Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.07 Банковское дело утвержденного Приказом Минобрнауки России от № 67, от 5 февраля 2018 г. (далее ФГОС СПО), в соответствии с требованиями работодателя. Разработчик: Валиева Ольга Валерьяновна, преподаватель ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный колледж» 2 СОДЕРЖАНИЕ стр. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 СТРУКТУРА И ДИСЦИПЛИНЫ УЧЕБНОЙ 6 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 14 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 15 КОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 19 СОДЕРЖАНИЕ 3 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы экономической теории 1.1. Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью профессиональной образовательной программы, разработанной в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080110 «Банковское дело» (базовой и углубленной подготовкой). Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по рабочей профессии «Контролер сберегательного банка» 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в профессиональный цикл, относится к общепрофессиональным дисциплинам. 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: оперировать основными категориями и понятиями экономической теории; использовать источники экономической информации, различать основные учения, школы, концепции и направления экономической науки; строить графики, схемы, анализировать механизмы взаимодействия различных факторов на основе экономических моделей; анализировать статистические таблицы системы национальных счетов, определять функциональные взаимосвязи между статистическими показателями состояния экономики; распознавать экономические взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления, применять инструменты макроэкономического анализа актуальных проблем современной экономики; разбираться в основных принципах ценообразования; выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учѐтом действия экономических закономерностей на микро- и макроуровнях. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: генезис экономической науки, предмет, метод, функции и инструменты экономической теории; ресурсы и факторы производства, типы и фазы воспроизводства, роль экономических потребностей в активизации производственной 4 деятельности, типы экономических систем, формы собственности; рыночные механизмы спроса и предложения на микроуровне, сущность и значение ценообразования, методы ценообразования, роль конкуренции в экономике, сущность и формы монополий, теорию поведения потребителя, особенности функционирования рынков производственных ресурсов; роль и функции государства в рыночной экономике, способы измерения результатов экономической деятельности, макроэкономические показатели состояния экономики, основные макроэкономические модели общего равновесия, динамические модели экономического роста, фазы экономических циклов; задачи и способы осуществления макроэкономической политики государства, механизмы взаимодействия инструментов денежнокредитной и бюджетно-налоговой политики, направления социальной политики и методы государственного регулирования доходов; закономерности и модели функционирования открытой экономики, взаимосвязи национальных экономик. 1.4. Результаты освоения УД: ОК 1 ОК 5 ПК 1.5 ЛР7 ЛР9 ЛР10 ЛР13 ЛР14 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; Осуществлять международные расчеты по экспортно-импортным операциям; Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой Соблюдающий в своей профессиональной деятельности этические принципы: честности, независимости, профессионального скептицизма, противодействия коррупции и экстремизму, обладающий системным мышлением и умением принимать решение в условиях риска и неопределенности Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 5 Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: теоретические занятия практические занятия Консультации по дисциплине/экзамену Самостоятельная внеаудиторная работа обучающегося (всего) Итоговая аттестация в форме экзамена Объем часов 90 60 22 28 4/6 14 6 Содержание учебной дисциплины «Основы экономической теории» Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объе м часов 1 2 1. Введение Содержание учебного материала: Роль дисциплины «Основы экономической теории» в процессе обучения по специальности. Связь с другими дисциплинами. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия различных форм собственности. Коды ЛР, МПР, ПР формирова нию которых способству ет элемент программ ы 3 2 4 ЛР 7, ЛР 9, ЛР 13, ЛР 14, ОК 1, ПК 2.3 ЛР 7, ЛР 9, ЛР 13, ЛР 14, ОК 1, ПК 2.3 ЛР 9, ЛР 7, ЛР 14, ОК 2, ПК 2.3 ЛР 7, ЛР 9, ЛР 13, ЛР 14, ОК Раздел 1. Экономическая теория как наука. Общие экономические понятия 2. Предмет, метод и функции экономической теории. (урок) Содержание учебного материала: Понятие о предмете и методологии экономической науки. Понятие о функциях экономической теории. 2 3. Предмет, структура, методология и функции экономической теории. (самостоятельно 1) 4. История развития экономической теории, школы и направления. (урок) Сделать конспект, используя учебник: Слагода В.Г. Экономическая теория. 6 –е изд., - М,: ФОРУМ: ИНФРА – М 2013. (6 - 13) 2 Содержание учебного материала: Исторические этапы развития экономической теории. Основные положения меркантилистов, физиократов, английской классической 2 7 5. История развития экономической теории. (самостоятельно2) 6. Альтернативная стоимость и базовые экономические понятия. (урок) школы. Отличительные особенности экономического учения К.Маркса. Различия концептуальных положений основных экономических направлений: неоклассического, неокейнсианского, монетаристского. Подготовить доклады, презентации по направлениям развития экономической теории как науки, с использованием учебника: Слагода В.Г. Экономическая теория. 6 –е изд., - М, : ФОРУМ: ИНФРА – М 2013. (13 - 28), интернет-ресурс. Содержание учебного материала: Понятие альтернативной стоимости. Издержки упущенных возможностей. Проблема оптимального выбора. Кривая производственных возможностей. Использование экономического потенциала. Понятие «потребности». Первичные и вторичные потребности. Производственные потребности, предметы потребления, коллективные потребности. Благо, как средство удовлетворения потребностей. Свободные и экономические блага. Факторы производства: земля, труд, капитал, предпринимательские способности и технический прогресс и информация. Три основных вопроса экономической теории: производить Что? Как? Для кого? 1, ПК 2.3 2 2 ЛР 9, ЛР 7, ЛР 14, ОК 2, ПК 2.3 ЛР 7, ЛР 9, ЛР 13, ЛР 14, ОК 1, ПК 2.3 7. Производство и экономика Содержание учебного материала: Общественное производство: производительные силы и производственные отношения. Производство – процесс создания полезного продукта. Воспроизводство как экономическая категория. Закон возрастания потребностей. Эффективность экономики как экономическая категория. 2 ЛР 7, ЛР 9, ЛР 13, ЛР 14, ОК 1, ПК 2.3 8. Производство и экономика (самостоятельно 3) Сделать конспект, используя учебник: Слагода В.Г. Экономическая теория. 6 –е изд., - М, : ФОРУМ: ИНФРА – М 2013. (28 - 45) 2 ЛР 9, ЛР 7, ЛР 14, 8 9. Экономический кругооборот 10. Роль государства в экономическом кругообороте. (самостоятельно 4) Содержание учебного материала: Экономический кругооборот. Производство – обмен – распределение – потребление. Кругооборот спроса и предложения. Роль государства в кругообороте. Составить конспект. Чепурин М.Н. «КЭТ» с.303 - 305 Консультация по разделу 1. Экономическая теория как наука. Общие экономические понятия 2 2 2 ОК 2, ПК 2.3 ЛР 7, ЛР 9, ЛР 13, ЛР 14, ОК 1, ПК 2.3 ЛР 9, ЛР 7, ЛР 14, ОК 2, ПК 2.3 ЛР 7, ЛР 9, ЛР 13, ЛР 14, ОК 1, ПК 2.3 Раздел 2. Микроэкономика 11. Спрос и предложение, понятие эластичности. 12. Сущность рынка и его основные элементы. (самостоятельно 7) Содержание учебного материала: Спрос. Кривая спроса. Функция спроса. Предложение. Кривая предложения. Функция предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Рыночное равновесие и рыночная цена. Излишек и дефицит. Понятие эластичности. Спрос эластичный и неэластичный. Эластичность спроса относительно цены. Детерминанты эластичности спроса. Эффект Гиффена. Перекрестная эластичность. Эластичность спроса по доходу. Первый закон Энгеля. Эластичность предложения. Практическое применение эластичности. Сделать конспект, используя учебник: Слагода В.Г. Экономическая теория. 6 –е изд., - М, : ФОРУМ: ИНФРА – М 2013. (94 - 103) 2 ЛР 7, ЛР 9, ЛР 13, ЛР 14, ОК 1, ПК 2.3 2 ЛР 9, ЛР 7, ЛР 14, ОК 2, ПК 9 13. ПЗ 1. Эластичность спроса Содержание учебного материала: и предложения. - Механизмы взаимодействия различных факторов, влияющих на спрос и предложение; спрос и предложение на рынках товаров и услуг. 2 14. ПЗ 2. Анализ эластичности Содержание учебного материала: спроса и предложения - расчет эластичности спроса по цене - анализ эластичности предложения - анализ воздействия неценовых факторов на спрос и предложене товаров 15. Поведение потребителя Содержание учебного материала: Полезность. Правило максимизации полезности. Закон убывающей предельной полезности. Принципы равенства предельной полезности и предельных затрат. Бюджетное ограничение. Потребительские предпочтения. Кривые безразличия. 16. ПЗ 3. Поведение Содержание учебного материала: потребителя - знать особенности поведения потребителя - знать и понимать основные понятия 2 17. ПЗ 4. Производство, издержки и прибыль. Содержание учебного материала: Основные принципы ценообразования; предприятия. 2 ЛР 7, ЛР 9, ЛР 13, ЛР 14, ОК 1, ПК 2.3 2 ЛР 7, ЛР 9, ЛР 10, ОК 2, ПК 1.8 ЛР 7, ЛР 9, ЛР 10, ОК 2, ПК 1.8 ЛР 9, ЛР 7, ЛР 14, ОК 2, ПК 2.3 ЛР 7, ЛР 2 прибыль и 2.3 ЛР 7, ЛР 9, ЛР 10, ОК 2, ПК 1.8 ЛР 7, ЛР 9, ЛР 10, ОК 2, ПК 1.8 издержки 18. Поведение производителя. Издержки производства. (самостоятельно 9) Составить кроссворд с использованием основных понятий издержек. Сделать конспект, используя учебник: Слагода В.Г. Экономическая теория. 6 –е изд., - М, : ФОРУМ: ИНФРА – М 2013. (132 - 152) 2 19. ПЗ 5. Монополия и Содержание учебного материала: 2 10 конкуренция Модели монополии; зависимость конкуренции в той или иной ситуации на рынке. 20. ПЗ 6. Факторы производства и факторные доходы Содержание учебного материала: - должен уметь анализировать доходы, которые приносят факторы производства 2 21. Конкуренция и основные виды рыночных структур. (самостоятельно 10) Сделать конспект, используя учебник: Слагода В.Г. Экономическая теория. 6 –е изд., - М, : ФОРУМ: ИНФРА – М 2013. (152 - 170) 2 22. Государство в рыночной экономике Содержание учебного материала: Экономические функции государства. Спрос на общественные блага и их предложение через политические институты. Формы и границы государственного вмешательства в экономику. Приватизация и государственный сектор. Антимонопольная политика государства. 23. ПЗ 7. Организация Содержание учебного материала: хозяйственной деятельности - определять стадии воспроизводства - определять тип воспроизводства - определять альтернативные издержки Консультация по разделу 2. Микроэкономка 2 2 2 9, ЛР 10, ОК 2, ПК 1.8 ЛР 7, ЛР 9, ЛР 10, ОК 2, ПК 1.8 ЛР 9, ЛР 7, ЛР 14, ОК 2, ПК 2.3 ЛР 7, ЛР 9, ЛР 13, ЛР 14, ОК 1, ПК 2.3 ЛР 7, ЛР 9, ЛР 10, ОК 2, ПК 1.8 ЛР 7, ЛР 9, ЛР 10, ОК 3, ПК 1.8 Раздел 3. Макроэкономика 24. ПЗ 8. Национальная экономика и измерение результатов экономической Содержание учебного материала: Валовой национальный продукт: по доходам, по расходам, по добавочной стоимости. 2 ЛР 7, ЛР 9, ЛР 10, ОК 2, ПК 11 деятельности 25. Бюджетно-налоговая политика и финансовая система. Содержание учебного материала: Государственный бюджет, функции, составные части (доход, расход). Бюджетный дефицит. Финансы, функции финансов. Финансовая система. Налоги. Формы налоговых ставок. Содержание учебного материала: -Виды и формы налогов; финансовая система государства. 2 27. Экономический рост Содержание учебного материала: Понятие экономического роста. Типы и темпы экономического роста. Перспективы экономического роста. 2 28. ПЗ 10. Экономический рост Содержание учебного материала: - особенности и закономерности изменения экономического роста 2 29. ПЗ 11. Расчет издержек производства Содержание учебного материала: - выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуации и предлагать способы их решения с учетом действия экономических закономерностей Содержание учебного материала: - выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуации и предлагать способы их решения с учетом действия экономических закономерностей Содержание учебного материала: - определять уровень инфляции - знать и определять фазы экономического цикла 2 26. ПЗ 9. Налоговая и финансовая система. 30. ПЗ 12. Круговое движение капитала 31. ПЗ 13. Расчет макроэкономических показателей 2 2 2 1.8 ЛР 7, ЛР 9, ЛР 13, ЛР 14, ОК 1, ПК 2.3 ЛР 7, ЛР 9, ЛР 10, ОК 2, ПК 1.8 ЛР 7, ЛР 9, ЛР 13, ЛР 14, ОК 1, ПК 2.3 ЛР 7, ЛР 9, ЛР 10, ОК 2, ПК 1.8 ЛР 7, ЛР 9, ЛР 10, ОК 2, ПК 1.8 ЛР 7, ЛР 9, ЛР 10, ОК 2, ПК 1.8 ЛР 7, ЛР 9, ЛР 10, ОК 2, ПК 12 32. ПЗ 14. Построение кривой производственных возможностей. - рассчитывать величину ВВП Содержание учебного материала: - строить кривую производственных возможностей; - анализировать ресурсы экономики и их распределение. Консультации по экзамену 1.8 2 ЛР 7, ЛР 9, ЛР 10, ОК 2, ПК 1.8 6 ЛР 7, ЛР 9, ЛР 13, ЛР 14, ОК 1, ПК 2.3 Всего 90 Аудиторных 60 Теоретических, 22 практических 28 13 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Оборудование учебного кабинета: - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - комплект учебно-наглядных пособий «Основы экономической теории». Технические средства обучения: - мультимедиапроектор. Список используемой литературы. 1. Слагода В.Г. Экономическая теория.- 6-е изд., испр. и доп. – М.: ФОРУМ: ИНФА,2013. – 368с. 2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. - М., 2008. 3. Экономическая теория: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой. - М.: КНОРУС, 2006. 14 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения ОК 1 ОК 5 ПК 1.5 ЛР 7 ЛР 9 ЛР 10 ЛР 13 ЛР 14 Критерии оценки Методы оценки - выбирает способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; - осуществляет устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; Наблюдение, опрос, практическая работа Наблюдение, самостоятельная работа, практическая работа Наблюдение, самостоятельная работа, практическая работа Наблюдение, опрос - осуществляет расчеты - осознает приоритетную ценность личности человека; - уважает собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. - соблюдает и пропагандирует правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; - сохраняет психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях - заботится о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой - соблюдает в своей профессиональной деятельности этические принципы: честности, независимости, профессионального скептицизма, противодействия коррупции и экстремизму - обладает системным мышлением и умением принимать решение в условиях риска и неопределенности - соответствует ожиданиям работодателей: проектномыслит, эффективно взаимодействует с членами команды и сотрудничает с другими людьми - осознанно выполняет профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; - демонстрирует профессиональную жизнестойкость Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос 15 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный колледж» КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ» Специальность 38.02.07 Банковское дело Курс 2 группы 12 БД Форма обучения: очная Красноуфимск 2022 16 Контрольно-измерительные Контрольно-измерительные материалы рассмотрены материалы разработаны на основе методической цикловой комиссией рабочей программы, и в экономических дисциплин соответствии с требованиями ФГОС Председатель методической цикловой СОО по специальности 38.02.07 комиссии Банковское дело ________________А.В. Попова Протокол № _____ от «___»_____________2022_г. УТВЕРЖДАЮ: Заместитель директора по УР ________________ Приемщиков «____» ____________ 2022 г. А.Е. Разработчик: Валиева Ольга Валерьяновна преподаватель, ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный колледж» 17 СОДЕРЖАНИЕ 1. Паспорт комплекта контрольно-измерительных материалов 2. Формы контроля и оценки освоения учебной дисциплины по темам 3. (разделам) Контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации 11 4 5 18 ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ 1.1. Область применения контрольно-измерительных материалов (далее – КИМ) КИМ учебной дисциплины по специальности 38.02.07 Банковское дело является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СОО и входит в группу специальностей 080110 «Банковское дело» КИМ предназначены для оценки достижений запланированных результатов по учебной дисциплине в процессе текущего и рубежного контроля, промежуточной аттестации. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: Содержание программы учебной дисциплины «Основы экономической теории» направлено на достижение следующих целей: ● освоение основных знаний об экономической жизни общества, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства; ● развитие экономического мышления, умение принимать рациональные решения при ограниченности природных ресурсов, оценивать возможные последствия для себя, окружения и общества в целом; ● воспитание ответственности за экономические решения, уважение к труду и предпринимательской деятельности; ● овладение умением находить актуальную экономическую информацию в источниках, включая Интернет; анализ, преобразование и использование экономической информации, решение практических задач в учебной деятельности и реальной жизни, в том числе в семье; ● овладение умением разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний; ● формирование готовности использовать приобретенные знания о ● функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и дальнейшего образования; 19 ● понимание особенностей современной мировой экономики, место и роли России, умение ориентироваться в текущих экономических событиях. Освоение содержания учебной дисциплины «Основы экономической теории» обеспечивает достижение студентами следующих результатов: • личностных: − ЛР7. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. − ЛР13. Соблюдающий в своей профессиональной деятельности этические принципы: честности, независимости, профессионального скептицизма, противодействия коррупции и экстремизму, обладающий системным мышлением и умением принимать решение в условиях риска и неопределенности. − Л14. Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектномыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость. • общекультурные компетенции: − ОК5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; • Профессиональные компетенции: − ПК 1.5. Осуществлять международные расчеты по экспортноимпортным операциям; 1.3 Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета Результаты Критерии оценки Методы оценки обучения ЛР 7 ЛР 13 - осознает приоритетную ценность личности человека - уважает собственную и чужую уникальность во всех формах и видах деятельности - соблюдает в своей профессиональной деятельности Наблюдение, устный опрос, экзамен Наблюдение, устный опрос, экзамен 20 ЛР 14 ОК 5 ПК 1.5 этические принципы - обладает системным мышлением и умением принимать решение в условиях риска и неопределенности. - проявляет готовность соответствовать ожиданиям работодателей - демонстрирует профессиональную жизнестокойсть - осуществляет устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; - осуществляет расчеты Наблюдение, экзамен Наблюдение, экзамен Наблюдение, экзамен ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ) 2. Элемент учебной дисциплин ы Текущий контроль Форма контрол я 3. Осваиваемы е результаты Формы и методы контроля Рубежный контроль Промежуточная аттестация (Контроль по разделу) Форма Осваиваемы Форма контроля Осваиваемые контрол е результаты результаты я Экзамен ЛР7,ЛР13,ЛР1 4, ОК 5, ПК 1.5 КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ Экзамен 21 Форма проведения: (письменная: тест, задания на расчеты, выполнение чертежей) Условия выполнения Время выполнения задания: 1 час На выполнение экзамена по учебному предмету «Основы экономической теории» дается 1 час. Работа состоит из трех блоков, включающих 17 заданий. Блок 1 включает 13 заданий. К каждому заданию приводятся варианты ответов, один из которых верный. Блок 2 содержит три теоретических вопроса на которые студент должен самостоятельно сформулировать ответ. Блок 3 содержит практическое задание. № вопроса 1-13 14-16 17 КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАЯ ЭКЗАМЕНА Критерии Количество баллов за ответ Из предложенных 1 бал вариантов выбрать один правильный Правильный ответ на 3 балла теоретические вопросы, по баллу за каждый Правильно выполнено 2 балла практическое задание Обьем выполненной работы 90-100% 70-89% 59-69% Менее 59% Количество баллов Оценка 18 – 17 16 – 15 14 -13 Менее 12 5 4 3 2 22 ЭКЗАМЕН Вариант № 1 Блок 1 Выберите один верный ответ. 1. Величина реальной зарплаты зависит от... 1) уровня потребительских цен; 2) отдачи капитала; 3) величины расходов семьи; 4) отдачи труда. 2. Ценой труда является... 1) заработная плата; 2) прибыль; 3) процент; 4) рента. 3. Экономическое плодородие почвы (дифференциальная рента П) зависит от... 1) дополнительных вложений труда и капитала; 2) природно-климатических условий; 23 3) местоположения земельного участка; 4) фактора времени. 4. Ценовая дискриминация - это: 1) продажа по разным ценам одной и той же продукции различным покупателям; 2) различия в оплате труда по национальности или по полу; 3) повышение цены на товар более высокого качества; 4) установление более высоких цен на потребительские товары. 5. Кривая производственных возможностей иллюстрирует: 1) влияние дефицита и альтернативных издержек на общество; 2) преимущества производства одного товара вместо другого; 3) изменение в цене различных продуктов; 4) альтернативные издержки производства одного и другого товара. 6.Что из перечисленного можно отнести к факторам производства: 1) естественные ресурсы (земля, полезные ископаемые, водные ресурсы); 2) физические и умственные способности человека, затрачиваемые при производстве товаров и услуг; 3) оборудование, станки, машины, сырье; 4) способность людей принимать рациональные решения, уметь рисковать; 5) способы производства товаров и услуг (технология); 6) экологический фактор; 7) все предыдущие ответы верны; 8) верны ответы 1), 2), 3), 4). 7. Какие черты характерны для административно-командной системы: 1) конкуренция производителей; 2) дефицит потребительских товаров; 3) частная собственность на землю; 4) планирование национальной экономики; 5) верны ответы 2), 4); 6) верен ответ4). 8. Натуральное хозяйство - это такая форма организации экономики, при которой: 1) продукты труда производятся для обмена на рынке; 2) существует замкнутость производителей; 3) продукты производятся для внутрихозяйственного потребления; 4) связь между производством и потреблением прямая, ничем не 24 опосредованная; 5) присутствует специализация производителей на производстве какого-либо продукта; 6) все ответы верны; 7) верны ответы 2,3,4; 8) верны 1,2,3. 9. В переводе с древнегреческого термин экономика означает, 1) производство; 2) законы хозяйства; 3) рынок; 4) торговля. 10. Макроэкономика изучает; 1) ценообразование отдельных товаров и услуг; 2) денежную систему; 3) модели экономической политики; 4) цикличность развития экономики. 11. Абсолютная ограниченность ресурсов обусловлена: 1. неограниченностью потребностей; 2. исчерпаемостью ресурсов; 3. невоспроизводимостью ресурсов; 4. ограничением потребностей. 12. Ситуация на рынке, возникающая в случае, когда небольшое число продавцов могут контролировать рынок, называется....... 1) демпингом; 2) олигополией; 3) конкуренцией; 4) холдингом. 13. Признаваемое обществом и охраняемое законом право гражданина, фирмы или государства владеть, пользоваться и распоряжаться каким — либо имуществом или экономическим ресурсом, называется..... 1. стагфляцией; 2. рентой; 3. специализацией; 4. собственностью. Блок 2 Дополнить утверждение: 14. Прибыль — это....... 15. Экономика — это....... 25 16. Заработная плата —это..... Блок 3 Выполнить практическое задание: 17. Определить выручку от продажи молока при каждом значении цены, данные занести в таблицу. Нарисовать графики. цена за 1 литр, руб объем спроса, тыс руб 2,10 10 1,80 20 1,50 30 1,20 40 0,9 50 0,6 60 0,3 70 выручка, тыс руб Коэффициент ценовой эластичности спроса ЭКЗАМЕН Вариант № 2 Блок 1 Выберите один верный ответ. 1. Стоимость рабочей силы определяется стоимостью... 1) средств существования, необходимых для воспроизводства рабочей силы; 2) произведенной работником продукции; 3) используемых работником средств производства; 4) труда. 2. Естественное плодородие почвы зависит от... 1) природно-климатических условий; 2) дополнительных вложений труда и капитала: 3) дифференциальной ренты; 4) фактора времени. 3. Рабочая сила — это... 1) совокупность физических и умственных способностей человека, которые он использует в производстве; 26 2) работник, обладающий профессией; 3) человек в трудоспособном возрасте; 4) экономически активное население. 4. Отличие земли от других факторов производства заключается в том, что она: 1) количественно ограниченна; 2)воспроизводима; 3) неперемещаема; 4) все ответы верны. 5. Заработная плата бывает нескольких форм (возможно несколько вариантов ответа): 1. справедливая; 2. равновесная; 3. повременная; 4. сдельная; 6. Какое из определений наиболее полно характеризует предмет «Экономика»? 1) это наука о динамике материальных и духовных потребностей человека: 2) это наука о мотивгпии поведения человека: 3) это наука о производстве и критериях распределения производимых благ; 4) это наука о натуральном богатстве; 5) это наука об использовании людьми ограниченных производственных ресурсов для производства товаров и услуг, их распределения и обмена между членами общества в целях потребления. 7. Общий уровень цен и безработицы в национальной экономике изучается в курсе: 1) микроэкономики; 2) макроэкономики; 3) менеджмента; 4) международных финансов. 8. К потребностям человека, обусловленным его биологической природой, относится потребность в: 1) самоутверждении; 2) саморазвитии; 3) самосохранении; 4) самоуважении. 9. Ограниченность ресурсов означает, что: 27 1) в обществе они имеются в таком количестве, которое недостаточно для производства необходимых товаров и услуГ; 2) с их помощью невозможно одновременное и полное удовлетворение всех имеющихся потребностей; 3) ресурсов хватает только на производство предметов потребления; 4) все ответы верны. 10. Амортизация — перенесение в денежной форме на продукцию стоимости: 1) основного капитала по мере износа; 2) предметов труда; 3) оборотного капитала; 4) переменного капитала. 11. С экономической точки зрения собственность- это: 1) отношения между людьми по поводу присвоения материальных благ и услуг, 2) обладание человеком материальными благами и услугами; 3) юридически закреплѐнное право владеть и использовать принадлежащие 12. Система организации производства и распределения товаров, основанная на частной собственности, - это экономика. 1) командно — административная; 2) рыночная; 3) смешанная; 4) традиционная. 13. Превышение общей выручки от продажи над всеми расходами на еѐ производство, называют.... 1. процентом; 2. зарплатой; 3. рентой 4. прибылью Блок 2 Дополнить утверждение: 14. конкуренция – это……. 15. Монополия – это…….. 16. Собственность - это……. Блок 3 Выполнить практическое задание: 28 17. Постройте кривые спроса и предложения и определите равновесную цену. цена единиц, Q количество единиц, Р 10 20 30 40 50 60 70 объем спроса, тыс т 32 28 24 20 16 12 8 обьем предложени я, тыс т 4 7 10 13 16 19 22 Ответы № вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1 вариант 2 вариант 1 1 1 1 2 8 5 8 2 1 2 2 4 Прибыль – это получаемая разница между доходами, которые были выручены в результате продажи продукции, и финансовыми расходами. Экономика – это хозяйственная деятельность общества, а также 4 1 1 1 3,4 5 2 3 2 1 1 2 4 Конкуренция – это соревнование за ограниченный ресурс, вражда с целью получения выгоды. Монополия – это абсолютное преобладание в экономике 29 16 совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления. Заработная плата – это вознаграждение или денежная компенсация за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий работы. единоличного производителя или продавца продукции Собственность – это исторически сложившиеся отношения между людьми по поводу присвоения и отчуждения ресурсов, средств производства, произведенных в обществе материальных и духовных ценностей. цена за 1 литр, руб объем спроса, тыс руб выручка, тыс руб Коэффициент ценовой эластичности спроса 2,10 10 21 7,0 1,80 20 36 -3 1,50 30 45 -2 1,20 40 48 -1 0,9 50 45 - 0,6 0,6 60 36 - 0,3 0,30 70 21 - 30