Рабочая Федеральным программа учебной государственным дисциплины составлена образовательным в соответствии стандартом с среднего профессионального образования по специальности 21.02.05 Земельно-имущественные отношения (базовая подготовка), утвержденного 12 мая 2014 года № 486, с учетом программой воспитания по специальности «Земельно-имущественные отношения» Разработчик: Шарова Ольга Владимировна, «Красноуфимский аграрный колледж» преподаватель ГАПОУ СО 2 СОДЕРЖАНИЕ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 14 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСВОЕНИЯ 15 УЧЕБНОЙ 19 КОНТРОЛЬНО ДИСЦИПЛИНЫ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА 3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы экономической теории 1. 1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 21.02.05 Земельно – имущественные отношения (базовая подготовка), входящей в укрупненную группу специальностей 21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия. Программа учебной дисциплины используется в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке работников в области геодезии и картографии при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется. 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в профессиональный цикл, относится к общепрофессиональным дисциплинам. 1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания Код 1 ПК, ОК, ЛР Умения Знания Указываются только коды Указываются только умения, относящиеся к данной дисциплине Уметь: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составить план действия; определить необходимые ресурсы. Указываются только знания, относящиеся к данной дисциплине Знать: актуальный профессиональный и социальный контекст специальности, в котором приходится работать и жить алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности Уметь: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её Знать: актуальный профессиональный и социальный контекст специальности, в котором приходится работать и ОК 1 ОК 2. 1 Приводятся только коды компетенций общих и профессиональных для освоения которых необходимо освоение данной дисциплины; также приводятся коды личностных результатов реализации программы воспитания и с учетом особенностей профессии/специальности в соответствии с Приложением 3 ПООП. 4 составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составить план действия; определить необходимые ресурсы. ОК 3. ОК 4 жить алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности Уметь: самостоятельно планировать пути Знать: экономические явления и достижения личных финансовых целей, в процессы общественной жизни; том числе альтернативные, осознанно методы и способы выполнения выбирать наиболее эффективные способы профессиональных задач, решения финансовых задач оценивать эффективность и качество решения профессиональных задач Уметь: грамотно излагать свои мысли и Знать: способы и методу оценки оформлять документы по экономических рисков профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе; составлять и читать документы презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности. ЛР 7 ЛР 9 ЛР 10 ЛР 13 ЛР 14 ЛР 15 ЛР 16 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности Сохранение традиций и поддержание престижа своей образовательной организации Соблюдать дисциплину труда 5 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: теоретические занятия практические занятия контрольные работы Самостоятельная внеаудиторная работа обучающегося (всего) Итоговая аттестация в форме экзамена Объем часов 90 60 10 30 6 2.2 Содержание учебной дисциплины «Основы экономической теории» № Наименование разделов и тем 1 Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся 2 Содержание учебного материала: Роль дисциплины «Основы экономической теории» в процессе обучения по специальности. Связь с другими дисциплинами. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия различных форм собственности. Объем часов Код ОК, ЛР 3 2 4 ОК1, ЛР 7-16 ОК1-4 ЛР 10-16 1 Введение 2 Раздел 1. Экономическая теория как наука. Общие экономические понятия Предмет, метод и функции экономической Содержание учебного материала: теории. Понятие о предмете и методологии экономической науки. Понятие о функциях экономической теории. 2 3 Предмет, структура, методология и функции экономической теории. 2 4 История развития экономической теории, школы и направления. 5 История развития экономической теории. 6 Альтернативная стоимость и базовые экономические понятия. Самостоятельная работа №1 Изучение учебника: Слагода В.Г. Экономическая теория. 6 –е изд., - М, : ФОРУМ: ИНФРА – М 2013. (6 - 13) Содержание учебного материала: Исторические этапы развития экономической теории. Основные положения меркантилистов, физиократов, английской классической школы. Отличительные особенности экономического учения К.Маркса. Различия концептуальных положений основных экономических направлений: неоклассического, неокейнсианского, монетаристского. Самостоятельная работа №2 Изучение учебника: Слагода В.Г. Экономическая теория. 6 –е изд., - М, : ФОРУМ: ИНФРА – М 2013. (13 - 28), интернетресурс. Содержание учебного материала: Понятие альтернативной стоимости. Издержки упущенных возможностей. Проблема оптимального выбора. Кривая 2 ОК1-4 ЛР 7-16 2 2 ОК1-4 ЛР 7-16 7 7 Производство и экономика 8 Производство и экономика 9 Экономический кругооборот 10 Роль государства в экономическом кругообороте. 11 Товарное производство. Формы стоимости 12 Собственность как основа производственных отношений. 13 Экономические системы. Характеристика рынков производственных возможностей. Использование экономического потенциала. Понятие «потребности». Первичные и вторичные потребности. Производственные потребности, предметы потребления, коллективные потребности. Благо, как средство удовлетворения потребностей. Свободные и экономические блага. Факторы производства: земля, труд, капитал, предпринимательские способности и технический прогресс и информация. Три основных вопроса экономической теории: производить Что? Как? Для кого? Содержание учебного материала: Общественное производство: производительные силы и производственные отношения. Производство – процесс создания полезного продукта. Воспроизводство как экономическая категория. Закон возрастания потребностей. Эффективность экономики как экономическая категория. Самостоятельная работа №3 Изучение учебника: Слагода В.Г. Экономическая теория. 6 –е изд., - М, : ФОРУМ: ИНФРА – М 2013. (28 - 45) Содержание учебного материала: Экономический кругооборот. Производство – обмен – распределение – потребление. Кругооборот спроса и предложения. Роль государства в кругообороте. Самостоятельная работа №4 Составить эссе на тему «Роль государства в экономическом кругообороте» Содержание учебного материала: Товарное производство. Формы стоимости Самостоятельная работа №5 Изучение учебника: Слагода В.Г. Экономическая теория. 6 –е изд., - М, : ФОРУМ: ИНФРА – М 2013. (80 - 94) Содержание учебного материала: Экономическая среда: естественная и социальная. Основные ступени развития экономических систем: доиндустриальная, 2 2 2 ОК1-4 ЛР 7-16 2 2 2 2 ОК1-4 ЛР 7-16 8 14 Товарное производство. Формы стоимости. 15 Спрос и предложение, понятие эластичности. индустриальная, постиндустриальная. Техническая революция как критерий периодизации хозяйственного процесса. Аграрная революция. Промышленный переворот. Научно-техническая революция. Понятие экономической системы. Основные типы экономических систем: традиционная, рыночная экономика эпохи свободной конкуренции, командная система, смешанная экономическая система. Переходный период и рыночные реформы в России. Экономическая свобода как возможность индивидуума в реализации своих интересов. Понятие собственности и отношений собственности. Основные формы собственности: частная, коллективная, общественная. Частная собственность – основа рыночной экономики. Понятие о рынке как специфической форме взаимосвязи между обособленными производителями в рамках разделения труда. Рынки по охвату: локальные, национальные, международные. По объектам купли-продажи: рынки потребительских товаров и услуг, рынки ресурсов и финансовый рынок. Самостоятельная работа №6 Изучение учебника: Слагода В.Г. Экономическая теория. 6 –е изд., - М, : ФОРУМ: ИНФРА – М 2013. (45 - 55) Составить сравнительную таблицу экономических систем в тетради Раздел 2. Микроэкономика Содержание учебного материала: Спрос. Кривая спроса. Функция спроса. Предложение. Кривая предложения. Функция предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Рыночное равновесие и рыночная цена. Излишек и дефицит. Понятие эластичности. Спрос эластичный и неэластичный. Эластичность спроса относительно цены. Детерминанты эластичности спроса. Эффект Гиффена. Перекрестная эластичность. Эластичность спроса по доходу. Первый закон Энгеля. Эластичность предложения. Практическое 2 2 ОК1-4 ЛР 7-16 9 16 Сущность рынка и его основные элементы. 17 ПЗ №1. Эластичность спроса и предложения 18 Поведение потребителя 19 Теория поведение потребителя. 20 ПЗ №2. Производство, издержки и прибыль. 21 Поведение производителя. Издержки производства. 22 ПЗ №3. Монополия и конкуренция 23 Конкуренция и основные виды рыночных структур. применение эластичности. Самостоятельная работа №7 Изучение учебника: Слагода В.Г. Экономическая теория. 6 –е изд., - М, : ФОРУМ: ИНФРА – М 2013. (94 - 103) Практическое занятие № 1 - Механизмы взаимодействия различных факторов, влияющих на спрос и предложение; спрос и предложение на рынках товаров и услуг. Содержание учебного материала: Полезность. Правило максимизации полезности. Закон убывающей предельной полезности. Принципы равенства предельной полезности и предельных затрат. Бюджетное ограничение. Потребительские предпочтения. Кривые безразличия. Самостоятельная работа №8 Изучение учебника: Слагода В.Г. Экономическая теория. 6 –е изд., - М, : ФОРУМ: ИНФРА – М 2013. (123 - 132) Конспект в тетради Практическое занятие №2 Основные принципы ценообразования; прибыль и издержки предприятия.- решение ситуационной задачи Самостоятельная работа №9 Составить кроссворд с использованием основных понятий издержек. Выполнить задания в рабочей тетради (с. 61 - 71), с использованием учебника: Слагода В.Г. Экономическая теория. 6 –е изд., - М, : ФОРУМ: ИНФРА – М 2013. (132 - 152) Практическое занятие Модели монополии; зависимость конкуренции в той или иной ситуации на рынке. Решение ситуационной задачи Самостоятельная работа №10 Изучение учебника: Слагода В.Г. Экономическая теория. 6 –е изд., - М, : ФОРУМ: ИНФРА – М 2013. (152 - 170) Составить таблицу рыночных структур и привести примеры конкуренции 2 2 2 ОК1-4 ЛР 7-16 2 2 2 2 2 10 24 Спрос и предложение экономических ресурсов. Труд как фактор производства. 25 Земельная рента 26 Капитал 27 Вещественные факторы производства. 28 Проблемы распределения доходов, социальной помощи и бедности. 29 Государство в рыночной экономике своего региона, в тетради Содержание учебного материала: Специфика спроса на факторы производства. Производный спрос, производственная функция. Предельный продукт, предельная выручка. Цены, спрос и предложение ресурсов. Эластичность спроса на ресурсы. Своеобразие рынка труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата. Потребительская корзина. Минимальный размер оплаты труда. Содержание учебного материала: Особенности рынка земли. Земельная рента. Формы земельной ренты: дифференциальная рента, абсолютная рента, монопольная рента. Цена земли. Содержание учебного материала: Капитал, сущность и виды. Ссудный процент. Определение ставки ссудного процента. Номинальная и реальная процентная ставка. Дисконтирование и инвестирование. Самостоятельная работа №11 Изучение учебника: Слагода В.Г. Экономическая теория. 6 –е изд., - М, : ФОРУМ: ИНФРА – М 2013. (183 - 199) Конспект в тетради Содержание учебного материала: Виды и принципы распределения в рыночной экономике. Неравенство доходов. Кривая Лоренца. Границы и формы участия государства в перераспределении доходов. Средства и механизм социальной защиты. Уровень жизни. Показатели, характеризующие уровень жизни. Индекс человеческого развития (ИЧР). Потребительская корзина. Минимальный размер оплаты труда. Содержание учебного материала: Экономические функции государства. Спрос на общественные блага и их предложение через политические институты. Формы и границы государственного вмешательства в экономику. Приватизация и государственный сектор. Антимонопольная 2 ОК1-4 ЛР 7-16 2 2 2 2 ОК1-4 ЛР 7-16 2 11 политика государства. 30 Контрольная работа по разделу 2 «Микроэкономика» Раздел 3. Макроэкономика 31 Макроэкономическая нестабильность Содержание учебного материала: Цикличность развития как экономическая закономерность. Экономические циклы. Стадии цикла и их характеристики. Безработица: определение, формы. Измерение безработицы. Естественный уровень безработицы. Экономические и социальные издержки безработицы. Регулирование рынка труда. Инфляция: сущность и причины. Виды инфляции: инфляция спроса и инфляция издержек. Общественные издержки инфляции. 2 32 ПЗ 4. Национальная экономика и измерение результатов экономической деятельности Практическое занятие Валовой национальный продукт: по доходам, по расходам, по добавочной стоимости. 33 Система национальных счетов и ее основные Самостоятельная работа №12 показатели. Изучение учебника: Слагода В.Г. Экономическая теория. 6 –е изд., - М, : ФОРУМ: ИНФРА – М 2013. (199 - 215) 34 Совокупный спрос и совокупное предложение Содержание учебного материала: Понятие совокупного спроса. Кривая совокупного спроса и факторы, его определяющие. Понятие совокупного предложения. Кейнсианский, промежуточный и классический отрезки кривой совокупного предложения. Модель AD – AS. 35 Совокупный спрос и совокупное Самостоятельная работа №13 предложение. Изучение учебника: Слагода В.Г. Экономическая теория. 6 –е изд., - М, : ФОРУМ: ИНФРА – М 2013. (215 - 222) 2 36 Потребление, сбережения, инвестиции 2 Содержание учебного материала: Понятия потоков и запасов. Предельная склонность к потреблению. Сбережения и предельная склонность к сбережению. Инвестиции и факторы, воздействующие на их величину. 2 ОК1-4 ЛР 7-16 2 2 2 ОК1-4 ЛР 7-16 12 37 Макроэкономическое равновесие. 38 Бюджетно-налоговая политика и финансовая система. 39 ПЗ №5. Налоговая и финансовая система. 40 Спрос и предложение денег. 41 Кредитно-денежная политика 42 Экономический рост 43 Основные направления экономической реформы в России. 44 Международная торговля Самостоятельная работа №14 Изучение учебника: Слагода В.Г. Экономическая теория. 6 –е изд., - М, : ФОРУМ: ИНФРА – М 2013. (222 - 238) Содержание учебного материала: Государственный бюджет, функции, составные части (доход, расход). Бюджетный дефицит. Финансы, функции финансов. Финансовая система. Налоги. Формы налоговых ставок. Практическое занятие: -Виды и формы налогов; финансовая система государства. Содержание учебного материала: Деньги как результат развития производительных сил и производственных отношений. Функции денег. Денежные агрегаты. Спрос на деньги. Формула Фишера. Банки, их функции. Содержание учебного материала: Цели кредитно-денежной политики, её инструменты. Операции на открытом рынке. Политика учётной ставки. Изменение нормы обязательных резервов. Политика «дорогих» и «дешёвых» денег. Содержание учебного материала: Понятие экономического роста. Типы и темпы экономического роста. Перспективы экономического роста. Самостоятельная работа №15 Подготовить доклады, презентации по теме, с использованием учебника: Слагода В.Г. Экономическая теория. 6 –е изд., - М, : ФОРУМ: ИНФРА – М 2013. (323 - 336) Содержание учебного материала: Причины возникновения международной торговли. Экспорт и импорт товаров. Внешняя политика: свободная торговля и протекционизм. Тарифные и нетарифные барьеры. Экономическая интеграция 2 2 2 2 2 ОК1-4 ЛР 7-16 2 2 2 ОК1-4 ЛР 7 13 45 Валютный курс. Система валютных курсов Содержание учебного материала: Валюта. Формирование мировой валютной системы: золотой стандарт, Бреттон-Вудская система, система плавающих курсов. Современные системы валютных курсов: фиксированные, свободно плавающие. Управляемые плавающие валютные курсы. Валютная политика. 2 ОК1-4 ЛР 7 Всего 90 Аудиторных 60 Теоретических, в том числе контрольная работа 50 практических 10 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 14 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Оборудование учебного кабинета: - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; Технические средства обучения: - мультимедиапроектор. Список используемой литературы. 1. Слагода В.Г. Экономическая теория.- 6-е изд., испр. и доп. – М.: ФОРУМ: ИНФА,2013. – 368с. 2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. - М., 2008. 3. Экономическая теория: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой. - М.: КНОРУС, 2006. 15 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) 1 Уметь: -оперировать основными категориями и понятиями экономической теории; -использовать источники экономической информации, различать основные учения, школы, концепции и направления экономической науки; -строить графики ,схемы, анализировать механизмы взаимодействия различных факторов на основе экономических моделей; − анализировать статистические таблицы системы национальных счетов, определять функциональные взаимосвязи между статистическими показателями состояния экономики; − распознавать экономические взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления, применять инструменты макроэкономического анализа актуальных проблем современной экономики; − разбираться в основных принципах ценообразования; − выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учётом действия экономических закономерностей на микро- и макроуровнях. Знать: − генезис экономической науки, предмет, метод, функции и инструменты экономической теории; − ресурсы и факторы производства, типы и фазы воспроизводства, роль экономических потребностей в активизации производственной деятельности, типы экономических систем, формы собственности; − рыночные механизмы спроса и предложения на микроуровне, сущность и Формы и методы контроля и оценки результатов обучения 2 Оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы. Контрольная работа. Экзамен. 16 значение ценообразования, методы ценообразования, роль конкуренции в экономике, сущность и формы монополий, теорию поведения потребителя, особенности функционирования рынков производственных ресурсов; − роль и функции государства в рыночной экономике, способы измерения результатов экономической деятельности, макроэкономические показатели состояния экономики, основные макроэкономические модели общего равновесия, динамические модели экономического роста, фазы экономических циклов; − задачи и способы осуществления макроэкономической политики государства, механизмы взаимодействия инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, направления социальной политики и методы государственного регулирования доходов; - закономерности и модели функционирования открытой экономики, взаимосвязи национальных экономик. 17 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный колледж» КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 05. Основы экономической теории Специальность 21.02.05 «Земельно – имущественные отношения» Курс II , группа 21 ЗИО 2021 г. 18 СОДЕРЖАНИЕ 4.1 Паспорт комплекта контрольно - оценочных средств 20 4.1.1 Контроль и оценка результатов освоения дисциплины 20 4.1.2 Формы промежуточной аттестации 23 4.1.3 Описание процедуры экзамена 23 4.1.4 Критерии оценки на экзамене 24 4.2 Комплект «Промежуточная аттестация» 25 4.2.1 Экзаменационные вопросы 25 4.2.2 Типовые практические задания 27 19 4.1 ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ 4.1.1 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Предметом оценки освоения учебной дисциплины (УД) являются умения и знания. Контроль и оценка этих дидактических единиц осуществляются с использованием следующих форм и методов: Таблица 1 – Формы и методы контроля и оценки дидактических единиц Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Уметь: оперировать основными категориями и понятиями экономической теории использовать источники экономической информации, различать основные учения, школы, концепции и направления экономической науки строить графики, схемы, анализировать механизмы взаимодействия различных факторов на основе экономических моделей анализировать статистические таблицы системы национальных счетов, определять функциональные взаимосвязи между статистическими показателями состояния экономики распознавать экономические взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления, применять инструменты макроэкономического анализа актуальных Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Наименование оценочного средства практические занятия, самостоятельная работа, выполнение индивидуальных заданий оценка деятельности на практических занятиях Инструкционные карты по выполнению практических занятий; Экзаменационные билеты практические занятия, самостоятельная работа, выполнение индивидуальных заданий оценка деятельности на практических занятиях Инструкционные карты по выполнению практических занятий; Экзаменационные билеты практические занятия, самостоятельная работа, выполнение индивидуальных заданий оценка деятельности на практических занятиях контрольная работа практические занятия, самостоятельная работа, выполнение индивидуальных заданий оценка деятельности на практических занятиях Инструкционные карты по выполнению практических занятий по выполнению практических занятий; Экзаменационные билеты практические занятия, самостоятельная работа, выполнение индивидуальных заданий оценка деятельности на практических занятиях Инструкционные карты по выполнению практических занятий; Экзаменационные билеты Инструкционные карты по выполнению практических занятий; Экзаменационные билеты 20 проблем современной экономики разбираться в основных практические занятия, самостоятельная работа, принципах выполнение индивидуальных ценообразования заданий оценка деятельности на практических занятиях выявлять проблемы практические занятия, самостоятельная работа, экономического индивидуальных характера при анализе выполнение конкретных ситуаций, заданий деятельности на предлагать способы их оценка практических занятиях решения с учётом действия экономических закономерностей на микро- и макроуровнях практические занятия, Знать: устные опросы, − генезис тестирование по разделам, экономической устный экзамен науки, предмет, метод, функции и инструменты экономической теории; − ресурсы и факторы производства, типы и фазы воспроизводства, роль экономических потребностей в активизации производственной деятельности, типы экономических систем, формы собственности; − рыночные механизмы спроса и предложения на микроуровне, сущность и значение ценообразования, методы ценообразования, роль конкуренции в экономике, сущность и формы монополий, теорию поведения потребителя, Инструкционные карты по выполнению практических занятий; Экзаменационные билеты Инструкционные карты по выполнению практических занятий; Экзаменационные билеты Рабочая тетрадь внеаудиторной самостоятельной работы; Тестирование по разделам: 1. Экономическая теория как наука. Общие экономические понятия 2. Микроэкономика 3.Макроэкономика Контрольная работа по разделу: Микроэкономика Экзаменационные билеты 21 особенности функционирования рынков производственных ресурсов; − роль и функции государства в рыночной экономике, способы измерения результатов экономической деятельности, макроэкономические показатели состояния экономики, основные макроэкономические модели общего равновесия, динамические модели экономического роста, фазы экономических циклов; − задачи и способы осуществления макроэкономическо й политики государства, механизмы взаимодействия инструментов денежно-кредитной и бюджетноналоговой политики, направления социальной политики и методы государственного регулирования доходов; − закономерности и модели функционирования открытой экономики, взаимосвязи национальных экономик. 22 Оценка освоения УД предусматривает использование пятибалльной системы оценки. 4.1.2 ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИИ Таблица 2 Запланированные формы промежуточной аттестации № семестра 5 Формы промежуточной аттестации Экзамен Форма проведения Устный экзамен по билетам 4.1.3 ОПИСАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ЭКЗАМЕНА Процедура экзамена устанавливает уровень сформированности следующих умений и усвоения следующих знаний по материалу, изучаемому в семестре. В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: − оперировать основными категориями и понятиями экономической теории; − использовать источники экономической информации, различать основные учения, школы, концепции и направления экономической науки; − строить графики, схемы, анализировать механизмы взаимодействия различных факторов на основе экономических моделей; − анализировать статистические таблицы системы национальных счетов, определять функциональные взаимосвязи между статистическими показателями состояния экономики; − распознавать экономические взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления, применять инструменты макроэкономического анализа актуальных проблем современной экономики; − разбираться в основных принципах ценообразования; − выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учётом действия экономических закономерностей на микро- и макроуровнях. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: − генезис экономической науки, предмет, метод, функции и инструменты экономической теории; − ресурсы и факторы производства, типы и фазы воспроизводства, роль экономических потребностей в активизации производственной деятельности, типы экономических систем, формы собственности; − рыночные механизмы спроса и предложения на микроуровне, сущность и значение ценообразования, методы ценообразования, роль конкуренции в экономике, сущность и формы монополий, теорию поведения потребителя, особенности функционирования рынков производственных ресурсов; − роль и функции государства в рыночной экономике, способы измерения результатов экономической деятельности, макроэкономические показатели состояния экономики, основные макроэкономические модели общего равновесия, динамические модели 23 экономического роста, фазы экономических циклов; − задачи и способы осуществления макроэкономической политики государства, механизмы взаимодействия инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, направления социальной политики и методы государственного регулирования доходов; − закономерности и модели функционирования открытой экономики, взаимосвязи национальных экономик. Количество заданий для студента: Экзаменационный билет состоит из двух частей. Эти части выделяются: - Ч а с т ь 1 включает теоретические вопросы. - Ч а с т ь 2 включает практический вопрос. Время выполнения каждого задания и максимальное время на экзамен: Задание № 1- 10 мин./час. Задание № 2- 10 мин. Практической задание – 10 мин. /час Всего на экзамен 30 мин./час. Условия выполнения заданий Помещение: учебная аудитория. Требования охраны труда: инструктаж по технике безопасности. Оборудование: посадочное место, калькулятор для выполнения расчетов. 4.1.4 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ НА ЭКЗАМЕНЕ Таблица 4 Критерии оценки на экзамене № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Критерии оценки оценка Логично излагает содержание своего ответа на вопрос. Правильно использует научную терминологию в контексте ответа В соответствии с вопросом охарактеризовал основные социальные объекты и процессы, выделяя их существенные признаки, закономерности развития (на профильном уровне также раскрыл их место и значение в жизни общества как целостной системы) Умеет раскрывать на примерах относящиеся к вопросу теоретические положения и понятия социально-экономических и социальных явлений Показал умение формулировать на основе приобретенных экономических знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; Умеет использовать теоретические знания практически при выполнении 3 вопроса в билете Объяснение результатов решения практического задания Критерии оценки: 0 признак не проявлен 1. признаки имеет единственное проявление 2. признак имеет частичное проявление 3. признак проявлен не в полном объеме 4 признак проявлен в полном объеме Отметка «5» ставится если студент набрал: 28 – 25 баллов; 24 Отметка «4» ставится если студент набрал: 24 – 20 баллов; Отметка «3» ставится если студент набрал: 19 – 16 баллов; Отметка «2» ставится если студент набрал менее 16 баллов. Общая экзаменационная оценка ответа студента на экзамене складывается из баллов по каждому пункту критериев оценивания и является их арифметическим. 4.2. КОМПЛЕКТ «ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ» 4.2.1 ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНА ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «Основы экономической теории» 1. Понятие ВНП и ВВП. Виды ВНП. 2. Понятие конкуренции. Её виды и типы. 3. Рынок земельных ресурсов и земельная рента. Виды земельной ренты. 4. Методы экономической теории. 5. Направления и взгляды экономической теории на поведение «человека экономического». 6. Потребности человека и их виды. 7. Общественное производство: производительные силы и производственные отношения. 8. Основные формы собственности: частная, коллективная, общественная. 9. Экономика как наука. Экономические законы. 10. Роль государства в экономическом кругообороте. 11. Кривая спроса, кривая предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. 12. Понятие безработицы, причины безработицы и её виды. 13. Законы спроса и предложения. 14. Эластичность спроса по доходу, эластичность предложения. 15. Потребительские предпочтения и кривые безразличия. 16. Системы оплаты труда. 17. Инвестиции и факторы, воздействующие на их величину. 18. Международная торговля и протекционизм. 19. Международная валютная система. 20. Прибыль и издержки предприятия. 21. Виды курсов валют. 22. Понятие инфляции. Причины, виды инфляции. 23. Типы экономического роста. Факторы влияющие на величину экономического роста. 24. Спрос и предложение денег. 25. Монетарная(денежно - кредитная) политика государства. 26. Основные этапы развития экономической теории. 27. Государственная политика в области занятости. 28. Инвестиции и их виды. 29. Государственная политика в области занятости. 30. Политика «дорогих» и «дешёвых» денег. 31. Государственный бюджет, его структура. 32. Налоги их виды и принципы. 33. Характеристика школы физиократов, меркантилизма, неоклассицизма и их представители. 34. Характеристика школы маржинализма, монетаризма, марксистской политэкономии и их представители. 25 4.2.2 Типовые практические задания 1. Выполнить расчет бухгалтерской и экономической прибыли. Выручка от продажи 2 500 руб. Прямые издержки 1 200 руб. Переменные издержки 450 руб. Неявные издержки за используемые фирмой 250 руб. капитальные ресурсы и за риск предпринимателя Бухгалтерская прибыль ? Экономическая прибыль ? 2. Обоснуйте ответ, выгодно ли вам оставаться на рынке? Рынок оценивает продукцию, выпускаемую вами, 50 руб. за одно изделие. При оптимальном объеме выпуска 10 изделий средние издержки за изделие равны 40 руб. 3. Определить равновесную цену и равновесный объем продаж. Функция спроса населения на колбасу вареную: Qd = 4 – Р, функция предложения данного продукта Qs = -5 + Р, где Qd – объем спроса данного продукта в млн. кг. в год, Qs – объем предложения данного продукта в млн. кг. в год. 4. Рассчитать общие издержки производства и построить кривые общих издержек. Объем производства, Постоянные Переменные Общие издержки, т. издержки, руб. издержки, руб. руб. 10 150 250 20 150 470 30 150 660 40 150 830 50 150 1020 60 150 1250 70 150 1500 5. Определить выручку от продажи молока при каждом значении цены, данные занести в таблицу. Цена за 1 л., руб. Объем спроса, тыс. л. Выручка, тыс. л. 2,10 10 1,80 20 1,50 30 1,20 40 0,9 50 6. Постройте кривые спроса и предложения и определите равновесную цену. Цена, единиц, Q Количество, 10 20 30 40 50 60 единиц, Р Объем спроса, 32 28 24 20 16 12 тыс.т. Объем 4 7 10 13 16 19 предложения, тыс.т. Р, руб. 70 8 22 26 Q 27