасности; предметные: − умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга; − владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью; − владение основными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств; − владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности; − владение техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности, готовность к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» Назначение контрольно – измерительных материалов. Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения студентами образовательной программы среднего (полного) общего образования. Документы, определяющие содержание на зачете. Содержание зачета определяется на основе следующих документов: Примерная программа учебной дисциплины «Физическая культура», рекомендованная ФГАУ ФИРО Рабочая программа дисциплины «Физическая культура» Подходы к отбору содержания на зачете: Для зачета взяты следующие темы: - Основы здорового образа жизни; - Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями; - Средства физической культуры в регулировании работоспособности; - Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста; -Практическая часть (Учебно- тренировочная); -Гимнастика; -Спортивные игры; -Лыжная подготовка; -и др. Число заданий, проверяющих содержание отдельных разделов курса. В зачете используются задания разных типов, форма задания обеспечивает его адекватность проверяемым умениями. Структура зачета: Теоретическая часть: Оценка 4 Составить комплекс утренней гимнастики. 8 упражнений. Оценка 5 Оценка 3 12 упражнений. 5 упражнений. Составить комплекс обще развивающих упражнений. Оценка 5 12 упражнений. Оценка 4 Оценка 4 8 упражнений. Оценка 3 5 упражнений. 8 упражнений. Составить комплекс релаксационной гимнастики и силовой комплекс. Оценка 3 Оценка 5 5 упражнений. 12 упражнений. Составить комплекс производственной гимнастики. Оценка 4 Оценка 5 12 упражнений. 8 упражнений. Оценка 3 5 упражнений. ПРИМЕРНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ОЦЕНКИ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ № п/п 1 Физические способности Контроль-ное упражнение (тест) Возраст, лет Оценка Юноши 5 4 Скоростные Бег 16 4,4 и 30 м, с 5,1–4,8 выше 17 4,3 5,0–4,7 3 5,2 и ниже 5,2 Девушки 5 4 4,8 и выше 5,9– 5,3 3 6,1 и ниже 6,1 4,8 5,9– 5,3 2 Координационные Челночный бег 16 7,3 и 8,0–7,7 выше 310 м, с 17 7,2 7,9–7,5 8,2 и ниже 8,1 8,4 и выше 9,3– 8,7 9,7 и ниже 9,6 8,4 9,3– 8,7 3 Скоростно-силовые Прыжки в длину с места, см 16 230 и 195–210 выше 17 240 205–220 180 и ниже 190 210 и выше 170– 190 160 и ниже 160 210 170– 190 4 Выносливость 6-минутный 16 бег, м 17 1500 и выше 1300– 1400 1500 1100 и ниже 1100 1300 и 1050– выше 1200 900 и ниже 1300 900 1300– 1400 5 Гибкость Наклон вперед из положения стоя, см 16 15 и 9–12 выше 17 15 9–12 1050– 1200 5и 20 и ниже выше 5 20 12–14 12–14 7и ниже 7 6 Силовые Подтягивание: на высокой перекладине из виса, кол-во раз (юноши), на низкой перекладине из виса лежа, количество раз (девушки) 16 11 и 8–9 выше 17 12 4и ниже 9–10 4 18 и выше 18 13–15 13–15 6и ниже 6 ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНОШЕЙ ОСНОВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ Тесты Оценка в баллах 5 4 3 Бег 3000 м (мин, с) Бег на лыжах 5 км (мин, с) Плавание 50 м (мин, с) Приседание на одной ноге с опорой о стену (количество раз на каждой ноге) 12,30 25,50 45,00 10 14,00 27,20 52,00 8 б/вр б/вр б/вр 5 Прыжок в длину с места (см) 230 210 190 Бросок набивного мяча 2кг из-за головы (м) 9,5 7,5 6,5 Силовой тест — подтягивание на высокой перекладине (количество раз) 13 11 8 Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (количество раз) 12 9 7 Координационный тест — челночный бег 310 м (с) Поднимание ног в висе до касания перекладины (количество раз) 7,3 8,0 8,3 7 5 3 Гимнастический комплекс упражнений: до 9 до 8 до 7,5 – утренней гимнастики; – производственной гимнастики; – релаксационной гимнастики (из 10 баллов)