Составлена в соответствии с примерной программой дисциплины «ЕН. 01. Математика», рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО), 23.02.07. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» Организация-разработчик: Разработчик: ГАПОУ СО "Красноуфимский аграрный колледж" Галимова Гелюса Веларитовна, преподаватель первой квалификационной категории СОДЕРЖАНИЕ 1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр. 4 2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5 3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УД 10 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УД 11 5.КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА 12 1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины Математика ЕН.01. 1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке работников при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется. 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина «Математика» в Математический и общий естественнонаучный цикл обязательной части. 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: Код ПК, ОК ОК 01-06, ПК 1.1-1.3 ПК 2.1-2.3 ПК 3.1-3.3 ПК 4.1-4.3 ПК 5.1-5.4 ПК 6.1-6.4 Умения Анализировать сложные функции и строить их графики; Выполнять действия над комплексными числами; Вычислять значения геометрических величин; Производить операции над матрицами и определителями; Решать задачи на вычисление вероятности с использованием элементов комбинаторики; Решать прикладные задачи с использованием элементов дифференциального и интегрального исчислений; Решать системы линейных уравнений различными методами Знания Основные математические методы решения прикладных задач; основные понятия и методы математического анализа, линейной алгебры, теорию комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики; Основы интегрального и дифференциального исчисления; Роль и место математики в современном мире при освоении профессиональных дисциплин и в сфере профессиональной деятельности. 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: Максимальной учебной нагрузки обучающегося 81 часов, в том числе: - обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 54 часов в том числе - самостоятельной работы обучающегося 27 часов. - практические занятия 24 часов 2. Структура и содержание учебной дисциплины 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Объем часов Вид учебной работы 54 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) В том числе: - теоретическое обучение 28 - практические занятия 24 27 Самостоятельная работа обучающегося (всего) Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 2 2.2 Содержание обучения № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, контрольные работы РАЗДЕЛ 1. Математический анализ Тема 1.1 Функция одной независимой переменной и ее характеристики. Введение. Цели и задачи предмета. Цели и задачи предмета. Основные элементарные функции, их свойства и Функция одной независимой переменной и способы графики. ее задания. Характеристики функции. Практическое занятие №1 «Построение графиков реальных функций с помощью геометрических преобразований». Построение графиков методом сдвига, сжатия, растяжения, отражения. Тема 1.2 Предел функции. Непрерывность функции. Определение предела функции. Основные теоремы Замечательные пределы. Непрерывность функции. о пределах. Исследование функции на непрерывность. Практическое занятие № 2 «Нахождение пределов Нахождение пределов функций. функций». Тема 1.3 Дифференциальное и интегральное исчисления. Таблица и правила дифференцирования. Вычисление Производная и дифференциал функции. производной элементарной и сложной функции. Дифференциал функции. Практическое занятие №3 «Вычисление «Применение производной к решению практических производных функций». задач Таблица интегралов. Непосредственное интегрирование, Неопределенный и определенный интеграл. способ подстановки, интегрирование по частям. Формула Ньютона - Лейбница Практическое занятие № 4 «Нахождение Вычисление определенных интегралов». Применение неопределенных и определенных интегралов определенного интеграла в практических задачах». различными и методами». Объ ём часо в 18 2 2 2 Осваиваемые элементы компетенций ОК 01-06, ПК 1.1-1.3 ПК 2.1-2.3 ПК 3.1-3.3 ПК 4.1-4.3 ПК 5.1-5.4 ПК 6.1-6.4 2 2 ОК 01-06, ПК 1.1-6.4 2 2 2 2 ОК 01-06, ПК 1.1-6.4 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 РАЗДЕЛ 2. Основные понятия и методы линейной алгебры Тема 2.1 Матрицы и определители. Матрицы, их виды. Действия над матрицами. Умножение матриц, обратная матрица. 14 2 Определители n-го порядка, их свойства и Миноры и алгебраические дополнения. Разложение вычисление. определителей в сумму алгебраических дополнений. Практическое занятие №5 «Действия с матрицами». Действия с матрицами Практическое занятие №6 «Нахождение обратной Действия с матрицами матрицы» Тема 2.2 Решение систем линейных алгебраических уравнений (СЛАУ). Решение систем линейных уравнений методами Решение систем линейных уравнений методом Гаусса, по линейной алгебры формулам Крамера, матричным способом. Практическое занятие №7 «Решение систем Решение систем линейных уравнений линейных уравнений методами линейной алгебры». Практическое занятие № 8 «Решение СЛАУ Решение систем линейных уравнений различными методами». РАЗДЕЛ 3. Основы дискретной математики Тема 3.1 Множества и отношения. Понятие математического множества. Действия над Элементы и множества. Операции над множествами. Способы задания множеств. Отношения и множествами и их свойства. их свойства. Решение простейших задач Практическое занятие №9 «Выполнение операций Выполнение операций над множествами над множествами». Тема 3.2 Основные понятия теории графов. Виды и свойства графов. Способы задания графов. Основные понятия теории графов. 2 РАЗДЕЛ 4. Элементы теории комплексных чисел Тема 4.1 Комплексные числа и действия над ними. Действия над комплексными числами в различных Комплексное число и его формы. формах. Перевод комплексного числа из алгебраической формы в тригонометрическую. Перевести число из алгебраической формы в Практическое занятие №10 «Комплексные числа и тригонометрическую и показательную. Возвести действия над ними» комплексное число в степень и извлечь арифметический 4 2 2 ОК 01-06, ПК 1.1-6.4 2 2 2 ОК 01-06, ПК 1.1-6.4 6 2 2 2 ОК 01-06, ПК 1.1-6.4 ОК 01-06, ПК 1.1-6.4 2 2 ОК 01-06, ПК 1.1-6.4 22 23 24 25 26 27 корень РАЗДЕЛ 5. Основы теории вероятностей и математической статистики Тема 5.1 Вероятность. Теорема сложения вероятностей. Понятия события и вероятности события. Достоверные и невозможные события. Теоремы Классическое определение вероятности. сложения и умножения вероятностей. Практическое занятие №11 «Решение задач на Решение задач на определение вероятности события определение вероятности события». Тема 5.2 Случайная величина, ее функция распределения. Случайная величина. Закон распределения Дискретные и непрерывные случайные величины. Закон случайной величины. распределения случайной величины. Виды законов. Практическое занятие №12 «Решение задач с Решение задач с реальными дискретными случайными дискретными случайными величинами». величинами. Тема 5.3 Математическое ожидание и дисперсия случайной величины. Основные характеристики – математическое ожидание, Характеристики случайной величины дисперсия, среднее квадратичное отклонение и другие. Дифференцированный зачет. Дифференцированный зачет. Всего: Из практических 12 2 2 2 2 2 2 ОК 01-06, ПК 1.1-6.4 ОК 01-06, ПК 1.1-6.4 ОК 01-06, ПК 1.1-6.4 54 24 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЕН.01 Математика» 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет, оснащенный оборудованием: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; информационные стенды; комплект чертежных инструментов для черчения на доске; модели пространственных тел и конструкторы геометрических фигур; наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых-математиков и техническими средствами обучения: мультимедийным оборудованием, посредством которого участники образовательного процесса просматривают визуальную информацию по математике, создают презентации, видеоматериалы, иные документы, компьютер с лицензионным программным обеспечением, проектор, экран, затемнение, точка доступа в интернет 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе − − − − 3.2.1. Печатные издания 1. Григорьев Г.В Математика. М.ИЦ Академия, 2014 г. 2. Богомолов Н.В. Практические занятия по математике, учебное пособие для СПО. М.: «Высшая школа», 2014. 3. Богомолов Н. В., Самойленко П.И. Математика. Учебник для ссузов. М., «ДРОФА», 2012. 3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы) www.fipi.ru http://www.exponenta.ru/ http://www.mathege.ru http://uztest.ru 3.2.3. Дополнительные источники 1. Раздаточный материал для работы на уроке по всем темам курса 2. Мультимедийное обеспечение теоретического материала: презентации, электронные плакаты 3. Контролирующие материалы по дисциплине: 4. Индивидуальные варианты зачетных работ текущего контроля знаний по дисциплине; 5. Индивидуальные варианты зачетных работ итогового контроля знаний по дисциплине; 6. Индивидуальные варианты зачетных работ входного контроля остаточных знаний по дисциплине. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Критерии оценки Методы оценки Знания: − Основные математические методы решения прикладных задач; − основные понятия и методы математического анализа, линейной алгебры, теорию комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики; − Основы интегрального и дифференциального исчисления; − Роль и место математики в современном мире при освоении профессиональных дисциплин и в сфере профессиональной деятельности. Умения: − Анализировать сложные функции и строить их графики; − Выполнять действия над комплексными числами; − вычислять значения геометрических величин; − Производить операции над матрицами и определителями; − Решать задачи на вычисление вероятности с использованием элементов комбинаторики; − Решать прикладные задачи с использованием элементов дифференциального и интегрального исчислений; − Решать системы линейных уравнений различными методами Полнота продемонстрированных знаний и умение применять их при выполнении практических работ Проведение устных опросов, письменных контрольных работ Выполнение Проверка практических работ в результатов соответствии с и хода заданием выполнения практических работ