СОДЕРЖАНИЕ 1. Паспорт программы учебной дисциплины……………………………………4 2. Структура и содержание учебной дисциплины………………………............6 3. Тематический план и содержание учебной дисциплины ……………............8 4. Условия реализации программы……………………………………………..13 5. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины……...........14 6.Контрольно-измерительные материалы………………………………………15 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ» 1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу. 1.2. Количество часов на освоение программы: Максимальная учебная нагрузка – 40 часа, обязательная аудиторная учебная нагрузка – 38 часов, 2 часа – промежуточная аттестация. 1.3. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы. Код ПК, ОК ОК 01- 11 УМЕНИЯ применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности ЗНАНИЯ психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности роли и ролевые ожидания в общении, техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения, механизмы взаимопонимания в общении, источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов, этические принципы общения 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) В том числе: Практические занятия Контрольные работы В том числе, домашние работы: подготовка рефератов, презентаций, сообщений. Итоговая аттестация Объём часов 40 38 0 2 Диф. зачёт Наименование разделов и тем 1 Раздел 1. Понятие и сущность общения. 1. Тема 1.1. Сущность, цели, структура и уровни общения. 2. Тема 1.2. Функции общения. 3.Тема 1.3.Психологические особенности процесса общения. 4.Тема 1.4.Интерактивная сторона общения 5. Тема 1.5. Перцептивная сторона общения 6.Тема 1.6.Средства общения. 3. Тематический план и содержание учебной дисциплины. Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа 2 Содержание учебного материала. 1. Сущность общения. Общение как основа человеческого бытия. 2. Предмет и задачи психологии общения. 3. Структура общения. Содержание учебного материала. 1. Определение понятия функция. 2. Функции общения по Панфёрову. Содержание учебного материала. 1. Этапы восприятия в процессе общения и проблемы пространства. 2. Информационная сторона общения. 3.Интерактивная сторона общения. Содержание учебного материала. 1. Понятие интеракции в процессе общения. 2. Место взаимодействия в структуре общения. 3. Виды социальных взаимодействий. Содержание учебного материала. 1.Понятие социальной перцепции. Механизмы перцепции. 2.Социальный стереотип и предубеждение. 3.Факторы превосходства. Привлекательности и отношения к нам. 4.Исследование эффектов восприятия человеком человека: «эффект ореола», «эффект проекции», «эффект первичности и новизны». 5.Механизмы восприятия: идентификация, эмпатия, аттракция, рефлексия. 6.Теория каузальной атрибуции. Содержание учебного материала. 1. Понятие вербальных и невербальных средств общения. 2. Понятие речь, жесты, мимика, поза, язык. 3. Техники и приёмы общения. Объём часов 3 12 ч 4 Уровень освоения 5 2 1 ОК 0111 2 3 ОК 0111 2 2 ОК 0111 2 2 2 2 ОК 0111 1 ОК 0111 2 ОК 0111 Раздел 2. Проявление индивидуальных особенностей личности в деловом общении 7.Тема 2.1. Основы психологии личности. 8.Тема 2.2. Саморегуляция в деловом общении. 4ч Содержание учебного материала. 1. Общие сведения о психологии личности. 2. Виды психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства. 3. Основы психологии личности: психологическая структура личности, темперамент, характер. Типология темперамента. Приемы саморегуляции поведения в межличностном общении. Психологические основы общения в сфере сервиса. Психологическая культура специалиста. Психологические приёмы общения с клиентами, коллегами и деловыми партнёрами. Содержание учебного материала. 1. Приемы саморегуляции поведения в межличностном общении. 2. Психологические основы общения в сфере сервиса. 3. Психологическая культура специалиста. 4. Психологические приёмы общения с клиентами, коллегами и деловыми партнёрами. Раздел 3. Общение как коммуникация. 9. Тема 3.1. Основные понятия, элементы, функции и структура коммуникаций. 10. Тема 3.2. Коммуникационные роли и манипуляции. 11. Тема 3.3. Манипуляция как метод воздействия на людей. 2 2 2 ОК 01-11 2 ОК 01-11 8ч Содержание учебного материала. Построение модели коммуникационного процесса. Содержание учебного материала. Анализ и проигрывание различных видов манипуляций. Построение схемы защиты от манипуляций. Содержание учебного материала. Тренинг – игра «Барьеры общения. 2 1 2 2 ОК 01-11 ОК 01-11 2 3 ОК 01-11 Барьеры коммуникаций. «Манипуляция как метод воздействия на людей». 12.Тема 3.4. Роли и ролевые ожидания в общении. Содержание учебного материала. 1.Понятие психологических ролей в группе. 2.Виды психологических ролей в группе. 3.Трансактный анализ Э.Бёрн. Раздел 4. Техники и приёмы общения. 13. Тема 4.1. Основные понятия и виды слушания. 15.Тема 5.2. Этика в деловом общении. 16. Тема 5.3. Механизмы психологического воздействия. Раздел 6. Конфликты в общении. 2 ОК 01-11 2ч Содержание учебного материала. Построение схемы процесса получения информации в ходе слушания. Раздел 5. Деловое общение. 14. Тема 5.1. Деловое общение. 2 2 ОК 01-11 2, 3 6ч Содержание учебного материала. 1. Понятие делового общения. 2. Виды делового общения. 3. Функции и структура деловой беседы. 4. Стратегические принципы делового общения. Содержание учебного материала. 1.Понятие этики общения. 2.Моральные ценности общения. 3.Нравственные ценности общения. 4.Вежливость и формы ее проявления. Содержание учебного материала. 1.Понятие механизмов психологического воздействия. 2. Виды психологического воздействия. 3. Защита от психологического воздействия. 2 3 ОК 01-11 2 2 ОК 01-11 2 2 ОК 01-11 6ч. 17. Тема 6.1. Основные понятия конфликта. Виды, структура и стадии протекания. 18. Тема 6.2. Источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов. 19.Тема 6.3. Стратегии поведения в конфликте. 20. Итоговое занятие. Всего часов Содержание учебного материала. 1.Конфликт и толерантность, отличие этих понятий и их особенности. 2.Структура и участники конфликта. 3.Мотивы сторон в конфликте. 4. Виды, структура и стадии протекания. Содержание учебного материала. 1.Причины возникновения конфликтов. 2.Виды и способы разрешения конфликтов. 3.Диагностика способов разрешения конфликтов. Содержание учебного материала. 1.Пути выхода из конфликта. 2.Правила поведения в условиях конфликта. 3.Предупреждение конфликтов. Дифференцированный зачёт 2 ОК 01-11 2 2 2 2 2 2 3 40 ч ОК 01-11 ОК 01-11 4. Условия реализации программы. 4.1. Требования к минимальному материально – техническому обеспечению. Предполагаемое оборудование: учебные столы, стулья, доска, рабочий стол преподавателя, стул для учителя, компьютер, проектор (по возможности), библиотека кабинета, таблицы и схемы по темам. 4.2. Информационное обеспечение обучения и перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы. 1. Гарькуша О.Н. Профессиональное общение, ООО «Издательский центр РИОР», 2013. 2. Жарова М.Н. Психология общения, ОИЦ Академия, 2014. 3. Тимохин В.В. Психология делового общения. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Юрайт, 2016. 4. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения: учебник / Г.М. Шеламова.М.: Академия, 2016. 5.Электронные издания (электронные ресурсы): 1. Информационный портал Режим доступа: http://ps-psiholog.ru/obshhenie-vinternete/aktivnyie-polzovateli-interneta-kto-oni.html 2. Информационный портал Режим доступа: http://psbatishev.narod.ru/library/19938.htm 3.Информационный портал Режим доступа:http://www.inwent.ru/psikhologiya/190psikhologiya-delovogo-obshcheniya 4. Информационный портал Режим доступа: https://psyera.ru/4322/obshchenie . 5. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения. 2 1 Знать: • взаимосвязь общения и деятельности; • цели, функции, виды и уровни общения; • роли и ролевые ожидания в общении; • виды социальных взаимодействий; • механизмы взаимопонимания в общении; • техники и приемы общения, • правила слушания, ведения беседы, убеждения; • этические принципы общения; • источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов уметь: • применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; • использовать приемы саморегуляции поведения процессе межличностного общения. в Оценка выполнения практических работ. Оценка выполнения самостоятельной внеаудиторной работы. Тестирование. Контрольные работы. Зачёт. 6. Контрольно-измерительные материалы по дисциплине «Психология общения» Пояснительная записка Дисциплина: ОГСЭ.05 «Психология общения» Специальность 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей Курс 4 Основная учебная литература: Панфилова А. П.Теория и практика общения : учеб, пособие для студ. сред. Учебн. заведений / А. П. Панфилова. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 288 с. Время выполнения работы: 45 мин. Период проведения контроля: Максимальная учебная нагрузка – 40 часов Аудиторная учебная нагрузка – 40 ч Итоговая аттестацияв форме дифференцированного зачета. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы. Код ПК, ОК УМЕНИЯ ЗНАНИЯ ОК 01- 011 применять техники и психологические основы приемы эффективного деятельности коллектива, общения в психологические особенности профессиональной личности; основы проектной деятельности деятельности организовывать работу роли и ролевые ожидания в коллектива и команды; общении, взаимодействовать с техники и приемы общения, правила коллегами, руководством, слушания, ведения беседы, клиентами в ходе убеждения, профессиональной механизмы взаимопонимания в деятельности общении, источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов, этические принципы общения Перечень элементов содержания, проверяемых на контрольной работе по дисциплине «Психология общения» В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: • взаимосвязь общения и деятельности; • цели, функции, виды и уровни общения; • роли и ролевые ожидания в общении; • виды социальных взаимодействий; • механизмы взаимопонимания в общении; • техники и приемы общения, • правила слушания, ведения беседы, убеждения; • этические принципы общения; • источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: • применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; • использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения контрольной работы по дисциплине «Психология общения» 1. Назначение контрольно – измерительных материалов. Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения студентами Федерального компонента государственного стандарта. 2. Документы, определяющие содержание контрольной работы. Содержание контрольной работы определяется на основе следующих документов: 1) Программа, разработанная на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальностям. 2) Рабочая программа дисциплины. В контрольной работе используются задания разных типов, форма задания обеспечивает его адекватность проверяемым умениям. 4. Структура контрольной работы: Контрольная работа состоит из трёх частей включающих 27 заданий. Эти части выделяются: Часть 1 включает 25 заданий (А1-А25). К каждому заданию приводятся варианты ответов, один из которых, верный Часть 2 содержит 5 заданий (В1-В5), где нужно дать определение понятиям Таблица 1. Распределение заданий контрольной работы по частям работы. Части работы Число заданий Максимальный Тип заданий балл Часть 1 20 20 с выбором ответа Часть 2 5 10 Полное и чёткое определение понятий Итого: 25 30 Таблица 2. Критерии оценивания заданий контрольной работы по правовому обеспечению профессиональной деятельности. Объем выполненной работы Количество баллов Отметка 90-100 % 26 - 30 5 89- 70 % 22 - 25 4 69- 59 % 19 - 21 3 менее 18 2 Менее 59% Методика оценивания № вопроса Критерии Количество баллов Часть I А1 –А25 Из предложенных вариантов выбран один За правильный ответ. каждый правильный ответ 1 балл Часть II Б1- Б5 Дано правильное, чёткое определение По 2 балла Инструкция по выполнению работы На выполнение контрольной работы отводится 45 минут. Работа состоит из 2 частей, включающих 25 заданий. Часть 1 включает 20 заданий (А1-А20). К каждому заданию приводятся варианты ответов, один из которых, верный. Часть 2 содержит 5 заданий (В1-В5): дать определение понятиям. Инструкция по выполнению контрольной работы. Внимательно прочитайте каждое задание и предполагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как Вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа. Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое - то задание вызывает затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые уверены. К пропущенным заданиям Вы можете вернуться позже. За выполнение различных по сложности заданий даётся от одного до пяти баллов. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь как можно больше выполнить заданий и набрать наибольшее количество баллов. Желаем успеха! Бланк ответов Фамилия, имя студента________________ Группа________________ Вариант _______________ вариантов Номера Номера заданий типа А с выбором ответа из предложенных вариантов А А А А А А А А А А А А А А А А А А А А 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Результаты выполнения заданий типа В с ответом в краткой форме В1 В2 В3 В4 В5 Тестовые задания Дисциплина: «Психология общения». ЧАСТЬ А Указание № 1: В заданиях с 1-20 выберите один правильный вариант ответа. 1. Социально-психологическое явление, которое вмещает в себя все богатство многообразных духовных и материальных форм жизнедеятельности человека и является его насущной потребностью: а) перцепция б) общение в) сублимация г) коммуникативная компетентность 2. Функция, представляющая диалог с самимсобой, позволяющий обдумать принимаемые решения и поступать в той или иной ситуации более обдуманно и разумно: а) информационно – коммуникативная б) функция подтверждения в) внутриличностная функция общения 3. Вид общения (повелительный, не допускающий выбора) — как правило, авторитарная (силовая) форма воздействия на партнера по общению. Его основной целью является подчинение одним из партнеров другого, достижение контроля над его поведением, мыслями, а также принуждение к определенным действиям и решениям. В данном случае партнер выступает обычно как пассивная сторона, как механизм, которым следует управлять: а) императивное б) деловое в) манипулятивное г) повседневное 4. Внушающая, модель общения, искусство внушать, а не рассказывать, широко используется в практике взаимодействия, например на деловых совещаниях или в воспитательных беседах с людьми, нуждающимися в мотивационной коррекции: а) суггестивная модель общения б) экспрессивная в) ритуальная г) убеждающая 5. Коммуникация, осуществляющаяся посредством речи и ее слушания: а) вербальная б) невербальная 6. Вид слушания, которое предполагается способность человека эмоционально откликаться на переживания и чувства других людей: а) эмпатическое б) направленное в) критическое 7. Процесс восприятия, способствующий взаимопониманию участников общения: а) информация б) интеракция в) перцепция 8. Эмоциональное сопереживание другому человеку, основанное на умении правильно представить себе, что происходит в душе другого человека, как он оценивает окружающий мир: а) идентификация б) эмпатия в) стратификация 9. Восприятие посредством ощущений, типичное выражение: «атмосфера невыносимая»: а) визуальное б) кинестетическое в) аудиальное 10. Вид диалога равноправных личностей: а) субъект – субъектные отношения б) объект - субъектные отношения в) объект - объектные отношения 11. Взаимодействие в группе, характеризующееся противостоянием, противоборством сторон для достижения собственных целей и интересов: а) кооперация б) конкуренция в) организационная культура 12. Построение поведения в соответствии с требованиями ситуации социального действия (взаимодействие,совместная работа, межличностное общение): а) социальная роль б) позиция в) статус г) оценочное отношение 13. Техника, рассчитанная на некритическое восприятие слов, выраженных в них мыслей и волевых импульсов: а) заражение б) внушение в) гипноз г) убеждение 14. Столкновение противоположных целей, интересов, взглядов, позиций или мнений двух и более людей: а) общение б) беседа в) конфликт г) сублимация 15. Наиболее распространенный тип конфликта из-за несовместимости взглядов, интересов, целей, направленности и потребностей участников взаимодействия, преследующих свои конкретные цели: а) межличностный б) внутриличностный в) между группой и членом группы г) межгрупповой 16.Конфликты, возникающие в тех случаях, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм деловых отношений и разумных аргументов: а) конструктивные б) неконструктивные в) деструктивные г) демотивация 17. Система этических норм, ценностей, которые признаны и приняты людьми: а) манера поведения б) мораль в) этика г) речевые нормы 18. Обращенность сознания человека к самому себе; поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг: а) экстраверсия б) интроверсия в) препятствие г) клише 19.Ситуация, когда обе стороны идут на жертвы ради поиска общих интересов: а) компенсация б) компромисс в) избегание г) уход от ситуации 20. Состояние, характеризующееся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением, вегетативными расстройствами: а) интроверсия б) негативизм в) невротизм г) остракизм ЧАСТЬ В. Указание № 2: Дайте определение понятиям. Невербальная коммуникация - В1 В2 Принцип сотрудничества– В3 Рефлексия– В4 Самоактуализация – В5 Сенситивность– Матрица ответов А1 ответа Номера вариантов Номера заданий типа А с выбором ответа из предложенных вариантов А2 А3 А4 А5 А6 А7 А8 А9 А10 А11 А12 А13 А14 А15 А16 А17 А18 А19 А20 б в а а б б б в 1 вариант б в в г а а в б б а в а Результаты выполнения заданий типа В с ответом в краткой форме В1 В2 В3 В4 В5 Невербальная коммуникация — движения и особенности голоса человека при передаче вербального сообщения. Принцип сотрудничества — состоит в том, что беседы будут протекать удачно, когда вкл участников разговора будет соответствовать его цели. Рефлексия — способность сознания человека сосредоточиться на себе. Самоактуализация— стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей Сенситивность— чувствительность; способность одного человека точно предсказа чувства, мысли и поведение другого, обычно сопровождается повышенной тревожность боязнью новых ситуаций, всякого рода испытаний. ЛИТЕРАТУРА. Основные источники: 1. Бодалёв А.А. Психология общения. М.: МПСИ. 2002.-320с. 2. Зельдович Б.З. Деловое общение. М.: Альфа. 2011.-456с. 3. Рогов Е.С. Психология общения. М.: Владос.2003. Дополнительные источники: 1.Андреева Т.М. Социальная психология. М.: 2000.-375с. 2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Харвест. 2006.