ОГСЭ. 01 Основы философии

СОДЕРЖАНИЕ
1)

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2)

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3)
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4)
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5)

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ

1.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОГСЭ.01.ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина Основы философии входит в общий
гуманитарный и социально-экономический цикл (ОГСЭ)
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код ПК, Умения
Знания
ОК
ОК.01
ОК.02
ОК.03
ОК.04
ОК.06
ПК 5.1
ПК 5.3

Ориентироваться в наиболее
общих философских
проблемах бытия, познания,
ценностей, свободы и смысла
жизни как основах
формирования культуры
гражданина и будущего
специалиста,
социокультурный контекст;
Выстраивать общение на
основе традиционных
общечеловеческих ценностей
в различных контекстах.

Основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и
общества;
Основы философского учения о бытии;
Сущность процесса познания;
Основы научной, философской и
религиозной картин мира;
Условия формирования личности, свободе и
ответственности за сохранение жизни,
культуры, окружающей среды;
О социальных и этических проблемах,
связанных с развитием и использованием
достижений науки, техники и технологий по
выбранному профилю профессиональной
деятельности;
Традиционные общечеловеческие ценности,
как основа поведения в коллективе, команде.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Объем в
Вид учебной работы
часах
Обязательная учебная нагрузка

48

в том числе:
теоретическое обучение

42

зачет (контрольная работа)

4

Самостоятельная работа

6

Консультации

6

Промежуточная аттестация

2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся
разделов и тем
Раздел 1. Введение в философию.
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Понятие
1.
Происхождение слова «философия». Отличие философии от других видов
«философия» и мировоззрения. Сциентизм и антисциентизм в подходе к философии: соотношение
его значение
философии и науки. Философия и искусство. Философия и религия. Философия – «ничья
земля» (Б. Рассел). Функции философии: мировоззренческая, познавательная, ценностная,
практическая и пр. Проблематика и специфика философии и её метода. Главные разделы
философского знания.
2.
Основной вопрос философии, его онтологическая и гносеологическая стороны.
Выделение главных направлений в философии в соответствии с решением основного вопроса
философии. Материализм и идеализм как главные направления философии, идеализм
объективный и субъективный. Монизм, дуализм и плюрализм. Гностицизм, скептицизм и
агностицизм.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся примерная
Раздел 2. Историческое развитие философии
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Восточная
1.
Проблема происхождения философии. Роль мифологии и обыденного сознания в
философия
возникновении философии. «От мифа к логосу» как путь формирования философии.
2.
Философия древней Индии. Деление общества на варны, обязанности каждой варны.
Миф о Пуруше. Веды как памятник предфилософии. Пантеон ведических божеств.
Космогонические мифы Ригведы. Учение о единстве мироздания. Рита – мировой закон.
Учение Упанишад о тождестве Атмана и брахмана (субъективного и объективного духа).
Учение о переселении душ, его влияние на индийскую культуру. Понятие дхармы, сансары и
кармы. Этическое учение «Бхагават-гиты». Йогин как идеал личности и учение об
отрешённом действии. Формирование тримурти. Астика и настика как противоположные
течения индийской философии. 6 даршан: миманса, веданта, йога, санкхья, ньяя, вайшешика.
Материализм школы чарвака-локаята. Буддизм как наиболее значительное из учений настики.
Жизнь Будды. Учение о срединном пути и четырёх благородных истинах. Принцип ахимсы.
Нирвана как цель стремлений буддистов. Основные направления в буддизме: хинаяна и
махаяна. Нагарджуна – представитель буддистской мысли.

Объем в
часах

Осваиваемы
е элементы
компетенци
й

2
ОК.01ОК.04,
ОК.06

2

24
ОК.01ОК.04,
ОК.06

4

3.
Культура Китая, её своеобразие. Представления китайцев о мире, их китаецентризм.
Роль Неба как верховного божества. Небо как источник порядка и ритуала. Традиционализм и
ритуалистичность китайской культуры. Почтительность в культуре Китая. Представления о
государстве как семье. Специфика религиозных воззрений в Китае. Представления о духах и
культ предков. Развитие письменности в Китае. Мировоззренческое значение «Книги
перемен». Учение об инь и ян и 5 стихиях. Лао-Цзы и учение даосизма. Чжуань-цзы. Дао как
первоначало сущего и мировой закон. Дэ как овеществлённое Дао. Диалектическое учение о
взаимопереходе противоположностей. Даосский идеал личности, его отношения с обществом
и природой. Конфуций и его учение. «И-цзинь». Представления Конфуция о ритуале,
человечности, государстве. Учение об «исправлении имён». Идеал благородного мужа в
учении Конфуция. Педагогические идеи Конфуция. Полемика последователей Конфуция об
этической природе человека: позиции Гао-цзы, Мэн-цзы, Сюнь-цзы. Моизм. Философия
легизма. ХаньФэй-цзы. Отличие легизма от конфуцианства в трактовке сущности человека и
методов управления государством.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
В том числе самостоятельная работа обучающихся примерная
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
Античная
1.
Периоды в развитии философии античности. Демифологизация античного
философия.
мировоззрения. Поиски вещественных субстанций как путь поиска первоначала (архе).
(доклассически Милетская школа философии (Фалес, Анаксагор, Анаксимандр). Диалектика Гераклита.
й период).
Учение Пифагора: поиски количественных, числовых закономерностей. Элейская школа
философии. Учение Парменида о бытии и невозможности небытия. Апории Зенона как путь
выработки философских представлений о веществе, пространстве и времени. Демокрит и
древние атомисты. Атомизм как попытка преодоления апорий Зенона. Сопоставление
древнего и современного атомизма. Теория гомеомерий у Анаксагора. Философия Эмпедокла.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
В том числе самостоятельная работа обучающихся примерная
Тема 2.3.
Содержание учебного материала
Античная
1.
Сущность антропологического поворота в античной философии. Субъективный
философия
идеализм софистов. Протагор – человек как мера вещей. Философия Платона. Природа идей.
(классический
Сопричастность идей и вещей. Понимание идеи как предела становления вещей и как
и
порождающей модели класса вещей. Космология Платона. Социальная философия Платона,
эллинистическо построение идеального государства. Философия Аристотеля. Критика теории идей. Материя и
-римский
форма (гилеморфизм). Учение о 4-х видах причин. Учение Аристотеля о природе (физика).
период)
Учение об обществе и этические представления Аристотеля.

ОК.01ОК.04,
ОК.06
2

-

2

ОК.01ОК.04,
ОК.06,
ПК 5.1
ПК 5.3

Тема 2.4.
Средневековая
философия.

Тема 2.5.
Философия
эпохи
Возрождения

Тема 2.6.
Философия
эпохи
Просвещения
XVII века.

2.
Философия эпохи Эллинизма, её специфика и отличие от классического этапа развития
античной философии. Философская проблематика стоицизма, эпикуреизма, скептицизма и
кинизма. Главные представители этих школ. Римская философия. Неоплатонизм.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
В том числе самостоятельная работа обучающихся примерная
Содержание учебного материала
1.
Основные черты средневековой философии, её отличие от античной философии.
Теоцентризм, креационизм, эсхатологизм и фидеизм средневековой философии. Патристика и
схоластика – основные этапы развития средневековой философии. Философия Аврелия
Августина. Учение о земном и божественном градах. Основная проблематика схоластической
философии. Проблема доказательств бытия Бога. Онтологическое доказательство Ансельма
Кентерберийского и 5 физико-космологических доказательств Фомы Аквинского. Томизм как
наиболее последовательное выражение западной средневековой философии. Жизненный путь
и философия Пьера Абеляра. Спор номиналистов и реалистов в средневековой философии.
«Бритва Оккама» и роль этого принципа в изживании средневекового мировоззрения.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
В том числе самостоятельная работа обучающихся примерная
Содержание учебного материала
1.
Основные черты философии эпохи Возрождения, её переходный характер. Основные
направления философии эпохи Возрождения и их представители: Данте Алигьери, Ф.
Петрарка, Н. Кузанский (учение о совпадении противоположностей), Л да Винчи, Н.
Коперник (гелиоцентрическая система мира), Д. Бруно (учение о бесконечности вселенной и
множестве миров), Г. Галилей.
2.
Сущность ренессансного гуманизма. Понимание человека как мастера и художника.
Эстетическое – доминирующий аспект философии Возрождения. Антропоцентризм как
основная черта философии Возрождения. Борьба со схоластикой. Изменение картины мира в
эпоху Возрождения, роль натурфилософии и естествознания в этом процессе. Социальная
философия Возрождения: Н. Макиавелли. Утопизм Т. Мора и Т. Кампанеллы. Скептицизм М.
Монтеня.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
В том числе самостоятельная работа обучающихся примерная
Содержание учебного материала
1.
Эмпиризм и рационализм Нового времени. Механицизм как господствующая
парадигма познания мира. Философия Ф. Бэкона: критика схоластики, развитие
экспериментального метода и метода индукции. Эмпиризм Бэкона. Материалистические
воззрения Т. Гоббса. Эмпиризм и сенсуализм Локка, учение о душе как «чистой доске».

ОК.01ОК.04,
ОК.06

2

ОК.01ОК.04,
ОК.06

2

2

ОК.01ОК.04,
ОК.06

Тема 2.7.
Философия
эпохи
Просвещения
XVIII века

Тема 2.8.
Немецкая
классическая
философия

2.
Философия Р. Декарта: интеллектуальная интуиция, дедуктивный метод, поиск
рационального порядка, концепция врождённых идей, дуализм. Механистические концепции
Р. Декарта и его вклад в развитие науки. Пантеистические воззрения Б. Спинозы.
Рационализм в философии Г.-В.Лейбница: принципы тождества, предустановленной
гармонии, идеальности монад, непрерывности. Теодицея и учение нашем мире как лучшем из
возможных.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся примерная В том числе
Содержание учебного материала
1. Основные идеи философии XVIII века, преемственность и новизна в сравнении с
философией прошлого века. Эмпиризм и рационализм в философии XVIII века.
2. И. Ньютон: создание теоретической механики. Субъективный идеализм Д. Беркли,
агностицизм и скептицизм Д. Юма. Философия европейского Просвещения. Характерные
черты философии эпохи Просвещения. Французское Просвещение 18 века. Д. Дидро, Ж. Д’
Аламбер, П. Гольбах, Ж. Ламетри, К. Гельвеций, Ф. Вольтер, Ж. Ж. Руссо и пр.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся примерная В том числе
Содержание учебного материала
1.
Основные достижения немецкой классической философии. Философия И. Канта:
принцип трансцендентального идеализма. Теория познания, агностицизм. Элементы
материализма в философии Канта. Антиномии и их разрешение. Этика Канта: формулировка
категорического императива. Философия Г.В.Ф. Гегеля: абсолютный объективный идеализм,
природа идей. Взаимоотношения духа и природы. Достоинства и недостатки гегелевского
идеализма и гегелевской диалектики. Противоречие между идеалистической системой и
диалектическим методом. Материалистическое понимание природы и философская
антропология Л. Фейербаха.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
В том числе самостоятельная работа обучающихся примерная
Содержание учебного материала

-

2

ОК.01ОК.04,
ОК.06

ОК.01ОК.04,
ОК.06
2

2

ОК.01-

Тема 2.9.
Современная
западная
философия.

1.
Основные черты современной западной философии. Неклассическая философия жизни
как противовес классической рациональной философии. Философия А. Шопенгауэра.
Философия воли к власти Ф. Ницше.
2.
Экзистенциализм. Истолкование проблемы существования человека. Религиозный и
атеистический экзистенциализм. Основные идеи философии С. Кьеркегора, М. Хайдеггера,
Ж.П. Сартра, К. Ясперса, А. Камю.
3.
Позитивизм: классический позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль); «второй
позитивизм» (Э. Мах, Р. Авенариус); неопозитивизм (Р. Карнап, М. Шлик, О. Нейрат, Л.
Витгенштейн, Б. Рассел); постпозитивизм (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд).
Прагматизм Ч. Пирса и его последователей. Школа психоанализа З. Фрейда и её влияние на
философию и культуру.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Тема 2.10.
Содержание учебного материала
Русская
1.
Русская философия: генезис и особенности развития. Характерные черты русской
философия.
философии. Философская мысль средневековой Руси. М.В. Ломоносов и его философские
взгляды. Философия русского Просвещения. Философия А.Н. Радищева и декабристов.
Западники и славянофилы (И.В. Киреевский, Л.С. Хомяков). Концепция культурноисторических типов Н.Я. Данилевского. Философия революционного демократизма: А.И.
Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, В.Г. Белинский. Философские взгляды
либеральных и революционных народников. Религиозно – этические искания Ф.М.
Достоевского и Л. Н. Толстого. Философия В.С. Соловьёва: положительное всеединство,
София. Философия Н.А. Бердяева: темы свободы, творчества, ничто и Бога. Философия С.Н.
Булгакова. Диалектическая феноменология и символизм А.Ф. Лосева. Философия в СССР и
современной России.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
В том числе самостоятельная работа обучающихся / консультация
Зачет по Разделам № 1 и 2
Раздел 3. Проблематика основных отраслей философского знания.
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
Онтология –
1.
Предмет и проблематика онтологии. Понятие бытия. Материализм и идеализм о бытии.
философское
Дуалистические и плюралистические концепции бытия. Специфика понимания бытия в
учение о
различных направлениях философии. Бытие объективное и субъективное. Понятие материи.
бытии.
Материя как субстанция и как субстрат всего существующего. Движение как неотъемлемый
атрибут материи, основные виды движения. Основные свойства материи.
Структурированность материи. Применение системного подхода относительно материи.

ОК.04,
ОК.06

ОК.01ОК.04,
ОК.06

2

2/2
2
20

4

ОК.01ОК.04,
ОК.06,
ПК 5.1
ПК 5.3

Тема 3.2.
Диалектика –
учение о
развитии.
Законы
диалектики.

Тема 3.3.
Гносеология –
философское
учение о
познании.

Тема 3.4.
Философская
антропология о
человеке.

Пространство и время как атрибуты существования материи. Обзор основных теорий
пространства и времени. Время физическое, психическое, биологическое и социальное.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
В том числе, самостоятельная работа обучающихся примерная
Содержание учебного материала
1.
Диалектика и метафизика как способы рассмотрения мира, подбора и использования
фактов, их синтеза в целостные философские концепции. Диалектика как методология, теория
и метод познания. Концепция развития в диалектической философии. Категории диалектики:
качество, количество, мера, скачок и пр. Законы диалектики. Диалектика и общая теория
мироздания. Диалектический характер природы, общества и мышления, его отражение в
теории современной философии и науки.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
В том числе, самостоятельная работа обучающихся примерная
Содержание учебного материала
1.
Понятие и необходимость теории познания (гносеологии) как составной части
философии. Формирование основных проблем гносеологии. Различные решения и
альтернативные гносеологические концепции. Агностицизм. Субъект и объект познания.
2.
Чувственное познание и его формы. Рациональное познание: понятие, суждение,
умозаключение. Единство чувственного и рационального познания. Творчество. Память и
воображение. Сознательное, бессознательное, надсознательное. Фрейдизм о бессознательном.
Понятие истины (объективная абсолютная и относительная истина). Место и роль практики в
процессе познания, проблема критерия качества знаний. Творческий личностный характер
познавательной деятельности человека.
3.
Учение о сознании в историко – философской мысли. Происхождение сознания и его
сущность. Сознание как высшая форма психического отражения и объективная реальность.
Идеальность сознания и его структура. Общественная природа сознания.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
В том числе, самостоятельная работа обучающихся /консультация
Содержание учебного материала
1.
Философская антропология как научная дисциплина и её предмет. Философия о
природе человека. Проблема человека в истории философской мысли. Биосоциальная
сущность человека. Проблемы антропосоциогенеза. Представление о сущности человека в
истории философской мысли.
2.
Человек как личность. Сущность характеристик личности. Проблемы типологии
личности. Механизмы социализации личности. Личность и индивид. Деятельность как способ

-

2

ОК.01ОК.04,
ОК.06,
ПК 5.1
ПК 5.3

ОК.01ОК.04,
ОК.06,

2/2

4

ОК.01ОК.04,
ОК.06,
ПК 5.1
ПК 5.3

Тема 3.5.
Философия
общества.

Тема 3.6.
Философия
истории.

Тема 3.7.
Философия и
глобальные
проблемы
современности.

Всего:

существования человека. Сущность и специфические характеристики деятельности человека.
Структура, виды, формы и уровни деятельности.
3.
Свобода как философская категория. Проблема свободы человека.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся / Консультации
Содержание учебного материала
1.
Социальная философия как знание об обществе. Структура современного социально –
философского знания. Социальное как объект философского познания. Происхождение
общества. Сущность общества. Общество и его структура. Подсистемы общества.
Объективное и субъективное в обществе. Социальная трансформация. Материальное и
духовное в применении к обществу. Общественное бытие и общественное сознание. Формы
общественного сознания. Основные философские концепции общества. Человек и общество.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
В том числе, самостоятельная работа обучающихся примерная
Содержание учебного материала
1.
Сущность идеалистического и материалистического понимания истории. Вопрос о
направленности и движущих силах исторического развития. Теологическая историософия
(Августин), объективно-идеалистическая философия истории (Гегель). Волюнтаризм в
философии истории (Т. Карлейль). Географический и экономический детерминизм в
философии истории. Философия марксизма и современность. Формационная и
цивилизационная концепции общественного развития. Вопрос о смысле и конце истории.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
В том числе, самостоятельная работа обучающихся примерная
Содержание учебного материала
1.
Понятие глобальных проблем. Критерии глобальных проблем. Классификация
глобальных проблем. Проблемы в системе «Человек – природа»: Экологические глобальные
проблемы. Внутрисоциальные глобальные проблемы: распространение оружия массового
поражения, рост социального неравенства мировых регионов, международный терроризм,
распространение наркомании и заболеваний. Пути и способы решения глобальных проблем,
роль философии в этом. Глобальные проблемы и процесс глобализации.
Зачет по Разделу № 3
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
В том числе, самостоятельная работа обучающихся примерная
Промежуточная аттестация Дифференцированный зачет

2/2

2

ОК.01ОК.04,
ОК.06

ОК.01ОК.04,
ОК.06
2

-

2

2
2
48

ОК.01ОК.04,
ОК.06,
ПК 5.1
ПК 5.3

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы предполагает наличие учебного кабинета философии.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
рабочее место преподавателя,
парты учащихся (в соответствие с численностью учебной группы),
меловая доска (при необходимости персональный компьютер с лицензионным
программным обеспечением, мультимедиа проектор, экран, лазерная указка),
шкафы для хранения учебных материалов по предмету.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы:
Основные источники (печатные издания):
1.
Волкогонова О.Д., Сидорова Н. М. Основы философии. Москва ИД «Форум
– Инфра – М», 2013
2.
Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студентов сред.
проф. Учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2014
3.
Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студентов сред. проф.
Учебных заведений. – М.: университетская книга; Логос. 2005
Дополнительные источники:
- Радугин А.А. Философия курс лекций.- М.: Центр, 2001
(электронные издания):
1.HTTP://FILOSOF.HISTORIC.RU/
2.HTTP://PHILOSOPHY.RU/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯУЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Знание:
Степень знания материала курса,
Экспертное
основных философских
логика и ясность изложения материала, наблюдение за
учений;
необходимость дополнений.
выступлениями с
главных философских
Отвечает ли учащийся на все
рефератами,
терминов и понятий
дополнительные вопросы
Ответы на
проблематики и
преподавателя.
вопросы.
предметного поля
На каком уровне выполнены
важнейших философских
контрольные работы и рефераты
дисциплин, традиционных самостоятельной работы.
общечеловеческих
ценностей и применение
их в различных контекстах
Умение:
ориентироваться в
истории развития
философского знания;
вырабатывать свою точку
зрения и
аргументированно
дискутировать по
важнейшим проблемам
философии.

Насколько свободно учащийся
ориентируется в истории развития
философии. Может ли верно
охарактеризовать взгляды того или
иного философа.
Насколько самостоятельно, логично и
аргументированно учащийся может
выдвигать и защищать свою точку
зрения по важнейшим проблемам
философии в рефератах и дискуссиях.

Выступления с
рефератами,
ответы на
вопросы, участие
в дискуссии

применять полученные в
курсе изучения философии
знания в практической, в
том числе и
профессиональной,
деятельности

Насколько успешно студент может
применять свои знания по курсу
«Основы философии» в повседневной
и профессиональной деятельности.
Насколько он способен к
диалектическому и логически
непротиворечивому мышлению в
своей специальности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».