Рабочая программа учебной дисциплины ОПД. 09 Безопасность жизнедеятельности составлена в соответствии Федерального государственного образовательного стандарта Приказа Минобрнауки России от 22 апреля 2014 г. № 383 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей и рабочей программы воспитания по специальности. Разработчик: Рогожникова квалификационной категории Юлия Юрьевна, преподаватель первой 2 СОДЕРЖАНИЕ 1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УДЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 17 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 19 3 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Область применения рабочей программы Рабочая программа УД является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей. 1.2. Цели и задачи УД – требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения УД обучающийся должен знать: - особенности различных форм человеческой деятельности; - виды, источники и уровни негативных факторов производственной среды; -принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; - государственную систему предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях; - задачи и основные мероприятия гражданской обороны; - меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; - организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступление на неѐ в добровольном порядке; - основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; -область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; -порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. В результате освоения УД обучающийся должен уметь: - проверять соответствие оборудования требованиям безопасности перед началом его эксплуатации и во время эксплуатации; - пользоваться средствами индивидуальной защиты; - действовать в аварийно- спасательных формированиях; - проводить экологическую оценку технологических процессов - применять первичные средства пожаротушения; - предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; 4 - организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воз¬ действий чрезвычайных ситуаций; - оказывать первую помощь пострадавшим. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результатом освоения учебной дисциплины является овладение обучающимися общими (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями: Код компетенции ОК 01 Формулировка компетенции Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам. ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранных языках. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК07 ОК 08 ОК 09 ОК 10 ОК 11 Профессиональные компетенции ПК.1.1. ПК.1.2 ПК.1.3 Осуществлять диагностику систем, узлов и механизмов автомобильных двигателей Осуществлять техническое обслуживание автомобильных двигателей согласно технологической документации. Проводить ремонт различных типов двигателей в соответствии с технологической документацией 7 5 ПК.2.1 ПК.2.2 ПК.2.3 ПК.3.1 ПК.3.2 ПК.3.3 ПК.4.1 ПК.4.2 ПК.4.3 ПК.5.1 ПК.5.2 ПК.5.3 Осуществлять диагностику электрооборудования и электронных систем автомобилей. Осуществлять техническое обслуживание электрооборудования и электронных систем автомобилей согласно технологической документации. Проводить ремонт электрооборудования и электронных систем автомобилей в соответствии Осуществлять диагностику трансмиссии, ходовой части и органов управления автомобилей. Осуществлять техническое обслуживание трансмиссии, ходовой части и органов управления автомобилей согласно технологической документации. Проводить ремонт трансмиссии, ходовой части и органов управления автомобилей в соответствии с технологической документацией Выявлять дефекты автомобильных кузовов. Проводить ремонт повреждений автомобильных кузовов. Проводить окраску автомобильных кузовов. Планировать деятельность подразделения по техническому обслуживанию и ремонту систем, узлов и двигателей. Организовывать материально-техническое обеспечение процесса по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств. Осуществлять организацию и контроль деятельности персонала подразделения по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств. Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) Код личностных результатов реализации программы воспитания Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности Готовность обучающегося соответствовать ожиданиям работодателей: ответственный сотрудник, дисциплинированный, трудолюбивый, нацеленный на достижение поставленных задач, эффективно взаимодействующий с членами команды, сотрудничающий с другими людьми, проектно мыслящий. ЛР 13 6 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной дисциплины Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) В том числе: практические занятия Самостоятельная работа обучающегося (всего) В том числе: Домашняя работа Итоговая аттестация в форме экзамена Объем часов 68 68 48 6 6 Дифференцированный зачет 7 2.2. Тематический план и содержание УД БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ № урока Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Раздел 1. Человек и среда обитания 1. 2. 3. 4. Взаимодействие человека и среды обитания Негативные факторы в системе «человек-среда обитания» Содержание учебного материала Отходы- источники негативных факторов техносферы. Негативные факторы производственной среды Воздействие негативных факторов на человека и среду обитания Коды компетен ций,форми рованию которых способству ет элемент программы 102 Содержание учебного материала Виды и формы деятельности Способы оценки тяжести и напряженности трудовой деятельности Особенности трудовой деятельности женщин и подростков Самостоятельная работа 1.Составить конспект, учебник «БЖД» стр. 5 Факторы, определяющие Условия обитания человека Объем часов Содержание учебного материала Нервная система 2 2 2 2 ОК1,ОК2, ОК3,ОК4, ОК5,ОК10 ЛР 13 ОК1,ОК2, ОК3,ОК4, ОК5,ОК10 ЛР 13 ОК1,ОК2, ОК3,ОК4, ОК5,ОК10 ОК1,ОК2, ОК3,ОК4, ОК5,ОК 8 ЛР 13 Самостоятельная работа 2.Составить конспект, учебник «БЖД» стр. 109 2 5. Вредные вещества 6. Вибрации и акустические колебания. Самостоятельная работа 3.Составить конспект, учебник «БЖД» стр. 119 2 7. Электромагнитные поля и излучения Самостоятельная работа 4.Составить конспект, учебник «БЖД» стр. 127 2 8. Электрический ток. Самостоятельная работа 5.Составить конспект, учебник «БЖД» стр. 138 2 Раздел 2 Безопасность и экологичность технических систем Содержание учебного материала 9. Методы и средства повышения Общие требования безопасности и экологичности к техническим безопасности технических систем и системам и технологическим процессам технологических процессов 10. Методы и средства повышения безопасности технических систем и технологических процессов Содержание учебного материала Учет требований безопасности и экологичности при вводе оборудования в эксплуатацию и при ее эксплуатации . 2 2 ОК1,ОК2, ОК3,ОК4, ОК5,ОК10 ЛР 13 ОК1,ОК2, ОК3,ОК4, ОК5,ОК10 ЛР 13 ОК1,ОК2, ОК3,ОК4, ОК5,ОК10 ЛР 13 ОК1,ОК2, ОК3,ОК4, ОК5,ОК10 ЛР 13 ОК1,ОК2, ОК3,ОК4, ОК5,ОК10 ЛР 13 ОК1,ОК2, ОК3,ОК4, ОК5,ОК10 ЛР 13 9 11. ПЗ 1Исследование запыленности и загазованности воздуха производственных помещений Составить отчѐт, ответить на контрольные вопросы 2 12. ПЗ 2Контроль освещения производственных помещений и рабочих мест Составить отчѐт, ответить на контрольные вопросы 2 13. ПЗ 3Исследование промышленного шума Составить отчѐт, ответить на контрольные вопросы 2 14. ПЗ 4Экологическая экспертиза производственного оборудования Составить отчѐт, ответить на контрольные вопросы 2 15. ПЗ 5Учет требований безопасности при эксплуатации оборудования Составить отчѐт, ответить на контрольные вопросы 2 16. ПЗ 6Исследование микроклимата производственных помещений Составить отчѐт, ответить на контрольные вопросы 2 17. ПЗ 7Анализ несчастных случаев на производстве Составить отчѐт, ответить на контрольные вопросы 2 18. ПЗ 8Составление инструкции по Составить отчѐт, ответить на контрольные вопросы 2 ОК1,ОК2, ОК3,ОК4, ОК5,ОК10 ЛР 13 ОК1,ОК2, ОК3,ОК4, ОК5,ОК10 ЛР 13 ОК1,ОК2, ОК3,ОК4, ОК5,ОК10 ЛР 13 ОК1,ОК2, ОК3,ОК4, ОК5,ОК10 ЛР 13 ОК1,ОК2, ОК3,ОК4, ОК5,ОК10 ЛР 13 ОК1,ОК2, ОК3,ОК4, ОК5,ОК10 ЛР 13 ОК1,ОК2, ОК3,ОК4, ОК5,ОК10 ЛР 13 ОК1,ОК2, 10 охране труда и технике безопасности 19. 20. Идентификация травмирующих и вредных факторов Самостоятельная работа 6.Составить конспект, учебник «БЖД» стр. 144 Защита атмосферы от вредных выбросов Самостоятельная работа 7.Составить конспект, учебник «БЖД» стр. 205 Раздел 3. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях Единая государственная система Содержание учебного материала 21. предупреждения и действий в Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуациях чрезвычайных ситуаций. 22. Чрезвычайные ситуации мирного времени 23. ПЗ 9Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной опасности (ПЗ №9) 24. ПЗ 10Изучение классификации чрезвычайных ситуаций (ПЗ №10) Содержание учебного материала Аварии с выбросом вредных веществ Пожары на промышленных объектах Средства взрывозащитных герметичных систем Составить отчѐт, ответить на контрольные вопросы Составить отчѐт, ответить на контрольные вопросы 2 2 2 2 2 2 ОК3,ОК4, ОК5,ОК10 ЛР 13 ОК1,ОК2, ОК3,ОК4, ОК5,ОК10 ЛР 13 ОК1,ОК2, ОК3,ОК4, ОК5,ОК10 ЛР 13 ОК1,ОК2, ОК3,ОК4, ОК5,ОК10 ЛР 13 ОК1,ОК2, ОК3,ОК4, ОК5,ОК10 ЛР 13 ОК1,ОК2, ОК3,ОК4, ОК5,ОК10 ЛР 13 ОК1,ОК2, ОК3,ОК4, ОК5,ОК10 ЛР 13 11 25. ПЗ 11Изучение средств индивидуальной защиты (ПЗ №11) Составить отчѐт, ответить на контрольные вопросы 2 26. ПЗ 12Изучение видов стихийных бедствий ,их классификация, защита (ПЗ №12) Составить отчѐт, ответить на контрольные вопросы 2 Самостоятельная работа 8.Составить конспект, учебник «БЖД» стр. 231 2 27. Промышленные взрывы 28. Чрезвычайные ситуации военного времени Содержание учебного материала Ядерное оружие Химическое оружие Бактериологическое оружие Организация защиты и жизнеобеспечения населения в ЧС. Самостоятельная работа 9.Составить конспект, учебник «БЖД» стр. 275 2 30. ПЗ 13Изучение оружия массового поражения Составить отчѐт, ответить на контрольные вопросы 2 31. ПЗ 14Решение ситуационных задач по защите населения от ЧС Составить отчѐт, ответить на контрольные вопросы 2 29. 2 ОК1,ОК2, ОК3,ОК4, ОК5,ОК10 ЛР 13 ОК1,ОК2, ОК3,ОК4, ОК5,ОК10 ЛР 13 ОК1,ОК2, ОК3,ОК4, ОК5,ОК10 ЛР 13 ОК1,ОК2, ОК3,ОК4, ОК5,ОК10 ЛР 13 ОК1,ОК2, ОК3,ОК4, ОК5,ОК10 ЛР 13 ОК1,ОК2, ОК3,ОК4, ОК5,ОК10 ЛР 13 ОК1,ОК2, ОК3,ОК4, 12 техногенного характера 32. 33. 34. 35. 36. 37. ПЗ 15Решение ситуационных задач по защите населения от ЧС природного характера Составить отчѐт, ответить на контрольные вопросы 2 Назначение и задачи гражданской обороны Содержание учебного материала Основные задачи гражданской обороны Создание гражданской обороны на объектах 2 ПЗ 16Планирование проведения мероприятий гражданской обороны Составить отчѐт, ответить на контрольные вопросы 2 Самостоятельная работа 10.Составить конспект, учебник «БЖД» стр. 283 2 Самостоятельная работа 11.Составить конспект, учебник «БЖД» стр. 265 2 Содержание и организация мероприятий по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций Устойчивость функционирования производства в условиях чрезвычайных ситуаций ПЗ 17Оказание доврачебной помощи пострадавшему Практические занятия Составить отчѐт, ответить на контрольные вопросы 2 ОК5,ОК10 ЛР 13 ОК1,ОК2, ОК3,ОК4, ОК5,ОК10 ЛР 13 ОК1,ОК2, ОК3,ОК4, ОК5,ОК10 ЛР 13 ОК1,ОК2, ОК3,ОК4, ОК5,ОК10 ЛР 13 ОК1,ОК2, ОК3,ОК4, ОК5,ОК10 ЛР 13 ОК1,ОК2, ОК3,ОК4, ОК5,ОК10 ЛР 13 ОК1,ОК2, ОК3,ОК4, ОК5,ОК10 ЛР 13 13 Раздел 4. Основы военной службы Вооруженные силы Российской Федерации - защитники нашего Отечества 38. История создания Вооружѐнных Сил России Самостоятельная работа 12.Составить конспект, Интернет-ресурс http://отрасли–права.рф/article/769 2 39. Схема структуры Вооружѐнных Сил России Самостоятельная работа 13.Составить конспект, Интернет-ресурс http://отрасли–права.рф/article/769 2 Самостоятельная работа 14.Составить конспект, Интернет-ресурс http://отрасли–права.рф/article/769 40. Уставы Вооружѐнных Сил России 41. Изучение нормативных документов. Общевоинских уставов ВС РФ. Самостоятельная работа 15.Составить конспект, Интернет-ресурс http://отрасли–права.рф/article/769 2 42. ПЗ 18Изучение общевойсковых уставов Составить отчѐт, ответить на контрольные вопросы 2 2 ОК1,ОК2, ОК3,ОК4, ОК5,ОК10 ЛР 13 ОК1,ОК2, ОК3,ОК4, ОК5,ОК10 ЛР 13 ОК1,ОК2, ОК3,ОК4, ОК5,ОК10 ЛР 13 ОК1,ОК2, ОК3,ОК4, ОК5,ОК10 ЛР 13 ОК1,ОК2, ОК3,ОК4, ОК5,ОК10 ЛР 13 14 43. ПЗ 19Изучение тактико- технических данных вооружения и бое вой техники Составить отчѐт, ответить на контрольные вопросы 2 44. ПЗ 20Изучение структуры военной организации РФ Составить отчѐт, ответить на контрольные вопросы 2 45. ПЗ 21Правовые основы военной службы Составить отчѐт, ответить на контрольные вопросы 2 Самостоятельная работа 15.Составить конспект, Интернет-ресурс http://отрасли–права.рф/article/769 2 ОК1,ОК2, ОК3,ОК4, ОК5,ОК10 ЛР 13 Составить отчѐт, ответить на контрольные вопросы 2 ОК1,ОК2, ОК3,ОК4, ОК5,ОК10 ЛР 13 ОК1,ОК2, ОК3,ОК4, ОК5,ОК10 ЛР 13 ОК1,ОК2, 46. 47. Преступления против военной службы, определѐнные Уголовным кодексом РФ. Конституция РФ. Федеральные законы «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе». ПЗ 22Изучение знаков различия военнослужащих 48. ПЗ 23Изучение устройства и ТТД автомата Калашникова Составить отчѐт, ответить на контрольные вопросы 2 49. ПЗ 24Разборка, сборка автомата Составить отчѐт, ответить на контрольные вопросы 2 ОК1,ОК2, ОК3,ОК4, ОК5,ОК10 ЛР 13 ОК1,ОК2, ОК3,ОК4, ОК5,ОК10 ЛР 13 ОК1,ОК2, ОК3,ОК4, ОК5,ОК10 ЛР 13 15 Калашникова 50. Общие понятия о здоровье. Режим дня и здоровье человека 51. Общие понятия о здоровье. ВСЕГО ЧАСОВ ПО УД АУДИТОРНЫХ ИЗ НИХ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ Самостоятельная работа 17.Составить конспект, учебник «БЖД» стр. 22-26 Рациональное питание и его значение для здоровья. Правила личной гигиены и здоровья человека. Дифференцированный зачет. 2 2 ОК3,ОК4, ОК5,ОК10 ЛР 13 ОК1,ОК2, ОК3,ОК4, ОК5,ОК10 ЛР 13 ОК1,ОК2, ОК3,ОК4, ОК5,ОК10 ЛР 13 68 68 48 16 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Обеспечение специальных условий для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): а) для слепых: присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь; выпуск альтернативных форматов методических материалов (крупный шрифт или аудиофайлы); б) для слабовидящих: обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс; при необходимости предоставляется увеличивающее устройство; учебно-методические материалы оформляются увеличенным шрифтом; в) для глухих и слабослышащих, с тяжелыми нарушениями речи: обеспечивается надлежащими звуковыми средствами воспроизведение информации; по их желанию промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме; г) с нарушениями опорно – двигательного аппарата: организуется безбарьерная архитектурная среда образовательного учреждения, рабочего места. 3.2 Требования обеспечению к минимальному материально-техническому Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Безопасности жизнедеятельности; Оборудование учебного кабинета 1. Общевойсковой противогаз или противогаз ГП-7 2. Респиратор Р-2 3. Индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8) 4. Огнетушитель порошковый (учебный) 5. Огнетушитель пенный (учебный) 6. Огнетушитель углекислотный (учебный) 17 7. Учебный автомат АК-74 8. Комплект плакатов по гражданской обороне 9. Комплект плакатов по Основам военной службы Технические средства обучения 1. Видео-аппаратура 2. Войсковой прибор химической разведки (ВПХР) 3 Рентгенметр ДП 5В 4. Робот - тренажер (Максим – 2) 3.3.Информационное обеспечение обучения Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники 1. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник. - М.: «Высшая школа» 2004 - 356 с. 2. Кукин П.П. Безопасность жизнедеятельности производственная безопасность и охрана труда: Учебник - М:. «Высшая школа»2003 438с. Дополнительные источники: 1. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации М.: Эксмо, 2009. - 608с 2. http://отрасли–права.рф/article/769 18 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 19 Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания Освоенные умения: -проверять соответствие оборудования требованиям безопасности перед началом его эксплуатации и во время эксплуатации; пользоваться средствами индивидуальной защиты; - действовать в аварийно-спасательных формированиях; - проводить экологическую оценку технологических процессов; - применять первичные средства пожаротушения; - предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; оказывать первую помощь пострадавшим. Усвоенные знания: - особенность различных форм человеческой деятельности; - виды, источники и уровни негативных факторов производственной среды; - принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирование развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьѐзной угрозе национальной безопасности России; государственную систему предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях; - задачи и основные мероприятия гражданской обороны ; меры пожарной Основные показатели Формы и методы оценки результата контроля и оценки результатов обучения Формы контроля практические занятия, самостоятельная обучения: - домашние задания работа, проблемного выполнение характера; индивидуальных практические заданий, задания по работе с тестирование, информацией, оценка деятельности документами, на практических литературой; занятиях, результат Формы оценки Оценка дифференцированного результативности зачета обучения: традиционная система отметок в баллах за каждую Форма: процесс выполненную работу, практической на основе которых деятельности (работа в выставляется микрогруппах). итоговая отметка Метод: наблюдение в Методы контроля стандартной ситуации, ответы в направлены на устные проверку умения микрогруппах, тестирование. учащихся: - выполнять условия Оценка работы по задания на рабочим тетрадям, творческом уровне с результатов представлением практических работ, собственной тестовых работ позиции; - делать осознанный выбор способов действий из ранее известных; осуществлять коррекцию (исправление) сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий; - работать в группе и 20 безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; - организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступление на нее в добровольном прядке; - основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении воинских подразделений, в которых имеются военно¬учетные специальности, родственные специальностям СПО; - порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и не стандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно представлять как свою, так и позицию группы; Методы оценки результатов обучения: - мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся формирование результата итоговой аттестации по дисциплине на основе суммы результатов текущего контроля 21 планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). ПК 1.1 Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта. ПК 1.2 Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств. ПК 1.3 Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей. ПК 2.1 Планировать и организовывать работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта. ПК 2.2 Контролировать и оценивать качество работы исполнителей работ. ПК 2.3 Организовывать безопасное ведение работ при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта. ПК 3.1 Определять необходимость модернизации автотранспортного средства. ПК 3.2 Владеть информацией о взаимозаменяемости узлов и агрегатов автотранспортного средства и способах повышения их эксплуатационный свойств. ПК 3.3 Разрабатывать технологическую документацию. ПК 3.4 Владеть методикой тюнинга автомобиля. ПК 4.1 Определять остаточный ресурс производственного оборудования. ПК 4.2 Производить выбор нового 22 оборудования по совокупности экономических и эксплуатационных показателей. ПК 4.3 Знать правила безопасного использования производственного оборудования. ЛР13 Готовность обучающегося соответствовать ожиданиям работодателей: ответственный сотрудник, дисциплинированный, трудолюбивый, нацеленный на достижение поставленных задач, эффективно взаимодействующий с членами команды, сотрудничающий с другими людьми, проектно мыслящий. 23 МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный колледж» КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ специальность 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей». Курс 3, группа 31-ТО, 32-ТО 24 СОДЕРЖАНИЕ 4.1 Паспорт комплекта контрольно - оценочных средств 30 4.1.1 Контроль и оценка результатов освоения дисциплин 30 4.1.2 Формы промежуточной аттестации 32 4.1.3 Описание процедуры экзамена 32 4.1.4 Критерии оценки экзамена 34 4.2 Комплект «Промежуточная аттестация» 34 4.2.1 Вопросы для экзамена 35 25 4.1 ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ 4.1.1 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Предметом оценки освоения учебной дисциплины (УД) являются умения и знания. Контроль и оценка этих дидактических единиц осуществляются с использованием следующих форм и методов: Таблица 1 – Формы и методы контроля и оценки дидактических единиц Формы и методы Результаты обучения контроля и Наименование оценочного (освоенные умения, усвоенные оценки средства знания) результатов обучения уметь: Выполнение Выполнение практических - проверять соответствие практических занятий: оборудования требованиям занятий: Исследование запыленности и безопасности перед началом его загазованности воздуха эксплуатации и во время производственных помещений (ПЗ эксплуатации; №1) - пользоваться средствами Контроль освещения индивидуальной защиты; производственных помещений и - действовать в аварийнорабочих мест (ПЗ №2) спасательных формированиях; Исследование промышленного шума проводить экологическую оценку (ПЗ №3) технологических процессов Экологическая экспертиза - применять первичные средства производственного оборудования пожаротушения; (ПЗ №4) - предпринимать Учет требований безопасности при профилактические меры для эксплуатации оборудования (ПЗ №5) снижения уровня опасностей Исследование микроклимата различного вида и их производственных помещений (ПЗ последствий в профессиональной №6) деятельности и быту; Анализ несчастных случаев на - организовывать и проводить производстве (ПЗ №7) мероприятия по защите Составление инструкции по охране работающих и населения от труда и технике безопасности (ПЗ негативных воз¬ действий №8) чрезвычайных ситуаций; Определение категорий помещений - оказывать первую помощь и зданий по взрывопожарной пострадавшим. опасности (ПЗ №9) 26 Изучение классификации чрезвычайных ситуаций (ПЗ №10) Изучение средств индивидуальной защиты (ПЗ №11) Изучение видов стихийных бедствий ,их классификация, защита (ПЗ №12) Изучение оружия массового поражения (ПЗ №13) Решение ситуационных задач по защите населения от ЧС техногенного характера (ПЗ №14) Решение ситуационных задач по защите населения от ЧС природного характера (ПЗ №15) Планирование проведения мероприятий гражданской обороны (ПЗ №16) Оказание доврачебной помощи пострадавшему (ПЗ №17) Изучение общевойсковых уставов (ПЗ №18) Изучение тактико- технических данных вооружения и бытовой техники (ПЗ №19) Изучение структуры военной организации РФ (ПЗ №20) Правовые основы военной службы (ПЗ №21) Изучение знаков различия военнослужащих (ПЗ №22) Изучение устройства и ТТД автомата Калашникова (ПЗ №23) Разборка, сборка автомата Калашникова (ПЗ №24) знать: - особенности различных форм человеческой деятельности; - виды, источники и уровни негативных факторов производственной среды; - принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования 27 развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; - государственную систему предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; - организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступление на неѐ в добровольном порядке; - основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении воинских подразделений, в которых имеются военноучетные специальности, родственные специальностям СПО; -область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; -порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. Оценка освоения УД предусматривает использование пятибалльной системы оценки. 4.1.2 ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ Таблица 2 - Запланированные формы промежуточной аттестации 28 № семестра 6 Формы промежуточной аттестации Дифференцированный зачет Форма проведения Письменный ответ по билетам 4.1.3 ОПИСАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ЗАЧЕТА Процедура дифференцированного зачета устанавливает уровень сформированности следующих умений и усвоения следующих знаний по материалу, изучаемому в семестре. В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - проверять соответствие оборудования требованиям безопасности перед началом его эксплуатации и во время эксплуатации; - пользоваться средствами индивидуальной защиты; - действовать в аварийно- спасательных формированиях; - проводить экологическую оценку технологических процессов - применять первичные средства пожаротушения; - предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; - организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воз¬ действий чрезвычайных ситуаций; - оказывать первую помощь пострадавшим. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - особенности различных форм человеческой деятельности; - виды, источники и уровни негативных факторов производственной среды; - принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; - государственную систему предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях; - задачи и основные мероприятия гражданской обороны; - меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; - организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступление на неѐ в добровольном порядке; - основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; 29 -область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; -порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. Количество заданий для студента: два теоретических вопроса и практическое задание. Время выполнения каждого задания и максимальное время на экзамен: Задание № 1- 10 мин. Задание № 2- 10 мин. Практической задание – 10 мин. Всего на дифференцированный зачет 30 мин. Условия выполнения заданий Помещение: учебная аудитория. Требования охраны труда: инструктаж по технике безопасности. 4.1.4 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ЗАЧЕТА Таблица 4 – Критерии оценки экзамена Оценка Отлично Показатели оценки Обучающийся умеет увязывать теорию с практикой (решает задачи и формулирует выводы, умеет пояснить полученные результаты), владеет понятийным аппаратом, полно и глубоко овладел материалом по заданной теме, обосновывает свои суждения и даѐт правильные ответы на вопросы преподавателя Хорошо Обучающийся умеет увязывать теорию с практикой (решает задачи и формулирует выводы, умеет пояснить полученные результаты), владеет понятийным аппаратом, полно и глубоко овладел материалом по заданной теме, но содержание ответов имеют некоторые неточности и требуют уточнения и комментария со стороны преподавателя Удовлетворительно Обучающийся знает и понимает материал по заданной теме, но изложение неполное, непоследовательное, допускаются неточности в определении понятий, студент не может обосновать свои ответы на уточняющие вопросы преподавателя Неудовлетворительно Обучающийся допускает ошибки в определении понятий, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Делает ошибки в ответах на уточняющие вопросы преподавателя 4.2. КОМПЛЕКТ «ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ» 4.2.1 Вопросы для дифференцированного зачета 1.Описать виды и формы деятельности человека. 2.Описать классификацию условий трудовой деятельности. 3.Дать понятие тяжесть и напряженность труда и способы их оценки. 30 4.Описать источники негативных факторов техносферы. 5.Описать психо-физеологические факторы производственной среды, их источники. 6. Дать понятие о нервной системе. Значение, виды, связь с естественными системами защиты организма человека. 7. Описать методы защиты от вибрации. 8.Описать методы защиты от шума. 9. Дать понятие о ЧС, классификация, ее сущность. 10. Промышленные взрывы: понятие, виды взрывов, их характеристика. 11. Пожары на промышленных объектах: понятие, причины возникновения пожара, опасные факторы при пожаре. 12. Аварии с выбросом вредных веществ: понятие, основные причины их утечки и хранение. 13. Пожарная защита производственных объектов: виды мер пожарной защиты, устройство автоматической пожарной сигнализации, виды извещателей, их характеристика. 14.Дать понятие о ядерном оружии, поражающие факторы и их характеристика. 15. Дать понятие о химическом оружии, поражающие факторы, их характеристика, воздействие на организм ОВ. 16.Дать понятие о бактериологическом оружии, ее специфические свойства и поражающая сила. 17.Описать физические факторы производственной среды, указать их источники. 18. Понятие о ГО и ее задачи. 19. Создание гражданской организации ГО и ее основные задачи. 20. Дать понятие об убежищах, основные требования к ним, устройство. 21.СИЗ: понятие, их виды и характеристика. 22. Понятие о первой помощи пострадавшим, основные меры и условия для оказания первой помощи на производстве. 23. Описать биологический фактор производственной среды и их источники. 24. Описать химический фактор производственной среды и их источники. 25. Описать основы реанимации. 26. Описать основные нормативные правовые акты по охране труда. 27. Описать виды инструктажей. 28. Описать виды несчастных случаев на производстве. 29.Описать порядок расследования несчастных случаев на производстве. 30. Виды ответственности за нарушения правил и норм безопасности на производстве. 31