ОП. 02 Статистика

Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с примерной
программой, разработанной на основе Федерального государственного образовательного
стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.04. Коммерция
(по отраслям) (базовая подготовка), утвержденного 15 мая 2014 года №539, с учетом
программы воспитания по специальности «Коммерция (по отраслям)»

Разработчик: Попова А.В., преподаватель
колледж»

2

ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр.
4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

РЕЗУЛЬТАТОВ

3

ОСВОЕНИЯ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «Статистика»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Статистика» является обязательной частью профессионального
цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности 38.02.04. Коммерция (поотраслям)
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК1., ОК 3, ОК 4,
ОК 6, ОК 12 .
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код 1
ПК, ОК, ЛР

Умения

Знания

ПК 1.8.

Выполнять расчеты
статистических показателей и
формулировать основные
выводы;

ОК 1.

Собирать
и
регистрировать Предмет, метод и задачи
статистическую информацию;
статистики

ОК 2.

Проводить первичную обработку Общие основы статистической
и
контроль
материалов науки;
наблюдения;

ОК 3.

Выполнять расчеты
статистических показателей и
формулировать основные
выводы;

Принципы организации
государственной статистики;

ОК 4.

Осуществлять комплексный
анализ изучаемых социальноэкономических явлений и
процессов, в т.ч. с
использованием средств
вычислительной техники.

Технику расчета статистических
показателей,
характеризующих
социально-экономические явления.

ОК 12.

Собирать
и
регистрировать Основные способы сбора,
статистическую информацию;
обработки, анализа и наглядного
представления информации;

ЛР 4

Собирать
и
регистрировать Основные формы и виды
статистическую информацию;
действующей статистической
отчетности;
Проводить статистическое
Основные формы и виды
наблюдении, с учетом формы и
действующей статистической
соблюдая этические нормы
отчетности;

ЛР 13

1

Основные способы сбора,
обработки, анализа и наглядного
представления информации;

Приводятся только коды компетенций общих и профессиональных для освоения которых необходимо
освоение данной дисциплины; также приводятся коды личностных результатов реализации программы
воспитания и с учетом особенностей профессии/специальности в соответствии с Приложением 3 ПООП.
4

ЛР 14
ЛР 15

Проводить статистическое
наблюдении, с учетом формы и
соблюдая этические нормы
Проводить статистическое
наблюдении, с учетом формы и
соблюдая этические нормы

Современные тенденции развития
статистического учета;
Современные тенденции развития
статистического учета;

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

93

в т.ч. в форме практической подготовки

-

в т. ч.:
теоретическое обучение

32

лабораторные работы (если предусмотрено)

-

практические занятия (если предусмотрено)

30

курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей)

-

контрольная работа (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа 2

31
Дифференцированный
зачет

Промежуточная аттестация

5

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Статистика»
Наименование разделов
и тем

1
1. Предмет, методы и
задачи статистики

Содержание учебного материала, лабораторные работы и
практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем
часов

Коды
компете
нций и
личност
ных
результа
тов,
Формир
ованию
которых
соответ
ствует
элемент
програм
мы

3

4

2
Раздел 1. Статистическое наблюдение
Содержание учебного материала
Предмет и задачи статистики. История статистики. Особенности статистической методологии. Статистическая совокупность. Закон больших
чисел. Единицы статистической совокупности и вариация признаков.
Статистические показатели.
Система государственной статистики в Российской Федерации. Задачи и
принципы организации государственного статистического учета,
тенденции его развития.
Иерархическая структура органов государственной статистики. Функции
органов государственной статистики. Современные технологии
организации статистического учета.

7

2

ОК 1-3,
ПК
1.8., ЛР
4

2. Предмет, методы и
задачи статистики

3. История статистики

4. Формы, виды и
способы организации
статистического
наблюдения
5. Точность
статистического
наблюдения

6. Формы, виды и
способы организации
статистического
наблюдения

7. ПЗ №1. Проведение
статистического
наблюдения

Самостоятельная работа обучающихся 1
Написание рефератов по истории статистики, по функциям органов
государственной статистики, на основе средств массовой информации
приготовить сообщение, характеризующее развитие промышленности,
сельского хозяйства, науки, образования в регионе.
Самостоятельная работа обучающихся 2
Написание рефератов по истории статистики, по функциям органов
государственной статистики, на основе средств массовой информации
приготовить сообщение, характеризующее развитие промышленности,
сельского хозяйства, науки, образования в регионе.

2

ОК 1-3,
ПК
1.8., ЛР
4

2

ОК 1-3,
ПК
1.8., ЛР
4, ЛР
15

Содержание учебного материала
Формы, виды и способы организации статистического наблюдения
Точность статистического наблюдения. Ошибки регистрации и ошибки
репрезентативности. Арифметический и логический контроль качества
информации.
Содержание учебного материала
Формы, виды и способы организации статистического наблюдения
Точность статистического наблюдения. Ошибки регистрации и ошибки
репрезентативности. Арифметический и логический контроль качества
информации.

2

ОК 1-4,
ПК
1.8., ЛР
4, 13

Самостоятельная работа обучающихся 3
Разработка анкет для проведения статистического наблюдения

2

2

2
Практическое занятие №1.
Решение задач с использованием основных понятий статистического
наблюдения
Анализ индивидуальных и сводных абсолютных показателей
8

ОК 1-3,
ПК
1.8., ЛР
14

ПК
1.8.,
ОК 1-4,
12, ЛР
13-15

8. Статистические сводки
и группировки

Содержание учебного материала

2

ПК
1.8.,
ОК 1-4,
12, ЛР
13-15

2

ПК
1.8.,
ОК 1-4,
12, ЛР
13-15

Статистические сводки и группировки
Понятие о статистической сводке. Метод группировок, его значение,
задачи.
Правила оформления статистических таблиц.
Сводка и группировка материалов статистического наблюдения.
Виды группировок. Статистические ряды распределения.
9. ПЗ №2. Построение
статистической сводки и
группировки

10. Классификация
статистических
показателей

Практическое занятие №2.
Построение ряда распределение и группировка по приведенному
показателю. Построение и анализ статистических таблиц.
Заполнение каркаса статистической таблицы.
Содержание учебного материала
2
Классификация статистических показателей
Понятие об абсолютных и относительных величинах как категориях
статистической науки. Единицы измерения абсолютных величин.
Относительные величины, условия их применения. Виды, способы
расчета и формы выражения. Взаимосвязь абсолютных и относительных
величин.

9

ПК
1.8.,
ОК 1-4,
12, ЛР
13-15

11. Классификация
статистических
показателей

Самостоятельная работа обучающихся 4
Решение задач по расчету и анализу абсолютных и относительных
показателей.

12. ПЗ №3. Расчет
абсолютных и
относительных величин

Практическое занятие №3.
Расчет абсолютных и относительных величин. Оформление результатов
в статистические таблицы и графики.

ПК
1.8.,
ОК 1-4,
12, ЛР
13-15

2

ПК
1.8.,
ОК 1-4,
12, ЛР
13-15

Раздел 2.
Средние величины и показатели вариации
13. Сущность и значение
средних величин

14. ПЗ №4. Расчет
простой средней

15. Сущность и значение
средних величин

Содержание учебного материала
Сущность и значение средних величин
Средняя величина, сущность, определение, виды. Взаимосвязь средних
величин и метода группировок, типичность средних величин.

2

ПК
1.8.,
ОК 1-4,
12, ЛР
4

2

ПК
1.8.,
ОК 1-4,
12, ЛР
4

2

ПК
1.8.,
ОК 1-4,
12, ЛР
4

Практическое занятия №4.
Решение задач на вычисление средних величин.

Самостоятельная работа обучающихся 5
Решение типовых задач

10

16. Сущность и значение
средних величин

Самостоятельная работа обучающихся 6
Решение типовых задач

17. Понятие о
структурных средних
единицах

Самостоятельная работа обучающихся 7
Решение типовых задач

18. Показатели вариации

Понятие о вариации и задачи ее изучения
Абсолютные и относительные показатели вариации. Графическое
изображение вариационного ряда.

2

ПК
1.8.,
ОК 1-4,
12, ЛР
4

19. ПЗ №5. Расчет
показателей вариации

Практические занятия №5
Расчет средних величин, показателей
изображение вариационного ряда.

2

ПК
1.8.,
ОК 1-4,
12, ЛР
4

20. ПЗ №6. Графическое
изображение
вариационного ряда

1

2

вариации.

Практические занятия №6

Графическое

2

Расчет средних величин, показателей вариации.
Раздел 3.
Методы выборочного наблюдения

11

ПК
1.8.,
ОК 1-4,
12, ЛР
4
ПК
1.8.,
ОК 1-4,
12, ЛР
4

ПК
1.8.,
ОК 1-4,
12, ЛР
4

21. Выборочное
наблюдение

22. Оценка результатов
выборочного наблюдения

2
Содержание учебного материала
Выборочное наблюдение: понятие, значение, причины и условия
применения.
Выборочное наблюдение и измерение связи. Виды и схемы отбора.
Отбор единиц в выборочную совокупность. Оценка результатов
выборочного наблюдения и распространение его данных на
генеральную совокупность.

Содержание учебного материала
Выборочное наблюдение: понятие, значение, причины и условия
применения.
Выборочное наблюдение и измерение связи. Виды и схемы отбора.
Отбор единиц в выборочную совокупность. Оценка результатов
выборочного наблюдения и распространение его данных на
генеральную совокупность.

2

Содержание учебного материала
Выборочное наблюдение: понятие, значение, причины и условия
применения.
Выборочное наблюдение и измерение связи. Виды и схемы отбора.
Отбор единиц в выборочную совокупность. Оценка результатов
выборочного наблюдения и распространение его данных на
генеральную совокупность.
Самостоятельная работа обучающихся 8
Решение задач по теме

2

ПК 1.8.,
ОК 1-3,
ЛР 4

ПК 1.8.,
ОК 1-3,
ЛР 4

23. Серийная выборка

24. Выборочное
наблюдение
25. Выборочное
наблюдение

Самостоятельная работа обучающихся 9
Подготовка рефератов на тему : «Области применения выборочного
наблюдения в экономических и социальных исследованиях, применительно
к Свердловской области»
12

ПК 1.8.,
ОК 1-3,
ЛР 4

2

ПК 1.8.,
ОК 1-3,
ЛР 4

2

ПК 1.8.,
ОК 1-3,
ЛР 4

26. ПЗ №7. Расчет задач по Практические занятия № 7
собственно-случайной
Применение выборочного метода, методики расчета средней и
выборке
предельной ошибки выборки при различных способах отбора, границ
генеральных характеристик с определенной степенью вероятности.

2

ПК 1.8.,
ОК 1-3,
ЛР 4

27. ПЗ №8. Расчет задач по Практические занятия № 8
механической и
Применение выборочного метода, методики расчета средней и
типической выборке
предельной ошибки выборки при различных способах отбора, границ
генеральных характеристик с определенной степенью вероятности.
Раздел 4.Ряды динамики

2

ПК 1.8.,
ОК 1-3,
ЛР 4

28. Динамические ряды и
их виды

2

ПК 1.8.,
ОК 1-3,
12, ЛР 4,
14

2

ПК 1.8.,
ОК 1-3,
12, ЛР 4,
14
ПК 1.8.,
ОК 1-3,
12, ЛР 4,
14

29. Показатели анализа
динамических рядов
30. ПЗ №9. Расчет
показателей динамики

31. ПЗ№10. Расчет
индексов сезонности

Содержание учебного материала
Динамические ряды и их виды
Ряды динамики. Виды рядов динамики: моментные и интервальные; абсолютных, относительных и средних величин; с равноотстоящими
уровнями и неравноотстоящими уровнями во времени; стационарные и
нестационарные.
Содержание учебного материала
Показатели изменения уровней рядов динамики: базисные, цепные и
средние абсолютные приросты, коэффициенты и темпы роста (прироста).
Практическое занятие № 9
Решение задач на расчет показателей и средних показателей ряда
динамики; на расчет индексов сезонности
, на выявление основной тенденции ряда динамики различными
способами.
Практическое занятие № 10
Решение задач на расчет показателей и средних показателей ряда
динамики; на расчет индексов сезонности
, на выявление основной тенденции ряда динамики различными
способами.
13

2

2

ПК 1.8.,
ОК 1-3,
12, ЛР 4,
14

32. Динамические ряды и
их виды

Самостоятельная работа обучающихся 10
Решение задач по теме

2

33. Динамические ряды и
их виды

Самостоятельная работа обучающихся 11
Решение задач по теме

2

34. ПЗ №11. Трендовая
модель. Решение задач

Практическое занятия № 11
Расчет показателей ряда динамики, анализ показателей рядов динамики.

2

ПК 1.8.,
ОК 1-3,
12, ЛР 4,
14
ПК 1.8.,
ОК 1-3,
12, ЛР 4,
14
ПК 1.8.,
ОК 1-3,
12, ЛР 4,
14

Раздел 5. Статистические изучение взаимосвязи социально-экономических явлений
35. Статистические
индексы: понятие и виды

36. Факторный анализ

37. ПЗ №12. Вычисление
индивидуальных

2

ПК 1.8.,
ОК 1-3,
12, ЛР 4,
14

2

ПК 1.8.,
ОК 1-3,
12, ЛР 4,
14

2

ПК 1.8.,
ОК 1-3,

Содержание учебного материала
Статистические индексы: понятия и виды.
Классификация индексов в статистике по степени охвата явления, базе
сравнения, форме построения, объекту исследования, составу явления,
периоду исчисления. Индивидуальные и общие индексы. Агрегатный
индекс. Средние индексы. Индексы структурных сдвигов. Факторный
анализ.
Содержание учебного материала
Статистические индексы: понятия и виды.
Классификация индексов в статистике по степени охвата явления, базе
сравнения, форме построения, объекту исследования, составу явления,
периоду исчисления. Индивидуальные и общие индексы. Агрегатный
индекс. Средние индексы. Индексы структурных сдвигов. Факторный
анализ.
Практические занятия № 12
Расчет общих индексов агрегатной формы.
14

индексов

Расчет средних индексов, индексов структурных сдвигов

38. ПЗ №13. Вычисление
агрегатных индексов

Практические занятия № 13
Расчет общих индексов агрегатной формы.
Расчет средних индексов, индексов структурных сдвигов

2

39. Статистические
индексы: понятие и виды

Самостоятельная работа обучающихся 12
Решение задач по теме

1

40. Статистические
индексы: понятие и виды

Самостоятельная работа обучающихся 13
Решение задач по теме

2

41. Виды и формы
взаимосвязе

Содержание учебного материала
Виды и формы взаимосвязей
Всеобщая связь явлений. Задачи статистического изучения связей.
Статистические методы изучения связей: графический, метод
параллельных рядов, метод аналитических группировок, балансовый
метод. Корреляционный и регрессивный методы.

2

42. Виды и формы
взаимосвязей

Самостоятельная работа обучающихся 14
Решение задач теме

2

43. Виды и формы
взаимосвязей

Самостоятельная работа обучающихся 15
Решение задач по теме

2

44. ПЗ №14. Построение
параллельных рядов на
основе средних

Практические занятия № 14
Построение параллельных рядов на основе средних величин, факторного
и результативного признаков, их графического изображения.

2

15

12, ЛР 4,
14
ПК 1.8.,
ОК 1-3,
12, ЛР 4,
14
ПК 1.8.,
ОК 1-3,
12, ЛР 4,
14
ПК 1.8.,
ОК 1-3,
12, ЛР 4,
14
ПК 1.8.,
ОК 1-3,
12, ЛР 4,
14-15, 4

ПК 1.8.,
ОК 1-3,
12, ЛР 4,
14-15, 4
ПК 1.8.,
ОК 1-3,
12, ЛР 4,
14-15, 4
ПК 1.8.,
ОК 1-3,
12, ЛР 4,
14-15, 4

45. ПЗ №15. Графическое
изображение рядов

Практические занятия № 15
Построение параллельных рядов на основе средних величин, факторного
и результативного признаков, их графического изображения.

2

46. Подготовка к
дифференцированному
зачету

Самостоятельная работа обучающихся 16
Повторение материала разделов, решение задач.

2

47. Дифференцированный
зачет

Задачи к зачету.

2

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

16

ПК 1.8.,
ОК 1-3,
12, ЛР 4,
14-15, 4
ПК 1.8.,
ОК 1-3,
12, ЛР 4,
14-15, 4
ПК 1.8.,
ОК 1-3,
12, ЛР 4,
14-15, 4

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Статистика», оснащенный оборудованием: рабочее
место
преподавателя;учебно-методических комплекс по дисциплине «Статистика»; комплект
методических указаний по выполнению практических работ по дисциплине.
, техническими средствами обучения: ПК, мультимедиапроектор . операционная система
Windows XP/ Windows 7/ Windows Vista, пакет программ Microsoft Office;

1.

2.
3.

4.
5.
6.
7.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основные печатные издания
Закон Российской Федерации «Об ответственности за нарушение порядка
представления государственной статистической отчетности» от 13 мая 1992 г. №
2761-1 (ред. От 30.12.2016г.)
Положение о порядке ведения Государственного реестра предприятий.
Утверждено Государственной налоговой службой Российской Федерации
Ефимова М. Р., Ганченко О. И., Петрова Е. В. Практикум по общей теории
статистики: Учебное пособие – 2-е издание переработанное и дополненное – М.:
Финансы и статистика, 2017.
В. Н. Салин, Э. Ю. Чурилова, Е. П. Шпаковская Статистика.– М.: Кнорус, 2009
Статистика /под ред.В.С.Мхитарян. –М.: Академия, 2018.
С.А.Канцедал. Основы статистики. –М.: Форум, Инфра-М, 2019.
Н.В.Толстик, Н.М.Матегорина. Статистика.-М.:Феникс,2015.

3.2.2. Основные электронные издания
8. И.И. Сергеева, С.А. Тимофеева, Т.А.Чекулина.Статистика. –М.: Форум, Инфра-М,
2018.
9. М.Г.Сидоренко. Статистика,-М.: Форум, 2019.
10. С.Н.Лысенко, И.А.Дмитриев. Общая теория статистики.-М.: Форум, Инфра-М,
2018.
3.2.3. Дополнительные источники (при необходимости)
1. Башина О. Э. Общая теория статистики. Статистическая методология в
коммерческой деятельности : учебник. М. : Финансы и статистика, 2020.
2. Ефимова М. Р., Петрова Е. В., Румянцев Н. М. Общая теория статистики : учебник.
М. : ИНФРА – М, 2020.
3. Елисеева И. И., Юзбашев М. М. Общая теория статистики : учебник / под ред. И.
И. Елисеевой. 5-е изд., перераб. И доп. М. : Финансы и статистика, 2019.

17

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
( освоение ОК, ПК, ЛР)
ПК 1.8. Использовать
основные методы и приемы
статистики для решения
практических задач
коммерческой
деятельности, определять
статистические величины,
показатели вариации и
индексы
ОК 1 Понимать сущность и
социальную значимость своей
будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес.

ОК 2 Организовывать
собственную деятельность,
исходя из цели и способов
ее достижения,
определенных
руководителем.
ОК 3 Принимать решения в
стандартных и
нестандартных ситуациях и
нести за них
ответственность
ОК 4 Осуществлять поиск
информации, необходимой
для эффективного
выполнения
профессиональных задач,
профессионального и
личного развития
ОК 12 Соблюдать
действующее
законодательство и
обязательные требования
нормативных документов, а
так же требования
стандартов, ТУ.
ЛР 4 Проявляющий и
демонстрирующий
уважение к людям труда,

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
знания)
Уметь:

- собирать и регистрировать
статистическую информацию;
- проводить первичную обработку и
контроль материалов наблюдения;
- выполнять расчеты статистических
показателей и формулировать
основные выводы;
- осуществлять комплексный анализ
изучаемых социально-экономических
явлений и процессов с
использованием средств
вычислительной техники.

18

Формы и методы
контроля и оценки
результатов обучения
Оценка выполнения
практических занятий,
самостоятельной
работы.
Тестирование.
Дифферицированный
зачет

осознающий ценность
собственного труда.
Стремящийся к
формированию в сетевой
среде личностного и
профессионального
конструктивного
«цифрового следа».
ЛР 13 Соблюдающий в
своей профессиональной
деятельности этические
принципы: честности,
независимости,
профессионального
скептицизма
ЛР 14 Готовый
соответствовать ожиданиям
работодателей: проектномыслящий, эффективно
взаимодействующий с
членами команды и
сотрудничающий с
другими людьми,
осознанно выполняющий
профессиональные
требования, ответственный,
пунктуальный,
дисциплинированный,
трудолюбивый, критически
мыслящий, нацеленный на
достижение поставленных
целей; демонстрирующий
профессиональную
жизнестойкость.
ЛР 15 Сохранение
традиций и поддержание
престижа своей
образовательной
организации
Знать:
ПК 1.8. Использовать
основные методы и приемы
статистики для решения
практических задач
коммерческой
деятельности, определять
статистические величины,
показатели вариации и
индексы
ОК 1 Понимать сущность и
социальную значимость своей

- предмет, метод и задачи статистики;
- общие основы статистической
науки;
- принципы организации
государственной статистики;
- современные тенденции развития
статистического учета;
- основные способы сбора,
обработки, анализа и наглядного
представления информации;
19

Оценка выполнения
практических занятий,
самостоятельной
работы.
Тестирование.
Дифферицированный
зачет

будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес.

ОК 2 Организовывать
собственную деятельность,
исходя из цели и способов
ее достижения,
определенных
руководителем.
ОК 3 Принимать решения в
стандартных и
нестандартных ситуациях и
нести за них
ответственность
ОК 4 Осуществлять поиск
информации, необходимой
для эффективного
выполнения
профессиональных задач,
профессионального и
личного развития
ОК 12 Соблюдать
действующее
законодательство и
обязательные требования
нормативных документов, а
так же требования
стандартов, ТУ.
ЛР 4 Проявляющий и
демонстрирующий
уважение к людям труда,
осознающий ценность
собственного труда.
Стремящийся к
формированию в сетевой
среде личностного и
профессионального
конструктивного
«цифрового следа».
ЛР 13 Соблюдающий в
своей профессиональной
деятельности этические
принципы: честности,
независимости,
профессионального
скептицизма
ЛР 14 Готовый
соответствовать ожиданиям
работодателей: проектномыслящий, эффективно
взаимодействующий с
членами команды и
сотрудничающий с

- основные формы и виды
действующей статистической
отчетности;
- технику расчета статистических
показателей, характеризующих
социально-экономические явления.

20

другими людьми,
осознанно выполняющий
профессиональные
требования, ответственный,
пунктуальный,
дисциплинированный,
трудолюбивый, критически
мыслящий, нацеленный на
достижение поставленных
целей; демонстрирующий
профессиональную
жизнестойкость.
ЛР 15 Сохранение
традиций и поддержание
престижа своей
образовательной
организации

21

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный колледж»

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 Статистика
Специальность: 38.02.04. Коммерция (по отраслям)
2курс, группа21-К

22

Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Предметом оценки освоения учебной дисциплины (УД) являются умения и знания.
Контроль и оценка этих дидактических единиц осуществляется с использованием
следующих форм и методов:
Таблица 1. – Формы и методы контроля и оценки дидактических единиц
Результат
Показатели освоения
Формы и
обучения
результата
методы
контроля и
оценки
результатов
обучения
В
результате Демонстрирует знание и
Устный опрос
освоения
понимание основных понятий
дисциплины
статистики;
обучающийся
Демонстрирует понимание
должен знать:
задач статистики на
- предмет, метод и
современном этапе;
задачи статистики;
- общие основы
статистической
науки;

- принципы
организации
государственной
статистики;

Демонстрирует знание
принципов организации
статистической системы в РФ

- современные
Определяет перспективы
тенденции развития развития статистического
статистического
учета, его необходимость .
учета;
- основные способы
сбора, обработки,
анализа и
наглядного
представления
информации;

Определяет виды
статистического наблюдения;
виды сводок и группировок;
демонстрирует знание
способов наглядного
представления статистических
данных

-основные формы и Демонстрирует знание форм
виды действующей статистической отчетности;
статистической
23

Оценка
выполнения
домашнего
задания (
конспект по
данной теме)
Устный опрос

Тестирование (
тест по
стат.наблюд.№1,
тест по
стат.табл. и
графикам№2),
устный опрос,
практические
занятия № 1 – 5,
зачет
Устный опрос

Оценочное
средство

Критерии
оценки устного
ответа

Критерии
оценки
домашнего
задания
Критерии
оценки устного
ответа
тесты

Критерии
оценки устного
ответа

отчетности;
-технику
расчета
статистических
показателей,
характеризующих
социальноэкономические
явления.

Демонстрирует знание
абсолютных и относительных
показателей, средних величин
и показателей вариации,
показателей анализа рядов
динамики и экономических
индексов; способов
выборочного наблюдения.

Оценка
выполнения
практических
работ № 6-15,
тест №3,
проверочные
работы № 1-3,
зачет

В
результате
освоения
дисциплины
обучающийся
должен уметь:
-собирать
и
регистрировать
статистическую
информацию;
проводить
первичную
обработку
и
контроль
материалов
наблюдения;

1. Осуществляет сбор данных,
согласно поставленных целей
и разработанной программы
2. Осуществляет первичную
обработку собранных данных.

Оценка
выполнения
практического
задания № 1,
оценка
выполнения
внеаудиторной
самостоятельной
работы.

- выполнять
расчеты
статистических
показателей и
формулировать
основные выводы;

1.Осуществляет расчет
абсолютных и относительных
показателей динамики,
структуры, координации,
планового задания; Расчет
средних величин и
структурных средних, а также
показателей вариации; расчет
показателей измерения
уровней рядовдинамики,
расчет индивидуальных и
общих индексов.
2. Формулирует выводы по
полученным показателям.

Оценка
выполнения
Инструкционная
практических
карта
работ № 6-15,
тест №3,
проверочные
работы № 1-3,
зачет, оценка
выполнения
внеаудиторных
самостоятельных
заданий.

-осуществлять
комплексный
анализ изучаемых
социальноэкономических
явлений
и
процессов, в т.ч. с
использованием

2.Производит общий анализ
изучаемых социальноэкономических явлений

Оценка
выполнения
практических
работ № 14-15;
оценка
выполнения
внеаудиторной
самостоятельной

1.Демонстрирует умение
пользоватья программой
Excel для обработки
статистической информации
24

Инструкционная
карта

Тесты

Инструкционная
карта

средств
вычислительной
техники.

работы.

Формы промежуточной аттестации
Таблица 2. – Запланированные формы промежуточной аттестации
№ семестра
Формы промежуточной
Форма проведения
аттестации
4
Дифференцированный зачет
Письменно по вариантам заданий

4.1.3. Описание процедуры зачета
Требования:
1.К помещению: учебный класс должен быть оснащен рабочими местами
2. К ресурсам: для проведения процедуры необходим калькулятор, бумага для
написания зачета. Студентам разрешается пользоваться рабочими тетрадями при
решении практической части.
4.2. Комплект «Промежуточная аттестация»
4.2.1. Вопросы для подготовки к зачету
Вопросы для подготовки к зачету.
1. Предмет, методы и задачи статистики .
2. Система государственной статистики в российской Федерации.
3. Понятие и виды статистической сводки.
4. Статистическая группировка. Формула Стерджесса.
5. Понятие , виды, формы и способы статистического наблюдения.
6. Статистическая отчетность и ее виды.
7. Специально организованное периодическое статистическое наблюдение – перепись.
8. Статистические таблицы. Правила построения.
9. Статистические графики. Элементы графика и виды графиков.
10. Абсолютные показатели в статистике.
11. Относительные показатели и их анализ.
12. Виды средних показателей и их использование в статистике.
13. Показатели вариации в статистике.
14. Виды и методы анализа рядов динамики.
15. Индексы. Классификация индексов.
16. Выборочное наблюдение. Виды.
17. Методы оценки результатов выборочного наблюдения.

25

4.2.2. Типовые практические задачи
1. Имеются данные по предприятию:
Показатель
Базисный год
Объем производства
готовых изделий, ед.

Договорные
обязательства
583

568

Отчетный год
Фактические
обязательства
574

Определить относительные показатели величины планового задания, выполнения
плана и динамики производства.

2.Для оценки стоимости основных средств промышленных предприятий региона
проведен 5%-ный механический отбор, результаты которого представлены в таблице.
Группы предприятий по
стоимости основных средств,
Дор.1
млрд
1-2
2-3
3-4
4-5
5 и выше
Итого:
Определить:
1)

Число предприятий
12
22
30
14
12
10
100

по выборочным предприятиям: а) среднюю стоимость основных средств; б)
моду и медиану;

3. Списочная численность сотрудников фирмы составила: на 01.01 - 532 чел., на 01.02
- 548 чел., на 01.03 - 551 чел., на 01.04 - 548 чел.
Вычислить среднюю численность сотрудников: 1) за каждый месяц квартала; 2) за I
квартал
3.По результатам 10%-ного выборочного наблюдения имеется
информация об объеме товарооборота фирменных торговых
предприятий области:
Группы предприятий по
размеру товарооборота, млн р.
Число предприятий
12-14
3
14-16
12
16-18
20
18-20
10
20-22
5
Итого: *
50
Определить:
1) по выборочным предприятиям: а) средний товарооборот; б) моду и медиану по
размеру товарооборота;

26

Модельный ответ:
Модельный ответ с критериями оценки
Вариант №1.
1.Для расчета относительных показателей воспользуемся формулами:
плановоезаданиенапредстоящийпериод
ПЗ 
фактическоевыполнени езабазисныйпериод
фактическоевыполнени е
ВП 
 100
плановоезадание
факт _ текущег о _ периода
Д
 100%
факт _ предыдущег о _ периода
Д=ПЗ*ВП
1) ПЗ= 583 х 100% = 102,64% - по плану предусматривалось увеличить
568
объемы производства готовых изделий на 2,64%.
2) ВП= 574 х 100% = 98,45% - фактически план был недовыполнен на
583
1,55%.
3) Д= 574 х 100% = 101,06% - следовательно, в отчетном году, по
568
сравнению с базисным, объем производства вырос на 1,06%.
2.
А) Определим среднюю стоимость основных средств, используя формулу средней
арифметической упрощенной:
xa
(
) f

k
=
k a
f
Построим вспомогательную таблицу:
Группы
предприятий
Х
0-1
1-2
2-3
3-4
4-5
5-6
итого

Число
предприятий
f
12
22
30
14
12
10
100

Середина
интервала Х
0,5
1,5
2,5
3,5
4,5
5,5

Х–А

-2
-1
0
1
2
3

А

Хср.= 22 х 1 + 2,5 = 2,72
100
Б) Определим моду и медиану по формулам:
27

Х–А
k

Х–А хf
k

-2
-1
0
1
2
3

-24
-22
0
14
24
30
22

M =x
0

k
0

f
(f 
m

M =x
e

M

0

M

0

M

e

M

e

f

f
k
0

2

m

f



m 1

)( f 

m 1

m



f

f

f

)

m 1

m 1

m

= 2 + 1х __30-22___________
(30-22) + ( 30-14)
= 2,33
= 2 + 1х __50 - 34__
30
= 2,53

1.
Определим среднесписочную численность сотрудников за 01.01.
532/ 31=17 чел.
Определим среднесписочную численность сотрудников за 1 квартал по формуле
средней хронологической:
 =1/2х1+х2+х3+1/2n-1
n-1
 = 532/2+548+551+548/2
4–1
 = 546 - среднесписочн численность сотрудников за 1 квартал.

4.
Вычислим индивидуальные индексы по следующим формулам:

i

p



p
p

1
0

;

q
i q

1

q

0

;

i


pq

pq
pq

1
0

А) Яблоки
i p  35/40х100%= 87,5% - следовательно, цены на яблоки в сентябре снизились по
сравнению с августом на 12,5%.
iq  40/36х100%= 111% - следовательно, объем продаж яблок увеличился в сентябре по
сравнению с августом на 11%.
Для вычисления товарооборота необходимо цену умножить на количество продаж.
-август: 40х36=1440;
-сентябрь: 35х40=1400;
ipq  1400/1440х100% = 97,2%- следовательно, товарооборот в сентябре по сравнению с
августом снизился на 2,8%. Это произошло за счет снижения цен и увеличение продаж не
повлияло на рост выручки.
28

Критерии оценки
Критерии
1. Решено верно 4 задачи или допущена небольшая арифметическая ошибка,
или ошибка по подбору формулы в одном из заданий; отсутствует вывод по
одному заданию. Пользоваться справочником формул разрешается.

баллы
5

2. Решено верно 3 задачи или допущена небольшая арифметическая ошибка,
или ошибка по подбору формулы в одном из заданий; отсутствует вывод по
одному заданию. Пользоваться справочником формул разрешается.

4

3. Решено верно 2 задачи или допущена небольшая арифметическая ошибка,
или ошибка по подбору формулы в одном из заданий; отсутствует вывод по
одному заданию. Пользоваться справочником формул разрешается.

3

4. Решена верно только одна задача, остальные либо не решены, либо в
решении допущены грубые ошибки.

2

Общая оценка по учебной дисциплине «Статистика» складывается как среднее
арифметическое из оценок, полученных за два этапа дифферинцированного зачета,
в случае, если оба этапа сданы на положительную оценку.
Дифферинцированный зачет считается не сдан, если по одному из этапов нет
положительной оценки.

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».