1 Рабочая программа учебного предмета «Экономика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413), федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.04 Коммерция по отраслям утв. приказом Минобрнауки России от 12.05.2014 N 486 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности «Коммерция по отраслям» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.06.2014 N 32885) с учетом рабочей программы воспитания по специальности «Коммерция (по отраслям)» Разработчик: преподаватель Валиева Ольга Валерьяновна 2 СОДЕРЖАНИЕ стр. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 4 6 14 15 16 3 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Экономика 1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины является частью обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям) (базовая подготовка), входящей в укрупненную группу специальностей Экономика и управление. Программа учебной дисциплины используется в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке работников в области геодезии и картографии при наличии среднего (полного) общего образования. Учебная дисциплина «Экономика» является предметом по выбору, устанавливающий базовые знания освоения специальных дисциплин таких, как бухгалтерский учет, основы экономической теории, финансы и кредит и денежное обращение, и налогообложение предприятий. 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в учебные предметы по выбору. 1.3. Цели дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: Программа дисциплины «Экономика» ориентирована на достижение следующих целей: освоение основных знаний об экономической жизни общества, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства; развитие экономического мышления, умение принимать рациональные решения при ограниченности природных ресурсов, оценивать возможные последствия для себя, окружения и общества в целом; воспитание ответственности за экономические решения, уважение к труду и предпринимательской деятельности; овладение умением находить актуальную экономическую информацию в источниках, включая Интернет; анализ, преобразование и использование экономической информации, решение практических задач в учебной деятельности и реальной жизни, в том числе в семье; овладение умением разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний; формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и дальнейшего образования; понимание особенностей современной мировой экономики, место и роли России, умение ориентироваться в текущих экономических событиях. Видом итоговой аттестации является дифференцированный зачет. 4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ: Личностные: Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа». Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства. Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой. Сохранение традиций и поддержание престижа своей образовательной организации ЛР 2 ЛР 4 ЛР 8 ЛР 10 ЛР 15 Метапредметные 1) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; МПР 3 МПР 4 Предметные: Сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества; как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства; Понимание сущности экономических институтов, их роли в социальноэкономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества; сформированность уважительного отношения к чужой собственности; Владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни; ПР1 ПР2 ПР4 5 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: теоретические занятия практические занятия Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: внеаудиторная самостоятельная работа Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета Объем часов 63 42 32 10 21 21 6 Наименование разделов и тем 1 1. Введение 2. Потребности и ограниченность ресурсов. 3. Развитие экономики как науки. 4. Факторы производства и факторные доходы. 5. Факторы производства и факторные доходы. 6. ПЗ № 1. Факторы производства и расчет факторных доходов. 7. Выбор и альтернативная стоимость. 8. ПЗ № 2. Построение кривой производственных возможностей. 9. Типы экономических систем. Содержание учебного предмета «Экономика» Содержание учебного материала, практические Обеспеченность занятия, самостоятельная работа обучающихся занятия/ задания для самостоятельной работы Объем часов 2 3 - содержание дисциплины и ее задачи; - связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики. Раздел 1.: ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА Понятие экономики. Экономические потребности общества. Свободные и экономические блага общества. Важнейшие экономические ресурсы: труд, земля, капитал, предпринимательство. Ограниченность экономических ресурсов — главная проблема экономики. Границы производственных возможностей. Самостоятельная работа Написать эссе. Интернет – ресурс. Факторы производства. Заработная плата. Формы оплаты труда. Прибыль. Структура прибыли. Планирование прибыли. Рентабельность. Рента. Земельная рента. Самостоятельная работа Составить кроссворд, используя базовые определения по теме. Слагода В.Г. Экономика: уч. пос. 2014 г. с. 10 – 21 - анализировать доходы, которые приносят факторы производства; - рассчитывать прибыль и рентабельность продукции. 4 2 2 2 2 Коды ЛР, МПР, ПР формированию которых способствует элемент программы 5 ЛР 8, МПР3, ПР1 ЛР2, ЛР8, МПР3, ПР2 ЛР4, МПР3, ПР4 ЛР2, ЛР8, МПР3, ПР2 2 ЛР10, МПР3, ПР4 2 ЛР10, ЛР8, ПР1 Ограниченность экономических ресурсов — главная проблема экономики. Границы производственных возможностей. Экономический выбор. Метод научной абстракции. Стоимость. Потребительная и меновая стоимость. Альтернативная стоимость. Альтернативные затраты. - строить кривую производственных возможностей; - анализировать ресурсы экономики и их распределение. 2 ЛР4, ЛР8, МПР3, ПР2 2 ЛР10, ЛР8, МПР4, ПР1 - характерные черты административно-командной экономики; 2 ЛР4, МПР3, ПР2 7 10. Классификация форм присвоения объектов собственности. 11. Конкуренция и монополия. 12. ПЗ № 3. Конкуренция и монополия. 13. Конкуренция и монополия. 14. Экономическое значение специализации и обмена. 15. Семейный бюджет. 16. Структура потребительской корзины. - условия функционирования командной экономики; - характерные черты смешанной экономики; - модели смешанной экономики; - об участии государства в хозяйственной деятельности. Самостоятельная работа Составить конспект. Слагода В.Г. Экономика: уч. пос. 2014 г. с. 27 - 32 Конкуренция. Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольная политика государства. - определять типы и виды конкуренции; - определять формы проявления конкуренции. Самостоятельная работа Составить кроссворд, с использованием изученных терминов по теме. Слагода В.Г. Экономика: уч. пос. 2014 г. с. 113 - 120 Понятие экономической свободы. Специализация и ее значение для формирования рынка. Понятие обмена. Организованный и хаотичный обмен. Принудительный и добровольный обмен. Товарный обмен. Ступени или формы обмена. II. Раздел: СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Основные статьи расходов. Личный располагаемый доход. Реальная и номинальная заработная плата, реальные и номинальные доходы. Сбережения населения. Страхование. Самостоятельная работа Составить конспект. Рассчитать расходную часть семейного бюджета своей семьи. Слагода В.Г. Экономика: уч. пос. 2014 г. с. 207 – 216 III. Раздел: ТОВАР И ЕГО СТОИМОСТЬ Понятие стоимости товара. Соотношение полезности и стоимости товаров. 17. Товарное производство. Формы стоимости. 18. Сущность и функции рынка. Самостоятельная работа Составить конспект. Слагода В.Г. Экономика: уч. пос. 2014 г. с. 52 – 58 IV. Раздел: РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА 19. Рыночный механизм. Круговорот производства и обмена продукции в экономической системе. Закон Рыночное равновесие. спроса. Факторы, влияющие на спрос. Агрегированная функция спроса. Закон предложения. Концепция равновесия рынка. Устойчивость равновесия. 2 ЛР2, МПР3, ПР4 2 ЛР8, ЛР2, МПР3, ПР2 2 ЛР10, ЛР8, МПР4, ПР1 ЛР2, ЛР10, МПР3, ПР4 2 2 ЛР8, ЛР2, ЛР4, МПР3, ПР2 2 ЛР15, ЛР8, ЛР2, МПР3, ПР2 2 ЛР15, ЛР2, МПР3, ПР4 2 ЛР8, ЛР4, МПР3, ПР2 ЛР2,МПР3, ПР4 2 2 ЛР8, ЛР2, ЛР4, МПР3, ПР2 8 20. Эластичность спроса и предложения. 21. ПЗ № 4. Анализ и построение кривых спроса и предложения. 22. ПЗ № 5. Анализ эластичности спроса и предложения. 23. Построение кривых спроса и предложения и расчет эластичности. 24. Экономика предприятия: цели, организационные формы. 25. Общая характеристика организационно – правовых форм предприятия. 26. Организация производства. 27. Производительность труда. Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность предложения. Рыночные структуры. Самостоятельная работа Составить конспект. Слагода В.Г. Экономика: уч. пос. 2014 г. с. 69 – 74 - строить кривые спроса и предложения; - анализировать воздействие неценовых факторов на спрос и предложение товаров. - рассчитывать эластичность спроса по цене; - анализировать эластичность предложения; - анализировать воздействие неценовых факторов на спрос и предложение товаров. Самостоятельная работа По индивидуальным карточкам решить задачи. Предприятие (фирма). Основные признаки предприятия. Предпринимательская деятельность. Виды предпринимательской деятельности. Цели предпринимательской деятельности. Структура целей организации, ее миссия. Классификация предприятий. Организационно-правовые формы предприятий. Самостоятельная работа Составить Сравнительную таблицу организационно – правовых форм. ГК РФ ст. 66,69,82,87,96,107,110,113. Общая производственная структура предприятия. Инфраструктура предприятия. Типы производственной структуры хозяйствующих субъектов. Производственный и технологический процесс. Производственный цикл. Основные формы организации производства. Основной капитал. Классификация элементов основного капитала. Оборотный капитал. Роль оборотного капитала в процессе производства. Оборотные средства. Производственная функция. Материально-технические и социально- экономические факторы. Нормирование труда. Характеристика производительности труда. Методы измерения производительности труда. Показатели уровня производительности труда. Самостоятельная работа Составить конспект. Ответить на вопросы после параграфа Слагода В.Г. Экономика: уч. пос. 2014 г. с. 93 – 108. 2 ЛР10, ЛР2, МПР3, ПР4 2 ЛР10, ЛР2, МПР4, ПР1 2 ЛР10, ЛР2, МПР4, ПР1 2 ЛР2, МПР3, ПР1 2 ЛР8, ЛР4, МПР3, ПР2 2 ЛР2, ЛР10, МПР3, ПР4 2 ЛР8, ЛР4, МПР3, ПР2 2 ЛР2, ЛР4, МПР3, ПР4 9 28. Производственные затраты. Бюджет затрат. 29. Поведение потребителя. 28. Подготовка к зачету по предмету 30. Заключительно – обобщающее занятие 31. Итоговый зачет по предмету Издержки предприятия и себестоимость его продукции. Классификация издержек предприятия. Сметы затрат на производство. Факторы, влияющие на себестоимость. Предельные издержки производства. Ценообразование. Доход предприятия. Полезность. Правило максимизации полезности. Закон убывающей предельной полезности. Принцыпы равенства предельной полезности и предельных затрат. Бюджетное ограничение. Потребительские предпочтения. Кривые безразличия. Самостоятельная работа Подготовиться к зачету по предмету 2 ЛР8, ЛР10, МПР4, ПР1 2 ЛР8, ЛР4, МПР3, ПР2 1 ЛР2, ЛР4, МПР3, ПР4 Подвести итоги изучения предмета 2 Написать контрольный зачет по предмету 2 ЛР8, ЛР4, ЛР2, МПР3, ПР2 ЛР8, ЛР10, МПР4, ПР1 63 42 32 10 Всего часов Аудиторных Теоретических Практических 10 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Обеспечение специальных условий для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): а) для слепых: присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь; выпуск альтернативных форматов методических материалов (крупный шрифт или аудиофайлы); б) для слабовидящих: обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс; при необходимости предоставляется увеличивающее устройство; учебно-методические материалы оформляются увеличенным шрифтом; в) для глухих и слабослышащих, с тяжелыми нарушениями речи: обеспечивается надлежащими звуковыми средствами воспроизведение информации; по их желанию промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме; г) с нарушениями опорно – двигательного аппарата: организуется безбарьерная архитектурная среда образовательного учреждения, рабочего места. 3.2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Оборудование учебного кабинета: - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине. Технические средства обучения: - мультимедиапроектор. 3.3. Информационное обеспечение обучения. 1. Слагода В.Г. Экономика: уч. пос. – 4-е изд., переработ. и дополнено – М. : ФОРУМ; ИНФРА – М, 2017 г. 2 . Гражданский кодекс Российской Федерации. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты Критерии оценки Методы оценки обучения ЛР2 - проявляет позицию активного и ответственного Наблюдение, устный члена общества опрос - демонстрирует приверженность принципам честности, порядочности и открытости ЛР4 ЛР8 ЛР10 ЛР15 МПР3 МПР4 ПР1 ПР2 ПР4 - проявляет уважение к людям труда - осознает ценность собственного труда - проявляет уважение к представителям различных этнокультурных, социальных и иных групп - заботится о защите окружающей среды, а также собственной и чужой безопасности - сохраняет традиции и поддерживает престиж своей образовательной организации Наблюдение, опрос Наблюдение устный Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос устный - проявляет способность и готовность к самостоятельному поиску решений практических задач владеет навыками познавательной деятельности - имеет способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности Наблюдение, самостоятельная работа, опрос, практическая работа - проявляет сформированность системы знаний об экономической жизни на уроке и в самостоятельной деятельности - понимает сущность экономики, ее роль в социально экономическом развитии общества - проявляет понимание соблюдения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности людей и общества - владеет навыками поиска актуальной информации в различных источниках - умеет различать факты, анализировать, преобразовывать и использовать информацию в учебной деятельности Самостоятельна работа, наблюдение, практическая работа Наблюдение, опрос устный Самостоятельная работа Самостоятельная работа 12 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный колледж» КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА У 02 «ЭКОНОМИКА» Специальность 38.02.04 Коммерция (по отраслям) Курс 1 группы 11 К Углублѐнный уровень Форма обучения: очная Красноуфимск 2022 13 Контрольно-измерительные Контрольно-измерительные материалы рассмотрены материалы разработаны на основе методической цикловой комиссией рабочей программы, и в экономических дисциплин соответствии с требованиями ФГОС Председатель методической цикловой СОО по специальности 38.02.04 комиссии Коммерция (по отраслям) ________________А.В. Попова Протокол № _____ от «___»_____________2022_г. УТВЕРЖДАЮ: Заместитель директора по УР ________________ Приемщиков «____» ____________ 2022 г. А.Е. Разработчик: Валиева Ольга Валерьяновна преподаватель, ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный колледж» 14 СОДЕРЖАНИЕ 1. 2. 3. Паспорт комплекта контрольно-измерительных материалов 4 Формы контроля и оценки освоения учебной дисциплины по темам 5 (разделам) Контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации 11 15 ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ 1.1. Область применения контрольно-измерительных материалов (далее – КИМ) КИМ учебного предмета по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям) является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СОО и входит в группу специальностей 38.02.04 Коммерция (по отраслям) Экономика и управление. КИМ предназначены для оценки достижений запланированных результатов по учебному предмету в процессе текущего и рубежного контроля, промежуточной аттестации. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: Содержание программы учебного предмета «Экономика» направлено на достижение следующих целей: ● освоение основных знаний об экономической жизни общества, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства; ● развитие экономического мышления, умение принимать рациональные решения при ограниченности природных ресурсов, оценивать возможные последствия для себя, окружения и общества в целом; ● воспитание ответственности за экономические решения, уважение к труду и предпринимательской деятельности; ● овладение умением находить актуальную экономическую информацию в источниках, включая Интернет; анализ, преобразование и использование экономической информации, решение практических задач в учебной деятельности и реальной жизни, в том числе в семье; ● овладение умением разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний; ● формирование готовности использовать приобретенные знания о ● функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и дальнейшего образования; ● понимание особенностей современной мировой экономики, место и роли России, умение ориентироваться в текущих экономических событиях. Освоение содержания учебного предмета «Экономика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов: личностных: − Л2. Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности • 16 общественных организаций. − Л4. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа». − Л10. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа». • метапредметных: − МПР4. готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; • предметных: − ПР1. Сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества; как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства; − ПР2. Понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества; сформированность уважительного отношения к чужой собственности; 1.3 Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета Результаты Критерии оценки Методы оценки обучения Л2 Л4 Л10 МПР4 ПР1 - проявляет позицию активного и ответственного члена общества - демонстрирует приверженность принципам честности, порядочности и открытости - проявляет уважение к людям труда - осознает ценность собственного труда - заботится о защите окружающей среды, а также собственной и чужой безопасности имеет способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности проявляет сформированность системы знаний об экономической жизни на уроке и в самостоятельной деятельности Наблюдение, устный опрос, дифференцированный зачет Наблюдение, устный опрос, дифференцированныйзачет Наблюдение, диффренцированный зачет Наблюдение, дифференцированный зачет Наблюдение, дифференцированный зачет 17 ПР2 - понимает сущность экономики, ее Наблюдение, опрос, роль в социально экономическом дифференцированный зачет развитии общества - проявляет понимание соблюдения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности людей и общества 2. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ) Элемент Формы и методы контроля учебной Текущий контроль Рубежный контроль Промежуточная аттестация дисциплин (Контроль по ы разделу) Форма Осваиваемы Форма Осваиваемы Форма контроля Осваиваемые е результаты контрол контрол е результаты результаты я я Дифференцированны й зачет 3. ЛР2,ЛР4,ЛР10 , МПР4, ПР1,ПР2 КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ Дифференцированный зачет Форма проведения: (письменная: тест, задания на расчеты, выполнение чертежей) Условия выполнения Время выполнения задания: 1 час На выполнение дифференцированного зачета по учебному предмету «Экономика» дается 1 час. Работа состоит из трех блоков, включающих 17 заданий. Блок 1 включает 13 заданий. К каждому заданию приводятся варианты ответов, один из которых верный. Блок 2 содержит три теоретических вопроса на которые студент должен самостоятельно сформулировать ответ. Блок 3 содержит практическое задание. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ЗАЧЕТА № вопроса Критерии Количество баллов за ответ 18 1-13 14-16 17 Обьем выполненной работы 90-100% 70-89% 59-69% Менее 59% Из предложенных вариантов выбрать один правильный Правильный ответ на теоретические вопросы, по баллу за каждый Правильно выполнено практическое задание 1 бал 3 балла 2 балла Количество баллов Оценка 18 – 17 16 – 15 14 -13 Менее 12 5 4 3 2 Дифференцированный зачет Вариант № 1 Блок 1 Выберите один верный ответ. 1. Величина реальной зарплаты зависит от... 1) уровня потребительских цен; 2) отдачи капитала; 3) величины расходов семьи; 4) отдачи труда. 2. Ценой труда является... 1) заработная плата; 2) прибыль; 19 3) процент; 4) рента. 3. Экономическое плодородие почвы (дифференциальная рента П) зависит от... 1) дополнительных вложений труда и капитала; 2) природно-климатических условий; 3) местоположения земельного участка; 4) фактора времени. 4. Ценовая дискриминация - это: 1) продажа по разным ценам одной и той же продукции различным покупателям; 2) различия в оплате труда по национальности или по полу; 3) повышение цены на товар более высокого качества; 4) установление более высоких цен на потребительские товары. 5. Кривая производственных возможностей иллюстрирует: 1) влияние дефицита и альтернативных издержек на общество; 2) преимущества производства одного товара вместо другого; 3) изменение в цене различных продуктов; 4) альтернативные издержки производства одного и другого товара. 6.Что из перечисленного можно отнести к факторам производства: 1) естественные ресурсы (земля, полезные ископаемые, водные ресурсы); 2) физические и умственные способности человека, затрачиваемые при производстве товаров и услуг; 3) оборудование, станки, машины, сырье; 4) способность людей принимать рациональные решения, уметь рисковать; 5) способы производства товаров и услуг (технология); 6) экологический фактор; 7) все предыдущие ответы верны; 8) верны ответы 1), 2), 3), 4). 7. Какие черты характерны для административно-командной системы: 1) конкуренция производителей; 2) дефицит потребительских товаров; 3) частная собственность на землю; 4) планирование национальной экономики; 5) верны ответы 2), 4); 6) верен ответ4). 20 8. Натуральное хозяйство - это такая форма организации экономики, при которой: 1) продукты труда производятся для обмена на рынке; 2) существует замкнутость производителей; 3) продукты производятся для внутрихозяйственного потребления; 4) связь между производством и потреблением прямая, ничем не опосредованная; 5) присутствует специализация производителей на производстве какоголибо продукта; 6) все ответы верны; 7) верны ответы 2,3,4; 8) верны 1,2,3. 9. В переводе с древнегреческого термин экономика означает, 1) производство; 2) законы хозяйства; 3) рынок; 4) торговля. 10. Макроэкономика изучает; 1) ценообразование отдельных товаров и услуг; 2) денежную систему; 3) модели экономической политики; 4) цикличность развития экономики. 11. Абсолютная ограниченность ресурсов обусловлена: 1. неограниченностью потребностей; 2. исчерпаемостью ресурсов; 3. невоспроизводимостью ресурсов; 4. ограничением потребностей. 12. Ситуация на рынке, возникающая в случае, когда небольшое число продавцов могут контролировать рынок, называется....... 1) демпингом; 2) олигополией; 3) конкуренцией; 4) холдингом. 13. Признаваемое обществом и охраняемое законом право гражданина, фирмы или государства владеть, пользоваться и распоряжаться каким — либо имуществом или экономическим ресурсом, называется..... 1. стагфляцией; 2. рентой; 3. специализацией; 4. собственностью. 21 Блок 2 Дополнить утверждение: 14. Прибыль — это....... 15. Экономика — это....... 16. Заработная плата —это..... Блок 3 Выполнить практическое задание: 17. Определить выручку от продажи молока при каждом значении цены, данные занести в таблицу. Нарисовать графики. цена за 1 литр, руб объем спроса, тыс руб 2,10 10 1,80 20 1,50 30 1,20 40 0,9 50 0,6 60 0,3 70 выручка, тыс руб Коэффициент ценовой эластичности спроса Дифференцированный зачет Вариант № 2 Блок 1 Выберите один верный ответ. 1. Стоимость рабочей силы определяется стоимостью... 1) средств существования, необходимых для воспроизводства рабочей силы; 2) произведенной работником продукции; 3) используемых работником средств производства; 4) труда. 2. Естественное плодородие почвы зависит от... 1) природно-климатических условий; 2) дополнительных вложений труда и капитала: 3) дифференциальной ренты; 4) фактора времени. 3. Рабочая сила — это... 1) совокупность физических и умственных способностей человека, 22 которые он использует в производстве; 2) работник, обладающий профессией; 3) человек в трудоспособном возрасте; 4) экономически активное население. 4. Отличие земли от других факторов производства заключается в том, что она: 1) количественно ограниченна; 2)воспроизводима; 3) неперемещаема; 4) все ответы верны. 5. Заработная плата бывает нескольких форм (возможно несколько вариантов ответа): 1. справедливая; 2. равновесная; 3. повременная; 4. сдельная; 6. Какое из определений наиболее полно характеризует предмет «Экономика»? 1) это наука о динамике материальных и духовных потребностей человека: 2) это наука о мотивгпии поведения человека: 3) это наука о производстве и критериях распределения производимых благ; 4) это наука о натуральном богатстве; 5) это наука об использовании людьми ограниченных производственных ресурсов для производства товаров и услуг, их распределения и обмена между членами общества в целях потребления. 7. Общий уровень цен и безработицы в национальной экономике изучается в курсе: 1) микроэкономики; 2) макроэкономики; 3) менеджмента; 4) международных финансов. 8. К потребностям человека, обусловленным его биологической природой, относится потребность в: 1) самоутверждении; 2) саморазвитии; 3) самосохранении; 4) самоуважении. 9. Ограниченность ресурсов означает, что: 23 1) в обществе они имеются в таком количестве, которое недостаточно для производства необходимых товаров и услуГ; 2) с их помощью невозможно одновременное и полное удовлетворение всех имеющихся потребностей; 3) ресурсов хватает только на производство предметов потребления; 4) все ответы верны. 10. Амортизация — перенесение в денежной форме на продукцию стоимости: 1) основного капитала по мере износа; 2) предметов труда; 3) оборотного капитала; 4) переменного капитала. 11. С экономической точки зрения собственность- это: 1) отношения между людьми по поводу присвоения материальных благ и услуг, 2) обладание человеком материальными благами и услугами; 3) юридически закреплѐнное право владеть и использовать принадлежащие 12. Система организации производства и распределения товаров, основанная на частной собственности, - это экономика. 1) командно — административная; 2) рыночная; 3) смешанная; 4) традиционная. 13. Превышение общей выручки от продажи над всеми расходами на еѐ производство, называют.... 1. процентом; 2. зарплатой; 3. рентой 4. прибылью Блок 2 Дополнить утверждение: 14. конкуренция – это……. 15. Монополия – это…….. 16. Собственность - это……. Блок 3 Выполнить практическое задание: 17. Постройте кривые спроса и предложения и определите равновесную цену. 24 цена единиц, Q количество единиц, Р 10 20 30 40 50 60 70 объем спроса, тыс т 32 28 24 20 16 12 8 обьем предложени я, тыс т 4 7 10 13 16 19 22 Ответы № вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 1 вариант 2 вариант 1 1 1 1 2 8 5 8 2 1 2 2 4 Прибыль – это получаемая разница между доходами, которые были выручены в результате продажи продукции, и финансовыми расходами. Экономика – это хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления. Заработная плата – это вознаграждение или денежная компенсация за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и 4 1 1 1 3,4 5 2 3 2 1 1 2 4 Конкуренция – это соревнование за ограниченный ресурс, вражда с целью получения выгоды. Монополия – это абсолютное преобладание в экономике единоличного производителя или продавца продукции Собственность – это исторически сложившиеся отношения между людьми по поводу присвоения и отчуждения ресурсов, средств 25 условий работы. производства, произведенных в обществе материальных и духовных ценностей. цена за 1 литр, руб объем спроса, тыс руб выручка, тыс руб Коэффициент ценовой эластичности спроса 2,10 10 21 7,0 1,80 20 36 -3 1,50 30 45 -2 1,20 40 48 -1 0,9 50 45 - 0,6 0,6 60 36 - 0,3 0,30 70 21 - 26