Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с примерной программой, разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.04. Коммерция (по отраслям) (базовая подготовка), утвержденного 15 мая 2014 года №539, с учетом программы воспитания по специальности «Коммерция (по отраслям)» Разработчик: Попова А.В., преподаватель колледж» 2 ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр. 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10 РЕЗУЛЬТАТОВ 3 ОСВОЕНИЯ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Статистика» 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина «Статистика» является обязательной частью профессионального цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.04. Коммерция (поотраслям) Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК1., ОК 3, ОК 4, ОК 6, ОК 12 . 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: Код 1 ПК, ОК, ЛР Умения Знания ПК 1.8. Выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы; ОК 1. Собирать и регистрировать Предмет, метод и задачи статистическую информацию; статистики ОК 2. Проводить первичную обработку Общие основы статистической и контроль материалов науки; наблюдения; ОК 3. Выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы; Принципы организации государственной статистики; ОК 4. Осуществлять комплексный анализ изучаемых социальноэкономических явлений и процессов, в т.ч. с использованием средств вычислительной техники. Технику расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления. ОК 12. Собирать и регистрировать Основные способы сбора, статистическую информацию; обработки, анализа и наглядного представления информации; ЛР 4 Собирать и регистрировать Основные формы и виды статистическую информацию; действующей статистической отчетности; Проводить статистическое Основные формы и виды наблюдении, с учетом формы и действующей статистической соблюдая этические нормы отчетности; ЛР 13 1 Основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации; Приводятся только коды компетенций общих и профессиональных для освоения которых необходимо освоение данной дисциплины; также приводятся коды личностных результатов реализации программы воспитания и с учетом особенностей профессии/специальности в соответствии с Приложением 3 ПООП. 4 ЛР 14 ЛР 15 Проводить статистическое наблюдении, с учетом формы и соблюдая этические нормы Проводить статистическое наблюдении, с учетом формы и соблюдая этические нормы Современные тенденции развития статистического учета; Современные тенденции развития статистического учета; 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах Объем образовательной программы учебной дисциплины 93 в т.ч. в форме практической подготовки - в т. ч.: теоретическое обучение 32 лабораторные работы (если предусмотрено) - практические занятия (если предусмотрено) 30 курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей) - контрольная работа (если предусмотрено) - Самостоятельная работа 2 31 Дифференцированный зачет Промежуточная аттестация 5 6 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Статистика» Наименование разделов и тем 1 1. Предмет, методы и задачи статистики Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Коды компете нций и личност ных результа тов, Формир ованию которых соответ ствует элемент програм мы 3 4 2 Раздел 1. Статистическое наблюдение Содержание учебного материала Предмет и задачи статистики. История статистики. Особенности статистической методологии. Статистическая совокупность. Закон больших чисел. Единицы статистической совокупности и вариация признаков. Статистические показатели. Система государственной статистики в Российской Федерации. Задачи и принципы организации государственного статистического учета, тенденции его развития. Иерархическая структура органов государственной статистики. Функции органов государственной статистики. Современные технологии организации статистического учета. 7 2 ОК 1-3, ПК 1.8., ЛР 4 2. Предмет, методы и задачи статистики 3. История статистики 4. Формы, виды и способы организации статистического наблюдения 5. Точность статистического наблюдения 6. Формы, виды и способы организации статистического наблюдения 7. ПЗ №1. Проведение статистического наблюдения Самостоятельная работа обучающихся 1 Написание рефератов по истории статистики, по функциям органов государственной статистики, на основе средств массовой информации приготовить сообщение, характеризующее развитие промышленности, сельского хозяйства, науки, образования в регионе. Самостоятельная работа обучающихся 2 Написание рефератов по истории статистики, по функциям органов государственной статистики, на основе средств массовой информации приготовить сообщение, характеризующее развитие промышленности, сельского хозяйства, науки, образования в регионе. 2 ОК 1-3, ПК 1.8., ЛР 4 2 ОК 1-3, ПК 1.8., ЛР 4, ЛР 15 Содержание учебного материала Формы, виды и способы организации статистического наблюдения Точность статистического наблюдения. Ошибки регистрации и ошибки репрезентативности. Арифметический и логический контроль качества информации. Содержание учебного материала Формы, виды и способы организации статистического наблюдения Точность статистического наблюдения. Ошибки регистрации и ошибки репрезентативности. Арифметический и логический контроль качества информации. 2 ОК 1-4, ПК 1.8., ЛР 4, 13 Самостоятельная работа обучающихся 3 Разработка анкет для проведения статистического наблюдения 2 2 2 Практическое занятие №1. Решение задач с использованием основных понятий статистического наблюдения Анализ индивидуальных и сводных абсолютных показателей 8 ОК 1-3, ПК 1.8., ЛР 14 ПК 1.8., ОК 1-4, 12, ЛР 13-15 8. Статистические сводки и группировки Содержание учебного материала 2 ПК 1.8., ОК 1-4, 12, ЛР 13-15 2 ПК 1.8., ОК 1-4, 12, ЛР 13-15 Статистические сводки и группировки Понятие о статистической сводке. Метод группировок, его значение, задачи. Правила оформления статистических таблиц. Сводка и группировка материалов статистического наблюдения. Виды группировок. Статистические ряды распределения. 9. ПЗ №2. Построение статистической сводки и группировки 10. Классификация статистических показателей Практическое занятие №2. Построение ряда распределение и группировка по приведенному показателю. Построение и анализ статистических таблиц. Заполнение каркаса статистической таблицы. Содержание учебного материала 2 Классификация статистических показателей Понятие об абсолютных и относительных величинах как категориях статистической науки. Единицы измерения абсолютных величин. Относительные величины, условия их применения. Виды, способы расчета и формы выражения. Взаимосвязь абсолютных и относительных величин. 9 ПК 1.8., ОК 1-4, 12, ЛР 13-15 11. Классификация статистических показателей Самостоятельная работа обучающихся 4 Решение задач по расчету и анализу абсолютных и относительных показателей. 12. ПЗ №3. Расчет абсолютных и относительных величин Практическое занятие №3. Расчет абсолютных и относительных величин. Оформление результатов в статистические таблицы и графики. ПК 1.8., ОК 1-4, 12, ЛР 13-15 2 ПК 1.8., ОК 1-4, 12, ЛР 13-15 Раздел 2. Средние величины и показатели вариации 13. Сущность и значение средних величин 14. ПЗ №4. Расчет простой средней 15. Сущность и значение средних величин Содержание учебного материала Сущность и значение средних величин Средняя величина, сущность, определение, виды. Взаимосвязь средних величин и метода группировок, типичность средних величин. 2 ПК 1.8., ОК 1-4, 12, ЛР 4 2 ПК 1.8., ОК 1-4, 12, ЛР 4 2 ПК 1.8., ОК 1-4, 12, ЛР 4 Практическое занятия №4. Решение задач на вычисление средних величин. Самостоятельная работа обучающихся 5 Решение типовых задач 10 16. Сущность и значение средних величин Самостоятельная работа обучающихся 6 Решение типовых задач 17. Понятие о структурных средних единицах Самостоятельная работа обучающихся 7 Решение типовых задач 18. Показатели вариации Понятие о вариации и задачи ее изучения Абсолютные и относительные показатели вариации. Графическое изображение вариационного ряда. 2 ПК 1.8., ОК 1-4, 12, ЛР 4 19. ПЗ №5. Расчет показателей вариации Практические занятия №5 Расчет средних величин, показателей изображение вариационного ряда. 2 ПК 1.8., ОК 1-4, 12, ЛР 4 20. ПЗ №6. Графическое изображение вариационного ряда 1 2 вариации. Практические занятия №6 Графическое 2 Расчет средних величин, показателей вариации. Раздел 3. Методы выборочного наблюдения 11 ПК 1.8., ОК 1-4, 12, ЛР 4 ПК 1.8., ОК 1-4, 12, ЛР 4 ПК 1.8., ОК 1-4, 12, ЛР 4 21. Выборочное наблюдение 22. Оценка результатов выборочного наблюдения 2 Содержание учебного материала Выборочное наблюдение: понятие, значение, причины и условия применения. Выборочное наблюдение и измерение связи. Виды и схемы отбора. Отбор единиц в выборочную совокупность. Оценка результатов выборочного наблюдения и распространение его данных на генеральную совокупность. Содержание учебного материала Выборочное наблюдение: понятие, значение, причины и условия применения. Выборочное наблюдение и измерение связи. Виды и схемы отбора. Отбор единиц в выборочную совокупность. Оценка результатов выборочного наблюдения и распространение его данных на генеральную совокупность. 2 Содержание учебного материала Выборочное наблюдение: понятие, значение, причины и условия применения. Выборочное наблюдение и измерение связи. Виды и схемы отбора. Отбор единиц в выборочную совокупность. Оценка результатов выборочного наблюдения и распространение его данных на генеральную совокупность. Самостоятельная работа обучающихся 8 Решение задач по теме 2 ПК 1.8., ОК 1-3, ЛР 4 ПК 1.8., ОК 1-3, ЛР 4 23. Серийная выборка 24. Выборочное наблюдение 25. Выборочное наблюдение Самостоятельная работа обучающихся 9 Подготовка рефератов на тему : «Области применения выборочного наблюдения в экономических и социальных исследованиях, применительно к Свердловской области» 12 ПК 1.8., ОК 1-3, ЛР 4 2 ПК 1.8., ОК 1-3, ЛР 4 2 ПК 1.8., ОК 1-3, ЛР 4 26. ПЗ №7. Расчет задач по Практические занятия № 7 собственно-случайной Применение выборочного метода, методики расчета средней и выборке предельной ошибки выборки при различных способах отбора, границ генеральных характеристик с определенной степенью вероятности. 2 ПК 1.8., ОК 1-3, ЛР 4 27. ПЗ №8. Расчет задач по Практические занятия № 8 механической и Применение выборочного метода, методики расчета средней и типической выборке предельной ошибки выборки при различных способах отбора, границ генеральных характеристик с определенной степенью вероятности. Раздел 4.Ряды динамики 2 ПК 1.8., ОК 1-3, ЛР 4 28. Динамические ряды и их виды 2 ПК 1.8., ОК 1-3, 12, ЛР 4, 14 2 ПК 1.8., ОК 1-3, 12, ЛР 4, 14 ПК 1.8., ОК 1-3, 12, ЛР 4, 14 29. Показатели анализа динамических рядов 30. ПЗ №9. Расчет показателей динамики 31. ПЗ№10. Расчет индексов сезонности Содержание учебного материала Динамические ряды и их виды Ряды динамики. Виды рядов динамики: моментные и интервальные; абсолютных, относительных и средних величин; с равноотстоящими уровнями и неравноотстоящими уровнями во времени; стационарные и нестационарные. Содержание учебного материала Показатели изменения уровней рядов динамики: базисные, цепные и средние абсолютные приросты, коэффициенты и темпы роста (прироста). Практическое занятие № 9 Решение задач на расчет показателей и средних показателей ряда динамики; на расчет индексов сезонности , на выявление основной тенденции ряда динамики различными способами. Практическое занятие № 10 Решение задач на расчет показателей и средних показателей ряда динамики; на расчет индексов сезонности , на выявление основной тенденции ряда динамики различными способами. 13 2 2 ПК 1.8., ОК 1-3, 12, ЛР 4, 14 32. Динамические ряды и их виды Самостоятельная работа обучающихся 10 Решение задач по теме 2 33. Динамические ряды и их виды Самостоятельная работа обучающихся 11 Решение задач по теме 2 34. ПЗ №11. Трендовая модель. Решение задач Практическое занятия № 11 Расчет показателей ряда динамики, анализ показателей рядов динамики. 2 ПК 1.8., ОК 1-3, 12, ЛР 4, 14 ПК 1.8., ОК 1-3, 12, ЛР 4, 14 ПК 1.8., ОК 1-3, 12, ЛР 4, 14 Раздел 5. Статистические изучение взаимосвязи социально-экономических явлений 35. Статистические индексы: понятие и виды 36. Факторный анализ 37. ПЗ №12. Вычисление индивидуальных 2 ПК 1.8., ОК 1-3, 12, ЛР 4, 14 2 ПК 1.8., ОК 1-3, 12, ЛР 4, 14 2 ПК 1.8., ОК 1-3, Содержание учебного материала Статистические индексы: понятия и виды. Классификация индексов в статистике по степени охвата явления, базе сравнения, форме построения, объекту исследования, составу явления, периоду исчисления. Индивидуальные и общие индексы. Агрегатный индекс. Средние индексы. Индексы структурных сдвигов. Факторный анализ. Содержание учебного материала Статистические индексы: понятия и виды. Классификация индексов в статистике по степени охвата явления, базе сравнения, форме построения, объекту исследования, составу явления, периоду исчисления. Индивидуальные и общие индексы. Агрегатный индекс. Средние индексы. Индексы структурных сдвигов. Факторный анализ. Практические занятия № 12 Расчет общих индексов агрегатной формы. 14 индексов Расчет средних индексов, индексов структурных сдвигов 38. ПЗ №13. Вычисление агрегатных индексов Практические занятия № 13 Расчет общих индексов агрегатной формы. Расчет средних индексов, индексов структурных сдвигов 2 39. Статистические индексы: понятие и виды Самостоятельная работа обучающихся 12 Решение задач по теме 1 40. Статистические индексы: понятие и виды Самостоятельная работа обучающихся 13 Решение задач по теме 2 41. Виды и формы взаимосвязе Содержание учебного материала Виды и формы взаимосвязей Всеобщая связь явлений. Задачи статистического изучения связей. Статистические методы изучения связей: графический, метод параллельных рядов, метод аналитических группировок, балансовый метод. Корреляционный и регрессивный методы. 2 42. Виды и формы взаимосвязей Самостоятельная работа обучающихся 14 Решение задач теме 2 43. Виды и формы взаимосвязей Самостоятельная работа обучающихся 15 Решение задач по теме 2 44. ПЗ №14. Построение параллельных рядов на основе средних Практические занятия № 14 Построение параллельных рядов на основе средних величин, факторного и результативного признаков, их графического изображения. 2 15 12, ЛР 4, 14 ПК 1.8., ОК 1-3, 12, ЛР 4, 14 ПК 1.8., ОК 1-3, 12, ЛР 4, 14 ПК 1.8., ОК 1-3, 12, ЛР 4, 14 ПК 1.8., ОК 1-3, 12, ЛР 4, 14-15, 4 ПК 1.8., ОК 1-3, 12, ЛР 4, 14-15, 4 ПК 1.8., ОК 1-3, 12, ЛР 4, 14-15, 4 ПК 1.8., ОК 1-3, 12, ЛР 4, 14-15, 4 45. ПЗ №15. Графическое изображение рядов Практические занятия № 15 Построение параллельных рядов на основе средних величин, факторного и результативного признаков, их графического изображения. 2 46. Подготовка к дифференцированному зачету Самостоятельная работа обучающихся 16 Повторение материала разделов, решение задач. 2 47. Дифференцированный зачет Задачи к зачету. 2 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 16 ПК 1.8., ОК 1-3, 12, ЛР 4, 14-15, 4 ПК 1.8., ОК 1-3, 12, ЛР 4, 14-15, 4 ПК 1.8., ОК 1-3, 12, ЛР 4, 14-15, 4 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет «Статистика», оснащенный оборудованием: рабочее место преподавателя;учебно-методических комплекс по дисциплине «Статистика»; комплект методических указаний по выполнению практических работ по дисциплине. , техническими средствами обучения: ПК, мультимедиапроектор . операционная система Windows XP/ Windows 7/ Windows Vista, пакет программ Microsoft Office; 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы 3.2.1. Основные печатные издания Закон Российской Федерации «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности» от 13 мая 1992 г. № 2761-1 (ред. От 30.12.2016г.) Положение о порядке ведения Государственного реестра предприятий. Утверждено Государственной налоговой службой Российской Федерации Ефимова М. Р., Ганченко О. И., Петрова Е. В. Практикум по общей теории статистики: Учебное пособие – 2-е издание переработанное и дополненное – М.: Финансы и статистика, 2017. В. Н. Салин, Э. Ю. Чурилова, Е. П. Шпаковская Статистика.– М.: Кнорус, 2009 Статистика /под ред.В.С.Мхитарян. –М.: Академия, 2018. С.А.Канцедал. Основы статистики. –М.: Форум, Инфра-М, 2019. Н.В.Толстик, Н.М.Матегорина. Статистика.-М.:Феникс,2015. 3.2.2. Основные электронные издания 8. И.И. Сергеева, С.А. Тимофеева, Т.А.Чекулина.Статистика. –М.: Форум, Инфра-М, 2018. 9. М.Г.Сидоренко. Статистика,-М.: Форум, 2019. 10. С.Н.Лысенко, И.А.Дмитриев. Общая теория статистики.-М.: Форум, Инфра-М, 2018. 3.2.3. Дополнительные источники (при необходимости) 1. Башина О. Э. Общая теория статистики. Статистическая методология в коммерческой деятельности : учебник. М. : Финансы и статистика, 2020. 2. Ефимова М. Р., Петрова Е. В., Румянцев Н. М. Общая теория статистики : учебник. М. : ИНФРА – М, 2020. 3. Елисеева И. И., Юзбашев М. М. Общая теория статистики : учебник / под ред. И. И. Елисеевой. 5-е изд., перераб. И доп. М. : Финансы и статистика, 2019. 17 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения ( освоение ОК, ПК, ЛР) ПК 1.8. Использовать основные методы и приемы статистики для решения практических задач коммерческой деятельности, определять статистические величины, показатели вариации и индексы ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития ОК 12 Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а так же требования стандартов, ТУ. ЛР 4 Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Уметь: - собирать и регистрировать статистическую информацию; - проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения; - выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы; - осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов с использованием средств вычислительной техники. 18 Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Оценка выполнения практических занятий, самостоятельной работы. Тестирование. Дифферицированный зачет осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностного и профессионального конструктивного «цифрового следа». ЛР 13 Соблюдающий в своей профессиональной деятельности этические принципы: честности, независимости, профессионального скептицизма ЛР 14 Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектномыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость. ЛР 15 Сохранение традиций и поддержание престижа своей образовательной организации Знать: ПК 1.8. Использовать основные методы и приемы статистики для решения практических задач коммерческой деятельности, определять статистические величины, показатели вариации и индексы ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей - предмет, метод и задачи статистики; - общие основы статистической науки; - принципы организации государственной статистики; - современные тенденции развития статистического учета; - основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации; 19 Оценка выполнения практических занятий, самостоятельной работы. Тестирование. Дифферицированный зачет будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития ОК 12 Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а так же требования стандартов, ТУ. ЛР 4 Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностного и профессионального конструктивного «цифрового следа». ЛР 13 Соблюдающий в своей профессиональной деятельности этические принципы: честности, независимости, профессионального скептицизма ЛР 14 Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектномыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с - основные формы и виды действующей статистической отчетности; - технику расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления. 20 другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость. ЛР 15 Сохранение традиций и поддержание престижа своей образовательной организации 21 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный колледж» КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 Статистика Специальность: 38.02.04. Коммерция (по отраслям) 2курс, группа21-К 22 Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств Контроль и оценка результатов освоения дисциплины Предметом оценки освоения учебной дисциплины (УД) являются умения и знания. Контроль и оценка этих дидактических единиц осуществляется с использованием следующих форм и методов: Таблица 1. – Формы и методы контроля и оценки дидактических единиц Результат Показатели освоения Формы и обучения результата методы контроля и оценки результатов обучения В результате Демонстрирует знание и Устный опрос освоения понимание основных понятий дисциплины статистики; обучающийся Демонстрирует понимание должен знать: задач статистики на - предмет, метод и современном этапе; задачи статистики; - общие основы статистической науки; - принципы организации государственной статистики; Демонстрирует знание принципов организации статистической системы в РФ - современные Определяет перспективы тенденции развития развития статистического статистического учета, его необходимость . учета; - основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации; Определяет виды статистического наблюдения; виды сводок и группировок; демонстрирует знание способов наглядного представления статистических данных -основные формы и Демонстрирует знание форм виды действующей статистической отчетности; статистической 23 Оценка выполнения домашнего задания ( конспект по данной теме) Устный опрос Тестирование ( тест по стат.наблюд.№1, тест по стат.табл. и графикам№2), устный опрос, практические занятия № 1 – 5, зачет Устный опрос Оценочное средство Критерии оценки устного ответа Критерии оценки домашнего задания Критерии оценки устного ответа тесты Критерии оценки устного ответа отчетности; -технику расчета статистических показателей, характеризующих социальноэкономические явления. Демонстрирует знание абсолютных и относительных показателей, средних величин и показателей вариации, показателей анализа рядов динамики и экономических индексов; способов выборочного наблюдения. Оценка выполнения практических работ № 6-15, тест №3, проверочные работы № 1-3, зачет В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: -собирать и регистрировать статистическую информацию; проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения; 1. Осуществляет сбор данных, согласно поставленных целей и разработанной программы 2. Осуществляет первичную обработку собранных данных. Оценка выполнения практического задания № 1, оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы. - выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы; 1.Осуществляет расчет абсолютных и относительных показателей динамики, структуры, координации, планового задания; Расчет средних величин и структурных средних, а также показателей вариации; расчет показателей измерения уровней рядовдинамики, расчет индивидуальных и общих индексов. 2. Формулирует выводы по полученным показателям. Оценка выполнения Инструкционная практических карта работ № 6-15, тест №3, проверочные работы № 1-3, зачет, оценка выполнения внеаудиторных самостоятельных заданий. -осуществлять комплексный анализ изучаемых социальноэкономических явлений и процессов, в т.ч. с использованием 2.Производит общий анализ изучаемых социальноэкономических явлений Оценка выполнения практических работ № 14-15; оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной 1.Демонстрирует умение пользоватья программой Excel для обработки статистической информации 24 Инструкционная карта Тесты Инструкционная карта средств вычислительной техники. работы. Формы промежуточной аттестации Таблица 2. – Запланированные формы промежуточной аттестации № семестра Формы промежуточной Форма проведения аттестации 4 Дифференцированный зачет Письменно по вариантам заданий 4.1.3. Описание процедуры зачета Требования: 1.К помещению: учебный класс должен быть оснащен рабочими местами 2. К ресурсам: для проведения процедуры необходим калькулятор, бумага для написания зачета. Студентам разрешается пользоваться рабочими тетрадями при решении практической части. 4.2. Комплект «Промежуточная аттестация» 4.2.1. Вопросы для подготовки к зачету Вопросы для подготовки к зачету. 1. Предмет, методы и задачи статистики . 2. Система государственной статистики в российской Федерации. 3. Понятие и виды статистической сводки. 4. Статистическая группировка. Формула Стерджесса. 5. Понятие , виды, формы и способы статистического наблюдения. 6. Статистическая отчетность и ее виды. 7. Специально организованное периодическое статистическое наблюдение – перепись. 8. Статистические таблицы. Правила построения. 9. Статистические графики. Элементы графика и виды графиков. 10. Абсолютные показатели в статистике. 11. Относительные показатели и их анализ. 12. Виды средних показателей и их использование в статистике. 13. Показатели вариации в статистике. 14. Виды и методы анализа рядов динамики. 15. Индексы. Классификация индексов. 16. Выборочное наблюдение. Виды. 17. Методы оценки результатов выборочного наблюдения. 25 4.2.2. Типовые практические задачи 1. Имеются данные по предприятию: Показатель Базисный год Объем производства готовых изделий, ед. Договорные обязательства 583 568 Отчетный год Фактические обязательства 574 Определить относительные показатели величины планового задания, выполнения плана и динамики производства. 2.Для оценки стоимости основных средств промышленных предприятий региона проведен 5%-ный механический отбор, результаты которого представлены в таблице. Группы предприятий по стоимости основных средств, Дор.1 млрд 1-2 2-3 3-4 4-5 5 и выше Итого: Определить: 1) Число предприятий 12 22 30 14 12 10 100 по выборочным предприятиям: а) среднюю стоимость основных средств; б) моду и медиану; 3. Списочная численность сотрудников фирмы составила: на 01.01 - 532 чел., на 01.02 - 548 чел., на 01.03 - 551 чел., на 01.04 - 548 чел. Вычислить среднюю численность сотрудников: 1) за каждый месяц квартала; 2) за I квартал 3.По результатам 10%-ного выборочного наблюдения имеется информация об объеме товарооборота фирменных торговых предприятий области: Группы предприятий по размеру товарооборота, млн р. Число предприятий 12-14 3 14-16 12 16-18 20 18-20 10 20-22 5 Итого: * 50 Определить: 1) по выборочным предприятиям: а) средний товарооборот; б) моду и медиану по размеру товарооборота; 26 Модельный ответ: Модельный ответ с критериями оценки Вариант №1. 1.Для расчета относительных показателей воспользуемся формулами: плановоезаданиенапредстоящийпериод ПЗ фактическоевыполнени езабазисныйпериод фактическоевыполнени е ВП 100 плановоезадание факт _ текущег о _ периода Д 100% факт _ предыдущег о _ периода Д=ПЗ*ВП 1) ПЗ= 583 х 100% = 102,64% - по плану предусматривалось увеличить 568 объемы производства готовых изделий на 2,64%. 2) ВП= 574 х 100% = 98,45% - фактически план был недовыполнен на 583 1,55%. 3) Д= 574 х 100% = 101,06% - следовательно, в отчетном году, по 568 сравнению с базисным, объем производства вырос на 1,06%. 2. А) Определим среднюю стоимость основных средств, используя формулу средней арифметической упрощенной: xa ( ) f k = k a f Построим вспомогательную таблицу: Группы предприятий Х 0-1 1-2 2-3 3-4 4-5 5-6 итого Число предприятий f 12 22 30 14 12 10 100 Середина интервала Х 0,5 1,5 2,5 3,5 4,5 5,5 Х–А -2 -1 0 1 2 3 А Хср.= 22 х 1 + 2,5 = 2,72 100 Б) Определим моду и медиану по формулам: 27 Х–А k Х–А хf k -2 -1 0 1 2 3 -24 -22 0 14 24 30 22 M =x 0 k 0 f (f m M =x e M 0 M 0 M e M e f f k 0 2 m f m 1 )( f m 1 m f f f ) m 1 m 1 m = 2 + 1х __30-22___________ (30-22) + ( 30-14) = 2,33 = 2 + 1х __50 - 34__ 30 = 2,53 1. Определим среднесписочную численность сотрудников за 01.01. 532/ 31=17 чел. Определим среднесписочную численность сотрудников за 1 квартал по формуле средней хронологической: =1/2х1+х2+х3+1/2n-1 n-1 = 532/2+548+551+548/2 4–1 = 546 - среднесписочн численность сотрудников за 1 квартал. 4. Вычислим индивидуальные индексы по следующим формулам: i p p p 1 0 ; q i q 1 q 0 ; i pq pq pq 1 0 А) Яблоки i p 35/40х100%= 87,5% - следовательно, цены на яблоки в сентябре снизились по сравнению с августом на 12,5%. iq 40/36х100%= 111% - следовательно, объем продаж яблок увеличился в сентябре по сравнению с августом на 11%. Для вычисления товарооборота необходимо цену умножить на количество продаж. -август: 40х36=1440; -сентябрь: 35х40=1400; ipq 1400/1440х100% = 97,2%- следовательно, товарооборот в сентябре по сравнению с августом снизился на 2,8%. Это произошло за счет снижения цен и увеличение продаж не повлияло на рост выручки. 28 Критерии оценки Критерии 1. Решено верно 4 задачи или допущена небольшая арифметическая ошибка, или ошибка по подбору формулы в одном из заданий; отсутствует вывод по одному заданию. Пользоваться справочником формул разрешается. баллы 5 2. Решено верно 3 задачи или допущена небольшая арифметическая ошибка, или ошибка по подбору формулы в одном из заданий; отсутствует вывод по одному заданию. Пользоваться справочником формул разрешается. 4 3. Решено верно 2 задачи или допущена небольшая арифметическая ошибка, или ошибка по подбору формулы в одном из заданий; отсутствует вывод по одному заданию. Пользоваться справочником формул разрешается. 3 4. Решена верно только одна задача, остальные либо не решены, либо в решении допущены грубые ошибки. 2 Общая оценка по учебной дисциплине «Статистика» складывается как среднее арифметическое из оценок, полученных за два этапа дифферинцированного зачета, в случае, если оба этапа сданы на положительную оценку. Дифферинцированный зачет считается не сдан, если по одному из этапов нет положительной оценки. 29