Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 21.02.05 Земельно-имущественные отношения (базовая подготовка), утвержденного 12 мая 2014 года № 486, с учетом программой воспитания по специальности «Земельно-имущественные отношения» Разработчик Шаритдинова Л.А. преподаватель высшей квалификационной категории СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 04 Основы менеджмента и маркетинга 1.1. Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 21.02.05 «Земельно – имущественные отношения» (базовая подготовка). 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в профессиональный цикл, относится к общепрофессиональным дисциплинам. 1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: - планировать и организовывать работу подразделения; - формировать организационные структуры управления; - разрабатывать мотивационную политику организации; - применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения; - принимать эффективные решения, используя систему методов управления; - учитывать особенности менеджмента и маркетинга в земельноимущественных отношениях; - анализировать рынок недвижимости, осуществлять его сегментацию и позиционирование; - определять стратегию и тактику относительно ценообразования; В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития; - особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (по отраслям); - внешнюю и внутреннюю среду организации; - цикл менеджмента; - процесс принятия и реализации управленческих решений; - функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта; - систему методов управления; - методику принятия решений; - стили управления, коммуникации, деловое общение; - сущность и функции маркетинга; - конъюнктуру рынка недвижимости, динамику спроса и предложения на соответствующем рынке с учетом долгосрочных перспектив. 1.4 Результаты освоения учебной дисциплины Код Наименование результата обучения ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ПК 1.4 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес Анализировать социально – экономические и политические проблемы и процессы, использовать методы гуманитарно – социальных наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях Осуществлять поиск анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития Работать в коллективе и в команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности ЛР 15 Участвовать в проектировании анализе социально – экономического развития территории Выполнять работы по картографо – геодезическому обеспечению территорий, создавать графические материалы Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа» Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности Сохранение традиций и поддержание престижа своей образовательной организации ЛР 16 Соблюдать дисциплину труда ПК 3.1 ЛР 2 ЛР 4 ЛР 6 ЛР 7 ЛР 9 ЛР 10 ЛР 11 ЛР 13 ЛР 14 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) практические занятия Самостоятельная работа обучающегося (всего) Итоговая аттестация Объем часов всего 21 31 ЗИО ЗИО 192 93 99 128 62 66 40 64 20 20 31 33 диф экзамен зачет 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы менеджмента и маркетинга» 2 курс № урока 1 2 3 4 Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Раздел 1. Общая характеристика менеджмента Сущность и характерные черты Содержание учебного материала современного менеджмента Понятие менеджмента, его содержание и место в социальноэкономических категориях. Практические предпосылки возникновения менеджмента. Понятие «менеджер», «менеджмент», «бизнесмен», «предприниматель». Менеджмент как вид деятельности, аппарат управления, категория людей, наука и искусство. Место менеджмента в будущей работе по специальности. Современные подходы в Содержание учебного материала менеджменте Самостоятельная работа 1 Современные подходы в менеджменте: количественный, процессный, системный и ситуационный. Их сущность и основные отличия. Модели менеджмента: американская, японская и т.д. Тенденции современного менеджмента. Национальные особенности менеджмента. Зарубежный опыт управления Содержание учебного материала Самостоятельная работа 2 Модели менеджмента: американская, японская и т.д. Тенденции современного менеджмента. Национальные особенности менеджмента. Выполнить задание в рабочей тетради тема 2 Школы менеджмента Содержание учебного материала Функции, уровни и роли менеджера. Содержание и основные положения школ менеджмента: школа научного управления, Объем часов Коды ЛР, формированию которых способствует элемент программы 2 ЛР 7, ЛР 4, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13, ЛР 14, ЛР 15, ЛР 16 2 ЛР 7, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13, ЛР 14, ЛР 15, ЛР 16 2 ЛР 7, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13, ЛР 14, ЛР 15, ЛР 16 2 ЛР 7, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13, ЛР 14, ЛР 15, ЛР 16 5 6 7 8 9 административная школа, школа психологии и человеческих отношений, школа науки управления. Цикл менеджмента. Содержание учебного материала Цикл менеджмента – основа управленческой деятельности. Основные составляющие цикла менеджмента: планирование, организация, мотивация и контроль. Характеристика функций цикла. Взаимосвязь и взаимообусловленность функций управленческого цикла Принципы менеджмента Содержание учебного материала Самостоятельная работа 3 Основные принципы управления. Выполнить задание в рабочей тетради тема 4 Методы управления Содержание учебного материала Основные методы управления: организационно-распорядительные, экономические, социально-психологические. Их достоинства и недостатки Раздел 2. Функции менеджмента в рыночной экономике Организация как объект Содержание учебного материала менеджмента. Разнообразие понятий организации. Основные признаки организаций. Типология и классификация организаций. Общие свойства организаций. Классификация организационно-правовых форм организаций. Коммерческие и некоммерческие организации. Управление в различных организациях. Внутренняя и внешняя среда Содержание учебного материала организации Факторы, влияющие на деятельность организации. Содержание внутренней среды организации. Внешняя среда организации. Среда прямого и косвенного воздействия. Взаимосвязь внутренних и внешних факторов. 2 ЛР 7, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13, ЛР 14, ЛР 15, ЛР 16 2 ЛР 7, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13, ЛР 14, ЛР 15, ЛР 16 ЛР 7, ЛР 2, ЛР 4, ЛР 6, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13, ЛР 14, ЛР 15, ЛР 16 2 ЛР 7, ЛР 4, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13, ЛР 14, ЛР 15, ЛР 16 2 ЛР 7, ЛР 4, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13, ЛР 14, ЛР 15, ЛР 16 10 11 12 13 14 Типы организационных структур Содержание учебного материала Организация как функция управления. Органы управления. Основные принципы построения организационных структур. Типы структур управления: линейная, функциональная, проектная, матричная, дивизиональная. Достоинства и недостатки организационных структур управления. Делегирование полномочий Содержание учебного материала Самостоятельная работа 4 Делегирование полномочий. Цели делегирования. Принципы делегирования. Ответственность. принципы делегирования. Понятие централизации и децентрализации. Достоинства и недостатки централизации и децентрализации. ПЗ №1 Построение организационной Содержание учебного материала структуры предприятия Используя исходные данные построить структуру управления и организационную структуру. Проанализировать предложенную структуру Наметить пути совершенствования предложенной структуры ПЗ № 2 Разработка должностной Содержание учебного материала инструкции руководителя Разработать должностную инструкции руководителя среднего звена Проанализировать предложенную должностную инструкцию Планирование в системе Содержание учебного материала менеджмента Планирование как функция управления. Роль планирования в организации. Основные виды планирования. Принципы планирования. Основные этапы планирования Виды планов: перспективные, стратегические, текущие, бизнес-планы и т.д. 2 ЛР 7, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13, ЛР 14, ЛР 15, ЛР 16 2 ЛР 7, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13, ЛР 14, ЛР 15, ЛР 16 2 ЛР 7, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13, ЛР 14, ЛР 15, ЛР 16 2 ЛР 7, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13, ЛР 14, ЛР 15, ЛР 16 ЛР 7, ЛР 2, ЛР 4, ЛР 6, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13, ЛР 14, ЛР 15, ЛР 16 2 15 Планирование в системе менеджмента 16 Бизнес - планирование 17 ПЗ № 3 Планирование рабочего дня руководителя 18 Мотивация как функция управления 19 Мотивация как функция управления 20 ПЗ № 4 Разработка мотивационной политики организации; Содержание учебного материала Самостоятельная работа 5 Стратегическое планирование. Понятие стратегии. Процесс стратегического планирования: миссия и цели, анализ внешней среды, анализ сильных и слабых сторон, анализ альтернативных и выбор стратегии и т.д. Текущее планирование. Основные этапы текущего планирования. Реализация текущих планов. Выполнить задание в рабочей тетради с 14-15 Содержание учебного материала Самостоятельная работа 6 Понятие бизнес- планирования, последовательность составления бизнес – планов. Содержание разделов бизнес - планов Содержание учебного материала Разработать план дня Провести оценку результатов работы 2 ЛР 7, ЛР 2, ЛР 4, ЛР 6, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13, ЛР 14, ЛР 15, ЛР 16 2 ЛР 7, ЛР 2, ЛР 4, ЛР 6, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13, ЛР 14, ЛР 15, ЛР 16 2 Содержание учебного материала Сущность и содержание мотивации. Первичные и вторичные потребности. Потребности и мотивационное поведение. Мотивация и иерархия потребностей. Индивидуальная и трудовая мотивация. Ступени мотивации. Содержание учебного материала Самостоятельная работа 7 Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации Теории мотивации. Использование мотивационных механизмов в практике менеджмента. Выполнить задание в рабочей тетради стр 1819 Содержание учебного материала Анализ ситуационных задач: выбрать мотиваторы анализировать мотиваторы и отстаивать свою точку зрения 2 ЛР 7, ЛР 2, ЛР 4, ЛР 6, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13, ЛР 14, ЛР 15, ЛР 16 ЛР 7, ЛР 2, ЛР 4, ЛР 6, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13, ЛР 14, ЛР 15, ЛР 16 2 ЛР 7, ЛР 2, ЛР 4, ЛР 6, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13, ЛР 14, ЛР 15, ЛР 16 2 ЛР 7, ЛР 2, ЛР 4, ЛР 6, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13, ЛР 14, ЛР 15, ЛР 16 21 Контроль и его виды 22 Управленческая информация 23 ПЗ № 5 Оформление документов по приему на работу 24 25 объяснять потребности выбирать нужное решение Содержание учебного материала Сущность контроля. Виды контроля: предварительный, текущий, заключительный. Этапы контроля: выработка стандартов и критериев, сопоставление с реальными результатами, коррекция. Принципы контроля. Недопустимые формы контроля. Содержание учебного материала Информация и ее виды: функциональная, координационная, оценочная. Требования, предъявляемые к информации Свойства информации Содержание учебного материала Составить резюме, автобиографию, характеристику, заявление о приеме на работу Раздел 3. Методика принятия решений Принятие управленческих решений Содержание учебного материала Типы решений и требования к ним. Принципы принятия эффективного решения. Этапы принятия решений: установление проблемы, выявление факторов и условий, разработка решений, оценка и принятие решений Модели принятия решений Содержание учебного материала Понятие модели. Типы моделей. Процесс построения моделей. 26 Методы принятия решений 27 ПЗ № 6 Разработка принятия управленческих решений Содержание учебного материала Самостоятельная работа 8 Методы принятия решений. Матрица принятия решений. Дерево решений, методы коллективного решения проблем: метод Дельфи, метод мозговой атаки и т.п. Содержание учебного материала Провести анализ ситуации 2 ЛР 7, ЛР 2, ЛР 4, ЛР 6, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13, ЛР 14, ЛР 15, ЛР 16 2 ЛР 7, ЛР 2, ЛР 4, ЛР 6, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13, ЛР 14, ЛР 15, ЛР 16 2 ЛР 7, ЛР 2, ЛР 4, ЛР 6, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13, ЛР 14, ЛР 15, ЛР 16 2 ЛР 7, ЛР 2, ЛР 4, ЛР 6, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13, ЛР 14, ЛР 15, ЛР 16 2 ЛР 7, ЛР 2, ЛР 4, ЛР 6, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13, ЛР 14, ЛР 15, ЛР 16 ЛР 7, ЛР 2, ЛР 4, ЛР 6, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13, ЛР 14, ЛР 15, ЛР 16 2 2 ЛР 7, ЛР 2, ЛР 4, ЛР 6, ЛР 9, ЛР 28 29 30 Разработать несколько вариантов решения выбрать оптимальный вариант С учетом ситуации выбрать метод контроля Раздел 4. Социально-психологические аспекты менеджмента Личность и ее структура Содержание учебного материала Понятие о психике. Личность и ее структура. Индивидуальнотипологические особенности личности: типы темперамента, акцентуация характера, организаторские способности. Психологические аспекты малых групп и коллективов: классификация и стадии развития групп, формальные и неформальные группы. Социально-психологический климат в коллективе.. Трудовой коллектив Содержание учебного материала Самостоятельная работа 9 Психологические аспекты малых групп и коллективов: классификация и стадии развития групп, формальные и неформальные группы. Социально-психологический климат в коллективе.. ПЗ № 7 Определение личности по Содержание учебного материала методике Вагнера 1. Согласно инструкции выполнить тест 2. Обработать полученные результаты, сделать вывод 31 Управление конфликтами 32 ПЗ № 8 Решение конфликтных ситуаций 33 ПЗ № 9 Определение темперамента 34 Власть в менеджменте 11, ЛР 13, ЛР 14, ЛР 15, ЛР 16 2 ЛР 7, ЛР 2, ЛР 6, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13, ЛР 14, ЛР 15, ЛР 16 2 ЛР 7, ЛР 2, ЛР 6, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13, ЛР 14, ЛР 15, ЛР 16 2 ЛР 7, ЛР 2, ЛР 6, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13, ЛР 14, ЛР 15, ЛР 16 ЛР 7, ЛР 2, ЛР 4, ЛР 6, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13, ЛР 14, ЛР 15, ЛР 16 Содержание учебного материала Понятие конфликта. Составляющие конфликта. Причины возникновения конфликта. Виды конфликтов. Методы управления конфликтами. Понятие стресса. Факторы влияющие на стресс Содержание учебного материала 1. Проанализировать ситуацию (определить тип конфликта, причину конфликта, объект конфликта). Предложить метод разрешения конфликтной ситуации и обосновать ее Содержание учебного материала Сделать тест обработать полученные данные. Определить темперамент 2 Содержание учебного материала Власть понятие. Виды власти. Способы реализации власти. 2 2 ЛР 7, ЛР 2, ЛР 4, ЛР 6, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13, ЛР 14, ЛР 15, ЛР 16 2 ЛР 7, ЛР 2, ЛР 6, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13, ЛР 14, ЛР 15, ЛР 16 ЛР 7, ЛР 2, ЛР 6, ЛР 9, ЛР 11, ЛР Последствия неограниченной власти 35 Лидерство в менеджменте 36 Правовые проблемы менеджмента 37 ПЗ № 10 Определение деловых качест менеджера 38 Организационная культура 39 Коммуникации и деловое общение 40 Деловое общение. Правила ведения беседы, совещания Содержание учебного материала Самостоятельная работа 10 Лидерство: понятие. Концепции лидерства. Подчиненные и основные типы подчиненных Содержание учебного материала Самостоятельная работа 11 Основы хозяйственного и трудового законодательства. Сущность правовой защищенности менеджерской деятельности. Основные законодательные акты. Трудовой договор и формы трудовых отношений Содержание учебного материала Оценить менеджера по шкале и сделать вывод 2 Содержание учебного материала Понятие организационной структуры, элементы организационной структуры. Функции организационной структуры. Понятие имиджа, его составные компоненты. Содержание учебного материала Понятие общения и коммуникации. Функции и назначение управленческого общения. Содержание коммуникационного процесса. Типы коммуникативных барьеров. Условия эффективного общения. Законы управленческого общения. Психологические приемы достижения расположенности подчиненных (аттракция). Содержание учебного материала Самостоятельная работа 12 Правила ведения бесед, совещаний. Планирование проведения данных мероприятий. Факторы повышения эффективности делового общения.. Фазы делового общения: начало беседы, передача информации, аргументирование, опровержение доводов собеседника, принятие решения. 2 13, ЛР 14, ЛР 15, ЛР 16 ЛР 7, ЛР 2, ЛР 6, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13, ЛР 14, ЛР 15, ЛР 16 2 ЛР 7, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13, ЛР 14, ЛР 15, ЛР 16 2 ЛР 7, ЛР 4, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13, ЛР 14, ЛР 15, ЛР 16 ЛР 7, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13, ЛР 14, ЛР 15, ЛР 16 2 ЛР 7, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13, ЛР 14, ЛР 15, ЛР 16 2 ЛР 7, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13, ЛР 14, ЛР 15, ЛР 16 Содержание учебного материала Самостоятельная работа 13 Коммерческие переговоры. Техника телефонных переговоров Деловой стиль одежды Содержание учебного материала Самостоятельная работа 14 Публичное выступление. Режимы публичных выступлений. Этапы ораторской речи Содержание учебного материала Особенности авторитарного стиля управления. Особенности демократического стиля управления. Особенности либерального стиля управления. Плюсы и минусы каждого из них. Качества руководителей. Основные типы руководителей. Содержание учебного материала Самостоятельная работа 15 Качества руководителей. Основные типы руководителей. 2 ЛР 7, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13, ЛР 14, ЛР 15, ЛР 16 2 ЛР 7, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13, ЛР 14, ЛР 15, ЛР 16 2 ЛР 7, ЛР 2, ЛР 4, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13, ЛР 14, ЛР 15, ЛР 16 1 Содержание учебного материала 2 ЛР 7, ЛР 2, ЛР 4, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13, ЛР 14, ЛР 15, ЛР 16 ЛР 7, ЛР 2, ЛР 4, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13, ЛР 14, ЛР 15, ЛР 16 ЛР 7, ЛР 2, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13, ЛР 14, ЛР 15, ЛР 16 41 Деловое общение. Коммерческие переговоры 42 Деловое общение. Публичное выступление 43 Тема 4.3 Стили руководства в управлении 44 Качества руководителя 45 Особенности менеджмента в земельно – имущественных отношениях 46 Принципиальные изменения Содержание учебного материала организации управления в России Самостоятельная работа 16 Особенности предшествующей теории управления. Новые принципы управления Контрольно – обобщающее занятие Дифференцированный зачет Максимальная нагрузка Аудиторная нагрузка Практические занятия 47 2 2 93 62 20 ЛР 7, ЛР 2, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13, ЛР 14, ЛР 15, ЛР 16 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы менеджмента и маркетинга» 3 курс № урока Наименование разделов и тем 1 Содержание и сущность маркетинга 2 История возникновения маркетинга. 3 ПЗ № 1 Определение маркетинга. Решение теста 4 Структура маркетинговой деятельности Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Содержание учебного материала Понятие «маркетинга». История возникновения маркетинга. Межпредметные связи с другими дисциплинами. Значение дисциплины в подготовке специалистов в области земельно – имущественных отношений. Содержание и цели маркетинговой деятельности. Основные принципы маркетинга. Функции маркетинга. Основные требования к социально – этическому маркетингу. Классический комплекс маркетинга. Ключевые элементы: цена, товар, распространение (сбыт), стимулирование сбыта (продвижение товара) Содержание учебного материала Самостоятельная работа 1 История возникновения маркетинга. Этапы развития маркетинга Содержание учебного материала Предмет маркетинга, его цели и задачи. Проведение тестирования с обсуждением результатов Содержание учебного материала Самостоятельная работа 2 Составляющие элементы структуры маркетинговой деятельности: цели, задачи, функции, принципы, классификация, объекты, субъекты, окружающая среда, методы, стратегия и тактика, исследование, организация и управление Основные виды маркетинга по сфере применения: микро, макро, мета, 2 2 2 2 Коды ЛР, формированию которых способствует элемент программы ЛР 4, ЛР 6, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 ЛР 2, ЛР 4, ЛР 6, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 ЛР 4, ЛР 6, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 ЛР 4, ЛР 6, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 микс, социальный маркетинг, по приоритетности задач Группы маркетинга в зависимости от широты охвата рынка: массовый, сегментированный, множественный их отличительные особенности краткая характеристика. Особенности некоммерческого маркетинга, муниципальный маркетинг. Содержание учебного материала Ключевые элементы: товар, цена, распространение (сбыт), стимулирование (продвижение товара) Содержание учебного материала Рынок как экономическая основа маркетинга. Классификация рынка. Рынок недвижимости. Содержание учебного материала Критерии сегментации рынка. Назначение сегментирования. Критерии выбора сегмента рынка. Анализ возможностей освоения сегмента рынка и последовательность маркетинговых мероприятий при его освоении. Содержание учебного материала Самостоятельная работа 3 Позиционирование товара, условия правильного позиционирования. Стратегия ориентации на потребителя. Содержание учебного материала 5 Комплекс маркетинга 6 Рынок как экономическая основа маркетинга 7 Сегментация рынка 8 Позиционирование товара 9 ПЗ № 2 Анализ сегментации рынка 10 ПЗ № 3 Определение емкости рынка Содержание учебного материала Определить емкость рынка и долю рынка конкретного предприятия 2 11 ПЗ № 4 Анализ целевого сегмента рынка Содержание учебного материала Провести анализ рынка. Ответить на контрольные вопросы 2 12 Субъекты и объекты маркетинга в области земельно – имущественных отношениях Содержание учебного материала Самостоятельная работа 4 Субъекты: юридические и физические лица, осуществляющие маркетинговую деятельность. Субъекты рынка недвижимости. Службы 2 2 2 2 ЛР 4, ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 ЛР 4, ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 ЛР 4, ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 2 ЛР 4, ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 2 ЛР 4, ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 ЛР 4, ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 ЛР 4, ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 ЛР 4, ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 13 Окружающая среда маркетинга 14 Конкурентная среда маркетинга 15 Конкурентная среда маркетинга 16 Конкурентоспособность организаций и отделы маркетинга в профессиональной деятельности. Требования к специалисту по маркетингу. Взаимосвязь отдела маркетинга с руководством, другими структурными подразделениями. Потребители, классификация потребителей по разным признакам. Объекты: нужда, спрос, потребность. Их общность и различия. Объекты рынка недвижимости. Маркетинговые мероприятия при различных видах спроса. Типы маркетинга в зависимости от вида спроса: конверсионный, стимулирующий, развивающий, ремаркетинг, синхромаркетинг, поддерживающий, противодействующий Содержание учебного материала Окружающая среда маркетинга: понятие; виды; факторы, формирующие окружающую среду. Микросреда маркетинга. Субъекты и неконтролируемые факторы, формирующие микросреду организации. Разновидности макросреды: демографическая, социальная, экономическая, природная, конкурентная, правовая, научно-техническая, культурная. Краткая характеристика разных сред. Макросреда и конъюнктура рынка. Содержание учебного материала Основные понятия: конкуренция, конкурентная среда, конкурентоспособность организации и товара, конкурентные преимущества. Конкуренция: виды, их характерные признаки. Конкурентная среда: характерные черты, условия возникновения, способы создания и поддержания. Содержание учебного материала Самостоятельная работа 5 Антимонопольное законодательство. Государственная поддержка малого предпринимательства. Содержание учебного материала Конкурентоспособность организаций и товаров: критерии оценки, их конкурентные преимущества 2 ЛР 4, ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 2 ЛР 4, ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 2 ЛР 4, ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 2 ЛР 4, ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 17 ПЗ № 5 Оценки конкурентоспособности товара 18 Товар в маркетинговом понимании 19 Жизненный цикл товара 20 Этапы разработки нового товара 21 Упаковка и маркировка товара 22 ПЗ № 6 Определение жизненного цикла товара 23 Цена товара Содержание учебного материала Провести оценку конкурентоспособности товара по техническим и экономическим показателям Содержание учебного материала Средства удовлетворения потребностей: виды, их характеристика. Маркетинговое понятие товара. Товар как важнейшее средство удовлетворения потребностей. Общая характеристика товара. Товары потребительского и производственного назначения. Три группы товаров личного пользования: изделия длительного пользования, краткосрочного пользования и услуги. Содержание учебного материала Самостоятельная работа 6 Жизненный цикл товара, его основные этапы. Особенности маркетинговых решений на каждом этапе. Содержание учебного материала Разработка новых товаров: обоснование, необходимости, уровни, этапы 2 Содержание учебного материала Самостоятельная работа 7 Товарный знак и его значение. Функции товарного знака. Фирменный стиль Формирование ассортимента товаров. Планирование ассортимента Содержание учебного материала 2 Содержание учебного материала Основные понятия: цена, ценовая политика и стратегия ценообразования. Цели, задачи и направления формирования цен. Понятие цена. Рыночный механизм ценообразования. Функции цен. Классификация цен по месту их установления, степени развития конкурентной среды. Назначение цен в маркетинге. Способы ценообразования. Факторы, влияющие на уровень цен. Ценовая и неценовая конкуренция. Особенности формирования свободных 2 2 ЛР 4, ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 ЛР 4, ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 2 ЛР 4, ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 2 ЛР 4, ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 ЛР 4, ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 2 ЛР 4, ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 ЛР 4, ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 розничных цен на рынке недвижимост 24 Цена товара 25 Этапы ценообразования 26 Ценовая стратегия 27 ПЗ № 7 Определение метода ценообразования 28 Сбытовая политика 29 Средства сбыта 30 Реклама как метод продвижения товара Содержание учебного материала Самостоятельная работа 8 Информационное обеспечение политики ценообразования: источники информации, работа с ними. Содержание учебного материала Этапы ценообразования 2 ЛР 4, ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 2 Содержание учебного материала Самостоятельная работа 9 Стратегия ценообразования: формулирование целей, определение последовательности реализации целей Содержание учебного материала 2 ЛР 4, ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 ЛР 4, ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 Содержание учебного материала Самостоятельная работа 10 Основные понятия: сбыт, распределение, распределение товаров, сбытовая политика. Цели, задачи и основные направления сбытовой политики. Виды сбыта. Содержание учебного материала Средства сбыта: каналы распространения, распределения, их виды, ширина, функции, уровни, их возможности. Критерии выбора каналов сбыта. Система сбыта. Торговые посредники: виды и типы. Характеристика посредников разных типов. Факторы, влияющие на выбор посредника. Анализ и оценка эффективности сбытовой политики. Содержание учебного материала Реклама: понятие, назначение. Цели, задачи и функции рекламы. Требования к рекламе. Классификация рекламы по характеру, форме информации, назначению и носителям рекламной информации. Модель потребительского восприятия рекламы. 2 2 ЛР 4, ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 ЛР 4, ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 2 ЛР 4, ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 2 ЛР 4, ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 31 Рекламная кампания Содержание учебного материала Самостоятельная работа 11 Рекламная компания фирмы. Выбор видов и носителей рекламы. Организация рекламной компании. Эффективность рекламы разных видов. Факторы, влияющие на эффективность рекламы. Содержание учебного материала 2 ЛР 4, ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 32 ПЗ № 8 Разработка рекламного объявления 2 2 Личная продаж как метод продвижения товара Содержание учебного материала Самостоятельная работа 12 Конъюнктура рынка недвижимости. Динамика спроса и предложения на рынке недвижимости с учетом долгосрочных и краткосрочных перспектив. Содержание учебного материала Личная продажа, пропаганда возможности, достоинства, недостатки ЛР 4, ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 ЛР 4, ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 33 Конъюнктурный рынок недвижимости 34 35 Личная продажа как метод продвижения товара Содержание учебного материала Самостоятельная работа 13 2 36 Пропаганда как метод продвижения товара Содержание учебного материала Понятие пропаганды, ее значение, задачи 2 37 Стимулирование сбыта 2 38 Маркетинговые исследования 39 Маркетинговые исследования Содержание учебного материала Стимулирование сбыта возможности, достоинства. Средства стимулирования Содержание учебного материала Маркетинговые исследования: понятие, цели и задачи, объекты Виды исследований Содержание учебного материала Этапы проведения маркетинговых исследований 2 2 2 ЛР 4, ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 ЛР 4, ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 ЛР 4, ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 ЛР 4, ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 ЛР 4, ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 ЛР 4, ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 40 ПЗ № 9 Составление анкеты 41 ПЗ № 10 Сбор и обработка информации 42 Паблик рилейшенз 43 Формирование спроса и стимулирование сбыта 44 Управление маркетингом на предприятии 45 Управление маркетингом на предприятии 46 Организация и контроль маркетинговой деятельности 47 Организация и контроль маркетинговой деятельности 48 Международный маркетинг Содержание учебного материала Разработка анкет для маркетингового исследования Сбор информации Содержание учебного материала Обработка собранной информации Принятие маркетингового решения Содержание учебного материала Самостоятельная работа 14 Паблик рилейшенз возможности, достоинства Содержание учебного материала Методы формирования спроса и стимулирование сбыта виды, назначения Содержание учебного материала Понятие управление маркетингом на предприятии. Типы структур маркетинговых служб Содержание учебного материала Самостоятельная работа 15 Изучение должностной инструкции специалиста службы маркетинга Содержание учебного материала Контроль в системе маркетинга. Основные направления контроля на стратегическом и тактическом уровнях. Периодичность контроля. Функции контролеров. Содержание учебного материала Самостоятельная работа 16 Содержание плана ревизии маркетинга. Контроль и планирование маркетинга с помощью ситуационного анализа Содержание учебного материала Международный маркетинг: понятие, назначение, особенности его структурных элементов – окружающей среды, структуры комплекса маркетинга. Определение целесообразности выхода на внешний рынок. Критерии выбора рынков. Методы выхода на внешний рынок: экспорт товара, совместная деятельность и инвестирование. 2 2 2 2 2 2 2 ЛР 4, ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 ЛР 4, ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 ЛР 4, ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 ЛР 4, ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 ЛР 4, ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 ЛР 4, ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 ЛР 4, ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 2 ЛР 4, ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 2 ЛР 4, ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 49 Международный маркетинг 50 Контрольно – заключительное занятие по разделу маркетинг Максимальная нагрузка Аудиторная нагрузка Практические занятия Содержание учебного материала Самостоятельная работа 17 Структура служб международного маркетинга. Анализ и оценка составляющих элементов макросреды международного маркетинга Содержание учебного материала 1 ЛР 4, ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 2 ЛР 4, ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 99 66 20 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1 Требования обеспечению к минимальному материально-техническому Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета 309 «Экономика отрасли и менеджмента» Оборудование учебного кабинета – калькуляторы Технические средства обучения3.2 Информационное обеспечение обучения Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, литературы дополнительной Основные источники А. Д. Косьмин, Н. В. Свинтицкий, Е. А. Косьмина. Менеджмент.М.:Академия, 2011. Е. Л. Драчева, Л. И. Юликов. Менеджмент.-М.: Академия, 2011 Алексунин В.И. Маркетинг. М., «Дашков и К», 2010 Басовский Л.Е. Маркетинг. М., «Инфа-М» 2010 Виханский О.С. Менеджмент. М., Экономист , 2010 Грибов В.Д. Менеджмент. М., Кнорус, 2010 Казначевская Е.В.Менеджмент. М., Феникс,2013 Кнышева Е.Н. Менедмент. М., Форум, 2010. Коротков Э. М. Менеджмен.- М., Юрайт, 2011. Е.Л.Драчева,Л.И.Юликов.Менеджмент.Практикум.-М.: Академия,2010. А.Ф.Барышев.Маркетинг.-М.:Академия,2010. Н.М.Мурахтанова, Е.И.Еремина. Макетинг.-М.:Академия,2010. Кошкин Л.И., Соловьев М.М., Кимельман С.А. Земельно-имущественные отношения и недропользование. Основы управления. ВШПП, 2010 Прошкина Т.П. Менеджмент. Учебное пособие для СПО, М., Феникс, 2010 Попова А.А. Менеджмент. Практикум для СПО. М., Феникс, 2010 Райченко А.В. Менеджмент. Учебное пособие. М., Форум, 2010 Дополнительные источники: Котлер Ф. Основы маркетинга. М., «Прогресс», 2009 Панова Т.И. Маркетинг. Теория, ситуации, тесты. Учебно – методическое пособие. М., «Книга - сервис», 2013 ФЗ РФ «О рекламе» от 13.03.2006 г. № 38 – ФЗ ФЗ «Закон о защите прав потребителей» (в редакции федеральных законов от 09.01.1996 г. № 2-ФЗ) www.zemlemer.info Периодические издания: Кадастровый вестник 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Уметь: планировать и организовывать работу подразделений; формировать организационную структуру управления; разрабатывать мотивационную политику организации; применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения; принимать эффективные решения, используя систему методов управления; учитывать особенности менеджмента и маркетинга в земельно-имущественных отношениях; анализировать рынок недвижимости, осуществлять его сегментацию и позиционирование; определять стратегию и тактику относительно ценообразования. Знать: сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития; -особенности менеджмента в области профессиональной деятельности(по отраслям); -внешнюю и внутреннюю среду организации; -цикл менеджмента; -процесс принятия и реализации управленческих решений; -функции менеджмента в рыночной экономике; -систему методов управления; -методику принятия решений; -стили управления, коммуникации, деловое общение; -сущность и функции маркетинга; конъюнктуру рынка недвижимости, динамику спроса и предложения на соответствующем рынке с учетом долгосрочных перспектив. ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК 2 Анализировать социально – экономические и политические проблемы и процессы, использовать методы гуманитарно – социальных наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности ОК 3 Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения практические занятия, самостоятельная работа, выполнение индивидуальных заданий, тестирование, оценка деятельности на практических занятиях, дифференцированный зачет устный экзамен профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество ОК 4 Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях ОК 5 Осуществлять поиск анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития ОК 6 Работать в коллективе и в команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями ОК 7 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации ОК 8 Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности ПК 1.4 Участвовать в проектировании анализе социально – экономического развития территории ПК 3.1 Выполнять работы по картографо – геодезическому обеспечению территорий, создавать графические материалы ЛР 2 Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций ЛР 4 Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа» ЛР 6 Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях ЛР 7 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. ЛР 9 Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях ЛР 10 Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой ЛР 11 Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры ЛР 13 Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности ЛР 14 Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности ЛР 15 Сохранение традиций и поддержание престижа своей образовательной организации ЛР 16 Соблюдать дисциплину труда МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГБПОУ СО «Красноуфимский аграрный колледж» КОНТРОЛЬНО – ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 04 Основы менеджмента и маркетинга специальность 21.02.05 Земельно – имущественные отношения курс, группа 2,3, 21ЗИО, 31ЗИО СОДЕРЖАНИЕ 4.1 Паспорт комплекта контрольно - оценочных средств 4.1.1 Контроль и оценка результатов освоения дисциплины 4.1.2 Формы промежуточной аттестации 4.1.3 Описание процедуры диф.зачёта, экзамена 4.1.4 Критерии оценки диф. зачёта, экзамена 4.2 Комплект «Промежуточная аттестация» 4.2.1 Билеты для дифференцированного зачета 4.2.2 Билеты для экзамена 4.1 ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ 4.1.1 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Комплект контрольно-оценочных средств, предназначен для оценки результатов освоения дисциплины ОП 04 «Основы менеджмента и маркетинга» Предметом оценки освоения учебной дисциплины (УД) являются умения и знания. Контроль и оценка этих дидактических единиц осуществляются с использованием следующих форм и методов: Таблица 1 – Формы и методы контроля и оценки дидактических единиц Результаты освоения (объекты оценивания) У 1 планировать и организовывать работу подразделения У 2 формировать организационные структуры управления У 3 разрабатывать мотивационную политику организации Основные показатели оценки результата и их критерии Тип задания; № задания Форма аттестации (в соответствии с учебным планом) Практическое Текущий занятие № 2, контроль 3, 6, 7, 8, 9, 10. Диф зачет 14, 15 экзамен - правильность планирования и организации работы подразделения; - правильность принятия и реализации управленческих решений; - демонстрация навыков управления конфликтными ситуациями, стрессами и рисками; - правильность выбора стиля руководства работой структурного подразделения; правильность формирования Практическое организационной структуры занятие № 1 управления; - обоснованность выбора организационной структуры управления; - демонстрация навыков Практическое мотивации работников на занятие № 4 решение производственных задач; Текущий контроль Диф зачет Экзамен Текущий контроль Диф зачет У 4 применять в профессиональной деятельности методы, средства и приемы менеджмента; делового и управленческого общения У 5 принимать эффективные решения, используя систему методов управления У 6 учитывать особенности менеджмента и маркетинга в земельно – имущественных отношениях У 7 анализировать рынок недвижимости, осуществлять его сегментацию и позиционирование У 8 определять стратегию и тактику относительно ценообразования З 1 сущность и характерные черты современного менеджмента Экзамен Текущий контроль Диф зачет Экзамен - правильность выбора методов, средств и приемов менеджмента; - правильность планирования и организации деловых бесед, совещаний Практическое занятие №11, 12, 13 - правильность выбора методов планирования; Практическое занятие №5 Текущий контроль Диф зачет Экзамен правильность выделения Теоретическое особенностей менеджмента в занятие профессиональной деятельности Текущий контроль Диф зачет Экзамен Правильно анализировать рынок недвижимости Правильность проведения сегментации и позиционирования Правильность определения стратегии и тактики ценообразования Теоретическое занятие Текущий контроль Экзамен Теоретическое занятие Текущий контроль Экзамен - правильность определения менеджмента; - полнота знаний характерных черт современного менеджмента, основных подходов в менеджменте; З 2 особенности - полнота знаний особенностей менеджмента в менеджмента в области области профессиональной деятельности профессиональной деятельности З 3 внешнюю и полнота знаний факторов внутреннюю среду внутренней и внешней среды организации организации; - полнота знаний основных типов структур управления; - правильность формулирования основные принципов построения организационных структур; З 4 цикл менеджмента полнота знаний цикла менеджмента; Теоретическое занятие № 1, 2, 18, 19, 20 Текущий контроль Диф зачет Экзамен Теоретическое занятие № 1, 2 Текущий контроль Диф зачет Экзамен Теоретическое занятие № 6, 7 Текущий контроль Диф зачет Экзамен Теоретическое занятие № 3, 5 Текущий контроль З 5,8 процесс принятия и методику реализации управленческих решений правильность определения управленческого решения; - полнота знаний типов решений и требований, предъявляемых к ним; - полнота знаний этапов и методики процесса принятия и реализации управленческого решения; З 6 функции полнота характеристики менеджмента в основных функций управления рыночной экономике: (планирование, организация, организацию, мотивация, контроль); планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта З 7 систему методов полнота характеристики управления методов управления, их достоинств и недостатков, характера воздействия; Теоретическое занятие № 15, 16,25 З 9 стили управления, коммуникации, деловое и управленческое общение - полнота характеристики стилей руководства в управлении; -полнота знаний видов коммуникаций, элементов и этапов коммуникационного процесса; - полнота знаний ведения деловых бесед, факторов повышения эффективного делового общения; З 10 сущность и полнота характеристик функций функции маркетинга маркетинга, целей задач Теоретическое занятие № 27, 31, 33 З 11 конъюнктуру недвижимости, динамику спроса и предложения на соответствующем рынке с учетом долгосрочных перспектив Теоретическое занятие Диф зачет Экзамен Текущий контроль Диф зачет Экзамен Теоретическое занятие № 10, 12, 13 Диф зачет Текущий контроль Экзамен Теоретическое занятие № 4 Текущий контроль Диф зачет Экзамен Текущий контроль Диф зачет, Экзамен Теоретическое занятие Текущий контроль Экзамен Текущий контроль Экзамен Оценка освоения УД предусматривает использование пятибалльной системы оценки. 4.1.2 ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ Таблица 2 - Запланированные формы промежуточной аттестации № семестра 4 Формы промежуточной аттестации Форма проведения Дифференцированный зачет Письменный дифференцированный зачет по билетам Устный экзамен по билетам Экзамен 5 4.1.3 ОПИСАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ЗАЧЕТА Процедура дифференцированного зачета устанавливает уровень сформированности следующих умений и усвоения следующих знаний по материалу, изучаемому в семестре. Количество заданий для студента: два теоретических вопроса Время выполнения каждого задания и максимальное время дифференцированном зачете: Задание № 1- 15 мин. Задание № 2- 15 мин. Всего на дифференцированный зачет 30 мин./час. Условия выполнения заданий Помещение: учебная аудитория. Требования охраны труда: инструктаж по технике безопасности. на ОПИСАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ЭКЗАМЕНА Процедура экзамена устанавливает уровень сформированности следующих умений и усвоения следующих знаний по материалу, изучаемому в семестре. на соответствующем рынке с учетом долгосрочных перспектив. Количество заданий для студента: два теоретических вопроса и практическое задание. Время выполнения каждого задания и максимальное время на экзамен: Задание № 1- 10 мин./час. Задание № 2- 10 мин. Практической задание – 10 мин. /час Всего на экзамен 30 мин./час. Условия выполнения заданий Помещение: учебная аудитория. Требования охраны труда: инструктаж по технике безопасности. Оборудование: калькулятор для выполнения расчетов. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: - планировать и организовывать работу подразделения; - формировать организационные структуры управления; - разрабатывать мотивационную политику организации; - применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения; - принимать эффективные решения, используя систему методов управления; - учитывать особенности менеджмента и маркетинга в земельноимущественных отношениях; - анализировать рынок недвижимости, осуществлять его сегментацию и позиционирование; - определять стратегию и тактику относительно ценообразования; В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития; - особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (по отраслям); - внешнюю и внутреннюю среду организации; - цикл менеджмента; - процесс принятия и реализации управленческих решений; - функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта; - систему методов управления; - методику принятия решений; - стили управления, коммуникации, деловое общение; - сущность и функции маркетинга; - конъюнктуру рынка недвижимости, динамику спроса и предложения 4.1.4 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ НА ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМ ЗАЧЕТЕ И ЭКЗАМЕНЕ Таблица 4 – Критерии оценки на дифференцированном зачете, экзамене Оценка Отлично Хорошо Удовлетворительно Показатели оценки Обучающийся умеет увязывать теорию с практикой (решает задачи и формулирует выводы, умеет пояснить полученные результаты), владеет понятийным аппаратом, полно и глубоко овладел материалом по заданной теме, обосновывает свои суждения и даёт правильные ответы на вопросы преподавателя Обучающийся умеет увязывать теорию с практикой (решает задачи и формулирует выводы, умеет пояснить полученные результаты), владеет понятийным аппаратом, полно и глубоко овладел материалом по заданной теме, но содержание ответов имеют некоторые неточности и требуют уточнения и комментария со стороны преподавателя Обучающийся знает и понимает материал по заданной теме, но изложение неполное, непоследовательное, допускаются неточности в определении понятий, студент не может обосновать свои ответы на уточняющие вопросы преподавателя Неудовлетворительно Обущающийся допускает ошибки в определении понятий, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Делает ошибки в ответах на уточняющие вопросы преподавателя 4.2. КОМПЛЕКТ «ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ» 4.2.1 Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 2 курс Билет № 1 1. Менеджмент как наука, процесс, функции, аппарат управления, искусство 2. Стрессы, пути их преодоления Билет 2 1. Основные характеристики организации 2. Влияние поставщиков, клиентов, конкурентов, акционеров на деятельность организации Билет 3 1. Уровни управления в организации 2. Власти, ее сущность и виды Билет 4 1. Организационно-распорядительные методы менеджмента, их цели, средства осуществления 2. Виды и этапы контроля Билет5 1. Социально-психологические методы менеджмента, их цели, средства осуществления 2. Назначение и роль контроля в управлении Билет6 1. Коммуникации в менеджменте, их виды 2. Достоинства и недостатки демократического стиля руководства Билет 7 1. Цели и средства осуществления экономических методов менеджмента 2. Достоинства и недостатки директивного (авторитарного) стиля руководства Билет 8 1. Типы организационных структур управления 2. Достоинства и недостатки либерального (попустительского) стиля руководства Билет 9 1.Классификация управленческих решений 2.Взаимосвязь целей, задач, структуры, технологий, трудовых ресурсов организации Билет 10 1.Понятие «конфликт», его виды 2.Роль менеджера в управлении организацией Билет 11 1.Типы темперамента и их роль в управлении персоналом 2.Роль информации в управлении, ее вид Билет 12 1.Причины и конфликтов в организации 2.Назначение и роль функции «организация» в управлении Билет 13 1.Организация проведения совещаний 2.Требования, предъявляемые к управленческим решениям Билет 14 1.Имидж организации 2.Линейные организационные структуры управления, достоинства недостатки и Билет15 1.Функциональные организационные структуры управления, достоинства и недостатки 2.Этапы принятия управленческого решения Билет 16 организационные 1.Линейно-функциональные достоинства и недостатки 2.Организация проведения деловых переговоров структуры управления, Билет 17 1.Влияние факторов внутренней среды на деятельность организации 2.Способы разрешения межличностных конфликтов Билет 18 1.Организационная структура управления, ее основные элементы 2.Условия и предпосылки возникновения менеджмента Билет 19 1. Элементы организационной культуры 2. Требования, предъявляемые к управленческим решениям Билет 20 1. Понятие организационной культуры. Функции организационной культуры 2. Влияние контроля на деятельность организации Промежуточная аттестация в форме экзамена 3 курс Экзаменационный билет № 1 1. Понятие «менеджер», «менеджмент», «бизнесмен», «предприниматель». Сходства и различия менеджера и бизнесмена 2. Понятие конкуренции, ее функции 3. В результате маркетингового исследования предполагается увеличение доли рынка фирмы на рынке с 10 – 12% при ёмкости рынка 275 миллионов штук продукта. Рассчитать дополнительную прибыль в предстоящем году, если прибыль на одно изделие составляет 98 рублей, а ёмкость рынка не изменится. Затраты на маркетинговые усилия в расчёте на 1 год составляют 162 миллиона рублей Экзаменационный билет № 2 1. Функции менеджмента их характеристика 2. Виды конкуренции 3. В результате маркетингового исследования предполагается увеличение доли рынка фирмы на рынке с 11 – 14% при ёмкости рынка 175 миллионов штук продукта. Рассчитать дополнительную прибыль в предстоящем году, если прибыль на одно изделие составляет 98 рублей, а ёмкость рынка не изменится. Затраты на маркетинговые усилия в расчёте на 1 год составляют 182 миллиона рублей Экзаменационный билет № 3 1. Понятие о системе методов управления 2. Понятие, принципы маркетинга 3. Торговая фирма закупает товар по цене 195 руб. за единицу товара и продаёт в количестве 1500 штук этого товара еженедельно по цене 235 рублей. Маркетинговый отдел по результатам исследования рекомендует понизить на одну неделю цены на 10%. Рассчитать сколько единиц товара нужно реализовать фирме, чтобы сохранить свою валовую прибыль на прежнем уровне? Экзаменационный билет № 4 1. Организационно-распорядительные методы управления: понятие, их достоинства и недостатки 2. Классификация товара 3. Известна следующая информация о фирме: * инвестированный капитал: 240000 тыс ден.ед; * ожидаемая рентабельность: 10%; * переменные издержки на 1шт.: 1050 ден.ед; * постоянные издержки: 90 тыс.ден.ед; * прогнозы продаж – 150 тыс.шт., На основе представленных исходных данных рассчитать цену целевую. Экзаменационный билет № 5 1. Экономические понятие методы управления: их достоинства и недостатки 2. Основные понятия маркетинга 3. Известна следующая информация о фирме: * инвестированный капитал: 240000 тыс ден.ед; * ожидаемая рентабельность: 10%; * переменные издержки на 1шт.: 1050 ден.ед; * постоянные издержки: 90 тыс.ден.ед; * прогнозы продаж – 90 тыс.шт., На основе представленных исходных данных рассчитать цену безубыточности. Экзаменационный билет № 6 1. Социально-психологические методы управления: понятие, их достоинства и недостатки 2. Понятие стимулирования сбыта. Средства стимулирования 3. Известна следующая информация о фирме: * инвестированный капитал: 240000 тыс ден.ед; * ожидаемая рентабельность: 10%; * переменные издержки на 1шт.: 1050 ден.ед; * постоянные издержки: 90 тыс.ден.ед; * прогнозы продаж – 90 тыс.шт., На основе представленных исходных данных рассчитать цену предельную. Экзаменационный билет № 7 1. Элементы организации и процесса управления 2. Понятие сегментации рынка, факторы сегментирования 3. Традиционно применяя затратный метод ценообразования владелец небольшого магазина получает 10% прибыли к затратам. Закупочная цена товара А 2 рубля за единицу товара, товара Б 20 рублей за килограмм товара. Объём закупок товара А 2000 штук, товара Б 100 килограмм. Транспортные расходы 2000, стоимость аренды 100 рублей в день, заработная плата продавца 300 рублей в неделю. Товар предполагается продать за неделю. Определить продажную цену товара А. Экзаменационный билет № 8 1. Внутренняя среда организации: понятие содержание 2. Факторы, влияющие на уровень цен 3. Традиционно применяя затратный метод ценообразования владелец небольшого магазина получает 10% прибыли к затратам. Закупочная цена товара А 2 рубля за единицу товара, товара Б 20 рублей за килограмм товара. Объём закупок товара А 2000 штук, товара Б 100 килограмм. Транспортные расходы 2000, стоимость аренды 100 рублей в день, заработная плата продавца 300 рублей в неделю. Товар предполагается продать за неделю. Определить продажную цену товара Б. Экзаменационный билет № 9 1. Внешняя среда организации: понятие содержание Факторы, прямого и косвенного воздействия. 2. Методы сбора маркетинговой информации 3. В результате маркетингового исследования предполагается увеличение доли рынка фирмы на рынке с 10 – 12% при ёмкости рынка 250 миллионов штук продукта. Рассчитать дополнительную прибыль в предстоящем году, если прибыль на одно изделие составляет 100 рублей, а ёмкость рынка не изменится. Затраты на маркетинговые усилия в расчёте на 1 год составляют 200 миллиона рублей Экзаменационный билет № 10 1. Понятие организационной и управленческой структуры организации их составляющие 2. Виды рекламы 3. Торговая фирма закупает товар по цене 155 руб. за единицу товара и продаёт в количестве 1700 штук этого товара еженедельно по цене 195 рублей. Маркетинговый отдел по результатам исследования рекомендует понизить на одну неделю цены на 10%. Рассчитать сколько единиц товара нужно реализовать фирме, чтобы сохранить свою валовую прибыль на прежнем уровне? Экзаменационный билет № 11 1. Типы структур управления: линейная, функциональная, линейно функциональная достоинства и недостатки этих организационных структур управления. 2. Понятие рекламы, ее цели 3. Известна следующая информация о фирме: * инвестированный капитал: 4680000 тыс ден.ед; * ожидаемая рентабельность: 5%; * переменные издержки на 1шт.: 978 ден.ед; * постоянные издержки: 1560 тыс.ден.ед; * прогнозы продаж – 78 тыс.шт., На основе представленных исходных данных рассчитать цену целевую. Экзаменационный билет № 12 1. Понятие централизации и децентрализации. Достоинства и недостатки централизации и децентрализации Делегирование полномочий. 2. Пропаганда, как метод продвижения товара 3. Известна следующая информация о фирме: * инвестированный капитал: 4680000 тыс ден.ед; * ожидаемая рентабельность: 5%; * переменные издержки на 1шт.: 978 ден.ед; * постоянные издержки: 1560 тыс.ден.ед; * прогнозы продаж – 156 тыс.шт., На основе представленных исходных данных рассчитать цену безубыточности. Экзаменационный билет № 13 1. Планирование: понятие, принципы. 2. Жизненный цикл товара: понятие, стадии 3. Известна следующая информация о фирме: * инвестированный капитал: 4680000 тыс ден.ед; * ожидаемая рентабельность: 5%; * переменные издержки на 1шт.: 978 ден.ед; * постоянные издержки: 1560 тыс.ден.ед; * прогнозы продаж – 156 тыс.шт., На основе представленных исходных данных рассчитать цену предельную. Экзаменационный билет № 14 1. Стратегическое планирование: понятие элементы плана 2. Макросреда: понятие, составляющие 3. Торговая фирма закупает товар по цене 195 руб. за единицу товара и продаёт в количестве 1700 штук этого товара еженедельно по цене 255 рублей. Маркетинговый отдел по результатам исследования рекомендует понизить на одну неделю цены на 15%. Рассчитать сколько единиц товара нужно реализовать фирме, чтобы сохранить свою валовую прибыль на прежнем уровне? Экзаменационный билет № 15 1. Перспективное планирование понятие элементы плана 2. Понятие личной продажи. Задачи личной продажи 3. В результате маркетингового исследования предполагается увеличение доли рынка фирмы на рынке с 10 – 15% при ёмкости рынка 200 миллионов штук продукта. Рассчитать дополнительную прибыль в предстоящем году, если прибыль на одно изделие составляет 98 рублей, а ёмкость рынка не изменится. Затраты на маркетинговые усилия в расчёте на 1 год составляют 182 миллиона рублей Экзаменационный билет № 16 1. Сущность контроля. Виды контроля: предварительный, текущий, заключительный. 2. Этапы разработки нового товара 3. Торговая фирма закупает товар по цене 200 руб. за единицу товара и продаёт в количестве 1500 штук этого товара еженедельно по цене 250рублей. Маркетинговый отдел по результатам исследования рекомендует понизить на одну неделю цены на 5%. Рассчитать сколько единиц товара нужно реализовать фирме, чтобы сохранить свою валовую прибыль на прежнем уровне? Экзаменационный билет № 17 1. Этапы контроля: выработка стандартов и критериев, сопоставление с реальными результатами, коррекция. 2. Понятие товародвижения, виды каналов сбыта 3. Известна следующая информация о фирме: * инвестированный капитал: 240000 тыс ден.ед; * ожидаемая рентабельность: 10%; * переменные издержки на 1шт.: 1050 ден.ед; * постоянные издержки: 90 тыс.ден.ед; * прогнозы продаж – 150 тыс.шт., На основе представленных исходных данных рассчитать цену целевую. Экзаменационный билет № 18 1. Понятие решений и требования к ним. 2. Рекламная компания: понятие, эффективность рекламной компании 3. Известна следующая информация о фирме: * инвестированный капитал: 240000 тыс ден.ед; * ожидаемая рентабельность: 10%; * переменные издержки на 1шт.: 1050 ден.ед; * постоянные издержки: 90 тыс.ден.ед; * прогнозы продаж – 150 тыс.шт., На основе представленных исходных данных рассчитать цену безубыточности. Экзаменационный билет № 19 1. Этапы принятия решений 2. Понятие о сбыте. Виды сбыта 3. Известна следующая информация о фирме: * инвестированный капитал: 240000 тыс ден.ед; * ожидаемая рентабельность: 10%; * переменные издержки на 1шт.: 1050 ден.ед; * постоянные издержки: 90 тыс.ден.ед; * прогнозы продаж – 150 тыс.шт., На основе представленных исходных данных рассчитать цену предельную. Экзаменационный билет № 20 1. Понятие о личности и ее свойства. 2. Этапы проведения маркетингового исследования 3. Традиционно применяя затратный метод ценообразования владелец небольшого магазина получает 30% прибыли к затратам. Закупочная цена товара А 2 рубля за единицу товара, товара Б 20 рублей за килограмм товара. Объём закупок товара А 2000 штук, товара Б 100 килограмм. Транспортные расходы 2000, стоимость аренды 100 рублей в день, заработная плата продавца 300 рублей в неделю. Товар предполагается продать за неделю. Определить продажную цену товара А. Экзаменационный билет № 21 1 Индивидуально-типологические особенности личности: типы темперамента, акцентуация характера. 2. Функции рекламы 3. В результате маркетингового исследования предполагается увеличение доли рынка фирмы на рынке с 10 – 12% при ёмкости рынка 150 миллионов штук продукта. Рассчитать дополнительную прибыль в предстоящем году, если прибыль на одно изделие составляет 100 рублей, а ёмкость рынка не изменится. Затраты на маркетинговые усилия в расчёте на 1 год составляют 115 миллиона рублей Экзаменационный билет № 22 1. Понятие власти ее виды 2. Основные характеристики рекламы 3. Торговая фирма закупает товар по цене 195 руб. за единицу товара и продаёт в количестве 1000 штук этого товара еженедельно по цене 235 рублей. Маркетинговый отдел по результатам исследования рекомендует понизить на одну неделю цены на 10%. Рассчитать сколько единиц товара нужно реализовать фирме, чтобы сохранить свою валовую прибыль на прежнем уровне? Экзаменационный билет № 23 1. Способы реализации власти 2.Понятие и сущность маркетингового исследования 3. Известна следующая информация о фирме: * инвестированный капитал: 4680000 тыс ден.ед; * ожидаемая рентабельность: 5%; * переменные издержки на 1шт.: 978 ден.ед; * постоянные издержки: 1560 тыс.ден.ед; * прогнозы продаж – 78 тыс.шт., На основе представленных исходных данных рассчитать цену целевую. Экзаменационный билет № 24 1. Организационная культура понятие, элементы. 2. Микросреда предприятии ее составляющие 3. Известна следующая информация о фирме: * инвестированный капитал: 4680000 тыс ден.ед; * ожидаемая рентабельность: 5%; * переменные издержки на 1шт.: 978 ден.ед; * постоянные издержки: 1560 тыс.ден.ед; * прогнозы продаж – 78 тыс.шт., На основе представленных исходных данных рассчитать цену безубыточности. Экзаменационный билет № 25 1. Функции организационной культуры 2. Этапы ценообразования 3. Известна следующая информация о фирме: * инвестированный капитал: 4680000 тыс ден.ед; * ожидаемая рентабельность: 5%; * переменные издержки на 1шт.: 978 ден.ед; * постоянные издержки: 1560 тыс.ден.ед; * прогнозы продаж – 78 тыс.шт., На основе представленных исходных данных рассчитать цену предельную. Экзаменационный билет № 26 1. Понятие имиджа, его составные компоненты 2. Понятие и виды цен 3. Традиционно применяя затратный метод ценообразования владелец небольшого магазина получает 20% прибыли к затратам. Закупочная цена товара А 2 рубля за единицу товара, товара Б 20 рублей за килограмм товара. Объём закупок товара А 2000 штук, товара Б 100 килограмм. Транспортные расходы 2000, стоимость аренды 100 рублей в день, заработная плата продавца 300 рублей в неделю. Товар предполагается продать за неделю. Определить продажную цену товара Б. Экзаменационный билет № 27 1. Понятие стиля руководства его основные черты 2. Товар в маркетинговом понимании 3. Традиционно применяя затратный метод ценообразования владелец небольшого магазина получает 20% прибыли к затратам. Закупочная цена товара А 2 рубля за единицу товара, товара Б 20 рублей за килограмм товара. Объём закупок товара А 2000 штук, товара Б 100 килограмм. Транспортные расходы 2000, стоимость аренды 100 рублей в день, заработная плата продавца 300 рублей в неделю. Товар предполагается продать за неделю. Определить продажную цену товара А. Экзаменационный билет № 28 1. Особенности авторитарного стиля управления. Плюсы и минусы 2. Понятие рынка, структурные элементы рынка. Основные условия функционирования рынка 3. В результате маркетингового исследования предполагается увеличение доли рынка фирмы на рынке с 10 – 12% при ёмкости рынка 175 миллионов штук продукта. Рассчитать дополнительную прибыль в предстоящем году, если прибыль на одно изделие составляет 98 рублей, а ёмкость рынка не изменится. Затраты на маркетинговые усилия в расчёте на 1 год составляют 182 миллиона рублей Экзаменационный билет № 29 1. Особенности демократического стиля управления. Плюсы и минусы 2. Понятие целевого сегмента рынка. Стратегии маркетинга 3. В буфете колледжа продаётся 1000 булочек в день по цене 3,500 рубля за штуку. Повышение цены до 3,80 приведёт к увеличению дневного дохода с 3500 до 3800 рублей. Затраты на выпечку одной булочки составляют 1,75 рублей. Нужно ли повышать цену до этих пределов, чтобы получить большую прибыль. Экзаменационный билет № 30 1. Особенности либерального стиля управления. Плюсы и минусы каждого из них. 2. Формирование спроса и стимулирование сбыта 3. Торговая фирма закупает товар по цене 195 руб. за единицу товара и продаёт в количестве 1700 штук этого товара еженедельно по цене 235 рублей. Маркетинговый отдел по результатам исследования рекомендует понизить на одну неделю цены на 5%. Рассчитать, сколько единиц товара нужно реализовать фирме, чтобы сохранить свою валовую прибыль на прежнем уровне?