Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с примерной программой, разработанной основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей», утвержденного Приказом Минобрнауки России от 9 декабря 2016 г. № 1568 (зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2016 г, регистрационный №44946). Разработчики: Тихонов Олег Владимирович – преподаватель ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный колледж», высшая категории. Коробейникова Ольга Викторовна - преподаватель ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный колледж», первая квалификационная категория СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УДЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…...…4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………....5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ…………….…11 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ…14 5.КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»…………… …………………..15 1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физическая культура 1.1. Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей». 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина «Физическая культура» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы. 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - о роли Физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; - основы здорового образа жизни. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: использовать физкультурно – оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. 1.4 Код . Наименование результата обучения (ОК) Результатом освоения дисциплины является овладение студентами общими компетенциями (ОК 2,3,6): ОК 2. Организовать свою собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Применять решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) практические занятия Итоговая аттестация 5 семестр 6 семестр 64 64 зачет диф. зачет 2.2. Тематический план и содержание УД Физическая культура № урока Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся Раздел 1. Теория. Физические способности человека и их развитие 1. Введение. Физические Знать: влияние опасных способности человека и производственных факторов на здоровье их развития. человека, оздоровительных систем Прикладная физическая физического воспитания на укрепление культура. Техника здоровья, профилактику профзаболеваний, безопасности, ГТО. вредных привычек и увеличение продолжительности жизни. Уметь: составить комплекс производственной гимнастики, физкультуры, выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации Раздел 2 Общая физическая подготовка. Гимнастика. 2. Гимнастика, ОФП. Техника выполнения упражнения Кросс, силового характера, скоростно-силовых общеразвивающие упражнений, выполнение упражнений на упражнения подвижность и координацию 3. Гимнастика , ОФП. Техника выполнения упражнения Кросс бег 100м (ГТО) силового характера, скоростно-силовых упражнений, выполнение упражнений на подвижность и координацию 4. ОФП. Кросс бег юноши Техника выполнения упражнения 1000м, девушки 500 м силового характера, скоростно-силовых упражнений, выполнение упражнений на подвижность и координацию 5. Гимнастика , ОФП. Техника выполнения упражнения Кросс, силового характера, скоростно-силовых общеразвивающие упражнений, выполнение упражнений на упражнения юноши подвижность и координацию 3000м, девушки 2000м 6. Гимнастика. Оценка Техника выполнения упражнения физических качеств. силового характера, скоростно-силовых ГТО упражнений, выполнение упражнений на подвижность и координацию. Отжимания, подтягивания, наклон, поднимание туловища. Раздел 3 Спортивные игры. Баскетбол. 7. Баскетбол. Учебная игра. Техника ведения и передачи меча. Двухсторонняя игра. 8. Баскетбол. Учебная игра. Техника ведения и передачи меча. Развитие ловкости. Двухсторонняя игра. Раздел 4 Спортивные игры. Волейбол. 9. Волейбол. Учебная игра. Техника приема и передачи меча сверху Подача, передвижение. двумя руками; техника приема и передачи меча снизу двумя руками; Объем часов Уровень освоения 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 10. Волейбол. Учебная игра. С заданием. 11. Волейбол. Учебная игра. Подача. 12. Волейбол. Учебная игра. Передача мяча. 13. Волейбол. Учебная игра. Развитие физических качеств. Раздел 5 Лыжная подготовка 14. Лыжи. Техника лыжных ходов, прохождение дистанции. 15. Лыжи. Техника свободного хода. 16. Лыжи. Техника спусков и подъемов. Прохождение дистанции. 17. Лыжи. Прохождение дистанции классическим ходом. 18. Лыжи. Прохождение техника верхней и нижней подачи меча; двухсторонняя игра. Техника приема и передачи меча сверху двумя руками; техника приема и передачи меча снизу двумя руками; техника верхней и нижней подачи меча; двухсторонняя игра. Техника приема и передачи меча сверху двумя руками; техника приема и передачи меча снизу двумя руками; техника верхней и нижней подачи меча; двухсторонняя игра. Техника приема и передачи меча сверху двумя руками; техника приема и передачи меча снизу двумя руками; техника верхней и нижней подачи меча; двухсторонняя игра. Техника приема и передачи меча сверху двумя руками; техника приема и передачи меча снизу двумя руками; техника верхней и нижней подачи меча; двухсторонняя игра. техника специальных упражнений лыжника. Техника лыжных ходов. Техника спусков и подъемов. Прохождение дистанции на скорость и выносливость. техника специальных упражнений лыжника. Техника лыжных ходов. Техника спусков и подъемов. Прохождение дистанции на скорость и выносливость. техника специальных упражнений лыжника. Техника лыжных ходов. Техника спусков и подъемов. Прохождение дистанции на скорость и выносливость. техника специальных упражнений лыжника. Техника лыжных ходов. Техника спусков и подъемов. Прохождение дистанции на скорость и выносливость. техника специальных упражнений 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 дистанции свободным ходом. Раздел 6 Легкая атлетика 19. Легкая атлетика. Бег 100м. (ГТО) лыжника. Техника лыжных ходов. Техника спусков и подъемов. Прохождение дистанции на скорость и выносливость. техника специальных упражнений бегуна. Техника высокого и низкого старта. Техника на короткие дистанции. Техника эстафетного бега. 20. Легкая атлетика. Кросс техника специальных упражнений бегуна. 3км- юн; 2км- дев. (ГТО) Техника высокого и низкого старта. Техника на короткие дистанции. Техника эстафетного бега. 21. Легкая атлетика. Зачет – техника специальных упражнений бегуна. 30м. Техника высокого и низкого старта. Техника на короткие дистанции. Техника эстафетного бега. 22. Легкая атлетика. Техника техника специальных упражнений бегуна. передачи эстафетной Техника высокого и низкого старта. палочки. Техника на короткие дистанции. Техника эстафетного бега. 23. Лёгкая атлетика. Бег 600м техника специальных упражнений бегуна. –юн; 300м-дев. Техника высокого и низкого старта. Техника на короткие дистанции. Техника эстафетного бега. 24. Лёгкая атлетика. Бег по техника специальных упражнений бегуна. пересеченной местности. Техника высокого и низкого старта. Техника на короткие дистанции. Техника эстафетного бега. 25. Лёгкая атлетика. техника специальных упражнений бегуна. Эстафетный бег. Техника высокого и низкого старта. Техника на короткие дистанции. Техника эстафетного бега. Раздел 7 Туризм Раздел 8. Плавание 26. Плавание. ГТО. Преодоление водной дистанции. 25 м 27. Плавание. ГТО. Преодоление водной дистанции. 50 м ВСЕГО ЧАСОВ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 64 64 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета спортивного зала, открытого стадиона широкого профиля с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы. Технические средства обучения музыкальный центр, видеопроектор, видеоплеер, персональный компьютер, экран, фотоаппарат, видеокамера и необходимые к ним (аудиовидеозаписи, учебно- методическая литература и тп.), инвентарь (секундомеры, волейбольные и баскетбольные мячи, скакалки, гимнастические маты, лыжный инвентарь). 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. Лях В.И., Зданевич А.А. Физическая культура 10—11 кл. — М., 2005. 2. Решетников Н.В. Физическая культура. — М., 2002. 3. Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура: учеб.пособия для студентов СПО. — М., 2005. 4. Барчуков И.С. Физическая культура. — М., 2003. 5. Бирюкова А.А. Спортивный массаж: учебник для вузов. — М., 2006. 6. Бишаева А.А., Зимин В.Н. Физическое воспитание и валеология: учебное пособие для студентов вузов: в 3 ч. Физическое воспитание молодежи с профессиональной и валеологической направленностью. — Кострома, 2003. 7. Вайнер Э.Н. Валеология. — М., 2002. 8. Вайнер Э.Н., Волынская Е.В. Валеология: учебный практикум. — М., 2002. 9. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании. — М., 2006. 10. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе / под ред. М.М.Безруких, В.Д.Сонькина. — М., 2002. 11. Туревский И.М. Самостоятельная работа студентов факультетов физической культуры. — М., 2005. 12. Хрущев С.В. Физическая культура детей заболеванием органов дыхания: учеб.пособие для вузов. — М., 2006. 13. www.ГТО.ru 14. www.minstm.gov.ru (Официальный сайт Министерства спорта Российской Федерации). 15. www.edu.ru (Федеральный портал «Российское образование»). 16. www.olympic.ru (Официальный сайт Олимпийского комитета России). www.goup32441.narod.ru (сайт: Учебно-методические пособия «Общевойсковая подготовка». Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации (НФП-2009). 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения (освоенные умения, Формы и методы контроля и оценки усвоенные знания результатов обучения -Посещаемость занятий уметь: использовать физкультурно – оздоровительную -Сдача контрольных нормативов деятельность для укрепления здоровья, -Зачеты достижения жизненных и профессиональных -Участие в соревнованиях, целей. -Сдача норм ГТО -Посещение секций знать: - о роли Физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; - основы здорового образа жизни. КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» 1. Назначение контрольно – измерительных материалов. Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения студентами Федерального компонента государственного стандарта. 2. Документы, определяющие содержание на зачете. Содержание зачета определяется на основе следующих документов: 1) Примерная программа «Физическая культура» для профессий начального образования и специальностей среднего профессионального образования, разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования 2) Рабочая программа дисциплины «Физическая культура» 3. Подходы к отбору содержания на зачете: Для зачета взяты следующие темы: - Основы здорового образа жизни; - Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями; - Средства физической культуры в регулировании работоспособности; - Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста; -Практическая часть (Учебно- тренировочная); -Гимнастика; -Спортивные игры; -Лыжная подготовка; -и др. Число заданий, проверяющих содержание отдельных разделов курса. В зачете используются задания разных типов, форма задания обеспечивает его адекватность проверяемым умениями. 4. Структура зачета: 3. Составить комплекс Теоретическая часть: производственной гимнастики. 1. Составить комплекс Оценка 5 утренней гимнастики. 12 упражнений. Оценка 5 Оценка 4 12 упражнений. 8 упражнений. Оценка 4 Оценка 3 8 упражнений. 5 упражнений. Оценка 3 4. Составить комплекс 5 упражнений. релаксационной гимнастики и силовой 2. Составить комплекс обще комплекс. развивающих упражнений. Оценка 5 Оценка 5 12 упражнений. 12 упражнений. Оценка 4 Оценка 4 8 упражнений. 8 упражнений. Оценка 3 Оценка 3 5 упражнений. 5 упражнений. ПРИМЕРНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ОЦЕНКИ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ № п/п 1 2 3 4 5 6 Физические способности Скоростные Контроль-ное упражнение (тест) Возраст, лет Оценка Юноши 5 4 Бег 30 м, с 16 4,4 и выше 4,3 5,1–4,8 7,3 и выше 7,2 8,0–7,7 230 и выше 240 195–210 16 1500 и выше 1300– 1400 17 1500 16 15 и выше 15 11 и выше 12 Координационные Челночный бег 3×10 м, с Скоростно-силовые Прыжки в длину с места, см Выносливость 6-минутный бег, м Гибкость Силовые Наклон вперед из положения стоя, см Подтягивание: на высокой перекладине из виса, кол-во раз (юноши), на низкой перекладине из виса лежа, количество раз (девушки) 17 16 17 16 17 17 16 17 5,0–4,7 7,9–7,5 205–220 1300– 1400 9–12 9–12 8–9 9–10 3 Девушки 5 4 3 5,2 и ниже 5,2 4,8 и выше 4,8 6,1 и ниже 6,1 8,2 и ниже 8,1 8,4 и выше 8,4 180 и ниже 190 210 и выше 210 1100 и ниже 1100 5и ниже 5 4и ниже 4 5,9– 5,3 5,9– 5,3 9,3– 8,7 9,3– 8,7 170– 190 170– 190 1300 и 1050– выше 1200 1300 20 и выше 20 18 и выше 18 1050– 1200 12–14 12–14 13–15 13–15 9,7 и ниже 9,6 160 и ниже 160 900 и ниже 900 7и ниже 7 6и ниже 6 ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНОШЕЙ ОСНОВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ Тесты Оценка в баллах 5 4 12,30 14,00 25,50 27,20 45,00 52,00 10 8 3 б/вр б/вр б/вр 5 5.Прыжок в длину с места (см) 230 210 190 6.Бросок набивного мяча 2кг из-за головы (м) 9,5 7,5 6,5 7.Силовой тест — подтягивание на высокой перекладине (количество раз) 13 11 8 8.Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (количество раз) 12 9 7 9.Координационный тест — челночный бег 3×10 м (с) 7,3 8,0 8,3 10.Поднимание ног в висе до касания перекладины (количество раз) 7 5 3 11.Гимнастический комплекс упражнений: – утренней гимнастики; – производственной гимнастики; – релаксационной гимнастики (из 10 баллов) до 9 до 8 до 7,5 1.Бег 3000 м (мин, с) 2.Бег на лыжах 5 км (мин, с) 3.Плавание 50 м (мин, с) 4.Приседание на одной ноге с опорой о стену (количество раз на каждой ноге) ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕВУШЕК ОСНОВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ Тесты 1.Бег 2000 м (мин, с) Оценка в баллах 5 4 11,00 13,00 3 б/вр 2.Бег на лыжах 3км (мин, с) 19.00 21,00 б/вр 3.Плавание 50 м (мин, с) 1,00 1,20 б/вр 4.Прыжки в длину с места (см) 190 175 160 5.Приседание на одной ноге, опора о стену (количество раз на каждой ноге) 8 6 4 6.Силовой тест — подтягивание на низкой перекладине (количество раз) 20 10 5 7.Координационный тест — челночный бег 3×10 м (с) 8.Бросок набивного мяча 1 кг из-за головы (м) 8,4 9,3 9,7 10,5 6,5 5,0 9.Гимнастический комплекс упражнений: – утренней гимнастики – производственной гимнастики – релаксационной гимнастики (из 10 баллов) до 9 до 8 до 7,5 Оценка уровня студента по физической культуре в конце учебного года выставляется на основании среднего балла за сдачу всех тестов по физической подготовленности. Итоговая оценка студента выставляется с учетом посещаемости в процентном соотношении ( 90 процентов от общего количества часов).