1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный колледж» Рассмотрено цикловой (методической) комиссией экономических дисциплин протокол № 1 от 30.08.2021 года председатель Шаритдинова Л. А.__________ Утверждаю Зам. директора по учебной работе «01» сентября 2021 год Приемщиков А.Е.__________ Актуализирована цикловой (методической) комиссией экономических дисциплин протокол № 1 от 31.08.2022 года председатель Попова А. В.__________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 01 Экономика организации(предприятия) Специальность 21.02.05 Земельно-имущественные отношения 2 курс, группа 21-ЗИО, 22-ЗИО Красноуфимск, 2021 2 Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика организации (предприятия)» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 21.02.05 Земельно-имущественные отношения (базовая подготовка), утвержденного 12 мая 2014 года № 486, с учетом программы воспитания по специальности «Земельно-имущественные отношения» Разработчик: ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный колледж» Снежко Светлана Валерьевна, преподаватель высшей квалификационной категории 3 СОДЕРЖАНИЕ 1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 4 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 02 ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ) 1.1. Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 02 Экономика организации (предприятия) является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности 21.02.05 Земельно – имущественные отношения (базовая подготовка) укрупненной группы специальностей 21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия. Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке работников в области геодезии и картографии при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется. 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в профессиональный цикл, относится к общепрофессиональным дисциплинам. 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - определять организационно-правовые формы организаций; - планировать деятельность организации; - определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации; - заполнять первичные документы по экономической деятельности организации; 5 - рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации; - рассчитывать цену продукции; - находить и использовать необходимую экономическую информацию. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - сущность организации, как основного звена экономики отраслей; - основные принципы построения экономической системы организации; - управление основными и оборотными средствами и оценку эффективности их использования; - организацию производственного и технологического процессов; - состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования; - способы экономии ресурсов, энергосберегающие технологии; - механизмы ценообразования; - формы оплаты труда; - основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчета; - аспекты развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике. 4. Код. Наименование результата обучения (ПК, ОК) ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; ОК 2 Анализировать социально-экономические и политические проблемы и процессы, использовать методы гуманитарно-социологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности; ОК 3 Организовывать свою собственную деятельность. Определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; 6 ОК 4 Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях; ОК 5 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки о решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; ПК 1.1 Составлять земельный баланс района; ПК 1.2 Подготавливать документацию, необходимую для принятия управленческих решений по эксплуатации и развитию территорий; ПК 1.3 Готовит предложения по определению экономической эффективности использования имеющегося недвижимого имущества; ПК 1.4 Участвовать в проектировании и анализе социально-экономического развития территории; ПК 1.5 Осуществлять мониторинг земель территории; ПК 2.1 Выполнять комплекс кадастровых процедур; ПК 2.2 Определять кадастровую стоимость земель; ПК 2.3 Выполнять кадастровую съемку; ПК 2.4 Осуществлять кадастровый и технический учёт объектов недвижимости; ПК 2.5 Формировать кадастровое дело; ПК 3.1 Выполнять работы по картограофо-геодезическому обеспечению территорий, создавать графические материалы; ПК 3.2 Использовать госудасрственные геодезические сети и иные сети для производства картогафо-геодезических работ; ПК 3.3 Использовать в практической деятельности геоинформационные системы; ПК 3.4 Определять координаты границ земельных участков и вычислять их площади; ПК 3.5 Выполнять поверку и юстировку геодезических приборов и инструментов; 7 ПК 4.1 Осуществлять сбор и обработку необходимой и достаточной информации об объекте оценки и аналогичных объектах; ПК 4.2 Производить расчеты по оценке объекта оценки на основе применимых подходов и методов оценки; ПК 4.3 Обобщать результаты, полученные подходами, и давать обоснованное заключение об итоговой величине стоимости объекта оценки; ПК 4.4 Рассчитывать сметную стоимость зданий сооружений в соответствии с действующими нормативами и применяемыми методиками; ПК 4.5 Классифицировать здания и сооружения в соответствии с принятой типологией; ПК 4.6 Оформлять оценочную документацию в соответствии с требованиями нормативных актов, регулирующих правоотношения в этой области. Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа» Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры Личностные результаты реализации программы воспитания, Код личностных результатов реализации программы воспитания ЛР 2 ЛР 4 ЛР 6 ЛР 7 ЛР 9 ЛР 11 8 определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности1 Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить ЛР 13 общие цели и сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и ЛР 14 общественной деятельности Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектом Российской Федерации2 (при наличии) … ЛР … ЛР … Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями3 (при наличии) … ЛР … ЛР … Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектами образовательного процесса (при наличии) Сохранение традиций и поддержание престижа своей ЛР 15 образовательной организации Соблюдать дисциплину труда ЛР 16 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе практические занятия лабораторные занятия контрольная работа курсовая работа Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе индивидуальное проектное задание тематика внеаудиторной самостоятельной работы Итоговая аттестация Объем часов 135 90 12 не предусмотрено не предусмотрено 45 45 Экзамен 9 2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 02 «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ)» Наименование разделов и тем №п/ п Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся Введение. Роль дисциплины «Экономика организации» Введение 1 1.Роль дисциплины «Экономика организации» в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности. Связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики. 2.Роль и значение отрасли в системе рыночной экономики. 3. Признаки отрасли и показатели развития, современное состояние. Раздел 1. Организация, отрасль в условиях рынка Тема 1.1 2 Отраслевые особенности организации в рыночной экономике Отраслевые 1.Сущность организации, как основного звена экономики отраслей. особенности Понятие и основные признаки организации, юридического лица, организации в основные принципы построения экономической системы организации. рыночной экономике 2.Классификация организаций. Механизм функционирования организации. 3. Внутренняя и внешняя среда предприятия 3 Инфраструктура предприятий Самостоятельная работа 1 Инфраструктура предприятия: классификация и социальноэкономическое значение Тема 1.2 4 Организационно-правовые формы организаций ОрганизационноПонятие предпринимательства, основные виды предпринимательства. правовые формы 2.Организационно-правовые формы хозяйствования - основные организаций характеристики и принципы функционирования Тема 1.3 5 Производственная структура организации Производственная 1. Производственная структура организации и ее элементы. структура организации 2.Типы производства и их характеристика. 3.Производственный процесс: понятие, содержание, структура, принципы организации. 4.Производственный цикл, его структура, длительность, пути Объем часов 2 ОК, ПК, ЛР 2 ОК 1-ОК 5 ОК 1 ЛР 2,13,14 ЛР 9, 11,13,14 2 ОК 1-ОК 5 ЛР 7, 9, 11,13,14 2 ОК 1-ОК 5 ЛР 9, 11,13,14 2 ОК 1-ОК 5 ЛР 9, 11,13,14 сокращения. 5. Методы организации производства. 6 Подготовиться к зачету 1 Самостоятельная работа 2 Подготовиться к зачету 1 Раздел 2. Материально-техническая база организации Тема 2.1 7 Зачет 1. Основной капитал и его Имущество и капитал предприятия роль в производстве 1.Понятие капитала и имущества предприятия. 2.Структура капитала. 3.Понятие материально-вещественных и нематериальных элементов имущества. 4.Движимое и недвижимое имущество. 8 Основной капитал и его роль в производстве 1.Понятие и классификация основного капитала. 2.Оценка основных фондов. .9 Физический и моральный износ основных средств Самостоятельная работа 3 1.Оформить презентацию на тему: -Основные средства предприятия. -Физический и моральный износ основных средств. Амортизационный фонд. -Источники формирования основных средств. 10 Способы начисления амортизации основных средств 1.Способы начисления амортизации основных средств. 2.Показатели эффективности использования основных фондов. 11 ПЗ 1 Расчет среднегодовой стоимости основных средств и амортизационных отчислений 12 Решение задач по теме Основной капитал 13 Расчет амортизационных отчислений Самостоятельная работа 5 Решить задачи 2 ОК 1-ОК 5 ЛР 7,9,11,13,14 2 ОК 1-ОК 5 ПК 1.3,1.4 ЛР 9,11,13,14 2 ПК 3.2–3.3 ЛР 9,11,13,14 2 ПК 3.2–3.3 ЛР 9,11,13,14 2 ЛР 9, 11,13,14 2 ОК 1-ОК 5 ЛР 9, 11,13,14 ОК 1-ОК 5 ЛР 9, 11,,13,14 ОК 1-ОК 5 2 2 ЛР 9,11,13,14 11 14 Тема 2.2 Оборотный капитал 15 16 17 Тема 2.3 Капитальные вложения и их эффективность 18 19. Тема 2.4 20. Аренда, лизинг, нематериальные активы 21. ПЗ 2 Расчет показателей обеспеченности и эффективности использования основных средств 1.Определять показатели эффективности использования основных фондов. Оборотный капитал Кругооборот оборотных средств. 2. Материальные ресурсы и показатели их использования. 3.Определение потребности в оборотных средствах. 4.Показатели эффективности использования оборотных средств. Решить задачи по теме «Оборотный капитал» Самостоятельная работа 6 Показатели эффективности использования оборотных средств и методика их расчета. Решить задачу ПЗ 3 Расчет показателей эффективности использования оборотного капитала 1.Определять среднюю годовую стоимость оборотного капитала. 2. Рассчитывать показатели эффективности использования оборотного капитала. 3.Оформлять выводы. Капитальные вложения и их эффективность 1.Проблемы обновления материально-технической базы организаций. 2. Ресурсы и энергосберегающие технологии. 3.Источники и структура капитальных вложений. 4.Сущность инвестиций и их значение для развития организаций Рассчитать показатели воспроизводства основных средств Самостоятельная работа 7 Рассчитать показатели воспроизводства основных средств. Сделать вывод. Аренда, лизинг, нематериальные активы 1.Понятие аренды и лизинга 2.Нематериальные активы: понятие и классификация Подготовиться к зачету 2 Самостоятельная работа 8 Подготовиться к зачету 2 2 ОК 1-ОК 5 ЛР 9,11,13,14 2 ОК 1-ОК 5 ЛР 9,11,13,14 2 ОК 1-ОК 5 ЛР 9,11,13,14 2 ОК 1-ОК 5 ЛР 9,11,13,14 2 ОК 1-ОК 5 ЛР 9,11,13,14 2 ОК 1-ОК 5 ЛР 7,9,11,13,14 2 ЛР 7,9,1,13,14 2 ОК 1-ОК 5 ЛР 7,9,11,13,14 12 Раздел 3. Трудовые ресурсы и оплата труда в организации Тема 3.1 22. Зачет 2. Трудовые ресурсы Трудовые ресурсы организации и производительность 1.Состав и структура трудовых ресурсов организации. труда 2.Показатели изменения списочной численности персонала и методика их расчета. 3. Рабочее время и его использование. 4.Бюджет рабочего времени. 23. Трудовые ресурсы организации 1.Состав и структура трудовых ресурсов организации. 2.Показатели изменения списочной численности персонала и методика их расчета. 3. Рабочее время и его использование. 4.Бюджет рабочего времени. 24. Производительность труда 1.Производительность труда: понятие, значение, методы измерения. 2. Показатели уровня производительности труда. 3.Факторы роста производительности труда 25. Нормирование труда 1.Сущность и принципы нормирования труда. 2.Виды норм труда, их определение. 3.Способы и методы нормирования. 26. П З 4 Расчет показателей производительности труда 1.Рассчитывать прямые показатели производительности труда. 2.Рассчитывать обратные показатели производительности труда. 3.Рассчитывать косвенные показатели производительности труда. 4.Оформлять выводы. 27. Выполнение домашних заданий по разделу 3 Самостоятельная работа 9 Оформить ответы на контрольные вопросы Тема 3.2 Формы и 28. Системы оплаты труда системы оплаты труда 1.Принципы оплаты труда. 2.Тарифная система. 2 ЛР 2,4,13,14 2 ОК 1-ОК 5 ПК 1.1 ЛР 2,4,13,14 2 ЛР 2,4,13,14 2 ЛР 7,9,11,13,14 2 ОК 1-ОК 5 ЛР 6,13,14 2 ЛР 6,13,14 2 ЛР 9,11,13,14 13 3. Бестарифная система оплаты труда. 4.Формы и системы оплаты труда. 5.Фонд оплаты труда и его структура. 6. Основные элементы и системы премирования работников. Формы оплаты труда 1.Принципы оплаты труда. 2.Тарифная система. 3. Бестарифная система оплаты труда. 4.Формы и системы оплаты труда. 5.Фонд оплаты труда и его структура. 6. Основные элементы и системы премирования работников. ПЗ 5 Расчет заработной платы 1.Рассчитывать дневные тарифные ставки по отдельным категориям работников. 2 ЛР 9,11,13,14 2 ОК 1-ОК 5 2 2 ЛР 9,11,13,14 ЛР 7,9,11,13,14 ЛР 7,9,11,13,14 2 ЛР 7,9,11,13,14 Подготовиться к зачету 3 2 Самостоятельная работа 12 Подготовиться к зачету 3 Раздел 4. Себестоимость, цена, прибыль и рентабельность – основные показатели деятельности организации (предприятия) Тема 4.2 35. Зачет 3. Издержки производства и реализации продукции 2 Издержки производства 1.Понятие и состав издержек производства и реализации продукции. и реализации 2.Классификация производственных затрат. продукции 36. Издержки производства и реализации продукции 2 ЛР 7,9,11,13,14 29. 30. 31. 32. 33. 34. Контрольная работа по теме «Формы и системы оплаты труда Составить годовой баланс рабочего времени Самостоятельная работа 10 Составить годовой баланс рабочего времени одного среднесписочного работающего Решить задачи по теме «Оплата труда» Самостоятельная работа 11 Решить задачи по теме «Оплата труда» ЛР 7,9,11,13,14 ЛР 7,9,11,13,14 14 37. 38. Тема 4.2 Ценообразование 39. 40. 41. 42. 43. 44. 1.Понятие и состав издержек производства и реализации продукции. 2.Виды себестоимости продукции ПЗ 6 Составление калькуляции и сметы затрат 1.Определять структуру себестоимости. 2.Рассчитывать производственную, коммерческую себестоимость 3.Оформлять выводы. Анализ безубыточности Самостоятельная работа 13 Ценообразование на продукцию 1.Цена и ее функции. 2.Виды цен и их классификация. Состав и структура цен. Ценовая политика предприятия 1.Методика установления рыночных цен на товары. 2.Ценовая политика предприятия. Маркетинговая стратегия деятельности предприятия Самостоятельная работа 14 Оформить презентацию на тему: -Ценовая политика предприятия. -Маркетинговая и товарная стратегия деятельности предприятия. Расчет цены продукции Содержание учебного материала 1.Рассчитывать цену реализации продукции Калькуляция и расчет цены товара Содержание учебного материала 1.Рассчитывать производственную, коммерческую себестоимость и цену реализации товара Товарная стратегия деятельности предприятия Самостоятельная работа 15 Оформить презентацию на тему: -Ценовая политика предприятия. -Маркетинговая и товарная стратегия деятельности предприятия. 2 ПК 1.1 ЛР 7,9,11,13,14 ЛР 7,9,11,13,14 2 ЛР 7,9,11,13,14 2 ЛР 7,9,11,13,14 2 ЛР 7,9,11,13,14 2 ЛР 7,9,11,13,14 2 ЛР 7,9,11,13,14 2 ЛР 7,9,11,13,14 15 45. Тема 4.3 Прибыль и рентабельность 46. 47. 48. Тема 4.4 Финансы организации 49. 50. 51. Оформить презентацию по разделу «Ценообразование Самостоятельная работа 16 Оформить презентацию на тему: -Ценовая политика предприятия. -Маркетинговая и товарная стратегия деятельности предприятия. Прибыль и рентабельность Содержание учебного материала 1.Прибыль предприятия, ее сущность и формирование. Факторы, влияющие на прибыль. 2.Распределение и использование прибыли. 3.Виды и показатели рентабельности. Методика расчета уровня рентабельности. Расчет прибыли и рентабельности Содержание учебного материала 1.Рассчитывать прибыль от реализации продукции. 2.Определять уровень рентабельности. 3.Оформлять выводы. Составить таблицу показателей рентабельности Самостоятельная работа 17 Составить таблицу Показатели рентабельности и методика их расчета Финансы организации Содержание учебного материала 1.Понятие финансов организации, их значение и функции. 2.Финансовые ресурсы организации, их источники. 3.Управление финансовыми ресурсами организации Составить классификацию издержек обращения Самостоятельная работа 18 Составить классификацию издержек обращения Подготовиться к зачету 4 Самостоятельная работа 19 Подготовиться к зачету 4 2 ЛР 7,9,11,13,14 2 ЛР 9,11,13,14 2 ОК 1-ОК 5 ЛР 9,11,13,14 2 ОК 1-ОК 5 2 ЛР 7,9,11,13,14 ОК 1-ОК 5 ЛР 9,11,13,14 2 ЛР 7,9,11,13,14 2 ЛР 7,9,11,13,14 16 Раздел 5. Планирование деятельности организации Тема 5.1 52. Зачет 4. Планирование: принципы, виды и методы Планирование: 1.Сущность и принципы планирования. принципы, виды и 2.Виды планирования. методы 3.Методы планирования. Стратегическое планирование. 4. Бизнес-план предприятия. 53. Основные показатели эффективности деятельности организации 1.Сущность и показатели эффективности деятельности организации. 2.Технико-экономические показатели использования основных средств. 3.Показатели использования трудовых и материальных ресурсов. 4.Показатели использования финансовых ресурсов. 54. Бизнес – идея, ее объективные преимущества Самостоятельная работа 20 Бизнес – идея, ее объективные преимущества для развития территории г. Красноуфимск 55. 56. 57. 58. 59. 60. Понятие, цели, задачи бизнес-плана 1.Понятие, цели бизнес-плана, резюме 2.Основные разделы бизнес-плана Структура бизнес-плана 1.Задачи бизнес-плана 2.Структура бизнес-плана Экономические аспекты составления бизнес-плана 1.Понятие, цели, задачи бизнес – плана 2.Структура бизнес-плана Описание проектируемой услуги (товара) Описание проектируемой услуги (товара) Анализ основных конкурентов Анализ основных конкурентов План производства План производства 2 ОК 1-ОК 5 ЛР 9,11,13,14 2 ЛР 9,11,13,14 2 ОК 1-ОК 5 2 ЛР 9,11,13,14 ОК 1-ОК 5 2 ЛР 9,11,13,14 ОК 1-ОК 5 2 ЛР 9,11,13,14 ОК 1-ОК 5 2 2 ЛР 9,11,13,14 ОК 1-ОК 5 ЛР 9,11,13,14 ОК 1-ОК 5 ЛР 9,11,13,14 ОК 1-ОК 5 ЛР 9,11,13,14 17 61. 62. 63. 64. 65. 66. Тема 5.2 Основные показатели эффективности деятельности организации 67. 68. Повторить методику планирования цены на продукцию Самостоятельная работа 21 Методику планирования цены на продукцию План маркетинга План маркетинга Точка безубыточности Самостоятельная работа 22 Подготовиться к решению кейс-стадии по теме «Точка безубыточности» Организационный план Организационный план Финансовый план Финансовый план Оформление резюме Самостоятельная работа23 Расчет основных показателей деятельности Расчет основных показателей деятельности Защита бизнес-проекта ВСЕГО ЧАСОВ АУДИТОРНЫХ ИЗ НИХ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 2 ОК 1-ОК 5 ЛР 9,11,13,14 2 ОК 1-ОК 5 ЛР 9,11,13,14 ОК 1-ОК 5 ЛР 9,11,13,14 1 2 2 2 2 2 ОК 1-ОК 5 ЛР 9,11,13,14 ОК 1-ОК 5 ЛР 9,11,13,14 ОК 1-ОК 5 ЛР 9,11,13,14 ОК 1-ОК 5 ЛР 9,11,13,14 ОК 1-ОК 5 ПК 1.2 ЛР 9,11,13,14 135 90 12 18 3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Обеспечение специальных условий для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): а) для слепых: - присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь; - выпуск альтернативных форматов методических материалов (крупный шрифт или аудиофайлы); б) для слабовидящих: - обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс; - при необходимости предоставляется увеличивающее устройство; - учебно-методические материалы оформляются увеличенным шрифтом; в) для глухих и слабослышащих, с тяжелыми нарушениями речи: - обеспечивается надлежащими звуковыми средствами воспроизведение информации; - по их желанию промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме; г) с нарушениями опорно – двигательного аппарата: - организуется безбарьерная архитектурная среда образовательного учреждения, рабочего места. 19 3.2 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Бухгалтерского учета, финансов и кредита Оборудование учебного кабинета Бухгалтерского учета, финансов и кредита: - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - комплект бланков; - комплект учебно-методической документации; - калькуляторы. Технические средства обучения компьютер и мультимедиапроектор. 3.3 ИНФОРМАЦИОННОН ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ Нормативно правовая литература: 1.Гражданский кодекс РФ 2.Трудовой кодекс РФ 3.Налоговый кодекс РФ Основные источники: 1.В.Д.Грибов, В. П. Грузинов, В.А. Кузьменко. Экономика организации (предприятия) М.: КноРус, 2021 2.СеменовВ.М. «Экономика предприятия» Питер, 2010 3.Смагин В. Н. «Экономика предприятия» Москва, 2006 4 Минаков И. А. «Экономика сельского хозяйства», М. «КолосС» 2005 5. Г.А.Петранёва, Н.Я.Коваленко, А.Н. Романов,О.А.Моисеева Экономика сельского хозяйства М.: Инфра, 2012 6.Минаков И. А. «Экономика сельскохозяйственного предприятия» М. «КолосС» 2004 20 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований. промежуточная аттестация проводится в форме экзамена. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Результаты обучения умения: -определять организационно-правовые формы организаций -планировать деятельность организации -определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации -заполнять первичные документы по экономической деятельности организации -рассчитывать по принятой методологии основные экономические показатели деятельности организации, цены и заработную плату -находить и использовать необходимую экономическую информацию знания -основные принципы построения экономической системы организации -состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования -механизмы ценообразования, -формы оплаты труда -основные экономические показатели деятельности организации и методику их расчета планирование деятельности организации ОК 1 Понимать сущность и социальную Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки результатов обучения умеет определять практические организационнозанятия, правовые формы самостоятельная организаций работа, - планирует деятельность выполнение организации индивидуальных -определлает состав заданий, материальных, тестирование, оценка трудовых и деятельности на финансовых ресурсов практических организации занятиях, -заполняет первичные Оценка документы по результатов экономической экзамена деятельности организации -рассчитывает по принятой методологии основные экономические показатели деятельности организации, цены и заработную плату -находит и использует необходимую экономическую информацию знает основные принципы построения значимость своей будущей профессии, экономической системы организации проявлять к ней устойчивый интерес; -состав материальных, ОК 2 Анализировать социальнотрудовых и экономические и политические проблемы и финансовых ресурсов процессы, использовать методы гуманитарно- организации, показатели их практические занятия, самостоятельная работа, выполнение индивидуальных заданий, тестирование, оценка деятельности на 21 социологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности; ОК 3 Организовывать свою собственную деятельность. Определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; ОК 4 Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях; ОК 5 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки о решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; ПК 1.1 Составлять земельный баланс района; ПК 1.2 Подготавливать документацию, необходимую для принятия управленческих решений по эксплуатации и развитию территорий; ПК 1.3 Готовит предложения по определению экономической эффективности использования имеющегося недвижимого имущества; ПК 1.4 Участвовать в проектировании и анализе социально-экономического развития территории; ПК 1.5 Осуществлять мониторинг земель территории; ПК 2.1 Выполнять комплекс кадастровых процедур; ПК 2.2 Определять кадастровую стоимость земель; ПК 2.3 Выполнять кадастровую съемку; ПК 2.4 Осуществлять кадастровый и технический учёт объектов недвижимости; ПК 2.5 Формировать кадастровое дело; ПК 3.1 Выполнять работы по картограофо- эффективного использования -механизмы ценообразования, -формы оплаты труда -основные экономические показатели деятельности организации и методику их расчета планирование деятельности организации практических занятиях, Оценка результатов экзамена Форма: процесс практической деятельности (работа в микрогруппах). Метод: наблюдение в стандартной ситуации, устные ответы в микрогруппах, тестирование. Оценка работы по рабочим тетрадям, результатов практических работ, тестовых работ Форма: процесс практической деятельности (работа в микрогруппах) Метод: анализ продуктов деятельности студентов Оценка работы по рабочим тетрадям, результатов практических работ, тестовых работ геодезическому обеспечению территорий, 22 создавать графические материалы; ПК 3.2 Использовать госудасрственные геодезические сети и иные сети для производства картогафо-геодезических работ; ПК 3.3 Использовать в практической деятельности геоинформационные системы; Форма: процесс практической деятельности (работа в рабочих тетрадях). ПК 3.4 Определять координаты границ земельных участков и вычислять их площади; ПК 3.5 Выполнять поверку и юстировку геодезических приборов и инструментов; ПК 4.1 Осуществлять сбор и обработку необходимой и достаточной информации об объекте оценки и аналогичных объектах; ПК 4.2 Производить расчеты по оценке объекта оценки на основе применимых подходов и методов оценки; ПК 4.3 Обобщать результаты, полученные подходами, и давать обоснованное заключение об итоговой величине стоимости объекта оценки; ПК 4.4 Рассчитывать сметную стоимость зданий сооружений в соответствии с действующими нормативами и применяемыми методиками; ПК 4.5 Классифицировать здания и сооружения в соответствии с принятой типологией; ПК 4.6 Оформлять оценочную документацию в соответствии с требованиями нормативных актов, регулирующих правоотношения в этой области. ЛР 2 Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности 23 общественных организаций ЛР 4 Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа» ЛР 6 Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях ЛР 7 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. ЛР 9 Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях ЛР 11 Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры ЛР 13 Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности ЛР 14 Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности ЛР 15 Сохранение традиций и поддержание престижа своей образовательной организации ЛР 16Соблюдать дисциплину труда 24 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный колледж» КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ) Специальность 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения» 2 курс, группа 21-ЗИО 25 СОДЕРЖАНИЕ 4.1 Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств 4.1.1 Контроль и оценка результатов освоения дисциплины 4.1.2 Формы промежуточной аттестации 4.1.3 Описание процедуры экзамена 4.1.4 Критерии оценки на экзамене 4.2 Комплект «Промежуточная аттестация» 4.2.1 Экзаменационные вопросы 4.2.2 Типовые практические задания 26 4.1 ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ 4.1.1 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Предметом оценки освоения учебной дисциплины (УД) являются умения и знания. Контроль и оценка этих дидактических единиц осуществляются с использованием следующих форм и методов: Таблица 1 – Формы и методы контроля и оценки дидактических единиц № Контролируемые разделы Код Наименование оценочного п/п (темы) дисциплины контролируемой средства компетенции (или ее части) 1 Раздел 1 « Организация, ОК 1-5 Рабочая тетрадь отрасль в условиях ПК 4.1 Тест рынка». Задания для самостоятельной внеаудиторной работы Экзамен 2 Раздел 2: «МатериальноОК 2-5 Рабочая тетрадь техническая база ПК 1.1 -1.3 Тест организации» ПК 2.1—2.5 Проект ПК 3.1—3.5 Задания для самостоятельной ПК 4.1 -4.6 внеаудиторной работы Реферат Экзамен 3 Раздел 3: «Трудовые ОК 2-5 Рабочая тетрадь ресурсы и оплата труда в ПК 4.1 Тест организации» Задания для самостоятельной внеаудиторной работы Контрольная работа Экзамен 4 Раздел 4: ОК 2-5 Рабочая тетрадь «Себестоимость, цена, ПК 4.1 Тест прибыль, и Проект рентабельность Задания для самостоятельной основные показатели внеаудиторной работы деятельности Реферат организации Экзамен (предприятия)» 5 Раздел 5: «Планирование ОК 2-5 Рабочая тетрадь 27 6 деятельности организации (предприятия) Итоговая аттестация по дисциплине ПК 1.4 ПК 4.1 ОК 2-5 ПК 1.1 -1.3 ПК 2.1—2.5 ПК 3.1—3.5 ПК 4.1 -4.6 Ситуационная задача Экзамен Экзамен Оценка освоения УД предусматривает использование пятибалльной системы оценки. 4.1.2 ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИИ Таблица 2 - Запланированные формы промежуточной аттестации № семестра 4 Формы промежуточной аттестации Экзамен Форма проведения Устный экзамен по билетам 4.1.3 ОПИСАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ЭКЗАМЕНА Процедура экзамена устанавливает уровень сформированности следующих умений и усвоения следующих знаний по материалу, изучаемому в семестре. В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - определять организационно-правовые формы организаций; - планировать деятельность организации; - определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации; - заполнять первичные документы по экономической деятельности организации; - рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации; - рассчитывать цену продукции; - находить и использовать необходимую экономическую информацию. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - сущность организации, как основного звена экономики отраслей; - основные принципы построения экономической системы организации; 28 - управление основными и оборотными средствами и оценку эффективности их использования; - организацию производственного и технологического процессов; - состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования; - способы экономии ресурсов, энергосберегающие технологии; - механизмы ценообразования; - формы оплаты труда; - основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчета; - аспекты развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике. Количество заданий для студента: два теоретических вопроса и практическое задание. Время выполнения каждого задания и максимальное время на экзамен: Задание № 1- 10 мин. Задание № 2- 10 мин. Практической задание – 10 мин. Всего на экзамен 30 мин. Условия выполнения заданий Помещение: учебная аудитория. Требования охраны труда: инструктаж по технике безопасности. Оборудование: калькулятор для выполнения расчетов. Перечень справочной и нормативной литературы для использования на экзамене: 1. Формы отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса 4.1.4 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ НА ЭКЗАМЕНЕ Таблица 4 – Критерии оценки на экзамене 29 № Критерии оценки п/п 1. Владеет эмоционально- психологической устойчивостью при выполнении экзаменационных заданий и объяснении представленных ответов 2. Предоставляет в срок ответ по экзаменационным вопросам (выполнение экзаменационных заданий в течение 30 минут); 3. Отражает межпредметную связь по дисциплинам экономического цикла, т.е. глубину содержания ответов на экзаменационные вопросы, их обоснованность и убедительность. 4. Использует информацию, необходимую для эффективного выполнения практического задания в билете 5. Использует методы: сравнения, экономико – математический, монографический, экспериментальный в различных видах профессиональной деятельности (правильно рассчитывает экономические показатели деятельности организации и представляет анализ этих показателей) 6. Объясняет теоретические ответы и результаты решения практического задания Всего баллов Критерии баллов 21-24 балла «5» 17-20 балла «4» 14-16 балла «3» менее 14 балла «2» Критерии оценки: 0 признак не проявлен 1 признаки имеет единственное проявление 2 признак имеет частичное проявление 3 признак проявлен не в полном объеме 4 признак проявлен в полном объеме оценка само оценка 4.2. КОМПЛЕКТ «ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ» 4.2.1 Экзаменационные вопросы 1.Роль дисциплины «Экономика организации» в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности. Связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики. 2.Роль и значение отрасли в системе рыночной экономики. 3. Признаки отрасли и показатели развития, современное состояние. 4.Сущность организации, как основного звена экономики отраслей. Понятие и основные признаки организации, юридического лица, основные принципы построения экономической системы организации. 5.Классификация организаций. Механизм функционирования организации. 30 6. Внутренняя и внешняя среда предприятия 7.Понятие предпринимательства, основные виды предпринимательства. 8.Организационно-правовые формы хозяйствования - основные характеристики и принципы функционирования 9.Производственная структура организации и ее элементы. 10.Производственный процесс: понятие, содержание, структура, принципы организации. 11.Производственный цикл, его структура, длительность, пути сокращения. 12. Методы организации производства. 11.Размещение как форма общественного разделения труда. 12.Понятие специализации. Виды, формы специализации. 13.Структура товарной продукции, методика ее определения. 14.Понятие уровня специализации, его виды. 15.Значение и использование земли. 16.Особенности земли как главного средства производства. 17. Состав, структура и состояние земельных ресурсов. 18.Понятие государственного земельного кадастра. 19.Порядок ведения государственного земельного кадастра. 20.Мониторинг земель: понятие и задачи. 21.Понятие и методика оценки земли. 22.Дифференциальная земельная рента: понятие, виды. 23.Показатели эффективности использования земли. 24.Понятие капитала и имущества предприятия. 25.Структура капитала: основной и оборотный 26.Понятие материально-вещественных и нематериальных элементов имущества. Движимое и недвижимое имущество. 27. Понятие и классификация основного капитала. 28. Оценка основных фондов. 29. Износ и амортизация основных фондов: понятие. Виды износа. 30.Воспроизводство основных фондов. 31 31.Показатели эффективности использования основных фондов. 32.Состав и структура оборотного капитала. Кругооборот оборотных средств. 33.Материальные ресурсы и показатели их использования. 34.Показатели эффективности использования оборотных средств. 35.Проблемы обновления материально-технической базы организаций. 36.Источники и структура капитальных вложений. 37.Сущность инвестиций и их значение для развития организаций 38.Понятие аренды и лизинга 39.Нематериальные активы: понятие и классификация 40.Состав и структура трудовых ресурсов организации. 41.Производительность труда: понятие, значение, методы измерения. 42.Показатели уровня производительности труда. Факторы роста производительности труда 43.Сущность и принципы нормирования труда. 44.Виды норм труда, их определение. 45.Способы и методы нормирования. 46.Принципы оплаты труда. 47.Тарифная и бестарифная системы оплаты труда. 48.Формы и системы оплаты труда. 49.Фонд оплаты труда и его структура. 50. Основные элементы и системы премирования работников. 51.Понятие и состав издержек производства и реализации продукции. 52.Классификация производственных затрат. 53.Цена и ее функции. 54.Виды цен и их классификация. Состав и структура цен. 55.Прибыль предприятия, ее сущность и формирование. Факторы, влияющие на прибыль. 56.Распределение и использование прибыли. 57.Виды и показатели рентабельности. Методика расчета уровня рентабельности. 32 58.Понятие финансов организации, их значение и функции. 59.Финансовые ресурсы организации, их источники. Управление финансовыми ресурсами организации 60.Сущность и принципы планирования. 61.Виды планирования. 62.Сущность и показатели эффективности деятельности организации. 4.2.2 Типовые практические задания 1.Цена приобретения единицы оборудования 7 млн. руб.; транспортномонтажные затраты 1,2 млн. руб.; норма амортизации 12,5%, период эксплуатации 15 лет. Определите первоначальную и остаточную стоимость основных производственных фондов. 2.В 2015 г. организация произвела продукции на сумму 980 млн. руб., среднегодовая стоимость ее основных производственных фондов составила 400 млн. руб. В 2016 г. выпущено продукции на сумму 890 млн. руб., среднегодовая стоимость основных производственных фондов организации — 500 млн. руб. Необходимо определить, как изменилась фондоёмкость (в %). 3.В 2015 г. организация изготовила изделий на сумму 980 млн. руб., среднегодовая стоимость ее основных производственных фондов составила 400 млн. руб. В 2016 г. выпущено продукции на сумму 890 млн. руб., среднегодовая стоимость основных производственных фондов организации — 500 млн. руб. Необходимо определить, как изменилась фондоотдача (в%). 4.На начало года стоимость основных средств фирмы составляла 8500 млн. руб. В течение года списано в связи с износом основных средств на сумму 700 млн. руб. и введено в действие новых основных средств на сумму 500 млн. руб. Годовой объем товарной продукции составил 22 700 млн. руб. при среднегодовой численности 2310 человек. Определите фондовооруженность предприятия. Сделать вывод. 5. Оборудование было приобретено по полной первоначальной стоимости 120 тыс. руб. Срок полезного использования – 1,5 года. Рассчитать величину амортизационных отчислений для налогового учета линейным методом. 33 6. Определите дополнительный объем продукции в планируемом году при тех же оборотных средствах, если число оборотов увеличивается на один. Исходные данные: выпуск продукции в базисном году - 30 тыс. руб.; средний размер оборотных средств в базисном году - 10 тыс. руб. 7. В отчетном году сумма нормируемых оборотных средств на предприятии составила 100000 руб. Длительность одного оборота оборотных средств – 35 дней. В будущем году объем реализуемой продукции увеличился на 5%. На сколько дней сократиться время одного оборота при той же величине нормируемых оборотных средств. 34