ПМ 07 Эксплуатация и ремонт автотракторного электрооборудования

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный колледж»

РАССМОТРЕНО:
МЦК электротехнических
дисциплин, протокол № 1
«___» __________20___ г.
Шарапов С.В.
_____________________
подпись

УТВЕРЖДАЮ:
зам. директора по УР

СОГЛАСОВАНО:
с работодателем

«___» ________20___ г

«___» ________20___ г

Приемщиков А.Е.
___________________
подпись

____________________
ФИО работодателя
_______________________________
подпись

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ 07 «Эксплуатация и ремонт автотракторного электрооборудования»
МДК 07.01 Эксплуатация и ремонт автотракторного электрооборудования
УП 07.01. «Выполнение ремонта автотракторного электрооборудования»
ПП 07.01. «Выполнение ремонта автотракторного электрооборудования»
специальность: 35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства»
курс, группа:
IV, 41-Э, 42-Э – 2024-2025 уч год
V, 51-Э, 52-Э – 2025-2026 уч год

2021

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ .......................................................................... 4
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ........................ 6
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ................. 8
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ........................ 29
5. КОНТРОЛЬ

И

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ............................................................................ 30

2

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г.
N 413);
- Федерального государственного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 35.02.08. Электрификация и автоматизация сельского
хозяйства утв. приказом Минобрнауки России от 12.05.2014 N 486 "Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального образования по специальности 35.02.08. Электрификация и
автоматизация сельского хозяйства (Зарегистрировано в Минюсте России 27.06.2014
N 32885);
- вариативной части основной профессиональной образовательной программы, а
также Федерального государственного образовательного стандарта утвержденный
приказом Минобрнауки от 02.08.2013 N691 (ред от 09.04.2015), а также ФГОС
23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов
автомобилей» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 9 декабря
2016 г. № 15(МДК 07.01).
- с учетом рабочей программы воспитания по специальности 35.02.08
«Электрификация и автоматизация сельского хозяйства».
Организация разработчик: ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный колледж»
Разработчик:
Серебренников А.Н. – преподаватель ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный
колледж»

.

3

1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ПМ.07 «Эксплуатация и ремонт автотракторного электрооборудования»
1.1

Область применения рабочей программы

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г.
N 413);
- Федерального государственного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 35.02.08. Электрификация и автоматизация сельского
хозяйства утв. приказом Минобрнауки России от 12.05.2014 N 486 "Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального образования по специальности 35.02.08. Электрификация и
автоматизация сельского хозяйства (Зарегистрировано в Минюсте России 27.06.2014
N 32885);
- вариативной части основной профессиональной образовательной программы, а
также Федерального государственного образовательного стандарта утвержденный
приказом Минобрнауки от 02.08.2013 N691 (ред от 09.04.2015), а также ФГОС
23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов
автомобилей» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 9 декабря
2016 г. № 15(МДК 07.01).
- с учетом рабочей программы воспитания по специальности 35.02.08
«Электрификация и автоматизация сельского хозяйства».
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована для
разработки программы профессиональной подготовки специальности 35.02.08
«Электрификация и автоматизация сельского хозяйства».
1.2

Место ПМ в структуре основной профессиональной образовательной
программы:

в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД)
«Эксплуатация и ремонт электротехнических
изделий» и соответствующих
профессиональных компетенций (ПК):
ПК 7. 1. Осуществлять диагностику электрооборудования и электронных
систем автомобилей.
ПК 7. 2. Осуществлять техническое обслуживание электрооборудования и
электронных
систем
автомобилей
согласно
технологической
документации.
ПК 7. 3. Проводить ремонт электрооборудования и электронных систем
автомобилей в соответствии с технологической документацией.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и
соответствующими профессиональными компетенциями обучающихся в ходе
освоения МДК должен:
иметь практический опыт:
 проведения технического контроля и диагностики электрооборудования и
электронных систем автомобилей;
4

 осуществления технического обслуживания и ремонта автомобилей и
автомобильных двигателей.
уметь:
 выбирать методы и технологии технического обслуживания и ремонта
электрооборудования и электронных систем автомобилей;
 разрабатывать и осуществлять технологический процесс технического
обслуживания
и
ремонта электрооборудования и электронных систем
автомобилей;
 выполнять
работы
по
техническому
обслуживанию
и ремонту
электрооборудования и электронных систем автотранспортных средств;
 осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации для решения
профессиональных задач.
знать:
 классификацию, основные характеристики и технические параметры
элементов электрооборудования и электронных систем автомобиля;
 методы и технологии технического обслуживания и ремонта элементов
электрооборудования и электронных систем автомобиля;
 базовые схемы включения элементов электрооборудования;
 свойства, показатели качества и критерии выбора автомобильных
эксплуатационных материалов.

5

2.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ

Код
ПК 7.1.
ПК 7.2.
ПК 7.3.

ЛР 2

ЛР 7
ЛР 10

Наименование результата обучения
Осуществлять

диагностику

электрооборудования

и

электронных систем

автомобилей.
Осуществлять техническое обслуживание электрооборудования и электронных
систем автомобилей согласно технологической документации.
Проводить ремонт электрооборудования и электронных систем автомобилей в
соответствии с технологической документацией.
Проявляющий
активную
гражданскую
позицию,
демонстрирующий
приверженность
принципам
честности,
порядочности,
открытости,
экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном
самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно
взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий
собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и
видах деятельности.
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в
том числе цифровой

ЛР 11

Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами
эстетической культуры

ЛР 13

Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими людьми,
достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения в профессиональной деятельности
Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности

ЛР 14
ЛР 15
ЛР 16

ОК 1.
ОК 2.
ОК 3.

Проявляющий гражданское отношение к профессиональной деятельности как к
возможности личного участия в решении общественных, государственных,
общенациональных проблем
Принимающий основы экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, применяющий опыт экологически
ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в
жизненных ситуациях и профессиональной деятельности
Выбирать
способы решения задач профессиональной
деятельности,
применительно к различным контекстам.
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности.
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие.

6

ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.

. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами.
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно
действовать в чрезвычайных ситуациях.
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления

ОК 8.

здоровья

в

процессе

профессиональной

деятельности

и

поддержания

необходимого уровня физической подготовленности.
ОК 9.
ОК 10.
ОК 11.

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
Пользоваться

профессиональной

документацией

на

государственном

иностранном языке.
Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

7

и

3.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

2.1 Тематический план МДК 07.01. «Эксплуатация и ремонт автотракторного электрооборудования»
Коды ПК и ОК

Наименование

Всего часов

разделов МДК и тем

(макс.

Обязательная аудиторная учебная

Самостоятельная

Учебная

нагрузка обучающего

работа обучающегося

профилю

Всего часов

специальности), часов

нагрузка и

Объем времени, отведенный на освоение ПМ

Всего часов

В т.ч. ПЗ часов

Практика
Учебная, часов

Производственная (по

практики)
1

2

3

4

5

6

7

8

ПК7.1ПК7.3,ОК1ОК11

Серебренников А.Н.
МДК 07.01.

165

110

34

55

78

52

28

26

ПК7.1ПК7.3,ОК1ОК11

Малахов В.П
МДК 07.01.

ПК7.1ПК7.3,ОК1-

УП 07.01

36

ПП 07.01

36

Всего по ПМ 07

315

36

ОК11
ПК7.1ПК7.3,ОК1-

36

ОК11
162

62

81

36

36

2.2 Содержание обучения по ПМ
№
урока

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала,
лабораторные и практические работы,
самостоятельные работы, курсовая работа
(проект)

1

2
3
МДК 07.01. Эксплуатация и ремонт автотракторного электрооборудования» Серебренников А.Н.
Раздел 1. Легковые автомобили
1
Общие
сведения
об Основные определения и элементы автомобилей.
автомобилях
Устройство двигателя и его виды. Бензиновые
двигатели и его устройство.
Основные элементы бензинового двигателя
Кривошипно-шатунный
механизм.
Газораспределительный механизм. Двухтактные
и четырехтактные двигатели
2
Система
Общие сведения о системах. Устройство системы
электроснабжения
электроснабжения карбюраторного двигателя,
легковых автомобилей
инжекторного двигателя, дизельного двигателя.
Схема подключения. Принцип работы регулятора
напряжения.
Эксплуатация
системы
электроснабжения
3
Качество и надежность Самостоятельное обучение. Понятие о качестве
автомобиля
и
технико-эксплуатационных
свойствах
автомобилей.
Надежность
автомобилей.
Реализуемые показатели качества автомобилей
4
ПЗ 1. Система
Выполнение монтажных схем электроснабжения
электроснабжения
легковых автомобилей. Подключение регулятора
напряжения.

5

Основные
системы Проведение зачетного занятия №1.
легковых автомобилей

9

Объ
ем
часо
в

Урове
нь
усвоен
ия

ЛР

ОК

ПК

4

5

6

7

8

165

2

2

ОК4,
ОК5,
ОК6,
ОК10

1

ОК4,
ОК5,
ОК6,
ОК10

2

ОК 9
2

2
ЛР 2,
ЛР 7

2

2

2

2

ОК1ОК3,
ОК7,
ОК8,
ОК10
ОК4,
ОК5,
ОК6,
ОК10

ПК7.1ПК7.3

№
урока

Объ
ем
часо
в

Урове
нь
усвоен
ия

ЛР

ОК

ПК

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала,
лабораторные и практические работы,
самостоятельные работы, курсовая работа
(проект)

2

3

4

5

6

7

8

Системы
легковых
автомобилей
Система
зажигания
легковых автомобилей

Самостоятельное обучение. Устройство релерегулятора напряжения
Система зажигания карбюраторного двигателя.
Система зажигания инжекторного двигателя.
Эксплуатация системы зажигания.

2

2

1
6
7

8

9
10

Система пуска легковых Система пуска карбюраторного двигателя.
автомобилей
Система пуска дизельного двигателя. Система
пуска инжекторного двигателя. Эксплуатация
системы пуска.
Система
выпуска Самостоятельное обучение. Общие сведения о
отработавших газов
системе выпуска отработавших газов
ПЗ 2. Система пуска
Выполнение монтажных схем систем пуска
легковых автомобилей. Разборка стартера.

2

2

2

2

2

2

12
13

14

ПЗ 3. Система
зажигания

Система зажигания
пуска
ПЗ 4. Система
зажигания

Система
пуска

зажигания

3

Выполнение монтажных схем систем зажигания
легковых автомобилей.

и Самостоятельное
обучение.
Оформление
практических занятий
Выполнение монтажной схемы систем зажигания
инжекторного двигателя с микропроцессорной
системой зажигания.

ЛР 2,
ЛР 7
2

3

2

2
ЛР 2,
ЛР 7

2

3

2

3

и Проведение зачетного занятия №2

10

ОК4,
ОК5,
ОК6,
ОК10
ОК4,
ОК5,
ОК6,
ОК10
ОК 9
ЛР 2,
ЛР 7

2

11

ОК 9

ОК1ОК3,
ОК7,
ОК8,
ОК10
ОК1ОК3,
ОК7,
ОК8,
ОК10
ОК 9

ПК7.1ПК7.3

ОК1ОК3,
ОК7,
ОК8,
ОК10
ОК4,
ОК5,
ОК6,

ПК7.1ПК7.3

ПК7.1ПК7.3

№
урока

1
15
16

17

18
19

20

21
22

23

Объ
ем
часо
в

Урове
нь
усвоен
ия

ЛР

ОК

ПК

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала,
лабораторные и практические работы,
самостоятельные работы, курсовая работа
(проект)

2

3

4

5

6

7

8

Система зажигания

Самостоятельное
обучение.
Оформление
практического занятия
Система
освещения Устройство блок-фары, фонарей, силовых реле и
легкового автомобиля
реле программируемых. Эксплуатация системы
освещения.
ПЗ 5. Система
освещения легкового
автомобиля

Составление схемы подключения
освещения легкового автомобиля

Система
освещения
легкового автомобиля
ПЗ 6. Система
наружного освещения
легкового автомобиля

Самостоятельное
обучение.
Оформление
практического занятия
Составление схемы включения наружного
освещения

ПЗ 7. Общая система
освещения

Составление общей схемы включения освещения

2

2
ЛР 2,
ЛР 7

2

3

2

2
ЛР 2,
ЛР 7

2

Самостоятельное
обучение.
Оформление
практических занятий
Система
управления Система управления карбюраторного двигателя
легкового автомобиля
легкового автомобиля. Схема подключения.
Принцип работы схемы.
Система управления карбюраторного двигателя
с бесконтактной и контактной зажигания ВАЗ
11

2

системы

Система освещения

ПЗ 8. Система
управления

2

ОК10
ОК 9

3
ЛР 2,
ЛР 7

2

3

2

2

2

2

2

3

ЛР 2,
ЛР 7

ОК4,
ОК5,
ОК6,
ОК10
ОК1ОК3,
ОК7,
ОК8,
ОК10
ОК 9
ОК1ОК3,
ОК7,
ОК8,
ОК10
ОК1ОК3,
ОК7,
ОК8,
ОК10
ОК 9
ОК4,
ОК5,
ОК6,
ОК10
ОК1ОК3,

ПК7.1ПК7.3

ПК7.1ПК7.3

ПК7.1ПК7.3

№
урока

1

24

25

26

27
28

29

30
31

32

Объ
ем
часо
в

Урове
нь
усвоен
ия

ЛР

ОК

ПК

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала,
лабораторные и практические работы,
самостоятельные работы, курсовая работа
(проект)

2

3

4

5

6

7

8

карбюраторного
двигателя

2109

Система
управления
карбюраторного
двигателя
Схема
и
принцип
действия
системы
управления инжекторного
двигателя
ПЗ 9. Система
управления инжекторного
двигателя

Самостоятельное
обучение.
практического занятия

Система
управления
инжекторного двигателя
Схема
и
принцип
действия
системы
управления
дизельного
двигателя
ПЗ 10. Система
управления дизельного
двигателя

Самостоятельное
обучение.
Оформление
практического занятия
Система управления дизельного
двигателя
легкового автомобиля. Схема подключения.
Принцип работы схемы.

Система
управления
дизельного двигателя
Датчики
системы
управления

Самостоятельное
обучение.
Оформление
практического занятия
Датчики
системы
управления
легкового
автомобиля. Подключение к ЭБУ. Схема
подключения. Принцип работы схемы.

ПЗ 11. Датчики системы

Измерение

Оформление
2

Система управления инжекторного двигателя
легкового автомобиля. Схема подключения.
Принцип работы схемы.
Система управления инжекторного двигателя
ВАЗ 21102.

Система управления дизельного
легкового автомобиля.

основных

параметров
12

ОК7,
ОК8,
ОК10
ОК 9

2

3

2

2

3

2

2

2

2

двигателя

датчиков

ОК4,
ОК5,
ОК6,
ОК10
ОК4,
ОК5,
ОК6,
ОК10
ОК 9

ЛР 2,
ЛР 7
2

3

2

2

2

3

2

3

ЛР 2,

ОК4,
ОК5,
ОК6,
ОК10
ОК1ОК3,
ОК7,
ОК8,
ОК10
ОК 9
ОК4,
ОК5,
ОК6,
ОК10
ОК1-

ПК7.1ПК7.3

ПК7.1ПК7.3

ПК7.1-

№
урока

Объ
ем
часо
в

Урове
нь
усвоен
ия

ЛР

ОК

ПК

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала,
лабораторные и практические работы,
самостоятельные работы, курсовая работа
(проект)

2

3

4

5

6

7

8

ЛР 7

ОК3,
ОК7,
ОК8,
ОК10
ОК 9

ПК7.3

1

33
34

35

36
37

38

39
40

управления

системы управления. Составление сравнительной
характеристики.

Датчики
системы
управления двигателем
Датчики системы питания
легкового автомобиля

Самостоятельное
обучение.
Оформление
практического занятия
Датчики системы питания легкового автомобиля.
Подключение к ЭБУ. Схема подключения.
Принцип работы схемы.

ПЗ 12. Система питания

Составление монтажной схемы системы питания
легкового автомобиля.

Система питания
легкового автомобиля
Схема
и
принцип
действия
системы
световой
и аварийной
сигнализации
ПЗ 13. Система световой
и аварийной
сигнализации

Самостоятельное
обучение.
Оформление
практического занятия
Система световой и аварийной сигнализации.
Устройство
элементов
системы.
Схема
подключения. Принцип работы схемы

Система световой
и
аварийной сигнализации
Схема
и
принцип
действия
система
бортового контроля

Самостоятельное
обучение.
Оформление
практического занятия
Система
бортового
контроля
легкового
автомобиля Схема подключения. Принцип
работы схемы.

2

2

2

3

2

2

13

ЛР 2,
ЛР 7

ОК4,
ОК5,
ОК6,
ОК10
ОК1ОК3,
ОК7,
ОК8,
ОК10
ОК 9

ПК7.1ПК7.3

2

Составление схемы включения указателей
поворота и аварийной сигнализации.
2

3

2

2

2

ПК7.1ПК7.3

2

2

2

ЛР 2,
ЛР 7

ОК4,
ОК5,
ОК6,
ОК10
ОК1ОК3,
ОК7,
ОК8,
ОК10
ОК 9

2

ОК4,
ОК5,
ОК6,
ОК10

№
урока

1
41

42
43

44

45
46

47

48
49

Объ
ем
часо
в

Урове
нь
усвоен
ия

ЛР

ОК

ПК

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала,
лабораторные и практические работы,
самостоятельные работы, курсовая работа
(проект)

2

3

4

5

6

7

8

ЛР 2,
ЛР 7

ОК1ОК3,
ОК7,
ОК8,
ОК10
ОК 9

ПК7.1ПК7.3

ПЗ 14. Система бортового Составление
монтажной
контроля
бортового контроля

Система
бортового
контроля
Схема
и
принцип
действия
система
силового
электрооборудования
ПЗ 15. Система силового
электрооборудования

схемы

системы

Самостоятельное
обучение.
Оформление
практического занятия
Система
блокировки
дверей.
Система
электростеклоподьемников
дверей.
Схема
подключения. Принцип работы схемы.
Мотор-редуктор ветрового и заднего стекла.
Режимы работы. Схема подключения. Принцип
работы схемы.
Составление схемы электростеклоподьемников
дверей автомобиля и блокировки замков дверей.

Система
силового
электрооборудования
Схема
и
принцип
действия системы защиты
автомобиля

Самостоятельное
обучение.
Оформление
практического занятия
Устройство простых автосигнализаций. Принцип
действия сигнализации MONGOOSE.

ПЗ 16. Системы защиты
автомобиля

Составление схемы автосигнализации легкового
автомобиля MONGOOSE.

Системы
защиты Самостоятельное
обучение.
Оформление
автомобиля
практического занятия
Системы управления и Проведение зачетного занятия № 3
14

2

3

2

2

2

ОК4,
ОК5,
ОК6,
ОК10

2

ЛР 2,
ЛР 7
2

3

2

2

2

2
ЛР 2,
ЛР 7

2

3

2

2

2

3

ОК1ОК3,
ОК7,
ОК8,
ОК10
ОК 9
ОК4,
ОК5,
ОК6,
ОК10
ОК1ОК3,
ОК7,
ОК8,
ОК10
ОК 9
ОК4,

ПК7.1ПК7.3

ПК7.1ПК7.3

№
урока

Объ
ем
часо
в

Урове
нь
усвоен
ия

ЛР

ОК

ПК

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала,
лабораторные и практические работы,
самостоятельные работы, курсовая работа
(проект)

2

3

4

5

6

7

8

1
защиты

50

51
52

53

54
55

56

57
58

Общие
сведения
об Общие сведения об электронных системах
электронных
системах управления. Принцип построения электронных
управления.
систем активной безопасности
Электронные
системы
управления.
Общие
сведения
о
системе
антиблокировочной

Самостоятельное обучение.
Виды систем
активной безопасности
Общие сведения об АБС. Принцип действия.
Функциональная схема и схема подключения

ПЗ 17. Система
антиблокировочная

Составление схемы подключения системы АБС

Система
антиблокировочная
Общие
сведения
системе
антипробуксовочной

Самостоятельное обучение.
Оформление
практического занятия
о Общие сведения об АПС. Принцип действия.
Функциональная схема и схема подключения

Схема системы
антипробуксовочной

Составление схемы подключения системы АПС

Система
антипробуксовочная
Общие
сведения
о
системе
адаптивного

Самостоятельное обучение. Принцип действия
блока управления АПС
Общие сведения о системе адаптивного круиз
контроля. Принцип действия. Функциональная
15

2

2

2

2

2

ОК5,
ОК6,
ОК10
ОК4,
ОК5,
ОК6,
ОК10
ОК 9

2
ЛР 2,
ЛР 7

2

3

2

2

2

2

2

3

2

2

2

2

ОК4,
ОК5,
ОК6,
ОК10
ОК1ОК3,
ОК7,
ОК8,
ОК10
ОК 9
ОК4,
ОК5,
ОК6,
ОК10
ОК4,
ОК5,
ОК6,
ОК10
ОК 9
ОК4,
ОК5,

ПК7.1ПК7.3

№
урока

1

59

60
61

62

63
64

65

66

67

Объ
ем
часо
в

Урове
нь
усвоен
ия

ЛР

ОК

ПК

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала,
лабораторные и практические работы,
самостоятельные работы, курсовая работа
(проект)

2

3

4

5

6

7

8

круиз контроля

схема и схема подключения

Схема системы
адаптивного круиз
контроля

Составление схемы подключения
адаптивного круиз контроля

Система адаптивного
круиз контроля
Общие
сведения
о
системе
курсовой
устойчивости

Самостоятельное обучение. Принцип действия
блока управления адаптивного круиз контроля
Общие
сведения
о
системе
курсовой
устойчивости.
Принцип
действия.
Функциональная схема и схема подключения

Схема системы курсовой
устойчивости

Составление схемы подключения
курсовой устойчивости

Система
курсовой
устойчивости
Общие
сведения
о
системе
распознавания
дорожных знаков

Самостоятельное обучение. Принцип действия
блока управления курсовой устойчивости
Общие сведения о системе. Принцип действия.
Функциональная схема и схема подключения

Схема системы
распознавания дорожных
знаков

Составление схемы подключения
распознавания дорожных знаков

Система распознавания
дорожных знаков

системы
3

2

2

2

2

2

3

2

2

системы

2

2

2

3

2

2

системы

Самостоятельное обучение. Принцип действия
блока управления системы распознавания
дорожных знаков
Общие
сведения
о Виды систем пассивной безопасности. Ремни
системах
пассивной безопасности, активные подголовники, подушки
безопасности
безопасности, аварийные размыкатели АКБ и т.д.
16

2

2

2

ОК6,
ОК10
ОК4,
ОК5,
ОК6,
ОК10
ОК 9
ОК4,
ОК5,
ОК6,
ОК10
ОК4,
ОК5,
ОК6,
ОК10
ОК 9
ОК4,
ОК5,
ОК6,
ОК10
ОК4,
ОК5,
ОК6,
ОК10
ОК 9
ОК4,
ОК5,
ОК6,

№
урока

1
68

69

70

71

72

73

Объ
ем
часо
в

Урове
нь
усвоен
ия

ЛР

ОК

ПК

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала,
лабораторные и практические работы,
самостоятельные работы, курсовая работа
(проект)

2

3

4

5

6

7

8

Электронные системы
автомобиля.

Проведение зачетной работы по электронным
системам легковых автомобилей

Системы
безопасности

пассивной Самостоятельное
обучение.
Система
затонувшего автомобиля. Система экстренного
вызова
Раздел 2. Грузовые автомобили
Система
Составление схемы системы электроснабжения
электроснабжения
КамАЗ
Подключение ламп
системы освещения

Подключение ламп системы освещения КамАЗ

Система освещения

Самостоятельное
обучение.
Система
освещения. Устройство блок-фар. Подключение
задних фонарей.
Составление схемы системы освещения КамАЗ

Составление схемы
системы освещения
Составление схемы
системы управления

Составление схемы системы управления КамАЗ

75

Система управления

76

Датчики системы
управления

Самостоятельное
обучение.
управления гидросистемой КамАЗ
Подключение датчиков системы
контроля КамАЗ

74

17

Система
бортового

2

3

2

2

2

3

2

3

2

2

2

3

2

3

2

2

2

3

ОК10
ОК4,
ОК5,
ОК6,
ОК10
ОК 9

ОК4,
ОК5,
ОК6,
ОК10
ОК4,
ОК5,
ОК6,
ОК10
ОК 9
ОК4,
ОК5,
ОК6,
ОК10
ОК4,
ОК5,
ОК6,
ОК10
ОК 9
ОК4,
ОК5,

№
урока

1

Объ
ем
часо
в

Урове
нь
усвоен
ия

ЛР

ОК

ПК

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала,
лабораторные и практические работы,
самостоятельные работы, курсовая работа
(проект)

2

3

4

5

6

7

8

77

Подключение датчиков
системы питания

Подключение датчиков системы питания КамАЗ

78

Система питания

Самостоятельное обучение. Система питания.
Устройство и принцип действия емкостных
датчиков уровня топлива
Составление схемы системы бортового контроля
КамАЗ

79

80

81
82

83

Система бортового
контроля

Составление схемы
системы
электроснабжения

Раздел 3. Трактора
Составление схемы системы электроснабжения
трактора

Система
электроснабжения
Подключение системы
освещения трактора

Самостоятельное обучение. Устройство
принцип действия регулятора напряжения.
Подключение системы освещения трактора

и

Система освещения
трактора

Самостоятельное
обучение.
Система
освещения. Устройство блок-фар. Подключение
задних фонарей.

Итого часов –
Серебренников А.Н.

ОК6,
ОК10
ОК4,
ОК5,
ОК6,
ОК10
ОК 9
2

3

ОК4,
ОК5,
ОК6,
ОК10

2

3

2

2

ОК4,
ОК5,
ОК6,
ОК10
ОК 9

2

2

3

1

3

165

МДК 07.01. Эксплуатация и ремонт автотракторного электрооборудования» - Малахов
18

2

78

ОК4,
ОК5,
ОК6,
ОК10
ОК 9
ОК4,
ОК5,
ОК6,
ОК10
ОК 9

№
урока

Объ
ем
часо
в

Урове
нь
усвоен
ия

ЛР

ОК

ПК

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала,
лабораторные и практические работы,
самостоятельные работы, курсовая работа
(проект)

2

3

4

5

6

7

8

Система
электроснабжения
автомобиля

Назначение
системы
электроснабжения.
Принципиальные схемы системы. Назначение и
взаимодействие элементов системы.

2

2

85.

Система
электроснабжения
автомобиля

Принцип действия свинцового аккумулятора.
Устройство стартерной аккумуляторной батареи.
Маркировки батарей.

2

2

86.

Система
электроснабжения
автомобиля

2

2

87.

Система
электроснабжения
автомобиля

2

2

ОК 9

88.

Система
электроснабжения
автомобиля

Величина плотности электролита. Правила
измерения плотности электролита.
Правила
техники
безопасности
при
заряде
аккумуляторных батарей. Заряд аккумуляторных
батарей от зарядного устройства. Особенности
заряда аккумуляторных батарей на автомобиле.
Срок
службы
аккумуляторных
батарей.
Основные причины, ограничивающие срок
службы Проверка технического состояния
батарей. Перспективные батареи.
Самостоятельное обучение. Общие сведения о
генераторных установках. Условия работы
генераторных
установок
на
автомобиле.
Устройство и работа генераторов переменного
тока с номинальным напряжением 14 В и 28 В.
Базовые схемы систем электроснабжения с
генераторными установками переменного тока.
Самостоятельное
обучение.
Проверка
генератора на стенде, проверка деталей и узлов
генератора.
Назначение и принцип действия регулятора
напряжения.
Вибрационный
регулятор
напряжения,

2

2

ОК 9

1
В.П.
84.

19

ОК4,
ОК5,
ОК6,
ОК10
ОК4,
ОК5,
ОК6,
ОК10
ОК4,
ОК5,
ОК6,
ОК10

№
урока

1

Объ
ем
часо
в

Урове
нь
усвоен
ия

ЛР

ОК

ПК

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала,
лабораторные и практические работы,
самостоятельные работы, курсовая работа
(проект)

2

3

4

5

6

7

8

2

3

ЛР 2,
ЛР 7

ПК7.1ПК7.3

2

3

ЛР 2,
ЛР 7

ОК1ОК3,
ОК7,
ОК8,
ОК10
ОК1ОК3,
ОК7,
ОК8,
ОК10

2

2

89.

ПЗ 18. Система
электроснабжения
автомобиля

90.

ПЗ 19. Система
электроснабжения
автомобиля

91.

Система зажигания

принципиальная схема и работа. Зависимость
изменения напряжения и силы тока возбуждения
генератора
при
работе
с
регулятором
напряжения.
Принципиальные
схемы
полупроводниковых регуляторов напряжения:
Работа транзисторов ,стабилитронов. Встроенные
регуляторы
напряжения.
Проверки
и
регулировки
регуляторов.
Эксплуатация
генераторных
установок.
Основные
неисправности генераторных установок.
Назначение системы зажигания и основные
требования, предъявляемые к ней. Рабочий
процесс системы зажигания. Факторы, влияющие
на напряжение во вторичной цепи.
Принципиальная схема
контактной системы
зажигания и принцип ее работы. Назначение и
устройство приборов контактной системы
зажигания.
Характеристика контактной системы зажигания,
ее недостатки. Влияние момента воспламенения
рабочей смеси на работу двигателя в зависимости
от частоты вращения коленчатого вала, нагрузки
и других факторов на двигатель .
Полупроводниковые
системы
зажигания.
Обеспечение работы транзистора в ключевом
режиме Принципиальные схемы бесконтактных
систем зажигания с различными датчиками,
принцип работы и характеристики. Устройство и
работа
приборов
бесконтактных
систем
зажигания.
Устройство и работа регуляторов опережения
20

ОК4,
ОК5,
ОК6,
ОК10

ПК7.1ПК7.3

№
урока

1

Объ
ем
часо
в

Урове
нь
усвоен
ия

ЛР

ОК

ПК

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала,
лабораторные и практические работы,
самостоятельные работы, курсовая работа
(проект)

2

3

4

5

6

7

8

зажигания.
Назначение и устройство свечей зажигания.
Условия работы свечей зажигания. Тепловые
характеристики Маркировка свечей.

2

2

Самостоятельное обучение. Основные отказы и
неисправности приборов системы зажигания и их
влияние на работу двигателя. Проверки приборов
и аппаратов систем зажигания. Перспективные
системы зажигания.
Самостоятельное
обучение.
Диагностика
двигателя
компьютерным
анализатором
«МОТОДОК-2» ч.2 анализ осциллограммы
вторичного напряжения
Самостоятельное
обучение.
Диагностика
двигателя
компьютерным
анализатором
«МОТОДОК-2» ч.2 анализ осциллограммы
первичного напряжения
Диагностика
двигателя
компьютерным
анализатором
«МОТОДОК-2» ч.2 анализ
осциллограммы вторичного напряжения

2

2

ОК4,
ОК5,
ОК6,
ОК10
ОК 9

2

2

ОК 9

2

2

ОК 9

2

3

ЛР 2,
ЛР 7

92.

Система зажигания

93.

Система зажигания

94.

Система зажигания

95.

Система зажигания

96.

ПЗ 20. Система
зажигания

97.

ПЗ 21. Система
зажигания

Диагностика
двигателя
компьютерным
анализатором
«МОТОДОК-2» ч.2 анализ
осциллограммы вторичного напряжения

2

3

ЛР 2,
ЛР 7

98.

ПЗ 22. Система
зажигания

Диагностика
двигателя
компьютерным
анализатором
«МОТОДОК-2» ч.2 анализ
осциллограммы первичного напряжения

2

3

ЛР 2,
ЛР 7

21

ОК1ОК3,
ОК7,
ОК8,
ОК10
ОК1ОК3,
ОК7,
ОК8,
ОК10
ОК1ОК3,
ОК7,
ОК8,

ПК7.1ПК7.3

ПК7.1ПК7.3

ПК7.1ПК7.3

№
урока

1

Объ
ем
часо
в

Урове
нь
усвоен
ия

ЛР

ОК

ПК

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала,
лабораторные и практические работы,
самостоятельные работы, курсовая работа
(проект)

2

3

4

5

6

7

8

ЛР 2,
ЛР 7

99.

ПЗ 23. Система
зажигания

Диагностика
двигателя
компьютерным
анализатором
«МОТОДОК-2» ч.2 анализ
осциллограммы первичного напряжения

2

3

100.

Электронная
система Диагностика
двигателя
компьютерным
управлением двигателя
анализатором
«МОТОДОК-2» ч.2 анализ
осциллограммы вторичного напряжения

2

2

101.

Электронная
система Диагностика
двигателя
компьютерным
управлением двигателя
анализатором
«МОТОДОК-2» ч.2 анализ
осциллограммы первичного напряжения

2

2

102.

Электронная
система Диагностика
двигателя
компьютерным
управлением двигателя
анализатором
«МОТОДОК-2» ч.2 анализ
осциллограммы вторичного напряжения

2

2

103.

Электронная
система Диагностика
двигателя
компьютерным
управлением двигателя
анализатором
«МОТОДОК-2» ч.2 анализ
осциллограммы первичного напряжения

2

2

104.

Электронная
система Диагностика
двигателя
компьютерным
управлением двигателя
анализатором
«МОТОДОК-2» ч.2 анализ
осциллограммы вторичного напряжения

2

2

105.

Электронная
система Самостоятельное
обучение.
Диагностика
управлением двигателя
двигателя
компьютерным
анализатором
«МОТОДОК-2» ч.2 анализ осциллограммы
первичного напряжения
Электронная
система Самостоятельное
обучение.
Диагностика
управлением двигателя
двигателя
компьютерным
анализатором

2

2

ОК10
ОК1ОК3,
ОК7,
ОК8,
ОК10
ОК4,
ОК5,
ОК6,
ОК10
ОК4,
ОК5,
ОК6,
ОК10
ОК4,
ОК5,
ОК6,
ОК10
ОК4,
ОК5,
ОК6,
ОК10
ОК4,
ОК5,
ОК6,
ОК10
ОК 9

2

2

ОК 9

106.

22

ПК7.1ПК7.3

№
урока

1

Объ
ем
часо
в

Урове
нь
усвоен
ия

ЛР

ОК

ПК

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала,
лабораторные и практические работы,
самостоятельные работы, курсовая работа
(проект)

2

3

4

5

6

7

8

Электронная
система Самостоятельное
обучение.
Диагностика
управлением двигателя
двигателя
компьютерным
анализатором
«МОТОДОК-2» ч.2 анализ осциллограммы
первичного напряжения
Электроннаясистема
Самостоятельное
обучение.
Диагностика
управлением двигателя
двигателя
компьютерным
анализатором
«МОТОДОК-2» ч.2 анализ осциллограммы
вторичного напряжения
Электронная
система Самостоятельное
обучение.
Диагностика
управлением двигателя
двигателя
компьютерным
анализатором
«МОТОДОК-2» ч.2 анализ осциллограммы
первичного напряжения
Электронная
система Самостоятельное
обучение.
Диагностика
управлением двигателя
двигателя
компьютерным
анализатором
«МОТОДОК-2» ч.2 анализ осциллограммы
вторичного напряжения
Электронная
система Самостоятельное обучение. Проверка приборов
управлением двигателя
системы управления двигателя с помощью
мультиметра.
Электронная
система Самостоятельное
обучение.
Проверка
управлением двигателя
параметров элементов системы управления
двигателем с контроллером Январь 5.1.1
ПЗ 24. Электронная
Проверка
приборов
системы
управления
система управлением
двигателя с помощью мультиметра.
двигателя

2

2

ОК 9

2

2

ОК 9

2

2

ОК 9

2

2

ОК 9

2

2

ОК 9

2

2

ОК 9

2

3

ЛР 2,
ЛР 7

ПЗ 25. Электронная
система управлением

2

3

ЛР 2,
ЛР 7

«МОТОДОК-2» ч.2 анализ
вторичного напряжения
107.

108.

109.

110.

111.

112.

113.

114.

осциллограммы

Проверка параметров элементов системы
управления двигателем с контроллером Январь
23

ОК1ОК3,
ОК7,
ОК8,
ОК10
ОК1ОК3,

ПК7.1ПК7.3

ПК7.1ПК7.3

№
урока

Объ
ем
часо
в

Урове
нь
усвоен
ия

ЛР

ОК

ПК

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала,
лабораторные и практические работы,
самостоятельные работы, курсовая работа
(проект)

2

3

4

5

6

7

8

1
двигателя

5.1.1

115.

ПЗ 26. Электронная
система управлением
двигателя

Диагностика микропроцессорной
системы
управления двигателя аппаратно-программным
комплексом «СКАНМАТИК

2

3

ЛР 2,
ЛР 7

116.

ПЗ 27. Электронная
система управлением
двигателя

Снятие диаграмм с датчиков ЭСУД

2

3

ЛР 2,
ЛР 7

117.

ПЗ 28. Электронная
система управлением
двигателя

Диагностика двигателя газоанализатором

2

3

ЛР 2,
ЛР 7

118.

ПЗ 29. Электронная
система управлением
двигателя

Диагностика
двигателя
компьютерным
анализатором
«МОТОДОК-3»
анализ
осциллограммы давления

2

3

ЛР 2,
ЛР 7

119.

ПЗ 30. Электронная
система управлением
двигателя

Диагностика
двигателя
компьютерным
анализатором
«МОТОДОК-3»
анализ
осциллограммы давления

2

3

ЛР 2,
ЛР 7

120.

Система
электронного Типы систем впрыска топлива; система подачи
впрыска бензина
топлива; назначение, устройство и работа
элементов; система подачи воздуха: назначение,
устройство и работа элементов системы;

2

2

24

ОК7,
ОК8,
ОК10
ОК1ОК3,
ОК7,
ОК8,
ОК10
ОК1ОК3,
ОК7,
ОК8,
ОК10
ОК1ОК3,
ОК7,
ОК8,
ОК10
ОК1ОК3,
ОК7,
ОК8,
ОК10
ОК1ОК3,
ОК7,
ОК8,
ОК10
ОК4,
ОК5,
ОК6,
ОК10

ПК7.1ПК7.3

ПК7.1ПК7.3

ПК7.1ПК7.3

ПК7.1ПК7.3

ПК7.1ПК7.3

№
урока

1

121.

Объ
ем
часо
в

Урове
нь
усвоен
ия

ЛР

ОК

ПК

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала,
лабораторные и практические работы,
самостоятельные работы, курсовая работа
(проект)

2

3

4

5

6

7

8

2

2

2

3

электрические и электронные компоненты
системы: назначение, устройство и работа.
Взаимодействие элементов подачи топлива и
воздуха с электронными компонентами системы
на различных режимах работы двигателя.
Система
электронного Компьютерное управление работой двигателя
впрыска бензина
Функция самодиагностики. Проверки элементов
системы на двигателе и отдельно.
Эксплуатация системы, основные отказы,
неисправности.
ПЗ 31. Система
Диагностика форсунок инжекторного двигателя
электронного впрыска
и ультразвуковая промывка форсунок.
бензина

ОК4,
ОК5,
ОК6,
ОК10
ЛР 2,
ЛР 7

ОК1ОК3,
ОК7,
ОК8,
ОК10

ПК7.1ПК7.3

2.

Эксплуатация
системы Сборка электрической схемы с последующей
световой и аварийной диагностикой на стенде
сигнализации

6

ЛР 2,
ЛР 10,
ЛР 11

3.

Эксплуатация

6

ЛР 2,

ОК1ОК3,
ОК7,
ОК8,
ОК10
ОК1ОК3,
ОК7,
ОК8,
ОК10
ОК1-

ПК7.1ПК7.3

6

ЛР 2,
ЛР 10,
ЛР 11

122.

1.

Итого часов – Малахов
В.П.
ИТОГО ЧАСОВ ПО
МДК 07.01
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА УП 07.01 Выполнение ремонта автотракторного
электрооборудования
Эксплуатация
системы
освещения
Сборка электрической схемы с последующей
диагностикой на стенде

системы Сборка электрической схемы с последующей
25

78
243

ПК7.1ПК7.3

ПК7.1-

№
урока

1

Объ
ем
часо
в

Урове
нь
усвоен
ия

ЛР

ОК

ПК

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала,
лабораторные и практические работы,
самостоятельные работы, курсовая работа
(проект)

2

3

4

5

6

7

8

ЛР 10,
ЛР 11

ОК3,
ОК7,
ОК8,
ОК10
ОК1ОК3,
ОК7,
ОК8,
ОК10
ОК1ОК3,
ОК7,
ОК8,
ОК10
ОК1ОК3,
ОК7,
ОК8,
ОК10

ПК7.3

защиты автомобиля

4.

диагностикой на стенде

Диагностика
Диагностика
неисправностей
неисправностей
системы управления двигателя
электронной
системы стенде
управления двигателя.

электронной
на учебном

5.

Диагностика
Диагностика
неисправностей
датчиков
неисправностей датчиков инжекторного автомобиля на учебном стенде
инжекторного автомобиля

6.

Диагностика
Диагностика неисправностей системы питания,
неисправностей системы КШМ, ГРМ автомобиля
питания, КШМ, ГРМ

1.

2.

ИТОГО
Производственная практика
ПП
07.01
Выполнение ремонта
автотракторного электрооборудования
Обслуживание и ремонт Проведение технического обслуживания и
системы
текущего ремонта системы электроснабжения.
электроснабжения
Оформление практической работы в отчет.

Обслуживание и ремонт Проведение технического обслуживания и
системы
текущего ремонта системы электростартерного
электростартерного пуска пуска. Оформление практической работы в отчет.
26

6

ЛР 2,
ЛР 10,
ЛР 11

6

ЛР 2,
ЛР 10,
ЛР 11

6

ЛР 2,
ЛР 10,
ЛР 11

ПК7.1ПК7.3

ПК7.1ПК7.3

ПК7.1ПК7.3

36

6

6

ЛР 2,
ЛР 10,
ЛР 11,
ЛР 13
- ЛР
16
ЛР 2,
ЛР 10,
ЛР 11,
ЛР 13

ОК1ОК3,
ОК7,
ОК8,
ОК10,
ОК11
ОК1ОК3,
ОК7,
ОК8,

ПК7.1ПК7.3

ПК7.1ПК7.3

№
урока

1

3.

4.

5.

6.

Объ
ем
часо
в

Урове
нь
усвоен
ия

ЛР

ОК

ПК

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала,
лабораторные и практические работы,
самостоятельные работы, курсовая работа
(проект)

2

3

4

5

6

7

8

- ЛР
16
ЛР 2,
ЛР 10,
ЛР 11,
ЛР 13
- ЛР
16
ЛР 2,
ЛР 10,
ЛР 11,
ЛР 13
- ЛР
16
ЛР 2,
ЛР 10,
ЛР 11,
ЛР 13
- ЛР
16
ЛР 2,
ЛР 10,
ЛР 11,
ЛР 13
- ЛР
16

ОК10,
ОК11
ОК1ОК3,
ОК7,
ОК8,
ОК10,
ОК11
ОК1ОК3,
ОК7,
ОК8,
ОК10,
ОК11
ОК1ОК3,
ОК7,
ОК8,
ОК10,
ОК11
ОК1ОК3,
ОК7,
ОК8,
ОК10,
ОК11

Обслуживание и ремонт Проведение технического обслуживания и
системы управления
текущего ремонта
системы управления.
Оформление практической работы в отчет.

Обслуживание и ремонт Проведение технического обслуживания и
системы
зажигания текущего ремонта
системы зажигания
инжекторного двигателя
инжекторного
двигателя.
Оформление
практической работы в отчет.
Обслуживание и ремонт Проведение технического обслуживания и
системы освещения
текущего ремонта
системы освещения.
Оформление практической работы в отчет.

Обслуживание и ремонт Проведение технического обслуживания и
системы
силового текущего
ремонта
системы
силового
электрооборудования
электрооборудования. Оформление практической
работы в отчет.
ВСЕГО
ИТОГО ПО ПМ 07
АУДИТОРНЫХ
ИЗ НИХ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ И
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
УП 07.01
27

6

6

6

6

36
315
162
62
36

ПК7.1ПК7.3

ПК7.1ПК7.3

ПК7.1ПК7.3

ПК7.1ПК7.3

№
урока

1

Объ
ем
часо
в

Урове
нь
усвоен
ия

ЛР

ОК

ПК

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала,
лабораторные и практические работы,
самостоятельные работы, курсовая работа
(проект)

2

3

4

5

6

7

8

ПП 07.01

36

28

4.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы ПМ предполагает наличие учебной лаборатории № 414а,
лаборатории №102.
Оборудование учебной лаборатории:
 посадочные места по количеству студентов;
 рабочее место преподавателя;
 наглядные пособия;
 комплект учебно-методической документации.
2

Технические средства обучения:
 посадочные места по количеству студентов;
 рабочее место преподавателя;
 комплект деталей, инструментов, приспособлений;
 комплект учебно-методической документации;
 стенды для выполнения практических работ;

3

Информационное обеспечение обучения

Основные источники:


Руководство по эксплуатации Беларус 3022ДЦ, инженер УКЭР-1 Рунов
А.В. с участием ведущих специалистов УКЭР-1 РУП «МТЗ» 2015 год
 Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту
автомобиля ВАЗ 2110 , ВАЗ 2111, ВАЗ 2112, 2014 год
Интернет-ресурсы:
 Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту
автомобиля ВАЗ 2110 , ВАЗ 2111, ВАЗ 2112
http://www.autoprospect.ru/vaz/2110-zhiguli/
 Каталог / Автоэлектрика. - Москва https://avtoelektrika.ru/catalog
 Системы современного автомобиля http://systemsauto.ru/

29

5.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПМ
Результаты

Основные показатели оценки

Формы и методы

(освоенные

результата

контроля и оценки

1

2

3

практический опыт:
 проведения
технического
контроля
и
диагностики
электрооборудования
и
электронных
систем
автомобилей;
 осуществления
технического обслуживания и
ремонта
автомобилей
и
автомобильных двигателей.
уметь:
 выбирать
методы
и
технологии
технического
обслуживания
и
ремонта
электрооборудования
и
электронных
систем
автомобилей;
 разрабатывать
и
осуществлять технологический
процесс
технического
обслуживания
и
ремонта
электрооборудования
и
электронных
систем
автомобилей;
 выполнять
работы
по
техническому обслуживанию
и
ремонту
электрооборудования
и
электронных
систем
автотранспортных средств;
 осуществлять
самостоятельный
поиск
необходимой информации для
решения
профессиональных
задач.
знать:
 классификацию,
основные

 выбирает методы и технологии
технического обслуживания
и
ремонта
электрооборудования
и
электронных систем автомобилей;
 разрабатывает и осуществляет
технологический
процесс
технического
обслуживания
и
ремонта
электрооборудования
и
электронных систем автомобилей;
 выполняет
работы
по
техническому
обслуживанию
и
ремонту
электрооборудования
и
электронных
систем
автотранспортных средств;
 осуществляет
самостоятельный
поиск необходимой информации для
решения профессиональных задач.

профессиональные
компетенции)

30

Практические
контрольная

задания,
работа,

промежуточный контроль,
Учебная
производственная
практика

и

характеристики
и
технические параметры
элементов
электрооборудования и
электронных
систем
автомобиля;
 методы и технологии
технического
обслуживания
и
ремонта
элементов
электрооборудования и
электронных
систем
автомобиля;

базовые
схемы
включения
элементов
электрооборудования;
 свойства,
показатели
качества и критерии
выбора автомобильных
эксплуатационных
материалов.
7.1 Осуществлять диагностику
электрооборудования
электронных
автомобилей.

и
систем

 изложение правил

Экспертное наблюдение

диагностирования автомобиля, его

оценка на практических и

агрегатов и систем;

лабораторных

 обоснованный выбор
диагностического оборудования
для определения технического
состояния
 автомобиля его агрегатов и систем;
 правильность выбора
диагностических параметров для
определения технического
состояния автомобиля его
агрегатов и систем;
 правильность принятия решения по
результатам определения
технического состояния
автомобиля его агрегатов и систем;
31

занятиях

при выполнении работ по
учебной практике


7.2 Осуществлять техническое
обслуживание
электрооборудования

и

электронных

систем

автомобилей

согласно

технологической документации.

 соблюдение техники безопасности

Практический контроль;

при техническом обслуживании

Экспертная оценка при

электрооборудования и

проведении практических

электронных систем автомобиля

занятий и лабораторных

его агрегатов и систем;

работ

 правильность выполнения планово
предупредительной системы
технического обслуживания
электрооборудования и
электронных систем автомобилей;
 демонстрация навыков
технического обслуживания
электрооборудования и
электронных систем автомобиля,
его агрегатов и систем.

7.3

Проводить

ремонт

электрооборудования

Зачеты

по

темам

на

при текущем ремонте автомобиля

учебной практике

электрооборудования и

экспертная оценка работы

автомобилей в соответствии с

электронных систем и его

на практике

технологической

агрегатов и систем;

электронных

и

 соблюдение техники безопасности

систем

документацией.

 правильность выполнения планово
предупредительной системы
текущего ремонта
электрооборудования и
электронных систем автомобилей;
 демонстрация навыков текущего
ремонта электрооборудования и
электронных систем автомобиля,
его агрегатов и систем.

ЛР

2.

Проявляющий

демонстрирующий

активную

приверженность

гражданскую
принципам
32

Наблюдение. Оценка на
лабораторных
и
честности,
практических
занятиях,
позицию,

порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в при выполнении работ на
учебной практике
студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на
условиях

добровольчества,

продуктивно

взаимодействующий

и

участвующий в деятельности общественных организаций

ЛР
16.
Принимающий
основы
экологической
культуры,
соответствующей современному уровню экологического мышления,
применяющий опыт экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях и
профессиональной деятельности
ОК 1. Выбирать
способы - Демонстрировать интерес к будущей

Наблюдение. Оценка на
лабораторных
и
практических
занятиях,
при выполнении работ на
учебной практике
Наблюдение. Оценка на
лабораторных
и
практических
занятиях,
при выполнении работ на
учебной практике
Наблюдение. Оценка на
лабораторных
и
практических
занятиях,
при выполнении работ на
учебной практике
Наблюдение. Оценка на
лабораторных
и
практических
занятиях,
при выполнении работ на
учебной практике
Наблюдение. Оценка на
лабораторных
и
практических
занятиях,
при выполнении работ на
учебной практике
Наблюдение. Оценка на
лабораторных
и
практических
занятиях,
при выполнении работ на
учебной практике
Наблюдение. Оценка на
лабораторных
и
практических
занятиях,
при выполнении работ на
учебной практике
Оценка на лабораторных и

решения

практических

ЛР 7. Осознающий приоритетную ценность личности человека;
уважающий

собственную

и

чужую

уникальность

в

различных

ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
ЛР 10. Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой
безопасности, в том числе цифровой

ЛР 11. Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий
основами эстетической культуры

ЛР 13. Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с
другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие
цели и сотрудничать для их достижения в профессиональной
деятельности
ЛР 14. Проявляющий сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности
ЛР 15. Проявляющий гражданское отношение к профессиональной
деятельности как к возможности личного участия в решении
общественных, государственных, общенациональных проблем

задач профессии

занятиях,

профессиональной

при выполнении работ на

деятельности, применительно к

учебной практике

различным контекстам.
33

ОК 2. Осуществлять
анализ

и

поиск, -обосновать

интерпретацию методов

выбор
и

и

применение Наблюдение и экспертная

способов

решения оценка на практических и

информации, необходимой для профессиональных задач
выполнения

лабораторных

задач - Демонстрировать эффективности и при выполнении работ по

профессиональной

качества

деятельности.

профессиональных задач.

ОК 3. Планировать
реализовывать

и -

выполнения учебной практике;

Демонстрировать

способности Экспертное

наблюдение

собственное принимать решения при постановке при выполнении работ на

профессиональное

и различных

личностное развитие.

задач

в

и

для

эффективно информацию

взаимодействовать с коллегами, выполнения
руководством, клиентами.

задач,

письменную

эффективного оценка на лабораторных и

профессиональных практических

профессионального

демонстрировать

коммуникацию использовании

на государственном
учетом

языке

занятиях,

и при выполнении работ на
учебной практике.

способности
терминов

в Экспертное наблюдение и
на оценка на лабораторных и

с государственном и английском языке

особенностей
и

и

использовать Экспертное наблюдение и

личностного развития
ОК 5. Осуществлять устную и -

практике

учебных занятиях
и

команде,

конкретной учебной

ситуации

ОК 4. . Работать в коллективе -находить

социального

занятиях

практических
поиске

культурного

занятиях,

информации

интернете

контекста.

в
при

выполнении работ

ОК 6. Проявлять

гражданско- -взаимодействовать

со

студентами, Наблюдение и экспертная

патриотическую

позицию, преподавателями

в

процессе оценка на практических и

демонстрировать
поведение

осознанное обучения,

на

во

время

прохождения лабораторных

основе практики

занятиях

при выполнении работ по

традиционных

учебной

общечеловеческих ценностей.

учебных занятиях

ОК 7. Содействовать
сохранению
среды,

ответственность

за Экспертное наблюдение и

окружающей результаты выполнения заданий

оценка на лабораторных и

-проявлять

ресурсосбережению, - использовать современные методы практических

эффективно

практике,

действовать

чрезвычайных ситуациях.

в обслуживания и ремонта

занятиях,

при выполнении работ на

- выполнять работы по эксплуатации учебной практике
34

учитывая

современные

требования

экологической безопастности
ОК 8. Использовать
физической

средства -повышать уровень личностного и Экспертная

культуры

сохранения

и

здоровья

для профессионального развития;

укрепления -организовать

в

процессе работу

профессиональной

умения

оценка
планировать

самостоятельную повышение

при

разборке,

сборке

и квалификационного

изучении профессионального модуля

уровня

деятельности и поддержания

Оценка

необходимого

работы студентов

уровня

самостоятельной

физической подготовленности.
ОК 9.

Использовать

-

информационные
технологии

Демонстрировать

использования

технологий

в информационно-

профессиональной деятельности

коммуникационные

деятельности.
ОК 10.

технологии

Пользоваться -

профессиональной
документацией
государственном

умений

информационно- использовать

в коммуникационных

профессиональной

навыки Оценка

демонстрировать

использовании

способности

документации

в Наблюдение и экспертная
на оценка на практических и

на государственном и английском языке
и

лабораторных

занятиях

при выполнении работ по

иностранном языке.

учебной

практике,

учебных занятиях
ОК 11. Планировать

- Демонстрировать интерес к будущей Наблюдение и экспертная

предпринимательскую

профессии

деятельность

оценка на практических и

в

лабораторных

профессиональной сфере.

занятиях

при выполнении работ по
учебной

практике,

учебных занятиях

35

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Задание № 1
Классификация генераторов переменного тока.
Деление общей схемы электрооборудования на отдельные функциональные системы
(комплексы).
Классификация, принцип действия, физико-химические процессы. Особенности
конструкции. Характеристики щелочных АКБ.
Проверил _________________/Серебренников А.Н./
Задание № 2
Классификация систем управления узлами, агрегатами автомобиля по
назначению и принципу действия.
Охранные и противоугонные системы. Система парковки. Навигационная
система.
Анализ влияния различных факторов на АКБ (саморазряд, условия эксплуатации
и др.) на основные характеристики (ЭДС, сопротивление, емкость и т.д.).
Проверил _________________/Серебренников А.Н./

Задание № 3
Системы освещения автомобильной дороги.
Приборы измерения температуры, уровня топлива. Тахографы.
Малообслуживаемые, необслуживаемые кислотные (стартерные) АКБ. Щелочные
АКБ.
Проверил _________________/Серебренников А.Н./
Задание № 4
Анализ элементов. Особенности конструкции современных стартеров и приводов.
Агрегаты и приборы, входящие в систему энергоснабжения.
Датчики и исполнительные механизмы электронных систем управления.
36

Проверил _________________/Серебренников А.Н./

Задание № 5
Система бортовой диагностики. Маршрутный компьютер.
Датчики, преобразователи, усилители. Генераторные и параметрические датчики.
Аналогово-цифровые преобразователи.
Структурная схема генераторной установки.
Проверил _________________/Серебренников А.Н./
Задание № 6
Светотехнические характеристики, нормы освещенности.
Электроприводы вспомогательного (дополнительного) оборудования.
Роль электрооборудования в обеспечении производительной и безопасной
эксплуатации автотранспортных средств.
Проверил _________________/Серебренников А.Н./
Задание № 7
Система световой сигнализации, назначение и принцип действия элементов.
Классификация химических источников тока.
Преимущества и недостатки современных генераторов. Перспективы развития
генераторных установок.
Проверил _________________/Серебренников А.Н./
Задание № 8
Электронная система управления перераспределением крутящего момента.
Электронный усилитель рулевого управления. Автоматическая/адаптивная
коробка передач.
Виды исполнения и требования к изделиям электрооборудования автотракторных
средств.
Проверил _________________/Серебренников А.Н./

37

Задание № 9
Оконечные устройства (указатели, сигнализаторы, исполнительные механизмы).
Анализ конструктивных особенностей генераторов переменного тока.
Технические характеристики.
Тормозные системы с электронным управлением: антиблокировочная,
противобуксовочная.
Проверил _________________/Серебренников А.Н./

Задание № 10
Комфортные системы. Кондиционер, климат-контроль. Электропакет.
Компоновка щитка приборов.
Электромеханические характеристики. Способы (методы) облегчения пуска
двигателя. Диагностические параметры системы пуска.
Проверил _________________/Серебренников А.Н./
Задание № 11
Принцип действия. ТО и ТР генераторов переменного и постоянного тока.
Классификация систем: классическая, контактно-транзисторная, бесконтактная,
микропроцессорная.
Классификация систем впрыска топлива. Анализ различных систем впрыска
(одноточечного/ многоточечного / непосредственного), преимущества и недостатки.
Проверил _________________/Серебренников А.Н./
Задание № 12
Выпрямительные блоки. Характеристики вентилей, схемы выпрямления.
Регуляторы напряжения.
Регулировка светораспределения с электронным управлением в зависимости: от
нагрузки на оси автомобиля; угла поворота; рельефа полотна дороги и др.
Система обеспечения постоянной дистанции/скорости ("круиз-контроль").
38

Проверил _________________/Серебренников А.Н./

Задание № 13
Регулирование угла опережения зажигания. Свеча зажигания. Калильное число,
калильное зажигание. Подавление радиопомех в системе зажигания.
Анализ различных систем светораспределения. Конструктивные особенности фар
головного освещения. Противотуманные фары.
Классификация регуляторов: контактные, бесконтактные. Анализ схем.
Характеристики.
Проверил _________________/Серебренников А.Н./
Задание № 14
Классификация контрольно-измерительных приборов по назначению и принципу
действия. Условия работы приборов.
Подогрев и обдув сидений, электрорегулировки с "памятью".
Характеристики, методы улучшения параметров.
Проверил _________________/Серебренников А.Н./

Задание № 15
Кислотные аккумуляторные батареи (АБ). Принцип действия, особенности
конструкции. Физико-химические процессы в кислотной АБ
Приборы контроля зарядного режима, скорости движения, давления
Электронная система управления узлами подвески.
Проверил _________________/Серебренников А.Н./
Задание № 16
Структурная схема системы энергоснабжения и назначение ее отдельных
элементов.

39

Структурная схема системы управления двигателем, назначение ее отдельных
подсистем.
Датчики электронных систем. Недостатки классической системы питания
двигателя.
Проверил _________________/Серебренников А.Н./

Задание № 17
Виды исполнения и требования к изделиям электрооборудования автотракторных
средств.
Регулирование угла опережения зажигания. Свеча зажигания. Калильное число,
калильное зажигание. Подавление радиопомех в системе зажигания.
Классификация систем впрыска топлива. Анализ различных систем впрыска
(одноточечного/ многоточечного / непосредственного), преимущества и недостатки.
Проверил _________________/Серебренников А.Н./
Задание № 18
Компоновка щитка приборов.
Системы освещения автомобильной дороги.
Электроприводы вспомогательного (дополнительного) оборудования.
Проверил _________________/Серебренников А.Н./

Задание № 19
Приборы контроля зарядного режима, скорости движения, давления
Структурная схема системы управления двигателем, назначение ее отдельных
подсистем.
Светотехнические характеристики, нормы освещенности.
Проверил _________________/Серебренников А.Н./

40

Задание № 20
Агрегаты и приборы, входящие в систему энергоснабжения.
Электронная система управления узлами подвески.
Классификация систем управления узлами, агрегатами
назначению и принципу действия.

автомобиля

по

Проверил _________________/Серебренников А.Н./

Задание № 21
Комфортные системы. Кондиционер, климат-контроль. Электропакет.
Компоновка щитка приборов.
Электромеханические характеристики. Способы (методы) облегчения пуска
двигателя. Диагностические параметры системы пуска.
Проверил _________________/Серебренников А.Н./
Задание № 22
Принцип действия. ТО и ТР генераторов переменного и постоянного тока.
Классификация систем: классическая, контактно-транзисторная, бесконтактная,
микропроцессорная.
Классификация систем впрыска топлива. Анализ различных систем впрыска
(одноточечного/ многоточечного / непосредственного), преимущества и недостатки.
Проверил _________________/Серебренников А.Н./
Задание № 23
Выпрямительные блоки. Характеристики вентилей, схемы выпрямления.
Регуляторы напряжения.
Регулировка светораспределения с электронным управлением в зависимости: от
нагрузки на оси автомобиля; угла поворота; рельефа полотна дороги и др.
Система обеспечения постоянной дистанции/скорости ("круиз-контроль").
Проверил _________________/Серебренников А.Н./
Задание № 24

41

Регулирование угла опережения зажигания. Свеча зажигания. Калильное число,
калильное зажигание. Подавление радиопомех в системе зажигания.
Анализ различных систем светораспределения. Конструктивные особенности фар
головного освещения. Противотуманные фары.
Классификация регуляторов: контактные, бесконтактные. Анализ схем.
Характеристики.
Проверил _________________/Серебренников А.Н./

42

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ.
Вопрос первого уровня сложности
Как

1.

при

помощи

мультиметра

можно

проверить основные датчики инжекторного двигателя.(ДПДЗ; ДТ)
Как

2.

при

помощи

мультиметра

можно

проверить основные датчики инжекторного двигателя.(ДПКВ; ДМРВ)
3. Назначение ДК и порядок его проверки.
4. Необходимое оборудование для диагностики современного двигателя.
5. Основные датчики ЭСУД и их назначение.
6. Основные типы систем впрыска.
7. Основные элементы системы зажигания ВАЗ 2110
8. Основные элементы системы освещения ВАЗ 2110
9. Основные элементы системы питания ВАЗ 2110
10.Основные элементы системы силового электрооборудования ВАЗ 2110
11.Основные элементы системы управления ВАЗ 2110
12.Основные элементы системы электроснабжения ВАЗ 2110
13.Основные элементы системы электростартерного пуска ВАЗ 2110
14.Основные элементы стартера ВАЗ 2110
15.Основные элементы схемы очистителя и омывателя ветрового стекла ВАЗ
2110
16.

Осциллограмма вторичного напряжения. Дать
анализ основных участков данной осциллограммы..

17. Отличие компрессии от степени сжатия.
18.Порядок проверки компрессии в двигателе.
19.Почему в настоящее время двигатели с карбюратором уступили место
двигателям с инжекторной системой.
20. Принцип работы ДПДЗ и порядок его проверки
43

Вопрос второго уровня сложности
1.
1. Начертить схему блокировки замков дверей ВАЗ 2110
2. Начертить схему подключения блок-фары ВАЗ 2110
3. Начертить схему подключения датчика ДМРВ ВАЗ 2110
4. Начертить схему подключения датчика ДПДЗ ВАЗ 2110
5. Начертить электрическую схему автомобильного генератора ВАЗ 2110
6. Начертить электрическую схему системы электроснабжения ВАЗ 2110
7. Начертить электрическую схему системы электростартерного пуска ВАЗ
2110
8. Начертить электрическую схему электростеклоподъемников дверей ВАЗ
2110
9. Начертить схему подключения стартера ВАЗ 2110
10.Начертить схему

подключения датчика ДФ. За какой исполнительный

механизм отвечает ДФ ВАЗ 2110
11.Начертить схему блокировки замков дверей ВАЗ 2110
Вопрос третьего уровня сложности
1. Собрать схему блокировки замков дверей
2. Собрать схему подключения левойблок-фары
3. Собрать электрическую схему электростеклоподъемников дверей
4. Собрать схему подключения поворотников
5. Собрать схему подключения аварийной сигнализации
6. Собрать схему подключения мотор-редуктора дворников
7. Произвести диагностику неисправностей в системе освещения легкового
автомобиля, устранить их (задаются преподавателем).

44

Экзаменационные вопросы
Рассмотрено на заседании
цикловой
комиссии,
профессиональных дисциплин
протокол №
от «__» _______ 20___ г.
ФИО
подпись

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1
по ПМ.07 «Эксплуатация и ремонт
автотракторного электрооборудования »
МДК 07.01. «Эксплуатация и ремонт
автотракторного электрооборудования »
Группа 4_-Э
Специальность
35.02.08 «Электрификация и

Утверждаю:
заместитель
директора по УР
«___» ________20
Приемщиков А.Е.

ФИО
подпись

автоматизация сельского хозяйства»
Оцениваемые компетенции:
ОК1-ОК11; ПК7.1-ПК-7.3

Условия выполнения задания
Задание выполняется в учебной аудитории

Задание
1. Необходимое оборудование для диагностики современного двигателя.
2. Основные элементы системы электростартерного пуска ВАЗ 2110
3.
Начертить электрическую схему системы электростартерного пуска ВАЗ 2110
Инструкция
Последовательность и условия выполнения задания.
1. Ответить на теоретический вопрос №1, 2.
2.Вопрос 3. Начертить электрическую схему .
3. Максимальное время выполнения задания – 30 мин.
Критерии оценивания ответа
1. Каждое задание оценивается по 3-х бальной шкале:
0 баллов – задание не выполнено (ответ отсутствует);
1 балл – задание выполнено частично (ответ частичный (не полный));
2 балла – задание выполнено полностью (ответ полный).
2. Оценка выставляется в соответствии с набранной суммой баллов по заданиям (вопросам)
билета при выполнении всех заданий: 6 баллов – 5 (отлично); 5 баллов – 4 (хорошо); 4 балла – 3
(удовлетворительно); 3 и менее баллов или невыполнение задания – 2 (неудовлетворительно).

«___» _________ 20 г

Составитель преподаватель: Серебренников А.Н.

45


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».